СОДЕРЖАНИЕ
1. Педагогика в деятельности
правоохранительных органов……………….………3
2. Виды связей
правоохранительной деятельности с педагогикой……….………..12
3. Взаимосвязи правоохранительной деятельности с
воспитательной функцией…15
Заключение……………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………………19
Патрульно-постовая служба милиции
выполняет функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной
безопасности на улицах, объектах транспорта и иных общественных местах. Ее
главными задачами являются обеспечение личной безопасности граждан; охрана
общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и
пресечение преступлений и административных правонарушений; участие в раскрытии
преступлений и задержании преступников. Для несения службы используются
различные виды нарядов: патруль, патрульная группа, пост, наряд сопровождения,
контрольно-пропускной пункт, контрольный пост, заслон, резерв и другие.[1]
В общении с окружающими сотрудники
патрульно-постовой службы обязаны быть внимательными, тактичными и вежливыми,
их действия - законными я понятными гражданам. Они обязаны вести себя в духе
верности Присяге, самоотверженности и постоянной готовности к выполнению
своего служебного долга, ответственности за обеспечение правопорядка, непримиримости
к правонарушителям, с высоким профессионализмом. Их задача - предотвращать и
пресекать преступления и административные правонарушения, своевременно предостерегать
граждан от совершения противоправных действий и разъяснять им недопустимость
антиобщественного поведения, свои требования и замечания излагать в
убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих
личное достоинство граждан, не отвечать грубостью на грубость, оказывать помощь
пострадавшим гражданам, при применении предусмотренных законом мер к правонарушителям
разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое нарушение
они применяются. Если правонарушитель на сделанное ему замечание реагирует
возбужденно, дать ему время успокоиться, предоставить возможность объясниться,
после чего разъяснить неправильность его поведения со ссылкой на
соответствующие законы и правовые акты. Замечания нарушителям, имеющим при
себе детей, рекомендуется делать по возможности так, чтобы дети это не
слышали. Замечания детям делать с учетом их возраста и уровня развития[2].
При совместном несении службы с
представителями общественных формирований патрульные обязываются обучать их
методам работы по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений.
Нарядам милиции дается право применять в
предусмотренных Законом и Уставом патрульно-постовой службы милиции случаях
специальные средства: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники,
светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушения преград,
средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины,
специальные окрашивающие средства, а также оружие. Важно оценить правильно
обстановку, которая дает права на их применение и точно, исключая ошибки,
оценить обстоятельства, запрещающие их применять.
При подготовке к обеспечению общественного
порядка и общественной безопасности в условиях проведения массовых
мероприятий проводятся инструктажи и тренировки с личным составом по изучению
нормативных актов, регламентирующих права и обязанности милиции, мер
ответственности организаторов и участников этих мероприятий, а также приемов
несения службы в условиях осложнения обстановки.
.Профессиональное общение патрульного,
постового милиционера с гражданами представляет собой обусловленный правом,
актами основ государственного управления, служебным этикетом процесс
воздействия на граждан, позволяющий успешно решать задачи по охране
общественного порядка и борьбы с преступностью. Основной задачей его, как
считают некоторые специалисты, является психолого-педагогическое воздействие на
правосознание граждан, а основным методом - убеждение, сочетающееся с принуждением[3]. Его общение с гражданами
оставляет след в их правосознании[4], а само общение требует специальной
психолого-педагогической подготовки[5]. В процессе и но результатам общения у
граждан складывается представление о работниках милиции, о их работе, о
наличии или отсутствии у них справедливости, честности, культурности, возникает
уважение или неудовлетворенность ими, желание выполнять их требования или
вступать в конфронтационные отношении. Суетливость, окрики, угрожающие жесты,
знаки и другие унижающие граждан действия обостряют взаимоотношения, снижают авторитет
милиции.
Деятельность сотрудников ГИБДД
предполагает воспитание участников дорожного движения - водителей и пешеходов,
В интересах соблюдения дисциплины на дорогах, правил, уважения других участников
движения. Достижимо это не только применением административных мер, но и
разъяснениями, убеждениями, советами, устными порицаниями, оказанием помощи.
