СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3
1. СОЦИОЛОГИЯ ЗА РУБЕЖОМ............................................................ 4
1. 1.
Социальные философы.............................................................. 4
1. 2.
Зарождение социологии как науки. Выдающиеся мыслители
XIX века................................................................................................ 5
1. 3.
Европейские и американские социологи............................... 11
2. СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ................................................................ 13
2. 1.
Возникновение социологической науки в России................ 13
2. 2.
Социологи в советской России................................................ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................... 19
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................................ 20
ВВЕДЕНИЕ
Любая
научная дисциплина имеет свою историю. Знание такой истории необходимо всем,
кто приступает к изучению той или иной науки. История показывает движение
мысли, описывает научные дискуссии, в которых зарождались идеи, становящиеся
позднее парадигмой науки.
Социология
как новое, совершенно самостоятельное направление научной мысли — это
интеллектуальный продукт XIX
века. Одновременно можно утверждать, что она была результатом мощного кризиса
западноевропейского социума, обозначившего его переход от традиционного
общества к индустриальному. Не случайно отец-основатель социологии Огюст Конт
был одним из первых обществоведов, настойчиво употреблявшим этот термин
«индустриальное общество».
Социология
как особая научная дисциплина с таким названием возникла сначала во Франции, а
затем, вполне независимо, в Германии и Америке. В этих трех странах она
развивалась особенно бурно. Можно обозначить период между 1890 и 1930 годами,
когда была проделана большая часть работы по закладке ее теоретического
фундамента. Значительная часть из того, что произошло с того времени в социологии,
было во многом углублением проработки и доведением до логического завершения
интуитивных догадок великих авторов классического периода.
В то же
время нельзя забывать о том теоретическом фундаменте, который заложили
предшественники социологии. Один из патриархов современной мировой социологии,
Роберт Мертон, как-то сказал: «Социология — это очень молодая наука об очень
древнем предмете изучения».
1.
СОЦИОЛОГИЯ ЗА РУБЕЖОМ.
1. 1.
Социальные философы
В
течение двух с половиной тысяч лет мыслители анализировали и описывали
общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и
достаточно полное представление о строении общества дали античные философы
Платон и Аристотель. Многие классики социологической мысли вошли в историю
науки и как классики философии, так как социология (обществознание) зарождается
и долгое время существует в качестве составной части философии — социальной
философии. Поэтому первых «социологов» называют социальными философами.
Среди
таких философов античности выделяют двух гигантов — Платона (427-347 до н. э.)
и его ученика и последователя Аристотеля (384-322 до н. э.). Они, как и
нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей,
обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими
рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Первым в истории трудом
по «общей социологии» справедливо считают «Государство» Платона. Великий
мыслитель разработал, по сути, основы первой в мире теории стратификации, согласно
которой любое общество делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов,
управлявших государством; средний, включавший воинов, охранявших государство
от смуты и беспорядка; низший, куда входили ремесленники и крестьяне. Свой
вариант теории стратификации предложил другой энциклопедический ум античности —
Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, общество
включает в себя еще два класса — богатую плутократию и лишенный собственности
пролетариат.
Еще в
средневековье арабский мыслитель Ибн-Хальдун пристально изучал поведение
больших социальных групп людей, составляя анатомию человеческого общества.
Только через две тысячи лет после Платона и Аристотеля европейская научная
мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря
усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые послужили непосредственными
предшественниками научного этапа социологии. Многие европейские мыслители XVII-XIX веков, в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель,
задолго до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной
морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII-XVIII веках впервые появились термины, призванные сыграть
решающую роль в формировании социологии: общество, культура, цивилизация,
классы, структура, функция и некоторые другие.
1. 2.
Зарождение социологии как науки. Выдающиеся
мыслители XIX века.
Социология
как наука родилась в середине XIX века.
Возникновение в XIX веке опытной,
эмпирической науки об обществе является не случайным, а имеет определенные гносеологические
и социально-экономические предпосылки. XIX век — это век естествознания, его идеалом является
опытное, «позитивное» знание.
В XIX веке европейское общество
окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Выдающиеся
социологи своего времени О. Конт и К. Маркс, застали начальную стадию
капитализма, а Э. Дюркгейм и М. Вебер, — развитую. Между этими стадиями
существует качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали
совершенно разные общества. Отсюда во многом проистекает и различие их
взглядов.
