1.3. Типология
направлений малого бизнеса в Интернете
Изучение подходов к оценке типологии малого бизнеса в Интернете в литературе [Козье Д.
Электронная коммерция. — М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 1999;
Сигел Д. Шагни в будущее. Стратегия в эпоху электронного бизнеса. — М.: ЗАО
“Олимпия-Бизнес”, 2001; Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция:
мировой и российский опыт. - М.: Открытые системы, 2000; Теория маркетинга /
Под ред. М.Бейкера. - СПб.: Питер, 2002; Хэнсон У. Internet-маркетинг. - М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2001; Успенский И. Энциклопедия Интернет-бизнеса. — СПб.: Питер,
2001; Тедеев А.А. Электронная коммерция (электронная экономическая
деятельность): правовое регулирование и налогообложение. – М., 2002 и др.]
показало, что определить данный аспект - значит, соотнести его со многими
сторонами жизни общества в Интернете, связать с проектированием и развитием, с
действием частных закономерностей и общих законов, соотносящихся со всей сферой
предпринимательства в Интернете, с выделением конкретных ситуаций, ограниченных
контекстами, и целостных мировоззренческих позиций в отношении проблемы нашего
исследования.
Анализ подобного многопланового
массива, на наш взгляд, крайне затруднителен. В тоже время, определение
исходных положений в классификационном процессе, как нам представляется,
возможно при условии разработки и мониторинга характерологических признаков, на
основании которых можно решить такую задачу, как обобщение структурных
компонентов выделенных нами видов малого бизнеса в
Интернете наиболее общих из них для определения оснований всеобщей
классификации.
Исследование различных источников
показывает, что вопросы оснований типологии малого
бизнеса в Интернете достаточно
однозначны и не являются объектом длительной дискуссии. Отчасти, это связано с
тем, что на ту или иную разновидность малого бизнеса
в Интернете оказывает влияние не слишком большое
множество различных факторов, свойственных каждому из них.
Наш анализ по выявлению классификационных признаков
малого бизнеса в Интернете будет нацелен на определение возможности выявить
общие “источники” для классификации всех видов малого бизнеса в Интернете, но
осуществлен по дифференцированному подходу, т.е. мы рассмотрим малый бизнес в
Интернете по следующим признакам: сферы распространения, функционально-производственные
и экономические аспекты; коммуникационные технологии; субъектный состав
участников отношений; организация ведения бизнеса; схемы обеспечение основной
деятельности и бизнес-процессы.
I. По сферам распространения.
Среди основных сфер распространения (использования
технологий) экономической деятельности, осуществляемой в электронной форме
(электронной коммерции), большинство зарубежных и российских исследователей
[Минс Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими
будут компании и рынки в XXI веке. - М.: Альпина Паблишер, 2001; Соколова А.Н.,
Геращенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. - М.: Открытые
системы, 2000; Теория маркетинга / Под ред. М.Бейкера. - СПб.: Питер, 2002;
Хэнсон У. Internet-маркетинг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001; Тедеев А.А. Электронная
коммерция (электронная экономическая деятельность): правовое регулирование и
налогообложение. – М., 2002 и др.] называют:
- формы организации предприятий и
фирм в частности с использованием оборотных фондов, выраженных в цифровой
форме, и так называемых “виртуальных компаний”;
- сфера оптовой и розничной торговли,
электронного маркетинга, пред- и послепродажной поддержки потребителей
(содействия продажам), предварительной договорной работы; оптовые и розничные
электронные финансовые услуги, в том числе кредитование и страхование;
- коммерческие исследования надмаркетингового
типа; электронная реклама; коммерческие операции (интерактивный электронный
заказ, получение, оплата); совместная разработка продукта (товаров, услуг);
- распределенное совместное
производство электронных товаров;
- сфера администрирования бизнеса (в
том числе сфера налогового администрирования);
- автоматическая торговля
электронными товарами;
- сфера бухгалтерского учета;
- безналичные расчеты, осуществляемые
в электронной форме;
- заключение сделок в электронной
форме;
- сфера коллизионного администрирования
(то есть разрешения спорных моментов) и др.
Данные сферы, на наш взгляд, вполне приемлемы и для
малого бизнеса в Интернете.
II. Определив, что малый бизнес, осуществляемый в
электронной форме с использованием сети Интернет, в первую очередь представляет
собой конкретные формы деловых операций (создание мультмедийных средств,
торговля, страховая и образовательная деятельность), проводимых электронным
способом, мы тем самым, определили, пожалуй, главный критерий для нашего
исследования - в зависимости от функционально-производственных и
экономических признаков малого бизнеса в Интернете.
