Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Статистический анализ себестоимости продукции

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Статистический анализ себестоимости продукции
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:21:26
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

                                                                    Содержание


    Введение……………………………………………………………………………..3

    Глава 1. Составные элементы и методы анализа себестоимости продукции….5

    1.1. Сущность и составные элементы себестоимости продукции………………...5

    1.2. Анализ структуры себестоимости продукции…………………………………9

    Глава 2. Основные методы статистического анализа себестоимости……………11

    2.1. Оценка выполнения плана и динамики себестоимости продукции

    индексным методом (на примере деревообрабатывающего цеха)……………….11

    2.2. Анализ себестоимости продукции в динамике……………………………….18

    2.3. Выявление основной тенденции ряда динамики себестоимости продукции..21

    2.4. Исследование влияния факторов на себестоимость продукции……………..27

    2.5. Выбор факторов, влияющих на себестоимость продукции графическим

    методом……………………………………………………………………………...28

    2.6. Оценка влияния факторов методом аналитической группировки…………...29

    2.7. Корреляционно-регрессионный анализ……………………………………….33

    Заключение………………………………………………………………………….37                                                    

    Список литературы…………………………………………………………………39



    Введение


    Себестоимость является одним из обобщающих показателей предпри­ятия, отражающих эффективность использованных ресурсов, внедрение новой техники и технологий, труда, производства и управления, а так же необходимой базы для исчисления прибыли, совершенствование организации.

    Успех фирмы зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:

    — затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;

    — информация о себестоимости продукции часто лежит в основе прогнози­рования и управления производством и затратами;

    — знание себестоимости необходимо для определения сальдо материаль­ных счетов на конец отчётного периода.

    Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка ис­пользуемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию. Её реальное определение на предприятии необходимо для маркетинговых исследований и принятия на их основе решения о начале производства новых изделий с наименьшими затра­тами; определение степени влияния определённых статей затрат на себестои­мость продукции; ценообразования; правильного определения финансовых ре­зультатов работы, а соответственно, и налогообложение прибыли.

    В настоящее время перед предприятиями ставится задача найти наиболее рациональные способы снижения себестоимости продукции, а вследствие этого и ее цены. Предприятия различных форм собственности решают этот вопрос по-разному, выбирая тот или иной, наиболее приемлемый для них вариант. Но в основном решение проблемы совершенствования учета затрат сводится к сле­дующему:

    — организовать изучения рынка по закупке сырья с целью выявления бо­лее дешевых источников;

    — сократить транспортно-заготовительные расходы, путем закупки сы­рья у источников расположенных как можно ближе к предприятию;

    — использовать новейшие разработки НТР в области замены сырья, ис­пользуемым предприятием, на более дешевые;

    — провести совершенствование производственного изготовления продук­ции, путем внедрения новых технологий;

    — проводимые мероприятия по уменьшению отходов в процессе изготов­ления продукции, а также изучение и применение внедрение новейших техно­логий, позволяют использование отходов в других целях.

    Статистический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия играет важную роль в обеспечении повышения эффективности производства. Он является существенной составной частью методов управле­ния. Анализ является базой планирования, средством оценки качества планиро­вания и выполнения плана.

    Таким образом, исследуемая проблема направлений снижения себестои­мости продукции является весьма актуальной.

    Цель данной работы – провести анализ себестоимости продукции выпус­каемой промышленным предприятием.

    Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

    1. Рассмотреть особенности проведения анализа себестоимости продук­ции, его цели и задачи;

    2. Провести примеры анализ себестоимости продукции выпускаемой пред­приятием (на примере деревообрабатывающего цеха).


    Глава 1. Составные элементы и методы анализа себестоимости продукции

     

                   1.1. Сущность и составные элементы себестоимости продукции

     

    Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимост­ную оценку используемых в процессе производства продукции природных ре­сурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ре­сурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

    В отечественной теории и практике в зависимости от объекта, для которого определяются затраты, различают следующие виды себестоимости:

    Себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции.

    Полная производственная себестоимость - это общая сумма прямых и косвенных затрат на производство товаров или услуг.

    Полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов. Индивидуальная себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна или при изготовлении уникального оборудования.

    Средняя себестоимость – данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.[1]

    Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости.

    В зависимости от целей управления затраты предприятия группируются по различным признакам, рассмотрим наиболее распространенные принципы классификации затрат предприятия, формирующих себестоимость продукции, и их значение:

    1. Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции (работ, услуг), каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

    Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), который на уровне предприятия невозможно разложить на отдельные составляющие.

    Данная группировка затрат включает в себя:

    - материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

    - затраты на оплату труда;

    - отчисления на социальные нужды;

    - амортизация основных фондов;

    - прочие затраты.

    Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру текущих издержек производства и обращения. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат.

    2. Для планирования и учета издержки, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) группируют по статьям калькуляции. Это позволяет формировать производственную и полную себестоимость производимой продукции. Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных, так как учитывают характер и структуру производства, создавая базу для определения цены создаваемой продукции и экономического анализа.

    3. Для контроля за составом затрат по местам их совершения необходимо знать не только то, что затрачено в процессе производства, но и на какие цели (куда и на что) эти затраты произведены, то есть учитывать затраты по направлениям, по отношению их к технологическому процессу. Такой учет затрат позволяет анализировать себестоимость по ее составным частям и по некоторым видам продукции. В этих целях затраты на производство подразделяются на основные и на накладные. В составе последних отдельно по единым статьям учитываются расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; расходы на управление цехами (общепроизводственные расходы) и управление предприятием в целом (общехозяйственные расходы).

