Содержание
Введение.................................................................................................... 3
1. Периоды развития организма............................................................... 4
2. Закономерности роста и развития
детского организма...................... 5
3. Сензитивные периоды.......................................................................... 7
4. Сензитинвые периоды развития........................................................... 10
Заключение............................................................................................... 16
Литература................................................................................................ 17
Введение
Организм детей и подростков
во многом отличается от организма взрослого. Это проявляется в особенностях
строения и деятельности отдельных органов и систем. Дети находятся в состоянии
непрерывного роста и развития. Под ростом подразумевают количественные
изменения организма, а под развитием — качественные изменения, связанные с
формированием различных органов, тканей. Одна из важных особенностей детского
организма — высокая интенсивность обменных процессов.
Для обобщенной оценки
физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями четырех
основных антропометрических показателей: массы, длины тела, окружности головы
(особенно в раннем возрасте) и окружности грудной клетки.
В практике
здравоохранения и педагогики получила распространение следующая возрастная
периодизация:
I новорожденный—1 — 10
дней; II грудной возраст—10 дней—1 год; III раннее детство—1—3 года; IV
первое детства—4—7 лет; V второе детство — 8—12 лет мальчики, 8—11 лет
девочки; VI подростковый возраст—13—16 лет мальчики, 12—15 лет девочки; VII
юношеский возраст—17—21 год юноши, 16—20 лет девушки. Указанные возрастные
периоды характеризуются определенными особенностями, прежде всего
опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а
также деятельности центральной нервной системы
Рост и физическое
развитие происходят одновременно. При этом имеет место усложнение строения,
которое называется морфологической дифференцировкой тканей, органов и их
систем; изменяется форма органов и всего организма; совершенствуются и усложняются
функции и поведение. Между ростом и развитием имеется взаимная закономерная
зависимость. В ходе этого процесса накапливаются количественные изменения, что
приводит к появлению новых качеств.
1. Периоды
развития организма
В процессе онтогенеза
отдельные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в
разные сроки жизни. Эта гетерохрония созревания обусловливает особенности
функционирования организма детей разного возраста. Возникает необходимость
выделения определенных этапов или периодов развития.
Основными этапами
развития являются внутриутробный и постнатальный, начинающийся с момента
рождения. Во время внутриутробного периода закладываются ткани и органы,
происходит их дифференцировка. Постнатальный этап охватывает все детство, он
характеризуется продолжающимся созреванием органов и систем, изменениями
физического развития, значительными качественными перестройками
функционирования организма. Гетерохрония созревания органов и систем в
постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей
организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней
средой.
Каждый возрастной период
характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного
возрастного периода к последующему обозначают как переломный этап
индивидуального развития, или критический период.
Продолжительность
отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как
хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяются прежде
всего социальными факторами.
Следует учитывать и
другое обстоятельство: чем моложе детский организм, тем более интенсивно в нем
протекают процессы роста и развития. Причем эти процессы протекают
неравномерно, непараллельно. В то же время рост и развитие отдельных органов и
систем взаимосвязаны -
чем моложе детский организм, тем более интенсивно протекают процессы роста и
развития; - в процессах роста и развития детей и подростков наблюдаются половые
различия; - процессы роста и развития происходят неравномерно и каждому
возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности.
2. Закономерности
роста и развития детского организма
Характерной особенностью процесса
роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность.
Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно ярко эта
закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма
ребенка
Наибольшей интенсивностью
рост ребенка отличается в первый год жизни и в период полового созревания, то
есть в 11—15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен 50 см, то к концу первого года жизни он достигает 75—80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%;
масса тела за год утраивается — при рождении ребенка она равна в среднем
3,0—3,2 кг, а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода
полового созревания темп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет
1,5—2,0 кг, с увеличением длины тела на 4,0—5,0 см.
Второй скачок роста
связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на
7—8 и даже 10 см. Причем с 11—12 лет девочки несколько опережают в росте
мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13—14 лет
девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15 лет мальчики и юноши
обгоняют в росте девушек, и это превышение роста у мужчин над женщинами
сохраняется в течение всей жизни.
Масса тела к 4-5 месяцам удваивается, а к 12
месяцам -утраивается. В возрасте 3-7 лет ежегодная прибавка массы происходит на
5-7,5%. В последующие годы интенсивность нарастания массы тела уменьшается и
вновь возрастает в период полового созревания.
