Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: История политических и правовых учений контрольная

  • Вид работы:
    Реферат по теме: История политических и правовых учений контрольная
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:35
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    План

    Задание 1. 3

    Задание 2. 11

    Список использованной литературы.. 19








     

     

     

     

    Задание 1

     

    ответьте письменно на вопросы:

     

    Какие мыслители доказывали зависимость государства и его форм от экономики и классовой структуры общества? Что нового в исследование этой проблемы внесли Маркс и Энгельс?

    Какие идеи о связи государства и права с экономикой общест­ва, содержащиеся в произведениях Аристотеля, Руссо, Десницкого, Бабёфа и других мыслителей (назовите), актуальны в наше время и заслуживают осуществления либо критики?



    Сен-Симон де Рувруа, Шарль Фурье, Клод Анри, Роберт Оуэн.

    Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что решающие пункты нового мировоззрения были впервые научно изложены в работе «Нищета философии» (опубликована Марксом в 1847 г.) и в «Манифесте коммунистической партии» (написан и опубликован Марксом и Энгельсом в 1847—1848 гг.).

    Политико-правовая теория Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов и коммунистов. Хорошо известно, что французский социализм является одним из источников марксизма. Социалистом (коммунистом) Маркс стал в Париже, где он жил в 1843—1845 гг.[1]

    Знакомство с многочисленными и разнообразными политическими учениями французских социалистов и коммунистов наложило отпечаток на политико-правовое учение Маркса, тем более, что его основные интересы и научные изыскания относились к сфере политэкономии. Дело не только в том, что значительная часть «Манифеста коммунистической партии» текстуально совпадает с составленным сен-симонистами «Изложением учения Сен-Симона» при непременной замене авторами «Манифеста» слова «эксплуатация» термином «борьба». Это был, скорее всего, полемический прием, призванный подчеркнуть активное, наступательное начало, лежащее в основе того варианта коммунистической идеологии, сторонниками которого были Маркс и Энгельс. Важнее то, что многие положения политико-правовой идеологии, которые порой считаются достоянием исключительно марксистской теории, были известны и широко распространены во французской социалистической и коммунистической литературе 20—40-х гг. XIX в. Это положения о буржуазной сущности государства и права того времени, о неизбежности социальной революции, о необходимости диктатуры на период перехода от капитализма к социализму или к коммунизму, а также идея отмирания государства при коммунизме. Все перечисленные положения, однако, были включены в систему логически связной и достаточно оригинальной доктрины, разработанной Марксом и Энгельсом.[2]

    К основным положениям марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис — экономическая структура общества, совокупность не зависящих от Воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка, которой соответствуют формы общественного сознания. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства. Маркс писал, что прогрессивными эпохами развития общества являются азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, причем буржуазные производственные отношения — последняя антагонистическая форма общественного производства. Одна общественно-экономическая    формация    сменяется    другой    в    результате    борьбы    классов, социальной революции, которая происходит, когда постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений (базисом общества). После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке.[3]

    Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскрытию классовой сущности государства и права. «Современная государственная власть, — писали они, — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии». В книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.) Энгельс доказывал, что государство возникло в результате раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами и само оно является «государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса». В той же работе Энгельс изложил типизацию государств по их классовой сущности (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое государства).

    По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер. В «Манифесте коммунистической партии», риторически обращаясь к буржуазии, они писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».

    Классовый подход к государству и праву в марксистской теории связан с идеей пролетарской коммунистической революции: «Пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии». В «Манифесте коммунистической партии» изложена программа пролетарской революции: «Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии.

    В начале 50-х гг. Маркс назвал политическую власть рабочего класса диктатурой пролетариата, ссылаясь на О. Бланки. «Этот социализм, — писал Маркс о революционном коммунизме Бланки, — есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще».

    Об идее диктатуры пролетариата Маркс и Энгельс потом писали неоднократно. Существенные новшества, внесенные ими в эту идею, состояли в следующем. В работе «Критика Готской программы» (1875 г.) Маркс рассматривал две фазы коммунистического общества, на первой из которых «в обществе, основанном на началах коллективизма», сохранится «узкий горизонт буржуазного права» в связи с распределением по труду. На второй, высшей, фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения «по потребностям», отпадет надобность в праве и государстве. Упоминание в этой работе и о диктатуре пролетариата, и о «будущей государственности коммунистического общества» впоследствии создало ряд теоретических неясностей об исторических рамках диктатуры пролетариата и даже породило идею «общенародного государства», против которой Маркс энергично возражал в той же самой работе.[4]

    Другие дополнения и уточнения идей коммунистической революции и диктатуры пролетариата состояли в суждениях о темпах и формах развития революции. В 70-е гг. Маркс говорил о возможности мирного, ненасильственного развития пролетарской революции в Англии и США (предположительно сказано о Голландии), где не было развитого военно-бюрократического аппарата исполнительной власти. Энгельс в 90-е гг. писал, что можно «представить себе» (чисто теоретически) мирное осуществление требований социалистической партии в демократических республиках (Франция, Америка) или в таких монархиях, как Англия.

