Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Финансовое регулирование

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Финансовое регулирование
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:21:39
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление

    Введение. 3

    1. Финансовое регулирование, теоретическое обоснование  5

    1. 1. Сущность и содержание финансового регулирования. 5

    1.2 Методы финансового регулирования. 8

    2. Финансовое регулирование в Российской Федерации. 11

    2.1 Финансовое регулирование на экономические процессы страны.. 11

    2.2. Финансовое регулирование социальных процессов страны.. 19

    3. Финансовое регулирование социально – экономических процессов в Челябинске и Челябинской области. 32

    3.1 Программа по развитию социально – экономических процессов Челябинской области. 32

    3.2 Финансовое регулирование социально - экономических процессов в Челябинске  36

    3.3 Совершенствование финансового регулирования социально – экономических процессов  в Челябинской области. 40

    Заключение. 45

    Список использованной литературы.. 48




















    Введение


    Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы.

    Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

    Функционирование отдельных элементов механизма финансового регулирования экономики и социальной сферы, организация одноименного процесса в конкретных государствах, безусловно, являются предметом изучения достаточно большого круга экономистов. Отдавая должное значимости таких исследований для развития финансовой науки и практики государственного управления, следует отметить, что количество публикаций, посвященных комплексному анализу названных вопросов, продолжает оставаться незначительным, а сами исследования, как правило, отличаются недостаточной степенью теоретической разработки проблем. Несмотря на многовековую историю использования финансов в общественном воспроизводстве, системное обоснование сущности и содержания финансового регулирования не получило еще должного отражения в экономической литературе, не выработано общепризнанного научного определения данного явления объективной действительности, отсутствует четкость в подходах к структурному построению системы и механизма финансового регулирования социально-экономических процессов. Фрагментарность восприятия накопленного опыта негативно сказывается на формировании финансовой стратегии российского государства, на выработке подходов к преодолению сложнейших экономических, социальных и территориальных диспропорций в развитии страны. Между тем, необходимость комплексной разработки данной тематики очевидна.

    Предмет курсовой работы – финансовое регулирование.

    Объект исследования – Челябинск и Челябинская область.

    Цель курсовой работы – совершенствование системы финансового регулирования социально – экономических процессов в Челябинске и Челябинской области.

    Для поставленной цели решаем ряд задач:

    1) определим содержание и задачи финансового регулирования, методы регулирования;

    2) проанализируем финансовое регулирование экономических  и социальных процессов Российской Федерации;

    3) обоснуем необходимость введения программы по финансовому регулированию Челябинска и Челябинской области;

    4) проанализируем финансовое регулирование социально – экономических процессов Челябинска и Челябинской области;

    5) предложим мероприятия по совершенствованию финансового регулирования социально – экономических процессов в Челябинске и Челябинской области.










    1. Финансовое регулирование, теоретическое обоснование

    1. 1. Сущность и содержание финансового регулирования


    Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.

    Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

    Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

    Финансовое регулирование экономических и социальных процессов – второе направление воздействия финансов на развитие экономики.

    Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

    Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами [7, с. 65]:

    - через эффективное вложение финансовых ресурсов;

    - создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

    - использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

    - использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

    Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества. Так, одной из важнейших задач, определенных Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими.

    Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики. Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов [11, с. 43].

    Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.

    Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

    Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования — это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

    Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

    1.2 Методы финансового регулирования

    Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются [14, с. 53]:

    - налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

    - амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

    - различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

    - с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

    Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

    Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов.

    Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога, высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость, льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

    Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности [15, с. 35].

    Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.

    В первой главе были рассмотрены задачи, значение и место финансового регулирования в системе финансов страны. Определены методы регулирования по средствами налогового регулирования, исполнение бюджета на федеральном и региональных уровнях.




















    2. Финансового регулирования в Российской Федерации

    2.1 Финансовое регулирование на экономические процессы страны

    В условиях рыночной экономики принципиальным образом изменяется роль финансового регулирования. Оно становится одним из главных факторов экономического развития в условиях ограниченного вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования. Реальный механизм финансового воздействия на экономику проявляется не как неизменная, строго заданная система форм и методов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характер влияния.

    Среди методов государственного финансового регулирования основная роль принадлежит налогам. Налоговое регулирование затрагивает процессы производства прежде всего через налогообложение доходов организаций-производителей. Налоги являются важнейшим стабилизатором антициклического регулирования развития экономики, стимулируя спрос на инвестиции во время депрессии и ограничения его в период максимального экономического подъема. Косвенное и подоходное налогообложение определяют объемы личного потребления, платежеспособного спроса, что, в свою очередь, влияет на объемы производства потребительских товаров и услуг [12, с. 32].

    Налоговое воздействие на положение субъектов хозяйствования и экономики в целом принято называть налоговым бременем (налоговым прессом, налоговой нагрузкой). Количественно такое воздействие определяется удельным весом налоговых платежей в ВВП или доходах субъектов хозяйствования. Уровень налогообложения субъектов хозяйствования определяется видами налогов, их ставками, налоговой базой.

    Рыночные преобразования в Российской Федерации потребовали отказа от действовавшего в условиях административно-командной системы управления экономикой индивидуального подхода к организации финансовых взаимоотношений субъектов хозяйствования и государства. Этот подход был основан на преимущественно неналоговых методах изъятия части доходов предприятий в бюджеты разных уровней (плата за фонды, отчисления от прибыли и др.). Виды платежей с дифференцированными по отраслям ставками, освобождение от уплаты обязательных платежей регулировались разрозненными подзаконными актами, принимаемыми в виде решений отдельных министерств и ведомств. Современная российская налоговая система начала функционировать в январе 1992 г., с момента вступления в действие налогового законодательства. Она ориентирована на поддержание конкурентной среды, что создается равными условиями налогообложения для всех налогоплательщиков, поэтому реформирование налогового законодательства, осуществляемое в последнее десятилетие, было направлено на устранение возможностей предоставления индивидуальных льгот [10, с. 42].

    Налоговая система может оказывать негативное воздействие на экономику. Высокий уровень налогообложения субъектов хо-зяйствования ограничивает их финансовые возможности по наращиванию производства, а частое изменение налогового механизма порождает чувство неуверенности, ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку инвестиций и т.п. Уменьшение налоговой нагрузки может осуществляться через отмену отдельных налогов, понижение налоговых ставок, уменьшение налоговой базы, сокращение контингента плательщиков. В Российской Федерации в настоящее время осуществляется снижение уровня налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что должно способствовать росту предпринимательской активности, ускоренному обновлению производственных фондов и расширению масштабов производства.

    Налоговый механизм включает также систему санкций за нарушение налогового законодательства. Действенность налоговых санкций во многом зависит от эффективности работы налоговых органов, а также судебных и арбитражных органов. Правовые основы и практика их применения могут оказывать существенное влияние на финансовое состояние субъектов хозяйствования. Статья 114 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок применения штрафных санкций только на основании судебных решений, до вступления в действие этого положения налоговые органы имели возможность бесспорного списания сумм задолженностей, пеней и штрафов со счета налогоплательщика, что нередко приводило к банкротству даже относительно благополучных в финансовом отношении организаций [1, с. 114].

