Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Исследование самооценки личности

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Исследование самооценки личности
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:34
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    1. Самооценка как компонент самосознания:

    ее структура и проявления

    2. Методика  исследования самооценки личности 

    3. Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки

    Литература

    1. Самооценка как компонент самосознания: ее структура и проявления

     

    Сознание – это высшая форма развития и проявление психики человека. Сознание осуществляет мысленное построение действий, контроль и управление поведением человека, определяет его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Содержательно сознание включает в себя совокупность знаний о мире и о себе самом. Последнее трактуется как самосознание. Самосознание - это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения.

    При изучении феномена самосознания выделяют три основных аспекта (рис. 4):

    1) взаимообусловленность сознания и самосознания;

    2) механизмы самосознания;

    3) функции самосознания.

    Самосознание предполагает осознание своего Я во всем многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и саморегуляцию.

    Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Знание о себе накапливается в процессе самопознания и фиксируется в виде “Я-концепции”. “Я-концепция” – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. “Я-концепция” подразделяется на идеальную                    “Я-концепцию”, т.е. какой хочет стать личность в соответствии с ее идеалами, и реальную “Я-концепцию”, т.е. каким видит себя человек на данный момент.

    Рис. 4. Самосознание и его проявления


    На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия1.

    Различают текущую и личностную самооценки.

    Текущая самооценка – это оценка человеком своих действий и поступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции человеком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем установив их приемлемость и желаемость, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т.е. осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения.

    Личностная самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня.

    Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

    Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Таким образом, адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности.

    Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем окружающих.

    Различают неадекватную завышенную самооценку – переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку – недооценку себя субъектом (рис. 5).

                                                                                   неадекватная

      Самооценка высокая                     (завышенная)

                                                          адекватная

            Самооценка средняя                      адекватная

                                                          адекватная

                Самооценка низкая                        неадекватная

                                                                        (заниженная)


    Рис. 5. Виды самооценки личности

    2. Методика исследования самооценки личности


    Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования.

    Шаг 1. Инструкция

    Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее “мой идеал”) в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.


    Текст методики

     1. Аккуратность

    17. Легковерие

    33. Педантичность

     2. Беспечность

    18. Медлительность

    34. Радушие

     3. Вдумчивость

    19. Мечтательность

    35. Развязность

     4. Восприимчивость

    20. Мнительность

    36. Рассудительность

     5. Вспыльчивость

    21. Мстительность

    37. Самокритичность

     6. Гордость

    22. Надежность

    38. Сдержанность

     7. Грубость

    23. Настойчивость

    39. Справедливость

     8. Гуманность

    24. Нежность

    40. Сострадание

     9. Доброта

    25. Нерешительность

    41. Стыдливость

    10. Жизнерадостность

    26. Несдержанность

    42. Практичность

    11. Заботливость

    27. Обаяние

    43. Трудолюбие

    12. Завистливость

    28. Обидчивость

    44. Трусость

    13. Застенчивость

    29. Осторожность

    45. Убежденность

    14. Злопамятность

    30. Отзывчивость

    46. Увлеченность

    15. Искренность

    31. Подозрительность

    47. Черствость

    16. Капризность

    32. Принципиальность

    48. Эгоизм

     

    Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг – наиболее привлекательное качество, 19-й – менее и т.д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

     

     

     

    Протокол исследования

    Номер ранга

    Эталона

    d1

    Свойства

    личности

    n

    Номер ранга

    субъекта

    d2

    Разность

    Рангов

    D

    Квадрат

    разности рангов

    d2

    n = 20



    S d2


    Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг - качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й - качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т.д.). Результат занесите в протокол исследования.


    Шаг 2. Обработка результатов

    Цель обработки результатов – определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления “Я идеальное” и “Я реальное”. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции. Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале  найти разность рангов d1 - d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 - d2)2 и записать результат в колонке d2. Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов S d2 и внесите ее в формулу


      

    6 S d2

                                    r = 1 -

    –––––––  ,                             (1)

     

    n (n2  - 1)



    где    r – коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки

              личности);

              n – количество отобранных свойств личности.

    Если количество качеств равно 20, то формула (1) имеет упрощенный вид

                                     r = 1 - 0,00075 х S d2 .                         (2)

    Шаг 3. Интерпретация результатов

    Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от - 1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее - 0,37 и не более + 0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие  показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном.

    Значение коэффициента корреляции от + 0,38 до + 1 – свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при r от + 0,39 до + 0,89 как тенденция к завышению. Значения же от + 0,9 до + 1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от - 0,38 до - 1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к - 1, тем больше степень несоответствия.

    В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми.

    Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

    Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

    В процессе формирования самооценки важную роль играет сопоставление образов реального Я и Я идеального. Поэтому тот, кто достигает в реальности характеристик, соответствующих идеалу, будет иметь высокую самооценку. Если же человек “эффективно” рефлексирует разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

    Самооценка и отношение человека к себе тесно связаны с уровнем притязаний, мотиваций и эмоциональными особенностями личности. От самооценки зависит интерпретация приобретенного опыта и ожидания человека относительно самого себя и других людей.

    Шаг 4. Отчет по результатам исследования особенностей самооценки

    Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого табл. 2.


    Таблица 2

    Индивидуальные результаты исследования

    особенностей самооценки 

    Уровни выраженности

    Показателей самооценки

    Проявления самооценки

    в обыденном

     поведении

    В общении в студенческой группе

     (трудовом коллективе)

    в учебной (профессиональной)

    деятельности

    От + 1,0

    до  + 0,85

    Самооценка

    высокая

    неадекватная




    От + 0,84

    до + 0,53

    Самооценка

    высокая

    адекватная




    От + 0,52

    до -  0,1

    Самооценка средняя

    адекватная




    От - 0,09      до - 0,32

    Самооценка низкая

    адекватная




    От - 0,33       до - 1,0

    Самооценка низкая

    неадекватная




    3. Характеристика поведения личности  в зависимости от ее самооценки


    Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тщеславие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

    Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, “комплекс неполноценности”. Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

    Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т.д.

    Например, неуверенность выступает в качестве одной из характеристик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспитания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспективы и конечный результат.

    Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности – уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.

    Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

    Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.


     









     

    литература  

    Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

    Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.

    Диянова З.В. Щеголева Т.М. Самосознание личности. Иркутск, 1993.

    Донцов А.И. Самовоспитание личности. Л., 1989.

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.



    1 Психология: Слов. / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 352.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Исследование самооценки личности ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.