СОДЕРЖАНИЕ
Введение........................................................................................................... 3
1. Сущность и
содержание бухгалтерского дела..................................... 5
2. Связь бухгалтерского
дела с другими науками................................. 15
3. Нормативное
регулирование бухгалтерского дела............................ 19
Заключение..................................................................................................... 24
Список литературы............................................................................................
Введение
В современных условиях
хозяйствования оперативность и качество бухгалтерской информации во многом
зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии
или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность
бухгалтерских служб и специалистов в области бухгалтерского учета составляющих
основу содержания бухгалтерского дела.
Таким образом, решение
перечисленных задач возможно только при условии изучения специалистами в
области бухгалтерского учета базовых понятий, целей и задач бухгалтерского учета,
а также основных принципов и требований, получения знаний о строении форм и
методов учета, что в целом и составляет сущность бухгалтерского дела.
При организации
бухгалтерского дела следует учитывать развитие хозяйственных связей между российскими
и зарубежными предприятиями, а также возможность привлечения средств зарубежных
инвесторов. Это обусловливает необходимость организации бухгалтерского дела в
соответствии с принципами, максимально приближенными к международным стандартам
бухгалтерской отчетности.
Целью работы является
рассмотрение сущности бухгалтерского дела и места бухгалтерского дела в системе
научного знания.
Для достижения цели в
работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть сущность
и задачи бухгалтерского дела;
2) выявлена взаимосвязь
бухгалтерского дела с другими науками;
3) определено
нормативное регулирование бухгалтерского дела.
В настоящее время
развитие и совершенствование рыночных отношений обусловливает повышение
требований к оперативности и качеству принимаемых управленческих решений.
Основой для выработки таких решений являются данные о финансовом состоянии
организации, размере и структуре активов, находящихся в распоряжении
организации, а также о размере и состоянии собственного и заемного капитала.
Эти данные формируются, обобщаются и группируются в процессе осуществления
бухгалтерского дела. Таким образом, подсистема бухгалтерского дела является
одной из обязательных и наиболее существенных подсистем информационной
управленческой системы. Поэтому рассматриваемая в работе тема является
актуальной на настоящем этапе развития бухгалтерского учета.
1.
Сущность и содержание бухгалтерского дела
Определение понятия
«бухгалтерское дело» в специальной литературе на сегодняшний день отсутствует, однако,
изучая историю развития бухгалтерского учета, мы сталкиваемся с понятием
«счетоводство».
Согласно определению,
представленному в Большом бухгалтерском словаре, счетоводство – это
совокупность принципов учета, а также процесс ведения бухгалтерского учета
путем регистрации хозяйственных операций и хранения учетной документации.
«Счетоводство», являясь
синонимом терминов «бухгалтерия», «книговодство», «книговедение», дает право
считать ее наукой и техникой бухгалтерского дела одновременно.
История развития науки
показывает, что новые отрасли знания выделяются в самостоятельные науки тогда,
когда определенный круг вопросов практической деятельности приобретает важное
самостоятельное значение и требует углубленной научной разработки.
В современной гносеологии
принято различать объект и предмет познания. Под объектами познания понимаются
реальные объекты бытия, подвергающиеся исследованию, под предметом познания –
конкретные направления исследования.
Если исходить из
данного определения, то объектом бухгалтерского дела является организация
процесса его ведения, результатом которого будет обобщенная информация о фактах
хозяйственной деятельности, сгруппированная по экономическому признаку на
счетах бухгалтерского учета. К объектам бухгалтерского дела также можно отнести
учетную информацию, бухгалтерскую отчетность, документацию, инвентаризационные данные
об экономических действиях и событиях, циклы деятельности организации,
различные показатели деловой активности.
В специальной
литературе взаимосвязи между объектами бухгалтерского учета могут
характеризоваться путем разложения общих понятий на частные. Так, финансовую
отчетность можно представить в виде различных статей бухгалтерского баланса или
какой-либо другой формы, содержание статей – в виде счетов бухгалтерского
учета.
