Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Переключаемость внимания и стресс

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Переключаемость внимания и стресс
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение…………………………………………………………………………….3

    Глава 1. Характеристика внимания как психологического процесса………….5

    1.1. Феномен внимания в психолого-педагогической литературе……………..5

    1.2. Зависимость внимания от внешних факторов……………………………...11

    1.3. Переключаемость внимания………………………………………………….13

    Глава 2. Стресс и внимание………………………………………………………15

    2.1. Понятие стрессовой ситуации……………………………………………….15

    2.2. Нарушения внимания………………………………………………………...21

    2.3. Внимание и нервно-психическое напряжение, как детерминанта

    его переключения…………………………………………………………………21

    Заключение………………………………………………………………………...26

    Литература………………………………………………………………………….29


    ВВЕДЕНИЕ


    Понятие «внимание» заключается в ясном и четком отражении человеком того, что он воспринимает или делает, в выделении одних объектов или свойств и качеств с одновременным отвлечением от всего остального. Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы для решения многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора. Целый ряд профессий (механики, операторы, водители), где человек имеет дело с частыми и внезапными изменениями в объектах деятельности, предъявляют повышенные требования к способности переключения внимания.

    Переключение внимания представляет собой - перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.[1] Характеристикой переключения внимания является степень трудности его осуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного вида деятельности к другому. Установлено, что скорость переключения внимания зависит как от стимульного материала, так и от характера деятельности субъекта с ним. Насколько значимы при переключении внимания и личностные особенности испытуемых, а именно принадлежность к тому или иному полу?

    Актуальность темы работы обусловлена тем, что наши психические состояния не спонтанны, а детерминированы, прежде всего, внешними воздействиями. По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней.

    Важность темы данной работы обусловлена своеобразной противоричивостью: с одной стороны, можно сомневаться в том, что человек в состоянии стресса или расстройства из-за неудач может утратить всякое внимание к чему-либо; с другой стороны, не исключаются случаи, когда стресс или неудачи человека способствуют достижению наивысшей концентрации внимания.

    Цель работы: провести анализ литературы по проблемам внимания и стресса.

    Глава 1. Характеристика внимания как психологического процесса


                   1.1. Феномен внимания в психолого-педагогической литературе


    Понятие внимания, как и всегда, вызывает живой интерес, как у психологов, так и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение совершенно разных психологических феноменов.

    Внимание, бесспорно, один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права, на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор как не нашлось единого согласия, хотя его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждали, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека.

    Другие считали, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.[2]

    В качестве обоснования своей точки зрения сторонники последнего мнения указывали на то, что в мозге человека можно обнаружить и выделить особого рода структуры, которые имеют отношение к вниманию, анатомически и физиологически относительно автономные от тех, которые обеспечивают функционирование остальных познавательных процессов.

    Например, мы не можем не учитывать роль ретикулярной формации в обеспечении внимания, либо ориентировочный рефлекс как его возможный врожденный механизм, а также доминанту, исследованную и описанную А. Ухтомским.

    В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Выделить и изучать его в «чистом» виде не представляется возможным. Явления внимания рассматриваются в процессе познания различных психических состояний человека.

    Всякий раз, когда мы хотим выделить само внимание, как таковое, отвлекаясь от остального содержания психических феноменов, оно как бы исчезает. Здесь следует отметить и свойство самого внимания человека рассеиваться, «убегать» куда-то.

    Образно внимание можно представить как некий «прожектор психики», благодаря которому в каждый определенный момент бодрствования человека в его сознательной деятельности на первый план выходят различные формы отражения.[3]

    Например, если человек задумался, то это значит, что в его сознании более отчетливы процессы мышления, он припоминает – это означает, что в его сознании выделяются процессы памяти, наблюдает – это означает, что теперь главное место в его сознании занимает процесс восприятия определенного объекта, принимает решение – в поле его сознания на основном месте – процесс воли.

    Но, все равно, нельзя не заметить и особенностей внимания, пронизывающих все другие психические явления, где оно проявляется, и они не сводятся к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Данные особенности имеют некоторые динамические, наблюдаемые и измеримые характеристики, такие как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.

    Решить эту проблему можно, если попытаться соединить и учесть все точки зрения, то есть увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. То есть встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом.

