Содержание
1. Теория организации, субъекты и объекты
организационной деятельности
2. Функциональные основные системы организма человека;
связь жизнедеятельности организма человека с окружающей средой; влияние
окружающей среды на работоспособность человека. 3
3. Виды опасных и вредных факторов производственной
среды, их влияние на организм человека. 5
4. Основные параметры, определяющие производственную
среду (условия труда) в закрытых помещениях, и их влияние на организм человека. 10
5. Влияние производственной среды на интенсивность труда
и использование рабочего времени. 15
6. Предложения по улучшению окружающей среды на
производстве. 18
Список литературы.. 19
До
настоящего времени предмет и сущность теории организации всесторонне не
обоснованы. Теория организации представляет собой фундаментальную всеобщую
организационную науку о законах функционирования и принципах формирования
целостных образований (систем) самой различной природы. При этом если словом
«организация» обозначается «система», то прежде всего возникает вопрос -
«какая»?, а если «процесс», то «чего»?[1]
Объектом
изучения теории организации является любой исследуемый объект, который может
быть представлен через взаимоотношения между частями целого или целого с
окружающей его внешней средой. При этом необходимо помнить, что законы
организации едины для любых объектов, а сами разнородные явления
отождествляются через аналогию связей и закономерностей. Теперь перейдем с
уровня теории организации на уровень теории организаций с целью конкретизации
объекта приложения этой науки.
Объектом
приложения теории организаций выступают преимущественно социально-экономические
системы, прежде всего хозяйствующие субъекты: промышленные, торговые,
строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты,
учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в
зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров. Любая из
перечисленных организаций представляет собой сложную социально-экономическую и
техническую систему. Наиболее часто встречающимся на практике организационным
делением социальных систем является деление на подсистемы, связанные с
осуществлением определенных функций системы. Основные элементы социальных
систем - это люди, предметы и средства труда.
Предметом
теории организации являются организационные отношения, то есть связи и
взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными
составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.
На
уровне теории организаций социальных систем их главная особенность заключается
в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он связывает
совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является
системообразующим фактором. Как связующий фактор он объединяет все внутрисистемные
процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение
конкретной цели организации. Труд связывает три основных элемента социальной
системы - людей, средства и предметы труда. Чтобы организация существовала, необходимо
обеспечить связи между людьми и этими основными элементами, то есть соответствующим
образом соединить их между собой в пространстве и во времени.[2]
Эти
связи и являются предметом и результатом организационной деятельности в социальных
системах, то есть конкретные организационные отношения – предмет организационной
науки. Человек выступает активным элементом социальной системы, рациональная
организация трудового процесса предполагает рациональные связи в элементарной
системе, которые обеспечиваются целесообразной планировкой и оснащением
рабочего места, применением определенных приемов и методов труда.
Элементарная
часть (человек, предметы и средства труда) входит в состав более крупной
подсистемы, поэтому необходимо обеспечить существование устойчивых связей между
элементами подсистемы. Затем необходимо обеспечить устойчивые связи между
подсистемами и установить правила, определяющие порядок их взаимоотношений, выраженных
через организационную структуру. И, наконец, система должна иметь устойчивые связи
с внешним окружением. Именно совокупность этих связей внутренних и внешних и
является предметом организационной науки.
Социальная
система обычно рассматривается с двух точек зрения:
· статики,
под которой следует понимать структуру связей между ее элементами и
подсистемами. Эта структура связей отображается организационной структурой
системы или ее частью;
· динамики,
под которой следует понимать деятельность, направленную на установление и
обеспечение целесообразных связей между элементами и частями системы, обуславливающих
ее нормальное функционирование. Эти связи отображают движение материальных,
энергетических и информационных потоков. Обе точки зрения дополняют и обуславливают
друг друга.[3]
Таким
образом, физическим воплощением организационной деятельности является комплекс
целенаправленных действий организатора (или группы организаторов), ориентированных
на:
·
создание
новой организационной структуры системы;
·
совершенствование
существующей организационной структуры системы - реструктуризация системы
(перепланировка частей, упразднение действующих и создание новых технологий и
т.д.);
·
техническое
перевооружение системы (без изменения существующей структуры и т.д.);
·
расширение
действующей системы (на территории действующей организации);
·
эксплуатацию
имеющихся систем;
·
реализацию
рациональных форм и методов организации разнообразных процессов в пространстве
и во времени (информационных, производственных, финансовых и т.п.).
