Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Отчет о практике в школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Отчет о практике в школе
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление.

     

    Введение........................................................................................................... 2


    Глава 1. Лекция для родителей старшеклассников на тему «Курение и статистика»       3

    1.1. Актуальность, цель, задачи лекции........................................................... 3

    1.2. План лекции............................................................................................... 4

    1.3. План-конспект (текст) лекции................................................................... 4

    1.4. Рефлексивный отчет о проведенном лекционном занятии...................... 9


    Глава 2. Программа тренинга «Межличностное общение» для старшеклассников.         11

    2.1. Актуальность, цель, основная идея, задачи тренинга............................ 11

    2.2. Цель упражнения № 1, логика построения............................................. 13

    2.3. Цель упражнения № 2, логика построения............................................. 16

    2.4. Цель упражнения № 3, логика построения............................................. 18

    2.5. Рефлексивный отчет по проведенному тренингу................................... 20


    Заключение..................................................................................................... 22


    Список литературы........................................................................................ 23


    Приложения.................................................................................................... 25


    Введение.



    Базой практики являлась средняя школа № 1234 г. Москвы, 7-9 классы. Школа находится в т.н. «неблагополучном» районе, с плохо развитой инфраструктурой, высокой преступностью. Основной контингент учащихся – выходцы из рабочих семей, много приезжих. В связи с этим в потребностях базы практики можно выделить морально-нравственный аспект прививания социальных и этических норм, а также склонность детей данного возраста к ненормативному поведению и бунту против взрослых.

    За время прохождения практики я применяла свои психолого-педагогические знания для решения педагогических задач, углубила свои знания, ознакомилась с проблемами и состоянием учебно-воспитательной работы в школе.

    На практике по педагогике работала с учащимися, с классным руководителем, с родителями.

    Посетила несколько уроков в данных классах, несколько учебно-воспитательных мероприятий в классе, классные собрания, провела лекцию с родителями на тему: «Курение и статистика»; тренинг со старшеклассниками на тему: «Межличностное общение».

    Цель практики: опробовать на практике знания и умения, полученные в ходе обучения в вузе.

    Задачи практики:

    1) научиться строить контакт с аудиторией;

    2) научиться преподносить информацию и вести обсуждение;

    3) научиться взаимодействовать с разными возрастными и социальными группами людей;

    4) сделать выводы.


    Глава 1. Лекция для родителей старшеклассников на тему «Курение и статистика»


    1.1. Актуальность, цель, задачи лекции.


    Актуальность лекции:

    Курение усугубляет проблему загрязнения окружающей среды. Табачный дым загрязняет атмосферный воздух. Установлено, что в нем содержится в 1000 раз больше частиц, чем в самом загрязненном воздухе на промышленном предприятии. Выкуривание одной сигареты по своему действию на организм человека равноценно тому, что он будет дышать выхлопными газами на крупной автомагистрали в течение 16 часов. Курение и загрязнение окружающей среды табачным дымом - это та область, где экологическая ситуация зависит от жизненной позиции каждого курильщика и где можно и нужно вносить изменения.

    Актуальность работы по профилактике табакокурения среди подростков, пробуждения желания бросить курить и помощи им в решении этой задачи очень актуальна, поскольку здоровье - самое ценное достояние человека, уступающее по своему значению только самой жизни. А сегодня на Земле ежегодно умирает 1,5 млн. человек от заболеваний, спровоцированных курением (данные ВОЗ).

    В настоящее время курят 32% подростков и молодых людей (результаты анкетирования 2004 года). Среди девушек курят 25,26 %, среди юношей - 43,7%. Анкетирование среди старшеклассников школ в Москве  в 2005 г. показало, что курят 57%. Прирост числа курящих идет за счет подростков, особенно девушек.

    Учитывая актуальность проблемы курения, становится очевидной необходимость продолжения этой работы на качественно новом уровне, который представлен разработанной лекцией.

    Цель лекции:

    Дать родителям старшеклассников полную и разностороннюю информацию о проблеме детского курения.

    Задачи лекции:

    1.  Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения ребенка.

