Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: История сервиса в России

  • Вид работы:
    Реферат по теме: История сервиса в России
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    06.03.2012 20:52:35
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

    1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОЙ

     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ..................................................................... 4

    2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО СЕРВИСА

     В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД.......................................................................... 6

    3. РАЗВИТИЕ  СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

     НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ..................................................................... 10

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 15

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................ 16



    ВВЕДЕНИЕ

    За последние годы сфера услуг в России заметно возросла, что объясняется как усложнением производства, так и насыщением рынка товарами повседневного спроса.

    Одним из условий развития различного рода услуг является экономический рост государства и его развитие. Однако экономи­ческий рост государства не позволяет в полном объеме удовлет­ворить растущие материальные потребности населения. В насто­ящее время сформированы новые подходы к созданию новых видов услуг. Зарубежный опыт подтверждает, что рост сферы услуг — одно из важных направлений развития современной экономики. Доля услуг в валовом национальном продукте развитых стран состав­ляет от 2/3 до 3/4.

    Что касается развития сферы услуг в России, то можно отметить, что в период  плановой экономики сфера услуг была развита достаточно слабо. В настоящее время  образовались новые современные сервисные организации, оказывающие услуги, соответствующие международным стан­дартам. Основой работы современных конкурентоспособных сервисных организаций являются эффективные технологии обслуживания, современное оборудование, качественное сы­рье, высококвалифицированный персонал.

    Рост экономического благосостояния России и развитие деловой экономической жизни сформировали спрос на новые виды услуг, повысили требования к качеству обслуживания потребителей.

     

     




    1. СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.

    Сервисная деятельность — это вид деятельности, на­правленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг. Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные организации. Результатом их труда является услуга. Услуга представляет собой продукт труда, назначением которого является удовлетворение конкретных потребностей людей.

    Услуга — это результат непосредственного взаимодей­ствия исполнителя и потребителя (заказчика), а также соб­ственной деятельности исполнителя по удовлетворению по­требности человека. Услуга — это деятельность по удовлет­ворению нужд и потребностей людей.

    Эта деятельность может воплощаться в изделиях (мате­риальные услуги) или существовать как полезный эффект труда, потребляемый в самом процессе труда (нематериаль­ные услуги). Например, услуга портного состоит в том, что он шьет костюм. Превращение материала в костюм и являет­ся услугой портного. Деятельность портного воплощается в костюме (материальная услуга).

    Важной особенностью услуги является полезное действие для потребителя, причем это действие может оказывать как живой труд (нематериальная услуга), так и труд, овеществ­ленный в осязаемом продукте. В этом и состоит принципиаль­ное назначение услуг, их общественная функция.

    Превращение сферы обслуживания в самостоятельную отрасль народного хозяйства представлялось в то время как объективный процесс, обусловленный развивающимся раз­делением труда. Разделение труда проходило с выделением определенной части общественного труда, представленного услугами, имеющими перед собой непосредственную цель — удовлетворить нужды населения и сформировать определен­ные социальные отношения, связанные с обеспечением че­ловека жизненными средствами.

    Для осуществления такой цели предполагалось решить ряд задач:

    • создать достаточную материально-техническую базу для нормальной жизнедеятельности, удовлетворения историчес­ки обусловленных потребностей человека;

    •  умело использовать определенное количество жизнен­ных средств для обеспечения развития способностей человека;

    •  расширить сферу общения человека не только в про­цессе удовлетворения потребностей, но и формирования вку­сов и запросов.

    Поставленные задачи оказались в большей степени дек­ларированными, нежели реально выполненными, однако в целом бытовая сфера жизнедеятельности человека обрела самостоятельный институт. Цель — "сферы быта" — своди­лась к удовлетворению потребностей человека.

    Ранее считалось, что сфера услуг только дополняет сфе­ру материального производства. Качество обслуживания и услуг было низким и не удовлетворяло большинство потре­бителей. Глобализация потребления товаров и услуг, подго­товка России к вступлению с ВТО требуют от сервисных орга­низаций приведения услуг в соответствие с требованиями международных стандартов качества. Для достижения этой цели сервисным организациям в первую очередь необходим грамотный и психологически подготовленный персонал, спо­собный организовать сервисную деятельность и обеспечить своевременное, комфортное и безопасное обслуживание по­требителей.

