Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Банк и надзор современное положение и развитие

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Банк и надзор современное положение и развитие
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 2:22:39
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………………...

    3

    1. Банковская система как объект банковского надзора……….…………………..

    5

    1.1. Центральные и коммерческие банки…………………………………………..

    5

    1.2. Статус центральных банков……………………………………………….…....

    7

    2. Банковский надзор в России……………………………………………….……

    12

    2.1. Проверка отчетности, предоставляемой банками……………………………..

    12

    2.2. Инспектирование (ревизия) на местах…………………………………………

    14

    2.3. Контроль за соблюдением банками требований надзорных органов………..

    15

    3. Проблемы и перспективы банковского надзора…………………….….………

    16

    3.1. Требования к совершенствованию банковского надзора в России…….…....

    16

    3.2. Основные направления совершенствования нормативной базы

    банковского надзора………………………………………………………………..


    20

    3.3. Применение к кредитным организациям мер регулирования………………..

    23

    Заключение……………………………………………………………..……………

    36

    Список использованной литературы……………………………………..………..

    39

    Приложения…………………………………….......………………………...……..

    42


    Введение


    Актуальность темы работы связана с тем, что проблемы развития банковского надзора в России, к счастью, и на фоне стабилизации положения в банковском секторе, привлекают к себе не меньшее внимание, чем в период кризиса. Это, я думаю, понятно, потому что политика Банка России, последовательная политика по приближению требований, предъявляемых к банкам, к лучшей международной банковской практике, оказывает во многом случае достаточно серьезное влияние на конкретные операции банков. Вместе с тем, общеэкономическим аспектам развития банковского надзора или уделяется недостаточно внимания, или его роль рассматривается достаточно узко.

    Банки играют жизненно важную роль в экономике, и поддержание стабильности банковской системы является постоянной озабоченностью широкой общественности. Поэтому важными становятся индивидуальные роли, выполняемые органами банковского надзора и внешними аудиторами. Возрастающая сложность банковского дела требует большего взаимопонимания и, при необходимости, больших контактов между надзорными органами и внешними аудитами.

    Банковский надзор основан на системе лицензирования, что позволяет надзорным органам определять поднадзорных лиц и контролировать их приход в банковский сектор. Чтобы претендовать на получение лицензии и ее сохранение, юридические лица должны выполнять определенные пруденциальные требования. Эти требования могут различаться по странам своими точными спецификациями; некоторые носят точное определение в нормативах, другие - более широкое определение, тем самым позволяя надзорным властям прибегать к его толкованию по своему усмотрению [8].

    Целью исследования является определение причин возникновения проблем у банков, находящихся в кризисной или предкризисной ситуации, а также анализ методов и способов воздействия надзорных органов на эти банки.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятие и структуру банковской системы, охарактеризовать деятельность центрального и коммерческих банков с точки зрения банковского надзора; рассмотреть систему банковского надзора, применяемую в зарубежных странах.

    2. Рассмотреть и охарактеризовать систему банковского надзора, построенную в России: прежде всего охарактеризовать нормативно-правовую базу банковского надзора, систему лицензирования банков, рассмотреть как происходит проверка отчетности, предоставляемой банками, а также рассмотреть систему лицензирования (ревизии) на местах и порядок, который применяется для контроля соблюдения банками требований надзорных органов.

    3. Рассмотреть и охарактеризовать проблемы и перспективы банковского надзора в России, требования к совершенствованию данной системы, отметить, в каком направлении должно идти совершенствование нормативно-правовой базы банковского надзора в России. Также необходимо отметить порядок применения к кредитным организациям мер регулирования.


    1. Банковская система как объект банковского надзора

     

    1.1. Центральные и коммерческие банки


    Банковская система, являясь неотъемлемой частью экономики, представляет совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи. Основные аспекты деятельности банковской системы представлены в Приложении 1.

    Банковская система стран с развитой рыночной экономикой имеет сложную двухуровневую структуру и включает верхний уровень – Центральный банк страны и нижний, состоящий из коммерческих банков и различных финансовых учреждений, в том числе финансово-кредитных организаций.

    Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ) наделен правом денежно-кредитного регулирования, эмиссии денег, регулирования валютного курса, хранения золотовалютных резервов страны и надзора за коммерческими банками. Основные функции ЦБ РФ представлены в приложении 2.

    Центральный банк – это «банк банков». Он не ведет операций с коммерческими фирмами или населением и обслуживает только коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации.

    Коммерческие банки (КБ) – кредитные учреждения, создаваемые для привлечения денежных средств (пассивные операции), размещения их от своего имени на условиях возвратности и платности (активные операции) и выполнения поручений клиентов на комиссионных началах (посреднические операции). Основные виды операций КБ представлены на рис. 1.1.

    Коммерческие банки являются универсальными кредитными учреждениями, предоставляющими своим клиентам практически все виды кредитно-расчетных услуг, а специализированные финансово-кредитные организации обслуживают отдельные, более узкие сферы рынка ссудного капитала. Коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные организации проводят единую политику по аккумуляции временно свободных денежных средств, сбережений и накоплений, а также кредитованию предприятий, организаций и населения.















                         Рис. 1.1. Операции коммерческих банков [25]

    Коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основе лицензии на совершение банковских операций, выдаваемой ЦБ РФ, а также в соответствии с уставом, определяющим перечень операций, размеры уставного фонда, органы управления банка и их функции, порядок использования прибыли [25].

    В нашей стране коммерческие банки стали создаваться в период формирования основ рыночной экономики. До 1990 г. они были немногочисленны и функционировали параллельно с государственными специализированными банками. Принятые в 1990 г. законы о банках ликвидировали систему государственных специализированных банков, вместо них была создана сеть коммерческих банков. Все функционирующие коммерческие банки могут быть классифицированы по нескольким признакам: по форме собственности, по страновой принадлежности капитала, по территориальному признаку, по организационно-правовой форме, по степени независимости, по происхождению, по характеру деятельности, по масштабу деятельности (см. Приложение 3).

    В нашей стране в зависимости от способа формирования уставного капитала выделяют две основные группы коммерческих банков - акционерные и паевые.

    Физические и юридические лица, являющиеся организаторами и основателями банка, получают статус учредителей банка, купив «учредительские» паи или акции. Индивидуальные и институциональные инвесторы, впоследствии купившие акции банка, приобретают статус акционеров. Лица, участвующие своими средствами в формировании уставного капитала паевого банка, называются пайщиками. Коммерческие банки могут быть также классифицированы по степени их участия в предоставлении кредитно-финансовых услуг, а также в деятельности государственных структур, в том числе в процессах разгосударствления экономики; по размеру собственного капитала коммерческих банков и величине их активов.

