Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Исковые заявления, предъявленные прокурором в защиту граждан

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Исковые заявления, предъявленные прокурором в защиту граждан
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:34
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Исковые заявления, предъявленные прокурором в защиту граждан

             Иск является сложной юридической категорией как в научном, так и в прикладном аспекте. Поэтому в гражданском процессуальном праве имеется ряд классификаций, позволяющих определить особенности отдельных видов иска.

             Иски можно классифицировать по трем основаниям:

             - по предмету иска – процессуально-правовая классификация исков;

             - по объекту защиты – материально-правовая классификация исков;

             - по характеру защищаемого интереса.

             Первые две классификации исков являются бесспорными и широко используются в юридической литературе и судебной практике. Последняя классификация исков – по характеру защищаемых интересов – появилась сравнительно недавно, но встретила поддержку со стороны ряда специалистов[1].

             Рассмотрим первую, процессуально-правовую классификацию исков.

             При такой классификации исков выделяются иски о признании, о присуждении и преобразовательные иски.

             Иск о признании имеет целью защитить интересы истца, полагающего, что у него есть определенное субъективное право, но оно оспаривается другим лицом, например иск о праве на жилое помещение.

             Иски о признании подразделяются на два вида – положительные (позитивные) и отрицательные (негативные).

             Положительный иск о признании заключается в том, что истец обосновывает требование о признании за ним определенного права, например о признании права собственности на жилое помещение. По отрицательному иску о признании истец отвергает существование определенного права, истец утверждает, что на нем нет определенной обязанности, например, по иску об оспаривании права собственности на объект недвижимости либо об оспаривании актовой записи об отцовстве.

             Таким образом, общее, характеризующее иски о признании, заключается в том, что истец не просит суд что-либо присудить ему, он требует признания субъективного права, интереса либо отрицает их существование.

             Иск о присуждении характеризуется тем, что истец просит признать за ним определенное субъективное право, обязать ответчика соответственно этому признанному праву совершить определенные действия – передать денежные средства, имущество, освободить помещение, земельный участок и т.д.

             Как видно, иск о присуждении по своей юридической характеристике гораздо шире, поскольку истец просит суд как признать за ним определенное право, так и совершить определенные действия по его принудительному осуществлению, таков, например, иск о взыскании денежных сумм, о возмещении ущерба, изъятии имущества и т.д.

             Преобразовательные иски также имеют свои особые характеристики.

             Под преобразовательными исками понимаются иски о прекращении, изменении, а в ряде случаев и о возникновении нового материального правоотношения.

             Судебное решение в подобном случае выступает в качестве юридического факта материального права, которое изменяет структуру материального правоотношения, например, иск о признании брака недействительным прекращает соответствующие брачно-семейные правоотношения, иск о выделении доли права собственности превращает совместную собственность в долевую.

             Что касается второй группы исков – материально-правовой классификации исков, то здесь следует отметить, что в зависимости от характера спорного материального правоотношения, по отраслям и институтам гражданского, трудового и других отраслей права выделяются иски, возникающие из гражданских, трудовых, брачно-семейных, земельных и иных правоотношений.

             Затем каждый вид иска, например из гражданских правоотношений, подразделяется на иски из обязательственных правоотношений, из причинения внедоговорного вреда, из авторского, изобретательского, наследственного права и т.д. Иски из обязательственных правоотношений, в свою очередь, подразделяются на иски из договоров купли-продажи, дарения, мены, ренты, хранения и т.д.

    Как видно, классификация исков по материально-правовому признаку может быть достаточно детальной и углубленной.

    Третий вид – классификация исков по характеру защищаемых интересов.

    Появление новых частноправовых способов защиты позволяет поставить вопрос о необходимости проведения классификации исков по новому критерию – по характеру защищаемых интересов, а именно:

    - иски личные;

    - иски в защиту публичных и государственных интересов;

    - иски в защиту прав других лиц;

    - групповые иски;

    - производные (косвенные) иски.

    Основанием классификации является вопрос о выгодоприобретателе по соответствующему иску, то есть лице, чьи права и интересы защищаются в суде. В зависимости от вида иска по критерию характера защищаемого интереса можно выделить особенности процессуального регламента, связанные с возбуждением дела, понятием надлежащих сторон, содержанием судебного решения, его исполнением и др.

    Очевидно, что личные иски направлены на защиту истцом собственных интересов, когда истец является участником спорного материального правоотношения и непосредственным выгодоприобретателем по судебному решению. Личные иски являются основой для рассмотрения значительного числа отнесенных к судебной подведомственности гражданских дел.