    Мысли о возможности «легальной» пролетарской революции подробно изложены в последней работе Ф. Энгельса — во «Введении» к «Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г.» К. Маркса, переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г. Отнюдь не отвергая возможности в будущем уличных боев пролетариата и протестуя против сокращения рассуждений об «уличных боях» в своем «Введении», опубликованном в газете «Форвертс», Энгельс пишет об успехах германской социал-демократии на выборах и замечает, что буржуазия и правительство стали бояться легальной деятельности рабочей партии больше, чем нелегальной, успехов на выборах гораздо больше, чем успехов восстания. Ссылаясь на результаты выборов в ландтаги, в муниципальные советы, в промысловые суды, Энгельс отмечал, что в государственных учреждениях, в которых буржуазия организует свое господство, есть вообще много такого, чем может воспользоваться рабочий класс для борьбы против этих самых учреждений. Использование рабочим классом представительных учреждений и всеобщего избирательного права для борьбы против буржуазии тем более необходимо, считал Энгельс, что темп развития социальной революции оказался не таким, каким виделся в 1848 г., — история свидетельствовала, что тогдашний уровень экономического развития был недостаточен для устранения капиталистического способа производства. Мощная армия пролетариата еще и теперь (в 1895 г.), писал Энгельс, далека от того, чтобы добиться победы одним великим ударом — она принуждена медленно пробиваться вперед, упорной борьбой отстаивая позицию за позицией. Использование всеобщего избирательного права и экономический переворот откроют широким массам рабочих путь к политическому господству.[5]

    Маркс и Энгельс разрабатывали и распространяли свою теорию в бескомпромиссной и жестокой борьбе с другими социалистическими и коммунистическими учениями. Большая часть их произведений носит острополемический характер, посвящена разоблачению буржуазной или мелкобуржуазной сущности иных социалистических и коммунистических теорий того времени. Уже в книге «Нищета философии» крайне резко критикуется доктрина Прудона, в «Манифесте коммунистической партии» все вообще социалистические и коммунистические теории той эпохи отвергаются как реакционные, буржуазные, мелкобуржуазные, феодальные, утопические и т.п. Активное неприятие и предвзято критический настрой ко всем другим идеям и теориям опирались на незыблемую уверенность в научности собственной доктрины. Авторы «Манифеста коммунистической партии» открыто притязали на то, что только у них в теоретическом отношении «перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения».[6]

    Однако марксизм, несмотря на все разногласия и расколы его сторонников, избежал судьбы доктринерских и догматических теорий первой половины XIX в., ставших достоянием узких кружков единомышленников. Распространению марксизма и становлению его как влиятельного направления политико-правовой идеологии способствовало участие Маркса и Энгельса в деятельности Международного Товарищества Рабочих (Интернационала). Через эту организацию они получили возможность широкого для того времени идейного влияния на растущее рабочее движение, тем более, что еще с «Манифеста коммунистической партии» марксизм был твердо ориентирован не на какую-либо страну или группу стран, а на всемирную пролетарскую революцию. Распространению и росту авторитета марксизма содействовали находившиеся под его прямым или опосредованным влиянием рабочие партии Германии, после внушительных успехов на выборах в рейхстаг получившие официальное признание. Марксистские идеи были популярны среди социалистов ряда стран Европы, причем Рабочая партия Франции с самого начала была создана на основе программы, составленной Марксом совместно с социалистами Ж. Гедом и П. Лафаргом.



    Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необ­ходимости государственно-правового регулирования экономических процес­сов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в эко­номической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. Экономичес­кую и личную свободу индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк, хотя и понимали, что она в конеч­ном счете порождает неравенство. Приоритет же равенства перед индивиду­альной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо.[7]

    В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.

    В современном мире через идею социального государства находится ба­ланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отноше­ний). Важное значение правовое регулирование экономики имеет для такого переходного периода, в котором оказалась Россия.

