Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Система бюджетов как взаимосвязанная совокупность планов хозяйственной деятельности предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Система бюджетов как взаимосвязанная совокупность планов хозяйственной деятельности предприятия
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:21:18
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Система бюджетов как взаимосвязанная совокупность планов хозяйственной деятельности предприятия



    Оглавление:


    Введение. 3

    Глава 1. Теоретические основы бюджетирования хозяйственной деятельности. 5

    1.1. Бюджет предприятия: цели, задачи и основные этапы формирования. 5

    1.2. Методические основы разработки системы бюджетирования. 8

    Глава 2. Принципы бюджетирования на примере ООО «Полигон-Принт». 13

    2.1. Исследование системы финансового планирования предприятия. 13

    2.2. Пути совершенствования системы бюджетирования. 19

    Заключение. 24

    Список использованной литературы.. 26

    Приложение 28




    Введение


    Актуальность исследования. В современных условиях хозяйствования промышленные предприятия России вынуждены искать эффективные методы контроля за результатом хозяйственной деятельности, одним из которых является бюджетирование - краткосрочное финансовое планирование.

    Бюджетное планирование, представляющее собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным или функциональным подразделениям организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ, трактуется специалистами более широко, чем процесс составления сметы. Бюджетирование рассматривается как целостная система выбора тактических целей планирования на уровне предприятия в рамках принятой стратегии, разработки планов (смет затрат и доходов) будущих операций и контроля исполнения этих планов, т. е. по сути как система внутреннего финансового управления.

    Основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы предприятия на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств и их источников, выявлении рисков и снижении их уровня, а также повышении гибкости в функционировании экономического субъекта.

    Внедрение системы бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий связано с рядом проблем:

    1. отсутствием единообразия в методологии и методике комплексного финансового планирования, учета и анализа экономических показателей;

    2. разнообразием методических подходов к составлению прогнозного бухгалтерского баланса, выступающего индикатором перспектив финансового состояния экономического субъекта;

    3. наличием специфических особенностей при формировании бюджета предприятия в зависимости от его масштабов и направления деятельности.

    В этой связи весьма актуальной является проблема совершенствования методики бюджетирования, позволяющей планировать и контролировать экономический результат деятельности крупного промышленного предприятия в непосредственной увязке с принципами и методами бухгалтерского учета.

    Целью данной работы является анализ системы бюджетирования на примере ООО «Полигон-Принт».

    В курсовой работе будут решены следующие задачи:

    ·   рассмотрены цели, задачи и основные этапы формирования бюджета предприятия;

    ·   исследованы методические основы разработки системы бюджетирования;

    ·   проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Полигон-Принт»;

    ·   исследованы показатели действующей системы бюджетирования и разработаны пути ее совершенствования.

    Предметом исследования является система бюджетирования предприятия.

    Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «Полигон-Принт».


    Глава 1. Теоретические основы бюджетирования хозяйственной деятельности


    1.1. Бюджет предприятия: цели, задачи и основные этапы формирования


    Одной из главных функций управления промышленным предприятием является планирование его деятельности с последующим контролем за реализацией принятых планов. Следует отметить, что если в условиях социалистической системы управления основой методологии планирования являлась его централизация по принципу «сверху вниз», то для рыночных отношений основным требованием эффективного управления выступает планирование согласованной работы всех подразделений предприятия в целях организации эффективного поступления и использования его активов, обеспечивающее динамичное развитие бизнеса. Существенное возрастание роли внутрифирменного планирования в условиях рыночных отношений связано с тем, что потенциальные инвесторы решаются на финансирование предприятия, только тщательно взвесив все возможные риски, и останавливаются на предполагаемом варианте производства конкурентоспособной продукции на основе поиска, оценки и отбора всех возможных альтернатив оптимального использования ограниченного количества ресурсов[1].

    Оперативное планирование работы предприятия и последующий контроль исполнения плановых заданий невозможны без формирования бюджета, как основного инструмента гибкого управления, обеспечивающего высшее руководство точной, полной и своевременной информацией о реализации мероприятий по достижению целей развития хозяйствующего субъекта. Несмотря на то, что термин «бюджет», происходящий от французского слова «bougett», означающего «кожаная сумка», первоначально употреблялся в Англии с 1870 года как название документа, заключавшего в себе утвержденный парламентом план доходов и расходов государства[2], применительно к отдельному экономическому субъекту «бюджет» рассматривается как метод учета, позволяющий сравнивать фактические результаты с плановыми показателями, а также как эффективный инструмент для принятия решений, с помощью которого высшие менеджеры предприятия обеспечивают наиболее рациональное использование имущества собственников.