    В свою очередь, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - это амортизация оборудования и транспортных средств (внутризаводского транспорта); издержки на эксплуатацию оборудования в виде расходов смазочных, обтирочных, охлаждающих и других аналогичных материалов; заработная плата рабочих, обслуживающих оборудование, и отчисления на социальные нужды; расходы всех видов энергии, воды, пара, сжатого воздуха, услуг вспомогательных производств; расходы на ремонт оборудования, технические осмотры, уход; расходы на внутризаводское перемещение материалов, полуфабрикатов, продукции и другие расходы, связанные с использованием оборудования.

    В цеховые, или производственные, накладные расходы на управление входят: заработная плата аппарата управления цехов с отчислениями на социальные нужды; затраты на амортизацию зданий, сооружений, инвентаря, содержание и ремонт зданий, сооружений, обеспечение нормальных условий труда и технику безопасности, на спецодежду и спецобувь; и другие аналогичные затраты, связанные с управлением производственными подразделениями.

    Каждая из этих групп накладных расходов имеет свою специфику, но их объединяет то, что они планируются и учитываются по местам их возникновения, то есть по производственным подразделениям, а не по видам продукции, как это происходит с основными прямыми расходами. Обе эти группы - расходы комплексные, косвенно распределяемые между отдельными видами продукции и между законченной продукцией и незавершенным производством.

    Общехозяйственные накладные расходы, или накладные расходы непроизводственного назначения, связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия, компании, фирмы в целом. В состав этих расходов включается несколько групп: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления и пр.

    В их состав включают издержки на:

    — содержание работников аппарата управления предприятием, заработную плату, отчисления на социальные нужды, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, затраты на командировки;

    — содержание и обслуживание технических средств управле­ния (вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации), освещение, отопление и прочие;

    — оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг, оплату услуг банка (в том числе проценты по кредитам банка и проценты по кредитам поставщика за приобретенные товарно-материальные ценности);

    — текущие затраты, связанные с содержанием фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, на уничтожение экологически опасных отходов и платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду;

    — износ (амортизацию) основных средств и нематериальных активов;

    — платежи по обязательному страхованию имущества предприятия и отдельных категорий работников, налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком.

    4. Классификация затрат на переменные и постоянные отражает прямую пропорциональную зависимость объема выпуска продукции и соответственно затрат на ее производство от степени загрузки производственных мощностей. Переменными затратами считаются те, величина которых является производной от уровня использования производственных мощностей. Это, например, затраты на сырье и материалы, на оплату труда. Постоянными признаются затраты, размер которых не увязан с объемом производства и уровнем использования производственных мощностей - расходы на оборудование, аренда производственных помещений, оплата управленческого аппарата. При этом в расчете на единицу продукции размер постоянных затрат обратно пропорционален росту выпуска продукции в результате увеличения загрузки производственных мощностей.

    5. Важное значение для анализа и управления издержками производства на предприятии с целью их снижения имеет классификация затрат на условно-постоянные и условно-переменные.

    Условно-постоянные затраты - затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся: амортизация зданий и сооружений, расходы на управление производством и предприятием в целом, арендная плата и др.

    Условно-переменные затраты - затраты, которые изменя­ются прямо пропорционально изменению объема производст­ва. К ним относятся: сдельная заработная плата рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию и другие.[2]

     

                          1.2. Анализ структуры себестоимости продукции


    Проведем анализ структуры себестоимости продукции (работ, услуг):

    – по экономическим элементам;

    – по калькуляционным статьям затрат.

    В процессе анализа необходимо изучить структуру себестоимости по видам затрат и выявить влияние изменений структуры на динамику себестоимости.

    При этом необходимо уделить внимание тем затратам, которые занимают наибольший удельный вес в общей величине себестоимости. Выделим те статьи затрат, по которым произошел перерасход (экономия) против плановой себестоимости.

    Вычисления и результаты отобразим в приложении А.

    Статьи, которые занимают наибольший удельный вес при производстве продукции это: общезаводские расходы – 32%, сушка продукции – 26% и закупка материалов – 20%.

    По следующим статьям затрат произошел перерасход фактических затрат по сравнению с запланированными: закупка материалов и сушка древесины, но по некоторым статьям наблюдается обратная тенденция к снижению затрат, таких как закупка полуфабрикатов и цеховых расходов.

    Наибольшее влияние на изменение общей величины себестоимости оказали следующие затраты: закупка полуфабрикатов и основных материалов.

    Структуру себестоимости изобразим на диаграммах:

                          Рис. 1. Структура себестоимости по плану

                  Рис. 2. Структура себестоимости по фактическим данным


    Глава 2. Основные методы статистического анализа себестоимости


    2.1. Оценка выполнения плана и динамики себестоимости продукции

    индексным методом (на примере деревообрабатывающего цеха)


    Себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме затраты предприятия-изготовителя, связанные с производством и реализацией продукции. При этом различают себестоимость всей произведенной продукции, т.е. общую величину затрат на ее производство, и себестоимость единицы продукции. Себестоимость единицы продукции может быть индивидуальной, если определяется для единичного изделия и средней, вычисляемой делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

    Определим индивидуальные индексы, характеризующие изменение себестоимости отдельных изделий или работ (услуг) за разные периоды времени:

    – изменение себестоимости продукции, предусмотренное планом:

    ;

    – фактическое изменение себестоимости продукции:

    ;

    – отклонение фактической себестоимости от плановой:

    ;

    Разность между знаменателем и числителем индексов представляет собой соответствующую экономию от снижения себестоимости единицы продукции. При определении общей суммы экономии от снижения себестоимости продукции необходимо учесть объем ее производства.

