СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИХ
СОЦИАЛЬНАЯ
ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ............................................................................. 3
1. 1. Классификация ценностей................................................................. 3
1. 2. Ценность человека как философская
категория........................... 7
2. ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА..................................... 10
2. 1. Духовность как общечеловеческая
потребность.......................... 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................ 13
1.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ
В окружающей действительности мало
явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого
ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы,
общества, человеческих поступков и чувств. Однако это справедливо, если мы
имеем в виду не отдельного человека, а все человечество. У отдельного же
человека диапазон ценностей, т. е. интересующих его явлений, может быть и очень
узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в ограниченном числе и
характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.
1. 1.
Классификация ценностей
Многообразие ценностей, существующих
в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации.
С точки зрения той роли, которую
ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три
следующие группы:
1. Ценности, имеющие
второстепенное значение для человека и общества. Это те ценности, без
которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.
2. Ценности повседневного спроса
и повседневного обихода. К этой
группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это
все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных
потребностей человека, без чего общество не может функционировать и
развиваться.
3. Высшие ценности — это
предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и
потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность,
но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших
ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они
приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь,
с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило,
носят общечеловеческий характер.
К высшим ценностям относится часть
материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это, прежде всего:
мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и
обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности
(труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь,
здоровье); ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор
личных качеств (честность, храбрость, верность, справедливость, добро) и др.
Следует отметить, что единого подхода
к решению этой проблемы в современной аксиологии также нет. Поэтому, обобщая
имеющиеся в различных концепциях подходы к этой проблеме, можно провести классификацию
ценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей;
по роли ценностей в жизни общества.
В соответствии с основными сферами
общественной жизни обычно различают три группы ценностей:
Ø
материальные,
Ø
социально-политические
Ø
духовные.
Материальные ценности — это ценностнозначимые природные
объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные
блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям — предметы материального мира, созданные в результате
человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.
Социально-политические ценности — это ценностное значение социальных
и политических явлений, событий, политических актов и действий. К
социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо,
содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное
значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению
мира и сотрудничества между народами и т. д.
Духовные ценности — это нормативно-оценочная сторона
явлений общественного сознания, выраженная в соответствующих формах. Духовными
ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права
и т. д.
При всем своем различии материальные,
социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из
видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые
можно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Это
прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых —
жизнь, здоровье, свобода и т. п.
Второе основание классификации
ценностей — по субъектам. Здесь различают ценности:
·
индивидуальные,
·
групповые
·
общечеловеческие.
Индивидуальная, или личностная,
ценность — это
ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая
ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать
предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами
индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и
другими индивидуальными особенностями людей.
Если же мы говорим о групповых или
общечеловеческих ценностях, то этим подчеркиваем, что данный предмет, явление
положительно оценивает не один индивид, а некая их совокупность.
Групповые ценности — это
ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей
(класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое
значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в
него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями.
Общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов,
явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся:
во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые
большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся
общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения
(социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т.
п.). К общечеловеческим ценностям относятся также природные ценности и
ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер:
проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и
др.
Классификация ценностей по разным
основаниям диалектична, т. е. она не является жесткой и неподвижной. Во-первых,
с изменением условий ценности могут переходить из одного вида, из одного
ряда значимости в другие. Во-вторых, с развитием общества могут
возникать новые ценности, и наоборот, утрачивают значимость или вообще уходят в
небытие прежние ценности. В-третьих, ценности
находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом не только в рамках
какого-либо вида, но и между видами, в группах и между группами. Наконец, в
каждом из видов ценностей, в свою очередь, следует различать множество
разновидностей. Например, в группе духовных ценностей можно четко выделить
моральные ценности, эстетические, познавательные (гносеологические) и др.
Среди группы высших ценностей всегда
особо выделяют: жизнь как ценность (ценности жизни), здоровье как ценность и
свободу как ценность.
Жизнь относится к наивысшим ценностям
потому, что вне жизни человека вообще нет и не может быть ценностей. Для
индивида жизнь выступает как самая высокая ценность, благо безотносительно к
чему бы то ни было. В свою очередь, ценность жизни является своеобразным
фундаментом и вершиной для всех других ценностей. В зависимости от понимания
ценности жизни будут формироваться также отношения между людьми и общества к
человеку.
Если в первом случае ценность жизни
рассматривается в индивидуальном аспекте, то во втором — в социальном аспекте,
т. е. здесь значимость жизни определяется
не для самого индивида, а для общества.
1. 2.
Ценность человека как философская категория
Вопрос о том, является ли сам человек
ценностью, имеет две стороны: 1) в чем для него состоит ценность другого
человека и человека вообще? 2) в чем ценность его собственной жизни? Ответ на
эти вопросы не может быть однозначным. Дело в том, что интерес индивида к
другим людям зависит не только от того, каковы люди, но и того, каков он сам. К
этому следует добавить, что постановка вопроса о ценности человеческой жизни и
самого человека находится в прямой
зависимости от исторических условий. Например, в Средние века убийство феодалом
своего крепостного не считалось грехом и не каралось. В настоящее же время
право на жизнь признано за каждым, и нет страны, в которой бы убийство не
каралось так или иначе. Итак, человек — это особая, абсолютная ценность. С его
интересами соотносятся все иные ценности.