    2. Предоставить   родителям   возможность   познакомиться   с   информацией   и статистикой по проблеме курения.

    3. Вызвать интерес родителей к проблеме и желание ее обсуждать.


    1.2. План лекции.


    1. Предложение вопросов для обсуждения.

    2. Проведение теста «Незаконченное предложение», двух анкет.

    3.  Вступительное слово лектора.

    4. Анализ фактов и статистика по проблеме.

    5. Болезни, связанные с курением.

    6. Советы некурящих родителей борющемуся с курением.

    7. Родительский практикум. Подведение итогов лекции.


    1.3. План-конспект (текст) лекции.


    Вопросы для обсуждения

    1.   Статистика и факты проблемы курения

    2.   Болезни, связанные с курением

    3.   Пути помощи ребенку, который курит.

    План организации собрания

    К родительскому собранию классный руководитель готовит анализ проведенных мероприятий по проблеме, которые были организованы в классе или школе. К собранию учащихся проводим следующую работу:

    Тест «Незаконченное предложение»         

    1.   Курение - это ...                                           

    2.  Сигареты в руке - это показатель...

    3.  Не курить - это значит не ...

    4.  Для того, чтобы бросить курить, нужно...

    5.   В моей семье курит лишь ...

    6.  Курение в нашей семье -это...

    7.   Курение дает мне возможность ...                

    Анкета «Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения»

     Прочитайте, пожалуйста, утверждение и укажите, согласны вы с ними или нет.

    1.   20% всех смертей от рака обусловлены курением табака.

    2.   Выкуривание хотя бы 1-2 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца.

    3.   Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности среди мужчин.

    4.   Вещества, содержащиеся в сигарете, не является болезненными, но и не содержат яда.

    5.   Большинство курильщиков начинает курить в юношеские годы.

    6.   Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими) опасно.

    7.   Одна треть больничных мест занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака.                                                     

    8.   50% смертей от заболеваний сердца среди женщин - результат курения.

    9.   Одна сигарета в день не опасна для здорового человека.

    10. Среди женщин смертность от вызываемого курением рака легких превышает смертность от рака груди.

    Анкета (дается и ученикам и родителям, если они курят) «Я курю тогда, когда...»

    -    я чего-то достигаю в жизни

    -    нужно проявить активность     

    -    сигарета попадает мне в руки

    -    мне нужно успокоиться

    -    мне нужно расслабиться

    -    я чем-то огорчен

    -    нужно что-то обдумать

    -    я нервничаю

    -    нужно принять важное решение

    -    собираются все курящие люди

    -    это стало привычкой

    Анализ последней анкеты проводится в конце собрания.

    Вступительное слово лектора.

    Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека - это проблема курения. Эта тема не случайно стала темой данной лекции. Когда в начале учебного года вам были предложены темы родительских собраний, вы определили, что проблему курения детей необходимо изучать, необходимо обсуждать и совместно искать пути решения.

    Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет. За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет. Есть люди, которые выкуривают 1-2 сигареты в день, есть такие, которые выкуривают более 1 пачки в день.

    Таблица (См. Приложение 1)

    Представленная статистика говорит о том, что количество курящих мужчин уменьшается, в то время как количество женщин у них растет.

    Параллельно с ростом числа курящих женщин у них растет количество заболеваний, связанных с курением.

    Среди молодежи в возрасте 14-17 лет курение стало излюбленным время провождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Существуют так называемые «профессии» курильщиков с риском, нервными перегрузками, стрессами (профессии шахтера, строителей, водителей, моряков и т.д).

    Курение - это важнейшая из причин, приводящая к заболеваниям, инвалидности и смертельному исходу. Количество людей, которые ушли из жизни в результате курения, доходит до 70 тысяч в год. От несчастных случаев гибнет 11 тысяч человек.

    Заболевания, которым способствует курение:

    -    бронхит, эмфизема;

    -    болезни сердца, инфаркт;

    -    рак легких и иные заболевания;

    -    болезни желудка и двенадцатиперстной кишки 85% всех умерших от рака легких были курящими людьми.

    25% всех умерших от инфаркта миокарда были курящими людьми. Инфаркт в 40 лет ждет, прежде всего, курящего человека.