Подходя индивидуально, они призваны учитывать педагогические особенности
участников дорожного движения, оценивая их по поведению и в ходе общения.
Педагогические соображения должны лежать при определении степени вины, которая
не должна сводиться к стандартной причине - недисциплинированности, ибо причиной
может быть и недостаточная обученность, опытность, неумышленный просчет,
вынужденная ошибка и др. Неумение делать это приводит к конфликтам, к
непониманию требований инспектора, негативной оценке деятельности ГИБДД в
целом. Непродуманные в воспитательном плане действия сотрудников
дорожно-патрульной службы по организации дорожного движения могут провоцировать
граждан на нарушения дисциплины на дороге.
Воспитательные и обучающие воздействия,
учет педагогических особенностей людей нужны и при проведении технических
осмотров, дознания, разборов дорожно-транспортных происшествий,
административных правонарушений.
Ответственны педагогические задачи
сотрудников ГИБДД в профилактике детского травматизма и гибели детей и
подростков на дорогах. При внимательном и плодотворном участии их в обучении и
воспитании детей положительные результаты ощутимы.
Велико социально-педагогическое влияние
примера поведения и решений инспекторов, с которыми имеют частые контакты миллионы,
десятки миллионов граждан пешеходов и водителей. Примеры аморального поведения,
мздоимства порождают у них правовой нигилизм, распространяющийся за пределы
дорожного движения.[6]
Воспитание водителей целесообразно
осуществлять и при проведении технического осмотра автомобилей, который должен
сопровождаться убеждением граждан в необходимости содержания автотранспорта в
исправном состоянии и своевременности проведения технического осмотра.
Особое место в деятельности ГИБДД
занимают службы, осуществляющие педагогическую по своей сути работу, хотя
термины «педагогика», «воспитание», «обучение» в нормативных актах не
употребляются. Таково, например, обучение детей и подростков правилам
безопасного поведения на дороге, оказание воспитательного воздействия на
нарушителей Правил дорожного движения, пропаганда безопасности дорожного
движения, прием теоретических и практических экзаменов на право управления
автомобилем, деятельность контрольно-профилактических подразделений. Решение
всех перечисленных задач требует от работников ГИБДД хорошей
профессионально-педагогической подготовленности.
Участковые инспектора решают многие
десятки задач и их деятельность насыщена педагогической работой. Она характерна
воспитательно-профилактическим содержанием основных служебных направлений
работы участкового инспектора: правовым воспитанием населения, проведением
профилактических мероприятии, рассмотрением жалоб и заявлений граждан, работой
с подучетными лицами, использованием помощи общественности и др.
Педагогическая профилактика осуществляется
участковым инспектором при работе с неблагополучными семьями, при оказании
помощи родителям в воспитании детей. Индивидуальная работа с детьми включает
правовое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание.
Правильно организованная работа с детьми и подростками может оказывать помощь
участковому инспектору, так как несовершеннолетние часто владеют информацией,
представляющей оперативный интерес.[7]
Сотрудники оперативно-розыскных
аппаратов решают оперативно-поисковые и профилактические задачи, проводят
профилактическую работу с населением, в школах, что имеет выраженный педагогический
аспект (см. параграф 3.3). Они должны уметь ориентироваться в оперативной
обстановке и факторах, влияющих на нее, среди которых есть и педагогические. Им
надо хорошо разбираться в людях, оценивать их особенности, в том числе и педагогические
(особенности правосознания, правовой грамотности, педагогической запущенности и
др.), учитывать их. Подбор и расстановка негласного аппарата, работа с ним
включает задачи его обучения и воспитания. Раскрытие преступлений малоэффективно,
если оперработники действуют в одиночку, не имеют поддержки у населения. Нужно
укрепление оперативных позиций на обслуживаемой территории, включающее в себя
правовое воспитание и обучение граждан. Раскрытие конкретных преступлений
сопряжено нередко и с необходимостью инструктирования, дополнительного
обучения лиц, привлекаемых к нему.
