Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Мозговой штурм, как метод групповой работы

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Мозговой штурм, как метод групповой работы
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 2:23:42
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    1.    ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.. 4

    1.1. Особенности методов социально-экономического прогнозирования. 4

    1.2. Метод коллективной генерации идей. 11

    1.3. Разновидности метода «мозговой штурм». 13

    1.4. Методика подготовки и проведения метода «мозгового штурма». 16

    2. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В ООО «-». 19

    2.1. Краткая характеристика предприятия. 19

    2.2. Анализ стратегических установок в ООО «-». 23

    2.3. Совершенствование стратегических установок в ООО «-». 31

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 36


    ВВЕДЕНИЕ

    Исследование систем управления - главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы.

    Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются.

    Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.

    Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных из них при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

    Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

    В данной работе будет рассматриваться один из методов исследования систем управления - метод мозговой атаки (штурма).

    Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется тем, что мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.



    1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

    1.1. Особенности методов социально-экономического прогнозирования

    Социально-экономическое предвидение основных направлений общественного развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производительных сил в их взаимосвязи и взаимозависимости. Систематизированное научно обоснованное прогнозирование развития социально-экономических процессов на основе специализированных осуществляется с первой половины 50-х годов, хотя некоторые методики прогнозирования были известны и ранее. К ним относятся: логический анализ и аналогия, экстраполяция тенденций, опрос мнения специалистов и ученых.[1]

    В развитии методологии прогнозирования социально-экономических процессов большую роль сыграли научные разработки отечественных и зарубежных ученых А.Г. Аганбегяна, И.В. Бестужева-Лады, Л. Клейна, В. Гольдберга. В работах этих ученых рассматривается значение, сущность и функции прогнозирования, его роль и место в системе планирования, исследуются вопросы методологии и организации экономического прогнозирования, показываются особенности научного прогнозирования. Развитие работ, освещающих вопросы прогнозирования, осуществляются по таким основным направлениям: углубление теоретических и прикладных разработок нескольких групп методик, отвечающих требованиям разных объектов и разных видов работ по прогнозированию; разработка и реализация на практике специальных способов и процедур использования различных методических приемов в ходе конкретного прогнозного исследования; поиск путей и способов алгоритмизации методик прогнозирования и реализация их с использованием ЭВМ.

    Под методами прогнозирования следует понимать совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.

    По оценкам отечественных и зарубежных ученных, в настоящее время насчитывается свыше 20 методов прогнозирования, однако число базовых значительно меньше (15-20). Многие из этих методов относятся скорее к отдельным приемам и процедурам, учитывающим нюансы объекта прогнозирования. Другие представляют собой набор отдельных приемов, отличающихся от базовых или друг от друга количеством частных приемов и последовательностью их применения.

    В существующих источниках представлены различные классификационные принципы методов прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические методы. Вторым классификационным признаком можно назвать общий принцип действия методов прогнозирования, третьим – способ получения прогнозной информации. На рис. 1 представлена классификационная схема методов прогнозирования.

    Как свидетельствует схема, представленная на рис. 1, по степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.[2]

    В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод «интервью», при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос – ответ»; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.


    Рисунок 1 – Классификация методов прогнозирования


    Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

    В группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй – структурное, сетевое и матричное моделирование.

    Рассмотренные классы интуитивных и формализованных методов схожи по своему составу с экспертными и фактографическими методами. Фактографические методы основаны на фактически имеющейся информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии, экспертные базируются на информации, полученной по оценкам специалистов-экспертов.

    В класс экспертных методов прогнозирования входит метод эвристического прогнозирования (эвристика – наука, изучающая продуктивно творческое мышление). Это аналитический метод, суть которого заключается в построении и последующем усечении «дерева поиска» экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики. При этом методе осуществляется специализированная обработка прогнозных экспертных оценок, получаемых путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов. Он применяется для разработки прогнозов научно-технических проблем и объектов, анализ развития которых либо полностью, либо частично не поддается формализации.[3]

    В изученной литературе представлено значительное количество классификационных схем по методам прогнозирования. Основная погрешность таких схем – нарушение принципов классификации, к числу которых относятся: достаточная полнота охвата методов прогнозирования, единство классификационного признака на каждом уровне членения (при многоуровневой классификации), непересекаемость разделов классификации, открытость классификационной схемы (т. е. Возможность дополнения новыми методами).

