Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Социальная работа

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Социальная работа
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:21:22
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение                                                                                                  3

    1. Социальная работа как наука                                                              6

    2. Социальная работа как учебная дисциплина                                               9

    3. Социальная работа как особый вид практической деятельности      15     

    Заключение                                                                                              24

    Список использованной литературы                                                      25





















                                                 ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность проблемы. В самом общем виде суть социальной работы заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем.

    «Социальная работа» - принятое во всём мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку.

    Социальная работа – это ещё и систематические мероприятия, направленные на то, чтобы облегчить приспособление человека к обществу. Она отличается от филантропии, благотворительности и похожих видов деятельности своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но и на развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков самопомощи. Однако только в двадцатом веке социальная работа признана во всём мире как профессия, требующая специальной подготовки. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организованной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание.

    Научная проработанность темы.  Большой вклад в разработку теоретических и практических  аспектов социальной работы внесли С.А.Беличева, доктор псих. наук, профессор;[1] И.Г.Зайнышев, доктор истор. наук, профессор;[2] П.Д. Павленок, доктор фил.  наук, профессор;[3] Л.В. Топчий, кандидат фил. наук, профессор;[4] М.В.Фирсов, доктор истор. наук, профессор;[5] Е.И.Холостова, доктор истор. наук, профессор[6] и многие другие. Точки зрения и авторские позиции многих я разделяю и в раскрытии отдельных глав использую. Их вклад в это новее научное направление высок и будет оценен многими поколениями.

    Объектом исследования является социальная работа как учебная научная и практическая деятельность. Социальная работа – вид деятельности, которая направлена на улучшение социального самочувствия человека в обществе, на преодоление разнообразных социальных проблем.

    Предмет исследования - анализ категории «социальная деятельность», как совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет личность или социальная общность для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой.

    Цель исследования состоит в разработке предложений по усовершенствованию деятельности социальной работы.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1) дать определение понятию социальной работы;

    2) обобщить научные знания о социальной работе;

    3) рассмотреть законодательную базу социальной работы в Российской Федерации;

    4) провести анализ практической деятельности в России;

    5) исследовать современное состояние системы социальной работы;

    6) наметить рекомендации по усовершенствованию деятельности социальной работы.

    Социальная работа – это уникальный вид деятельности, что обусловливает междисциплинарный характер теории, практики социальной работы, всестороннюю и глубокую связь с другими научными и учебными дисциплинами, особенно гуманитарными.






















    1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА

    Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного изучения социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социальные, медицинские подходы.[7] Как наука социальная работа имеет собственный предмет и объект исследования, своеобразную проблематику. Она исследует социальные отношения, процессы социального воздействия с целью решения проблем клиента, возникающих в результате влияния различных биологических и социальных факторов. Отличительной чертой социальной работы как теории является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая теория создавалась как результат настоятельной потребности общества в научно-теоретических исследованиях в области социального развития и взаимоотношений между личностью и обществом на новом социально-политическом и экономическом этапе развития общества, а также потребности в научно-практических и методологических рекомендациях по оказанию социальных услуг людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.

    Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпирических знаний, теории, методов и методики (техники). Особенность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.

    Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются закономерности, принципы и методы. Становление социальной работы как науки еще продолжается, поэтому имеют место разные точки зрения на указанные компоненты.

    В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы:

    1) закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы;

    2) существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика.[8]

    В материалах методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы[9] указаны следующие основные закономерности социальной работы:

    - взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы:

    - обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов;

    - решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;

    - зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

    Здесь же дано общее определение закономерностей социальной работы как существенных устойчивых и повторяющихся связей, которые проявляются при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы и обусловливают характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов, отношений.

    Социальная работа как область научного познания проходит ряд стадий развития. Оформившись как концепция милосердия в традиционной религиозной доктрине, она конституирует бедность и нищенство, обосновывая их как тезис общественной необходимости. Однако социально-историческая практика развития общества наглядно показывала, что наличие бедных и нищих связано с реальными экономическими законами общества. Поэтому происходит ревизия устоявшихся традиционалистских подходов и догм. Теологическая познавательная традиция, определив проблематику «поддержки» и «человека – нуждающегося», фактически наметила проблемное поле дальнейшей научной рефлексии.

