СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 1
1.ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СПК «ЗВЕНИГОВСКИЙ». 3
2. АНАЛИЗ
ОСНОВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПК «ЗВЕНИГОВСКИЙ» 6
3.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СПК «ЗВЕНИГОВСКИЙ». 12
З.1.
Административно-управленческая структура. 13
3.2.
Производственная структура. 14
3.3.
Финансовая структура. 16
4.
СТЭП-АНАЛИЗ СПК «ЗВЕНГОВСКИЙ». 18
5.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 22
5.1. Понятие
системы управления и основные подходы к исследованию систем управления. 22
5.2.
Планирование процесса исследования систем управления. 24
5.2.1.
Понятие планирования процесса исследования и алгоритм исследования системы
управления. 24
5.2.2.
Основные этапы планирования исследования систем управления. 27
5.2.3. Планирование
исследования кадрового обеспечения управления и использования кадров. 28
5.3.
Разработка программы исследования систем управления. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 36
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ... 38
Повышение эффективности
отечественного свиноводства на основе ресурсосберегающих технологий имеет
важное народнохозяйственное значение в реализации целей и задач
социально-экономического развития страны в ближайшей перспективе. Именно
интенсификация животноводства на основе стимулирования развития малых форм
хозяйствования, определена в качестве приоритетного направления в национальном
проекте "Развитие АПК", утвержденном Коллегией Минсельхоза РФ.
Составной частью этого проекта стала "Ведомственная целевая программа
развития свиноводства в Российской Федерации на период 2006-2010 годов и до
2015 года". Для отрасли это конкретный план действий, интересный самым
разным участникам российского мясного рынка, в том числе фирмам, обслуживающим
его деятельность. Высокие цены на зерно, определяющие производственную
себестоимость свинины, и неадекватно низкие цены на свинину, сложившиеся во
второй половине 2003 года и в 2004 году негативно сказались на экономике
отрасли. Убыточное отечественное производство свинины, а также поставка импортной
продукции по существу по демпинговым ценам, стали главной причиной
значительного сокращения поголовья свиней не только в сельскохозяйственных
предприятиях, но и фермерских и личных подсобных хозяйствах населения. На этом
фоне итоги работы ведущих свиноводческих предприятий убедительно доказывают,
что промышленное свиноводство, основанное на ресурсосберегающих технологиях и
собственном кормопроизводстве, легче выживает в неблагоприятной экономической
обстановке.
Свиноводческая отрасль одно
из приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства в Республике
Марий Эл.
Президентом Республики Марий
Эл поставлена задача довести поголовье свиней до 300 тысяч голов. Определены
базовые хозяйства по каждому району, которые будут заниматься производством
свинины. В их числе лидер отрасли - СПК «Звениговский», где поголовье свиней
уже в ближайшее время достигнет 100 тыс. голов, сельхозпредприятие «Тепличное»
и племзавод «Шойбулакский» Медведевского района, СПК «Восход» и СПК «Октябрьский»
Мари-Турекского района, ЗАО «Вятское», СПК «Мир» и СХА «Большевик» Советского
района.
Цель исследования состоит
в комплексном анализе и оценке деятельности сельскохозяйственного
производственного кооператива.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) провести анализ динамики
технико-экономических показателей деятельности кооператива;
2) провести структурный анализ кооператива;
3) дать оценку состояния внешней среды
кооператива;
Предметом исследования
выступает хозяйственная деятельность СПК «Звениговский».
В ходе анализа
финансово-хозяйственной деятельности, структурного анализа, исследования
внешней среды СПК «Звениговский» руководствовались методиками, предложенными в
учебных пособиях Г.В. Савицкой, Л. А. Давыдовой. При изучении проблемы
исследования систем управления основными литературными источниками были работы
Рогожина С. В. «Исследование систем управления», Кафидова В. В. «Исследование
систем управления» и Пономарева Н. П. «Проведение научного исследования в
деловых организациях».
В работе рассматривается теоретический
аспект проблемы планирования процесса научного исследования систем управления. Актуальность
выбранной мной темы очевидна в условиях рыночной экономики, поставившей перед предприятием
необходимость самостоятельного планирования деятельности систем управления с
целью эффективного их функционирования.
СПК «Звениговский» –
современное российское сельскохозяйственное предприятие. Оно внесено в список
100 лучших наиболее крупных и эффективных сельхозпредприятий России –
производителей свинины. В рейтинге 100 лучших свиноводческих предприятий России
почетное семнадцатое место занимает СПК «Звениговский» Республика Марий Эл.
Полное наименование
предприятия - сельскохозяйственный производственный кооператив «Звениговский».
Сокращенное наименование
предприятия - СПК «Звениговский».
Местонахождение СПК
«Звениговский» - Республика Марий Эл, п. Шелангер.
Видами деятельности СПК
«Звениговский» являются:
·
свиноводство и
разведение КРС
·
производство мяса
и мясных продуктов
·
производство
готовых кормов для животных
·
производство и
переработка молока
СПК «Звениговский» создан
17 июля 1979 года в процессе реорганизации колхоза им. Ульянова. Первая партия
колбасных изделий выработана 30 декабря 1995 года.
Директор СПК
«Звениговский» с момента его образования - Казанков И.И., руководитель
депутатской группы «Село», лауреат Государственной премии в области сельского
хозяйства, депутат Государственного собрания Республики Марий Эл. Главный
бухгалтер – Суворова Н. Л.
В имущественный комплекс
СПК «Звениговский» входят 73 автомобиля. На 1 января 2005 г. стоимость имущества предприятия составила 377496 тыс.р.
Выручка от продажи
товаров, работ, услуг за 2004 год оставила 291770 тыс.р. СПК «Звениговский» за
2004 год получил чистую прибыль в размере 63420 тыс.р.