Как представляется, с
производственно-функциональной точки зрения при получении определенных видов
продукции посредством Интернет происходит объединение ресурсов (оборудование,
рабочая сила, технологии) и производственного процесса для создания конкретных
товаров (работ, услуг) и их перераспределения между участниками такой
деятельности в пределах определенного (национального или международного) рынка.
В связи с этим можно различать малый бизнес в Интернете на: связанный с перераспределением
товаров и связанный с перераспределением работ, услуг.
1. Малый
бизнес, связанный с перераспределением товаров.
Применительно к экономическим
отношениям, формирующимися процессе использования малым бизнесом сети Интернет,
основными видами рассматриваемой категории являются:
а) электронная торговля;
б) производство мультмедийных
средств.
2. Малый
бизнес, связанный с перераспределением работ и услуг.
Представляется, что к данной категории
относятся:
а) электронная страховая
деятельность, в том числе все виды деятельности, связанные с долгосрочным и
краткосрочным распределением рисков с элементом или без элемента сбережения;
б) электронная образовательная
деятельность, в том числе деятельность в области осуществления программ
дистанционного образования с использованием глобальной компьютерной сети
Интернет.
III. По коммуникационным технологиям.
Исследуемый нами вид бизнеса объединяет широкий спектр коммуникационных
технологий, включая электронную почту, технологию электронного обмена данными,
электронные платежи и многие другие инструменты. Каждая из технологий может
быть использована для поддержки интернет-бизнеса в подходящем для нее
контексте.
В систему электронного бизнеса, как правило, входят:
- подсистемы обмена
информацией (например, электронная почта, приложения мгновенной передачи
сообщений и др.);
- подсистемы электронного
документооборота;
- подсистемы управления
ресурсами;
- подсистемы глобального
поиска данных, сбора и совместного использования знаний;
- подсистемы
взаимодействия с клиентами и партнерами;
- подсистемы учета
ресурсов (склад, логистика и т.п.).
Все это ясно показывает необходимость существования
определенной, обоснованной и регулирующей структуры экономики рынков,
способствующей и благоприятствующей, электронному способу ведения
интернет-бизнеса. И такая система существует, поэтому наиболее распространенной
классификацией является по таким субъектам, как сегменты экономики.
IV. По субъектному
составу участников отношений современные зарубежные и российские экономисты
различают бизнес посредством Интернета осуществляется в пяти сегментах
экономики рынков: В2В (от англ. “business-to-business” (бизнес -
бизнес), В2С (от англ. “business-to-consumer” (бизнес - потребитель), В2А (от
англ. “business-to-administration” (бизнес - администрация), С2А (от англ.
“consumer-to-administration” (потребитель - администрация)), С2С (от англ.
“consumer-to-consumer” (потребитель - потребитель), P2P (от англ.
“partner-to-partner” (бизнес-партнеры) [Попов В.М., Маршавин Р.А., Ляпунов С.И. Глобальный бизнес
и информационные технологии: Современная практика и рекомендации / Под ред.
В.М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С. 257; Kosiur D.
Understanding Electronic Commerce. - Wash. Microsoft Press. - P. 248;
Electronic Commerce in APEC Economies. - Japan External Trade Organization,
2000. - P. 45; Business Briefing: Global Electronic Commerce.- World Markets
Research Center, 2000. - P. 233 и др.].
Подобным образом
описываются и более сложные цепочки, включающие, например, деятельность
Интернет-провайдера: бизнес (производитель товара/услуги) - бизнес (провайдер)
- потребитель (business-business-consumer, B2B2C) и т.д. [Гречков В.Ю. Современное
состояние и перспективы электронной коммерции (маркетинговый подход)// Маркетинг
в России и за рубежом, 2003. - № 6].
Новые тенденции в
электронной коммерции ознаменовались появлением аббревиатур B2G, G2C и ряд
других; они обозначают новые сферы бизнеса, в которые, так или иначе, вовлечено
государство (government) - business-to-government, government-to-citizens. Государство
также включилось в процесс электронизации [Ананько А.В. Определение электронных
гражданских правоотношений//Предпринимательство, 2001. № 1].
1. В секторе В2В осуществляются экономические
отношения в информационном пространстве Интернет между бизнес-партнурами.
Данный сегмент включает в себя все уровни информационного взаимодействия между
компаниями. При этом используются специальные технологии и стандарты электронного
обмена данными, такие, как EDI (Electronic Data Interchange).