    В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следую­щие направления использования правовой формы (проф. В.В. Лазарев):

    а) определение целей экономического развития;

    б) закрепление равноправия всех форм собственности;

    в) определение круга субъектов рыночных отношений;

    г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;

    д) продуманная налоговая политика;

    е) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфлик­тов в сфере экономики;

    ж) установление юридических санкций за экономические правонарушения.

    Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определя­ются необходимостью:

    а) создания правовыми средствами условий для нормального развития ры­ночной экономики;

    б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) дохо­дов между различными слоями общества через систему налогов, государст­венный бюджет, специальные социальные программы.





    Задание 2


    ответьте на тестовые вопросы:


    1.   В известной переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским преобладали политико-правовые аргументы:

    а) веры;

    б) централизма и местничества;

    в) божьего суда;

    г) упреков и обид.

    2. Объект правового учения:

    а) правовые убеждения граждан;

    б) мировоззрение правоведа;

    в) правоотношения и правовые обычаи;

    г) взаимосвязь права, политики, морали.

    3.  Идея государства, построенного не по божественному промыслу или естественному закону, а по предначертаниям ра­зума, была сформулирована:

    а) в ренессансных утопиях;

    б) в раннехристианских ересях;

    в) в ведической традиции;

    г) в Конституции СССР 1936 года.

    4.  Свое учение о праве и государстве Г.Ф. Шершеневич создавал на основе методологии:

    а) «возрожденного» естественного права;

    б) юридического позитивизма;

    в) марксизма;

    г) социологической юриспруденции.

    5.  «Власть государя должна покоится на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти... служат хорошие законы и хорошее войско» — утверждал:

    а) Гуго Гроций;

    б) Никколо Макиавелли;

    в) Жан Боден;

    г) Мартин Лютер.

    6.  Книга Ч. Беккариа, в которой обосновываются идеи, положенные в основу «классической теории» уголовного права, называется:

    а) «Наказ»;

    б) «О принцепсе»;

    в) «Два трактата о правлении»;

    г) «О преступлениях и наказаниях».

    7.  Основная работа австрийского правоведа Г. Кельзена на­зывается:

    а) «Философия права»;

    б) «Чистое учение о праве»;

    в) «Метафизика нравов»;

    г) «Определение предмета юриспруденции».

    8. Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской общественно-политической мысли, считается:

    а) Конфуций;

    б) Лао-цзы;

    в) Мо-цзы;

    г) Шан Ян.

    9.  Проект государственно-территориального устройства России, где ряд областей (Сибирь, Кавказ, Оренбургский край, Новороссийский край и земля Донских казаков) наделялись бы статусом автономий предлагал:

    а) М.М. Сперанский;

    б) Н.М. Карамзин;

    в) П.Я. Чаадаев;

    г) Ф. Прокопович.


    10. «Новый путь развития России - это идея единения Рос­сии и Европы», - в середине ХVIII в. утверждали:

    а) западники;

    б) анархисты;

    в) славянофилы;

    г) социал-демократы.

    11.  Автором «Правды воли монаршей во определении на­следника державы своей...» является:

    а) В.Н. Татищев;

    б) Ф. Прокопович;

    в) Петр I;

    г) А. Курбский.

    12.  «Никакая сила в обществе не может родить в государ­стве свободы гражданской, не установив свободы политиче­ской», - утверждал:

    а) М.М. Сперанский;

    б) Иван IV Грозный;

    в) Николай I;

    г) монах Филофей.

    13. Классовый характер государства и права во второй по­ловине XIX в. в Западной Европе обосновывают:

    а) А. де Токвиль и О. Конт;

    б) А. Смит и Д. Рикардо;

    в) К. Маркс и Ф. Энгельс;

    г) Дж. Остин и Г. Спенсер.


    14. Предметом истории политических и правовых учений яв­ляются:

    а) история искусства управления государством;

    б) законы приведения воли многих к единой цели;

    в) теоретически оформленные в доктрину взгляды на госу­дарство, право, политику;

    г)  история политического неравенства и уничтожение лю­дей из-за иллюзорных целей.

    15.  Слова «Русское право в наше время есть право европейское, слегка окрашенное византизмом там, где государственность соприкасается с религией» принадлежат:

    а) К.П.Победоносцеву;

    б) К.Н. Леонтьеву;

    в) Б.А. Кистяковскому;

    г) Н.Я. Данилевскому.

    16.  Подчеркивая своеобразие своего подхода к исследова­нию  сущности  права, Гегель  писал:  «Наука о  праве  есть часть...»:

    а) теологии;

    б) юриспруденции;

    в) философии;

    г) антропологии.

