Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Теоретические аспекты управления прибылью на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Теоретические аспекты управления прибылью на предприятии
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:21:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание



    Введение. 3

    Глава 1. Теоретические аспекты управления прибылью на предприятии. 5

    1.1. Сущность и методы планирования прибыли. 5

    1.2. Методы управления прибылью предприятия. 12

    Глава 2. Управление прибылью предприятия на примере ООО «Эталон». 24

    2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Эталон». 24

    2.2. Анализ состава и динамики прибыли предприятия. 27

    Глава 3. Направления совершенствования в управлении прибылью ООО «Эталон»  31

    Заключение. 37

    Список литературы.. 38

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение


    Любая фирма, прежде чем начать производство, должна четко представлять, на какой финансовый результат она может рассчитывать. Для этого необходимо изучить спрос и определить, по какой цене будет продаваться продукция, и сравнить предполагаемые доходы с затратами, которые предстоит понести.

    Преодоление кризисной ситуации в России, рыночная экономика и новые формы хозяйствования обуславливают решение новых проблем, одной из которых на сегодня является обеспечение прибыльности и экономической стабильности развития предприятия.

    В  современных  условиях  повышается  самостоятельность  предприятия  в      принятии  и  реализации  управленческих  решений,  их  экономическая      и  юридическая  ответственность  за  результаты  хозяйственной  деятельности.  Объективно  возрастает  значение  прибыльности  хозяйствующих субъектов. 

    В этих условиях руководитель предприятия не может рассчиты­вать только на свою интуицию и примерные прикидки в уме. Управ­ленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем анализе финансового состояния. Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор, пока не обоснована его экономи­ческая целесообразность.

    Таким образом, вопрос управления прибылью является первоочередным в обеспечении эффективности функционирования предприятия в целом. Исходя из вышесказанного целью данной работы является изучение теоретических аспектов управления прибылью и разработка мероприятий по повышению эффективности управления прибылью на предприятии.

    На основе анализа среднего уровня прибыли можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

    В свою очередь прибыльность производственной, коммерческой, финансовой и других ви­дов хозяйственной деятельности зависят от разнообразных факторов, находящихся в разной степени связи между собой и итоговыми показателями.

    Их действие и взаимодействие различны по своей силе, характеру и вре­мени. Причины или условия, порождающие эти факторы, также различны. Не вскрывая и не оценивая направление, активность и время их действия, нельзя обеспечить эффективность управления.

    Данная проблема является особенно актуальной в настоящее время, в связи с последствиями мирового финансового кризиса.

    Исходя из вышесказанного, целью данной работы является изучение теоретических аспектов управления прибылью и разработка мероприятий по управлению прибылью предприятия.

    Для достижения указанной цели был сформулирован ряд задач:

    – рассмотреть сущность и методы планирования прибыли;

    – определить методы управления прибылью предприятия;

    – предоставить краткую характеристику предприятия ООО «Эталон»;

    – провести анализ состава и динамики прибыли предприятия;

    – разработать направления совершенствования управления прибылью ООО «Эталон.

    Объектом исследования является предприятие ООО «Эталон».

    Предмет анализа – система управления прибылью.



     






    Глава 1. Теоретические аспекты управления прибылью на предприятии

    1.1. Сущность и методы планирования прибыли

    Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе целей предприятия. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, и поэтому возможны различные ее определения, интерпретации, представления. В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли. Два из них – с условными названиями: экономический и бухгалтер­ский – можно рассматривать как базовые.[1]

    Суть экономического подхода такова: прибыль (убыток) – это при­рост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчет­ном периоде. Будем называть прибыль, исчисленную по данному ал­горитму, экономической. Приведенное определение выглядит весьма привлекательным; сложность лишь в том, как его наполнить количе­ственно, т. е. как рассчитать прибыль. Несложно сообразить, что экономическую прибыль можно исчислить либо на основе динамики рыночных оценок капитала (т. е. только для компаний, котирующих свои ценные бумаги на биржах, – именно в этом случае можно полу­чить более или менее объективные данные об изменении капитала собственников), либо по данным ликвидационных балансов на нача­ло и конец отчетного периода.

    Согласно бухгалтерскому подходу, прибыль (убыток) есть положительная (отрицатель­ная) разница между доходами коммерческой организации, понимае­мыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и ее расхо­дами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала. Поскольку понятия доходов и расходов могут быть определены как по существу (логика сущностного опре­деления была сделана в предыдущем разделе), так и количественно (данные о доходах и расходах аккумулируются в системе учета), приведенное определение гораздо менее схоластично и представляет­ся приемлемым для практического использования. Исчисленную та­ким образом прибыль и называют бухгалтерской.[2]

    Оба рассмотренных подхода в принципе не противоречат друг другу; более того, экономический под­ход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский – для понимания логики и порядка ее практического исчисления.

    Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее фор­мирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли.[3]

    Источниками информации для анализа прибыли являются учетные данные, формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли и др.