Основанием отражения
взаимосвязи счетов являются факты хозяйственной деятельности, которые в
результате становятся основным объектом бухгалтерского дела. Основанием
формирования учетной информации являются учетные сообщения как описания фактов
хозяйственной деятельности, содержащие следующие обязательные реквизиты:
• вид факта
хозяйственной деятельности;
• способ и единица
измерения (оценка);
• объекты, участвующие
в осуществлении факта хозяйственной деятельности;
• субъекты, между
которыми осуществляется факт хозяйственной деятельности (в обязательном порядке
должны быть указаны ответственные лица, а также проверены законность,
экономическая целесообразность и достоверность отражаемой информации);
• время действия факта
хозяйственной деятельности (при признании доходов и расходов организации для
учета в соответствующем периоде);
• признаки связей между
фактами хозяйственной деятельности;
• количественную
характеристику современного факта хозяйственной деятельности.
К основным циклам
текущей, финансовой и инвестиционной деятельности ученые и специалисты,
несмотря на отдельные различия в их названии и содержании, относят получение
доходов, формирование расходов, приобретение, производство, возникновение и
исполнение текущих обязательств и др.
Признание факта
хозяйственной деятельности в качестве основного объекта бухгалтерского дела
позволяет выделить документацию и финансовую отчетность как носителей
информации о деятельности организации.
Особенности предмета
бухгалтерского дела обусловлены его целями, связанными с организацией учетного
процесса и учетной деятельности при совершении фактов хозяйственной
деятельности, подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности, анализом
деятельности организации. [2,
С. 9]
Учетный процесс,
направленный на получение осведомляющей информации о состоянии активов и
источниках их образования, реализует информационную функцию учета, конечным
продуктом которой являются регистры аналитического и синтетического учета,
баланс и отчетность.
Цель учетной
деятельности – анализ сложившейся хозяйственной ситуации, выработка конкретного
решения, организация и контроль его выполнения.
Содержание объекта и
предмета бухгалтерского дела определяют его метод.
Метод бухгалтерского
дела в самом общем виде представляет собой способ
комплексного изучения законности, достоверности и целесообразности
осуществления фактов хозяйственной деятельности на основе использования учетной
и различной внеучетной информации в сочетании с исследованием фактического
состояния объектов (аудит, внутренний контроль), юридического и экономического
анализа их содержания.
Определяя место
бухгалтерского дела среди других областей знания, можно отметить, что по своему
содержанию оно является частью многих наук в самом широком смысле.
Бухгалтерское дело требует
знаний в области финансового и управленческого учета, аудита, экономического
анализа, компьютерных систем обработки данных, экономики предпринимательства
(бизнеса), гражданского права, кредитования, банковского дела, налогового
законодательства и др.
Законодательство России
обязывает организации вести бухгалтерский (финансовый) учет. Но для принятия
управленческих решений существует необходимость организации управленческого
учета.
В мировой практике
существуют разные подходы к этому вопросу. Так, в Германии для управленческого
и финансового учета существуют отдельные планы счетов. В учетной практике США
управленческий учет представляет собой отдельный блок внутри финансового учета.
Во Франции используют два плана счетов – финансового и управленческого учета, а
взаимодействие между ними осуществляется через специальные счета (экраны).
В российской практике
также возможна организация управленческого учета. С введением Плана счетов в
2000 году в организационном аспекте предусмотрены возможности применения двух
вариантов построения управленческого учета:
• в рамках единой с
финансовым учетом системы счетов;
• в рамках
самостоятельной системы счетов (счета финансового учета и счета управленческого
учета).
Для российской практики
характерна единая система счетов расходов, представленная счетами с 20 по 29.
Данный вариант предусматривает классификацию расходов на прямые и косвенные и
подсчет полной себестоимости проданных товаров, продукции, выполненных работ,
оказанных услуг на счете 20 «Основное производство».
Построение варианта
учета с использованием самостоятельной системы счетов предусматривает
разделение расходов на условно-переменные и условно-постоянные, подсчет
сокращенной себестоимости и списание условно-постоянных расходов в уменьшение
доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли. Общий подход к
организации данного варианта управленческого учета заключается в том, что
общехозяйственные расходы, собранные на счете 26, списываются непосредственно
на счет 90 «Продажи».