Следователи имеются во многих
правоохранительных ведомствах - при прокуратуре, МВД, ФСБ и др. Следователь как
юрист в рамках своих профессиональных функций обязан так подготовить уголовное
дело, чтобы при его судебном рассмотрении свершилось правосудие, чтобы не была
допущена несправедливость, чтобы не пострадали невиновные. Осуществляя предварительное
расследование, он обязан не упускать возможности воспитательного воздействия на
всех лиц, привлекаемых к расследованию, воспитывать граждан в духе неуклонного
соблюдения Конституции РФ и законов, уважения правил общежития и норм
нравственности.
Его задача - не только раскрыть
преступление, собрать по делу полные и достаточные доказательства, но и по
возможности добиться того, чтобы преступник осознал неправильность своего
поведения, искренне раскаялся, пришел к убеждению о необходимости жить по-новому[8]. Следователь должен стремиться
для успеха своего дела воспитывать и у проходящих по делу лиц гражданскую
позицию, чувство долга в борьбе с преступностью, честность и активность в изобличении
виновных, повышать уровень их правовой осведомленности. Он призван разъяснять
гражданам требования законов, права и обязанности, переубеждать, воспитательными
воздействиями добиваться искренности и раскаяния. Расследование преступлений
связано с выполнением различных следственных действий: осмотром места происшествия,
допросом, очной ставкой, выемкой, следственным экспериментом и др. Каждое из
них связано с теми или иными обучающими и воспитательными воздействиями,
консультированием, дачей советов, разъяснениями.
Следователь обязан изучать и учитывать индивидуальные
особенности лиц, проходящих по делу, среди которых и педагогические - образованность,
воспитанность, обученность, развитость, степень правовой культуры или педагогической
запущенности. Эти причины и условия, как и другие способствовавшие совершению
расследуемого преступления, входят в круг обстоятельств, подлежащих доказыванию
по уголовному делу.[9]
Законом установлена процессуальная обязанность
следователя принимать меры, но выявлению факторов, условий и причин, которые
сказались на вызревании преступного замысла и совершение преступления, а также
принимать меры по устранению причин и условий в ходе расследования уголовного
дела внесением представлений в соответствующий орган. Среди причин и условий
социально-педагогические - среда, условия жизни, окружение, а также педагогические
- общая образованность, обученность, воспитанность, развитость. Представления
поэтому могут и должны направляться в образовательные учреждения, содержать
предложения по устранению педагогических причин и условий, способствовавших
совершению преступлений, если они были установлены в ходе расследования.
Особенно часто последнее необходимо делать при расследовании уголовных дел,
связанных с несовершеннолетними. В таких случаях следователь должен
проинформировать подразделения, занимающиеся профилактической работой с несовершеннолетними,
комиссии по делам несовершеннолетних (там, где они существуют), другие государственные
органы и общественные организации. Задачами следственной профилактики выступает
общая и специальная превенция преступлений, предотвращение и пресечение в
процессе расследования уголовных дел других правонарушений.
Четко представлен педагогический аспект в
профилактической функции деятельности следователей и следственных аппаратов[10] при работе по
конкретным уголовным делам с полученными в ходе расследования материалами, данными
оперативно-розыскной деятельности, по материалам статистической отчетности. В
ходе следствия следователь начинает решать и задачи ресоциализации обвиняемых,
отмечая в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого или в
обвинительном заключении, осознало ли данное лицо тяжесть совершенного
преступления или не раскаялось, в отношении обвиняемого в повторных
преступлениях встал "ли не встал он на путь исправления. Составленная им
характеристика помогает суду определять степень виновности обвиняемого, а при
направлении его в органы исполняющие наказание продолжить ресоциализационную
работу с ним.
Суд уполномочен вершить правосудие.
Только он правомочен судить о праве, от имени государства признавать
гражданина виновным, определять ему меру наказания, судить о наличии или
отсутствии у гражданина прав, выносить окончательные, принудительного характера
вердикты. Во всей своей деятельности он обязан выражать правду и справедливость,
беспристрастность и мудрость закона. Не случайно его деятельность олицетворяют
с образом мифической богини правосудия Фемиды, величественной фигуры с
завязанными глазами.
