Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Менеджер и предприниматель. Сходство и различие

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Менеджер и предприниматель. Сходство и различие
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 2:23:39
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ. 3

    1. МЕНЕДЖЕР-РУКОВОДИТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.. 5

    1.1. Основные черты современного менеджера. 5

    1.2. Основные черты менеджера исследовательского типа. 8

    2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.. 11

    2.1. Краткая характеристика предпринимательства. 11

    2.2. Основные черты предпринимателя. 16

    3. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕНЕДЖЕРА-РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ   20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31


    ВВЕДЕНИЕ


    Менеджмент - это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка. Понятия менеджмента и управления организацией чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.

    Управление есть всеобщая человеческая деятельность, а менеджмент это его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению успешной деятельности организаций.

    В менеджменте как системе выделим такие три его грани:

    ·   менеджмент - это воздействие субъекта на объект управления;

    ·   менеджмент - это воздействие на объект с четко определенной целью или это механизм достижения цели;

    ·   менеджмент - это руководство таким специфическим объектом управления, как люди, поэтому необходимо знание и учет не только объективных, но и субъективных факторов управления.

    В менеджменте как процессе выделим такие наиболее существенные грани:

    ·   менеджмент - это выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности, называемых управленческими функциями (планирования, организации, мотивации, контроля);

    ·   менеджмент - это процесс принятия и реализации управленческих решений;

    ·   менеджмент - это процесс переработки и выработки информации и процесс коммуникаций, связывающий воедино все составляющие системы управления.

    Управление - древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент. Необходимость управленческой деятельности определяется наличием организаций, в которых люди совместно работают для достижения общих целей.

    Современная цивилизация, как современная экономика, начало которой по­ложил капитализм и индустриальная революция, невозможны без предприни­мательства. Предприимчивость — их движущий механизм. Предпринимателем (или бизнесменом) называют человека, организовавшего или организующего ка­кое-либо важное дело, человека, имеющего для этого необходимые средства (собственные или заемные). Предпринимателем может быть единоличный соб­ственник небольшого предприятия, управляющий акционерным обществом либо руководитель кооператива.

    В любые, как хорошие, так и плохие, а особенно неопределенные, беспокойные для экономики времена различные новинки помогают компаниям оставаться конкурентоспособными. Многие организации начинают рассматривать корпоративное предпринимательство как способ борьбы с летаргией и бюрократией, которые сопровождают рост компаний. Но можно ли научить управляющих быть предпринимателями?

    Цель этой работы — определить основные черты менеджера-руководителя и предпринимателя, их сходство и различие. В наше время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».

    1. МЕНЕДЖЕР-РУКОВОДИТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ


    1.1. Основные черты современного менеджера


    Каким должен быть современный менеджер, чтобы успешно выполнять свои функции? Дискуссии на эту тему начались еще в начале ХХ века, когда впервые начали изучать управление и связанные с ним руководство, лидерство.

    Однако только в период между 1930 и 1950 гг. было впервые предпринято изучение лидерства в крупных масштабах и на систематической основе. Эти ранние исследования ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями.

    В 40-х годах ученые начали изучать собранные факты о соотношении личных качеств и лидерства. К сожалению, несмотря на сотни проведенных исследований, они не пришли к единому мнению о наборе качеств, которые непременно отличают крупного лидера. Выяснилось, что лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом, но в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживают разные личные качества. Человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.



    Таблица 1

    Качества, наиболее часто встречающиеся у успешного лидера[1]

    Интеллектуальные способности

    Черты характера лич­ности

    Приобретенные умения

    • Ум и логика

    • Инициативность

    • Умение заручаться поддержкой

    • Рассудительность

    • Проницательность

    • Гибкость

    • Бдительность

    • Умение кооперироваться

    • Умение завоевывать популярность и престиж

    • Оригинальность

    • Созидательность и творчество

    • Такт и дипломатич­ность

    • Способность к концепт­уализации

    • Честность

    • Умение брать на себя риск и ответственность

    • Образованность

    • Знание дела

    • Умение выражать свои мысли

    • Целостность личности

    • Смелость

    • Уверенность в себе

    • Умение организовывать

    • Умение убеждать

    • Умение изменять себя

    • Любопытство и спо­собность осваивать новые знания и навыки


    • Уравновешенность

    • Надежность

    • Острая интуиция

    • Независимость

    • Самостоятельность

    • Амбициозность

    • Потребность в достижениях

    • Настойчивость и упорство

    • Энергичность

    • Властность

    • Работоспособность

    • Агрессивность

    • Стремление к превос­ходству

    • Обязательность

    • Участливость

    • Умение шутить и пони­мать юмор

    • Умение разбираться в людях


    Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Несмотря на то, что поведенческий подход продвинул изучение лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации, его основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства.

    Ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

    Поэтому современная теория лидерства обратилась к ситуационному подходу. Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства – в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

    Руководитель должен уметь повышать мотивацию работников. Одним из способов повышения трудовой мотивации является участие работников в принятии важных решений, обсуждение с ними проблем развития и функционирования производства. Умение раскрывать интеллектуальный потенциал членов своего коллектива является высшим показателем управленческого мастерства, эффективность работы предприятия в итоге зависит не столько от руководителя, сколько от подчиненных – если руководитель умеет руководить.

    В контексте  данного курсового исследования  можно говорить о том, что современные тенденции развития управления рождают новые требования к менеджеру. Возникает понятие "менеджер исследовательского типа ". Что это такое и в чем его особенность?

    Кто же такие менеджеры? В чем сущность их профессии и каковы требования, предъявляемые к ним.

    По одной из точек зрения, категория «менеджер» распространяется на: руководителей организации; руководителей структурных звеньев; организаторов определенных видов работ (администраторов)[2].

    Содержание самого понятия «управленческий персонал» трактуется довольно широко и неоднозначно. Международная организация труда (МОТ), например, рассматривает управленческий персонал как часть более широкой категории работников, в которую кроме менеджеров входят и другие специалисты-профессионалы. Основанием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации.

    Чтобы дать ответы на вопросы о содержании профессии менеджера, необходимо разобраться в сущности разделения труда и определения объема задач, стоящих перед менеджерам в организации. По мере роста организации менеджмент разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. Ниже рассмотрим основные черты менеджера исследовательского типа.


    1.2. Основные черты менеджера исследовательского типа


    Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современные условия управления – потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях – организации, методологии и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа. Их особенность – обостренное внимание исследовательскому подходу к решению всех проблем разработки управленческих решений.

    В более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа[3].

    а) Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.

    б) Умение превентивно, т.е. тогда, когда они еще в зародыше, ставить проблемы.

    в) Системное и панорамное "восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта".

    г) Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.

    д) Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.

    е) Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку.

    ж) Способность к имитации функций различных членов коллектива.

    з) Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.

    и) Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

    к) Способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.

    л) Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.

    и) Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

    н) Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью.


    Подводя итоги всему вышесказанному, можно утверждать, что эффективный, успешный  менеджер (руководитель) в любом случае – неординарная личность; обладает особым типом, стилем мышления, для которого характерны высокая скорость обработки получаемой информации, нестандартность принимаемых решений и высоко развитые способности к анализу и синтезу.  Этот особый, полученный как драгоценное наследие предков или выработанный за годы жизни тип мышления называют творческим (еще креативным, латеральным). Главной особенностью его является хорошо развитая интуиция, то есть мыслительная деятельность, осуществляемая как бы «на краю» сознания. Хорошо развитая интуиция опирается на жизненный опыт человека и складывается из разнообразной информации, поступающей зачастую из всех органов чувств, мгновенно сортируемой, анализируемой и обобщаемой в виде акта принятия решения.


    2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ


    2.1. Краткая характеристика предпринимательства


    Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др. (например, историческом, социологическом, психологическом, нравственном).

    Предпринимательство – это, прежде всего, вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), направленных к единой цели. Основная цель предпринимательской деятельности - производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль[4]. Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является самодовлеющей целью в современном бизнесе. Наряду с извлечением прибыли для субъектов предпринимательской деятельности принципиальное значение приобретает вопрос о создании собственного дела (бизнеса), в рамках которого осуществляется производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.

    Предпринимательские структуры принимают участие в решении социальных проблем российского общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды. Одна из основных конституционных обязанностей предпринимателей - уплата законно установленных налогов и сборов.

    Вместе с тем при создании предпринимательских структур не преследуется цель уплаты налогов и сборов. В соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 3) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта публичная обязанность предпринимателей вытекает из реализации предпринимательских действий.

    Организационный аспект предпринимательства выражается в следующем. Основу практической деятельности человека составляет целенаправленное действие. В свою очередь, действие понимается как процесс, направленный на выполнение простой текущей задачи либо подчиненный достижению промежуточного результата целостной деятельности[5]. Операция - следующий элемент деятельности, представляющий собой "комплекс действий, ориентированных на решение определенной задачи"[6]. Операции являются элементами более высоких уровней поведения (например, управление производством). В реальной жизни существует тесная связь между различными элементами человеческой деятельности, а также их взаимообусловленность. Так, одно и то же действие может входить в качестве элемента в разные операции. И наоборот, одна и та же операция может быть совершена с помощью разных действий.