    По определению Института дипломированных управляющих бухгалтеров по управленческому учету (США) бюджет - это «количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понижены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели»[3]

    По мнению Р. Энтони (R. Anthony), «бюджет представляет собой план, выраженный в количественных, обычно денежных, показателях, охватывающих заданный период времени, как правило, год». Не менее точное определение приводят английские экономисты Дж. К. Шим и Дж. Г. Сигел, объясняя термин «бюджет» как «...количественный план деятельности предприятия и выполнения программ, представляющий собой связанный набор финансовых (активы, собственный капитал, доходы и расходы и т. д.) и (или) натуральных (объем произведенной продукции и оказанных услуг и пр.) экономических показателей деятельности компании...». По их мнению, бюджет описывает «... цели компании в терминах выполнения конкретных финансовых и операционных задач...»[4] и представляет собой «...набор финансовых прогнозов или финансовых планов...»[5]. Аналогичной точки зрения придерживаются Б. Нидлз (B. Needles), С. Миллз (S. Mills) и Г. Андерсон (H. Anderson), определившие бюджет как «план действий, который прогнозирует будущие экономические операции, хозяйственную деятельность и результаты в финансовых или нефинансовых показателях».

    Для современного промышленного предприятия бюджетирование - это система согласованного управления отдельными его подразделениями на основе систематической обработки экономической информации в условиях динамично изменяющегося бизнеса. При этом основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы хозяйствующего субъекта на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств предприятия и их источников, выявлении рисков и снижения их уровня, а также повышения гибкости в функционировании экономического субъекта.

    Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуются функциями бюджета. Так, И.Т. Балабанов выделяет четыре функции бюджетирования: планирование, координирование, стимулирование и контроль. А.Д. Шеремет к вышеуказанным функциям бюджета добавляет еще две: оценка эффективности работы предприятия и обучение менеджеров. Е.С. Стоянова рассматривает только пять функций бюджета: планирование, коммуникация и координация, ориентация на достижение задач, контроль, повышение профессионализма[6], опуская оценку экономической эффективности принимаемых решений и стимулирование трудового коллектива.

    1.2. Методические основы разработки системы бюджетирования


    Важный аспект концепции бюджетирования - определение этапов работы в процессе создания бюджета хозяйствующего субъекта.

    В соответствии с Методическими рекомендациями по реформе предприятий (организаций), утвержденными Министерством экономики РФ[7], можно предложить следующую последовательность принятия решений в системе управления финансами

    1. Разработка долгосрочной стратегии (бизнес-плана).

    4. Определение исходных данных, используемых при составлении прогноза основного бюджета, а также системы их пороговых значений и возможных отклонений.

    5. Расчет и выбор варианта годового бюджета, соответствующего краткосрочным задачам и стратегическим целям планирования предприятия.

    6. Формирование квартальных (месячных) планов продаж, балансов и прогнозов денежных потоков предприятия. При этом предполагается разрабатывать бюджет как на уровне предприятия в целом, так и по отдельным подразделениям и службам.

    Формализуя систему управления финансами предприятий, Министерство экономики РФ при рассмотрении вопросов, отражающих процесс бюджетирования, ограничилось изложением только общего теоретического материала, в результате чего появились индивидуальные методики бюджетирования для каждого конкретного предприятия, зависящие как от объекта бюджетирования, так и от возможностей хозяйствующего субъекта в части использования экономико-математического аппарата, современной вычислительной техники и стандартного программного обеспечения.

    Рассматривая структуру генерального (основного) бюджета предприятия, экономисты, работающие в данном направлении, выделяют две его составляющие: операционный (текущий, периодический, оперативный) и финансовый бюджеты. По определению Дж. К. Шима и Дж. Г. Сигела, операционный бюджет - это «...бюджет, отражающий данные по основной деятельности: прогнозы по выручке, чистую прибыль, расходы на организацию продаж, административные расходы и другие издержки...»[8], а финансовый бюджет представляет собой «...бюджет, который показывает результаты финансовых решений предприятия...»[9]. Финансовый бюджет включает в себя прогноз балансового отчета, отражающего «... эффект от воздействия запланированных действий и капиталовложений на состояние активов, обязательств и собственного капитала...», прогноз отчета о движении денежных средств и бюджет капиталовложений. По данной концепции бюджетный отчет о прибылях и убытках включается в операционный бюджет.

    С указанной классификацией бюджетов согласно большинство авторов, кроме В.В. Ковалева, О.Н. Волковой[10], В.М. Семенова и др.[11], относящих бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках) в состав финансового бюджета.

    Бюджетирование начинается с формирования бюджета продаж, в котором может быть представлено свыше 90% доходов экономического субъекта. Затем для промышленного предприятия на его основе рассчитывается бюджет производства (в том числе и в натуральном выражении), который определяет базу для разработки бюджетов материальных затрат, расходов на оплату труда и цеховых накладных расходов. Далее указанные бюджеты формируют прогнозную себестоимость производства продукции. Для торгового предприятия на этом этапе разрабатывается бюджет закупок и прогноз себестоимости реализованных товаров, а для предприятия сферы услуг - бюджеты трудовых затрат, накладных расходов, а также бюджет коммерческих и управленческих расходов.