    Какие проблемы со здоровьем у курящего человека, можно определить невооруженным глазом?

    1.  Курящие мужчины и женщины кашляют много и часто, дышат тяжело.

    2.  Во время хирургического вмешательства эти люди страдают   и погибают из-за осложнений с дыханием.

    3.   Курящие   люди   имеют   проблемы   с   лечением   и   сохранением   зубов здоровыми.

    4.  Внешний   вид:   желто-серый   цвет   лица,   темные   круги   под   глазами, нарушения кровоснабжения

    Как помочь бросить курить?

    1.  Родители должны первыми освободиться от курения

    2.  Родители должны помочь своему ребенку отвлечься от привычки курить, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы - все это способствует отказы от курения.

    3.  Не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится, если человек чего-то хочет добиться.

    4.  Не боятся компании своего ребенка, а помогать им бороться с соблазном курения.

    Советы некурящих родителей борющемуся с курением.

    1.  Вы - человек, который может вознаградить себя не только курением. Лучше пару раз глубоко вздохнуть или прогуляться пешком. Последствия дадут большой эффект.

    2.  Вам нужно занять руки. Возьмите в руки карандаш и напишите письмо другу или разгадайте кроссворд.

    3. Курение вас настраивает на деятельность.   Но это вранье самому себе. Чем больше вы курите, тем больше осложняете свою деятельность. . 4. Вы используете сигареты, когда волнуетесь. Попытайтесь просто вовремя решать  конфликтные ситуации,  и не  нужно  будет курить,  оттягивая  их решение.

    5.  Для того, чтобы принять важное решение, его нужно всесторонне обдумать, а курение отвлекает и не дает возможность сосредоточиться на проблеме.

    6.  Вы курите без разбора, не замечая количества и качества сигарет, которые курите. Каждый раз, когда вы берете сигарету, задавайте себе вопрос: А хочу ли я курить? Вы будете удивлены, как часто вы этого не хотите.

    Родительский практикум

    Ответьте на вопросы:

    1.  Какие сигареты курит ребенок?

    2.   Сколько раз в день?

    3.  С кем, в какой компании он курит?

    4.   Что является причиной курения?

    Сравните свои ответы с ответами на такие же вопросы ваших детей, записанные ими ранее для педагога, Сделайте выводы из этого сравнения.

    Сформулируйте 10 правил, которые помогут бороться с собственным курением и курением вашего ребенка.


    1.4. Рефлексивный отчет о проведенном лекционном занятии.



    Проведение лекции с родителями старшеклассников по проблеме курения было актуальным и своевременным. Анкетирование показало, что число курящих среди подростков постоянно значительно возрастает. Поэтому информирование родителей о статистике курения весьма необходимо.

    Цель лекции была достигнута. Родители были довольны полученной информацией о проблеме детского курения.

    Задачи лекции были решены.

    1.  Родители убедились в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения ребенка, что видно из внимательного слушания содержания лекции и конспектирования части ее.

    2. Родителям   предоставлена возможность   познакомиться   с   информацией   и статистикой по проблеме курения. Это видно из информированности родителей и их вопросов после лекции.

    3. Вызван интерес родителей к проблеме и желание ее обсуждать. Это видно из заданных после лекции вопросов и долгого обсуждения.

    Однако, некоторые родители остались неохваченными и не были заинтересованы содержанием лекции. Для избежания этого в будущем лекции проводиться с использованием визуальных средств информирования: плакатов, картинок «Наш организм», слайдов, демонстрирующих различные патологические последствия влияния табака на человеческий организм.

    Обсуждением установлено, что главными причинами курения молодежи являются: мода, любопытство, бездуховность. Поэтому в лекции нужно было учесть следующие моменты:

    Показать, что мода приходит и уходит, а изменения в организме, вызванные курением, могут остаться. Слайды, показывающие эти изменения в организме вследствие курения, послужат хорошей профилактикой табакокурения и у многих курильщиков (в том числе, взрослых) пробудят желание бросить курить.

