1.2. Системная
характеристика малых форм интернет-бизнеса
Термином «системный
подход» обозначается группа методов, с помощью которых реальный объект
описывается как совокупность взаимодействующих компонентов [Ганзен В.А. Системные описания в
психологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. - 176 с.].
Существует несколько
разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный.
Комплексный подход предполагает наличие совокупности компонентов объекта или
применяемых методов исследования. При этом не принимаются во внимание ни
отношения между компонентами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов с
целым.
Структурный подход
предполагает изучение состава (подсистем) и структур объекта. При таком подходе
еще нет соотнесения подсистем (частей) и системы (целого). Декомпозиция систем
на подсистемы производится не единственным образом. При целостном подходе
изучаются отношения не только между частями объекта, но и между частями и
целым.
В нашей работе для
описания малых форм интернет-бизнеса будет использоваться комплексный подход (в
данном параграфе) и структурный подход (в параграфе 1.3).
Как представляется,
системная характеристика малых форм интернет-бизнеса сквозь призму комплексного
подхода логически проявляется из непосредственной сущности малого бизнеса (в
характерологическом аспекте) и малого предпринимательства
(в нормативном аспекте).
I. В нормативном определении предпринимательства важную позицию, на наш
взгляд, занимает то, что оно осуществляется с целью получения прибыли (имеет
коммерческий характер). Следующий бесспорный признак предпринимательской
деятельности - ее осуществление на свой риск, то есть под собственную
имущественную ответственность. Данные аспекты не составляют исключение и для интернет-бизнеса.
В соответствии со ст. 3, п. 1 Федерального закона РФ
от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ (в ред. от 22.08.2004) «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами
малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном
капитале которых:
1. Доля участия Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций
(объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов.
2. Доля, принадлежащая одному или
нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25 процентов.
3. В которых средняя численность
работников малых предприятий не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60
человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом
обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при
осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются
также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица.
Для интернет-бизнеса положения указанного Федерального закона в отношении уставного
капитала, по нашему мнению, не могут считаться основанием выделения субъектов
малого «интернет-предпринимательства», поскольку: а) формирования уставного капитала предприятий,
занимающихся интернет-бизнесом происходит, как правило, в не соответствии с
требованиями нормативно-правовых норм[1]; б) исследуемый вид деятельности
ведется, в основном, без образования юридического лица, т.е. об уставном
капитале речи не идет. Так же как нельзя говорить о какой-либо доли участия
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных организаций
(объединений), благотворительных и иных фондов и доли, принадлежащей одному или
нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства, поскольку данный аспект Федерального закона выделен на
предмет оказания государственной помощи, а представителями малого
интернет-бизнеса обычно данный вопрос не выносится на повестку дня. Что
касается средней численности работников, то ее определение в исследовательском
аспекте представляется весьма затруднительно - владельцы интернет-бизнеса,
практически, никогда не официонализируют численность своего персонала.
Из самого определения,
«малый бизнес» видно – это предпринимательская деятельность, осуществляемая
субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами,
государственными органами или другими представительными организациями
критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Как правило, наиболее
общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:
численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем
оборота (прибыли, дохода).
В
зарубежной литературе выделяются количественный, качественный и комбинированный
подходы к определению малого бизнеса.
В
определениях малых предприятий, основанных на количественном подходе,
чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число
занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов и некоторые
другие. При этом известны определения, основанные только на применении одного
из данных критериев (например, прежнее определение
ЕС - численность занятых); может быть использована комбинация этих критериев,
как в новом определении ЕС. Однако, хотя подобные критерии и являются наиболее
распространенными, разброс мнений о количественных параметрах изменения таких
критериев чрезвычайно широк даже в пределах одной и той же страны, не говоря
уже о разных странах. Это вполне объяснимо как широким спектром задач, для
которых используются формальные определения, так и различным уровнем развития
экономики в разных странах и регионах. В дополнение к этим объективным
факторам накладываются и субъективные представления тех или иных
исследователей или политиков о том, что есть малый бизнес [Колесников А., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий
и проблема определения// Вопросы Экономики, 1996. - № 7].
Как
представляется, для
малых форм интернет-бизнеса такие критерии,
как оборот или численность занятых, как правило, не доступны для исследователей.
Основными недостатками количественных подходов являются их абсолютность,
отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и
границ его изменения, и в связи с этим трудность их использования для
сравнительного анализа.
