Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Полномочия адвоката - реальность и перспективы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Полномочия адвоката - реальность и перспективы
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:20:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    Глава 1. Понятие адвокатуры в современном Российском обществе……………5

    Глава 2. Статус адвоката…………………………………………………………….9

    2.1. Основания и порядок приобретения статуса адвоката. 9

    2.2. Обязанности и ответственность адвоката: общая характеристика. 12

    Глава 3. Проблемы и перспективы развития адвокатуры в России…….………15

    Заключение. 25

    Список источников и литературы.. 27



    Введение


    В современных условиях в нашей стране определился курс на формирование правового государства, который предполагает всеобщее без каких-либо исключений подчинение закону всех субъектов общественных отношений, последовательную и решительную борьбу с любыми правонарушителями, т. е. всемерное укрепление законности.

    В последние годы в условиях перехода к рыночным отношениям и проведения судебной реформы, небывалого роста преступности резко возросла потребность в квалифицированных адвокатах. Начался новый виток развития адвокатуры.

    Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам.

    Адвокатура - самоуправляющееся объединение (сообщество) юристов-профессионалов, основной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи населению, включая участие в различных видах судопроизводства в качестве защитников либо представителей потерпевшего, истца, ответчика и других лиц, отстаивающих свои интересы. Организационной формой адвокатуры в РФ выступают коллегии адвокатов.

    Адвокатура правоохранительный орган, она является системой. Адвокатура реально существует и выполняет следующие функции: оказывает юридическую помощь физическим и юридическим лицам.

    Обычно к адвокатской помощи обращаются либо с целью получения устных консультаций по правовым вопросам, либо для составления заявлений, жалоб и других правовых документов, либо представительства в суде для ведения гражданских, арбитражных, административных дел, защиты по уголовным делам.

    Следует заметить, что обращение к помощи адвоката при ведении гражданского дела в России до сего времени - все еще право гражданина, а не его обязанность, что и является главным отличием от большинства стран западного мира, давно покончивших с правовым упрощенчеством, где ведение подобных дел в судах производится в обязательном порядке при участии профессионала - адвоката.

    Российские адвокаты ждали, что ГПК РФ приблизит нас к мировой практике, но, увы: представлять гражданина в суде может по доверенности любое лицо, о чем мы уже упоминали в предыдущей главе, в том числе и самозванный специалист.

    Оплата адвокатского труда осуществляется на договорных началах с клиентом.

    Целью данной работы является рассмотрение правового положения адвокатов.

    В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

    1. Понятие адвокатуры в современном Российском обществе.

    2. Статус адвоката.

              3. Перспектива развития адвокатуры в России.




    Глава 1. Понятие адвокатуры в современном Российском обществе


    Гражданское общество представляет собой совокупность личностей, объединенных общностью интересов и морально-нравственных ценностей. В гражданском обществе отношения регулируются совместными интересами и потребностями людей. Государство не вправе вмешиваться в деятельность гражданского общества.

    В современном мире все большее влияние на развитие цивилизации оказывают не "силовые" методы управления обществом, а гармоничное развитие индивидуума, что обусловливает развитие институтов гражданского общества, таких, как общественные организации, союзы, семья, школа, наука, искусство, религия. Поэтому отнесение адвокатуры к одному из институтов гражданского общества свидетельствует о признании государством необходимости существования данного важного регулятора социальных отношений, осуществляемых путем реализации правовых норм.

    Под принципом (от лат. princicpio - основа, начало) в общенаучном смысле принято понимать основное, исходное положение какой-либо теории, главное правило деятельности. Применительно к адвокатуре принципы можно определить в качестве основ создания и направленности соответствующей деятельности, которые наиболее полно выражают содержание законодательства, регламентирующего организацию и деятельность данного института гражданского общества, обеспечивают надлежащую охрану адвокатуры государством и невмешательство в ее деятельность.

    В ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изменениями от 28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г.) принципы организации и деятельности адвокатуры, к сожалению, лишь перечислены, но не раскрыты. Это следует отнести к недостаткам юридической техники, поскольку принципы законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия имеют достаточно выраженное самостоятельное содержание.

    Законность является общеправовым принципом, который применительно к различным отраслям права и различным сферам приложения закона приобретает специфическое содержание.

    Законность как принцип организации и деятельности адвокатуры содержит следующие положения.