    Рыночные методы ведения хозяйства создают потребность в решении задачи борьбы с монополизмом производителя, нарушающим главное условие рынка — конкуренцию между предпринимателями. Наравне с другими методами государственного регулирования (антимонопольное законодательство, свободный внешний рынок и т.д.) решению этой проблемы способствуют и налоговые методы, в частности таможенное регулирование. При снижении ставок таможенных пошлин на соответствующий импортный товар мировой рынок заставляет отечественных монополистов снижать внутренние цены на свою продукцию (при условии открытого доступа этой продукции на внутренний рынок). Одновременно высокие ставки таможенных пошлин могут использоваться для защиты национальных производителей — такая политика получила название протекционизма. Однако мировой и отечественный опыт свидетельствует о том, что протекционизм в таможенной политике может дать только кратковременный положительный эффект. В долгосрочной перспективе его последствия отрицательны, так как другими государствами принимаются ответные меры, исчезают стимулы для технического обновления производства, возможен высокий уровень внутренних цен, сохраняются неэффективные собственники и менеджеры. Отказ от протекционистской таможенной политики является одним из принципов функционирования Всемирной торговой организации, в состав которой намерена вступить и Россия.

    Определенное воздействие на процессы производства, накопления оказывают также различные формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хозяйствования (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственные и муниципальные заказы) в качестве государственных мер поддержки отдельных отраслей и видов деятельности. Рыночные преобразования диктуют сокращение государственного и муниципального секторов экономики, поэтому масштабы бюджетного финансирования конкретных субъектов хозяйствования значительно сокращаются по сравнению с периодом административно-командной системы управления экономикой [12, с. 43]. Тем не менее, различные формы расходов бюджета в качестве методов финансового регулирования используются весьма активно в различных государствах.

    Практически все современные государства поддерживают сельскохозяйственных производителей на основе государственных закупок их продукции, а также субсидирования процентов за пользование банковским кредитом. Государственная поддержка в виде субсидий, субвенций, государственного заказа, гарантий или инвестиций может быть связана с сохранением традиционных отраслей (угольная промышленность) или производств, имеющих национальное значение, таких как автомобилестроение. Предоставление государственных субсидий, так же как налоговое регулирование, используется как мера антициклического регулирования. В государствах, осуществляющих рыночные реформы, бюджетные средства выступают важным источником финансирования создания и развития инфраструктуры рынка (фондовых, валютных и товарных бирж, бирж труда, информационных центров, фондов поддержки малого бизнеса и т.д.).

    Предоставление бюджетных средств как метод финансового регулирования основано на следующих принципах. Во-первых, не делается различий между организационно-правовыми формами субъектов хозяйствования, которые могут получить соответствующие средства. Во-вторых, как правило, используется конкурсный отбор претендентов на получение средств в рамках государственной поддержки, при этом привлекаются независимые эксперты для организации конкурсов, в том числе для выработки критериев отбора участников и победителей.

    В Российской Федерации различные формы бюджетных расходов как методы финансового регулирования предусмотрены федеральными, региональными и муниципальными целевыми программами. Данные программы разработаны и реализуются с целью поддержки отдельных отраслей, территорий. Реализация целевых программ осуществляется за счет бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций (в том числе на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков), бюджетных кредитов (ставка по ним значительно ниже, чем ставка банковского кредита, она устанавливается обычно на уровне 1/3 учетной ставки Центрального банка Российской Федерации).

    Темпы экономического и социального развития, а также эффективность производства в масштабах всего общества зависят от соотношения между потреблением и накоплением, складывающегося в результате финансового распределения. Норма накопления определяет темпы и качество экономического роста. В не меньшей степени темпы развития экономики зависят от внутренней структуры валового накопления. Эффективность инвестиций зависит от удельного веса в них производственных капитальных вложений, их отраслевой, технологической и территориальной структур. В развитой рыночной экономике оптимизировать инвестиционный процесс помогает финансовый рынок, с помощью которого временно свободные финансовые ресурсы и сбережения направляются в наиболее эффективные объекты [2, с. 53].

    Изменение пропорций между потреблением и накоплением определяется не только конкретной экономической ситуацией на рынке, но и направленностью методов государственного финансового регулирования. Финансовое стимулирование инвестиционной деятельности государством может осуществляться как путем прямого государственного финансирования инвестиционных проектов, так и на основе создания льготных условий для негосударственных инвесторов, при этом используется сочетание налоговых и бюджетных методов регулирования. Льготные условия как финансовый стимул инвестиционной деятельности создаются путем полного или частичного освобождения от уплаты налогов по операциям, связанным с осуществлением инвестиций, и доходам, направляемым на капитальные вложения. Организации могут получать инвестиционный налоговый кредит, уменьшать налогооблагаемую прибыль за счет ускоренной амортизации. В составе расходов бюджета может быть предусмотрен бюджет развития, предназначенный для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Бюджетные средства могут быть привлечены для закупки оборудования, в дальнейшем предоставляемого на основе лизинговых соглашений.

    Долговременное повышение эффективности и масштабов производства возможно только на основе использования новейшей техники и технологии. В развитых странах в настоящее время почти весь прирост производительности труда получают за счет создания, освоения и внедрения новой техники и технологий.

    Переход на рыночные отношения потенциально благоприятствует научно-техническому прогрессу (НТП). Однако для максимального раскрытия этого потенциала необходимы определенные условия, среди которых: превышение предложения над спросом на рынке традиционных товаров, отсутствие монополизма производителей и разработчиков, наличие конкуренции (в том числе среди научных коллективов), защита интеллектуальной собственности и т.д. Пока полностью в России такие условия не созданы, поэтому нередко коммерческие интересы побуждают субъекты хозяйствования направлять свои ресурсы в сторону более легких и гарантированных способов увеличения прибыли, экономя на расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В связи с этим необходим поддерживаемый государством механизм финансового обеспечения и стимулирования НИОКР, работ по созданию и внедрению новой техники, изобретательству. Государственное участие в создании такого механизма может осуществляться путем бюджетного финансирования научных разработок (в форме сметного финансирования государственных научно-исследовательских организаций, субсидий и субвенций, бюджетных кредитов, оплаты государственного и муниципального заказа), а также создания льготных условий субъектам хозяйствования, действующим в области инноваций [3, с. 68].

    Сочетание различных налогово-бюджетных методов стимулирования НТП можно проследить на основе деятельности некоммерческих организаций, созданных в форме научных фондов. В Российской Федерации, например, государство выступает учредителем Российского фонда фундаментальных исследований, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций и др.

    Источником финансирования научных грантов, размещаемых на конкурсных условиях данными фондами, являются бюджетные средства. Данные средства, полученные организациями, осуществляющими научные разработки, не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли. Фонды финансирования научных исследований могут создаваться органами государственной власти вместе с коммерческими организациями (например, Российский фонд технологического развития, фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), при этом добровольные взносы коммерческих организаций в такие фонды полностью или частично уменьшают налогооблагаемую прибыль организаций [1, ст. 262].

