Содержание
1. Задание
№1. 2
Список использованных источников.. 8
1. Задание
№2. 9
Список использованных источников.. 13
Организационно-правовые способы обеспечения
законности в органах государственной охраны.
Ответ.
Одним из центральных понятий юриспруденции является
законность, которая в широком смысле означает принцип точного и повсеместного
исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами
требований закона. Существует также понятие «режим законности», включающее
наличие развитой системы законов и иных правовых актов, а также надлежащую и
активную реализацию содержащихся в данных актах правовых норм в соответствии с
целями правового регулирования, интересами личности, общества и государства[1].
К основным принципам законности относятся:
1)
единство законности - она должна быть единой и одинаковой для всех и на
всей территории страны;
2)
недопустимость противопоставления законности и целесообразности - в
процессе соблюдения, исполнения и применения законов нельзя подменять
законность целесообразностью, поскольку высшая государственная целесообразность
заключена в самом законе, если он принят и действует;
3)
неотвратимость наказания за нарушение закона - соблюдение законов, а,
следовательно, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания,
сколько его неотвратимостью;
4)
принцип верховенства закона - безусловный приоритет закона над всеми
иными нормативными правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по
отношению к закону, характер. Указанные акты должны издаваться только на основе
и в соответствии с законом, в его развитие, для его конкретизации. Особое место
среди законов занимает Конституция Российской Федерации как Основной Закон
государства. Строгое следование этому основополагающему акту составляет
конституционную законность;
5)
принцип защиты прав и свобод человека. Данный принцип основан на
конституционном требовании о том, что человек, его права и свободы являются
высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина - это обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина
определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность органов
государственной власти (ст. ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации).
Результат воплощения законности во всех сферах
общественной жизни - правопорядок, который является одной из основных составных
частей общественного порядка, складывающегося в результате осуществления
различных видов социальных норм, регулирующих разнообразные сферы общественной жизни
и различающихся между собой характером и несовпадающим способом воздействия на
поведение людей (обычаи, нормы морали, правила общественных организаций и др.).
Правопорядок регламентируется правовыми нормами, принятыми в установленном в
государстве порядке. Как определенное состояние регулируемых правом
общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем
законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических
обязанностей всеми гражданами, органами и организациями[2].
Понятия законности и правопорядка соотносятся как
причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности -
нет и правопорядка. Если законы и иные нормативные правовые акты всеми и
повсюду строго соблюдаются, т.е. имеет место законность, то результатом такого
положения является четкий правопорядок.
Понятия «общественный порядок» и «правопорядок»
соотносятся как целое и часть; различия между ними состоят в следующем:
1)
они не совпадают по своему происхождению: если общественный порядок исторически
возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его
органическая часть и условие существования, то правопорядок как
политико-юридическое явление возникает значительно позже, когда возникают
публичная власть, право, законы; он является неотъемлемым атрибутом
государства;
2)
у них разная нормативная основа: если правопорядок базируется на праве и
является, в конечном счете, результатом его реализации, то общественный порядок
есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм
общества;
3)
они по-разному обеспечиваются: если правопорядок опирается на особый
аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, на
меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за
вторым - влияние (давление) всего общества;
4)
при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные
последствия: в первом случае могут быть применены юридические санкции, во
втором - только меры морального характера;
5)
правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему,
содержанию, элементному составу: последний по указанным выше причинам гораздо
шире первого[3].
Федеральным законом от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ «О
государственной охране» установлено, что органы государственной охраны
комплектуются, в частности, военнослужащими. Под государственной охраной
понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере
обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на
основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных,
оперативно-розыскных, технических и иных мер. Федеральным органом охраны
является Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России),
регулирование деятельности которой осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным
Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. №1013 (с
изменениями)[4].
Основными организационно-правовыми способами
обеспечения законности в органах государственной охраны являются:
а) контроль;
б) надзор;
в) право жалобы.
Контроль и надзор -
понятия близкие по смыслу, но не тождественные (контроль - проверка, а также
наблюдение в целях проверки; надзирать - наблюдать в целях присмотра, проверки;
надзор - группа лиц, орган для наблюдения за кем-нибудь или чем-нибудь)[5].
