СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….…
Глава 1. Криминалистическая характеристика хищений
государственного
или общественного имущества,
совершенных должностными
лицами…………………………………….…………………………….
Глава 2. Злоупотребление должностными полномочиями
и их
превышение…………………………………………………………….
2.1. Злоупотребление полномочиями……………………………………..
2.2. Злоупотребление частных нотариусов и аудиторов
своими
полномочиями…………………………………….……………………
2.3. Превышение полномочий служащими
частных охранных или
детективных
служб…………………………………………………….
Глава 3. Борьба с преступлениями совершенными должностными
лицами……………………………………………………………………
3.1. Взаимодействие служб в процессе
предварительного
расследования хищений……………………………………………..…
3.2. Профилактика хищений по материалам
предварительного
расследования………………………………………………………….
Заключение……………………….………………………………………………
Список используемой литературы…….………………………………………..
|
.3
.5
13
13
15
21
26
26
30
35
37
|
ВВЕДЕНИЕ
В борьбе с
преступностью важную роль играют своевременное раскрытие и расследование
хищений государственного или общественного имущества, совершенных должностными
лицами путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления служебным
положением. Указанные хищения приняли в стране особую распространенность,
ежегодно принося государству многомиллионный ущерб.
Закон
о собственности, принятый 6 марта 1990 г., провозгласив различные формы
собственности, особое внимание уделяет регламентации государственной и
коммунальной собственности, устанавливая, что «распоряжение и управление государственным
имуществом осуществляют от имени народа... соответствующие уполномоченные
государственные органы»[1]. К коллективной собственности Закон относит
собственность любых объединений, являющихся юридическими лицами, включая и
собственность общественных организаций.
Крупные,
хорошо замаскированные хищения, наряду с бесхозяйственностью, взяточничеством,
составляют питательную среду для теневой экономики, на основе которой возникла
организованная преступность, представляющая сегодня исключительную общественную
опасность.
В
криминалистике разработке частной методики расследования хищений уделяется
большое внимание, о чем свидетельствует издание многочисленных монографий,
пособий, научных статей, обзоров. Вопросы борьбы с хищениями также были предметом
обсуждения на международных симпозиумах криминалистов. Происходящие в
настоящее время изменения в законодательных актах требуют постоянного
совершенствования научных рекомендаций, переосмысления отдельных положений
методики расследования хищении и, в частности, с учетом тех разработок
криминалистической характеристики данного вида преступлении, которые
осуществлялись в последние годы.
С
переходом к рыночным отношениям создаются различные формы предпринимательства:
ассоциации, биржи, кооперативы, арендные, совместные и другие предприятия. В
связи с этим возникают условия для хищений, порождая новые, не обобщенные
криминалистикой способы их подготовки и совершения. Потребуется определенный
период времени для дальнейших научных исследований в области криминалистической
методики расследования данного вида преступлений, опирающихся на глубокий анализ
и обобщение практики следственных подразделений и вновь созданных отделов по
раскрытию преступлений в сфере экономики. Однако и в
новых условиях становления экономики Российской Федерации борьба с преступными
посягательствами на государственное или общественное имущество была и остается
одной из главных задач правоохранительных органов.
Актуальность работы обусловлена
тем, что в борьбе с преступностью важную роль играют своевременное раскрытие и
расследование хищений государственного или общественного имущества, совершенных
должностными лицами путем присвоения или растраты либо путем злоупотребления
служебным положением. Указанные хищения приняли в стране особую
распространенность, ежегодно принося государству многомиллионный ущерб.
Целью
курсовой работы является: расследование хищений государственного или
общественного имущества, оказание помощи в профессиональной ориентации в
процессе возникающих следственных ситуаций и принятии соответствующих решений.
Задачи работы:
1. Изучить элементы
криминалистической характеристики хищений.
2. Дать характеристику
хищениям.
3. Исследовать значение
криминалистической характеристики хищений.
4. Определить факты
злоупотребления должностными полномочиями.
5. Выявить меры борьбы с преступлениями совершенными
должностными лицами.
ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА,
СОВЕРШЕННЫХ
ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ
Хищения государственного или общественного имущества,
совершаемые должностными лицами, имеющими доступ к находящимся в их ведении
товарно-материальным ценностям или денежным средствам, представляют среди
других видов хищений наибольшую опасность.
Преступная
деятельность таких лиц, осуществляемая путем растрат, присвоений
государственного или общественного имущества либо злоупотреблений служебным
положением характеризуется следующими чертами:
1.
Организованность групп расхитителей. Хотя хищения государственного
или общественного имущества могут совершаться и отдельными лицами, и не всякая
группа расхитителей является признаком организованной преступности, именно
последняя получила наибольшую распространенность. Организованные хищения
рассматриваются как сложная система с различными связями между группами,
осуществляющими преступную деятельность в виде промысла и стремящимися
обеспечить свою безопасность с помощью подкупа, коррупции.
Устойчивость
таких групп различна. Обычно они включают значительное количество лиц,
занимающих определенное положение в иерархической структуре группы в
зависимости от должности, личных качеств, преступного опыта, наличия связей с
работниками других ведомств.
2.
Деятельность расхитителей часто выходит за пределы одного региона, а
«география» преступления может включать объекты, рассредоточенные на территории
не только разных областей определенного региона, но и за его пределами.
3. Многообразие способов
хищений, различающихся как по отраслям народного хозяйства, так и от стадий
самой преступной деятельности (подготовка,
непосредственное осуществление хищений, сокрытие следов, реализация похи-
щенного и
т. п.)[2].
4.
Значительность материального ущерба, причиненного государству, а также иные
негативные последствия (например, нарушения поставок сырья и других
материалов). |
5.
Выделение в случаях организованных хищений, своего рода «фонда» похищаемый
товарно-материальных ценностей и особенно денежных средств для создания
прикрытия («крыши») деятельности преступных групп путем подкупа
коррумпированных лиц, прежде всего, сотрудников правоохранительной системы, а
также перерожденцев из государственного аппарата.
6.
Наличие закономерной связи хищений с другими преступлениями (взяточничество,
выпуск недоброкачественной продукции, приписки, бесхозяйственность, обман
покупателей, нарушение правил о валютных операциях и др.).
Хищения государственного
или общественного имущества — это экономические преступления. Они могут быть
классифицированы по следующим основаниям:
1.
По лицам, совершивших хищения: должностные лица и другая категория лиц.
2. По отраслям хозяйственной
деятельности: хищения на помыленных предприятиях, в сельском хозяйстве, на
предприятиях легкой промышленности.
3. По предмету хищения: товарно-материальные ценности или денежные
средства.
4.
По времени совершения преступлений: хищения длительные и ситуационные.
5.