    Особое место в деятельности людей занимают поступки. Поступок - это не очередной уровень поведения, а социальная характеристика действий и операций при условии, что они имеют общественную значимость. Поступки, по мнению И.В.Ершова и Т.М.Ивановой, относятся к таким актам поведения, которые приобретают положительную или отрицательную социальную характеристику[7]. Сказанное в равной степени касается и предпринимательства (предпринимательской деятельности).

    Экономический аспект предпринимательства. В научной среде предпринимательство с точки зрения экономической определенности принято рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления[8]. Так, для характеристики предпринимательства в качестве экономической категории используется система отношений между субъектами и объектами предпринимательства. В свою очередь, рассматривая предпринимательство через призму метода ведения хозяйства, ученые-экономисты выделяют такие признаки предпринимательства, как самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, их инициативность.

    Итак, предпринимательство - особый тип экономического мышления, характеризующийся совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Центральное место здесь принадлежит личности предпринимателя[9]. Ему присущ особый склад ума, воля к победе, желание борьбы, стремление к творчеству. Ниже рассмотрим основные черты предпринимателя.

    По мнению Т.И. Заславской[10], под предпринимательством понимается деятельность, признаками которой служат:

    а) целевая установка на получение прибыли;

    б) свобода и автономность принятия решений;

    в) самостоятельность, выражающаяся в личном риске и личной ответственности.

    Автор предлагает рассматривать понятие “предприниматель” в узком и широком смыслах. В узком смысле этот термин обозначает собственника (владельца), лично руководящего своим предприятием. Этот человек обладает всеми признаками предпринимателя: самостоятельно распоряжается своим капиталом, автономно принимает экономические решения. В широком смысле под предпринимательством понимается деятельность человека, в той или иной степени занятого бизнесом, начиная с классических руководителей и заканчивая наемными работниками, в свободное время “делающих деньги”.

    Таким образом, предпринимательство является основой для возникновения и развития соответствующего социального слоя — бизнес-слоя. Он охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности, которая осуществляется на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.

    В результате исследования, проведенного Т.И. Заславской[11], в российском бизнес-слое, который составляет 11,5% от экономически активного населения, было выделено шесть групп:

    1. Предприниматели (11%) — частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие или, не совмещающие эту деятельность с работой по найму.

    2. Самозанятые (11%) — лица, занятые микропредпринимательством на базе индивидуально-трудовой деятельности с помощью собственных средств производства (преимущественно специалисты и квалифицированные рабочие).

    3. Бизнесмены-менеджеры, (7%) — наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса.

    4. Полупредприниматели (47%) — наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства.

    Для многих предпринимателей сохранение должности (рабочего места) в “большой” экономике играет защитно-вспомогательную роль.

    Для одних она является социальным прикрытием, для других— способом накопления трудового стажа, для третьих— страховкой на случай банкротства, для четвертых—источником дефицитных ресурсов, деловых связей, льгот. Такое срастание частного бизнеса с работой по найму является особенностью стран с экономикой переходного периода. Страны с экономикой переходного периода имеют свою специфику в отличие от развитых и развивающихся стран.

    5. Менеджеры-совладельцы (7%) — хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых или предприятий.

    Менеджеры-совладельцы управляют чужими капиталами (фирмами, предприятиями, “делами”) и принимают решения в более ограниченной сфере. Теоретически считается, что действия менеджеров определяются жесткой логикой развития и сохранения существующих организационно-хозяйственных структур. В сравнении с ними предприниматели имеют возможность самостоятельного конструирования целей своей деятельности.

    Однако в условиях переходного периода и крайне нестабильной рыночной экономики деятельность хозяйственных руководителей приобретает характер, напоминающий предпринимательство. Факторы структурной перестройки, инфляции, резкого сокращения финансовой помощи государства, всеобщей коммерциализации госпредприятий, нестабильности условий хозяйствования, разрушения традиционных экономических связей влияют на менеджеров — в плане принятия новых решений, перестройки управленческих отношений, активного использования профессиональных знаний, мобилизации всех творческих сил и способностей. Кроме того, существующая слабость государственного контроля предоставляет им свободу деятельности как владельцам собственных фирм[12].

