Содержание:
Введение........................................................................................................... 3
Исторические
условия и этапы становления массовой культуры.................. 4
Экономические
предпосылки и социальные функции массовой культуры... 7
Проблема
типологии культуры........................................................................ 9
Личность как
творец культуры, ее ценностей.............................................. 11
Философские
основы массовой культуры.................................................... 12
Массовая культура и массовое общество сегодня….
Понятие
“массового” общества……………
Понятие
“массовой” культуры………
Основная
характеристика и направления
массовой
культуры сегодня….
СМИ
и массовая культура.......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....
Элитарная
культура как антипод массовой культуры................................... 17
Литература:..................................................................................................... 20
Введение
Существуют
довольно противоречивые точки зрения по вопросу о времени возникновения
“массовой культуры”. Некоторые считают ее извечным побочным продуктом
культуры и поэтому обнаруживают ее уже в античную эпоху. Гораздо
больше оснований имеют попытки связать возникновение массовой
культуры с научно-технической революцией, породившей новые способы
производства, распространения и потребления культуры. Буржуазная
массовая культура впервые сформировалась в США. С одной стороны это
демократизировало сферу культуры, с другой стороны, способствовало
проникновению в эту сферу коммерческих, политических интересов,
погони за прибылью.
Смешение
культуры и политики может принять два разных направления. Оно может
сделать культуру нетерпимой ко всякой иной культуре, кроме своей собственной;
или привести к идеалу мирового государства, где будет существовать
одна лишь единообразная мировая культура. Политика проникает сегодня
даже в голливудский кинематограф.
Массовая
культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления
народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры;
она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не
имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной
быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура
обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам,
претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Феномен
массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным
средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая
культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами
массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и
инстинкты, имеет манипулятивный характер. Средства массовой информации
представляют собой большую угрозу для независимого человека, она
обладает опасным орудием внушения, орудием социальной дрессировки
человека.
Массовая
культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека.
Человеческая масса испытывает и всегда испытывала отвращение к
образованию и к искусству. Она хочет, чтобы ее отвлекали от жизни,
а не раскрывали ее смысл.
В
Америке массовая культура приобрела двойственный характер: американский
ум, который не занят практическими заботами, остается отдыхающим,
в то время как другая его часть, занятая открытиями, производством и
социальной организацией, напоминает Ниагарский водопад. Американская
воля воплощается в небоскребе, американский интеллект - в колониальных
постройках.
По
ориентированным на рынок предметам потребления мы узнаем о типичных
формах поведения, позициях, общепринятых мнениях, предрассудках
и ожиданиях большого количества людей.
Одна
из важных функций современной массовой культуры состоит в мифологизации
общественного сознания. Произведения массовой культуры, так же
как и мифы, основаны на не различении реального и идеального, Они
становятся предметом не познания, а веры.
Существует
мнение, что наиболее адекватным термином, выражающим сущность произведений
массовой культуры, является термин “икона”. Именно икона соответствует
русскому понятию образа. Этот термин характеризует такой тип художественного
отражения, который носит символический, принципиально нереалистический
характер, является предметом веры, поклонения, а не средством отражения
и познания мира.
Исторические
условия и этапы становления массовой культуры
Особенности
производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам
выделить две социальные формы существования культуры: массовую
культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой
вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших
объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди,
независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной
жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам,
включая и средства массовой информации и коммуникации.
Когда
же и как появилась массовая культура? По поводу истоков массовой
культуры в культурологии существует ряд точек зрения.
Приведем
в качестве примера наиболее часто встречающиеся в научной литературе:
1.Предпосылки
массовой культуры формируются с момента рождения человечества,
и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве
примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например,
“Библия для нищих”), рассчитанные на массовую аудиторию.
2.Истоки
массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе
XVII-XVIII веков приключенческого,
детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию
читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в
качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля
Дефо (1660-1731) - автора широко известного романа “Робинзон Крузо”
и еще 481 жизнеописания людей так называемых рискованных профессий:
следователей, военных, воров, проституток и т. д. и нашего соотечественника
Матвея Комарова (1730-1812) - создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков “Повести
о приключениях английского милорда Георга” и других не менее популярных
книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.
3.Большое
влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году
в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший
многим освоить главный вид художественного творчества XIX века -
роман.
И
все-таки все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. А
в собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США
на рубеже XIX-XX веков. Известный
американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу,
которая стала со временем расхожей: “Если Рим дал миру право, Англия
- парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский
национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию
и массовую культуру”.
Феномен
появления массовой культуры представляется следующим образом.
Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация
жизни. Она затронула все ее сферы:
экономику
и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в
различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских
сочинений XX века.
X.
Ортега-и-Гассет (1883-1955) в работе “Восстание масс” (1930 г.) выводит само понятие “масса” из определения “толпа”. Толпа в количественном
и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения
социологии и есть масса, - поясняет Ортега-и-Гассет. И далее он пишет:
“Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы.
Меньшинство - совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных
ничем. Масса - это средний человек. Таким образом, чисто количественное
определение - “многие” - переходит в качественное”
Очень
познавательна для анализа нашей проблемы книга американского социолога,
профессора Колумбийского университета Д. Белла “Конец идеологии”
(1960 г.), в которой особенности современного общества определяются
возникновением массового производства и массового потребления.
Здесь же автор формулирует пять значений понятия “масса”:
1.Масса
- как недифференцированное множество (т. е. противоположность понятию
класс).
2.Масса
- как синоним невежественности (как об этом писал и X. Ортега-и-Гассет).
3.Массы
- как механизированное общество (т. е. человек воспринимается
как придаток техники).
4.Массы
- как бюрократизированное общество (т. е. в массовом обществе
личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности).
5.
Массы - как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает,
а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но
в толпе - это варвар.
И
Д. Белл делает вывод: массы - есть воплощение стадности, унифицированности,
шаблонности.
Еще
более глубокий анализ “массовой культуры” сделал канадский социолог
М. Маклюэн (1911-1980). Он, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что
средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. В
своих работах “Галактика Гутенберга” (1962 г.), “Понимание средств связи” (1964 г.) Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой
эпохи “индустриального и типографского человека” явилось изобретение
И. Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства
массовой информации создав, по словам Маклюэна, “глобальную деревню”,
создают и “нового племенного человека”. Этот новый человек отличается
от того “племенного”, жившего когда-то на земле тем, что его мифы формирует
“электронная информация”. По словам Маклюэна, Определяя искусство
ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскейпистскую
(т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художественной
культуры.