    Обратить внимание на нравственную сторону проблемы курения. Во-первых, порочно курить в присутствии тех, кто не желает этого, заставляя их дышать отравленным воздухом. Это может явиться главным стимулом, чтобы бросить курить. Во-вторых, человек, который любит свое тело, не может преднамеренно уничтожать его с помощью никотина.

    Для тех, кто захочет бросить курить, предложить конкретную помощь – литературу, консультации.

    Глава 2. Программа тренинга «Межличностное общение» для старшеклассников.


    2.1. Актуальность, цель, основная идея, задачи тренинга.


    Актуальность тренинга определяется тем, что теоретическая карта такой области психологии, как тренинг отличается особой пестротой. Каждый год приносит все новые и новые научные направления, школы, появляются более совершенные техники, модели, упражнения. Большинство авторов, уделяющих внимание проблематике тренинга в контексте социальной и организационной психологии, концентрируются на различных методических приемах организации процесса тренинга: описывают различные методики проведения тренинговых групп, приводят детальное описание упражнений и приемов (Арнольд, 1989; Большаков, 1996; Емельянов, 1985; Жуков, Петровская, Растянников, 1990 и др.). Между тем, в цикле указанных исследований неоднократно отмечается, что при определении эффективности тренингового курса речь идет скорее не о мощности теоретической системы и рожденных в ее рамках прикладных методик, а об успешности отдельных ведущих как личностей и их уникальном опыте.

    «Упражнения, приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего» (Вачков, 1999, с. 18).

    Сегодня, спустя почти 20 лет, данная проблема не потеряла своей актуальности. В статье 1998 года Г.В. Исурина, опытный специалист в области психологического тренинга, пишет: «На практике, к сожалению, разные психологические интервенции зачастую не удовлетворяют этим требованиям. Практические психологические вмешательства <...> далеко не всегда имеют соответствующую теоретическую базу <...> и также не всегда осуществляются осознанно, с полным пониманием теоретических основ такого рода воздействий <...>. На сегодня чрезвычайно важно «теоретическое самоопределение» психологов. Для этого явно недостаточно только дидактических занятий. Самостоятельной практике под наблюдением супервизора обязательно должна предшествовать работа в группах личностного тренинга под руководством опытного специалиста, которая дает возможность участникам не только развивать и совершенствовать собственные способности воспринимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, но также на основании практического опыта участия в группе внести ясность в свои теоретические представления о природе человеческой личности, специфике личностных проблем и конфликтов и соответствующих способах психологического вмешательства» (Исурина, 1998, с.30-31).

    Таким образом, при попытках выделить межличностные проблемы в проведении тренинговых занятий, встает вопрос о том, что играет первостепенную роль: «правильная теория», инструментарий или личное мастерство и подготовленность тренера? Отсюда со всей остротой встает проблема поиска путей диагностики эффективности тренинга, и, соответственно, выбора разных форм тренинга для решения стоящих перед организацией задач.

    Рассматривая тренинг как особым образом организованную реальность, которую ведущие отечественные специалисты по тренингу определяют как «совместную предметную деятельность» (Петровская, 1982, с.47), мы обратились к культурно-исторической теории развития психики Л.С.Выготского и деятельностному подходу А.Н. Леонтьева как к общепсихологической методологии, вооружающей нас необходимым инструментарием и ключевыми понятиями для объяснения открывающихся фактов. Как писал в своей статье В.В. Столин: «Несомненно, что теория деятельности обладает методологическим потенциалом, позволяющим ставить и направлять разработку межличностных проблем, возникающих в современной психологии» (Столин, 1983, с.184).

    Л.А.Петровская в одной из своих статей о тренинге писала: «Принцип опосредствования психологических образований – методологически исходный для советской психологии <...>. Из этой идеи следует представление о стратегическом пути совершенствования, а в случае необходимости и преобразования психологической реальности: если детерминантой этой реальности выступает совместная предметная деятельность, то и перестраивать, изменять психологические параметры, влиять на них следует, прежде всего, посредством изменения, перестройки совместной деятельности» (Петровская, 1982, с.47).

    Поэтому, на наш взгляд, именно культурно-историческая теория развития психики и деятельностный подход способны вооружить нас необходимым теоретическим и практическим инструментарием для осмысления выделенной проблематики, поиска адекватных методологических путей ее решения.