    Иски в защиту публичных и государственных интересов направлены на защиту в основном имущественных прав государства либо интересов общества, когда невозможно выделить конкретного выгодоприобретателя, например, иски прокурора либо уполномоченных органов исполнительной власти о признании сделки приватизации недействительной в интересах государства. Здесь выгодоприобретателем выступает государство либо общество в целом.

    Иски в защиту прав других лиц направлены на защиту не самого истца, а других лиц, когда истец в силу закона уполномочен на возбуждение дела в их интересах, например, заявления, подаваемые органами опеки и попечительства на основании ст.46 ГПК РФ или прокурором на основании ст.45 ГПК РФ в защиту прав несовершеннолетних детей. В подобном случае выгодоприобретателем выступает лицо, чьи интересы защищаются в суде как участника спорного материального правоотношения, которому и принадлежит право требования (ч.2 ст.38 ГПК РФ). Именно в рамках данного вида исков и находится институт защиты прокурором прав, свобод и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве.

    Итак, иск прокурора в защиту прав других лиц может быть различным по предмету иска (о признании, о присуждении, преобразовательный иск), по объекту защиты (прокурор может предъявить иск о защите семейных интересов, трудовых прав, земельных и иных правоотношений).

    Однако по такому критерию, как характер защищаемых интересов, иск прокурора – это только иск в защиту прав других лиц, то есть прав, свобод и законных интересов граждан.

    Эти обстоятельства находят свое подтверждение и на законодательном уровне. Так, в соответствии с п.4 ст.27 Закона о прокуратуре Российской Федерации прокурор обращается в суд:

    - когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы (несовершеннолетние, престарелые, инвалиды и другие);

    - когда нарушены права и свободы значительного числа граждан (безработные, беженцы и другие);

    - либо в силу каких-либо обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

    В соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 02.12.2003 года № 51 прокурор обладает полномочиями по обращению в суд с заявлениями, указанными в ч.1 ст.45 ГПК РФ, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства.

    То есть, классифицируя иски (заявления) прокурора в защиту интересов граждан, можно указать, что такие обращения подразделяются на две группы:

    - иски – подаются по делам искового производства (главы 12-22 ГПК РФ);

    - заявления – вытекают из публичных правоотношений (главы 23-26 ГПК РФ) и дел особого производства (главы 27-38 ГПК РФ).


    Иски

    Заявления

    дела искового производства

    Публичные правоотношения

    дела особого производства


    В литературе предлагаются и другие виды классификации. Так, по мнению И.Д.Алиевой, в зависимости от характера спорного материального правоотношения обращение прокурора возможно в форме:

    - искового заявления в порядке искового производства;

    - заявления в порядке особого производства;

    - заявления о выдаче судебного приказа;

    - заявления о признании незаконным правового акта;

    - заявления о защите избирательных прав;

    - иных прав в сфере публичных правоотношений[2].

    Как видится, все указанные формы можно сгруппировать в изложенные выше, поэтому предложенная И.Д.Алиевой классификация представляется неоправданно усложненной.

    Виды и особенности исков, подаваемых прокурором в защиту прав граждан, будут рассмотрены несколько ниже, а пока уделим внимание заявлениям прокурора.

    Итак, заявления прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов граждан вытекают из публичных правоотношений и дел особого производства.

    Как следует из ст.245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

    - по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

    - по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

    - по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

    - иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

    К иным делам, возникающим из публичных правоотношений и отнесенных федеральным законом к ведению суда, можно отнести дела по жалобам на отказ в регистрации общественных и религиозных объединений, о прекращении их деятельности.

    Существование отдельного производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, объяснялось традиционно несколькими правовыми обстоятельствами:

    - неравноправным положением участников (сторон) в регулятивных (конституционных, административных) правоотношениях, поскольку, с одной стороны, в них выступает орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой стороны – гражданин, не имеющий таких полномочий;

    - специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов управления по отношению к гражданам и в отдельных случаях – к организациям[3].

    Процессуальные особенности производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, сводятся в основном к следующему. Предметом судебной деятельности являются публично-правовые отношения, которым в отличие от частноправовых отношений присущи императивный и властный характер, участие государства в лице его различных органов и должностных лиц. Суд разрешает спор не о гражданском, а об административном, избирательном, налоговом либо ином праве.

    В качестве одного из участников данного производства в гражданском процессе выступает соответствующий орган исполнительной власти либо местного самоуправления, должностные лица. Стороны в данном производстве не принято именовать истцом и ответчиком. С одной стороны выступает гражданин либо, в определенных случаях, организация, оспаривающие соответствующий акт, действие, бездействие, а с другой стороны – орган исполнительной власти либо местного самоуправления, организация, должностное лицо, чьи акты, действия, бездействие являются предметом судебной проверки.