Огюст
Конт (1798-1857). Этого
выдающегося французского мыслителя принято считать родоначальником социологии
как науки: именно он в 1839 году явился создателем и самого термина
«социология». Получив математическое и естественное образование, Конт считал,
что наука об обществе должна стать не спекулятивным, а точным знанием,
использующим методы естественных наук, отвергая туманные рассуждения и
домыслы. По Конту, социология — единственная наука, которая призвана открывать
универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от
законов природы.
В своих
взглядах Конт руководствовался идеалами прогресса, политической и
экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и просвещения можно
решить все социальные проблемы.
Конт
совершил поистине революционный переворот в науках об обществе, определив
предмет и метод социологии. Конт преклонялся не только перед социологией, но и
перед человеческим обществом, которое она призвана описывать. Для него отдельный
индивид — почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а из
социальных систем. Под обществом Контом подразумевалось все человечество или
какая-то его часть, связанная консенсусом (всеобщим согласием). Посредствующим
звеном между индивидом и обществом выступает семья, и семейная связь имеет
совсем иную природу, нежели социальная. Учение Конта состояло из двух частей —
социальной статики, описывающей взаимоотношения между социальными
институтами, и социальной динамики, раскрывающей законы и этапы
изменения общества.
Конт
сформулировал также основной закон общественного прогресса, т. е. закон
интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий, согласно
которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого
ума.
Карл
Маркс (1818-1883). Имя
этого знаменитого немецкого мыслителя и теоретика общественной науки известно
миру, пожалуй, лучше других. Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию
общества, нежели Конт. Если для Конта и Дюркгейма главное — стабилизация
общества, то для Маркса — уничтожение такого общества и замена его новым, более
справедливым. Многие считают, что вся мировая социология возникла и
сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами
теории опровергнуть его. В самом деле, Маркс выступал за революционный путь
изменения общества, а все другие социологи — за реформистский. Маркс —
основоположник так называемой теории конфликта, он определял
противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как
движущую силу истории.
В
отличие от Конта Маркс придавал негативным сторонам капитализма, а именно
эксплуатации человека человеком, обнищанию масс, росту преступности, не
относительное, а абсолютное значение. Он считал, что нельзя устранить эти
явления полностью или частично в рамках капитализма, так как он представляет
собой такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм.
Антагонизм является непримиримым противоречием основных классов любого
общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует
другой, т. е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд.
Маркс
пришел к выводу, что эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только
уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое. Наиболее важными в
социологическом смысле работами Маркса считаются: «Манифест Коммунистической
партии», «Капитал», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Классовая борьба во
Франции с 1848 по 1850 г.», «К критике политической экономии. Предисловие»[1].
Герберт
Спенсер (1820-1903). Этот
выдающийся английский мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес
наибольший вклад в развитие мировой социологии. Спенсера считают основателем
школы органической аналогии (к которой неоднократно обращались и другие
классики социологии, в частности Дюркгейм): он сравнивал общества с
биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь,
образование и т. д.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.
д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно важную
функцию.
Экономическая
жизнь в обществе, утверждал Спенсер, подобна обмену веществ в организме:
правительство аналогично головному мозгу, торговля выполняет функции, подобные
кровообращению, и т. д. Изменения общества не могут происходить без изменения
его частей и выполняемых ими функций: изменилась экономика — меняется
социальная структура общества, поскольку возникают новые классы, например,
предприниматели и наемные рабочие[2].
Считается, что Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции.
Основной
закон социального развития, по Спенсеру, — закон выживания наиболее
приспособленных индивидов. Функции естественного отбора выполняет
экономическая конкуренция. Правительство не должно вмешиваться, по мнению
Спенсера, в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных
индивидов полезно избавляться — такая позиция позднее получила название
«социал-дарвинизм». Спенсер был противником революции, считая ее болезнью
социального организма.
Научное
признание получила заложенная Спенсером теория социальной эволюции, в
частности, его идея о том, что все общества последовательно развиваются: от
простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, к сложному обществу с
совершенно не схожими между собой элементами.
Спенсер
способствовал введению в науку и широкому распространению такого важного
социологического понятия, как «социальный институт», выделив и описав его
главные разновидности. Спенсер первым дал полномасштабное описание сферы
социологии, предвосхитил открытие некоторых положений структурного
функционализма, применил эволюционный подход к анализу социальных явлений.
