Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:21:12
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Ведение………………………………………………………………..

    Глава 1. Общая характеристика разглашения сведений военного характера, составляющих государственную тайну…………………………………..….

    Глава 2. История пресечения разглашений сведений военного характера,

    составляющих государственную тайну…………….…

    Глава 3. Пресечение разглашений сведений военного характера,

    составляющих государственную тайну на современном этапе……...

    Заключение………………………………………………….….

    Литература…………………………………………………………..












    ВВЕДЕНИЕ

    В соответствии с Законом Российской Федерации “О государственной тайне” от 21.07.1993 г., государственной тайной считаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ “О государственной тайне”). Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. В соответствии со статьей 1, положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации (далее - органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

    Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О безопасности" и включает Закон о государственной тайне, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны (см. ст. 3 Закона РФ “О государственной тайне”).

    Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, является совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством (см. ст. 2 Закона РФ “О государственной тайне”). Государственную тайну составляют:

    1)    сведения в военной области:

    2)    сведения в области экономики, науки и техники:

    3)    сведения в области внешней политики и экономики:

    4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (ст. 5 Закона РФ “О государственной тайне”).

    В соответствии со ст. 20 Закона РФ “О государственной тайне ” к органам защиты государственной тайны относятся:

    - Межведомственная комиссия по защите государственной тайны; органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах;

    - органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, ФСО России), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ. Защита государственной тайны является одним из видов основной деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций.

    Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами РФ (ст. 30 Закона РФ “О государственной тайне”). Таким образом, актуальность данной выбранной тематики очевидна.

    Глава 1. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну


    Ныне действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 1997 года, не содержит статьи, специально предусматривающей таких  составов преступлений как разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военную тайну. Такое состояние вещей отражает существующие тенденции проводимой в России правовой реформы, а именно - криминализацию и декриминализацию. Хотя, по существу, говорить на данном примере о декриминализации уголовного законодательства не совсем уместно, так как сами составы преступлений в виде разглашения сведений военного характера, составляющих государственную тайну и утраты документов, содержащих военную тайну никто не упразднял, они предусмотрены статьями 283 и 284 УК РФ, которые полностью дублируют, за некоторыми исключениями, статью 259 ранее действовавшего УК РСФСР.                    

    Так, статья 259 - разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военную тайну, предусматривает:

         а) разглашение    сведений   военного   характера,   составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков измены Родине -      наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти  лет;

         б) утрата документов,  содержащих  сведения  военного  характера, составляющие государственную тайну,  или предметов, сведения о которых

    составляют государственную тайну,  лицом,  которому эти документы  или

    предметы  были  доверены,  если  утрата  явилась результатом нарушения

    установленных  правил   обращения   с   указанными   документами   или

    предметами, - наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет;

         в) деяния,  предусмотренные пунктами "а" и "б" настоящей  статьи, если они повлекли тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет;

         г) разглашение военных сведений,  не подлежащих оглашению,  но не являющихся государственной тайной, - наказывается лишением  свободы  на срок от трех месяцев до одного года;

         д) деяние,  предусмотренное  пунктом  "г"  настоящей статьи,  при смягчающих обстоятельствах - влечет применение  правил  Дисциплинарного устава ВС РФ. (в ред.  Указа Президента РФ  от 14  декабря 1993 года № 2140).

    Статья 283 - разглашение государственной тайны, предусматривает:

    1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия,-  наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

    Статья 284 - утрата документов, содержащих государственную тайну, предусматривает:

     - нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года).

    Сравнительный анализ, указывает на то, что составы преступлений, предусмотренные  в статьях 283 и 284 УК РФ, были исключены из главы Уголовного кодекса о воинских преступлениях, что свидетельствует о пересмотре подхода законодателя к структуре Уголовного кодекса Российской Федерации. Подобные нововведения и изменения структуры УК РФ представляются вполне целесообразными и направленными на приведение его в соответствие с Конституцией РФ и действующим законодательством, а также на уяснение позиций государства по отношению к отдельным видам преступлений. Нахождение статей, предусматривающих ответственность за такие составы преступлений как разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военную тайну и разглашение государственной тайны или утрату документов, содержащих военную тайну в различных главах УК РСФСР говорит о неравнозначности оценки, которую давал законодатель того времени, во-первых, самим сведениям, составляющим государственную и, с другой стороны, военную тайны, а, во-вторых, и к степени общественной опасности этих похожих по составу видов противоправных деяний. Так, расположение ст. 259 УК РСФСР о разглашении военной тайны или утрате документов, содержащих военную тайну в главе XII «Воинские преступления», позволяет судить о подходе государства к степени общественной опасности данных преступлений и сделать вывод о предполагаемой «незначительности» данных преступных действий по сравнению с аналогичными деяниями, предусмотренными статьями 75, 76 УК РСФСР. В частности, Статья 75 - разглашение государственной тайны, определяла, что разглашение сведений,  составляющих государственную тайну, лицом, которому эти  сведения  были доверены или стали известны по службе или работе,  при  отсутствии  признаков  измены  Родине  или  шпионажа,  - наказывается  лишением  свободы  на  срок  от двух до пяти лет.  То же деяние,  если оно повлекло тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

    Статья 76 - утрата документов, содержащих государственную тайну, регламентировала, что утрата документов,  содержащих  государственную  тайну,  а  равно предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, лицом, которому они были доверены,  если утрата явилась результатом нарушения установленных   правил   обращения   с   указанными   документами  или предметами,  - наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех  лет.  То  же  деяние,  если оно причинило тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

    Расположенных в Главе «Иные государственные преступления», структурное нахождение которой подразумевает наибольшую после главы «Государственные преступления» общественную опасность предусмотренных в ней составов преступлений. Соответствующее расположение в структуре прежнего Уголовного кодекса статей о преступлениях, связанных с выдачей военной тайны или утратой документов, содержащих военную тайну обусловлено не только особым подходом к ним государства в смысле оценки общественной опасности, но и спецификой правового регулирования отношений, возникающих при прохождении военной службы, а также особенностями объективной стороны данных преступлений, в частности, ее факультативными признаками - обстановкой, временем и местом совершения преступления, хотя последние в очень небольшой степени относятся к рассматриваемым составам преступлений. Кроме того, расположение преступлений, связанных с военной тайной в структуре УК РСФСР было оправдано с точки зрения буквального толкования законодательства того времени о государственной тайне. По своему характеру, сведения, составляющие государственную или  иную тайну, делились на две группы: сведения военного и экономического характера. То есть, разглашение сведений военного характера, содержащих военную тайну, выделялись в отдельный вид государственной тайны, могло быть по некоторым соображениям выделено и положено в основу квалификации особого вида преступлений, что давало основание помещения их в отдельную главу Уголовного кодекса. Хотя по сути своей и военная тайна и сведения военного характера, составляющие военную тайну, являются все той же государственной тайной, а основания для выделения преступлений, связанных с разглашением либо утратой подобных сведений в отдельную главу Уголовного кодекса, отдельную от главы о преступлениях, связанных с разглашением государственной тайны,  найти сложно. К сведениям военного характера законодательство о государственной тайне того времени относило:

      · мобилизационные планы и другие документы, содержащие сводные данные о подготовке и мобилизации страны в целом, вооруженных сил, родов войск, военных округов, армий,  флотов и флотилий, а также общесоюзных и союзно-республиканских министерств СССР и предприятий союзного значения;

      · сводные данные о местах хранения, наличии и планах накопления всех видов государственных и мобилизационных резервов, а также отдельных видов продукции, имеющих оборонное или стратегическое значение, в целом по СССР, Главному управлению государственных материальных резервов при Совете Министров СССР и его территориальным управлениям;

      · оперативные планы, сводные данные о дислокации, численности войск, количестве вооружения и боевой технике в целом по вооруженным силам, родам войск, военным округам, армиям, флотам и флотилиям;

      · обобщенные данные о боевой подготовке войск и состоянии дисциплины в целом по Министерству обороны СССР, по родам войск, военным округам и флотам;

      · сводные данные о количестве военнообязанных запаса в целом по СССР и военным округам, а также данные о комплектовании войск из очередных призывов в целом, по вооруженным силам СССР, военным округам и флотам;

      · планы с описаниями, чертежам и фотографиями укрепленных районов, военно-морских баз, центральных и окружных баз и складов вооружения и боеприпасов, а также данные о вооружении и оборудовании их;

      · сводные данные об оборонительном, аэродромном, базовом и специальном строительстве в целом по вооруженным силам, военным округам и флотам;

      · планы подготовки противовоздушной обороны городов, крупных промышленных, оборонительных и специальных объектов;

      · данные о состоянии охраны государственных границ.