    Цель тренинга: привить учащимся старших классов навыки межличностного общения.

    Основная идея тренинга: через проведение ролевых игр и групповых дискуссий показать, что общение между людьми не таит в себе ничего плохого, дается легко и просто.

    Задачи тренинга:

    1) улучшить навыки общения старшеклассников в семье;

    2) улучшить навыки общения старшеклассников в школе;

    3) научить старшеклассников расслабляться в общении.


    2.2. Цель упражнения № 1, логика построения


    Была проведена ситуативно-ролевая игра, моделирующая встречу двух семей. Период коллективной и индивидуальной подготовки к ней составил один день. На первом занятии старшеклассникам было предложено высказать свои соображения относительно общей коммуникативной ситуации, набора ролей, хода игры и др. На втором занятии состоялось обсуждение некоторых вариантов, в результате чего старшеклассники условились, что они будут воссоздавать встречу двух семей (Ивановы и Петровы), состоящих в родственных отношениях. Условились, что семья Петровых, состоящая из родителей и трех детей (двух дочерей и сына), нанесет визит семье Ивановых, состоящей из представителя старшего поколения (бабушки Натальи Андреевны Сидоровой), родителей и двух дочерей. Участник № 5 Андреевна Сидорова, живущая в семье своей дочери (Анны Ивановой), должна была принимать в гостях свою другую дочь (Инну Петрову) с мужем и детьми. Один из юношей взял на себя роль Александра Петрова, зятя Натальи Андреевны Сидоровой, а второй — роль Ивана Иванова (второго зятя Натальи Андреевны Сидоровой). Распределение старшеклассников по семьям не вызвало затруднений.

    На этом же занятии в самом общем виде был намечен сюжет игры и определены этапы: приезд гостей, общий разговор на семейные темы, переход к главной новости — предстоящей женитьбе Алексея (единственного внука Натальи Андреевны Сидоровой, отсутствие которого во время встречи семей должно было найти какое-либо объяснение), столкновение жизненных позиций членов семей и т. д. В качестве домашнего задания предлагалось завершить распределение ролей в «своей семье», разработать «легенду» каждого персонажа и наметить характер межличностных ролей. Причем, наряду с восторженными сторонниками женитьбы Алексея, 23-летнего студента 4 курса, планировалось также сдержанное и даже отрицательное отношение некоторых членов семьи, например Инны Петровой.

    На третьем занятии происходило уточнение последовательности этапов игры, набора ролей и имен. На этом этап коллективной подготовки к игре фактически завершался, и начиналась интенсивная индивидуальная работа каждого старшеклассника над своей ролью, что предполагало отработку как речевого, так и неречевого аспектов ролевого поведения. Следует отметить, что некоторые старшеклассники, как правило, не скрывают своей работы над ролью, охотно прислушиваются к советам и пользуются помощью одноклассников и тренера. Другие предпочитают работать над ролью только индивидуально, поэтому в процессе проведения игры их ролевое поведение привносит значительную долю новизны и часто оказывается неожиданным, что требует дополнительной мобилизации внимания от всех участников. В связи с этим уже в процессе подготовки к игре происходит неизбежный отход некоторых старшеклассников (особенно с хорошей подготовкой) от первоначально принятого сюжета, который тем не менее на период индивидуальной подготовки служит достаточно надежной ориентировочной основой. Период подготовки к игре может считаться завершенным, если старшеклассники вступают в игру с четким представлением о своей собственной программе ролевого поведения и, что не менее важно, с готовностью оперативно реагировать на наличную коммуникативную ситуацию, динамичность которой определяется коммуникативной активностью всех участников игры.

    Конкретное содержание ситуативно-ролевой игры в полном объеме впервые реализуется лишь в процессе ее проведения, которое занимает обычно 15—25 мин. Проведение игры возможно в обычной аудитории для практических занятий. В первых двух-трех играх тренер обязательно участвует в их проведении на правах равного партнера, причем берет на себя одну из ключевых ролей, чтобы поддерживать речевое партнерство в случае затруднений и направлять ход игры. Кроме того, равноправное и активное участие тренера как бы отодвигает на задний план его обучающую и контролирующую функции, что создает дополнительные условия для проявления инициативы в общении самыми застенчивыми и наименее подготовленными старшеклассниками.