Если организация
принимает вариант с двумя системами счетов, то ею открываются отражающие счета,
представляющие собой элементы затрат (п. 8 ПБУ 10/99). В формировании
себестоимости участвуют счета с 20 по 39 Плана счетов бухгалтерского учета.
Финансовый и
управленческий учет являются поставщиком информации, необходимой для
управления организацией и принятия соответствующих решений, составления
бухгалтерской отчетности, организации учетного процесса. Информация,
поставляемая бухгалтерским учетом (финансовым и управленческим), должна
отвечать требованиям полноты, достоверности, существенности, полезности,
понятности, своевременности.
Таким требованиям
должна отвечать любая информация, однако значимость их может быть различной.
Так, для финансового учета главное требование – достоверность информации, а для
управленческого – ее существенность.
Содержание объектов
бухгалтерского дела и условия его исследования предопределяют выбор и
последовательность применения экономического анализа. Он осуществляется с целью
выявления основных закономерностей развития хозяйствующего субъекта, их
взаимосвязи и взаимовлияния, а также факторов, определивших те или иные
результаты деятельности организации. Инструментами экономического анализа являются
балансовый и индексный методы, факторный анализ, методы группировок, сравнений,
исчисления относительных величин, относящиеся к группе экономико-математических
методов. Информационной базой служат данные, полученные в системе
бухгалтерского учета. Экономический анализ, осуществляемый на уровне
хозяйствующего субъекта, может быть финансовым, управленческим, анализом
финансовой отчетности, текущим, ретроспективным, экспресс-анализом,
вертикальным, горизонтальным и т.д. Любой компонент экономического анализа
определяется целями, преследуемыми при его проведении, и соответствующей
информацией, получаемой в результате ведения учетного процесса.
Взаимосвязь между
бухгалтерским делом и аудитом осуществляется на уровне отчетной информации. В
настоящее время функции аудита выходят за рамки проверки и подтверждения
достоверности и объективности представленной бухгалтерской отчетности. Все чаще
аудиторские фирмы занимаются операционным аудитом, оказанием и предоставлением
услуг в области управления, налогообложения, осуществления финансовых операций,
оценки заключенных договоров с точки зрения юридических требований и т.д.
В настоящее время
ведение компьютеризированного бухгалтерского учета – не редкость. В связи с
этим каждый бухгалтер (аудитор, оценщик, аналитик, финансовый менеджер) должен
обладать знаниями в области электронной обработки данных и контроля на уровне,
необходимом для принятия соответствующего решения и взаимодействия со
специалистами. Счетные работники должны иметь достаточно высокую квалификацию,
чтобы давать оценку и принимать решения об операциях в системе компьютеризированного
учета.
Реформирование
бухгалтерского учета в России, его адаптация к рыночным условиям и
международным стандартам потребовало уточнения действующих правил его ведения.
В международной
практике правила получили название принципов бухгалтерского учета, что нашло
отражение как в международных, так и многих национальных стандартах
бухгалтерского учета.
Наличие
основополагающих правил, принципов (допущений и требований) бухгалтерского
учета предполагает их обязательное исполнение.
По существу, они
объясняются самим предназначением бухгалтерского учета в рыночной экономике,
который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и
финансовом положении организации, выступать способом общения деловых людей,
быть составляющей общегосударственной системы формирования микро- и
макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе
единых подходов и правил ведения бухгалтерского учета.
Принципы, правила и
требования, которые будут рассмотрены нами, позже, - это не стопроцентная
унификация учетного процесса. Эти правила устанавливают рамки в построении
системы учета в организациях, которые необходимо соблюдать при выборе учетных
процедур и разработке учетного процесса.
Общие принципы,
правила, требования установлены в таких нормативно-правовых документах, как
Закон «О бухгалтерском учете», Положение по бухгалтерскому учету «Учетная
политика организации» (ПБУ 1/98), Положение по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и др.