В хозяйственной
деятельности СПК «Звениговский» произошли следующие изменения:
§ Введение хозяйственного расчета по
каждому виду деятельности
§ Управление подразделениями на
бригадном подряде
§ Расширение производственной базы
§ Техническое перевооружение
§ Увеличение поголовья
·
С 2000 свиней в
1979 году до 328499 голов в 2004 году
·
Увеличение
молочного стада до 556 голов
·
Увеличение КРС до
2822 голов
·
Поголовье на
откорме – 1950 голов
§ Рост продуктивности скота
§ Сокращение затрат кормов (менее 4 кг на единицу продукции)
Коллектив СПК
«Звениговский» стремится работать, как одна команда. Весь коллектив предприятия
консолидирован на основных идеях своего бизнеса: конкурентоспособность
продукции, конкурентоспособность предприятия. Персонал подобран грамотно и в
коллективе позитивная психологическая атмосфера.
Среднесписочная
численность в 2004 году составила 682 человека. По принятой сейчас в РФ классификации это крупное по
размерам предприятие. Средний
возраст персонала – 30 лет. В деятельности предприятия участвует
высококвалифицированный персонал. Сотрудники занимают должности,
соответствующие своим специальностям, причем наблюдается фактическое замещение
должностей специалистами с высшим и средним образованием. Среднемесячная зарплата
составила в 2004 г. - 5000 руб.
СПК «Звениговский» имеет большие перспективы развития. По
территориальному охвату рынок сбыта продукции СПК «Звениговский» разделен на:
1) национальный рынок представлен - г.
Москва и др.
2) региональный рынок - Поволжье (г. Казань,
Чебоксары, Альметьевск, Бугульма, Набережные Челны, Ижевск, Саранск,
Новочебоксарск, Киров, Йошкар-Ола).
С 4 по 7 февраля в Москве
в выставочном центре «Гостиный двор» на Ильинке прошел международный форум
«Мясная индустрия». Проводившийся всего во второй раз форум уверенно занял
позицию главного ежегодного мероприятия мясоперерабатывающей отрасли России.
Впервые в рамках форума
«Мясная индустрия» был проведен конкурс-смотр качества мясной продукции по
принципу закрытой дегустации. В конкурсную комиссию были приглашены специалисты
ВНИИМП, технологи региональных мясоперерабатывающих предприятий — участников
выставки, представители розничных торговых организаций, специализированных
изданий. Гран-при конкурса были награждены по номинации «Колбасы варено-копченые
высших сортов» – совхоз МУСП «Звениговский» за «Сервелат».
Финансовые коэффициенты
применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой
относительные показатели, определенные по данным отчета баланса и отчета о
прибылях и убытках.
Применение финансовых
коэффициентов основано на теории, предполагающей существование определенных
соотношений между отдельными статьями отчетности.
Предпочтительные значения
коэффициентов зависят от отраслевых особенностей предприятий, от размеров
предприятий, оцениваемых обычно годовых объемов продаж и среднегодовой
стоимостью активов. На предпочтительные величины коэффициентов могут влиять
общее состояние экономики, фазы экономического цикла [10, c. 158].
Основными
технико-экономическими показателями предприятия являются: рентабельность
предприятия, себестоимость продукции, численность работников, прибыль, объём
реализованной продукции, показатели наличия состояния и эффективности
использования основных видов ресурсов.
Рассмотрим динамику
основных технико-экономических показателей СПК «Звениговский» за 2003-2004 гг.
в табл. 1.
Таблица 1
Основные
технико-экономические показатели СПК «Звениговский» за 2002-2004 гг.
№ п/п
|
наименование
показателей
|
единица
измерения
|
значения по
годам
|
Темп роста, %
|
|
|
|
2003
|
2004
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Выручка от продажи товаров, работ, услуг (ф.2,с.010)
|
тыс.р.
|
360662
|
291770
|
80,90
|
Окончание таблицы 1
|
сельскохозяйственной продукции собственного производства и
продуктов ее переработки
|
тыс.р.
|
274238
|
260109
|
94,85
|
промышленной продукции
|
тыс.р.
|
77660
|
20716
|
26,68
|
товаров
|
тыс.р.
|
8245
|
9188
|
111,44
|
работ и услуг
|
тыс.р.
|
519
|
27748
|
5346,44
|
2
|
Среднегодовая численность работников всего
|
чел.
|
766
|
682
|
89,03
|
|
в т.ч. работники
|
чел.
|
651
|
587
|
90,17
|
служащие - всего
|
чел.
|
115
|
95
|
82,61
|
|
из них руководители
|
чел.
|
15
|
15
|
100,00
|
специалисты
|
чел.
|
98
|
80
|
81,63
|
3
|
Выработка работников (п.1:п.3)
|
тыс.р./чел.
|
471
|
428
|
90,86
|
4
|
Основные средства (ф.1, с.120)
|
тыс.р.
|
101604
|
119259
|
117,38
|
5
|
Фондооотдача (п.1:п.12)
|
-
|
4
|
2
|
68,92
|
6
|
Фондоемкость (п.12:п.1)
|
-
|
0,28
|
0,41
|
145,09
|
7
|
Фондовооруженность (п.12:п.6)
|
тыс.р./чел.
|
133
|
175
|
131,83
|
8
|
Себестоимость продукции в всего (ф.2,с. 020)
|
тыс.р.
|
294892
|
246965
|
83,75
|
|
сельскохозяйственной продукции собственного производства и
продуктов ее переработки
|
тыс.р.
|
222945
|
198872
|
89,20
|
промышленной продукции
|
тыс.р.
|
64303
|
18819
|
29,27
|
товаров
|
тыс.р.
|
7197
|
9039
|
125,59
|
работ и услуг
|
тыс.р.
|
447
|
20235
|
4526,85
|
9
|
Прибыль (убыток) от продаж (ф.2, с.050)
|
тыс.р.
|
70796
|
65770
|
92,90
|
10
|
Прибыль на 1 работника
|
тыс.р./чел.
|
92
|
96
|
104,34
|
11
|
Чистая прибыль (ф.2, с.190)
|
тыс.р.
|
48595
|
63420
|
130,51
|
12
|
Рентабельность продаж
|
%
|
19,63
|
22,54
|
114,84
|
13
|
Рентабельность основной деятельности
|
%
|
24,007
|
26,631
|
110,93
|
14
|
Чистая рентабельность имущества
|
%
|
15,25
|
16,80
|
110,13
|
Дадим оценку динамики
объёма реализации и себестоимости продукции СПК «Звениговский».