    Бюджет, отражающий так называемые расходы периода (коммерческие и управленческие затраты), формируется для любого предприятия и рассматривается большинством авторов. Отсутствие в некоторых источниках упоминания об этом бюджете объясняется тем, что вопрос бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий, как правило, исследуется в общем, без детализации, что осложняет положение экономистов-практиков. Одновременно предлагается многообразие бюджетов, охватывающих различные моменты функционирования экономического субъекта: бюджет переходящих запасов, бюджет потребления энергии, бюджет ремонтов, бюджет амортизации, бюджет погашения кредитов и займов, бюджет кредиторской задолженности и т. п.

    Наличие разнообразия частных бюджетов предопределено спецификой и масштабами деятельности конкретного экономического субъекта. Так, при наличии существенных запасов и многономенклатурного производства целесообразно формировать бюджеты запасов готовой продукции, сырья и материалов, незавершенного производства. Также необходим отдельный бюджет снабжения (план на закупки) материальными ресурсами.

    В целом, основная проблема бюджетирования - отсутствие единой стандартной методики, пригодной для применения на любом предприятии, вне зависимости от видов его деятельности или количества структурных подразделений.

    Следует отметить, что существенное внимание разработке бюджетов подразделений уделяется в работах российских экономистов В.Н. Самочкина, В. Краснова и А. Привалова, однако, и их методики нельзя назвать универсальными.

    Характерная черта системы бюджетирования - многовариантность прогнозных расчетов, позволяющих выбрать оптимальный план развития предприятия. В целом, расчет так называемого «гибкого бюджета», сформированного с учетом различных масштабов деятельности экономического субъекта, позволяет выбрать корректный вариант затрат для каждого подразделения предприятия.

    Заканчивается операционное бюджетирование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта формированием бюджетного отчета о прибылях и убытках и бюджетного баланса, представляющих собой «отчетность, которая прогнозирует чистую прибыль предприятия на основе предполагаемых доходов и расходов...» и «...финансовое состояние предприятия на будущий период»

    Одновременный расчет бюджета капитальных затрат с формированием текущих бюджетов позволяет создать бюджет денежных средств (так называемый кассовый бюджет или финансовый план), необходимость которого признается безоговорочно любым экономистом, т. к. он отражает «...получаемые источники ресурсов и использование денежных средств на рассматриваемый год»

    Обобщая теоретический и практический аспекты бюджетирования, многие авторы, в том числе Н.Г. Данилочкина[12] и А.М. Карминский [13] рассматривают следующие этапы разработки бюджетов.

    1. Выбор основных направлений развития предприятия, определение стратегических и оперативных целей, установление пределов экономических данных и других показателей относительно капитала, персонала, средств и предметов производства и т. п.

    7. Разработка первого варианта бюджетов в виде нескольких альтернативных планов (например, пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический варианты) преимущественно методом «нулевого баланса», т. е. на основе запланированных мероприятий.

    8. Координация и анализ первого варианта бюджетов, проверка на совместимость, обзор необходимых мер по устранению сдерживающих факторов и связанных с ними издержек, внесение необходимых корректив, обеспечивающих принятие оптимальных планов.

    9. Утверждение бюджетов руководством предприятия.

    10. Последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями, разработка гибких бюджетов в зависимости от уровня активности экономического субъекта.

    Таким образом, формирование общего (генерального) бюджета предполагает участие в планировании всех подразделений предприятия в целях выработки единой согласованной программы функционирования экономического субъекта на ближайшую перспективу, т. к. в рамках управления бюджет - основа для делегирования задач и ответственности за их выполнение. Бюджет является результатом совместного поиска управленцев предприятия лучшего решения по использованию ограниченных ресурсов и документирует цели, которые экономический субъект желает достичь. Указанные цели, если они ясны, привлекательны и достижимы, служат мотивирующим фактором, а достижение цели на этой основе выступает в качестве критерия оценки выполненной работы.


    Глава 2. Принципы бюджетирования на примере ООО «Полигон-Принт»

    2.1. Исследование системы финансового планирования предприятия

    Общество с ограниченной ответственностью «Полигон-принт» является юридической организацией, созданной как добровольный союз учредителей для осуществления совместной хозяйственной деятельности путем объединения их вкладов.

    На основе данных финансовой отчётности осуществляется обобщённый анализ, прогнозирование и текущее планирование прибыли.