Эмиль
Дюркгейм (1858-1917). Этот выдающийся мыслитель и ученый является основателем французской
социологической школы. На начальных этапах своего научного творчества он во
многом опирался на позитивистскую философию О. Конта, но пошел гораздо дальше и
выдвинул принципы новой методологии: натурализм — понимание законов
общества по аналогии с законами природы и социологизм — утверждение
специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над
индивидами. В 1895 году в работе «Правила социологического метода» Дюркгейм —
первый профессор социологии во Франции — сформулировал принципы социологии,
ставшие хрестоматийными.
Дюркгейм
считал, что основной задачей социологии является изучение социальных фактов,
под которыми он подразумевал независимую от индивидов реальность, обладающую
«принудительной силой» (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования,
денежная система)[3].
В социальной реальности Дюркгейм выделил три уровня:
♦
уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория,
население);
♦
уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила);
♦
уровень коллективных представлений (ценностей и идеалов).
Центральной
в научном творчестве Дюркгейма является проблема социальной солидарности. Он,
как и Конт, считал, что общество по своей природе основано на консенсусе.
Конфликты не являются ни движущей силой исторического развития, ни неизбежным
признаком коллективной жизни, они — признак болезни или разлада в обществе.
Дюркгейм отвергал идею Маркса о революции как единственно приемлемом способе
разрешения социальных конфликтов.
Макс
Вебер (1864-1920). Этот
известный социолог, соотечественник Маркса, жил в одно время с Дюркгеймом. Тем
не менее, взгляды их существенно различались. Дюркгейм и Маркс отдавали
приоритет обществу. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы,
верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида,
причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию.
Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами и
сознанием. Коллективное сознание — скорее метафора, нежели точное понятие.
Статистика
и изучение мотивов человеческого поведения (которые, по сути, игнорировали
Конт, Маркс и Дюркгейм) — взаимодополняющие части социологического
исследования. Таково ядро научного метода, который получил название «понимающей
социологии». Вебер исходил из того, что социология должна познавать те
значения, которые поди придают своим действиям. Для этого и вводится термин Verstehen, который дословно переводится с немецкого как
«понимание» и приобретает в социологическом методе Вебера автономное значение.
Вебер
сконструировал систему из четырех идеальных типов социального действия: целерациональное,
ценностно-рациональное, традиционное, аффективное[4].
Вебер разработал практически все базисные теории, которые сегодня
составляют фундамент социологии. Это учение о социальном действии и мотивации,
общественном разделении труда, отчуждении, профессии как призвании. Это основы
социологии религии, социологии города, социологии социального господства,
экономической социологии и социологии труда. Это теория бюрократии, концепция
социальной стратификации и статусных групп, основы политологии и института
власти, учение о социальной истории общества и рационализации, учение об
эволюции капитализма и института собственности. Все достижения Вебера просто
невозможно перечислить, настолько их много. Благодаря теоретическому вкладу
Вебера, а также его коллег Тенниса и Зиммеля можно утверждать, что немецкая
школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны.
1. 3. Европейские
и американские социологи
Если в
Европе социологическая мысль развивалась в тесном контакте с философией, то в
Америке среди социологов получила широкое распространение социальная
психология. Представители обеих культур стремились объяснить эволюцию и
функционирование общества, но делали это по-разному: европейцы больше тяготели
к глобальным историческим схемам, американцы — к конкретным моделям и
прикладным разработкам.
Вместо
философской субстанции американцы делали акцент на поведении и действии. Их не
интересовало то, что скрыто внутри разума и что не поддается точному измерению.
Их привлекало то, что проявляется вовне в так называемом открытом поведении.
Так появился бихевиоризм (от англ. behavior— поведение), подчинивший себе в первой половине XX века все социальные науки
(экономику, психологию, социологию, политологию). Теперь уже за ними закрепился
ярлык поведенческих, или бихевиориальных, наук. С этим званием, а именно
поведенческой (а не философской, какой она была в Европе еще в начале XX века), социология и дожила до наших
дней.
В 60-е
годы XX века, когда в США резко возросли
государственные дотации, академическая социология успешно развивалась во всех
регионах страны. Период ее признания и полной институционализации закончился.
Начиная с этого момента социология росла быстрее, чем любой другой сектор
американской культуры. С географической точки зрения американская социология
стала полицентричной. На английском языке говорят сегодня социологи всех стран
мира, а общая численность американских социологов превышает число европейских в
2-3 раза. Современная эпоха — это, по выражению Миллса, эпоха социологии. К
1960 году большинство американских университетов и колледжей имели
социологические факультеты, хотя только 70 % из них предлагали подготовку на
докторскую степень. В 60-е годы в США социологов было больше, чем во всех
странах мира вместе взятых. Сегодня здесь более 20 тыс. профессиональных
социологов; эту профессию можно получить в 250 университетах и колледжах
страны.
