План
Задание 1. 3
Задание 2. 11
Список
использованной литературы.. 19
ответьте письменно на
вопросы:
Какие
мыслители доказывали зависимость государства и его форм от экономики и
классовой структуры общества? Что нового в исследование этой проблемы внесли
Маркс и Энгельс?
Какие
идеи о связи государства и права с экономикой общества, содержащиеся в
произведениях Аристотеля, Руссо, Десницкого, Бабёфа и других мыслителей
(назовите), актуальны в наше время и заслуживают осуществления либо критики?
Сен-Симон де Рувруа,
Шарль Фурье, Клод Анри, Роберт Оуэн.
Марксизм сложился как
самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что
решающие пункты нового мировоззрения были впервые научно изложены в работе «Нищета
философии» (опубликована Марксом в 1847 г.) и в «Манифесте коммунистической партии» (написан и опубликован Марксом и Энгельсом в 1847—1848 гг.).
Политико-правовая теория
Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895) складывалась в
процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту
теорию оказали идеи французских социалистов и коммунистов. Хорошо известно, что
французский социализм является одним из источников марксизма. Социалистом
(коммунистом) Маркс стал в Париже, где он жил в 1843—1845 гг.[1]
Знакомство с многочисленными
и разнообразными политическими учениями французских социалистов и коммунистов
наложило отпечаток на политико-правовое учение Маркса, тем более, что его
основные интересы и научные изыскания относились к сфере политэкономии. Дело не
только в том, что значительная часть «Манифеста коммунистической партии»
текстуально совпадает с составленным сен-симонистами «Изложением учения
Сен-Симона» при непременной замене авторами «Манифеста» слова «эксплуатация»
термином «борьба». Это был, скорее всего, полемический прием, призванный
подчеркнуть активное, наступательное начало, лежащее в основе того варианта
коммунистической идеологии, сторонниками которого были Маркс и Энгельс. Важнее
то, что многие положения политико-правовой идеологии, которые порой считаются достоянием
исключительно марксистской теории, были известны и широко распространены во
французской социалистической и коммунистической литературе 20—40-х гг. XIX в.
Это положения о буржуазной сущности государства и права того времени, о
неизбежности социальной революции, о необходимости диктатуры на период перехода
от капитализма к социализму или к коммунизму, а также идея отмирания
государства при коммунизме. Все перечисленные положения, однако, были включены
в систему логически связной и достаточно оригинальной доктрины, разработанной
Марксом и Энгельсом.[2]
К основным положениям
марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис — экономическая
структура общества, совокупность не зависящих от Воли людей производственных
отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти
отношения соответствуют определенной ступени развития производительных сил. На
базисе возвышается и им определяется юридическая и политическая надстройка,
которой соответствуют формы общественного сознания. Государство и право как
части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически
господствует при данной системе производства. Маркс писал, что прогрессивными
эпохами развития общества являются азиатский, античный, феодальный и буржуазный
способы производства, причем буржуазные производственные отношения — последняя
антагонистическая форма общественного производства. Одна
общественно-экономическая формация сменяется другой в
результате борьбы классов, социальной революции, которая происходит,
когда постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в
конфликт с устаревшей системой производственных отношений (базисом общества).
После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке.[3]
Маркс и Энгельс всегда
придавали большое значение раскрытию классовой сущности государства и права. «Современная
государственная власть, — писали они, — это только комитет, управляющий общими
делами всего класса буржуазии». В книге «Происхождение семьи, частной
собственности и государства» (1884 г.) Энгельс доказывал, что государство
возникло в результате раскола общества на классы с противоположными
экономическими интересами и само оно является «государством исключительно
господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для
подавления угнетенного, эксплуатируемого класса». В той же работе Энгельс
изложил типизацию государств по их классовой сущности (рабовладельческое,
феодальное, капиталистическое государства).
По учению Маркса и
Энгельса, право тоже носит классовый характер. В «Манифесте коммунистической
партии», риторически обращаясь к буржуазии, они писали: «Ваше право есть лишь
возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется
материальными условиями жизни вашего класса».
Классовый подход к
государству и праву в марксистской теории связан с идеей пролетарской
коммунистической революции: «Пролетариат основывает свое господство посредством
насильственного ниспровержения буржуазии». В «Манифесте коммунистической партии»
изложена программа пролетарской революции: «Первым шагом в рабочей революции
является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание
демократии.
В начале 50-х гг. Маркс
назвал политическую власть рабочего класса диктатурой пролетариата, ссылаясь на
О. Бланки. «Этот социализм, — писал Маркс о революционном коммунизме Бланки, —
есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как
необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще».