На рис.1. видно, что
динамика выручки от реализации и себестоимости продукции на протяжении
2003-2004 гг. отрицательна. При этом темпы падения выручки от реализации
превышают темпы падения себестоимости. Это говорит о снижении эффективности
реализации продукции СПК «Звениговский».
Рис.1. Динамика
объема реализации и себестоимости продукции СПК «Звениговский» за 2003 – 2004
гг.
Согласно рис. 2, 3 в
структуре объема реализации продукции за 2003-2004 гг. наибольший удельный вес
составляет сельскохозяйственная продукция (около 80%).
Рис.2. Структура
объема реализации продукции СПК «Звениговский» за 2003 год
В 2004 году
был сокращен выпуск промышленной продукции на 15 %. При этом увеличилась доля
выручки от реализации работ и услуг на 9%.
Рис.3. Структура
объема реализации продукции СПК «Звениговский» за 2004 год
Среднесписочная
численность на 01.01.2005 составляет 682 человека. По сравнению с 2003 годом
уменьшилась на 11 %. Численность аппарата управления – 15 чел., специалистов –
80 чел., других работников - 587 чел.
Из таблицы 1
видно, что среднесписочная численность рабочих выросла в 2004 году на 23,21 %,
или на 26 чел., а в 2005 году по сравнению с 2004 на 2,17 %, или на 3 чел.
Следует
отметить, что такое снижение численности обусловлено падением числа рабочих в
2004 году на 10 %, служащих – 17%.
В связи с более быстрыми
темпами падения выручки от реализации продукции по сравнению с темпами падения
среднесписочной численности наблюдается снижение выработки в 2004 году на 9%.
Из таблицы 1
видно, что в 2004 году произошел рост стоимости основных фондов на 17%.
Фондоотдача –
показатель, указывающий на то, сколько произведенной продукции приходится на 1
рубль стоимости основных средств.
Фондоемкость
показывает прирост или снижение стоимости основных средств на 1 рубль готовой
продукции и применяется для расчета суммы относительной экономии или
перерасхода средств в основные фонды.
В нашем
случае показатели фондоотдача упал на 32%, а показатель фондоемкости вырос на
45%. Следовательно, идет перерасход средств в основные фонды и падает
эффективность производства.
Рис.4. Динамика
финансовых результатов СПК «Звениговский» за 2003 – 2004 гг.
Финансовые
результаты в деятельности СПК «Звениговский» характеризуются суммой полученной
прибыли и уровнем рентабельности.
Динамика
объема реализации, прибыли от продаж за 2003-2004 гг. отрицательна. При этом
показатель чистой прибыли вырос в 2004 году на 30%. Для большей наглядности
динамику финансовых результатов деятельности СПК «Звениговский» можно
изобразить графически (см. рис.4).
Анализируя показатели
рентабельности СПК «Звениговский» мы выявили положительную динамику.
Чистая рентабельность имущества показывает, сколько рублей ЧП
получено 1 рубль активов. В 2004 гг. показатель превышал ориентир (≥
13%) на 3%.
Рентабельность продаж показывает величину чистого дохода,
полученного предприятием на рубль проданной продукции. Рентабельность продаж
предприятия в 2004 гг. выросла на 15% и составила 23%.
Рентабельность
основной деятельности
в 2004 году выросла на 11%. Положительная динамика - это следствие роста спроса
на продукцию, превышение темпов роста цен на материальные ресурсы оп сравнению
темпов роста цен на продукцию.
Организационная структура
предприятия (наличие, функции и состав структурных подразделений) сильно
зависит от отраслевых особенностей деятельности, его размера и других объективных
факторов (наличие достаточно развитой производственной и транспортной
инфраструктуры в месте расположения предприятия). При допустимых с точки зрения
содержания поставленной задачи упрощениях организационную структуру предприятия
любого профиля можно представить моделями достаточно общего вида, которые затем
необходимо положить в основу оценок эффективности (в рамках данного предприятия)
механизма управления, а также принципов организации управления с точки зрения
выделения структур, находящихся в линейном и функциональном подчинении
руководства предприятия и его подразделений.
Организационную структуру
СПК «Звениговский» путем рационального сочетания линейных и функциональных
связей и соблюдения принципов формирования аппарата управления можно отнести
к комбинированной - линейно-функциональной структуре. Такая структура
называется иногда штабной, так как предусматривает организацию при различных
звеньях линейной структуры соответствующих функциональных подразделений -
штабов. Основная роль этих подразделений состоит в выполнении подготовительных
операций по разработке проектов решений, которые вступают в силу только после
их утверждения соответствующими линейными руководителями (директором
предприятия, начальником цеха).
Решающим достоинством
такой смешанной структуры правления является возможность закрепления за соответствующими
службами достаточно узкого круга функциональных задач, возможность
концентрации усилий работника непосредственно на своей текущей деятельности.
Примерами таких
функциональных служб являются: бухгалтерия, планово-финансовый отдел и т.п.
Однако такой структуре
управления свойственны и недостатки, связанные с необходимостью роста числа,
сложности функциональных связей и вызванных этим ростом управленческих
расходов, снижением оперативности принятия и выполнения управленческих
решений.
Поэтому при создании
функциональных отделов в составе аппарата управления учитываются масштабы
производства и производственная структура предприятия, сложность
технологических процессов, характер выпускаемой продукции.
Среднесписочная
численность работников СПК «Звениговский» на 1 января 2005 года составляет 682
человека.
В рамках структурного
анализа СПК «Звениговский» представим три основных структуры:
·
Административно-управленческую
структуру
·
Производственную структуру
·
финансовую структуру
Административно-управленческая
структура СПК «Звениговский» показана на рисунке 5.
Рис. 5. Административно
– управленческая структура СПК «Звениговский»
Согласно рис.5 в состав
административно-управленческого аппарата СПК «Звениговский» входят:
Директор.
Основная функциональная
обязанность директора - руководство в соответствии с действующим законодательством
производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью
предприятия [16, с. 20].
Главный инженер.
Основная функциональная основа
главного инженера - определение технической политики и направления технического
развития предприятия в условиях рыночной экономики, пути реконструкции и
технического перевооружения действующего производства, уровень специализации и
диверсификации производства на перспективу [16, с. 337].