    В середине 90-х с принятием Закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 года, а в последующие годы с изменением его редакций в 1996, 1997 годах, выделение военной тайны в самостоятельный вид государственной тайны перестало быть обоснованным с правовой точки зрения действием законодателя. Закон о гостайне от 21.07.1993 определяет государственную тайну как «#G0защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона), тем самым устраняя основания для выделения составов разглашения сведений военного характера, составляющих государственную тайну и утраты документов, содержащих военную тайну в главу, структурно отторгнутую от главы о преступлениях, связанных с разглашением государственной тайны. Статьи 283 и 284 УК РФ (глава 29 «Преступления против основ государственной власти и безопасности государства») предусматривают уголовную ответственность за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну. Одной из причин того, что составы преступлений, касающиеся разглашения военной тайны, перестали существовать, явилось устранение требования специального субъекта преступления в данных составах. В соответствие с Законом РФ «Об основах  государственной службы в РФ» от 31.07.95 военная служба является видом государственной службы, а военнослужащий - государственным служащим, что породило отказ от формулирования воинских должностных преступлений в новом Уголовном кодексе Российской Федерации.  Положения данного закона напрямую касаются рассматриваемых составов преступлений, так как текст статей 283 и 284 УК РФ содержит указание на специальный субъект - лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну были доверены «по службе или работе», а уж коли речь идет о военнослужащих, то только «по службе». Для создания наиболее полного представления о различных видах воинских преступлений необходимо подробно разобрать составы преступлений, нарушающих установленный порядок сохранения сведений военного характера, составляющих государственную тайну, которые содержались в прежнем кодексе и в несколько усеченном и видоизмененном состоянии перекочевали в ныне действующий УК РФ.

    В соответствии с УК РСФСР воинскими, признавались предусмотренные преступления против установленного порядка несения воинской службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах, военно-строительных отрядах (частях), других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Воинское преступление отличается от воинского дисциплинарного проступка степенью общественной опасности. Нарушение установленного порядка несения воинской службы не образует воинского преступления, если степень опасности его настолько незначительна, что имеются основания признать его малозначительным в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ.

    В соответствии со ст. 14 УК РФ, преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. Вместе с тем, не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

    То есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. Не образуют воинского преступления и нарушения, совершенные при смягчающих обстоятельствах, когда закон предусматривает за него не уголовную, а дисциплинарную ответственность.

    В сравнении с УК РСФСР, различались следующие группы (виды) воинских преступлений:

      · преступления против порядка подчиненности и воинской чести

      · преступления против порядка прохождения воинской службы

      · преступления против использования, обращения и сбережения военного имущества

      · преступления против порядка эксплуатации подвижной военной техники

      · преступления против порядка несения специальных служб

      · преступления против сбережения военной тайны

      · воинские должностные преступления, посягающие на порядок военного управления

      · преступления против порядка выполнения воинского долга в особых условиях

      · преступления против порядка и обычаев войны, предусмотренные международными договорами

    В действующем уголовном кодексе Российской Федерации выделяют иные виды воинских преступлений, но об этом позже. В дальнейшем речь будет идти о группе преступлений против сбережения военной тайны.

    Объектом преступления рассматриваемой группы является установленный в Вооруженных Силах порядок хранения военной тайны.

    Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну (ст. 259 УК РСФСР), по своим объективным признакам в значительной мере совпадает с разглашением государственной тайны (ст. 75 УК РСФСР). Однако, в отличие от последнего уголовную ответственность влекло только разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну.

    Рассматриваемое преступление заключалось в том, что сведения, составляющие военную тайну, тем или иным путем (устно, письменно, путем демонстрации или передачи кому-либо соответствующих документов, чертежей, зарисовок, макетов или других предметов и т.д.), предаются огласке и в результате становятся достоянием лица или лиц, которые не должны располагать ими. Комментируемая статья не упоминала специально о том, что разглашение военной тайны должно было быть результатом нарушения правил сохранения в тайне сведений, составляющих военную тайну. Однако на практике дело в большинстве случаев обстояло именно таким образом. Так, разглашение военной тайны могло явиться результатом того, что ответственное за ее сохранение лицо допустило к хранилищу секретных документов кого-либо не из числа отвечающих за их сохранность; лицо, имеющее доступ к военной тайне, записывает секретные сведения в личном блокноте, имеет сейф или несгораемый шкаф, ведет опись установленной формы и др. меры соблюдения режима секретности.

    По своему характеру сведения, составлявшие военную тайну, как уже указывалось делились на две группы: сведения военного и экономического характера. О сведениях военного характера было сказано выше, к сведениям же экономического характера относились:

      · сводные данные о дислокации предприятий военной промышленности, производственные мощности, планы производства вооружения, боевой техники и боеприпасов и данные о выполнении этих планов в натуральном выражении  в целом по СССР, общесоюзным и союзно-республиканским министерствам, главным управлениям и предприятиям союзного значения;

      · сводные данные о производственных мощностях, планы производства цветных, благородных и редких металлов и отчеты о выполнении их в натуральном выражении;

      · сведения о запасах в недрах СССР радиоактивных элементов, их добыче, производственные мощности, планы производства радиоактивных и трансурановых элементов и данные о выполнении этих планов в абсолютных цифрах в целом по СССР, министерствам, главным управлениям и предприятиям;

      · сведения о размерах балансовых запасов в недрах СССР цветных, редких и благородных металлов, титана, алмазов, пьезооптических минералов в целом по СССР, министерствам и крупным месторождениям, а также нефти в целом;

      · открытия и изобретения, имеющие крупное военное значение

      · открытия и изобретения, имеющие крупное научное и народнохозяйственное значение, до дачи руководителями министерств и ведомств разрешения на их опубликование;

      · состояние валютных фондов, сведения о расчетном балансе, сводные данные о государственных запасах и местах хранения благородных металлов и драгоценных камней в целом по СССР;

      · государственные шифры

      · другие данные, которые будут отнесены Советом Министров СССР к числу сведений, составляющих государственную тайну.

    Итак, разглашение военнослужащим вышеперечисленных сведений ответственности по статье за разглашение военной тайны не влекло. В отличие от ст. 75 УК РСФСР (разглашение государственной тайны), которая признавала преступлением разглашение сведений, составляющих государственную тайну лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или по работе, ст. 259 УК РСФСР устанавливала ответственность за разглашение сведений только военного характера, составляющих государственную тайну, независимо от того каким образом эти сведения стали известны военнослужащему.

    С субъективной стороны преступление характеризовалось как умышленной, так и неосторожной формой вины. При умышленном разглашении военной тайны лицо сознает, что в результате его действий сведения, составляющие военную тайну, становятся  достоянием лиц, которые не должны ими располагать, и желает (при сообщении этих сведений жене или приятелю) или сознательно допускает (если сведения предаются огласке в разговоре, происходящем в присутствии лица, которое не должно ими располагать), что они станут достоянием указанных лиц. При разглашении сведений по неосторожности лицо не предвидит, но должно и может предвидеть наступление указанных выше последствий (например, лицо передает секретные сведения огласке в неслужебной обстановке, ошибочно полагая, что посторонние лица его не услышат), или предвидит такую возможность, но легкомысленно рассчитывает на то, что указанные последствия не наступят (например, не имея права на это, передает сведения в разговоре по телефону, исходя из того, что телефон - внутренний).  Однако следует отграничивать разглашение сведений военного характера от состава измены Родине (ст. 64 УК РСФСР), в соответствии с которой измена   Родине,   то   есть   деяние,  умышленно  совершенное гражданином    СССР    в    ущерб    суверенитету,     территориальной неприкосновенности      или     государственной     безопасности     и обороноспособности СССР:  переход на сторону  врага,  шпионаж,  выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу  или  отказ  возвратиться  из-за  границы  в  СССР,   оказание иностранному  государству  помощи в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти,- наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества.

