СОДЕРЖАНИЕ
1. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ БЫТИЯ........................................ 3
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА....................................................................... 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................... 15
1. ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ БЫТИЯ.
С полным основанием
можно утверждать, что в философии нет более фундаментальной по значимости и
сложной по решению проблемы, чем выяснение сущности бытия. Ее важность
определяется тем, что уяснение существования всего сущего одной из первых
проблем, которой начали заниматься античные мыслители. С тех пор и до
настоящего времени эта проблема находится в центре философских исследований, а
учение о бытии (онтология), наряду с познанием и антропологией, то есть учением
о человеке, продолжают оставаться главными темами философии.
Впервые понятие бытие как
специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует
древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.).
Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и
совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Все эти идеи
содержатся в его утверждении: «следует говорить и думать, что сущее есть, ибо
бытие есть, в то время как ничего другого нет».)
Значительное
внимание проблеме бытия уделял Платон, который своим творчеством внес
существенный вклад в ее разработку. Бытие отождествляется Платоном с миром идей,
которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. «То бытие, —
спрашивает Платон, — существование которого мы выясняем в наших вопросах и
ответах, — что же оно, всегда неизменно и одинаково или в разное время иное?
Может ли равное само по себе, прекрасное само по себе, все вообще существующее
само по себе, то есть бытие, претерпеть какую бы то ни было перемену? Или же
любая из этих вещей, единообразная и существующая сама по себе, всегда
неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях ни малейшей перемены не
принимает?» И отвечает: «Они должны быть неизменны и одинаковы»
Существенный вклад в
развитие учения о бытии вносит Аристотель. Основу всякого бытия, по
Аристотелю, составляет первичная материя, которую однако трудно определить с
помощью какой-либо категории, поскольку она в принципе не поддается
идентификации. Вот одно из определений-объяснений первичной материи, которое
дает Аристотель: «это — бытие, которое существует необходимо; и поскольку оно
существует необходимо, тем самым (оно существует) хорошо, и в этом смысле
является началом... существует некоторая сущность вечная, неподвижная и
отделенная от чувственных вещей: и вместе с тем показано и то, что у этой
сущности не может быть никакой величины, но она не имеет частей и неделима...,
но с другой стороны, (показано) также, что это — бытие, не подверженное
(внешнему) воздействию и не доступное изменению».
Важнейшей заслугой
Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное
бытие становится доступным для познания, благодаря форме, образу, в которой она
представляется человеку. По Аристотелю, потенциальное бытие, включающее в себя
первую материю и четыре основных природных элемента, благодаря форме, образует
реальное бытие и делает его доступным для познания. Впервые реально
существующее бытие предстает как единство материи и формы.
Французский
мыслитель Рене Декарт закладывает основы дуалистической трактовки
бытия. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает, прежде всего, в
мыслящем Я, в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль,
Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно
каким-либо способом сомневаться, легко предположить, что нет бога, неба, тела,
но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы
противоестественным полагать, что то, что мыслит, не существует. А поэтому
умозаключение, выраженное словами «Я мыслю, следовательно, существую» является
наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто
правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что здесь в качестве
бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее Я. Одновременно с этим
Декарт признает и другое начало всего сущего, которым у него выступает не
зависящая от сознания и духа материя. Ее основным признаком, атрибутом является
протяженность. Таким образом, движение и протяженность являются убедительными
характеристиками материальности мира. Следовательно, бытие у Декарта
представлено дуалистически: в форме духовной субстанции и в форме материальной.
С позиций
субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж
Беркли (1685—1753). Суть его воззрений заключается в утверждении, что все
вещи — это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим
сознанием. По Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи объективно, в
реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является
человеческая мысль. И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому
толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит
субъективно-идеалистический характер.
С позиций
диалектического материализма трактуют проблему бытия основоположники философии
марксизма Карл Маркс (1818 —1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895).
Опираясь на материалистические традиции в толковании бытия, разработанные еще
английскими и французскими философами-материалистами, марксизм понимает под
бытием материю, существующую бесконечно, в пространстве и времени и независимую
от человеческого сознания. Констатируя вечность бытия, марксизм вместе с тем
признает начало, возникновение и конечность конкретных вещей и явлений. Бытие
не существует без материи, они вечны и существуют одновременно. Небытие
означает не исчезновение бытия, а переход из одной формы бытия в другую.
Основоположники марксизма, в отличие от своих предшественников, выделили
несколько уровней бытия и, в частности, природное бытие и общественное бытие.