В
самой простой форме цикл организации социально-экономической системы включает
три основные фазы: 1. организационный анализ; 2. проектирование организации; 3.
внедрение организации.
На
практике этот упрощенный цикл можно разделить на целый ряд этапов. Такой методологический
подход к определению сущности организационных процессов позволяет:
·
во-первых,
четко обозначить области организационной деятельности в социально-экономических
системах - это установление и обеспечение целесообразных связей в сфере
деятельности организации;
·
во-вторых,
дает возможность взглянуть на эту деятельность как на проектирование и
обеспечение относительно полной структуры целесообразных связей, обуславливающих
эффективное функционирование социально-экономической системы.[4]
Из
одних и тех же элементов путем комбинации взаимного их расположения и связей
можно получить по существу разные системы, с разным уровнем организации и
разным уровнем эффективности.
Наука
о теории организаций должна охватывать: проектирование и развитие социально-экономических
систем и протекающих в них процессов, а управление имеет целью поддержание систем
в заданных пороговых значениях конкретных параметров. При этом организация
непосредственно соотносится с категорией управления. С системных позиций они
могут рассматриваться как свойства системы:
·
организация
как состояние, мера упорядоченности системы;
·
управление
как изменение уровня ее организованности.
В
центре проектирования и развития организации стоит человек.
Организационная
модель новой (или усовершенствованной) системы должна включать, таким образом,
подсистемы и элементы структуры, обеспечивающие:
·
осуществление
установленной для системы цели;
·
бесперебойную
деятельность системы и составляющих ее частей;
·
минимальный
уровень эксплуатационных расходов;
·
оптимизацию
условий труда и т.д.;
·
максимальный
эффект.
Инструментом
теоретического исследования предмета теории организации является научный метод.
Под
методом теории организации понимается упорядоченная деятельность по достижению
определенной цели, способ достижения какой-либо цели. Задача теории организации
состоит в анализе, систематизации и осмыслении организационного опыта, состоящего
из множества факторов. Перейдем к конкретным методам изучения теории организации
на уровне социальных систем.
Конкретными
методами изучения теории организации являются:
· эмпирический
метод - наблюдение, восприятие и сбор информации;
· системный
подход в организации, представляющий собой логический образ мышления, согласно
которому процесс выработки и обоснования любого решения осуществляется исходя
из общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех
подсистем, включая планы развития и другие параметры указанной деятельности.
При этом эта система рассматривается как часть более крупной системы, а общая
цель системы согласуется с целями этой крупной системы;
· синергетический
метод - выявление общих закономерностей и единства методов описания и
моделирования процессов эволюции и самоорганизации: физических, биологических,
социальных, экологических и других естественных и искусственных систем;
· методы
математического моделирования - метод линейного программирования, теория
очередей и др.
Организаторская деятельность (ОД) – это создание или усовершенствование механизма
управления в соответствии с целями и задачами организационных систем. Организаторская
деятельность аналогична общей функции управления – «Организация». Данная
функция может выполняться объектами и субъектами организаторской деятельности.
В теории
управления объекты и субъекты управления определяются по их отношениям к
управленческим воздействиям. Субъект – это источник управленческого воздействия,
а объект – приемник и исполнитель всего или части управленческого воздействия,
представленного в виде набора функций или задач. Аналогично и в теории
организации. Субъект организаторской деятельности является источником
воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности. Как
известно, функция «Организация» относится к общим функциям управления. Она
входит в состав всех конкретных функций управления. Кроме того, при большой
трудоемкости эта функция может быть разделена на ряд подфункций.
Рисунок 1 - Схема
взаимозависимости функций
Субъект
организаторской деятельности выполняет в рамках требуемых функций следующие
процедуры: «принимает решение», «утверждает», «организует выполнение». Объект
организаторской деятельности в рамках порученных функций выполняет процедуры
«подготовка решения» и «согласование решения» или все операции, относящиеся к
этим процедурам. К операциям процедур относятся: получение задания или его
формулирование, проведение информационной работы, проведение совещания, сдача
выполненной работы заказчику или использовать ее в своей организации и т.д. [5]
Таким
образом, субъекты организаторской деятельности выполняют действия из набора
функций, подфункций, процедур и операций. Например, принятие решения об активизации
организаторской деятельности работников ДЭЗов по созданию кондоминиумов.