    Экономия (перерасход) от снижения (увеличения) себестоимости:

    -   плановая ;

    -   фактическая;

    -   сверхплановая ,

    где,, – себестоимость единицы продукции данного вида за отчетный, базисный и плановые периоды, руб.;

    , – выпуск продукции фактически за отчетный период и по плану, шт.

    Исходные данные представим в таблице 1.

                                                                                                            Таблица 1.

    Объем выработанной продукции

    Наименование продукции

    Выпуск ТП

    Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

    Оптовая цена единицы продукции,

    за I квартал, м3

    тыс. руб.

    2 год

    1 год

    2 год

    2 год

    План

    Факт

    Факт

    План

    Факт

    План

    Факт

    1. Клин

    200

    197,8

    187,6

    186,4

    170,3

    190

    180

    2. Строганный погонаж

    117

    123,2

    165,2

    153,4

    148,1

    160

    165


    Итоги вычислений в таблице 2.

    Таблица 2

    Продукция

    Индекс себестоимости продукции, %

    Экономия от снижения себестоимости продукции, руб.

    плановый

    фактический

    фактический от планового

    плановый

    фактический

    сверхплановая

    Клин

    99,36%

    90,78%

    91,36%

    -240,000

    -0,087

    -3184,58

    Строгальный погонаж

    92,86%

    89,65%

    96,54%

    -1380,600

    -0,139

    -652,96


    Предполагаемое снижение себестоимости продукции 0,64% на клин и 7,14 % на строгальный погонаж. Экономия от снижения себестоимости единицы продукции по плану составляет 240 и 1380 рублей соответственно.

    Фактическое снижение себестоимости 9,22 % на клин и 10,35 % на погонаж, фактическая экономия составила 0,087 и 0,139 рублей соответственно.

    Индекс выполнения плана по себестоимости равен 91,3% и 96,54%. Значит план не выполнен по снижению себестоимости на 8,7% и 3,46%. Общая сумма экономии для сверхплана составила 3184 и 652,96 рубля соответственно.

    Вычислим общие индексы, характеризующие динамику себестоимости сравнимой товарной продукции, состоящей из нескольких видов продукции или ее разновидностей:

    – Предусмотренное планом задание по снижению себестоимости сравнимой продукции определяется индексом планового задания по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции:

    ;

    – Оценка выполнения плана по снижению себестоимости продукции производится с использованием индекса выполнения плана по снижению себестоимости продукции:

    ;

    – индекс фактической динамики себестоимости продукции:

    ;

    Этот индекс используется для изучения динамики себестоимости сравнимой (производившейся в отчетном и базисном периодах) продукции, выпускаемой отдельными предприятиями.

    – экономия от снижения себестоимости сравнимой продукции:

    -   плановая;

    -   фактическая;

    -   сверхплановая.

    Так как анализ проводится в данном случае по одному виду продукции, то индивидуальные индексы равны общим.

    Результаты вычислений представлены в таблице 3.


    Таблица 3.

                                                          Общие индексы и экономия от снижения себестоимости продукции

    Продукция

    Индекс себестоимости продукции, %

    Экономия от снижения себестоимости продукции, руб.

    плановый

    фактический

    фактический от планового

    плановый

    фактический

    сверхплановая

    Клин

    99,36%

    90,78%

    91,36%

    -240,000

    -0,087

    -3184,58

    Строгальный погонаж

    92,86%

    89,65%

    96,54%

    -1380,600

    -0,139

    -652,96


    Ввиду постоянного обновления продукции доля сравнимой продукции может быть незначительной, поэтому при планировании и анализе себестоимости применяют показатель затрат на 1 руб. товарной продукции, при этом учитывается вся продукция, а не только сравнимая. Определим затраты на рубль товарной продукции:

    -   по плану для запланированного объема и состава продукции:

    ;

    -   по плану для фактического объема и ассортимента продукции:

    ;

    -   фактические затраты на 1 руб. товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия:

    ;

    -   фактические затраты на 1 руб. товарной продукции в оптовых ценах предприятия, принятых в плане:

    ,

    где – плановые затраты на выпуск запланированной товарной продукции.;

    ,  – фактически выпущенная товарная продукция по плановой и фактической себестоимости;

     – стоимость запланированной товарной продукции в плановых оптовых ценах;

    , – стоимость фактически выпущенной товарной продукции в ценах, принятых в плане и действующих оптовых ценах.

    Результаты вычислений в таблице 4:

    Таблица 4.

    Затраты на 1 рубль товарной продукции (в руб.)


    Клин

    0,20

    0,20

    0,20

    0,18

    Погонаж

    0,12

    0,12

    0,12

    0,11


    Затраты на 1 рубль ТП по плану на запланированный и фактический объем равны фактическим затратам на руб. ТП в действующих оптовых ценах предприятия и составили 0,20руб./руб. и 0,12руб./руб. соответственно, т. е. на 1 руб. ТП приходится 0,80 и 0,88 руб. прибыли.