    6. “Классические” менеджеры (18%) — хозяйственные руководители, управляющие государственными (реже — частными) предприятиями на основе найма, т.е. «за зарплату». Их доходы зависят в первую очередь от качества собственного труда. Их роль квазипредпринимателей в современной ситуации носит вынужденный характер.

    Среди других стран переходного периода Россия является замыкающей по объему бизнес-слоя, что свидетельствует о ее сильном отставании от стран бывшего социалистического лагеря. Но при явной слабости собственно предпринимательского слоя, она имеет наиболее мощный слой менеджеров[13].


    2.2. Основные черты предпринимателя


    Ни Генри Форд, ни Стивен Джобс не являются типичными предпри­нимателями. Однако фактически не существует двух одинаковых предпринимателей, поэтому определить типичного предпринимателя довольно сложно. По словам профессора Питера Ф. Дракера, извест­ного писателя, лектора, консультанта, "некоторые из них эксцентрики, другие — ужасно корректные конформисты; некоторые мнитель­ны, другие раскованны; некоторые довольно сильно пьют, другие — трезвенники; некоторые полны огромного обаяния и теплоты, а в дру­гих не больше индивидуальности, чем в мороженой макрели".

    Слова Дракера подчеркивают бесполезность попыток нарисовать словесный портрет типичного предпринимателя, так как слишком мало известно о предпринимателях, о характерах мужчин и женщин, начинающих заниматься предпринимательством самостоятельно. Как они начинают? Почему делают это? Может быть, согласно Генри Девиду Торо[14], "они ведут жизнь в тихом отчаянии" и хотят чего-нибудь будь нового, иного и поэтому начинают новое дело? Являются ли они отверженными членами общества, которые "вместо того, чтобы стать бродягами, преступниками или профессорами, приспосаблива­ются путем организации своего собственного дела"?.

    Конечно, многие ищут избавления от скучной бесперспективной работы. Это особенно верно в отношении тех людей среднего возрас­та, которые сталкиваются с фактом, что они никогда не займут апар­таменты крупного руководителя, не напишут пьесу для театра на Бродвее и не заработают миллион долларов. Они чувствуют разочарование и обдумывают возможность новой карьеры, выбирая в итоге предпринимательство.

    Пример. Кэролайн Джоунс, соучредитель компании "Mingo - Gouns advertaizing Inc " в Нью-Йорке, начала работать в 1968 г . в должности секретаря в "Дж. Уол­тер Томпсон компани", одном из крупнейших рекламных агентств страны. Тогда единственным избавлением от секретарского бюро, по ее словам, было составле­ние рекламных текстов. После окончания учебных курсов в " Uolter Tompson " она стала первой чернокожей женщиной—составителем рекламных тек­стов в агентстве.

    К тому времени, как Джоунс захотела стать соучредителем "Mingo - Gouns advertaizing Inc", у нее накопился значительный опыт. Она работала в несколь­ких крупных рекламных агентствах, дойдя до должности ответственного исполни­теля по работе с рекламодателем группы заказчика. "Тогда я поняла, что достигла предела", — говорит Кэролайн.

    Через семь лет ее агентство насчитывало дюжину клиентов, в том числе "Кентукки фрайд чикен" и "Миллер бруинг компани". Выручка от продаж достигла 22 млн. долл. в год. "У меня никогда не было образца для подражания, — заявляет Джоунс. — Но также не было никого, кто говорил бы мне, что то, что я хо­чу сделать, невозможно"[15].

    Исследования, проведенные в Гарвардском университете и Массачусетсском технологическом институте, показали, что предприниматели, вероятнее всего, достигали "в общем случае уровня успеха более высокого, чем средний уровень на предыдущем месте работы". Этот результат наводит на мысль, что отнюдь не внешнее давление заставляет преуспевающих людей становиться предпринимателями. Если они принимают решение заниматься делом самостоятельно, то это происходит по внутренним причинам. Они, возможно, предпочитают не быть пешками на чьем-нибудь предприятии или, может быть, хотят эксплуатировать изобретение сами. Однако некоторые люди уходят в бизнес по ложным причинам, причем в этом случае внешнее давление может играть большую роль. Они мо гут прийти к решению заняться собственным делом только после то го, как были понижены в должности, уволены или их кандидатуры отвергнуты. Но не все из них терпят неудачу. Многие иногда добиваются значительного успеха[16] .