Рассмотрением юридических дел и своими
решениями суд должен оказывать воспитательное воздействие как на лиц, участвующих
в судебном разбирательстве, так и на все население. А.Ф. Кони писал: «...суд
есть не только судилище, но и школа»[11]. Обязанность суда решать воспитательные
задачи закреплена Основами законодательства о судоустройстве.
Все уголовное судопроизводство - от
возбуждения уголовного дела до приговора суда - оказывает широкое
провообучающее и правовоспитательное влияние на его участников. Педагогическое
значение имеет и сам приговор, и частные определения судов (особенно относящиеся
к деятельности образовательных, воспитательных и иных учреждений, влияющих на
причины и условия совершения преступлений), и оформление информации особым
определением суда, и информация о его деятельности в средствах массовой
информации. Повышенное воспитательное влияние имеют выездные судебные заседания
и разбор дел, связанных с нарушениями законности представителями власти, а
также решения по ним. Справедливость и принципиальность в их рассмотрении имеют
большое значение для создания правосудной атмосферы в обществе, представлений в
народе о равенстве всех перед законам, неотвратимости наказания, защищенности
каждого законом важнейших для правового государства.
«Важное педагогическое значение суда
присяжных» подчеркивал А.Ф. Кони. Он писал о необходимости того, чтобы люди
«уносили с собой, растекаясь по своим уголкам, не только возвышенное сознание
исполненного долга общественного служения, но и облагораживающее воспоминание о
правильном отношении к людям и достойном обращении с ними...»[12].
Судье принадлежит решающая роль в работе
суда. Воспитательное влияние на граждан оказывает его стиль работы, поведение
в ходе судебных заседаний, личность, качества, авторитет.
Обширное педагогическое влияние
оказывает работа судьи при приеме граждан. Впечатления о нем как личности и
профессионале, справедливом и принципиальном или иные выносятся в жизнь каждым
гражданином после встречи с ним и распространяются через знакомых, порождая
воспитательные круги, расходящиеся среди населения.
Наконец, судья призван работать со
служащими судебного органа, оказывать помощь заседателям, присяжным в
совершенствовании правовых знаний. Воспитательное значение для работников
судов первой инстанции имеет производство дел в кассационной и надзорной инстанциях.
Прокурор несет ответственность перед
государством за состояние законности и борьбы с правонарушениями. Он
уполномочен осуществлять высший надзор над законностью, координировать
деятельность правоохранительных органов, следить за соблюдением законности их
работниками. Эта работа оказывает воспитательное влияние на персонал всех
правоохранительных органов.
Он отвечает за все, за выполнение
функций правоохранительными органами, в частности, за профилактику
преступлений на обслуживаемой территории, устранение причин и условий преступности
на ней, работу органов дознания и следствия по раскрытию и расследованию
преступлений, исполнение приговоров по уголовным делам и др., а стало быть, и
решать педагогические задачи, относящиеся к ним.[13]
Деятельность прокурора включается и в
механизм правосудия. Поддерживая обвинение по уголовному делу, выступая на
заседаниях суда, он своим выступлением, поведением оказывает сильное
правовоспитательное влияние на всех присутствующих. Поддержание обвинения - не
обвинительный уклон, а контроль над законностью и обоснованностью рассмотрения
уголовных дел, надзор за законностью действий всех участников процесса, хода и
характера судебного рассмотрения дела и самих приговоров. Суть и стиль его
работы - принципиальная борьба за соблюдение законности.
Насыщены правовоспитательными и
просветительскими влияниями встречи прокурора с населением, выступления перед
ним, организация правовой пропаганды, забота о надлежащем освещении
деятельности правоохранительных органов, состояния законности и правопорядка в
средствах массовой информации.
Изложенное в большей или меньшей степени
касается всех работников прокуратуры - помощников и заместителей прокурора,
прокуроров отделов, криминалистов и других. Работа с ними, их воспитание,
обучение, развитие, внимание к повышению уровня их профессиональной
образованности - еще одна задача прокурора, насыщенная педагогикой.
Перечень юридических специальностей,
деятельность которых в большей или меньшей степени имеет педагогический аспект,
можно было бы продолжить. Изложенного, однако, достаточно, чтобы сделать вывод,
что в правоохранительной деятельности если не всех, то подавляющего большинства
юристов-специалистов, в качестве одной из общих функций выступает педагогическая
работа, учет педагогических, особенно правовоспитательных результатов поведения,
решений, стиля работы, отношений к нуждам граждан и др.