    Внимание, как правило, не считают особым психическим процессом, как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы «жертвует собой» ради них и обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процес­сах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумы­ваем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание может быть направлено на объекты внешнего мира или на собственную внутреннюю жизнь.[4]

    Человек не мо­жет одновременно думать о разных вещах и выполнять разно­образные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его со­знание направляется на те предметы и явления, которые явля­ются для него наиболее важными и существенны. Ярким при­мером воздействия особо актуальной информации является факт, известный под названием «феномен вечеринки». Например, если мы находимся на каком-нибудь празднестве и поглощены интересной беседой. Внезапно мы слышим свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Мы быстро пере­ключаем внимание на разговор, происходящий между этими гостями, и можем услышать кое-что интересное о себе. Но в то же время мы перестаем слышать, что говорят в той группе, где мы стоим, тем самым, упуская нить прежнего разговора. Это указывает на то, что мы настроились на вторую группу и отключились от первой. Имен­но высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), жела­ние узнать, что о нас думают другие гости, определили измене­ние направления вашего внимания.

    Под направленностью следует понимать, прежде всего, из­бирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В поня­тие направленности включается также и сохранение деятель­ности на известный промежуток времени. Недостаточно толь­ко выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внима­тельным, надо удержать этот выбор, сохранить его. В педа­гогическом процессе, например, сравнительно легко напра­вить внимание учащихся на тот или иной предмет или дей­ствие. Значительно труднее сохранить его в течение необхо­димого времени.

    Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также со­средоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее сто­ящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, ин­тенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

    В то же время, как было показано, сосредоточенность связа­на с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосре­доточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неот­четливо.

    Таким образом, при внимательном отношении к какому-ли­бо предмету он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается, образно говоря, на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще функцию - контроль и регуляцию деятельности.

    Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движе­ниях. Внимательного слушателя легко отличить от невнима­тельного. Но иногда внимание направлено не на окружаю­щие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном вни­мании, которое несколько отличается от внимания сенсор­ного (внешнего). Следует отметить также, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредото­ченность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствуете том, что вни­мание не имеет своего собственного познавательного содер­жания и лишь обслуживает деятельность других познаватель­ных процессов.[5]

    Такие интересные и противоречивые свойства внимания при­влекли к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объ­ясняли происхождение и сущность. Н.Н. Ланге выделил следу­ющие основные подходы к проблеме природы внимания.[6]

    1. Внимание как результат двигательного приспособления.

    При­верженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на дру­гой, то внимание не возможно без мускульных движений. Имен­но движения приспосабливают органы чувств к условиям наи­лучшего восприятия.

    2. Внимание как результат ограниченности объема сознания.

    Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и како­ва его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

    3. Внимание как результат эмоции.

    Эта теория, особенно бле­стяще развитая в английской ассоциационной психологии, ука­зывает на зависимость внимания от интересности представле­ния. Так, Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и то же».

    4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жиз­ненного опыта индивида.

    5. Внимание как особая активная способность духа.

     Некото­рые психологи, пораженные своеобразием явлений внимания, принимают его за первичную и активную способность, проис­хождение которой необъяснимо.

    6. Внимание как усиление нервного раздражителя.

    Согласно данной гипотезе внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

    7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания – преобладание одного представления над дру­гими – тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движе­ний, результатом чего является факт особой концентрации со­знания.

    Среди современных отечественных психологов оригиналь­ную трактовку внимания предложил П. Я. Гальперин.[7] Основные положения его концепции можно свести к следующим:

    – внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психо­логическое действие, направленное на содержание образа, мыс­ли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека;

    – по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировоч­ная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым;

    – в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внима­ние, не имеет отдельного, особого результата;

    – с точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания - и произвольного и непроизвольного - являются результатом формирования но­вых умственных действий.

    Определений вниманию можно дать, вероятно, столько же, сколько людей сможет это сделать. Каждый психолог дал несколько определений и описаний внимания, но особый интерес вызывает определение У. Джемса. Многие современные психологи считают, что его описания внимания стилистически точны и совершенно достаточны.

    У. Джемс считал функцию отбора основой внимания: «Это когда разум охватывает в ясной и отчетливой форме нечто, в чем видится одновременно несколько возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение, концентрация сознания – вот его суть. Оно означает отвлечение от одних вещей ради того, чтобы эффективно работать с другими».

    Вполне очевидно, что указанные теории опираются на ре­альные факты, однако, абсолютизируя выделенные феноме­ны, они игнорируют все остальные проявления. Правильно понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств. В настоящее время общепринятым считается следующее оп­ределение.

    Внимание – это направленность и сосредоточенность со­знания на каком-либо реальном или идеальном объекте, пред­полагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

    Внимание не только создает оптимальные условия для психической деятельности, но также помогает человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.


    1.2. Зависимость внимания от внешних факторов


    Поскольку во внимании выражается отношение личности к объекту, на который направлено ее сознание, значимость этого объекта для личности имеет основное значение для привлечения к нему внимания.