    2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО СЕРВИСА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

    В России в середине 80-х гг. XX в. в сфере обслужива­ния сложилась парадоксальная ситуация. При высокой потреб­ности населения в сервисных услугах спрос на услуги сни­зился. Падение спроса было вызвано повышением стоимости услуг, негативным опытом потребления услуг населением стра­ны. Одновременно с этим исполнители услуг понимали, что не имеют возможности полностью удовлетворить требования потребителей, и неохотно шли на контакт. Такое положение объяснялось, прежде всего, нехваткой материалов, несовер­шенством уровня технического обслуживания на предприя­тиях сферы обслуживания и другими объективными причи­нами.

    Исполнителям услуг стало очевидно, что необходимо повышение качества работ и культуры обслуживания.

    Первыми предприятиями, предложившими потребителям услуги более высокого качества, были кооперативы и инди­видуальные предприниматели. С них началась перестройка системы бытового обслуживания.

    Население проявило повышенный интерес к их услу­гам, поскольку они обеспечивали более высокий уровень качества обслуживания по сравнению с государственными предприятиями, хотя качество работ и услуг было почти одинаковым.

    Развитие кооперативных сервисных организаций обеспечило:

    •  значительное расширение производства товаров и ус­луг без существенных капиталовложений;

    •  широкое использование небольших местных источни­ков сырья и отходов крупного производства;

    •  выравнивание уровней обслуживания в разных регио­нах и населенных пунктах;

    • вовлечение в трудовую деятельность пенсионеров, уча­щихся, домохозяек, инвалидов, а также всех желающих под­работать в свободное время.

    Кооперативы создали дополнительные рабочие места для высвободившихся работников государственного сектора про­изводства.

    Особенность кооперативных сервисных предприятий зак­лючалась в заинтересованности членов кооператива в резуль­тате труда. Чем больший доход создавала сервисная деятель­ность кооператива, тем выше были доходы работников. Коо­ператоры сами распределяли и использовали созданный ими продукт, грани между необходимым и прибавочным трудом стирались, и внимание было сосредоточено на распределе­нии дохода по статьям накопления и потребления.

    Кооперативные сервисные предприятия могли выбирать вид деятельности, оперативно менять ассортимент в зависи­мости от спроса, приобретать материалы за наличный рас­чет, повышать или снижать цены и т. д., а государственные сервисные предприятия были лишены таких прав.

    Но, с другой стороны, у государственных предприятий были свои преимущества. Так, кооперативы приобретали по­мещения и оборудование за счет собственных средств, госу­дарственные предприятия финансировались в соответствии с планом. Наряду с этим кооперативы располагали примитивным оборудованием и выполняли заказы с большими трудно­стями, а государственные предприятия, например, по ре­монту обуви, оснащенные современным оборудованием, про­стаивали из-за отсутствия потребителей услуг. Оплата в коо­перативах изначально была гораздо выше, чем на государ­ственных предприятиях, что, естественно, создавало посто­янную текучесть кадров на государственных предприятиях.

    В некоторых кооперативах начались злоупотребления при распределении доходов. Так, персонал, работающий на дого­ворных началах, получал 60-80% заработной платы, а ос­тальные денежные средства шли в фонд кооператива. Высо­кие заработки кооператоров вряд ли можно было назвать трудовым доходом. При наличии дефицита услуг кооперати­вы завышали цены на свои услуги.

    Для того, чтобы решить подобного рода проблемы, необ­ходимо было, как минимум, изменить существующие право­вые нормы.

    Наряду с критическими замечаниями по работе коопера­тивных сервисных предприятий можно отметить и важные социально-значимые функции кооператоров того времени.

    Важнейшая социальная функция — увеличение свобод­ного времени потребителей за счет сокращения домашнего малопроизводительного труда. Каждый рубль, затраченный на приобретение бытовой услуги у кооперативного предпри­ятия, позволял освободить 1,5 ч труда в домашнем хозяйстве.