    Прибыль как основная форма денежных накоплений представляет собой разницу между выручкой от продажи по соответствующим ценам и полной себестоимостью. Отсюда рост прибыли зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции.[4]

    Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия:

    – прибыль от продажи продукции и товаров;

    – прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

    – прибыль от реализации основных средств;

    – прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;

    – прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;

    – прибыль (убыток) от внереализационных операций.[5]

     Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов , но и , обеспечивающий максимальную прибыль.

    Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

    Выделяют несколько методов анализа и планирования прибыли. Главные из них – метод прямого счета и аналитический.

    Метод прямого счета наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от продажи продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

                                                П = (В × Ц) – (В × С),                                       (1)

    где П – плановая прибыль;

    В – выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

    Ц – цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

    С – полная себестоимость единицы продукции.[6]

    Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в планируемом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.

    Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

    Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:

                                               Прн = В рн - С рн ,                                             (2)

    где, В рн – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов , торговых и сбытовых скидок),

    П рн – планируемая прибыль по продукции , подлежащей реализации в предстоящем периоде;

    С рн – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.[7]

    Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется , как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

                                        Прп = П о1 + Птп - П о2,                                         (3)        

    где    П рп – прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

    По1 – прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

    Птп – прибыль по товарной продукции , планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

    По2 – прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода.[8]

    Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

    Другая разновидность метода прямого счета – метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции , для чего необходимо располагать соответствующими данными.

    Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

    Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод по ассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течении планируемого периода является его точность.

    В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре очень трудоёмок.[9]

    Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

    При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

    ­– определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

    – исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

    – учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения ее качества и сортности, изменения ассортимента, цен и т. д. [10]

    Используя данный метод, прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Следует отметить, что при прямом методе оценки и анализа плановая прибыль определяется как общая сумма, без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом методе проявляются как положительно, так и отрицательно воздействующие на прибыль факторы.

    На изменение балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы. По степени соподчиненности ­– это факторы первого и второго порядков.

    К факторам первого порядка относятся изменения: прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг); прибыли от прочей реализации; внереализационных результатов.

    Факторами второго порядка являются изменения объема, структуры, полной себестоимости реализованной продукции, цен на реализованную продукцию; доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях; штрафов, пени, неустоек, полученных за вычетом уплаченных; прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году; поступлений долгов и дебиторской задолженности; финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др.

    Взаимосвязь факторов первого и второго порядка с балансовой прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли, а повышение – к ее снижению.[11]

    Кроме изложенных способов планирования прибыли существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчётного года определяется методом прямого счёта, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.[12]

    1.2. Методы управления прибылью предприятия


    В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от множества факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. К числу таких регулирующих процедур относятся:

    – варьирование границей отнесения активов к основным средствам;

    – ускоренная амортизация основных средств;

    – применяемая методика амортизации малоценных и быстро изнашивающихся предметов;

    – порядок оценки и амортизации нематериальных активов;

    – порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;

    – порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;

    – порядок создания резервов по сомнительным долгам;

    – своевременное списание безнадежных долгов;

    – порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;

    – состав накладных расходов и способ их распределения;

    – снижение налогов за счет использования льготного налогообложения и др.[13]

    Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются: 1. Интегрированность с обшей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности системы управления прибылью с общей  системой управления предприятием. 2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде  случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокоприбыльных финансовых вложений может вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и как следствие – существенно уменьшить размер операционной прибыли. Поэтому управление прибылью должно рассматриваться как комплексная система действий, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в результативность формирования и использования прибыли по предприятию в целом. 3. Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут  быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода  к рыночной экономике, и в первую очередь – с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия. 4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов  управленческих решений  их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием. 5. Ориентированность на стратегические  цели  развития  предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если  они  вступают  в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.[14] С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи. Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно  гармонизацию  интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия. Исходя из этой главной цели можно сформулировать систему основных задач, направленных на реализацию главной  цели  управления прибылью: 1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной  конъюктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов  предприятия и обеспечения их эффективного использования. Основными  выступают  максимально возможный уровень использования ресурсного потенциала и сложившаяся конъюнктура товарного и финансового рынков. 2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Как уже отмечалось, между этими двумя показателями существует прямо пропорциональная связь. С  учетом отношения менеджеров к хозяйственным рискам формируется  допустимый их уровень, определяющий агрессивную, умеренную (компромиссную)  или консервативную политику осуществления тех или  иных видов деятельности или проведения отдельных хозяйственных операций.  Исходя  из  заданного  уровня риска в процессе управления должен быть, максимизирован соответствующий ему  уровень прибыли. 3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в  первую очередь  реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного развития предприятия. В рамках операционной деятельности основное  внимание  должно  быть  уделено обеспечению роста прибыли за счет  расширения  объема  выпуска  продукции  и освоения новых перспективных ее видов. 4. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия. Этот уровень  при  успешной  деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, при необходимости возмещать повышенный предпринимательский  риск,  связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери. 5. Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов  за счет прибыли в соответствии с задачами развития  предприятия  в  предстоящем периоде.  Так как прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых  ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов производственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспечивающих предстоящее  развитие предприятия. При этом в самофинансировании  развития  предприятия  прибыли должна отводиться главенствующая роль. 6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости  предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию  благосостояния  собственников в перспективном периоде. Темп возрастания рыночной стоимости в  значительной степени определяется уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде. Каждое предприятие исходя из  условий и задач хозяйственной деятельности само  определяет  систему  критериев оптимизации распределения прибыли на капитализируемую и потребляемую ее части. 7. Обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы собственников предприятия и его наемных работников, должны с одной стороны эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой стороны – обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной зашиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечить не в состоянии.[15] Все рассмотренные задачи  управления прибылью теснейшим образом взаимосвязаны, хотя отдельные из  них  и  носят  разнонаправленный  характер (например,  максимизация  уровня  прибыли  при  минимизации  уровня   риска; обеспечение  достаточного  уровня  удовлетворения  интересов   собственников предприятия и  его  персонала;  обеспечение  достаточного  размера  прибыли, направляемой на  прирост  активов  и  на  потребление  и  т.п.).  Поэтому  в процессе управления прибылью отдельные  задачи  должны  быть  оптимизированы между собой. В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводится формированию прибыли от основной деятельности, с целью осуществления которой оно создано. Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа, т.е. некоторого фактора, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей. Существует три вида левериджа, определяемые путем перекомпановки и детализации статей «Отчета о прибылях и убытках» предприятия:

    1.  Производственный леверидж;

    2.  Финансовый леверидж;

    3.  Производственно финансовый леверидж.

    Логика такой группировки заключается в следующем: чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов - производственного и финансового характера. Они не взаимосвязаны, однако величиной и долей каждого из них можно управлять.

    Величина чистой прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью предприятия на нее оказывают влияние:

    – то, насколько рационально использованы предоставленные предприятию финансовые ресурсы;

    – структура источников средств.[16]

    Первый момент находит отражение в структуре основных и оборотных средств и эффективности их использования.

    Основными элементами себестоимости продукции являются постоянные и переменные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное соотношение переменных и постоянных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа.

    Итак, производственный леверидж – это потенциальная возможность влиять на валовый доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска.

    Второй момент находит отражение в соотношении собственных и заемных средств как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности использования последних. Использование заемных средств связано для предприятия с определенными, порой значительными издержками. Каково должно быть оптимальное сочетание собственных и привлеченных долгосрочных финансовых ресурсов, как оно повлияет на прибыль? Эта взаимосвязь характеризуется категорией финансового левериджа.[17]

    Таким образом, финансовый леверидж - это потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и струтуры долгосрочных пассивов.

    Исходным является производственный леверидж, представляющий собой взаимосвязь между совокупной выручкой предприятия, его валовым доходом и расходами производственного характера. К последним относятся совокупные расходы предприятия, уменьшенные на величину расходов по обслуживанию внешних долгов. Финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между чистой прибылью и величиной доходов до выплаты процентов и налогов, т.е. валовым доходом.

    Обобщающим критерием является призводственно-финансовый леверидж, для которого характерна взаимосвязь трех показателей: выручка, расходы производственного и финансового характера и чистая прибыль.

    Производственная деятельность предприятия сопровождается расходами различного вида и относительной значимости.

    В настоящее время возможны два варианта учета затрат на производство и реализацию продукции. Первый, традиционный для отечественной практики, предусматривает исчисление себестоимости продукции путем группировки расходов на прямые и косвенные. Второй вариант, широко используемый в экономически развитых странах, предполагает иную группировку затрат – на переменные и условно-постоянные по видам изделия. Основное значение такой системы учета заключается в высокой степени интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений, что в итоге позволяет гибко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия.

    Аналитическое представление рассматриваемой модели основывается на следующей базовой формуле:

                                                        S=VC+FC+GL,                                            (4)

    где, S – реализация в стоимостном выражении (выручка);

     VC – переменные расходы;

     FC – условно-постоянные расходы;

     GL – валовой доход.

    Поскольку в основу анализа заложен принцип прямо пропорциональной зависимости показателей, имеем:

                                                       VC=k+s,                    (5)

     где, k – коэффициент пропорциональности.

     Используя формулу (4), а также условие, что критическим считается объем реализации, при котором валовой доход равен нулю, имеем:

                                                         S=k*S+FC.                   (6)

     Поскольку S в этой формуле характеризует критаческий объем реализации в стоимостном выражении, поэтому, обозначив его Sm, имеем:

                                                           Sm=FC/(1-k).                                     (7)

    Формулу (6) можно представить в наглядном виде путем перехода к натуральным единицам измерения. Для этого введем следующие дополнительные обозначения:

    Q – объем реализации в натуральном выражении;

     P – цена единицы продукции;

    V – переменные расходы на единицу продукции;

    Qc – критический объем продаж в натуральных единицах.[18]

    Преобразуя формулу (4), имеем:

                                                    Qc=FC/P-V.                        (8)

     Знаменатель в формуле (8) представляет собой удельный маржинальный доход. Таким образом, экономический смысл критической точки предельно прост: он характеризует количество единиц продукции, суммарный маржинальный доход которых равен сумме условно-постоянных расходов.

     Очевидно, что формула (8) может быть легко трансформирвана в формулу для определения объема реализации в натуральных единицах ( Qi ), обеспечивающего заданный валовой доход ( GI ).