    Активы организации на конец марта 2008 г. характеризуются примерно равным соотношением иммобилизованных средств и текущих активов (54,9% и 45,1% соответственно). Активы организации в течение рассматриваемого периода увеличились на 5334 тыс. руб. (на 11,5%). Учитывая увеличение активов, необходимо отметить, что собственный капитал увеличился в меньшей степени – на 9,3%. Отстающее увеличение собственного капитала относительно общего изменения активов следует рассматривать как негативный фактор.

    Рост величины активов организации связан, главным образом, с ростом следующих позиций актива баланса (в скобках указана доля изменения данной статьи в общей сумме всех положительно изменившихся статей):

    ·   Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) – 6667 тыс. руб. (69,5%)

    ·   Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям – 1344 тыс. руб. (14%)

    ·   Запасы: готовая продукция и товары для перепродажи – 1261 тыс. руб. (13,2%)

    Одновременно, в пассиве баланса наибольший прирост наблюдается по строкам:

    ·   Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики – 3829 тыс. руб. (56,6%)

    ·   Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – 1862 тыс. руб. (27,5%)

    ·   Кредиторская задолженность: прочие кредиторы – 1077 тыс. руб. (15,9%)

    Среди отрицательно изменившихся статей баланса можно выделить "Запасы: затраты в незавершенном производстве" в активе и "Займы и кредиты" в пассиве (-1670 тыс. руб. и -1316 тыс. руб. соответственно).

    Оборотный капитал организации представляет собой средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, которые совершают непрерывный кругооборот в процессе ее хозяйственной деятельности. Особенно тщательно необходимо проанализировать изменения состава и динамики оборотных активов как наиболее мобильной части капитала, от состояния которых в значительной степени зависит финансовое состояние предприятия. При этом следует иметь ввиду, что стабильная структура оборотного капитала свидетельствует о стабильном, хорошо отлаженной продаже товаров.

    Оценка стоимости чистых активов ООО «Полигон-принт» отражена в таблице 2.1

     Таблица 2.1

    Чистые активы ООО «Полигон-Принт»

    Показатель

    Значение показателя

    Изменение

    на начало периода

    на конец периода

    тыс. руб. (гр.4-гр.2)

    ± % (4-2) : 2)

    в тыс. руб.

    в % к валюте баланса

    в тыс. руб.

    в % к валюте баланса

    1. Чистые активы

    19939 

    43

    21801 

    42,1

    +1862

    +9,3

    2. Уставный капитал

    10 

    <0,1

    10 

    <0,1

    3. Превышение чистых активов над уставным капиталом

    19929 

    43

    21791 

    42,1

    +1862

    +9,3

    Чистые активы организации на конец марта 2008 г. намного (в 2180,1 раза) превышают уставный капитал. Данное соотношение положительно характеризует финансовое положение, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. К тому же следует отметить увеличение чистых активов на 9,3% в течение рассматриваемого периода (1-й квартал 2008 г.). Приняв во внимание одновременно и превышение чистых активов над уставным капиталом и их увеличение за период, можно говорить о хорошем финансовом положении организации по данному признаку.

    Для оценки платежеспособности предприятия используются относительные показатели, различающиеся набором ликвидных активов, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Используя коэффициенты ликвидности, определим: способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства. Анализ ликвидности целесообразно осуществлять в динамике, так как на различные отчетные даты коэффициенты могут значительно варьироваться. Коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами (Кос.) определяется как отношение нали­чия собственного оборотного капитала к сумме всех оборотных средств предприятия. Рекомендуемое значение коэффициента Ко.с. > 0,3. Значение коэффициента Ко.с. < 0,1 является основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной.

    Для детальной оценки платежеспособности предприятия, ниже сведены в единую  таблицу 2.2 некоторые коэффициенты.

    Таблица 2.2

    Неудовлетворительная структура баланса

    Показатель*

    Значение показателя

    Изменение
    (гр.3-гр.2)

    Нормативное значение

    Соответствие фактического значения нормативному на конец периода

    на начало отчетного периода

    на конец отчетного периода

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1. Коэффициент текущей ликвидности

    0,64 

     0,78 

    +0,14

    не менее 2

    не соответствует

    2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами

    0,57 

    0,28 

    +0,29

    не менее 0,1

    не соответствует

    3. Коэффициент восстановления платежеспособности

    x

    0,53

    x

    не менее 1

    не соответствует


    Поскольку оба коэффициента на последний день марта 2007 г. оказались меньше нормы, в качестве третьего показателя рассчитан коэффициент восстановления платежеспособности. Данный коэффициент служит для оценки перспективы восстановления организацией нормальной структуры баланса (платежеспособности) в течение полугода при сохранении имевшей место в анализируемом периоде динамики первых двух коэффициентов. Значение коэффициента восстановления платежеспособности (0,53) указывает на отсутствие в ближайшее время реальной возможности восстановить нормальную платежеспособность. При этом необходимо отметить, что данные показатели неудовлетворительной структуры баланса являются достаточно строгими, поэтому выводы на их основе следует делать лишь в совокупности с другими показателями финансового положения организации.

