СОДЕРЖАНИЕ
1. ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ...................................... 3
2.
ОСОБЕННОСТИ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД......... 5
2.
1. Объекты налогообложения и виды деятельности.............................. 6
2.
2. Налоговая база для исчисления суммы единого налога.................... 9
3.
ЕНВД: НОВОЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ С 1 ЯНВАРЯ 2009 ГОДА...... 12
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 14
1. ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ
ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Соответствующая
глава Налогового кодекса определяет только общий порядок установления и
введения в действие данного единого налога. Устанавливается же он и вводится в
действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
районов, городских округов, законами городов Москвы и Санкт-Петербурга исходя
из принципов, установленных федеральным законом.
Как
видно из данного налога, он построен на принципиально иной основе, нежели все
другие налоги, входящие в российскую налоговую систему. Его размер зависит не
от фактически достигнутых результатов финансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщика, как это установлено по всем другим налогам, а на основе так
называемого вмененного дохода.
В
соответствии с Налоговым кодексом представительным органам муниципальных
районов, городских округов, законодательным (представительным) органам
государственной власти городов федерального значения предоставлено право
устанавливать на соответствующей территории лишь следующие характеристики
налога на вмененный доход:
–
виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный
налог. При этом право органов местного самоуправления в этой части ограничено
перечнем, установленным Налоговым кодексом;
–
один из коэффициентов, составляющих формулу расчета сумм единого налога, а
именно коэффициент базовой доходности, учитывающий особенности ведения предпринимательской
деятельности. Здесь права органов местного самоуправления также ограничены
установленными Кодексом пределами значения этого коэффициента.
Таким
образом, с введением гл. 263 Налогового кодекса права
органов местного самоуправления в части единого налога на вмененный доход
резко ограничены.
В
отличие от ранее действовавшего федерального закона они не могут
самостоятельно устанавливать размер базовой доходности и, соответственно, их
влияние на формирование вмененного дохода резко ограничено. Власти указанных
территорий могут оказывать влияние на размер вмененного дохода и соответственно
единого налога только путем утверждения корректирующего К2,
учитывающего местные условия деятельности малого бизнеса. Но здесь их права
тоже резко ограничены, поскольку этот коэффициент является только понижающим и
не может превышать 1. Кроме того, установление сроков уплаты данного налога
также стало прерогативой федерального законодательства.
2.
ОСОБЕННОСТИ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
Характерная
особенность единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
состоит в том, что с момента его введения на соответствующей территории с
плательщиков данного налога перестают взиматься наиболее важные в фискальном
отношении налоги.
Это
связано с тем, что в соответствии с законом уплата организациями единого
налога на вмененный доход предусматривает отмену уплаты налога на прибыль
организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.
С
индивидуальных предпринимателей, переведенных на уплату единого налога на
вмененный доход, не взимаются следующие виды налогов: налог на доходы
физических лиц, налог на имущество физических лиц, а также единый социальный
налог.
При
этом следует иметь в виду, что освобождение от указанных видов налогов
осуществляется исключительно в части доходов и других объектов обложения,
связанных с предпринимательской деятельностью в сферах, по которым
уплачивается единый налог на вмененный доход.
Одновременно
с этим организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками
единого налога, обязаны вносить в бюджет НДС при ввозе товаров на российскую
таможенную территорию.
Все
остальные налоги и сборы организации и индивидуальные предприниматели,
являющиеся плательщиками единого налога, уплачивают в соответствии с
действующим законодательством. Кроме того, они должны вносить страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование, что связано с необходимостью
сохранения социальных гарантий работникам в связи с переходом на накопительную
систему пенсионного страхования. Эти взносы уплачиваются налогоплательщиком за
своих работников, и затем на их сумму уменьшается подлежащий уплате в бюджет
единый налог.
В
том случае, если налогоплательщик осуществляет одновременно с
предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, другие
виды предпринимательской деятельности, он обязан исчислять и уплачивать налоги
и сборы в части этих видов деятельности в соответствии с иными режимами
налогообложения, установленными Налоговым кодексом.
2.
1. Объекты налогообложения и виды деятельности
Плательщиками
единого налога являются юридические лица (организации) и физические лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица (индивидуальные предприниматели) в следующих сферах:
–
оказание бытовых услуг, в том числе: ремонт обуви и изделий из меха,
металлоизделий, одежды, часов и ювелирных изделий, ремонт и обслуживание бытовой
техники, компьютеров и оргтехники; услуги прачечных, химчисток и фотоателье,
а также по чистке обуви; оказание парикмахерских и некоторых других видов
бытовых услуг. Это положение распространяется на группы, подгруппы, виды и
отдельные бытовые услуги;
–
оказание ветеринарных услуг;
–
оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных
средств;
–
розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью
торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м2,
палатки, лотки и другие объекты организации торговли, не имеющие торговых
залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
–
оказание услуг общественного питания при использовании зала площадью не более
150 м2;
–
оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организациями
и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином
праве пользования, владения или распоряжения не более 20 транспортных средств,
предназначенных для оказания таких услуг;
–
распространение или размещение наружной рекламы, в том числе рекламы на
автобусах, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах,
полуприцепах и речных судах;
–
оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и
предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг
общую площадь спальных помещений не более 500 м2;
–
оказание услуг по передаче во временное владение или пользование стационарных
торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих
залов обслуживания посетителей.