                                                  Qi = ( FC+GI )/( P-V ).            (9)

     Маржинальный доход представляет собой сумму валового дохода или валовой прибыли и условно-постоянных издержек. Эта категория основана на том, что полное поглощение все условно-постоянных расходов предусматривает списание их полной суммы на текущие результаты предприятия и приравнивается к одному из направлений распределения прибыли. В формализованном виде маржинальный доход (Dm) можно представить двумя основными формулами:

                                                    Dm=GL+FC,                 (10)

                                                      Dm=S-VC                (11)

     Приступая к анализу влияния на прибыль отдельных факторов, преобразуем формулу (10) следующим образом:

                                                      GI=Dm-FC                  (12)

     Для выполнения аналитических расчетов прибыли от продаж часто используют показатели выручки от продаж и удельного веса маржинального дохода в выручке от продаж (Dm) вместо показателя общей суммы маржинального дохода (Dm). Эти три показателя взаимосвязаны между собой:

                                                         Dy=Dm/S             (13)

     Если из этой формулы выразить сумму маржинального дохода:

                                                       Dm=S*Dy              (14)

    Если преобразовать формулу (12), то получим другую формулу определения прибыли от продаж:

                                                        GI=S*Dy-FC             (15)

     Формула (8) используется именно тогда, когда приходится считать общую прибыль от продаж при реализации предприятием нескольких видов продукции. если известны удельные веса маржинального дохода в выручке по каждому виду продукции в общей сумме выручки от продаж, то тогда Dy для общей суммы выручки просчитывается как средневзвешенная величина.[19]

     В аналитических расчетах используют еще одну модификацию формулы определения прибыли от продаж, когда известными величинами являются объем реализации в натуральном выражении и ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции. Зная, что маржинальный доход можно представить:

                                                         Dm=Q*Dc,               (16)

     где, Dc-ставка маржинального дохода в цене единицы продукции, формула (1.9) будет записана следующим образом:

                                                      GI=Q*Dc-FC              (17)

     Таким образом, для принятия управленческих решений в области увеличения прибыли от продаж, необходимо учитывать влияние следующих изменений:

    – количества и структуры проданного;

    – уровня цен;

    – уровня условно-постоянных расходов.

     Однако, вернемся к оценке производственного и финансового левериджа.

    Уровень производственного левериджа (Упл) принято измерять следующим показателем:

                                                        Упл=TGI/TQ,               (18)

    где TGI-темп изменения валового дохода, %

     TQ-темп изменения объема реализации в натуральном  выражении, %.

     Предприятие с более высоким уровнем производственного левериджа считается более рискованным с позиции производственного риска, т.е. риска неполучения валового дохода. Возникает ситуация когда предприятие не может покрыть свои расходы производственного характера.

     По аналогии с производственным левериджем уровень финансового левериджа (Уфл) измеряется показателем характеризующим относительное изменение чистой прибыли при изменении валового дохода:

    Уфл=TNI/TGI,

     где, TNI-темп изменения чистой прибыли, %;

     TGI-темп изменения валового дохода, %.

    Коэффициент Уфл имеет наглядную интерпретацию. Он показывает, во сколько раз валовой доход превосходит налогооблагаемую прибыль. Нижней границей коэффициента является единица. Чем больше относительный объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше выплаченная по ним сумма процентов, тем выше уровень финансового левериджа.[20]

    Эффект финансового левериджа состоит в том, что чем выше его значение, тем более не линейный характер приобретает связь между чистой прибылью и валовым доходом – незначительное изменение валового дохода в условиях высокого финансового левериджа может привести к значительному изменению чистой прибыли.

    С категорией финансового левериджа связано понятие финансового риска. Финансовый риск-это риск, связанный с возможным недостатком средств для выплаты процентов по долговым срочным ссудам и займам. Возрастание финансового левериджа сопровождается повышением степени рискованности данного предприятия.

    Если предприятие полностью финансируется за счет собственных средств, то уровень финансового левериджа=1. В этом случае принято говорить, что финансовый леверидж отсутствует, а изменение чистой прибыли полностью определяется изменением валового дохода, т.е. производственных условий.

    Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала.

    Как было отмечено выше, производственный и финансовый леверидж обобщаются категорией производственно–финансового левериджа. Уровень его (Ул), как следует из формулы, может быть оценен следующим показателем:

    Ул=Упл*Уфл=( c*Q/GI )*( GI/GI-In)=cQ/( GI-In), итак,

                                                      Ул=cQ/( GI-In ).        (19)

    Производственный и финансовый риски обобщаются понятием общего риска, т.е. риска, связанного с возможным недостатком средств для покрытия ткущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников средств.

    Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования. Но и характером ее распределения, т.е. формированием направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия .

    Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в предстоящем периоде.[21]

    Итак, в завершении всего вышесказанного, хочется отметить, что прибыль является главной движущей силой рыночной экономики, основным побудительным мотивом деятельности предпринимателей. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею.

    Управление прибылью, таким образом, должно представлять собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования.