Под общественным бытием они понимают совокупность материальной и духовной
деятельности людей, то есть «производство самой материальной жизни».
В последующие
годы, включая и XX столетие,
принципиальных «прорывов» в толковании бытия практически не произошло. По
существу философы в дальнейшем разъясняли, конкретизировали, углубляли, порой
достаточно успешно и остроумно, те идеи и общие положения о бытии, которые были
выдвинуты их предшественниками.
В качестве
примера можно привести понимание бытия одним из наиболее известных философов XX века Мартином Хайдеггером
(1883-1976)7).Так, согласно Хайдеггеру: «Бытие — вещь, с которой мы имеем дело,
но не нечто сущее. Время — вещь, с которой мы имеем дело, но не нечто
временное. О сущем мы говорим: оно есть. Вглядываясь в эту вещь, «бытие», вглядываясь
в эту вещь, «время», сохраним осмотрительность. Будем говорить не: бытие есть,
время есть, но: бытие имеет место, и время имеет место».
Мир как повседневная
реальность, и мир как трансцендентальность предстают перед человеком как
целостное явление, как всеобщее единство, включающее в себя огромное
множество разнообразных вещей, процессов, состояний человеческих индивидов,
природных явлений. Это то, что мы называем всеобщим бытием. Основным
компонентом, с помощью которого осуществляются всеобщие связи между этим
бесконечным множеством вещей, выступает единичное. Мир наполнен
множеством единичных явлений, вещей, процессов, которые взаимодействуют друг с
другом. Это мир единичных сущностей, к которым следует отнести людей, животных,
растения, физические процессы и многое другое. Но если исходить только из
всеобщего и единичного, то человеческому сознанию будет очень трудно, а скорее,
невозможно ориентироваться в этом многообразном мире. Между тем в этом
разнообразии имеется немало таких единичностей, которые, отличаясь друг от
друга, в то же время имеют немало общего, порой даже сущностного, что позволяет
их обобщить, объединить в нечто более общее и целостное. Это то, что лучше
всего обозначить как особенное. Все эти формы бытия тесно взаимосвязаны
друг с другом, и их классификация как всеобщего, единичного и особенного,
отражая реально существующее, помогает человеку лучше разобраться в бытии.
Все формы человеческого бытия можно представить
так: 1. Бытие материальных явлений,
вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на
природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное
человеком;
2.
Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование
человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно
социально-исторического существа;
3.
Духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и
общечеловеческую духовность.
Кроме этих форм
бытия, существуют еще социальное бытие, или бытие общества.
Природное бытие — это материализованные, то есть
видимые, ощущаемые, осязаемые и т. п. состояния природы, которые существовали
до появления человека, существуют сейчас и будут существовать в будущем.
Характернейшей особенностью этой формы бытия является ее объективность и ее
первичность по отношению к другим формам бытия. Объективный и первичный
характер природы подтверждается тем, что она возникла и существовала за много
миллиардов лет до появления человека. Следовательно, признание ее существования
не зависело от того, есть или нет человеческое сознание. Более того, сам
человек является продуктом природы, и появился на определенном этапе ее
развития.
Весомым
свидетельством в пользу первичности и объективности природы может служить то,
что физическое и умственное состояние человека зависит от природных условий.
Если допустить какие-то даже не очень существенные изменения в природе,
например, повышение или понижение на несколько градусов средней температуры на
земле, незначительное сокращение содержания кислорода в воздухе, это сразу же
создаст непреодолимые препятствия для выживания сотен миллионов людей. А уж
если произойдут более резкие природные катаклизмы, например, столкновение нашей
планеты с крупной кометой или другим космическим телом, то это грозит
физическому существованию всего человечества.
Материальное бытие,
произведенное человеком или, как его еще называют «вторая природа» — это не что
иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в
повседневной жизни.
«Вторая природа»
или «второе бытие» —
это тот вещественный мир, предметно-бытовой и производственный, который создан
и используется для удовлетворения индивидуальных и специальных потребностей
людей. Как это ни покажется странным, но и это бытие, возникнув однажды по воле
человека, затем продолжает существовать относительно независимой от человека, —
а порой и человечества — жизнью в течение очень длительного времени,
охватывающего столетия и тысячелетия. Так, например, орудия труда, средства
передвижения изменяются быстрее, чем вещественные предметы, используемые
отдельным человеком для жизни (жилища), обучения (книги), быта (столы, стулья).
