Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: История развития социологии

  • Вид работы:
    Реферат по теме: История развития социологии
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:35
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

    1. СОЦИОЛОГИЯ ЗА РУБЕЖОМ............................................................ 4

    1. 1. Социальные философы.............................................................. 4

    1. 2. Зарождение социологии как науки. Выдающиеся мыслители

     XIX века................................................................................................ 5

    1. 3. Европейские и американские социологи............................... 11

    2. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ................................................................ 13

    2. 1. Возникновение социологической науки в России................ 13

    2. 2. Социологи в советской России................................................ 16

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 19

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................................ 20

    ВВЕДЕНИЕ

    Любая научная дисциплина имеет свою историю. Знание такой ис­тории необходимо всем, кто приступает к изучению той или иной нау­ки. История показывает движение мысли, описывает научные дискус­сии, в которых зарождались идеи, становящиеся позднее парадигмой науки.

    Социология как новое, совершенно самостоятельное направление научной мысли — это интеллектуальный продукт XIX века. Одновре­менно можно утверждать, что она была результатом мощного кризиса западноевропейского социума, обозначившего его переход от тради­ционного общества к индустриальному. Не случайно отец-основатель социологии Огюст Конт был одним из первых обществоведов, настой­чиво употреблявшим этот термин «индустриальное общество».

     Социо­логия как особая научная дисциплина с таким названием возникла сначала во Франции, а затем, вполне независимо, в Германии и Аме­рике. В этих трех странах она развивалась особенно бурно. Можно  обозначить период между 1890 и 1930 годами, когда была продела­на большая часть работы по закладке ее теоретического фундамента. Значительная часть из того, что произошло с того времени в социоло­гии, было во многом углублением проработки и доведением до логи­ческого завершения интуитивных догадок великих авторов класси­ческого периода.

    В то же время нельзя забывать о том теоретическом фундаменте, который заложили предшественники социологии. Один из патриар­хов современной мировой социологии, Роберт Мертон, как-то сказал: «Социология — это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».






    1. СОЦИОЛОГИЯ ЗА РУБЕЖОМ.

    1. 1. Социальные философы

    В течение двух с половиной тысяч лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении обще­ства дали античные философы Платон и Аристотель. Многие класси­ки социологической мысли вошли в историю науки и как классики философии, так как социология (обществознание) зарождается и дол­гое время существует в качестве составной части философии — соци­альной философии. Поэтому первых «социологов» называют соци­альными философами.

    Среди таких философов античности вы­деляют двух гигантов — Платона (427-347 до н. э.) и его ученика и по­следователя Аристотеля (384-322 до н. э.). Они, как и нынешние со­циологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практичес­кими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Первым в истории трудом по «общей социологии» справедливо считают «Го­сударство» Платона. Великий мыслитель разработал, по сути, основы первой в мире теории стратификации, согласно которой любое обще­ство делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управ­лявших государством; средний, включавший воинов, охранявших го­сударство от смуты и беспорядка; низший, куда входили ремесленники и крестьяне. Свой вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности — Аристотель. У него опорой по­рядка выступал средний класс. Кроме него, общество включает в себя еще два класса — богатую плутократию и лишенный собственности пролетариат.

    Еще в средневековье арабский мыслитель Ибн-Хальдун присталь­но изучал поведение больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества. Только через две тысячи лет пос­ле Платона и Аристотеля европейская научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усили­ям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые послужили непо­средственными предшественниками научного этапа социологии. Мно­гие европейские мыслители XVII-XIX веков, в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII-XVIII веках впер­вые появились термины, призванные сыграть решающую роль в фор­мировании социологии: общество, культура, цивилизация, классы, структура, функция и некоторые другие.

    1. 2. Зарождение социологии как науки. Выдающиеся

    мыслители XIX века.

    Социология как наука  родилась в середине XIX века. Возникновение в XIX веке опытной, эмпирической науки об обще­стве является не случайным, а имеет определенные гносеологические и социально-экономические предпосылки. XIX век — это век естество­знания, его идеалом является опытное, «позитивное» знание.

    В XIX веке европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Выдающиеся социологи своего времени О. Конт и К. Маркс, заста­ли начальную стадию капитализма, а Э. Дюркгейм и М. Вебер, — развитую. Между этими стадиями существует качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали совершенно разные общества. Отсюда во многом проистекает и различие их взглядов.