    Глава 2. Управление прибылью предприятия на примере ООО «Эталон»

    2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Эталон»

    Общество с ограниченной ответственностью «Эталон» создано в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».

    Полное   фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Эталон». Сокращенное наименование Общества: ООО «Эталон».

    Местонахождение Общества: 454038, г. Челябинск, ул. Хлебозаводская, 1.

    Целью деятельности Общества является получение прибыли.

    Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество,  учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.

    Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

    Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на местонахождение Общества. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

    Общество приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации.

    Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников.

    В случае несостоятельности (банкротства) Общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества Общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам

    В собственности ООО «Эталон» находится имущество (материальные ценности и финансовые ресурсы), которое образуется за счет личных средств учредителей (участников), вложенных в уставный капитал, их дополнительных взносов в имущество общества, спонсорских  средств,  доходов  от производственно-хозяйственной  деятельности, краткосрочных и долгосрочных кредитов, а также иных поступлений.

    Для обеспечения деятельности Общества за счет вкладов учредителей (участников) образуется уставный капитал Общества. Размер уставного капитала 10 000 (Десять тысяч) рублей. Уставный капитал составляется из номинальной стоимости долей его участников.                               

    На момент государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью уставный капитал оплачен на 100 % имуществом.

    Источником формирования имущества Общества являются:

    – денежные и имущественные вклады участников Общества;

    – доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, ценных бумаг, а также других видов хозяйственной деятельности;

    – безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования российских, иностранных и юридических лиц;

    – иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

    Общество обладает правами  владения,  пользования  и  распоряжения принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

    Общество использует указанные права по своему усмотрению.

    Убытки, возникшие в процессе деятельности Общества, возмещаются за счет средств Резервного фонда Общества, который образуется путем ежегодных отчислений не внес 5% от чистой прибыли, до достижения им размера, равного 15 % Уставного капитала Общества. Если после достижения указанного размера резервный фонд будет полностью или частично израсходован, отчисления в него возобновляются, вплоть до его полного восстановления.

    Основной целью деятельности ООО «Эталон» является удовлетворение потребностей предприятий строительного комплекса Южного Урала, организаций и граждан в продукции, работах и услугах, производимых в соответствии с Уставом, а также извлечение прибыли.

    ООО «Эталон» функционирует на территории Челябинской области с 2000 года. Основной род занятий – оптовая продажа стекла. Ассортимент ООО «Эталон» насчитывает более 50 видов наименований продукции.

    Основными конкурентами ООО «Эталон» являются фирмы «Южуралстекло», «КВАЗАР» и др. фирмы, которые занимаются оптовой продажей стекла.

    Однако, в последнее время люди всё активнее вкладывают свои финансовые средства в недвижимость в связи с чем резко увеличивается потребность в строительном стекле.

    Основным преимуществами, которые может предложить ООО «Эталон» являются:

    1. Индивидуальный подход к каждому клиенту

    2. Высокое качество продукции

    3. Приемлемые цены для данного качества

    4. Высокий уровень сервиса

    5. Широкий набор дополнительных услуг

    Кроме того, ООО «Эталон» активно участвует в выставках и ярмарках в г. Челябинске и Челябинской области.

    В перспективе планируется расширение сферы деятельности за счет изготовления таких изделий из стекла как торговое оборудование, предметы мебели и т.д.

    2.2. Анализ состава и динамики прибыли предприятия


    В процессе анализа прибыли ООО «Эталон» проведем анализ ее состава, структуры и качества.

    Исходные данные для анализа состава и структуры прибыли ООО «Эталон» представлены в таблице 1.

    Таблица 1

    Исходные данные для анализа изменения суммы прибыли ООО «Эталон»

    Наименование

    Код строки

    За отчетный

    период

    За аналогичный период

    предыдущего года

    Изменение, тыс. руб.,

    ( +/-)

    Темп

    прироста,

    %

    Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

    010

    8278

    6100

    +2178

    36

    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

    020

    (6436)

    (4750)

    +1686

    +36

    Валовая прибыль

    029

    1842

    1350

    +492

    +36

    Коммерческие расходы

    030

    (220)

    (170)

    +50

    +29

    Управленческие расходы

    040

    (562)

    (420)

    +142

    +34

    Прибыль (убыток) от продаж

    050

    1060

    760

    +300

    +39

    Проценты к получению

    060

    15

    10

    +5

    +50

    Проценты к уплате

    070

    (82)

    -

    +82

    -

    Прочие доходы

    090

    392

    637

    -245

    -39

    Прочие расходы

    100

    (288)

    (468)

    -180

    -39

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    140

    1097

    939

    +158

    +17

    Текущий налог на прибыль

    150

    (371)

    (247)

    +124

    +50

    Чистая прибыль  (убыток) отчетного периода


    726

    692

    +34

    +5

    Анализируя данные, представленные в таблице 1 можно сделать вывод, что в рассматриваемом периоде на предприятии наблюдается тенденция к росту чистой прибыли ООО «Эталон», сумма которой составила в отчетном периоде 726 тыс. руб., что на 5% выше аналогичного показателя предыдущего года.

    При этом темп роста выручки от реализации продукции совпадет с темпом роста себестоимости продукции, таким образом, издержки обращения увеличиваются пропорционально росту товарооборота.