    Адвокатура, адвокатские образования создаются в строгом соответствии с действующим законодательством.

    Адвокаты в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать требования законов, правомерные требования государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменение.

    За нарушение положений действующего законодательства адвокаты несут установленную законом ответственность. В зависимости от характера и вида нарушений адвокат может быть подвергнут дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

    Систему адвокатуры составляют две организационные формы: коллегии адвокатов и юридические консультации. Коллегии создаются либо по заявлению группы учредителей (граждан Российской Федерации с высшим юридическим образованием), либо по инициативе органов исполнительной власти соответствующего территориального образования.

    Существуют коллегии адвокатов субъектов Российской Федерации, крупных городов и др.

    Коллегия является юридическим лицом. Высший орган управления - общее собрание (конференция) членов коллегии, созываемое не реже одного раза в год. Оно избирает президиум и контрольно-ревизионную комиссию сроком на три года.

    Президиум и его председатель осуществляют руководство деятельностью коллегии. Для работы на местах организуются юридические консультации. Они могут создаваться в районах крупных городов, а при необходимости и в сельских районах.

    Помимо участия в судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в обязанности адвокатов входит консультационная работа, а также составление разного рода юридических документов (исковые заявления, жалобы, ходатайства и т. д.)[1].

    Как известно, гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп и институтов, взаимодействие которых регулируется правом, и оно прямо не зависит от самого политического государства. В демократической системе гражданское общество, главными несущими конструкциями которого являются социальная и духовная сферы, характеризуется сложной и многообразной структурой. В качестве важнейших его звеньев выступают практически все элементы социальной, профессиональной, демографической, национальной, конфессиональной, культурной, духовной и других аспектов самоорганизации общества.

    С идеально типологической точки зрения "гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Это - система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных".[2]

    Правительство, со своей стороны, оказывает влияние на отдельно взятых граждан большей частью через разного рода группы, в которые они входят. Это верно как для демократических, так и для тоталитарных систем. К примеру, советское правительство использовало в своих целях все формы и типы организованных групп, включая профсоюзы, для управления государством.

    Одной из наиболее институционализированных форм группы являются заинтересованные группы, представляющие собой разного рода организации или ассоциации рабочих, фермеров, предпринимателей, представителей различных профессий (например, врачей, адвокатов, инженеров и т.д.), церковные, женские, молодежные и иные общественные организации, объединенные общностью интересов. Одни из них имеют длительную историю, а другие формируются временно вокруг какой-либо одной проблемы или ограниченного круга проблем и по достижении своей цели распадаются.

    Таким образом, оправданно полагать, что институт адвокатуры лишь один из законодательно оформленных институтов гражданского общества.

                                     Глава 2. Статус адвоката


           2.1. Основания и порядок приобретения статуса адвоката


    Момент получения адвокатом соответствующего статуса имеет важное юридическое значение. Только после того, как квалификационной комиссией принято решение о присвоении претенденту статуса адвоката и лицо принимает присягу, оно приобретает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. Данный статус дает адвокату возможность в полной мере использовать предусмотренные действующим законодательством права и возлагает на него ряд обязанностей.

    Содержание статуса адвоката не зависит от того, в какой форме адвокатского образования в рамках адвокатской палаты он будет принимать участие (адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация).

    Адвокат определен в качестве независимого советника по правовым вопросам. Это означает, что основной, определяющий стержень адвокатской деятельности - предоставление доверителю рекомендаций, при помощи которых он сможет надлежащим образом участвовать в тех или иных правоотношениях. Вместе с тем, представляется, что термин "советник" не в полной мере выражает те возможности, которые предоставлены адвокату в рамках оказания помощи конкретному лицу. В ряде случаев, например, в гражданском судопроизводстве, адвокат не просто советует доверителю поступать тем либо иным образом, но и по доверенности вправе самостоятельно, вместо доверителя, участвовать в процессе по рассмотрению гражданского дела. В уголовном судопроизводстве возможны ситуации, при которых позиции и защитника и подзащитного различны (если защитник убежден в том, что имеет место самооговор защищаемого им подозреваемого, обвиняемого). Адвокату-защитнику предоставлены возможности по собиранию доказательств.

