Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Типология проблемных семей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Типология проблемных семей
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:21:33
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТИПОЛОГИИ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ   4

    1.1. Функции и основные параметры современной семьи. 4

    1.2. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности  13

    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 23

    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ.. 24

    2.1. Организация исследования. 24

    2.2. Результаты исследования. 28

    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 35

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 39


    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, опыта разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.

    Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Вот почему объектом исследования данной работы выбрана семья, как малая социальная группа, а предметом исследования - межличностные супружеские отношения. 

    Объект исследования – проблемные семьи.

    Предмет – консультирование проблемных семей.

    Цель работы – рассмотреть и проанализировать проблемные семьи.

    Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    1. Изучить типологию проблемных семей;

    2. Провести эмпирическое исследование проблемных семей;

    3. Сделать выводы.

    Данная курсовая работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.


    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТИПОЛОГИИ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ

    1.1. Функции и основные параметры современной семьи

    Семья - это социальная группа, состоящая из мужчины и женщины, состоящие в браке, их детей (собственных или приемных) и других лиц, объединенных родственными связями с супругами, кровных родственников и осуществляет сою жизнедеятельность на основе общего экономического, бытового, морально-психологического уклада, взаимной ответственности, воспитание детей. Семья всегда выступает моделью конкретного исторического периода развития общества, отражает его экономические, нравственные и духовные противоречия. Итак, современные экономические преобразования, демографические проблемы, кризис в политике, культуре - все это отражается на жизнедеятельности современной семьи, при этом углубляется ее дезорганизация. [1]

    Семья как социальный институт находится в состоянии острого кризиса, что, конечно, негативно влияет на выполнение им основных функций, то есть на жизнедеятельность семьи: материально-экономическое обеспечение, жилищно-бытовые условия. Это, в свою очередь, создает определенный морально-психологический климат, который влияет на духовность семьи, воспитание детей, организацию свободного времени членов семьи.

    В особо сложных условиях в период кризиса оказалась молодая семья, которая определяется как социальная группа, в которой возраст мужчины и женщины или одного из них не превышает 28 лет. В России насчитывается 10,3 млн. молодежи (в возрасте от 15 до 28 лет), что составляет 19,1 процента общей численности населения. В стране проживает 2 млн. 400 тыс. молодых семей, в которых рождается 80 процентов всех рождающихся в России детей. То есть 46,6 процента молодых людей находятся в браке, и хотя статистика несовершенна и не успевает за количеством разводов, можно сказать, что 50 процентов молодежи состоит в браке (или была замужем. Есть молодежь, которая готовится к браку. Итак, вопросы брачно-семейных отношений волнуют молодежь: как подготовиться к браку, как выбрать спутника жизни, как жениться, сохранить семью, предотвратить семейным распрям, как воспитывать детей и др.

    Перед молодой семьей стоят особенно острые проблемы материально-экономического и жилищно-бытового характера. Неопределенность будущего, незанятость в сфере общественного производства, нестабильность заработков, неподготовленность к семейной жизни и выживания в таких условиях отрицательно сказываются не только на демографической ситуации в России, но и на внутрисемейных процессах, характере взаимоотношений членов семьи, ее отношений с окружающей средой, воспитании детей, организации свободного времени.

    Рассмотрим каждую функцию семьи и определим, как современная семья справляется с ее выполнением.

    Материально-экономическую функцию семьи составляют ее бюджет, организация потребительской деятельности, участие в общественном производстве, получения профессии, восстановление утраченных на производстве сил. Семья должна участвовать в общественном производстве, получать профессию, зарабатывать себе на жизнь, на восстановление потерянных на производстве сил. ли современная семья эффективно выполнять эту функцию? Как свидетельствуют данные социологических исследований (4), подавляющее большинство семей имеет жизненный уровень ниже прожиточного минимума; более 50 процентов этих семей находятся за чертой бедности, а прибыль молодой семьи вдвое ниже необходимые нужды. Кроме того, немало молодых людей не заняты или не полностью занято в системе общественного производства вследствие его кризисного состояния, сокращений, имеет нестабильные заработки. Поэтому, чтобы содержать семью, люди вынуждены заниматься так называемой коммерческой деятельностью. Особенно трудно семьям, воспитывающим детей, неполным, многодетным семьям. Эти явления становятся причиной обнищания семей, что сказывается на здоровье членов семьи, их интеллектуальному развитию, а в будущем - на развитии общества, генофонде страны. [2]

    Жилищно-бытовая функция - это обеспечение семьи жильем, ведение домашнего хозяйства, организация домашнего быта. Эта функция тесно связана с предыдущей. По данным социологических исследований (4), лишь 5-7 процентов молодых семей, в брак, обеспечении собственным жильем. Через 5 лет совместного проживания собственное жилье имеют 23% молодых семей, остальные либо проживают с родителями, или нанимают (48,5 процента) отдельную квартиру или комнату в общежитиях (особенно это касается студенческой семьи). Молодые семьи даже не имеют четких перспектив относительно получения жилья. Все эти проблемы негативно сказываются на организации домашнего обихода и в целом - на микроклимате семьи.

    Итак, в активный период жизни, благоприятный для получения профессии, совершенствования профессиональных качеств, рождения и воспитания детей, молодая семья не имеет надлежащих экономических и бытовых условий для своего становления, нормального развития и воспитания здорового поколения.

    Репродуктивная (демографическая) функция семь "и заключается в воспроизведении жизни, продолжении человеческого рода, т.е. в рождении детей. Подразумевается воспроизведения не только количественный, но и качественное (рождение физически и психически здорового поколения, без биологических и психических аномалий) Как известно, для воспроизводства населения и его естественного прироста каждая семь я должна иметь двух-трех детей. Итак, трудные материально-экономические и жилищно-бытовые условия существования молодой семьи негативно отражаются на воспроизведении населения России, в свою очередь через определенное время будет оказывать негативное влияние на общее развитие общества: не хватать рабочих рук, будет наблюдаться недостаточное развитие науки, дальнейшее уменьшение количества населения и т.п. Сложность ситуации, в которой находится сейчас молодая семья, негативные явления, имеющие место в молодежной среде (алкоголизм, наркомания, заболевания, передающиеся половым путем) скажутся и на качественном воспроизводстве населения.