         Вместе с тем, от  уголовной  ответственности освобождался  гражданин СССР, завербованный  иностранной   разведкой   для   проведения   враждебной деятельности   против   СССР,   если   он  во  исполнение  полученного преступного задания никаких действий не совершил и добровольно  заявил органам  власти  о  своей связи с иностранной разведкой (в ред.  Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984  г.  -  Ведомости Верховного  Совета  РСФСР,  1984,  N  5,  ст.  168;  Закона Российской Федерации от 18 февраля 1993 г.  N 4510-1 - Ведомости Съезда  народных депутатов   Российской   Федерации   и  Верховного  Совета  Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360).

    Разграничение здесь проходит по наличию специальной цели у субъекта данного (разглашение военной тайны) преступления. Следует учитывать, что разглашение военной тайны при наличии вины в форме прямого или косвенного умысла с целью причинения ущерба государственной независимости, территориальной неприкосновенности или военной мощи РФ следовало бы квалифицировать как измену Родине (ст. 64 УК РСФСР). Также в ст. 65 УК РСФСР указана статья, рассматривающая  шпионаж, под которым понимались - передача, а  равно  похищение  или  собирание  с  целью  передачи иностранному  государству,  иностранной  организации  или  их агентуре сведений,  составляющих государственную или  военную  тайну,  а  также передача  или  собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам  СССР,  если  шпионаж  совершен иностранным гражданином или лицом без гражданства, - наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества (в ред.  Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 декабря 1982 г.  - Ведомости  Верховного  Совета РСФСР,  1982,  N 49,  ст.  1821;  Закона Российской Федерации от 18 февраля 1993 г. N 4510-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 360).

    Следующий пункт статьи 259 УК РСФСР 1961 г. предусматривал ответственность за утрату документов, содержащих военную тайну или предметов, сведения о которых составляют военную тайну. Утрата документов или предметов, содержащих сведения военного характера, составляющие государственную тайну, по своим объективным и субъективным признакам  аналогична составу утраты документов, содержащих государственную тайну. Общественная опасность утраты документов, содержащих военную тайну, или предметов, сведения о которых составляют военную тайну, состоит в том, что эти документы или предметы могут оказаться в распоряжении третьих лиц и стать достоянием врагов Российской Федерации. Если документы или предметы утрачены в условиях, исключающих такую возможность, состав рассматриваемого преступления отсутствует. По тем же основаниям состав рассматриваемого преступления будет отсутствовать и в тех случаях, когда документ или предмет вследствие неосторожности ответственного за его сохранность лица оказывается уничтоженным. В этом случае было бы целесообразно привлечь виновного к уголовной ответственности за халатность.

    Документ или предмет признается утраченным, если он выбыл из владения ответственного за его сохранность лица не по его воле и без его ведома и при таких обстоятельствах, когда он мог оказаться в распоряжении лиц, которым содержание документа или сведения о предмете не должны были быть известны. Утрата документа или предмета имеет место в случае, когда лицо, которому он был доверен, обронило этот документ или оставило предмет в общественном месте, оставило документ (или предмет) в нарушение правил в незапертом столе или сейфе, вследствие чего он оказался похищенным и т.д.

    Рассматриваемое преступление считается оконченным в тот момент, когда документ или предмет выбыл из владения лица, которому он был доверен, независимо от того, оказался ли он в распоряжении постороннего лица. Утеря документа при условиях, при которых он не мог оказаться в распоряжении посторонних лиц (например, когда он остается в пределах служебного помещения, куда посторонние не допускаются), а также его уничтожение в результате неосторожности под признаки данного состава не подпадают. Документами, содержащими военную тайну, являются письменные акты, содержащие сведения, составляющие военную тайну. Предметами, сведения о которых составляют военную тайну, являются всякого рода вещи, сохранение которых в тайне имеет значение для внешней безопасности РФ. Такими предметами могут быть различные приборы, приспособления, оружие, макеты, химикалии и т.п. Сведения о такого рода предметах должны относиться к категории специально охраняемых в качестве государственной тайны.

    Уголовную ответственность за утрату документов, содержащих военную тайну, или предметов, сведения о которых составляют военную тайну, могут нести только должностные лица или другие работники, которым эти документы или предметы были доверены, и лишь в том случае, если утрата явилась результатом нарушения ими установленных правил обращения с указанными документами или предметами. Так, под признаки этой статьи подпадает утрата секретного документа в результате того, что он был без надлежащего разрешения вынесен из учреждения. Если же указанные предметы или документы выбыли из ведения лица, которому они были доверены при других  условиях (в результате нападения, которое лицо не имело возможности отразить и в то же время не могло уничтожить документы или предметы), то уголовная ответственность не может иметь места. Рассматриваемое преступление может быть совершено только по неосторожности. Виновный либо не сознает, что нарушает установленные правила обращения с документами или предметами, и не предвидит, что результатом его действий может явиться их утрата, хотя должен и может это сознавать и предвидеть, или же сознает, что нарушает указанные правила, но легкомысленно рассчитывает на то, что документ или предмет не будет утрачен. В противном случае должен рассматриваться вопрос о квалификации данного деяния как измены Родине. Статья 259 в качестве квалифицирующих признаков данного преступления упоминала тяжкие последствия, под которыми понимались такие случаи, когда утраченные документы или предметы попали в руки иностранной агентуры, если в результате такой утраты был нарушен нормальный ход проектирования важного оборонного проекта или в том случае, когда наступали другие подобные последствия.

    Как неоднократно упоминалось, действующий Уголовный кодекс РФ, не содержит состава разглашения (утраты) сведений (документов), содержащих военную тайну. Необходимость в этом отпала, так как данные виды преступных деяний охватываются составами статей 283 и 284 УК РФ. Статья 283 УК РФ предусматривает ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены. Непосредственным объектом данного преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие сохранность государственной тайны, регламентированные Законом «О государственной тайне».

    Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну. Данный закон относит к государственной тайне те сведения, которые в прежнем уголовном кодексе РСФСР фигурировали как «военная тайна» в отдельных статьях кодекса. Теперь, как видно из текста Закона, необходимости в отделении военной тайны от государственной не существует. Статья 5 Закона относит к государственной тайне следующие сведения в военной области:#G0

      · о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию войск, об их боеспособности и мобилизационной готовности, о создании и использованию мобилизационных ресурсов;

      · о направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

      · о количестве, устройстве и технологии производства ядерного и специального оружия, технических средствах и методах его защиты от несанкционированного применения;

      · о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

      · о дислокации, назначении, степени готовности и защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании и строительстве, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

      · о дислокации, действительных наименований, организационной структуре, вооружении и численности объединений, соединений и частей Вооруженных Сил Российской Федерации;

    Если сведения по формальному признаку (предусмотренных специальным перечнем) отнесены к категории составляющих государственную тайну, то их содержание для квалификации преступления не имеет значения. Объективная сторона описана в новом УК как разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц. В этой формулировке содержится некоторая тавтология, поскольку под разглашением сведений теория уголовного права понимает такое противоправное предание огласке сведений, при котором они становятся достоянием других лиц. И в самом деле разглашение сведений невозможно без того, чтобы с ними ознакомились другие (посторонние) лица, кроме обладателя сведений или лиц, имеющих к ним доступ. Объективно разглашение - это различными способами предание огласке сведений, составляющих государственную тайну (частная беседа, публичное выступление, ознакомление с документами, схемами, картами, планами, образцами изделий, действующими моделями и т. д.), в результате чего эти сведения становятся достоянием лиц, не имеющих доступа к государственной тайне. Тем не менее законодатель, формулируя содержание объективной стороны разглашения государственной тайны, в качестве условия наступления уголовной ответственности включает оговорку: «если эти сведения стали достоянием других лиц». Таким образом, состав преступления строится как материальный, в котором ознакомление других лиц со сведениями, составляющими государственную тайну, выступает в роли общественно опасного последствия. Именно с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, оказались разглашенными, то есть стали достоянием других лиц и возникла опасность их использования в ущерб безопасности и другим важным интересам России, преступление считается оконченным. Следует заметить, что в теории уголовного права имеется и иная позиция: анализируемый состав преступления сконструирован как формальный. Преступление окончено с момента совершения действия (предания огласке сведений), и факт ознакомления со сведениями посторонних лиц не превращает состав в материальный.

    Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Характерен прямой умысел: лицо сознает, что предает огласке сведения, составляющие государственную тайну, и желает огласить их, с тем чтобы они стали достоянием других лиц, не имеющих доступа к этим сведениям. Однако теоретически возможен и косвенный умысел, при котором виновный сознает, что оглашает сведения, составляющие государственную тайну, предвидит, что в результате его действий оглашаемые сведения станут достоянием посторонних лиц, и сознательно это допускает либо относится к таким последствиям безразлично. Такая ситуация возможна, когда виновный обсуждает с сослуживцами или демонстрирует им документы, содержащие государственную тайну, в присутствии лиц, не имеющих доступа к этим сведениям, и тем самым создает возможность ознакомления посторонних с указанными сведениями. Преступление может совершаться по различным мотивам: стремление показать свою осведомленность, значимость в социальном плане, проявить интеллигентность и т. п. Субъект преступления - специальный. Им может быть только лицо. Которому государственная тайна была доверена или стали известна по службе или работе.

    Лицом, которому доверена государственная тайна, следует считать лицо, которое в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использующее в интересах государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 283 УК) предусматривает один квалифицирующий признак- причинение тяжких последствий. Он имеет оценочный характер и устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела. В частности, к тяжким относятся такие последствия, как поступление сведений, составляющих государственную тайну, к иностранной разведке, срыв важных переговоров и соглашений Российской Федерации, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России и т. д.

    Следующий состав, подлежащий разбору - утрата документов, содержащих государственную тайну. Статья 284 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий.

    Утрата документов, содержащих государственную тайну, означает их выход из владения лица, имеющего к ним доступ, вследствие нарушения установленных правил обращения с ними, в результате чего они стали или могли стать достоянием посторонних лиц. Непосредственный объект рассматриваемого преступления совпадает с объектом разглашения государственной тайны.

    Предметом преступления могут быть, во-первых, документы, содержащие государственную тайну (текстовые, графические и иные материалы независимо от способа исполнения), а во-вторых, предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (образцы изделий, действующие модели приборов и аппаратов, их макеты и т.д.).

    Объективная сторона характеризуется прежде всего нарушением установленных правил  обращения с документами, содержащими государственную тайну (порядка их получения в пользование и их сдачи, правил их хранения и т.д.), или с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну (порядок их хранения, демонстрации, пользования и т. д.) Установленные правила обращения с документами, содержащими государственную тайну, и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, могут быть нарушены как путем действия, так и путем бездействия. Обязательным признаком объективной стороны преступления являются и общественно опасные последствия в виде их утраты и причинения вследствие этого тяжких последствий. По сути дела, речь идет о двойных последствиях или о последствиях двух видов, второе из которых вытекает из первого. Первичным последствием, прямо вытекающим из нарушения правил обращения с указанными в законе документами и предметами, является их утрата. Вторым последствием, производным от первого, является причинение тяжких последствий как результат утраты документов или предметов либо как результат их попадания в руки посторонних лиц или возможность такого попадания.

    Между нарушением установленных правил обращения с названными в диспозиции документами и предметами и рассмотренными последствиями должна быть установлена причинная связь.

    Поскольку состав преступления является материальным (необходимое условие ответственности - либо утрата документов, содержащих государственную тайну либо наступление иных тяжких последствий), оконченным оно является с момента наступления указанных в законе последствий.

    Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Нарушая установленные правила обращения с документами и предметами, виновный предвидит возможность их утраты и причинения тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение этих последствий (легкомыслие), либо не предвидит возможности наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был предвидеть эти последствия (небрежность). Субъект преступления­ - специальный. Им может быть только достигшее возраста 16 лет лицо, имеющее надлежаще оформленный допуск к государственной тайне, которому документы, содержащие государственную тайну, либо предметы, сведения о которых составляют государственную тайну, были доверены или к которым это лицо имеет доступ по службе или работе.




    Глава 2. Пресечение разглашений сведений военного характера, составляющих государственную тайну

    (ретроспективный анализ)

    Пресечение разглашений сведений военного характера, составляющих государственную тайну, всегда оставалось, остается и будет оставаться одной из главных задач государственных органов, поскольку распространение #G0защищаемых государством сведений в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Актуальность данной тематики очевидна. Для ее полного рассмотрения можно привести ряд показательных примеров как из прошлого, так и из современности. Для этого начнем с примера о том, как СВР России рассекретила данные о советском агенте в британской разведслужбе во время Второй мировой войны. Служба внешней разведки России (СВР) рассекретила документальные дела о сотрудничестве с советской разведкой эмигранта из России, который длительное время работал на британскую разведывательную службу, речь идет о русском эмигранте Викторе Богомольце, находившемся на службе британской Secret Intelligence Service (SIS). Накануне Второй мировой войны Богомолец, выполняя задания SIS, сотрудничал с польскими и румынскими спецслужбами. Богомолец, не успевший, получить высшего образования из-за начавшейся Гражданской войны в России, довольно скоро стал достаточно авторитетной фигурой в британской разведке благодаря неплохим результатам в агентурной работе. Вначале Богомолец специализировался на шпионаже против Советского Союза с территории сопредельных с ним стран - Румынии, Польши, появлялся он и в Прибалтике. Потом его перебросили в Германию, позже во Францию, но главная его задача оставалась прежней: используя каналы русской эмиграции, приобретать источники информации в советских верхах для получения надежных данных о положении дел в СССР. Начальник Первого управления НКГБ Павел Фитин санкционировал конфиденциальное сотрудничество Богомольца с внешней разведкой. Так в каирской резидентуре появился источник "Бритт", который предоставил исчерпывающие сведения о своем сотрудничестве с иностранными спецслужбами и включился в оперативную работу в интересах СССР.

    Советской разведке удалось подставить Богомольцу, а фактически - англичанам, Бориса Лаго. Будучи невозвращенцем и активным участником группы "Борьба", он выступал в печати с разоблачительными материалами о деятельности чекистов в 30-е годы в Западной Европе. Но в действительности все это являлось прикрытием. С тандемом Богомолец-Лаго SIS сотрудничала много лет. И, как казалось ее шефам, им удалось создать надежную агентурную сеть в Москве, в которую вошли партийные функционеры, крупные хозяйственные работники и военные. Информация, которая поступала по этому каналу в штаб-квартиру Intelligence Service, всегда заслуживала высокую оценку.

    В России его данные также ценились очень высоко. «Поступавшие от него разведданные использовались при подготовке записок по самой высокой разметке: Сталину и Молотову, - говорится в сообщении. – «Бритт» внес значительный вклад в понимание оперативных устремлений его многолетнего куратора из SIS полковника Г. Гибсона, деятельность которого весьма интересовали органы госбезопасности СССР». Богомолец был частью знаменитой операции «Тарантелла», которая проходила в 1930-1934 годах. Целью «Тарантеллы» было препятствовать и пресекать деятельность Intelligence Service в СССР, блокировать оперативные мероприятия этой спецслужбы, держать под контролем ее связи, курьеров. Это подтверждает недавно рассекреченная докладная записка Сталину, озаглавленная «Об англо-польской разведывательной активности». Она, кстати, свидетельствует, что многие свои операции англичане проводили с участием польских коллег, особенно когда речь шла о переброске агентов через границу. Однако наши разведчики успешно пресекали эти попытки. Завершилась «Тарантелла» в 1945 г., когда Богомолец решился на открытое сотрудничество с СССР. Произошло это в Египте, после того как у давнего «друга» SIS начались трения с английскими хозяевами. Это была одна из удачных операций, которая продолжалась так долго и без провалов агентов.

    Уникальные материалы, касающиеся агентурной разработки «Бритт», легли в основу книги генерал-майора СВР РФ Льва Соцкова «Код операции – «Тарантелла», которая вышла в свет в издательстве «Молодая гвардия». Сюжет документального романа начинает разворачиваться в 1930 году, когда Иностранный отдел ОГПУ по инициативе его начальника Артура Артузова приступил к осуществлению масштабной операции «Тарантелла». Изначально операция была нацелена на вскрытие каналов связи английской разведки со своей агентурой в СССР. В результате серии оперативных мероприятий удалось «подставить» SIS агентуру, которую англичане считали своими надежными источниками в Московском комитете ВКП (б), Всесоюзном совете народного хозяйства (ВСНХ) и авиационном институте ЦАГИ. На самом деле все они работали под контролем органов госбезопасности, а сконструированный на Лубянке канал использовался для продвижения в британские руководящие круги направленной информации по широкому кругу внешнеполитических, экономических и военно-технических проблем, говорится в сообщении СВР. В сообщении также указывается, что, проводя эту масштабную операцию, руководство разведки преследовало цель содействовать вовлечению Великобритании в более тесное экономическое сотрудничество с Советским Союзом и обозначить пути поиска договоренностей по обеспечению коллективной безопасности с участием других стран. А ключевыми фигурами этой уникальной оперативной игры стали русские эмигранты, служившие во время Гражданской войны в контрразведке армии генерала Деникина, - Борис Лаго и Виктор Богомолец. Первый был кадровым сотрудником разведки и был «подставлен» Богомольцу, находившемуся на службе британской SIS, говорится в сообщении.