    Одним из важных направлений финансового анализа является оценка финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость предприятия – это такое состояние его активов, их распределение и использование, которое обеспечивает функционирование предприятия с максимальной эффективностью и оптимальным риском.

    Рассмотрим показатели финансовой устойчивости в таблицах 2.3 и 2.4.







    Таблица 2.3

    Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств

    Показатель собственных оборотных средств (СОС)

    На начало отчетного периода

    На конец отчетного периода

    Значение показателя

    Излишек (недостаток)*

    Значение показателя

    Излишек (недостаток)

    1

    2

    3

    4

    5

    СОС1 (рассчитан без учета долгосрочных и краткосрочных пассивов)

    -9621 

    -17098 

    -6574 

    -13849 

    СОС2 (рассчитан с учетом долгосрочных пассивов)

    -9621 

    -17098 

    -6574 

    -13849 

    СОС3 (рассчитан с учетом и долгосрочных, и краткосрочных пассивов)

    +16837 

    +9360 

    +23356 

    +16081 


    Поскольку из трех вариантов расчета показателей покрытия запасов и затрат собственными оборотными средствами положительное значение имеет только рассчитанный по последнему варианту (СОС3), финансовое положение организации можно характеризовать как неустойчивое. Следует обратить внимание, что несмотря на неудовлетворительную финансовую устойчивость все три показателя покрытия собственными оборотными средствами запасов и затрат за 1-й квартал 2007 г. улучшили свои значения.


    Таблица 2.4

    Анализ прочих показателей финансовой устойчивости

    Показатель

    Значение показателя

    Изменение показателя

    (3-2)

    Описание показателя и его нормативное значение

    на начало отчетного периода

    на конец отчетного периода

    1

    2

    3

    4

    5

    1. Коэффициент автономии

     0,43 

     0,42 

    -0,01 

    Отношение собственного капитала к общей сумме капитала.Рекомендованное значение: >0,5 (обычно 0,6-0,7)

    2. Финансовый леверидж

     0,75 

     0,73 

     -0,03 

    Отношение собственного капитала к заемному. Оптимальное значение: 1.

    3. Коэффициент покрытия инвестиций

     0,43 

     0,42 

     -0,01 

    Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала.Нормальное значение в мировой практике: ок. 0,9; критическое – <0,75.

    4. Коэффициент маневренности собственного капитала

     -0,48 

     -0,3 

     +0,18 

    Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных и долгосрочных заемных средств. Отношение должно быть, как минимум, положительное.

    5. Коффициент мобильности оборотных средств

     0,36 

     0,45 

     +0,09 

    Отношение оборотных средств к стоимости всего имущества.

    6. Коэффициент обеспеченности материальных запасов

     -1,29 

     -0,9 

     +0,38 

    Отношение собственных оборотных средств к величине материально-производственных запасов.Нормативное значение: не менее 0,5

    7. Коэффициент обеспеченности текущих активов

     -0,57 

     -0,28 

     +0,29 

    Отношение собственных оборотных средств к текущим активам.Нормативное значение: не ниже 0,1

    8. Коэффициент краткосрочной задолженности

     1 

     1 

     – 

    Отношение краткосрочной задолженности к сумме общей задолженности.

    Коэффициент автономии организации на конец первого квартала 2007 г. составил 0,42. Данный коэффициент характеризует степень зависимости организации от заемного капитала. Полученное здесь значение показывает, что ввиду нехватки собственного капитала (42% от общего капитала организации) положение ООО «Полигон-принт» во многом зависит от кредиторов.

    Значение коэффициента покрытия инвестиций на конец периода составило 0,42, что значительно ниже допустимой величины.

    Значение коэффициента маневренности собственного капитала по итогам первого квартала 2007 г. составило -0,3. Отрицательная величина указывает на отсутствие у ООО «Полигон-принт» собственного капитала, что крайне негативно характеризует положение организации.

    Итоговое значение коэффициента обеспеченности материально-производственных запасов собственными оборотными средствами (-0,9) показывает, что материально-производственные запасы фактически приобретены за счет заемных средств, поскольку у ООО «Полигон-принт» нет предназначенных для этих целей собственных оборотных средств.

    Коэффициент краткосрочной задолженности ООО «Полигон-принт» показывает на отсутствие долгосрочной задолженности при 100% краткосрочной.

    2.2. Пути совершенствования системы бюджетирования


    Комплексная система бюджетирования, представляющая собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы предприятия в целом, предполагает, по мнению большинства работающих в данной области экономистов, следующую последовательность работ.

    1. Подготовка прогноза объема реализации и бюджета продаж по всем видам деятельности предприятия.