Качественные
варианты определений предусматривают использование качественных критериев.
Возможно также дополнение качественного определения некоторыми количественными
показателями. Однако и такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт, но при этом
делается акцент на отличия, априори известные, как присущие компаниям того или
иного размера. Делаются также попытки определить размер "малого",
предприятий через рассмотрение, по сути, "эффектов" или последствий
влияния размера на характер деятельности фирмы.
Как
указывает А. Виленский [Бухвальд Е.,
Виленский А.
Развитие и поддержка малого бизнеса (опыт России и уроки для России)//Вопросы
экономики, 2002. - № 7, с. 109-118], широкое распространение в западных странах
получила также "теория этапов роста фирмы" (или просто "теория
роста компании"), появившаяся в результате
исследований в области "организационного поведения"
(organisational behavior) и также давшая толчок к распространению
качественных определений размера фирмы на основе выделения характерных этапов
ее развития. И хотя ни один из вариантов теории роста фирмы не связан напрямую
с определением размера предприятия, ряд исследователей используют эту концепцию
для развития качественных вариантов определения размера фирмы.
Один
из вариантов данной теории фокусируется на стратегии развития продукта как
индикаторе этапа роста предприятия. При этом большинство авторов рассматривают
компании как предприятия, развивающиеся начиная от малой фирмы,
ориентированной на производство одного продукта, до крупной с ориентацией на
диверсификацию своей деятельности по производству большого числа продуктов
(технологий, услуг, ноу-хау) - компании-конгломерата. Для характеристики
этапа развития продукта используется "коэффициент специализации" (specialisaion ratio), равный отношению годового
дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта.
Преимуществами
качественного подхода являются достижение некоторой степени его теоретического
обоснования и учет широкого спектра "интуитивно" присущих разным
предприятиям качественных критериев, таких, как «система менеджмента», «система
контроля производительности», «система мотивации производительности» и т.д.
Основными недостатками этого подхода для малых форм интернет-бизнеса являются сложность практического его применения, обусловленная, в
частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации для определения
ряда характеристик, таких, например, как «система менеджмента», а также достаточно
широкий спектр самих критериев.
Чисто
качественное определение малой фирмы можно сформулировать посредством
выделения основных характерных особенностей ее существования и развития. Этот
подход интересен, прежде всего, тем, что рассматривает малую фирму не как
уменьшенный вариант большой компании, а как организацию, деятельность которой
качественно отличается от крупных предприятий следующими специфичными
чертами: высокой степенью неопределенности; потенциально более высокой
способностью к внедрению инноваций (в широком смысле); постоянным развитием и
адаптируемостью к изменениям.
Комбинированный
подход. Характерным примером комбинированного подхода является определение
малой фирмы, предложенное в докладе Болтонского
комитета (1971 г.). В нем приведены результаты сравнительного анализа
некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что было первой
попыткой осмысления проблемы малого сектора
предпринимательства (МСП) в международном контексте.
Пытаясь
устранить недостатки количественного подхода, Болтонский
комитет предложил так называемые «экономическое» и «статистическое" определения
малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы,
удовлетворяющие следующим трем условиям:
- фирма владеет
относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;
- управление
фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не
посредством формализованной управленческой структуры;
- фирма является
независимой (не представляет собой часть крупного предприятия) [Малый бизнес в СНГ и Восточной
Европе: трудности роста (середина - вторая половина 90-х гг.). Библиотечка
малого предпринимательства / Под ред. А.Ю.Чепуренко, А.В. Авиловой. М.:
РНИСиНП, 1997].
В
дальнейшем болтонское определение неоднократно
подвергалось критике в части как "экономической", так и
"статистической" составляющих [Storey D. Understanding the Small
Business Sector, Routledge 1994, 55/347р.].
Во-первых,
отмечалось противоречие между "экономическим" определением, предусматривающим,
что управление в малой фирме осуществляется без использования какой бы то ни было формализованной управленческой
структуры, и "статистическим" определением, согласно которому малая
фирма, например, в промышленности, может насчитывать до 100 занятых. Хотя в болтонской интерпретации далее признавалось, что
некоторые малые предприятия могут характеризоваться "одним или более
уровнями промежуточных "контролеров"
("supervisors") или "бригадиров", проводящих в жизнь решения
владельца фирмы - предпринимателя", тем не менее, подчеркивалось, что все
ключевые решения принимаются именно им. Однако и специальные исследования этого
вопроса, и просто объективный взгляд на практику функционирования малых фирм
показывают, что менеджеры малых фирм принимают серьезные управленческие решения
(в рамках делегированной им ответственности), а не только выполняют чисто
контрольные функции начиная уже с того времени, когда фирма насчитывает от
10-20 человек и более. При этом деятельность фирмы характеризуется довольно
четким разграничением сфер ответственности.