    Для ускорения научно-технического прогресса большое значение имеют порядок распределения средств между отдельными этапами научных исследований, процессами разработки, создания, внедрения и освоения новой техники, способы концентрации средств на ключевых направлениях научно-технического прогресса и у тех научно-исследовательских и производственных коллективов и отдельных исследователей, которые добиваются наиболее крупных научно-технических достижений. В США принципиально важной мерой, усилившей влияние государства на инновационные процессы, стало принятие в 1981 г. закона об инновационных исследованиях малого бизнеса. Рассматривая науку в качестве основы прогресса промышленности и национальной экономики, закон наделил малый бизнес правами в получении бюджетных субсидий на разработку инноваций [4, с. 52].

    Обязательной составной частью финансового механизма НТП является система материального стимулирования научно-технических достижений. Мощное воздействие Нобелевского фонда на мировую науку в немалой степени определяется размерами назначаемых им премий. В Российской Федерации авторам научных открытий, лауреатам государственных и именных премий выплачиваются крупные денежные вознаграждения. При использовании патентов на изобретение размер вознаграждения автору устанавливается по соглашению сторон. Одним из инструментов финансового регулирования данной сферы деятельности являются государственные пошлины на заявку, регистрацию и продление патента. Размер пошлин оказывает влияние на масштабы изобретательской деятельности и сроки действия патентов.

    2.2. Финансовое регулирование социальных процессов страны

    Уровень и качество жизни людей, а также политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособности. В отчете Всемирного банка о мировом развитии среди пяти основных задач современного государства названа задача финансирования базовых социальных услуг и инфраструктуры, а также обеспечение социальной безопасности.

    В статье 7 Конституции РФ определено, что российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Все современные учебники по экономической теории определяют, что повышение благосостояния населения — главная цель экономической политики государства, в том числе финансовой. Для реализации основных жизненно важных социальных гарантий (таких как право на труд и защита от безработицы; право на государственную защиту материнства, отцовства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование) предусмотрены специальные финансовые механизмы. Социальная стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государственное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных социальных групп.

    Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются [15, с. 73]:

    1) финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, компенсации, субсидии, денежная материальная помощь);

    2) финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;

    3) государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;

    4) налоговое регулирование доходов граждан и юридическихлиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);

    5) бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;

    6) финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;

    7) государственное финансовое регулирование рынка жилья;

    8) содействие развитию финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.

    В Российской Федерации за счет средств бюджетов разных уровней и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются выплаты, называемые социальными трансфертами:

    - пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет;

    - пособия при временной и постоянной нетрудоспособности, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам;

    - стипендии студентам, в том числе социальные стипендии студентам из малоимущих семей;

    - жилищные субсидии;

    - материальная помощь малоимущим гражданам.

    Большая часть социальных выплат регулируется федеральным законодательством, в то время как сами выплаты нередко производятся по месту жительства или работы их получателей, в том числе и через исполнительные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В настоящее время реализация отдельных федеральных законодательных актов, связанных с социальной защитой граждан в субъектах Российской Федерации, обеспечивается через Фонд компенсации в составе федерального бюджета, средства которого в виде субсидий и субвенций направляются в региональные бюджеты. Субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, проводят самостоятельную социальную политику, предусматривая дополнительные надбавки к федеральным выплатам с учетом региональной специфики (например, доплаты пенсионерам в Москве), которые финансируются из региональных и местных бюджетов. В условиях разграничения полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями большое значение отводится вопросам, связанным с обязательствами по социальным гарантиям. Поэтому в проектах федеральных законов, подготовленных Правительством Российской Федерации, планируется четко обозначить социальные гарантии, определяемые и реализуемые на федеральном, региональном и местном уровнях.

    Извечной дилеммой финансового регулирования социальных процессов является выбор между денежными выплатами и предоставлением бесплатных или частично оплачиваемых услуг, т. е. социальных льгот. В теории отдается предпочтение денежным выплатам, так как они дают возможность выбора использования денежных средств на те или иные цели, что в большей степени отвечает рыночным принципам, кроме того, денежная выплата, как правило, адресована, поэтому более эффективна. В то же время неэквивалентная замена льгот компенсационными выплатами может ухудшить жизненный уровень граждан. Другие примеры, доказывающие нецелесообразность замены льготы денежными выплатами связаны с несовпадением общественных и личных предпочтений. Например, в рамках оптимизации системы социальных льгот Правительство Российской Федерации предусматривает замену гарантий бесплатного получения специального профессионального образования детям-сиротам денежными выплатами, это вызывает очень большие опасения, что талантливые воспитанники детских домов, вступая в самостоятельную жизнь, будут использовать денежные выплаты не для получения образования, а на другие цели. Специальные государственные программы, включающие социальные льготы и специальные выплаты ветеранам войн, инвалидам, детям-сиротам или другим социальным группам, финансируемые из федеральных (или центральных) бюджетов, существуют во многих европейских странах.

    Общим направлением реформирования социальной сферы в Российской Федерации является отказ от многочисленных социальных льгот (по разным источникам, на начало 2004 г. число льгот достигло 400) и их замена денежными компенсациями. Сложность реализации социальных льгот связана в Российской Федерации и с тем, что они «разбросаны» по различным законодательным актам, нередко без четкого указания источника их финансирования [4, с. 52].

    Предоставление социальных льгот основано, как правило, на бюджетном субсидировании поставщика услуг. Нет общего правила принятия решения о целесообразности такого субсидирования: например, в городах с одинаковой численностью населения, расположенных на территории государств с примерно одинаковым уровнем экономического развития, услуги городского транспорта могут субсидироваться из городского бюджета (например, все крупные города в Канаде), а могут полностью оплачиваться пассажирами (например, Сингапур). Бюджетное субсидирование производства товаров и услуг — это одна из форм государственной финансовой поддержки отраслей, производящих потребительские товары и товары первой необходимости наряду с налоговыми льготами, а также государственными и муниципальными заказами. Примером использования механизма государственного заказа является закупка во многих субъектах Российской Федерации продовольственных товаров с целью предотвращения резких колебаний цен на них — это одновременно и мера поддержки потребителя услуг, и производителя [15, с. 78].

    Одним из основных методов сглаживания дифференциации доходов разных социальных групп, обеспечения доступности жизненно важных товаров и услуг является налоговое регулирование. В современной экономической литературе, в том числе зарубежной, одной из важнейших задач государственных финансов называют распределение доходов и имущества (так называемая дистрибутивная функция). В целях предотвращения резких различий в уровне жизни отдельных социальных групп практически во всех странах мира используется прогрессивная система налогообложения доходов граждан с установлением необлагаемого уровня доходов, равного прожиточному минимуму. В отдельных странах обложению подоходным налогом подлежат также и некоторые социальные выплаты, например в США — пенсионные. Эту же цель, а также цель создания равных условий начинающим предпринимателям преследует сохранение высоких ставок налога на наследуемое имущество. В Российской Федерации отказались от использования прогрессивной шкалы при налогообложении доходов физических лиц, хотя отдельные виды доходов (например, выигрыши в лотереи) облагаются по более высокой ставке налога, ставка налога на наследуемое имущество также достаточно высока. Зато для стимулирования работодателей в увеличении официально декларируемой заработной платы применяется регрессивная шкала ставок единого социального налога [4, с. 83].