Во взаимоотношениях
между первой и второй природой определяющая роль принадлежит первой, хотя бы
уже потому, что без ее участия невозможно не только существование, но и
создание «второй природы». Вместе с тем, и это стало особенно ощутимым и
заметным в последнее столетие, вторая природа обладает способностью локального
разрушения «первого» бытия. В настоящее время это проявляется в виде
экологических проблем, порождаемых непродуманной или социально неконтролируемой
деятельностью человека. Хотя «вторая природа» не может разрушить первое бытие,
рассматриваемое в его космических измерениях, тем не менее, земному бытию в
результате разрушительных действий может быть нанесен невосполнимый урон,
который при известных обстоятельствах сделает физическое существование
человека невозможным.
Можно сказать, что первая
природа — это то, что существует вечно и без чего невозможно даже представить
существование мира. Человек в этой системе — явление преходящее. «Вторая
природа», созданная им исключительно для обеспечения своего существования,
имеющая в своей основе первую природу и обладающая по отношению к отдельному
человеку вечностью, тем не менее, является в космическом исчислении временно
существующей и полностью зависит от пространственно-временного бытия человека.
В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие в силу той
уникальности и специфичности, которая выпадает на долю человека и человечества
в целом. Напомним, что человек как целостность — это единство физического,
природного и духовного. Причем природное выступает первичной предпосылкой его
существования. Однако без нормального функционирования в человеке его
внутренней духовно-психической структуры человек как целостность неполноценен,
и при определенных обстоятельствах он даже может «выпасть» из природного бытия.
Никакая другая вещь или тело природного бытия не обладают такой особенностью.
Необходимо упомянуть
и о такой форме человеческого бытия, как индивидуализированное духовное
бытие и общечеловеческое духовное бытие. Под духовным подразумевается
единство сознательного и бессознательного в деятельности человека,
нравственность, художественное творчество, знания, материализующиеся в
конкретных символах и предметах. Индивидуализированное духовное бытие — это,
прежде всего сознание индивида, его осознанная деятельность, включающая в себя
элементы неосознанного или бессознательного. Такая форма духовного бытия
существует и есть необходимость хотя бы кратко охарактеризовать самое важное в
нем. Индивидуальное человеческое сознание — это, прежде всего быстротечность
происходящих в нем процессов и скрытость их от любого внешнего наблюдения.
Поскольку носителем сознания является человек, то конкретные явления сознания
возникают и исчезают попутно с жизнью и смертью отдельных людей.
Индивидуализированное духовное в определенной степени, хотя и не очень
значительной, связано с эволюцией всеобщего бытия, в целом же оно является
относительно самостоятельной формой бытия. Вообще оно существует и дает о себе
знать благодаря тому, что есть другая форма духовного бытия — общечеловеческое
духовное бытие, которое, в свою очередь, также является относительно
самостоятельным, и не могло бы существовать без индивидуального человеческого
сознания. Поэтому эти формы бытия можно и нужно рассматривать только в
неразрывном единстве.
Предметно-вещественным проявлением общечеловеческого духовного бытия выступают
литература, произведения искусства, производственно-технические предметы,
нравственные принципы, идеи о государственном и политическом устройстве
общественной жизни. Индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое
духовное бытие, хотя и являются искусственно созданными, но без них
существование человечества было бы невозможно.
2.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Культуру
можно определить как совокупность всех видов творческой деятельности человека и
общества, а также результатов этой деятельности, воплощенных в материальных и
духовных ценностях.
Поскольку
к сфере культуры относятся результаты человеческой деятельности (определенные
материальные ценности, чрезвычайно разнообразные по своей материальной форме)
и способы, средства, методы самой человеческой деятельности, которые также
очень разнообразны и имеют не только материальную, но и духовную форму, то
различают культуру материальную и культуру духовную.
Материальная
культура охватывает
очень широкий круг вещей, среди которых, собственно, протекает вся жизнь как
каждого отдельного человека, так и общества в целом. Под материальной
культурой понимают совокупность любых материальных ценностей, когда-либо
созданных человечеством на протяжении своей истории и сохранившихся поныне. К
материальной культуре относят: орудия и средства производства, технику,
технологию; культуру труда и производства; материальную сторону быта;
материальную сторону окружающей среды.
К духовной
культуре относится сфера производства, распределения и потребления
разнообразнейших духовных ценностей. Область духовной культуры включает в себя
все результаты духовной деятельности человечества: науку, философию, искусство,
мораль, политику, право, образование, религию, сферу руководства обществом и
управления им. К духовной культуре принадлежат также и соответствующие
учреждения, организации (научные институты, вузы, школы, театры, музеи,
библиотеки, концертные залы и др.), которые в совокупности обеспечивают
функционирование духовной культуры.