    Огюст Конт (1798-1857). Этого выдающегося французского мыслителя принято считать родоначальником социологии как науки: имен­но он в 1839 году явился создателем и самого термина «социология». Получив математическое и естественное образование, Конт считал, что наука об обществе должна стать не спекулятивным, а точным знани­ем, использующим методы естественных наук, отвергая туманные рас­суждения и домыслы. По Конту, социология — единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования об­щества, неотделимые от законов природы.

    В своих взглядах  Конт руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помо­щью науки и просвещения можно решить все социальные проблемы.

    Конт совершил поистине революционный переворот в науках об об­ществе, определив предмет и метод социологии. Конт преклонялся не только перед социологией, но и перед челове­ческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдель­ный индивид — почти ничто. Общество состоит не из отдельных инди­видов, а из социальных систем. Под обществом Контом подразумевалось все человечество или какая-то его часть, связанная консенсусом (все­общим согласием). Посредствующим звеном между индивидом и об­ществом выступает семья, и семейная связь имеет совсем иную при­роду, нежели социальная. Учение Конта состояло из двух частей — социальной статики, описывающей взаимоотношения между соци­альными институтами, и социальной динамики, раскрывающей законы и этапы изменения общества.

    Конт сформулировал также основной закон общественного про­гресса, т. е. закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий, согласно которому стадии развития общества соответ­ствуют стадиям развития человеческого ума.

    Карл Маркс (1818-1883). Имя этого знаменитого немецкого мыс­лителя и теоретика общественной науки известно миру, пожалуй, луч­ше других. Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное — стабилизация общества, то для Маркса — уничтожение такого общества и замена его новым, более справедливым. Многие считают, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи — за реформистский. Маркс — основоположник так назы­ваемой теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории.

    В отличие от Конта Маркс придавал негативным сторонам капита­лизма, а именно эксплуатации человека человеком, обнищанию масс, росту преступности, не относительное, а абсолютное значение. Он счи­тал, что нельзя устранить эти явления полностью или частично в рам­ках капитализма, так как он представляет собой такой же антагони­стический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм является непримиримым противоречием основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачи­ваемый труд.

    Маркс пришел к выводу, что эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое обще­ство на бесклассовое. Наиболее важными в социологическом смысле работами Маркса считаются: «Манифест Коммунистической партии», «Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.», «К критике политической эко­номии. Предисловие»[1].

    Герберт Спенсер (1820-1903). Этот выдающийся английский мыс­литель, создатель учения о социальной эволюции, внес наибольший вклад в развитие мировой социологии. Спенсера считают основателем школы органической аналогии (к которой неоднократно обращались и другие классики социологии, в частности Дюркгейм): он сравни­вал общества с биологическими организмами, а отдельные части об­щества (государство, церковь, образование и т. д.) — с частями ор­ганизма (сердцем, нервной системой и т. д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно важную функцию.

    Экономическая жизнь в обществе, утверждал Спенсер, подобна об­мену веществ в организме: правительство аналогично головному моз­гу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению, и т. д. Изменения общества не могут происходить без изменения его частей и выполняемых ими функций: изменилась экономика — меняется социальная структура общества, поскольку возникают новые клас­сы, например, предприниматели и наемные рабочие[2]. Считается, что Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и фун­кции.

    Основной закон социального развития, по Спенсеру, — закон выжи­вания наиболее приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Правительство не долж­но вмешиваться, по мнению Спенсера, в процесс естественного отбо­ра, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться — такая позиция позднее получила название «социал-дарвинизм». Спен­сер был противником революции, считая ее болезнью социального организма.

    Научное признание получила заложенная Спенсером теория соци­альной эволюции, в частности, его идея о том, что все общества последо­вательно развиваются: от простого состояния, когда все части взаимоза­меняемы, к сложному обществу с совершенно не схожими между собой элементами.

    Спенсер способствовал введению в науку и широкому распростра­нению такого важного социологического понятия, как «социальный институт», выделив и описав его главные разновидности. Спенсер первым дал полномасштабное описа­ние сферы социологии, предвосхитил открытие некоторых положе­ний структурного функционализма, применил эволюционный под­ход к анализу социальных явлений.

    Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Этот выдающийся мыслитель и уче­ный является основателем французской социологической школы. На начальных этапах своего научного творчества он во многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и выдвинул принципы новой методологии: натурализм — понимание законов общества по аналогии с законами природы и социологизм — утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами. В 1895 году в работе «Правила со­циологического метода» Дюркгейм — первый профессор социологии во Франции — сформулировал принципы социологии, ставшие хре­стоматийными.