Принципы, правила и
требования бухгалтерского учета следует рассматривать в единстве, поскольку
каждый из принципов и каждое из правил и требований дополняют общую систему
бухгалтерского учета, в связи с чем их взаимодействие иногда сравнивается с
«принципом Эйфелевой башни», все опоры которой несут общую нагрузку сооружения
в целом. Таким образом, принципы и требования бухгалтерского учета в целом
образуют единую систему, которая не отвергает ни одной из ее составляющих
(опор). Поэтому несоблюдение отдельных принципов, правил и требований
бухгалтерского учета без достаточных на то оснований при определенных условиях
может трактоваться как неправильное ведение бухгалтерского учета и неудовлетворительная
организация бухгалтерского дела.
Однако реализация некоторых
из этих требований в сегодняшних условиях затруднена незавершенностью и
противоречивостью действующей нормативной базы.
Сказанное не означает,
что организация ни в каких ситуациях не вправе отступать от правил и требований.
В реальной жизни возможны случаи, когда организация должна исходить из иных
допущений. Например, принцип о непрерывности деятельности не применим при
определении учетной политики на период ликвидации организации. Однако подобные
ситуации являются исключениями из общего правила.
Кроме того, выбор
способов ведения учета бывает сопряжен с необходимостью отдать предпочтение
тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета
фактов хозяйственной деятельности, могут не вполне отвечать такому требованию,
как рациональность, и наоборот. В подобных ситуациях руководство и специалисты
организации должны оценить степень влияния избираемого способа на полезность
финансовой (учетной) информации и решить, какому требованию отдать
предпочтение. Иными словами, чаще всего формирование учетной политики есть
процесс достижения баланса между принципами и требованиями исходя из
профессионального суждения бухгалтера.
Становление рыночной
экономики в России потребовало разработки новой системы нормативных документов,
регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в
организации, а также определения роли государственных органов в ее создании.
Основными задачами организации
бухгалтерского учета являются:
• формирование полной и
достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении,
необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
• обеспечение
информацией для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией
хозяйственных операций и их целесообразностью;
• предотвращение
отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление
внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
При этом в сферу
бухгалтерского дела включаются:
1. Прием, регистрация
входящей и исходящей корреспонденции и ее отправка по назначению.
2. Прием документов на
рассмотрение и подписание администрацией.
3. Распределение
рассмотренных администрацией документов между структурными подразделениями и
сотрудниками для исполнения и ознакомления сотрудников с директивными актами.
4. Учет стадий
прохождения исполнения документов с обеспечением их сохранности.
5. Сдача дел в архив и
обеспечение их хранения.
Часть бухгалтерского
дела, непосредственно связанная с созданием документов, называется документированием.
Особое место среди документов бухгалтерии занимает немногочисленная, но
исключительно важная для этого подразделения организационно-распорядительная
документация, обеспечивающая как организацию работы бухгалтерии (положение о
бухгалтерии, должностные инструкции сотрудникам бухгалтерии), так и нормативно-правовую
основу многих финансовых и расчетно-денежных операций (приказы и распоряжения
по основной деятельности, гарантийные письма, акты ревизий, протоколы заседаний
и т.д.). Правильное составление и оформление этих документов в соответствии с
действующими нормативными актами – один из важнейших элементов бухгалтерского
дела. [3, С. 7]
Другой существенной
стороной организации ведения бухгалтерского дела является систематизация и
хранение всех образующихся в бухгалтерии документов, необходимых впоследствии
не только для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и
для предъявления этих документов при аудиторской или налоговой проверке.
Порядок ведения специфической
бухгалтерской документации (ее составление, оформление, хранение и пр.)
детально описан в нормативных актах Минфина, МНС и Центробанка РФ.
Руководители
предприятий несут персональную ответственность за документальный фонд
предприятия.
Принципиально важными
для решения вопросов взаимодействия предприятий с архивными учреждениями
являются «Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах» и
«Положение об Архивном фонде РФ», утвержденные Указом Президента РФ от 17.03.94
№ 552.
В соответствии с
действующим законодательством по архивному делу органы управления на местах
принимают меры по улучшению работы с документацией на предприятиях. Предусмотрен
штраф до семидесяти минимальных окладов за утрату дел постоянного и долговременного
хранения (гибель документов, незаконное их уничтожение) и за оставление архивов
в бесхозном неучтенном состоянии; до тридцати пяти минимальных окладов – за
необоснованный отказ от передачи документов в государственный архив; до двадцати
восьми минимальных окладов – за несоблюдение сроков упорядочения документов
постоянного и долговременного хранения (проведение экспертизы ценности
документов, их научно-техническая обработка, составление описей дел).
