Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Исследование уровня притязаний личности

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Исследование уровня притязаний личности
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:34
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    1. Понятие уровня притязаний личности

    2. Методики исследования уровня притязаний

    3. Дополнительные сведения об уровне притязаний личности

    Литература

























    1. Понятие уровня притязаний личности


    Первые серьезные исследования уровня притязаний представлены в работах американского психолога Ф. Хоппе, который трактовал его как “совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям” субъекта2. Поводом же для выделения понятия “уровень притязаний” явился феномен, обнаруженный американским психологом Т. Дембо; она, ставя перед испытуемым недостижимые или труднодостижимые цели, констатировала, что индивид намечает “более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам”3.

    Уровень притязаний – это стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний характеризуют: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия как результат переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный момент); 3) желаемый уровень самооценки (уровень Я)4.

    Уровень притязаний личности формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. При этом решающим фактором становления уровня притязаний является переживание человеком результатов своей деятельности. Оценка индивидом степени успешности или неуспешности собственных действий не связана жестко с конкретным результатом. Если человек достигает намеченную цель или превышает ее, действие рассматривается как  успех, если исполнение не достигает цели – расценивается как неудача. Из этого следует, что один и тот же результат может быть и успешным, и неуспешным - в зависимости от уровня притязаний настоящего момента. Переживание успеха (или неуспеха), которое возникает у человека вследствие достижения (или недостижения) цели, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных задач (или более легких). Обнаружено, что вслед за успехом уровень притязаний повышается, иногда остается без изменения, но никогда не снижается. После неудачи – снижается, может остаться без изменения, но никогда не повышается.

    Если человек снижает трудность избираемой задачи после успеха или повышает ее после неудачи (атипичное изменение уровня притязаний), то говорят о неадекватном уровне притязаний. Неуверенность в своих силах, страх неудачи, некритичность в оценке достигнутого являются показателями не только неадекватного уровня притязаний, но и неадекватной самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям.

    Человек, имеющий адекватный уровень притязаний, отличается уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, критичностью в оценке достигнутого. Чаще на успех ориентированы те, чья самооценка является адекватной, на неудачу – чья самооценка неадекватна (завышена или занижена).

    Уровень притязаний может быть частным, если он относится к достижению целей в отдельных областях деятельности или межличностных отношений. Уровень притязаний может носить общий характер, если относится ко многим сферам жизни и деятельности человека, в которых проявляются, прежде всего, его умственные и нравственные качества.

    2. Методики исследования уровня притязаний


    В настоящее время нет унифицированной процедуры изучения уровня притязаний. По сути, все методики опираются на метод, предложенный Ф. Хоппе, когда испытуемый ставится перед ранжированным рядом задач и либо до, либо после ознакомления с заданием ему предлагается выбрать задачу той степени сложности, которую он оценивает как реально разрешимую. После выполнения выбранной задачи и, естественно, достижения успеха или неуспеха испытуемого просят вновь сделать выбор задачи и т.д. Число выборов колеблется от 5 до 10.


    Методика 1

    В данной методике использованы прогрессивные матрицы Дж. Равена серии С и Д (в каждой серии по 12 заданий). Время экспозиции матриц рассчитывается исходя из следующего стандарта: решение полного теста занимает 20 – 25 мин. Учитывая, что время на выполнение одного задания в среднем составляет около 10 – 13 с, а отдельные серии не эквивалентны, это время варьируется: 1 – 4-е задания – 3 – 5 с, 5 – 8-е задания – 6 – 10 с, 9 – 12-е задания – 11 – 15 с. Время экспозиции указано приблизительно, допускается некоторое увеличение или сокращение его в зависимости от хода эксперимента и контингента испытуемых. Номера заданий соответствуют степени их сложности; таким образом, сложность возрастает от 1-го к 12-му заданию. На решение каждого задания отводится определенное время. Если испытуемый не успевает выполнить задание за это время, оно считается нерешенным. Задание испытуемый выбирает самостоятельно.

    Перед началом работы испытуемые должны подготовить протокол
    исследования.

    Протокол исследования

    Номер пробы

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Серия

    С

    Номер задания











    Ответ











    Серия

    Д

    Номер задания











    Ответ












    Шаг 1. Инструкция

    Перед Вами сборник матриц, включающий серии С и Д. В каждой серии 12 заданий: 1-е – самое легкое, 12-е – самое сложное. Укажите номер задания, которое Вы хотите выполнить. Свой выбор занесите в протокол исследования в колонку 1 (первая проба) соответствующей серии (С или Д), а в графу “Ответ” – номер недостающего элемента. Расположение фигур на матрице подчинено определенной логической закономерности. Пример матрицы Дж. Равена представлен на рис. 6. Закономерность необходимо найти и дополнить матрицу недостающим элементом, выбрав из приведенных восьми вариантов. Номер элемента заносится в графу “Ответ” и сверяется с ключом. Если ответ не найден, ставится прочерк. После выполнения первой пробы Вам необходимо выбрать желаемую степень сложности для следующей и т.д. Число проб в эксперименте – 10.