    Глава 3. Пресечение разглашений сведений военного характера, составляющих государственную тайну  на современном этапе

     

    Переходя  к современности, необходимо отметить, что преследования по обвинению в шпионаже усилились с 2000 года после избрания президентом России Владимира Владимировича Путина, полковника КГБ, руководившего некоторое время Федеральной службой безопасности РФ, которая является основным преемником КГБ. Рассмотрим некоторые примеры разглашения сведений военного характера, составляющих государственную тайну, характерные для начиная с этого периода.

    11 ноября 2002 года Московский окружной военный суд приговорил к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима и лишением воинского звания полковника Александра Сыпачева за выдачу сведений, составляющих гостайну (Ст. 276 УК РФ - шпионаж), представителям ЦРУ.

    В 2004г. суд приговорил к 10 годам заключения в колонии строгого режима подполковника ФСБ РФ Игоря Вялкова за шпионаж в пользу Эстонии.

    5 апреля 2004 года коллегия из 12 присяжных единогласно признала Сутягина виновным в государственной измене в форме шпионажа. Процесс по делу ученого Сутягина начался в ноябре 2003 года. Заведующий сектором военно-технической и военно-экономической политики отдела внешнеполитических исследований Института США и Канады РАН Игорь Сутягин обвинялся в передаче сведений, составляющих государственную тайну, представителям британской консалтинговой фирмы Альтернатив-Фьючерс. Эта фирма, по данным ФСБ России, являлась "крышей" для разведки США и не имела никакого отношения к научной деятельности. Сутягин не признает свою вину. Он не отрицает, что передавал иностранным гражданам некоторые сведения о России, однако заявляет, что брал информацию из открытых источников - газет и журналов. После завершения расследования, которое проводило Следственное управление ФСБ России, дело было передано в Мосгорсуд. Пятого апреля 2004 года коллегия из 12 присяжных единогласно признала Сутягина виновным в государственной измене в форме шпионажа и приговорил его к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Большинством голосов - восемь присяжных - было решено, что ученый не заслуживает снисхождения. "Перед судом присяжных не был поставлен вопрос, являются ли сведения, которые Сутягин передавал иностранцам, секретными. В России передача сведений, не составляющих гостайну, не является преступлением", - заявила адвокат Анна Ставицкая. Адвокаты настаивали на отмене приговора и кассационного определения. Верховный суд РФ 17 августа 2004 года признал законным обвинительный приговор, отклонив тем самым кассационную жалобу осужденного и его адвокатов.

    Бывший подполковник ФСБ Михаил Трепашкин 19 мая 2004 года был осужден Московским окружным военным судом на четыре года лишения свободы в колонии-поселении за разглашение гостайны. По версии обвинения, работая в КГБ и ФСБ, Трепашкин копировал служебные документы, которые в дальнейшем незаконно хранил у себя дома. После отбывания трети срока он подал в суд Нижнего Тагила заявление об условно-досрочном освобождении (УДО), однако ему в этом было отказано. На сегодня Трепашкин имеет пять действующих взысканий, объявленных ему за нарушение правил внутреннего распорядка. Ни одно из наложенных взысканий не было отменено прокуратурой. В связи с этим администрация колонии-поселения при ИК-13 направила в суд представление о переводе его в колонию общего режима. В суде находятся четыре жалобы адвокатов Трепашкина по поводу наложенных на него взысканий. Также адвокаты и правозащитники просили суд назначить медкомиссию Трепашкину - у бывшего полковника ФСБ тяжелая форма астмы. Однако разрешения на это получить до сих пор не удалось. Сторонники Трепашкина считают, что он наказан за предание гласности свидетельств в пользу причастности ФСБ к взрывам в московских многоэтажках осенью 1999 года. Трепашкин, более 20 лет проработавший в органах безопасности, стал широко известен благодаря своему участию в ноябре 1998 года в пресс-конференции, на которой бывший сотрудник ФСБ Александр Литвиненко и его коллеги утверждали, что по приказу руководства ФСБ они якобы участвовали в заговоре с целью убийства предпринимателя Бориса Березовского. После гибели Литвиненко в Лондоне Трепашкин из тюрьмы хотел дать показания, возможно, проливающие свет на обстоятельства загадочной смерти бывшего коллеги. Однако власти запретили осужденному встречаться с британской полицией. Тогда Трепашкин передал из колонии корреспонденту журнала The New Times письмо, в котором рассказал о том, как ФСБ предлагала ему поучаствовать в операции по ликвидации Литвиненко.

    По результатам 2006 года ФСБ России пресекла деятельность 27 кадровых сотрудников и 89 агентов иностранных спецслужб.

    В частности, к 13 годам лишения свободы был осужден полковник запаса Сергей Скрипаль. По данным ЦОС, преступная деятельность Скрипаля, сотрудничавшего в течение 10 лет с английской разведкой SIS, была пресечена ФСБ России в декабре 2004 года. В ходе расследования уголовного дела было установлено, что Скрипаль во время прохождения военной службы в Вооруженных силах РФ с середины 1990-х годов был завербован английской разведкой, которой передавал сведения, составляющие государственную тайну.

    9 августа 2006 г. Московский окружной военный суд (МОВС) приговорил полковника спецслужб России Сергея Скрипаля к 13 годам лишения свободы. Cуд признал его виновным по ст. 275 УК РФ - государственная измена в форме шпионажа. С. Скрипаль был признан виновным в выдаче государственной тайны иностранному государству. При этом спецслужбы грозились добиться высылки дипломатов, с которыми якобы сотрудничал шпион.

    Дело 55-летнего Сергея Скрипаля рассматривалось в МОВС в закрытом режиме. Журналистам разрешили присутствовать лишь на оглашении резолютивной части приговора, которым – Сергей Скрипаль был признан виновным в совершении государственной измены в форме выдачи гостайны представителям иностранной спецслужбы и шпионаже. Кроме того, по решению суда в соответствии со ст. 48 УК РФ  Скрипаль был лишен воинского звания полковника и государственных наград. Суд назначил бывшему офицеру ГРУ 13-летний срок в колонии строгого режима.

    Одетый в спортивный костюм расцветки российского флага Скрипаль выслушал приговор спокойно. Как сообщил после заседания главный военный прокурор России Сергей Фридинский, выступавший гособвинителем на процессе (вначале обвинение представлял его предшественник Александр Савенков, недавно отправленный в отставку), учитывая тяжесть преступления, он требовал для Сергея Скрипаля 15-летний срок. Однако суд, приняв во внимание сотрудничество обвиняемого со следствием и его многочисленные болезни, дал ему на два года меньше. Следует отметить, что 275-я статья УК РФ (Государственная измена), по которой был осужден бывший военный, предусматривает до 20 лет лишения свободы.

    Скрипаля арестовали в декабре 2004 года и предъявили обвинение в государственной измене. Следствие длилось полтора года, и в конце июня 2006 дело полковника Скрипаля поступило в Московский окружной военный суд. Для главного военного прокурора РФ Сергея Фридинского этот процесс стал первым после его назначения на эту должность.

    Задержали Сергея Скрипаля в декабре 2004 года возле его дома на Осеннем бульваре, вскоре после того, как он вернулся из Великобритании. К этому времени сотрудникам ФСБ удалось выявить, что именно он является источником утечки секретной информации, но для того, чтобы убедиться в этом на 100%, за господином Скрипалем, который после увольнения в 1999 году в запас занимался бизнесом, было организовано наблюдение. Оно подтвердило, что господин Скрипаль неоднократно встречался как с аккредитованными в Москве британскими дипломатами, так и представителями Secret Intelligence Service  в самой Великобритании.