    Подведение итогов игры складывается из оценок и самооценок индивидуального вклада каждого старшеклассника в подготовку и проведение игры, адекватности высказываний исполняемой роли и наличной коммуникативной ситуации, правдивости и выразительности ролевого поведения.

    Обсуждение результатов ситуативно-ролевой игры по теме «Семья» в тренинговой группе заняло 20 мин.

    2.3. Цель упражнения № 2, логика построения


    Как пример реализации межпредметных связей, приведем краткое описание деловой игры «Урок». В игре участвует одна группа.

    Выбор цели данной игры был обусловлен типичными затруднениями старшеклассников в общении (несоответствием вербальных и невербальных компонентов общения, несоответствием выбираемых методов обучения собственным индивидуально-психологическим особенностям, неумением конструктивно разрешать конфликтные ситуации и т. п.).

    Тренер сообщает старшеклассникам, что в деловой игре будет моделироваться какой-либо урок из школьной программы. Далее тренер знакомит старшеклассников с основным содержанием темы, практическими задачами, учебным материалом. Старшеклассникам предлагается проанализировать данный урок и определить его основное содержание, разделить урок на этапы, определить время проведения каждого этапа в минутах, подготовить наглядный материал к уроку. В конце беседы тренер обращает внимание старшеклассников на то, что в ходе настоящего урока в школе нередко возникают затруднения, связанные с нарушением дисциплины, отсутствием внимания, непониманием учебного материала и т. п. Поэтому в предстоящей игре будут моделироваться подобные помехи.

    Собственно деловая игра проводится в классе и занимает 60 мин. Реквизитом служит оборудование кабинета и дидактический материал, подготовленный старшеклассниками к игре. Старшекласснику, подготовившему первый фрагмент (этап урока), предлагают выйти на минуту из класса — «собраться с мыслями». В его отсутствие тренер распределяет среди старшеклассников роли учеников, создающих помехи. Двум — трем старшеклассникам предлагаются карточки с заданными помехами различной сложности. Обычно в игре используются до 20 карточек. Приведем некоторые из них:

    1. Ученик, обычно не опаздывающий, опоздал на 2 мин и просит разрешения войти в класс.

    2. Ученик, часто опаздывающий, опоздал на 4 мин. Входит с шумом. Просит разрешения войти. Садясь за парту, отвлекает соседей вопросами. С шумом достает вещи из портфеля.

    3. Ученик садится за последнюю парту, что неудобно для ведения урока.

    4. Ученик задает вопросы, не дослушав учителя.

    5. Вызванный ученик стоит молча, не знает, как ответить.

    После распределения ролей «учителя» приглашают в класс, и он начинает проведение своего фрагмента урока. Процедура повторяется с каждым следующим старшеклассником, с разными помехами.

    В ходе игры тренер выступает в роли эксперта и оценивает старшеклассников по следующим параметрам:

    а) адекватность методов и средств, выбранных старшеклассником, целям и задачам урока; адекватность методов и средств, выбранных старшеклассником, его индивидуально-психологическим особенностям;

    б) эффективность преодоления помех; эффективность использования классно-урочных фраз для преодоления помех и решения методических задач;

    в) соответствие друг другу вербального и невербального компонентов общения.

    По окончании игры ее участникам предлагается сделать самоанализ и ответить на вопросы: решена ли задача данного этапа урока? Эффективны ли были выбранные методы, приемы, средства? Оптимальным ли было преодоление помех? Последующее обсуждение занимает анализ, который проводит тренер. В заключение тренер оценивает игру в целом, дает конкретные рекомендации старшеклассникам.


    2.4. Цель упражнения № 3, логика построения


    Разбитые квадраты.

    Эта методика в различных модификациях широко используется в интерактивных семинарах, социально-психологических тренингах. Здесь мы предлагаем вариант, описанный в работе Клауса Антона «Практикум по групповой динамике».