с педагогикой
По тесноте связи педагогики с задачами,
условиями, действиями, методами деятельности выделяются три группы видов
профессиональных деятельностей сотрудников - специалистов правоохранительных
органов, которые объективно требуют от них и разной
профессионально-педагогической подготовленности.
Первый вид правоохранительной
деятельности настолько тесно и полно связан с решением педагогических задач,
что по существу представляет собой разновидность настоящей педагогической
деятельности, а именно - юридико-педагогической. Для него характерно
наличие подлинно педагогических задач, форм, методов, условий и
методических приемов работы. причем имеющих приоритетное значение и
определяющих главные показатели ее успешности. Это деятельность: инспекторов по
профилактике преступлений несовершеннолетних, сотрудников органов
исполняющих наказание, сотрудников служб по работе с персоналом, сотрудников
отделов профессиональной подготовки правоохранительных органов,
преподавателей юридических образовательных учреждений и учебных центров, работников
учебных отделов. Хорошо, когда эти специалисты имеют педагогическое или
психологическое образование. Однако и оно, как показывает опыт, еще не
показатель профессионализма, а лишь основание его. Во всех случаях
профессионализм связан с педагогико-юридической образованностью,
обученностью, воспитанностью и развитием.[14]
Для второго вида деятельностей
специалистов, должностных лиц и служб правоохранительных органов примечательны
отчетливо выраженные педагогические функции, существующие наряду с другими:
юридическими, управленческими и пр. У них решение педагогических задач имеет
параллельный или обслуживающий достижение главной профессиональной цели характер.
Это - деятельность всех категорий руководителей (начальников, командиров),
работников управленческих аппаратов, участковых инспекторов, сотрудников
профилактических структур, работников оперативных служб, служб по связям с
населением и средствами массовой информации, оперативно-розыскных аппаратов,
автоинспекторов и др.
При осуществлении педагогической функции
необходимо активно использовать педагогические принципы, формы работы, методы,
приемы, рекомендации (в числе других - правовые, организационные и пр.),
организовывать педагогически правильно реализацию функции в процессе решения
основных профессиональных задач. Таким сотрудникам нужна хорошая профессионально-педагогическая
обученность.[15]
Третья группа видов профессиональной
деятельности специалистов правоохранительных органов отличается присутствием в
ней социально-педагогических влияний и частичным использованием педагогических
воздействий. Это влияния внешнего вида, поведения, действий, общении, решений,
применяемых санкций и пр., а также педагогически направленных мер разъяснения,
убеждения, требования и др. Педагогические влияния оказывают и чисто правоохранительные
действия сотрудников и успешность в повышении законности и правопорядка, и
решения чисто юридических вопросов (например, успех-неуспех в наведении
порядка в общественных местах и в быту, в раскрытии и расследовании
преступлений, в освобождении заложников, в пресечении готовящихся террористических
актов, приговоры суда, разрешение вопросов, с которыми обращаются граждане и
др.).
Педагогический
(социально-педагогический) эффект от контакта гражданина с сотрудником имеется
всегда и предстает как побочный результат профессиональных действий,
выражающийся в:
- возникновении у
граждан новых или измененных правовых и нравственных знаний, взглядов,
убеждений, привычек поведения, умения вести правомерно,
- воспитании у
граждан дисциплинированного поведения в общественных местах и в быту;
- побуждении к
отказу граждан от ряда вредных поведенческих и бытовых привычек и повышению
правовой требовательности к себе, к само дисциплинированности и правовому
самовоспитанию;
- воспитании
граждан в духе уважения к закону, понимания ими закона как высшей
государственной нормы справедливости и добра;
- понимании правонарушителем
необходимости уважения прав, свобод и достоинства других граждан;
- в побуждении правопослушных граждан к
активному правовоспитательному влиянию на других людей и содействию правоохранительным
органам и др.[16]
Педагогические влияния в разовых
контактах сотрудников и граждан могут быть и незначительными. Но таких
контактов у большинства сотрудников и граждан много (только у сотрудников
Госавтоинспекции их бывает до 30-40 миллионов в год), они часты, всегда
впечатляющие значимы для граждан и в итоге сливаются в мощный поток
непрерывных воздействий на граждан и производят реальный эффект изменения
правосознания и других элементов их правовой культуры. Вопросы только в том -
сознаются ли сотрудниками этого вида правоохранительной деятельности их
педагогические влияния на граждан, хотят ли они достигнуть пусть
микроскопического, но нужного результата при каждом контакте с гражданином,
умеют ли делать для этого то, что надо. Ответы на них свидетельствуют об особой
грани их профессионализма - профессионально-педагогической информированности.