Главный бухгалтер
Основная функциональная
основа главного бухгалтера - осуществление организации бухгалтерского учета
хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и контроль за экономным
использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью
собственности предприятия [16, с. 51].
Заместитель директора по общим
вопросам
В его ведении и
управлении находятся следующие подразделения:
ü Транспортный отдел
ü Служба безопасности
ü Хозяйственный отдел
На СПК «Звениговский»
аппарат управления состоит из 15 работников (директор, главный инженер, главный
механик, главный энергетик, главный бухгалтер, заместитель директора по общим
вопросам, начальник цехов).
Производственная
структура СПК
«Звениговский» показана на рис.6.
Она характеризуется
строгой управленческой иерархией (линейная структура).
Рис.6. Производственная
структура СПК «Звениговский»
Согласно рис.6 общее
руководство производственной деятельностью СПК «Звениговский» осуществляет главный инженер, которому подотчетны:
1. Главный механик. Основная функция - обеспечивает
бесперебойную и технически правильную эксплуатацию и надежную работу
оборудования, повышение ее сменности, содержание в работоспособном состоянии
на требуемом уровне точности [16, с. 341].
2. Главный энергетик. Основная функция
- организует технически правильную эксплуатацию и своевременный
ремонт энергетического и природоохранного оборудования и энергосистем,
бесперебойное обеспечение производства электроэнергией, паром,
газом, водой и другими видами энергии, контроль за рациональным
расходованием энергетических ресурсов на предприятии, последовательное
соблюдение режима экономии [16, с. 349].
3. Начальник цеха (участка). Основная функция - осуществляет
руководство производственно-хозяйственной деятельностью цеха (участка) и обеспечивает
выполнение производственных заданий, ритмичный
выпуск продукции высокого качества, эффективное использование основных и
оборотных средств [16, с. 444].
Финансовая структура СПК
«Звениговский» представлена на рис. 7.
Рис.7. Финансовая
структура СПК «Звениговский»
Согласно рис.7 общее
руководство финансовой службой предприятия осуществляет главный бухгалтер,
которому подотчетны бухгалтерия и планово-финансовый отдел.
Основная функция
финансовой службы предприятия – организация управления движением финансовых
ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, возникающих между
хозяйствующими субъектами в условиях рынка, в целях наиболее эффективного
использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации
продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли; экономическое
планирование на предприятии, направленное на организацию рациональной хозяйственной
деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения
необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью
достижения наибольшей эффективности работы предприятии [16, с. 56].
СТЭП-анализ определяет
факторы внешней среды, оказывающие влияние на состояние предприятия (см. рис. 8).
Рис. 8. Схема
выделения факторов внешней среды
СТЭП - анализ определяет
следующие факторы:
С – социальные факторы;
Т – технологические
факторы;
Э – экономические
факторы;
П – политические факторы;
Р – рынок;
К - конкуренты.
Качественные оценки для
анализа внешней среды получают экспертным опросом, и выводится оценочная шкала:
1 – влияние очень слабое;
2 – влияние слабое;
3 – влияние существенное;
4 – влияние значительное;
5 – влияние сильное.
Проведем детальный анализ
факторов внешней среды СПК «Звениговский» (таблица 2).
Таблица 2
СТЭП – анализ внешней среды СПК
«Звениговский»
Факторы
|
Знак
влияния, + -
|
Качественная
оценка
|
Бальная
оценка bi
|
Вес
фактора wj
|
Важность
фактора,
wj bi
|
Критический
синтез
|
1.
Социальные
увеличение численности
трудоспособного населения (Х1)
|
+
|
Значительное
|
8
|
0,02
|
+0,16
|
Проведение маркетинговых
и статистических исследований рынка
|
уровень образования населения; (X2)
|
+
|
Существенное
|
6
|
0,02
|
+0,12
|
уровень жизни населения; (X3)
|
+
|
Сильное
|
8
|
0,04
|
+0,32
|
уровень рождаемости; (X4)
|
+
|
Существенное
|
5
|
0,01
|
+0,05
|
2.Технологические
моральный износ
технологического оборудования, новизна технологий (X5)
|
-
|
Сильное
|
9
|
0,15
|
+1,35
|
-Введение обязательного
мониторинга рынка технологий и лицензий;
-пополнение резервного фонда
для профилактического и капитального ремонтов оборудования;
-финансирование собственных
программ по разработке новых технологий производства реализуемой продукции.
|
3.Экономические
Рост
уровня инфляции; (X6)
|
-
|
Существенное
|
5
|
0,05
|
-0,25
|
Изучение рынка труда, активная политика функций службы сбыта;
заключение договора страхования кредита
|
Рост величины банковского процента; (X7)
|
-
|
Существенное
|
6
|
0,02
|
-0,12
|
Прожиточный уровень трудоспособного населения (Х8)
|
-
|
Значительное
|
8
|
0,03
|
-0,24
|
Физический объем продаж продукции предприятия; (Х9)
|
+
|
Сильное
|
8
|
0,14
|
+1,12
|
4. Политические
Льготное налогообложение (X10)
|
+
|
Значительное
|
7
|
0,05
|
+0,35
|
|
Окончание таблицы 2
5. Рынок
Рынок продукции из свинины - рынок «покупателя» (Х11);
|
-
|
Значительное
|
7
|
0,1
|
-0,7
|
- Улучшение качества
обслуживания и качества мясной продукции;
- своевременная реакция на
поступающие из маркетинговой среды СПК «Звениговский» сигналы, поддержание высокого
качества мясной продукции
|
Рынок производителей свинины Республики Марий Эл относится
к разряду развитых; (X12)
|
+
|
Значительное
|
7
|
0,08
|
+0,56
|
Наличие сезонных колебаний спроса на продукцию из свинины;
(Х13)
|
-
|
Слабое
|
4
|
0,03
|
-0,12
|
6. Конкуренты
тип конкуренции - монополистическая конкуренция (Х14)
|
+
|
Существенное
|
6
|
0,06
|
+0,36
|
|
СПК «Звениговский» является лидером на региональном рынке производителей
свинины (Х15)
|
+
|
Сильное
|
9
|
0,2
|
+1,8
|
Использование
свободных денежных средств на разработку индивидуальной эксклюзивной
продукции
|
Итого
|
|
|
|
1
|
|
|
По полученным оценкам важности факторов внешней среды
СПК «Звениговский» построим профиль внешней среды предприятия (рис. 9).