    Для проведения интерактивной игры требуется подготовка комплектов квадратов, изготовленных по схеме (рис. 1). Сторона квадрата равняется 16 сантиметрам.

    Приложение 2 (Комплект квадратов для интерактивной игры «Разбитые квадраты»).

     В «Разбитых квадратах» работает 6 групп по пять человек. Каждая группа расположилась вокруг отдельного стола и получила большой конверт, в котором находилось пять маленьких конвертов. В них были отдельные части, из которых квадрат сложить невозможно. В конверте А были части i,h,e; в конверте B — a,a,a,c; в C — a,j; в D — d,f и в E — g,b,f,c. Таким образом, каждый член группы получил маленький конверт.

    Задачей всех участников было собрать свои индивидуальные квадраты.

    Задание считалось выполненным, когда все члены группы соберут свои квадраты, т.е. в конечном итоге в группе должно быть собрано 5 одинаковых квадратов.

    Правила игры предполагали соблюдение следующих условий:

    -участникам запрещается разговаривать друг с другом;

    -участники не имеют права просить нужные детали у других;

    -участникам разрешается давать свои детали другим, и те не должны от них отказываться.

    Анализ и дискуссия начались после того, когда все группы с разной скоростью завершили выполнение задания. Следует отметить, что в конечном итоге успешного результата достигли все группы. При анализе особое внимание обращалось на эмоциональный и рациональный аспект произошедшего. Была предпринята попытка ответить на такие вопросы:

    -Что вы чувствовали, когда выполняли задание?

    -Как проходила работа в группах?

    -Что мешало , а что помогало работе?

    -Благодаря чему удалось решить поставленную задачу?

    В ответах на вопросы участники обращали внимание на то, что сами условия заданной ситуации привели к необходимости доверия и сотрудничества. Только тогда, когда все в группах начинали видеть не только свои квадраты, но и квадраты других, понимать, что общий успех зависит от индивидуальных усилий каждого, помогать друг другу, отдавая необходимые детали, стало возможным выполнение задания.

    Можно сказать, что здесь происходило не просто обсуждение актуального и общего для всех опыта. Сама интерактивная игра предполагала переход к пониманию качественно иного уровня групповой работы — кооперативного.

    Теория социальной взаимозависимости рассматривает кооперативность как результат положительной взаимозависимости между целями индивидуалов. «Вы обеспечиваете, чтобы каждый участник понимал, что он(она) связан с другими таким образом, что один не может достичь успеха, пока другие не сделают свою работу». Фактически этот принцип моделировала сама использованная игра.

    Процесс интерактивной игры также стимулировал индивидуальную ответственность за складывание своего квадрата. Цель кооперативного обучения состоит в том, чтобы сделать каждого индивидуально сильнее в его или ее собственной позиции. Участники изучают вместе то, что они могут в последующем лучше использовать индивидуально.


    2.5. Рефлексивный отчет по проведенному тренингу.


    Динамика межличностных проблем в группе после проведения тренинга была замечена по следующим показателям:

    1. Ответственность -  изменилось отношение членов группы к совместной работе, к целям и задачам, которые стоят перед группой. Группа стала более ответственно относиться друг к другу.

    2.   Коллективизм – появилось стремление сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению.

    3.   Сплоченность – появилось и укрепилось единство мыслей членов группы по важным для нее вопросам,  а также  единство действий  .

    4.  Контактность - облегчилась взаимная общительность, изменились личные эмоционально-непосредственные отношения между членами группы

    5.   Открытость – стали более теплыми и свободными отношения членов группы друг к другу.                              

    6.   Организованность   -   появилась способность   к   быстрому   созданию   и   изменению организованной   структуры   деловых   взаимоотношений,   необходимых   для эффективной групповой работы.

    7.   Информированность – улучшилась доступность всем членам группам группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене группы.

    Была достигнута цель тренинга: учащимся старших классов были привиты некоторые навыки межличностного общения.

    Основная идея тренинга была внедрена: через проведение ролевых игр и групповых дискуссий было показано, что общение между людьми не таит в себе ничего плохого, дается легко и просто.