    Коммуникативная функция семьи предусматривает создание благоприятного семейного микроклимата, необходимого для психически-эмоционального воссоздания сил членов семьи, внутрисемейного общения супругов, родителей и детей, семьи и окружающей микро- и макросреды, а также ее общение с духовными и интеллектуальными достижениями общества (средства массовой информации, литература, искусство и т.д.). Психологический климат семьи - это устойчивый эмоциональный настрой, результат особенностей и качества взаимоотношений членов семьи. Психологический климат семьи может изменяться и зависеть от самих членов семьи. Он может быть благоприятным, неблагоприятным (конфликты, ссоры, нервозность), противоречивым (или полное согласие, то ссоры. Характерные признаки благоприятного семейного микроклимата - сплоченность членов семьи, доброжелательность, чувство защищенности, терпимость, взаимное уважение, взаимопомощь, чуткость, сострадание, стремление помогать друг другу, сопереживание, ответственность за семью и каждого ее члена. Большое значение для психологического климата семьи имеет внутрисемейные общения. Семейный микроклимат, на который влияют устойчивый положительный эмоциональный настрой, взаимопонимание, доброжелательность, сказывается на настроении членов семьи, общем стиле их жизни. В такой семье имеющееся желание вместе проводить свободное время, ВЫХОДНЫХ дни, отпуск. Она открыта как для внутрисемейного (между супругами, супругами и детьми, супругами и родителями), так и для внесемейных (с друзьями, соседями, знакомыми) общения, создает душевный комфорт, спасает от нервных перегрузок. [3]

    Нервозность, отсутствие бытовых удобств, постоянная раздражительность, грубость, ссоры, распри, забота только о собственном комфорте, отсутствие милосердия у членов семьи приводят к негативному эмоционально-психологического микроклимата. Такие жизненные условия супругов, а также детей предопределяют депрессивные состояния, эмоциональное перенапряжение, дефицит позитивных эмоций, стрессовые ситуации. К последним могут приводить неумение рационально решать материально-экономические и жилищно-бытовые проблемы, сексуальная дисгармония, конфликтность, прогрессирующее на основе алкоголизма, аморального поведения, наличия у членов семьи таких качеств личности, как ревность, чрезмерная обидчивость, эгоизм, нежелание жертвовать собственными интересами, удобствами ради ближнего.

    В последнее время в семьях, особенно молодых, наблюдается много разводов. В условиях социально-психологического стресса молодежь по сути не подготовлена ни морально, ни материально к созданию семьи, не желает иметь детей. По статистическим данным, в России распадается каждый второй-третий брак. Однако в отдельных регионах процесс разводов имеет свою специфику. Например, в Житомирской области в 1-4 местах 1994 распалось 80 процентов браков, в Крыму - 65,5 процента, на Кировоградщине распадается треть молодых семей, живущих вместе до пяти лет; в Донецкой области за последние 2 года зарегистрировано 82298 браков, а распалось за этот период - 54193. Такая же картина наблюдается на Полтавщине и в других регионах России, причем цифры постоянно растут.

    Кроме того, стали распространенными деформированные брачно-семейные процессы: молодежь не хочет официально регистрировать брак, рожать детей, откладывая это до лучших времен. Все эти явления приводят к росту числа внебрачных детей среди очень молодых матерей. Их в России родилось в 1993 г. 13,0 процентов в городах и 12,8 процента - в селах. Следовательно, растет число детей рожденных вне брака, в том числе у несовершеннолетних матерей.

    Увеличивается количество неполных семей, дети в таких семьях не имеют должного материального обеспечения. Кроме того, воспитание ребенка одним из родителей, преимущественно матерью, негативно отражается на формировании личности, как мальчика, так и девочки.

    В нормальной, благополучной семье все проблемы, как правило, имеют рациональные способы решения, не затрагивая интересы любого из ее членов: каждый имеет свои свободы, возможности удовлетворять собственные потребности. Дезорганизация брачно-семейных отношений приводит к снижению социальной активности человека, сказывается на ее работоспособности, ухудшает состояние психического и физического здоровья, негативно влияет на процесс семейного воспитания, увеличивает количество детских заболеваний, способствует формированию раннего девиантного поведения, невротических, психосоматических расстройств, увеличению суицидных поступков.

    Распадение браков способствуют не только сложные материально-экономические и жилищные условия семьи, но и медико-социальная, социально-психологическая и психолого-педагогическая неподготовленность молодежи к семейной жизни, неумение рационально решать семейные проблемы и предотвращать конфликтные ситуации, отсутствие правовых, юридических, медицинских, экономических, сексологических, наркологических и психолого-педагогических знаний, необходимых для молодых супругов. [4]

    Воспитательная функция заключается в передаче детям взрослыми членами семьи социального опыта. Правильное семейное воспитание развивает способности, здоровые интересы и потребности ребенка, формирует правильное мировоззрение, позитивное отношение к труду, способствует прививанию гуманных моральных качеств, пониманию необходимости придерживаться правовых и моральных норм жизни, поведения, что способствует развитию физического совершенства детей, укреплению их психического здоровья, выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Эта функция - одна из важнейших. Ее цель - передать подрастающим поколениям в процессе вхождения в систему общественных отношений социального опыта, знаний, ориентаций, норм и ролей, умений и навыков, необходимых для моральной жизнедеятельности. Успех воспитания зависит от воспитательного потенциала семьи, который в свою очередь зависит от ее материальных и бытовых условий, численности и структуры семьи, взаимоотношений, которые складываются между всеми членами семьи, личного примера родителей, их педагогической культуры, специфики самого процесса семейного воспитания.