Помочь бухгалтеру
избежать негативных моментов при общении с любыми контролирующими органами (налоговая
инспекция, архивная служба, аудит) и призвано правильное ведение бухгалтерского
дела.
2.
Связь бухгалтерского дела с другими науками
Бухгалтерское дело
является составляющей частью управления и представляет собой сложную систему
отражения и познания различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной
жизни. Сущность же указанных процессов и явлений раскрывается экономической
теорией. Поэтому общей теоретической основой познания объектов бухгалтерского
дела является экономическая теория, изучающая экономические законы
производства и распределения материальных благ в обществе.
Информация
бухгалтерского дела широко используется для характеристики экономики различных
организаций и отраслей народного хозяйства, расчета различных показателей
экономической эффективности процессов воспроизводства материальных благ. Отсюда
следует, что бухгалтерское дело тесно связано с такими науками, как макро- и
микроэкономика (организаций различных отраслей народного хозяйства).
Данные бухгалтерского
дела используются в планировании (бюджетировании), прогнозировании, контроле и
анализе хозяйственно-финансовой деятельности организации.
Планирование как
функция управления немыслимо без теснейшей связи с бухгалтерским делом. Так,
планирование представляет собой совокупность целей и задач дальнейшего эффективного
развития предприятия и выбор наиболее оптимального варианта достижения
поставленных целей. В процессе этой работы в качестве исходной базы
используются экономические данные бухгалтерского учета предшествующих периодов.
Данные же бухгалтерского учета текущего периода используются для контроля за
выполнением плановых показателей, а также являются основой для корректировки
планов, нормативов и прогнозов.
Экономические данные
управления и производства широко используются при составлении различных
производственных смет, текущих и перспективных планов (бюджетов) продаж, затрат
на производство и себестоимость продукции и т.п.
Информация
бухгалтерского дела содержит сведения, необходимые для осуществления такой
функции управления, как контроль. Так, внутрихозяйственный контроль (аудит)
изучает в основном хозяйственные операции с целью выработки рекомендаций по
эффективному использованию ресурсов, оптимизации финансовой политики и
достижению качественных результатов ее деятельности. В процессе контроля
выявляются отклонения от планов, смет, нормативов и т.п., выявляются нарушения
законодательных актов и документов внутренней регламентации.
Для выполнения всех
перечисленных контрольных работ в качестве фактических результатов для
сравнения, выявления отклонений и нарушений используются данные бухгалтерского
дела.
В общий комплекс
экономических наук входит и экономический анализ хозяйственно-финансовой
деятельности. Экономический анализ, используя специальные способы и приемы,
призван изучать всю систему принятия и выполнения управленческих
решений, выявлять причины отрицательных отклонений и разрабатывать мероприятия
по мобилизации выявленных резервов. В процессе экономического анализа
комплексно используются экономические показатели, которые дают наиболее полную
и достоверную характеристику деятельности организации. Кроме того,
экономический анализ осуществляется в основном работниками бухгалтерии
(профессиональными бухгалтерами – бухгалтерами-аналитиками, экспертами,
финансовыми менеджерами). Таким образом, экономический анализ хозяйственно-финансовой
деятельности напрямую связан с бухгалтерским делом.
Непосредственная связь
бухгалтерского дела и аудита заключается в том, что проведение ревизий и
аудиторских проверок осуществляется в основном по данным бухгалтерского дела.
Выявленные в ходе проверки отдельные результаты в свою очередь используются для
исправления и корректировки учетных записей (при выявлении ошибок, недостач или
излишков ценностей и т.п.).
Тесная связь существует
также между бухгалтерским делом и финансовыми дисциплинами (финансы,
финансовый менеджмент, деньги, кредит, банки, биржевое дело, налоги и
налогообложение). Показатели бухгалтерского дела используются при составлении
финансовых бюджетов, бизнес-планов, расчетов по налогам и налоговых деклараций.