    В силу специфики публично-правовых отношений здесь не используется ряд таких институтов искового производства, как заключение мирового соглашения, данные дела не могут быть переданы на разрешение третейского суда, по ним не применяются правила договорной подсудности, ввиду отсутствия иска не может предъявляться встречный иск, а также совершаться такие процессуальные действия, как признание иска, отказ от иска. По делам из публичных правоотношений не применяются правила заочного производства.

    Согласно ст.247 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). 

    Бремя доказывания законности своих действий возлагается по делам из публичных правоотношений на соответствующий орган, который издал, принял правовой акт, отказал в совершении юридического действия. Как сказано в ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

    Таким образом, при подаче заявления прокурором по делу, возникающему из публичных правоотношений, следует помнить о соблюдении следующих правил: следовании требованиям гражданского процесса, предъявляемым к истцу (лицу, подающему иск в его интересах); специфике содержания заявления и необходимости обязательного указания в нем не только факта нарушения, но и ссылок на законодательные акты, подтверждающих такой факт, и других обстоятельствах.

    Как следует из ст.262 ГПК РФ, в порядке особого производства суд рассматривает дела:

    - об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

    - об усыновлении (удочерении) ребенка;

    - о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

    - об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

    - об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

    - о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

    - о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

    - о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

    - о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

    - по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

    - по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

    Кроме того, федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

    Таким образом, особое производство представляет собой специальный вид гражданского судопроизводства, в котором рассматриваются дела, прямо определенные законом, по которым отсутствует спор о праве, но по которым необходимо подтвердить наличие или отсутствие юридических обстоятельств, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав граждан и организаций.

    Дела особого производства имеют существенные отличия от дел, рассматриваемых в исковом производстве. По данным категориям дел отсутствует спор о праве между заинтересованными лицами, в связи с чем суд не разрешает каких-либо споров и в процессе отсутствуют стороны.

    Возбуждение дела производится по инициативе заявителя, в качестве которого могут выступать лица (в том числе и прокурор), указанные в отношении отдельных категорий дел особого производства, путем подачи заявления, требования к которому предусмотрены в специальных нормах.

    ГПК РФ, как правило, предусматривает круг лиц, участие которых по некоторым категориям дел обязательно (прокурор, например, по делам об усыновлении, о признании гражданина недееспособным и др.).

    Основной целью особого производства является установление обстоятельств, имеющих юридическое значение, которые в дальнейшем могут повлиять на возникновение, изменение и прекращение личных и имущественных прав граждан и организаций, а в некоторых случаях и признание определенных юридических последствий, связанных с установлением этих фактов (например, признание недвижимой вещи бесхозяйной и права муниципальной собственности на нее). Основной целью искового производства является разрешение спора о праве.

    Итак, прокурор вправе обращаться в суд с заявлениями как по делам, возникающим из публичных правоотношений, так и по делам, рассматриваемым в порядке особого производства.

    Однако, кроме этого, прокурор вправе также обращаться в суд и с исковыми заявлениями.

    И здесь необходимо отметить следующее.

    В соответствии с п.3 ст.45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам:

    - о выселении:

    - о восстановлении на работе;

    - о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

    - а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

    А п.4 Приказа генпрокуратуры № 51 от 2 декабря 2003 года прокурорам предписано вступать в процесс и давать заключения по делам, по которым участие прокурора предусмотрено ГПК РФ и другими федеральными законами.

    К таковым относятся дела:

    - об оспаривании нормативных правовых актов (ст.252 ГПК РФ);

    - о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст.260 ГПК РФ);

    - об усыновлении и отмене усыновления (ст.ст.125, 140 СК РФ, ст.273 ГПК РФ);

    - о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ст.278 ГПК РФ);

    - об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ст.284 ГПК РФ);

    - об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст.288 ГПК РФ);

    - о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст.304 ГПК РФ);

    - о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав (ст.ст.70, 72, 73 СК РФ);

    - об обязательном обследовании и лечении (о госпитализации) больных туберкулезом.

    С учетом изложенного, считается обязательным участие прокурора в первую очередь в рассмотрении дел:

    - о выселении без предоставления другого жилого помещения;

    - о восстановлении на работе в связи с прекращением трудового договора;

    - о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении трудовых и служебных обязанностей, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    В иных случаях вступать в процесс и давать заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, если истец или ответчик по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы либо спор приобрел особое общественное значение в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании.