Принятие решения – это процедура, активизация организационной деятельности –
это подфункция, создание – это общая функция «организация», кондоминиумы – это
продукция по конкретной функции «Управление производством».
Рисунок 2 - Основные
составляющие организаторской деятельности субъекта управления
Понятия
«субъект» и «объект» организаторской деятельности являются относительными, а не
абсолютными. Так, начальник цеха завода является субъектом по отношению к
рабочему, выполняющему его поручение, в то же самое время он – объект по отношению
к генеральному директору завода. Субъект организаторской деятельности может
быть одновременно и своим объектом, т. е. он может выполнять работу, данную
самому себе. Даже рядовые работники могут быть коллективным субъектом
организаторской деятельности в форме собрания акционеров, депутатов
Государственной Думы и т.д. Таким образом, взаимоотношения субъектов и объектов
организаторской деятельности можно представить в виде круга.
Рисунок 3 - Циклическая схема
взаимоотношения субъекта и объекта организаторской деятельности
Субъектами
организаторской деятельности на уровне страны в Российской Федерации являются:
Президент, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель
Правительства, федеральные министры и т.д.
Осознание
каждым человеком своих прав и обязанностей как субъекта и объекта отношений
гармонизирует его деятельность.
Субъектами
организаторской деятельности в компании могут быть отдельные лица (главный
механик, начальник цеха и др.), коллективный орган компании (отдел по совершенствованию
управления, отдел кадров и др.), внешний орган (пожарная служба города, МЧС и
др.).
В зависимости
от объекта организационного воздействия субъектами могут быть руководители
государства, лидеры общественных объединений, руководители компаний или их
подразделений, неформальные лидеры, организационные комитеты и др. [6]
2. Функциональные
основные системы организма человека; связь жизнедеятельности организма человека
с окружающей средой; влияние окружающей
среды на работоспособность человека
Деятельность всех органов
человеческого организма тесно связана между собой и является
слаженной единой, саморегулирующейся и саморазвивающейся биологической системой, функциональная
деятельность которой обусловливается взаимодействием психических, двигательных
и вегетативных реакций на различные воздействия окружающей среды.
К основным функциональным системам организма относятся: покровная, кровеносная,
опорно-двигательная, дыхательная, нервная, эндокринная, выделительная,
пищеварительная, лимфатическая и репродуктивная. [7]
Покровная система
- комплекс разновидностей эпителиальной ткани, элементов мышечной,
соединительной и нервной тканей, сосредоточенных на поверхности организма и
выполняющих защитную, терморегуляционную, чувствительную
и выделительную функции. Кровеносная система – транспортная система
подвода и удаления продуктов метаболизма.
Основные функции
опорно-двигательной системы - это опора, движение и защита. Функция
дыхательной системы - снабжение крови достаточным количеством кислорода и
удаление из нее углекислого газа.
Нервная система обеспечивает согласованную работу клеток, тканей,
органов, систем органов и целого организма. Выделительная, или
экскреторная система - совокупность органов, выводящих из организма избыток
воды, а также продукты обмена веществ.
Лимфатическая система способствует удалению избытка находящейся в
органах тканевой жидкости.
Пищеварительная система
- совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез,
отдельных элементов кровеносной и нервной систем, участвующих в процессе
механохимического разложения пищи, а также в усвоении питательных веществ и
выделении ненужных метаболитов из организма. Репродуктивная система
- комплекс органов и систем, которые участвуют в производстве половых
продуктов, обеспечивают процесс оплодотворения, способствуют
воспроизводству человека. Эндокринная система
- совокупность желез, других органов и тканей осуществляющих регуляцию и
координацию важнейших форм жизнедеятельности посредством выделяемых железами
веществ, переносимых кровью. Жизнь и деятельность человека протекают в
окружающей его среде, прямо или косвенно воздействующей на его здоровье.
В окружающей среде принято выделять такие понятия, как среда обитания и
среда производственной деятельности человека. В среде
обитания деятельность человека не связана
с созданием материальных, духовных и общественных ценностей. [8]
Производственная среда —
часть окружающей человека среды, образованная природно-климатическими и
профессиональными факторами.
Работоспособность — величина функциональных возможностей организма человека, характеризующаяся
количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. В настоящее
время в связи с неблагоприятной экологической обстановкой (в частности,
загрязнение воздуха выбросами отходов промышленных предприятий, автомобилей; загрязнения
воды диоксинами, шумовое загрязнение в городах и пр.) растет нагрузка на организм
человека, вызванная антропогенными факторами.