    Рис. 6. Пример прогрессивной матрицы Дж. Равена

     

    Тестовый материал

    СЕРИЯ С

    С1


    С2


    С3


    С4



    С5





    С6


    С7


    С8


    С9

    С10


    С11

    С12

    Серия D

    D1

    D2

    D3

    D4

    D5


    D6


    D7


    D8

    D9

    D10


    D11


    D12


    Шаг 2. Обработка результатов

    При совпадении с ключом задача считается решенной и отмечается в графике знаком “+”, при несовпадении – нерешенной и отмечается знаком “-”.


    Ключ к матрицам Дж. Равена

    Номер

    задания

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    Серия С

    8

    2

    3

    8

    7

    4

    5

    1

    7

    6

    1

    2

    Серия Д

    3

    4

    3

    7

    8

    6

    5

    4

    1

    2

    5

    6

     

    Шаг 3. Интерпретация результатов

    В результате работы с методикой 1 строится индивидуальный график студента, иллюстрирующий кривую динамики уровня притязаний в зависимости от успешного или неуспешного решения задания. На графике в случае правильного (успешного) решения задания ставится “+”, неправильного - “-”. Пример графика представлен на рис. 7.

    Степень сложности задания

    8







        +

         -




    7

       -








        

    -

    +

    6



    -


    +

    +



         



    5


        


    +








    4




       








    3












    2












    1












    0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    Номер пробы

    Рис. 7. Пример кривой динамики уровня притязаний


    Шаг 4. Отчет по результатам исследования особенностей самооценки

    Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования по данным графика кривой динамики уровня притязаний, используя табл. 3.

    Таблица 3

    Индивидуальные результаты исследования

    динамики уровня притязаний

    Динамика
    уровня притязаний
    в зависимости от ситуации “успеха” или “неуспеха”

    Проявления уровня притязаний личности

    в обыденном

     поведении

    В общении в студенческой группе (трудовом коллективе)

    в учебной (профессиональной )

    деятельности


    Уровень притязаний

    не изменяется или возрастает в зависимости от ситуации “успеха”

     





    Уровень притязаний

    не изменяется или убывает в зависимости от ситуации “неуспеха”






    При анализе кривой следует обратить внимание на зависимость поведения испытуемого от ситуации “успех” или “неуспех”: наличие нетипичных и атипичных выборов свидетельствует о неадекватности поведения в целеполагании, и особенно если таковых более двух. Нетипичный выбор означает повышение уровня притязаний, следующее за неуспехом, или снижение уровня притязаний, следующее за успехом.

    Степень адекватности уровня притязаний можно рассчитать по формуле    


                                                                    n

                                              А = ¾¾ ,                               (3)

                                                                    m


    где    А – показатель степени адекватности уровня притязаний;

    n – число нерешенных, в том числе неправильно решенных задач;

    m – количество выборов.

    Если А ³ 0,60, то уровень притязаний следует признать неадекватным.


    Методика 2

    В основе данной методики лежит моторная проба, предложенная немецким исследователем Й Шварцландером.


    Шаг 1. Инструкция

    Вам предлагается начертить в тетради бланк протокола исследования с четырьмя секциями по количеству проб в эксперименте, а также четыре экспериментальные таблицы. Перед началом каждой пробы (в данном исследовании их 4) занесите в графу протокола (П) планируемое количество ячеек, которые Вы сможете заполнить за 10 с. По команде экспериментатора “Начали!” Вам следует ставить по одному крестику в ячейку, причем их форма может быть либо “´”, либо “+”, но во всех пробах она должна быть одинакова. По истечении 10 с экспериментатор подаст команду “Стоп!”. После окончания первой серии количественный результат занесите в графу протокола (Д). Далее Вы планируете, сколько Вы сможете поставить крестиков во второй пробе и записываете предполагаемый результат в графу (П).


    Протокол исследования

    Номер пробы

    Планируемое

    количество

    П

    Действительное

    Количество

    Д

    1



    2



    3



    4




    Экспериментальные таблицы

    Проба 1                                                 Проба 2
































































     

    Проба 3                                                 Проба 4

































































    Шаг 2. Обработка и интерпретация результатов 

    Испытуемый определяет показатель целевого отклонения – различие между планируемым и действительным количеством зачеркнутых ячеек. Целевое отклонение – это количественная характеристика уровня притязаний


    (П2 – Д1) + (П3 – Д2) + (П4 – Д3)

    ЦО = ¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾¾

    3


    Уровни выраженности показателя

    целевого отклонения

    ³ 5

    Неадекватно высокий (завышенный)

    4,99 – 3

    Высокий адекватный

    2,99 – 1

    Умеренный (средний)

    0,99 – (- 1,49)

    Низкий адекватный

    £ - 1,50

    Неадекватно низкий (заниженный)

    Показатель адекватности уровня притязаний оценивается также по сопоставлению П – среднего значения предполагаемого результатаи        Д – среднего значения действительного результата:

    П » Д – адекватный уровень притязаний;

    П » Д – завышенный уровень притязаний;

    П « Д – заниженный уровень притязаний.