Рис. 9. Профиль внешней среды СПК
«Звениговский»
По рисунку 9 видно, что
наибольшую опасность представляют такие факторы внешней среды, как: моральный
износ технологического оборудования, новизна технологий, рост уровня
инфляции, рост уровня безработицы, прожиточный уровень трудоспособного
населения и рост величины банковского процента, а также рынок продукции из
свинины – рынок «покупателя», наличие сезонных колебаний спроса на мясную
продукцию. Поскольку в данном анализе рассматривались факторы внешней
среды, то в качестве мероприятий, компенсирующих отрицательное влияние СПК
«Звениговский», могут быть предложены: изучение рынка труда, активная
маркетинговая политика, заключение договора страхования кредита, улучшение
качества продукции из свинины и внедрение ресурсосберегающих технологий.
В исследовании систем
управления объектом является система управления. Следует заметить, что под системой
управления одни исследователи понимают часть сложной системы, фактически
субъект управления. Этот подход применяется в исследовании автоматизированных
систем управления. Именно в этом случае имеет место определение управления:
воздействие на систему для достижения цели [6, с. 22].
Другие — сам субъект
управления рассматривают как иерархическую подсистему, в которую входят руководители
всех уровней. Этот подход не согласуется с системным подходом и свойством
систем — иерархичностью. Генеральный директор, например, непосредственно не
управляет каждым рабочим, а бригадир не является субъектом управления для всего
предприятия.
Третьи — всю
организационную систему отождествляют с системой управления, в которой
выделяются две подсистемы — субъект и объект управления, которые, в свою
очередь, можно рассматривать как самостоятельные системы.
Система управления —
организационная система, состоящая из двух подсистем, представляющих субъект
и объект управления, прямых и обратных связей между ними. В качестве системы
управления рассматривается организационная система того уровня, на котором
может быть решена проблема.
Если проблема возникла и
может быть решена в структурном подразделении организации, то это структурное
подразделение должно рассматриваться в качестве системы управления. Все
остальное по отношению к нему рассматривается как внешняя среда.
Кроме рассмотренного
системного подхода, в анализе систем управления могут применяться и другие, не
менее эффективные, подходы. С подобным явлением мы постоянно сталкиваемся в
литературе по менеджменту. Свой взгляд на организационную систему имеют
теория управления персоналом, стратегический менеджмент, теория организации и
др. Объект исследования у них общий, а предмет и подходы разные.
Подходами к исследованию
систем управления являются [6, с. 23]:
1. Эмпирический подход (основанный на анализе конкретных
ситуаций) — изучение опыта решений в частных случаях и выработка правил
поведения в сходных ситуациях. Используются методы аналогий, сравнения и др.
Конкретная система управления, структура, поведение субъекта и объекта управления,
подготовка управленческого персонала, организация прямых и обратных связей
основываются на выработанных правилах и образцах. Данный подход эффективен в
условиях стабильной внешней среды.
2. Анализ межличностных отношений и
группового по ведения — изучение структуры внутренних связей, распределение ролей, численность
группы, выявление соответствия формальных и неформальных лидеров, основы для
власти, эффективная система стимулирования, принципы и закономерности сотрудничества
и формирования команды.
3. Формирование корпоративной культуры — ценности, нормы, образцы поведения,
санкции, критерии вхождения в группы и выход из групп, запреты, акценты
менеджмента, критерии отбора и движения
персонала.
4. Социотехнические системы — условия приспособления человека к
технике и техники к человеку для повышения эффективности функционирования всей
системы.
5. Теория принятия решений и эффективные
коммуникации — соответствие
информационной и организационной структур, лица, принимающие решения,
создание базы данных, критерии выбора из альтернативных вариантов решений.
6. Моделирование — определение главных, наиболее
существенных характеристик организации, процесса управления, установления
характера и количественных параметров связей между элементами.
7. Операциональный подход — анализ процесса управления посредством
выделения функций и работ, оценка трудозатрат и затрат ресурсов.
8. Ситуационный подход — заключается в использовании науки
и искусства для выбора из множества изученных методов оптимального и
адекватного метода решения проблемы в конкретной ситуации. Ярким
примером ситуационного подхода является «гроссмейстерская» игра
шахматистов.
Кроме перечисленных возможны и другие подходы,
применение которых позволяет с помощью специфических методов
исследовать элементы системы, внутренние связи и реакцию на влияние
среды.
Планирование процесса
исследования заключается в выборе рациональной организации рабочих процедур, а
также в определении последовательности их выполнения. Составление плана
исследования и выбор методов изучения системы управления должны базироваться на
едином концептуальном подходе, основу которого составляет детальное описание
объекта исследования и среды, в которой он функционирует [9, с. 116].
Подчеркнем еще раз, что
главная цель организации является базой для определения процедуры
исследования, выбора основных направлений исследования. В связи с этим план
исследования должен быть полностью ориентирован на изучение условий выполнения
системой управления миссии, стоящей перед организацией.
Описание объекта
исследования должно отражать:
• главную цель системы и набор
промежуточных подцелей;
• цели и задачи исследования;
• описание внешней среды и форм
взаимодействия исследуемой системы с объектами внешней среды;
• описание и анализ функционирования
системы в предшествующий период;
• базовые показатели функционирования
системы;
• структуру системы;
• особенности функционирования
элементов системы и характер взаимодействия между ними;
• информационное обеспечение системы;
• методику целенаправленного
регулирования поведения элементов и подсистем.
Описание работы
организации в соответствии с указанным планом значительно облегчит переход от
содержательной или качественной характеристики объекта исследования к строгому
формально-математическому обоснованию. Такой подход позволяет грамотно выбрать
конкретную методику и технику исследования, а также определить алгоритм,
обеспечивающий реализацию конкретных рабочих процедур процесса исследования.