    Дюркгейм считал, что основной задачей социологии является изу­чение социальных фактов, под которыми он подразумевал независи­мую от индивидов реальность, обладающую «принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная систе­ма)[3]. В социальной реальности Дюркгейм выделил три уровня:

    ♦  уровень структуры (физическое и материальное основание обще­ства, территория, население);

    ♦  уровень функционирования (социальные институты, нормы, пра­вила);

    ♦  уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).

    Центральной в научном творчестве Дюркгейма является проблема социальной солидарности. Он, как и Конт, считал, что общество по сво­ей природе основано на консенсусе. Конфликты не являются ни дви­жущей силой исторического развития, ни неизбежным признаком коллективной жизни, они — признак болезни или разлада в обществе. Дюркгейм отвергал идею Маркса о революции как единственно при­емлемом способе разрешения социальных конфликтов.

    Макс Вебер (1864-1920). Этот известный социолог, соотечествен­ник Маркса, жил в одно время с Дюркгеймом. Тем не менее, взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические фак­торы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше все­го ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию. Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Коллективное сознание — скорее метафора, нежели точное понятие.

    Статистика и изучение мотивов человеческого поведения (кото­рые, по сути, игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм) — взаимодопол­няющие части социологического исследования. Таково ядро научного метода, который получил название «понимающей социологии». Вебер ис­ходил из того, что социология должна познавать те значения, которые поди придают своим действиям. Для этого и вводится термин Verstehen, который дословно переводится с немецкого как «понимание» и приоб­ретает в социологическом методе Вебера автономное значение.

    Вебер сконструировал систему из четырех идеальных типов соци­ального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, тради­ционное, аффективное[4]. Вебер разработал практически все базисные теории, которые се­годня составляют фундамент социологии. Это учение о социальном действии и мотивации, общественном разделении труда, отчужде­нии, профессии как призвании. Это основы социологии религии, социологии города, социологии социального господства, экономиче­ской социологии и социологии труда. Это теория бюрократии, кон­цепция социальной стратификации и статусных групп, основы по­литологии и института власти, учение о социальной истории общества и рационализации, учение об эволюции капитализма и института собственности. Все достижения Вебера просто невозможно перечис­лить, настолько их много. Благодаря теоретическому вкладу Вебера, а также его коллег Тенниса и Зиммеля можно утверждать, что не­мецкая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Пер­вой мировой войны.

    1. 3. Европейские и американские социологи

    Если в Европе социологическая мысль развивалась в тесном кон­такте с философией, то в Америке среди социологов получила широ­кое распространение социальная психология. Представители обеих культур стремились объяснить эволюцию и функционирование об­щества, но делали это по-разному: европейцы больше тяготели к гло­бальным историческим схемам, американцы — к конкретным моде­лям и прикладным разработкам.

    Вместо философской субстанции американцы делали акцент на по­ведении и действии. Их не интересовало то, что скрыто внутри разума и что не поддается точному измерению. Их привлекало то, что прояв­ляется вовне в так называемом открытом поведении. Так появился би­хевиоризм (от англ. behaviorповедение), подчинивший себе в пер­вой половине XX века все социальные науки (экономику, психологию, социологию, политологию). Теперь уже за ними закрепился ярлык по­веденческих, или бихевиориальных, наук. С этим званием, а именно поведенческой (а не философской, какой она была в Европе еще в на­чале XX века), социология и дожила до наших дней.

    В 60-е годы XX века, когда в США резко возросли государственные дотации, академическая социология успешно развивалась во всех ре­гионах страны. Период ее признания и полной институционализации закончился. Начиная с этого момента социология росла быстрее, чем любой другой сектор американской культуры. С географической точ­ки зрения американская социология стала полицентричной. На анг­лийском языке говорят сегодня социологи всех стран мира, а общая численность американских социологов превышает число европейских в 2-3 раза. Современная эпоха — это, по выражению Миллса, эпоха социологии. К 1960 году большинство американских университетов и колледжей имели социологические факультеты, хотя только 70 % из них предлагали подготовку на докторскую степень. В 60-е годы в США социологов было больше, чем во всех странах мира вместе взятых. Се­годня здесь более 20 тыс. профессиональных социологов; эту профес­сию можно получить в 250 университетах и колледжах страны.