    Адвокатом (членом коллегии) может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. При приеме в члены коллегии допускается испытание продолжительностью до трех месяцев. В испытательный срок не засчитывается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия на работе по уважительным причинам. Выпускники высших учебных заведений, не имеющие необходимого стажа работы, принимаются после прохождения стажировки (6-12 месяцев).

    Хотя адвокаты считаются лицами так называемых свободных профессий, на них распространяется действие многих норм трудового законодательства, они подлежат социальному страхованию и пользуются правом на пенсии и пособия наравне с наемными работниками. Время работы в качестве адвоката включается в стаж, необходимый по условиям пенсионного обеспечения.

    В области профессиональной деятельности как субъект, которому предоставлено право защищать права и интересы физических и юридических лиц, адвокат через юридическую консультацию может запрашивать необходимые для осуществления своего профессионального долга документы и материалы.

    Он обязан использовать все, допускаемые законом средства и способы для защиты прав, свобод и законных интересов своих клиентов, не разглашать сведения, полученные в связи с адвокатской деятельностью.

    Закон запрещает допрос адвоката об обстоятельствах, ставших ему известными при исполнении обязанностей защитника. Президиум коллегии поощряет адвокатов за успешную и добросовестную работу, привлекает к дисциплинарной ответственности, вплоть до исключения из числа членов коллегии, за нарушение профессиональных обязанностей.

    Законом четко установлен максимальный срок решения вопроса о присвоении гражданину статуса адвоката - три месяца с момента подачи заявления. В случае принятия решения о присвоении статуса адвоката претендент становится его обладателем лишь после принесения адвокатом присяги.

    Претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, не может быть отказано в присвоении статуса адвоката. Но если после сдачи экзамена и до момента принятия квалификационной комиссией решения будут выявлены обстоятельства, при наличии которых недопустимо присвоение статуса адвоката, возможно принятие решения об отказе в присвоении статуса адвоката. В случае необоснованного принятия решения об отказе в присвоении статуса адвоката претендент имеет право обратиться с жалобой в суд.

    Закон подчеркивает, что обладание статусом адвоката не ограничено никакими сроками, в том числе в связи с его возрастом. Приостановление и прекращение статуса адвоката возможно лишь в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

    Претендент на получение статуса адвоката, успешно выдержавший квалификационный экзамен, в отношении которого квалификационной комиссией принято решение о присвоении статуса адвоката, в обязательном порядке должен принести присягу адвоката. Значение присяги заключается в том, что с момента ее принятия вступает в силу решение квалификационной комиссии о присвоении статуса адвоката и претендент становится членом адвокатской палаты.

    Принятие присяги относится к профессиональным ритуалам. Присяга принимается адвокатом в торжественной обстановке.

    Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

    1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.





         2.2. Обязанности и ответственность адвоката: общая характеристика


    Адвокат обязан:

    1) честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;

    2) исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

    3) постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;

    4) соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции;

    5) ежемесячно отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - собрание (конференция) адвокатов), а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием;

    Адвокаты в своей деятельности обязаны неукоснительно соблюдать требования законов, правомерные требования государственных органов и должностных лиц, осуществляющих правоприменение.

    За нарушение положений действующего законодательства адвокаты несут установленную законом ответственность. В зависимости от характера и вида нарушений адвокат может быть подвергнут дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

    Дисциплинарная ответственность наступает в случаях, когда адвокат: совершил поступок, порочащий честь и достоинство адвоката или умаляющий авторитет адвокатуры; не исполнил или исполнил ненадлежащим образом свои профессиональные обязанности перед доверителем; не исполнил решение органа адвокатской палаты, которые было принято в пределах его компетенции (подп. 5-6 п. 1 ст. 17 Закона). Крайней мерой дисциплинарного взыскания является прекращение статуса адвоката.

    Рассматривая вопрос о возможности привлечения адвокатов к административной и уголовной ответственности, следует иметь в виду, что на данных лиц распространяется положение ст. 19 Конституции РФ, закрепляющей равенство всех перед законом и судом. Однако государство установило дополнительные гарантии защиты адвокатов от незаконного воздействия на его профессиональную деятельность. Так, в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).

