Ценностные ориентации
студенческой молодежи. Характеристика
социального портрета современного студента
Молодежь – это молодое, подрастающее поколение
[Словарь русского языка. Под ред. Г.П. Князькова, т. 2. М., 1958, с. 398]; молодые люди; юноши, девушки [Большой толковый словарь русского языка. Под ред.
С.А. Кузнецова. – СПб., 2000, с. 552].
Границы
молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития
общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей.
Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей,
расширении границ молодежного возраста. В разных условиях естественно различны
и границы возраста, считающегося молодежным. Принято, что границы
рассматриваемого контингента находятся в основном в диапазоне от 15 до 30 лет.
«В среднем в 15 лет молодой человек физиологически перестает быть ребенком и
становится подростком, именно с этого возраста он наиболее восприимчив в созидательном
отношении, начинается формирование трудовых, нравственных навыков и качеств.
Именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане:
продолжить учебу в средней школе или, например, поступить в профтехучилище или
техникум, происходит массовое разделение учащихся в школе на продолжающих
обучение и поступающих на работу» [Раковская О.А. Социальные ориентиры
молодежи: тенденции, проблемы, перспетивы. – М., 1983, c. 36].
Обычно к 30-ти годам
человек достигает, как правило, профессиональной зрелости, завершается
формирование его семьи, и он занимает более-менее стабильное положение в обществе.
Период социального
созревания молодежи в последние десятилетия удлинялся. Несмотря на то, что
современная молодежь созревает физически и интеллектуально быстрее, чем
предыдущие поколения, происходило определенное "старение" молодежи.
Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для других
государств. Однако в нашей стране период социальной адаптации молодежи дольше,
чем на Западе. Возрастная граница, отделяющая молодых от срока социальной
зрелости, далеко вышла за пределы 24-25 лет и составляла у нас 30-35 лет. [Раковская О.А.
Социальные ориентиры молодежи, c.36].
Удлинение сроков
адаптации молодежи объяснялось следующими главными причинами. Во-первых,
увеличением периода получения образования: школа, техникум, высшее учебное
заведение, аспирантура задерживали пребывание человека в процессе обучения
нередко до 35 лет; во-вторых, молодежь не могла удовлетворить свои элементарные
потребности, взять на себя ответственность за свое благосостояние, материальное
обеспечение своей семьи без помощи родителей. Это растягивало сроки адаптации
молодежи в обществе, порождало инфантильность и иждивенчество.
Таким образом, возрастные
границы молодости - лишь относительный, приблизительный ориентир, поскольку в
каждом конкретном случае могут быть различные отклонения [Раковская О.А.
Социальные ориентиры молодежи, c.37].
Тем не менее, в указанный возрастной период происходят обычно основные события
в жизни человека: он поступает в учебное заведение, устраивается на работу,
обзаводится семьей. Происходит процесс социализации молодого человека -
социальной адаптации (или, напротив, интегративного включения в общество). Для
многих молодых людей такое включение начинается в студенческие годы.
Студенчество (от лат.
studens – усердно занимающийся; англ. - studentship; нем. - studentenschaft;
фран. - e`tudiants) - учащиеся высших учебных заведений, представляющие собой
социально-демографическую группу с определенным общественным положением, ролью
и статусом, а также определенную социально-профессиональную группу,
характеризующуюся общностью интересов, субкультурой и образом жизни при
возрастной однородности, которой не имеют другие социально-профессиональные
группы [Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. –
М., 1998. с. 225].
Студенчество – это
социальная группа, состоящая из молодежи, обучающейся в высших учебных
заведениях. Существенная социальная черта студенчества – его близость по
характеру деятельности, интересам, ориентациям к социальной группе
интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность
студенчества не только по социальному происхождению, национальности,
демографическим признакам, но, прежде всего, по чертам профессионального
облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Общей мировой
тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый рост
студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны
демократизация высшего образования, расширение социальных источников пополнения
студенчества. [Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова.
– М., 1998. с. 544].
Проблемы студенческой
молодежи достаточно широко освещены в отечественной литературе. Педагогические
аспекты в деятельности вузов рассматриваются в исследованиях В.Л. Абушенко,
Т.П. Богдановой, А.Г. Быстрицко-го, Н.Ф. Головатого, Е.В. Затуловской, В. М.
Капицына, В.Т. Лисовского, О.А. Раковской, М.Ю. Рощина, Г.С. Степанова,
В.А. Титова, Н.М. Трофимова, и других.
Ценностные ориентации
молодежи исследовались в работах Л.А. Аза, Э.В. Быкова, М.П. Карпенко, В.А.
Лапшова, М.Х. Тихма и других.