По степени организованности, разветвленности и составу группы расхитителей
(организованные хищения с привлечением в группы расхитителей, действующих в
других организациях) и без такового.
6.
По способу совершения: простые хищения (совершенные путем непосредственного
незаконного завладения имуществом или денежными средствами) и
замаскированные.
В
системе элементов криминалистической характеристики хищений способам
совершения этого вида преступлении уделяется особое внимание.
В
криминалистическом смысле под способом совершения хищения целесообразно
понимать «объективно и субъективно обусловленную систему поведения субъекта
до, в момент и после совершения преступления, оставляющую различного рода следы
вовне, позволяющие с помощью криминалистических приемов и средств получить
представление о сути происшедшего, своеобразии преступного поведения
правонарушителя, его отдельных личностных данных и соответственно определить
наиболее оптимальные методы решения задач раскрытия преступления»[3].
Способы
совершения хищений могут быть классифицированы по различным основаниям.
Например:
1. Применительно к этапам
преступной деятельности.
1.1. Способы, применяемые при подготовке хищений:
—
получение и анализ интересующей расхитителей информации об экономических и
иных факторах деятельности конкретного предприятия;
—
моделирование хищения, изменение учетно-отчетной системы, определение функций
членов преступной группы и др.;
—
формирование резервов хищений.
1.2. Способы реализации преступного замысла расхитителей:
—
создание излишков;
—|
изъятие материальных ценностей или денежных средств;
—
реализация похищенного.
1.3.
Способы маскировки преступной деятельности и ее результатов:
—
изменения основных экономических показателей в плановых и финансовых
документах;
—
изменения в документах, сопровождающих движение товарно-мате-риальных
ценностей;
—
изменения в системе учета и отчетности и др.
1.4. Способы использования похищенного имущества:
—
для личного потребления;
—
для воспроизводства преступной деятельности;
—
для прикрытия совершенного хищения.
2.
Применительно к системе учета материальных ценностей или денежных средств (или
отсутствия таковой).
2.1.
Способы хищения оприходованного имущества.
2.2.
Способы хищения неоприходованного имущества. Оприходованные товарно-материальные
или денежные средства могут быть похищены следующими способами:
—
путем их изъятия и присвоения без последующего сокрытия недостачи;
— путем изъятия и присвоения этих средств со
последующим сокрытием недостачи.
При
первом, наиболее простом, способе материально ответсвенные
лица присваивают или растрачивают находящиеся в их распоряжении
деньги или товары, не совершая действий направленных на сокрытие или маскировку
недостачи, насчитывая на то, что она не будет обнаружена при проведении
инвентаризации или на ее покрытие в будущем. Поэтому главным признаком такого
способа хищений является наличие недостачи товарно-материальных ценностей.
Хищения, совершаемые этим способом, носят, как правило, эпизодический
характер. К этой же группе относятся хищения в пределах установленных норм естественной
убыли, когда расхитители изымают «сэкономленное» в свою пользу.
Способы
хищений, относящиеся ко второй группе, отличаются повышенной сложностью, так
как часто предполагают предварительный сговор с работниками бухгалтерии,
которые помогают скрыть недостачу, совершая подлоги в документах. Это наиболее
распространенный способ хищений. В сфере торговли к подобным способам
прибегают, например, при переоценке товаров путем составления подложных актов
в соучастии с экспертами из бюро товарных экспертиз, при оформлении «порчи»
продовольственных товаров, при составлении подложных закупочных актов на
сданную в магазин продукцию или на продукты, приобретенные на рынках.
В
бухгалтерских документах хищения часто скрываются путем подчисток, дописок или
допечаток в подлинные экземпляры.
При
осведомленности материально ответственных лиц о времени проведения плановой
инвентаризации используются различные приемы сокрытия недостачи:
—
временный завоз с других предприятий однородных товаров;
—
использование гигроскопических свойств некоторых товаров (сахар, соль, мука)
поглощать влагу и увеличивать тем самым вес;
—
заимствование в других местах денежных сумм;
—
несвоевременное оприходование поступивших товаров;
—
составление фиктивных актов на списание товарно-материальных ценностей;
—
пересортица товаров, замена ценников;
—
подделка товарно-денежных документов и др.
Изъятие
денежных средств и их присвоение с последующим сокрытием недостачи
осуществляется;
—
путем составления подложных счетов, трудовых и присвоения необоснованно
начисленных по этим сумм;
—
завышением в нарядах объема и стоимости выполненных работ с последующим
изъятием необоснованно начисленных денег с помощью подставных лиц;
— присвоением
денежных средств, необоснованно начисленных по подложным командировочным
удостоверениям, расходным кассовым ордерам, авансовым отчетам и т.д.
Разновидностью
рассматриваемого способа хищения с последующим сокрытием недостачи является
совершение бестоварных операций по отпуску и получению товарно-материальных
ценностей. Этот способ возможен при предварительном сговоре работников двух
предприятий, когда один участник выписывает бестоварную накладную на отпуск
товарно-материальных ценностей, а другой — на их оприходование. Образованная
при этом недостача, фактически не поступивших товаров, скрывается за счет неучтенных
излишков или подлога в учетных записях.
Для
способов хищений неоприходованного государственного или общественного имущества
характерно предварительное создание резерва товарно-материальных ценностей с
целью последующего обращения их в свою пользу 'или в пользу других лиц.
Особенностью указанных способов хищений является то, что они не значатся на
балансе предприятий как недостача или излишки товарно-материальных ценностей.
Полное неоприходование поступивших в торговые
предприятия товаров возможно лишь при наличии предварительного сговора торговых
работников с работниками предприятия-поставщика, где были созданы неучтенные
излишки выработанной продукции. При приеме такой продукции расхитители занижают
количественные и качественные показатели в приходных документах, составляют
подложные приемные акты. Используется и прием списания части поступивших от
поставщика товаров на сверхнормативные потери, которых фактически не было[4]. Вырученные от реализации
товаров деньги присваиваются участниками преступной группы.
На
предприятиях, выпускающих товары народного потребления или имеющих
производственно-техническое назначение, возможно изготовление расхитителями
неучтенной продукции из нелегально приобретенного сырья и полуфабрикатов. При
этом используются не только торговые предприятия, но и кооперативы.
Анализ
способов совершения хищений позволяет охарактеризовать типичные
материальные следы этого вида преступлений и вероятные места их обнаружения.
Такие следы могут быть обнаружены, прежде всего в различных документах,
которыми оформляется движение товарно-материальных ценностей или денежных
средств. К ним относятся: наряд, накладная, счет, приходный кассовый
ордер, кассовый отчет, официальная справка бухгалтерии о движении денежных
средств их балансовому счету, документ оперативного учета; платежная ведомость,
акт служебного расследования; инвентаризационная опись; сличительная ведомость
по результатам инвентаризации; сличительная ведомость с отражением оборотов по
приходу и расходу; акт документальной ревизии и др.