В свою очередь указанные дисциплины изучают определенные стороны хозяйственных
процессов, в них исследуется сущность и закономерности определенных
хозяйственных явлений.
В бухгалтерском деле
отражаются эти же хозяйственные явления для их контроля и управления ими.
Например, по данным показателям бухгалтерского дела осуществляется контроль за
выполнением финансовых планов, целевым использованием кредитов, правильностью
начисления и своевременностью перечисления налогов в бюджет и т.д.
Использование
показателей бухгалтерского дела для статистических обобщений обеспечивают
тесную связь бухгалтерского дела с экономической статистикой.
Данные бухгалтерского
дела в организациях используются не только для контроля экономических расчетов,
но и при проверке законности функционирования организации. Отсюда следует, что
бухгалтерское дело неразрывно связано и с такой наукой, как правоведение.
Информация
бухгалтерского дела широко используется в процессе: осуществления маркетинговых
исследований; проведения работ по проектированию научной организации труда и
производства; осуществления экономико-математического моделирования отдельных
процессов и хозяйственных результатов. На базе всех указанных научных разработок
и проектных работ администрация организации может принимать обоснованные
управленческие решения на всех уровнях и участках хозяйственной деятельности
экономического субъекта. В то же время функция обратной связи бухгалтерского
дела обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования способов получения
полезной, уместной и надежной информации для решения управленческих задач. Вот
почему бухгалтерское дело тесно связано с такими дисциплинами, как менеджмент,
маркетинг, научная организация производства, экономика труда,
экономико-математическое моделирование и программирование. [3,
С. 11]
Оперативность получения
информации, а также ее качество и эффективность использования в управлении
хозяйственными процессами организации значительно повышается в условиях
автоматизации бухгалтерского дела. Использование ЭВМ предполагает применение
различных приемов и способов систем компьютерной обработки данных (КОД).
Поэтому уровень подготовки бухгалтера должен быть достаточно высоким в области
информационных технологий для выполнения работ по обработке информации,
необходимой для организации бухгалтерского дела. Отсюда следует, что
бухгалтерское дело связано также с информатикой, компьютеризацией
учетно-аналитических вопросов и информационными системами в экономике.
3.
Нормативное регулирование бухгалтерского дела
В настоящее время
система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России имеет
четырехуровневую структуру.
Первый уровень составляют
законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления
Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в
организациях.
Особое место в этом
уровне системы занимает Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О
бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями). Важным документом данного
уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации. В нем законодательно
закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного
баланса как необходимый признак юридического лица, обязательность утверждения
годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи аудиторского заключения,
понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок
реорганизации и ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых
форм. Подробно изложены принципы составления и положения договоров, заключенных
хозяйствующими субъектами с клиентами, банками, другими организациями с целью
своевременного и качественного выполнения обязательств.
К этой же группе
документов можно отнести и Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором
сделана попытка установить правила организации налогового учета. В свою очередь
принципы налогового учета должны базироваться на данных, полученных на основе
традиционных принципов бухгалтерского учета.
Второй уровень системы
нормативного регулирования составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому
учету. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского
учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета,
возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения
их к определенному виду деятельности. Документы второго уровня утверждаются Министерством
финансов РФ, на которое возложено методологическое руководство бухгалтерским
учетом и отчетностью в народном хозяйстве в целом по стране.