    На протяжении XX века западная социология претерпела значи­тельную эволюцию и к настоящему времени представляет собой до­вольно сложную систему идей, концепций, теорий и методов. К наиболее крупным направлениям или, как их еще называют, социоло­гическим парадигмам сегодня относят:

    ♦  теорию социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер);

    ♦  структурный функционализм (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мер­тон);

    ♦  символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер);

    ♦  этнометодологию (Г. Гарфинкель);

    ♦  феноменологическую социологию (А. Шюц);

    ♦  тендерную социологию[5].

    Социологическая мысль была раньше и является сейчас ответом на кризис динамично развивающегося общества. Причем не только европейского. Сегодня социология успешно развивается на всех кон­тинентах; особенно активно — в странах Латинской Америки, Япо­нии и Китае.












    2. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ

    Русская дореволюционная социологическая мысль начинала свое развитие с того же теоретического уровня, на котором находилась то­гда европейская социология. Идеи О. Конта, пожалуй, даже раньше, чем на его родине, были изучены в России. Передовая интеллигенция тянулась ко всему новому, свежему. Русские социологи как с равными полемизировали с О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом. Выдаю­щийся статистик А. Чупров оставил после себя глубокое эссе о нео­кантианской социологии. Наша страна дала миру социологов эк­стракласса, таких как  М. Ковалевский и П. Сорокин.


    2. 1. Возникновение социологической науки в России

    Социология в Россию проникла с Запада еще в 40-е годы XIX века, однако ее расцвет связывают со второй половиной 60-х годов XIX века. Как и на Западе, социальная мысль в России развивалась в лоне фило­софии, когда другие социальные науки — история, этнография, юриспруденция — уже достигли значительных успехов. Как и в Западной  Европе, отечественная социологическая мысль поначалу формировалась в русле позитивистской традиции. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века социология прошла три этапа. Собственно же социологические теории в России появляются толь­ко в начале XX века.

    С середины 60-х годов в русской литературе, по наблюдению исто­риков социологии И. Голосенко и В. Козловского, появляются работы, в которых неоднократно встречается термин «социология», хотя новая наука все еще рассматривается как «философия истории на научной основе». В конце 60-х годов, отмечал крупнейший историограф рус­ской социологии Н. Кареев, «позитивизм и социология вошли в рус­ский умственный обиход».

    Первый период развития русской социологии представлен в Рос­сии множеством различных подходов и направлений: географическая школа (Л. Мечников), органицизм (П. Лилиенфельд, А. Стронин), пси­хологизм (субъективная школа — П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Ка­реев, С. Южаков), социопсихологизм — (Е. Де Роберти).

    Второй период в развитии русской социологической мысли условно может быть ограничен второй половиной 80-х и 90-ми годами XIX ве­ка. В эти годы развиваются марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Антипозитивистский подход представлен в работах Б. Кистяковского, П. Новгородцева, Л. Петражицкого, В. Хвостова. Существенное влияние на развитие со­циологической мысли в России оказал П. Струве. На данном этапе до­минировала субъективная социология. Движущим мотивом создате­лей субъективной социологии П. Лаврова и Н. Михайловского было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества.

    В конце XIX и начале XX веков в российской социологической мысли сформировались, попеременно господствуя в общественном сознании и сменяя друг друга, несколько направлений, научных школ и течений: социокультурная теория (Н. Данилевский), социологиче­ская концепция русского консерватизма (К. Леонтьев), государствен­ная школа (Б. Чичерин, К. Кавелин, А. Градовский), социологические идеи теоретиков анархизма (Л. Мечников, М. Бакунин, П. Кропот­кин), социал-органицизм (А. Стронин, П. Лилиенфельд), психологиче­ское направление (Е. де Роберти, Л. Петражицкий), субъективная школа социологии (П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев, С. Южаков), ге­нетическая социология (М. Ковалевский), марксистское направление в социологии, эмпирическая социология (К. Тахтарев, П. Сорокин).

    Третий период развития русской социологии ограничен двумя пер­выми десятилетиями XX века. В этот период распространяется неопозитивизм, сочетающий функционализм и эмпирические исследования (Г. Зеленый, А. Звоницкая, К. Тахтарев, А. Лаппо-Данилевский). Цен­тральной темой их анализа стала структура «социального взаимодей­ствия» и изучение элементов среды в виде социальных групп и слоев.