    В большинстве классификационных схем методы прогнозирования разделяются на три основных класса: методы экстраполяции, экспертных оценок и моделирования. При таком разделении методам экстраполяции противопоставляются как самостоятельный класс методы моделирования.

    С одной стороны, построение моделей преследует цель вскрыть закономерность развития изучаемого объекта или процесса на некотором ретроспективном участке. И если модель построена правильно и адекватно отражает связи и свойства реального объекта, она может служить основой для экстраполяции, т. е. Для перенесения некоторых выводов о поведении модели на объект. Это и есть прогнозирование поведения объекта путем экстраполяции тенденций, выявляемых на модели.

    С другой стороны, методы экстраполяции – не что иное, как использование теоретических и эмпирических моделей для нахождения переменных вне ретроспективного участка наблюдений по данным зависимостей между ними на ретроспективном участке. Таким образом, применение экстраполяции в прогнозировании всегда предполагает использование каких-либо моделей. Поэтому любое моделирование является основой для экстраполяции.

    Конструктивная классификация позволяет наглядно изобразить совокупность методов прогнозирования в виде иерархического дерева и охарактеризовать каждый уровень своим классификационным признаком.

    На первом уровне все методы по признаку «информационное основание метода» делятся на три класса: фактографические, комбинированные и экспертные.

    Фактографические базируются на фактической информации об объекте прогнозирования и его прошлом развитии. В экспертных методах используется информация, которую доставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения их мнений. В свою очередь, классы экспертных и фактографических методов подразделяются на подклассы по методам обработки информации.[4]

    Экспертные методы разделяются на два подкласса. Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения коллектива экспертов (или одного из них) при отсутствии воздействия на мнение каждого эксперта мнения другого эксперта и всего коллектива. Экспертные оценки с обратной связью в том или ином виде реализуют принцип обратной связи на основе воздействия на оценку экспертной группы (одного эксперта) мнениями, полученными ранее от этой группы (или от одного из экспертов).

    Класс фактографических методов объединяет следующие три подкласса: методы аналогий, опережающие и статистические методы.

    Методы аналогий направлены на выявление сходства в закономерностях развития различных процессов. К ним относятся методы математических и исторических аналогий. Методы математических аналогий в качестве аналога для объекта используют объекты другой физической природы, других областей науки и техники, имеющие математическое описание процесса развития, совпадающие с объектом прогнозирования.

    Опережающие методы прогнозирования основаны на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, учитывающих ее свойство опережать прогресс науки и техники. К ним относятся методы исследования динамики научно-технической информации, использующие построение динамических рядов на базе различных видов такой информации, анализа и прогнозирования на этой основе развития соответствующего объекта (например, метод огибающих). К опережающим методам можно отнести также методы исследования и оценки уровня техники, основанные на использовании специальных методов анализа количественной и качественной научно-технической информации для определения характеристик уровня качества существующей и проектируемой техники.

    Статистические методы представляют собой совокупность методов обработки количественной информации об объекте прогнозирования, объединенной по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей изменения характеристик данного объекта с целью получения прогнозных моделей.

    Сложность выбора наиболее эффективного метода экономического прогнозирования заключается в определении относительно классификации методов прогнозирования характеристик каждого метода, перечня требований к ретроспективной информации и прогнозному фону.

    В связи с этим возникает необходимость подробнее остановиться на основных классах методов экономического прогнозирования.