На
протяжении XX века западная социология претерпела
значительную эволюцию и к настоящему времени представляет собой довольно
сложную систему идей, концепций, теорий и методов. К наиболее крупным
направлениям или, как их еще называют, социологическим парадигмам сегодня
относят:
♦
теорию социального конфликта (Р. Дарендорф, Л. Козер);
♦
структурный функционализм (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон);
♦
символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер);
♦
этнометодологию (Г. Гарфинкель);
♦
феноменологическую социологию (А. Шюц);
♦
тендерную социологию[5].
Социологическая
мысль была раньше и является сейчас ответом на кризис динамично развивающегося
общества. Причем не только европейского. Сегодня социология успешно развивается
на всех континентах; особенно активно — в странах Латинской Америки, Японии и
Китае.
2.
СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ
Русская
дореволюционная социологическая мысль начинала свое развитие с того же
теоретического уровня, на котором находилась тогда европейская социология.
Идеи О. Конта, пожалуй, даже раньше, чем на его родине, были изучены в России.
Передовая интеллигенция тянулась ко всему новому, свежему. Русские социологи
как с равными полемизировали с О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом. Выдающийся
статистик А. Чупров оставил после себя глубокое эссе о неокантианской
социологии. Наша страна дала миру социологов экстракласса, таких как М.
Ковалевский и П. Сорокин.
2. 1.
Возникновение социологической науки в России
Социология
в Россию проникла с Запада еще в 40-е годы XIX века, однако ее расцвет связывают со второй половиной
60-х годов XIX века. Как и на Западе, социальная
мысль в России развивалась в лоне философии, когда другие социальные науки —
история, этнография, юриспруденция — уже достигли значительных успехов. Как и в
Западной Европе, отечественная социологическая мысль поначалу формировалась в
русле позитивистской традиции. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века социология прошла три этапа.
Собственно же социологические теории в России появляются только в начале XX века.
С
середины 60-х годов в русской литературе, по наблюдению историков социологии
И. Голосенко и В. Козловского, появляются работы, в которых неоднократно
встречается термин «социология», хотя новая наука все еще рассматривается как
«философия истории на научной основе». В конце 60-х годов, отмечал крупнейший
историограф русской социологии Н. Кареев, «позитивизм и социология вошли в русский
умственный обиход».
Первый
период развития русской социологии представлен в России множеством различных подходов и
направлений: географическая школа (Л. Мечников), органицизм (П. Лилиенфельд, А.
Стронин), психологизм (субъективная школа — П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев,
С. Южаков), социопсихологизм — (Е. Де Роберти).
Второй
период в развитии русской социологической мысли условно может быть ограничен второй
половиной 80-х и 90-ми годами XIX века.
В эти годы развиваются марксизм и антипозитивистские установки, резко
критикуются натуралистические концепции. Антипозитивистский подход представлен
в работах Б. Кистяковского, П. Новгородцева, Л. Петражицкого, В. Хвостова.
Существенное влияние на развитие социологической мысли в России оказал П.
Струве. На данном этапе доминировала субъективная социология. Движущим мотивом
создателей субъективной социологии П. Лаврова и Н. Михайловского было
стремление обосновать идеи русского социализма и народничества.
В конце XIX и начале XX веков в российской социологической мысли сформировались,
попеременно господствуя в общественном сознании и сменяя друг друга, несколько
направлений, научных школ и течений: социокультурная теория (Н. Данилевский),
социологическая концепция русского консерватизма (К. Леонтьев), государственная
школа (Б. Чичерин, К. Кавелин, А. Градовский), социологические идеи теоретиков
анархизма (Л. Мечников, М. Бакунин, П. Кропоткин), социал-органицизм (А.
Стронин, П. Лилиенфельд), психологическое направление (Е. де Роберти, Л.
Петражицкий), субъективная школа социологии (П. Лавров, Н. Михайловский, Н. Кареев,
С. Южаков), генетическая социология (М. Ковалевский), марксистское направление
в социологии, эмпирическая социология (К. Тахтарев, П. Сорокин).
Третий
период развития русской социологии ограничен двумя первыми десятилетиями XX века. В этот период распространяется
неопозитивизм, сочетающий функционализм и эмпирические исследования (Г.
Зеленый, А. Звоницкая, К. Тахтарев, А. Лаппо-Данилевский). Центральной темой
их анализа стала структура «социального взаимодействия» и изучение элементов
среды в виде социальных групп и слоев.