    Социальная ситуация, в которой находится современная молодая семья, приводит к тому, что, воспитывая детей, родители сталкиваются с целым рядом проблем. Учитывая то, что обществом ставится задача усилить семейное воспитание, школа и социальные службы должны помогать семье в создании нормальных психолого-педагогических и эмоционально-нравственных условий для полноценного воспитания детей, развития их познавательных интересов, физического совершенствования, нормального общения с родителями и другими членами семьи, в приобретении родителями умений, необходимых для решения сложных проблем семейного воспитания. Требование современного общества улучшить качество семейного воспитания и повысить ответственность родителей за воспитание детей часто сталкивается с проблемой материальной необеспеченности семьи, сосредоточенности родителей на поисках средств для того, чтобы, прежде всего, обеспечить их нормальным питанием, одеждой, то есть удовлетворить физические потребности ребенка. Вследствие этого духовное развитие ребенка остается часто без внимания родителей, на него не хватает уже ни сил, ни времени.

    Кроме того, семья нуждается в помощи и в вопросах общения с родителями, родственниками, особенно с теми, с которыми она вместе проживает. В результате роста количества разводов, нестабильности и деформации брака социальной помощи нуждаются семьи, которые не в состоянии обеспечивать должный уровень семейного воспитания и в которых создаются предпосылки для негативного направления в формировании личности ребенка. Это так называемые неблагополучные семьи, где родители злоупотребляют спиртным, ведут аморальный образ жизни; неполные семьи; семьи, где между родителями, родителями и детьми имеют место постоянные конфликты; семьи с низким морально-культурным уровнем родителей; внешне благополучные семьи, то есть семьи, где при нормальных экономически-бытовых условий и наличия обоих родителей складываются неблагоприятные условия для воспитания детей вследствие педагогической необразованности и низкой педагогической культуры родителей, причем, педагогические ошибки родителей носят стабильный характер. Поэтому встает задача о подготовке родителей к качественного выполнения родительских обязанностей.

    Социальной, педагогической и психологической помощи нуждаются также семьи группы риска, к которым на данном этапе развития общества мы относим многодетные семьи, одиноких матерей, несовершеннолетних матерей, семьи с детьми-инвалидами, родителями-инвалидами, малообеспеченные семьи.

    Рекреативная функция семьи - это организация свободного времени и отдыха семьи. Рекреативная деятельность семьи осуществляется в будние и выходные дни, а также во время отпуска. Она выполняет роль сохранения семьи как целостной единицы, укрепляет семью, закрепляет лучшие традиции, имеет большое значение в воспитании детей, эмоциональном единении супругов. Кроме того, эта функция имеет значение для развития интересов и потребностей личности, выполняет культурную роль, формируя, развивая и воспитывая культурные, моральные и, духовные ценности и нормы. В стабильной семьи эта функция постоянно трансформируется и развивается. В дезорганизованный семьях эта функция по сути разрушается или выполняется частично. Это наблюдается и в повседневной жизни, когда члены семьи возвращаются домой с работы. В этот период свободное время семьи предназначенный для восстановления физических, моральных и эмоциональных сил, потраченных в течение трудового дня. Помимо восстановления потраченных сил, человек должен позаботиться о своем духовном и интеллектуальное развитие. И очень важно, чтобы это касалось каждого из супругов и детей. Во время отпуска почти все время можно посвятить досугу, что может больше способствовать развитию личности. [5]

    Проблема реализации рекреативной функции молодой семьи заключается в том, что сейчас ограничены условия для рационального проведения свободного времени. Ведь финансовые проблемы, о чем мы уже упоминали, не дают возможности посещать кино, театры, концерты, выставки, музеи, кафе и рестораны, реализовывать свои потребности в отдыхе, оздоравливать семью в санаториях, домах отдыха, на море, отправлять детей в летний лагерь, путешествовать. Самый реальный способ отдыха - поехать к родителям в село, родственников или знакомых. Следовательно, семья имеет очень ограниченные возможности для духовного развития своих членов. Неудовлетворительные жилищные условия современной молодой семьи и вынужденность проводить свой досуг в основном дома могут приводить к раздражительности, негативного стереотипа поведения в семье.

    Итак, мы рассмотрели основные формы жизнедеятельности семьи - ее функции. Как видно из сделанного анализа, все функции между собой тесно связаны. Невозможность выполнения семьей одной функции ведет за собой просчеты в исполнении другой функции. Поэтому для поддержки и развития нормальной жизнедеятельности семьи необходима государственная политика, которая должна быть направлена на постоянное совершенствование условий для реализации экономического и духовного потенциала семьи и должен стремиться к тому, чтобы наименьшее количество семей нуждалась в помощи, льгот, бесплатных услуг и т.д. Для этого следует постоянно стимулировать внутренние резервы семьи (экономические, демографические, воспитательные, рекреативную), а также помогать реализовать их.

    1.2. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности

    Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.

    Как социальный институт семья призвана выполнять ряд функций (репродуктивную, экономическую и хозяйственно-бытовую, воспитательную, рекреационную и психотерапевтическую и др. функции) и имеет определенный социальный статус. Социальный статус семьи — сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны четыре статуса семьи: социально-экономический (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность), социально-психологический (благоприятный психологический климат), социокультурный (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой (отношение к ребенку и его проблемам). [6]

    Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

    Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести: благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосферу любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовную связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т. д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В. В. Чечет, Л. И. Смагина, А. К. Воднева, Л. М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов, определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

    1. Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей.

    2. Структурные изменения в семьях: увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей.

    3. Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т. д.

    4. Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

    В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность/неуспешность учебной деятельности, возникновение трудностей в поведении школьников. Объектом социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как различно и содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи, оказываемой конкретной семье.