Как
уже отмечалось, при введении указанного налога органы власти местного
самоуправления обязаны устанавливать в пределах данного перечня те виды
деятельности, на которые распространяется действие единого налога на вмененный
доход на соответствующей территории. Расширять перечень видов деятельности
этим органам право не предоставлено.
Таким
образом, все юридические и физические лица, занимающиеся установленными на
территории соответствующими видами деятельности, обязаны перейти на уплату
единого налога независимо от их желания. Налоговый кодекс не оставил этим
налогоплательщикам права добровольного перехода на уплату единого налога или,
наоборот, сохранения общего порядка уплаты налогов.
По
сравнению с ранее действовавшим законодательством Налоговый кодекс достаточно
серьезно сократил число потенциальных налогоплательщиков, подпадающих под
систему налогообложения в результате установления им вмененного дохода. В
частности, из этой категории исключены все организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие ремонтно-строительные работы, оказывающие
консалтинговые, бухгалтерские и другие подобные услуги, а также организации,
занимающиеся розничной торговлей горюче-смазочными материалами, автомобилями и
мотоциклами. Исключение этих сфер деятельности из системы единого налога на
вмененный доход не согласуется с основополагающими правилами функционирования
малого предпринимательства, поскольку для налогоплательщиков, работающих в этих
областях экономики, достаточно существенно увеличивается налоговая нагрузка,
резко возрастает объем бухгалтерской и налоговой отчетности. Кроме того,
сужение сферы применения системы вмененного дохода создает более широкую
платформу для функционирования теневой экономики с соответствующим
укрывательством доходов и налогов.
Переход
на уплату единого налога предполагает обязанность налогоплательщика соблюдать
порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах.
Таким
образом, начиная с 1 января 2003 г. указанные налогоплательщики в основном
освобождены от обязанностей по предоставлению в налоговые и иные
государственные органы бухгалтерской, налоговой отчетности, связанной исключительно
с исчислением и уплатой единого налога. По всем остальным налогам, которые
перешедшие на уплату единого налога налогоплательщики обязаны платить, они
должны соответственно вести бухгалтерский учет и составлять по ним налоговую и
бухгалтерскую отчетность. Соответственно, если налогоплательщики осуществляют
наряду с деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, также и другие
виды предпринимательской деятельности, то они обязаны вести раздельный
бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций,
относящихся как к деятельности, подлежащей обложению единым налогом, так и к
деятельности, в отношении которой налогоплательщик уплачивает налоги в
соответствии с общим режимом налогообложения.
Таким
образом, перевод налогоплательщиков на систему единого налога на вмененный
доход не освобождает многих из них от ведения сложной бухгалтерской и налоговой
отчетности, поскольку, во-первых, надо вести такой учет по тем налогам, от
уплаты которых они не освобождены. Во-вторых, многие налогоплательщики
являются многопрофильными предприятиями, и если у них есть деятельность, не
подпадающая под единый налог, то они обязаны вести систему бухгалтерского учета
по всем видам деятельности в общеустановленном порядке.
Если
же налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, подлежащих
налогообложению единым налогом, то он должен вести раздельно по каждому виду
такой деятельности учет показателей, необходимых для исчисления единого
налога.
Объектом
налогообложения по единому налогу является вмененный доход налогоплательщика.
Вмененный доход представляет собой потенциально возможный доход плательщика
единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно
влияющих на получение такого дохода, и используемый для расчета величины
единого налога по установленной законом ставке.
2.
2. Налоговая база для исчисления суммы единого налога
Налоговой
базой для исчисления суммы единого налога Налоговым кодексом признана величина
вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному
виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя,
характеризующего данный вид деятельности.
Базовая
доходность – это условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или
иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих,
единица производственной мощности, количество автомобилей и др.),
характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых
условиях.
Корректирующие
коэффициенты базовой доходности – коэффициенты, показывающие степень влияния
того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности,
осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога.
Коэффициенты
базовой доходности в соответствии с Налоговым кодексом установлены двух видов.
Первый
корректирующий коэффициент К1 представляет
собой устанавливаемый на год коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу
изменения потребительских цен на товары, работы и услуги в Российской Федерации
в предшествующем периоде. Указанные коэффициенты-дефляторы должны
публиковаться в установленном Правительством РФ порядке.