    Таким образом, дела, в которых принимают участие прокуроры, можно условно разделить как на требующие обязательного участия прокурора, так и не требующие обязательного участия.

    Как уже указывалось ранее, действующим законодательством предусмотрены две формы участия прокурора в гражданском процессе:

    - первая – обращение в суд с заявлением о возбуждении производства по делу;

    - вторая – вступление в процесс, начатый по инициативе других лиц, с целью дачи заключения.

    Исходя из этого, существуют процессы:

    - в которых прокурор, вступая в них с целью дачи заключения, обязан участвовать в любом случае;

    - в которых прокурор может не участвовать с целью дачи заключения.

     Сегодня прокурор ограничен в праве предъявления исков в защиту прав граждан, так как может предъявлять такие иски только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч.1 ст.45 ГПК РФ). Причем, законодательно виды таких исков не ограничены.

    Однако, на что обращено внимание в Приказе Генпрокуратуры № 51, является обязательным участие прокурора в первую очередь в рассмотрении дел:

    - о выселении без предоставления другого жилого помещения;

    - о восстановлении на работе в связи с прекращением трудового договора;

    - о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении трудовых и служебных обязанностей, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Итак, законом предусмотрены как обязательные категории дел, в которых принимает участие прокурор, в том числе и путем подачи искового заявления (если, разумеется, лицо, в отношении которого подается иск, отвечает требованиям п.1 ст.45 ГПК РФ), так и не обязательные.

    Очевидно, что обязательные категории затрагивают важные составляющие конституционно-правового статуса человека и гражданина. Иные случаи участия прокурора в гражданском процессе в законодательстве не оговариваются, что лишает прокурора права на апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных решений по этим делам.

    Непонятна позиция законодателя, не включившего в этот перечень (с обязательным участием прокурора) гражданские дела, в которых затрагиваются, например, имущественные права граждан.

    В связи с изложенным, думается, что норма ч.3 ст.45 ГПК РФ – это показатель перехода отечественного законодателя из одной крайности в другую при урегулировании определенных вопросов. Если, согласно ГПК РСФСР, прокурор имел право обратиться в суд в интересах любого лица и по любому вопросу, что не всегда оправдывало себя, то теперь возможности прокурора по участию в гражданских делах сведены к минимуму. Как видится, для повышения качества правосудия и уменьшения числа противоречий в действующем процессуальном законодательстве следует существенным образом изменить норму п.3 ст.45 ГПК РФ.

    Анализ норм ГПК РФ и положения Приказа Генпрокуратуры № 51 позволяет выделить следующие категории дел, по которым прокуроры могут предъявлять иски в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (по степени убывания значимости):

    1. Жилищные споры (о выселении и пр.).

    2. Трудовые споры (о восстановлении на работе и пр.).

    3. О возмещении вреда.

    4. Споры в сфере брачно-семейных отношений, в том числе защита прав детей.

    5. О признании юридических фактов.

    1. Жилищные споры. В Жилищном кодексе РФ (ЖК РФ)[4] заложен новый правовой механизм защиты жилищных прав, основанный на Конституции РФ, статья 46 которой гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе жилищных. Кодекс закрепляет приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав по отношению к их защите в административном порядке (ст.11 ЖК РФ).

    Согласно законодательству защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом общей юрисдикции или арбитражным судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Жилищные дела рассматриваются в судах на основании заявлений (исковых или иных) либо жалоб заинтересованных лиц. Если граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства полагают, что их жилищные права нарушены, то они в равной степени обладают правом на судебную защиту.

    Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46 Конституции РФ). Но Конституция и другие законодательные акты не содержат конкретного перечня решений и действий (бездействия), которые можно обжаловать, поскольку исходят из допустимости обжалования во всех случаях.

    Применение административного порядка защиты жилищных прав (то есть обращение с заявлением или жалобой в орган или к должностному лицу, являющимся вышестоящими по отношению к субъекту, нарушившему право) возможно лишь тогда, когда такой порядок прямо предусмотрен Жилищным кодексом РФ или иным федеральным законом. Однако в случае несогласия с принятым в административном порядке решением заинтересованное лицо вправе обжаловать его в суд в соответствии с нормами ГПК РФ (гл.25).