    Допарадигмальная социальная работа как область научного познания начинает активно развиваться в XIX в. Проблемы пауперизма осмысляются в различных областях знания. Особенно интенсивно она рассматривается в ранних социально-политических, реформистских и правовых доктринах Э. Мюнстерберга, Г. Спенсера, Г. Шммолера, А.Вагнера, в правовой доктрине А. Принса, а также в марксистских разработках, посвященных социальной справедливости.

    Однако уровень логических построений и абстракций требовал своего научного обоснования не только на уровне дедуктивных и индуктивных рассуждений. В практике общественной поддержки впервые начинают использовать методы социологического исследования с целью получить адекватную картину пауперизма.

    Количество эмпирических данных нуждалось в определенной систематизации и описании согласно логике исследовательского инструментария. Так социология становится основой будущих теоретических построений социальной работы.

    В начале и середине XX в., когда практика общественной поддержки в основном связывается с проблемами социальной патологии, доминируют модели превентивного и оперативного характера. Можно проследить, как практическая социальная работа сближается с эмпирической психологией (бихевиоризм и психоанализ), эмпирической социологией (исследования в малых группах, социометрия), прикладной педагогикой, психиатрией. Но уровень эмпирических данных, получаемых в результате проникновения техник и методов гуманитарных дисциплин, требовал теоретико-гипотетического осмысления социальной работы, к чему подталкивала и профессиональная деятельность в социальных институтах.

    Взаимоотношения между академическими научными дисциплинами и социальной работой вносят в последнюю знания из различных областей. Научные теории и концепции в рамках гуманитарных дисциплин привносят в социальную работу модели объяснения и описания определенных уровней существования реальности и ее феноменов. Социальная работа использует теории гуманитарных наук как валидные объяснения или как группу утверждений для объяснения феноменов мира человека и общества при построении концепций социальных изменений. На Рис. 1.1 отражены основные межпредметные связи с академическими дисциплинами, играющими важную роль при формировании знания социальной работы.

    Рис. 1.1 Основные межпредметные связи социальной работы

    Каждая из представленных дисциплин дает возможность осмысления определенного уровня социальных проблем и проблем клиента:

    психология изучает психические процессы и процессы поведения;

    социология — организации, институты и развитие человеческого общества;

    политические науки — процессы, закономерности, структуру государственного управления и институты власти;

    экономические науки — общественное производство, потребление, распределение;

    культурная антропология — культуру, этнографию, язык, занимается социальными исследованиями;

    психиатрия — психические расстройства, их диагностику и лечение.

    Вывод. Таким образом, социология, психология, право, социальная политика, социальная философия, социальная антропология и социальная педагогика в ходе становления теории и практики социальной работы входили составной частью в ее теоретические концепты и практические модели, тем самым определив ее как интегративную область познания.

    Понятие «социальная работа» интенсифицирует определенную область научного знания в области социальной сферы в целом, а также личности и ее проблем в обществе, и вопросы оказания социальной помощи и поддержки населению, попавшему в сложную жизненную ситуацию. Структура социальной работы как науки обусловливается не только отношением людей к друг другу, но и отношением людей к идеям, знаниям; взаимосвязями знаний различных областей и технологий социальной работы. Накапливая крупицы научных знаний самых различных аспектах социальной работы, мы сможем создать благоприятные предпосылки для более глубокого проникновения в сущность предмета исследования в целом.


    2. Социальная работа как учебная дисциплина

    Социальная работа как учебная дисциплина в Российской Федерации, находясь на стыке многих наук, включает в себя теорию, технологию, историю социальной работы (в том числе зарубежный опыт), а также основы философии, психологии, социологии, педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин в преломлении к специфике оказания конкретной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию в конкретном социуме. Как учебная дисциплина она помогает овладеть научно-теоретическими знаниями анализа социально-политической обстановки, дать возможность вычленить из нее группу или отдельную личность, оказавшуюся за пределами адекватного общественного состояния или поведения. Обучающиеся социальной работе овладевают различными технологиями, позволяющими им обеспечивать посредничество между нуждающимися в помощи человеком и обществом, стимулировать клиента у выполнению им социально значимой деятельности, предотвращать социальные взрывы и корректировать девиантное поведение.