Следы,
отражающие отдельные действия расхитителей, могут быть установлены на
материальных объектах, на орудиях труда, средствах производства и
др.
Отдельные
конкретные операции расхитителей могут найти отражение и в сознании
свидетелей-очвидцев. Похищенное имущество, равно как и денежные средства,
используются преступниками для личного обогащения, получения различных благ, а
потому указанные факты могут найти отражение в сознании самых разных категорий
свидетелей (соседи, сослуживцы и др.).
В
системе элементов криминалистической характеристики хищений определенное
значение имеет один из ее элементов — изучение личности расхитителей.
Помимо
индивидуальных данных, присущих каждому участнику хищения, сведения,
характеризующие личность расхитителей, содержат и то общее, что проявляется
прежде всего в мотивах преступной деятельности. Основными мотивами, как правило,
являются: стремление любым путем удовлетворить потребность обогащения, жажда
наживы, часто переходящая в алчность. Стремление извлечь выгоду является
фундаментом всех взаимоотношений между должностными лицами и другими
соучастниками преступной группы.
В
организованной преступности личностные качества расхитителей, как указывалось
выше, соотносятся с тем положением, которое занимает конкретное лицо: является
ли оно организатором хищений, непосредственным исполнителем преступных
действий, пособником и т. п. Особую категорию образуют в этом случае так
называемые «лидеры». Обычно они оставляют за собой возможность выполнения тех
операций, как, например, установление контактов с необходимыми лицами —
работниками планирующих, снабженческих, контролирующих или
правоохранительных органов.
Среди
преступников, участвующих в деятельности орва—зован-ных групп расхитителей,
имеются и лица, которых организаторы хищения используют для сбыта и
транспортировки похищенного; шоферы, грузчики, продавцы магазинов и т. д.
ГЛАВА 2. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ
ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ И ИХ ПРЕВЫШЕНИЕ
2.1. Злоупотребление полномочиями
Вопрос
о влиянии экономических отношений на преступность и наоборот — один из наиболее
актуальных в социальной практике современной России. Характер рыночных
отношений обусловливает определенные требования: обеспечение правового
положения участников, свободу принятия решений, ответственность за их результаты.
Такое регулирование происходит в основном экономическими методами, однако,
иногда появляется необходимость уголовно-правового воздействия. Пример тому —
установление уголовной ответственности за преступления против интересов службы
в коммерческих и иных организациях, в частности, за злоупотребление
полномочиями.
Непосредственным объектом преступления является нормальная управленческая
деятельность коммерческой или иной организации. Дополнительным объектом
выступают права и законный интересы граждан, организаций, охраняемые законом
интереса общества и государства.
С
объективной стороны злоупотребление полномочиями признается преступлением при
совокупности ряда обязательных признаков:
использование
лицом, выполняющим управленческие функции своего служебного положения вопреки
законным интересам организации, которую оно представляет;
причинение
указанным деянием существенного вреда права» и законным интересам граждан или
организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;
наличие
причинной связи между совершенным деянием и предусмотренными законов последствиями.
Термин
"вопреки интересам организации" означает совершение действий
(бездействия) вопреки определенным в законе или учредительных
документах
задачам деятельности организации.
Существенный
вред — категория оценочная. Будучи по своему характеру как имущественным в
виде прямого реального ущерба или упущенной выгоды, так и любым иным
(моральным, физическим, организационным), он может быть причинен как правам
граждан и организаций, так и интересам общества или государства.
Существенность вреда зависит от его характера, размера, особенностей и числа
потерпевших, а потому в каждом случае оценивается органами предварительного
следствия и суда сугубо индивидуально.
Особенностью
состава преступления, является определенный в примечании к статье порядок привлечения
к уголовной ответственности в зависимости от того, кому причинен ущерб. Если
деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, оно
преследуется по заявлению этой организации или с ее согласия.
Если интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или
государства — на общих основаниях.[5] Состав преступления по конструкции — материальный.
Преступление считается оконченным с момента наступления в результате
злоупотребления полномочиями существенного вреда правам и законным интересам
граждан и организаций, охраняемым правам и интересам общества и государства.
Субъективная
сторона преступления — прямой умысел и наличие специальных целей. Виновный
сознает, что использует свои функции вопреки интересам организации, и желает
этого в целях либо извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, либо
нанесения вреда другим лицам.
Субъект
преступления — специальный. Согласно примечанию к ст. 201 УК, им может быть
лишь лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее
организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в
коммерческой организации независимо от формы собственности, а также в
некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного
самоуправления или муниципальным учреждением.
К
организационно-распорядительным относятся при этом функции по управлению
трудовым коллективом (найм, увольнение, распределение обязанностей,
организация труда и т. д.), к административно-хозяйственным — по управлению
имуществом.
Часть
2 ст. 201 УК предусматривает квалифицированный состав преступления,
квалифицирующим признаком которого является причинение тяжких последствий.
Установление
тяжких последствий — прерогатива следственно-судебных органов. Это может
быть и причинение крупного имущественного ущерба, и экономическое банкротство
потерпевших, и такое воспрепятствование нормальной деятельности государственных
органов или общественных организаций, которое создает угрозу их финансовой
стабильности.
2.2. Злоупотребление частных нотариусов и аудиторов
своими полномочиями
Придание
правового статуса частному нотариату и аудиторской деятельности обусловило
рождение качественно новых форм преступного поведения. Среди них —
злоупотребление своими полномочиями со стороны частных нотариусов и аудиторов.
Общественная
опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что нотариус или
аудитор, используя предоставленные им законом широкие полномочия, при наличии
преступных устремлений способны дезорганизовать нормальную управленческую и
другую деятельность коммерческих и иных организаций, причинить существенный
вред охраняемым правам и законным интересам различных лиц.
Непосредственный
объект преступлений — установленный государством порядок совершения нотариальных
и аудиторских действий.
Деятельность
частного нотариата регламентируется законодательством России о нотариате,
который призван совершать от имени Российской Федерации все необходимые
нотариальные действия. Аудит представляет собой предпринимательскую
деятельность по осуществлению независимых проверок бухгалтерской (финансовой)
отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других
обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных
аудиторских услуг.
С объективной стороны
преступление характеризуется совокупностью трех обязательных признаков: 1)
использованием виновным своих полномочий вопреки задачам своей деятельности;
2) наступлением общественно опасного последствия — существенного вреда
указанным в законе интересам и 3) причинной связью между использованием
полномочий и наступлением означенных в законе последствий.