Алгоритм применительно к
ИСУ — это точное предписание относительно порядка действий или шагов, преобразующих
исходные данные (начальные условия) в искомый результат. По существу это
последовательность математических операций, выполняемых с использованием
правил формальной логики, которая в конечном итоге в процессе нескольких
итераций (лат. iteratio —
повтор) приводит к решению поставленной задачи.
В исследовании систем
управления уместен термин алгоритм управления, или
последовательность процедур управления (англ. control procedure) — точно определенный порядок выработки управленческих
решений, повышающих эффективность системы управления [9, с. 117].
Алгоритм исследования
системы управления можно отобразить в виде блок-схемы (рис. 1), отражающей
основные этапы исследования. Процедурой исследования предусмотрены:
• анализ исходной позиции;
• комплексный учет влияния внешней и
внутренней среды;
Рис 1. Алгоритм исследования
системы управления
• выбор концепции исследования;
• формирование и анализ набора исходных
гипотез и предположений;
• составление математического описания;
• широкомасштабное экспериментирование
(натурные и вычислительные эксперименты);
• проверка достоверности рабочих
гипотез;
• обобщение полученных результатов.
На основании полученных
результатов исследования обосновывается и формируется организационная структура
системы управления, выбирается ее оптимальный вариант и оценивается
эффективность реализованной структуры.
Планирование исследования
систем управления включает в себя следующие этапы:
1) определение
организации, ее отдельных подразделений или рабочих мест, которые будут
обследованы;
2) определение примерного объема работ по выявлению исследованию
проблемы;
3) формулирование ожидаемых результатов;
4) определение количественного и
профессионально-квалификационного состава сотрудников, необходимых для
реализации
запланированного объема работ;
5) установление сроков выполнения запланированной работы;
6) определение условий, необходимых для выполнения исследований,
в том числе потребности в помещениях, организационной технике, оборудовании,
инвентаре и др.;
7) расчет сметной стоимости планируемой работы.
Общий план исследования
конкретизируется в рабочем плане — документе, который составляется в
целях развития плана исследований по теме. Он определяет:
• разделение общего объема работ на
этапы;
• календарные сроки начала и окончания
работ по этапам исследования, график выполнения работ;
• распределение сфер и конкретных
объектов исследования по
рабочим группам и отдельным исполнителям;
• установление конкретных задач и
компетенций руководите
лей рабочих групп и исполнителей;
• описание промежуточных результатов, а
также установление
формы и сроков предоставления заказчику отчетных документов;
•определение стоимости
работ по каждому этапу исследования.
Таким образом, план исследования по теме определяет объем работ, сроки,
потребные ресурсы, ожидаемые результаты. Рабочий план представляет собой
график действий, состав и компетенции исполнителей, график проведения
исследований, стоимость работ на каждом этапе исследования.
Исследование
обеспеченности организации кадрами необходимо для того, чтобы оценить
работников как специфический ресурс, который своим участием в процессе труда
создает готовую продукцию.
Для характеристики обеспеченности организации кадрами рассматривают
количественные и качественные характеристики трудового потенциала. Для
характеристики трудового потенциала с количественной стороны
используются следующие показатели:
• численность
промышленно-производственного персонала и персонала непромышленных
подразделений;
• количество рабочего времени,
возможного к отработке при нормальном уровне интенсивности труда (границы
возможного участия работника в труде).
Для оценки трудового
потенциала с качественной стороны используются следующие показатели:
Ø
физический и
психологический потенциал работников предприятия (способность и склонность
работника к труду — состояние здоровья, физического развития, выносливости и
т.п.);
Ø
объем общих и
специальных знаний, трудовых навыков и
умений, обусловливающих способность к труду определенного
качества (образовательный и квалификационный уровень, фундаментальность
подготовки и т.п.);
Ø
качество членов
коллектива как субъектов хозяйственной деятельности (наличие ответственности,
интереса к труду, сопричастности к экономической деятельности предприятия и
т.п.).
Трудовой потенциал коллектива
предприятия характеризуют также:
Ø социально-демографические компоненты:
половозрастная
структура, уровень образования, семейная структура, состояние
здоровья и др.;
Ø производственные компоненты:
профессионально-квалификационная структура, повышение и обновление
профессионального уровня, творческая активность и др.
Сбор такого рода
информации требует специальных исследований — собеседования, тестирования,
наблюдений и др.
Для изучения степени
использования кадров организации следует проанализировать процесс их труда.
Это может быть сделано на основе двух основных факторов:
o изучение затрат труда конкретного
работника;
o изучение напряженности его труда.
В общем виде затраты
труда работников управления характеризуются затраченным временем. Это важный этап
анализа, так как, вскрыв связь во времени между действиями человека и результатом
его труда, можно не только оценить эффективность работы, но и установить
объективно необходимую величину затрат рабочего времени на выполнение
должностных функций в реальных условиях. На основе полученных данных можно установить
простои, паузы и другие потери времени, которые необходимо ликвидировать.
Изучение затрат рабочего времени имеет целью получение представления о загрузке
рабочего времени отдельного работника.
Методы анализа затрат
рабочего времени в аппарате управления в основном аналогичны методам анализа
затрат рабочего времени производственных рабочих, которые хорошо разработаны в
практике нормирования труда. Это методы непрерывных наблюдений (фотография и
хронометраж рабочего времени), методы выборочных наблюдений (периодические и
моментные), анкетирование, интервьюирование, опросы, которые используются для
сбора информации.
Оценивается структура
затрат времени при выполнении функций с выделением доли затрат на творческую,
организационную и техническую работу, доли затрат на выполнение свойственных и
несвойственных должностным обязанностям работ, доли потерь рабочего времени (по
вине работника и по причинам, не зависящим от него) в общем объеме отработанного
времени. В то же время нужно помнить, что характеристика процесса труда по затратам
рабочего времени носит несколько формальный характер и не отражает его
сущности. Поэтому желательно оценивать труд работника не только по его
количественным, но и по качественным характеристикам — напряженности,
интенсивности. Труд работника может быть косвенно охарактеризован полученными
результатами: количеством подготовленных документов, принятых решений,
принятых посетителей и др.
Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических
предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой
работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической
последовательности операций для их проверки [6, с. 48].
Обычно в структуре
программы выделяют два раздела: методологический и процедурный.