    Галагузова М. А. выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации:

    1. Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках кратко-срочных моделей работы.

    2. Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например: неполная семья, малообеспеченная семья и т. п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.

    3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

    4. Асоциальные семьи. Семьи, в которых родители ведут аморальный, противоправный образ жизни, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.[7]

    Алмазов Б. Н. также выделяет четыре типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных» детей:

    — семьи с недостатком воспитательных ресурсов, неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать детям помощь в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым создавая нежелательный фон для воспитания детей;

     — конфликтные семьи. В таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;

    — нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;

    — педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т. д.

    Неблагополучие в семье порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное). Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение. Из опроса 304 старшеклассников г. Минска следует, что только 43 % опрошенных считают свою семью дружной и сплоченной, у 54 % подростков нет доверительных отношений с отцами и у 33 % — с матерями. В конфликтных семьях, порождающих трудных детей, дело обстоит еще сложнее.

    Получены следующие результаты: 48,2 % респондентов подвергались физическим наказаниям со стороны родителей, 77 % — оскорблениям со стороны учителей; 36,4 % ответили, что учителя использовали телесные наказания; 66,7 % подверглись унижениям и издевательствам со стороны сверстников. Исследователи подчеркивают: настороженность вызывает тот факт, что большинство детей воспринимают оскорбления со стороны родителей и учителей как воспитательные меры, а унижения со стороны сверстников — как проявление «обычной школьной жизни».

    Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это, естественно, привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков, социологов и других ученых. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.

    В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений.

    Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей. [8]

    Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

    Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств. Поэтому помимо анализа жизненной ситуации необходима помощь внешних сил (пособия, разовые выплаты и т. п.).

    Психологическая модель используется, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, в личностных особенностях членов семьи. Данная модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семейных взаимоотношений. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров в общении и причин его нарушений.

    Диагностическая модель основывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или о своей семье. Объект диагностики — семья, дети и подростки с нарушениями общения.

    Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Помощь заключается в проведении психотерапии (лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к проблемам больного).

    Как правило, школьный социальный педагог использует педагогическую (учебную) модель в работе с родителями. Как уже было сказано выше, данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:

    — психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т. д.;

     — педагогические поручения, например: организация труда в семье, семейного праздника, режима дня ребенка, семейного чтения или написание письма своему ребенку и т. д.;

     — педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т. д.

    Объектом воздействия социального педагога могут быть все взрослые члены семьи, ребенок и сама семья в целом, как коллектив. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье. В его задачи входит установление контактов с семьей, выявление проблем и трудностей семьи, стимулирование членов семьи к участию в совместной деятельности, оказание посреднических услуг в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.). Специалисты в области социальной педагогики (М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Е. Я. Тищенко,
    В. П. Дьяконов и др.) считают, что деятельность социального педагога с семьей протекает по трем направлениям: образовательному, психологическому, посредническому. Рассмотрим названные направления работы.

    Предметом социально-педагогического консультирования являются:

    - в сфере жизнеобеспечения - трудоустройство, получение льгот, субсидий, материальной помощи и т. д.;

    - в сфере организации быта - организация уголка ребенка в квартире, привитие ребенку навыков гигиены, организация свободного времени и т. д.;

    - в сфере семейного здоровья - диагностика и профилактика заболеваемости, организация отдыха и оздоровления детей и т. д.;

    - в сфере духовного и морального здоровья - традиции и устои семьи, расхождение ценностных ориентации членов семьи и т. п.;

    - в сфере воспитания детей - решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклонений в развитии и поведении детей, педагогическая несостоятельность и неинформированность родителей;

    - в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи - восстановление новых позитивных социальных связей, разрешение конфликтов, гармонизация детско-родительских и супружеских отношений.

    В настоящее время наиболее распространенными являются следующие модели консультирования семьи: психоаналитическая, бихевиористическая, системная.

    Нарушения семейных взаимоотношений психоаналитическая модель рассматривает с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов, большое значение придается влиянию родительской семьи на семейное поведение супругов.

    Согласно бихевиористической модели, консультирование по поводу нарушений в семейных взаимоотношениях должно быть направлено на изменение поведения партнеров с использованием методов научения.

    Системный подход основывается на принципах циркулярности, гипотетичности, нейтральности. Другими словами, невозможно понять проблему одного человека без анализа того, какое значение она имеет для остальных членов семьи. Еще до работы с семьей необходимо сформулировать гипотезу относительно смысла и цели семейной дисфункции; консультанту необходимо внимательно относиться к каждому члену семьи, понимать его и при этом никого не осуждать и не становиться на чью-либо сторону.

    Можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта, характерных для любой модели консультирования. Выделение этапов в сложном процессе социально-педагогического консультирования носит условный характер.

    1. Установление контакта. На этом этапе важно создание атмосферы поддержки, которая будет способствовать достижению доверия между консультантом и клиентом.

    2. Сбор информации. Уточняются проблемы семьи, то, как они видятся участникам процесса. Важно, чтобы консультант выделял эмоциональные и когнитивные аспекты проблемы. В этом ему могут помочь закрытые и открытые вопросы. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока консультант и клиент не достигнут одинакового понимания проблемы.

    3. Определение целей консультирования, психологический контакт. Целесообразно обсудить с клиентом, как он представляет себе результат консультирования. Это имеет принципиальное значение, так как цели консультирования у консультанта и клиента могут быть различными. После определения целей заключается контракт на консультирование, то есть стороны договариваются о правах и обязанностях, которые берут на себя.

     4. Выработка альтернативных решений. Открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Именно на этом этапе консультант сталкивается с основными трудностями. Консультант помогает обозначить членам семьи все возможные варианты решения проблемы и отобрать те из них, которые наиболее приемлемы с точки зрения существующей степени готовности семьи к изменениям.