    К концу столетия (в 1896-1897 учебном году) прочи­тан первый в России систематический курс социологии, который подготовил известный профессор Санкт-Петербургского университета Н. И. Кареев. Этот курс был тотчас опубликован в виде пособия для студентов «Введение в изучение социологии. Лекции» (СПб., 1897). Первая кафедра социологии открылась в 1908 году в Петербурге при частном Психоневрологическом институте. А в 1916 году при Петер­бургском университете учреждается Русское социологическое обще­ство имени М. М. Ковалевского[6].

    Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). Этот известный русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления был академиком Петербургской академии наук (1914) и издателем журнала «Вестник Европы» с 1909 по 1916 годы. Важным фактом в развитии со­циологической мысли в России можно считать публикацию двухтомно­го труда М. М. Ковалевского (1851-1916) «Социология». Понимая социологию как науку об организации и эволюции обще­ства, Ковалевский подчеркивал, что она имеет дело со сложным перепле­тением экономических, психологических, географических факторов, ни один из которых не является определяющим. Поэтому свою научную за­дачу он видел в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости интегрировать все положительное в них на почве «тео­рии социального прогресса». Тенденция синтеза позитивных сторон раз­личных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала ха­рактерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.

    После революции социология получает свободу как научная и учеб­ная дисциплина. В течение нескольких месяцев выходят научно-по­пулярные брошюры по актуальной тематике, газетные и журнальные статьи по социологии, авторами которых нередко были известные со­циологи, в частности, Сорокин, Энгель, Рожков. С 1917 года начинается издание учебной литературы по социологии для школ разных типов и одновременно расширяется круг учебных заведений, где вводится изучение социологии. И, наконец, в 1920 году в Петербургском университете был открыт созданный на базе факультета общественных паук (ФОН) первый в России социологический факультет. Его орга­низатором, первым деканом и ведущим лектором стал П. А. Сорокин.

    Питирим Сорокин (1889-1968). Это имя самого выдающегося уче­ного, которого Россия дала мировой социологии. По универсальности охвата социологической проблематики, значению теоретического и ме­тодологического вклада в мировую социологию Сорокина можно сравнить разве что с Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США, прославил нашу социологию. Благодаря ему Рос­сию можно причислить к разряду социологических держав мира.

    Сорокин является создателем наиболее основательной и детально разработанной теории стратификации. Сорокин рассматривает стратификацию как способ измерения ста­туса той или иной социальной группы в различных сферах жизнеде­ятельности общества[7]. Он предлагает производить стратификацион­ные измерения в трех социальных пространствах — экономическом, политическом и профессиональном. Социальная стратификация в це­лом описывает расслоение людей на классы и иерархические ранги. Ее основа — неравномерное распределение прав и привилегий, ответ­ственности и обязанностей, власти и влияния.

    2. 2. Социологи в советской России.

     Изгнание в 1922 году большой группы ученых из России сразу же сказалось на снижении уровня отечествен­ной социологии. Социологи конца 20-х годов еще пытались проводить эмпирические исследования (К. Кабо, С. Первушин, А. Гастев и др.), разрабатывать теорию и преподавать в университетах (Н. Бухарин, С. Солнцев). Однако довольно скоро научные исследования в этой области были свернуты.

    Ко второй половине 20-х годов XX века общий уровень философии и социологии как научных дисциплин в СССР резко снизился. Боль­шевики намеревались покончить с «буржуазной социологией», а по­кончили с социологией вообще.

    Тем не менее, 20-е годы дали миру немало замечательных россий­ских мыслителей. Среди них можно назвать выдающегося экономиста и специалиста в сфере экономической социологии Н. Кондратьева, ав­тора социальной инженерии и самой эффективной по тем временам системы НОТ А. Гастева, наконец, замечательного ученого-планови­ка, написавшего фундаментальные работы по социальной истории об­щественного труда и

    После 20-х годов последовал продолжительный период затишья — на протяжении почти 30 лет в стране не было создано ни одной сколь­ко-нибудь значимой работы по социологии труда, не проведено ни од­ного серьезного эмпирического исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни одного профессионального социолога.

    Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Москов­ском университете были сделаны только в 60-е годы XX столетия. Социологи 50-60-х годов, или, как их позже называли, социологи первого поко­ления, решали нелегкую задачу — не только возродить, но и практи­чески заново создать эту науку. Во многом благодаря работам Б. Грушина, Т. Заславской, А. Здравомыслова, Ю. Левады, Г. Осипова, В. Ядова и других ученых в стране значительно расширились масштабы социо­логических исследований. Предметом их была социальная структу­ра общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи.