    Не подлежит сомнению, что привлечение внимания к тому или иному объекту связано и с силой исходящих от него раздражении, как это обычно подчеркивается в традиционной механистической теории внимания. Сильный, резкий звук, яркий цвет, вообще интенсивное раздражение - при прочих равных условиях - скорее привлечет к себе внимание, чем более слабое раздражение. Однако решающее значение имеет, в конечном счете, не столько сама по себе сила или интенсивность раздражителя, сколько относительная значимость соответствующего объекта для данного субъекта. Сосредоточенные на каком-нибудь деле, мы сплошь и рядом не обращаем внимания на очень сильные раздражители, не имеющие отношения к тому, чем мы заняты, на сильные посторонние шумы и т.п., между тем как малейшая деталь, имеющая отношение к тому, чем мы заняты, и представляющая для нас интерес, привлечет наше внимание. Ученый, заинтересованный какой-нибудь проблемой, сразу обратит внимание на, казалось бы, мелкую деталь, которая ускользнет от внимания другого человека, не проявляющего интереса к этому вопросу. Любящий взгляд матери сразу подметит малейшие оттенки в поведении ее ребенка, которые ускользнут от внимания постороннего безразличного наблюдателя.

    Относительная значимость впечатления существенно зависит от направленности интересов. Внимание является в большей мере функцией интереса. Оно поэтому связано с потребностями личности, с ее устремлениями и желаниями, с общей ее направленностью, а также с целями, которые она себе ставит.

    В интересах, обусловливающих внимание, сочетаются и эмоциональные, и интеллектуальные моменты. То, что непосредственно связано с интересом, приобретает в силу этой связи эмоциональную окраску; в свою очередь то, что связано с нашими эмоциями, с чувствами, может в силу этого приобрести интерес. Эмоциональные моменты оказывают значительное влияние на направление нашего внимания. Но интерес всегда включает не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты. Именно единство и взаимопроникновение интеллектуальных, познавательных и эмоциональных моментов определяет сущность интереса. То, что нам только эмоционально привлекательно, может вызвать у нас просто склонность, желание обладать соответствующим объектом. Интерес у нас вызывает обычно то, что нам еще неизвестно. Интерес - это желание узнать еще что-то об объекте. Он поэтому возбуждается проблематичностью, неизвестностью, наличием каких-то задач. Интересно то, чего мы еще не знаем и что уже хотим узнать. Интересно то, что еще не исчерпано, не до конца изведано. Интересен человек, который для нас еще не исчерпан.

                                1.3. Переключаемость внимания

    Переключение внимания представляет собой сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в заранее обусловленном переходе субъекта от одного вида деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.[8] Переключение может быть полным (завершенным) или неполным (незавершенным) – в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще полностью не отвлечен. Легкость и успешность переключения внимания зависят: - от отношения между предшествовавшей и последующей деятельностью; - от завершенности предшествующей деятельности, либо ее незавершенности; - от отношения субъекта к той или иной деятельности (чем интереснее, тем легче переключиться, и наоборот); - от индивидуальных особенностей субъекта (типа нервной системы, индивидуального опыта и др.); - от значимости цели деятельности для человека, ее ясности, четкости.

    Различные свойства внимания его концентрация, объем и распределение переключаемость и устойчивость - в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в одном отношении может быть не столь совершенным в другом. Так, например, высокая концентрация внимания может, как об этом свидетельствует пресловутая рассеянность ученых, соединяться со слабой переключаемостью.

    Выделяют ряд показателей переключения внимания. Это прежде всего время, затрачиваемое на переход от одной деятельности или операции к другой; производительность или продуктивность работы (объем ее или время выполнения определенного по объему материала по сравнению с деятельностью без переключения внимания); качество, точность работы (ее безошибочность или наличие ошибок, обусловленных переключением). Можно говорить о полном, завершенном переключении либо о неполном, незавершенном. При неполном, незавершенном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, неполноценно отключился от предыдущей. Изменение направленности при неполном переключении не сопровождается возникновением такой степени сосредоточения, которая необходима для успешного выполнения новой деятельности, решения новой задачи. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности может проявляться, например, в том, что новая работа выполняется по правилам, отвечающим старой. Рациональное переключение внимания имеет значение с точки зрения гигиены умственного труда, является одним из важных условий поддержания необходимого уровня трудоспособности.












                                    Глава 2. Стресс и внимание


                                 2.1. Понятие стрессовой ситуации 


    Словарное определение стресса гласит: «Это внутреннее сопро­тивление, реакция эластичного тела на внешние силы, воздействую­щие на него»[9]. Из этого определения вовсе не следует, что стресс - только отрицательное явление. Исследования показыва­ют, что стрессовые ситуации не только не приносят вреда, но и спо­собствуют росту производительности труда управленческого аппара­та и даже повышают удовлетворенность своей работой.

    Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминоло­гию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого чело­века. Стрессом (от англ. - давление, напряжение) обо­значается широкий круг состояний повышенной напряженнос­ти, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воз­действия - стрессоры.

    Стрессовая ситуация оказывает на личность значительное влияние. А.О. Прохоров подчеркивает ее значимость для появления новых личностных образований, таких как появление новых ценностей, изменение отношения к людям, появление осмысленности жизни и пр. [10] Н.В. Волкова отмечает значимость критических ситуаций в условиях реализации «базовых» ценностей для личности.[11] Учет специфики ситуации и основных ее характеристик играет важную роль в ситуационном подходе к копингу.

    По мнению Л.И. Дементий, существует ряд методологически важных положений при исследовании копинга. Одно из них связано с тем, что эффективность преодоления во многом зависит от разницы в объективных параметрах стрессора и их субъективной оценки.[12]  

    Л.И. Анцыферова указывает на то, что поведение во многом детерминировано не объективно заданной ситуацией, а ее субъективной оценкой и восприятием, однако нельзя недоучитывать и объективные показатели ситуации, которые отражаются в субъективной репрезентации индивида.[13]

    Зарубежные исследователи Singer J.E. и Davidson L.M. отмечают, что люди по-разному интерпретируют стрессовую ситуацию. Они могут оценивать ее как угрозу или как требование. Стрессовые последствия, по мнению ученых, возможны только в том случае, если событие воспринимается индивидом как угроза, если же событие воспринимается как требование, то это вызовет другой способ ответа на него. По их мнению, оценка того или иного стрессового события зависит от оценки личности своих ресурсов совладания со стрессором, которые могут быть основаны на индивидуальном опыте, знаниях или практики или же на самооценке, восприятии собственной компетентности и др. На сегодняшний день, как указывают Singer J.E. и Davidson L.M., вопрос остается открытым по поводу того, какие характеристики среды или личности могут оказывать наибольшее влияние на процесс преодоления.[14]

    Когнитивная оценка стрессовой ситуации, согласно теории Folkman S. и Lazarus R.S., является ключевым механизмов, обуславливающим процесс преодоления.[15]

     Lazarus R.S. предлагает две формы оценки – первичную и вторичную. При первичной оценке человек оценивает свои ресурсы, другими словами отвечает на следующий вопрос -  «Что я имею для преодоления этой ситуации?». Ответ на этот вопрос содействует качеству его эмоциональных реакций и их интенсивности. При вторичной оценке человек оценивает свои возможные действия и прогнозирует ответные действия среды. Другими словами задает следующие вопросы - «Что я могу сделать? Какие у меня стратегии преодоления? И как среда ответит на мои действия?». Ответ влияет на тип копинг-стратегий, которые будут выбраны для управления стрессовой ситуацией[16].

    Л.И. Анцыферова указывает на значимую роль способности к оценке ситуации, от которой зависит адекватный выбор стратегий преодоления. Характер оценки во многом зависит от уверенности человека в собственном контроле ситуации и возможности ее изменения. Автор вводит термин «когнитивное оценивание», определяя его как  некую активность личности, а именно «…процесс распознавания особенностей ситуации, выявление негативных и позитивных ее  сторон, определение смысла и значения происходящего».[17]  От того, как у человека работает механизм когнитивного оценивания, по мнению Л.И. Анцыферовой, зависят стратегии, которые  будет использовать человек при разрешении трудной ситуации. Результат когнитивного оценивания – вывод человека о том, сможет ли он разрешить данную ситуацию или нет, сможет ли он контролировать ход развития событий или ситуация неподконтрольна ему. По словам Л. И. Анцыферовой, если субъект расценивает ситуацию как подконтрольную, то он склонен применять для ее разрешения конструктивные копинг – стратегии.[18]     

    По мнению Folkman S. и Lazarus R.S., когнитивная оценка – это интегральная часть эмоционального состояния. Гнев, например, обычно включает оценку параметров вреда или угрозы, счастье включает оценку условий «человек-среда» с точки зрения их выгоды или полезности[19].

    Авторы пишут, что любое преодолевающее поведение начинается с оценки среды, которая оценивается как значимая для жизни и хорошего самочувствия, как вредная, выгодная, угрожающая или изменчивая. Характер такой оценки влияет на копинг, который в свою очередь изменяет отношения «человек-среда», и как следствие, эмоциональный ответ. Т.о. копинг выступает как «медиатор эмоционального ответа»[20].