    Система образования по социальной работе должна представлять собой сочетания теоретических и практических составляющих. Одним из важных элементом в подготовке специалистов социальной работе должно быть освоение основ медицины, психологии, психотерапии, медицинской психологии, права и др. Обязательным в системе подготовки специальных мер, обеспечивающих личностную психопрофилактику будущих специалистов и активный характер обучения (личностно- и профессионально-ориентированный тренинг). Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие самостоятельной активности обучающихся.

    Основная цель образования – получение теоретических знаний, приобретение практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям подготовки специалиста по социально работе. Современный социальный работник – это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей, обладающий высокой юридической подготовленностью, медико-психологической компетентностью, наблюдательностью, вниманием, милосердием и любовью к человеку, высокими нравственными качествами.[10]

    Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни. Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоёв населения.

    В конце XX века в России в условиях экономического кризиса, безработицы, резкого изменения характера и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла опасность социальных конфликтов, депрессии. Всё это усиливает значимость профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.

    В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Государственного комитета СССР по образованию от 7 августа 1991 года №376(г). 25 сентября 1991 года был утверждён учебный план специальности 03. 12. – «социальная работа», предусматривающий четырёхлетний срок обучения с присвоением квалификации «социальный работник».

    В мире насчитывается несколько тысяч высших школ социальной работы, а также специализированных факультетов университетов, ведущих подготовку профессионалов для социальной сферы. В Российской федерации подготовкой специалистов высшей квалификации по социальной работе занимаются свыше 60 высших учебных заведений, подготовкой социальных работников среднего звена – сотни средних специальных учебных заведений. После официального учреждения в 1991 г. Профессионального статуса социального работника наблюдается устойчивая тенденция на расширение в системе высшего образования сети специализированных университетов, академий, институтов, колледжей, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров для социальной сферы, в том числе и для органов и учреждений социальной сферы.

    В учебный план включены дисциплины по четырём циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культурология, политология, и др.),общие математические и естественные дисциплины (математика, информатика и вычислительная техника, концепции современного естествознания и др.), общепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в России, социальная работа за рубежом, психология, практическая психология и психодиагностика, медико-социальные основы здоровья, социология, социальное право, этика социальной работы, экономика социальных служб, менеджмент социальной работы), дисциплины специализации.

    В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализации является приоритетным.

    Один из главных дискутируемых сегодня вопросов социальной работы - вопрос о принципах и формах обучения специалистов в области социальной работы. Наиболее отчётливо проявляются две тенденции: первая - обучающийся получает знания, выбранные преподавателем, который затем контролирует процесс усвоения этих знаний учениками, вторая - обучающийся становится участником организации и осуществления процесса обучения. В этом случае важно выработать умение самостоятельно анализировать, творчески подходить к соединению теоретических и практических заданий. Эта тенденция наиболее перспективна, так как ориентирована на активизацию познавательной и социальной активности учащихся. Она позволяет оптимизировать взаимодействие преподавателей и обучающихся, приблизить обучение к жизни.

    Подготовка специалистов социальной работы базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах не одинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин, важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологи, политологии, иностранных языков, информационных технологий, основ деловой речи, социальной экологии и др. При этом надо подчеркнуть, что каждая из учебных дисциплин так или иначе «работает» на базовую (т. е. социальную работу), углубляя и дополняя её различные разделы и подразделы.

    Переподготовка кадров и повышение квалификации уже действующих специалистов на базе высшей школы проводятся в основном в очно-заочной форме. Государственная система подготовки и переподготовки кадров для социальной сферы носит многоуровневый характер. В нее входят государственные университеты, медицинские и педагогические институты и университеты, педагогические колледжи, кадровые центры, технологические визы, техникумы, профессионально-технические училища и лицеи. Однако в целом ощущается серьезная нехватка кадров высшей квалификации.

    После подготовки социального работника должно характеризовать  умение поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать для их решения научные методы; способность к кооперации с коллегами по работе в коллективе; знакомство с методами управления; умение организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения; владение основами педагогической деятельности; готовность к работе над междисциплинарными проектами; понимание смысла взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начала в человеке, отношения человека к природе и возникающих в эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе.[11]

    Для социального работника должно быть свойственно понимание феномена культуры, ее роли в человеческой жизнедеятельности, способ приобретения, хранения и передачи социального опыта базисных ценностей культуры; умение оценивать достижения культуры на основе знания их исторического контекста; способность к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, в том числе – собственной страны и составляющих ее регионов, умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

    В целом после получения теоретических знаний и практических навыков специалист по социальной работе должен быть способен к организационно-управленческой, научно-педагогической и практической деятельности в сфере социальной работы.