    Несомненно, мужчины и женщины становятся предпринимате­лями по разнообразным причинам. Однако стремление к самовы­ражению является, по-видимому, связующей нитью. Это стремление помогает объяснить, почему более половины получающих зарплату работников в стране говорят, что предпочли бы работу на се­бя, а не на других. Но предпринимателями становятся немногие. В действительности большинство выбирает работу на других. Почему?

    Наиболее вероятная причина выбора людьми работы на друго­го состоит в том, что их горизонты определены ежемесячными платежами по закладным и процентов по кредитам. Многие не могут бросить работу, не рискуя при этом своей финансовой безопасностью. Кроме того, как могут они пожертвовать пенсиями и страховкой, оплачиваемой компанией? Итак, уже на раннем этапе многие не в состоянии эмоционально принять роковой первый шаг, если только не вынуждены сделать его под влиянием какого-нибудь критического события, например потери рабочего места.

    Почему из всех мужчин и женщин, которые действительно ста­новятся предпринимателями, только немногие добиваются успеха? Многие новые предприятия "умирают" в самом начале своей деятельности, половина из них прекращает свое существование в течение 18 месяцев с момента создания. Что же то­гда позволяет предприятию добиваться успеха? Можем ли мы выде­лить основные черты удачливых предпринимателей? Если мы смо­жем это сделать, то тогда сможем и предсказать, какого типа муж­чины и женщины, скорее всего, добьются успеха в качестве пред­принимателей.

    Удачливые предприниматели, вероятнее все­го, стремятся к очень большим достижениям. То есть подобно Генри Форду и Стивену Джобсу они горят желанием отличиться. В сво­ем известном исследовании характеров предпринимателей профес­сор Дэвид К. Макклелланд из Гарвардского университета пришел к выводу, что они, вероятнее всего, преуспевают, если обладают ше­стью характерными чертами, - это новаторство, обоснованная рискованность действий, уверенность в себе, упорство, постановка целей и ответственность. Эти характерные черты не поддаются четкому разделению, переходя одна в другую, как цвета спектра[17].



    3. СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ МЕНЕДЖЕРА-РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ


    Менеджмент в упрощенном понимании - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения др. людей. Менеджмент - по-русски «управление» - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. В капиталистических странах понятие менеджмент соседствует с понятием бизнес.

    Как указывалось выше, бизнес - это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы). Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» - это управление коммерческими, хозяйственными организациями (business management). Как синоним применяется термин «business administration», который можно перевести как «деловое администрирование»[18].

    Бизнесмен и менеджер - это не одно и тоже. Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Менеджер же занимает  постоянную должность, в его подчинении находятся люди.

    Предприниматель как собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда.

    Дело выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности — предприниматель.

    Предприниматель как собственник может и сам заниматься вопросами управления, оставив участие в непосредственном производстве. В данном случае предприниматель (бизнесмен) и менеджер объединяются в одном лице. Это характерно в основном для малого бизнеса.

    Но многие средние, по определенным критериям, предприятия и все крупные, как правило, управляются наемными профессиональными управляющими — менеджерами.

    Итак, предприниматель, бизнесмен и менеджер — это близкие понятия, но не одно и то же. Бизнесмен — это собственник, применяющий свои или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет.

    Слово «менеджер» имеет несколько значений[19]:

    1) наемный профессиональный управляющий;

    2) специалист по управлению производством;

    3) предприниматель в профессиональном спорте.

    Таким образом, менеджер — это наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в данной организации. В то же время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции.

    В работе менеджера и предпринимателя есть общие черты: оба преследуют цели, поставленные перед предприятием; применяют определенные способы управления; планируют, координируют и контролируют деятельность работников предприятия; работают на свой страх и риск. Один рискует своей должностью, второй — собственным капиталом. Для России это новое явление. Ранее руководители рисковали своей должностью, а в сталинские времена и свободой[20].

    Менеджеры решают, какие цели в области производительности будут поставлены перед организацией, какие методы получения продукции будут использованы, какие формы стимулирования наиболее приемлемы и другое.

    Именно руководители своей организованностью, личным примером задают тон в организации. Именно они определяют, будет ли в своей работе организация ориентирована на качество, производительность и на потребителей или останется к ним безразличной.

    При анализе экономических функций предпринимательства в одних случаях подчеркивается роль предпринимателя,  как хозяйственного субъекта, осуществляющего функции оптимальной комбинации наличных ресурсов (финансовых, человеческих, организационных, информационных и т.д.) для удовлетворения спроса и извлечения дохода, в других — основная экономическая функция предпринимателя определяется как поиск и создание новых возможностей и комбинаций в экономике. В последнем случае принято говорить об инновационном предпринимательстве, дабы отграничить функции изобретателя с одной стороны, и функции традиционного менеджера, с другой (таблица 2)[21].