К концу
столетия (в 1896-1897 учебном году) прочитан первый в России систематический
курс социологии, который подготовил известный профессор Санкт-Петербургского
университета Н. И. Кареев. Этот курс был тотчас опубликован в виде пособия для
студентов «Введение в изучение социологии. Лекции» (СПб., 1897). Первая кафедра
социологии открылась в 1908 году в Петербурге при частном Психоневрологическом
институте. А в 1916 году при Петербургском университете учреждается Русское
социологическое общество имени М. М. Ковалевского[6].
Максим
Максимович Ковалевский (1851-1916). Этот известный русский историк, юрист, социолог
эволюционистского направления был академиком Петербургской академии наук (1914)
и издателем журнала «Вестник Европы» с 1909 по 1916 годы. Важным фактом в
развитии социологической мысли в России можно считать публикацию двухтомного
труда М. М. Ковалевского (1851-1916) «Социология». Понимая социологию как науку
об организации и эволюции общества, Ковалевский подчеркивал, что она имеет
дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических
факторов, ни один из которых не является определяющим. Поэтому свою научную задачу
он видел в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости
интегрировать все положительное в них на почве «теории социального
прогресса». Тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и
направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала характерной чертой
отечественной социологии на рубеже веков.
После
революции социология получает свободу как научная и учебная дисциплина. В
течение нескольких месяцев выходят научно-популярные брошюры по актуальной
тематике, газетные и журнальные статьи по социологии, авторами которых нередко
были известные социологи, в частности, Сорокин, Энгель, Рожков. С 1917 года
начинается издание учебной литературы по социологии для школ разных типов и
одновременно расширяется круг учебных заведений, где вводится изучение
социологии. И, наконец, в 1920 году в Петербургском университете был открыт
созданный на базе факультета общественных паук (ФОН) первый в России
социологический факультет. Его организатором, первым деканом и ведущим
лектором стал П. А. Сорокин.
Питирим
Сорокин (1889-1968). Это
имя самого выдающегося ученого, которого Россия дала мировой социологии. По
универсальности охвата социологической проблематики, значению теоретического и
методологического вклада в мировую социологию Сорокина можно сравнить разве
что с Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США,
прославил нашу социологию. Благодаря ему Россию можно причислить к разряду
социологических держав мира.
Сорокин
является создателем наиболее основательной и детально разработанной теории
стратификации. Сорокин рассматривает стратификацию как способ измерения
статуса той или иной социальной группы в различных сферах жизнедеятельности
общества[7].
Он предлагает производить стратификационные измерения в трех социальных
пространствах — экономическом, политическом и профессиональном. Социальная
стратификация в целом описывает расслоение людей на классы и иерархические
ранги. Ее основа — неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности
и обязанностей, власти и влияния.
2. 2. Социологи
в советской России.
Изгнание в 1922 году большой группы
ученых из России сразу же сказалось на снижении уровня отечественной
социологии. Социологи конца 20-х годов еще пытались проводить эмпирические
исследования (К. Кабо, С. Первушин, А. Гастев и др.), разрабатывать теорию и
преподавать в университетах (Н. Бухарин, С. Солнцев). Однако довольно скоро
научные исследования в этой области были свернуты.
Ко
второй половине 20-х годов XX
века общий уровень философии и социологии как научных дисциплин в СССР резко
снизился. Большевики намеревались покончить с «буржуазной социологией», а покончили
с социологией вообще.
Тем не менее,
20-е годы дали миру немало замечательных российских мыслителей. Среди них
можно назвать выдающегося экономиста и специалиста в сфере экономической
социологии Н. Кондратьева, автора социальной инженерии и самой эффективной по
тем временам системы НОТ А. Гастева, наконец, замечательного ученого-плановика,
написавшего фундаментальные работы по социальной истории общественного труда и
После
20-х годов последовал продолжительный период затишья — на протяжении почти 30
лет в стране не было создано ни одной сколько-нибудь значимой работы по
социологии труда, не проведено ни одного серьезного эмпирического
исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни
одного профессионального социолога.
Первые
шаги по возрождению социологии в стране и в Московском университете были
сделаны только в 60-е годы XX столетия.
Социологи 50-60-х годов, или, как их позже называли, социологи первого поколения,
решали нелегкую задачу — не только возродить, но и практически заново создать
эту науку. Во многом благодаря работам Б. Грушина, Т. Заславской, А.