    В случаях чрезвычайной сложности системы, его новизны, неопределенности формирования некоторых существенных признаков, недостаточной полноты информации, наконец, невозможности полной математической формализации процесса решения поставленной задачи приходится обращаться к рекомендациям компетентных специалистов. Их решение задачи, аргументация, подход, формирование количественных оценок результатов, обработка последних формальными методами получили название метода экспертных оценок. Этот метод включает три составляющие: интуитивно-логический анализ задачи или ее фрагмента; решение и выдачу количественной или качественной характеристики (оценка, результат решения); обработку результатов решения – полученных от экспертов - оценок.

    1.2. Метод коллективной генерации идей

    Одной из разновидностей метода экспертных оценок является метод коллективной генерации идей («мозговая атака»), позволяющей определять возможные варианты развития объекта прогнозирования за короткий период времени, получить большое количество конструктивных идей. Используют специально подготовленный персонал и группы экспертов. В качестве экспертов желательны лица, которые обладают достаточно высокой эрудицией в сочетании с развитым творческим мышлением.

    Этот метод возник в 50-е годы ХХ века и получил широкое распространение в США, Японии и неоднократно применялся в бывшем СССР. Автором метода, разработавшим его основы в 1957 году, является американец А. Осборн. Метод «мозгового штурма» отличается лавинообразностью выдвижения новых идей.[5]

    Методы «мозговых атак» можно классифицировать по признаку наличия или отсутствия обратной связи между руководителем и участниками «мозговой атаки» в процессе решения некоторой проблемной ситуации. Создавшаяся ситуация потребовала разработать метод «мозговой атаки» – деструктивной отнесенной оценки (ДОО), способный качественно и достаточно быстро проводить оценку вариантов, не ограничивая при этом их числа.

    Сущность этого метода состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее деструирование (разрушение, критику) этих идей с формированием контридей. Работа с методом ДОО предполагает реализацию следующих шести этапов.

    Первый этап – формирование группы участников «мозговой атаки» (по численности и составу). Оптимальная численность группы участников находится эмпирическим путем: наиболее продуктивными признаны группы в 10–15 человек. Состав группы участников предполагает их целенаправленный подбор:

    1) из лиц примерно одного ранга, если участники знают друг друга;

    2) из лиц разного ранга, если участники не знакомы друг с другом (в этом случае следует нивелировать каждого из участников присвоением ему номера с последующим обращением к участнику по номеру).

    Второй этап – составление проблемной записки участника мозговой атаки. Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание метода ДОО и описание проблемной ситуации.

    Третий этап – генерация идей. Продолжительность мозгового штурма рекомендуется не менее 20 минут и не более 1 часа в зависимости от активности участников. Запись высказываемых идей целесообразно вести на магнитофон, чтобы не «пропустить» ни одну идею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.

    Четвертый этап – систематизация идей, высказанных на этапе генерации. Систематизацию идей группа анализа проблемной ситуации осуществляет в такой последовательности: составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей; каждая из идей формулируется в общеупотребительных терминах; определяются дублирующие и дополняющие идеи; дублирующие и (или) дополняющие идеи объединяются и формируются в виде одной комплексной идеи; выделяются признаки по которым идеи могут быть объединены; идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам; составляется перечень идей по группам (в каждой группе идеи записываются в порядке их общности от более общих к частным, дополняющим или развивающим более общие идеи).

    Пятый этап – деструирование (разрушение) систематизированных идей (специализированная процедура оценки идей на практическую реализуемость в процессе мозговой атаки, когда каждая из них подвергается всесторонней критике со стороны участников мозговой атаки).

    Основное правило этапа деструирования – рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т. е. участники атаки выдвигают выводы, отвергающие систематизированную идею. Особенно ценным является то обстоятельство, что в процессе деструирования может быть генерирована контридея, формулирующая имеющиеся ограничения и выдвигающая предположение о возможности снятия этих ограничений.

    Шестой этап – оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.[6]

    Метод коллективной генерации идей апробирован на практике и позволяет находить групповое решение при определении возможных вариантов развития объекта прогнозирования, исключая путь компромиссов, когда единое мнение нельзя считать результатом беспристрастного анализа проблемы.