Наиболее заметные
отрицательные последствия загрязнения окружающей среды
в крупном городе проявляются в ухудшении здоровья горожан по сравнению с
жителями сельской местности. Антропогенные факторы, возникающие в процессе жизнедеятельности
воздействуют как на окружающую среду так и на самого человека.
В процессе жизнедеятельности человек подвергается воздействию различных
опасностей, под которыми обычно понимают явления, процессы, объекты, способные
в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или
косвенно, т.е. вызывать различные нежелательные последствия.[9]
Человек подвергается воздействию опасностей и в своей трудовой деятельности.
Эта деятельность осуществляется в пространстве, называемом производственной
средой. В условиях производства на человека в основном действуют
техногенные, т.е. связанные с техникой, опасности, которые принято называть
опасными и вредными производственными факторами.
Опасным производственным фактором (ОПФ) называется такой производственный
фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к
травме или к другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Травма — это
повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием.
Травма является результатом несчастного случая на производстве, под которым
понимают случай воздействия опасного производственного фактора на работающего
при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.
Вредным производственным фактором (ВПФ) называется такой производственный
фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к
заболеванию или
снижению трудоспособности. Заболевания, возникающие под действием
вредных производственных факторов, называются профессиональными.
К опасным производственным факторам следует отнести, например:
• электрический ток определенной силы;
• раскаленные тела;
• возможность падения с высоты самого работающего либо различных
деталей и предметов;
•
оборудование, работающее под
давлением выше атмосферного, и т.д. К вредным
производственным факторам относятся:
• неблагоприятные метеорологические условия;
• запыленность и загазованность воздушной среды;
• воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;
• наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирующих
излучений и др.[10]
Все опасные и вредные производственные факторы в соответствии с
ГОСТ 12.0.003-74 подразделяются на физические, химические, биологические и
психофизиологические.
К физическим факторам относят электрический ток, кинетическую энергию
движущихся машин и оборудования или их частей, повышенное давление паров или
газов в сосудах, недопустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука,
недостаточную освещенность, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и
др.
Химические факторы представляют собой вредные для организма человека
вещества в различных состояниях.
Биологические факторы — это воздействия различных микроорганизмов, а также
растений и животных.
Психофизиологические факторы — это физические и эмоциональные перегрузки,
умственное перенапряжение, монотонность труда.
Четкой границы между опасным и вредным производственными факторами
часто не существует. Рассмотрим в качестве примера воздействие на работающего
расплавленного металла. Если человек попадает под его непосредственное
воздействие (термический ожог), это приводит к тяжелой травме и может закончиться
смертью пострадавшего. В этом случае воздействие расплавленного металла на
работающего является согласно определению опасным производственным фактором.
Если же человек, постоянно работая с расплавленным металлом, находится
под действием лучистой теплоты, излучаемой этим источником, то под влиянием
облучения в организме происходят биохимические сдвиги, наступает нарушение
деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Кроме того, длительное
воздействие инфракрасных лучей вредно влияет на органы зрения — приводит к
помутнению хрусталика. Таким образом, во втором случае воздействие лучистой
теплоты от расплавленного металла на организм работающего является вредным
производственным фактором.
Состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих
опасных и вредных производственных факторов, называется безопасностью труда. Безопасность
жизнедеятельности в условиях производства имеет и другое название — охрана труда.
В настоящее время последний термин считается устаревшим, хотя вся специальная
отечественная литература, изданная приблизительно до 1990 г., использует именно
его.[11]
Охрана труда определялась как система законодательных актов,
социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и
лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение
здоровья и работоспособности в процессе труда.
Будучи комплексной дисциплиной, «Охрана труда» включала следующие
разделы: производственная санитария, техника безопасности, пожарная и взрывная
безопасность, а также законодательство по охране труда. Кратко охарактеризуем
каждый из этих разделов.
Производственная санитария — это система организационных мероприятий и технических
средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных
производственных факторов.
Техника безопасности — система организационных мероприятий и технических
средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.
Пожарная и взрывная безопасность — это система организационных и технических
средств, направленных на профилактику и ликвидацию пожаров и взрывов,
ограничение их последствий.