    Фактические затраты на рубль ТП в оптовых ценах предприятия принятых в плане равны 0,82 и 0,89 рубля.

    Динамика этих затрат характеризуется индексами, позволяющими выделить степень влияния различных факторов:

    -   индекс соотношения фактических и плановых затрат, учитывающий влияние всех факторов:

    =100%

    Затраты в общем объеме не изменятся.

    -   индекс затрат, учитывающий влияние изменения себестоимости единицы продукции (клин, погонаж):

    =91,4% и 96,5 %

    Изменение себестоимости приведет к уменьшению затрат на 8,6и 3,5%.

    -   индекс затрат, характеризующий влияние изменения состава и ассортимента продукции:

    =100%

    Изменение состава и ассортимента не приведет к изменению затрат.

    -   индекс, учитывающий влияние оптовых цен на общую динамику фактических затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с планом (клин, погонаж):

    =1,095 и 1,036%

    Влияние оптовых цен на общую динамику фактических затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с планом не благоприятное, видим увеличение на 0,095% и 0,036% на соответствующую продукцию.

    при этом =1.

    Вычисленные затраты на 1 руб. товарной продукции позволяют выявить в абсолютном выражении экономию фактических затрат на 1руб. товарной продукции по сравнению с планом:

    =0

    в том числе за счет изменения (клин, погонаж):

    - себестоимости =0,

    - ассортимента =-0,017 и -0,004,

    - оптовых цен =0,017 и 0,004.

    Таким образом, за счет изменения себестоимости затраты не изменяться, за счет изменения оптовых цен затраты уменьшатся на 0,017 и 0,004 рубля на продукцию, изменение ассортимента приведет к увеличению затрат.

     

                    2.2. Анализ себестоимости продукции в динамике

     

    Для выполнения анализа себестоимости продукции в динамике в качестве исходной информации примем помесячные значения себестоимости единицы продукции за два года в сопоставимых ценах и представим их в таблице 5.



    Таблица 5.

    Помесячные значения себестоимости единицы продукции за 2 года

    Год, месяцы

    Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

    1 год

     

    Январь

    649

    Февраль

    648

    Март

    646

    Апрель

    647

    Май

    648

    Июнь

    650

    Июль

    649

    Август

    648

    Сентябрь

    647

    Октябрь

    639

    Ноябрь

    645

    Декабрь

    678

    2 год

     

    Январь

    670

    Февраль

    669

    Март

    671

    Апрель

    668

    Май

    667

    Июнь

    668

    Июль

    670

    Август

    664

    Сентябрь

    666

    Октябрь

    664

    Ноябрь

    650

    Декабрь

    648


    Вариацию себестоимости единицы продукции характеризуется следующими показателями:

    – средний уровень

    = 657,042

    – размах вариации показывает в каких пределах изменяется признак

    = 32 тыс. руб.

    – среднее линейное отклонение учитывает отклонение средней по модулю

    = 0 руб.

    – дисперсия – средний квадрат отклонений варианта признака от их средней величины

    = 124,123 руб.2

    – среднее квадратическое отклонение показывает отличие в среднем от среднего значения

    = 11,141 руб.

    – коэффициент вариации характеризует в относительном выражении вариацию признака относительно средней

     = 1,696 %

    где y – помесячные значения себестоимости единицы продукции, руб.;

     – максимальное и минимальное значения себестоимости единицы продукции в совокупности;

    n – количество значений себестоимости единицы продукции.

    Так как коэффициент вариации меньше 30%, то совокупность можно считать достаточно однородной.

    Построим ряд динамики абсолютных значений себестоимости единицы продукции по кварталам, то есть применим метод укрупнения интервалов. Преобразованные ряды динамики из суммарных величин лучше выражают тенденции себестоимости. Исходные данные и полученные результаты приведены в приложении Б.

    Показатели ряда динамики рассчитываются следующим образом:

    Абсолютный прирост определяется как разность уровней ряда и выражается в единицах измерения показателей ряда. Различают цепные и базисные показатели. Цепные – когда уровни сравниваются с уровнем предыдущего периода, а базисные – уровень сравнивается с уровнем принятым за базу.

    - цепной;

    - базисный (накопленный);

    где,  – начальный уровень ряда динамики и уровень себестоимости единицы продукции в i-м квартале.

    Темпы роста – это отношение уровней ряда одного периода к другому. Они показывают как изменился показатель.

    -   цепной ;

    -   базисный .

    Темпы прироста дают относительную оценку значения абсолютного прироста по сравнению с первоначальным уровнем; показывают на сколько процентов увеличились размеры явлений за изучаемый период времени.

    -   цепной  или ;

    -   базисный  или .

    Показатель абсолютного значения 1% прироста служит оценкой значимости веса 1% прироста. Он равен частному от деления абсолютного прироста за определенный период на темп прироста за тот же период, выраженный в процентах.

    Произведем расчет средних показателей ряда динамики:

    -   средний абсолютный прирост

     = 0,9 руб.


    То есть в среднем за квартал себестоимость увеличивалась на 0,9 руб.

    - при анализе развития явления часто возникает потребность дать обобщенную характеристику интенсивности развития за длительный период. Определяем средние темпы роста как средние геометрические:

     = 100,14%

    Это означает, что в среднем за квартал себестоимость увеличилась в 1 раз.