    По итогам работы по методике 2 строится индивидуальный график, иллюстрирующий кривые динамики уровня притязаний в зависимости от планируемого и действительного результата выполнения задания. Пример графика представлен на рис. 8.



     


    30






    25





    Планируемый результат

    20





    Действительный результат

    15






    10






    5






    0

    1

    2

    3

    4


    Номер пробы

    Рис. 8. Динамика уровня притязаний


    Исходный уровень притязаний является высоким, если в 1-й серии испытуемый планирует зачеркнуть 20 и более квадратиков, средним –      15 – 19, низким – 14 и менее квадратиков.

    Внимание: время работы в 1, 2 и 4-й сериях – 10 с, в 3-й серии – 8 с.


    Шаг 3. Отчет по результатам исследования особенностей уровня притязаний

    Интерпретацию индивидуальных результатов исследования особенностей уровня притязаний по показателям уровня выраженности целевого отклонения следует произвести по схеме, отраженной в табл. 4.

    Таблица 4

    Результаты исследования особенностей уровня притязаний


    Уровни

    выраженности целевого

    отклонения

    Проявления уровня притязаний

    в обыденном

     поведении

    в общении в студенческой группе

    (трудовом коллективе)

    в учебной

    (профессио­нальной)

    деятель­ности


    ³ 5

    Неадекватно высокий (завышенный)




    4,99 – 3

    Высокий

    Адекватный




    2,99 – 1

    Умеренный (средний)




    0,99 – (-1,49)

    Низкий

    адекватный





    £ - 1,50

    Неадекватно низкий (заниженный)




    3. Дополнительные сведения об уровне притязаний личности


    Уровень притязаний личности определяется тем, какие цели (трудные или легкие) она перед собой ставит. Уровень своих притязаний личность устанавливает между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить для себя определенную перспективу успеха. Формирование уровня притязаний определяется оценкой прошлых успехов и неудач, хотя в ряде случаев они могут быть нечетко осознаваемыми. Формирование уровня притязаний наглядно прослеживается в учебной деятельности. Повторяющиеся неудачи, как правило, приводят к снижению уровня притязаний и к общему снижению уровня самооценки.

    На сегодняшний день в психологии продолжается поиск взаимосвязи между уровнем притязаний и особенностями личности. Прослеживается взаимосвязь уровня притязаний и характеристик интеллекта: чем выше интеллектуальные возможности субъекта, тем выше уровень притязаний. Учащиеся с более слабыми показателями интеллектуальных и волевых качеств имеют низкий уровень притязаний, резко повышающийся при искусственно создаваемом успехе. Учащиеся с хорошими показателями мышления, но слабой волей демонстрируют завышенное притязание и отсутствие склонности к последовательной работе в случае неуспеха. Относительно низкий уровень интеллекта при развитой воле сочетается с высоким уровнем притязаний. Неудачи у таких людей не снижают уровня притязаний, а стимулируют к интенсивной работе для достижения успеха. Для молодых людей характерны неустойчивость притязаний, нечеткое осознание целей, а также тенденция искать причины неудач в объективных обстоятельствах. А успехи, даже случайные, относятся за счет собственных умений.

    Обращается внимание на зависимость уровня притязаний от эмоциональной устойчивости, силы нервных процессов. Занижение уровня притязаний характерно для так называемых “перестраховщиков”, отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью.

    Уровень притязаний следует учитывать в процессе воспитания, так как его соответствие возможностям учащегося – одно из условий совершенного развития личности. Несоответствие же является источником возникновения конфликтов как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности.

    Изучение уровня притязаний имеет самостоятельное значение, так как он является относительно стабильным индивидуальным качеством. Выявление уровня притязаний и его анализ по параметрам высоты, величины отклонения от цели, адекватности и устойчивости чрезвычайно важен для диагностики личности. Оценке подлежит, главным образом, не то, что ставится целью, какие цели избирает субъект, а то, как он это делает.

    Исследование уровня притязаний имеет большое значение в прикладном плане: в медицинской психологии, педагогике и педагогической психологии, социальной психологии и психологии управления, в спорте и профессиональной ориентации, при проверке профессионально важных качеств, значимых в отдельных видах труда.

    При интерпретации результатов следует опираться на данные самонаблюдения, обратить внимание на исходный уровень притязаний,
    его динамику в зависимости от успеха или неуспеха в предшествующей
    деятельности.

     

     

    Рекомендуемая литература

    Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие М., 1993.



    2 Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1993. С. 84.

    3 Там же. С. 3.

    4 Психология: Слов. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 417.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Исследование уровня притязаний личности ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.