    2. Определение ожидаемого объема производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с расчетом соответствующих затрат.

    3. Расчет и анализ денежных потоков.

    4. Составление плановых финансовых отчетов.

    Поскольку финансовое положение предприятия фиксируется в формате трех основных отчетов (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств), определяющих систему координат для экономической оценки результатов деятельности предприятия (рис. 1.), наиболее эффективный финансовый менеджмент возможен только на основе бюджетирования хозяйственной деятельности предприятия, позволяющего увязывать воедино все указанные формы отчетности.

    Рис. 1. Система координат для оценки финансовых результатов деятельности предприятия

    Переход от текущего значения (точка «Факт») к прогнозному (точка «План»), как правило, сопровождается изменением прибыльности, платежеспособности и экономического потенциала хозяйствующего субъекта. В этой связи предприятие должно четко позиционировать себя в указанных финансовых координатах, прогнозируя финансовое состояние, находя тем самым приемлемые соотношения между указанными величинами.

    Следует отметить, что логика построения бюджетов хозяйствующего субъекта должна быть основана, прежде всего, на утвержденных Министерством финансов РФ формах публичной бухгалтерской отчетности. В этой связи, бюджет доходов и расходов соответствует отчету о прибылях и убытках (форма № 2 вышеуказанной отчетности) и определяет экономическую эффективность (прибыльность) деятельности предприятия. При этом необходимо учитывать, что на формирование статей бюджета доходов и расходов существенно влияют положения учетной политики предприятия.

    Бюджет движения денежных средств, сопоставимый с отчетом о движении денежных средств (форма № 4), позволяет планировать реальные потоки денежных средств и, следовательно, поддерживать платежеспособность предприятия на должном уровне. Как показывает опыт, планирование денежных средств без увязки с прогнозным балансом снижает эффективность всей системы бюджетирования в целом.

    Прогнозный бухгалтерский баланс, так называемый «бюджет по бухгалтерскому балансу» (форма № 1), определяет экономический потенциал и финансовое состояние предприятия и является результирующим бюджетом, т.к. при корректной финансовой модели он формируется на основе бюджетов доходов и расходов, а также движения денежных средств.

    В зависимости от того, каким образом осуществляется формирование бюджета движения денежных средств (прямым или косвенным методом), финансовое планирование целесообразно организовать по одной из следующих схем:

    ·   бюджет доходов и расходов => бюджет движения денежный средств (прямым методом) => бюджет по бухгалтерскому балансу;

    ·   бюджет доходов и расходов => бюджет по бухгалтерскому балансу => бюджет движения денежных средств (косвенным методом).

    Независимо от принятой схемы расчетов, бюджетирование начинается с планирования доходов и расходов предприятия. При этом существенное значение имеет способ группировки расходов (затрат): по функциональному или по ресурсному принципу, т. е. по процессам или по факторам производства.

    Первому варианту соответствует традиционное построение отчета о прибылях и убытках: доходы и расходы по обычным видам деятельности, операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.

    В свою очередь, доходы и расходы по обычным видам деятельности подразделяются на выручку (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг; себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; коммерческие и управленческие расходы.

    Построению бюджета доходов и расходов по ресурсному принципу предшествует формирование вспомогательного «Ресурсного бюджета», где отражается общее плановое и фактическое потребление (использование) ресурсов на произведенную за период продукцию (в натуральном, ценовом и стоимостном выражении).

    Каждый из бюджетов ежемесячно планируется для всех структурных подразделений предприятия (основные, вспомогательные цехи; функциональные службы; непромышленная группа или объекты социальной сферы). В итоге этой работы создается сводный бюджет по хозяйствующему субъекту, где суммируются ресурсные бюджеты по каждому подразделению. Далее в бюджете доходов и расходов производится уменьшение стоимости затраченных ресурсов пропорционально объему реализованной за период продукции.

    С нашей точки зрения, для эффективного управления предприятием целесообразна одновременная группировка затрат как по функциональному, так и по ресурсному принципу, поскольку в этом случае экономическая информация собирается и в разрезе реализуемых функций (бизнес-процессов) по центрам затрат и доходов, и по видам ресурсов. Используя двойную структуризацию доходов и расходов, можно определить, за счет каких конкретных статей формируется общая величина расходов, за счет чего происходят отклонения и кто за них отвечает. Кроме того, появляется возможность прогнозировать изменения цен как на продукцию предприятия, так и на потребляемые ресурсы.

    При формировании комплексного бюджета доходов и расходов статьи «содержание и ремонт основных фондов», «расходы по сбыту», «научно-исследовательские работы», «прочие расходы» также целесообразно структурировать на такие элементы затрат, как материалы, заработная плата, единый социальный налог, прочие затраты, что позволит определять смету затрат на производственно-хозяйственную деятельность предприятия по экономическим элементам.