2. В свою
очередь, под экономические отношениями, формирующимися в сегменте рынка В2С
понимаются экономические отношения в информационном пространстве, ориентированные
на удовлетворение потребностей конечного пользователя и формирование
долгосрочных экономических отношений.
3. Под отношениями в
сегменте В2А понимаются экономические отношения, включающие деловые связи коммерческих структур с
правительственными организациями, начиная от местных властей и, заканчивая
международными организациями, то есть с одной стороны выступают отношения,
формирующиеся в процессе осуществления государственного регулирования
электронной экономической деятельности, а, с другой, – отношения, формирующиеся
в процессе заключения в электронной форме государственных контрактов на
поставку товаров для государственных нужд.
4. Сегмент С2А – это область организации
взаимодействия отношений между пользователями (потребителями) работ и услуг, а
также приобретателями товаров, перераспределяемых в процессе осуществления
хозяйствующими субъектами электронной экономической деятельности, и
государством в лице соответствующих его органов по вопросам защиты прав
потребителей в электронном сегменте рынка.
5. К отношениям сегмента
С2С относится
деятельность различных ассоциаций и иных неправительственных
(негосударственных) объединений – потребителей электронных товаров (работ,
услуг), направленная на представление и защиту членов таких объединений.
6. Партнер-партнер (P2P). Бизнес
по такой схеме строится между партнерами, находящимися в равном положении.
Основу P2P составляют online-аукционы, которые проводятся с помощью
специального программного обеспечения, установленного на сайте организатора
торгов.
7. Бизнес-администрация (B2G). Эта система
подразумевает взаимодействие компании и государственной администрации страны,
на территории которой она работает. Сюда включаются деловые связи коммерческих
структур с правительственными органами, местными и международными
организациями. Хотя система B2G развита не столь широко, как перечисленные
выше, в последнее время прослеживаются новые тенденции. К ним относится
проведение через Интернет закупок товаров и услуг правительствами разных стран
и руководством международных организаций. Коммерческие структуры в свою очередь
имеют возможность направлять свои предложения и таким образом вести диалог с властью.
8. Потребитель-администрация
(consumer-to-government, C2G). Это направление наименее развито, но
имеет высокий потенциал и используется для организации взаимодействия
правительства и потребителя (особенно в социальной и налоговой сферах) [Дадали
А. Бизнес в Сети//Компьютер пресс, 2001. - № 8].
Следует отметить, что в отношениях с
government малый бизнес в Интернете практически не
участвует, но может это делать при определенных условиях, поэтому данный аспект
будет включен в общую схему классификации.
V. По видам бизнес-процессов:
Анализ литературы [Дж. Вудкок Современные информационные технологии совместной
работы. – М., 2001; Герчикова, И.Н. Менеджмент. - 4-е изд., перераб. и доп. –
М.: Юнити, 2004 и др.] и наши наблюдения
показывают, что малый бизнес в Интернете может включать следующие основные
бизнес-процессы:
- обеспечение пользователей
информацией о товарах и услугах;
- продажа товара и услуг;
- оплата товара и услуг;
- регулирование отношений с
поставщиками, покупателями, службой доставки;
- автоматизированное
добавление и удаление товарной базы поставщиков из ассортимента
интернет-магазина;
- обеспечение клиентов
информацией о ходе выполнения заказа;
- ведение отчетности;
- поиск партнеров.
Перечень указанных видов бизнес-процессов конечно не полный, поскольку у каждого
направления малого бизнеса свои особенности, но в качестве “основных” – перечисленные
виды присущи всем
VI. По организации ведения
бизнеса.
1. Электронный
магазин -
витрина при помощи интерфейса (используется производителями или дилерами),
главный критерий эффективности - спрос на товар
2. Электронный
каталог -
большой объем товаров от различных производителей, главный критерий
эффективности - ассортимент, чем больше связей, тем вернее успех
3. Электронный
аукцион -
аналог классического аукциона с использованием internet-технологий. Учитывая
специфику процесса для электронного аукциона характерна привязка к
мультимедийному интерфейсу, каналу доступа в интернет, ведь важно показать
товар лицом.
4. Электронный
универмаг -
аналог обычного универмага, где различные фирмы выставляют свой товар, главный
критерий эффективности - товарный брэнд.
5. Электронный рынок
третьих фирм -
на базе поставщика ПО электронных магазинов, хостинг, поддержка.
6. Виртуальный
комъюнити
(сообщества). Покупатели организуются по группам интересов, как следствие
меньшие затраты на рекламу, хорошо строятся на готовых обществах: клубы болельщиков,
ассоциации и т.д.