    5. Обобщение. На этом этапе подводятся итоги работы, обобщаются достигнутые во время консультации результаты. При необходимости осуществляется возврат на предыдущие стадии.

    Таким образом, рассмотренные основные модели, формы и этапы социально-педагогической деятельности с семьей, прежде всего, способствуют, коррекции детско-родительских взаимоотношений, улучшению семейного микроклимата и призваны в целом стабилизировать институт современной семьи. [9]Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивает актуальность проблемы поддержки института современной семьи и позволяет назвать основные направления работы в этой области, как на государственном, так и на общественном уровнях:

    - упрочение положения семьи в условиях развития современного общества посредством разработки и внедрения законодательных, правовых, нормативных актов.

     - расширение сети семейных социальных служб, организация центров семейного отдыха, социально-педагогических центров, социально-психологических и юридических консультаций, кризисных центров для женщин и т. д.; работа различных общественных движений, целью деятельности которых является защита детства и материнства;

     - диагностика семейного неблагополучия, его причин и истоков, прогнозирование последствий; на основе диагностических данных - разработка программ социально-педагогической поддержки, комплексное сопровождение проблемных семей.

    ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

    Семья - это социальная группа, состоящая из мужчины и женщины, состоящие в браке, их детей (собственных или приемных) и других лиц, объединенных родственными связями с супругами, кровных родственников и осуществляет сою жизнедеятельность на основе общего экономического, бытового, морально-психологического уклада, взаимной ответственности, воспитание детей. Семья всегда выступает моделью конкретного исторического периода развития общества, отражает его экономические, нравственные и духовные противоречия. Итак, современные экономические преобразования, демографические проблемы, кризис в политике, культуре - все это отражается на жизнедеятельности современной семьи, при этом углубляется ее дезорганизация.

    В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями. В настоящее время социальными педагогами активно используются следующие модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая и медицинская. Использование той или иной модели зависит от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских отношений.

    Педагогическая модель базируется на предположении о недостаточной педагогической компетентности родителей.

    Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя данную модель, социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителей, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СЕМЕЙ

    2.1. Организация исследования

    Гипотеза исследования: конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.

     Описание выборки.

    В экспериментальном исследовании принимало участие 10 супружеских пар:

    N п/п            Имя                  Возраст        Стаж семейной                   Брак               Профессия

                                                                            жизни

                           

    1.                        Василий                     43                   12                      2 брак           охранник

                             Татьяна                      35                                                                        педагог

                                                                      

    2.                       Александр                 40                   19                       1 брак           бухгалтер

                             Надежда                    39                                                                     архивариус


    3.                       Андрей                      32                   11                       1 брак        конструктор

                   Светлана                  30                                                                     массажист

    4.                         Андрей                     35                   10                        2 брак         портной

                   Надежда                   38                                                                     массажист


    5.                         Александр                44                   18                        1 брак           инженер

                               Елена                        38                                                                  домохозяйка


    6.                          Наташа                    36                   2                           2 брак       секретарь

                    Геннадий                 37                                                                    продавец


    7.                          Александр               41                   11                         2 брак           врач

                                Наташа                   37                                                 1 брак       инженер


    8.                         Геннадий                38                    3                           2 брак        водитель

                    Елена                       32                                                                      пекарь

    9.                          Игорь                      31                    8                            1 брак        охранник

                                Галина                    30                                                                   кладовщик


    10.                       Игорь                      28                    9                            1 брак       продавец

                                Лариса                    28                                                                    медсестра


    Методики исследования:

    1.   Тест-опросник удовлетворенности браком - предназначен для эспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности, согласованности-рассогласованности удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре.   Тест-опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют 3 варианта ответа: а - верно; б - трудно сказать; в - неверно. Испытуемому предлагается внимательно прочитать каждое утверждение и выбрать один из вариантов ответов.

    При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллов (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

    Для проведения экспресс-диагностики испытуемого по суммарному баллу, предложена удобная таблица, в которой ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:

    0 - 16 баллов - абсолютно не благополучные

    17 - 22 - неблагополучные

    23 - 26 - скорее неблагополучные

    27 - 29 - переходные

    29 - 32 - скорее благополучные

    33 - 38 - благополучные

    39 - 48 - абсолютно благополучные.

    Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности, расширяется диапазон психической реальности, как для психолога, так и для обследуемого человека.

    Методика выполняет функцию введения в психокоррекционную работу, подготавливает клиента для осознания скрытых многоуровневых его отношений с другими людьми.

    2. Психогеометрический тест - используется в форме варианта, основанного на наблюдении элементов поведения, позволяет мгновенно определить форму (или тип) личности интересующего вас человека, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека на обыденном, понятном каждому человеку языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.  

    В качестве обобщенных категорий наблюдения для экспресс-диагностики используется: 1. внешний вид (стиль одежды, соответствие его ситуации, прическа, опрятность и т.п.); 2. речь (логичность, уверенность, эмоциональность, громкость и т.п.); язык тела (характер позы, походки, жестов и т.п.); психологические особенности поведения (стремление к лидерству, общительность, доминантность, эмоциональная чувствительность и т.п.).

    Следя за поведением интересующего вас человека и фиксируя частоту указанных категорий в его поведении, можно таким образом определить его тип сначала предварительно. Более точный диагноз требует длительного наблюдения и анализа.

    Для варианта психогеометрического теста в форме опросника используется следующая инструкция: «Посмотрите на 5 фигур, изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой Вы можете сказать: «Это - я». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберете из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под N1. Теперь проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».

    Фигура, которую обследуемый поставил на 1-е место или по которой наблюдатель выделил больше элементов поведения, - это основная фигура (или субъективная форма обследуемого). Она дает возможность определить его доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные 4 фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию его поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для испытуемого наибольшие трудности.

    В случае опроса, при отсутствии фальсификации, 1-я выбранная фигура соответствует восприятию обследуемым себя на уровне сознания, 2-я - на уровне подсознания, а 3-я - на уровне бессознательного.