    Прогнозы относительно использования каждого вида ресурса целесообразно составлять не только подразделениям, их непосредственно потребляющим, но и службами, которые в состоянии оценить и повлиять на изменение объемов и цен на планируемые виды ресурсов.

    С нашей точки зрения, при формировании системы бюджетов предприятия особое внимание следует уделять планированию бюджета по бухгалтерскому балансу, наличие которого обеспечивает возможность руководству рассчитывать прогнозные финансовые коэффициенты, отражающие перспективную рентабельность и платежеспособность экономического субъекта. При этом в процессе бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта необходимо осуществлять решение одной из важных задач - оптимизации оперативных планов (бюджетов) предприятия с точки зрения его текущего и перспективного финансового состояния.

    Степень детализации (или агрегации) статей бюджета по бухгалтерскому балансу непосредственно зависит от состава показателей, выбираемых для оценки деятельности предприятия, и так называемых его «болевых точек». Так, при существенной дебиторской задолженности имеет смысл детализировать статью «дебиторская задолженность» по срокам погашения покупателями обязательств, по типам дебиторов и их значимости и т. п.

    Заключение


    Устойчивое финансовое положение предприятия является основным критерием эффективности функционирования системы бюджетирования производственно-хозяйственной деятельности. При этом наиболее оптимальной представляется комплексная оценка финансового состояния экономического субъекта, поскольку при многообразии используемых в финансовом анализе показателей, невозможно однозначно оценивать финансовое положение только по одному «универсальному» критерию.

    Формирование бюджета предприятия является основным инструментом краткосрочного финансового планирования, определяющим источники и направления использования финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта. При этом бюджет (финансовый план действий), являясь методом регулирования экономики предприятия, позволяет не только управлять финансами, но и гармонизировать отношения как внутри хозяйствующего субъекта, так и с внешней средой.

    Наиболее удобным для бюджетирования является графический метод комплексной оценки финансового состояния предприятия, устраняющий ряд недостатков других интегрированных методик и позволяющий оперативно, а также наглядно интерпретировать результаты динамики системы оценочных показателей, отражающих финансовое положение предприятия при различных вариантах разработки бюджета.

    Предлагается, используя в качестве целевой функции управления выбранный для предприятия уровень финансового состояния, на основе модели бюджета устанавливать граничные значения важнейших статей прогнозного бухгалтерского баланса, определяя тем самым направления развития хозяйствующего субъекта. При этом, благодаря системе бюджетирования, возможно оперативное моделирование прогнозного финансового состояния предприятия как при различных уровнях деловой активности, так и при разнообразных изменениях внешних и внутренних факторов, определяющих эффективность производственно-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

    Экономическая эффективность внедрения системы бюджетирования проявляется в выборе оптимальной финансовой стратегии предприятия при наиболее эффективном использовании ограниченных ресурсов, снижении предпринимательского риска вследствие синхронизации доходов и расходов предприятия, а также улучшении многих показателей, характеризующих финансовое состояние экономического субъекта.

    В работе показано, что применение бюджетного моделирования для управления затратами предприятия при конкретно заданных условий хозяйствования, позволяет определять направления поиска внутренних резервов повышения эффективности производственно- хозяйственной деятельности, которые находятся в прямой зависимости от реально сложившейся структуры затрат.

    Предложенное в работе гибкое бюджетирование позволяет моделировать не только конечный результат финансово- хозяйственной деятельности предприятия, но и оценивать финансовое положение экономического субъекта при изменении отдельных затрат в зависимости от различных внешних и внутренних факторов.

    В целом, разработанная финансовая модель экономического субъекта характеризуется следующими возможностями:

    ·   позволяет рассчитывать несколько финансовых переменных: расходы и доходы предприятия, налоги, прибыли, займы и кредиты, запасы оборотных средств, кредиторскую задолженность перед поставщиками и персоналом;

    ·   обеспечивает пользователю выбор варианта изменения расходов по определенной схеме, что позволяет принять управленческое решение в зависимости от запланированной финансовой устойчивости предприятия.

    Список использованной литературы


    1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:. Финансы и статистика, 2008.

    2. Бланк И.А. Управление прибылью. - К.: «Ника-Центр», 2008.

    3. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование / Самочкин В.Н., Пронин Ю.Б., Логачева Е.Н. и др. - М.: Дело, 2008.

    4. Джонс Э. Деловые финансы / Пер. с англ. под ред. Н.Н. Барышниковой. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.

    5. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Формирование и оценка показателей промежуточной (квартальной) и годовой отчетности. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2008.

    6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2008.

    7. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2008.

    8. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2008.

    9. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкин Н.Г. и др. / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008.