Об идее диктатуры
пролетариата Маркс и Энгельс потом писали неоднократно. Существенные новшества,
внесенные ими в эту идею, состояли в следующем. В работе «Критика Готской
программы» (1875 г.) Маркс рассматривал две фазы коммунистического общества, на
первой из которых «в обществе, основанном на началах коллективизма», сохранится
«узкий горизонт буржуазного права» в связи с распределением по труду. На
второй, высшей, фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения «по
потребностям», отпадет надобность в праве и государстве. Упоминание в этой
работе и о диктатуре пролетариата, и о «будущей государственности
коммунистического общества» впоследствии создало ряд теоретических неясностей
об исторических рамках диктатуры пролетариата и даже породило идею «общенародного
государства», против которой Маркс энергично возражал в той же самой работе.[4]
Другие дополнения и
уточнения идей коммунистической революции и диктатуры пролетариата состояли в
суждениях о темпах и формах развития революции. В 70-е гг. Маркс говорил о возможности
мирного, ненасильственного развития пролетарской революции в Англии и США
(предположительно сказано о Голландии), где не было развитого
военно-бюрократического аппарата исполнительной власти. Энгельс в 90-е гг.
писал, что можно «представить себе» (чисто теоретически) мирное осуществление
требований социалистической партии в демократических республиках (Франция,
Америка) или в таких монархиях, как Англия.
Мысли о возможности «легальной»
пролетарской революции подробно изложены в последней работе Ф. Энгельса — во «Введении»
к «Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г.» К. Маркса, переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г. Отнюдь не отвергая возможности в будущем уличных боев
пролетариата и протестуя против сокращения рассуждений об «уличных боях» в
своем «Введении», опубликованном в газете «Форвертс», Энгельс пишет об успехах
германской социал-демократии на выборах и замечает, что буржуазия и
правительство стали бояться легальной деятельности рабочей партии больше, чем
нелегальной, успехов на выборах гораздо больше, чем успехов восстания. Ссылаясь
на результаты выборов в ландтаги, в муниципальные советы, в промысловые суды,
Энгельс отмечал, что в государственных учреждениях, в которых буржуазия
организует свое господство, есть вообще много такого, чем может воспользоваться
рабочий класс для борьбы против этих самых учреждений. Использование рабочим
классом представительных учреждений и всеобщего избирательного права для борьбы
против буржуазии тем более необходимо, считал Энгельс, что темп развития
социальной революции оказался не таким, каким виделся в 1848 г., — история свидетельствовала, что тогдашний уровень экономического развития был недостаточен
для устранения капиталистического способа производства. Мощная армия
пролетариата еще и теперь (в 1895 г.), писал Энгельс, далека от того, чтобы
добиться победы одним великим ударом — она принуждена медленно пробиваться
вперед, упорной борьбой отстаивая позицию за позицией. Использование всеобщего
избирательного права и экономический переворот откроют широким массам рабочих
путь к политическому господству.[5]
Маркс и Энгельс
разрабатывали и распространяли свою теорию в бескомпромиссной и жестокой борьбе
с другими социалистическими и коммунистическими учениями. Большая часть их
произведений носит острополемический характер, посвящена разоблачению
буржуазной или мелкобуржуазной сущности иных социалистических и
коммунистических теорий того времени. Уже в книге «Нищета философии» крайне
резко критикуется доктрина Прудона, в «Манифесте коммунистической партии» все
вообще социалистические и коммунистические теории той эпохи отвергаются как
реакционные, буржуазные, мелкобуржуазные, феодальные, утопические и т.п.
Активное неприятие и предвзято критический настрой ко всем другим идеям и
теориям опирались на незыблемую уверенность в научности собственной доктрины.
Авторы «Манифеста коммунистической партии» открыто притязали на то, что только
у них в теоретическом отношении «перед остальной массой пролетариата
преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского
движения».[6]
Однако марксизм, несмотря
на все разногласия и расколы его сторонников, избежал судьбы доктринерских и
догматических теорий первой половины XIX в., ставших достоянием узких кружков
единомышленников. Распространению марксизма и становлению его как влиятельного
направления политико-правовой идеологии способствовало участие Маркса и
Энгельса в деятельности Международного Товарищества Рабочих (Интернационала).
Через эту организацию они получили возможность широкого для того времени идейного
влияния на растущее рабочее движение, тем более, что еще с «Манифеста
коммунистической партии» марксизм был твердо ориентирован не на какую-либо
страну или группу стран, а на всемирную пролетарскую революцию. Распространению
и росту авторитета марксизма содействовали находившиеся под его прямым или
опосредованным влиянием рабочие партии Германии, после внушительных успехов на
выборах в рейхстаг получившие официальное признание. Марксистские идеи были
популярны среди социалистов ряда стран Европы, причем Рабочая партия Франции с
самого начала была создана на основе программы, составленной Марксом совместно
с социалистами Ж. Гедом и П. Лафаргом.