    Стимулами производства недорогих товаров и услуг первой необходимости могут быть налоговые льготы их производителям. Так, например, в Российской Федерации от обложения налогом на добавленную стоимость освобождено производство и реализация протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, которые могут быть использованы для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков, линз и оправ для очков; медицинских услуг, а также услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях и др. Более низкая ставка НДС (10% по сравнению с действующей ставкой 18% для всех других товаров и услуг) установлена для производства продуктов питания, детских товаров, некоторых видов лекарств. К сожалению, нельзя привести большое число примеров, иллюстрирующих льготы по налогу на прибыль для производства товаров первой необходимости и оказания социальных услуг — налоговое законодательство Российской Федерации установило единый порядок исчисления налога на прибыль всеми организациями: и коммерческими, и некоммерческими [15, с. 87].

    Налоговые методы регулирования социальных процессов связаны также со стимулированием благотворительной деятельности физических и юридических лиц, а также установления дополнительных к государственным гарантиям выплат, которые осуществляет работодатель в пользу своих работников (добровольное медицинское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение, оплата образовательных услуг, услуг, связанных с поддержанием здоровья, дополнительные выплаты женщинам, имеющим детей, и т.п.). Российским налоговым законодательством освобождается от уплаты НДС передача товаров и имущества в благотворительных целях. Организации, а также граждане, получающие имущество в благотворительных целях, не отражают эти поступления как доход, учитываемый в целях обложения соответственно налогом на прибыль организаций и налогом на доходы физических лиц. Работодатели, производящие социальные выплаты или оплату социальных услуг в пользу своих работников из чистой прибыли, могут уменьшить на данную сумму единый социальный налог (это касается, например, дополнительного пенсионного обеспечения). По оплаченным самим гражданином образовательным и медицинским услугам, в том числе в пользу членов его семьи, предусмотрены социальные вычеты по налогу на доходы физических лиц. В налоговом законодательстве Российской Федерации, к сожалению, не получила большого распространения зарубежная практика уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций и доходы физических лиц на сумму расходов, связанных с благотворительной деятельностью. Это вызвано распространенной российской практикой подмены реальной благотворительности схемами минимизации налоговых платежей.

    Образовательные, медицинские услуги, услуги в сфере культуры и искусства, мероприятия по социальному обслуживанию (в соответствии с российским законодательством это услуги детских домов-интернатов, интернатов для пожилых граждан и т.п.) могут осуществляться за счет трех основных источников финансирования [4, с. 81]:

    1) бюджетные средства и/или средства социального страхования,

    2) средства населения,

    3) средства работодателей, спонсоров и благотворителей.

    Соотношение между этими источниками определяется национальными особенностями и моделью рыночной экономики. Например, во Франции в настоящее время большая часть расходов на высшее образование (включая образование иностранных студентов) финансируется за счет бюджета центрального правительства (такие расходы составляют до 25% его расходов), а в США высшее образование преимущественно платное, исключение составляют государственные стипендии особоодаренным студентам.

    XX в. характеризовался переходом во многих государствах от платных образовательных и медицинских услуг к полностью или частично бесплатным для населения. В Российской Федерации с 1990-х гг. происходит обратный процесс: появились и расширяются платные социальные услуги. В настоящее время наиболее острой задачей стоит поиск оптимального соотношения между источниками финансирования таких услуг: с одной стороны, оказание большого объема бесплатных услуг требует соответствующего уровня доходов бюджета, что предполагает достаточно высокое налоговое бремя для предпринимателей и населения, с другой стороны, расширение платных услуг таит опасность снижения общего уровня культуры, образования и здоровья [3, с. 64].

    Выбор между платными и бесплатными социальными услугами связан также с проблемой дифференциации доходов разных социальных групп. Считается, что большое количество бесплатных социальных услуг и социальных льгот усиливает социальную напряженность, так как больший объем услуг получают граждане с наибольшим уровнем доходов, имеющие доступ и к платным, и к бесплатным услугам. Проблема выбора между теми и другими — это также проблема их качества. Российская практика показывает, что расширение платных услуг не всегда означает повышение уровня обслуживания, хотя одним из важнейших условий его достижения является достаточность объема финансирования.

    Следует отметить, что могут быть разные варианты сочетания источников финансирования социальных услуг. Например, образовательные услуги могут оплачиваться населением, но за счет банковского кредита (гарантии по которому или субсидии для обеспечения льготного процента выдает государство или муниципальное образование). В США медицинские услуги малоимущим и пенсионерам оплачиваются государством за счет взносов на социальное страхование по специальным программам, а работающим — страховой компанией, в которую работодатель осуществляет обязательные взносы по форме, но выбор программы медицинского страхования доброволен. Поэтому тарифы взносов дифференцированы в зависимости от перечня услуг, включенных в программу медицинского страхования. Кроме того, многообразие форм финансового обеспечения социальных услуг связано с возможностью разных пропорций финансирования из бюджетов разных уровней. Для большинства стран общей тенденцией является большой удельный вес социальных расходов территориальных бюджетов (в федеративных государствах — региональных и местных бюджетов).

    Государственное финансовое регулирование занятости населения. Рыночная экономика отличается цикличностью, сопровождаемой в периоды экономического спада и стагнации ростом безработицы. Он может происходить и без проявления кризисных явлений, когда внедрение новых технологий, более совершенного оборудования содействует сокращению рабочих мест. Проблема занятости может носить локальный характер, особенно это актуально для Российской Федерации, так как со времен административно-командной системы управления во многих городах сохранились так называемые «градообразующие» предприятия, незначительное ухудшение финансово-хозяйственного положения которых создает большие социальные проблемы для населения города.

    Государство может проводить активную и пассивную политику на рынке труда. Пассивная политика предполагает меры, связанные с компенсацией потери заработка, — выплата пособия по безработице, выплата материальной помощи для малоимущих, когда заканчивается срок действия выплаты пособия по безработице. Активная государственная политика занятости населения связана с созданием или стимулированием создания новых рабочих мест и организацией общественных работ. В США при создании новых рабочих мест работодатели освобождаются от уплаты взносов на социальное страхование по безработице. В Российской Федерации в отдельных регионах используется так называемый механизм квотирования рабочих мест для социально уязвимых групп населения (инвалидов, подростков), при котором работодатели, не соблюдающие соответствующей квоты (не создающие рабочих мест для указанных категорий граждан), перечисляют обязательные платежи органам, ответственным за политику занятости в регионе. До 2001 г. в нашей стране и активные, и пассивные мероприятия в области занятости населения финансировались из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации. После его упразднения выплата пособий по безработице осуществляется за счет средств федерального бюджета, а активные мероприятия (содействие созданию новых рабочих мест, началу предпринимательской деятельности, организация общественных работ) — за счет средств региональных и местных бюджетов [15, с. 100].