    Были решены задачи тренинга:

    1) улучшены навыки общения старшеклассников в семье, что было видно из их собственных слов и мнения их родителей;

    2) улучшены навыки общения старшеклассников в школе, что было видно из поведения коллектива в перерывах между уроками и на уроках;

    3) старшеклассники научились расслабляться в общении.




    Заключение.


    Я, ФИО, проходил(а) практику на базе средней школы № 1234 г. Москвы.

    План практики: период от 10 апреля 2006 г. по 10 мая 2006 г.

    1. Знакомство с коллективом школы и учениками.

    2. Посещение занятий, изучение коллектива, вхождение в контакт.

    3. Проведение лекции для родителей на тему «Курение и статистика».

    4. Проведение тренинга для старшеклассников на тему «Межличностное общение».

    3. Подготовка письменного отчета и материалов к нему.  

    4. Подведение итогов.

    Отмечаю высокий профессионализм учителей данной школы. Учителя всегда добры и внимательны к детям, умеют объяснять непонятное, обладают всеми качествами профессиональных педагогов.

    План практики:

    Во время прохождения практики я познакомилась(лся) с детьми и подростками. Мне удалось найти общий язык со всеми. Особое внимание было обращено на неуверенных в себе и тревожных подростков. С ними проводились индивидуальные беседы, коллективные игры и мероприятия.

    Была достигнута цель практики: опробованы на практике знания и умения, полученные в ходе обучения в вузе.

    Были решены задачи практики:

    1) научиться строить контакт с аудиторией;

    2) научиться преподносить информацию и вести обсуждение;

    3) научиться взаимодействовать с разными возрастными и социальными группами людей;

    4) сделать выводы.


    Список литературы.


    1. Арнольд О.Р. Ролевой тренинг: Методическое пособие. М., 1989.

    2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М., 1988.

    3. Берн Э. Транзактный анализ в группе / Пер. с англ. М., 1994.

    4. Большаков В.Ю. Психологический тренинг. СПб., 1996.

    5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 1999.

    6. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития. М., 1996.

    7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психол. 1966. №6. С. 62-76.

    8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982-1984.

    9. Емельянов Ю.Н. Активные методы психологической подготовки руководителей трудовых коллективов // Трудовой коллектив как объект и субъект управления / Отв. ред. проф. А.С.Пашков. Л., 1980. С. 113-118.

    10.   Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

    11.   Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетенции в общении. М., 1990.

    12.   Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие. Л., 1989.

    13.   Исурина И.Г. Групповая динамика в тренинговых группах // Журнал практического психолога. 1998. №1. С. 31-44.

    14.   Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

    15.   Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М., 2000.

    16.   Краткий психологический словарь. М., 1982.

    17.   Кузнецова Е.В. Развитие межличностной невербальной коммуникации средствами социально-психологического тренинга: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1996.

    18.   Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

    19.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

    20.   Макшанов С.И. Принцип психологического тренинга // Журнал практического психолога. 1999. №3. С. 13-38.

    21.   Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Л.С.Выготский и современная культурно-историческая психология // Вопр. психол. 2000. №2. С. 102-118.

    22.   Организация и проведение тренинга: Учебное пособие. Л., 1991.

    23.   Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.

    24.   Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.

    25.   Райх В. Системы телесно-ориентированной психотерапии и психологии тела // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. М., 1993.

    26.   Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

    27.   Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.

    28.   Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983.

    29.   Фельденкрайз М. Понимание при делании //Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. М., 1993.

    30.   Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. М., 1988.

    31.   Яничева Т.В. Зачем пятикласснику психология? // Психологическая наука и образование. 1998. №5. С. 42-60.

    Приложения.


    Приложение 1.


    Таблица, предъявляемая родителям в процессе лекции «Курение и статистика».


    Количество выкуриваемых сигарет в день, штук

    Курящие, %

    мужчины

    женщины

    1-9

    10-19

    20-29

    30 и более

    10%

    22%

    17%

    10%

    20%

    18%

    8%

    4%


    Приложение 2.

    Набор квадратов для упражнения 3 в тренинге «Межличностное общение».



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Отчет о практике в школе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.