    Вскоре после ареста господин Скрипаль, по данным ЦОС ФСБ, дал признательные показания, из которых следовало, что он, будучи военным разведчиком, был завербован английскими спецслужбами еще в 1995 году и предоставлял им информацию об агентах ГРУ, действовавших в странах Европы. Впоследствии тех высылали из этих стран. В ФСБ говорят, что господин Скрипаль мог нанести разведке ущерб, сопоставимый с ущербом, нанесенным Олегом Пеньковским. Тот офицер ГРУ также работал на британскую разведку и сдал ей резидентуру в Великобритании и США.

    По данным российских спецслужб, господин Скрипаль продолжал работать на британскую разведку и после увольнения из вооруженных сил, собирая информацию через своих коллег по службе в Генштабе. "Своими действиями шпион нанес существенный ущерб обороноспособности и безопасности государства",– подчеркнули в ФСБ. В ходе следствия, которое продолжалось с декабря 2004 до конца июня 2006 года, обвиняемый в шпионаже Скрипаль показал, что "на каждой встрече представители английской разведки за полученную информацию выплачивали ему вознаграждение в валюте". Кроме того, бывший офицер имел счет в одном из испанских банков, куда ему ежемесячно перечислялись денежные средства.

    По данным сотрудников спецслужб, сведения, полученные от господина Скрипаля, могут привести к высылке из страны некоторых британских дипломатов с формулировкой "за деятельность, несовместимую с их статусом". И произойти это может уже в ближайшее время. Дело в том, что российские власти фактически "простили" британских дипломатов, оказавшихся замешанными в происшедшем в начале этого года скандале, связанном со «шпионским камнем» и финансированием НКО. Тогдашний скандал, скорее всего, решили замять, надеясь, в том числе, и на то, что удастся добиться расположения британских властей в вопросах экстрадиции разыскиваемых в Россию. Ведь в результате Скрипаль назвал десятки имен, явки, адреса и пароли.

    В общей сложности за девять лет работы на иностранную разведку господин Скрипаль получил немногим более 100 тыс. долларов США. Судя по всему, это не такая уж большая цена (в среднем по 10 тыс. в год) за "существенный ущерб обороноспособности и безопасности государства".

    "Суд приговорил С.Скрипаля к 13 годам лишения свободы, почти в полном объеме признав его виновным", - заявил журналистам главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский, выступивший в суде гособвинителем по делу. Действия Скрипаля были квалифицированы по статье 275 УК РФ - "передача сведений, составляющих гостайну в пользу иностранных разведывательных органов", - уточнил Фридинский. Он добавил, что прокуратура удовлетворена приговором, вынесенным по делу. Фридинский подчеркнул, что действия Скрипаля были квалифицированы по столь тяжкой статье в связи с тем, что они были совершены "против интересов Российской Федерации". Касаясь ущерба, причиненного Срипалем, Фридинский сказал: "Сама по себе передача этих сведений является ущербом. Я уверен, что наши спецслужбы дезавуируют последствия совершенных Скрипалем действий". Гособвинитель отметил, что обвиняемый имел служебный доступ к сведениям, составляющим гостайну. Главный военный прокурор подчеркнул, что, выступая в прениях, он просил приговорить Скрипаля к 15 годам лишения свободы, при этом он просил учесть и смягчающие обстоятельства, в том числе, признание Скрипалем своей вины и способствование раскрытию преступления.

    В ЦОС ФСБ отметили, что в ходе следствия Скрипаль полностью признал себя виновным в предъявленном ему обвинении, дал правдивые и подробные показания о своей преступной деятельности, "что было учтено судом в качестве смягчающего обстоятельства при назначении наказания".

    По данным ЦОС, преступная деятельность Скрипаля, сотрудничавшего с английской разведкой SIS, была пресечена ФСБ России в декабре 2004 года. "В ходе расследования уголовного дела установлено, что Скрипаль во время прохождения военной службы в Вооруженных силах РФ с середины 1990-х годов был завербован английской разведкой, которой передавал сведения, составляющие государственную тайну", - сообщил представитель ЦОС ФСБ РФ.

    К 12,5 годам лишения свободы за государственную измену приговорен

    В. Норик, который пытался скрытно вывезти за границу документы с секретной информацией. Следствием установлено, что собранные им материалы предназначались для передачи представителям спецслужбы одного из соседних государств.

    Кроме этого, органами безопасности в войсках при проведении агентурной акции был задержан курьер военной разведки Литвы Витаутас Шюшас. Литовец, несмотря на преклонный возраст, неоднократно использовался литовской спецслужбой для проведения операций по связи с агентурой из числа российских граждан. При задержании у него обнаружили и изъяли секретные документальные материалы по военной тематике, в том числе компакт-диск с документами, относящимися к деятельности ракетных войск стратегического назначения на территории Калининградской области. С поличным был задержан курьер Второго департамента оперативных служб МОК (военная разведка и контрразведка) Литовской Республики гражданин Литвы Витаутас Шюшас. В своих объяснениях Шюшас признал, что, находясь на территории России, выполнял задание сотрудника литовской военной разведки. С фото- и видеоматериалами встреч Шюшаса с российским военнослужащим, а также изъятой у иностранца секретной документацией был ознакомлен консул Литвы в городе Советске г. Каминскас, который согласился с обоснованностью и правомерностью действий российских властей в отношении литовского гражданина. Руководство ФСБ России сочло возможным передать Шюшаса в ведение властей Литовской Республики, ограничившись его высылкой с территории РФ. "За активизацией разведдеятельности на наших западных рубежах стоит НАТО. И пусть никто иллюзий по этому поводу не питает. А литовцам, как нашим бывшим гражданам, многие из которых учились и работали бок о бок с нынешними российскими высокопоставленными военными, гораздо проще внедряться в среду балтийских моряков. Правда, мы полагали, что все же сможем договориться, что называется, полюбовно, не поднимая лишнего шума. Но ошиблись", - заявил замруководителя Департамента Военной контрразведки ФСБ России Владимир Носов.

          18 октября 2006 В России был задержан сотрудник Управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по Калининградской области, который длительное время сотрудничал со спецслужбами Литвы,  как сообщили в Центре общественных связей (ЦОС) ФСБ России. "Предотвращена утечка за рубеж секретной информации о боевой и мобилизационной готовности Балтийского флота и войск, дислоцирующихся на территории Калининградской области. Добыты неопровержимые доказательства шпионской деятельности агента литовских спецслужб", - заявляет ЦОС ФСБ России. Литовским агентом оказался задержанный с поличным в Калининграде российский гражданин, заместитель начальника уголовно-исполнительной инспекции по Краснознаменскому району Управления ФСИН РФ по Калининградской области подполковник внутренней службы Василий Хитрюк. Как сообщил представитель ЦОС ФСБ России, Хитрюк сотрудничал со спецслужбами Литвы длительное время. При задержании у 39-летнего Хитрюка были изъяты электронные носители, содержащие информацию военного характера. По оценке специалистов, она относится к сведениям, составляющим государственную тайну. Для получения этих сведений Хитрюк использовал бывших сослуживцев и знакомых, проходящих службу в российской армии и силовых структурах. По заданию сотрудника литовской спецслужбы он склонял их к выдаче копий секретных документов за денежное вознаграждение. ФСБ РФ возбуждено уголовное дело по признакам ст. 275 УК РФ (государственная измена). "Задержанный дает признательные показания", - уточнили в ведомстве, отмечает ИТАР-ТАСС.

    Между тем во ФСИН России утверждают, что задержанный подполковник лишь последние три года работал в уголовно-исполнительной системе и не имел доступа к секретной информации. "Задержанный 18 октября следственными органами контрразведки по Балтийскому флоту работал в должности старшего инспектора уголовно-исполнительной инспекции номер 11 УФСИН по Калининградской области в звании подполковника. По роду своей деятельности он не имел отношения к секретным материалам", - сообщил представитель ФСИН Александр Сидоров. "За эти три года он никак не проявил себя ни с положительной, ни с отрицательной стороны", - добавили во ФСИН. Вместе с тем, там подтвердили, что до прихода во ФСИН, он проходил службу в Вооруженных силах, в свое время он окончил Танковое училище имени Рыбалко.

    В свою очередь жена полковника Людмила Хитрюк заявила "о том, что мой муж - литовский шпион, я узнала по телевизору. По ее словам, в последний раз она видела мужа в среду, 18 октября, когда его задержали. "Почти неделю я не знала, где находится мой муж и только сегодня в программе "Вести" я услышала о предъявленных обвинениях моему мужу.