Второй
корректирующий коэффициент К2 должен
учитывать совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности,
в том числе ассортимент товаров, работ или услуг, сезонность, время работы,
величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности,
площадь информационного поля световых и электронных табло, площадь
информационного поля печатной или полиграфической наружной рекламы и иные
особенности. Этот коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных районов и городских округов как
произведение определенных этими нормативными правовыми актами значений,
учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности всех
связанных с нею факторов.
Органы
местного самоуправления с введением гл. 263 Налогового
кодекса РФ не имеют права при принятии нормативных правовых актов
устанавливать другие коэффициенты или же, наоборот, не применять те или иные
коэффициенты, установленные федеральным законодательством. При этом при
установлении значения корректирующего коэффициента К2,
определяемого на календарный год, для них установлены определенные ограничения,
которые состоят в том, что значения коэффициента К2
могут быть установлены только в пределах от 0,005 до 1.
Вместе с тем в рамках этих ограничений при установлении коэффициента К2
соответствующие органы могут учитывать фактически любые
особенности ведения предпринимательской деятельности, а не только те, которые
прописаны федеральным законодательством.
Для
исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской
деятельности Налоговым кодексом установлены следующие физические показатели,
характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая
доходность в месяц.
Исходя
из перечисленных выше показателей устанавливается сумма вмененного дохода.
Сумма
вмененного дохода рассчитывается путем умножения значения базовой доходности
единицы физического показателя, характеризующего данную сферу деятельности, на
количество единиц физических показателей, характеризующих данную сферу
предпринимательской деятельности, и на корректирующие коэффициенты.
Ставка
единого налога на данный момент установлена в размере 15% величины вмененного
дохода.
3.
ЕНВД: НОВОЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ С 1 ЯНВАРЯ 2009 ГОДА
22
июля 2008 года Президентом подписан Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 года N
155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации». Среди прочих изменений в законе – изменения, вносимые в главу 26.3
«Единый налог на вмененный доход», которые вступают в силу с 1 января 2009
года.
Из
перечня бытовых услуг, при которых применяется ЕНВД, на федеральном уровне
путем внесения изменений в определение бытовых услуг для целей применения ЕНВД
в статье 346.27 НК РФ, исключены услуги по изготовлению мебели, услуги по
строительству индивидуальных домов.
К
розничной торговле с 2009 года отнесена реализация через торговые автоматы
товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых
автоматах.
ЕНВД
с 1 января 2009 года применяется в отношении оказания услуг по предоставлению
во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных
средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за
исключением штрафных автостоянок). Таким образом, вне зависимости от
формулировки договора между собственником стоянки и собственником автомобиля и
услуги по хранению автотранспортных средств, и услуги по предоставлению места
для стоянки автотранспортного средства будут облагаться ЕНВД.
С
1 января 2009 года ЕНВД облагается реклама, размещенная на любых транспортных
средствах.
Существенно
и принципиально расширена категория плательщиков ЕНВД при размещении наружной
рекламы. С 1 января 2009 года под применение ЕНВД подпадает распространение
наружной рекламы с использованием рекламных конструкций. Такой вид деятельности
в соответствии с определением, данным в статьи 346.27, с 1 января 2009 года
включает в себя предпринимательскую деятельность по распространению наружной
рекламы, осуществляемую владельцем рекламной конструкции, являющимся
рекламораспространителем.
С
1 января 2009 года вводится более удобный для налогоплательщика порядок учета в
налоговых органах плательщиков ЕНВД. В соответствии с новыми правилами
установлено два способа учета плательщиков ЕНВД. Организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности,
переведенные на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом
органе по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального
предпринимателя) по трем видам предпринимательской деятельности:
-
оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых
организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве
собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не
более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
-
развозная и разносная розничная торговля;
-
размещение рекламы на транспортных средствах.
При
осуществлении всех остальных видов деятельности, которые подлежат переводу на
ЕНВД, организация или ИП обязаны встать на учет по месту осуществления
предпринимательской деятельности.
С
1 января 2009 года коэффициент-дефлятор К1, как и дефлятор при упрощенной
системе налогообложения, будет формироваться путем перемножения коэффициента,
применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение
потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в
предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному
опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Налоговый
кодекс Российской Федерации от
31.07.1998 № 146-ФЗ (Часть 1) и от 05. 08. 2000 № 117-ФЗ.
2.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации от
31 июля 1998 г. № 145-ФЗ
3.
Федеральный
закон РФ от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации».
4.
Александров
И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация
“Дашков и Ко”,
2005.
5.
Налоговая
политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. М.: Финансы и
статистика, 2008.
6.
Налоги:
Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
7.
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации:
Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006.