    На философском факультете была создана межкафедральная соци­ологическая лаборатория, затем открыта кафедра методики конкрет­ных социальных исследований (1968 год). Ученые кафедры подготовили и издали одно из первых в стра­не учебных пособий по социологии, организовали чтение лекций по социологии на философском, юридическом факультетах и на факуль­тете журналистики. В дальнейшем на базе кафедры и социологиче­ской лаборатории было создано отделение прикладной социологии на философском факультете.

    В 1988 году было принято постановление ЦК КПСС, впервые при­знавшее необходимость высшего социологического образования в стра­не. 6 июня 1989 года можно считать днем рождения социологического факультета МГУ, который оказался первым после длительного пере­рыва социологическим факультетом в СССР. Деканом факультета стал его организатор и заведующий отделением социологии профессор В. Добреньков. Более 10 лет прошло со времени введения в вузах курса социологии как обязательной общеобразовательной дисциплины и издания пер­вых отечественных учебников по этому предмету. По данным Мини­стерства общего и профессионального образования, в 1998 году насчи­тывалось около 780 кафедр, в названии которых присутствовало слово «социология». Во многих крупных городах страны успешно функцио­нируют социологические факультеты вузов.

    Ежегодно в стране проводится несколько конференций, научно-практических семинаров, посвященных проблемам преподавания соци­ологии в вузах. Они проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Екатерин­бурге, Новосибирске и других городах. Проблемы социологического образования постоянно обсуждаются в журнале «Социологические ис­следования» в рамках «круглых столов» и в специально созданной руб­рике «Кафедра». В последние годы изданы десятки учебников и учеб­ных пособий по общим и отраслевым социологическим дисциплинам.







    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Социология представляет собой интеллектуальный продукт XIX ве­ка. Первыми предшественниками социологии были античные социальные философы Платон и Аристотель. Базовые идеи и концепции но­ной науки были разработаны в европейской социальной философии XVII-XIX веков — задолго до официального рождения социологии.

    Основателем социологии считают Огюста Конта, который вначале называл эту новую науку «социальной физикой». В течение существен­ного времени социология развивалась в соответствии с разработанными Контом принципами позитивизма. Важный вклад в развитие социологической науки внес Карл Маркс. В отличие от всех других социо­логов современной ему эпохи, которые отстаивали реформистские направления социального развития, Маркс выступал за революцион­ный путь изменения общества.  Выдающийся английский мыслитель Герберт Спенсер внес боль­шой вклад в развитие мировой социологии, создав учение о социальной эволюции.  Институционализация социологии как особой научной и учебной дисциплины связана с именем французского социолога Эмиля Дюрк­гейма. Центральной в научном творчестве Дюркгейма, как и всей осно­ванной им французской социологической школы, является проблема социальной связи и, в частности, выявление различных видов социаль­ной солидарности. Одним из наиболее заметных классиков социологии, оказавших серьезное влияние на развитие современной социологической мысли, считают Макса Вебера, который разрабо­тал практически все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии.

    В России теоретическая социологическая мысль довольно успеш­но развивалась с конца XIX по начало третьего десятилетия XX веков. Следует отметить имена таких выдающихся русских мыслителей, как М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев, П. А. Сорокин. В  конце 80-х—начале 90-х годов начался новый этап российской социологии, который продолжается до сих пор.

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993.

    2. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. — 1994. № 5.

    3. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избран­ные произведения. — М., 1990.

    4. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составл. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.

    5. Кон И. С. Социологическая концепция Герберта Спенсера // Ис­тория буржуазной социологии XIX — начала XX века. — М., 1979.

    6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. М.: Логос; Екатеринбург: Деловая кн., 2008.

    7. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. Для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия». 2007.

    8. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд. Т. 2.

    9. Осипова Е. В. Огюст Конт и возникновение позитивистской со­циологии // История буржуазной социологии XIX—начала XX века. - М., 1979.

    10. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.

    11. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.



    [1]Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд. Т. 2.

    [2] Кон И. С. Социологическая концепция Герберта Спенсера // Ис­тория буржуазной социологии XIX — начала XX века. — М., 1979.


    [3] Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составл. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.

    [4] Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные про­изведения. - М., 1990. С. 602-603.

    [5] Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М., 1993.

    [6] Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.


    [7] Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1992.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - История развития социологии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.