Использование
полномочий частным нотариусом или аудитором — это совершение виновным действий
(бездействия), входящих в круг профессиональных прав и обязанностей вопреки
задачам своей деятельности.
В
соответствии с законодательством о нотариате, круг полномочий нотариусов
достаточно широк и многообразен:
удостоверение
сделок;
выдача
свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
наложение
(и снятие) запрещения отчуждения имущества;
свидетельство
верности копий документов и выписок из них, перевода документов с одного языка
на другой;
удостоверение
факта нахождения гражданина в живых; нахождения гражданина в определенном
месте, тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, времени
предъявления документов;
передача
заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
принятие
в депозит денежных сумм и ценных бумаг;
совершение
исполнительных надписей, протестов векселей;
предъявление
чеков к платежу и удостоверение неоплаты чеков;
принятие
на хранение документов;
совершение
морских протестов;
обеспечение
доказательств.
При
отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы в круг
полномочий частного нотариуса входит также выдача свидетельств о праве на
наследство, принятие мер к охране наследственного имущества, выдача
свидетельств о праве собственности в случае смерти одного из супругов.
Приведенный
перечень не является исчерпывающим. Законодательными актами России могут быть
предусмотрены и другие нотариальные действия.
Таким
образом, нотариус, занимающийся частной практикой, наделяется достаточно широким
объемом прав, что естественно влечет и выполнение им строго определенных
обязанностей по их осуществлению. Прежде всего действия нотариуса должны обеспечивать
защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, в связи с чем одной
из наиболее важных его обязанностей является сохранение тайны совершаемых
действий. Нотариус не вправе выдавать сведения, оглашать документы, которые
стали известны ему в связи с совершением нотариальных действий (в том числе и
после сложения с себя полномочий или увольнения), иначе как по требованиям
общего или арбитражного суда, прокуратуры, органов следствия в связи с
находящимися в их производстве уголовными и гражданскими делами. Кроме того,
нотариус не вправе: заниматься предпринимательской и никакой иной деятельностью,
кроме нотариальной, научной и преподавательской; оказывать посреднические
услуги при заключении договоров; совершать нотариальные действия на свое имя и
от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников
(родителей, детей, внуков).
При
нарушении этих правил его деятельность может быть, по представлению
нотариальной палаты, прекращена судом, а в случае причинения существенного
вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым
законом интересам общества или государства налицо объективная сторо-
на преступления[6].
Объективная
сторона преступления может состоять также из действий (бездействия), формально
находящихся в сфере профессиональной компетенции частного нотариуса, но по
сути своей являющихся незаконными (удостоверение незаконных сделок, удостоверение
фактов, которые в наличии отсутствовали, составление фиктивных завещаний,
умышленное непринятие мер к охране наследственного имущества, выдача
незаконных свидетельств о праве на наследство и т. п.). Указанная
"нотариальная" деятельность не только причиняет существенный вред
указанным выше правам и интересам, но и создает широкие возможности для
"отмывания" любых теневых капиталов, для придания легальных форм
незаконному приобретению имущества и т.п.
Состав
преступления, — материальный а потому в качестве обязательного признака
объективная сторона включает наступление общественно опасного последствия в
виде существенного вреда указанным в законе интересам.
Понятие
"существенный вред" — категория оценочная. По своему характеру
вред может быть имущественным (в виде прямого реального ущерба или упущенной
выгоды) и неимущественным (моральным, организационным, физическим и
др.). Между причинением существенного вреда и противоправным деянием виновного
должна быть обязательно установлена причинная связь.
Объективная
сторона злоупотребления полномочиями частного аудитора заключается в
действиях, нарушающих установленные для аудиторской деятельности запреты, либо
в бездействии, т.е. невыполнении обязательных для частного аудитора требований.
Согласно Временным правилам аудиторской деятельности в России, это:
неквалифицированное проведение аудиторской проверки (перепроверки);
предоставление недостоверных сведений; деятельность, не предусмотренная
лицензией; предоставление полученных в ходе аудита сведений третьим лицам без
разрешения собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством России; сокрытие обстоятельств,
исключающих возможность проведения аудиторской проверки экономического
субъекта; проведение проверки аудиторами, которые являются учредителями,
собственниками, акционерами, руководителями или иными должностными лицами
проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение
бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо состоят с указанными лицами в
близком родстве или свойстве; аудиторами, оказывающими данному экономическому
субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению
финансовой отчетности.
Аудитор,
допустивший перечисленные нарушения, лишается лицензии, а в случае
причинения существенного вреда правам и интересам граждан или организаций
либо охраняемым законом интересам общества или государства, подлежит уголовной
ответственности. Между противоправным деянием частного аудитора и причинением
существенного вреда должна существовать причинная связь.
Субъективная
сторона преступления характеризуется прямым умыслом и
специальной целью — извлечение выгод и преимуществ для себя или других лиц
либо нанесение вреда другим лицам.
Виновный
сознает, что использует свои полномочия вопреки задачам своей деятельности, и
желает совершить их именно таким образом. Отношение субъекта к причинению
существенного вреда также охватывается его сознанием и волей, но не оказывает
решающего влияния на определение формы и вида вины, поскольку в этом
последствии реализуется ущерб не основному, а дополнительному объекту.
Под извлечением выгод
для себя или других лиц следует понимать желание получить имущественную выгоду
либо избежать материальных затрат, скрыть обстоятельства, исключающие возможность
занятия частной нотариальной или аудиторской деятельностью; скрыть убытки,
возникшие в результате неквалифицированной аудиторской проверки, либо
материальный или моральный ущерб, причиненный в результате некомпетентного
осуществления нотариальных действий; стремление извлечь выгоду неимущественного
характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм,
семейственность, желание приукрасить действительное положение дел, получить
взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п.
Под
"другими лицами", о которых идет речь в законе, следует понимать
не только родственников, близких, знакомых и деловых партнеров, но и любых других
лиц, в извлечении выгод и преимуществ для которых заинтересован нотариус или
аудитор.
Нанесение вреда
заключается в причинении имущественного и неимущественного вреда лицам по
мотивам мести, ненависти, ревности и другим побуждениям.
Субъект преступления —
специальный.
Частным нотариусом
является гражданин России, имеющий высшее юридическое образование, прошедший
стажировку у государственного или частного нотариуса, сдавший квалификационный
экзамен, получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью и
назначенный на должность нотариуса.