    Основой деятельности коммерческого банка является формирование его собственных средств и осуществление активных операций. В зависимости от размеров уставного капитала все коммерческие банки можно подразделить на две группы: крупные банки, собственный капитал которых превышает 30 млрд. руб. и малые (средние) банки.

    Большинство из действующих на сегодняшний день коммерческих банков относится к категории мелких (средних). Банки, принадлежащие к ряду крупных,- это в основном банки, созданные на базе трансформированных отделений бывших государственных специализированных банков. Крупные банки, созданные предприятиями без участия государственных банковских служб, относительно немногочисленны. Данные показывают, что малые и средние банки по надежности стоят не только не ниже крупных, а зачастую выше.

    Немаловажную роль играют коммерческие банки в обслуживании иностранных инвестиций, включая кредитно-финансовое обслуживание совместных предприятий.

    1.2 Статус центральных банков


    Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков – Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что «в странах, где не существует центрального банка, его следует создать» [17].

    Центральный банк сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства, обладая определенными властными функциями в области организации денежно-кредитного обращения. Для центрального банка характерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур. Большей частью он подотчетен непосредственно Государственной Думе или, образованной ею специальной комиссии. Руководителя центрального банка назначает глава государства.

    Степень независимости центральных банков неодинакова – от максимально независимого Немецкого Федерального банка до Банка Франции, находящегося в полной зависимости от правительства. Банк России занимает в этом ряду промежуточное место. Здесь существенное значение имеет четкое законодательное разграничение государственных финансов и банковской системы, т. е. ограничение возможностей правительства пользоваться средствами центрального банка [21].

    Уставный капитал и имущество Центрального банка Российской Федерации являются федеральной собственностью. Банк России использует их на правах владения, пользования и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, т.е. не финансируется. Банку России даны определенные льготы: он не регистрируется в налоговых органах (следовательно, не платит налогов), хотя и является юридическим лицом. Однако на деятельность Центрального банка наложен и ряд ограничений:

    Центральный банк РФ не может участвовать в капиталах российских кредитных организаций, участие в капиталах международных организаций также ограничено. Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств [1].

    Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства.

    Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

    Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.

    Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах, необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.

    Порядок образования и использования резервов и фондов определяется Советом директоров.

    Таким образом, Банк России, как и большинство центральных банков зарубежных стран, является юридическим лицом, он национализирован, его действия и полномочия опираются на четкую законодательную базу. Он регулирует банковскую сферу, издавая обязательные нормативные акты. Следовательно, сегодня правовое положение и фактическое место, занимаемое Банком России в финансово-кредитной системе страны практически не отличается от последних в странах, входящих в семерку наиболее развитых.

    В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать следующие цели:

    ·   создание и поддержание общих условий цивилизованного функционирования рынка и всего народного хозяйства;

    ·   стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

    ·   решение макроэкономических проблем [17].

    Как орган государственный центральный банк применительно к своей сфере должен участвовать в достижении всех трех целей, для чего, в частности, обязан:

    ·   поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать и разрешать споры;

    ·   осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

    ·   выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т. д.);

    ·   добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).

    Центральный банк Российской Федерации занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. С одной стороны, он представляет собой орган государственного управления; с другой стороны, банк выступает как коммерческое предприятие, торгующее деньгами, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка Российской Федерации.

    Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основная цель деятельности Банка России – защита и обеспечение стабильности рубля.

    При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр. А функции банковского регулирования и надзора несет некоммерческая организация, созданная осенью 1998 года под патронажем ЦБ и начавшая работать только в конце марта 1999 года, Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которой Банк России:

    ·   разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

    ·   монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

    ·   является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

    ·   устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

    ·   устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

    ·   осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

    ·   осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

    ·   регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

    ·   осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

    ·   осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

    ·   организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    ·   принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

    ·   проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.


    2. Банковский надзор в России

     

    2.1. Проверка отчетности, предоставляемой банками


    В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. Отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов подлежат ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление проверок кредитных организаций и осуществляющей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее двух лет. Лицензии на осуществление аудиторских проверок кредитных организаций выдаются в соответствии с федеральными законами аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую деятельность не менее двух лет [1].

    Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации [10]. Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации [2].

    Аудиторское заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов.

    Кредитная организация представляет в Банк России годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией. Если кредитная организация имеет возможность оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность иных юридических лиц (за исключением кредитных организаций), она составляет и представляет указанный отчет на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России.

    Кредитная организация публикует в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения его достоверности аудиторской организацией.

    Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) составляют и представляют в Банк России в целях осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России, консолидированную отчетность о деятельности банковской группы и консолидированную отчетность о деятельности банковского холдинга, каждая из которых включает консолидированный бухгалтерский отчет, консолидированный отчет о прибылях и убытках, а также расчет рисков на консолидированной основе.

    Для целей составления, представления и опубликования консолидированной отчетности о деятельности банковской группы в состав указанной консолидированной отчетности должна быть включена отчетность иных юридических лиц, в отношении которых кредитные организации, входящие в состав банковской группы, могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность и решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц.

    Для целей составления, представления и опубликования консолидированной отчетности о деятельности банковского холдинга в состав указанной консолидированной отчетности должна быть включена отчетность иных юридических лиц, в отношении которых головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) и (или) кредитные организации, входящие в состав банковского холдинга, могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц.

    Юридические лица, в отношении которых головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) оказывают существенное (прямое или косвенное) влияние, для целей составления консолидированной отчетности обязаны представлять им отчетность о своей деятельности.

    Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) не вправе разглашать полученную от иных юридических лиц, входящих в данную банковскую группу (данный банковский холдинг), информацию об их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо случаев, вытекающих из задач опубликования консолидированной отчетности.


    2.2. Инспектирование (ревизия) на местах


    Проверка степени достоверности передаваемой  надзорным  органам информации, формирование максимально точного представления о положении банка,  качестве его менеджмента могут быть обеспечены только в ходе проверки на месте.  В связи с трудоемкостью проведения ревизий на местах органы надзора осуществляют их периодически (они могут быть плановыми, регулярными и внеочередными) и устанавливают характер инспекций, которые в зависимости от  целей и масштабов проверки могут быть общими, ограниченными и специальными.

    Во время общей проверки анализируются различные аспекты деятельности банка и главные области риска. Как  правило, выявляются соблюдение банком законов, правильность составления отчетов, наличие эффективной системы управления и производится оценка общего финансового состояния банка [20].

    При ограниченных проверках рассматриваются определенные аспекты деятельности банка, отдельные зоны риска, например анализируется кредитный портфель. В ходе специальных проверок объектом изучения становятся конкретные операции банка, например сделки с иностранной  валютой или компьютерная обработка информации.

