Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: История развития естествознания и история развития общ-ва

  • Вид работы:
    Реферат по теме: История развития естествознания и история развития общ-ва
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:35
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    1. История развития естествознания и общества,

     их взаимодействие..................................................................................... 3

    1.1. Основные этапы развития естествознания и общества.......................... 3

    2. Новейшая революция в естествознании............................................ 10

    Список литературы................................................................................... 12


    1. История развития естествознания и общества, их взаимодействие.

    На протяжении всей истории развития общества основу образования составляли знания о природе, зна­ния о человеке и знания об обществе. Таким образом, эти  три составляющие тесно взаимосвязаны: природа по­родила человека, а люди образуют общество. Поэтому развитие естествознания и общества неизбежно происходит одновременно во взаимодействии и взаимосвязи.


    1.1. Основные этапы развития естествознания и общества

    На всех этапах развития человеческого познания на­блюдается сложная взаимосвязь результатов исследований общества и естественных наук.  Первичное знание о мире, накопленное в течение мно­гих столетий первобытно-родового общества, еще не вклю­чало в себя ни исторических знаний об обществе, ни естествознания, а явля­лось совокупностью эмпирических (от греч. empeiria — опыт) сведений, верований, мифов, устно передававшихся от поколения к поколению. С изобретением письменно­сти и развитием материального производства темпы на­копления знаний растут, и это приводит к возникнове­нию науки, содержащей систему сведений и знаний о мире, а затем — к дифференциации наук.

    Уже в Древней Греции в V—III вв. до н. э. наряду с философскими концепциями мироздания стали форми­роваться такие науки, как астрономия, математика (ариф­метика и геометрия в первую очередь), география, меди­цина, история.

    Накапливались дифференцированные знания о прак­тических сферах деятельности людей, таких как ведение сельского хозяйства, строительство, изготовление пред­метов быта, искусство военных операций и т.д. Вместе с тем изучались вопросы бытия и познания:   какова сущность мира?    в чем смысл жизни?  познаваем ли мир и каковы законы и методы этого познания?

    Первая историческая форма философского знания — натурфилософия, или философия природы, — сыграла значительную роль в становлении биологической на­уки. Благодаря материалистическому взгляду на приро­ду, позволившему обобщить результаты человеческой практики, натурфилософия представляла собой целост­ное учение об окружающем мире, едином в своей сущ­ности.

    Древние философы (китайские, индийские, гречес­кие) рассматривали в качестве материи какое-нибудь чув­ственно-конкретное вещество, которое они считали пер­воосновой всего сущего в мире. Сутью такого подхода явился поиск основы (субстанции) мира.

    Первые материалистические учения древности связа­ны с именами Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.

    Древнегреческий философ Фалес из Милета, живший в 640—564 до н. э., считал, что первоначалом всех вещей является вода и все произошедшее от нее наделено свой­ствами жизни, одушевлено. Мир, по его представлени­ям, возник из воды. Даже Земля, по его мнению, плавала в воде, подобно куску дерева. Принятие такого взгляда позволяет объяснить значение воды для жизни.

    Представитель той же милетской школы, Анаксимен основой мироздания, или первоначалом всего, считал воз­дух, который явился, по его представлениям, источни­ком не только жизни, но и психических явлений. В рационалистическом отношении к внешнему миру первых греческих философов развивалось научное осмыс­ление природы, общества, самой человеческой личнос­ти. Основные идеи атомистического материализма во­плотились в изучении свойств живой природы древнегреческим ученым Левкиппом и его учеником Демокри­том (IV в. до н. э.). Левкипп считается одним из создате­лей античной атомистики.  Его смелый взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия развитие на­уки. Демокрит считал, что в основе мироздания лежат атомы, которые неделимы, подвижны, отличаются по форме и положению в пространстве, что и определяет свойства вещей.