    В ч.1 ст.45 ГПК РФ закреплено право прокурора обратиться в суд, в том числе для рассмотрения гражданских дел по жилищным спорам, с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

    Обращаясь в суд с исковым заявлением, прокурору следует иметь в виду, что оно по форме и содержанию должно соответствовать требованиям ст.131 ГПК РФ. В исковом заявлении обязательно указывается предмет и основание иска (ст.39, п.4, 5 ч.2 ст.131 ГПК РФ). Так, в исковом заявлении прокурора, направленном на защиту прав граждан, в качестве предмета иска необходимо отразить материально-правовое требование, а в исковом заявлении, направленном на защиту законных интересов, следует указать, какие интересы подлежат защите, а также в чем заключается нарушение прав, свобод или законных интересов граждан (п.4 ч.2 ст.131 ГПК РФ).

    В силу служебных обязанностей, возложенных на прокурора п.1 ст.17 Закона о прокуратуре, следует учитывать разъяснения, содержащиеся в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса РФ» от 27.01.2003 года № 8-15-2003[5], а также требования Приказа Генерального прокурора РФ «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» от 02.12.2003 года № 51[6]. Согласно п.4 этого Приказа прокурор обязан принимать участие в первую очередь в рассмотрении дел о выселении без предоставления другого жилого помещения.

    Необходимо еще раз подчеркнуть, что выселение из жилых помещений во всех случаях осуществляется в судебном порядке, с участием прокурора в суде. В соответствии с ч.3 ст.45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. В иных случаях прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, если истец или ответчик по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои жилищные права либо спор приобрел особое общественное значение в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании.

    Для того чтобы прокурор полнее использовал все имеющиеся у него возможности для защиты жилищных прав граждан и давал аргументированные правовые заключения, ему необходимо знать общие вопросы, вытекающие из норм ЖК РФ. В Жилищном кодексе РФ содержится около 30 статей, в которые включены нормы, регулирующие вопросы защиты жилищных прав граждан в судебном порядке.

    Основным объектом жилищных отношений является «жилое помещение». В прежнем жилищном законодательстве отсутствовало его понятие. Оно содержалось в ст.673 ГК РФ. Новый Жилищный кодекс РФ в ч.2 ст.15 определил жилое помещение как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, то есть отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям законодательства. Следует знать, что Постановлением Правительства РФ 28.01.2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу[7]. В нем установлены требования к жилому помещению, порядок признания его пригодным или непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу.

    В судах разрешаются спорные правоотношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов (п.1 ч.1 ст.4 ЖК РФ), а также вопросы о праве пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда (п.2 ч.1 ст.4 ЖК РФ).

    В зависимости от целей использования, согласно ч.3 ст.19 ЖК РФ, жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования; специализированный жилищный фонд; индивидуальный жилищный фонд; жилищный фонд коммерческого использования. Выселение из жилых помещений указанных фондов имеет свои особенности. Для вынесения правильного решения по делу о выселении в судебном заседании приходится разрешать такие вопросы, как: отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда; о спорных правоотношениях по поводу содержания и ремонта жилых помещений; переустройства и перепланировки жилых помещений; создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги; контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

    От исхода рассмотрения этих вопросов будет зависеть решение по делу, в том числе о выселении. Как правило, суд выносит решение с учетом норм, содержащихся в части 3 ст.11 Жилищного кодекса РФ, после удовлетворения или отклонения следующих исковых требований:

    - признания жилищного права. То есть суд принимает решение о том, что субъект жилищных отношений действительно обладает тем или иным жилищным правом на законных основаниях;

    - восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права (устранение обстоятельств, способствующих нарушению жилищного права; возмещение ущерба, причиненного участнику жилищных отношений), и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

    - признания судом недействующим полностью или в части нормативного правового акта, нарушающего жилищные права граждан и противоречащего ЖК РФ или принятым в соответствии с ним федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. Представляется, что если нормативный правовой акт будет нарушать права граждан, но не будет при этом противоречить ни ЖК РФ, ни другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то суд все же должен признать его недействующим исходя из конституционных и общепризнанных международных принципов прав человека и прямого действия Конституции РФ. Так, согласно ч.1 ст.15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России;

    - неприменения при разрешении судебных споров нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, которые противоречат имеющим большую юридическую силу законам и нормативным правовым актам, регулирующим жилищные правоотношения. Данную меру уместно применять после рассмотрения предыдущей, то есть после признания недействительным нормативного правового акта. Однако для восстановления справедливости иногда достаточно признать нормативный правовой акт недействующим. Суд может также не применить нормативный правовой акт, не признавая его при этом недействующим;

    - прекращения или изменения жилищного правоотношения, которое в силу определенных обстоятельств нарушает права других участников жилищных отношений;

    - иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами.