В административном праве отличия контроля и надзора проводятся по четырем
критериям:
1)
по наличию организационной подчиненности проверяющего и проверяемого;
2)
по объекту проверки;
3)
по пределам вмешательства субъекта проверки в деятельность проверяемого;
4)
по последствиям проверок[6].
Контроль представляет собой один из важнейших
каналов получения объективной информации о состоянии дел в целом, о тех
процессах, которые происходят в целом.
Контроль подразделяется на внешний и внутренний:
-
внешний контроль осуществляется специально созданными
государственными органами, не входящими структурно в состав органов
государственной охраны;
-
внутренний контроль ведется в рамках организационной
подчиненности, связан с проверкой законности и целесообразности деятельности,
вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность, и по его результатам
возможно применение мер принуждения субъектом проверки.
Одним из действенных механизмов контроля за
соблюдением прав человека является институт Уполномоченного по правам человека
в Российской Федерации. В отечественном законодательстве этот институт впервые
получил закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 г. (ст. 103).
Деятельность Уполномоченного по правам человека регламентируется Федеральным
конституционным законом от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по
правам человека в Российской Федерации». Согласно указанному Закону должность
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в
соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной
защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными
органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или
действия (бездействие) государственных органов, органов местного
самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель
обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо
административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.
Внутренний контроль осуществляется специально
созданными контрольными органами.
Сущность внутреннего контроля состоит в следующем:
-
во-первых, это специфический вид и неотъемлемая часть
повседневной управленческой деятельности;
-
во-вторых, это источник информационного обеспечения нужд
управления в процессе принятия управленческих решений;
-
в-третьих, это система проверки фактического состояния
подчиненных подразделений в целях подтверждения законности их повседневной
деятельности;
-
в-четвертых, это механизм обратной связи, посредством которого
получается необходимая информация об исполнении управленческих решений.
Элементами контрольной деятельности должностных лиц
являются:
а) деятельность,
направленная на обнаружение возможных составов правонарушений посредством
получения информации;
б) правовая квалификация
фактических действий подконтрольных субъектов;
в) возможность
непосредственного принятия решения о применении принудительных мер к
подконтрольным должностным лицам.
1. Тихомирова
Л.В., Тихомирова М.Ю. Юридическая энциклопедия. М.: Издание Тихомирова М.Ю.,
2009.
2. Конституция
Российской Федерации. М.: Айрис-Пресс, 2010.
3. Федеральный
закон от 27 мая 1996 г. №57-ФЗ «О государственной охране».
4. Матузов
Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Дело АНХ, 2009.
5. Указ
Президента РФ от 07.08.2004 №1013 (ред. от 14.05.2010) «Вопросы Федеральной
службы охраны Российской Федерации».
6. Ожегов
С.И. Словарь русского языка. М.: Оникс, Мир и Образование, 2008.
7. Административное
право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М.:
Юристь, 2003.
8. Алехин
А.П., Кармалицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской
Федерации. Учебник для ВУЗов. М.: Зерцало, 2002.
9. Федеральный
конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ (в ред. ФКЗ №4-ФКЗ от
16.10.2006; №3-ФКЗ от 10.06.2008) «Об Уполномоченном по правам человека в
Российской Федерации».
Контроль за хозяйственной деятельностью в органах
государственной охраны
Ответ.
В целях эффективной организации хозяйственной
деятельности в органах государственной охраны должен осуществляться
систематический контроль за своевременным, всесторонним и полным обеспечением,
), а также законностью расходования, сохранностью материальных и денежных
средств.
Контроль за деятельностью федеральных органов
государственной охраны осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное
Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные
органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 31)[7].
Основными задачами контроля хозяйственной
деятельности являются:
1) проверка
соблюдения законодательства Российской Федерации;
2) оказание
помощи должностным лицам в организации хозяйственной деятельности;
3) выявление
и предотвращение возможных злоупотреблений и нарушений со стороны должностных
лиц, ответственных за хозяйственную деятельность.