Конечно,
в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными,
информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня
являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различными
связями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и
как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей,
постольку субъект “массовой культуры” может рассматриваться как двуединый,
то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие
“массовая культура” характеризует особенности производства культурных
ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанное
на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство
культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией.
Экономические
предпосылки и социальные функции массовой культуры
Истоки
широкого распространения массовой культуры в современном мире
кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую
указывал еще К. Маркс в “Капитале”. В этом сочинении К. Маркс рассмотрел
через призму понятия “товар” все многообразие социальных отношений
в буржуазном обществе.
Стремление
видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием
средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена
- массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное
производство - все это во многом означает перенесение в сферу художественной
культуры того же финансово-индустриального подхода, который царит
и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие
творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным
капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн,
ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений.
В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление,
ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая
аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных
и киноэкранов.
В
социальном плане массовая культура формирует новый общественный
слой, получивший название “средний класс”. Процессы его формирования
и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно
изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена
“Дух времени” (1962 г.). Понятие “средний класс” стало основополагающим
в западной культуре и философии. Этот “средний класс” стал и стержнем
жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной
массовую культуру.
Массовая
культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует
реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе.
Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой
культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения
и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества,
сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента
(т. е. у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует
особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у
человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается
манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование
человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной
сферы чувств человека, и, прежде всего, чувств одиночества, вины,
враждебности, страха, самосохранения.
Формируемое
массовой культурой массовое сознание многообразно в своем проявлении.
Однако, оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью.
Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их
взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание
имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей
степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно
создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула
(а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа - имиджа или
стереотипа) - это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство.
Сегодня новомодные “звезды искусственного Олимпа” насчитывают
не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини.
Массовая
культура в художественном творчестве выполняет специфические
социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская:
приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез.
И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего
образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от
социальной активности, приспособления людей к существующим условиям,
конформизм.
Отсюда
и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив,
вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются
упрощенные “версии жизни”, которые сводят социальное зло к психологическим
и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой
культуры, как “добродетель всегда вознаграждается”, “любовь и вера
(в себя, в Бога) всегда побеждает все”.
Несмотря
на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет
весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на
определенных философских основаниях.
Проблема типологии культуры.
Для
решения сложной проблемы типологии культуры необходимо найти объективные
закономерности развития этого важного социального феномена.
Для этого используется концепция смены общественно-экономических
формаций. Каждая такая формация порождает особый тип культуры со
своей системой материальных и духовных ценностей и способов деятельности
для их создания Общую схему исторических типов культуры можно представить
следующим образом: первобытная культура, культура рабовладельческого
строя, культура азиатского деспотического общества, культура феодального
общества, культура капиталистического общества, социалистическая
культура. Каждая общественно-экономическая формация, являясь качественно
своеобразным историческим этапом в процессе поступательного развития
общества, создает свой тип культуры, свою специфическую, т. е. только
ей присущую, совокупность материальных и духовных ценностей и способов
деятельности для их создания.
Первобытная
культура возникла вместе с выделением человека из царства животных
и просуществовала до смены первобытнообщинной формации классовым
обществом, которая происходила в различных регионах в разное время
(от IV тысячелетия до нашей эры в древнем Египте до I тысячелетия до
нашей эры в Древней Греции).
В
рамках первобытной культуры складываются и развиваются нравственные
нормы и сама мораль как исторически первая форма общественного
сознания. Формируются магические и мифологические воззрения, на
базе которых на поздней стадии первобытнообщинной формации возникает
искусство и религия. Величайшим достижением первобытного общества
было формирование самого человека, его выделение из царства животных,
что придало мощный начальный импульс всему развитию мировой культуры.
Культура
рабовладельческого общества отличается большим динамизмом. Эксплуатация
огромных масс рабов, повлекшая за собой значительный рост прибавочного
продукта, дает возможность ряду представителей класса рабовладельцев
сосредоточиться на создании духовных ценностей, на осмыслении важнейших
закономерностей природы, общества и мышления. Крупные достижения
характерны здесь для многих областей культуры - этики, права, политики,
философии, науки, искусства. Впервые появляются трагедия, драма,
поэзия и художественная проза как самостоятельные виды отражения
эстетической действительности. Формируется научная методология,
познанные закономерности окружающего мира обосновываются с помощью
тщательно разработанной и логически обоснованной системы доказательств.
Если в прошлые исторические эпохи личность была растворена в первобытном
коллективе или общине, то при рабовладельческом строе она (разумеется,
личность свободного человека, а не раба) получает большие возможности
для всестороннего развития и становится предметом философских размышлений.
Характерно также то, что религия, выполняя свои социальные функции,
находится под контролем государства.
В
эпоху феодализма культура базируется на натуральном хозяйстве,
которому было свойственно простое воспроизводство, тесное соединение
работника со средствами производства, ориентация на самоудовлетворение
основных потребностей, связь индивида с группой и относительная неотделимость
его от природной среды. Эти особенности способа производства опираются
на освященные временем традиции, для духовной культуры в данный период
характерно недоверие ко всему новому. Главенствующее положение
в культуре заняла религия, подчинившая себе все остальные формы общественного
сознания. Материалистическая философия, научные знания развиваются
здесь подспудно, идут на различные компромиссы с религиозным мировоззрением.
Но, хотя религия наложила заметный отпечаток на развитие искусства,
в эту эпоху были достигнуты большие успехи, например, в области архитектуры
- сегодня мы любуемся не только готическими соборами, но и целыми
ансамблями средневековых городов. Культура капиталистического
общества во многих своих чертах формируется в эпоху Возрождения.
В это время происходит бурная ломка общественных отношений и основ
мировоззрения феодализма. Культура активно приобретает светский
характер, человек рассматривается многими мыслителями как существо,
равное богу. Эпоха Возрождения была временем титанов, оставивших
глубокий след в развитии различных областей культуры. Достаточно
вспомнить только имена Рафаэля, Шекспира, Леонардо да Винчи.
При
капитализме формируется новая социально-этническая общность -
нация. Это накладывает свой отпечаток на развитие культуры, приобретающей
теперь сильное национальное своеобразие.