    Одной из мер решения социальных вопросов, связанных с политикой занятости, является создание условий для начала предпринимательской деятельности безработным. С этой целью во многих странах действует механизм льготного кредитования для начала предпринимательской деятельности. Льготное кредитование обеспечивается бюджетным субсидированием ставки по банковскому кредиту или государственным содействием развития обществ взаимного кредитования. Подобная практика существует и в Российской Федерации, но ее нельзя считать общераспространенной.

    Государственное финансовое регулирование рынка жилья. В Российской Федерации государство гарантирует гражданам право на жилье. Создание рынка жилья в нашей стране является необходимым условием функционирования рынка трудовых ресурсов, предполагающего достаточную мобильность населения. Доступность приобретения жилья важна также для решения демографических проблем (повышение рождаемости).

    Реализация конституционных гарантий достигается строительством за счет бюджетных средств муниципального жилья и его предоставления малообеспеченным гражданам, а также созданием механизма приобретения населением жилья через бюджетное субсидирование (сейчас бюджетные субсидии для строительства или приобретения жилья предоставляются военнослужащим).

    Большое значение для обеспечения населения жильем в нашей стране имеет развитие ипотечного кредитования. Государственное финансовое регулирование данного процесса может осуществляться через механизм предоставления государственных гарантий по банковским ипотечным кредитам, бюджетного субсидирования ссудного процента, а также долевого участия бюджетных средств в финансировании строительства жилья наряду со средствами частных инвесторов. Как правило, государственное участие в ипотечных программах осуществляется органами власти субъектов РФ.

    На федеральном уровне в рамках пенсионной реформы в целях организации пенсионных накоплений предусмотрена возможность инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в ипотечные ценные бумаги, таким образом, возможно одновременное решение двух социальных проблем: обеспечение финансовыми ресурсами жилищного строительства и организация накоплений для увеличения пенсионных выплат (но есть и большой риск, когда невыполнение одной программы повлечет за собой невыполнение другой). Государственное финансовое регулирование рынка жилья осуществляется также на основе налогового механизма путем предоставления льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, налогу на доходы физических лиц при осуществлении жилищных инвестиций.

                 Степень развития и устойчивость рынка финансовых услуг определяют возможность роста индивидуальных накоплений, которые являются не только источником дополнительных доходов, но и источником компенсации утраты заработной платы и других основных источников доходов (это можно рассматривать как самострахование). Зарубежный опыт показывает, что развитость рынка финансовых услуг и наличие механизма обеспечения его устойчивости дают возможность относительно безболезненно снижать государственные социальные гарантии по пенсиям и пособиям. Отечественная практика также свидетельствует о том, что даже в условиях высоких социальных гарантий в СССР граждане охотно прибегали к индивидуальным накоплениям в сберкассах и страховым услугам (следует признать, что их необходимость частично была вызвана товарным дефицитом). Особенностью становления и развития российского финансового рынка была его ориентация на так называемых корпоративных клиентов (организаций разных сфер деятельности). Только в последнее время кредитные организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды стали ориентироваться на физических лиц. Невыполнение государством своих обязательств по вкладам, ценным бумагам, неудачный опыт инвестирования средств в начале 1990-х гг. не позволяет пока рассматривать индивидуальные накопления как серьезную альтернативу государственным социальным выплатам в РФ [4, с. 89]. В настоящее время в условиях пенсионной реформы граждане получили возможность выбирать между государственным и негосударственным управлением инвестирования средств для выплаты накопительной части трудовой пенсии, но отсутствие «историй» большинства управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов привело к тому, что большинство граждан выбирают государственную форму организации пенсионных накоплений.

    Общая оценка эффективности всей совокупности методов финансового воздействия на социальные процессы может быть произведена на основе показателей, свидетельствующих о дифференциации доходов граждан, изменении реальных доходов населения и социального состава общества, продолжительности жизни населения, индекса рождаемости (смертности).

    Государственное финансовое регулирование социальных процессов требует ответа на вопрос, есть ли противоречие между государственной поддержкой малоимущих, попыткой выравнивания уровня доходов отдельных социальных групп, с одной стороны, и мерами по обеспечению экономического роста — с другой. Высокий уровень государственных социальных гарантий в экономической литературе получил название патернализма. Общей тенденцией для экономически развитых стран в настоящее время является отход от такой политики. Считается, что в условиях глобализации страна может быть конкурентоспособной при производстве относительно дешевой продукции и услуг, а высокий уровень социальных гарантий предполагает высокий уровень налогов и стоимости рабочей силы, что в конечном счете удорожает стоимость товаров и услуг. Спорность такого положения доказывают страны, имеющие высокую долю расходов на социальные цели и взносов на социальное страхование, но в рейтинге конкурентоспособности с точки зрения инвестиционной привлекательности занимающие одно из первых мест. Примерами таких стран являются Финляндия, Швеция, имеющие наиболее высокий рейтинг по 220 индексам, используемым для оценки конкурентоспособности (соответственно 84,35 и 76,19 балла в 2009 г., при этом Финляндия традиционно занимает второе место после США (100 баллов)), затраты государства на социальную защиту составляют в этих странах соответственно 38,97 и 40,05% к ВВП, а начисления работодателей на оплату труда по социальному страхованию — 22 и 30,96%. Указанные страны опережают по сводным показателям Австралию (рейтинг в 2009 г. — 74,11 балла), в которой наиболее низкая доля расходов государства на социальную защиту (11% к ВВП), и отсутствуют обязательства работодателя по уплате вносов на социальное страхование [15, с. 101].

    Во второй главе были рассмотрены финансовые регулирования на экономические и социальные процессы страны. Основное влияние на экономику происходит через налоги и субсидии для малого и среднего бизнеса в частности.

     




    3. Финансовое регулирование социально – экономических процессов в Челябинске и Челябинской области

    3.1 Программа по развитию социально – экономических процессов Челябинской области


    Министерством экономического развития Челябинской области разработан и представлен на очередном заседании регионального правительства проект областной целевой «Программы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009-2010 гг.».

    Новая программа создана в рамках Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года и предусматривает решение целого ряда задач. Среди них выравнивание условий для развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях региона, развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, обеспечение занятости населения, развитие форм финансовой поддержки предпринимателей.

    Одним из формальных оснований для создания данного проекта стал вступивший в силу с 1 января 2008 года Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Но так как программный подход к решению проблем предпринимательства действует в области уже на протяжении десяти лет, можно говорить, скорее, о том, что местные власти откорректировали приоритеты работы по данному направлению с учётом меняющейся социально-экономической ситуации и региональной специфики [16].

    Сектор малого бизнеса в Челябинской области неоднороден. В нём выделяются три основных сегмента: малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Во всех этих сегментах наблюдается заметный рост числа предпринимателей. На сегодня численность граждан, занятых в сфере малого предпринимательства, составляет уже 35,2 % от общей численности экономически активного населения региона. Растёт и вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт Челябинской области (по итогам 2007 года он составил 24,2 %, а в 2005-м не превышал и 17 %). А оборот малых предприятий по данным на 2007 год составил четвёртую часть от общего оборота организаций области [16].