    Таблица «Содержание категорий наблюдения типа личности» и стимульный материал для опросного варианта методики прилагается.

    3. Проективный тест - «рисунок несуществующего животного» (РНЖ) - требует объединения с другими методами или тестами и включается как вспомогательный диагностический прием с целью выяснения и уточнения черт личности, проблем и социальных установок. В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам. Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае графической) коммуникации.   

    В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Важными характеристиками невербального канала коммуникации являются его связь с эмоциями, играющим определяющую роль в формировании образов фантазии, и связь рисунка с метафорами речи.

    В самом общем виде процесс интерпретации состоит в следующем: то, что содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения) буквально переносится на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания на привычный профессиональный жаргон. Пример: типы - «личность с шипами» - склонность к защитной агрессии; «большие уши» - повышенная заинтересованность в информации о себе и др.

    Методика РНЖ в данном случае используется для более глубокого понимания межличностных отношений в семье, раскрывает картину существующих отношений, выявляет социальные установки и черты личности, влияющие на данные отношения, выполняет функцию введения в психокоррекционную работу и подготавливает клиента для осознания скрытых, многоуровневых отношений в семье.

    Согласно инструкции теста РНЖ, испытуемому предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Для проведения теста необходим карандаш средней твердости, стандартный лист белой бумаги, расположенный вертикально.  

    2.2. Результаты исследования

    Супружеская пара N1. Василий и Татьяна.

    1-я встреча - 3.06.97, время - 18.30-19.30. Проведение теста-опросника удовлетворенности браком.

    2-я встреча - 6.06.97., время - 18.30-19.30: обсуждение результатов теста-опросника удовлетворенности браком; проведение психогеометрического теста.

    3-я встреча - 10.06.97, время - 18.30. - 20.00: обсуждение результатов психогеометрического теста; проведение теста РНЖ.

    4-я встреча - 12.06.97, время - 17.00.-19.00: обсуждение результатов тестирования по всем проведенным тестам; рекомендации по устранению моментов, мешающих достичь более глубокого понимания.

    Все встречи проходили совместно с обоими супругами, в атмосфере доверия, взаимопонимания и достаточной степени открытости.

    Супружеская пара N2. Александр и Надежда.

    1-я встреча - 15.06.97, время - 18.00-19.30: проведение теста-опросника удовлетворенности браком.

    2-я встреча - 18.06.97, время - 18.00-19.30: обсуждение результатов теста-опросника удовлетворенности браком; проведение теста РНЖ.

    3-я встреча - 21.06.97, время - 12.00-14.00: обсуждение результатов всех проведенных тестов; консультация по выявленным проблемным зонам; формирование новых форм поведения в конфликтных ситуациях.

    Тестирование, обсуждение результатов и консультирование проводилось совместно. Супруги удовлетворены проведенной работой.

    Супружеская пара N3. Андрей и Светлана.

    1-я встреча - 30.06.97, время - 19.00.-20.30. Светлана. Проведение теста-опросника удовлетворенности браком,  психогеометрического теста и теста РНЖ.

    2-я встреча - 2.07.97, 17.30-19.00: обсуждение результатов проведенных тестов.

    3-я встреча - 4.07.97, время - 18.00-19.30. Андрей. Проведение теста-опросника неудовлетворенности браком, психогеометрического теста и теста РНЖ.

    4-я встреча - 8.07.97, время - 17.00-19. Обсуждение результатов тестирования.

    5-я встреча - 14.0.97, время - 19.30-21.00: совместная консультация супругов. Рекомендации по восстановлению здорового психоэмоционального климата в супружеских отношениях.

    Супружеская пара N4. Андрей и Надежда.

    1-я встреча - 21.07.97, время - 19.00-21.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком, тестов психигеометрического и РНЖ Тестирование супругов проводилось совместно.

    2-я встреча - 25.07.97, время - 17.30-19.00. Надежда: обсуждение результатов тестирования. Рекомендации по изменению отношения к себе, как фактору, препятствующему пониманию супругов.

    3-я встреча - 29.07.97, время - 19.00-20.30. Андрей: обсуждение результатов тестирования.

    4-я встреча - 2.08.97, время - 12.00-14.00: совместное консультирование рекомендации по выявленным проблемных зонам.

    Супружеская пара N5. Елена и Александр.

     1-я встреча - 6.08.97, время - 18.30-21.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком и психогеометрического теста.

    2-я встреча - 9.08.97, время - 11.00-14.00: обсуждение результатов тестирования. Проведение теста РНЖ.

    3-я встреча- 13.08.97, время - 19.00-21.--: обсуждение результатов проведенных тестов.

    Супружеская пара N6. Наташа и Александр.   

    1-я встреча - 22.08.97, время -16.30-18.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком и психогеометрического теста.

    2-я встреча - 26.08.97, время - 19.00-21.00: обсуждение результатов тестирования. Проведение теста РНЖ.

    3-я встреча - 3.09.97, время - 16.00-18.00: консультация по результатам проведенного тестирования.

    Супружеская пара N7. Наташа и Геннадий.

    Проводилось раздельное тестирование.

    1-я встреча - 10.09.97, время - 14.00-18.00. Наташа: проведение теста-опросника неудовлетворенности браком, тестов психогеометрического и РНЖ.

    2-я встреча - 13.09.97, время - 10.00-12.00. Наташа: консультация по результатам проведенных тестов.

    3-я встреча - 17.09.97, время - 19.00-21.00. Геннадий: проведение теста-опросника неудовлетворенности браком, тестов психогеометрического и РНЖ. 

    4-я встреча - 18.09.97, время - 19.00-21.00. Геннадий: консультация по результатам проведенного тестирования.

    5-я встреча - 21.09.97, время - 18.00-20.00. Наташа и Геннадий: совместное обсуждение выявленных проблемных зон.