Таким
образом, теория общественно-экономических формаций позволяет
уловить общую логику развития мировой культуры, понять причины смены
одних типов культуры другими, выявить сложные взаимоотношения между
ними.
Личность как творец культуры, ее ценностей.
Кто
же действительный творец материальных ценностей, являющихся остовом,
каркасом любой культуры? Прежде всего, та часть общества, которая
с помощью своих трудовых навыков приводит в действие средства производства,
т. е. трудящиеся массы. Определим основные аспекты участия трудящихся
масс в развитии культуры.
Трудящиеся
составляют главный элемент производительных сил. Только благодаря
их деятельности человечество может существовать и нормально функционировать.
Если они прекратят свою деятельность по созданию материальных ценностей,
начнется социальная деградация. Итак, именно трудящиеся массы любой
исторической эпохи и при любом политическом режиме играют решающую
роль в создании материальных культурных ценностей. Решающая роль
трудящихся масс проявляется и в развитии духовной культуры. Здесь
можно выделить ряд важных моментов. Несмотря на то, что большинство
духовных ценностей было создано профессиональными творцами (архитекторами,
художниками, скульпторами, писателями, поэтами и т. д.), следует
помнить, что трудящиеся массы, создавая материальные ценности,
обеспечивали их существование и тем самым давали им возможность
для занятий духовным творчеством. А также трудящиеся массы непосредственно
творят духовные ценности, создавая язык и фольклор, которые становятся
неиссякаемым источником для творческой деятельности профессиональных
творцов духовных ценностей.
Ну
а как же быть с личностью? Значительная часть духовных ценностей создается
профессиональными творцами. Да и в области материальной культуры
творческой личности принадлежит многое. Вошел в историю водопровод,
сделанный рабами в Риме, но ведь и он был спроектирован древними римскими
архитекторами, хорошо знавшими свое дело. Поэтому, творческая личность
играет весьма заметную роль в развитии культуры. Но, прежде чем личность
сможет начать активные действия, она должна сформироваться в обществе.
Это влияние общества на личность характеризуется многими обстоятельствами.
Во-первых, каждый исторический тип культуры создает свой основной
тип личности. Он различен в разных социальных группах, но имеет и нечто
общее, обусловленное связями личности с обществом в целом и его
культурой. Во-вторых, различные типы культуры предоставляют разные
возможности для формирования и развития личности.
Каковы
основные направления влияния личности на ход мировой истории и развитие
культуры? Здесь можно указать три основные возможности, предоставляемые
личности историческим процессом.
Во-первых,
своей деятельностью, если эта деятельность совпадает с направлением
общественного прогресса, она может значительно ускорить темпы исторического
развития, внести заметный вклад в мировую культуру. В таком случае
говорят о прогрессивном воздействии личности на ход истории.
Во-вторых,
ее деятельность может иметь направление, противоположное направлению
общественного прогресса. Тогда она в зависимости от мощи социальных
сил, стоящих за ее спиной, и от своих собственных качеств может оказать
значительное тормозящее воздействие на ход истории и развитие мировой
культуры. В таком случае говорят об отрицательном воздействии личности
на историю.
В-третьих,
личность может оказать противоречивое воздействие на исторический
прогресс. Существует не так уж много личностей, деятельность которых
может быть оценена однозначно - либо позитивно, либо негативно.
Гораздо чаще личности на одних этапах своей деятельности ускоряют
ход истории, а на других - замедляют. Часто встречается ситуация,
когда личность в одно и то же время одними сторонами своей деятельности
оказывает прогрессивное воздействие на общество, а другими - регрессивное.
Одной
из старейших философских школ прошлых веков была греческая школа -
киренаиков, основанная в V веке до н. э. Аристипом. Это школа создала
этическое учение - гедонизм. Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения
является целью всего поведения человека. Идеи гедонизма развили
эпикурейцы. Наличие у массовой культуры столь древних идейных источников
является аргументом против тех теорий, которые утверждают, что
только одни технические средства породили, якобы, в XX веке новый
тип “глобальной культуры”. Но, конечно, наиболее интенсивно мировоззренческо-методологические
основы феномена массовой культуры начинают формироваться с момента
восхождения на историческую арену буржуазии. Именно с этого момента
развлекательная ветвь гедонистической функции художественной
культуры становится одной из определяющих в массовой культуре.
В
качестве идейной основы современной массовой культуры выступает
философия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявился как натурализм.
Для него характерно сведение социального к биологическому.
Примером
художественного (практического) решения эстетических принципов,
законов биологизма в позитивизме является серия западных детективных
романов. В сюжетах этих произведений за совершенными преступлениями
стоит один социальный мотив - деньги. Но в финалах романов выясняется,
что преступления организовали психи-маньяки, уголовники-шизофреники,
не способные отвечать за свои поступки. Серьезный социальный мотив
оказывается подмененным мотивом биологическим. Зависимость социологии
от биологии стала мировоззренческой платформой для многих произведений
массового искусства. Принцип эскейпизма, то есть стремление любыми
путями увести реципиента от противоречий реального мира, объявить
их несуществующими или заставить о них забыть, прочно занял ведущее
место в подобных произведениях.
Обрела
второе дыхание и практическое воплощение в массовой культуре ключевая
идея английского позитивиста Г. Спенсера (1820-1903). Суть ее состоит
в том, что индивидуализм, конкурентная борьба и выживание наиболее
приспособленных необходимы для поступательного развития общества.
Спенсеровский социальный дарвинизм, в своих крайних формах, стал основой
для расизма и экспансионизма. Идеи расизма, национал-шовинизма пустили
глубокие корни в общественном сознании мира. И как следствие этого
они существуют в продукции массовой культуры. Именно эти идеи пропагандируют
теорию тотального противостояния культур, религий, рас, твердят о
непримиримости, враждебности различных культур.
В
рамках позитивистской концепции социального дарвинизма реанимируется
и так называемый “культ казенного оптимизма”, перерастающий, порой,
в настоящей национал-шовинизм. По всему миру ведутся ожесточенные
кампании за создание парадных произведений художественной культуры.
Это, как правило, ведет лишь к появлению отлакированных картин вымышленной
жизни, которые не всегда адекватны реальной ситуации. Данная позитивистская
концепция реализует и концепцию так называемой “американской мечты”.