Проблемы формирования
ценностных ориентаций студенческой молодежи рассматриваются в исследованиях
Л.А. Аза, А.П. Вардомацкого, Лисовского В.Т. Карпенко М.П., В.А. Лапшова, Н.Ф.
Головатого, В.Г. Васильева Э.Н. Фаустовой, Л.С. Щенниковой и других авторов.
Признавая студенчество
как социальную группу, состоящую из молодежи, В. Сунгоркин, например, считает
молодежное общество явлением возрастным, внешним по отношению к молодежи,
которой всегда было свойственно стремление самоутвердиться [Сунгоркин В.
Молодежь в зеркале статистики. Собеседник, 1988, № 13. - С 10].
О.А. Раковская
утверждает, что молодежь не столько специфическая социальная или
демографическая группа общества, сколько находящаяся в становлении особая его
часть, положение которой детерминировано социально-экономическим состоянием
общества [Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы,
перспетивы. – М., 1983, с. 7].
В.М. Капицын представляет
молодежь как общность, которая включает в свой состав конкретных индивидов,
но не сводится к их арифметической сумме. Сама общность, - утверждает автор, -
рождает новое качество объединения; с другой стороны, из чувства принадлежности
к общности вытекают определенные ориентировки индивидов [Капицын В.М., Красова
Е.Ю. Приручить Левиафана. - Воронеж , 1991].
Превращение индивида в способную к активному
труду и творчеству личность происходит в процессе воздействия на него взрослых
посредством обучения и «введения» в системы социальных ценностей и образцов
поведения [Андреенкова Н. В Проблема социализации личности//Социальное исследование,
вып. 3. – М., 1970, с 43—44].
Таким образом, индивид
включается в социальные отношения – соци-ализацию, которая осуществляется путем
усвоения человеком социального опыта и воспроизведения его в своей
деятельности.
Социализация
— это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом
социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности [Психология:
словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990, с. 373].
В процессе социализации индивид
становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания,
умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимодействовать с другими
людьми.
Понятие «социализация»
связано с такими понятиями, как "воспитание", "обучение",
"развитие личности".
«Социализация
осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы
"факторами". Такими факторами социализации являются: целенаправленное
воспитание, обучение и случайные социальные воздействия в деятельности и
общении.
Воспитание и обучение,
интересующие нас в большей степени как предмет данного исследования (в узком
смысле), — это специально организованная деятельность с целью передачи
социального опыта индивиду и формирования у него определенных, социально
желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности [Шевандрин Н.И.
Социальная психология в образовании. – М., 1995, с. 194].
Социализация включает в себя ряд
аспектов, но главным, на наш взгляд, является выработка на основе полученных
знаний и воспитания, социального опыта и культуры совокупности ценностных
представлений о действительности. Именно выработанные ценностные
представления об окружающей общественной среде, о хорошем и плохом, о должном и
желанном, о самом себе и т.п. являются теми определенными критериями,
которые обосновывают реальные действия личности.
В современном обществе формирование
ценностных представлений личности происходит, прежде всего, под
целенаправленным воздействием семьи, школы, средств массовой информации,
трудовых коллективов и т.п. Общество с помощью своих социальных институтов
целенаправленно «прививает» молодежи традиционные социальные ценности.
Последние, реализуясь в реальном поведении, характеризуют направленность и
содержание социальной активности личности [Смирнов Г.Л. Советский человек:
формирование социалистического типа личности. - М, 1973, с 233].
Социальные
ориентиры молодежи формируются под влиянием, прежде всего сложившихся целевых
установок всего общества, взаимообусловленных процессами, происходящими в
экономике [Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы,
перспетивы. – М., 1983, c. 10].
Социализация соответствует добровольному принятию
человеком социально-политических ценностей и установок, сформированных на
каждом этапе развития общества. Она проходит через всю человеческую жизнь. В какие-то
моменты истории процесс социализации протекает эволюционно, носит постепенный
размеренный характер, в другие отрезки времени, может быть, сродни взрыву
[Молодежь и демократизация советского общества. Под ред. С.А. Шавеля. – Минск,
1990].
Вместе с тем в широком
смысле, на наш взгляд можно говорить, что социальное развитие молодежи подразумевает
развитие:
- общее (в отличие от
частичного — физического, умственного и т. д.) и общностное, т. е.
затрагивающее всех членов данной общности, а не отдельных ее представителей
или некоторые категории;
- изменяющее общественное
положение, политическое и социальное значение, место и роль молодежи в обществе;
- направленное на
обеспечение равных стартовых возможностей для жизненного самоопределения,
создание условий каждому реализовать себя;
- формирующее социально
зрелую, активную и творческую личность, в полной мере оснащенную всем необходимым
(знаниями, умениями, навыками) для того, чтобы успешно поддерживать и развивать
общественную систему (отношения, производство, нормы, ценности, идеалы).