Законодательство по охране труда составляет часть трудового законодательства.
Одна из самых распространенных мер по предупреждению неблагоприятного
воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов —
использование средств коллективной и индивидуальной защиты. Первые из них
предназначены для одновременной защиты двух и более работающих, вторые — для
защиты одного работающего. Так, при загрязнении пылью воздушной среды в
процессе производства в качестве коллективного средства защиты может быть
рекомендована общеобменная приточно-вытяжная вентиляция, а в качестве индивидуального
— респиратор.[12]
Введем понятие основных нормативов безопасности труда. Как уже сказано
выше, при безопасных условиях труда исключено воздействие на работающих
опасных и вредных производственных факторов. Всегда ли в условиях реального
производства можно так организовать технологический процесс, чтобы значения
воздействующих на работающих опасных и вредных производственных факторов
равнялись нулю (чтобы на работающих не действовали опасные и вредные
производственные факторы)?
Эта задача в принципе эквивалентна задаче создания безопасной
техники, т. е. достижения абсолютной безопасности труда. Однако абсолютная
безопасность либо технически недостижима, либо экономически нецелесообразна,
так как стоимость разработки безопасной техники обычно превышает эффект от ее
применения. Поэтому при разработке современного оборудования стремятся создать
максимально безопасные машины, оборудование, установки и приборы, т. е. свести
риск при
работе с ними к минимуму. Однако этот параметр не может быть сведен к нулю.
Существующие нормативы безопасности делятся на две большие группы:
предельно допустимые концентрации (ПДК), характеризующие безопасное содержание
вредных веществ химической и биологической природы в воздухе рабочей зоны, а
также предельно допустимые уровни (ПДУ) воздействия различных опасных и
вредных производственных факторов физической природы (шум, вибрация, ультра- и
инфразвук, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и т.д.).[13]
По особому нормируются психофизиологические опасные и вредные
производственные факторы. Они могут быть охарактеризованы параметрами трудовых
(рабочих) нагрузок и (или) показателями воздействия этих нагрузок для
человека.
В практических целях нормативы безопасности применяются следующим
образом. Предположим, нужно определить, является ли безопасным для работающих
воздух рабочей зоны, в котором содержатся пары бензина. По нормативным
документам (ГОСТ 12.1.005-88 «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические
требования») находят, что величина предельно допустимой (безопасной)
концентрации (ПДК) этого вещества составляет 100 мг/м3. Если
действительная концентрация бензина в воздухе не превышает этого значения
(например, составляет 90 мг/м3), то такой воздух является безопасным
для работающих. Таким же образом для характеристики безопасности при воздействии
опасных и вредных производственных факторов физической природы используют
понятие предельно допустимого уровня (ПДУ) этого фактора. Если нужно, например,
определить безопасные допустимые уровни напряжения и тока, то по справочной
литературе
находят интересующие значения.
На работника в
производственной среде воздействует большое количество внешних факторов,
которые по своему происхождению могут быть разделены на две группы. Первая
включает в себя факторы, не зависящие от особенностей производства, среди них
географо-климатические, (географический район и климатическая зона размещения
предприятия), и социально-экономические (социально-экономический строй
общества, положение трудящегося в обществе в целом). Они находят свое выражение
в трудовом законодательстве, в совокупности социальных благ и гарантий. [14]
Вторая группа включает в
себя факторы, зависящие от особенностей производства и его коллектива, которые
определяют условия труда на конкретном рабочем месте.
Условия труда на каждом
рабочем месте - это синтез, по крайней мере, пяти их видов: производственных,
санитарно-гигиенических, психо-физиологических, эстетических, социальных. Все
они оказывают влияние на организм человека и его работоспособность.
Производственные факторы
- особенности техники и технологии, уровень механизации и автоматизации труда,
степень оснащенности рабочих мест, режим труда и отдыха. Под воздействием этих
факторов формируются физическая тяжесть труда, характеризуемая объемом
физической работы и статической нагрузкой за смену, и нервно-психическая
напряженность, определяемая объемом перерабатываемой информации, интенсивностью
внимания, напряженностью анализаторно-мыслительной деятельности, степенью
монотонности труда, темпом работы.
Санитарно-гигиенические
факторы: температура, влажность, скорость движения воздуха в рабочем помещении;
уровни шума, вибрации, запыленности, загазованности, излучений; освещенность,
контакт частей тела работника с водой, машинным маслом, токсичными веществами,
общее состояние производственных помещений.