    К административной ответственности адвокаты могут быть привлечены на общих основаниях, поскольку ни в КоАП РФ, ни в иных федеральных законах не установлено особой процедуры. Как и любой другой человек, адвокат может совершить административные правонарушения, например, в области дорожного движения. Вместе с тем ряд правонарушений предполагает наличие специального субъекта. Адвокат в процессе своей профессиональной деятельности не может быть привлечен к ответственности за совершение ряда правонарушений в области предпринимательской деятельности. В п. 2 ст. 1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" прямо закреплено, что адвокатская деятельность предпринимательской не является, а адвокату изначально запрещено заниматься любой иной оплачиваемой деятельностью, кроме основной, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

    Уголовная ответственность адвоката возможна при совершении им подавляющего большинства преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ. Исключение составляют деяния, которые предусматривают наличие специального субъекта (например, преступления против военной службы - раздел XI Кодекса).






















    Глава 3. Проблемы и перспективы развития адвокатуры в России


    Важнейшей обязанностью правового государства в соответствии с Конституцией РФ является «признание и защита прав и свобод человека и гражданина».

    На протяжении всей своей истории адвокатура была призвана осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов правовых отношений.

    Так, приоритетной задачей данного института считается оказание квалифицированной юридической помощи, что предусмотрено статьей 48 Конституцией РФ, которая гарантирует такое право, оговаривая, что данная помощь в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно.

    На разных этапах становления адвокатуры предпринимались попытки по улучшению законодательства, которые напрямую касались адвокатской деятельности.

    Ранее существовавшее Положение об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. полностью соответствовала духу того времени, при этом закрепляя советскую систему адвокатуры. Данное Положение, действовавшее до 1 июля 2002 г., имело ряд недостатков, которые сдерживали процесс развития института адвокатуры. Нельзя не упомянуть, что законодательно не были урегулированы основные понятия, связанные с адвокатской деятельностью. В Положении имели место нормы, которые говорили лишь о задачах адвокатуры, что «В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР основной задачей адвокатуры в РСФСР является оказание юридической помощи гражданам и организациям»[3], конечно, это было недостаточным для полного понимания адвокатской деятельности.

    Согласно Положению об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 г. адвокатура не рассматривалась, как единое самоуправляемое сообщество профессионалов в области права, имеющих гарантии независимости при оказании квалифицированной юридической помощи. Все было подчинено идее вмешательства органов государственной власти в деятельность адвокатских объединений, исходя из политических и идеологических установок того времени.

    Так, Положение устанавливало особую структуру (коллегии, консультации) адвокатского сообщества. Конкуренция между коллегиями не представлялась реальной, поскольку «адвокатские объединения – не коммерческие организации, а правовая культура адвокатов требовала отрицательного отношения к проявлениям некорректности, бестактности, к погоне за клиентами»[4].

    В Статье 4 Положения об адвокатуре РСФСР[5] было закреплено, что  «Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом президиум, контрольно-ревизионным органов – ревизионная комиссия», а также подробным образом был очерчен круг полномочий, порядок избрания этих органов.

    Структурно был определен состав коллегии, которая состояла из юридических консультаций. В свою очередь юридические консультации возглавлялись заведующими. Само создание консультации требовало согласования с органами юстиции и местной администрацией.

    Единственной организационно-правовой формой деятельности адвокатов являлась коллегия адвокатов. Подобное построение адвокатуры не было направлено на увеличение численности юридических структур.

    Однако, именно такую организацию адвокатуры и такой характер взаимоотношений с государством, а также порядок оказания юридической помощи законодательно закрепляло государство, заботясь о сохранении политической идеологии того времени.

    Совершенно понятно, что такое Положение об адвокатуре тормозило процесс развития адвокатуры, являясь отголоском прошлого.

    В рамках производимых реформ законодательства, которые относились к разным сферам общественной жизни Положение об адвокатуре 1980 г. выбивалось из единого контекста современности, в особенности на фоне законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность в других государствах. Облик адвокатуры должен был измениться посредством правильного правового обеспечения.

    Таким образом, принятие более прогрессивного закона, который бы по – новому устанавливал организацию всего адвокатского сообщества в Российской Федерации, а также закреплял конструкцию независимости адвокатуры стало чрезвычайно необходимым.

    Можно сказать, что ярким достижением нового ФЗ «Об адвокатуре» является развитие идеи объединения всех адвокатов в единое сообщество, что придает адвокатуре большую значимость и силу для защиты прав граждан и организаций.