    По мнению ученых, отношения между эмоциями и копингом не носят статичный характер. Определенные эмоции облегчают процесс преодоления, но в то же время и копинг может детерминировать определенные эмоциональные состояния. Folkman S. и Lazarus R.S. отмечают, что как копинг, так и эмоции необходимо рассматривать с точки зрения процесса. Процессуальный подход специфики взаимосвязи эмоций и копинга заключается в анализе динамики мыслей и поведения человека в процессе взаимодействия «человек-среда». Клинические исследования и эмпирические факты показывают, что эмоции и копинг в норме характеризуются высокой степенью изменчивости среди людей. Более того, копинг – это многомерный процесс когнитивных и бихевиоральных стратегий, которые используют люди для управления требованиями в специфических стрессовых ситуациях[21].

    Т.о. важно отметить, что копинг не стоит сводить только к эмоциональным аспектам, т.е. копинг не простой ответ на напряженную (эмоциональную) ситуацию, он зависит от когнитивной оценки своего состояния или произошедшего события, которая включается в эмоциональную оценку и предопределяет качество эмоций.

    Особый интерес представляет собой оценка человеком стрессового события в условиях неопределенности.

    Неопределенность ситуации является одним из важнейших ситуационных детерминант, влияющих на специфику процесса преодоления. По мнению В.А. Бодрова, неопределенность ситуации ведет к ощущению беспомощности и к возрастанию стрессовых реакций[22] В условиях повышенной неопределенности в целом затруднена оценка ситуации. 

    Существует целый комплекс ситуационных переменных, которые могут предопределять копинг-ответ. К таким переменным относятся – значимость события в жизни человека, сила стрессового воздействия, длительность действия, трудность преодоления, возможность прогноза и степень субъективного контроля ситуации человеком.

    Неопределенность ситуации напрямую связана с такими параметрами оценки ситуации как возможность прогноза (В.А Бодров, Р. Прайс, Х. Хекхаузен  и др.). Прогнозируемость события означает то, насколько человек способен предсказать динамику, развитие ситуации. С ростом неопределенности ситуации уменьшается степень прогнозируемости события[23], и, как следствие, становится невозможным применение копинг-стратегий, связанных с планированием своих действий по преодолению стрессового события. Х. Хекхаузен пишет, что «чем сильнее меняется ситуация, тем менее однородным становится поведение».[24] Эффективной стратегией, по мнению В.А. Бодрова, в данном случае является поиск информации о данной ситуации или проблеме[25]

    Неопределенность ситуации связана с субъективным контролем события со стороны человека. Чем более неоднозначна ситуация, тем менее она воспринимается как подконтрольная субъекту.[26] В.А. Бодров отмечает, что отсутствие возможности и способности предсказывать развитие событий ведут к невозможности осуществления эффективного преодоления ситуации[27]. В свою очередь отсутствие возможности прогнозировать развитие события, а также низкий контроль ситуации приводят к снижению проблемно-ориентированных копинг-стратегий, и увеличению эмоционально-ориентированных копинг-ответов.

    Как отмечают Folkman S. и Lazarus R.S., проблемно-ориентированные формы копинга, скорее всего, будут использованы, если результат столкновения оценен субъектом как поддающийся изменению. В то время как эмоционально-ориентированные формы копинга более вероятны, если ситуация оценивается им как неподдающаяся изменению[28]. Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов, связан с попытками человека улучшить отношения «человек-среда» путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации, например, поиском информации о том, что делать и как поступить, или путем удержания себя от импульсивных или поспешных действий. Эмоционально-ориентированный копинг (или временно помогающий) включает в себя мысли и действия, которые имеют своей целью снизить физическое или психологическое влияние стресса. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше. Примером эмоционально-ориентированного копинга является избегание проблемной ситуации, отрицание ситуации, мысленное или поведенческое дистанцирование, юмор, использование транквилизаторов для того, чтобы расслабиться и т.д.[29].

    В заключении важно отметить, что неопределенность события для человека может являться следствием как объективно заданных параметров ситуации (ее изменчивость и высокая динамика), так и его субъективной интерпретации, которая связана с личностными особенностями человека, отсутствием опыта или навыков в решении данного типа жизненных событий. На сегодняшний день исследования копинга только начинают развиваться в различных прикладных аспектах психологической науки. Однако уже сейчас ученые, занимающиеся проблемами преодолевающего поведения, должны уделять особое внимание поиску причин и выявлению механизмов оптимальных форм реагирования и преодоления ситуаций человеком в условиях неопределенных социальных условий жизни.




    2.2. Нарушения внимания


    Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.

    Внимание характеризуется избирательностью, объемом, устойчивостью, переключаемостью. Нарушения внимания наблюдаются при разных психических и соматических заболеваниях. Возможны также нарушения внимания и при аффективно-эмоциональных реакциях и состояниях у здоровых людей.

    1.   апрозексия – пониженная способность фиксировать и направлять внимание (Выпадение внимания).