    1.3. Разновидности метода «мозговой штурм»

    Метод «мозгового штурма» состоит из двух этапов: генерирование идей и их оценка. Существуют следующие разновидности метода:

    - Метод обратного «мозгового штурма», предложенный в 60-е годы в США фирмой «Дженерал Электрик»;

    - Метод массового «мозгового штурма», разработанный в США в 70-е годы В. Филлипсом;

    - Метод двойного «мозгового штурма», разработанный в СССР в 70-е годы

    - Метод «конференции идей», примененный в ГДР в 70-е годы.

    Все разновидности метода базируются на использовании стратегии ненаправленного случайного поиска.

    Метод обратного «мозгового штурма» сочетает в себе две «мозговые атаки» коллектива генераторов идей: первая – для свободного выявления недостатков исследуемого объекта и вторая - для поиска новых идей и устранения выявленных недостатков. Такое разделение коллективного «мозгового штурма» повышает его целенаправленность и придает поиску более конкретный характер.

    Метод массового «мозгового штурма» распараллеливает процесс генерирования идей, а метод двойного «мозгового штурма» организует последовательность из двух мозговых атак и из двух стадий оценки идей.

    Метод «конференции идей» для повышения результативности коллективного поиска идей объединяет несколько принципов: высокий профессионализм, заблаговременную подготовку участников, различные приемы их психологической настройки в сочетании с правилами морфологического анализа по систематизации поиска и логикой эвристики.

    Метод «мозгового штурма» требует следующие виды обеспечения:

    1)   Организационное обеспечение, заключающееся в выборе ведущего, формировании групп генераторов идей и экспертов, организации их работы в соответствии с правилами и принципами метода;

    2)   Методологическое обеспечение, т.е. обучение специалистов принципам, правилам и содержанию этапов метода и практическому освоению всех необходимых процедур;

    3)   Психологическое и мотивационное обеспечение, включающее психологическую настройку и стимулирование творческой работы специалистов, привлекаемых в группы генераторов идей, и экспертов с учетом особенностей этих групп;

    4)   Информационное обеспечение, заключающееся в подготовке информационно-справочных и методических материалов для формулирования проблемы, постановки задач, а также анализа выдвинутых идей.

    Самостоятельно метод может применяться для прогнозирования развития СЭС, ее отдельных подсистем и параметров. В качестве вспомогательного творческого элемента при прогнозировании метод может успешно применяться на всех этапах, особенно в условиях неопределенности и при возникновении «тупиковых ситуаций, когда другими способами не удается получить удовлетворительный результат.

    Большое количество прогностических задач может решаться как непосредственно методом «мозгового штурма», так и применяя его в качестве вспомогательного.[7]

    2. Основные правила метода «мозгового штурма».

    Приведем основные правила метода «мозгового штурма»:

    1. Критика высказанных идей не допускается, допускается только положительное обсуждение выдвигаемых идей.

    2. Приветствуется оригинальность, необычность идеи, а также их большое количество, так как при этом увеличивается вероятность появления ценных идей.

    3. Ведущему дано право изменения тематической направленности вопроса и снятия его с обсуждения, а также решения вопроса о повторной сессии.

    4. Оценка предложений производится позднее, в аналитической группе.

    5. Ни одна идея не должна быть отброшена без детального анализа.

    6. Необходима комбинация различных идей, их усовершенствование.

    К достоинствам метода следует отнести его простоту, доступность для изучения и освоения, его привлекательность для специалистов – участников «мозгового штурма», благодаря возможности учета и максимального использования их возможностей, способностей и черт характера. Метод обладает высокой производительностью как по общему числу идей, так и по числу новых.

    Необходимо отметить и недостатки метода: отсутствия гарантий получения качественных и конкретных решений. Область применения метода и его разновидностей при решении задач прогнозирования чрезвычайно широка. Самостоятельно метод может применяться для решения широкого круга управленческих и аналитических задач.