    Супружеская пара N8. Елена и Геннадий.

    Проводилось совместное тестирование.

    1-я встреча - 22.09.97, время - 18.00-20.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком.

    2-я встреча - 27.09.97, время - 18.00-20.00: проведение тестов - психогеометрического РНЖ.

    3-я встреча - 30.09.97, время - 18.00-20.00: совместное обсуждение результатов проведенного тестирования.

    Супружеская пара N9. Галина и Игорь.

    Проводилось совместное тестирование.

    1-я встреча- 2.10.97, время - 14.00-15.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком.

    2-я встреча - 4.10.97, время - 18.00-20.00: проведение тестов - психогеометрического и РНЖ.

    3-я встреча - 8.10.97, время - 16.00-18.00: консультация по результатам проведенного тестирования, обсуждение многочисленных проблемных зон в отношениях, во взаимном удовлетворении потребностей супругов.

    Супружеская пара N10. Лариса и Игорь.

    Проводилось раздельное тестирование.

    1-я встреча - 15.10.97, время - 14.00-15.00. Игорь: проведение теста-опросника удовлетворенности браком, тесто психогеометрического и РНЖ.

    2-я встреча - 17.10.97, время - 18.00-20.00. Игорь: консультация по результатам тестирования.

    3-я встреча - 20.10.97, время - 10.00-12.00. Лариса: проведение теста-опросника неудовлетворенности браком, тестов - психогеометрического и РНЖ.

    4-я встреча- 22.10,97, время - 17.30-19.00. Лариса: консультация по результатам тестирования.

    От совместной беседы супружеская пара отказалась.

    Проведенное экспериментальное исследование с 10-ю супружескими парами показало, что существенное значение в возникновении конфликтов имеют те ожидания, которые сформировались у партнеров к моменту их вступления в брак под влиянием их личностных особенностей и склонностей. Повышенные требования друг к другу нередко являются основой конфликта при несовпадении этих желаний с действительностью.

    После проведения теста-опросника удовлетворенности браком, семьи, принимающие участие в исследовании, разделились на 3 группы:

    В группу стабильных вошли семьи (см. рис. 1), субъективно удовлетворенные своим браком, оцениваемые окружающими как благополучные (скорее благополучные, абсолютно благополучные). Супруги стабильной группы отмечают полную уверенность в устойчивости своих семейных отношений и не представляют возможности их распада.

    В группу проблемных семей (см. рис. 2) вошли супружеские пары, обратившиеся за консультацией к психологу в связи с неудовлетворенностью своими семейными отношениями, осознающие возможность распада семьи, но не желающие его (переходные, скорее неблагополучные).

    В группу нестабильных вошли супруги (см. рис. 3), принявшие решение о расторжении брака (неблагополучные, абсолютно неблагополучные).

    Поскольку в данной выборке не выявились значимые различия в социально-демографических характеристиках стабильных и нестабильных семей, можно предположить, что такие характеристики, как продолжительность брака, возраст супругов, сходство или различие образовательного уровня, наличие детей, материальные или жилищные условия сами по себе (без учета социально-психологических факторов) не играют определяющей роли в процессе дестабилизации семьи.

    Рисунок 1 – Группа стабильных семей

    Рисунок 2 – Группа проблемных семей

    Рисунок 3 – Группа нестабильных семей


    Некоторые отличия характеристик семей проблемной группы дают возможность предположить, что их проблемы могут быть вызваны недостаточной психологической подготовленностью к браку, выражающейся в переоценке бытовых затруднений при повышенной требовательности друг к другу. Перенос сложностей из плана объективной реальности в план психологический, на область личных отношений, для некоторых семей определяет переход от проблемности к распаду. И, наоборот, взаимопонимание, поддержка, взаимовыручка в преодолении объективных сложностей стабилизируют семью.

    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

    Эксперимент с десятью супружескими парами позволил, во-первых, лично апробировать известные методики (удовлетворенности браком, психогеометрического теста и теста несуществующего животного) в сфере межличностных супружеских отношений; во-вторых, с помощью примененных методик проанализировать основные причины возникновения конфликтных зон в различных сферах жизнедеятельности этих семей; в-третьих, подтвердить рабочую гипотезу о том, что конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов чаще всего возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.

    Некоторые отличия характеристик семей проблемной группы дают возможность предположить, что их проблемы могут быть вызваны недостаточной психологической подготовленностью к браку, выражающейся в переоценке бытовых затруднений при повышенной требовательности друг к другу. Перенос сложностей из плана объективной реальности в план психологический, на область личных отношений, для некоторых семей определяет переход от проблемности к распаду. И, наоборот, взаимопонимание, поддержка, взаимовыручка в преодолении объективных сложностей стабилизируют семью.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проблема супружеских отношений, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.

    Уровень разработок по какой-либо проблематике  в значительной степени зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего - от наличия надежных измерительных инструментов. Это касается и исследований супружеских отношений. Без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по столь деликатной проблеме не могут быть подлинно профессиональными.             

         Исследовательская работа и развитие соответствующего методического инструментария, как показывает практика, должны идти параллельно. В первую очередь необходимо разрабатывать те диагностические процедуры, которые обеспечивают изучение наиболее актуальных проблем сейчас, тем более в будущем. Конечно, крайне трудно предвидеть, какие именно аспекты института семьи и семейных отношений окажутся в ближайшее время в центре внимания исследователей. Предсказания достаточно авторитетных международных источников указывает в качестве наиболее вероятных, с точки зрения приоритетности, на темы, связанные с нетрадиционными формами семейной организации (подростковые браки, браки по расчету, браки по контракту), с обеспечением качества брака и на ряд других. Такие прогнозы вызваны определенными изменениями, происходящими сейчас с самим институтом семьи.