Американская мечта - это совокупное представление об “исключительности”
развития Америки и то, что каждый американец имеет равные возможности
в достижении счастья и успеха. В контексте американской жизни содержание
понятия “американская мечта” менялось, наполнялось различным смыслом,
превратилось в официальный лозунг, в своего рода эквивалент “американского
образа жизни”.
Ситуация
по созданию псевдореалистических художественных произведений
была характерна до недавнего прошлого и в нашей стране. Парадно-официальные
книги, фильмы, спектакли о наших гигантских стройках, колхозах-миллионерах
и прочее - это и есть проявление все той же позитивистской концепции
социального дарвинизма, правда уже в нашей отечественной интерпретации.
Философия
позитивизма явилась главной формой мировоззренческого обоснования
натуралистического художественного метода в искусстве (Г.
Спенсер, Э. Ренан, И. Тэн). Натурализм как метод художественного
творчества оформился во второй половине XIX века в Европе. Среди
наиболее известных деятелей искусства, широко использовавших натуралистический
метод, были братья Гонкуры, Э. Золя, М. Арцибашев. В натуралистических
произведениях искусства преувеличивается роль материально-вещественной
среды и недооценивается роль социальных факторов в формировании
личности. Натуралистические школы привели, прежде всего, к бытописательству
в художественных произведениях, к заострению внимания на физических
подробностях жизни человека, однако меньше внимания уделялось социальным
основам бытия.
Существует
тесная связь философии прагматизма с массовой культурой. Наиболее
полно идеи прагматизма реализовал в эстетике и культурологии массовой
культуры американский философ Д. Дьюи (1859-1952). Основные его работы
были опубликованы между двумя мировыми войнами, когда феномен
массовой культуры уже отчетливо вырисовывался, приобрел законченную
форму и выработал целый ряд закономерностей. В своем программном
труде “Искусство как опыт”, вышедшем в свет в 1932 году, Дьюи разработал
культурологическую концепцию, которая во многом определила пути
развития массовой культуры.
По
мнению Дьюи, в основе художественного творчества лежит не отражение
предметов и явлений действительности, а некий чувственный опыт, который
он трактует как “результат взаимодействия организма и его окружения”.
В своей теории Дьюи уходит от материального мира и погружается в
субъективные эмоции. И эстетический опыт является продолжением
обычного человеческого опыта. Дьюи активно защищал социально-интегрирующую
способность искусства и открыто провозглашал свою приверженность
натурализму в искусстве, противопоставляя его реализму.
Одно
из основополагающих утверждений прагматизма требует признания
истинности того, что имеет практическую пользу. Любая идея - научная,
религиозная, художественная, прогрессивная, реакционная - может
быть оправдана, если она обеспечивает успех деятельности людей. Не
случайно прагматизм называют “философским выражением бизнеса”.
Отпечаток духа делячества (а “прагма”, по-гречески, это дело, действие)
лежит на многих высказываниях представителей эстетики прагматизма
об искусстве. Практической реализацией прагматизма в массовой
культуре является такая важная ее структура - как реклама. Она реализует
основное кредо прагматизма, которое заключается в том, что истинным
является то, что полезно, что дает удовлетворение и приводит к успеху.
Философия
3. Фрейда - фундамент современной массовой культуры. В начале XX века
австрийский врач и философ 3. Фрейд разработал учение о врожденных
бессознательных структурах - инстинктах, которые довлеют над сознанием
людей и определяют многие их поступки.
В
своей теории бессознательного 3. Фрейд исходил из того, что сущность
человека выражается в свободе от инстинктов. Отсюда и жизнь в обществе
возможна только тогда, когда эти инстинкты подавляются. Возникает
то, что Фрейд называл “фрустрацией” - то есть неосознанной ненавистью
индивида к обществу, которая выражается в агрессивности. Но поскольку
общество обладает достаточно сильными для подавления этой агрессивности
индивидов возможностями, человек находит выход своим неудовлетворенным
страстям в искусстве. Главное влияние фрейдизма на массовую культуру
кроется в использовании его инстинктов страха, секса и агрессивности.
XX
век войдет в историю человечества, как век страха. Разрушительные
войны, революции, катастрофы, стихийные бедствия способствовали
появлению в мировой художественной культуре образа “маленького
человека”. В книге “Бегство от свободы” американский философ и социолог
последователь 3. Фрейда Э. Фромм сравнивает человека нашего века
с мышонком Микки Маусом - героем мультфильмов У. Диснея. Фромм подчеркивает,
что люди не смотрели бы без конца варианты одной и той же темы, если
бы для них в ней не было бы чего-то сокровенного и близкого. Зритель
переживает с мышонком все его страхи и волнения, а счастливый конец,
в котором Микки всегда избегает опасности, дает ему, зрителю, чувство
удовлетворения. Древние греки создали в искусстве образ героя, который
органично существовал с окружающим его миром, художественное
творчество XX столетия широко эксплуатирует образ маленького человека,
как героя нашего времени.
В
реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф,
производящий в огромном количестве так называемые фильмы ужасов.
Их основными сюжетами являются: природные катастрофы (землетрясения,
цунами, бермудский треугольник с его неразгаданными тайнами); просто
катастрофы (кораблекрушения, авиакатастрофы, пожары); монстры
(к ним относятся гигантские гориллы, агрессивные акулы, жуткие пауки,
крокодилы-людоеды и т. д.); сверхъестественные силы (речь идет о дьяволах,
антихристах, духах, явлениях переселения души, телекинеза); инопланетяне.
Катастрофы
находят отклик в душах людей потому, что все мы живем в нестабильном
мире, где повседневно и повсеместно происходят реальные катастрофы.
В условиях экономического и экологического кризиса, локальных
войн, национальных столкновений, гарантий от жизненных катастроф
не существует. Так, постепенно тема “катастрофы”, “страха”, порой
даже не всегда осознанно, овладевает людьми.
В
последние десятилетия XX века в качестве повода для изображения
катастрофы на кино - и телеэкранах все чаще стали использоваться
трагические события политической жизни: акты жестокого терроризма
и похищения людей. Причем в подаче и раскручивании этого материала
прежде всего важны сенсационность, жестокость, авантюрность. И как
результат - психика человека, натренированная фильмами-катастрофами,
мастерски эстетизированная коммерческим экраном постепенно становится
нечувствительной к происходящему в реальной жизни. И вместо того,
чтобы предостеречь человечество от возможного разрушения цивилизации,
подобные произведения массовой культуры просто готовят нас к этой
перспективе.