Однако социализация
претерпевает по мере продолжения словесных боев самое существенное изменение.
Появляются не только новые ценности и жизненные ориентиры [Лисовский В.Т.
Советское студенчество. Социологические очерки. - М., 1990]. Каждое новое
поколение, неизбежно опираясь на опыт предыдущего, оценивает и осваивает мир на
свой лад, привнося в созидательную деятельность новые приемы и средства,
приноравливаясь к условиям и обстановке своего времени.
Таким образом, в ходе
социализации у молодежи формируются различные ценностные представления о
социальной значимости тех или иных жизненных факторов. При этом одним жизненным
факторам отдается предпочтение, им выносится высокая моральная оценка; другими
пренебрегают, их низко ценят; к третьим относятся безразлично и т. п.
Такая избирательность
придает ценностным представлениям молодежи известную стройность: в них обнаруживаются
определенные направленности восприятия внешних социальных воздействий.
Естественно, любая такая направленность не может не сказываться в практической
деятельности молодежи. Здесь все дело в том, что доминирующие направленности в
ценностных представлениях играют роль как бы ориентиров деятельности и в
качестве таковых воздействуют на социальное поведение молодежи.
Однако специфика
исследования обозначенных проблем заключается, прежде всего, в том, что молодежь
в социальном и возрастном отношении находится в переходном состоянии. Эта
переходность определяет: во-первых, необходимость изучения проблем молодежи как
части всего общества; во-вторых, требование дифференцировать молодежь как слой
по целому ряду признаков, основные из которых - возраст, пол, вид занятий и
деятельности, социально-экономическое положение и т.д.
В современной науке не
существует единого подхода к рассмотрению личностных ориентаций каждого
конкретного молодого поколения.
М.Н. Руткевич, например,
считает, что ориентации молодежи следует рассматривать как субъективный фактор,
как пропускаемое через призму интересов личности отображение объективных
потребностей общества и условий существования молодежи, включая выдвигаемую
обществом раскладку вакантных «мест» в системе образования и народном
хозяйстве. Данное отражение, - считает автор, - с полным правом можно назвать
«своеобразным», так как в жизненных планах непосредственно отображаются интересы
личности, а они складываются как результат действия многих формирующие
сознание факторов, как осознаваемых, так и неосознаваемых, воздействующих стихийно
[Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь.
– М., 1988, с. 130].
Реализация социальной
ориентации, в широком понимании связана с целостной картиной жизненного пути,
со всем комплексом жизненных ориентации, направленностью на основные
социальные ценности. Некоторые исследователи называют ее «жизненной
программой», наличие которой придает личности, группе определенную целостность,
в этом случае имеется система представлений молодого человека о существующих
общественных отношениях и о своем предполагаемом месте в системе этих
отношений. При этом приходится сталкиваться и с отклонениями, неполным
принятием норм, и с тем, что у некоторых молодых людей подчас складывается
ориентация на чуждые ценности, на паразитическое существование за счет семьи
или общества.
Более точно отображающим
исследуемый процесс М.Н. Руткевич связывает с термином «жизненные планы
молодежи», обоснованию рационального употребления, которого была посвящена
книга, вышедшая еще в 1966 году [Жизненные планы молодежи. Свердловск, 1966]. В
этом термине находит выражение идеализированное отражение будущего жизненного
пути вступающих в жизнь молодых граждан [Руткевич М.Н., Рубина Л.Я.
Общественные потребности, система образования, молодежь. – М., 1988, с. 128].
В данном понятии, на наш
взгляд, не вполне адекватно выражается сущность процесса отражения в сознании
молодежи общественных потребностей, преломленных через призму личного
восприятия окружающих условий, включая возможности, предоставляемые
учреждениями системы образования. Иначе говоря, жизненные планы — это
обобщенное выражение не только направленности ориентаций, но способов и путей
реализации ожиданий в отношении будущего социального положения.
В.А. Попов предполагает,
что потребности и ценности молодежи являются в значительной мере продуктом
молодежной субкультуры и они могут быть не связаны с общепризнанными ценностями
и нормами. Эта молодежная субкультура включает в себя разнообразный спектр
мотивации, которой для некоторых подростков оказывается вполне достаточно для
поддержания их ограниченной духовной жизни. Именно здесь и заключается один из
самых серьезных истоков ценностных установок, принимаемых обществом за основу
при целенаправленном воздействии на формирующуюся личность в системе воспитания
[Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентации
учащейся молодежи. – 1999, с. 96].