    Частота проведения ревизий и их объем варьируются в зависимости от степени  доверия надзорных органов к кредитным учреждениям, их роли в кредитно-финансовой системе, наличия у них проблем. Обычно проверки устанавливаются чаще в крупных банках, а также в кредитных учреждениях, испытывающих серьезные затруднения.

    Как правило, инспекторы знакомятся с информацией о банке в его головной конторе, но иногда посещают и филиалы банка – местные и зарубежные [20].

    По результатам проверок на  месте составляются письменные отчеты,  доводимые до сведения руководства центрального банка, оценивающего информацию инспекторов и дающего при необходимости разрешение на принятие соответствующих мер воздействия на банк.


    2.3. Контроль за соблюдением банками требований надзорных органов


    Набор мер воздействия на банки во всех  странах  достаточно  широк. К неофициальным мерам воздействия относятся: гарантийное письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием  конкретных недостатков и определением способа их устранения; письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных существенных негативных аспектов его деятельности.

    Официальные меры воздействия включают в себя: предупреждение; директивы  по устранению недостатков;  штрафные санкции;  приказ о снятии с должности руководителя банка; передача банка под опеку надзорного органа; организацию слияния или поглощения; лишение лицензии на проведение банковских операций; ликвидацию кредитного учреждения. Ликвидация кредитного учреждения используется как крайняя мера, поскольку это затрагивает непосредственные интересы вкладчиков [22]. В целях защиты их интересов во многих странах организованна система страхования депозитов.

    Располагая достаточно широким диапазоном мер воздействия на банки, органы надзора предпочитают поддерживать неофициальные контакты с банками для регулярного обсуждения их планов, общих направлений их деятельности, возникающих затруднений. Такие контакты создают для банков возможность по собственной инициативе информировать органы надзора о своих проблемах.


    3. Проблемы и перспективы банковского надзора

     

    3.1. Требования к совершенствованию банковского надзора в России


    Проблемы развития банковского надзора в России, к счастью, и на фоне стабилизации положения в банковском секторе, привлекают к себе не меньшее внимание, чем в период кризиса. Это, происходит потому что политика Банка России, последовательная политика по приближению требований, предъявляемых к банкам, к лучшей международной банковской практике, оказывает во многом случае достаточно серьезное влияние на конкретные операции банков. Вместе с тем, общеэкономическим аспектом развития банковского надзора или уделяется недостаточно внимания, или его роль рассматривается достаточно узко. Наиболее распространенные суждения о роли надзора в экономическом развитии можно сгруппировать по трем таким направлениям. Первое. Инструментарий банковского надзора необходимо развернуть в сторону всей или части отраслей экономики и направить средства банков на решение каких-то важных хозяйственных задач. Очередь на благосклонность надзорного органа среди отраслей достаточно большая, начиная с сельского хозяйства, включая самолетостроение и так далее. Второе. Если уж не отдельным отраслям, так уж отдельным банкам надзор должен помочь совершенно точно. Третье. Банковский надзор – это вообще корпоративное дело банковского сектора, и его развитие – это просто степень жесткости взаимоотношений надзорного органа и коммерческих банков. И укрепление банковского надзора – это некое заострение ножа, при помощи которого надо отрезать головы всем банкам, деятельность которых сейчас не соответствуют международным стандартам – таково, к примеру, краткое изложение программы Грефа. Не вдаваясь в оценку данных утверждений, следует отметить, что банковский надзор может и уже сейчас решает несколько другие, более важные задачи в процессе экономического развития. Во-первых, основной принцип банковского надзора – обеспечение покрытия рисков источниками собственных средств – полностью соответствует рыночному принципу распределения ресурсов, исходя из соотношения «риск – доходность». Поэтому последовательное проведение надзорным органом требований по формированию резервов и достаточности капитала – это есть ни что иное, как содействие тому, чтобы деньги от банков поступали организациям, которые могут их наиболее эффективно использовать. Эта работа уже дает свои результаты. Если до кризиса соотношение резервов и капитала составляло порядка 15% от собственных средств, то сейчас этот показатель уже превышает 60%. То есть на самом деле уже сейчас мы имеем несколько другое качество капитала, что нельзя пока сказать о размещении средств, но все сразу здесь не решить. О том, что после кризиса банки стали более внимательно относиться к своей финансовой устойчивости, говорит также тот факт, что, несмотря на экономический рост, доля кредитов реальному сектору экономики в активах банков снизилась. Это свидетельствуют об оценке банковским сектором качественных параметров роста валовых объемов производства, о котором сейчас идет очень большой разговор. Важным долгосрочным инструментом повышения эффективности размещения средств банками нужно признать введение при определении достаточности капитала оценки рисков, связанных с вложениями в государственные ценные бумаги, кредитного риска по инвестиционному портфелю и рыночного риска по торговому портфелю. Перспективы здесь также понятны. Необходимо логически завершить систему требований, предъявляемых банкам, документом о формировании резервов под все потенциальные риски, которые принял на себя банк. Тогда система наших нормативов будет действительно соответствовать соотношению риск – доходность для всех операций, для всех рисков, которые принял на себя банк, и нацеленность банков на экономически сбалансированные решения по размещению активов и привлечению средств. Это именно то, чего хочет сейчас добиться правительство. Во-вторых, действия Банка России объективно способствуют сохранению конкурентной среды в банковском секторе. Отмена минимальных требований по абсолютной величине капитала оправдана в той части, что небольшие региональные банки взяли на себя обслуживание клиентов в условиях финансовой несостоятельности отдельных крупных кредитных организаций. Сам по себе допуск на рынок небольших кредитных организаций пока не несет системной угрозы для банковского сектора. Пример: банки с капиталом менее 1 миллиона долларов концентрируют сейчас чуть более 2% банковских активов, менее 1% средств населения и чуть более 4% остатков на расчетных счетах. Вместе с тем, при дальнейшем сохранении достаточно большого количества небольших организаций, а сейчас банков с капиталом менее 1 миллиона долларов больше 600 у нас, встает проблема несколько иного рода. Небольшой банк – это, как правило, менее транспарентная организация, чем крупный банк. Он гораздо меньше работает на открытых банковских рынках. И сохраняя в банковской системе достаточно большой круг камерных организаций, мы должны совершенно отчетливо понимать, что при этом консервируются все плюсы и минуты так называемых домашних банков. Кроме того, нужно признать, что деятельность отдельных, к счастью, небольшого круга малых банков может использоваться в недобросовестных коммерческих целях: в частности, в фиктивном проведении налоговых платежей, несанкционированном вывозе капитала. Здесь, наверное, проблему также нужно решать применительно ко всем банкам, укреплять наше законодательство, определить более четкие критерии притворных сделок, кстати, это касается не только банковского сектора, определить более четкие границы снятия ограничений на коммерческие тайны, это тоже касается не только банковского сектора. Третий момент – непосредственное влияние на состояние конкурентной среды в банковском секторе оказывает политика по сохранению универсального статуса организаций, занимающихся банковской деятельностью. Для российского финансового посредничества специализация может сослужить добрую службу банку, если она является результатом свободного коммерческого выбора. Вместе с тем, в дверь банковской системы все настойчивей стучатся отдельные организации, коллективы, которые хотели бы заниматься банковскими операциями, полагая стать специализированными кредитными организациями. Речь идет, прежде всего, о кредитной кооперации, об организации вторичных операторов на рынке ипотечного кредитования, а также банков, которые предполагают обслуживать отдельную отрасль экономики. Если оставить в стороне очевидные законодательные проблемы, которые связаны со спецификой деятельности данных организаций, то большое беспокойство вызывает одно простое обстоятельство. Уже 10 лет идут экономические реформы в России, а создатели некоторых коммерческих организаций не ставят перед собой цели извлечения прибыли. Организация надзора за структурой, которая не ставит своей задачей извлечение прибыли, в принципе невозможна, и банковскую систему нужно защищать не от специализации на отдельных видах операций, а от специализации на неэффективном финансовом посредничестве, подрывающем рыночные принципы перераспределения капиталов, которая в перспективе может создать серьезную системную угрозу банковскому сектору. Не совсем понятно, какие крупные макроэкономические задачи развития может решить банк, первоначальная капитализация которого измеряется десятыми долями совокупного капитала действующей российской банковской системы и десятитысячными долями процента от валового внутреннего продукта страны. Следующий момент. Банк России принял достаточно существенные меры для усиления самоорганизации работы банков. Речь идет не только о повышении транспарентности. Я бы хотел отметить требования по внутреннему контролю банков, о консолидированной отчетности. Банковский сектор гораздо более продвинут в этой части, чем вся другая экономика. Банковский сектор уже имеет право требовать, чтобы раскрытие информации о деятельности предприятий, организаций находилось по крайней мере на таком же уровне, на каком оно находится в банках. Всё это позволяет сказать о том, что эффективный банковский надзор – это все-таки достаточно влиятельный инструмент, который влияет на движение ресурсов банков в наиболее выгодные с коммерческой точки зрения направления размещения средств. И поэтому звучащую в предложениях отдельных экономистов оценку роли банковского надзора как силы, основной задачей которой является вывод с рынка неплатежеспособных банков, следует признать достаточно ограниченным и недостаточным определением макроэкономических функций банковского надзора. Банковский надзор – это не только разрушительная сила, а скорее, инструмент, который содействует созиданию эффективных связей в финансовой сфере [23].



