1. Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности
2. Задача. Квалифицируйте действия участников описанного
действия и составьте соответствующий документ, дополнив его необходимой
информацией. Проведите анализ и предложите возможный вариант ваших дальнейших
действий.
Вопрос 1. Цели
и задачи оперативно-розыскной деятельности.
Задачи ОРД определяются сферами деятельности, в
которых она осуществляется.[1]
Борьба с преступностью
* выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших; * осуществление розыска лиц, скрывающихся от
органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания; *
розыск без вести пропавших
Обеспечение безопасности Российской Федерации
* добывание информации о событиях или действиях
(бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или
экологической безопасности Российской Федерации
Выявление несчастных случаев
* розыск без вести пропавших в ситуациях, не
связанных с криминалом
Поставив перед ОРД социально полезную цель,
законодатель особо выделил среди прочих объектов защиты интересы “человека и
гражданина”. В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Государство, таким образом, определяет ОРД в
необходимых и допустимых случаях в качестве средства для охранения прав, свобод
и других интересов человека и гражданина. С помощью оперативно-розыскных мер
государство охраняет и собственность (в том числе и равным образом ее частную,
государственную, муниципальную и иные формы).
Однако, несмотря на категоричное предписание ч.2
ст.5 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” о том, что ОРД
не допускается для достижения целей, не предусмотренных в законе, ОРД, так или
иначе, выходит из обозначенных рамок, что не противоречит ее социально полезной
направленности.[2]
Поскольку круг таких проблем включает сферу уголовно-процессуального и
административного законодательства, а в соответствии со ст.2 Закона РФ “Об
органах, исполняющих наказание” и аспекты уголовно-исполнительного права, можно
сделать вывод, что ОРД фактически обеспечивает защиту общества от
противоправных деяний, в числе которых и преступления, и административные
правонарушения, и нарушения режима содержания в местах исполнения уголовного
наказания.
Основными же направлениями достижения обозначенной
цели - задачами ОРД законодатель определил: [3]
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также
розыска без вести пропавших.
Названные задачи оперативно-розыскной деятельности
взаимосвязаны между собой, но каждая из них имеет характерное содержание, и
поэтому они являются вполне самостоятельными. Необходимо учитывать то
обстоятельство, что способы решения каждой из задач могут быть самые различные:
1. Выявление и раскрытие преступлений, а также
выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших,
применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что
оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явным не
только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с
этим событием обстоятельств.
Раскрытие преступлений с помощью
оперативно-розыскных сил и средств позволяет своевременно:
- выявлять латентные преступления, которые в ряде
случаев могли остаться неизвестными для органов внутренних дел, условия и
причины, способствующие совершению преступлений, и принимать меры по их
устранению;
- устанавливать лиц, представляющих оперативный
интерес, и применять к ним соответствующие меры.
Задача выявления и раскрытия преступлений
оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с
уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку профессионально проведенные
ОРМ завершаются, как правило, возбуждением уголовного дела. Нередко сам факт
обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного
дела. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания установить
лиц, его совершивших.
В данном случае появляется реальная возможность с
помощью оперативно-розыскной деятельности обеспечить соответствующей
информацией уголовно-процессуальную деятельность, т.е. оперативные
уполномоченные, выявляя лиц, причастных к преступлению, устанавливая
обстоятельства преступления, получают фактические данные, свидетельствующие о
происшедшем, и передают их следователю для дальнейшего использования в ходе
расследования.
В процессе оперативно-розыскной деятельности могут
быть созданы условия и предпосылки, обеспечивающие получение практически всех
видов доказательств.[4]
2. Задача предотвращения преступлений (включая
задачу их пресечения) состоит в принятии оперативно-розыскных мер, направленных
на недопущение совершения противоправных деяний или устранение причин и
условий, способствующих их совершению.
Способы пресечения преступлений зависят от
конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного
дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения.
Само понятие пресечения преступлений означает принятие оперативно-розыскных мер
к конкретному лицу или группе лиц с целью создания условий, препятствующих
продолжению начатого преступления.
3. Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания,
следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, в
качестве задачи ОРД представляет собой систему организационных, процессуальных,
оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление
которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых, установление негативных
факторов, способствующих их длительному проживанию на нелегальном положении.