    10.Управленческий учет: Учеб. пособие / А.Д. Шеремет, И.М. Волков, С.М. Шапигузов и др. / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2008. (Серия «Академия бухгалтера и менеджера»).

    11.Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Стоянова Е.С., Балабанов И.Т., Бланк И.А. и др. / Под ред. Е.С. Стояновой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Перспектива», 2008.

    12.Харитонова Е.Н. Бюджетирование как инструмент оперативного управления. – М., 2006.

    13.Шим Дж. К., Сигел Дж. Г. Основы коммерческого бюджетирования / Пер. с англ. - СПб.: Пергамент, 2008.

    14.Экономика предприятия: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Семенов В.М., Баев И.А., Терехова С.А. и др. / Под ред. В.М. Семенова. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.


    Приложение 1


    Структура баланса ООО «Полигон-принт»

    Показатель

    Значение показателя

    Изменение

     

    на начало периода

    на конец периода

    (гр.4-гр.2), тыс. руб.

    (гр.4 : гр.2), %

     

    в тыс. руб.

    в % к валюте баланса

    в тыс. руб.

    в % к валюте баланса



    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Актив

     

    1. Иммобилизованные средства

    29560 

    63,7

    28375 

    54,9

    -1185

    -4

    2. Оборотные активы, всего

     16837 

    36,3

     23356 

    45,1

    +6519

    +38,7

    в том числе:
    запасы (кроме товаров отгруженных)

     7477 

    16,1

     7275 

    14,1

    -202

    -2,7

    в том числе:
    -сырье и материалы;

     2465 

    5,3

     2729 

    5,3

    +264

    +10,7

    - готовая продукция (товары).

     1686 

    3,6

     2947 

    5,7

    +1261

    +74,8

    затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) и расходах будущих периодов;

     3326 

    7,2

     1599 

    3,1

    -1727

    -51,9

    НДС по приобретенным ценностям

     1220 

    2,6

     2564 

    5

    +1344

    +110,2

    ликвидные активы, всего

     6707 

    14,5

     13386 

    25,9

    +6679

    +99,6

    из них:

    - денежные средства и краткосрочные вложения;

     3 

    <0,1

     15 

    <0,1

    +12

    +5 раз

    - дебиторская задолженность (срок платежа по которой не более года);

     6704 

    14,4

     13371 

    25,8

    +6667

    +99,4

    - товары отгруженные.

     – 

     – 

    Пассив

     

    1. Собственный капитал

     19939 

    43

     21801 

    42,1

    +1862

    +9,3

    2. Заемный капитал, всего

     1897 

    4,1

     581 

    1,1

    -1316

    -69,4

    из них: - долгосрочные кредиты и займы;

     – 

     – 

    - краткосрочные кредиты и займы.

     1897 

    4,1

     581 

    1,1

    -1316

    -69,4

    3. Привлеченный капитал

     24561 

    52,9

     29349 

    56,7

    +4788

    +19,5

    Валюта баланса

     46397 

    100

     51731 

    100

    +5334

    +11,5






    [1] Харитонова Е.Н. Бюджетирование как инструмент оперативного управления. – М., 2006. С. 5..

    [2] Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:. Финансы и статистика, 2008, С. 184-185.

    [3] Управленческий учет: Учеб. пособие / А.Д. Шеремет, И.М. Волков, С.М. Шапигузов и др. / Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2008. (Серия «Академия бухгалтера и менеджера»), С. 186.

    [4] Шим Дж. К., Сигел Дж. Г. Основы коммерческого бюджетирования / Пер. с англ. - СПб.: Пергамент, 2008, С. 458.

    [5] Шим Дж. К., Сигел Дж. Г. Основы коммерческого бюджетирования / Пер. с англ. - СПб.: Пергамент, 2008., С. 459

    [6] Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Стоянова Е.С., Балабанов И.Т., Бланк И.А. и др. / Под ред. Е.С. Стояновой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Перспектива», 2008, С. 141-142.

    [7] Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций), утвержденные приказом Министерства экономики РФ от 01.10.97г. № 118

    [8] Шим Дж. К., Сигел Дж. Г. Основы коммерческого бюджетирования / Пер. с англ. - СПб.: Пергамент, 2008, С. 465.

    [9] Шим Дж. К., Сигел Дж. Г. Основы коммерческого бюджетирования / Пер. с англ. - СПб.: Пергамент, 2008, С. 476

    [10] Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2008, С. 296

    [11] Экономика предприятия: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. / Семенов В.М., Баев И.А., Терехова С.А. и др. / Под ред. В.М. Семенова. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008, С. 238

    [12] Контроллинг как инструмент управления предприятием / Ананькина Е.А., Данилочкин С.В., Данилочкин Н.Г. и др. / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2008, С. 66

    [13] Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2008, С. 71-82

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Система бюджетов как взаимосвязанная совокупность планов хозяйственной деятельности предприятия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.