    Наиболее важным, с точки зрения авторов спецпрактикума по социальной психологии является факт изменения отношений между семьей и личностью. Если раньше включенность в семью была необходимым фактором социального и даже физического выживания, то сейчас это обеспечивает удовлетворение других, более высоких потребностей. Относительная свобода индивида от семьи, особенно в случае осознания этой свободы, приводит к изменению характера восприятия человеком своих семейных отношений - наиболее важными как субъективно, так и объективно, становятся не родственные, как бы заданные, не зависящие от воли субъекта связи, а отношения между супругами, являющиеся результатом свободного выбора. Именно супружеские отношения становятся центральными с точки зрения оценки своей семьи как успешной или неспешной, они в максимальной степени влияют на качество брака. Принципиальным для семьи является вопрос семейной индивидуализации, то есть выработки своего собственного стиля супружеского общения, включающего в себя способы контактов с окружающими, принятия решений, методов преодоления разногласий и выхода из кризиса и т.д.

    В последнее время, когда обсуждаются основные изменения, которые должны быть достигнуты в нашем обществе в эпоху перестройки, одним из главных из них называется гуманизация отношения людей друг к другу. Гуманизация должна охватить как официальные, так и неофициальные взаимосвязи людей на производстве, в сфере обслуживания, в учебных и лечебных учреждениях и еще в большей степени - в семье. И в этом плане на психологическую науку ложится большая ответственность. Она должна через все доступные ей каналы (участие в подготовке и переподготовке врачей, педагогов, руководителей различных рангов, работников сферы обслуживания, народные и родительские университеты, службу семьи и т.п.) давать знания людям всех возрастов о личности, о характере человека, о закономерностях межлюдского взаимодействия в форме общения в трудовых и учебных коллективах, в официальной и неофициальной обстановке, при проведении досуга и, конечно же, в семье.

    Эти знания, сообщаемые психологией массовой аудитории, должны раскрывать особенности межличностного общения людей, относящихся к разным возрастным, половым, профессиональным, национально-этническим группам. Они должны знакомить с ошибками, наиболее часто допускаемыми людьми в ходе общения друг с другом, и показать нам более распространенные психологические причины этих ошибок (например, проецирование себя в другого, стереотипизацию, эффект ореола и др.). Одновременно психологические знания, доводимые до сознания людей, должны содержать информацию о психологических предпосылках успешного общения.  

    Исследования межличностных супружеских отношений, проведенные как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами и опробированные методики психодиагностики супружеских отношений убеждают в главном: можно помочь супружеским парам уцелеть в семье, которой они еще дорожат, дать друг другу  еще один шанс начать все сначала и, может быть, пронзительнее чем когда-либо ощутить смысл слов классика семейной психотерапии Карла Виттера: «Состоять в браке поистине ужасно. Хуже этого может быть только одно - в браке не состоять».      

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 2007. - N2.

    2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

    3. Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского исследования // Проблемы философии - Киев, 2009. - Вып.79.

    4. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 2005. - Т.16, N4. 

    5. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. - 2001. - N6.

    6. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 2006. - N6.

    7. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 2000.

    8. Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 2005. - N5. 

    9. Джеймс М. Брак и любовь. - М, 2003.

    10. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гельштатупражнениями: Пер. с англ. - М., 2005.

    11. Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 2000.

    12. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе... - М., 2006.

    13. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. - 2007. - N4.

    14. Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье // Человек, общение и жилая среда.- Таллинн, 2006.

    15. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 2003. - Т.4, N3.

    16. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М., 1986.

    17. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 2002. - Т.3, N2. - С.

    18. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). - Л, 2004.

    19. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 2006. - Т.7, N2.

    20. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические исследования. - Киев: Наукова Думка, 2005.

    21. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., 2005.

    22. Роговин М.С. Психологическое исследование: Учеб. пособие. - Ярославль, 2009.

    23. Ромек В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 2006. - Вып.1, ч.2.

    24. Русалов В.М. Измерение темперамента человека (краткий обзор зарубежных методов) // Психологический журнал. - 2002. - Т.12, N2.

    25. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 2005.

    26. Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения. // Вопросы психологии. - 2005. - N4.

    27. Тарновский С.А. Проблема исследования межличностного взаимодействия // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 2006. - Вып.1, ч.2.

    28. Тащева А.И., Зеленская С.Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 2006. - Вып.1, ч.2.

    29. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 2004.

    30. Узы брака и свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. - М., 2000. 

    31. Хендрикс Х. Как добиться желанной любви. - М., 2005.

    32. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: «Здоровье, 2001.

    33. Бызова В.М., Нагаев В.В. Психолого-педагогические основы подготовки молодежи к семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. - Сыктывкар, 2003.

    34. Обозов Н.Н. Семейно-брачные и родственные отношения // Психология межличностных отношений. - Киев, 2000.

    35. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. - 2004. - N10.

    36. Михайлова О.Ю., Бухановский А.О. Механизмы формирования патологической функциональной системы (феномен «Чикатило») // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 2006. - Вып.1, ч.1.

    37. Тащева А.И., Зеленская С.Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 2005. - Вып.1, ч.2.

    38. Ромек  В.Г. Понятие уверенности в себе // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 2006. - Вып.1, ч.2.

    39. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: Автореф.дис... канд.психол.наук. - Ростов н/Д, 2007.

    40. Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношеий: Автореф. дис... канд.психол. наук. -Л., 2008.

    41. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитическое исследование /Пер. с нем. -М.: Наука, 2005.

    42. Столин В.В. и др. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. - 2004. - N2. - C.54-61.





    [1] Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

    [2] Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 2003. - Т.4, N3

    [3] Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 2007. - N2.

    [4] Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 2000.

    [5] Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., 2005.

    [6] Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 2003. - Т.4, N3.

    [7] Бызова В.М., Нагаев В.В. Психолого-педагогические основы подготовки молодежи к семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. - Сыктывкар, 2003.

    [8] Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 2003. - Т.4, N3.

    [9] Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., 2005.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Типология проблемных семей ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.