    Кроме того, как показывали исследования тех лет, коо­перативы работали быстрее и эффективнее государственных предприятий. Сроки обслуживания были фактором конкурен­тоспособности кооперативов. Потребители экономили свое время, а значит, и деньги, дважды не занимаясь "самообс­луживанием" и не ожидая своей очереди выполнения заказа на предприятии.

    Другая социально-значимая функция кооперативов состо­яла в расширении ассортимента услуг, более полном удов­летворении спроса в соответствии с индивидуальными запро­сами населения. В результате удовлетворялись потребности в бытовом обслуживании (социальная функция) и увеличивал­ся фонд личного потребления, участия в создании совокуп­ного общественного продукта, частичного оздоровления рынка (экономическая функция). Примером экономического значе­ния производства бытовых услуг является значительная эко­номия семейного бюджета за счет ремонта обуви, сложной радиоэлектронной аппаратуры, бытовых приборов и т. д.

    В то же время уровень развития бытового обслужива­ния существенно отставал от потребностей населения. Даже развивающиеся кооперативы не могли удовлетворить весь спрос на услуги. Данные социологических исследований по стране в конце 80-х гг. XX в. показали, что спрос на услуги быто­вого обслуживания удовлетворялся в целом всего на 30-40%. Социологические опросы свидетельствовали о существенных проблемах сферы услуг. Так, на вопрос: "Пользуетесь ли Вы  услугами службы быта?" утвердительно ответили 96% респондентов. Качеством ремонта бытовой техники были недовольны 47%, обуви — 65 %, часов — 60 %, работой химчистки —  63 %, косметологов (парикмахерские и другие салоны) — 73 %,  фотоателье — 80% опрошенных.

    Причины столь низкого уровня культуры и качества обслуживания были заложены в самой структуре кооперативов. Помимо действительных недостатков и внутренних про­блем, развитие кооперативного движения тормозилось су­ществующим стереотипом настороженности и недоверия к кооперативам, как со стороны потребителей, так и руково­дителей министерств, ведомств и управлений. Причем если в первом случае недоверие можно было объяснить русским менталитетом, то во втором — бюрократической системой управления.

    Развитие кооперативов не могло выступать панацеей в решении заданных проблем в сфере услуг, поскольку дея­тельность кооперативов была лишь частью деятельности сферы бытового обслуживания. Кооперативы в любом виде были бо­лее мобильной формой организации сервисной деятельности, которая была основана на принципах самоокупаемости и самоуп­равления.










    3. РАЗВИТИЕ  СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


    Основным фактором роста сферы услуг является состояние и уровень развития научно-технического прогресса (НТП). От это­го в значительной мере зависит обслуживание высокотехноло­гичных товаров и оборудования, включая транспортировку и хра­нение, установку и монтаж оборудования, заправку энергоноси­телями, обслуживание в процессе эксплуатации и др.

    В последнее время значительное развитие получили традиционные услуги в бан­ковской деятельности (банкоматы, пластиковые карты, электронные базы данных) при создании новых областей сервиса, базирующих­ся на интеграции компьютерной техники и средств телекоммуни­каций, и новых возможностей ведения бизнеса в сетях Интернета.

    В результате роста благосостояния отдельных групп населения увеличивается спрос на комплекс услуг, связанных с проведени­ем отдыха, туризмом, спортом и др.

    Постоянное увеличение возрастного состава населения вызы­вает развитие сферы услуг в области здравоохранения и страхова­ния, поддержания физической активности, образовательных про­грамм, доставки товаров, уборки помещений и др.

    В условиях кризисного состояния экономики страны наблю­дается опережающее развитие маркетинговой среды в сфере услуг. Это вызывает обострение конкурентной борьбы между сервисными организациями. Вводится понятие «виртуальное рыночное пространство» (ВРП) — новый тип рыночной среды, где покупатели и продавцы осуществляют операции по купле и продаже, расчетные операции по заключенным сделкам. ВРП имеет значительные преимущества перед существующи­ми видами услуг.

    В настоящее время множество услуг, оказываемых сервисны­ми организациями, связаны с информацией и технологией. Вме­сте с тем существенно расширяются возможности совершенство­вания и повышения эффективности работы сервисных органи­заций.