Во исполнение Программы
реформирования бухгалтерского учета Минфином России разработаны и приняты
следующие нормативные документы по бухгалтерскому учету:
• Положение по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденное Приказом от 29 июля 1998 г. № 34н (с изменениями и дополнениями);
• Положение по
бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/98), утвержденное
Приказом от 9 декабря 1988 г. № 60н;
• Положение по
бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»
(ПБУ 2/94), утвержденное Приказом от 20 декабря 1994 г. № 167;
• Положение по
бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в
иностранной валюте» (ПБУ 3/2000), утвержденное Приказом от 10 января 2000 г. №
2н;
• Положение по
бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99),
утвержденное Приказом от 6 июля 1999 г. № 43н;
• Положение по
бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01),
утвержденное Приказом от 9 июня 2001 г. № 44н;
• Положение по
бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом
от 30 марта 2001 г. № 26н;
• Положение по
бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное
Приказом от 25 ноября 1998 г. № 56н;
• Положение по
бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01),
утвержденное Приказом от 28 ноября 2001 г. № 96н;
• Положение по
бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное Приказом от
6 мая 1999 г. № 32н (с изменениями и дополнениями);
• Положение по
бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом
от 6 мая 1999 г. № ЗЗн (с изменениями и дополнениями);
• Положение по
бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000),
утвержденное Приказом от 13 января 2000 г. № 5н (с изменениями и дополнениями);
• Положение по бухгалтерскому
учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное Приказом от 27 января
2000 г. № Ин;
• Положение по
бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное
Приказом от 16 октября 2000 г. № 92н;
• Положение по
бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное
Приказом от 16 октября 2001 г. № 91н;
• Положение по
бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ
15/01), утвержденное Приказом от 2 августа 2001 г. № 60н;
• Положение по бухгалтерскому
учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное Приказом
от 2 июля 2002 г. № 66н;
• Положение по
бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские
и технологические работы» (ПБУ 17/02), утвержденное Приказом от 19 ноября 2002
г. № 155н;
• Положение по
бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02),
утвержденное Приказом от 19 ноября 2002 г. № 144н.
Третий уровень
нормативного регулирования представляют собой нормативные документы, являющиеся
по существу подзаконными актами, которые представлены в виде методических
указаний по ведению бухгалтерского учета, в том числе в инструкциях,
рекомендациях и т.п. К этой группе документов относятся методические указания
по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, методические указания
по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, по заполнению форм
бухгалтерской отчетности и др. Одним из важнейших документов этого уровня
является План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению. К ним
также можно отнести многочисленные указания Министерства финансов Российской
Федерации по вопросам, возникающим в хозяйственной деятельности организаций
(договор о совместной деятельности, векселя, чистые активы и др.). Документы
этого уровня утверждаются как Минфином РФ, так и другими органами управления,
которым законодательно предоставлены соответствующие права (например,
Центральным банком России, Министерством РФ по налогам и сборам и др.).
Четвертый уровень
составляют приказы, методические указания, инструкции, которые издаются самими
хозяйствующими субъектами и в которых раскрываются базовые и нормативные
положения, устанавливаемые в нормативных документах 1 – 3-го уровней, с учетом
особенностей и специфики деятельности той или иной организации. [3,
С. 12]
Примером таких
нормативных документов являются приказы, касающиеся учетной политики
организации, методов оценки и амортизации тех или иных объектов бухгалтерского
учета, документов и документооборота и т.д. Особенность документов четвертого
уровня состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические
положения не могут противоречить нормативным документам 1 – 3-го уровней.
Министерством финансов
РФ в 2001 г. был утвержден долгосрочный план развития системы бухгалтерского
учета. В трехэтапном плане, охватывающем период до 2010 г., излагаются цели развития
бухгалтерского учета и мероприятия, направленные на создание системы
бухгалтерского учета, совместимой с МСФО. При этом в плане рассматриваются
порядок и сроки осуществления мероприятий в отношении различных групп организаций.
Концепция разработки этого документа заключается в том, что развитие системы
бухгалтерского учета является составной частью общего процесса становления
рыночных отношений в Российской Федерации. Содержание представленного документа
подчеркивает, что в результате разделения права собственности и функций
управления формируются новые для России группы внешних пользователей финансовой
отчетности (в частности, акционеры), заинтересованных в получении объективной и
подробной финансовой информации, а также ее сопоставимости на международном
уровне.
В соответствии с
содержанием плана одним из важнейших условий реформирования бухгалтерского
учета в России является обеспечение эффективного контроля за внедрением
бухгалтерских стандартов как со стороны рынка капиталов, так и со стороны государственных
органов.