Теперь о здоровье как ценности. Здоровье
— естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из
верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей. От степени обладания
здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей
человека. Потребность в здоровье имеет всеобщий характер, она присуща как
отдельным индивидам, так и обществу в целом. В силу этого различают
индивидуальное (личное) здоровье и общественное здоровье, или здоровье
населения.
Состояние здоровья сказывается на
всех сферах жизни человека и общества. Так, полнота и интенсивность жизни
конкретного человека находятся в непосредственной зависимости от уровня его
здоровья, его «качественных» характеристик. В свою очередь, здоровье населения
оказывает большое влияние на качество трудовых ресурсов, производительность
общественного труда и тем самым на динамику экономического развития общества.
Большое значение для человека имеет свобода
как ценность. Философское понимание этой категории можно выразить в
следующем определении: свобода — это способность человека действовать в
соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной
необходимости.
Свобода всегда и всюду остается
величайшей ценностью. Как и в других случаях, свобода становится ценностью,
если человек ее осознает. Там, где нет осознания ценности свободы, осознания
себя как равного с другими людьми, там нет ни подлинной самооценки, ни
человеческого достоинства. Понимание своей несвободы и осознание ценности
свободы наиболее полно проявляется в период резких социальных трансформаций.
Свобода — право всех людей в равной
мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда
и своей судьбой. Свобода есть выбор. И как каждый
выбор, осуществляемый сознательно, она связана для личности с предпочтением
одной из альтернативных возможностей и отказом от другой. А чтобы выбор не
становился ограничителем последующей деятельности личности, она должна
руководствоваться важным правилом: всякий раз, делая выбор, следует стремиться
к тому, чтобы перспектива последующих выборов не снижалась, а расширялась,
позволяя человеку выявлять свои новые профессиональные, нравственные и
интеллектуальные потенции.
Существует большое многообразие
ценностей, но все ли реальные ценности становятся фактором человеческого
сознания?
Иногда это происходит по объективным
причинам, зависящим от самого человека. Те ценности, которые осознаются и
переходят в убеждения индивида, превращаются в ориентации, определяющие образ
его действий. Иначе говоря, осмысленные ценности становятся ценностными
ориентациями личности.
2.
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
2. 1.
Духовность как общечеловеческая потребность.
Духовные потребности есть у каждого
человека. В начале жизни они более простые, главным образом отвечающие
стремлению к удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом
выступают более тонкие и более сложные. Это могут быть потребности человека в
умственном просвещении, потребности нравственные, религиозные и т. д. Количество,
качество и сила духовных потребностей человека находятся в прямом отношении к
его духовному развитию.
Любая потребность характеризуется
направленностью на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим
предметом.
Биологическая потребность побуждает
человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, материальная потребность
имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей,
социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с
другими людьми.
Предметом духовной потребности
является духовность. Но что такое духовность? Духовность и сознательность -
понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна.
Следует заметить, что как
религиозная, так и светская духовность возникают и функционируют на общей почве
сознательного стремления к возвышенному как к такой высоте, на которой человек
чувствовал бы себя в меньшей зависимости от повседневных нужд и страданий. Но
границы и конечные цели подобного возвышения могут быть разными.
Таким образом, духовность - это
стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать
личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям.
Духовность проявляется также в
стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям
литературы и искусства. Культура – это субстанция духовности, в ней -
квинтэссенция духовного опыта человечества.
Духовность - самое ценное богатство
человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только
формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на
истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину
брачными узами.
Из приведенного понятия духовности
следует, что характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она
может реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых
качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в
определенном направлении, а бездуховный человек - это, прежде всего,
безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества
не сродни духовности, при определенных обстоятельствах они могут служить силам
зла, разрушению духовных ценностей.
Таким образом, духовность - не просто
средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека.
Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание
внутренней энергией, которая стремится вырваться из пут материи и выразить себя
в духе.
Индивидуальное бытие сознания
становится духом, преодолевая узкие рамки этой индивидуальности, объединяясь к
себе подобными. Дух ломает физиологические перегородки, национальные различия,
групповые различия своей устремленностью к единству, к интеграции многообразия
в единую целостность.
Формируясь за пределами индивидуального
сознания, дух образует поле объективного взаимодействия индивидуальных сознании
- своеобразных центров воплощения духа. В этом смысле можно говорить о духе
народа. Вот как определял дух народа Гегель: "Он есть определенный дух,
создающий из себя наличный действительный мир, который в данное время держится
и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем
государственном устройстве и в своих политических законах, во всех своих
учреждениях, в своих действиях и делах. Это есть его дело, это есть этот
народ".
Сила духа возрастает по мере
освобождения его от отягощения материей. При этом дух не только лишается опоры
в материальной субстанции, он выходит за пределы сознания, приобретает
символический характер, теряет пространственно-временные координаты бытия.
Духовные потребности есть стремление
приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал
духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература,
философия, музыка, художественное творчество, религия.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бережной Н.М. Человек и его
потребности. / Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный
Университет Сервиса. 2000.
2. Блюмкин
В.А. Мир моральных
ценностей. М., 2001.
3. Глобальные проблемы и
общечеловеческие ценности. М., 1990.
4. Золотухина-Аболина Е.В. О специфике высших духовных ценностей
//Философские науки. 2007. № 1. С. 11—18.
5. Малахов В.А. Ценность как категория культуры // Философская мысль, 2002. № 5. С. 76-85.
6. Ручка А.А. Социальные нормы и ценности. Киев,
2006.
7. Философский энциклопедический
словарь. - М., 2007.