Другой
спорный аспект болтонского экономического определения
- утверждение о невозможности для малой фирмы влиять на свой рыночный сегмент,
например, на цены посредством изменения количества выпускаемых ею продуктов.
Это утверждение, по сути, базируется на принятии того факта, что малая фирма
действует в контексте совершенной конкуренции. На практике, однако, многие
малые фирмы развиваются успешно, находя свои ниши. Обеспечивая присутствие на
рынке в высокой степени специализированных услуг или продуктов, например, в
достаточно изолированной в географическом плане местности, они часто не
испытывают особой конкуренции. В результате в краткосрочном или даже
среднесрочном временном интервале малые фирмы
оказываются в положении, позволяющем им удерживать достаточно высокие цены и
достигать при этом более высокой рентабельности, чем на крупных предприятиях
той же отрасли.
Статистическое
определение Болтонского комитета также подвергалось серьезной критике по
различным аспектам. В качестве его недостатков отмечались следующие:
- широкий спектр
применяемых критериев "малости";
- наличие разных
числовых параметров изменения критериев для разных отраслей, затрудняющих использование
такого определения;
-
непосредственное использование денежных единиц, что неизбежно приводит к
трудностям учета изменений их стоимости во времени;
- применение
критериев численности занятых при сопоставлении деятельности малых и крупных
фирм с течением времени также приводит к определенным затруднениям в связи с
неравномерным изменением количества валового национального продукта на человека
для различных отраслей;
- единое
статистическое определение, несмотря на отдельные вариации его составляющих
для различных отраслей, подразумевает, тем не менее, однородность сообщества
малых фирм.
Другие организации
устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так
международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в
которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с
числом занятых до 19 чел. - как «весьма малые», до 99 чел. - как «малые», от
100 до 499 чел. - как «средние» и свыше 500 чел. как крупные [Виденский А. Этапы развития малого
предпринимательства в России//Вопросы экономики, 1996. - № 7].
В российской практике
существование малого предпринимательства было «разрешено» в 1988 г. В этот
период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее
число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения
предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием
новых законов о малом предпринимательстве.
В современной отечественной литературе с учетом анализа
мировой практики преобладающим мнением является то, что концептуальным моментом
при работе над выработкой критериев отнесения предприятия к малому бизнесу
является необходимость разграничения статистических и «политических» критериев.
Статистический критерий,
по идее, должен покрывать весь сектор малого предпринимательства с выделением
наиболее типичных поведенческих групп, например, микро- и малый бизнес.
Организация наблюдения за сектором малого предпринимательства должна
предусматривать, на основе использования различных фильтров на показатели,
возможность построения внутри статистических границ сектора различного рода
группировок субъектов хозяйствования: по числу занятых, выручке, величине
активов, структуре уставного капитала. Вводимый статистический критерий должен
быть постоянным и единым для всех субъектов Российской Федерации.
Чаще всего
устанавливаются два типа пороговых значений для определения принадлежности к
малому бизнесу:
- по количеству занятых
работников;
- по объему выручки.
С учетом поведенческих
особенностей субъектов хозяйствования, для выделения типов бизнеса по числу
занятых предлагаются следующие пороговые значения (табл. 1, 2) [Разработка критериев отнесения
субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской
Федерации//Ресурсный центр малого
предпринимательства по заказу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
- М., 2005. - 193 с.]:
Таблица 1.1 - Структура
сектора малого предпринимательства
(по количеству занятых работников)
Категории субъектов
|
Тип бизнеса
|
количество
работников
|
субъекты
малого предпринимательства
|
микро-бизнес
|
до
15 человек
|
субъекты
малого предпринимательства
|
малый
бизнес
|
от
16 до 50 человек
|
Таблица 1.2 -
Критерии выделения субъектов малого бизнеса
(по объемам выручки):
Тип
бизнеса
|
Количество занятых
|
Объем выручки, млн. руб.