Психофизиологические
факторы:
1)
социально-демографическая структура коллектива, совокупность интересов, ценностных
ориентаций работников, стиль руководства в подразделениях и на предприятии в
целом, масштаб и характер деятельности общественных организаций (формируют
морально-психологический климат в коллективе); [15]
2) комфортность на
рабочих местах, совершенство конструкции и планировки техники, органов
управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство
обслуживания машин и механизмов.
Эстетические факторы -
архитектурно-планировочные решения интерьера и экстерьера, эстетически
выразительная форма и цвет средств труда, спецодежды, соответствующее
оформление зон отдыха и пр.
Социальные (хозяйственно-бытовые) факторы - организация внутрисменного питания
работников; наличие и состояние бытовок, умывальников, душевых, туалетов;
организация стирки, химчистки и ремонта спецодежды, уборки помещений и
территории и т.п.
Данные условия
представляют собой совокупность факторов, определяющих состояние
производственной среды и оказывающих влияние на здоровье и работоспособность
человека.
Выделяют десять основных
факторов производственной среды, влияющих на работоспособность человека в
процессе производства и вызывающих у него усталость (утомление) (считается, что
на 1 рабочем месте действует от 1 до 3 факторов):
- физическое усилие
(перемещение грузов определенного веса в рабочей зоне, усилия, связанные с
поддержанием тяжестей, нажатием на предмет труда или рукоятки управления
механизмом в течение определенного времени). Различают четыре вида физического
усилия: незначительное, среднее, тяжелое и очень тяжелое;
- нервное напряжение
(сложность расчетов, особые требования к качеству продукции, сложность
управления механизмом, аппаратом, прибором, опасность для жизни и здоровья
людей при выполнении работ, особая точность исполнения). Различают три вида
нервного напряжения: незначительное, среднее, повышенное; [16]
- темп работы (количество
трудовых движений в единицу времени).
Различают три уровня:
умеренный, средний, высокий;
- рабочее положение
(положение тела человека и его органов по отношению к средствам производства).
Различают четыре вида рабочего положения: ограниченное, неудобное,
неудобно-стесненное и очень неудобное;
- монотонность работы
(многократность повторения однообразных, кратковременных операций, действий,
циклов). Различают три уровня: незначительная, средняя, повышенная:
- температура, влажность,
тепловое излучение в рабочей зоне (градусы по Цельсию, процент влажности,
калории на 1 куб.см в минуту). Различают пять стадий воздействия указанных
факторов: незначительная, повышенная или пониженная, средняя, высокая, очень
высокая;
- загрязненность воздуха
(содержание примесей в 1 куб.м или литре воздуха и их воздействие на организм
человека). Различают пять степеней загрязненности воздуха: незначительная,
средняя, повышенная, сильная, очень сильная;
- производственный шум
(частота шума в герцах, сила шума в децибелах). Различают умеренный, повышенный
и сильный шум;
- вибрация, вращение, толчки
(амплитуда в минуту, градусы и число вращений, количество толчков в минуту).
Различают три уровня значений указанных факторов: повышенные, сильные, очень
сильные;
- освещенность в рабочей
зоне (в люксах). Различают два уровня значений этого фактора: недостаточная и
плохая или ослепляющая.
Каждый из указанных
десяти факторов, определяющих условия труда, действует обособленно. Их влияние
должно учитываться отдельно по каждому рабочему месту в процессе его аттестации
и паспортизации.
Все указанные факторы производственной среды имеют психологические и физиологические
границы. [17]
Психологическая граница
определяется нормативом, за пределами которого работники ощущают неудобства в
работе. Например, нормальный производственный шум составляет - 7 дб., психологическая
граница этого фактора допускает 85 дб.
Физиологическая граница
определяется нормативом, превышение которого требует приостановки работ. Так,
для производственного шума физиологическая граница установлена 120 дб.
На работоспособность
человека оказывают влияние и факторы личностного порядка (настроение, отношение
к труду, состояние здоровья). Прямых измерителей влияния указанных факторов на
результативность труда нет. Косвенным же измерителем может быть прирост
выработки в единицу времени при неизменных условиях производственной среды и
качественного состояния рабочей силы.