В отечественной
литературе, в основном, приводится восемь-двенадцать типов ценностных
ориентаций молодежи.
Например, в результатах
исследований, проведенных московским центром социально-психологической
адаптации подростков, называются следующие ценности учащейся молодежи:
1. Счастливая семейная
жизнь. 2. Наличие хороших и верных друзей. 3. Свобода как независимость
в поступках и действиях. 4. Материально-обеспеченная жизнь. 5. Любовь. 6.
Здоровье. 7. Уверенность в себе. 8. Интересная работа. 9. Познание. 10.
Красота природы и искусства. 11. Творчество. 12. Активная, деятельная жизнь [Подросток
на перекрестке эпох. М., 1997].
Т.П. Богданова
выделяется восемь типов ценностных ориентаций рабочей молодежи, но уже
несколько иных по содержанию [Богданова Т. П. Труд и социальная активность
молодежи. - Минск 1972, с. 143]. Совершенно другие (шесть) типы ориентаций
молодых инженеров промышленных предприятий представлены А. Г. Белым [Белый А.
Г. Мотивационные ориентации инженеров промышленного предприятия, с. 109].
В.И. Русецкая по
результатам своих исследований расставляет молодежные приоритеты следующим
образом: создание семьи, общение с друзьями, работа по специальности, учеба,
чтение литературы, занятия физкультурой и спортом, просмотр телепередач,
посещение вечеров танцев, дискотек, просмотр кинофильмов [Молодежь и
научно-технический прогресс. Под ред. Е.М. Бабосова. – М., 1989, с. 29].
А.Г. Здравомыслов и В.А.
Ядов анализируют восемь видов ценностных ориентаций [Здравомыслов А.Г., Ядов
В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности//Социология в СССР, т.
2, 1990].
При типологизации ценностных
ориентаций исследователи опираются на общечеловеческие ценности, но пользуются
различными эмпирическими основаниями, аргументируя последние обычно спецификой
изучаемых объектов.
Однако такой разнобой в
отношении оснований типологизации ценностных ориентации приводит подчас к
несопоставимости результатов эмпирических исследований ценностных ориентаций
и невозможности соответствующих обобщений. Следовательно, нужна, прежде всего,
разработка типологизации ценностных ориентации по единому основанию. Например,
можно произвести типологизацию ценностных ориентации по сферам действия основных
социальных ценностей.
Тогда, как указывает Л.А.
Лаза, крупный блок составят а) ориентации на ценности трудовой деятельности,
включая и ориентацию на труд как на самоценность. Другой крупный блок составят
б) ориентации на ценности свободного времени, включая и ориентацию на свободное
время как на самоценность.
Следующие три блока
ориентаций, - считает автор, - тесно связаны как со сферой труда, так и со
сферой свободного времени и в этом смысле могут быть названы перекрещивающимися:
в) ориентация на ценности общественно-политической деятельности, г) ориентация
на ценности образования, д) ориентация на ценности семьи. Каждая из этих
ориентации, имея самостоятельное значение, может проявляться либо в сфере
труда, либо в сфере свободного времени, либо в обеих сферах одновременно [Аза
Л.А. и др. Ценностные ориентации рабочей молодежи. – Киев, 1978.]
В исследовании социальных
ориентиров различных общественных групп одним из центральных понятий является
социальный статус.
Социальный статус – это интегративный показатель
положения социальной группы и ее представителей в обществе в системе социальных
связей и отношений [Краткий, словарь по социологии. М.: Политиздат. 1988, с.
З88].
Он выражается в оценке
некоторой совокупности материальных и нематериальных признаков, взаимосвязанных
между собой. В перечень этих признаков входят материальное положение, престиж
профессии, уровень культуры и образованности человека, достигнутое общественное
положение, приобщенность к некоторым социальным группам, слоям, кругу и т.п.
Социальный статус может
оцениваться самим человеком, т.е. носить характер внутренней оценки, и
рассматриваться извне - людьми, социальными группами, обществом в целом. Вопрос
об оценке признаков социального статуса сложен. Тут материальные признаки
переплетаются с нематериальными, а признаки, лежащие на поверхности явлений, с
более скрытыми - глубинными, которые имеют неоднозначную трактовку в
зависимости от региональных, национальных, этических и других условий. Признаки
социального статуса выступают в роли социальных ориентиров.
Одно из главных мест среди социальных ориентиров
занимает материальное положение. Работа и активная трудовая установка могут
быть средством достижения определенного материального положения и социального
статуса. Однако снижение социально-экономической активности молодежи ставит
острую необходимость изучения именно вопросов, связанных с материальным
стимулированием и достижением определенного уровня благосостояния. Тем более,
что в нашей стране пока не существует концепции дифференцированной социальной
политики; имеющиеся до сих пор программные установки были нацелены, как
правило, на среднего человека, на население в целом.