    Очевидно, что малый бизнес становится одним из основных региональной   экономики. Тем не менее, несмотря на положительные тенденции в его развитии, существует и ряд сдерживающих факторов, которые можно решить только на уровне государственной власти. Это несоответствие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность предпринимателей на местах, федеральному законодательству, недостаток  финансовых  и инвестиционных ресурсов, дефицит квалифицированных кадров, низкий уровень социальной ответственности работодателей, высокая стоимость подключения к энергоносителям, отсутствие систематической поддержки начинающих предпринимателей и другие.

    Программа предусматривает комплексное решение малого и среднего предпринимательства по девяти направлениям:

    - совершенствование  законодательства в сфере  регулирования  деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

    - содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне;

    - финансовая  поддержка малого и среднего предпринимательства;

    - поддержка и развитие начинающих предпринимателей и молодёжного предпринимательства;

    - развитие женского и семейного предпринимательства;

    - поддержка и развитие народных художественных промыслов и ремесленной деятельности;

    - совершенствование механизмов использования областного и муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства;

    - информационная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности;

    - подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

    Финансироваться Программа будет из средств областного бюджета. Общий объём финансирования Программы на весь период реализации составит 258000,0 тыс. руб. На её реализацию планируется привлечь средства и из федерального бюджета [16].

    Также программа обозначает приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства на территории Челябинской области, которым финансовая поддержка будет оказываться в первую очередь:

    - обрабатывающие производства;

    - производство изделий народного промысла и ремесленных изделий;

    - строительство зданий и сооружений;

    - инновационная деятельность;

    - сельское хозяйство (включая рыболовство и рыбоводство);

    - здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг;

    - жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению;

    - услуги по организации внутреннего туризма, физкультуре и спорту;

    -бытовые услуги населению;

    - услуги розничной торговли и общественного питания в населённых пунктах с численностью менее 100 тыс. чел. [16].

    Срок рассмотрения обращений предпринимателей за оказанием  финансовой  поддержки не должен будет превышать 30 дней.

    В Программе определён и перечень основных мероприятий по решению проблем малого и среднего бизнеса. На законодательном уровне будет проведена общественная экспертиза действующих нормативно-правовых актов с целью их дальнейшего  совершенствования. Планируется и введение электронного документооборота, который позволит предпринимателям оформлять необходимые документы через Интернет, что должно значительно сократить сроки получения лицензий и прочих правоустанавливающих бумаг.

    На муниципальном уровне будут предоставляться субсидии местным бюджетам на содействие развитию малого и среднего предпринимательства, станут создаваться электронные информационно-правовые системы. Запланировано проведение конкурса «Лучший городской округ (муниципальный район) Челябинской области по развитию малого и среднего предпринимательства». А в рамках  финансовой  поддержки предпринимателей будут предоставляться субсидии на возмещение различных затрат. В проекте предусмотрено проведение семинаров, круглых столов, форумов, конференций, выставок для бизнесменов, создание бизнес-инкубаторов для начинающих предпринимателей.

    Главными исполнителями проекта являются министерства культуры, образования и науки, промышленности и ресурсов, сельского хозяйства, финансов, экономического развития Челябинской области, общественный координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области и Главное управление по труду и занятости в регионе.

    А в муниципальных образованиях реализация Программы будет зависеть и от органов местного самоуправления, которым предстоит принятие собственных программ по оказанию поддержки бизнесу.

    3.2 Финансовое регулирование социально - экономических процессов в Челябинске

    При исполнении бюджета города без срывов обеспечены приоритетные и социально-значимые для жизнедеятельности города направления в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств.

    С 1 сентября 2010 года увеличен на 10 % фонд оплаты труда работников бюджетной сферы города Челябинска. Около 38,5 % средств бюджета направлено на выплату заработной платы в бюджетной сфере.

    За счет средств бюджета города на городские целевые программы по благоустройству предусмотрены средства в сумме 1 220,9 млн. рублей, исполнение составило 62,2 %, в том числе на ГЦП «Развитие улично-дорожной сети города Челябинска» на 2009 - 2010 годы в сумме 1 149,5 млн. рублей, исполнение составило 63,9 % [17].

    Также в расходах на благоустройство предусмотрены расходы на уличное освещение, содержание и ремонт автомобильных дорог, озеленение, организацию и содержание мест захоронения и прочие расходы по благоустройству в сумме 1 166,7 млн. рублей, исполнение составило 78,6 %.

    В рамках городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Челябинске на 2010 год в бюджете города предусмотрены средства в размере 131,8 млн. рублей. Также из средств областного бюджета по данному направлению выделяются субсидии в размере 96,5 млн. рублей.

    Объем расходов на «Образование» запланирован в сумме 6 706,7 млн. рублей, исполнение составляет 71,8 % от годового плана [17].

    Из областного бюджета выделяются субсидии для софинансирования реализации наиболее значимых полномочий города Челябинска по предоставлению дошкольного и общего образования, а также вопросов молодежной политики и оздоровления детей, в частности субсидии на организацию отдыха детей в каникулярное время в загородных оздоровительных лагерях.

    Общий объем исполнения целевых программ составил 78,6 млн. рублей, в том числе на реализацию национального проекта «Образование» направлено 20,3 млн. рублей.

    В бюджете на  2010 год  по отрасли «Здравоохранение, физическая культура и спорт» расходы предусмотрены в сумме 2 225,6 млн. рублей, исполнение составило 67,6 %.   

    На городские целевые программы за счет средств городского бюджета по отрасли «Здравоохранение, физическая культура и спорт» предусмотрены средства в размере 323,6 млн. рублей, исполнение составляет 68,5 %, в том числе на реализацию национального проекта «Здоровье» - 147,3 млн. рублей, исполнено 54,7 % [17].

    Важным фактором в решении демографической проблемы и развитии рынка труда Челябинска является прирост населения за счет иммиграции и сокращения эмиграционной убыли. В город преимущественно мигрируют люди трудоспособного возраста.

    В целях преодоления кризисных явлений на рынке труда и для сохранения баланса трудовых ресурсов в пользу российских граждан межведомственной комиссией по вопросам привлечения и использования иностранных работников в Челябинской области на 2010 год принято решение о снижении предложений по объемам квот в 7 раз. В соответствии с решением Правительственной комиссии по профилактике правонарушений Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области разработан план мероприятий по замещению иностранной рабочей силы российскими гражданами на основе организации обучения безработных по профессиям (специальностям), наиболее востребованным работодателями, привлекающими иностранных работников.

    В связи с этим миграционный прирост населения в Челябинске будет иметь тенденцию к снижению до 2013 года. В последующем прогнозируется его положительная динамика, что будет способствовать стабилизации численности населения города до 2020 года.

    Перспективные направления миграционной политики и их масштабность будут зависеть от того, какую политику в миграционном вопросе на перспективу наметит государство, и какие меры государственной поддержки будут обеспечены.