К видам правоохранительной деятельности,
оказывающим всегда те или иные педагогические влияния на граждан, относятся:
работа прокуроров, сотрудников управленческих аппаратов правоохранительных
органов, судов, судебных приставов, канцелярий, следователей, милиционеров
патрульно-постовой службы, разрешительных и охранных подразделений, дежурных
частей и практически всех остальных.
3. Взаимосвязи правоохранительной
деятельности
с
воспитательной функцией
Реальные педагогические феномены, факторы и влияния
связаны с воспитанием, образованием, обучением и развитием человека и групп
людей. Они присутствуют и действуют не только в стенах образовательных учреждений,
но всегда и на всем поле деятельности каждого сотрудника, подразделения, ОВД,
управленческой структуры, всего МВД. Можно назвать шесть основных проявлений
взаимосвязей, влияний и зависимостей, в которых содержится и основной
педагогический потенциал их совершенствования:
-
постоянное проявление в деятельности, действиях, поступках и их результатах собственных
педагогических свойств сотрудника - его общей и профессиональной воспитанности,
образованности, обученности (профессионального мастерства) и развитости. Чем
более совершенны их качественные характеристики - тем выше достигаемые им
результаты, личная удовлетворенность, поощрения и уровень жизни. Изучение,
оценка, формирование и совершенствование этих свойств - первооснова
возможностей юридической педагогики;
-
зависимость роста профессиональных успехов, служебной карьеры и качества
жизни сотрудника от непрерывного самосовершенствования своей профессионально-личностной
воспитанности, образованности, мастерства и развитости деловых и профессиональных
качеств. Надо побудить, организовать и помочь каждому, чтобы он заинтересованно
и компетентно повышал свои возможности, как учит педагогика;
- связь
решения определенных профессиональных задач с необходимостью использования
сотрудниками, службами и органами МВД наработок юридической и других отраслей
педагогики и профессионально-педагогической подготовленностью их к этому. У
одних должностных лиц и специалистов задачи воспитания, образования, обучения
и развития сотрудников и граждан являются основными, а у других - принятие
этих педагогических факторов приходится принимать во внимание и даже по
возможности как-то менять. Поэтому у одних юридико-педагогическая задача
становится основной профессиональной задачей, а у вторых - обеспечивающей
решение специальной оперативно-служебной. От одних это требует юридико-педагогической
образованности (преподаватели, работники учебных отделов и факультетов, сотрудники
воспитательных аппаратов, подразделений по делам несовершеннолетних), у
других - углубленной профессионально-педагогической подготовленности для реализации
педагогической функции в процессе своей специальной деятельности (начальники,
командиры, сотрудники управленческих и кадровых аппаратов, участковые уполномоченные,
оперативные работники, инспектора ГИБДД, сотрудники по связям с общественностью
и СМИ и др.), у третьих (следователи, сотрудники патрульно-постовой службы,
дежурных частей, налоговой полиции, спецподразделений и др.) - юридико-педагогической
осведомленностью. Юридическая педагогика поэтому разрабатывает теорию и
практику юридико-педагогического образования, профессионально-педагогической
подготовки разных специалистов и педагогического обеспечения
оперативно-служебной деятельности;
-
зависимость профессионально-личностных изменений и успехов оперативно-
служебной деятельности каждого сотрудника от влияний на него воспитанности,
образованности, обученности и развитости других сотрудников, с которыми
приходится вместе работать. Важны в этом отношении педагогическая
воспитанность коллектива ОВД, его состав, педагогичность управления, в которых
компетентна юридическая педагогика;
-
зависимость профессионально-личностных изменений и показателей успешности
оперативно-служебной деятельности сотрудников от социально-педагогических
влияний на них условий службы, семьи, уровня и образа жизни вне службы,