Важным показателем в
формировании социальных ориентиров является пол. Многие социальные проблемы на
Западе изучаются именно под этим углом зрения. Разная установка мужчин и женщин
в разные периоды их жизни имеет существенное значение при разработке
оптимального соотношения определенных стимулирующих факторов. В изученных
работах данному аспекту уделяется явно недостаточное внимание.
Одна из важнейших сторон
проблемы выбора социальных ориентиров - выбор сферы занятий. Такой аспект
исследования дает основу для решения проблем распределения ресурсов молодежи и
их динамического роста в профессиональном отношении. Это означает выход, в
конечном счете, на проблему соотношения распределительной и стимулирующей
функции в экономическом контексте.
Важным аспектом проблемы
формирования позитивных социальных ориентиров является изучение соотношения
стартовых условий жизни и динамики благосостояния молодежи (городской,
сельской, обучающейся в различных учебных заведениях т.д.).
Малоисследованной
проблемой до сих пор остается стартовый уровень жизни молодых людей, имеющих
семьи. Конкретно здесь речь идет о социально-экономическом портрете молодой
семьи. Именно семья играет главную роль в формировании экономической
самостоятельности и ответственности молодых людей. В молодой семье, остающейся
до сих пор основной потребительской ячейкой общества, наиболее полно
раскрываются социально-экономические функции молодежи, начинается формирование
целей благосостояния.
Что может дать
предложенный для исследований круг вопросов, касающихся ценностных ориентаций
студенческой молодежи? Прежде всего, различные ориентации в данной схеме
упорядочиваются по общему критерию и, несмотря на свою специфичность, обнаруживают
способность к сопоставлению.
Так определенные
ориентации студентов на общение, учебу, на индивидуальное потребление
культурных ценностей, на физическое развитие и укрепление здоровья являются
разными по содержанию, но принадлежат одному типу ориентаций — на ценности
свободного времени, ибо реальная активность согласно указанным ориентациям
может проявляться преимущественно в сфере свободного времени. Следовательно,
ориентации на ценности свободного времени у студенчества могут быть сопоставимы
с аналогичными ориентациями в сфере свободного времени других групп молодежи.
То же самое можно сказать об упорядочении и возможностях сопоставимости
ориентации на ценности трудовой и общественно-политической деятельности,
образования, семьи.
Разумеется, предложенная
схема типологизации ценностных ориентации не исключает иных типологий. Так,
например, при исследовании ценностных ориентации рабочей молодежи, проведенном
Л.А. Аза, было выделено два следующих аспекта: ретроспективный и актуальный.
Первый был связан с выявлением ценностных критериев молодежи при выборе
рабочей профессии. Второй предполагал актуальные ценностные критерии рабочей
молодежи в се трудовой деятельности. Такая аналитическая операция позволила увидеть
степень согласованности прошлых ретроспективных и актуальных ценностных критериев
[Аза Л.А. и др. Ценностные ориентации рабочей молодежи. – Киев, 1978].
Аналогичный подход
приемлем, на наш взгляд, и при рассмотрении ценностных ориентаций студенческой
молодежи.
В данном исследовании
студенческая молодежь понимается как демографическая и временная социальная
группа учащихся высших учебных заведений с определенным общественным
положением, ролью и статусом, которые детерминируются социально-экономическим
состоянием общества.
В широком смысле слова
ценностная ориентация студента представляет собою мотивирующий фактор,
объясняющий определенную направленность, мировоззрение и социальную
активность.
С точки зрения Л.А. Аза
ценностная ориентация студента выражает систему установок, т. е. субъективное
отношение личности к стоящим перед ней целям и задачам, избирательную
мобилизованность и готовность к их реализации. Социальная установка, таким
образом, является методологическим определением, через которое реализуются
ценностные ориентации личности в отношении социальной действительности и к самому
себе. Когда же это отношение направлено „вовнутрь" на самого себя в виде
самоприказа, самооценки или стремления к самоутверждению, оно выступает в своем
личностном аспекте. [Аза Л.А., Бегека Н.А. и др. Формирование духовной культуры
студенческой молодежи. - Киев, 1991].