     - средний темп пророста

     = 0,14%

    где m – число коэффициентов роста; n – число уровней ряда динамики.

    То есть в среднем за квартал себестоимость росла на 0,14%.

    Таким образом, по абсолютным приростам и темпам роста можно сделать вывод, что себестоимость продукции по кварталам изменялась скачкообразно. Темпы прироста за рассматриваемый период тоже различны: имеются как положительные, так и отрицательные значения. По средним показателям ряда можно сказать, что за весь наблюдаемый период (2 года) наблюдается повышение себестоимости.

     

    Выявление основной тенденции ряда динамики себестоимости

    продукции


    Выявление основной тенденции развития является важной задачей при анализе рядов динамики. В некоторых случаях общая тенденция развития объекта ясно отображается уровнями ряда динамики, например, когда наблюдается систематическое снижение или рост уровней ряда. В других случаях уровни ряда претерпевают различные изменения и можно говорить лишь об общей тенденции.

    Построим ряд динамики помесячных значений себестоимости единицы продукции. За колебаниями ежемесячных значений может не просматриваться общая тенденция динамики, поэтому для её выявления воспользуемся следующими статистическими методами:

    - Укрупнение интервалов. Рассматриваемый период разобьем на 8 интервалов – кварталов. Укрупненные кварталы представлены в приложении В. Построим 2 графика по помесячным значениям себестоимости и по укрупненным интервалам.

                                   Рис. 1. Значения себестоимости по месяцам

    Рис. 2. Значения себестоимости по кварталам


    Укрупнив интервалы с помесячными значениями, получили более усредненную линию значений, которая отражает не только основную тенденцию, но и то, что в 5 квартале каждого года наблюдается понижение себестоимости по сравнению с другими кварталами.

    - Метод скользящей средней. Суть метода состоит в замене абсолютных данных средними арифметическими за определенные периоды. Расчет средних ведется способом скольжения, т.е. постепенным исключением из принятого периода скольжения первого уровня и включением следующего.

    Интервал скольжения может быть нечетный (5,7,…) и четный (4,6,…). Нахождение скользящей средней по четному числу членов осложняется тем, что средняя может быть отнесена только к середине между двумя датами. Чтобы ликвидировать этот сдвиг, применяется центрирование, т.е. расчет средней из двух промежуточных сумм.

    Интервал скольжения возьмем 5. Результаты вычислений представим в таблице 6.

    Таблица 6
       Скользящие средние значения себестоимости единицы продукции

    Год, месяцы

    Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

    Пятимесячные скользящие суммы

    Пятимесячные скользящие средние

    Январь

    649

     

     

    Февраль

    648

     

     

    Март

    646

     

    647,6

    Апрель

    647

     

    647,8

    Май

    648

    3238

    648

    Июнь

    650

    3239

    648,4

    Июль

    649

    3240

    648,4

    Август

    648

    3242

    646,6

    Сентябрь

    647

    3242

    645,6

    Октябрь

    639

    3233

    651,4

    Ноябрь

    645

    3228

    655,8

    Декабрь

    678

    3257

    660,2

    Январь

    670

    3279

    666,6

    Февраль

    669

    3301

    671,2

    Март

    671

    3333

    669

    Апрель

    668

    3356

    668,6

    Май

    667

    3345

    668,8

    Июнь

    668

    3343

    667,4

    Июль

    670

    3344

    667

    Август

    664

    3337

    666,4

    Сентябрь

    666

    3335

    662,8

    Октябрь

    664

    3332

    658,4

    Ноябрь

    650

    3314

     

    Декабрь

    648

    3292

     

    Данную таблицу используем для построения графиков по месячным значениям себестоимости и по методу скользящей средней, представим графики на рис. 3.

                                Рис. 3. Метод скользящей средней


    Данный метод приводит к аналогичным выводам об общей тенденции себестоимости к повышению и об ее понижении в пятом квартале.

    - Аналитическое выравнивание. Является наиболее эффективным способом выявления основной тенденции динамики и может быть осуществлено по любому рациональному многочлену. Для выравнивания ряда динамики по прямой воспользуемся следующим уравнением:

    .

    Для нахождения параметров  и  по методу наименьших квадратов строится система нормальных уравнений:

    где у – исходные уровни ряда динамики;

    n – количество членов ряда;

    t – показатель времени, который обозначается порядковыми номерами.

    Зададим значения t таким образом, чтобы , тогда система уравнений примет вид:

     ,

    Результаты вычислений представлены в таблице П 3. Тогда можно вычислить:

     = 657,04,  = 0,81.

    Таким образом, уравнение имеет вид:

    =657,04 + 0,81t

    Построим в одних осях прямую, описываемую данным уравнением и кривую фактических значений, представим это на рис.4.

                            Рис. 4. Аналитическое выравнивание по прямой

    Данный рисунок подтверждает общую тенденцию к повышению себестоимости.

    Построив уравнение динамики, проведем оценку его надежности, используя критерий Фишера:

    = 163,8

    где – факторная дисперсия, = 657,04

     – остаточная дисперсия, = 88,24

     – число параметров уравнения, описывающего основную тенденцию (для уравнения прямой ).

    Сравним фактический критерий Фишера с теоретическим (табличным) значением, которое равно при α = 0,05 19, α = 0,01 99.

    Так как фактический критерий Фишера меньше, то построенная модель неадекватна фактической временной тенденции.