контактов с другими людьми, общей обстановки в регионе и стране. Человек
воспитывается всей жизнью - одно из важнейших положений педагогики. Каждый
проходит «школу жизни» - школу испытания и формирования под влияниями духовных
и материальных факторов условий его жизнедеятельности. Эти факторы и влияния
являются социально-педагогическими, а механизм действия их - научение, неосознанное,
полуосознанное или сознательное привыкание человека к определенным взглядам,
убеждениям, ценностным ориентирам и нормам поведения. Нередко эти влияния
противоположны тем, что целенаправленно осуществляются при учебе и на службе,
а при их игнорировании - приобретают доминирующее влияние, вызывая
профессиональные и коррупционные деформации личности сотрудников. Все эти
влияния надо повышенно учитывать в работе с кадрами органов внутренних дел,
осуществляя педагогическую профилактику и пользуясь разработками начал
контрпедагогики (А.В. Буданов). Решающую роль в этом играют руководители
органов и подразделений внутренних дел, педагогичность примера их поведения,
стиля управления (который нередко сейчас приобретает авторитарный, грубый характер),
решений и отношений с подчиненными, личной работы с ними. Можно утверждать,
что большинство их некомпетентно в педагогике управления, ибо никто их не учит
этому, не требует и не оценивает эту компетентность;
- социально-педагогические
влияние внешнего вида, поведения и действий сотрудников и их групп на граждан
при каждом контакте с ними как на службе, так и вне ее. Это отражает
правосознание граждан, их правовые взгляды и убеждения, веру в справедливость и
силу закона, чувство защищенности своих прав, мотивы законопослушного
поведения, авторитет ОВД, их поддержку в укреплении законности и правопорядка и
др. Каждый сотрудник должен обладать подготовкой, обеспечивающей понимание
своих юридико-педагогических влияний на граждан, осознанное желание,
стремление, ответственное отношение и умение делать его позитивным. Миллионы
ежедневных педагогически корректных служебных контактов сотрудников с
гражданами в совокупности несут в себе огромную правоукрепляющую силу, к
обретению которой стремится и юридическая педагогика.
Только
10% следователей, сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб
признают, что их поведение, действия и решения оказывает влияние на
правосознание населения. Это только мнения, реальные же позитивные педагогические
усилия еще меньше. Авторитет правоохранительных органов у населения невысок.
Результаты опросов за последние 20 лет имеют тенденцию к ухудшению.
Изменение
положения дел с участием всех сотрудников правоохранительных органов в
формировании правосознания, правовоспитании, повышении правовой культуры
населения, не требующее никаких дополнительных материальных и временных затрат,
а зависящее исключительно от ответственного, целенаправленного и педагогически
компетентного подхода к учету педагогических аспектов в своей профессиональной
работе, от правильного формирования их собственного профессионализма и
правовой культуры, таит в себе огромный потенциал улучшения работы по
укреплению законности и правопорядка.
1.
Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. - М., 2000.- 365 с.
2.
Кобозев А.А. Система профессиональной подготовки кадров органов внутренних
дел России: исторический и организационно-правовой аспекты: Монография. –
Домодедово: СПИЭБ, 2005. – 345 с.
3.
Кони Л.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. / Собр. соч. в восьми
томах. Т. 4. 1967.- 480 с.
4.
Лазарев В.П. Социально-психологические аспекты применения права. - Казань.
1982.- 220 с.
5.
Нациевский О.Д. Умения профессионального общения работника патрульно-постовой
службы милиции с гражданами. - М.. 1988.- 380 с.
6.
Носов В.В. Организация профилактической деятельности следственных аппаратов
и органов дознания. - М., 1998. – 260 с.
7.
Столяренко А.М. Юридическая педагогика. - М.: Ассоциация авторов и издателей
ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 2000 г.- 496 с.
8.
Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской
Федерации. - М., 2003.