Методологический раздел
включает:
формулировку проблемы, определение
объекта и предмета исследования;
определение цели и постановку задач
исследования;
уточнение и интерпретацию основных
понятий;
предварительный системный анализ
объекта исследования;
развертывание рабочих гипотез.
Всякое исследование
начинается с выявления и уяснения проблемы. К сожалению, проблему довольно
часто видят там, где ее не существует, видят только внешние признаки, симптомы.
Для выявления истинной проблемы используют специальные приемы. Первый прием
заключается в письменном изложении проблемы. Если исследователь этого сделать
не может значит, он ее не понимает. Второй прием выявления истинной проблемы
состоит в том, что первое пришедшее в голову объяснение приходится считать
симптомом. Затем задается вопрос: «Чем вызван этот симптом?» Процесс
повторяется до тех пор, пока логическая цепь не приводит в тупик.
Проблема — это противоречие, несоответствие желаемого и
фактического состояния системы, требующее разрешения [6, с. 49].
Сложность проблемы
зависит от сложности объекта исследования, уровня зрелости общества, потребности
в разрешении проблемы, от состояния знания. Примером этого может служить
обеспокоенность общественности по поводу эпидемии полиомиелита, поразившего
детей в 50-е годы, и достаточно быстрое создание спасительной вакцины. Другим
примером является быстрое решение проблем, связанных с пожарной опасностью
корпусов приборов и шерстяных костюмов советских космонавтов в кислородной
среде американского космического корабля в совместном проекте «Союз—Аполло».
Осознанная потребность привела к поиску имеющихся, но не востребованных, или
принципиально новых решений сложных проблем.
В анализе проблем
выделяют две стороны: гносеологическую и предметную. Гносеологический (познавательный)
аспект проблемы заключен в противоречии знаний о потребностях в действиях и
знаниях об удовлетворении этих потребностей. Предметный аспект связан с
конфликтом интересов социальных групп, общностей, социальных институтов.
Определение проблемы —
это ответ на вопросы: что, действительно происходит в организации? каковы
причины происходящего? что за всем этим стоит? Относительная важность проблем
позволяет ранжировать их на основе следующих факторов:
♦ последствия проблемы;
♦ воздействие на организацию;
♦ срочность проблемы и ограничения во времени;
♦ мотивированность и наличие способностей у участников;
♦ может ли проблема решаться сама собой или в ходе
решения других проблем.
Знание проблемы позволяет
обосновать объект, предмет и цель исследования, без чего трудно или невозможно
выработать рекомендации по результатам исследования.
Объект исследования — это то, на что направлен процесс
познания, то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает
проблемную ситуацию. Объект может быть одним для разных исследований,
отличающихся предметом [6,
с. 50].
Предмет исследования — те наиболее значимые с
практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности
объекта, которые подлежат непосредственному изучению (свойства и стороны,
выявляющие проблему).
Цель — желаемый достижимый результат (то,
для чего).
Определение полного
набора задач является условием достижения цели и позволяет упорядочить процесс
научного поиска. Установить иерархию целей и задач исследования позволяет
построение дерева целей. Формулирование цели и задач исследования является
процессом, а не единовременной акцией.
Чтобы определить язык
исследования, необходимы уточнение и интерпретация основных понятий. Уточнение
связано с семантикой слов. Разный словарный запас людей, и многозначность
понятий требуют уточнения и выработки однозначного понимания слов. Трудными
для понимания словами являются такие, как менталитет, консенсус и т. п.
Исследователи должны однозначно понимать, что означает понятие «текучесть
кадров» и т. п. Для интерпретации понятий должны быть выработаны эмпирические
признаки.
Общий алгоритм уточнения
и интерпретации понятий таков:
♦ анализ литературы, выявление сущности понятий, их
свойств и взаимосвязей;
♦ создание «образа» данного свойства, аспекта, понятия
в зримых проявлениях;
♦ построение упорядоченной системы характеристик, свойств
«образа»;
♦ выбор прямых показателей каждой из выделенных
характеристик;
♦ построение индексов или составных (интегральных)
показателей, к примеру, таких как «прожиточный минимум».
Выработав общий язык,
необходимо проанализировать предмет исследования как систему, смоделировать
исследовательскую проблему. В совокупности с определением цели это позволяет
выдвинуть исследовательские гипотезы.
Гипотеза исследования —
это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о
характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их
функционирования и развития, о возможных подходах к решению проблемы. Формулирование
гипотез основывается на результатах предварительного анализа изучаемого
объекта. Гипотезы должны отвечать таким требованиям, чтобы можно было
разработать процедуры, позволяющие зафиксировать именно те элементы и связи
изучаемого социального объекта, предположение о которых содержится в
гипотезе.
Методологическая часть
программы связывается с процедурной не только через средства сбора информации.
Формулируя гипотезу, исследователь должен одновременно предусмотреть, как
собрать материал, как его обработать и проанализировать, опираясь на гипотезу.
В случае применения метода опроса для проверки качества разработанного
инструментария и получения информации о структуре объекта может быть
организовано пробное исследование.
Пробное исследование (пилотаж) является своего рода
микромоделью полевого исследования и может проводиться на совокупности 30 — 50
человек [6, с. 51].
В ходе «пилотажа»
решаются задачи:
·
выявление «слабых
мест» в программе исследования, ее корректировка; уточнение цели и задач; отработка
взаимодействия между руководителями
исследования и группой сбора первичной информации;
·
выявление
пригодности запланированного метода
сбора первичной информации с учетом величины фактических расходов на основное
исследование и ожидаемый возврат анкет;
·
степень
доходчивости вопросов анкеты, используемых терминов, определение уровня
компетентности респондентов;
·
проверка
подготовленности анкетеров (интервьюеров) к полевому исследованию, качества
инструкций;
·
проверка или
уточнение ранее сформулированных гипотез;
·
отработка или
уточнение проекта выборки;
·
уточнение общей
продолжительности сбора первичной информации, оценка того, насколько удачно
выбрано время и место проведения исследования, анализ ряда других
организационно-технических вопросов плана исследования.
В зависимости от
поставленной цели определяются конкретные задачи и объекты исследования.