    Со временем стало еще более очевидным, что без правильного законодательного урегулирования нельзя понять смысл задач, которые стоят перед институтом адвокатуры, права и обязанности адвокатов, осмыслить организацию самой адвокатуры, а также определить перспективы развития в целом.

    В связи с этим многообразный поиск по улучшению юридической терминологии основных понятий, касающихся адвокатской деятельности дал свои результаты. В настоящее время имеется Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ (далее Закон «Об адвокатуре»)[6], который учел некоторую специфику понятий «адвокат» и «адвокатская деятельность», а также внес ряд корректировок относительно организации адвокатуры.

    Статья 1 ФЗ «Об адвокатуре» предусматривает: «Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию», что непосредственно отражает конституционный атрибут обеспечения квалифицированной юридической помощи (ст.48 Конституции РФ).  Соответственно в статье 2 ФЗ «Об адвокатуре» говорится, что «Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность». Тем самым, слово «квалифицированный» предполагает, что лицо, оказывающее юридическую помощь обладает достаточным уровнем знаний, т.е. квалификацией.

    Само по себе это стало нововведением, которое установил ФЗ «Об адвокатуре», тем самым законодатель попытался охарактеризовать и показать исключительность профессии адвоката.

    Прежде чем перейти к рассмотрению ряда вопросов, связанных с принятым относительно недавно ФЗ «Об адвокатуре» хотелось бы отметить, что данный закон несомненно имеет прогрессивный характер. Впервые было закреплено, что адвокатура является институтом гражданского общества и не зависит от государства.

    Как справедливо заметил Президент Федеральной Палаты Адвокатов РФ Е.В. Семеняко,  «Разумеется, успехи в отстаивании независимости адвокатуры нельзя воспринимать как процесс необратимый. Адвокатура обречена на вечный спор с отдельными представителями государства в силу специфики своего положения»[7].

     С учетом этого, должен возникнуть некий баланс интересов, при котором воздействие государства не будет нарушать принцип независимости осуществления адвокатом своей профессиональной деятельности.

    Статьей 3 ФЗ «Об адвокатуре» регламентировано: «Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления».

    В целом, содержание вышеприведенной нормы свидетельствует о том, что институт адвокатуры в своем развитии должен стоять на страже защиты гражданского общества от неправомерных посягательств, нарушающих права и свободы граждан. При установлении какого-либо обоснования к подобному вмешательству адвокат обязан «честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами» (ст.7 ФЗ «Об адвокатуре»).

    С учетом особой роли адвокатуры в российской системе государство не должно ограничивать независимость адвокатуры, предпринимая попытки по контролю за осуществлением адвокатом своей профессиональной деятельности.

    Данный признак адвокатской деятельности, по мнению адвоката Кучерена А.Г. должен проявляться именно в том, что «независимость адвоката… означает не абсолютную произвольность и бесконтрольность, а недопустимость вмешательства кого бы то в его деятельность и самостоятельность принятия им решения»[8].

     Принятие ФЗ «Об адвокатуре» сопровождалось многочисленными дискуссиями, однако адвокатское сообщество все-таки смогло отстоять свои интересы. К примеру, статья 6 ФЗ «Об адвокатуре» значительно расширила права адвокатов, позволяя не только «собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций», но и «совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации». При этом данный перечень носит неисчерпывающий характер.

    Следует особо подчеркнуть, что статья 26 ФЗ «Об адвокатуре» расширяет границы оказания адвокатами гражданам РФ бесплатной юридической помощи. Кроме того, были урегулированы вопросы, связанные с организационной структурой адвокатских объединений (формы адвокатских образований, их статус, порядок осуществления  деятельности).

    Весьма важными следует признать принятые нормы закона об адвокатской тайне (ст.8 ФЗ «Об адвокатуре») и о гарантиях независимости адвоката (ст. 18 ФЗ «Об адвокатуре»). Данные нормы относятся  к основам адвокатской деятельности и должны напрямую соприкасаться с кодексом профессиональной этики адвоката.

    Однако, справедливо отмечают в своей работе Вице-президент Международного Союза (Содружества) Адвокатов П.Д. Баренбойм и Президент Адвокатской палаты г. Москвы Г.М. Резник, что «многочисленные примеры нарушения гарантий независимости адвокатов, а также непосредственного связанного с этим права обвиняемого на защиту являются признаками явного пренебрежения к основному положению процессуального права – принципу состязательности сторон[9]».