|
А
|
Б
|
с учетом инфляционной и «теневой» составляющих
|
без инфляционной и «теневой» составляющих
|
микро-
|
От 1 до 15 человек
|
15
|
10
|
малый
|
От 16 до 50 человек
|
40
|
30
|
Считается, что
«политический» критерий должен уточнять в рамках статистического критерия те
группы субъектов малого предпринимательства, которые являются объектом
специальной государственной поддержки. Например, в рамках политической границы
малого бизнеса исключаются муниципальные, государственные предприятия, субъекты
отдельных видов деятельности, например игорного бизнеса. «Политическим»
критериям в рамках статистического критерия пытаются придать некие степени
свободы, то есть, в зависимости от задач программ поддержки, приоритетов регионального
и областного развития, целевые группы поддержки внутри статистических границ
сектора малого предпринимательства могут модифицироваться.
Важно, чтобы организация
статистического учета позволяла отслеживать состояние и динамику развития
отдельных целевых групп, выделенных в рамках «политического критерия».
Вместе с тем, при попытке делать какие-либо выводы на основании статистики
МСП, необходимо учитывать следующие дополнительные
аспекты, способные существенно исказить "истинное" положение дел:
- различные
подходы к формальному определению МСП (в докладе РАРМП приводится
18 вариантов определений МСП) [Малый бизнес России. Проблемы и
перспективы. Аналитический доклад РАРМП. – М., 1996];
- даже в рамках
общих подходов - различия традиционно сложившихся способов учета появившихся
на рынке предприятий и уходящих с рынка фирм;
- даже при
полном совпадении определений и числовых параметров используемых критериев
возможны неожиданности. Например, способы учета численности как частично
занятых на предприятии, так и самозанятых могут различаться;
- статистика
малых предприятий по-разному учитывает малые фирмы, являющиеся отделениями
других компаний. Таким образом, статистические данные по МСП могут быть противоречивыми.
Среди
отечественных авторов наиболее «комплексную», на наш взгляд, характеристику малого предпринимательства дает Ю.И. Молибог [Молибог Ю.И. Формирование системы малого бизнеса как основы создания конкурентной среды: Автореф. дисс…
канд. экон. наук. – Тамбов, 2003]. Анализируя подходы к определению субъекта малого предпринимательства,
применяемых в России и международной практике, в частности, в странах
Европейского Союза, автор свидетельствует о том, что в основу регулирования
малого предпринимательства должен быть положен комбинированный подход, включающий
экономические и статистические составляющие, объединяющий количественные и
качественные критерии отнесения предприятий к малым. И с этим выводом трудно
не согласится.
В целом же в российской литературе отмечается целесообразность введения
деления предприятий на «весьма малые» («микропредприятия»), «малые» и «средние»
[Пахолкова А.Ю. Проблемы
гармонизации законодательства Российской Федерации и Европейского Союза о
малом предпринимательстве. - М., 2005 и др.], т.е. определение
статуса (размера) бизнеса предлагается осуществлять по принципу «все познается
в сравнении».
Таким
образом, в нормативном
аспекте малые формы интернет-бизнеса определить достаточно сложно, главным
образом, из-за его латентности (трудно определить истинные доходы, количество
работающих и пр.), поэтому нами основным критерием размера
интернет-бизнеса (в количественном аспекте) предлагается считать финансовую
составляющую сайта (стоимость, окупаемость затрат на него) поскольку –
это наиболее легко определяемый показатель.
II. Выявление непосредственной сущности
интернет-бизнеса в характерологическом аспекте целесообразно, на наш взгляд,
осуществлять путем рассмотрения его, как социального объекта.
В
современной науке принято различать два подхода к определению сущности социального
объекта - субъективный и объективный. Субъективный основан на принципе "самоидентификации",
то есть зачислении индивида в тот или иной сектор бизнеса. Объективный подход
основан на критериях, независимых от группы (класса) индивида.
В зарубежной социологической литературе преимущественно используются два таких
критерия: характер (сложность) труда и величина доходов. Наряду с ними
учитываются также критерии, тесно связанные с двумя вышеназванными или
вытекающие из них. Это - образовательный, квалификационный и состоятельный
уровень, особенности ценностных ориентаций и мотиваций, качество жизни и
стандарты потребления [Burawoy M., Lukas J. Mythologies of
work: A comparison of Finns in state socialism and advanced capitalism
//American Sociological Review. - 1986. - № 6].