    Большое значение имеет практического обучения социальной работе. Практические навыки и умения специалиста по социальной работе должны обеспечивать квалифицированное профессиональное решение задач в области социальной работы. Будущие специалисты в области социальной работы в Бельгии, Англии, США, Франции проводят на практике от одной трети до 65% всего учебного времени. В России практика социального работника в процессе обучения в вузе занимает 20%.

    Вот почему такое большое значение именно в России приобретает допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка социального работника уже в рамках обучения в общеобразовательной школе. Это создает своеобразный «задел» на будущее тем учащимся, кто выберет для себя профессии «социальной карьеры» (Так называются профессии социального работника и социального педагога во Франции). Те, кто, пройдя специализированный курс обучения по социальной работе в общеобразовательной школе, разочаруется в этой профессии или же почувствует свою непригодность к её требованиям, избежит разочарования в дальнейшем, не выбрав ее в угоду моде или по другим мотивам, однако приобретёт полезные знания и навыки, которые пригодятся в жизни.

    Вывод. Социальная работа – это уникальный вид деятельности, что обусловливает междисциплинарный характер теории, практики социальной работы, всестороннюю и глубокую связь с другими научными и учебными дисциплинами, особенно гуманитарными. Подготовка и переподготовка кадров сотрудников учреждений социального обслуживания, специалистов органов социального управления предусматривает усвоение ими многих дисциплин, охватывающих различные стороны социальной действительности. Проблемам теории социальной работы уделяется основное внимание в этом комплексе учебных дисциплин, так как овладение ими предопределяет эффективность деятельности социальных работников.

    Без знания теории социальных технологий, принципов теоретического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами невозможны планирование, организация и осуществление социальной работы.



    3. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОСОБЫЙ ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Социальная работа – сложное, многоаспектное понятие. Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых, общин мигрантов и т.д.). Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития. Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной) деятельности, которой занимались различные религиозные, общественные, а позднее и предпринимательские организации (Армии спасения, женские союзы и пр.). Филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным, сиротам и другим социально обездоленным категориям населения.[12]

    Важно отметить, что сегодня социальная работа в России и за рубежом как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

    Сегодня в России активно развивается адресная социальная помощь, то есть система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности. Конечно, можно говорить о ее недостаточности, о том, что она не позволяет людям перешагнуть черты бедности, но она, в отличие от периода 1990-2000 годов действительно предоставляется (нет задержек и т.п.), хотя во многом и обусловлена низким социально-экономическим положением в стране и угрозами безопасности граждан.

    Основные виды и формы адресной социальной помощи устанавливаются на региональном уровне с учетом имущественного и социального положения и фактора нуждаемости граждан. Они включают:

    - денежную помощь: единовременные пособия; пособия для оплаты транспортных услуг; оказание помощи при экстремальных ситуациях, повлекших крупные единовременные расходы (пожар, наводнение, покупка жилья и др.); помощь в оплате жилья и коммунальных услуг;

    - дотация на оплату питания и лечения; льготные ссуды и кредиты;

    - натуральное обеспечение: предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды и пр.); осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания; предоставление топлива;

    - гуманитарную помощь;

    - услуги и льготы: направление в реабилитационные центры, центры социально-психологической помощи, дома-интернаты; устройство в пансионаты для престарелых; организация надомного социально-бытового обслуживания на платной и бесплатной основе; прикрепление к магазинам по продаже продуктов питания и предметов первой необходимости по социально низким ценам; предоставление льгот по оплате коммунально-бытовых услуг; организация бесплатного ночного проживания бездомных граждан; обеспечение кратковременного ухода за больными и одинокими людьми; организация помощи семьям с «лежачими»  больными; создание специальных аптек или отделов в аптеках для малоимущих граждан.

    Также возможно предоставление других видов помощи (правовой, психологической, информационной, профориентационной и т.д.), в которых остро нуждаются клиенты системы социального обслуживания.

    Адресная социальная помощь предоставляется в соответствии с установленными критериями малообеспеченности, на основе социального мониторинга. Критерии адресной социальной помощи базируются на социальных нормативах, включающих показатели уровня потребления важнейших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека.