    Несомненно, как верно отмечает И.С.Викторов[8], самые болезненно решаемые вопросы – это о выселении граждан из жилых помещений. Из смысла пункта 14 ст.12 Жилищного кодекса РФ следует, что только органы государственной власти могут определять:

    - основания выселения граждан из жилых помещений (перечень обстоятельств, юридических фактов, служащих причиной для выселения);

    - порядок выселения (например, должен определяться орган, уполномоченный принимать решения о выселении, органы, исполняющие такие решения, и т.д.);

    - условия выселения (с предоставлением другого жилого помещения, либо с предоставлением благоустроенного жилого помещения или без предоставления другого жилого помещения и т.д.).

    Вопрос о подсудности дел о выселении должен разрешаться в соответствии со ст.28 ГПК РФ, согласно которой иск о выселении предъявляется по общим правилам территориальной подсудности по месту жительства ответчика. Следует отметить, что иск о выселении часто является встречным, то есть содержит встречные исковые требования. Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска (ч.2 ст.31 ГПК РФ).

    Особенно уязвимы жилищные права граждан при выселении без предоставления другого жилого помещения. В судах рассматриваются дела с участием прокурора по иску собственника жилого помещения о выселении гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено и который в установленный собственником срок в добровольном порядке не освобождает данное жилое помещение. Согласно ч.1 ст.35 ЖК РФ гражданин обязан освободить жилое помещение в случае, если право пользования жилым помещением у него прекращено по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором или на основании решения суда.

    2. Трудовые споры. Основные трудовые права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст.17 Конституции РФ). Они определяют смысл, содержание и применение трудового законодательства, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст.18 Конституции РФ). Признание, соблюдение и защита их – обязанность социального государства, частью которого является прокуратура.

    Основные трудовые права человека, в том числе регулируемые императивными нормами, не могут быть отменены, умаляться другими законами (ч.1 ст.15, ч.2, 3 ст.55, ст.64 Конституции РФ), напротив, они обеспечиваются правосудием (ст.18), их судебная защита гарантируется каждому (ч.1 ст.46 Конституции РФ).

    Для гражданских правоотношений важную роль играют положения ст.9 Гражданского кодекса РФ, согласно которым граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права в силу принципа диспозитивности, получившего развитие в гражданском процессуальном праве (на отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения и др.). Императивные же нормы, например, трудового права, устанавливают другие правила, имеющие значение для гражданского судопроизводства (об обращении прокурора в защиту прав и законных интересов граждан без их заявления, о допустимости доказательств, о бремени доказывания, о праве суда в интересах законности выйти за пределы предмета и основания иска и т.д.).

    Так, в соответствии с требованиями ч.2 ст.39, ст.220 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от заявленного требования прокурором о взыскании заработной платы в пользу работника и не прекращает производство по делу, так как они противоречат нормам ч.2 ст.37 Конституции РФ и ст.2, 4 ТК РФ[9] о запрете принудительного труда. Кроме того, из норм ст.45, ч.1 ст.46 ГПК РФ усматривается, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя, а иные органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов других лиц только по просьбе последних (за исключением защиты законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина).

    Как видно из положений ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе подать заявление в защиту трудовых прав и законных интересов гражданина не только при условии, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, но и по другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

    Таким образом, по воле законодателя перечень уважительных причин, в силу которых гражданин процессуально не способен обратиться с заявлением в суд в защиту трудовых прав и законных интересов, не является исчерпывающим.

    Перечень уважительных причин не подлежит установлению судом, так как в его компетенцию не входит функция правотворчества, за исключением Конституционного Суда РФ (ч.5 ст.125 Конституции РФ).

    Трудности у прокуроров вызывает доказывание уважительности причин, по которым работник не может самостоятельно реализовать свое право на обращение в суд с требованиями о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы. Не всякая причина порождает причинно-следственную связь с последствием, в результате которого гражданин не может сам обратиться в суд, а только уважительная, имеющая значение для дела причина может быть принята во внимание. Например, прокурорам следует представить в суд доказательства, подтверждающие не только отдаленность места проживания гражданина от расположения суда, а отсутствие у работника возможностей преодолеть ее, в том числе в силу невозможности оплатить проезд[10].

    В случае обращения прокурора в защиту прав, законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином (ч.3 ст.131 ГПК РФ). При необходимости к заявлению следует приложить документы, указанные в ст.132 ГПК РФ. Таким образом, прокурор должен всего лишь обосновать и доказать, что право на обращение в суд у него возникло из юридического факта, из того, что гражданин по уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

    Такой юридический факт может быть подтвержден прокурором путем предоставления определения судьи об оставлении искового заявления без движения, которое подано без соблюдения требований, установленных ст.131 и 132 ГПК РФ, в данном случае уважительной причиной является отсутствие у гражданина юридического образования.