    1.4. Методика подготовки и проведения метода «мозгового штурма»

    Подготовительный этап. Первоначально выбирается и описывается проблема, подлежащая рассмотрению. Данную процедуру проводит ведущий, который может привлекать ассистентов. Для простоты понимания проблемной задачи необходимо снять любую неопределенность методом анализа и синтеза проблемной задачи. Рекомендуется разбить задачу на три подзадачи по трем направлениям – экономическому, политическому и социальному. По каждому направлению подготовить от трех до пяти вопросов. Провести синтез поставленных вопросов и обобщить их, при этом степень обобщения должна доходить до двух – трех (в некоторых случаях до четырех - пяти) вопросов. Совокупность представленных вопросов должна отражать поставленную проблемную задачу, а предложенные «генераторами» идеи должны решать поставленную проблему. Ведущему необходимо составить план перехода от первого вопроса к последующим, причем данный план должен быть гибким, т.е. позволять пропускать или изменять порядок следования вопросов. Главная задача ведущего – «разогреть» группу и создать условия лавинообразного выдвижения идей, так как время генерации 15-20 мин. Ошибки, допущенные ведущим, могут привести к срыву сессии генерации идей даже к необходимости замены или группы, или ведущего. Поэтому ведущему рекомендуется подготовить от шести до десяти неординарных идей по данной проблеме и воспользоваться ими при проведении сессии генерации.

    Даже в группе «генераторов идей» и «аналитиков» проводиться инструктаж с доведением правил «мозгового штурма» и личных пожеланий ведущего.[8]

    Этап генерации идей. Ведущий доводит до группы «генераторов» проблемную задачу, которая подлежит решению, ставит первый вопрос. Выдвинутые идеи должны решать задачу частично или полностью. При снижении активности «генераторов» необходимо поставить вопрос, который дополняет ранее выдвинутый. Ведущий обязан подбадривать участников «мозгового штурма», стимулируя новые идеи на основе аналогий, ассоциаций и подсознательного развития ранее высказанных идей. Кроме того, ведущий корректно должен пресекать нарушение правил «мозгового штурма» - критика выдвинутых идей, обсуждение возможностей их реализации, нелестные высказывания в сторону отдельных участников и т. П.

    Если в группе присутствуют участники, владеющие методами активизации творческого потенциала, то следует ожидать хороших результатов и помощи ведущему с их стороны.

    Все выдвинутые идеи должны протоколироваться в том виде, в котором они были высказаны. Протокол может вести сам ведущий, но значительно лучше поручить его ведение одному из участников сессии генерации. Окончание этапа генерации поручается ведущему, после чего протокол сессии передается для анализа в группу «аналитиков».

    Этап анализа идей. Качество данного этапа зависит от следующих факторов: во-первых, квалификации и практических навыков участников; во-вторых, психологического климата в группе; в-третьих, принадлежности участника именно к категории «аналитик» (нежелательно, чтобы в данной группе оказался «генератор»). Выполнение правил «мозгового штурма» и учет приведенных выше факторов гарантирует высокое качество данного этапа. Ведущий на этапе анализа идей должен строго следить за тем, чтобы ни одна из выдвинутых идей не была отброшена без поиска в ней рационального зерна. Окончанием этого этапа считается отчет группы «аналитиков» и заключение о необходимости повторного проведения сессии генерации. Целесообразно на аналитическом этапе строить «морфологические матрицы» до третьего порядка включительно. Для этого требуется выделить критерии оценки идей и построить первую матрицу. [9]

    2. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В ООО «-»

    2.1. Краткая характеристика предприятия

    В 1998 г с целью создания фирмы, которая оказывала бы все возможные консалтинговые, информационные услуги было создано общество с ограниченной ответственностью «-».

    Цель создания ООО «-» – построение эффективной бизнес-структуры, сфокусированной на оказание услуг в области информационных технологий и консалтинговых услуг.