       3.2. Основные направления совершенствования нормативной базы

      банковского надзора


    Можно сделать следующие выводы относи­тельно перспектив развития и совершенствования банковского надзора.

    1. Надзор за банковской сис­темой в широком плане распада­ется на три взаимосвязанных бло­ка: макроэкономический анализ, мониторинг банковской системы, надзор за отдельным банком.

    2. Надзор должен быть наце­лен в первую очередь на макси­мальное укрепление обществен­ного доверия к банковской сис­теме, предотвращение массовых банкротств банков.

    3. Центр тяжести банковско­го надзора следует перенести на возможно более ранние стадии обнаружения проблем банков.

    4. Надзорная практика долж­на учитывать различные этапы жизненного цикла банка - лицен­зирование, достижение зрелости, прекращение деятельности, рас­сматривая их как элементы еди­ной системы. Для реализации по­ставленных целей необходимо вы­работать новые подходы к отчет­ности банков. Документация дол­жна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи возможно более широкое внедре­ние нетрадиционных экономико-статистических методов монито­ринга.

    5. Совершенствование надзор­ной практики должно опираться на соответствующие структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, макси­мальную координацию усилий всех подразделений надзорного блока [25].

    Банковский надзор в России – динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних ус­ловий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу постоянного совершенствования при­меняемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков.

    В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном сек­торе экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфе­ре, требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы России, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса. Занимая активную позицию, Банк России исходит из то­го, что надзорная деятельность должна иметь конструктивный, созидатель­ный характер, т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию действенной прогрессивной банковской системы, оптими­зации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономическо­го развития страны [9].

    Органы банковского надзора России видят в качестве своей главной за­дачи не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание усло­вий для более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности органы надзора стремятся добиться большей открытости («транспарентности») ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Банка России, так и для кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе совершенствования системы учета и отчетности в кредитных органи­зациях Российской Федерации и приближении ее к требованиям, вытекаю­щим из международного опыта банковской практики, улучшения методики оценки состояния дел в кредитных организациях. Для этого Банком России разработан новый План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, который был введен с 1.01.98 г. вместе с переработанными вариантами Инструкций ЦБ РФ № 1 и 17.

     Активизация надзора за кредитными организациями предполагает: обеспечение достоверности предоставляемой банками ЦБ РФ инфор­мации;

    ·   повышение требований, предъявляемых к владельцам банков и их руко­водителям, системе внутреннего контроля в банках;

    ·   методологическую доработку контроля за деятельностью филиальной сети кредитных организаций;

    ·   мониторинг состояния всех корреспондентских счетов банков в режиме реального времени;

    ·   совершенствование системы экономических нормативов с учетом эф­фективности их применения в условиях меняющейся банковской практики и вводимых изменений в бухгалтерском учете;

    ·   использование дифференцированного подхода к применению мер регу­лирования кредитных организаций в зависимости от значения конкретного банка для системы в целом;

    ·   разработку способов поддержки перспективных с точки зрения укрепле­ния банковской системы кредитных организаций.

    Особое место в системе надзора за кредитными организациями и свое­временном выявлении проблем банков отводится деятельности аудиторских фирм. Придается важное значение организации постоянного сотрудничества ЦБ РФ с независимыми аудиторскими фирмами и последних с банками. При­знается необходимым активизировать позицию Банка России по регулирова­нию аудиторской деятельности, повышению ее качества. Для этого помимо лицензирования аудиторской деятельности предполагается ввести в практику предварительное согласование с ЦБ РФ аудиторских фирм для проверки крупных (структурообразующих) банков, надзора за аудиторскими фирмами, их персоналом прежде всего по линии анализа качества проводимых ими проверок и применения мер воздействия к тем фирмам и аудиторам, работа которых не отвечает требованиям Банка России [20].

    Важными моментами в перспективном развитии банковского надзора в России представляется организационное обособление ЦБ РФ от контроля за процедурой ликвидации несостоятельных банков и создание предусмотрен­ного законом «О банках и банковской деятельности» фонда (корпорации) обязательного страхования вкладов [13].