    В силу конституционных требований в Российской Федерации, прежде всего, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч.2 ст.7 Конституции РФ). С учетом этого, правозащитная деятельность прокурора также, прежде всего, должна быть направлена на обращение в суд с заявлениями в защиту трудовых прав и законных интересов граждан (взыскание заработной платы). Кроме того, очередность применения прокурором мер защиты прав и законных интересов граждан предусмотрена Приказом Генпрокуратуры № 51.

    В силу требований ТК РФ, ч.1 ст.45, ст.131 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд в порядке искового производства в защиту оспариваемых: 1) трудовых прав и законных интересов граждан; 2)трудовых прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Гражданин сам вправе обратиться в суд с заявлением в порядке искового производства в защиту своих трудовых прав и законных интересов, в том числе с требованием о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Поскольку большинство работников не желает обращаться с письменными заявлениями о нарушении трудовых прав в сфере оплаты труда в прокуратуру или в суд, то прокурор может сам направить в суд исковое заявление в защиту прав работников и без их просьбы. Так он вправе поступить не только в силу нормы ч.1 ст.45 ГПК РФ, но и положений ст.391 ТК РФ, ч.1 ст.3, ч.2 ст.4 ГПК РФ с требованиями об оспаривании решений комиссии по трудовым спорам на предмет несоответствия их трудовому законодательству или иным нормативным правовым актам.

    Прокурорам, обращающимся в суд с заявлением в защиту трудовых прав, в целях выполнения нормы ч.2 ст.3 ГПК РФ, согласно которой отказ от права на обращение в суд недействителен, рекомендуется истребовать у работника объяснение об обстоятельствах нарушения его трудовых прав, законных интересов, а также выяснить, отказывается ли работник от своих трудовых прав, законных интересов или от их защиты в суде.

    Если работник передумал и распорядился своим диспозитивным правом на труд по-иному, отказавшись вступать в трудовые отношения с работодателем, то и предмета защиты не будет, прокурор не вправе обращаться в суд с заявлением. Если работник не отказывается от своих материальных прав, но отказывается от их защиты в суде, то прокурор вправе обратиться в суд с заявлением. В случае обращения прокурора в защиту нарушенных диспозитивных трудовых прав и законных интересов гражданина (работника), например, когда последнему отказано в заключении трудового договора, в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином (работником), чего не требуется для обращения в защиту прав работников на заработную плату. Отсутствие в ГПК РФ перечня уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может самостоятельно обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке искового (или иного) заявления от выполнения требований закона и подтверждения причин, по которым гражданин не может сам обратиться в суд. При этом прокурор в суд должен представить доказательства, копии документов, подтверждающие не только причины, но и их юридическую важность, то есть причинно-следственную связь с невозможностью работника самостоятельно обратиться в суд с заявлением.

    Как лицо, участвующее в деле, прокурор пользуется всеми правами и несет процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Если прокурор откажется от заявления о заключении работодателя с истцом трудового договора, поданного в интересах другого лица, то рассмотрение дела должно быть продолжено при условии, что это лицо или его законный представитель не заявят об отказе от иска.

    Если же работник откажется от указанных выше исковых требований, то суд должен прекратить производство по делу, так как это не противоречит закону, гражданин вправе по собственному усмотрению распорядиться своими способностями к труду.

    Однако ни прокурор, ни истец, в интересах которого подано прокурором заявление, не могут, например, отказаться от заявленных требований о взыскании заработной платы, так как это противоречит требованиям императивной нормы (должному поведению сторон) трудового законодательства, запрещающей принудительный труд, и отказа от права на их защиту в суде. Если это и произойдет, то суд не вправе принять такой отказ от иска и прекратить производство по делу, напротив, он выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу (ч.2 ст.3, ч.2 ст.39, ч.2 ст.45, ч.4 ст.173, ст.220 ГПК РФ).

    3. О возмещении вреда. Дела о возмещении вреда возбуждаются в суде не только по заявлениям заинтересованных лиц, но и по заявлению прокурора.

    При принятии мер по возмещению ущерба, причиненного пострадавшему нарушением его прав, как человека и гражданина, прокурор не только вправе, но и обязан предъявить иск в суд о возмещении вреда, если пострадавший является субъектом безгласного интереса (лицом, не имеющим возможности реализовать свое право на судебную защиту в силу возраста, недееспособности и т.п.)[11].