    Литовский же премьер Гедиминас Киркилас в ответ на просьбу агентства BNS прокомментировать ситуацию вокруг задержания сотрудника российского ФСИН, который, по данным ФСБ РФ, сотрудничал со спецслужбами Литвы, заявил, что "мы там не шпионим". По его словам, Литва старается поддерживать добрые отношения с соседями, в том числе и с Россией. Премьер отказался строить предположения, не является ли это задержание ответным шагом России на недавнюю высылку из Литвы российского дипломата. Ранее Литву попросили покинуть первого секретаря российского посольства Олега Рябчикова. Его подозревали в шпионаже и стремлении оказывать влияние на решение Литвы поддержать Грузию в ее конфликте с Россией.

    Отношения между Литвой и Россией уже не раз обострялись в связи со шпионскими скандалами. В начале октября этого года Литва потребовала, чтобы один из высокопоставленных российских дипломатов, работающих в Вильнюсе, покинул страну. Как сообщалось, высылка российского дипломата произведена в связи с подозрениями в шпионской деятельности и стремлении оказать влияние на Литву в вопросе поддержки Грузии.

    Позже премьер-министр Литвы Гядиминас Киркилас заявил, что "если дипломат провинился, то его и высылаем". "Теперь будем ждать ответных действий России", - заметил он. Предполагалось, что в качестве ответа на действия Литвы Россия вышлет литовского дипломата. В феврале 2004 года власти Литвы выслали из страны трех русских дипломатов, подозревавшихся в шпионаже. Российские дипломаты "пытались оказывать влияние на процессы приватизации госимущества и незаконными способами получить информацию об импичменте президента Литвы Роландаса Паксаса", заявил министр иностранных дел Литвы Антанас Валионис. В ответ на это российский МИД объявил персонами нон грата трех литовских дипломатов. Руководителю посольства Литвы в МИДе РФ заявили, что литовских граждан высылают "за деятельность, несовместимую со статусом дипломата и наносящую ущерб интересам России". Так дипломаты тактично обозначают шпионаж.

    В августе того же года Россия объявила персоной нон грата военного атташе посольства Литвы в РФ. В сообщении МИДа от 6 августа 2004 года говорилось: "Сегодня в МИД России был приглашен временный поверенный в делах Литовской Республики в Российской Федерации, которому было заявлено, что военный атташе Литовской Республики в Российской Федерации подполковник Сигитас Буткус в связи с деятельностью, наносящей ущерб интересам России, объявлен "персона нон грата" и должен покинуть российскую территорию в двухдневный срок".

    Директор ФСБ Патрушев заявил, что "в качестве ответной меры на провокационные действия шведских и эстонских властей были объявлены персонами нон грата и выдворены из России с закрытием въезда сроком на пять лет обоснованно подозреваемые в принадлежности к спецслужбам второй секретарь посольства Швеции Тидестрем и третий секретарь посольства Эстонии Валентинов.

    Кроме этого, при попытке незаконного получения материалов по системам ПВО задержаны и выдворены из России трое граждан Вьетнама. Официальному представителю вьетнамских спецслужб заявлен протест.

    Директор ФСБ сказал также, что большой общественный резонанс вызвала деятельность резидентуры британской разведки MИ-6. ФСБ России выявила четырех британских разведчиков, которые работали под прикрытием посольства Великобритании в Москве и финансировали ряд неправительственных организаций в РФ. Один из четверых представителей британской разведки, второй секретарь посольства Марк Доу курировал эту работу и занимался их финансированием от имени Фонда глобальных возможностей. "Использование кадрового разведчика-агентуриста для контактов с НКО поставило под сомнение искренность усилий Лондона по поддержке построения института гражданского общества в России", - заявил Патрушев.

    В марте 2006г Московский окружной военный суд закончил одно из самых таинственных дел по шпионажу. Судебный процесс, который вел судья - генерал-майор юстиции Александр Абабков, по делу отставного полковника Шабатурова начался в начале марта и занял чуть меньше месяца. В отличие от других "шпионских" дел, он был настолько засекречен, что в Московском окружном военном суде (МОВС) до последнего времени отказывались назвать имя подсудимого.

    Московский окружной военный суд 30 марта приговорил к 12 годам заключения в колонии строгого режима полковника запаса вооруженных сил РФ Валентина Шабатурова, признав его виновным по ст. 275 УК РФ ("Государственная измена").

    Суд признал его виновным в госизмене, а именно - в шпионаже, выдаче гостайны иностранному государству, иностранным организациям или их представителям, в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России. Шабатуров по приговору лишен воинского звания. Военный был задержан в марте 2006-го года в аэропорту "Шереметьево" сотрудниками ФСБ. Следствием  было установило, что, находясь за границей, Шабатуров был завербован спецслужбой одного из европейских государств и активно сотрудничал с ней вплоть до своего задержания. Происходило это в течение 7-ми лет с 1999 по 2006г. За свои услуги он, как считает следствие, получал денежные вознаграждения. Всего как сообщил пресс-секретарь Московского окружного военного суда, за это время В. Шабатуров получил в качестве вознаграждения не менее 60 тыс. долларов и 6 тыс. евро. С какой страной сотрудничал бывший полковник и какого рода информацию он передавал – не сообщается.

    Полковник запаса В. Шабатуров был признан виновным в совершении особо тяжкого преступления, предусмотренного ст. 275 УК РФ (государственная измена в форме шпионажа и разглашения государственной тайны). Однако фактически никаких подробностей происходящего во время судебного следствия журналистам выяснить не удавалось, все судебные слушания по делу происходили в режиме строгой секретности, до оглашения приговора не называлась даже фамилия подсудимого.

    На оглашении приговора обстановка строгой секретности также неукоснительно сохранялась. Представителей СМИ попросили покинуть зал суд сразу после прочтения вводной части, где была названа фамилия и воинское звание подсудимого, после чего им пришлось более часа дожидаться, когда их пригласят на оглашение резолютивной части приговора. Сам подсудимый от камер и фотоаппаратов отворачивался. Выглядел он значительно старше своих 45 лет. Как пояснил журналистам пресс-секретарь МОВС А. Минчановский, В. Шабатуров полностью признал свою вину, и суд вынес ему наиболее мягкий приговор, предусмотренный по ст. 275 УК РФ - 12 лет лишения свободы, не взирая на то, что гособвинитель настаивал на 14 годах заключения.

    Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, шпионскую деятельность Шабатуров осуществлял по чисто корыстным мотивам. Об этом уже после судебного заседания журналистам рассказал гособвинитель Рамил Шакуров.

    Валентин Шабатуров – изобретательный и умный человек, так в базе данных инновационного международного центра "Архимед" упоминается имя Шабатурова Валентина Владимировича, автора изобретения, названного им "Многоцелевым автономным электрогенерирующим устройством". Согласно опубликованному описанию, это "устройство для преобразования энергии воздушного потока, возникающего в вертикальной трубе из-за разности давлений воздуха у земли и на высоте (известном как "тяга" или гравитационная вентиляция) в электрическую энергию. Расчетные мощности устройства от десятков кВт до нескольких МВт. Устройство можно использовать в качестве источника энергии в электрометаллургии, электрохимии (электролизные процессы), электротранспорте, энергоснабжении удаленных объектов, дорожном освещении, в жилищно-коммунальной сфере, перевод котельных с углеводородного сырья на электричество, перевод автотранспорта на водород". Данное изобретение подтверждено патентом RU № 2225949 от 20.03.2004 г., заявка на изобретение № 2006103759 от 09.02.2006 г. В базе данных было отмечено, что автор готов "с учетом многовариантности использования устройства" обсуждать "любые формы взаимодействия и сотрудничества".

    Обвиняемый начал сотрудничать со спецслужбами одной из западных стран - членов НАТО еще до увольнения из рядов Вооруженных Сил в сентябре 2001 года. В армии 45-летний полковник прослужил более 20 лет. Однако назвать страну, со спецлужбами которой сотрудничал Шабатуров, гособвинитель отказался. Он пояснил, что каждая иностранная спецслужба проводит анализ причин провалов своих агентов и уголовных дел, возбужденных по данной категории, и в случае, если страна будет названа, это даст возможность иностраным разведкам сделать соответствующие выводы.