    Основная тенденция (тренд) показывает, как воздействуют систематические факторы на уровень ряда динамики. Колеблемость уровней ряда около тренда служит мерой воздействия остаточных факторов. Ее можно найти по формуле среднего квадратического отклонения:

    = 9,81 тыс. руб.

    Относительной мерой колеблемости уровней эмпирического ряда относительно тренда является коэффициент вариации:

    = 0,014933

    Колеблемость от линии тренда составляет 9,81 руб. или 1,4%. Так как коэффициент вариации меньше 30%, то значения уровней ряда достаточно однородны.

    Используя уравнение динамики, выполним экстраполяцию себестоимости единицы продукции на следующий временной период. Экстраполяция – нахождение уровней за пределами изучаемого ряда, т.е. продление ряда на основе выявленной закономерности изменения уровней в изучаемый отрезок времени.

    Можно использовать следующие методы экстраполяции:

    – на основе средних характеристик данного ряда динамики: среднего абсолютного прироста и среднего темпа роста;

    – аналитическое выравнивание ряда, при этом достаточно продолжить значение независимой переменной – времени.

    Воспользуемся вторым методом. Для этого возьмем значение t =13, для которого себестоимость равна 667,62.

    При составлении прогноза оперируют интервальной оценкой, определяя доверительные интервалы прогноза. Величина доверительного интервала определяется:

    = ± 4,15 при =0,05

    = ± 5,64 при = 0,01

    где – среднее квадратическое отклонение от тренда;

     – табличное значение t-критерия Стьюдента при уровне значимости .

     при =0,05 равен 2,074, при 0,01 – 2,819.

    Из величины доверительного интервала при =0,05 можно сделать вывод, что при t =13 себестоимость будет находиться в интервале от 663,47 до 673,26 руб.

     

        2.4. Исследование влияния факторов на себестоимость продукции


    Изучение взаимосвязей – одна из важнейших задач экономико-статистического анализа. Статистика различает компонентные и факторные связи.

    Компонентные связи характеризуются тем, что изменение статистического показателя определяется изменением компонентов, входящих в этот показатель как множители. Например, динамика затрат на 1 руб. товарной продукции зависит от динамики себестоимости и объема производства продукции, а также ее цены, что можно показать в виде взаимосвязи индексов:

    .

    Факторные связи проявляются в согласованной вариации изучаемых показателей. При корреляционной факторной связи изменение результативного признака y обусловлено не полностью влиянием факторного признака х, а лишь частично, так как возможно влияние других факторов. При изучении корреляционной связи решаются следующие основные задачи:

    -   выделение основных причинно-следственных связей между изучаемыми показателями;

    -   построение модели;

    -   оценка линии регрессии;

    -   измерение тесноты связи, т.е. определение роли изучаемого фактора в формировании результативного признака;

    -   проверка существенности связи, т.е. доказательство неслучайного характера выявленных закономерностей связи.

    Статистика разработала много методов изучения факторных связей: графический, метод аналитических группировок, корреляционно-регрессионный анализ. Рассмотрим их подробнее.

     

    2.5. Выбор факторов, влияющих на себестоимость продукции

    графическим методом


    Отберем фактор производительности, который на первый взгляд могут оказывать влияние на себестоимость продукции: количество продукции и производительность труда. Данные представлены в таблице 7.

    Таблица 7

    Влияние производительности на себестоимость продукции

    Помесячное значение себестоимости продукции, руб.

    Производительность труда на 1 рабочего, тыс. руб./.раб.

    646

    58

    647

    61

    648

    90

    664

    94

    639

    96

    649

    97

    648

    102

    648

    139

    650

    141

    647

    146

    645

    150

    649

    166

    650

    167

    678

    206

    668

    211

    671

    216

    648

    220

    669

    230

    670

    235

    667

    282

    666

    310

    668

    318

    664

    350

    670

    380


    Построим корреляционные поля и линии тренда – рис. 5:

                     Рис. 5. Корреляционные поля и линии тренда

    По данным рисункам можно сделать вывод, что себестоимость находиться в прямой зависимости от производительности и в обратной от количества продукции.

        2.6. Оценка влияния факторов методом аналитической группировки


    На этапе обоснования модели при построении аналитической группировки решается задача определения числа групп и границ интервалов. При равных интервалах целесообразно увеличивать число групп до тех пор, пока линия групповых средних сохраняет плавный характер и существенно не искажается случайными скачками. Построим аналитическую группировку.

    В качестве факторного признака воспользуемся количеством продукции. Возьмем 5 разных по длине интервалов с равным количеством наблюдений. Представим результаты вычислений в таблице 8.

    Таблица 8

    Аналитическая группировка себестоимости единицы продукции

    по производительности


    Группы по факторному признаку

    Среднее значение  себестоимости единицы продукции в группе

    Численность,

    54-119

    648,71

    7

    120-185

    648,17

    6

    186-251

    667,33

    6

    252-317

    666,50

    2

    318-…

    667,33

    3


    Построим график групповых средних совместно с соответствующей эмпирической линией:

                Рис. 6. Аналитическая группировка по производительности


    Методика измерения тесноты связи в аналитической группировке вытекает из правила сложения дисперсий:

    .


    Общая дисперсия  характеризует вариацию результативного признака (у) от всех влияющих на него факторных признаков:

     или ,

    где n – численность совокупности.