Разделение
культуры на духовную и материальную относительно. Очень часто невозможно
однозначно отнести те или иные явления к области материальной или же духовной
культуры. Одними своими гранями они принадлежат к культуре материальной,
другими — к культуре духовной. Так, в частности, изготовление орудий труда или
каких-либо предметов, удовлетворяющих материальные потребности людей и общества
(а это элементы материальной культуры), невозможно без участия человеческой
мысли, таким образом, этот процесс относится и к сфере духовной культуры.
Культура,
не может оставаться в застывшем положении, она всегда находится в развитии. Трансформируясь,
она передается, словно по эстафете, от одного поколения другому. История
культуры представлялась бы колоссальной нелепостью, если бы каждое следующее
поколение начисто отметало достижения предыдущего. В культурном наследии
необходимо вдумчиво отделять то, что принадлежит будущему, от того, что уже
отошло в прошлое.
Деятельность
человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете сводится к
производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы
деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по
результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и
духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для
дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и
составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре,
т.е. девственной природе, как нечто возделанное и созданное трудом человека.
Принято различать материальную и духовную культуру.
Таким
образом, культура охватывает все достижения человечества в области как
материального, так и духовного производства. Она заключается не только в
содержании труда, в его продуктах, не только в знании, но и в навыках,
овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и
теоретическими задачами. Исходной формой и первоисточником развития культуры
являются человеческий труд, способы его осуществления и результаты. Мир
культуры пребывает вне сознания отдельных людей как реализованные мышление,
воля и чувства предшествующих поколений человечества.
Для
понимания культуры народов и человеческого опыта в целом духовные аспекты
культуры столь же важны, как и материальная культура и социальная организация.
Под духовной культурой понимается весь идеальный материал, производимый
обществом. Он имеет свою собственную историю и придаёт культуре её
отличительность, даже если материальные аспекты жизни, особенно в современных
обществах, могут быть очень схожими. Многие народы, проживающие в одинаковых
природных условиях, могут иметь очень разные миропредставления, религиозные
верования, ритуалы и мифологию. Хотя имеются определённые универсальные
характеристики религиозных систем и верований, именно их разнообразие и
неповторимость представляют первостепенный интерес для науки и общественной
практики.
Частью
духовной культуры является система ценностей, т.е. то, как люди придают
моральное значение определённым элементам культурной среды. У различных народов
ценностные категории и представления могут столь разниться, что крайне желаемое
и позитивное среди членов одного общества презирается и отвергается среди
других. То, что у одного народа считается священным или морально обязательным,
у другого может считаться кощунственным и аморальным. Эта огромная
вариативность ценностных систем ведёт к проявлениям этноцентризма в ходе
межкультурных контактов.
Чтобы
понять культурную идентичность другого народа, необходимо учитывать лежащую в
основе его мировидения систему ценностей. Вне культуры невозможна жизнь
человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в
окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных
предшествующими поколениями. Способности, знания, человеческие чувства, умения
не передаются новому поколению по наследству — они формируются в ходе усвоения
уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от
одного поколения другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить,
превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к
культуре. Если человек создает культуру, то культура создает человека.
Культура
не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных
предшествующими поколениями, а активное творческое их использование
человечеством для улучшения жизни. Общество осуществляет воспроизводство и
совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные
богатства культуры. Овладение вещественной и духовной культурой заключается в
усвоении приемов оперирования вещами, словами и мыслями. Культура — это не
только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся
способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и манеры
общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих чувств, и приемы, а
также уровень мышления.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:
Учебник. - М., 2004. - Гл. XX, XXI, XXII.
2. Гайденко П. П. Бытие и разум //
Вопросы философии. - 1997. - №7.
3. Мир философии. -М., 1991.-4.1.-Разд.
2. -С. 182-248.
4. Новая философская энциклопедия: В 4
т. М., 2000—2001.
5. Соколов В. В. Философия Средних веков. М., 2001.
6.
Спиркин А. Г.
Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-изд. М.: Гардарики, 2008.
7. Каган М.С. Философия культуры. СПб., ПИТЕР, 2006.
8. Философия в вопросах и ответах;
Учебное пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. - М., 2003. - Гл.
«Онтология».
9. Философия: Учебное пособие. - Ростов
н/Д, 2003. - Гл. III.
10. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. М., 2001.
11. Чанышев А. Н. История древней философии. М., 1999.