Основным
содержанием контроля хозяйственной деятельности является:
а) правильность определения потребности в
материальных, денежных средствах и земельных участках, их истребования,
получения, распределения, выдачи по назначению материальных и денежных средств
по установленным нормам;
б) соблюдение законности в использовании
материальных и денежных средств, расходовании моторесурсов;
в) организация учета, хранения, правильности
эксплуатации, ремонта и своевременности освежения запасов материальных средств;
г) соблюдение сроков и качества проведения
инвентаризаций материальных средств, ревизий по подчиненным организация и
состояние внутреннего контроля;
д) организация экономии, рационального расходования
материальных и денежных средств, обеспечение сохранности федеральной
собственности, состояние работы по предупреждению утрат материальных и денежных
средств;
е) организация противопожарной защиты объектов
материально-технической базы, соблюдение требований пожарной безопасности при
хранении, ремонте и эксплуатации материальных средств, наличие и состояние
средств пожаротушения и их готовность к применению;
ж) выполнение требований обеспечения экологической
безопасности и охраны окружающей среды;
з) соблюдение установленных норм расходования
материальных средств, сырьевых, топливно-энергетических и других ресурсов;
и) качество планирования производственной деятельности,
выполнения утвержденных планов;
к) организация торгово-бытового обслуживания;
л) выполнение предложений и устранение недостатков
по актам предыдущих инвентаризаций материальных средств и ревизий, а также
указаний должностных лиц вышестоящих органов.
Виды контроля хозяйственной деятельности:
-
предварительный контроль, который осуществляется в целях
предупреждения незаконного и нецелесообразного расходования материальных и
денежных средств и предотвращения утрат;
текущий контроль, который осуществляется для
проверки сохранности, качественного состояния, соблюдения установленных
порядка, норм и законности на стадии применения, эксплуатации, истребования,
получения, учета, хранения и выдачи материальных и денежных средств.
Основными формами текущего контроля являются
проверка, смотр (осмотр);
-
последующий контроль, который осуществляется в целях проверки
законности, целесообразности и правильности уже совершенных операций, он может
быть плановым и внеплановым. Плановый контроль осуществляется в сроки, предусмотренные
нормативными правовыми актами, а также по планам соответствующих должностных
лиц. Внеплановый контроль осуществляется при наличии информации о
злоупотреблениях, недостатках, поступлении жалоб и в других случаях. Сроки,
содержание, форма и порядок проведения внепланового контроля устанавливаются
должностным лицом, по решению которого он осуществляется.
Основными формами последующего контроля являются:
1) инвентаризация
материальных средств;
2) проверка
хозяйственной деятельности;
3) ревизия.
Потребность в проведении инвентаризации материальных
средств[8]
(количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень
материальных средств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется
начальником, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации
обязательно. К числу таких случаев относятся:
а) смена материально ответственных лиц -
инвентаризация проводится при приеме (сдаче) должности материально
ответственными лицами, а также при убытии их в отпуск (прибытии из отпуска);
б) составление годовой бухгалтерской отчетности
(кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября
отчетного года);
в) выявление фактов хищения или порчи материальных
средств;
г) стихийное бедствие, пожар или другие чрезвычайные
ситуации.
Основными целями инвентаризации являются:
-
выявление фактического наличия материальных средств;
-
сопоставление фактического наличия материальных средств с данными
бухгалтерского учета;
-
контроль качественного состояния и комплектности материальных
средств.
Ревизия представляет собой систему обязательных
контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и
обоснованности осуществленной в ревизуемом периоде финансовой и хозяйственной
деятельности, правильности ее отражения в документах бухгалтерского учета и
отчетности на лиц, на которых возложена ответственность за ее осуществление.
Ревизия во всех случаях производится только в полном
объеме, как правило, комплексно, т.е. одновременно и под единым руководством.
Для проведения ревизии определяется срок, который не
должен превышать 30 дней. Продление этого срока допускается с разрешения
должностного лица, назначившего ревизию, по мотивированному представлению
руководителя ревизионной группы (инспектора-ревизора).
1. Федеральный
закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (в ред. ФЗ № 122-ФЗ
от 22.08.2004; № 191-ФЗ от 29.12.2004; № 118-ФЗ от 26.06.2007; № 328-ФЗ от
04.12.2007; № 118-ФЗ от 14.07.2008).
2. Советский
энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
3. Корякин
В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная
администрация). М.: За права военнослужащих, 2008.