Перечисленные характеристики и особенности позволяют
сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность органов внутренних
дел есть государственно-правовая функция, основанная на законах и подзаконных
правовых актах, осуществляемая специально на то уполномоченными подразделениями
и должностными лицами ОВД в виде системы разведывательно-поисковых,
преимущественно негласных, мер в целях решения задач борьбы с преступностью.
Оперативно-розыскной деятельности органов внутренних
дел, как и любой другой деятельности государственных органов, присущи
определенные принципы (основополагающие начала), отражающие убеждения и взгляды
общества на сущность, цели и задачи этой государственно-правовой формы борьбы с
преступностью. Эти принципы являются отражением специфических закономерностей в
области борьбы с преступностью, которая ведется с помощью оперативно-розыскных
сил, средств и методов; будучи закрепленными в нормах закона, постановлениях
правительства, ведомственных актах, они должны соблюдаться руководящими и
другими работниками оперативных аппаратов в своей деятельности.[5]
Действующим Федеральным законом “Об
оперативно-розыскной деятельности”, распространяющим свою юрисдикцию не только
на органы внутренних дел, установлен ряд принципов, присущих и другим субъектам
ОРД. Наряду с этими принципами теорией и практикой ОРД органов внутренних дел
выработаны и вытекают из норм Федерального закона “Об оперативно-розыскной
деятельности” и ряда ведомственных нормативных актов “собственные” (при
сохранении общих) принципы, отражающие ее специфику.[6]
Общими (присущими всей системе правоохранительных
органов) являются следующие принципы: соблюдение законности, уважение прав и
свобод человека и гражданина, сочетание централизованного руководства с
развитием творческой инициативы местных органов, плановость, научность,
гуманизм, равенство прав человека и гражданина перед законом.
К специальным принципам (определяемым
закономерностями оперативно-розыскной работы) относятся: оптимальное сочетание
гласных и негласных методов и средств, соблюдение конспирации, высокая
оперативная готовность подразделений, осуществляющих ОРД, и наступательность
ОРМ.
Практическое задание.
2. Квалифицируйте действия участников описанного
действия и составьте соответствующий документ, дополнив его необходимой
информацией. Проведите анализ и предложите возможный вариант ваших дальнейших
действий.
Фабула Будучи
оперуполномоченным отдела Оперативного управления ФСО России, в рамках дела
оперативного учета "Вымогатель", по заданию Вы проводили
оперативно-розыскное мероприятие – "наблюдение", целью которого, было
установление и проверка информации о факте шантажа объекта государственной
охраны и вымогательства у него крупной суммы денег. Согласно заданию наблюдение
целесообразно было вести в течении пяти дней и фиксировать посредством видео-
или фото съемки моментов – могущих представлять оперативный интерес.
В ходе наблюдения было установлено, что в течение
пяти дней объект дважды в день – утром примерно в 8 часов, и вечером в 22 часа
подъезжал к дому, в котором проживает объект государственной охраны, выходил из
машины, обходил дом кругом два раза, затем подходил к почтовому ящику и опускал
конверт, после чего сразу же уезжал. В ходе наблюдения вами применялась
фотосъемка на фотокамеру Canon
– 300.
В результате наблюдения была получена информация в
виде результатов оперативно-розыскной деятельности, имеющая доказательственное
значение.
Чтобы представляемые
данные могли эффективно использоваться в доказывании, в материалах должно быть
следующее:
Точное, в соответствии
со ст. 8 Закона об ОРД, наименование оперативно- розыскного мероприятия , в
результате которого получены представляемые сведения.
Какие именно получены
сведения, имеющие значение для дела.
- Кем получены указанные
сведения, т.е. кто проводил оперативно- розыскные мероприятия (ОРМ), кто в нем
участвовал и при каких именно обстоятельствах они получены, секретные сведения
должны быть рассекречены путем вынесения постановления.
- Если при проведении
ОРМ согласно ч.3 ст. 6 Закона об ОРД, применялись технические средства и
представляются результаты их использования, должны быть точно указаны
технические характеристики этих средств.
- Когда при проведении
ОРМ получены отображения существенных обстоятельств (аудио- видеозаписи,
фотографии и т.п.) или обнаружены какие-либо предметы или документы, имеющие
значение, они представляются в опечатанном, упакованном, подписанном,
заверенном печатью виде вместе с сообщением о результатах ОРМ.
- Через какой вид
доказательств, по мнению оперативных служб , полученные данные предпочтительнее
вводить в уголовное дело.