    2.   гиперметаморфоз внимания - повышенная отвлекаемость - чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому; уменьшение объема внимания,

    3.   инертность (малая подвижность) внимания - невозможность своевременной быстрой переключаемости.

    4.   застреваемость - патологическая фиксация внимания;

    5.   истощаемость – неспособность к длительному сосредоточению внимания.

    6.   гипопрозексия - невозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание.

    Слабая распределяемость внимания сосредоточенность только на ситуационно значимом объекте.


    2.3. Внимание и нервно-психическое напряжение, как детерминанта его переключения


    По определению доктора психологических наук Т.А. Немчина, нервно-психическое напряжение - это "вид психических состояний, развивающийся у человека, действующего в психологически сложных условиях - при дефиците времени, информации, высоком уровне требований к качеству и объему результатов деятельности и ответственности за возможную неудачу".

    Выделяются три разновидности нервно-психического напряжения при трудовом процессе: слабое, умеренное и чрезмерное.

    При слабом напряжении (НПН-1) психика работающего не мобилизует все резервы для трудовой деятельности. Организм как бы работает вхолостую. Отсюда и низкая производительность труда. Умеренное нервно-психическое напряжение (НПН-2) вызывает увеличение объема, устойчивости, концентрации внимания, усиливает процессы возбуждения в нервной системе. Такое состояние эмоционального подъема, творческой активности испытывают многие ученые, художники, писатели, поэты. Очевидно, буквально каждому знакомо удовлетворение от физического труда, когда работа спорится.

    При этом организм мобилизует все энергоресурсы. Гормоны лавиной обрушиваются на скелетные мышцы и внутренние органы. Увеличивается частота пульса, артериальное давление, скорость кровотока, температура тела. Любопытно, что у мужчин эти изменения выражены интенсивнее, чем у женщин. Из этого, очевидно, следует, что слабому полу нужно создавать другие стимулы к труду. При одинаково напряженной деятельности ее энергоемкость у женщин гораздо меньше, т. е. слабый пол имеет серьезные преимущества перед сильным. Не случайно на монотонных производствах, требующих сложного координированного труда (сборка часов, производство электронной аппаратуры и др.), работают в основном женщины. Степень напряжения зависит и от возраста. У более молодых (20-30 лет) мобилизация резервов существенно выше. Старше 30 лет нарастание величины нервно-психического напряжения сопровождается большим подъемом конструктивного мышления. По-видимому, с возрастом человек приучается полностью включаться в работу при меньшем расходе сил. Особенностью умеренного нервно-психического напряжения является то, что все сдвиги в организме не оставляют неприятных последствий, психического и физического дискомфорта. Все показатели быстро возвращаются к исходному уровню.

    Совсем другое дело - чрезмерное нервно-психическое напряжение (НПН-3). При нем еще больше увеличиваются процессы возбуждения в нервной системе, что часто ведет уже к патологии. Снижаются уровень функциональной активности головного мозга, надежность его работы. Выброс адаптивных гормонов гипофиза и коры надпочечников истощается. Отсюда - нарушение кровообращения, терморегуляции энергообеспечения организма, функции внутренних органов. В результате декомпенсации возникают условия для развития неврозов, гипертонической болезни, стенокардии, бессонницы, язвенной болезни желудка и других недугов. Следовательно, чрезмерное напряжение - пограничное, предболезненное состояние. По существу, это уже дистресс со всеми вытекающими последствиями.

    Хроническое перенапряжение обычно сочетается с переутомлением, снижением работоспособности, производственных показателей. Не случайно такое состояние чаще возникает у людей, имеющих невысокий уровень навыков работы и профессионального опыта, недостаточную психологическую тренированность, низкую адаптацию к сложным условиям труда, слабую волю, а также отсутствие интереса к данному роду деятельности. Попав в неблагоприятную ситуацию, такой человек склонен завышать ее значение и недооценивать свои силы. Налицо своеобразная реакция паники либо по типу неорганизованной, хаотичной деятельности, либо с полным отказом от нее, растерянностью и отрицательными эмоциями.

    Не с ней ли связан удивительный факт, обнаруженный французским врачом и исследователем А. Бомбаром. Большинство потерпевших кораблекрушение погибают не от потери сил, а от страха перед стихией. Любопытно, что эти условия лучше выдерживают женщины. У них дольше сохраняется координация движений, деятельность сердечно-сосудистой системы, терморегуляция и энергетический обмен. Мужчины гораздо больше подвержены нервному срыву. У молодых людей и стариков в условиях чрезмерного напряжения умственная работоспособность падает значительно больше, чем у лиц среднего возраста. Наоборот, координация движений, а в ряде случаев и физическая работоспособность выше у молодежи.