Частный
аудитор — лицо, имеющее экономическое или юридическое (высшее либо среднее
специальное) образование, стаж работы не менее трех лет (из последних пяти) в
качестве аудитора, специалиста аудиторской организации (аудиторской фирмы), бухгалтера,
экономиста, ревизора, руководителя предприятия, научного работника или
преподавателя по экономическому профилю; имеющее лицензию на занятие
аудиторской деятельностью и включенное в государственный реестр аудиторов,
которое занимается аудиторской деятельностью самостоятельно,
зарегистрировавшись в качестве предпринимателя, либо в составе аудиторской
фирмы на основании трудового соглашения (контракта).
Уголовный
кодекс предусматривает два квалифицирующих признака:
совершение преступления в
отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного; совершение
преступления неоднократно[7].
Несовершеннолетним
является лицо от 14 до 18 лет; недееспособным — лицо, не способное в
силу возраста или психического состояния приобретать своими действиями
гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.
В силу специфики
осуществления преступной деятельности совершение преступления в отношении
заведомо несовершеннолетнего или недееспособного касается только
злоупотребления полномочиями частного нотариуса. Повышенная общественная
опасность в таком случае объясняется необходимостью особой защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних и недееспособных.
Неоднократность
как квалифицирующий признак предполагает совершение преступления,
предусмотренного ч. 1 ст. 202 УК, два или более раза, если ни за одно из
преступлений лицо не освобождалось от уголовной ответственности, либо
судимость лица в случае осуждения за первое деяние не была погашена или не
снята в установленном законом порядке.
Для
привлечения лица к уголовной ответственности за неоднократное совершение
преступления не имеет значение тождественность ранее и вновь совершенных
деяний. Тождественность предполагается юридическая, формы же злоупотребления могут
и не совпадать.
Особенностью состава
является то положение, что, согласно примечанию к ст. 201 УК, если деяние
причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся
государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование
осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. Если деяние
причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан,
общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих
основаниях.
2.3. Превышение полномочий
служащими частных охранных
или детективных служб
Включение
в Уголовный кодекс России состава преступления, предусматривающего
ответственность за превышение полномочий служащими частных охранных или детективных
служб было продиктовано, в основном, двумя взаимосвязанными причинами: необходимостью
обеспечить эффективную защиту от преступных посягательств в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности и установлением
правового контроля за законностью действий частных правоохранительных органов
(служб).
Непосредственным
объектом преступления является установленный государством порядок
осуществления частной детективной и охранной деятельности, под которой,
согласно одноименному закону, следует понимать оказание на возмездной
договорной основе услуг предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию)
органов внутренних дел, в целях защиты прав и интересов своих клиентов
(юридических и физических лиц).
Дополнительным
объектом могут выступать честь, достоинство, телесная неприкосновенность,
здоровье граждан.
Объективную
сторону преступления образует совокупность трех обязательных признаков:
превышение
полномочий, предоставленных лицензией;
противоречие
действий задачам частной детективной или охранной деятельности;
применение
насилия или угрозы его применения.
Согласно
закону, частным детективам разрешается: сбор сведений по гражданским делам на
договорной основе с участниками процесса; изучение рынка, сбор информации для
деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых
партнеров; установление обстоятельств неправомерного использования в
предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований,
недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих
коммерческую тайну; выяснение биографических и других характеризующих личность
данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими
трудовых и иных контрактов; поиск без вести пропавших граждан; поиск
утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями
имущества; сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками
процесса (существенное требование — в течение суток с момента заключения
контракта на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить
об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем
производстве находится уголовное дело).
В функции лиц,
занимающихся охранной деятельностью, входят: защита жизни и здоровья граждан;
охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной
сигнализации; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам
правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в
местах проведения массовых мероприятий.
Под
превышением полномочий, предоставленных лицензией на занятие частной
детективной или охранной деятельностью, следует понимать совершение действий,
явно выходящих за пределы правомочий, очерченных законом о частной
детективной и охранной деятельности (осуществление действий, ставящих под
угрозу жизнь и здоровье граждан, использование технических и иных средств,
способных причинить такой вред, и т. п.).
К
специальным средствам относятся резиновые палки, наручники, слезоточивый газ и
другие средства, предусмотренные Перечнем видов специальных средств,
используемых в частной детективной и охранной деятельности. Применение их
разрешено в тех случаях, когда ненасильственные способы предупредительного
воздействия не дали желаемых результатов, и только тогда, когда это необходимо
для отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни и здоровью частного
охранника или детектива либо при защите жизни и здоровья охраняемых граждан, а
также для пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда
правонарушитель оказывает физическое сопротивление. Но и при подобных ситуациях
необходимо проявлять сдержанность, сводя к минимуму возможность причинения
вреда здоровью нападающих либо иных лиц. В частности, запрещено: бить
резиновой палкой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам;
прицельно стрелять слезоточивыми веществами по правонарушителям, а также
применять их повторно в пределах зоны поражения.
Категорически
запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми
признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и
несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу
(охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения
группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного
детектива (охранника) или охраняемой собственности. Подобные же условия и
пределы установлены законом для огнестрельного оружие с тем небольшим отличием,
что охранники имеют право его применять:
1)
для отражения нападения, когда их собственная жизнь подвергается непосредственной
опасности;
2)
для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую
собственность;
3)
для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также
для подачи сигнала тревоги или вызова помощи. Запрещается применять
огнестрельное оружие и при значительном скоплении людей, когда могут
пострадать посторонние лица.
Применение
частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного
оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой
обороны влекут лишение лицензии, а при наличии признаков — уголовную ответственность.[8]
Другим
обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ст.
203 УК, является совершение действий, составляющих превышение
полномочий служащими частных охранных или детективных служб вопреки задачам их
деятельности (защита законных прав и интересов граждан).
Признаком
объективной стороны преступления является также совершение действий виновным с
применением насилия или с угрозой его применения.
Под
насилием следует понимать в данном случае причинение легкого либо средней
тяжести вреда здоровью. Угроза применения насилия означает угрозу
убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.
По
конструкции анализируемый состав преступления является формальным, а
потому оконченным в момент совершения действий, выходящих за рамки полномочий,
предоставленных лицензией, совершенных вопреки задачам детективной либо
охранной деятельности и соединенных с применением или угрозой применения
насилия.
Субъективная
сторона преступления выражена прямым умыслом. Цели и мотивы
преступления на квалификацию не влияют, но могут быть учтены судом при
назначении наказания.
Субъект
преступления — специальный. Им может быть руководитель или служащий частной охранной
или детективной службы.
Частным
детективом признается гражданин России, получивший в установленном законом
порядке лицензию на частную сыскную деятельность; частным охранником —
на частную охранную деятельность.