    Таблица 2

    Характеристика, сходство и различие  традиционных менеджеров, свободных и корпоративных  предпринимателей (по Р.Л. Кричевскому)[22]

    Характеристики

    Традиционные  менеджеры

    Свободные предприниматели

    Корпоративные предприниматели

    Основные мотивы

    Мотив продвижения по службе, стремление к корпоративным вознаграждениям типа престижной должности, власти, штата подчиненных.


    Стремление к независимости, поиск возможности для проявления творчества, деньги.

    Стремление к независимости, возможность продвижения в корпоративной среде в сочетании с корпоративными вознаграждениями.

    Временная организация.

    Напоминает бег на короткую дистанцию, еженедельные, ежеквартальные, ежемесячные совещания по поводу бюджета, квот и т.д.; обязательное ежегодное планирование

    Выживание и стремление к 5-10-летнему росту в бизнесе.

    Промежуточная позиция между свободными предпринимателями и традиционными менеджерами и зависимости от сочетания личных планов и корпоративных графиков.

    Деловая активность.

    Больше поручают и надзирают, нежели участвуют в работе непосредственно

    Непосредственно включены в работу.

    В большей мере непосредственно участвуют в работе, нежели дают поручения.

    Степень риска.

    Ведут себя осторожно

    Рискуют умеренно.

    Рискуют умеренно.

    Отношение к статусу.

    Проявляют интерес ко всему, что символизирует статус в организации.

    Не интересуются статусной символикой

    Не интересуются традиционными корпоративными символами статуса, стремятся к независимости.

    Отношение к ошибкам и неудачам.

    Стараются избегать ошибок и неожиданностей.

    Пытаются преодолевать ошибки и неудачи

    Стараются скрывать рискованные проекты от внешнего взора до тех пор, пока они не выполнены.


    Специфика принятия решений

    Обычно соглашаются с тем, кто занимает более высокие управленческие позиции.

    В принимаемых решениях следуют собственному видению.

    Способны продемонстрировать другим, что согласны помочь им в достижении мечты

    В ком видят источник опоры

    В других.

    В самих себе и клиентах.

    В себе, клиентах и спонсорах.

    История семьи.

    Члены семьи работали в больших организациях.

    Происходят из семей, для членов которых характерно предпринимательство в малом бизнесе, фермерство или занятие свободными профессиями

    Происходят из семей, для членов которых характерно предпринимательство в малом бизнесе, фермерство или занятие свободными Профессиями

    Отношения с другими людьми.

    Соблюдение иерархии в качестве основы установления отношений.

    Деловые контакты, заключение сделок как основа отношений

    Деловые контакты в рамках организационной иерархии.


    Одни определения подчеркивают в предпринимательстве функцию инновации, определяя ее как процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью[23], другие выделяют в качестве основных функций собственника и менеджера, определяя предпринимателя  как организатора экономического предприятия, который его создает, владеет и управляет им и несет ответственность за все виды риска своего бизнеса (Новый словарь Вэбстера). В любом случае в рамках функционального подхода предпринимательство рассматривается обезличено, как тип деятельности, не привязанный к характеристикам конкретных объектов.

    В современной литературе по менеджменту[24] выполнение предпринимательских функций, связанное с развитием управления, проведением организационных нововведений, созданием новых видов товаров и услуг и т.д., рассматривается как отличительная особенность эффективного, инновационного управления, и в этой связи используются термины предпринимательского управления и корпоративного или внутреннего предпринимательства. Владение собственностью и персональная ответственность за риски не рассматриваются как необходимые признаки предпринимательства. При таком подходе формально-статусные различия между менеджерами  и предпринимателями фактически стираются.