    Безусловно, ситуация в банковской сфере России может существенно измениться к лучшему лишь в том случае, если произойдут положительные сдвиги в экономике страны в целом. Однако органы банковского надзора уже сейчас предпринимают усилия по оздоровлению банковской сферы. ЦБ РФ разработал «Концепцию стабилизации и повышения надежности банковской системы России», определяющую комплекс мер по предотвращению систем­ного кризиса в банковской сфере и механизм его реализации, и приступил к воплощению ее в жизнь. Одним из условий кардинального улучшения поло­жения в банковской сфере страны является совершенствование самой систе­мы надзора за деятельностью кредитных организаций с учетом международ­ного опыта организации банковского надзора и отечественной практики [25].


      3.3. Применение к кредитным организациям мер регулирования


    В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» мерами по предупреждению банкротства кредитных организаций являются:

    ·   финансовое оздоровление КО;

    ·   назначение временной администрации по управлению КО;

    ·   реорганизация КО.

    Наличие этих мер вызвано тем, что процедуры банкротства банка возможны только после отзыва лицензии, что означает прекращение банковских операций и фактическую невозможность восстановить ликвидность банка. Кроме того, процесс утраты его платежеспособности по сравнению с другими юридическими лицами нарастает значительно быстрее и затрагивает большее количество кредиторов [18].

    Широко распространено мнение, что банковские кризисы обусловлены лишь макроэкономическими факторами, однако главными элементами кризисов являются неудовлетворительный банковский менеджмент и неэффективный надзор. Банковский надзор – это регулирование, контроль и оздоровительные меры (вплоть до реорганизации отдельных банков). Регулирование и надзор – не панацея, но необходимые предпосылки формирования сильной финансовой системы и ограничения ущерба от неудовлетворительного менеджмента.

    Эту сферу регулирует Инструкция ЦБ РФ О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности.

    Применяемые меры воздействия подразделяются на предупредительные и принудительные.

    Предупредительные меры воздействия применяются, в основном, в тех случаях, когда недостатки в деятельности КО непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков и могут заключаться в доведении до органов управления КО информации о недостатках в её деятельности, изложении рекомендаций по исправлению создавшейся ситуации, предложении представить в учреждение ЦБ РФ программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, установлении дополнительного контроля за деятельностью КО и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

    Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) КО банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также случаи, когда совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов.

    К принудительным мерам относятся: штрафы, требования об осуществлении КО мероприятий по её финансовому оздоровлению, в том числе реструктуризации баланса или требования о предоставлении и выполнении плана финансового оздоровления, ограничения проведения КО отдельных операций на срок до 6 месяцев, запрет на осуществление банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года, запрет на открытие филиалов на срок до одного года, требование о замене руководителей банка, введение временной администрации, отзыв лицензии на осуществление банковских операций.

    Основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства КО являются:

    ·   неоднократное неудовлетворение на протяжении последних 6 месяцев требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок до 3-х дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

    ·   неудовлетворение требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 3 дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах КО;

    ·   допущение абсолютного снижения собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев более чем на 12% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

    ·   нарушение нормативов достаточности собственных средств (каптала), установленного Банком России;

    ·   нарушение норматива текущей ликвидности КО, установленного Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%.

    В целях финансового оздоровления КО могут осуществляться следующие меры:

    ·   оказание финансовой помощи кредитной организации её учредителями и иными лицами;

    ·   изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

    ·   изменение организационной структуры кредитной организации;

    ·   иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

    Меры по финансовому оздоровлению применяются с момента выявления признаков проблемности кредитной организации и до начала процедур банкротства. В этот период возможно применение к кредитной организации со стороны ЦБ РФ любых мер пруденциального характера, за исключением отзыва лицензии на совершение банковских операций. Результатом применения мер по финансовому оздоровлению может быть либо полное восстановление ликвидности банка, либо начало процедур банкротства [18].

    В соответствии Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», финансовая помощь кредитной организации может быть представлена в таких формах как размещение денежных средств на депозите в кредитной организации со сроком возврата не менее 6 месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ; предоставление поручительств (гарантий) по кредитам для кредитной организации; предоставление отсрочки и (или рассрочки) платежа; перевод долга кредитной организации с согласия её кредиторов; отказ от распределения прибыли в качестве дивидендов; дополнительный взнос в уставный капитал; прощение долга. Решение о формах и об условиях оказания финансовой помощи принимается самой кредитной организацией и лицом, оказывающим ей помощь [1].

    Требование реструктурировать баланс предъявляется к кредитной организации в случае возникновения текущих проблем с ликвидностью или высокой вероятности возникновения таких проблем в ближайшей перспективе. Меры по реструктуризации баланса возможны как по инициативе самой кредитной организации, так и по требованию ЦБ РФ. Требование предоставить план санации предъявляется к кредитной организации в случае невыполнения ею в установленный ЦБ РФ срок предписаний устранить нарушения, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу для кредиторов.

    Изменение организационной структуры кредитной организации может осуществляться изменением состава и численности сотрудников, изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных структурных подразделений, филиальной сети, упрощения административной структуры.

    Руководитель кредитной организации в случае возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации в течение 10 дней обязан обратиться в совет директоров или к общему собранию учредителей кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или с ходатайством о реорганизации, если причины возникновения этих оснований не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации. Ходатайство должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению. Органы управления кредитной организации должны принять решение в 10-дневный срок с момента его направления и проинформировать о принятом решении ЦБ РФ. В случае отказа учредителей принять участие в реализации мер по финансовому оздоровлению либо непринятия решения в 10-дневный срок руководитель кредитной организации обязан обратиться в ЦБ РФ с ходатайством об осуществлении мер, предупреждающих банкротство кредитной организации. Однако сроки такого обращения и ответственность руководителя в случае неисполнения данной обязанности не установлены.

    Банк России, при наличии оснований, закреплённых в ст. 4 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и в ст. 75 Федерального Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)», имеет право направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по её финансовому оздоровлению. Требование должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления таких мер. Руководитель кредитной организации обязан обратиться с ходатайством о принятии мер по финансовому оздоровлению или реорганизации в совет директоров (к собранию учредителей) в 5-дневный срок с момента получения требования ЦБ РФ.

    Отказ органов управления кредитной организации от принятия мер по финансовому оздоровлению или нарушение 10-дневного срока являются основанием для применения ЦБ РФ иных мер пруденциального надзора (введение временной администрации, отзыв лицензии).

    Банк России вправе требовать у кредитной организации разработки и осуществления плана мер по её финансовому оздоровлению. 12 июля 1999 года он принял Инструкцию «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций». Так, кредитная организация обязана разработать план мер по финансовому оздоровлению и предоставить его в территориальное учреждение ЦБ РФ не позднее 20 календарных дней с момента принятия органами управления КО решения об осуществлении этих мер.