Часть
2 ст. 203 УК предусматривает квалифицированный состав превышения полномочий
служащими частных охранных или детективных служб. Квалифицирующим признаком
является наступление тяжких последствий, выражающихся в
причинении тяжкого вреда здоровью, длительном заболевании и тому подобных
последствий. Особенностью здесь является то, что причинение тяжкого вреда
здоровью потерпевшего при отягчающих обстоятельствах требует дополнительной
квалификации по ч. 2 или 3 ст. 111 УК. Необходима она и в случае причинения
смерти потерпевшему. Если деяние, предусмотренное ст. 203 УК, причинило вред интересам
исключительно коммерческой организации, уголовное преследование осуществляется
по заявлению этой организации или с ее согласия. Если же интересам других
организаций, а также интересам граждан, общества или государства, то уголовное
преследование осуществляется на общих основаниях.
ГЛАВА 3. БОРЬБА С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ СОВЕРШЕННЫМИ
ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ
3.1. Взаимодействие служб в
процессе предварительного
расследования хищений
Эффективность работы по предупреждению, выявлению и расследованию
хищений во многом зависит как от системы действия служб органов внутренних дел,
причастных к решению этих проблем, так и от взаимодействия с теми организациями
и лицами, которые привлекаются для решения указанных проблем.
Особую
актуальность вопросы взаимодействия приобретают при расследовании объемных,
многоэпизодных дел о хищениях, требующих создания следственно-оперативных
групп, когда в расследовании принимают участие несколько следователей и
работников дознания. Большой объем следственного производства объективно не
позволяет руководителю группы усвоить и проанализировать всю поступающую
информацию. По таким делам возникает потребность о передаче ряда полномочий тем
следователям, которые отвечают за расследование определенных участков. Взаимодействие
следователей и органов дознания осуществляется как «по вертикали» —
руководитель группы — члены бригад, так и «по горизонтали» — следователь,
расследующий конкретный эпизод, и работающий с ним оперуполномоченный
ОБЭП. Взаимодействие с оперативными работниками ОБЭП строится в соответствии с
нормативными актами и начинается, как правило, до возбуждения уголовного дела в
процессе консультаций по материалам ревизий или поступивших заявлений и
сообщений с целью решения вопроса о наличии повода и основания для возбуждения
уголовного дела, выработки тактических приемов проверки сведений и т. д. В
следственной практике следователи получают оперативную информацию
непосредственно из первоисточников, что способствует объективности восприятия и
исключает возможность искажения.
Практика
подтверждает, что собирание доказательств, эффективность отдельных
следственных действий, реализация запланированных тактических приемов обычно
зависят от того, как складываются отношения между членами
следственно-оперативной группы.
Органы
дознания на этапе предварительной проверки выполняют все, что можно сделать до
возбуждения уголовного дела. На данном этапе взаимодействие начинается с
совместного изучения способов совершения и сокрытия хищения, структуры
преступных групп, обсуждаются вопросы процессуального документирования
противоправной деятельности и обеспечения возмещения материального ущерба.
Следователь
в необходимых случаях консультирует оперуполномоченных ОБЭП в подготовке
материалов проверки, правильном оформлении актов контрольных закупок, обмеров
и т.п. В дальнейшем для реализации материалов предварительной проверки
составляется совместный план. Взаимодействие продолжается практически до
окончания следствия посредством обмена информацией, совместного проведения
следственных действий и оргмероприятий, а также выполнения отдельных поручений
и ими не стоит пренебрегать.
Например,
один из случаев «практики показал, как окончилась попытка следователя провести
обыск и арестовать одного из соучастников хищения. Следователь не стал
согласовывать свои действия с сотрудниками органов дознания, а лишь известил
их накануне предстоящего обыска. В результате расхититель скрылся через дверь,
которая соединяла обыскиваемую квартиру с соседней, и до самого окончания
расследования не был задержан. Если бы указанное взаимодействие было
своевременным и добросовестным, то особенности планировки квартиры стали бы
известны еще на подготовительном этапе обыска.
Как
уже отмечалось, расследование хищений предполагает также широкое взаимодействие
со специалистами в самых разнообразных формах: при назначении и производстве
судебных экспертиз; проведении ревизий; для консультаций и участия в подготовке
и проведении следственных и иных действий (обыск, осмотр, эксперимент,
получении образцов для сравнительного исследования и т.д.) при предварительном
исследовании вещественных доказательств; выявлении и устранении причин и
условий, способствующих хищениям и т.д.
Специалисты
при расследовании хищений оказывают помощь при проверке первичных материалов,
данных инвентаризаций и ревизий; выявлении фиктивных и поддельных документов;
выдвижении версий о способах совершения хищения и его сокрытия; определении
вопросов, подлежащих выяснению.
Необходимо
взаимодействие со специалистами и в период подготовки к производству отдельных
следственные действий:
—
современная кино-, фото-, звуко- и видеозаписывающая аппаратура, оптическая и
компьютерная техника, эффективные средства связи широко используются при
обыске, следственном эксперименте, допросе, проверке показаний на месте и
других следственных действиях и могут быть выбраны и подготовлены с участием
специалистов, которые выскажут свои соображения о том, какую аппаратуру лучше
использовать;
—
специалисты окажут помощь в определении круга лиц, которых необходимо
пригласить для участия в производстве конкретных следственных действий,
например, следственного эксперимента.
Организация
четкого взаимодействия между экспертами-криминалистами и следователями
является гарантией своевременного и качественного проведения неотложных
следственных действий по собиранию вещественных доказательств, их поиску,
выявлению, закреплению, изъятию и исследованию. Это поможет более качественно
использовать материальные следы в раскрытии преступлений, исключит факты необоснованных
задержаний и арестов.
Взаимодействие
со специалистами, привлеченными к проведению ревизий и бухгалтерских
экспертиз, целесообразно начинать до проведения этих действий, с тем, чтобы
установить компетентность ревизора, эксперта, а также их незаинтересованность
в исходе дела. Эти сведения можно получить и с помощью органов дознания, или
привлекая общественность. Совместно с работниками дознания обсуждаются
вопросы, которые необходимо поставить перед ревизорами, здесь могут быть
использованы консультации с экономистами, товароведами, технологами.
Особый
характер имеет участие общественности в расследовании хищений. Главным
условием ее привлечения является целесообразность и эффективность. Формами ее
привлечения могут быть следующие:
—
получение сообщений о готовящихся и совершенных хищениях;
—
участие в подготовке и проведении следственных действий;
— помощь следственным органам
в установлении потерпевших, свидетелей, местонахождения похищенного или
укрытого от описи имущества; собирания сведений о личности подозреваемого,
обвиняемого, их образе жизни, связях;
—
участие в контрольных закупках;
—
участие в обследовании местности, помещений, а также производстве розыскных
мероприятий.