Программа исследования может включать рассмотрение различных предметных
областей. Так, при комплексном исследовании системы управления имеет смысл
начать работу с общей характеристики организации, например область
деятельности, продукция, история, местоположение и др. Для полного комплексного
исследования надо рассмотреть также факторы внешней среды, но поскольку их
очень много, следует рассматривать наиболее значимые из них, помогающие решению
конкретной проблемы. В зависимости от цели исследований могут быть рассмотрены
также задачи и стратегия организации в целом, управление финансами,
маркетингом, производственной деятельностью, человеческими ресурсами и др.
Перечень объектов исследования составляется в
соответствии с поставленными целями и задачами. Последовательность рассмотрения
предметных областей устанавливается с учетом специфических особенностей
организации, имеющейся информации, пожеланий руководства и ожидаемых
результатов.
В заключение проведенного анализа и оценки
хозяйственной деятельности СПК «Звениговский» отметим наиболее важные моменты,
прозвучавшие в работе.
Свиноводческая отрасль
одно из приоритетных направлений развития сельскохозяйственного производства в
Республике Марий Эл. В числе лидеров отрасли - СПК «Звениговский», где поголовье
свиней уже в ближайшее время достигнет 100 тыс. голов. СПК «Звениговский» в
рейтинге 100 лучших свиноводческих предприятий России занимает почетное
семнадцатое место.
Динамика выручки от
реализации и себестоимости продукции на протяжении 2003-2004 гг. отрицательна.
При этом темпы падения выручки от реализации превышают темпы падения
себестоимости. Это говорит о снижении эффективности реализации продукции СПК
«Звениговский». В структуре объема реализации продукции за 2003-2004 гг.
наибольший удельный вес составляет сельскохозяйственная продукция (около 80%).
В 2004 году был сокращен выпуск промышленной продукции на 15 %. При этом
увеличилась доля выручки от реализации работ и услуг на 9%.
Среднесписочная
численность на 01.01.2005 составляет 682 человека. По сравнению с 2003 годом
уменьшилась на 11 %. Численность аппарата управления – 15 чел., специалистов –
80 чел., других работников - 587 чел.
Динамика объема
реализации, прибыли от продаж за 2003-2004 гг. отрицательна. При этом
показатель чистой прибыли вырос в 2004 году на 30%. Анализируя показатели
рентабельности СПК «Звениговский» мы выявили положительную динамику.
В рамках структурного
анализа СПК «Звениговский» представлены три основных структуры:
административно-управленческая структура, производственная структура, финансовая
структура.
На СПК «Звениговский»
аппарат управления состоит из 15 работников (директор, главный инженер, главный
механик, главный энергетик, главный бухгалтер, заместитель директора по общим
вопросам, начальник цехов).
Производственная
структура СПК
«Звениговский» характеризуется строгой управленческой иерархией (линейная
структура).
Общее руководство финансовой службой
предприятия осуществляет главный бухгалтер, которому подотчетны бухгалтерия и
планово-финансовый отдел.
Наибольшую опасность для
СПК «Звениговский» представляют такие факторы внешней среды, как: моральный
износ технологического оборудования, новизна технологий, рост уровня
инфляции, рост уровня безработицы, прожиточный уровень трудоспособного
населения и рост величины банковского процента, а также рынок продукции из
свинины – рынок «покупателя», наличие сезонных колебаний спроса на мясную
продукцию. Поскольку в данном анализе рассматривались факторы внешней
среды, то в качестве мероприятий, компенсирующих отрицательное влияние СПК
«Звениговский», предложены: изучение рынка труда, активная маркетинговая
политика, заключение договора страхования кредита, улучшение качества продукции
из свинины и внедрение ресурсосберегающих технологий.
1. Анфилостов В. С. Системный анализ в
управлении: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 367 с.
2. Гейер Г. Экономика предприятия.
Ускоренный курс. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 207 с.
3. Давыдова Л. А., Фальцман В. К.
Экономика и управление предприятием: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика,
2005. – 224 с.
4. Жариков О. Н. Системный подход к
управлению: Учеб. Пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 62 с.
5. Исследование систем управления:
Учебное пособие/Под ред. Н. И. Архиповой. – 2002. – 384 с.
6. Кафидов В. В. Исследование систем
управления: Учебное пособие. – М.: Академический Проект. – 2003. – 153 с.
7. Литвак Б. Г. Разработка
управленческого решения: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ДЕЛО,
2004.- 416 с.
8. Осипова Л. В. Основы коммерческой
деятельности: Учебник для вузов/Л. В. Осипова, И. М. Синяева. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 622 с.
9. Рогожин С. В. Исследование систем
управления: Учебник. – М.: ЭКЗАМЕН, 2005. – 286 с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия/Г.В. Савицкая.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2005.- 328с.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия: Учеб. Пособие / Г.В.Савицкая.-7-е изд., испр.- М.: Новое знание,
2002. – 704с.
12. Сергеев И. В. Экономика организаций (предприятий):
Учебник/Под ред. И. В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ПРОСПЕКТ,
2006. – 552 с.
13. Смирнов Э. А. Разработка управленческого решения:
Учебник. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2002. – 271 с.
14. Соловьев Б. А. Маркетинг: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М,
2005. – 382 с.
15. Травин В. В. Подготовка и реализация управленческого
решения. – М.: ДЕЛО, 2004. – 79 с.Тронин Ю. Н. Управленческие решения: Учеб.
пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 309 с.
16. Труханович Л.В. Кадры предприятия. – М.: М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 604 с.
17. Финансы предприятий: Учебник для вузов/ Н.В. Колчина,
Г.Б. Поляк; Под ред. Колчиной Н.В..- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ –
ДАНА, 2001 . – 447с.
18. Чуев И. Н. Экономика предприятия: Учебник. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашкова и К», 2005. – 414 с.
19. Шепеленко Г. Н. Экономика, организация и планирование
производства на предприятии: Учеб. Пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:
МарТ, 2003-. – 590 с.
20. Игнатов А.В. Анализ рентабельности продаж по видам
товаров и торговли// Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. - №1. – с. 70-84
21. Пономарев Н. П. Проведение научного исследования в
деловых организациях//Вестник Моск. Университета. Серия 6. Экономика. – 2003. –
с. 99-109