Наиболее интенсивно в
раннем возрасте идет развитие опорно-двигательного аппарата. К моменту
рождения ребенка отмечается только окостенение диафизов трубчатых костей. В позвоночнике
до 14 лет пространства между телами позвонков заполнены хрящом, в 14-15 лет в
хрящах между позвонками появляются новые точки окостенения, в 20-21 год
пластинки срастаются с телами позвонков. Срастание нижних отрезков грудной
кости происходит в 15-16 лет, верхних - к 21-25 годам. Кости таза начинают
срастаться с 7 лет, и полностью этот процесс заканчивается к 20-21 году.
Пропорции тела с возрастом также сильно меняются. С
периода новорожденности и до достижения зрелого возраста длина тела увеличивается
в 3,5 раза, длина туловища — в 3 раза, длина руки — в 4 раза, длина ноги — в 5
раз.
Мышечная система развивается следующим образом:
вначале формируются крупные мышцы конечностей, а мускулатура мелких костей -
лишь к 6-7 годам. К 6-7 годам ребенок владеет своими мышцами, но тонкие
движения выполнить не может. Даже в возрасте 8-12 лет отмечается недостаточная
ловкость и согласованность в мышечных движениях. Только к концу полового
созревания развитие двигательного аппарата заканчивается.
Особенности дыхательной
системы детей и подростков заключаются в недоразвитии полостей носа и
дыхательной мускулатуры, сердечно-сосудистой - в отставании роста сердца от
роста сосудов.
Масса головного мозга к 1 году у детей увеличивается в
2-2.5 раза, к 3 годам - в 3 раза по сравнению с изначальной. Формирование мозга
заканчивается к 8-9 годам.
Орган зрения развивается к 7-10 годам. В возрасте
1-7 лет у детей отмечается дальнозоркость, которая может переходить в
близорукость.
Половые различия в физическом развитии можно проследить
на примере основных размеров тела. Так рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков при
рождении обычно больше, чем у девочек. У девочек в 12-13 лет они выше, чем у
мальчиков, а к 14-15 годам параметры тела мальчиков вновь превышают таковые у
девочек.
3. Сензитивные
периоды
Сензитивный период (лат. sēnsus — чувство, ощущение) — период онтогенетического
развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к
определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как
физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и
знаний.
Психическое развитие в
онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени
развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет
возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной
чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и
изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно
наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для
развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности
постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются
предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на
других - к другим.
Сензитивность объясняется
временным повышением чувствительности психики к внешним воздействиям вследствие
незавершенности процессов биологического созревания. Как только какая-либо
функция достигает зрелости, она становится нечувствительной к социальному
воздействию. Наступление сензитивного периода определяется функциональным
созреванием мозговых структур, внутрикорковых связей, составляющих основу для
реализации механизмов тех или иных функций. Таким образом, преждевременное или
запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться
недостаточно эффективным и неблагоприятно сказываться на развитии психики.
Следует иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут
сдвигаться во времени.
Индивидуальные
особенности возрастной сензитивности могут наблюдаться у следующих категорий
детей: у детей с нарушением биологической составляющей: соматически
ослабленных, имеющих минимальные повреждения головного мозга, у детей с ЗПР, у
детей с нарушением социальной составляющей: у педагогически запущенных детей с
нормальным интеллектом.
Показателем границ
возрастной сензитивности, по мнению исследователя, может служить мотивационная
готовность, которую она определяет как наличие у субъекта внутренней
неосознаваемой установки на принятие внешнего воздействия, положительного
отношения к данному воздействию и наличие при этом потребности в достижениях.
Младший школьный
возраст сензитивен к
учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие,
как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат,
доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко
впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне
принять, подражая, учебные действия и высказывания.
Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам,
которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они
склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность
в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.
Старший школьный
возраст сензитивен к
освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда
замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути,
развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение
эмоциональной сферы.
Важно различать тесно
связанные между собой, но не тождественные виды детского развития:
функциональное, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и
способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется
новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности,
новыми видами деятельности.
С переходом на новую
возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не
только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.
Индивидуальное развитие
психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше
возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период.
Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами
создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может
осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить времени, помочь полностью
раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент -
задача и родителей школьника, и его учителей.
Сензитивные периоды
определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм
деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения.
Развивающее обучение должно учитывать последовательность сензитивных периодов.
Период развития речи (0-6
лет); Период восприятия порядка (0-3); Период сенсорного развития (0-5.5); Период
восприятия маленьких предметов (1.5-2.5); Период развития движений и действий
(1-4); Период развития социальных навыков (2.5-6).
4. Сензитинвые
периоды развития
Первый период (0-6лет)
- Построение и развитие речи.
Ребенок проходит период
полного становления и освоение речи.