При учете и нормировании
вышеперечисленных факторов различают следующие уровни их воздействия на
человека:
- комфортная
производственная окружающая среда обеспечивает оптимальную динамику
работоспособности человека (оператора), хорошее самочувствие и сохранение его
здоровья;
- относительно
дискомфортная производственная окружающая среда обеспечивает при воздействии в
течение определенного интервала времени заданную работоспособность и сохранение
здоровья, но вызывает у человека субъективные ощущения и функциональные
изменения, не выходящие за пределы нормы;
- экстремальная
производственная окружающая среда приводит к снижению работоспособности
человека и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не
ведущие к патологическим нарушениям;
-
сверхэкстремальная производственная окружающая среда приводит к
возникновению в организме человека патологических изменений и (или) к невозможности
выполнения работы.[18]
Интенсивность труда - затраты работником физической, умственной и
нервной энергии за единицу рабочего времени.
В конкретных условиях
производственной деятельности интенсивность труда проявляется:
- в плотности рабочего
времени, т. е. степени занятости работника в течение рабочего дня;
- в темпе работы; [19]
- в величине разового
усилия, т. е. затратах жизненных сил работника на одно трудовое движение или
действие;
- количеством
одновременно обслуживаемых работником производственных объектов или
осуществляемых трудовых действий.
Производственная среда,
точнее ее параметры, существенным образом влияют на интенсивность
труда и использование рабочего времени.
Так, например, метеорологические условия на рабочих местах определяются
интенсивностью теплового облучения, температурой воздуха, относительной
влажностью и скоростью движения воздуха, температурой поверхности. Эти
параметры воздушной среды во многом влияют на самочувствие человека. Организм
человека обладает свойствами терморегуляции. Температура тела постоянна, т.к.
излишнее тепло отдается окружающей среде с помощью конвекции, излучения или
испарения выделяющего пота при перегревах.
Нарушение терморегуляции
приводит к головокружениям, тошноте, потере сознания и тепловому удару.
Сохранение зрения
человека, состояния его центральной нервной системы и безопасность на
производстве в значительной мере зависят от условий освещения. От освещения
зависят также производительность труда и качество выпускаемой продукции.
Шум, часто имеющий место
на производствах, не только действует на слуховой аппарат, но может
вызвать расстройства сердечно-сосудистой и нервной систем, пищеварительного
тракта, гипертоническую болезнь, головокружение, ослабление внимания, замедление
психических реакций, повышенную склонность к различным заболеваниям и т.д.
Вибрации - механические колебания упругих тел при низких частотах передаются на
человека через конструкцию машин, фундамент, пол. Систематическое воздействие
вибраций вызывает вибрационную болезнь с потерей трудоспособности. Эта болезнь
возникает постепенно, сопровождается головными болями, раздражительностью,
плохим сном.
Появляются боли в
суставах, судороги пальцев, спазмы сосудов и нарушение питания тканей тела.[20]
Действие электромагнитных
полей на организм человека проявляется в повышенной утомляемости, чувстве
апатии или, наоборот, повышенного беспокойства, т.е. происходит воздействие на
центральную нервную систему; возникают гипертония, боли в области сердца;
нарушается обмен веществ в организме и т.д. Люди, подвергающиеся воздействию
электромагнитного поля (особенно электротехнический персонал), заболевают
раковыми болезнями на 15 % чаще, чем работники других профессий Ионизирующие
излучения возникают при работе приборов, в основе действия которых лежат
радиоактивные изотопы, при работе электровакуумных приборов, дисплеев и т.д.
Под влиянием излучения в
живой ткани происходит расщепление воды на атомарный водород Н и гидроксильную
группу ОН, которые вступают в соединение с другими молекулами ткани и образуют
новые химические соединения, не свойственные здоровой ткани. В результате
нарушения биохимических процессов в организме может происходить торможение
функций кроветворных органов, нарушение нормальной свертываемости крови,
увеличение хрупкости кровеносных сосудов, расстройство деятельности
желудочно-кишечного тракта, истощение организма, снижение сопротивляемости
организма инфекционным заболеваниям, ранее старение и т.д.
Таким образом,
вышеперечисленные факторы производственной среды негативно сказываются на
здоровье человека, что не может не привести к снижению интенсивности труда.
Возникающие при этом состояния переутомления, болевые ощущения требуют вносить
коррективы в использовании рабочего времени (дополнительное время на
отдых, уход домой, частые больничные и пр. вызывают потери рабочего времени).