    В ходе развития научного знания общие представле­ния о сущности жизни постепенно конкретизировались, в результате чего связь философии и специальных наук становилась более опосредованной. В V—IV в. до н. э. начинается выделение из натурфилософии медицины. Выдающийся врач античного мира Гиппократ (460—370 до н. э.) и его последователи призывали приступить к изучению конкретных явлений, поставляемых медицин­ской практикой, и отказаться от умозрительных заклю­чений. Они накопили сведения о строении и функциях отдельных органов, внутренних и хирургических болез­нях, способах их лечения, причинах болезней через при­зму представлений об основных силах природы.

    В IV—III вв. до н. э. формируются идеалистические представления. Выдающийся древнегреческий ученый Платон (428—348 до н. э.) создал учение о том, что все компоненты Вселенной упорядочил Бог. Он рассматри­вал материю как проекцию мира идей. Для того чтобы материя, по Платону, превратилась в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.

    У последователя и ученика Платона Аристотеля (384-322 до н. э.) материя тоже существует как возмож­ность реального мира, которая превращается в действи­тельность только в результате его соединения с фор­мой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога. Возможность реализации формы происходит бла­годаря движению и изменению, ведущим к определен­ной цели.

    Высшим этапом атомистического материализма была философия Эпикура (341-270 до н. э.), явившаяся завер­шением материалистических воззрений Древней Греции.

    В Средневековье и эпоху Возрождения господствующей философией в была религия. Природа понималась как результат божественного творения. В средневековую эпоху природа и чело­век как бы уравновешиваются, так как все в руках Бога. В этой связи средневековая философия всегда противо­поставляла природе, т.е. земному, некое абсолютное, ду­ховное начало — Бога, стоящего и над природой и над людьми. Отношение людей средневековой эпохи к при­роде выражалось уже не как стремление слиться с ней, жить с ней в согласии, что было характерно для антич­ной философии, а возвышением над ней, как чем-то не­изменным.

    Несогласных с догматами церкви именовали ерети­ками и в эпоху средневековья сжигали на кострах. Тем не менее уже в XIII в. Р. Бэкон заявил, что живые и неживые тела природы состоят из одних и тех же мате­риальных частиц. Работы Р. Бэкона были опубликованы лишь в XVIII в., так как его идеи могли оказать нежела­тельное влияние на современников.

    К XV—XVI вв. фактически заканчивается история средневековой философии и наступает так называемая эпоха Возрождения, в которой наблюдается обращение не только к проблемам человека, но и к развивающемуся естествознанию, заново осмысливаются космогонические проблемы. В эпоху Возрождения было воскрешено и раз­вито то рациональное, что содержалось в трудах великих греческих философов.

    Труды Николая Коперника, Галилео Галилея, Джор­дано Бруно и др. разрушили монопольное господство религиозных взглядов на мир.

    Эпоха Возрождения — это переходный период от сред­невековых воззрений к культуре нового времени. Идей­ное развитие стран Западной Европы различалось: в Ита­лии эпоха Возрождения относится к XIV—XVI вв., в дру­гих странах — концу XV — началу XVII в.

    Отличительной чертой эпохи Возрождения является гу­манистическое мировоззрение. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможно­сти человека, его воли и разума. Начиная с эпохи Возрождения, растет амбициозность человека по отно­шению к природе. Природа рассматривалась как некая инертная сила, требующая покорения, установления над нею господства разума. В соответствии с этой позици­ей, которая сохранилась вплоть до середины XX в., при­рода рассматривалась лишь как источник ресурсов для человека и место для его обитания. Можно сказать, что эпоха Возрождения  выдвинула в качестве главного признака философ­ствования гуманизм и поставила в центре своего внимания проблему чело­века.

    Становление теоретического естествознания, основан­ного на экспериментах и наблюдениях, начинается с XVII в. В XVII—XIX вв. бурно развиваются математика, астроно­мия, биология, другие естественные и гуманитарные на­уки, в расцвете находится натурфилософия.

    В XVIII в. большое значение приобретает дина­мическая концепция материи как формы проявления активной энергии, вложенной Богом в момент создания мира, разработанная И. Кантом (1724—1804). Он сделал попытку подойти к природе с точки зрения ее развития, выдвинул гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, т. е. явился одним из со­здателей первой космогонической теории. Он уже обратил внимание на то, что в картине мира, сложившейся в концу XVIII в., существует противоречие: Космос, Все­ленная — сами по себе, а человек как феномен — сам по себе. Истинно научными считались лишь те знания, ко­торые не зависели от человека, являвшегося лишь сто­ронним наблюдателем.