    На мероприятия по физической культуре в 2010 году предусмотрено 493,4 млн. рублей, исполнение составило 78,1 %. Расходы направлялись на развитие и содержание муниципальных учреждений спортивной направленности, открытие детских спортивных клубов и детско-юношеских спортивных школ, оборудование и ремонт спортивных площадок, спортивных сооружений и развитие   массового спорта.

    Основными задачами на 4 квартал 2010 года определены мероприятия направленные на:

    - выполнение принятых расходных обязательств в целях обеспечения муниципальных услуг, предоставляемых населению города;

    - оптимизацию структуры расходования средств бюджета города;

       - полное и своевременное использование целевых межбюджетных трансфертов.

    Начиная с 2010 года, в городе действует новая целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске в 2010-2012 годах». В рамках программы Администрация города предоставляет предпринимателям комплексную поддержку: финансовую и информационно-консультационную.  

    Финансовая поддержка включает в себя предоставление предпринимателям субсидий по оплате процентов по кредитам российских кредитных организаций, привлеченным с целью осуществления капитальных вложений, и лизинговых платежей по договорам лизинга, субсидий по участию в  выставках, ярмарках и продвижению сайта в сети Интернет, проведение конкурса на лучший молодежный предпринимательский проект.

    Отличительной особенностью предоставления субсидий в 2010 году является конкурсная основа и то, что Администрацией города Челябинска увеличены в 2 раза размеры субсидий, предоставляемых предпринимателям: по оплате процентов по кредитам российских кредитных организаций, привлеченным с целью осуществления капитальных вложений, и лизинговых платежей по договорам лизинга - до 300 тысяч рублей, по оплате участия в выставках и продвижению сайта в сети Интернет - до 50 тыс. рублей. По итогам первого, проведенного в 2010 году, конкурса были выделены субсидии 21 предпринимателю на общую сумму  1 224 205 рублей. 

    В рамках информационно-консультационной поддержки  за 1 полугодие 2010 года проведено 15 мероприятий в виде обучающих семинаров, деловых игр, тренингов, в которых приняли участие 842 предпринимателя, в том числе:

    - 2-х дневный тренинг «Логистика и бизнес-процессы: оптимизация в период финансово-экономической нестабильности»;

    - 3-х дневный тренинг «Способы увеличения прибыли на производственном предприятии. Повышение эффективности бизнеса»;

    - двухнедельный семинар для начинающих предпринимателей «Открой свое дело. Как построить прибыльный бизнес»;

    - семинары по таким актуальным темам как: «Инновации и снижение производственных затрат: Lean-технологии в современном бережливом производстве», «Продвижение продукции на международный рынок. Партнерство с Китаем», «Актуальные вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях Таможенного союза» и др.

    В мае 2010 года был  проведен городской конкурс «Лидер бизнеса города Челябинска», ставший уже традиционным. Это  имиджевый, брендовый конкурс, главная его цель - повышение общественной значимости предпринимательской деятельности, выявление и поощрение лучших руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства всех отраслей экономики города.  Для победителей был специально разработан золотой знак и логотип конкурса, который они могут размещать на рекламной и печатной продукции.  В конкурсе приняли участие 46 участников, награды получили 13 победителей.

    Все эти мероприятия в комплексе способствуют дальнейшему  динамичному  развитию малого и среднего бизнеса в городе Челябинске.

    Программа развития предпринимательства в городе Челябинске является среднесрочной и рассчитана на реализацию  в 2010-2012 годах. На 2010 год финансирование программы из бюджета города предусмотрено в сумме 5,1 млн. рублей. Кроме того, Министерство экономического развития Челябинской области выделило на софинансирование программы 8,3 млн.рублей. Таким образом, финансирование программы в 2010 году за счет средств бюджета города и областного бюджета составит 13,4 млн.рублей.

    Администрацией города в 2011-2012 годах будет продолжена практика привлечения средств областного бюджета на софинансирование программы с целью оказания финансовой и информационной поддержки большему количеству предпринимателей Челябинска, в том числе таким категориям, как начинающие предприниматели и молодые предприниматели.

    3.3 Совершенствование финансового регулирования социально – экономических процессов  в Челябинской области

    Достижение нового качества жизни населения региона - главная стратегическая задача, которую ставит перед собой правительство Челябинской области. Для решения этой задачи требуются системные преобразования во многих отраслях, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве.

    В сфере жилищно-коммунального хозяйства планируется реализация трех серьезных программ. Во-первых, в 2008-2010 годах будет продолжена реализация подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», которая является частью областной целевой программы реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и в настоящее время проходит стадию согласования. Эта подпрограмма направлена на повышение комфортности проживания граждан, качества предоставления коммунальных услуг для населения и создание условий для привлечения средств внебюджетных источников. Общий объем финансирования подпрограммы - 9 513,901 млн рублей. За счет этих средств планируется за три года модернизировать и реконструировать около 287 км сетей теплоснабжения, 424 км сетей водоснабжения и водоотведения, котельных общей мощностью 1155 Гкал/час. При этом доля средств из внебюджетных источников должна вырасти с 20 процентов в 2007 году до 60 процентов в 2010 году [8. с. 43].

    Во-вторых, в соответствии с Федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» разрабатывается областная адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов» на 2008-2010 годы, главными задачами которой станут проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; привлечение средств ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и собственников помещений в многоквартирных домах для финансирования проектов по капитальному ремонту многоквартирных домов; повышение комфортности проживания.

    Реализация данной программы позволит запустить механизм привлечения средств собственников жилья на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов и увеличить долю товариществ собственников жилья с 5 процентов в 2007 году до 20 процентов в 2010 году.

    Третьим направлением является разработка по поручению губернатора Челябинской области проекта областной целевой программы «Чистая вода». В целях ее разработки распоряжением губернатора Челябинской области создана рабочая группа, в состав которой вошли представители трех министерств, федеральных надзорных органов, ученые.

    Основной целью программы является обеспечение населения Челябинской области качественной питьевой водой в необходимом количестве.

    В ходе выполнения программы планируется осуществить комплексную оценку качества воды и экологического состояния водных объектов - источников питьевого водоснабжения, технического состояния инженерных сооружений водоснабжения и водоотведения в Челябинской области, разработать перечень мероприятий по обеспечению нормативного качества воды в водных объектах (источниках, очистных сооружениях водоснабжения и водоотведения), при транспортировке воды, разработать концепцию региональной нормативно-правовой базы пользования водными ресурсами Челябинской области [8. с. 43].

    Состояние и тенденции развития ЖКХ оказывают существенное влияние на общественную обстановку, отношение населения к органам государственной и местной власти и проводимой ими политике.

    Логика проводимых в стране экономических и политических реформ ставит на повестку дня осуществление дальнейших шагов в сфере реформирования ЖКХ, что требует прежде всего принятия конкретных решений по целому ряду актуальных проблем, препятствующих проведению эффективных преобразований в отрасли.