    Другой вариант реакции человека на чрезмерное напряжение, особенно в ситуации монотонной деятельности, - развитие сонливости, вялости. Она чаще бывает у флегматиков. При однообразии могут возникнуть и раздражение, беспокойство.

    Наконец, еще один вариант реакции человека на стресс - повышенная активность. Это нормальная реакция, опирающаяся на накопленный опыт, интуицию, поведение окружающих, крепкую нервную систему. Результатом ее, как правило, является благополучный выход из стресса.

    Как пример исключительной устойчивости человека приведу случай, происшедший с летчиком Ю. Козловским. Его самолет неожиданно вышел из строя. Пришлось катапультироваться. Стояли 30-градусные морозы. Несмотря на переломы обеих ног, он более 3-х,суток полз по заснеженной тайге. Он обморозил обе ноги, но выжил... Главное в такой ситуации - способность мобилизовать все силы, противостоять холоду, отчаянию, безнадежности. Нервная система летчика выдержала суровый экзамен.

    Говоря о трех разновидностях нервно-психического напряжения, стоит вспомнить о недавнем открытии ростовскими учеными под руководством профессора Л. X. Гаркав и трех уровней реакции организма на внешнее воздействие. Судите сами: слабое напряжение в основном соответствует уровню тренировки, умеренное - уровню активации, а чрезмерное - уровню стресса. Следовательно, существует так называемая оптимальная зона, и в случаях недогрузки (недонапряженности) и перегрузки (перенапряженности) наблюдается снижение эффективности деятельности. Здесь есть аналоги с кривой работоспособности в течение рабочего дня: подъем в середине дня со спадами в начале и в конце работы.

    Это совпадает и с данными, полученными недавно Международным бюро охраны труда. Оказывается, возникающий на производстве небольшой, стресс полезен. С его помощью мобилизуется энергия для восстановления равновесия обмена веществ, истощающаяся в процессе труда. Только при длительном воздействии стрессовых факторов большой интенсивности возникают нарушения в организме, появляются бледность кожи, потливость, учащение пульса, повышенная утомляемость. Фактически эти признаки не специфичны для стресса, а соответствуют переутомлению от любых причин. Тем более важно вовремя найти стрессовый фактор и устранить его влияние. Иначе это может привести к серьезным заболеваниям. Длительный производственный стресс порождает эмоциональные нарушения, болезни сердечно-сосудистой системы, внутренних органов. Даже простое снижение внимания и бдительности, испытываемое рабочими заводов и фабрик, чревато аварийными ситуациями и повышением производственного травматизма.




















                                                                Заключение

    Проведенный анализ литературы показал, что переключаемость, как и устойчивость, и объем внимания, и как внимание в целом, не является какой-то самодовлеющей функцией. Она - сторона сложной и многообразно обусловленной деятельности, в отличие от рассеяния и блуждания ни на чем не концентрированного внимания и от внимания неустойчивого, попросту не способного длительно удержаться на одном объекте. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случае, очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро изменяющейся ситуации означает способность быстро ориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов. Легкость переключения у разных людей (независимо от пола) различна: один с легкой переключаемостью - легко и быстро переходят от одной работы к другой; у других «вхождение» в новую работу является трудной операцией, требующей более или менее длительного времени и значительных усилий.

    На переключаемость внимания влияют внешние факторы, в том числе и стрессы. Стресс - это напряжение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации. Принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии, которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозу физическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу.

    Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами. Различают физиологические и психологические агрессоры. Первые оказывают непосредственное действие на ткани тела, К ним относятся болевые воздействия, холод, жара, чрезмерная физическая нагрузка и др. Психологические стрессоры - это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, обиды, необходимость решения сложной задачи. Они вызывают информационный и эмоциональный стресс.

    Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.

    Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения - все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.

    Эмоциональный стресс вызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в конфликтных ситуациях, в которых человек длительное время не может удовлетворить свои биологические или социальные потребности. Универсальными психологическими стрессорами, вызывающими эмоциональный стресс, являются словесные раздражители. Они способны оказать особенно сильное и продолжительное действие.

    Биологическая функция стресса - адаптация. Стресс - нормальное явление в здоровом организме. Он способствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникших трудностей. Это защитный механизм биологической системы.

    Ученые выделяют три стадии биологического стресса: стадию тревоги, стадию резистентности и стадию истощения. На первой стадии происходит мобилизация адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта. Если стрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

    На второй стадии в организме стабилизируется фаза сопротивления. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного. На третьей стадии в результате действия стрессорного раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии постепенно истощаются. Тогда вновь возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает.

    Экстремальные ситуации, вызывающие стресс, делятся на кратковременные и длительные. При кратковременном стрессе актуализируются готовые программы реагирования, а при длительном требуются адаптационные перестройки функциональных систем, иногда крайне тяжелые и неблагоприятные для здоровья человека.