    Нельзя не обратить внимание на то, что  законодатель в ФЗ «Об адвокатуре», в АПК РФ (ст. 59)[10] и УПК РФ (ст.49)[11] попытался решить проблему обеспечения граждан и юридических лиц квалифицированной помощью при установлении прерогативы адвокатов в некоторых областях: представительство интересов юридических лиц в арбитражном процессе, защита интересов обвиняемых в совершении преступления в уголовном процессе.

    С течением времени возник вопрос о том, что это является завоеванием рынка юридических услуг исключительно адвокатами. Таким образом, на повестке дня возник вопрос о ликвидации адвокатской монополии в арбитражном процессе. В этой связи важнейшую роль сыграло вынесенное Конституционным судом РФ Постановление от 16 июля 2004 г. №15-П[12].

    Согласно  данному Постановлению КС РФ норма ч.5 ст. 59 АПК РФ была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в которой она взаимосвязана с п.4 ст. 2 ФЗ «Об адвокатуре» в действующей системе правового регулирования.

    Возникшая правовая ситуация может быть расценена только лишь, как формирование новых условий существования и развития института адвокатуры.

    По мнению Президента Адвокатской палаты г. Москвы  Г.М. Резник «Ни одна цивилизованная страна мира не позволяет, чтобы юридические услуги оказывались любыми лицами за пределами каких бы то ни было профессиональных стандартов. Конституция, гарантируя право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, тем самым не позволяет каждому ее оказывать…»[13].

    Разумеется, такое положение дел нельзя допускать, ведь это может привести к снижению качества оказания юридической помощи, а также злоупотреблению процессуальными правами со стороны представителей. Данные вопросы, безусловно, нельзя оставлять без внимания, поскольку они затрагивают другую не менее интересную проблему о конкуренции в судопроизводстве при оказании правовой помощи представителями.

    Необходимо затронуть ряд закономерных вопросов, которые связаны с правовой неопределенностью отдельных норм ФЗ «Об адвокатуре». Уместно было бы, чтобы в ФЗ «Об адвокатуре» получило свое воплощение детальное раскрытие не только дополнительных понятий, связанных с адвокатской деятельностью (к примеру, понятия статуса адвоката, юридической услуги, квалифицированной юридической помощи и т.д.), но и четкое представление положения адвоката в уголовном, гражданском и арбитражном процессе. Возможно, имеет смысл наделить дополнительными полномочиями адвоката, учитывая специфику того или иного вида судопроизводства, в том числе исполнительное производство. Кроме того, законодатель мало уделил внимание вопросу о страховании риска ответственности адвоката (ст. 19). Разумеется, было бы не лишним, чтобы подробнейшим образом раскрывались многие вопросы, связанные со страхованием адвокатской деятельности. Также, на мой взгляд, достаточно бегло законодатель осветил вопрос об адвокатских досье, что в свою очередь порождает много запутанных ситуаций в адвокатской практике.

    В дальнейшем в процессе усовершенствования ФЗ «Об адвокатуре»  осмысление опыта зарубежного законодательства может стать дополнительным источником  благоприятного развития института адвокатуры в России. Например, в Федеральном положении об адвокатах ФРГ от 1 августа 1959 г.[14] имеются статьи, которые устанавливают права и обязанности адвокатов при профессиональной совместной работе. Полагаю, что такое правовое заимствование позволит внести ясность при осуществлении представительства или защиты в суде несколькими адвокатами. Возможно, речь пойдет не только об этических нормах адвокатской деятельности, согласно Кодексу профессиональной этики адвокатов, но и дополнительного эффективного механизма взаимодействия между адвокатами.

    Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся ведения адвокатами судебных дел в других государствах. В связи с активным развитием отношений между Российской Федерацией и странами Европейского союза, а также вступлением России в ВТО полагаю, что разумно  ФЗ «Об адвокатуре» дополнить такой главой, как деятельность адвокатов в других государствах.

    В  свете сказанного хотелось бы озвучить проблему правового регулирования деятельности адвоката на международном уровне.

     Так, в своей статье адвокат Л. Грудцына, поднимая вопрос об адвокатуре и международных стандартах, подмечает, что в настоящее время многие международные документы «не имплементированы в правовую систему Российской Федерации,  что позволяет сделать вывод о функционировании института российской адвокатуры в отрыве от существующих международных стандартов и принципов в данной области, а равно - о территориальной изолированности исследуемого института»[15].