Оценку связей права и экономики следует проводить как
с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических
процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в
экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики
исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической
свободой и экономическим равенством людей. Экономическую и личную свободу
индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон
Локк, хотя и понимали, что она в конечном счете порождает неравенство.
Приоритет же равенства перед индивидуальной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо.[7]
В современный период концепцию невмешательства
государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф.
Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно
бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности
граждан и развития их индивидуальных способностей.
В современном мире через идею социального государства
находится баланс в соотношении между экономикой и правом,
государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере
распределительных отношений). Важное значение правовое регулирование экономики
имеет для такого переходного периода, в котором оказалась Россия.
В условиях рыночной экономики и перехода к рынку
отмечают следующие направления использования правовой формы (проф. В.В.
Лазарев):
а) определение целей экономического развития;
б) закрепление равноправия всех форм собственности;
в) определение круга субъектов рыночных отношений;
г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и
коммерции;
д) продуманная налоговая политика;
е) формирование правовых механизмов и процедур
разрешения конфликтов в сфере экономики;
ж) установление юридических санкций за экономические
правонарушения.
Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и
экономики определяются необходимостью:
а) создания правовыми средствами условий для
нормального развития рыночной экономики;
б) обеспечения справедливого распределения
(перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему
налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.
ответьте на тестовые
вопросы:
1. В известной переписке Ивана Грозного с Андреем
Курбским преобладали политико-правовые аргументы:
а) веры;
б)
централизма и местничества;
в)
божьего суда;
г)
упреков и обид.
2. Объект правового учения:
а)
правовые убеждения граждан;
б) мировоззрение правоведа;
в)
правоотношения и правовые обычаи;
г)
взаимосвязь права, политики, морали.
3. Идея государства, построенного не по
божественному промыслу или естественному закону, а по предначертаниям разума,
была сформулирована:
а) в
ренессансных утопиях;
б) в раннехристианских ересях;
в) в
ведической традиции;
г) в
Конституции СССР 1936 года.
4. Свое учение о праве и государстве Г.Ф. Шершеневич
создавал на основе методологии:
а) «возрожденного»
естественного права;
б) юридического позитивизма;
в)
марксизма;
г)
социологической юриспруденции.
5. «Власть государя должна покоится на крепкой
основе, иначе она рухнет. Основой же власти... служат хорошие законы и хорошее
войско» — утверждал:
а)
Гуго Гроций;
б) Никколо Макиавелли;
в)
Жан Боден;
г)
Мартин Лютер.
6. Книга Ч. Беккариа, в которой обосновываются идеи,
положенные в основу «классической теории» уголовного права, называется:
а) «Наказ»;
б) «О
принцепсе»;
в) «Два
трактата о правлении»;
г) «О преступлениях и наказаниях».
7. Основная работа австрийского правоведа Г.
Кельзена называется:
а) «Философия
права»;
б) «Чистое учение о праве»;
в) «Метафизика
нравов»;
г) «Определение
предмета юриспруденции».
8. Основателем даосизма, одного из наиболее
влиятельных течений древнекитайской общественно-политической мысли, считается:
а)
Конфуций;
б) Лао-цзы;
в)
Мо-цзы;
г)
Шан Ян.
9. Проект
государственно-территориального устройства России, где ряд областей (Сибирь,
Кавказ, Оренбургский край, Новороссийский край и земля Донских казаков)
наделялись бы статусом автономий предлагал:
а) М.М. Сперанский;
б)
Н.М. Карамзин;
в)
П.Я. Чаадаев;
г)
Ф. Прокопович.
10. «Новый путь развития России - это идея единения
России и Европы», - в середине ХVIII в.
утверждали:
а) западники;
б)
анархисты;
в)
славянофилы;
г)
социал-демократы.
11. Автором «Правды воли монаршей во определении наследника
державы своей...» является:
а)
В.Н. Татищев;
б) Ф. Прокопович;
в)
Петр I;
г)
А. Курбский.
12. «Никакая сила в обществе не может родить в
государстве свободы гражданской, не установив свободы политической», -
утверждал:
а) М.М. Сперанский;
б)
Иван IV Грозный;
в)
Николай I;
г)
монах Филофей.