    Критериями предоставления социальной помощи могут быть:

    - совокупный семейный или среднедушевой доход ниже суммы установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам или соответствующей величины регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и др.);

    - отсутствие средств к существованию;

    - одиночество и неспособность к самообслуживанию;

    - материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихийных бедствий, катастроф, террористических актов, а также в результате исполнения служебных обязанностей и т.д.

    Названная форма социальной работы  несомненно является одной из тех, где достижения видны в большей степени. Однако, адресная социальная помощь не может полностью заменить собой систему социальной работы ( в  том числе существовавшую во времена СССР). Поэтому сегодня в стране принимается значительное число законодательных актов, направленных на развитие этой работы. Рассмотрим наиболее значительные из них.

    Одной из важнейших проблем, существующих сегодня в России и требующих незамедлительного вмешательства государства является проблема миграции. На сегодня мигранты находятся в достаточно сложных условиях в связи с трудностями приобретения статуса беженцев и регистрации на территории Москвы. В то же время граждане РФ не защищены от посягательств нелегальных мигрантов на их жизнь, свободу и имущество. Однако и в этом направлении можно найти значительные «подвижки» в рамках социальной работы с этой категорией населения. Так, создана Федеральная миграционная служба России (ФМС России) - специализированное правительственное учреждение РФ, призванное осуществлять государственную политику в области миграции населения и координировать работу в данном направлении Федеральных и региональных органов исполнительной власти, неправительственных отечественных и зарубежных организаций, заинтересованных общественных объединений.

    Приоритетными направлениями деятельности ФМС России и ее региональных служб является защита прав и интересов граждан РФ, независимо от места их проживания, а также государства в целом; управление миграционными процессами; оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, содействие их социально-экономической адаптации и интеграции в российское общество; осуществление сотрудничества с мировым сообществом в области миграции.

    Основными задачами ФМС России определены следующие: разработка и обеспечение реализации миграционных программ; распределение и контроль за использованием бюджетных ассигнований, выделяемых на решение проблем миграции; организация приема, временного размещения, содействия в обустройстве на новом месте жительства беженцам и вынужденным переселенцам; разработка и осуществление мер в области внешней трудовой миграции граждан РФ, по привлечению и использованию труда иностранных граждан на ее территории; признание в соответствии с действующим законодательством правового статуса лиц, прибывающих или намеревающихся прибыть на территорию России; организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране; осуществление международного сотрудничества по вопросам миграции, участие в разработке и принятии соглашений со сторонами - участниками СНГ и государствами Балтии, касающихся упорядочения миграционных процессов.[13]

    11 августа 1995 года утвержден Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Это нормативный акт, устанавливающий основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяющий формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.

    Благотворительная деятельность характеризуется как добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам имущества, в т.ч. денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказание иной поддержки.

    Цели благотворительной деятельности в России по сравнению с законодательствами ведущих стран мира трактуются значительно шире. Например, среди направлений благотворительной деятельности в России определены такие, как: содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе; подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим от социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие защите материнства, отцовства и детства, укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов.

    Однако по сравнению с ведущими странами мира в российском Законе отсутствуют такие направления благотворительной деятельности, как защита общечеловеческих и гражданских прав, содействие развитию промышленности и коммерции, поддержка различных религиозных течений и конфессий и др.

    Но наиболее важным законом, с нашей точки зрения, является Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» - свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями и т.д. Закон вступил в силу 4 августа 1995 г. Это создало необходимое правовое поле для разрешения многих жизненно важных проблем пожилых людей и инвалидов. Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг. Закон состоит из семи глав и 40 статей.

    Социальное обслуживание пожилых и инвалидов формулируется в ст. 1 Закона как деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. В гл. 11 сформулированы права российских, а также иностранных граждан, лиц без гражданства, в их числе беженцев на социальное обслуживание и получение социальных услуг (ст. 6).

    В ст. 12 определяются права указанных категорий населения, в т.ч. детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях, на  социальное обслуживание.

    Статья 13 устанавливает границы возможной трудовой деятельности клиентов стационаров. В Законе подчеркивается, что граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора, с гарантией предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней. Принудительное привлечение к труду запрещается. Вместе с тем Законом предусматриваются и определенные ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг (ст. 15).

    В ст. 16-24 главы 3 определяются формы социального обслуживания: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание (в домах-интернатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь.