    Групповые дисперсии  и средняя из групповых  характеризуют вариацию результативного признака у от всех факторных признаков, кроме признака х, по которому построена группировка:

    ;,

    гдеj – порядковый номер значения признака в i-й группе.

    Межгрупповая дисперсия  характеризует вариацию результативного признака от признака, положенного в основание группировки:

    .

    Отсюда можно получить относительный показатель – дисперсионное отношение – показывающий удельный вес вариации, связанной с группировочным признаком в общей дисперсии:

    .

    Тесноту связи характеризует эмпирическое корреляционное отношение:

    ; ,  – связь слабая.

     – связь тесная.

    Определив тесноту связи, необходимо убедиться, что связь эта не случайна, т.е. провести проверку существенности связи. Для этой цели может быть использован критерий Фишера (F – критерий):


     или ,

    , ,

    где  – расчетное значение критерия Фишера;

    n – число единиц совокупности;

    m – количество групп.

    Если , то существенность связи подтверждается, где  – критическое значение критерия Фишера, которое находится по таблицам.

    Результаты расчетов по двум аналитическим группировкам ведем таблицу 9.

    Таблица 9

    Расчет показателей по аналитическим группировкам

    Расчитанные показатели

    Номер интервала

    Аналитическая группировка

    Среднее значение ряда распределения


    175,3089619

    Внутригрупповая дисперсия

    1

    47,03

    2

    190,01

    3

    81,40

    4

    0,94

    5

    6,22





    Дисперсия средняя из групповых


    82,43

    Межгрупповая дисперсия

    87,09

    Общая дисперсия

    169,52

    Дисперсионное отношение

    0,51

    Эмпирическое корреляционное отношение

    0,72

    К1

    4

    К2

    19

     к2/ к1

    5,02

     

    при α 0,05

    2,9

    при α 0,01

    4,5


    Из полученных данных видно, что при производительности труда рабочих в качестве факторного признака η = 0,72 а это близко к 0,76, значит связь тесная. Таким образом, на результативный признак оказывает влияние производительность труда работников. Этот признак будем использовать в дальнейших исследованиях.

                          2.7. Корреляционно-регрессионный анализ


    Корреляционно регрессионный анализ – комплекс методов, основанный на построении регрессионной модели. Наиболее разработанной в статистике является методика парной корреляции, рассматривающая влияние одного факторного признака (x) на результативный (y).

    Выполним такой анализ для производительности труда. Анализ будем проводить для случая линейной связи:

    .

    Найти теоретическое уравнение связи – значит определить параметры прямой  и . По методу наименьших квадратов система нормальных уравнений имеет вид:

    ,

    гдеn – численность совокупности.

    Решив эту систему, получим: а1=0,09, а0= 640,79.

    Уравнение связи примет вид: yx=640,79+0,09x

    Вычисленные параметры  и  позволяют получить модель зависимости себестоимости продукции от выбранного фактора. Но при численности совокупности n<30 необходима проверка параметров уравнения на их типичность. Для этого можно воспользоваться t-критерием Стьюдента.

    для параметра :

    для параметра :

    ,

    где


    – среднее квадратическое отклонение y от теоретических значений ;

    – среднее квадратическое отклонение факторного признака x от общей средней .

    Критические значения критерия Стьюдента с учетом принятого уровня значимости α и числа степеней свободы k представлены в таблице 10.

    Таблица 10

    Теоретическое значение критерия Стьюдента

    tα,k

    α=0,05

    2.074


    α=0,1

    1.717


    Параметры  и  признаются типичными, если фактические значения критерия ,  больше критических , которые получают по таблице Стьюдента с учетом принятого уровня значимости a и числа степеней свободы k. Фактически  признается типичным, т.к. из оно больше критического,  признается не типичным.

    Параметр  называется коэффициентом регрессии. Он показывает, как изменяется в среднем y при увеличении x на единицу. На основе этого параметра вычисляется коэффициент эластичности, который показывает изменение результативного признака при изменении факторного на 1%:

    = 0,02%


    Это значит, что при увеличении производительности труда на 1% себестоимость увеличивается на 0,02%.

    В тех же осях, где построены эмпирическая кривая и кривая групповых средних, построим теоретическую линию связи  и визуально сопоставим, насколько точно теоретическая кривая  описывает эмпирическую , рис. 7.

                      Рис. 7. Корреляционно-регрессионный анализ

    Теоретическая прямая, как и кривая групповых средних указывает на обратную связь между факторным и результативным признаком. Посчитаем показатели тесноты связи:

    -   общая дисперсия, измеряющая общую вариацию результативного признака за счет действия всех факторов:

    = 124,12 тыс.руб2 ;

    -   факторная дисперсия, измеряющая общую вариацию результативного признака за счет действия факторного:

    = 61,88 тыс. руб2;

    -    остаточная дисперсия, характеризующая вариацию y за счет всех факторов, кроме x:

    = 62,24 тыс. руб2 ;

    Тогда по правилу сложения дисперсий:

     = 0,002+0,015 = 124,12 тыс. руб2 .

    Коэффициент детерминации показывает удельный вес вариации результативного признака, линейно связанной с вариацией факторного признака:

    = 0,50.

    Для измерения тесноты связи при любой ее форме применяется индекс корреляции:

     R = 0,71

     – связь отсутствует,  – связь полная, функциональная

     – связь слабая,  – связь тесная.