В мире сквозь призму
объективного подхода принято несколько критериев определения представителей
малого бизнеса, которые в обобщенном виде сводятся к следующим:
материально-имущественные характеристики (величина текущих доходов, оборот имущества
(структура расходов и потребления); образовательный ценз и профессионально-квалификационные
характеристики; самоидентификация и принадлежность к определенным социальным
группам; наконец, относительная устойчивость всех перечисленных параметров
[Григорьев Л., Малева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации
//Вопросы экономики. – 2001. - № 1].
Таким образом, основным
направлением при изучении малого интернет-бизнеса должен, на наш взгляд,
стать подбор важнейших признаков, по которым он может быть идентифицирован.
Однако в последнее время в литературе преобладавший в начале критериальный
подход (исходящий из наличия какого-либо главного признака) сменился попытками
некоторых авторов построить идентификационное пространство.
К данному направлению
относится создание различного рода многомерных конструкций, включающих ту или
иную комбинацию основных идентификационных признаков, которые затем агрегируются.
В качестве таких агрегатов обычно рассматриваются: уровень материального
благосостояния; профессионально-квалификационный статус; потенциал социальной
мобильности; стиль жизни; самоидентификация. Возможно в этом есть определенное
рациональное зерно, поскольку методически каждая интегральная характеристика
является группообразующей и имеет в этом смысле самостоятельное значение. Тем
не менее, по справедливому, на наш взгляд, замечанию М. Урнова [Урнов М.
Проблема формирования среднего класса в России. - М., 1998], само развитие
представлений о малом бизнесе наложило отпечаток на методику его идентификации
и сделало одни критерии "более равными, чем другие". Такими
"первыми среди равных" выступают показатели материального состояния,
профессионально-квалификационного статуса и самоидентификации. Они служат каркасом,
на который "навешиваются" остальные признаки, как первичные идентификаторы
различных бизнес-групп. Но применение то одного, то другого критерия в качестве
главного идентификатора малого бизнеса дает порой крайне противоречивые результаты,
вносящие путаницу в определение его численности и состава. Как следствие, о чем
говорилось выше, говорят о существовании нескольких бизнес-группах, выделенных
по разным основаниям (микро-, малый и т.п.).
Синтезируя
вышеизложенное, предлагаемый нами подход в исследовании малого интернет-бизнеса
основывается на следующих положениях:
-
малый интернет-бизнес может быть охарактеризован определенной системой показателей,
включающей как признаки, так и функции данного социального образования;
- все идентифицирующие
малый интернет-бизнес признаки являются доминантными, и их надо рассматривать
как равнозначные и равновесные;
- социальные группы,
составляющие протомалый интернет-бизнес, характеризуются разным уровнем
концентрации идентификационных признаков.
Изучение подходов к определению идентификационных
признаков малого интернет-бизнеса позволяет, на наш взгляд, утверждать, что в
характерологическом аспекте критерии выделения малого интернет-бизнеса и его
внутригруппового членения следует осуществлять на основе субъективных (самоидентификация)
и объективных критериев, поэтому данный принцип выбран в качестве основного в
проводимом исследовании.
Таким образом, если обобщить рассматриваемые в
зарубежной и отечественной литературе объективные критерии, то можно, по нашему
мнению, назвать следующие основные классификационные признаки, по которым следует
определять принадлежность к малому интернет-бизнесу:
1. доходное состояние;
2. характер выполняемых
в общественном разделении труда функций;
3. профессиональный статус (образование,
квалификационный уровень, должностное положение и т.п.);
4. социальный статус (общественное
положение, особенности ценностных ориентаций и мотиваций и т.д.);
При проведении классификации указанные группы
признаков, по нашему мнению, имеют не только различные трудности в возможностях
исследования, но и своеобразную логику понимания, а также обусловленные спецификой
российского общества значимость и вес.
Так, например, в нашей
стране высокий уровень образования еще не обеспечивает соответствующего уровня
доходов. Равно как и обладание профессией, высокой квалификацией слабо влияет
на уровень жизни человека, а профессиональный рост еще не стал значимым
элементом социальной стратификации. Большое значение имеет деление по территориальному
принципу (город, село); по принадлежности к «законному» производству,
торговле, сфере услуг или «теневой» экономике. Это отражается на уровне доходов,
заработной платы, потребления и других параметрах.
Для того чтобы понять,
какие признаки действительно способствуют отнесению индивида к малому
интернет-бизнесу, нами была предпринята попытка методом экспертных оценок в
самом общем виде подойти к определению критериев, характеризующих положение
отдельных представителей малого интернет-бизнеса.