Проблема
реализации инстинктов жестокости, агрессивности в художественных
произведениях массовой культуры не нова. О том, порождает ли жестокое
художественное зрелище жестокость в зрителе, слушателе или читателе
спорили еще Платон и Аристотель. Платон считал изображение кровавых
трагедий общественно опасным явлением. Аристотель - наоборот -
ожидал от изображения сцен ужасов и насилия очищения реципиентов
катарсисом, т. е. он хотел видеть определенную душевную разрядку,
которую испытывает реципиент в процессе сопереживания. Долгие
годы изображение насилия в искусстве было характерно для задворок
массовой культуры. В наши дни “сверхнасилие”, которым проникнуты
книги, спектакли, фильмы вышло на первый план. Массовая культура беспрерывно
выбрасывает на публику все более порочные и жестокие фильмы, пластинки,
книги. Пристрастие к вымышленному насилию напоминает зависимость
от наркотика.
Сегодня
отношения у людей к насилию в художественной культуре разное. Одни
считают, что ничего страшного в реальную жизнь тема насилия не привносит.
Другие считают, что изображение насилия в художественной культуре
способствует увеличению насилия в реальной жизни. Безусловно, усматривать
прямую связь между произведениями, в которых пропагандируется
насилие и ростом преступности было бы упрощением. Так же как и чтение
романов А. Толстого и пристрастие к музыке П. Чайковского совсем не
обязательно делают человека высоконравственным. Конечно, впечатления
от восприятия художественных произведений составляют лишь небольшую
долю от общей суммы воздействий, оказываемых на человека условиями
его реальной жизни. Однако в обществе массового потребления фильмов,
телепрограмм, пластинок - все это часть реальной жизни. Художественная
культура всегда оказывает огромное влияние на человека, вызывая
определенные чувства.
Массовая культура и массовое общество сегодня.
Понятие “массового” общества
Сегодня концепция массового
общества выглядит в социологии и культурологии следующим образом. Энциклопедия
Кирилла и Мефодия дает следующее определение:
ТЕОРИЯ “МАССОВОГО ОБЩЕСТВА” -
концепция социологии и философии, в которой утверждается, что современное
общество характеризуется индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией
производства и массовым потреблением, бюрократизацией общественной жизни,
распространением средств массовой коммуникации и “массовой культуры”.
С другой стороны в учебнике
“Социология” С.С.Фролова дается следующий ход рассуждений. Социолог Блумер так
определяет массу людей: “Это не социальная организация, здесь нет
общепринятых норм и традиций, нет установленной системы правил и ритуалов, нет
организованных групп, нет структуры статусных ролей и более или менее
постоянного лидерства. Это усредненная агрегация индивидов, которые разделены,
разобщены, анонимны.” Следовательно, делается вывод, что массовое общество
- такое общество, в котором нормальные первично-групповые, общественные,
традиционно-ориентированные взаимосвязи переходят во вторично-групповые,
утилитарные. Для общества становятся характерными чертами являются анонимность,
высокая степень социальной мобильности, специализация статусов и социальных ролей.
Необходимо, однако, отметить, что это во многом идеальный научный тип, хотя
черты массового общества преобладают в нашей повседневности.
Понятие
“массовой” культуры
Несомненно, понятие массовой
культуры неразрывно связано с понятием массового общества. У “Кирилла и
Мефодия” определение выглядит следующим образом:
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - понятие,
охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие
распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным
обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и
потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий
характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного
китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, “мыльная опера”) до сложных,
содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, “интеллектуальный”
детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование
между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и
изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая
культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении,
эмоциональной компенсации или разрядке и др.
Вообще вся культура XX столетия, при всем
многообразии ее выражений, способов отношения человека к миру и т.п.,
характерна прежде всего своими интеграционными процессами. XX век - время
становления единой общечеловеческой культуры, развивающейся через
взаимообогащение и взаимопроникновение ее национальных форм. Произошла великая
социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и
образцов жизни человека. Индивид стал получать гигантское количество информации
через электронные средства массовой коммуникации, изменилось количество, форма
и содержание социальных контактов. Произошли фундаментальные изменения в
культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований
общечеловеческой культуры, формирование новых и новых потребностей, новых форм
жизни, культурных стереотипов. В итоге изменилась модель личности: замкнутая
статичная личность человека индустриального общества стала динамичной. Этот
переворот произошел на культурном уровне в рамках сложного
культурно-социального феномена XX века массовой культуры.
Массовая культура - сложный социально-культурный феномен, характерный для
массового общества, возможный благодаря высокому уровню развития
коммуникационно-информационных систем, высокой степени урбанизации и
индустриализации. Она характеризуется высокой степенью отчуждения индивида,
потерей индивидуальности, подменяемой эгоизмом. Отсюда идиотия (глубокая
степень психической недоразвитости) масс и их легкая манипулируемость элитами
посредством насаждения культурно-поведенческих штампов через каналы массовых
коммуникаций. Для массового общества - среды функционирования массовой
культуры, присуще крайнее отчуждение индивида, его “заброшенность”, трудность
его истинной социализации, общения и творчества, что подменяется стандартными
моделями потребления, которые и навязывает массовая культура, предлагая свои
усредненные модели включения человека в социальные механизмы. Таким образом,
создается “замкнутый круг”: отчуждение - “заброшенность” - “иллюзии” массового
сознания - модели усредненной стандартной социализации - потребление -
отчуждение. Развитие техники, превращающееся в самоцель на стадии массового
общества, по мнению Ж.Эллюля, уничтожает традиционные ценности всех обществ,
создает единую “выхолощенную” культуру. Она лишает человека свободы и уродует
его духовный мир. Происходит распад системы ценностей современного общества,
что, с другой стороны, по мнению Э.Фромма, ведет к абсолютизации технического и
нивелированию ценности человеческого бытия.