    17. По мнению Аристотеля полития как лучшая форма го­сударства соединяет в себе лучшие стороны:

    а) олигархии и тирании;

    б) олигархии и демократии;

    в) демократии и тирании;

    г) демократии и аристократии.

    18.  Положение о тождестве разумного, справедливого и за­конного впервые сформулировал:

    а) Протагор;

    б) Сократ;

    в) Торги и;

    г) Солон.

    19.  Видным теоретиком легизма и одним из основателей школы «законников» в Древнем Китае был:

    а) Конфуций;

    б) Лао-цзы;

    в) Мо-цзы;

    г) Шан Ян.

    20. Главой школы «возрожденного естественного права» в России считался:

    а) Г.Ф. Шершеневич;

    б) Б.А. Кистяковский;

    в) П.И. Новгородцев;

    г) Г.В. Плеханов.


    21. «Восток знал и знает, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны», - писал:

    а) И. Г. Фихте

    б) Г. Гегель;

    в) И. Кант;

    г) Ф. К. Савиньи

    22.   Идея о том, что основу существования и развития общества составляет материальное производство лежит в основе учения:

    а) К. Маркса;

    б) А. де Токвиля;

    в) Г. Гегеля;

    г) К. Ф. Савиньи.

    23. По мнению Д. Локка, первое место в стране отводится власти:

    а) исполнительной;

    б) судебной;

    в) законодательной;

    г) федеративной.

    24. Автором теории «Москва — третий Рим» был:

    а) Иван IV (Грозный);

    б) Максим Грек;

    в) Нил Сорский;

    г) монах Филофей.

    25.  Закон есть выражение согласованной, «взаимной спра­ведливости», сумма индивидуальных добродетелей, утвержда­ли:

    а) софисты;

    б) римские юристы;

    в) представители средневековой схоластики;

    г) представители средневековой патристики.

    26.  Автором известного произведения «Об общественном договоре, или Принципы политического права» является:

    а) Джон Локк;

    б) Томас Гоббс;

    в) Жан-Жак Руссо;

    г) Шарль Монтескье.

    27. Платон считал, что идеальное государство как правле­ние лучших — это:

    а) олигархия;

    б) охлократия;

    в) демократия;

    г) аристократия;

    д) монархия

    28. Исконное славянское общество и государство, считая по­следнее вторичным по отношению к жизни народа в России про­тивопоставляли:

    а) западники;

    б) анархисты;

    в) славянофилы;

    г) социал-демократы.

    29. Право Аристотель называл:

    а) демократическим правом;

    б) политическим правом;

    в) аристократическим правом;

    г) олигархическим правом.

    30. Автором работы «О граде Божием» является:

    а) Фома Аквинский;

    б) Марсилий Падуанский;

    в) Аврелий Августин;

    г) Ирнений.

    31. А. Радищев видел воплощение радикальных идей непо­средственной демократии:

    а) в Новгородской республике;

    б) в Московском царстве;

    в) в Киевской Руси;

    г) в Галицко-Волынском княжестве.

    32.  Автором психологической теории права и государства является:

    а) П.И. Новгородцев;

    б) Г.Ф. Шершеневич;

    в) Л.И. Петражицкий;

    г) Е.Н. Трубецкой.

    33.  Русские теоретики правового государства дореволюци­онного периода:

    а) Г.В. Плеханов, В.И. Ленин;

    б) П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин;

    в) Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев;

    г) К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский.

    34. Четыре вида законов: вечный, естественный, человече­ский и божественный в своем учении обосновывал:

    а) Фома Аквинский;

    б) Марсилий Падуанский;

    в) Аврелий Августин;

    г) Ирнерий.

    35. Концепция «идеального государства» принадлежит:

    а) Платону;

    б) Горгию;

    в) Протагору;

    г) Периклу.

    36.  «Законы должны быть не сочиненные, а соответственные с жизнью», — писал:

    а) П.А. Сорокин;

    б) П.И. Новгородцев;

    в) И.А. Ильин;

    г) К.П. Победоносцев.

    37.  Известный мыслитель эпохи европейского Просвеще­ния, утверждающий соответствие законов и организации госу­дарственной власти географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам, климату и т.п.:

    а) Джон Локк;

    б) Томас Гоббс;

    в) Жан-Жак Руссо;

    г) Шарль Монтескье.

    38. «Мы представляем себе общество в виде организма, в кото­ром отношения между отдельными его членами определяются не законами», а взаимными соглашениями», — утверждал один из пред­ставителей отечественного:

    а) консерватизма;

    б) либерализма;

    в) национализма;

    г) анархизма.