Второй период
(2-3года) - Активное расширение словарного запаса.
Ребенок активно впитывает
любые услышанные слова, фразы и использует их не по назначению, т.к. не знает
смысла многих слов. Говорит много, тренируя артикуляционный аппарат.
Важно в этот период -
классифицировать понятия, т.е. говорить и показывать к какой группе, классу
принадлежит новое слово, объяснять его назначение.
От непонимания понятий
новых слов возникают страхи, ребенок может замкнуться, бояться говорить и
общаться.
Период развития речи длится
в среднем от 0 до 6 лет. В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: - Ребенок уже
способен ощущать речь как нечто особенное. Все впечатления ребенка об
окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделяется
речь, поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к
источнику звучания речи. Если этого не происходит - существует вероятность
того, что у младенца есть проблемы со слухом.
- Дети учатся подражать
звукам. Ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг
за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в
мелодию родного языка.
В возрасте около 1 года: -
Ребенок сознательно выговаривает первое слово.
В возрасте около 1.5 лет:
- Ребенок начинает выражать свои чувства, желания.
В возрасте 2.5 - 3 лет
ребенок часто разговаривает сам с собой. Его, так называемая эгоцентрическая
речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику,
последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он
в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный
этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об
особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным
образом.
В возрасте 3.5 - 4 лет: -
Ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Это означает,
что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить друга
закрыть окно, а не идти самому. Ребенок осознает силу собственной мысли,
грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим.
Третий период
(0-5,5лет) - Сенсорное развитие органов чувств. Содержание этого длительного
сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда
актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того
или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым
к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.
Сензитивный период восприятия
маленьких предметов длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не
заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует
пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья.
Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не
предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации
этой познавательной потребности.
А на самом деле ребенка
интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на
его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей,
которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом,
ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.
Центром, вокруг которого
сензитивные периоды разворачивают свое внутреннее содействие, является разум.
Интеллект ребенка растет
и питается под влиянием чувственных впечатлений. Картины из окружающего мира
упорядочиваются и служат разуму, который жадно и ненасытно впитывает их.
Поэтому необходимо предоставить разнообразный мир ощущений, в котором
естественным путем развиваются все органы чувств маленького исследователя. Благодаря
сенсорному анализу, проводимому самим ребенком у него разовьется умение
формировать алгоритм действия, что важно для развития мышления.
Четвертый период (1,2
- 3,5лет) - Развитие руки, интерес к мелким предметам.
Человека отличает от
других живых существ важнейшая особенность- использование руки как ведущего
инструмента своего умственного развития. Рука - это тонкий сложный орган,
который позволяет разуму не только заявить о себе, но и вступить в совершенно
определенные отношения с окружающим миром. Начало артикуляции и осмысленные
движения руки - начальные выразительные движения, тесно связанные между собой и
являются "интеллектуальными". Как только ребенок сможет совершать
четкие и логические мотивированные действия, которые он наблюдает у взрослых,
он начинает действовать, согласно своим собственным целям.
Для детской деятельности
руки, как признака работающего человека, нужны приспособленные предметы,
побуждающие ребенка к деятельности. Также важно терпение взрослого, необходимое
для того, чтобы принять ритм движений ребенка, который составляет часть
личности, черту характера, часть индивидуальных телодвижений. Заставляя ребенка
приспособиться к чужому ритму, взрослый подрывает психику ребенка, что может
привести к опасным отклонениям, например - задержке речи или заторможенности
некоторых мыслительных процессов.
Пятый период (6-7мес.
- 4,5лет) - Построение движений и действий.
Важность его для общего
развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей
его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом,
достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в
развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и
методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений
ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против
его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития
ребенка малоактивного образа жизни. Протекание этого сензитивного периода также
неоднородно: в течение его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует
свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода
ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности
своего тела), то впоследствии его начинают интересовать все более и более
сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным
уровнем координации, свободы и выразительности движений.
Шестой период
(1,5г.-3г.) - Восприятие порядка. Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей
интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 - 2.5 лет.
Природа взрастила в
ребенке сензитивность к порядку, чтобы построить его внутренний разум, который
отыскивает не столько различия между вещами, сколько узнает связи между
предметами. Это чувство делает все окружение ребенка единым целым, части которого
состоят в определенных отношениях. В таком знакомом окружении с его
взаимосвязями ребенок хочет научиться ориентироваться, двигаться и добиваться
цели.
1)Порядок во
взаимоотношениях с окружающими.
Порядок в окружающей
среде, соотношении между предметами. Речь идет о том, чтобы структурировать
окружающую ребенка среду (чаще всего - предметы в его квартире) таким образом, чтобы
она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами:
посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на
своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том
же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды.