На основании обобщения вышеизложенных положений, из
приведенной выше четырехуровневой структуры были выбраны, на наш взгляд,
основные 10 идентификационных признаков (см. диаграмму 1), которые были представлены
500-там экспертам (сайтам) для определения значимости при оценке принадлежности
к малому интернет-бизнесу.
В интернет-опросе принимали участие представители
интернет-бизнеса, связанного с производством товаров, перераспределением
товаров и с перераспределением работ, услуг.[2]
Выборку исследования составили 20 сайтов,
занимающихся производством программного обеспечения; 30 сайтов, занимающихся
созданием мультмедийных средств; 40 сайтов, занимающихся изготовлением баз данных;
60 сайтов, ведущих электронную торговлю различными товарами и 350 сайтов,
осуществляющих различные виды электронной деятельности (банковская, страховая,
консультационная, маркетинговая, образовательная, издательская и деятельность
по предоставлению услуг электронной связи).
Результаты ответов экспертов показывают, что 78%
опрошенных относят к наиболее значимым признакам идентификации интернет-бизнеса
размер доходов и расходов; 42% - основанием для бизнеса считают собственные имущественные и финансовые ресурсы; 27%
- размер вложенных в основание бизнеса средств (стоимость сайта); 24% - уровень
потребления (28% - не согласны); 19% - возможность окупаемости сайта за 1-2
месяца; 6% - на наличие «сложных» компьютерных систем (82% - указали на
инвариантность данного признака); 5% - профессионально-квалификационный
уровень; 4% - на наличие официальной регистрации, как малого предприятия; 3% -
на работе с наемными работниками в количестве не более 50 чел. и только 2% -
на необходимость (38% - на необязательность) образования. (Порядок ранжирования
идентификационных признаков показан на диаграмме 1).
Диаграмма
1.
Экспертный рейтинг
идентификационных признаков
малого интернет-бизнеса
Тем
не менее, определение форм малого интернет-бизнеса по указанным в диаграмме 10
признакам представляется нам достаточно сложным процессом (в основном из-за невозможности
получения достоверных данных по всем показателям), поэтому для решения задач
исследования были выбраны 5 признаков, имеющих наибольший экспертный рейтинг.
Результаты ответов экспертов показывают, что
наибольшую значимость (доминанту) имеют следующие идентификационные признаки:
размер доходов и расходов, собственные
имущественные и финансовые ресурсы для основания бизнеса; размер вложенных в основание бизнеса
средств (стоимость сайта); уровень потребления и возможность окупаемости сайта
за 1-2 месяца.
Анализ возможностей использования данных признаков
для определения структуры малого интернет-бизнеса показывает следующее.
1. Размер доходов и расходов.
При выяснении размера доходов социологи, как
правило, предпочитают не использовать этот вопрос напрямую. Предполагается,
что люди склонны слишком сильно искажать уровень доходов - в основном в сторону
понижения. Однако для того, чтобы проверить степень искажения, можно при
исследовании использовать множество вопросов о расходах на те или иные нужды и
таким образом иметь показатели, адекватные размерам доходов. Поэтому в данном
исследовании принадлежность к малому интернет-бизнесу определяется по
показателям средних расходов владельцев сайтов.
2. Собственные
имущественные и финансовые ресурсы для основания бизнеса.
В данной работе под «наличием собственных ресурсов для основания бизнеса»
понимается возможность владения рентабельными частными компаниями и фирмами,
предприятиями и организациями, объектами производства и торговли электронным
продуктом.
Официальная регистрация достаточной
доли представителей собственного бизнеса позволяет с достаточной вероятностью
провести идентификацию по данному признаку.
3. Размер вложенных в основание бизнеса
средств.
Основным классификационным критерием
по данному признаку в нашем исследовании является стоимость сайта.
Идентификация по данному признаку представляется наиболее удобной с точки
зрения выявления субъектов интернет-бизнеса по принципу «сравнения»: малый,
средний, большой.
4. Уровень потребления.
Данный признак
учитывается в случае владения субъектом идентификации местом ведения бизнеса
(офис) и владение объемом компьютерных, мультимедийных и комплектующих
средств.
Оценка по данному признаку достаточно
затруднена, так как многие люди не склонны правдиво сообщать о размерах
(объемах) владения собственности.