13. Классовый характер государства и права во второй
половине XIX в. в Западной Европе обосновывают:
а)
А. де Токвиль и О. Конт;
б)
А. Смит и Д. Рикардо;
в) К. Маркс и Ф. Энгельс;
г)
Дж. Остин и Г. Спенсер.
14. Предметом истории политических и правовых учений
являются:
а)
история искусства управления государством;
б)
законы приведения воли многих к единой цели;
в) теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство,
право, политику;
г)
история политического неравенства и уничтожение людей из-за иллюзорных целей.
15. Слова «Русское право в наше время есть право
европейское, слегка окрашенное византизмом там, где государственность
соприкасается с религией» принадлежат:
а)
К.П.Победоносцеву;
б) К.Н. Леонтьеву;
в)
Б.А. Кистяковскому;
г)
Н.Я. Данилевскому.
16. Подчеркивая своеобразие своего подхода к
исследованию сущности права, Гегель писал: «Наука о праве есть часть...»:
а)
теологии;
б)
юриспруденции;
в) философии;
г)
антропологии.
17. По мнению Аристотеля полития как лучшая форма государства
соединяет в себе лучшие стороны:
а)
олигархии и тирании;
б) олигархии и демократии;
в)
демократии и тирании;
г)
демократии и аристократии.
18. Положение о тождестве разумного, справедливого и
законного впервые сформулировал:
а)
Протагор;
б) Сократ;
в)
Торги и;
г)
Солон.
19. Видным теоретиком легизма и одним из основателей
школы «законников» в Древнем Китае был:
а)
Конфуций;
б)
Лао-цзы;
в)
Мо-цзы;
г) Шан Ян.
20. Главой школы «возрожденного естественного права» в
России считался:
а)
Г.Ф. Шершеневич;
б)
Б.А. Кистяковский;
в) П.И. Новгородцев;
г)
Г.В. Плеханов.
21. «Восток знал и знает, что один свободен, греческий
и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все
свободны», - писал:
а)
И. Г. Фихте
б) Г. Гегель;
в)
И. Кант;
г)
Ф. К. Савиньи
22.
Идея о том, что основу существования и развития общества составляет
материальное производство лежит в основе учения:
а) К. Маркса;
б)
А. де Токвиля;
в)
Г. Гегеля;
г)
К. Ф. Савиньи.
23. По мнению Д. Локка, первое место в стране
отводится власти:
а)
исполнительной;
б)
судебной;
в) законодательной;
г)
федеративной.
24. Автором теории «Москва — третий Рим» был:
а)
Иван IV (Грозный);
б)
Максим Грек;
в)
Нил Сорский;
г) монах Филофей.
25. Закон есть выражение согласованной, «взаимной
справедливости», сумма индивидуальных добродетелей, утверждали:
а) софисты;
б)
римские юристы;
в)
представители средневековой схоластики;
г)
представители средневековой патристики.
26. Автором известного произведения «Об общественном
договоре, или Принципы политического права» является:
а)
Джон Локк;
б)
Томас Гоббс;
в) Жан-Жак Руссо;
г)
Шарль Монтескье.
27. Платон считал, что идеальное государство как
правление лучших — это:
а)
олигархия;
б)
охлократия;
в)
демократия;
г) аристократия;
д)
монархия
28. Исконное славянское общество и государство, считая
последнее вторичным по отношению к жизни народа в России противопоставляли:
а)
западники;
б)
анархисты;
в) славянофилы;
г)
социал-демократы.
29. Право Аристотель называл:
а)
демократическим правом;
б) политическим правом;
в)
аристократическим правом;
г)
олигархическим правом.
30. Автором работы «О граде Божием» является:
а)
Фома Аквинский;
б)
Марсилий Падуанский;
в) Аврелий Августин;
г)
Ирнений.
31. А. Радищев видел воплощение радикальных идей непосредственной
демократии:
а) в Новгородской республике;
б) в
Московском царстве;
в) в
Киевской Руси;
г) в
Галицко-Волынском княжестве.
32. Автором психологической теории права и
государства является:
а)
П.И. Новгородцев;
б)
Г.Ф. Шершеневич;
в) Л.И. Петражицкий;
г)
Е.Н. Трубецкой.
33. Русские теоретики правового государства
дореволюционного периода:
а)
Г.В. Плеханов, В.И. Ленин;
б)
П.А. Кропоткин, М.А. Бакунин;
в) Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев;
г)
К.П. Победоносцев, К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский.
34. Четыре вида законов: вечный, естественный,
человеческий и божественный в своем учении обосновывал:
а) Фома Аквинский;
б)
Марсилий Падуанский;
в)
Аврелий Августин;
г)
Ирнерий.