    39. «Существующие в законах пробелы должны устранять судьи, являющиеся сильными личностями» утверждал:

    а) Е. Эрлих;

    б) Г. Харт;

    в) Г. Кельзен;

    г) Р. Паунд.


    40.  Возникновение юридического позитивизма обычно от­носят к первой половине XIX в. и связывают его с творчеством:

    а) Б. Констана;

    б) Дж. Остина;

    в) А. Сен-Симона;

    г) Р. Моля.

    41.  Крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие политико-теоретического знания является:

    а) формирование теории естественного права;

    б) развитие идеологии Реформации;

    в) разработка проблемы суверенитета государства;

    г)  введение термина «государство» в политическую науку Нового времени.

    42.  Мнение о том, что война совершенно не совместима с правом, критиковал:

    а) Гуго Гроций;

    б) Никколо Макиавелли;

    в) Жан Боден;

    г) Мартин Лютер.

    43.  «Уверенность человека в том, что будучи членом цивилизованного общества он не станет объектом нападения» - в качестве постулата правового государства сформулировал:

    а) Л. Фуллер;

    б) Ф. Хайек;

    в) Р. Паунд;

    г) Г. Кельзен.

    44. «Своеобразие народа обнаруживается в его праве также, как и его языке и нравах», — в первой половине XIX в. утверждали представители:

    а) юридического позитивизма;

    б) теологической доктрины;

    в) классовой теории;

    г) исторической школы права.

    45.  Положение: «Мера всех вещей — человек», из которого софисты делали выводы о правомерности и справедливости демократического строя, принадлежит:

    а) Платону;

    б) Горгию;

    в) Протагору;

    г) Аристотелю,

    46. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех» утверждал:

    а) Джон Локк;

    б) Томас Гоббс;

    в) Гуго Гроций;

    г) Никколо Макиавелли.

    47. Основателем школы глоссаторов в Болонье является:

    а) Фома Аквинский;

    б) Марсилий Падуанский;

    в) Аврелий Августин;

    г) Ирнерий.

    48. Государство как дело, достояние народа определял:

    а) Тит Лукреций Кар;

    б) Аристотель;

    в) Ульпиан;

    г) Цицерон

    49. «Право-это совокупность условий, при которых произ­вол одного лица совместим с произволом другого», - утвер­ждал:

    а) Г. Гегель;

    б) И. Кант;

    в) Ш.Л. Монтескье;

    г) О. Конт.


    50.  Политико-правовая идеология тоталитаризма не допус­кает:

    а) многообразие идеалов и политико-правовых доктрин;

    б) догматизма ни в каких областях знания;

    в)  отторжение человеческого разума, ограничение мышле­ния;

    г) господство политических лозунгов и изречений вождей.

    Список использованной литературы


    1. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста - М.: Юридическая литература, 2006. – 576 с.

    2. Марченко М.Н. , Мачин И.Ф. История политических и правовых учений

    3. учеб. пособие, ВУЗ – М., Проспект, 2009 – 480 с.

    4. Нерсерсянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для вузов - М.: Норма, 2009. – 704 с.

    5. Омельченко О.А. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве. 2 издание – М., Эксмо, 2010 – 576 с.

    6. Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 2 - СПб., РХГА, 2008 – 752 с.

    7. Шарапова Т. А. История политических и правовых учений. Конспект лекций – М., Приор-издат, 2010 – 240 с.

    8. Янюшкина О. А. Шпаргалка по истории политических и правовых учений – М., Аллель-2000, 2009 – 64 с.


     






    [1] Янюшкина О. А. Шпаргалка по истории политических и правовых учений – М., Аллель-2000, 2009 С. 46

    [2] Марченко М.Н. , Мачин И.Ф. История политических и правовых учений

    учеб. пособие, ВУЗ – М., Проспект, 2009 С. 325

    [3] История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста - М.: Юридическая литература, 2006. С. 463

    [4] Нерсерсянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник для вузов - М.: Норма, 2009. С. 589

    [5] Омельченко О.А. История политических и правовых учений. История учений о государстве и праве. 2 издание – М., Эксмо, 2010 С. 412

    [6] Шарапова Т. А. История политических и правовых учений. Конспект лекций – М., Приор-издат, 2010 С. 172

    [7] Марченко М.Н. , Мачин И.Ф. История политических и правовых учений

    учеб. пособие, ВУЗ – М., Проспект, 2009 С. 314

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - История политических и правовых учений контрольная ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.