    Во второй половине XVIII в. во Франции появляется новое течение, названное впоследствии французским ма­териализмом, представители которого — выдающиеся уче­ные Дидро, Д'Аламбер, Лаплас — развили цельное по­нимание природы как движущейся материи, вечной во времени и бесконечной в пространстве, находящейся в постоянном саморазвитии в виде круговоротов и законо­мерно порождающей жизнь и разум на планетах, где для этого существуют благоприятные условия.

    Концепция единства и эволюции живой природы по­степенно пробивала себе дорогу. Ряд великих открытий, сделанных в XIX в., послужил становлением историчес­кого метода исследований. Они были представлены:

    ■  законом сохранения энергии Джоуля, Гельмгольца;

    ■  учением об электромагнитном поле М. Фарадея;

    ■  разработкой клеточной теории Т. Шванна;

    ■  созданием эволюционной теории Ч. Дарвина.

    В XIX в. материалистическая натурфилософия нахо­дит свое отражение в трудах и исследованиях П. Лапла­са, Дж. Дальтона, Л. Фейербаха, А.И. Герцена, Н.Г. Чер­нышевского, М. Фарадея, Дж. Максвелла, Ч. Дарвина, Л. Больцмана и др. Они разрабатывали философию по­нимания природы на основе данных и достижений на­уки и сами были авторами великих открытий и фунда­ментальных теорий. Для этого периода характерно, что новые естественнонаучные концепции сначала форму­лировались авторами в виде философских идей, а затем по мере их разработки, эмпирического и теоретическо­го исследований превращались в конкретные научные теории.

    Период натурфилософии можно считать законченным в середине XIX века. Ф. Энгельс (1820—1895), понимая ог­раниченность натурфилософии, ее неспособность дать ес­тествознанию нужную методологию, в которой оно так нуждалось, приступает в 70-х гг. XIX в. к разработке тру­да «Диалектика природы», целью которой было сделать диалектико-материалистический анализ достижений на­уки в понимании природы, раскрытии всеобщих свойств и законов движения материи. Диалектико-материалистические воззрения Ф. Энгельса складывались под вли­янием эволюционного учения Ч. Дарвина, благодаря кото­рому в учении о науке сформировался, а затем и утвер­дился исторический метод исследования.

    Ф. Энгельс не только по достоинству оценил три ве­ликих открытия XIX в. (закон сохранения и превраще­ния энергии, теория клеточного строения организмов и эволюционная теория Ч. Дарвина), но и прозорливо оп­ределил тенденции развития науки в этих областях зна­ния, что впоследствии получило блестящее подтверж­дение.

    Если XVIII в. можно назвать веком И. Ньютона, то XIX в. — это век Ч. Дарвина. Создание эволюционной теории играет принципиальную роль для развития всего естествознания в целом. В этой связи к концу века про­исходит размежевание наук: возникают точное естество­знание, к которому мы теперь относим физические и естественные науки, и в первую очередь — биологию, и науки об обществе, о его развитии, самом человеке. Но все эти науки развивались отдельно, так как считалось, что каждая из сфер нашего мира существует как бы сама по себе и подчиняется своим законам.

    Но в том же XIX в. начали формироваться и иные тенденции. Во второй половине XIX в. в России возни­кает своеобразное умонастроение, называемое «русским космизмом». Оно не было школой в научном понимании, а являлось именно умонастроением широ­ких кругов демократической интеллигенции. К течению «русского космизма» были близки многие естествоиспытатели и ученые, такие как К.Э. Ци­олковский, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов и др. Суть этого учения и его основные черты:

    1.  Человек — это составная часть природы.

    2.  Человека и Природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать в единстве.  .

    3.  Человек и все, что его окружает, — это части единого целого — Вселенной.