    В девяти статьях, входящих в главу IV, раскрывается структура системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ст. 25), которая, согласно Закону, включает государственный (ст.26) и муниципальный (ст.27) секторы социального обслуживания. Особое внимание уделяется муниципальным центрам (ст.23) социального обслуживания.

    Центры социального обслуживания – новая практика в российской системе социальной работы с населением. Согласно рассмотренному выше Закону, центры «осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг». Деятельность муниципальных центров социального обслуживания финансируется из средств соответствующих бюджетов, целевых социальных фондов, доходов от их хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законом.

    Статьи 29-32 настоящего Закона содержат сведения о государственном и внебюджетном финансировании соответствующих служб.

    В ст. 33 представлен и негосударственный сектор социального обслуживания. Это учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лица, осуществляющие частную деятельность в сфере социального обслуживания. В гл. V (ст. 34-36) определяются право на профессиональную и частную деятельность в сфере социального обслуживания и права социальных работников. Глава VI содержит положения о контроле за деятельностью по предоставлению социальных услуг (ст. 37), о защите прав пожилых и инвалидов и об ответственности за нарушения законодательства РФ об их социальном обслуживании.

    Вывод. Как вид практической деятельности социальная работа отличается спецификой своих объектов и субъектов. В зависимости от объекта, на который направлена эта деятельность, социальная работа интерпретируется в узком ( объект – группы и слои населения, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации) и широком (объект – все население, различные сферы жизнедеятельности) смысле.

    В целом социальная работа представляет собой интегрированный вид деятельности, обусловленный главным ее объектом – человеком как органическим единством его биологического, психологического и социального компонентов. Цель социальной работы – удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных ( и прежде всего социально уязвимых) слоев населения с учетом социального положения, специфики их социальных проблем.





















    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Социальная работа и как наука, и как учебный процесс, и как специфический вид практической деятельности, естественно, представляет собой также вид информационной системы, ибо без информации невозможно реализовать ее цели и задачи.[14]

    Социальная работа – вид деятельности, которая направлена на улучшение социального самочувствия человека в обществе, на преодоление разнообразных социальных проблем.

    В ходе исследования было изучено много литературы и, исходя, из этого анализа результатов позволяет сделать следующие выводы:

    1) из исследования видно, что вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, так как он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности.

    2) анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области усиливается гуманистическая направленность социальной деятельности в целом, которая ориентируется не только на защиту отдельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку.

    3) в работе была исследована структура социальной работы. Важнейшей задачей, которой является поддержание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.

    4) повышается значимость социальной работы, как специализированного вида деятельности, обостряется необходимость подготовки высококвалифицированных кадров социальных работников, актуализируется проблема теоретической разработки социальной работы как научного направления.

    5) выявлено, что для качественного обслуживания клиентов, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики и т.д.

    Социальная работа связана с социальным управлением, т.е. в нее входят вопросы о законодательных мерах, об организации инфраструктуры социального обслуживания, общественные и государственные вопросы регулирования социальных проблем:

    - содействие и создание достойных условий для жизнедеятельности человека в обществе;

    - предотвращение социально-политических и национально-этнических конфликтов;

    - выявление категорий граждан, нуждающихся в помощи, и освоение источников финансирования.

    Для этого должен быть создать реальный правовой механизм, направленный на реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, в противовес декларативности многих действующих законов.

    Практическая реализация данных положений, по-моему, мнению, позволит изменить социальную работу в лучшую сторону. Кроме того, это позволит повысить уровень социального обеспечения, что отразится на тех категориях граждан, которые получают социальные выплаты и услуги по системе социального обеспечения. Предоставление социального обеспечения является механизмом, направленным на поддержание достойного уровня жизни граждан России.

    Мы должны способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой, - такова практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия.




                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Беличева С.А. «Психосоциальная работа» Словарь-справочник по социальной работе. –М.: Юрист 2003 – 230с

    2.   Введение в социальную работу./Учебное пособие/ Тетерский С. В.- М.: Академ проект, 2001 – 496 с.

    3.   Введение в теоретическую социальную работу (историко-понятийный аспект)./ Фирсов М.В. Воронеж, 2007.