    При этом абсолютное увеличение выручки от реализации составило 2178 тыс. руб. с 6100 тыс. руб. до 8278 тыс. руб., в то время как себестоимость проданных товаров в анализируемом периоде увеличилась на 1686 тыс. руб. с 4750 тыс. руб. до 6436 тыс. руб.

    Под влиянием указанных факторов валовая прибыль предприятия увеличилась на 36% с 1350 тыс. руб. до 1842 тыс. руб.

    Негативным фактором является увеличение коммерческих и управленческих расходов. Так сумма коммерческих расходов увеличилась на 50 тыс. руб. с 170 тыс. руб. до 220 тыс. руб. Сумма управленческих расходов увеличилась на 142 тыс. руб.

    Темп прироста прибыли от продаж составил 39%. В анализируемом периоде прибыль от продаж увеличилась на 300 тыс. руб. с 760 тыс. руб. до 1060 тыс. руб.

    Графически динамика изменения прибыли ООО «Эталон» представлена на рисунке 1.

    Анализируя данные, представленные на рисунке 1, можно сделать вывод, что уровень прибыли в анализируемом периоде имеет положительную динамику, что свою очередь свидетельствует о повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО «Эталон» в целом.





    Рис. 1. Динамика изменения прибыли ООО «Эталон»


    Далее проведем анализ структуры и качества прибыли ООО «Эталон».

    Исходные данные для анализа состава и структуры прибыли ООО «Эталон» представлены в табл. 2.

    Таблица 2

    Анализ состава и структуры прибыли ООО «Эталон»

    Показатель

    За отчетный период

    За аналогичный период предыдущего года

    Изменение доли

    Сумма, тыс. руб.

    Уровень в % к выручке

    Сумма, тыс. руб.

    Уровень в % к выручке

    Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

    8278

    100

    6100

    100

    -

    Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

    (6436)

    78

    (4750)

    78

    -

    Валовая прибыль

    1842

    22

    1350

    22

    -

    Коммерческие расходы

    (220)

    3

    (170)

    3

    -

    Управленческие расходы

    (562)

    7

    (420)

    7

    -

    Прибыль (убыток) от продаж

    1060

    13

    760

    12

    -1

    Проценты к получению

    15

    -

    10

    -

    -

    Проценты к уплате

    (82)

    1

    -

    -

    -1

    Прочие доходы

    392

    5

    637

    10

    +5

    Прочие расходы

    (288)

    3

    (468)

    8

    +5

    Прибыль (убыток) до налогообложения

    1097

    13

    939

    15

    +2

    Текущий налог на прибыль

    (371)

    4

    (247)

    4

    -

    Чистая прибыль  (убыток) отчетного периода

    726

    9

    692

    11

    +2


    Анализируя данные, представленные в таблице 2, можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в общем объеме выручки от реализации ООО «Эталон» приходится на себестоимость реализованной продукции.

    На долю валовой прибыли приходится 22% в общем объеме выручки от реализации.

    Прибыль от продаж занимает 12% и 13% соответственно в предыдущем и отчетном периоде.

    Негативной тенденцией является снижение уровня чистой прибыли в общем объеме выручки с 11% до 9%.

    Таким образом, подводя итог проведенному анализу можно сделать вывод об увеличении общей суммы прибыли ООО «Эталон». При этом увеличивается как сумма валовой прибыли и прибыли от реализации продукции, так и сумма чистой прибыли предприятия.

    При этом на предприятии наблюдается снижение эффективности формирования и расходования прибыли как финансового результата ООО «Эталон» о чем свидетельствует снижение уровня чистой прибыли в общем объеме выручки от реализации продукции.

    Для снижения уровня негативного воздействия предлагается разработать соответствующие мероприятия, направленные на совершенствование управления прибылью ООО «Эталон».



    Глава 3. Направления совершенствования в управлении прибылью ООО «Эталон»

    Процесс разработки и реализаций мероприятий по оптимизации финансового результата предприятия представлен на рис. 2.


    Рис. 2. Алгоритм оптимизации финансового состояния предприятия


    Первый и второй этап предложенного алгоритма осуществлен в предыдущих главах работы.

    На основании проведенного анализа был сделан вывод о снижение эффективности формирования и расходования прибыли ООО «Эталон» о чем свидетельствует снижение уровня чистой прибыли в общем объеме выручки от реализации продукции.

    Далее определим уровень производственного риска ООО «Эталон» при помощи производственного левериджа:

    Упл = 36/36 = 1

    Исходя из того, что уровень производственного левериджа равен 1. можно сделать вывод, что изменение валового дохода полностью определяется изменением выручки от реализации продукции.

    Необходимо отметить, что объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

    В свою очередь на изменение объема реализации продукции влияет изменение:

    - объема закупаемой продукции,

    - остатков нереализованной продукции,

    - прибыли в цене продукции (рентабельность продукции).

    Необходимо обратить внимание на то, что изменение объема реализации продукции, остатков нереализованной продукции оказывают влияние не только на объем реализации продукции, но и на ее себестоимость. Это достигается через: изменение условно-постоянных расходов (при изменении объема продаж); изменение расходов по хранению продукции и других расходов (при изменении остатков нереализованной продукции).