    Исковое заявление должно быть оформлено в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства. В нем, в частности, обязательно указание обстоятельств, на которых истец основывает заявленные требования, и доказательств, подтверждающих их обоснованность.

    4. Споры в сфере брачно-семейных отношений, в том числе защита прав детей.

    Прокурор осуществляет защиту прав ребенка в соответствии со ст.45 ГПК РФ путем предъявления исков в суд с требованиями:

    - о лишении или ограничении родительских прав;

    - о признании недействительным соглашения об уплате алиментов;

    - об отмене усыновления ребенка.

    Прокурор обязан участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, об отмене усыновления ребенка и некоторых других.

    Заявление в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов гражданина может быть подано прокурором только в случаях, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, например является несовершеннолетним[12].

    5. О признании юридических фактов. Прокурор может инициировать возбуждение дела о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, а также установления иных юридических фактов, но только в том случае, если подает заявление в защиту интересов гражданина, который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.


                                       Выводы


    ГПК РФ, вступивший в законную силу в 2003 году, существенно ограничил возможность прокурора подать иск в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в суд.

    Если раньше прокурор был вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов любого гражданина или организации, либо вступить в любое дело на любой стадии процесса, то сейчас прокурор ограничен правом обращения с заявлением. В частности, в пользу граждан прокурор может обратиться в суд только в том случае, если сам гражданин в силу состояния здоровья, возраста, недееспособности и других уважительных причин не может обратиться в суд.

    Вместе с тем, изменения гражданского процессуального законодательства не облегчили, а, напротив, усложнили вопросы характеристики исков, подаваемых прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

    Это касается, прежде всего, права на иск. Это право является неоднородным, двойственным понятием. Двойственность понятия права на иск предопределяется, с одной стороны, единством его материального содержания и процессуальной формы, с другой – определенной самостоятельностью процессуальной формы.

    Именно это органическое внутреннее качество иска предопределяет возможность обращения в суд лица, чье субъективное право не нарушено, за защитой права другого лица.

    Обращаясь с иском в суд, прокурор имеет особый правовой статус в силу того, что защищает интересы других лиц как представитель государства, а поэтому наделен особым комплексом прав и обязанностей.

    Прокурор не занимает положение истца, истцом является лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск. Прокурор в гражданском процессе имеет собственный статус, не закрепленный законодательно.

    То есть, прокурор является особым истцом, не являющимся участником спорного материального правоотношения. Истцом в материально-правовом смысле является гражданин или публичное образование, чьи интересы защищаются прокурором. У прокурора интерес к возбуждению дела особый, определяемый его должностным положением и полномочиями по обеспечению законности.

    Немаловажно, что несовершенство законодательного регулирования вопросов подачи иска прокурором в интересах граждан на практике приводит к тому, что нередко суды необоснованно отказывают в принятии таких исковых заявлений.



     








    [1] Гражданский процесс. Общая часть. Учебник/Под ред. Т.А.Беловой, И.Н.Колядко, Н.Г.Юркевича. – Минск: 2000. – С.417; Аболонин Г.О. Групповые иски. – М.: 2001; Чугунова Е.И. Производные иски в гражданском и арбитражном процессе. Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Екатеринбург: 2003.

    [2] Алиева И.Д. Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами. – М.: Волтерс Клувер, 2006. – С.34.

    [3] Комментарий к Гражданскому процессуальному кодекс Российской Федерации (постатейный)/Под ред. В.М.Жуйкова, М.К.Треушникова. – М.: ОАО «Издательский Дом «Городец», 2007. – С.222

    [4] Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 года № 188-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст.14.

    [5] Информационное письмо Генпрокуратуры РФ от 27.01.2003 года № 8-15-2003 «О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс».

    [6] Приказ Генпрокуратуры РФ от 02.12.2003 года № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве»//СПС «Консультант Плюс».

    [7] Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу»//Собрание законодательства РФ. 06.02.2006. № 6. Ст.702.

    [8] Викторов И.С. Организация работы прокурора по надзору за исполнением жилищного законодательства//Жилищное право. 2007. № 2.

    [9] Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 года № 197-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч.1),. Ст.3.

    [10] Шалыгин Б.И., Городов А.Л. Защита прав и законных интересов граждан в суде по вопросам оплаты труда//Трудовое право. 2007. №№ 2, 3.

    [11] Крюков В.Ф. Курс лекций по прокурорскому надзору: Учеб. пособие. – Курск: 2000. – С.126-127.

    [12] Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации/Под ред. П.В.Крашенинникова. – М.: Статут, 2006. – С.68.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Исковые заявления, предъявленные прокурором в защиту граждан ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.