    В этом контексте не так уж важно, что одни называ­ют Богом, а другие — Вселенной.

    Для русского естествознания второй половины XIX в. характерны рассмотрение любых фактов во всех их вза­имосвязях, стремление к обобщающим схемам. Ярки­ми примерами этому служат периодическая система Д.И. Менделеева, высказывание И.М. Сеченова о том, что человека нужно изучать в единстве его плоти, духа и окружающей среды, учение о ноосфере русского ученого В.И. Вернадского.

    Конец XIX — начало XX в. характеризуется кризисом в физике, который сопровождался нарушением прежних представлений о строении материи, ее свойствах, фор­мах движения и типах закономерностей.

    Ряд выдающихся открытий в физике — рентгеновских лучей, радиоактивного излучения урана, электрона — опровергали сложившиеся представления о материи и ее формах. М. Планком была создана теория квантов и энер­гии микрообъектов, А. Эйнштейном вскрыта количествен­ная связь между массой и энергией связи атомов.

    2. НОВЕЙШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

    Период новейшей революции в естествознании со­впал с вступлением капитализма в стадию империализ­ма. Новые потребности техники оказали стимулирующее действие на естествознание, приведшее к тому, что в середине 90-х гг. XIX в. началась новейшая революция в естествознании, главным образом в физике, и в ней можно выделить три этапа.

    1.  Первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании связан:

    ■  с открытием электромагнитных волн Г. Герцем (1888 г.);

    ■  с открытием светового давления П.Н. Лебедевым (1899 г.);

    ■  с созданием теории относительности А. Эйнштейном (1905 г.);

    ■  с изобретением радио А.С. Поповым (1895 г.);

    ■  с возникновением в химии и биологии генетики на основе законов Г. Менделя (1856—1863 гг.);

    ■  с созданием Н. Бором (1913—1921 гг.) на основе пред­ставлений об атоме и атомном ядре теории водородо-подобного атома, основанной на двух его постулатах, которые позволили решить проти­воречия между классической физикой и вновь полу­ченными экспериментальными данными и разработ­ка которых велась в соответствии с периодической таблицей Д. Менделеева.

    2. Второй этап новейшей революции в естествозна­нии начался в середине 20-х гг. XX в. в связи:

    ■  с возникновением квантовой механики (см. ТЕМУ 3.5),

    ■  с сочетанием ее с теорией относительности;

    ■  с образованием общей квантово-релятивистской кон­цепции.

    3. Началом третьего этапа новейшей революции в ес­тествознании явились:

    ■   первое овладение атомной энергией в результате от­крытия деления атомного ядра немецкими физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом в 1938 г., за что они были удостоены Нобелевской премии по химии в 1946 г.;

    ■ последующие исследования (1940-1947 гг.), с кото­рыми связано зарождение ЭВМ и новой науки — ки­бернетики.

    Полное развитие этот этап получил в середине XX в. Его отличительной особенностью является то, что наря­ду с физикой теперь в естествознании лидирует целая группа отраслей:

    ■  химия (особенно микрохимия, химия полимеров);

    ■  биология (особенно генетика, молекулярная биоло­гия);

    ■  кибернетика;

    ■  космонавтика и др.

    Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что взаимодействие  развития естествознания и общества неоспоримо, так как они не могут развиваться друг без друга. По мнению выдающегося российского историка В.О. Ключевского (1841 — 1911), «человеческая личность, людское общество и природа страны — вот те три основные силы, которые строят людское общежитие... Идеал исторического вос­питания народа состоит в полном и стройном развитии всех элементов общежития и в таком их соотношении, при котором каждый элемент развивается и действует в меру своего нормального значения в общественном составе, не принижая себя и не угнетая других».












    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. М., 1981.

    2. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. — Новосибирск: ЮНВА, 2002. - 830 с.

    3. Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2005. — 520 с.

    4. Концепции современного естествознания //Учебник для вузов — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004. — 271 с.

    5. Концепции современного естествознания //Для студентов вузов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 434 с.

    6. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 450 с.





Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - История развития естествознания и история развития общ-ва ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.