    Требование ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению должно содержать:

    ·   основания для предъявления требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации;

    ·   рекомендации по стабилизации финансового состояния КО на основании анализа бухгалтерской, финансовой и статистической отчётности с указанием на конкретные формы мер по финансовому оздоровлению;

    ·   сроки, рекомендуемые для проведения таких мер, в том числе сроки погашения задолженности по кредитам ЦБ РФ;

    ·   информацию о вводимых ограничениях и запретах;

    ·   срок представления в территориальное учреждение ЦБ РФ плана мер по финансовому оздоровлению КО;

    ·   периодичность и формы отчётности КО, представляемой в территориальное учреждение ЦБ РФ;

    ·   предложение предоставить аудиторское заключение по плану этих мер;

    ·   указание на необходимость предусмотреть погашение задолженности по кредитам или недовзносу в обязательные резервы ЦБ РФ.

    Территориальное учреждение ЦБ РФ вправе подготовить отрицательное заключение, признав план нереальным. В случае признания нереальным плана мер по финансовому оздоровлению КО при наличии оснований для отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций территориальное учреждение ЦБ РФ должно направить в ЦБ РФ ходатайство об отзыве лицензии у КО.

    В случае непринятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации её руководитель может быть привлечён к ответственности. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство.

    Неисполнение требований, указанных в Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» является основанием для применения ЦБ РФ мер в порядке надзора. Основаниями для этого являются:

    ·   неисполнение КО обязанности уменьшить уставный капитал до размера чистых активов, если их размер оказался меньше уставного капитала;

    ·   отказ органов управления КО от принятия решения по ходатайству руководителя КО об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации КО в 10-дневный срок;

    ·   нарушение руководителем КО обязанности обратиться в ЦБ РФ с ходатайством о принятии мер по предупреждению банкротства КО, если учредители отказались принимать участие в осуществлении этих мер или не приняли соответствующего решения в 10-дневный срок;

    ·   нарушение руководителем КО обязанности в 5-дневный срок с момента получения требования ЦБ РФ о принятии мер по финансовому оздоровлению обратиться с соответствующим ходатайством в органы управления КО;

    ·   непредставление в установленный срок в ЦБ РФ плана мер по финансовому оздоровлению [5].

    Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым ЦБ РФ. Специальный характер выражается в порядке её назначения, составе её членов и компетенции. Временная администрация по своей сути является досудебной мерой предупреждения банкротства КО.

    В состав временной администрации входят: руководитель временной администрации (лицо, назначенное ЦБ РФ, имеющее аттестат руководителя временной администрации и действующее в пределах функций и полномочий, установленных законодательством), члены временной администрации (лица, назначаемые ЦБ РФ для участия в работе временной администрации и осуществляющие функции и полномочия согласно распределению обязанностей, установленных руководителем временной администрации) и представители временной администрации (лица, уполномоченные временной администрацией представлять её интересы в филиале КО).

    Банк России назначает временную администрацию в случаях, когда:

    ·   КО не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах КО;

    ·   КО допускает снижение собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ;

    ·   КО нарушает норматив текущей ликвидности, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 20%;

    ·   КО не исполняет требования ЦБ РФ о замене руководителя КО либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации КО в установленный срок;

    ·   имеются основания для отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций [5].

    Так, по сравнению с общими основаниями для принятия мер по предупреждению банкротства основания для того, чтобы назначить временную администрацию, свидетельствуют о большей степени финансовых проблем.

    Временная администрация назначается Комитетом банковского надзора ЦБ РФ. Решение принимается по ходатайству территориального учреждения ЦБ РФ или структурного подразделения ЦБ РФ, а также по поручению Совета директоров или Председателя ЦБ РФ или непосредственно по инициативе Комитета. Это решение вправе принять также Совет директоров ЦБ РФ и Председатель ЦБ РФ. Решение о назначении временной администрации оформляется приказом ЦБ РФ, который подписывает Председатель ЦБ РФ или его заместитель, возглавляющий комитет.

    Приказ ЦБ РФ о назначении временной администрации доводится в установленном порядке до территориальных учреждений ЦБ РФ и КО и в течение 15 дней с даты его подписания публикуется в «Вестнике Банка России».

    Временная администрация действует не более 6 месяцев, но этот срок может быть продлён до момента формирования органов, осуществляющих реорганизацию или ликвидацию КО, либо до момента назначения арбитражного управляющего. В этом случае основной задачей временной администрации является контроль за соблюдением требований Положения ЦБ РФ «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации». Предельный срок действия временной администрации – 18 месяцев.

    Решение продлить срок действия временной администрации принимается по ходатайству территориального учреждения ЦБ РФ или структурного подразделения ЦБ РФ, а также по поручению Совета директоров или Председателя ЦБ РФ либо непосредственно по инициативе Комитета банковского надзора ЦБ РФ и оформляется приказом ЦБ РФ. Приказ о продлении срока действия временной администрации доводится в установленном порядке до территориальных учреждений ЦБ РФ и КО и публикуется в «Вестнике Банка России» в течение 15 дней.

    Руководитель временной администрации назначается ЦБ РФ по предложению территориального учреждения или структурного подразделения ЦБ РФ. Члены временной администрации назначаются ЦБ РФ по предложению лица, выдвинутого в качестве руководителя, или по предложению территориального учреждения ЦБ РФ.

    Члены временной администрации назначаются с их согласия, за исключением случаев, когда участие данного сотрудника в работе временной администрации предусмотрено его должностными обязанностями, утверждёнными в установленном порядке и (или) вытекает из характера деятельности подразделения ЦБ РФ, сотрудником которого он является.

    Банк России имеет право отстранить руководителя временной администрации от исполнения обязанностей, запретить ему исполнение обязанностей руководителя временной администрации на срок до одного года, аннулировать выданный ему аттестат руководителя временной администрации [2].

    В случае установления оснований для отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных Федеральным Законом «О банках и банковской деятельности», руководитель временной администрации обязан направить в ЦБ РФ ходатайство об отзыве лицензии. Такими основаниями являются:

    ·   установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

    ·   задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией более чем на один год;

    ·   установление фактов недостоверности отчётных данных, задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчётности;

    ·   осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией ЦБ РФ;

    ·   неисполнение требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов ЦБ РФ;

    ·   неспособность КО удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения (если требования КО составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда);

    ·   неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов клиентов КО при наличии средств на счете указанных лиц [1].

    Отзыв лицензии по другим основаниям не допускается.