Взаимодействие
при расследовании хищений не всегда замыкается в рамках следователь —
оперативный работник. Зачастую, особенно при расследовании хищений, связанных
с деятельностью организованных групп, подключаются работники уголовного
розыска, при этом проводятся оперативно-розыскные мероприятия:
—
обследование предприятия (организации), где совершено хищение с целью его
изучения, выяснения данных об объекте, его расположении, работающих лицах,
режиме и характере их работы, путях подхода или подъезда, наличии транспорта
(в том числе личного), охраны, сопровождения и т.д.;
—
рекогносцировка по изучению объектов обыска, установления возможных границ его
проведения, условий, в которых его предстоит проводить; проведение
заградительных мер при попытке скрыться;
—
сбор сведений из непроцессуальных источников (отдельные обстоятельства хищения,
способы сбыта похищенного, источники получения неучтенного сырья и др.);
—
организация наблюдения за конкретными лицами, причастными к хищению.
На
практике это взаимодействие реализуется посредством делового сотрудничества и
должно начинаться с ознакомления с имеющимися материалами перед возбуждением
уголовного дела и продолжаться до окончания расследования. Причем, после
возбуждения уголовного дела оперативно-розыскная деятельность должна
осуществляться по поручению следователя или с его ведома, но конкретные
действия, способы их осуществления, исполнители определяются оперативным
работником.
Организация взаимодействия с работниками ОБЭП и отделов уголовного
розыска (ОУР) с целью исследования материальной обстановки при расследовании
хищения имеет важное значение для обнаружения и изъятия вещественных
доказательств, выяснения способа совершения и сокрытия хищения, отыскания укрытых
материальных ценностей и документов, и решения других вопросов, поставленных
перед органами предварительного следствия.
Под
материальной обстановкой здесь имеется в виду помещение или участки местности
вместе с находящимися на них предметами, оборудованием, обеспечивающим
деятельность той организации (учреждения, предприятия), где произошло хищение,
независимо от места их дислокации (в одном или различных региональных).
Исследование материальной обстановки проводится как путем оперативно-розыскных
мероприятий, так и в ходе проведения следственных действий (осмотр местности,
помещений, обыск (кроме личного), проверка показаний на месте, следственный
эксперимент, допросы и др.) с участием работников оперативных служб.
3.2. Профилактика хищений по
материалам предварительного
расследования
В настоящее время общепризнанно, что рост организованной
преступности в стране имеет социальные корни. Увеличению хищений
государственного или общественного имущества, его организованных форм
способствуют кризисные явления в экономике, острый дефицит товаров, ослабление
дисциплины и ответственности. Преступники объединяются в организованные
группы, повышается уровень их вооруженности и технической оснащенности,
происходит сращивание преступных групп с коррумпированными должностными лицами.
Причинами
совершаемых хищений, наряду с разбалансированностью потребительского рынка
(позволяющего в кратчайшие сроки сбывать похищенное), несовершенством
хозяйственного механизма (позволяющего длительное время скрывать хищения и породившего
теневую экономику) является и недостаточная эффективность работы
правоохранительных органов в борьбе с хищениями. Материально-техническое
обеспечение службы ОБЭП и следствия сегодня не отвечает современным
требованиям, а имеющиеся научно-технические достижения используются не в полной
мере.
Работа
по выявлению причин и условий, способствующих хищениям, начинается с момента
первого ознакомления с материалами и продолжается до направления дела в суд. А
мероприятия по устранению выявленных недостатков, которые способствовали
хищениям — после направления дела в суд.
Профилактическую
работу следует планировать и осуществлять при производстве следственных и
других действий. Так, при производстве судебно-бухгалтерской экспертизы должны
учитываться ее возможности. Эксперт-бухгалтер в пределах своей компетенции
может помочь выявлению обстоятельств, способствовавших совершению хищений, и
указать меры по их устранению. Анализ практики расследования уголовных дел о
хищениях дает возможность назвать ряд причин и условий, способствовавших хищениям,
характерных для данной категории уголовных дел:
—
нарушение периодичности инвентаризации, ревизий и низкое их качество;
—
подчиненность ревизорских работников тому ведомству, деятельность которого они
контролируют; — ненадлежащая организация учета и хранения материальных
ценностей;
—
недостатки в определении норм расхода сырья и материалов, а также выпуска
готовой продукции;
—
нарушение нормативных актов и правил бухгалтерского учета;
—
несоблюдение правил транспортировки материальных ценностей;
—
нарушение принципов подбора и расстановки кадров;
—
неполнота расследования уголовных дел о хищениях, когда не вскрываются
глубинные процессы хищений, не выявляются все преступные связи.
Расследование
дел в сфере экономики характерно тем, что у каждой отрасли производства имеются
свои секреты, благодаря которым преступники применяют разнообразные приемы и
методы совершения и сокрытия хищений.
Так,
при расследовании дела о хищении золота выяснили, что условиям совершения
хищения способствовали:
—
неупорядоченность или полная безупречность драгоценных металлов, находящихся в
различных видах отходов;
—
умышленное занижение экономии драгоценного сырья (сокрытие излишков).
Например,
при расследовании уголовного дела о хищениях на приемной базе было установлено,
что ее работники грубо нарушали порядок приема скота и положение о ведении
кассовых операций: частично бирковали крупный рогатый скот и совсем не
бирковали свиней, чем обезличивали скот и избегали контроля за правильностью
определения его веса и упитанности; запутывали учет, не проставляли номера
учетных бирок в квитанциях и гуртовых ведомостях, чем прямо способствовали
замене скота, переводе его в низкую категорию по упитанности и весу; не велся
также и учет бланков строгой отчетности, которые затем использовали для
выписки бестоварных накладных и т.п.
Хищению
материальных ценностей в строительных организациях способствует обычно слабый
контроль строительных банков за фактическим исполнением объема работ, а также
бесконтрольность со стороны заказчиков за соответствием фактически получаемого
строительного материала с данными, указанными в товарно-транспортных
накладных.
Так,
при расследовании хищений, допущенных в строительном управлении «Гидромост»,
было установлено, что неучтенные излишки стройматериалов создавались очень
простым способом: неполной отгрузкой щебня, гравия, асфальта заказчикам и
последующего списания со складов до полной грузоподъемности автомобилей. В
какой бы отрасли экономики не совершалось хищение одной из гарантий выявления
причин и условий, способствующих этому, является использование органами
расследования специальных познаний в ходе проведения документальных ревизий,
бухгалтерских экспертиз, о чем уже говорилось выше.
Наиболее
полные сведения о причинах и условиях, способствовавших совершенным хищениям,
имеют ревизоры. Для получения от них достоверной и полной информации,
целесообразно допрашивать их с участием специалиста-бухгалтера, предварительно
сформулировав с ним вопросы профилактического характера.