    В нашем случае связь тесная.

    Для линейной формы связи удобно пользоваться линейным коэффициентом корреляции, показывающим не только тесноту, но и направление связи:

     – связь обратная,  – связь прямая

     – связь отсутствует,  – связь полная

    Так как r = 0,71, то связь прямая.

    Проверка существенности связи в корреляционно-регрессионном анализе производится по тем же критериям, что и в аналитической группировке. При использовании таблиц критических значений критерия Фишера, фактическое (расчетное) значение критерия вычисляется:

    =22,86

    = 1

    =24 – 2 = 22

    Fкр

    а = 0,05

    4,32


    а = 0,01

    8,02


    Так как Fр<Fкр, то существенность связи подтверждается.

                                                         Заключение


    Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

    Величина себестоимости производства зависит от цены ресурсов, рациональности их комбинаций и количества применяемых ресурсов. Она является функцией технологии и организации производства.

    Каждое предприятие независимо от форм собственности разрабатывает ряд мероприятий по снижению затрат и получению наиболее высокой прибыли от реализации предметов своей деятельности.

    Основные факторы снижения себестоимости продукции: повышение технического уровня производства; улучшение организации труда и производства; изменение объема и структуры производственной продукции; управление затратами на производство и реализацию продукции с помощью прямой и обратной связи.

    Данная курсовая работа показывает важность и необходимость применения анализа себестоимости в деятельности предприятия. Современное состояние анализа можно охарактеризовать, как довольно основательно разработанную в теоретическом плане науку.

    Важнейшим показателем, характеризующим работу промышленного предприятия, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

    Анализ себестоимости продукции, работ, услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции. На основании теоретических и практических разработок, изложенных в данной курсовой работе, можно сделать некоторые выводы:

    - Себестоимость продукции - один из основных показателей, характеризующий уровень организационно-технического развития предприятий, качество, результаты деятельности, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

    - Перспективы развития анализа в теоретическом и практическом направлении тесно связаны с развитием смежных наук, в первую очередь математики, статистики, бухгалтерского учета и др.

    - Анализ себестоимости по статьям затрат дает возможность установить динамику отдельных статей и ее влияние на себестоимость продукции. Результат анализа позволяет видеть, под влиянием каких статей расходов сформировался тот или иной уровень себестоимости, в каких направлениях необходимо вести борьбу за снижение себестоимости.

    - Наиболее тщательно должны анализироваться непроизводительные расходы и потери. Только повседневный контроль таких расходов и потерь, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда.

    - Соблюдение режима экономии повышает экономическую эффективность производства, увеличивает прибыль и расширяет возможности материального стимулирования.

    Для изучения себестоимости продукции в курсовой работе были применены основные статистические методы: группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, а также метод сопоставления.

    Снижение себестоимости возможно в нескольких направлениях. Необходимо сокращать затраты на основные материалы, сушку продукции, производственные затраты, улучшать использование времени работы оборудования, сокращать затраты на обслуживание и управление производством и внепроизводственные затраты. Эти направления реализуются с помощью повышения технического уровня производства, совершенствования организации производства и труда, снижения расходов по сбыту продукции, более эффективного использования сырья, топлива, энергии, а также снижения потерь от брака и простоев.

     Список литературы


    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г.).

    2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 6 октября 2002 г. № 127 – Ф3 (с изм. и доп.).

    3. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 33н).

    4. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анали­за: Учебник, - М.: Финансы и статистика, 2001. - 416с.

    5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. - М.: Финансы и статистика – 2002. –208с: ил.

    6. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Экономика: Учебное пособие. - М.: Издательство РИОР, 2009. - 88с.

    7. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. Т.1. – К.: Ника-Центр, 1999. – 592с.

    8. Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. Т.2. – К.: Ника-Центр, 1999. – 512с.

    9. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2000. – 296с.

    10. Вой­тов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономи­ки): Учебник. - 8‑е перераб. и доп. - М.:  Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - 600с.

    11. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. Маркетинг. Менеджмент. Право: Учебное пособие. - М.:ЭКМОС, 2002. – 514с.

    12. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 397с.

    13. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательство «Бухгалтерский учёт», 2002. – 528с.

    14. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник/ Н.Л. Зайцев. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2000. - 358с.

    15. Ковалев В.В. Финансовый анализ - М.: Финансы и статисти­ка, 2000. - 511с.

    16. Коробейников О.П., Хавин Д.В., Ноздрин В.В. Экономика предприятия. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2003. – 233с.

    17. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости продукции - М.: Аналитика-Пресс, 1999. – 351с.

    18. Полтерович В. Экономическое развитие и хозяйственный механизм. – М.: Наука, 2001. – 312с.

    19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – 688с.

    20. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М», 2003. - 344с.

    21. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 479с.

    22. Степочкина Е.А. Планирование бизнеса и внутрифирменное управление. - Волгоград: Изд-во ВОЛГУ, 2002. – 219с.

    23. Хутинская Г.И. Концептуальные основы управления затратами // Менеджмент в россии и за рубежом, 2002. - №4.

    24. Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 352с.

    25. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового ана­лиза - М.: Инфра - М., 2001. - 208с.

    26. Шеремет А. Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия // Бухгалтерский учет, 2003. - № 13.

    27. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –527с.




     

    [1] Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С316.

    [2] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – С.410-415.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Статистический анализ себестоимости продукции ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.