    При этом основными резервами роста объемов продажпродукции являются:

    - улучшение использования трудовых ресурсов (создание дополнительных рабочих мест, сокращение потерь рабочего времени, повышение уровня производительности труда);

    - улучшение использования основных фондов (приобретение дополнительных машин и оборудования, более полное использование их фонда рабочего времени, повышение интенсивности использования машин и оборудования);

    - улучшение использования сырья и материалов (дополнительное приобретение сырья и материалов, сокращение сверхнормативных отходов сырья и материалов, сокращение расхода сырья и материалов на единицу продукции).

    Далее определим уровень финансового левериджа ООО «Эталон»


    Уфл=2/492 = 0,004

    Низкое значение финансового левериджа свидетельствует о незначительном влиянии изменения валового дохода на изменение чистой прибыли предприятия.

    Далее определим уровень производственно–финансового левериджа.

    Ул = 0,004*1 = 0,004

    Таким образом, риск, связанный с возможным недостатком средств для покрытия ткущих расходов и расходов по обслуживанию внешних источников средств на предприятии ООО «Эталон» незначительный.

    При этом руководству предприятия ООО «Эталон» рекомендуется особое внимание уделить снижению издержек обращения как основному фактору увеличения уровня прибыли.

    Издержки обращения обратно пропорциональны прибыли; снижение издержек обращения приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

    При этом основными источниками резервов снижения издержек обращения являются:

    1)   увеличение товарооборота за счет более полного использования производственной мощности предприятия;

    2)   сокращение издержек обращения за счет повышения уровня производительности труда,  экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.

    Резервы увеличения товарооборота выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема товарооборота на имеющихся производственных мощностях возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется; в результате снижаются издержки обращения.

    В  традиционном  представлении  важнейшими  путями   снижения   затрат является  экономия  всех  видов  ресурсов,  потребляемых   в   производстве: трудовых и материальных.

    Так значительную  роль  в  структуре  издержек  обращения  занимает оплата труда. Поэтому актуальна  задача  снижения  трудоемкости  выпускаемой продукции,   роста   производительности   труда,   сокращения    численности административно-обслуживающего персонала.

    Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда  можно достичь различными способами. Наиболее эффективные из них  –  механизация  и автоматизация   производства,   разработка   и   применение   прогрессивных, высокопроизводительных    технологий.    Однако    одни    мероприятия    по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут  должной  отдачи без улучшения организации производства и труда.

    Сокращение расходов по амортизации  основных  производственных  фондов можно достичь путем  лучшего  использования  этих  фондов,  максимальной  их загрузки. На зарубежных предприятиях  рассматриваются  также  такие  факторы снижения затрат на производство  продукции,  как  определение  и  соблюдение оптимальной величины  партии  закупаемых  материалов,  оптимальной  величины серии  закупаемой  в  производство  продукции,  решение   вопроса   о   том, производить самим или закупать у других производителей отдельные  компоненты или комплектующие изделий.

    Известно, что чем больше партия  закупаемого  сырья,  материалов,  тем больше величина среднегодового запаса и больше  размер  издержек,  связанных со складированием этого сырья, материалов. Вместе с тем  приобретение  сырья и материалов крупными партиями имеет свои  преимущества.  Снижаются  расходы связанные с размещение заказа  на  приобретаемые  товары,  с  приемкой  этих товаров, контролем за прохождением счетов и  др.  Таким  образом,  возникает задача определения  оптимальной  величины  закупаемых  сырье  и  материалов, чтобы избежать лишних затрат и увеличить прибыль.

    Те же правила действуют при  определении  оптимальной  величины  серии запускаемой  продукции.  При  производстве  продукции  значительным   числом мелких   серий   издержки   по   складированию   готовой   продукции   будут минимальными, за счет чего возрастет прибыль.

    В сочетании с традиционными путями  снижения  затрат  на  производство продукции вновь возникшие факторы  позволят  в  комплексе  довести  величину издержек  производства  до  оптимального  уровня,  следовательно   увеличить прибыль.

    Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий (внедрение новой, более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.) которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.

    Возможность предприятия влиять на формирование себестоимости является существенной. Однако при этом необходимо учитывать следующие обстоятельства.

    Во-первых, состав (перечень) затрат, которые следует относить на себестоимость, регламентированы государством.

    На основе Типовых положений разработаны отраслевые, ведомственные положения, инструкции, которые определяют порядок определения плановой и фактической себестоимости продукции (работ, услуг).

    Во-вторых, в составе затрат, включаемых в себестоимость, размер отдельных из них также регулируется государством путем установления нормативов отчислений. Это прежде всего касается следующих элементов затрат: отчислений на социальные мероприятия; амортизации основных средств и нематериальных активов; других затрат.

    Возможность влиять на указанные элементы затрат со стороны предприятий ограничена, однако возможна путем управления показателями, к которым применяются государственные нормативы отчислений (затраты на оплату труда и источники ее выплаты, стоимость основных производственных фондов, принадлежащих предприятию и их структура).



























    Заключение


    Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе целей предприятия. Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности.