2) Порядок во времени.
Для ребенка чрезвычайно
важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой, и устанавливается
обычно в течение первого года жизни
3) Порядок в поведении
взрослых по отношению к ребенку.
Для ребенка такого
возраста наиболее важно прочувствовать порядок в следующих аспектах поведения
взрослых по отношению к нему:
- Требования, которые
предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не
зависеть от сегодняшнего настроения.
- Требования к ребенку
должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую
последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. -
Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми.
Седьмой период
(2-6лет) - Социальное взаимодействие.
Действуя в определенной
среде и взаимодействуя с группой общения ребенок осваивает нормы человеческого
поведения. Для благоприятного общения важно четко сформулировать необходимые
правила для поддержания общего порядка. Порядок дает возможность нормальной
работы, поэтому дети в нем заинтересованы.
Правила - это некоторые
рамки удобной для всех совместной жизни. Усваивая определенные правила, ритуалы
социума дети учатся приспособиться и выжить в окружающем мире.
В возрасте 2.5 - 6 лет
ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Всем нам
приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил
дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.
Это время, когда ребенку
необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя
адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в
этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает
знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку,
как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д.
Сензитивные периоды
универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода
развития ребенка играет искусство наблюдения.
Знания о времени
наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка
возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т.д.
Каждый сензитивный период
это:
- период особой
чувствительности и психических отношений;
- сверхмощная сила,
интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей
среды;
- период, в течение
которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды,
игнорируя остальные;
- страсть и
приверженность;
- проистекающее из
бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;
- интенсивная и
длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную
энергию и интерес;
- временное состояние:
однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.
Протекание каждого
сензитивного периода характеризуется: - более или медленным началом, которое
заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не
работать с ребёнком в «зоне его ближайшего развития»; - этапом наибольшей
интенсивности, который наблюдать наиболее просто; - более или менее медленным
спадом интенсивности. Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в
одно и то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные
моменты.
Заключение
Соответственно
последовательному развитию ребенка различают несколько периодов его возраста; в
течение первой недели жизни он считается новорожденным; до конца первого или
начала второго года жизни, с появлением первых коренных зубов, грудным; наступление
смены зубов (5, 6 или 7-ой год) заканчивает ранний детский возраст; 15-ый год
жизни считается концом позднего детского возраста. Все эти периоды
определяются процессами развития ребенка, т. е. изменениями в строении и
отправлениях всех систем органов в его организме. Процессы роста подчиняются
определенным законам: Закон неуклонного торможения энергии роста. Скорость
роста наиболее высока во внутриутробный период, особенно с 8 до 25 нед
гестации. К рождению малые прибавки в длине и массе тела объясняют феноменом
«объемного торможения» вследствие ограниченного объема полости матки.
Торможение энергии роста хорошо прослеживается в первые два года жизни ребенка.
В последующем падение скорости роста носит прерывистый характер. Это находит
свое отражение в следующем законе. Закон неравномерности изменений скорости
роста. Характеризуется чередованием направлений роста: фазы максимальной
интенсивности деления (пролиферации) клеток растущего организма и фазы их
дифференцировки не совпадают во времени. Каждая отдельная кость и скелет в
целом растут последовательно, сменяя фазы роста в длину и толщину. В периоды
снижения скорости роста костной ткани в длину в организме ребенка преобладают
прибавки массы тела.). Закон аллометрического роста. При изометрии роста все
части тела и органы должны были бы увеличиваться с одинаковой скоростью, то
есть линейно и синхронно, но детям свойственна аллометрия —
непропорциональность роста отдельных частей тела и внутренних органов.
Сензитивные периоды
определяют границы оптимальных сроков развития психических функций и форм
деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки эффективного обучения.
Литература
1. Выготский Л.С. Проблемы возрастной
периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1982 - № 2 – 67с.
2. Данилова Н.Н. Психофизиологическая
диагностика функциональных состояний. - М.: Изд. МГУ, 1992 - 192c.
3. Калашникова М.Б. Учет возрастной
сензитивности при организации коррекционной работы с младшими школьниками с
задержкой психического развития // Психологическая наука и образование. – 2002
- № 2 – 74с.
4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории,
факты, проблемы. – М., 1995 – 213с.
5. Физиология роста и развития детей и
подростков (теоретические и клинические вопросы). Под ред. А.А. Баранова,
Л.А. Щеплягиной, в 2-х томах, Т 1. Изд: Гэотар- Медиа, 2006 – 156с.