Здравомыслова, Ю. Левады, Г. Осипова, В. Ядова и других ученых в стране
значительно расширились масштабы социологических исследований. Предметом их
была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные
проблемы труда, образования, семьи.
На
философском факультете была создана межкафедральная социологическая
лаборатория, затем открыта кафедра методики конкретных социальных исследований
(1968 год). Ученые кафедры подготовили и издали одно из первых в стране
учебных пособий по социологии, организовали чтение лекций по социологии на
философском, юридическом факультетах и на факультете журналистики. В
дальнейшем на базе кафедры и социологической лаборатории было создано
отделение прикладной социологии на философском факультете.
В 1988
году было принято постановление ЦК КПСС, впервые признавшее необходимость
высшего социологического образования в стране. 6 июня 1989 года можно считать
днем рождения социологического факультета МГУ, который оказался первым после
длительного перерыва социологическим факультетом в СССР. Деканом факультета
стал его организатор и заведующий отделением социологии профессор В. Добреньков.
Более 10 лет прошло со времени введения в вузах курса социологии как
обязательной общеобразовательной дисциплины и издания первых отечественных
учебников по этому предмету. По данным Министерства общего и профессионального
образования, в 1998 году насчитывалось около 780 кафедр, в названии которых
присутствовало слово «социология». Во многих крупных городах страны успешно
функционируют социологические факультеты вузов.
Ежегодно
в стране проводится несколько конференций, научно-практических семинаров,
посвященных проблемам преподавания социологии в вузах. Они проходят в Москве,
Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и других городах. Проблемы
социологического образования постоянно обсуждаются в журнале «Социологические
исследования» в рамках «круглых столов» и в специально созданной рубрике
«Кафедра». В последние годы изданы десятки учебников и учебных пособий по
общим и отраслевым социологическим дисциплинам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социология
представляет собой интеллектуальный продукт XIX века. Первыми предшественниками социологии были
античные социальные философы Платон и Аристотель. Базовые идеи и концепции ноной
науки были разработаны в европейской социальной философии XVII-XIX веков — задолго до официального рождения социологии.
Основателем
социологии считают Огюста Конта, который вначале называл эту новую науку
«социальной физикой». В течение существенного времени социология развивалась в
соответствии с разработанными Контом принципами позитивизма. Важный вклад в
развитие социологической науки внес Карл Маркс. В отличие от всех других социологов
современной ему эпохи, которые отстаивали реформистские направления социального
развития, Маркс выступал за революционный путь изменения общества. Выдающийся
английский мыслитель Герберт Спенсер внес большой вклад в развитие мировой
социологии, создав учение о социальной эволюции. Институционализация
социологии как особой научной и учебной дисциплины связана с именем
французского социолога Эмиля Дюркгейма. Центральной в научном творчестве Дюркгейма,
как и всей основанной им французской социологической школы, является проблема
социальной связи и, в частности, выявление различных видов социальной
солидарности. Одним из наиболее заметных классиков социологии, оказавших
серьезное влияние на развитие современной социологической мысли, считают Макса
Вебера, который разработал практически все базисные теории, которые сегодня
составляют фундамент социологии.
В России
теоретическая социологическая мысль довольно успешно развивалась с конца XIX по начало третьего десятилетия XX веков. Следует отметить имена таких
выдающихся русских мыслителей, как М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев, П. А.
Сорокин. В конце 80-х—начале 90-х годов начался новый этап российской
социологии, который продолжается до сих пор.
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли.
— М., 1993.
2.
Вебер М. Основные понятия стратификации //
Социологические исследования. — 1994. № 5.
3.
Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер
М. Избранные произведения. — М., 1990.
4.
Дюркгейм Э.
Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составл. А. Б.
Гофмана. М.: Канон, 1995.
5.
Кон И. С. Социологическая концепция Герберта
Спенсера // История буржуазной социологии XIX — начала XX века. — М., 1979.
6.
Кравченко А.И.
Социология: Учеб. для вузов. М.: Логос; Екатеринбург: Деловая кн., 2008.
7.
Кравченко А.И.
Социология: Хрестоматия. Для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия». 2007.
8.
Маркс К., Энгельс
Ф. Собр. соч., 2-е изд.
Т. 2.
9.
Осипова Е. В. Огюст Конт и возникновение
позитивистской социологии // История буржуазной социологии XIX—начала XX века. - М., 1979.
10.
Сорокин П.А.
Социологические теории современности. М., 1992.
11.
Социология: Учеб.
для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2006.