    Связь со спецслужбами Шабатуров осуществлял, по словам гособвинителя, как по мобильному телефону, так и с помощью специальной тайниковой закладки, в которой содержалось письменное сообщение с текстом шпионского задания. Шабатуров передавал сведения о сотрудниках российских спецслужб за рубежом, а также иные сведения, известные ему по роду службы. Фактически, как следует из слов гособвинителя, речь идет об агентурной сети. Как пояснил гособвинитель, для иностранных спецслужб особенно важны сведения о разведчиках ГРУ или СВР, которые когда-либо работали или работают на их территории.

    За каждое выполненное задание Шабатуров получал от 10 до 30 тыс. долларов и в какой-то момент даже собирался прекратить работу на два фронта, однако, как пояснил Шакуров, победила "тяга к легким деньгам". "В соответствии с приговором, за свою шпионскую деятельность он сумел получить 60 тысяч долларов и 6 тыс. евро, - пояснил гособвинитель. - Но это то, что было доказано, а то, что не удалось доказать, остается на его совести. Однако после того, как Шабатурова задержали в аэропорту Шереметьево-2, он вел себя достойно и вежливо, сотрудничал со следствием". Можно сказать, что он проработал на иностранную разведку более 5, но менее 10 лет. На вопрос о том, не было ли у Шабатурова каких-либо неотложных нужд, например, приобретения квартиры, гособвинитель сообщил: "Деньгами Шабатуров распоряжался, как хотел. За границу вылетал не так уж часто, в основном на встречи со своими работодателями".

    Прокурор отказался назвать год, когда Шабатуров попал в зону внимания российских спецслужб, пояснив лишь, что для сбора доказательств по такому делу требуется определенное время. Тем не менее, при вынесении приговора в качестве смягчающих обстоятельств было учтено не только то, что на иждивении бывшего полковника находится восьмилетний сын, но также и его поведение во время проведения следственных действий, в том числе и сотрудничество со следствием. Адвокат Шабатурова, покидая зал суда, отказался давать комментарии журналистам до вступления приговора суда в законную силу, сообщив лишь, что будет подавать кассационную жалобу на приговор.


    23 августа 2006 г к 12 годам лишения свободы приговорен Андрей Думенков. В ходе расследования была подтверждена связь Думенкова с германской спецслужбой, которой он намеревался передать секретные сведения по перспективным образцам ракетного вооружения. Кроме того, были получены оперативные данные о планах Думенкова выехать на постоянное место жительства в ФРГ в связи с окончательным оформлением им необходимых документов. 23 августа 2006 г. Мосгорсуд приговорил к 12 годам лишения свободы гражданина России по обвинению в государственной измене в форме шпионажа в пользу германских спецслужб. Андрей Думенков "попал в поле зрения органов ФСБ России в 2004 году".

    Из поступивших заявительских материалов стало известно, что "Думенков изыскивает возможности по приобретению за денежное вознаграждение сведений, составляющих государственную тайну, для их последующей передачи представителями спецслужб Германии". В ходе проведения комплекса проверочных мероприятий сотрудниками ФСБ России были подтверждены связь Думенкова с германской спецслужбой, устойчивость его намерений по приобретению секретных сведений по заданию иностранной разведки, а также конкретные факты сбора им информации по перспективным образцам ракетного вооружения. Кроме того, были получены оперативные данные о планах Думенкова выехать на постоянное место жительства в ФРГ в связи с окончательным оформлением им необходимых документов.

    "В целях предотвращения ущерба обороноспособности России в результате противоправной деятельности Думенкова было принято решение о его задержании при попытке вывоза им секретных материалов по военной тематике за рубеж". Думенков был задержан 3 августа 2005 года на одном из московских железнодорожных вокзалов. В ходе расследования уголовного дела Следственным управлением ФСБ России Думенков дал признательные показания. Таким образом,  за шпионаж в пользу Германии Андрей Думенков был осужден на 12 лет лишения свободы.

    Интересен и другой пример.  Так, Президиум Верховного суда России вторично сократил срок лишения свободы осужденному ранее Мосгорсудом бывшему чиновнику Минфина Денису Михайлову за получение взятки и разглашение государственной тайны. Теперь, вместо первоначальных 10-ти, Михайлову придется провести в тюрьме 5 лет. Как заявил сегодня "Интерфаксу" адвокат Михайлова Владимир Жеребенков, он собирается обжаловать решение президиума Верховного суда, так как считает своего подзащитного полностью невиновным. Кроме того, он намерен подать жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, который даст ответ, являлись ли документы, которыми располагал его подзащитный, секретными или нет. В декабре суд уже снизил наказание Михайлову с 10 до 8 лет заключения. Денис Михайлов, который занимал пост замдиректора Департамента международных финансовых отношений госдолга и государственных финансовых активов Минфина, был задержан 1 декабря 2004 года по подозрению в получении крупной взятки. По версии следствия, Михайлов передал двум коммерсантам служебный документ, содержащий сведения, которые являются государственной тайной. В качестве вознаграждения, согласно материалам дела, Михайлов получил автомобиль Mercedes стоимостью около 90 тысяч евро. Суд над бывшим сотрудником Минфина проходил в закрытом режиме. В июле в Мосгорсуд для дачи показаний по делу Михайлова был вызван министр финансов Алексей Кудрин. Верховный суд РФ вновь сократил срок наказания экс-чиновнику Минфина Михайлову Президиум Верховного суда вторично снизил срок лишения свободы бывшему заместителю главы департамента внешнего долга Минфина Денису Михайлову – с восьми до пяти лет. Первоначально Мосгорсуд в июле приговорил Михайлова, признанного виновным в получении взятки, разглашении гостайны и превышении служебных полномочий, к 10-летнему сроку заключения. Однако в результате кассации в декабре Верховный суд снизил срок заключения до восьми лет. Еще более высокая инстанция - президиум Верховного суда - снял обвинения с Михайлова в разглашении гостайны и назначил меньший срок - пять лет. Как сообщил адвокат бывшего высокопоставленного чиновника Минфина Владимир Левин, Михайлов уже через год может рассчитывать на условно-досрочное освобождение. Бывший замглавы департамента внешнего долга Минфина Денис Михайлов и еще двое коммерсантов были задержаны в ноябре 2004 года. Генпрокуратура утверждала, что за переданные предпринимателям документы Михайлов, который занимался, в частности, переговорами с Парижским клубом стран-кредиторов, получил автомобиль "Мерседес" стоимостью 87 тысяч евро.

    Пример очень показателен, так как несмотря на всю тяжесть причиненного ущерба высокого должностного лица за получение взятки и разглашение государственной тайны, наказание уже снизили данному бывшему чиновнику с 10 до 5 лет заключения. Плюс адвокат бывшего высокопоставленного чиновника Минфина Владимир Левин заявил, что Михайлов уже через год может рассчитывать на условно-досрочное освобождение. «А вот вопрос за счет чего?» - остается весьма уместным.



    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Подводя итог всему выше рассмотренному, можно привести статистику, которую огласил Директор ФСБ России Николай Патрушев, сообщивший, что в 2006 году на территории России пресечена деятельность 27 кадровых сотрудников и 89 агентов иностранных спецслужб. "Из них с поличным захвачены один кадровый сотрудник и восемь агентов. 21 иностранец, причастный к деятельности спецслужб, выдворен из России”. Всего в области защиты государственной тайны проведено свыше 2200 проверочных мероприятий, в результате которых возбуждено 50 уголовных дел и 550 дел об административных правонарушениях. Патрушев сказал также, что в 2006 году по отношению к РФ была зафиксирована активность около 40 иностранных спецслужб. Пресечение разглашений сведений военного характера, составляющих государственную тайну, составляет одну из первоочередных задач спецслужб, поскольку распространение #G0защищаемых государством сведений в области его  военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Именно поэтому

    “разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. А то же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия,- наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет” (ст. 283 и 284 УК РФ).

    Литература


    1. Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г.

    2. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г.

    3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г.

    5. Специфика воинской службы, Я.С. Пузанов, М, 1984.

    6. Уголовное право, Н.А. Беляев, М, 1995.

    7. Уголовное  право  РФ.  Особенная  часть, Б.В. Здравомыслов, М, 1996.

    8. Военное право: Учебник. Серия «Право в Вооруженных силах - консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2004.

    9. Правоведение: Учебник для неюридических вузов, О.Е Кутафина. – 2-е. изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004.

    10. Теория государства и права, Матузов Н.И., Малько А.В. – М.: Юристъ, 2004.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.