    Стресс характеризуется динамикой и имеет логику своего развития, Последствия для организма в результате развития стресса могут быть самые разные. В том случае, когда человек справляется со стрессорным воздействием, в динамике развития стресса отражается течение адаптивных функций. 

    Анализ литературы показал, что способность быстро принимать решения и реагировать в экстренных ситуациях, переключаемость внимания во взаимосвязи со стрессоустойчивостью способствуют профессиональной успешности в экстренных  ситуациях. Высокий уровень устойчивости, распределения и концентрации внимания отражает ПВК стрессоустойчивых в условиях ожидания экстренной ситуации.

    Список литературы


    1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. - Т.15. - № 1.

    2. Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. №2.

    3. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал, 2006, № 4.

    4. Волков Б.С. Психология младшего школьника. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

    5. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

    6. Гальперин П.Я. К проблеме внимания//www.psyhoterapevt.ru/galperin.htm

    7. Гоноболин ф.н. внимание и его воспитание. М.: педагогика, 2002.

    8. Ланге Н. Н. Теория волевого внимания.//Хрестоматия по внима-нию./Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. - М.: Изда-тельство МГУ, 1996.

    9. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 2001.

    10. Никольская И. М., Грановская Р. М . Защита личности  / Изд-во: Знание, 2001.

    11. Прайс Р. Ситуации риска // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001.

    12. Рибо Т. Психология внимания.//Хрестоматия по вниманию./Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. - М.: Издательство МГУ, 1996.

    13. Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001.

    14. Шон Меган Бурн. Гендерная психология. Секреты психологии мужчин и женщин. – М., 2007.



    [1] Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 2001. - С. 32

    [2] Гоноболин ф.н. внимание и его воспитание. М.: педагогика, 2002. С. – 157.

    [3] Рибо Т. Психология внимания.//Хрестоматия по вниманию./Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. - М.: Издательство МГУ, 1996. С. – 79.

    [4] Гальперин П.Я. К проблеме внимания.// #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Выготский Л.С. Психология. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. – 568.

    [6] Ланге Н. Н. Теория волевого внимания.//Хрестоматия по внима-нию./Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. - М.: Изда-тельство МГУ, 1996. - С. 118.

    [7] Гальперин П.Я. К проблеме внимания.// #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Волков Б.С. Психология младшего школьника. — М.: Педагогическое общество России, 2002. - С. - 108.

    [9] Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, М., 2007.

    [10] Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ. 2005. – С. 25

    [11] Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. № 2 - С. 119

    [12] Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. - С. 20-25

    [13] Анцыферова Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. № 2. - С.3-7

    [14] Цит. по Никольская И. М., Грановская Р. М . Защита личности  / Изд-во: Знание, 2001. – С. 74.

    [15] Folkman S. and Lazarus R.S. Coping and emotion // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y. 1991.   (Цит. по Никольская И. М., Грановская Р. М . Защита личности  / Изд-во: Знание, 2001.)

    [16] Lazarus Richard S. and Folkman Susan The concept of coping // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y. 1991  (Цит. по Никольская И. М., Грановская Р. М . Защита личности  / Изд-во: Знание, 2001.)

    [17] Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. № 1. - С.7

    [18] Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т.15. №1

    [19]Lazarus Richard S. and Folkman Susan The concept of coping // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y. 1991  (Цит. по Никольская И. М., Грановская Р. М . Защита личности  / Изд-во: Знание, 2001.)

    [20] Lazarus Richard S. and Folkman Susan The concept of coping // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y. 1991 p.213  (Цит. по Никольская И. М., Грановская Р. М . Защита личности  / Изд-во: Знание, 2001.)

    [21] Lazarus Richard S. and Folkman Susan The concept of coping // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y. 1991    (Цит. по Никольская И. М., Грановская Р. М . Защита личности  / Изд-во: Знание, 2001.)

    [22] См. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал, 2006, № 4.

    [23] См. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал, 2006, № 4.

    [24] Хекхаузен Х. Личностные и ситуационные подходы к объяснению поведения // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001. - С.73

    [25] Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал, 2006, № 4. - С.62.

    [26] Прайс Р. Ситуации риска // Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер. 2001. - С. 354

    [27] Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал, 2006, № 4. - С.64-74

    [28]  Folkman S. and Lazarus R.S. Coping and emotion // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y. 1991.  (Цит. по Никольская И. М., Грановская Р. М . Защита личности  / Изд-во: Знание, 2001.)

    [29]  Folkman S. and Lazarus R.S. Coping and emotion // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y. 1991.  (Цит. по Никольская И. М., Грановская Р. М . Защита личности  / Изд-во: Знание, 2001.)

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Переключаемость внимания и стресс ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.