Однако в осмыслении массовой культуры
определилась и другая тенденция. Мнимая политическая апатия обернулась ростом
социальной напряженности. Конформистское сознание обнаружило себя как сложное и
противоречивое, так как на разных уровнях социальности оно показало
противоположные признаки. Влияние массовой культуры опосредуется огромным
количеством факторов. Воздействие со стороны манипулирующих элит, посредством
массовых коммуникаций, наталкивается на реальные барьеры, выдвигаемые сознанием
индивида. Оно может быть конформным и неконформным, податливым и устойчивым,
что обусловлено и включенностью индивида в те или иные группы. Тем не менее,
современное массовое общество препятствует реализации заложенных в каждом
индивиде глубинных личных потребностей. Стремление человека обрести себя и установить
подлинно личностные отношения с другими людьми либо вырождается в духовную
пассивность, вызывающую стандартность поведения, либо замещается тяготением к
“идолам”, к ложным ориентирам, используемым индивидом для выработки иллюзорного
представления о себе самом.
В условиях традиционного общества
поведение человека регулировалось в основном действием стихийных экономических
сил и традиций, а не прямым давлением со стороны социальных институтов. В
современном же обществе возникает потребность в прямом регулировании поведения
людей, в унификации духовной жизни, стандартизации интеллектуальных реакций в
рамках сложной социальной структуры нашего времени.
Основные направления
массовой культуры сегодня
·
индустрия “субкультуры детства” (художественные произведения
для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфического
детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации,
технологии коллективного воспитания детей и т.п.), преследующие цели явной или закамуфлированной
стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание
унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры, идеологически
ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных
установок, официально пропагандируемых в данном обществе;
·
массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками
“субкультуры детства”, приобщающая учащихся к основам научных знаний,
философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому
социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в
сообществе ценностным ориентациям. При этом она стандартизирует перечисленные
знания и представления на основании типовых программ и редуцирует транслируемые
знания к упрощенным формам детского сознания и понимания;
·
средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие
широким слоям населения текущую актуальную информацию, “растолковывающие”
рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из
различных специализированных сфер общественной практики и интерпретирующие эту
информацию в “нужном” для ангажирующего данное СМИ заказчика ракурсе, т.е. фактически
манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или
иным проблемам в интересах своего заказчика (при этом в принципе не исключается
возможность существования неангажированной журналистики, хотя практически это
такая же нелепость, как и “независимая армия”);
·
система национальной (государственной) идеологии и пропаганды,
“патриотического” воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические
ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная
работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих
элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное
поведение граждан, “мобилизационную готовность” общества к возможным военным
угрозам и политическим потрясениям и т.п.;
·
массовые политические движения (партийные и молодежные организации,
манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и т.п.),
инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в
политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далекого
от политических интересов элит, мало понимающего смысл предлагаемых
политических программ, на поддержку которых людей мобилизуют методом нагнетания
политического, националистического, религиозного и иного психоза;
·
массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический
“патриотизм”, социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные
учения и движения, экстрасенсорика, “кумиромания”, “шпиономания”, “охота на
ведьм”, провокативные “утечки информации”, слухи, сплетни и т.п.), упрощающая
сложную систему ценностных ориентаций человека и многообразие оттенков
миропонимания до элементарных дуальных оппозиций (“наши – не наши”), замещающая
анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и
событиями апелляциям к простым и, как правило, фантастическим объяснениям
(мировой заговор, происки иностранных спецслужб, “барабашки”, инопланетяне и
пр.), партикуляризирующая сознание (абсолютизирующее единичное и случайное,
игнорируя при этом типичное, статистически преобладающее) и т.п. Это в конечном
счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от
усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в
их наиболее инфантильном проявлении;
·
индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую
художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, быть
может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные
представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт
(как зрелище для болельщиков), структуры по проведению организованного
развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и
пр.) и иные виды массовых шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не
только в роли пассивного зрителя (слушателя), но и постоянно провоцируется на
активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее
(порой не без помощи допинговых стимуляторов), что является во многих
отношениях эквивалентом все той же “субкультуры детства”, только
оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя.
При этом используются технические приемы и исполнительское мастерство
"высокого" искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного
смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным
вкусам, интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя.
Массовая художественная культура достигает эффекта психической релаксации
нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного,
брутального, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового
карнавала и его смысловых “перевертышей”. Для этой культуры характерно тиражирование
уникального, культурно значимого и сведение его к обыденно-общедоступному, а
порой и ирония над этой общедоступностью и т.п. (опять-таки на основе
карнавального принципа профанирования сакрального);
·
индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации
человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное
движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система
хирургических, физиотерапевтических, фармацевтических, парфюмерных и
косметических услуг для исправления внешности), что, помимо объективно
необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду
возможность “подправить” свою внешность в соответствии с актуальной модой на
тип имиджа, со спросом на типажи сексуальных партнеров, укрепляет человека не
только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей
физической выносливости, гендерной конкурентоспособности и т.п.);
·
индустрия интеллектуального и эстетического досуга
(“культурный” туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование,
интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам, разнообразные
общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было,
научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под
определение “научно-популярное”, интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и
т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному
любительству, развивающая общую “гуманитарную эрудицию” у населения,
актуализирующая взгляды на торжество просвещенности и гуманности, на
“исправление нравов” посредством эстетического воздействия на человека и т.п.,
что вполне соответствует еще сохраняющемуся в культуре западного типа
“просвещенческому” пафосу “прогресса через знание”;
·
система организации, стимуляции и управления потребительским
спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования
(реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формулирующая в общественном сознании
стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и
потребностей, имитирующая в массовых и доступных по ценам моделях формы элитных
образцов, включающая рядового потребителя в ажиотажный спрос как на престижные
предметы потребления, так и модели поведения (особенно проведения досуга), типы
внешности, кулинарные предпочтения, превращающая процесс безостановочного
потребления социальных благ в самоцель существования индивида;
·
разного рода игровые комплексы от механических игровых автоматов,
электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности,
развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к
быстроте реакции в информационно недостаточных и к выбору в
информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах
подготовки определенных специалистов (летчиков, космонавтов), так и в
общеразвивающих и развлекательных целях;
·
всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги,
электронные и иные банки информации, специальных знаний, публичные библиотеки,
“Интернет” и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов в
соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей “с улицы”, что также
развивает просвещенческую мифологему о компактных и популярных по языку
изложения компендиумах социально значимых знаний (энциклопедиях), а по существу
возвращает нас к средневековому принципу “реестрового” построения знания.