    Конкуренция на городском рынке информационных технологий не считается достаточно жесткой, однако за последнее время число фирм-разработчиков значительно увеличилось. Одновременно обозначилась тенденция улучшения качества производимого и распространяемого в городе программного обеспечения, связанная во многом с повышением требовательности пользователей к функциональности и современности исполнения приобретаемых продуктов. Данные явления оказывают значительное влияние на деятельность рассматриваемой организации. Поэтому в настоящее время перед руководством стоят задачи не только оптимальной организации труда, повышения квалификации технических специалистов, но и проведения дополнительных маркетинговых мероприятий по выявлению специфики спроса и привлечению дополнительных клиентов, поиска новых перспективных направлений деятельности.

    Общество является юридическим лицом по российскому праву: имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиков в суде. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенными Уставом Общества.

    Устав разработан в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 8 февраля 1998 года (в ред. от 21.03.02г.) N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

    ООО «-» имеет самостоятельный баланс. Прибыль за вычетом сумм по обязательным платежам и по взаимоотношениям с бюджетами распределяется директором в порядке, им установленном.

    ООО «-» имеет расчетный счет по основной деятельности, имеет круглую печать, эмблему со своим наименованием, другие штампы и печати, иные реквизиты.

    Предмет деятельности Общества является производственно-хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение общественных потребностей в информационном продукте; оказание консалтинговых услуг населению, выполнение иных работ и оказание услуг. Деятельность ООО «-» состоит из следующих направлений:

    - реализация услуг (сканирование, ксерокопирование, размножение, обработка информации и т.д.);

    - консалтинговые услуги (аудит, оптимизация бухгалтерского учета и налогообложения, диагностика финансового состояния предприятия и т.д.);

    - разработка СУБД и Web-сайтов;

    - разработка логотипов, визиток и фирменных бланков;

    - установка оборудования и различных систем для ПК;

    - научная деятельность.

    Консультации, оказываемые специалистами ООО «-», публикуемые материалы, помогают потенциальному заказчику в выборе стратегии использования оказываемых услуг в своей деятельности. Консультации проводятся в том или ином виде, письменно или устно, практически в каждой реализуемой услуге.

    За исключением перечисленных выше услуг, ООО «-» проводит ревизии товарно-материальных ценностей на предприятиях, консультирует по вопросам ведения бухгалтерского учёта и отчетности, оказывает предприятиям и частным лицам юридические услуги. Весь остальной спектр услуг консалтинговой фирмы, так или иначе, направлен на решение проблем, связанных с управлением деятельностью предприятия, будь то стратегическое планирование, управление бизнесом, персоналом, бизнес - процессами и их реорганизацией.

    В результате, фирма способна быстро идентифицировать и интер­претировать проблемы, стоящие перед заказчиком, затем создавать и помогать осуществлять стратегию, ведущую к успеху.

    В отличие от стратегий многих консультирующих фирм ООО «-» не сосредотачивается только на Интернет и его использовании. Одним из сегментов данного рынка являются студенты, которые обращаются в фирму за помощью в оказании графических материалов, поиске и подбору информации, сканирования учебных материалов, репетиторства и т.д.

    В наиболее полном варианте, информационно-консалтинговая деятельность ООО «-» имеет следующие этапы и включает следующие действия, представленыне в таблице 2.

    Выполнение услуг может не содержать всех действий (например, при создании статического сайта, где не требуется программирования), но общая схема остается неизменной. Все подразделения ООО «-» подчиняются директору, который обращается к отдельным специалистам как напрямую, так и опосредованно, через руководителей отделов.

    Таблица 1 - Этапы и действия информационно-консалтинговая деятельность ООО «-»

    Этап

    Действия, документы

    Начало работ

    Заключение договора

    План-график выполняемых услуг

    Планирование

    Технический проект

    Уточненный план-график

    План тестирования

    Реализация

    Разработка дизайн-макета

    Программирование

    Тестирование

    Передача заказчику

    Стабилизация

    Обработка пожеланий

    Реализация пожеланий

    Тестирование

    Подготовка документации

    Создание

    Доработка

    Сдача работ (услуг)

    Акт сдачи-приемки

    Отчет о выполненных услугах


    Схематичное изображение организационной структуры организации (напоминает матричную) приводится на рис. 2.