Специалист-бухгалтер
на основе анализа материалов расследования может помочь следователю выявить и
дать объективную оценку причинам и условиям, способствовавшим совершению хищений,
определить перечень нормативных актов, нарушение которых имело место, выявить
какие должностные лица допустили превышение полномочий или бездействие, указать
на недостатки в контрольно-ревизионной деятельности.
Опираясь
на познания специалиста, следователь разрабатывает рекомендации по
мероприятиям, направленным на предотвращение подобных хищений в будущем.
Результаты
работы по выявлению причин и условий, способствовавших совершению хищений,
могут быть реализованы в виде представлений руководителям предприятий
(учреждений, организаций) с изложением конкретных предложений по устранению
недостатков. Большая часть дел может быть доложена в трудовых коллективах,
выступлениях по радио, телевидению и в печати. Выступления тщательно
готовятся, аргументируются логичными, последовательными, доступными для
понимания той аудитории фактами, для которой предназначены, а предложения об
устранении недостатков формируются реальными и целесообразными [9].
Эффективна
подготовка обобщенных представлений и информации, в которых глубоко вскрыты
обстоятельства, порождающие хищения, содержатся рекомендации по их устранению.
Важно направить представления именно тому, кто может и обязан в полной мере
реализовать предложения и рекомендации, указанные в нем.
Анализ
информации, полученной при расследовании конкретных уголовных дел, дает
возможность сделать вывод о типичных характеристиках преступной деятельности в
соответствующих отраслях хозяйства с тем, чтобы уметь выявить механизмы образования
следов хищения в учетной, нормативной, плановой и другой информации и
использовать это при расследовании других уголовных дел, а также в
профилактических целях.
Успешному
решению проблем профилактики и расследования хищений на современном этапе
способствуют применение автоматизированных поисковых систем,
автоматизированных систем управления, содержащих детализированное представление
(в пространстве и времени), логических процессов в определенной сфере
деятельности. На практике даже их разовое применение для обследования
интересующего объекта дает возможность выявлению хищений и бесхозяйственности.
Использование компьютерной техники вызвано потребностью практики, так как дает
возможность собирать, обрабатывать и анализировать большие массивы
экономической, технической, производственно-хозяйственной и финансовой
информации с минимальными затратами времени. Технические средства дают
возможность устранить несоответствие в потребности информации и обладают
возможностью ее быстрого получения и обработки [10].
Углубленная
демократизация общественной жизни позволяет
практиковать
участие следственных и оперативных работников на встречах с представителями
средств массовой информации, обращаясь в процессе выступлений к материалам
конкретных уголовных дел, разъясняя действующее уголовное и
уголовно-процессуальное законодательство, что дает возможность осуществлять правовую
пропаганду по вопросам борьбы с хищениями, вызывая активную социальную реакцию
против данного вида преступления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе анализа
основных факторов исключения злоупотребления должностными полномочиями
установлено, что предупредительная работа играет одну из ключевых ролей в
обеспечении жизненно важных интересов страны. Это, в первую очередь,
обусловлено потребностью создания развитой и защищенной правовой среды общества,
так как именно посредством должностных преступлений сегодня реально осуществляются
угрозы правовой безопасности в различных сферах деятельности государства, в
том числе, при осуществлении экономических преобразований в стране.
Злоупотребления
должностными полномочиями являясь своеобразным системообразующим фактором во
всех сферах правовой защиты, активно влияют на состояние политической,
экономической, военной и других составляющих правовой деятельности государства.
В то же время они представляет собой самостоятельную сферу правовых нарушений,
в которой необходимо обеспечить защиту кадровых ресурсов, систем их
формирования и использования.
Работа над
данной темой приводит к мысли, что принципиальной особенностью нынешней
ситуации является объективная необходимость перехода в сфере предупреждения
злоупотребления должностными полномочиями от концепции «защиты» к концепции
«противоборства». При этом к основным задачам исследуемой проблематики должны,
на наш взгляд, быть отнесены: выявление, оценка и прогнозирование
злоупотреблений должностными полномочиями; разработка национальной политики
обеспечения предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями,
мероприятий и механизмов ее реализации; развитие форм, методов и средств
предотвращения, парирования, нейтрализации и ликвидации их последствий.
Изучение
литературы показало, что до настоящего времени многим аспектам предупреждения
злоупотреблений должностными полномочиями должного внимания не уделяется.
Вместе с тем люди живут и действуют в конкретной местности, работают в конкретной
сфере. Обеспечение их жизнедеятельности требует усилий не только на уровне
федерального центра, но и на региональном и местном уровнях.
Полученные
результаты исследований позволяют предложить некоторые меры по предупреждению
злоупотреблений должностными полномочиями.
Так, особое внимание в деятельности
федеральных органов власти сегодня должно быть уделено разработке нормативной
базы и принятию соответствующих правовых законов. Кроме того, требуется
формирование новой концепции защиты государственных и военных должностных лиц,
в основу которой должны быть положены новые подходы к защите персонала от
должностных правонарушений.
Таким образом,
реализация упомянутых выше мер в деятельности федеральных и региональных
органов власти позволит РФ в новом тысячелетии организовать действительно эффективное
управление всеми сторонами жизни общества, решить целый ряд первоочередных
задач предупреждения злоупотреблений должностными полномочиями.
Список
используемой литературы
1.
Конституция РФ. – М., 1993.
2.
Уголовный Кодекс РФ. – М., 2001.
3.
Гаухман Л.Д. Уголовное право. - М., 1999.
4. Деревягин
Ю.Т., Гаритовская Э.В., Толубекова Б.X. Участие специалиста-бухгалтера
впроведении следственных и непроцессуальных действий по делам о хищениях
социалистического имущества. М., 1985.
5.
Здравомыслов Б.В. Уголовное право РФ. - М., 1996 .
6.
Игнатьев А.А. Уголовный кодекс.
Постатейный комментарий. - М, 1997.
7.
Козаченко И.Я., Новоселова З.А. Уголовное право.
Особенная часть. - М. 1998.
8.
Кузнецова Н.Ф. Новое уголовное право. М., 1996.
9.
Куринов Б.А.
Научные основы квалификации преступлений. М., - 1984.
10.
Наумов А.В. Комментарий к УК РФ. - М., 1996 .
11.
Скуратов Ю.И., Лебедев В.М. Комментарий к УК РФ. - М.,
1999.
12. Черданцев а. Ф. Толкование советского
права м.: Юридическая литература, 1979.
13.
Швец Н. Я., Цымбалюк В. И. и др. Автоматизированные информационные
системы выявления и предупреждения хищений в отраслях народного хозяйства.
Киев, 1988.