35. Концепция «идеального государства» принадлежит:
а) Платону;
б)
Горгию;
в)
Протагору;
г)
Периклу.
36. «Законы должны быть не сочиненные, а
соответственные с жизнью», — писал:
а)
П.А. Сорокин;
б)
П.И. Новгородцев;
в)
И.А. Ильин;
г) К.П. Победоносцев.
37. Известный мыслитель эпохи европейского Просвещения,
утверждающий соответствие законов и организации государственной власти
географическим факторам и физическим свойствам страны, ее положению и размерам,
климату и т.п.:
а)
Джон Локк;
б) Томас Гоббс;
в)
Жан-Жак Руссо;
г)
Шарль Монтескье.
38. «Мы представляем себе общество в виде организма, в
котором отношения между отдельными его членами определяются не законами», а
взаимными соглашениями», — утверждал один из представителей отечественного:
а)
консерватизма;
б)
либерализма;
в) национализма;
г) анархизма.
39. «Существующие в законах пробелы должны устранять
судьи, являющиеся сильными личностями» утверждал:
а)
Е. Эрлих;
б)
Г. Харт;
в) Г. Кельзен;
г)
Р. Паунд.
40. Возникновение юридического позитивизма обычно относят
к первой половине XIX в. и связывают его с творчеством:
а)
Б. Констана;
б) Дж. Остина;
в)
А. Сен-Симона;
г)
Р. Моля.
41. Крупнейшим вкладом Ж. Бодена в развитие
политико-теоретического знания является:
а)
формирование теории естественного права;
б)
развитие идеологии Реформации;
в) разработка проблемы суверенитета государства;
г)
введение термина «государство» в политическую науку Нового времени.
42. Мнение о том, что война совершенно не совместима
с правом, критиковал:
а) Гуго Гроций;
б)
Никколо Макиавелли;
в) Жан
Боден;
г)
Мартин Лютер.
43. «Уверенность человека в том, что будучи членом
цивилизованного общества он не станет объектом нападения» - в качестве
постулата правового государства сформулировал:
а) Л. Фуллер;
б)
Ф. Хайек;
в)
Р. Паунд;
г)
Г. Кельзен.
44. «Своеобразие народа обнаруживается в его праве
также, как и его языке и нравах», — в первой половине XIX в. утверждали представители:
а)
юридического позитивизма;
б)
теологической доктрины;
в)
классовой теории;
г) исторической школы права.
45. Положение: «Мера всех вещей — человек», из
которого софисты делали выводы о правомерности и справедливости
демократического строя, принадлежит:
а)
Платону;
б)
Горгию;
в) Протагору;
г)
Аристотелю,
46. Государство учреждается людьми для того, чтобы с
его помощью покончить с «войной всех против всех» утверждал:
а)
Джон Локк;
б) Томас Гоббс;
в)
Гуго Гроций;
г)
Никколо Макиавелли.
47. Основателем школы глоссаторов в Болонье является:
а)
Фома Аквинский;
б)
Марсилий Падуанский;
в)
Аврелий Августин;
г) Ирнерий.
48. Государство как дело, достояние народа определял:
а)
Тит Лукреций Кар;
б)
Аристотель;
в)
Ульпиан;
г) Цицерон
49. «Право-это совокупность условий, при которых произвол
одного лица совместим с произволом другого», - утверждал:
а)
Г. Гегель;
б) И. Кант;
в)
Ш.Л. Монтескье;
г)
О. Конт.
50. Политико-правовая идеология тоталитаризма не
допускает:
а) многообразие идеалов и политико-правовых доктрин;
б)
догматизма ни в каких областях знания;
в)
отторжение человеческого разума, ограничение мышления;
г)
господство политических лозунгов и изречений вождей.
1. История политических и правовых
учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста - М.: Юридическая литература, 2006. –
576 с.
2. Марченко М.Н. , Мачин И.Ф. История
политических и правовых учений
3. учеб. пособие, ВУЗ – М., Проспект,
2009 – 480 с.
4. Нерсерсянц В.С. История политических
и правовых учений. Учебник для вузов - М.: Норма, 2009. – 704 с.
5. Омельченко О.А. История политических
и правовых учений. История учений о государстве и праве. 2 издание – М., Эксмо,
2010 – 576 с.
6. Чичерин Б.Н. История политических
учений. Т. 2 - СПб., РХГА, 2008 – 752 с.
7. Шарапова Т. А. История политических и
правовых учений. Конспект лекций – М., Приор-издат, 2010 – 240 с.
8. Янюшкина О. А. Шпаргалка по истории
политических и правовых учений – М., Аллель-2000, 2009 – 64 с.