Для выявления причин
неэффективного использования рабочего
времени нужно провести анализ организации и обслуживания рабочего
места, основной задачей которого является определение соответствия состояния
всех элементов организации рабочего места типовым решениям, нормам
проектирования, отражающим новейшие достижения науки и техники, передового
опыта.[21]
Важное и самостоятельное
значение имеет вопрос о путях улучшения окружающей среды на производстве.
Многие годы на местах с
неблагоприятными условиями труда устанавливается более высокая заработная
плата. Кроме того, введены льготы по пенсионному обеспечению; выдается
специальное питание; сокращается продолжительность рабочего времени и др. Однако
в улучшении условий труда главным являются не увеличение компенсационных выплат
заработной платы, а создание на рабочих местах комфортных условий для работы.
Для этого используются несколько направлений: техническое, технологическое,
организационное, психофизиологическое, санитарно-гигиеническое и социальное.
Техническое направление
связано с созданием новой техники, обеспечивающей сохранение жизни и здоровья
людей и минимизацию затрат труда на производство продукции. Технологическое
направление сопряжено с введением новых технологических режимов, позволяющих
выводить людей из рабочих зон (например, окраска изделий в специальных
камерах). Изменения в технологии позволяют применять новые виды сырья, более
производительные инструменты и приспособления.
Организационное,
психофизиологическое, санитарно-гигиеническое и социальное направления
заключаются в оздоровлении производственной среды, в повышении интереса к
работе и ее результатам.
При проведении мероприятий по рационализации условий труда большое значение
имеет учет требований эстетики труда. Эстетика труда — это наука, изучающая
закономерности изменения формы, цвета, звука, света, применяемых в
производстве, и внедрение в него комплекса художественных начал с целью
повышения результативности труда.
1. Безопасность жизнедеятельности / Под
ред. С.В. Белова. - М: Высшая Школа, 2007 – 456 с.
2. Безопасность жизнедеятельности / Под
ред. Э.А Арустамова - М,: Дашков и К, 2007 – 359 с.
3. Безопасность жизнедеятельности.
Производственная безопасность и охрана труда / Под ред. П.П. Кукина,, В.Л.
Лапина – М.: Высшая школа, 2006 – 312 с.
4.
Бир С. Мозг
фирмы. - М.: Радио и связь, 2008.
5.
Виханский О.С.,
Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник - 2-е
изд. - М.: Фирма Гардарика. 2006. С. 34
6. Губонина З.И., Павлов П. Охрана труда
- М.: Феникс, 2005 – 441 с.
7. Зотов Б.И., Курдюмов В.И.
Безопасность жизнедеятельности на производстве – М.: Колос, 2006 – 389 с.
8.
Лимаренко А.В.
Законы организации и социальные алгоритмы (методологический очерк общей теории
организации). - Владивосток: Изд. ДВГУ, 2009, с. 34-57.
9.
Мильнер Б.З.
Теория организаций: Курс лекций. -- М.: ИНФРА-М, 2008. - 335 с.
10.
Мильнер Б.З.,
Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. - М.:
Экономика, 2007. С. 182
11. Мучин П.В. Безопасность
жизнедеятельности – Новосибирск.: СГТА, 2006 -475 с.
12.
Райсс М. Границы
«безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории
и практики управления. 2007. № 1. С. 92-97.
13. Русак О.Н. и др. Безопасность
жизнедеятельности - СПб.: Лань, 2007 -352 с.
14.
Современное
управление. Энциклопедический справочник. Том первый. - М.: Издатцентр, 2007.
С. 78
15.
Теория
организации: Учебное пособие / А.Н. Кусков, А.П. Чумаченко - М.: МГИУ, 2009 г.
- 196 с.
16.
Теория
организации: Учебное пособие / Смирнов Э.А. - М: Инфра-М, 2004 г. 248 с.
17.
Теория
организации: Учебное пособие. / Акулов В.Б., Рудаков М.Н.; ПГУ, Румянцева З.
Современный менеджмент (Курс лекций) // Российский экономический журнал. 2005.
№ 9. С. 51-60.
18. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность
жизнедеятельности – Ростов н/Дону.: Феникс, 2007 – 320 с.
19.
Шрайэгг Г., Носс
К. Изжила ли себя организационная структура?
// Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4. С. 78-83.
20.
#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1]
Райсс М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций //
Проблемы теории и практики управления. 2007. № 1. С. 92-97.