    Сегодня основной целью является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, что обеспечило бы доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

    Во-первых, развитие системы управления жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой. Основными задачами здесь являются формирование «эффективных» собственников жилых помещений, формирование рынка управления многоквартирными домами, реализация мер государственной поддержки граждан в проведении капитального ремонта многоквартирных домов.

    Важной частью работы является создание нормативных правовых актов, организационных и   финансовых  условий для развития в сфере управления многоквартирными домами конкурентного бизнеса, заинтересованного в эффективном ресурсопотреблении.

    Не менее важные задачи - привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальное хозяйство при условии сохранения муниципальной собственности на коммунальную инфраструктуру, разработка механизма взаимодействия собственников жилья и их объединений, органов местного самоуправления, государства по вопросам управления многоквартирными домами, развитие приборного учета в сфере предоставления коммунальных услуг, обеспечение  экономических  стимулов рационального ресурсопотребления.

    Во-вторых, организационно-технические мероприятия. Здесь поставлены следующие задачи: инвентаризация, оценка и государственная регистрация основных фондов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований; модернизация и реконструкция объектов ЖКХ; реализация комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры муниципального образования [8. с. 43].

    В планах - разработка и реализация производственных и инвестиционных программ организаций предприятий коммунального комплекса, разработка и реализация программ ресурсосбережения коммунальных ресурсов.

    Третий блок -  финансово-экономические  мероприятия, которые сводятся к решению таких задач, как  совершенствование  тарифного  регулирования  в коммунальном комплексе, создание мотивации у предприятий комплекса мероприятий к сокращению затрат, обеспечение прозрачности процедур государственной  финансовой  поддержки  процессов  модернизации и развития коммунального комплекса,  совершенствование  механизмов  социальной  защиты граждан, повышение адресности и эффективности социальной поддержки населения при оплате ЖКУ.

    В итоге можно сказать, что финансовое регулирование как социальных и экономических процессов Челябинской области достаточно развитое и имеет важное место в программе развития области.






















     

     


    Заключение


    Эффективность процесса финансового регулирования экономики и социальной сферы зависит от способности государственных структур комплексно осуществлять следующие мероприятия:

    - систематически совершенствовать формы организации финансовых отношений в целях усиления их регулирующего воздействия на воспроизводство;

    - своевременно аккумулировать денежные средства, необходимые для удовлетворения совокупных воспроизводственных потребностей;

    - определять направления наиболее рационального расходования финансовых ресурсов и оценивать социально-экономическую эффективность их освоения;

    - выявлять причины и принимать меры для устранения отклонений фактически складывающихся пропорций формирования и использования средств общегосударственных денежных фондов от требуемых для нормального развития социально-экономических процессов;

    - проводить действенный контроль за ходом финансового перераспределения стоимости.

    Для построения эффективной системы государственного регулирования и рационального применения финансовых регуляторов целесообразно создание и постоянное обновление определенного набора базовых показателей (индексов), позволяющих адекватно оценивать и своевременно корректировать состояние экономики.

    Современный этап развития нашей страны требует совершенствования ценового регулирования, комбинированного проведения жесткой финансовой и более свободной экспансионистской денежной политики, нацеленных на рост инвестиций и общий подъем экономики. Это предполагает активное использование государственного программирования - одного из наиболее прогрессивных, судя по мировому опыту, методов централизованного управления. Основной целью программирования должна быть координация государственных мероприятий, направленных на регулирование инвестиций, распределение кредитов, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком посредством изменений процентной ставки и правил кредитования и т.д. Программирование, позволяющее комплексно использовать необходимые средства финансового регулирования экономики, избегать несогласованности и противоречивости в проведении регулирующих мероприятий должен рассматриваться как один из способов рационализации направлений использования финансовых ресурсов и повышения действенности их влияния на воспроизводственный процесс.

    Отечественной системе финансового регулирования экономики и социальной сферы предстоит пройти многие этапы становления, но несомненно одно - подходы к решению стоящих перед ней задач, к оценке ее влияния на воспроизводство, поиску направлений повышения эффективности одноименного механизма и совершенствование соответствующего процесса должны базироваться на подлинно научной теории финансового воздействия и объективном анализе конкретной исторической обстановки.

    Финансовые регулирования на экономические и социальные процессы страны. Основное влияние на экономику происходит через налоги и субсидии для малого и среднего бизнеса в частности.

    Финансовое регулирование социальных процессов страны происходят через субсидирование и предоставление льгот населению в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, а именно добровольное медицинское страхование, дополнительное пенсионное обеспечение, оплата образовательных услуг, услуг, связанных с поддержанием здоровья, дополнительные выплаты женщинам, имеющим детей, и т.п.

    Финансовое регулирование социально – экономического развития Челябинской области проводят через реализацию «Программы развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009-2010 гг.».

    В 2010 году в Челябинске проводится активно финансовое регулирование социально – экономических процессов области через увеличение оплаты труда работников бюджетных организаций, финансирование на ремонт дорого, освещение улиц, детских площадок, программы «Здравоохранение, физическая культура и спорт», субсидирование малого и среднего бизнеса.






















    Список использованной литературы


    1.   Налоговый кодекс Российской Федерации

    2.   Государственное регулирование экономики: Курс лекций / Под ред. Антоновой Н.Б.. – М.: Инфра - М – 2006.- 432 с.

    3.   Живалов В. Финансовые потоки в российской экономике. М., Экономика. 2007. – 464 с.

    4.   Качанова Е.А. Курс лекций «Государственные и муниципальные финансы», М., Метра – 2008. – 326 с.

    5.   Костусенко И.И. Конечный спрос и бюджет России // «Финансы и кредит» № 19 (133) – 2009 октябрь

    6.   Левин У.П. Финансы и кредит. – М.: Инфра-М, 2005. – 169с.

    7.   Литовских А.М. Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. – Таганрог: ФЭМП, 2003. – 136 с.

    8.   Маканов А.Р. Жилищно-коммунальное хозяйство: программа позитивных преобразований// Челябинск – 2010 - №6 – с. 43-56

    9.    Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд.-М.: ИНФРА-М, 2002.

    10.   Опальский А.П. Финансовое регулирование воспроизводственного процесса и экономическая безопасность «Финансы и кредит» № 19 (133) - 2009 октябрь

    11.   Смородина М.И. Финансы и кредит: Курс лекций. – М.: МГТУ, 2006. – 363 с.

    12.   Финансово-бюджетный аспект экономического регулирования / Человек в системе рыночных отношений: Всероссийская научно-практическая конференция: Тезисы докладов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2009

    13.   Финансовые, кредитные и страховые элементы государственного регулирования экономических процессов // «Финансовый бизнес», 2009 г., № 7, с.11-19.

    14.   Финансы: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, Б.М.Сабанти, О.В.Врублевской. - М.: Юрайт, 2007. – 258 с.

    15.   Финансы в системе государственного регулирования социально-экономических процессов: Монография. - М: Изд-во СОГУ. 2007 – 438 с.

    16.   http://www.polit74.ru

    17.   http://www.cheladmin.ru



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансовое регулирование ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.