Ценностная иерархия
студентов по результатам исследований А.П. Вардомацкого выглядит следующим
образом 1) здоровье, 2) любовь (взаимная), 3) счастливая семейная жизнь 4)
работа как творчество, 5) дети, 6) красота (природы, искусства человека), 7)
общение, 8) духовная свобода (возможность свободно высказывать свои мнения,
публиковать их в печати и т.п.), 9) материальная свобода (возможность
реализации своих разумных потребностей исходя только из своих ресурсов,
независимость от денежных поступлений родителей), 10) общественное признание,
11) работа как средство делать добро людям, 12) работа как средство оставить
после себя след на земле (личное бессмертие), 13) вещи-условия (вещи как
необходимое условие для продуктивной работы), 14) впечатления, 15) работа как
средство заработка, 16) удовольствия, 17) вещи «комфорт» (хорошая квартира,
дача машина и т.п., обеспечивающие комфортабельное материальное окружение), 18)
власть (ощущение того, что от твоих решений зависят ход важных событий, судьбы
люден и т.п. ), 19) слава, 20) вещи «престиж» (хорошие вещи обеспечивающие
чувство уверенности в себе) [А.П. Вардомацкий. Место творчества в ряду
жизненных ценностей студенческой молодежи//Молодежь и научно-технический
прогресс. Под ред. Е.М. Бабосова. – М., 1989, с. 157].
Н.Ф. Федотова приводит 8
блоков личностных качеств, которые можно рассматривать как ценностные
ориентиры:
1) качества,
характеризующие гражданскую позицию: честность и принципиальность, коллективизм,
общественная активность, чувство долга;
2) качества, необходимые
для будущей профессиональной деятельности: увлеченность профессией, трудолюбие,
энергичность и деловитость, организаторские способности;
3) «деловые» качества и
умения, необходимые для организации быта и семейной жизни: умение обеспечить
себя и свою семью материально, практичность в житейских делах, умение сочетать
работу на производстве с домашними делами, умение рационально расходовать
денежные средства;
4) волевые свойства
личности: сила воли, настойчивость, организованность, целеустремленность;
5) гуманистические качества:
доброта и отзывчивость, заботливость по отношению к близким, верность в любви
и дружбе, мягкость и уступчивость;
6) коммуникативные
свойства и умения: общительность, жизнерадостность, умение вести себя в
обществе, умение ладить с людьми;
7) качества,
характеризующие развитие интеллекта: образованность и широта кругозора,
способность понимать мысли и переживания других людей, чувство юмора, трезвость
ума и рассудительность;
8) качества, связанные с
характеристикой желаемого внешнего облика: физическое здоровье, внешняя
привлекательность, опрятность, умение следить за своей внешностью [Социально-психологические
проблемы нравственного воспитания личности. Под ред. В.Е. Семенова. – Л., 1984,
с. 53]
Обобщая рассмотренные
ценностные ориентации молодежи и их особенности у студенчества, можно сказать,
что ценностные ориентации студенческой молодежи - это определенные социальные
ценности, выступающие в качестве жизненных приоритетов, основных средств их
достижения и регулирующие поведение студентов.
Опираясь на ценностные
ориентации студенческой молодежи в советский период, такие авторы как Э.В.
Быков, А.П. Вардомацкий, Э.К. Васильев, Н.Ф. Головатый, М.П. Карпенко, М.В.
Кибакиy, В.А. Лапшов, В.Т. Лисовский, Л.С. Щенникова и другие пытались
составить обобщенный социально-демографический портрет студенчества.
Так, например, по
результатам проведенных исследований А.А. Козлов разработал следующую типологию
студенческого контингента.
1. Студенты с высоким
уровнем систематичности работы. Им присущи развитые деловые навыки, и поэтому
они сравнительно легко преодолевают барьер адаптации.
2. Студенты со средним
уровнем систематичности работы. Трудовые навыки у них довольно полно, хотя неравномерно
развиты. В целом они успешно преодолевают адаптационный барьер, но показатели
успеваемости имеют ниже, чем студенты первого типа.
3. Студенты с низким уровнем
систематичности работы. Характеризуются слабым включением в учебный процесс,
с трудом преодолевают адаптационный барьер, сама адаптация носит поверхностный
характер. Успеваемость, как правило, ниже средней, а нередко и плохая [Социально
– демографический портрет студента. Под ред. Э.К. Васильева - М., 1986].
Типологизацию студентов
можно проводить по различным критериям. Но особую значимость имеют такие критерии,
как направленность интересов, мировоззренческая и нравственная позиция, уровень
активности в таких сферах жизни, как научная, общественная, свободное время,
быт, коллективизм и культура.
С учетом названных выше
критериев группой социологов были разработаны 16 типов студентов [ ].
Поскольку идеальной
моделью личности является гармонически развитый индивид, то в качестве
целевого признака в типологии личности должна выступать гармоничность, то есть
составляющие модель качества личности, которые должны гармонически сочетаться.