    Экономическая деятельность в условиях неопределенности и риска является одной из отличительных особенностей предпринимательской деятельности, поэтому изучению отношения предпринимателей  к риску посвящено значительное число психологических исследований. Для изучения отношения  предпринимателей к риску Р. Брокхауз (1982) использовал методику Когана-Уоллача. В ней испытуемым предлагался ряд ситуации, в которых они должны были сделать выбор между более безопасными {менее рискованными), но и менее привлекательными и более рискованными, но и более привлекательными альтернативами. Например, предлагалось определить, при какой вероятности сохранения финансовой устойчивости компании (шкала вероятности варьирует от 1 до 9 из 10) испытуемый рекомендовал бы некому лицу наниматься на работу. На основании полученных данных Р. Брокхауз сделал вывод о том, что более успешные предприниматели  характеризуются предпочтением умеренного риска. В сравнительном исследовании  менеджеров и предпринимателей—собственников фирм он обнаружил отсутствие значимых различий между ними по отношению к риску. Однако в сравнении со средними (нормативными) значениями обе группы показали более высокую склонность к риску. Анализируя результаты этого и других исследовании отношения предпринимателей  к риску, К.Э. Вернерид (1988) отмечает, что при исследовании отношения к риску нельзя ограничиваться объективно заданными характеристиками рискованности ситуации (вероятность успеха или проигрыша), необходимо учитывать особенности восприятия и оценки степени риска самими субъектами, т.е. предпринимателями. Эта субъективная оценка во многом зависит от их субъективной оценки благоприятности условий и собственных возможностей достижения успеха. При высокой оценке собственных способностей и усилий предприниматель может субъективно оценивать ситуацию для себя как менее рискованную, чем она представляется внешнему наблюдателю или исследователю. Научный анализ феномена предпринимательства и его психологических особенностей развивается, как развивается и само предпринимательство. В последние годы осмысление этого феномена становится все более актуальным и для отечественной науки.[25]


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Профессиональная управленческая деятельность имеет давнюю историю и глубокие традиции, отражающие специфические требования к личности менеджера. Массовый характер профессии и ее традиционная значимость наряду с усиливающейся тенденцией к возрастанию зависимости жизнеспособности организаций от эффективности управления побуждают к уточнению и систематизации представлений о том, каким должен быть профессиональный менеджер.

    Цель этой работы заключалась в том, чтобы определить основные черты менеджера-руководителя и предпринимателя, их сходство и различие. В наше время понятия «менеджер», «бизнесмен», «предприниматель» широко употребляют как в обыденной практике, так и в научной и учебной литературе. Такое соседство понятий иногда вносит неясность и путаницу в определение функций этих лиц, поэтому необходимо выяснить «кто есть кто».

    В контексте  данного курсового исследования  можно говорить о том, что современные тенденции развития управления рождают новые требования к менеджеру-руководителю.

    Каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий — это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. Основной целью исследования является анализ классификаций стилей руководства, которые применяют в своей практике руководители и выбор наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников. Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Стиль руководства в значительной степени определяет результаты деятельности организации. Существует много примеров того, как руководитель, возглавив отстающий коллектив и правильно выбрав стиль руководства, преобразовывает ситуацию, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников. И, наоборот, при ином стиле можно разрушить эффективно работающий до того коллектив. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов управления, ясное и вместе с тем гибкое видение проблем делают руководителя более свободным, а его деятельность более успешной.

    Но независимо от своего стиля, настоящий руководитель, что бы он ни делал и ни говорил, обладает способностью подвигнуть других на самые высокие достижения; он же дает им свободу и возможность для дальнейшего роста. Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле работы. Честерфильд говорил, что "стиль - одежда мысли", а Бюффон утверждал даже, что "стиль - это сам человек"[26]. Справедливость этих афоризмов подтверждается и современным толкованием стиля работы, который оценивается как совокупность типичных и относительно устойчивых приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью эффективного выполнения управленческих функций и стоящих задач.

    В условиях современного конкурентного рынка от личности руководителя, от уровня его квалификации и, особенно, от стиля руководства во многом зависят темпы, прибыльность и качество производства.

    Как указывалось выше, бизнес - это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы). Бизнес - это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» - это управление коммерческими, хозяйственными организациями (business management). Как синоним применяется термин «business administration», который можно перевести как «деловое администрирование»[27].

    Бизнесмен и менеджер - это не одно и тоже. Бизнесмен - это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Менеджер же занимает  постоянную должность, в его подчинении находятся люди.

    Предприниматель как собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда.

    Предприниматель как собственник может и сам заниматься вопросами управления, оставив участие в непосредственном производстве. В данном случае предприниматель (бизнесмен) и менеджер объединяются в одном лице. Это характерно в основном для малого бизнеса.

    Дело выглядит иначе, когда возрастают масштабы производства, возникают его побочные виды, организуются филиалы, дочерние компании, предприятие выходит со своей продукцией за рубеж. Здесь уже собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей работы предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением, т.е. происходит разделение функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего ими. Вот здесь и появляется на рынке труда рабочая сила соответствующей специальности — предприниматель.