В России все
разрабатываемые положения по бухгалтерскому учету (стандарты) исходят из норм,
заложенных в МСФО. Однако переход на международные стандарты осуществляется
прежде всего для того, чтобы сделать финансовую отчетность организаций
прозрачной, а следовательно, создать условия для привлечения дополнительных
средств инвесторов на развитие предпринимательства, в том числе малого и
среднего. Вместе с тем концепция реформирования бухгалтерского учета с
ориентировкой на МСФО имеет недостаток, заключающийся в том, что если наши
организации смогут попасть на американский финансовый рынок свободных
капиталов, то они вынуждены будут составлять бухгалтерскую отчетность не только
на основе МСФО, но и отдельно по нормам GAAP.
Необходимо также разрабатываемые ПБУ приводить к сопоставлению их содержания с
параметрами и критериями МСФО. Это позволит говорить о гармонизации и
стандартизации российского бухгалтерского учета и отчетности с международными
стандартами.
Заключение
Бухгалтерская
информация широко используется при проведении мероприятий экономического и
финансового анализа, планирования деятельности хозяйствующих субъектов и прогнозирования
их развития, контроля за количественными и качественными показателями предпринимательской
или иной деятельности.
В настоящее время решение
данных задач существенно осложняется проблемами становления и развития рыночных
отношений и связанной с этим многоукладностью экономики.
Все это обусловливает
создание широкой сети негосударственных структур и существенно меняет роль
такого традиционного для всех учреждений, организаций и предприятий
структурного подразделения, как бухгалтерия. Вместо простого учетного органа
бухгалтерия становится одним из важнейших подразделений, определяющим финансовую
стратегию предприятия и влияющим на развитие его хозяйственной деятельности.
Учетная политика любого
предприятия независимо от форм собственности, грамотный анализ
финансово-хозяйственной деятельности, взаимодействие с налоговыми службами –
это принципиальные, ключевые моменты в работе любой организации, обладающей
полной самостоятельностью и выживающей в условиях острой конкурентной борьбы.
Эффективность функционирования
предприятия требует постоянного совершенствования организации и деятельности
бухгалтерии, улучшения ее кадрового состава, внедрения прогрессивных
информационных технологий обработки экономической информации.
Важным направлением улучшения
работы любой бухгалтерии является совершенствование организации и ведения делопроизводства
– как одного из основных составляющих метода бухгалтерского дела.
Бухгалтерское дело –
это система отражения различных хозяйственных процессов и явлений хозяйственной
жизни.
Элементами метода
бухгалтерского дела являются многочисленные виды документов (финансовых,
расчетно-денежных, первичных учетных, отчетно-статистических,
организационно-распорядительных) – «продукты» труда работников бухгалтерии,
включающие в себя основные показатели, отражающие жизнеспособность предприятия
и перспективы его дальнейшего существования.
Таким образом,
деятельность бухгалтерской службы по сбору, регистрации, обобщению информации
обо всех хозяйственных операциях на предприятии в специально разработанных и
оформленных бухгалтерских документах, а также организация их движения, учета и
хранения – составляет сущность бухгалтерского дела.
Ведение бухгалтерского
дела означает, что каждый факт хозяйственной деятельности должен быть
зафиксирован в письменной форме. Отсутствие документа означает, что экономическое
событие не имело места.
Бухгалтерский учет
обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации,
а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено
международными договорами Российской Федерации.
Список
литературы
1. Бабаев,
Ю.А. Бухгалтерский учет: Учебник. Ю.А. Бабаев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 476 с.
2. Бухгалтерское
дело: Учебное пособие / Под ред. Н.Н. Хахоновой. – М.: МарТ, 2004. – 384 с.
3. Бухгалтерское
дело: Учебное пособие / Под ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: Юнити-Дана, 2004. –
382 с.
4. Вещунова
Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. М.: Финансы и статистика, 2004. –564 с.
5. Козлова,
Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н.
Галанина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 732
с.
6. Куттер,
М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник/ М.И. Куттер - 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 640 с.
7. Палий,
В.Ф. Финансовый учет: Учебное пособие- 2-е изд., перераб. и доп./ В.Ф. Палий,
В.В.Палий. – М.: ИД ФБК - ПРЕСС, 2001. – 672 с.
8. Пошерстник,
Н.В. Документооборот в бухгалтерском учете/ Н.В. Пошерстник, Е.Б. Пошерстник –
СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. – 304 с.