7. Интеграторы ПТТ технологической цепи, известные
как "посредники", интеграция одна из наиболее перспективных
направлений.
8. Консалтинговые
услуги:
консалтинг управления и маркетинга, рекрутерские конторы.
9. Электронное управление закупками. На
протяжении последних лет задача управления закупками привлекает повышенное
внимание руководителей коммерческих и государственных организаций всего мира.
На текущий момент решения для электронного управления закупками делятся на три
основных класса:
–
системы электронных каталогов и агрегатов данных;
–
система поиска встречных заявок;
–
система электронного проведения тендеров.
10. Электронная биржа – это более сложная форма
информационного посредничества: помимо собственно информационного обмена и
поддержки возможности заключения сделок биржи предоставляют участникам гарантии
реализации таких сделок. Экономическая основа функционирования электронной
биржи состоит в сборе определенной платы (комиссии) за каждую заключенную
сделку, которая может взиматься с продавцов, покупателей или всех участников
сделки.
11. Порталы – это относительно новая концепция и существует
ряд толкований этого термина. Как правило, портал объединяет и представляет
организованную информацию, доступ к которой необходимо открыть определенной
аудитории. По определению, предложенному специалистами компании IBM, портал –
это приложение, которое обеспечивает персонифицированный и настраиваемый
интерфейс, дающий возможность людям взаимодействовать с другими людьми, а также
находить и использовать приложения и информацию в соответствии со своими
интересами. Для предприятий, ведущих электронную экономическую деятельность,
портал обеспечивает единообразный доступ к внутренним и внешним информационным
ресурсам. Назначение портала состоит в формировании персонифицированного окна
для соответствующего контингента сотрудников компании, через которое можно
получать и просматривать всю необходимую для ведения бизнеса информацию.
Иногда в литературе [Сигел Д. Шагни в будущее. Стратегия
в эпоху электронного бизнеса. - М.: ЗАО “Олимпия-Бизнес”, 2001; Хэнсон У.
Internet-маркетинг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001; Успенский И. Энциклопедия
Интернет-бизнеса. - СПб.: Питер, 2001 и др.] к перечисленным формам ведения
бизнеса “добавляют” электронную рекламу; электронную
торговлю; управление взаимоотношениями с клиентами; электронные платежные
системы и др. и трактуют их как бизнес-модели.
На наш взгляд, подобный
подход не учитывает функциональные особенности “основной” и “обеспечивающей”
деятельности и т.д. и поэтому нами вспомогательные бизнес-модели выделяются в
отдельную категорию.
VII. По схемам обеспечения деятельности.
1.
Управление взаимоотношениями с клиентами. Специалисты компании International
Data Corp. Inc. (IDC) выделяют три группы бизнес-приложений, предназначенных
для автоматизации процесса взаимодействия с клиентами:
– контроль покупательной способности. Данное
приложение дает покупателю возможность после регистрации в Интернет-магазине
вступить в торг с продавцом и в конечном итоге покупатель предлагает
собственный вариант цены, на основании которого продавец может принять решение
о продаже или не продаже товара;
–
управление продажами, которое включает в себя управление клиентскими
счетами, управление списками товаров и услуг и управление контактами с
клиентами;
–
служба поддержки клиентов. Это приложение подразумевает наличие на Интернет-сайте
продавца информации о действительном юридическом адресе компании, его реквизитах
и телефонных номерах, на которые потребитель может позвонить в случае возникновения
каких-либо конфликтных и иных ситуаций.
2) И, наконец, связующим звеном различных сегментов
является общая бизнес-модель – электронные платежные системы, – представляющая
собой совокупность экономико-технологических методов, которые обеспечивают
условия для использования различных технических возможностей определенного
стандарта в качестве электронных платежных средств. Существует три основные
группы электронных платежных систем, используемых при ведении электронного
бизнеса:
–
кредитные платежные системы – это системы, построенные на использовании
кредитных карт для электронных расчетов между участниками сделки с привлечением
дополнительных мер безопасности: шифрования обмена сообщениями, цифровой
подписи;
–
дебетовые платежные системы – это системы, в которых покупатель сначала
регистрируется, открывает собственный счет, переводит на него денежные
средства, а потом уже ими пользуется;
–
электронные платежные системы (платформы) цифровой наличности – это системы,
основанные на использовании электронных (цифровых) денег, т.е. эквивалентов реальных
денег.
Таким образом, обобщение многоаспектной представленности в
литературе классификаций малого бизнеса в Интернете
и выбранные нами подходы в отношении обобщения типологических признаков
позволяет классифицировать малый бизнес в Интернете
так, как показано на рис. 1.