- При угрозе
безопасности лиц, участвовавших в ОРД, орган, осуществляющий ОРД, обязан
предусмотреть конкретные меры по их защите.
Проверка возможности
использования данных, полученных при ОРД
Прежде чем решать
вопрос об использовании в доказывании представленной оперативными органами
информации, необходимо тщательно проверить законность ее получения, то есть:
- Соблюдены ли
положения закона о том, в каких целях может проводиться ОРД (ст. 1 Закона об
ОРД).
- Проведены ли
оперативно- розыскные мероприятия уполномоченным на то государственным органом
(ст. 13).
- Предусмотрены ли
законом ОРМ, в результате которых получена представленная информация ( ч. 1 ст.
6 ).
- Имелись ли
предусмотренные законом основания для производства ОРМ (согласно ч.1 ст. 7
такими основаниями являются
- ставшие известными
органам, осуществляющим ОРД, сведения о признаках подготавливаемого,
совершаемого или совершенного преступления, а также о таких лицах, если нет
достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела);
наличие возбужденного
уголовного дела;
поручение следователя,
указание прокурора, определение суда.
- Имелись ли
дополнительные условия, предусмотренные законом, для проведения некоторых ОРМ
(ст. 8 Закона - проверочная закупка, контролируемая поставка или оперативный
эксперимент).
- Соблюден ли
установленный законом особый порядок проведения ОРМ (ч. 2 ст. 8- получение
разрешения суда), которые связаны с ограничением некоторых конституционных прав
граждан- нарушение неприкосновенности жилища; контроль почтовых отправлений,
телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие
информации с технических каналов связи; ( п.п. 6, 8, 9, 10, 11 ч. 1 ст. 6
Закона об ОРД).
- Соблюдены ли
положения закона о неприкосновенности должностных лиц, занимающих некоторые
государственные должности (депутаты представительных органов, судьи и прокуроры
всех уровней и т.д.).
Примеры представляемых
материалов и их реализации результатов наблюдения:
► рапорт
оперуполномоченного уголовного розыска со ссылкой на оперативно- розыскное
задание (ОРЗ) об оперативно- розыскной деятельности (ОРД);
► акт наблюдения
с приложением видеокассеты;
► постановление о
рассекречивании наблюдения;
►
сопроводительное письмо о направлении материалов следователю с приложением
вышеуказанных: рапорта, акта, постановления, видеокассеты
Следователь получив
материалы:
- выносит постановление
о возбуждении уголовного дела (при наличии достаточных оснований);
- использует сведения
рапорта и акта наблюдения для допросов проверяемых лиц и проведения иных
следственных действий, при этом рапорт и акт будут являться иными документами;
- составляет протокол
осмотра видео или аудиокассеты с распечаткой фонограммы;
- выносит постановление
о признании видеокассеты вещественным доказательством и приобщении ее к
материалам дела
- при необходимости
назначает экспертизы для расшифровки, очистки звукового ряда, для идентификации
голоса или видеоизображения, для исключения фальсификации видеозвукозаписи.
Наблюдение как
оперативно - розыскное мероприятие выражается в конспиративном, направленном,
систематическом, непрерывном, визуальном или опосредованном (с помощью научно -
технических средств) наблюдении и регистрации значимых для решения задач ОРД
явлений (деяний, событий, фактов, процессов). Объектом наблюдения могут быть не
только разрабатываемые лица, но и вещи, которые, например, пытаются вывезти за
пределы Российской Федерации. Это оперативно - розыскное мероприятие может
осуществляться самими оперативными работниками, а не только сотрудниками
специальных подразделений наружной разведки (оперативно - поисковыми
подразделениями).
Результаты наблюдения
фиксируются в оперативно - розыскных делах, а также с помощью кино-, фото-,
видео-, аудиозаписи наблюдавшихся объектов. Решение проблемы использования в
уголовно - процессуальном доказывании результатов наблюдения зависит в
значительной мере от того, осуществлялось ли оно непосредственно оперативным
работником.
Оперативно - розыскная
информация, содержащаяся в документах, актах наблюдения, может представлять
значительный интерес для следователя. Обычно после проведения наблюдения и
документирования его результатов проходит достаточно продолжительное время. Поэтому
ознакомление следователя с документами - источниками оперативно - розыскной
информации - позволяет устранить пробелы в показаниях свидетелей об
обстоятельствах преступления.