    В случае неспособности КО удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) произвести обязательные платежи, являющиеся основанием для того, чтобы применить различные меры воздействия по отношению к КО, Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» устанавливает следующие сроки:

    ·   до 3-х дней (в случае неоднократного неисполнения на протяжении последних 6 месяцев при отсутствии или недостаточности средств на корреспондентских счетах) – основание для осуществления мер по предупреждению банкротства;

    ·   свыше 3-х дней при отсутствии или недостаточности средств на корреспондентских счетах – основание для осуществления мер по предупреждению банкротства;

    ·   свыше 7-ми дней при отсутствии или недостаточности средств на корреспондентских счетах – основание назначить временную администрацию;

    ·   свыше одного месяца, если требования к КО в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда – основание для отзыва лицензии [5].

    Кредитная организация в период работы временной администрации представляет ежемесячную, квартальную, годовую и иную отчётность и информацию в соответствии с требованиями ЦБ РФ. Временная администрация представляет в ЦБ РФ (Департамент по организации банковского сканирования) отчёт о своей работе. Банк России имеет право в любое время затребовать у временной администрации дополнительные сведения по вопросам, входящим в компетенцию временной администрации.

    Последствиями нарушения требований ЦБ РФ со стороны временной администрации могут быть замена её руководителя или прекращение деятельности, отзыв лицензии и начало осуществления процедур банкротства.

    Прекращение деятельности временной администрации при устранении причин, послуживших основанием для её назначения, влечёт за собой восстановление полномочий исполнительного органа КО. Полномочия руководителей КО, отстранённых на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются.

    Деятельность временной администрации прекращается по истечении срока её действия. Досрочно деятельность может быть прекращена в случае устранения причин, послуживших основанием для её назначения, при передаче дел арбитражному управляющему, в случае отсутствия надлежащих условий для работы временной администрации.

    Решение о прекращении деятельности временной администрации принимается по ходатайству территориального учреждения ЦБ РФ и (или) структурного подразделения ЦБ РФ, а также по поручению Совета директоров или Председателя ЦБ РФ либо непосредственно по инициативе Комитета и оформляется приказом ЦБ РФ, который доводится до территориальных учреждений ЦБ РФ и КО и публикуется в «Вестнике Банка России» в течение 15 дней [5].

    Банк России имеет право требовать реорганизации кредитной организации, если она:

    ·   не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не перечисляет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентских счетах;

    ·   допускает снижение капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ;

    ·   нарушает норматив текущей ликвидности, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 20%.

    Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения. Реорганизация банков в форме слияния и присоединения регулируется Положением ЦБ РФ «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения». Банк, к которому произошло присоединение, либо банк, возникший в результате слияния, должен быть способен выполнять обязательные резервные требования и пруденциальные нормы деятельности, установленные нормативными актами ЦБ РФ, в том числе норматив достаточности капитала. Минимальный размер собственных средств банка должен быть равным не менее 1 млн. евро [16].

    Банку выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имел право осуществлять на основании банковской лицензии каждый из сливающихся банков на дату принятия решения о его реорганизации, либо Генеральная лицензия, если хотя бы один из сливающихся банков имел такую лицензию.

    В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в случае получения требования Банка России о реорганизации её руководитель обязан в течение 5 дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации КО. Органы управления КО обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования ЦБ РФ о реорганизации известить ЦБ РФ о принятом решении. В случае отказа органов управления КО удовлетворить требование ЦБ РФ или отсутствия ответа в установленные сроки ЦБ РФ имеет право применить иные меры пруденциального надзора (требование о замене руководителей, назначение временной администрации) вплоть до отзыва лицензии.


    Заключение


    Современное состояние банковской системы России требует принятия комплексных мер по ее укреплению, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса.

    Нарастание проблем в банковском секторе определяется низким уровнем управления банками в сочетании с неблагоприятными тенденциями общеэкономического развития. По разным оценкам, только 40 – 60% общего числа банков можно считать финансово устойчивыми. Непосредственными причинами финансовых трудностей конкретных банков стали:

    1. неквалифицированное управление;

    2. отсутствие стратегического планирования;

    3. неумение грамотно сформировать кредитный портфель и управлять рисками;

    4. прямые и опосредованные формы давления на банки;

    5. мошенничество со стороны их владельцев и менеджеров;

    6. «исторические» причина. Так, основная часть банков, созданных на базе бывших государственных специализированных банков, унаследовала отягощенную долгами убыточных предприятий структуру баланса, которая без вмешательства государства в виде реструктурирования активов не может обеспечить нормальное их функционирование;

    7. негативное влияние на финансовое положение банков оказало предоставление государством предприятиям централизованных кредитов, которые во многих случаях оказались безнадежными к возврату. Невыполнение бюджетом обязательств перед государственными предприятиями сделало их неплательщиками перед кредитными организациями;

    8. известную роль в процессе ухудшения ликвидности банков играет общий дефицит ликвидности в экономике.

    Ситуация в экономике и банковском секторе не позволяет рассчитывать на оздоровление отечественной банковской системы только путем отзыва лицензий и банкротства слабых банков.

    При этом крайне мала или практически отсутствует вероятность участия государства (бюджета) в стабилизационных мероприятиях. Вместе с тем, очевидно, что без серьезной реорганизации банковской системы и необходимых для этого дополнительных финансовых вливаний не обойтись.

    В настоящее время сфера активных операций на внутренних рынках с приемлемым уровнем доходности и риска ограничены операциями с государственными ценными бумагами и кредитованием производства, связанного с внешней торговлей и некоторыми другими отраслями с высокой оборачиваемостью капиталов. Перспективы выживания основной массы банков в таких условиях сомнительны. Даже самые жесткие регулятивные нормы не смогут обеспечить им одновременно ликвидность и доходность.

    С формальной точки зрения надзорный орган может самоустраниться от активного вмешательства в процессы, происходящие в банковской системе. Наблюдательная позиция предполагает ограничение участия надзорного органа в деятельности банков контролем за требованиями, предъявляемыми к структуре баланса, а также оказанием финансовой поддержки отдельным банкам по принципу «латания дыр». Однако достижение удовлетворительных результатов надзора для системы в целом на таких принципах в сегодняшней ситуации весьма проблематично.

    Усиление надежности кредитных организаций путем повсеместного сокращения объемов их сомнительных активов затронет в первую очередь кредитные вложения. Такие результаты надзора с формальной точки зрения содействуют достижению его цели. Однако успехи на таком пути могут оказаться обманчивыми. Сокращение кредитования хозяйства в целях усиления надежности банков может ударить по ним бумерангом из-за уменьшения средств клиентов, формирующих ресурсную базу кредитных организаций. В итоге для банковской системы по линии надзора создается по существу дополнительный стимул пассивно следовать за тенденциями экономического развития, определяемыми на сегодня инфляцией. тем самым формируется банковская система, обслуживающая кризисную экономику.