Взяв за отправную точку анализа практическую деятельность, были выбраны четыре
группы качеств, которые должны наиболее полно характеризовать студента, его
роль в обществе, а именно ориентацию на:
1) учебу, науку, профессию;
2) общественную деятельность (активную жизненную позицию); 3) культуру
(высокую духовность); 4) коллектив (общение в коллективе).
Для упрощения модели в
исследовании не выделялось градации каждого параметра, а ограничилось лишь
констатацией его наличия или отсутствия. В полученной типологии 16 типов. Из
них крайние типы:
— Тип 1: индивид активен
во всех четырех сферах. В реальности это студент, который умеет гармонично
сочетать все виды деятельности. Это «идеальный студент», идеал будущего специалиста.
— Тип 16: отсутствие
активности по всем выделенным критериям. Односторонняя, не сформировавшаяся, а
нередко и аморальная личность.
Остальные 14 типов —
промежуточные, из которых четыpe
приближаются к первому, т.е. включают различные комбинации трех положительных и
одной отрицательной ориентации, четыре тяготеют к шестнадцатому типу, поскольку
являются комбинацией трех отрицательных и одной положительной ориентации, и
шесть содержат сочетание двух противоположных позиций.
В.Т. Лисовский приводит
свое описание следующих типов студентов:
1. «Гармоничный». Выбрал
свою специальность осознанно. Учится очень хорошо, активно участвует в научной
и общественной работе. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно
интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни,
занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется
авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.
2. «Профессионал». Выбрал
свою специальность осознанно. Учится, как правило, хорошо. В научно-исследовательской
работе участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую
деятельность. Принимает участие в общественной работе, добросовестно выполняя
поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и
искусством, главное для пего — хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен
и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.
3. «Академик». Выбрал
свою специальность осознанно. Учится только на «отлично». Ориентирован на
учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской
работе, порой в ущерб другим занятиям. По мере возможности принимает участие в
общественной работе, но с коллективом академической группы связан слабо.
Литературой и искусством интересуется с большим выбором. Спортом занимается
редко. Честен и порядочен. Непримирим к недостаткам.
4. «Общественник». Ему
свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая
зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на
учебной и научной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Его
глубоко уважают в коллективе за честность, принципиальность, отзывчивость,
порядочность, непримиримость к недостаткам. Интересуется литературой и
искусством, заводила в сфере досуга.
5. «Любитель искусств».
Учится, как правило, хорошо, однако в научной работе участвует редко, так как
его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему
свойствен развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная
эрудиция. В студенческом коллективе — признанный авторитет. С ним постоянно
советуются, с его мнением считаются. Непримирим к недостаткам, честен и
порядочен, активный общественник.
6. «Старательный». Выбрал
специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум
усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, задолженностей, как
правило, не имеет. Малообщителен в коллективе, в группе к нему относятся
снисходительно. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много
времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и
дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы. Честен и
порядочен. После окончания вуза не прочь поступить в аспирантуру.
7. «Середняк». Учится
«как получится», не прилагая особых усилий. И даже гордится этим. Его принцип:
«Получу диплом и буду работать не хуже других». Выбирая профессию, особенно не
задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить.
Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения. Не прочь
заняться наукой, если это не потребует больших затрат труда. От общественных
поручений не отказывается, если их дают, но сам активности не проявляет.
Подвержен престижному потреблению культуры. В коллективе у него обычно со
всеми хорошие отношения, конфликтных ситуаций избегает. Ради собственного
спокойствия может в сложной ситуации отойти в сторону.
8. «Разочарованный»
Человек, как правило, способный, но избранная специальность оказалась для него
малопривлекательной. Однако убежден, что раз посту пил, то вуз нужно закончить.
Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения. Стремится
утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте. Отношения с
товарищами по группе неровные, но, как правило, честен и порядочен.
9. «Лентяй». Учится, как
правило, слабо, по принципу «наименьшей затраты сил». Но вполне доволен собой.
О своем профессиональном призвании не задумывается всерьез. В
научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В
коллективе студенческой группы к нему относятся как к «балласту». Иногда норовит
словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в
основном в сфере досуга.
10. «Творческий». Ему
свойствен творческий подход к любому делу — будь то учеба или общественная
работа. [Лисовский В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. - М.,
1990].
Каково же
«представительство» студентов в перечисленных типах?
По данным социологических
исследований, проведенных в начале 90-х годов, только 24—26% студентов
отличались высоким уровнем трудовой активности в учебном процессе, фактически
каждый четвертый студент часто пропускал занятия, до одной трети приходили на
занятия неподготовленными.