СМИ
и массовая культура
Развитие средств массовой
коммуникации (радио, кино, телевидение, газета и т.д.) отражает существенные
сдвиги в механизме действия современной культуры. Внедрение новых
информационных связей и компьютеризированных сетей ярко показывает, что
печатная и электронная продукция с каждым днем охватывает все большие и большие
слои общества. Но это электронное великолепие возникло не на пустом месте, -
основы закладывались столетиями, усилиями многих народов. Видеоаппаратуру начали
создавать на наших глазах, а первые идеи механизировать вычислительный процесс
появились еще в XVII веке. В настоящее время в США и Западной Европе информация и
информационные технологии стали главным товарным продуктом экономики. Новая техника
коммуникаций немало способствовала формированию следующего представления о “массовом
обществе”: территориально обширное общество, со значительным
населением, в высокой степени индустриализированное и урбанизированное.
Власть здесь концентрирована и принимает форму манипуляции массами посредством
массовых коммуникаций.
Мир стоит сегодня на пороге
перестройки массово-информационных процессов. В настоящее время быстрыми
темпами увеличивается объем информации, накапливаемой человечеством.
Подсчитано, например, что количество сведений современного десятиклассника
больше всей “Энциклопедии” Дидро и Даламбера, выпущенной
французскими просветителями в XVIII в. Вот почему вопрос о распространении и восприятии
культуры посредством средств массовых коммуникаций приобретает сейчас особую
актуальность. Теория массовой коммуникации, превратившаяся в последние
десятилетия в самостоятельную дисциплину, ставит следующие основные вопросы:
отразятся ли процессы распространения новой техники коммуникаций на содержании
современной культуры, на ее внутреннем состоянии? Каково, в связи с этим,
реальное соотношение между культурой и массовым распространением ее продукции?
Различные истолкования этой проблемы современными культурфилософами требуют
критического анализа. В соответствии с этим можно выделить несколько точек
зрения по этому вопросу:
·
некоторые авторы, например американский культуролог Л.
Лоуэнталь, полагают, что конкретный способ общения людей, то или иное
средство распространения художественных ценностей не затрагивают глубинных закономерностей
самой культуры;
·
в противовес данной точке зрения американский социолог и
политолог Збигнев Бжезинский полагает, что именно средства информации
(радио, печать, телевидение) определяют и сам процесс общения и фактическое
содержание духовных феноменов. 3. Бжезинский утверждает, что структура и содержание
общественного сознания зависят от технических средств распространения
информации. Некоторые из этих средств, например печать, содействуют выработке
универсального взгляда на мир, что, естественно, накладывает отпечаток и на
облик культуры. Другие, например телевидение, в силу своей специфики, то есть
способности манипулировать зрительно-слуховым образом, формируют мозаичную картину
мира.
·
“массовая коммуникация, - пишет американский социолог В.
Шрамм, - это техническая форма коммуникации, позволяющая почти одновременно
производить быструю передачу информации обществу для больших, гетерогенных и
безличных аудиторий”;
·
другой американский исследователь О. Ларсен понимает
под массовой коммуникацией “относительно одновременное воздействие на
большие гетерогенные аудитории каких-либо символов, передаваемых безличными
средствами из организованного источника, для которых члены аудитории анонимны”;
·
еще одно определение принадлежит американскому культурологу О'Хара:
“термин “массовая коммуникация” имеет в виду процесс передачи идентичных
сообщений большому числу людей, находящихся в различных сферах жизни и
физически разобщенных. Понятие “средства массовой коммуникации” относится к
инструментам, с помощью которых этот процесс становится возможным”;
·
немецкий культурфилософ Ганс Энценсбергер считает, что
в этих определениях игнорируется тот факт, что распространение информации с помощью
технических средств (печати, радио, кинематографа, телевидения) на большие,
рассредоточенные аудитории затрагивает сам процесс культуры, ее содержание.
Энценсбергер ввел в философию культуры новое понятие, которое получило теперь
широкое распространение, - индустрия сознания. Главная цель его
исследования - раскрыть феномен современного “фабричного” мышления. Он
хочет показать, что в наше время производство, функционирование и
распространение идей стало совсем иным, нежели в прежние эпохи. “Индустрия
сознания”, - отмечает Энценсбергер, - это продукт последних ста лет. Она развивается
с такой скоростью и в таких разнообразных формах, что переросла нашу
возможность понимать ее и управлять ею. “Индустрия сознания” оценивается им как
“чудовищное явление”. Она ничего не производит, поскольку транслирует готовые
мыслительные продукты, тайно проникая во все, что подлежит тиражированию,
распространению. Что бы ни вырабатывало наше сознание, все становится “водой
для мельницы” этой индустрии. Она способна любую мысль превратить в лозунг,
любой факт - в вымысел.
Конечно, никто не оспаривает тот
факт, что новые средства культурной коммуникации освободили человека от бремени
изнурительного физического труда, предоставив ему возможность открывать новые
источники ощущений, познавать радости бытия, заниматься самосовершенствованием.
Остается фактом, что моральное согласие и государственный порядок, соблюдаемые
большей частью взрослого населения, были достигнуты только в массовом обществе.
Для этого общества характерны индивидуализм, готовность к приобретению
опыта, расцвет чувств и чувствительности, уважение к деятельности другой
личности. Оно развило в индивиде способность познавать явления, понимать их
значение и давать моральные оценки. Во многих сферах жизни люди стали гораздо
свободнее в выборе, и этот выбор уже не обязательно подсказан традициями,
авторитетом. Все это не означает, однако, что индивидуальность в том виде,
какой она приобрела в массовом обществе, существует повсюду. Директор центра по
культуре и технологии при университете в Торонто профессор Маршалл Маклюэн
в интервью мексиканскому журналу “Сьемпере” заявил: “Личность, частное в
мире исчезают... У человека массы его нет. Человек массы находится в огромном
всемирном театре, словно на международной встрече по бейсболу. А когда вы
смотрите партию по бейсболу, вы - никто... Поэтому человек массы находится
одновременно повсюду, но он человекообразный никто”.
В
качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают
элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры,
с точки зрения представителей этого направления в культурологии,
является высший привилегированный слой общества - элита (от
франц. elite - лучшее, отборное,
избранное). Определение элиты в различных социологических и культурологических
теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельс и Г. Моска,
считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая
степень деятельности, продуктивности, активности. Однако, в философии
и культурологии получило большое распространение понимание элиты
как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными
способностями. С точки зрения этого подхода - понятием элита обозначается
не просто высший слой общества, правящая верхушка. Элита есть в каждом
общественном классе. Элита - это часть общества, наиболее способная
к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими
задатками. Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому
искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов
и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся
уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
В
своем основополагающем труде “Мир как воля и представление”, завершенном
в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество
на две части: “людей гения” (т. е. способных к эстетическому созерцанию
и художественно-творческой деятельности) и “людей пользы” (т. е.
ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).
В
культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им в известных
трудах: ”Рождение трагедии из духа музыки” (1872), “Человеческое,
слишком человеческое” (1878), “Веселая наука” (1872), “Так говорил Заратустра”
(1884), элитарная концепция проявляет себя в идее “сверхчеловека”.
Этот “сверхчеловек”, имеющий привилегированное положение в обществе,
наделен, по мысли Ф. Ницше и уникальной эстетической восприимчивостью.
В
XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной
культурологической концепции X. Ортега-и-Гассета. В 1925 году выходит
в свет самое известное сочинение испанского философа, получившее
название “Дегуманизация искусства”, посвященное проблемам различия
старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства
от старого - по Ортеге-и-Гассету - заключается в том, что оно обращено
к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно не обязательно
искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным,
общечеловеческим. Более того “...радоваться или сострадать человеческим
судьбам - есть нечто очень отличное от подлинно художественного наслаждения”
(Ортега-и-ГассетХ. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 224).
Новое искусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни.
“Дегуманизация” - и есть основа нового искусства XX века. “Вот почему
новое искусство разделяет публику на два класса - тех, кто понимает,
и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками
не являются.
Элита
- по Ортеге-и-Гассету - это не родовая аристократия и не привилегированные
слои общества, а та часть общества, которая обладает особым “органом
восприятия”. Именно эта часть общества способствует общественному
прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями
художник. Новое искусство и должно содействовать тому, чтобы “лучшие”
познавали самих себя, учились понимать свое предназначение: быть в
меньшинстве и сражаться с большинством.
Культурологические
теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры,
являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным
проявлением элитарной культуры является теория и практика “чистого
искусства” или “искусства для искусства”, которая нашла свое воплощение
в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной
культуры. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной
культуры активно развивало и внедряло художественное объединение
“Мир искусства”. Лидерами “мирискусников” были редактор одноименного
журнала С. П. Дягилев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягилев
прямо и открыто заявлял о “самоцельности” и “самополезности” искусства,
считая одновременно “правду в искусстве”, декларируемую Л. Толстым,
проявлением односторонности. Акцентируя внимание на человеческой
личности, лидеры “мирискусничества” в духе элитарных культурологических
концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности
творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и
музыкальном произведении особого авторского видения действительности.
Причем это воззрение понималось как совестливое понимание художественного
в человеке. Под совестью искусства, однако, подразумевалось лишь
субъективная искренность индивидуального творца в выражении им
красоты. Именно отсюда берет свое начала “мирискусническая” декадентская
претензия на “внеклассовость” и “надклассовость” своей идеологической
позиции.
Лидер
“мирискусников” А. Бенуа многое сделал для пропаганды нового русского
искусства и у нас в стране и за рубежом. При всей элитарной деятельности
членов этого объединения оно получило мировое признание.
Заключение
В отличие от Запада нам приходится
решать двойную задачу. Первостепенная из них - проблема экономики. Вторая - по
поиску “духовной массы” - хоть и кажется не актуальной и далекой, на самом
деле, требует своего параллельного решения. Средство ее решения в региональных
рамках - это национальная идея. Она предполагает, прежде всего, долгосрочную, а
не сиюминутную перспективу. Эпохи, которые не умеют обновить свои желания -
умирают. Поставив лишь блок материальных вопросов, мы непременно впоследствии получим
ситуацию, сложившуюся в западном обществе. Мы потеряем корни, с помощью которых
и было создано все предыдущими поколениями. Поэтому только национальная
самобытность, не только поддерживаемая, но и развиваемая, способна
противопоставить материальному значительную духовную компоненту. Без баланса духовной
и материальной компоненты получим лишь спад за счет роста преступности,
наркомании, аморального отношения к субъектам общества. Массовая культура
Запада, активно поставляющая людей кризисного менталитета, выражается
отсутствием у людей приложения творческой энергии к высокой цели.
Наш менталитет оказался не
восприимчив к идеям социализма, он требует эволюционного перехода вначале к
рыночным отношениям, а уже потом к новым идеям. Однако, подчеркивая
эволюционность в развитии менталитета, необходимо предостеречь нас самих в том,
что, не затрагивая национальные корни, не распространяя принципы своей
ментальности, а лишь полагаясь на сознательную компоненту менталитета, которая
подвержена влиянию внешней информационной среды, мы получаем противоречие,
сильно тормозящее экономическое развитие, не гармонично сочетающее сознательную
и подсознательную компоненту менталитета, выработанную веками национальной истории.
Поэтому в национально-региональных рамках нужно суметь выделить долгосрочную
комплексную цель, дабы не оказаться в кризисе, переживаемым западным обществом.
1.
Х.Ортега-и-Гассет
“Восстание масс”, “Дегуманизация искусства” и другие работы; Сборник, Радуга,
Москва, 1991.
2.
Г.Лебон
“Психология масс”, Эксмо, Москва, 2000.
3.
З.
Фрейд “Психология масс и анализ человеческого Я”, Минск, Беларусь, 1991.
4.
А.Я.Флиер
“Массовая культура и ее социальные функции”, Высшая Школа Культурологии,
Москва, 1999.
5.
Б.С.Ерасов
“Социальная культурология”, Аспект-Пресс, Москва, 2000.
6.
С.С.Фролов
“Социология”, Гардарики, Москва, 1999.
7.
В.Ситников
“Массовая культура и духовность: что чему угрожает?”, журнал “Альманах” - №6,
февраль 1999.
8.
Материалы
Internet сайта “Высшей Школы Культурологии”.
Д.В.Прокудин,
Б.М.Меерсон “Лекции по истории западной цивилизации XX века” и другие материалы
Internet.
9.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.
10.Асафьев Б. В. Русская живопись. М., 1965.
11.Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.
12.Ницше Ф. Так говорил Заратустра /Ницше Ф. Соч. В 2-х. Т. 2.,
М,1990.
13. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
14.Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
15. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России. 1890-1910 гг. М., 1988.