    4.   Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: Проблемы теории и практики./Российский журнал социальной работы. / Топчий Л.В. М., 2008, № 1

    5.   Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования и уровню подготовки  выпускников по специальности 0205. Социальная  работа (повышенный уровень среднего профессионального образования) М., ИПР СПО, 2002, -40с.

    6.   Зайнышев И.Г. «Технология социальной работы.» Учебное пособие для студентов Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

    7.   Курбатов В. И. «Социальная работа» Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» ; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007.-480с.

    8.   Общедоступный словарь по социологии, психологии и социальной работе ./ Сост. С.И. Григорьев и др. Барнаул, 1991.

    9.   Павленок П.Д. «Основы социальной работы» Учебник. 3-е издание.- М.: ИНФРА-М, 2007.-560с.

    10. Павленок П.Д. «Теория, история им методика социальной работы». Учебное пособие. М. изд. Дашков и Ко 2009 – 780 с.

    11. Словарь-справочник по социальной работе./ Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2008.

    12. Социальная работа: идеология профессионализма. /Журнал исследований социальной политики/ Шанин Т.  2004. Т. 2, № 3. С. 313

    13. Теоретико-методологические основы социальной работы. /Социальная работа. Зайнышев И.Г. М., 1992. Вып. 6

    14. Теория социальной работы./Учебник/ Под ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2001. –334 с.

    15. Теория социальной работы./Учебное пособие для студентов заочного отделения факультета социальной работы/ Кайгородова Л.А., Фадеев Ю.В., Дуброва О.А. – Новочеркасск, 2000

    16. Теория социальной работы./ под общей редакцией Кузиной И.Г. - Владивосток, Изд-во ДВГТУ 2009

    17. Технологии социальной работы./ Учебник/ под общ. ред. проф. – Е. И. Холостовой. – М. : Инфра-М, 2001. – 400 с.

    18. Топчий Л.В. «Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе». Работник социальной службы. – М. 2001 № 1.

    19. Указ Президента РФ № 928 от 19.07.2004г. (ред. от 06.10.2004г.) «Вопросы Федеральной миграционной службы»

    20. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». 11 августа 1995 года

    21. Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)

    22. Философские основания идеологии социальной работы. /Известия Уральского государственного университета/А. В. Старшинова  – 2006. – № 42. – С. 72-92.

    23. Философия социальной работы: Вопросы преподавания. / Социальная работа./ Ярская В.Н. М., 2006. Вып. 5

    24. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. «Теория социальной работы» Учебное пособие для вузов. 3-е изд.- М.: Академический Проект, 2007. -512с.

    25. Фирсов М.В. «История социальной работы» Учебное пособие для высшей школы. Изд.2-е. – М.: Академический Проект, 2007. -608с.

    26. Е.И.Холостова «Социальная работа». Учебное пособие. М. изд. Дашков и Ко 2009 – 860 с.

    27. #"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] С.А.Беличев Психосоциальная работа. Словарь-справочник по социальной работе. М. 2003

    [2] И.Г.Зайнышев Технология социальной работы. Учеб. пособие для студ. Высш.Учеб. зав. М. 2002

    [3] П.Д.Павленок Теория, история и методика социальной работы. Учебное пособие. М. 2009

    [4] Л.В.Топчий Проблемы формирования профессионального мастерства специалистов по социальной работе. Работник социальной службы. М. 2001. № 1

    [5] М.В.Фирсов История социальной работы. Учебное пособие для высшей школы. М. 2007

    [6] Е.И.Холостова Социальная работа. Учебное пособие. М.2009

    [7] Е.И.Холостова Социальная работа. Учебное пособие. М.2009 С.211

    [8] Холостова Е.И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты// Социальная работа. 2001. Вып.6. С.58

    [9] В поисках истины (материалы методологического семинара по категориальному аппарату социальной работы)/ Отв. Ред.-сост. В.Г.Попов, Т.Е.Демидова. – М., 1995. С.7

    [10] В.И.Курбатов Социальная работа. Учебное пособие.-М., 2007 . С.98

    [11] Государственный образовательный стандарт среднего профессионального уровня . М. 2002. С.15

    [12] Основы социальной работы. Учебник. /Под ред. П.Д.Павленка. М., 2007. С.20

    [13] Указ Президента РФ № 928 от 19.07.2004г. (ред. От 06.10.2004)

    [14] Основы социальной работы. Учебник. /Под ред. П.Д.Павленка. М., 2007. С.39

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Социальная работа ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.