Студентам 18 вузов страны
была задана серия вопросов, касающихся их учебной деятельности. Выяснилось, по
их собственному признанию, что учатся в основном на «отлично» — 9,4 %, на
«хорошо» и «отлично» — 35,7%, на «хорошо» и «удовлетворительно» 44,7%, в
основном на «удовлетворительно» — 10,3 %.
Причины этого явления
следующие: во-первых, демографический спад, открывший на фоне низких конкурсов
дорогу в вуз слабо подготовленным и социально незрелым молодым людям,
во-вторых, несформированность нравственно-деловых качеств студентов,
в-третьих, неразработанность стимулов, что освобождает студента от необходимости
бороться за свое место и право получить диплом.
Проведенные
социологические исследования также свидетельствуют, что в течение семестра
систематически работают лишь 26,5 % студентов, время от времени — 63,1 % и
почти не работают— 10,6%. Такая пассивность студентов в учебном процессе во
многом объясняется как серьезными недостатками в его организации, так и
несформированностью гражданской позиции будущего специалиста.
Один из главных
недостатков работы высшей школы 90-х годов — это, на наш взгляд, формализм в
оценке знаний. Не секрет, что чуть ли не основными критериями оценки работы
вузовской кафедры являлось число сданных и несданных студентами зачетов,
количество «двоек» и «пятерок». Это приводило к тому, что порой непринципиальные
преподаватели шли на поводу у нерадивых студентов. Исключительно разлагающе
действует на студентов несовершенство оценок и нетребовательность
преподавателей, низкая учебная дисциплина, возможность безнаказанно пропускать
занятия, бытующая еще у некоторых убежденность, что из вуза все равно не отчислят,
так как надо выполнять план выпуска.
В последние 10 лет духовный
мир студентов развивается на фоне господствующего сейчас в России прагматизма,
озабоченности, прежде всего материальными проблемами. В современном обществе
наблюдается моральная растерянность. Молодые люди хотят иметь нравственные
идеалы, а предложить им что-либо позитивное современное общество не может,
разве что религиозные ценности [Л.С. Щенникова. Духовные ориентиры псковских
студентов. 1999].
Из результатов
исследований, проведенных М.П. Карпенко, видно, что многие студенты (особенно в
том вузе, где не изучают этику и эстетику) путаются в понятиях морали, не видят
разницы между красотой и красивостью, подвержены стереотипам в оценке произведений
искусства и творчества различных художников. Только у немногих формируются
самостоятельные культурные интересы, большинство просто плывет по течению.
Студенты плохо разбираются в вопросах культуры и искусства, мало интересуются
ими [Карпенко М.П., Лапшов В.А., Кибакиy М.В. Социальный портрет студента негосударственного
вуза].
Сложившаяся в настоящее
время конкретная ситуация в обществе ориентирует молодых людей на получение, в
основном, профессионального образования, не заботясь о повышении своего
культурного уровня. К тому же, как свидетельствуют практика
учебно-воспитательного процесса в вузах и многочисленные публикации, в
последние годы проявилось известное ослабление внимания к гуманитарным
дисциплинам. Образ интеллектуала, который является не только специалистом в
какой-то профессиональной области, но и легко ориентируется в сфере культуры,
любит искусство, читает хорошую литературу и сам не чужд творческих
устремлений, уходит в прошлое.
B вузе молодой человек
сталкивается с непривычной системой методов обучения и с трудностями усвоения
нового материала, с необходимостью самостоятельно распоряжаться бюджетом
времени, с новой средой друзей и товарищей, а приезжие — с особенностями
образа жизни в общежитии, с необходимостью освоения незнакомого города и т. п.
Это вносит существенные изменения в личность студента, создает ряд трудностей в
воспитании и обучении. Все эти факторы сильно влияют на процесс адаптации
студента к новым условиям, содержанию и характеру учебного труда. [Лисовский
В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. - М., 1990].
В научной литературе
подчеркивается, что в личностном отношении студенческий возраст имеет особое
значение как период более активного развития нравственных и эстетических
чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения
полным комплексом социальных ролей взрослого человека, включая гражданские,
общественно-политические, профессиональные, трудовые, семейные и т. д. [Ананьев
Б.Г. Человек как предмет познания. Л , 1968, с 109].
Анализ научных исследований последних
лет показал, что этот процесс еще недостаточно глубоко изучен и
социально-демографический портрет студента XXI
века пока еще не представлен в отечественной литературе. Изучение роли студенчества
в социальной структуре общества, с ее объективными социально-экономическими и
социально-демографическими характеристиками, которые дают возможность более
четко оценить социолого-психологические факторы формирования ценностных
ориентаций молодежи и является одной из целей данного исследования.