    Естественно, весьма актуальным остается вопрос имплементации международно-правовых норм в области осуществления адвокатами своей профессиональной деятельности с целью создания еще более лучших условий для обеспечения прав человека на судебную защиту.

    Хотелось бы отметить, что за последнее время стремительных перемен в ФЗ «Об адвокатуре» не происходит, хотя идут активные обсуждения вопросов, касающихся дальнейшего усовершенствования закона.

    Внесение изменений в закон, которые были введены ФЗ от 20.12.2004 N 163-ФЗ, коснулись в основном требований, предъявляемых для приобретения статуса адвоката. К примеру, согласно статье 9 ФЗ «Об адвокатуре» лицо, которое является претендентом для приобретения статуса адвоката «должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом», при этом было введено некоторое уточнение, что «у лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения».

    На самом деле, это лишь начало пути совершенствования ФЗ «Об адвокатуре», ведь вновь возникающие проблемы современности в различных областях так или иначе будут обогащать, влиять и изменять данный закон.

    Подводя итог, хотелось бы отметить, что ФЗ «Об адвокатуре» открывает новый путь становления гражданского общества и имеет решающее значение для успешного развития России, как правового государства.

    Очень точно выявил роль данного закона Президент Федеральной Палаты Адвокатов РФ Е.В. Семеняко: «Не будет преувеличением сказать, что этот закон дал отсчет новому времени в истории российской адвокатуры и выдвинул ее на место одного из важнейших институтов правового государства – гражданского общества в современной России. Реализация нового закона потребовала от адвокатуры заново структурироваться, организоваться, выработать эффективные механизмы внутрикорпоративной жизни и, главное, осознать себя как единое целое»[16].

    Следует заметить, что важным для дальнейшего развития адвокатуры является реальная гарантия со стороны государства воплощения принципа независимости адвокатуры и недопустимости государственного контроля за данным институтом гражданского общества.

    В настоящее время изо дня в день происходят различные перемены  законодательства Российской Федерации. Остается надеется, что все производимые перемены в законодательстве, регулирующие адвокатскую деятельность будут адекватно реализованы в самой практике их применения.

    Можно привести цитату из интервью РАН О.Е. Кутафина: «Мне вообще кажется, что Президент РФ должен располагать неким единым концептуальным документом по основополагающим направлениям развития России, причем «не вообще», исходя из благостных пожеланий и чьих-то мифических представлений, а исходя из конкретной страны и решения проблем в диапазоне 5-10 лет. Тогда и законы будут подчинены одному сценарию – и от этого комплексного единства правовой политики и правоприменительной практики будет несомненная польза обществу. И само общество должно быть информировано о сути принимаемых законов. К сожалению, этого не происходит»[17].


    Заключение


    Один из возможных способов сближения адвокатуры и государства - признание за адвокатурой первоочередного права на замещение вакантных судебных должностей (по примеру Великобритании). Существуют две категории юристов, из числа которых в первую очередь должны замещаться судебные должности. Это адвокаты и прокуроры (помощники, заместители прокуроров), т.е. лица, которые систематически и постоянно на практике принимают участие в процессе судопроизводства. В этом случае удастся избежать нездоровых противоречий между судьями и адвокатами. Государство, получив в лице посланцев адвокатуры квалифицированных судей, станет доверять этому институту гражданского общества, а адвокатура будет вносить в систему судопроизводства свои демократические традиции. Органом, который будет рекомендовать того или иного адвоката на занятие вакантной судебной должности, могла бы стать адвокатская палата субъекта Федерации в лице его президиума. В связи с этим стандарты квалификационного адвокатского экзамена должны быть идентичны стандартам судейских экзаменов. Возможно, первоначально можно было бы сохранить двухступенчатую для адвоката форму экзамена: сначала адвокатский экзамен, затем - судейский. Однако в идеале это должен быть единый экзамен.