5. Возможность окупаемости сайта за
1-2 месяца.
Критериальным показателем
по данному признаку в нашем исследовании является размер прибыли от
деятельности сайта в отношении его стоимости.
Так как в современных
условиях достаточно трудно достоверно определить уровень и структуру доходов и
потребления, наличие финансовых ресурсов и иных средств для бизнеса у того или
иного индивида (многие скрывают указанные характеристики, но достаточно прямо
говорят о своих расходах), в данной работе для определения структуры малого
интернет-бизнеса использовалось сочетание двух критериев - субъективного (по
самооценке своего статуса) и объективного (главным образом, по показателю
«расходы», а также по соотношению затрат на бизнес и их окупаемости).
«Объективный» подход применялся в качестве уточняющего и дополняющего тех
данных, которые были получены методом самозачисления респондентов в те или
иные слои бизнеса.
В отечественной
литературе существует достаточно устойчивое мнение, что разнообразие групп,
обладающих хотя бы немногими признаками малого бизнеса, столь велико, что исключает
составление его «списков». С этим можно согласиться, но корректировка
методологии анализа малого бизнеса посредством обращения к наиболее значимым
признакам позволяет, на наш взгляд, в достаточно конкретной форме определить состав
«среднего» малого бизнеса.
В данной работе сделана попытка
определить рамки пространства «идеального» малого бизнеса. Иными словами, мы
решили определить и «отделить» от малого интернет-бизнеса слои, близкие к среднему
бизнесу и микро-бизнесу.
С этой целью был использован
субъективный критерий (по самооценке своего статуса) при исследовании всего
массива потенциальных представителей малого интернет-бизнеса.
Определить совокупность
представителей «идеального» малого интернет-бизнеса по 5 (пяти) наиболее
значимым, рассмотренным выше признакам было предложено 500 респондентам по
указанной выше выборке.
Результаты ответов показали, что к высшему слою малого
интернет-бизнеса (близкому к среднему бизнесу) себя отнесло большинство представители
интернет-бизнеса, занимающихся производством программного обеспечения и осуществляющих
электронную банковскую, маркетинговую, издательскую деятельность и предоставление
услуг электронной связи.
К низшему слою малого
интернет-бизнеса (близкому к микро-бизнесу) себя отнесло большинство
председателей различных сайтов, занимающихся изготовлением баз данных и
осуществляющих консультационную деятельность.
К среднему слою («идеальному» малому
интернет-бизнесу) себя отнесло большинство фирм, занимающихся созданием мультмедийных
средств; ведущих электронную торговлю различными товарами и осуществляющих страховую
и образовательную деятельность.
Данный состав «идеального» малого интернет-бизнеса
и стал основным объектом нашего исследования.
В исследуемый массив вошли:
а) 22 сайта, занимающихся созданием мультмедийных
средств;
б) 146 сайтов, ведущих электронную торговлю
различными товарами;
в) 12 сайтов, осуществляющих страховую деятельность;
г) 20 сайтов, осуществляющих образовательную деятельность.
Результаты
опроса данных представителей малого интернет-бизнеса показывают, что показатели средних расходов владельцев
сайтов составляют 16-18 млн. руб. в год; размеры собственных ресурсов (стоимость частных компаний и фирм)
оцениваются в 0,5-0,8 млн. руб.; размер вложенных в основание бизнеса средств (стоимость
сайта) определяется от 10 до 25 тыс. руб.; стоимость места ведения бизнеса (аренда
офиса) и объема затрат на компьютерные, мультимедийные и комплектующие средства
составляет от 500 до 1500 тыс. руб. в год; соотношение размера прибыли от
деятельности сайта к его стоимости равно 800-1200%.
Таким
образом, осуществив комплексный
подход к оценке малого интернет-бизнеса, можно заключить, что к основным его
характеристикам, определяющим контуры исследуемого объекта относятся:
1. Количественные показатели: стоимость
и окупаемость сайта, расходы владельцев сайтов, размер прибыли от деятельности
сайта.
2. Качественные показатели: возможность
владения рентабельными частными компаниями и фирмами, предприятиями и
организациями, объектами производства и торговли электронным продуктом.
Данные характеристики определяют основной массив малых форм
интернет-бизнеса, исследование типологии
направлений (структуры) которого позволит сформулировать финансовые и
правовые проблемы и наметить пути для их разрешения.
1.3. Типология
направлений малого бизнеса в Интернете