    Сейчас в России основное – добиться выполнения уже принятых Законов, не нарушив работу банковской системы. Опыт надзорных органов зарубежных стран помогает банковской системе России, встающей на рыночные отношения (в эпоху «дикого» капитализма) формировать взгляды специалистов и учиться на ошибках финансистов развитых стран.

    Общее направление развития законодательной базы в банковской сфере видится не через нормативные документы, указания ЦБ РФ и его функциональные структуры, а законодательно через Государственную Думу. Такое развитие будет учитывать корпоративные интересы больших слоев населения в России и, следовательно, будет приносить более позитивные сдвиги в совершенствовании финансовой системы страны, хотя мнение профессионалов необходимо использовать как экспертов.

    У Банка России есть уникальные (в отличие от других государственных органов) возможности осуществлять банковский надзор не только административными, но и экономическими мерами, создавая условия для повышения эффективности работы подконтрольных кредитных организаций. Реализация такой политики предполагает конструктивный, созидательный характер надзорной деятельности. Под конструктивностью понимается использование в практике регулирования таких инструментов, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию работоспособной прогрессивной банковской системы. Вместе с тем эффективность надзора при таком подходе зависит не только от Банка России, но и от общей экономической политики, а также от ее конкретных результатов.


    Список использованной литературы


    1. Федеральный Закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федеральных законов от 03.02.1996 N 17-ФЗ, от 31.07.1998 N 151-ФЗ, от 05.07.1999 N 126-ФЗ, от 08.07.1999 N 136-ФЗ, от 19.06.2001 N 82-ФЗ, от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 181-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 97-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 30.12.2004 N 219-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 N 4-П, Федеральным законом от 08.07.1999 N 144-ФЗ)

    2. Федеральный Закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями на 23 декабря 2004 года)

    3. Указание Центрального Банка Российской Федерации от 5 июля 2002 г. №1177-У о внесении изменений и дополнений в инструкцию Банка России от 23.07.1998 №75-И «О порядке применения Федеральных Законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности»

    4. Федеральный Закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 13 июля 2001 года №128-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.03.2002 N 28-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 09.12.2002 N 164-ФЗ, от 10.01.2003 N 17-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 11.03.2003 N 32-ФЗ, от 26.03.2003 N 36-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

    5. Письмо ЦБР от 25 марта 1999 г. № 108 - Т «О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

    6. Положение «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29 марта 2004 года № 255-П

    7. Аристобуло де Хуан. От банкиров хороших к банкирам плохим // «Вестник АРБ» №1-1999

    8. «Банковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в России». Сборник статей. Составитель: О.Н.Антипова. Москва 1996г.

    9. Белоусов П. Оперативность и достоверность банковского мониторинга // «Банковское дело в Москве» N9(45) - 1998

    10.   Веретенников Ю. Молчать нельзя. Центробанк намерен получать информацию о деятельности банков от аудиторов. // «Время новостей» № 185 от 11.10.2004

    11.   Витрянский В.В. Реформа законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Специальное приложение. 1998. № 2.

    12.   Гузнов А.Г. Правовое регулирование мер по предотвращению банкротства кредитных организаций и особенности процедур их банкротства: современное состояние и ближайшие перспективы развития // Законодательство, 1998, №3.

    13.   Десятниченко А. Закон о банкротстве и банковский надзор // «Банковское дело в Москве» №4-1999

    14.   Ефимова Л.Г. АРКО – порождение кризиса. //  «Бизнес и банки» № 9, февраль 2002 года

    15.   Логачев С.В. Особенности предмета и субъектов Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.99г. № 40-ФЗ // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук», 2000

    16.   Лунтовский Г. Реструктуризация банковской системы: опыт, проблемы, перспективы // «Банковское дело в Москве» №10-2000

    17.   «Международные стандарты банковского надзора»  О.Н. Антипова. ЦПП ЦБ РФ Москва, 1997

    18.   Михайленко И.С. Правовые проблемы предупреждения банкротства кредитных организаций. М., 2002

    19.   Моисеев И. Константин ШОРА: Банковский надзор обретает персонально ответственное лицо. М., 2004

    20.    «Надзор, инспектирование и аудит коммерческих банков России» Сборник статей, часть 1.Составитель: Л.А.Познякова. ЦПП ЦБ РФ ,1996

    21.    Основные принципы банковского надзора. Справочники о деятельности Центральных Банков №7 . Деррик Уэр, Москва 1997

    22.   Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Взаимоотношения между Органами Банковского надзора и Внешними Аудиторами Банков»  

    23.   (Базель, январь 2002 г.)

    23.  Сухов М.И. Роль усиления банковского надзора в структурных преобразованиях экономики. М., 2002

    24. Трубицын П.А. Институт кураторства банка России -
    новое направление в области банковского надзора // «Финансовый менеджмент» №2 – 2004

    25. Филатов М.В. Проблемы и пути совершенствования деятельности российских банков в современных условиях. Под ред. д. э. н. В. В. Бандурина. М.: 1997 г

    26. Шохин А. ЦБР – зонтик для Комитета по банковскому надзору. Почему бы и нет? // OPEC.RU – Экспертный канал «Открытая экономика». #"1.files/image002.gif">


    Приложение 2

    Основные функции ЦБ РФ [25]



    Приложение 3

    Классификация коммерческих банков России [25]


    Критерий классификаций

    Виды банков

    1. Форма собственности

    Государственная

    Частная

    Кооперативная

    Смешанная

    2. Страновая принадлежность капитала

    Российская

    Иностранная

    Совместная

    3. География распространения (территориальный признак)

    Региональные (местные, муниципальные)

    Межрегиональные

    Общероссийские

    Международные

    Заграничные (российские банки в других странах)

    4. Организационно-правовая форма

    Паевые

    Акционерные:

    ¨  банки - ЗАО

    ¨  банки - ОАО

    5. Степень независимости

    Самостоятельные

    Дочерние

    Сателлиты (полностью зависимые)

    Уполномоченные

    6. Происхождение

    «Старые» (возникшие на основе бывших спецбанков и отраслевых ведомств)

    «Новые»

    7.   Характер деятельности


    а) отраслевая специализация



    б) функциональная специализация

    Универсальные

    Специализированные:

    ¨  промышленные,

    ¨  сельскохозяйственные,

    ¨  строительные,

    ¨  торговые и т.д.;

    ¨  инновационные,

    ¨  сберегательные,

    ¨  социального развития,

    ¨  ипотечные,

    ¨  клиринговые,

    ¨  биржевые,

    ¨  страховые

    8. Масштаб деятельности

    Крупные

    Средние

    Мелкие



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Банк и надзор современное положение и развитие ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.