    По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

    Бизнесмен — это собственник, применяющий свои или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в его правление или попечительский совет.

    Менеджер — это наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в данной организации. В то же время менеджер в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции.

    Таким образом, предприниматель, бизнесмен и менеджер — это близкие понятия, но не одно и то же.



    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Республика, 2006.

    2. Балибалова Д.И. Женщина в условиях перехода к рыночной экономике. Феминизм и российская культура. - СПб.: Питер, 2005.

    3. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Основной курс. Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2007.

    4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 2008.

    5. Друкер П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М: СП «Бук Чсмбэр Интернэшнл», 2006.

    6. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учеб. пособие. - М.: Юриспруденция, 2006.

    7. Заславская Т.И. Бизнес-слой Российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. 2005. № 3.

    8. Информационный бюллетень мониторинга. Ноябрь — декабрь 2006. - М.: Финансы и статистика, 2007.

    9. Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление / Пер. c англ. - М.: Радио, 2004.

    10. Кобзева Е. Тендерные аспекты деловой жизни и занятости. - Набережные Челны: Знамя, 2007.

    11. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. - М.: Банки и биржи, 2008.

    12. КудряшоваЛ.Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. - Кишинев: Заря, 2006.

    13. Кузьмин Е.С. Вопросы социальной психологии руководства // Психология — производству и воспитанию, 2007.

    14. Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2005.

    15. Лаптев В.В. Предпринимательское право: Понятие и субъекты. - М.: Юристъ, 2007.

    16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.

    17. Позняков В.П. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование // Психология и бизнес, 2007.

    18. Пугинский Б.И., Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: Проблемы становления. - М.: Юридическая литература, 2006.

    19. Становление нового российского предпринимательства / Отв. ред, В.В. Радаев. -  М.: Институт экономики РАН, 2008.

    20. Хизрйч Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. - М.: Прогресс, 2006.





    [1] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 2008.

    [2] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 2008.

    [3] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 2008.

    [4] Бусыгин А.В. Предпринимательство: Основной курс. Учебник для вузов. - М.: Экономика, 2007.

    [5] Пугинский Б.И., Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: Проблемы становления. - М.: Юридическая литература, 2006.

    [6] Клиланд Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление / Пер. c англ. - М.: Радио, 2004.

    [7] Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учеб. пособие. - М.: Юриспруденция, 2006.

    [8] Лаптев В.В. Предпринимательское право: Понятие и субъекты. М.: Юристъ, 2007.

    [9] Курс экономической теории: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: АСА, 2005.

    [10] Заславская Т.И. Бизнес-слой Российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. 2005. № 3.

    [11] Заславская Т.И. Бизнес-слой Российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. 2005. № 3.

    [12] Заславская Т.И. Бизнес-слой Российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. 2005. № 3.

    [13] Заславская Т.И. Бизнес-слой Российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. 2005. № 3.

    [14] Становление нового российского предпринимательства / Отв. ред, В.В. Радаев. -  М.: Институт экономики РАН, 2008.

    [15] Становление нового российского предпринимательства / Отв. ред, В.В. Радаев. -  М.: Институт экономики РАН, 2008.

    [16] Становление нового российского предпринимательства / Отв. ред, В.В. Радаев. -  М.: Институт экономики РАН, 2008.

    [17] Становление нового российского предпринимательства / Отв. ред, В.В. Радаев. -  М.: Институт экономики РАН, 2008.

    [18] Становление нового российского предпринимательства / Отв. ред, В.В. Радаев. -  М.: Институт экономики РАН, 2008.

    [19] Кузьмин Е.С. Вопросы социальной психологии руководства // Психология — производству и воспитанию, 2007.

    [20] Кузьмин Е.С. Вопросы социальной психологии руководства // Психология — производству и воспитанию, 2007.

    [21] Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. - М.: Банки и биржи, 2008.

    [22] Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. - М.: Банки и биржи, 2008.

    [23] Хизрйч Р., Питере М Предпринимательство, или Как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М.: Прогресс, 2006.

    [24] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М,: Дело, 2005. Друкер П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. М: СП «Бук Чсмбэр Интернэшнл», 2006.

    [25] Позняков В П. Психология предпринимательства и бизнес-консультирование // Психология и бизнес, 2007.

    [26] Барташев С.В. Личность делового человека: социально-психологический аспект. – М.: Дело, 2008.

    [27] Становление нового российского предпринимательства / Отв. ред, В.В. Радаев. -  М.: Институт экономики РАН, 2008.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Менеджер и предприниматель. Сходство и различие ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.