    Источниками информации для анализа прибыли являются учетные данные, формы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли и др.

    Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Выделяют несколько методов анализа и планирования прибыли. Главные из них – метод прямого счета и аналитический. Также существует так называемый метод совмещенного расчета.

    В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от множества факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. В процессе управления прибылью предприятия главная роль отводится формированию прибыли от основной деятельности, с целью осуществления которой оно создано.

    Процесс управления активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа, т.е. некоторого фактора, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей.

    Существует три вида левериджа, определяемые путем перекомпановки и детализации статей «Отчета о прибылях и убытках» предприятия: производственный леверидж, финансовый леверидж и производственно финансовый леверидж.

    Логика такой группировки заключается в следующем: чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов - производственного и финансового характера. Они не взаимосвязаны, однако величиной и долей каждого из них можно управлять.

    В рамках данной работы проведен анализ системы управления прибылью на предприятии ООО «Эталон». ООО «Эталон» функционирует на территории Челябинской области с 2000 года. Основной род занятий – оптовая продажа стекла. Ассортимент ООО «Эталон» насчитывает более 50 видов наименований продукции.

    По итогам проведенного анализа был получен вывод, об увеличении общей суммы прибыли ООО «Эталон». При этом увеличивается как сумма валовой прибыли и прибыли от реализации продукции, так и сумма чистой прибыли предприятия.

    При этом на предприятии наблюдается снижение эффективности формирования и расходования прибыли как финансового результата ООО «Эталон» о чем свидетельствует снижение уровня чистой прибыли в общем объеме выручки от реализации продукции.

    Для снижения уровня негативного воздействия предлагается разработать соответствующие мероприятия, направленные на совершенствование управления прибылью ООО «Эталон».

    Исходя из того, что уровень производственного левериджа равен 1. можно сделать вывод, что изменение валового дохода полностью определяется изменением выручки от реализации продукции.

    Низкое значение финансового левериджа свидетельствует о незначительном влиянии изменения валового дохода на изменение чистой прибыли предприятия.

    При этом руководству предприятия ООО «Эталон» рекомендуется особое внимание уделить снижению издержек обращения как основному фактору увеличения уровня прибыли.


    Список литературы

    1.   Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / С.М. Постоялов. – М.: Мастерство, 2007. – 336с.

    2.   Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: финансы и статистика, 2008. - 378с.

    3.   Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта.    – 2-е изд. доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 208с.

    4.   Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: НикаЦентр, Эльга, 2006. – 544с.

    5.   Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2008. – 528с.

    6.   Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.:ЮНИТА-ДАНА, 2008. – 527с.

    7.   Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и стати­стика, 2007. – 468с.

    8.   Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Под ред. Шадрина Г.В.. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. – 133с.

    9.   Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической    деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г. – 254с.

    10.   Производственный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, А.В.,    Бандурин, Г.Я. Горбовцов и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-   ДАНА, 2007. - 583с.

    11.   Савицкая Г.В..Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд. – Минск: ООО «Новое издание», 2008. – 688 с.

    12.   Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 479с.

    13.   Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. - М.: ЮНИТИ-   ДАНА, 2009. – 280с.

    14.   Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник /Под ред. Е.С. Стояновой.- М.: Изд-во «Перспектива», 2007. - 328с.

    15.   Хелферт Э. Техника экономического анализа: Пер. с англ../ Под ред. Л.П. Белых. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 663 с.

    16.   Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 601с.









    [1] Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: финансы и статистика, 2008. - 378с.

    [2] Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Под ред. Шадрина Г.В.. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. – 133с.

    [3] Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 601с.

    [4] Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / С.М. Постоялов. – М.: Мастерство, 2007. – 336с.

    [5] Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: НикаЦентр, Эльга, 2006. – 544с.

    [6] Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта.    – 2-е изд. доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 208с.

    [7] Хелферт Э. Техника экономического анализа: Пер. с англ../ Под ред. Л.П. Белых. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 663 с.

    [8] Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и стати­стика, 2007. – 468с.

    [9] Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник /Под ред. Е.С. Стояновой.- М.: Изд-во «Перспектива», 2007. - 328с.

    [10] Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. – К.: Ника-Центр, Эльга, 2008. – 528с.

    [11] Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / С.М. Постоялов. – М.: Мастерство, 2007. – 336с.

    [12] Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической    деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г. – 254с.

    [13] Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. - М.:ЮНИТА-ДАНА, 2008. – 527с.

    [14] Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. - М.: ЮНИТИ-   ДАНА, 2009. – 280с.

    [15] Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 479с.

    [16] Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Под ред. Шадрина Г.В.. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007. – 133с.

    [17] Производственный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, А.В.,    Бандурин, Г.Я. Горбовцов и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-   ДАНА, 2007. - 583с.

    [18] Савицкая Г.В..Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд. – Минск: ООО «Новое издание», 2008. – 688 с.

    [19] Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. - М.: ЮНИТИ-   ДАНА, 2009. – 280с.

    [20] Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: финансы и статистика, 2008. - 378с.

    [21] Бланк И.А. Управление прибылью. – Киев: НикаЦентр, Эльга, 2006. – 544с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Теоретические аспекты управления прибылью на предприятии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.