    Благодаря широкому доступу к базам данных о потребителях значительно изменились процессы обслуживания. Возросшие объемы инноваций в сфере услуг способны в корне изменить пред­ставление о природе услуг. Например, использование ВРП в сфере услуг и установление контактов с сервисными организациями позволяют увеличить производительность последних, осуществ­лять покупку (продажу) различных услуг в любом месте и в лю­бое время. Это позволяет также осуществлять систему электрон­ных платежей, существенно упростить и снизить трудоемкость при формировании баз данных, обеспечить систему автоматизирован­ного обслуживания клиентов, создать необходимые дополнитель­ные удобства и обеспечить экономию времени и материальных затрат.                                                                             

    Перечень услуг чрезвычайно разнообразен. Наибольшее разви­тие в нашей стране получили услуги, оказываемые на транспор­те, средствами связи, жилищно-коммунальные и бытовые услуги.

    Развитие сервисной деятельности и спрос на услуги ос­новываются, прежде всего, на росте промышленного произ­водства и повышении покупательной способности населения. Промышленные предприятия производят продукцию, кото­рая является объектом услуг по ремонту и техническому об­служиванию сервисных организаций. Деятельность производ­ственных и торговых организаций требует аудиторского, юри­дического, информационного, медицинского обслуживания. Развитие производства стимулирует расширение сферы сер­висной деятельности, и наоборот.

    Новые экономические отношения в России сформировали благоприятные условия для развития сервисной деятельности. Реформирование экономики обеспечило предпосылки для со­вершенствования работы сервисных организаций и возникно­вения новых форм и методов обслуживания и видов услуг.

    В конце XX в. сервисная деятельность стала экономичес­ки более выгодна, чем производство, поскольку сервисные предприятия имели более быстрый оборот финансовых средств и требовали меньших объемов первоначальных инвестиций.

    В 1990 г. объем платных услуг, оказанных населению, составил 44 млрд. руб., к 1995 г. объем оказанных услуг сни­зился в сопоставимых ценах на 18%. Рост объема оказывае­мых услуг наметился только в 1999 г. Среднегодовой темп прироста с 1999 по 2003 г. составил в среднем 4,5%.

    Развитие в 1992-1995 гг. в России малого предпринима­тельства не обошло сферу сервисной деятельности. Малые сервисные предприятия легче трансформировались и адап­тировались к изменениям рыночной и экономической ситуа­ции в целом, развивались активнее, чем предприятия произ­водственной сферы.

    В последние десятилетия в Россию стала поступать ин­формация о прогрессивных формах и методах оказания ус­луг, требованиях к качеству услуг. Активное использование этой информации и внедрение зарубежного опыта повысили спрос на услуги, изменили структуру потребительского рын­ка. Благодаря росту благосостояния отдельных групп населе­ния появились категории потребителей с новыми потребнос­тями и требованиями к услугам. Материально обеспеченные потребители обладают высокой покупательной способностью и большой потребностью в широком ассортименте услуг, по­вышающих комфорт их жизнедеятельности.

    Сервисные организации стали уделять большее внима­ние индивидуальным запросам потребителей, начали приспо­сабливаться к более жестким требованиям к качеству обслу­живания. Возникли конкурентные отношения между отече­ственными и зарубежными организациями, внедряющимися на российский рынок. Конкуренция в сфере сервиса доволь­но быстро стала ощутимой.

    Конкурентная ситуация явилась дополнительным стиму­лом для развития и совершенствования работы сервисных предприятий России, поиска новых потребителей, формиро­вания ассортимента услуг для обеспеченных и малоимущих слоев населения с соответствующими для них ценами на ус­луги.

    Перечисленные факторы обеспечили реструктуризацию рынка услуг, определили адресность работы сервисных пред­приятий. Возникли новые направления сервисной деятель­ности, удовлетворяющие современным потребностям, как ин­дивидуальных потребителей, так и организаций (услуги бан­ков, туристские услуги, информационные услуги, охран­ные услуги личной, информационной, финансовой безопас­ности).

    За последнее десятилетие в структуре платных услуг населению снизилась доля бытовых услуг и услуг, оказывае­мых в санаториях, существенно возросла доля услуг связи, жилищно-коммунальных и медицинских услуг, услуг систе­мы образования.