    Современная российская адвокатура стремится к функционированию прежде всего в правовом государстве, где декларируются и соблюдаются права и свободы человека. Адвокатура выражает свои политические интересы не прямо, т.е. через непосредственное создание политических партий, а опосредованно, когда члены адвокатского сообщества, организованно или неорганизованно, поддерживают на выборах ту или иную политическую партию или более широко - какое-либо мировозрение. Совершенно логичной представляется ситуация, когда тот или иной адвокат участвует в качестве кандидата на выборах в представительный орган государственной власти или внесен в избирательные списки определенной партии, членом которой он является. Только непосредственное участие в представительной демократии как отдельных граждан, так и гражданских объединений позволяет говорить о полноценном политическом процессе. Никакая профессиональная деятельность этих процессов заменить не может. В чисто профессиональном смысле адвокаты так же удалены от политики в строгом смысле этого слова как, скажем, врачи, учителя, шахтеры. Политика - это активная деятельность, направленная на участие в руководстве государственными институтами.

    Требует доработки и основополагающий закон, регулирующий адвокатскую деятельность - ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Даже, последние изменения, внесенные в него 20 декабря 2004 г., в основном, лишь носят косметический характер. В качестве одного из примеров можно привести изменения, внесенные в п.1 ч.3 ст.6 Закона - об обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций выдавать запрошенные адвокатом документы или их заверенные копии в месячный срок. Во-первых, почему, именно месячный срок установил законодатель для выдачи документов или их копий, когда, при осуществлении защиты или представительства, каждый день может быть на счету - остается загадкой; во-вторых, не понятно, какую ответственность и в каком объеме несет лицо, не ответившее или несвоевременно ответившее на запрос адвоката.

    Необходимо улучшать и качественный состав российской адвокатуры, предъявляя более строгие требования не только к профессиональным качествам, но и нравственному облику тех, кто желает получить высокий статус адвоката, одновременно, избавляясь от непорядочных, непрофессиональных, вступающих в сговор с представителями правоохранительных органов, адвокатов.



    Список литературы


    1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 2002.

    2. Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.10.2003 N 134-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.12.2004 N 163-ФЗ).

    3. Административный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002), (ред. от 27.12.2005 г., с изм. 02.03.2006 г.).

    4. Уголовный  процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001), (ред. от 06.06.2007 г.).

    5. Постановление КС РФ от 16 июля 2004 г. №15-П «По делу о проверки конституционности части 5 ст. 59 АПК РФ в связи с запросами Государственного собрания- Курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного Суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан».

    6. Федеральное положение об адвокатах от 1 августа 1959 г. die Bundesrechtanwaltsordnung (BGBI. I S.565).// #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Иванов, А.Н. Костюков, В.Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. - Омск, 1995. - С. 251.

    [2] Гаджиев К.С. Политическая наука. - М.: Сорос - Международные отношения, 1994. - С. 74.

    [3] Положение об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 №1596.

    [4] Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность в России. – М., 2004. – С.52.

    [5] Положение об адвокатуре РСФСР от 20.11.1980 №1596.

    [6] Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.10.2003 N 134-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.12.2004 N 163-ФЗ).


    [7] Семеняко Е.В. Три кита российской адвокатуры. //Российский адвокат. -2007. - № 2. - С. 12 - 15.


    [8] Кучерена А.Г. Адвокатура. - М., 2006. - С. 46.

    [9] Баренбойм П.Д., Резник Г.М., Мазолин В.П.. Правовая реформа CCI века и адвокатура. - М., 2007. - С.13.

    [10] АПК РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002), (ред. от 27.12.2005 г., с изм. 02.03.2006 г.).

    [11] УПК РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001), (ред. от 06.06.2007 г.).

    [12] Постановление КС РФ от 16 июля 2004 г. №15-П «По делу о проверки конституционности части 5 ст. 59 АПК РФ в связи с запросами Государственного собрания- Курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного Суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан».

    [13] Баренбойм П.Д., Резник Г.М., Мазолин В.П.. Правовая реформа CCI века и адвокатура. - М., 2007. - С.6.

    [14] Федеральное положение об адвокатах от 1 августа 1959 г. die Bundesrechtanwaltsordnung (BGBI. I S.565).

    [15] Грудцына Л.. Кому нужна государственная адвокатура?//Адвокат, 2007. -  № 10..

    [16] Семеняко Е.В. Три кита российской адвокатуры. //Российский адвокат. -2007. - № 2. - С. 12 - 15.

    [17] Литературная газета. 2003. 18-24 июня.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Полномочия адвоката - реальность и перспективы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.