    В 90-х гг. XX в. сильно упал спрос на некоторые бытовые услуги, оказываемые сервисными предприятиями. Падение спроса на услуги прачечных, копировальные услуги было обусловлено существенным снижением доходов основной мас­сы населения и появлением новых простых в употреблении и экономически целесообразных в использовании товаров, обес­печивающих выполнение процессов стирки и глажки белья, копирования и размножения документов и др. Исчезновение товарного дефицита понизило необходимость в услугах по ремонту и индивидуальному пошиву одежды.

    Одновременно с этим развитие товарного производства стимулировало увеличение спроса на услуги, связанные с обслуживанием и ремонтом товаров. Увеличение производ­ства российских и объемов продаж зарубежных транспорт­ных средств в России повысили спрос на услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств. Появление новых и простых в употреблении фотоаппа­ратов увеличило спрос на услуги фотографии по проявке и печати фотоматериалов. В 2003 г. в структуре услуг населению наибольший удель­ный вес заняли услуги транспорта и связи, бытовые и жи­лищно-коммунальные услуги.

    Новые технологии оказания услуг, полученные из-за рубежа, стимулировали развитие сервисной деятельности и популяризацию услуг, например, послепродажное обслужи­вание покупателей с предоставлением бесплатных информа­ционно-консультативных услуг, гарантийного и послегаран­тийного ремонта и технического обслуживания бытовых ма­шин, приборов и устройств. Потребность в этих видах услуг в большой степени сформировалась с повышением технической сложности товаров.

    Развитие предпродажного и послепродажного сервисно­го обслуживания обеспечивает конкурентоспособность быто­вой техники, способствует сращиванию сервисной и произ­водственной деятельности.

    В России на долю услуг приходится более 50% ВВП. На рис. 1. приведена структура платных услуг населению в процентном соотношении.


    Рис. 1. Структура платных услуг

     

     

     

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Сервисная деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей вносит большой вклад в экономику госу­дарства, в промышленно-развитых странах на долю сервис­ной деятельности приходится более половины валового внут­реннего продукта. Сервисная деятельность обеспечивает рост экономического потенциала страны, а также  трудовую занятость на­селения, экономию времени и денег потребителей, повышение качества жизни людей, способствует развитию производства.

    Развитие научно-технического прогресса породило но­вые виды услуг, связанные с передачей, обработкой и ана­лизом информации, например, такие как информационный и документационный сервис, аудиторские услуги, услуги бес­проводной связи, интерактивной связи.

    Более изысканные формы обслуживания и разнообраз­ные виды услуг появились в области социально-культурного сервиса. На рынке сервисных услуг постоянно рождаются новые направления обслуживания с более высоким уровнем качества.

    Современный процесс обслуживания основывается на ана­лизе потребностей человека в индивидуальных услугах, ди­агностике и моделировании процесса обслуживания, матери­альных объектов и услуг.

    Конкурентоспособность сервисных организаций сегодня базируется на анализе потребностей заказчиков, особеннос­тей спроса на услуги в зависимости от пола, возраста и инди­видуальных особенностей потребителей, а также психологи­ческих факторов процесса обслуживания, вопросов психоло­гии моды, психологии воздействия рекламы. Сервисные организации ведут жесткую конкурентную борьбу за потребителей, в которой победа остается за орга­низациями, оказывающими услуги, соответствующие запро­сам потребителей. Российские организации сервисного обслу­живания совершенствуют формы и методы обслуживания, технику оказания услуг, стремятся удовлетворить растущие запросы потребителей.

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Алексеев А. А. Маркетинговое исследование рынка услуг. — СПб.: Гос. ун-т экон. и финансов, 2008.

    2. Крепкий Л.М. Организация коммерческого успеха. — М„: Экономика, 2003.

    3. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. — М.: Финансы и стати­стика, 2006.

    4. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. — М.: Финансы и статистика, 2006.

    5. Романович  Ж.  А.,  Калачев   С.  Л.  Сервисная деятельность: Учебник / Под общ. ред. проф. Ж. А. Рома­новича. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая кор­порация «Дашков и К°», 2007.

    6. Экономика сферы платных услуг / Под ред. Е.Н. Жильцо­ва. — Казань, 2006.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - История сервиса в России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.