    Рис  2 - Организационная структура ООО «-»

    В табл. 1 подробно рассмотрена структура отдела собственных разработок, состоящего из ряда обособленных функциональных групп в таблице 2.

    Таким образом, на время создания и активного внедрения отдельных продуктов, в отделе создаются группы, включающие менеджера проекта, одного или нескольких программистов, а также представителей группы внедрения. При этом один специалист может быть одновременно включен в несколько подобных попроектных групп.

    Таблица 2 - Структура отдела собственных разработок

    Описание подразделений отдела собственных разработок

    Группа программистов

    Специалисты (программисты) выполняют непосредственные обязанности в качестве исполнителей и дизайнеров в отдельных проектах.

    Группа внедрения

    Специалисты подразделения (менеджеры) занимаются маркетингово-сбытовой деятельностью, послепродажным обслуживанием, техническим сопровождением собственных разработок отдела, организуют работу служб информационной и технической поддержки отдела, а также систематизируют взаимоотношения с клиентами.

    Группа менеджеров

    Данное подразделение выделено здесь формально. Фактически его члены объединяются с отдельными специалистами первых двух групп на время создания или внедрения отдельных проектов, выполняя координирующие и руководящие функции.


    Учетная политика ООО «-» разработана в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами Минфина РФ и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

    Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учётных регистрах и на их основе – составление отчётности. Бухгалтерия ООО «-» для сбора, регистрации и обобщения информации на предприятии использует программу «1С: Бухгалтерия», а также программы «Excel», «Word».

    2.2. Анализ стратегических установок в ООО «-»

    Процесс стратегического планирования установок предприятия является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации.

    Стратегические установки дают основу для принятия решения. Четкая и правильная постановка целей организации обеспечивает соответствующие способы и методы их достижения.

    В процессе функционирования ООО «-», наряду со стратегическими установками, тесно связаны цели предприятия и социальные, технические и организационные задачи. Структуризация целей может быть осуществлена по различным признакам. Структуризация целей ООО «-» представлена на рис 3.

    Рисунок    3 - Структуризация стратегических установок и целей ООО «-»

    Для достижения стратегических целей и установок необходимо решить стратегические задачи, установить сроки их выполнения и определить потребность в ресурсах.

    Выберем стратегию для ООО «-», исходя из матрицы возможностей по рынкам.






    Товары

    Существующие

    Рынки

    Существующие

    Новые

    Стратегия – «улучшай то, что ты уже делаешь»

    Стратегия развития рынка

    Новые

    Стратегия разработки новых товаров

    Стратегия диверсификации



    Таким образом, ООО «-» попадает под стратегию диверсификации, так как внедрение лизинговых операций можно считать новой услугой, и рынок, который придется осваивать и завоевывать предприятию – также новым.

    Конкурентами в данной виде деятельности являются 000 "Фирма "Тюменсквнешэкономсервис" ЮУ ТПП" (рук. Губанов Б.И.) и ООО «Лизинг-М».

    Но в этом случае перечисленные конкуренты не являются прямыми конкурентами, они - косвенные. Это объясняется тем, что 000 "Фирма "Тюменсквнешэкономсервис" ЮУ ТПП" хоть и оказывает информационную поддержку малым предприятиям на государственном уровне в форме лизинга, но оно не предлагает в лизинг компьютерное оборудование и программы.

    ООО «Лизинг-М» непосредственно осуществляет лизинговые операции, но клиентами у данной фирмы в основном являются крупные промышленные предприятия г. Тюмени, как ОАО «ТМК», ОАО «ТММЗ», ОАО «ТКЗ» и др. У ООО «Лизинг-М» с ОАО «ЕМК» долгосрочное сотрудничество и контракты на строительство и поставку импортного горного оборудования.

    Перечисленные выше предприятия, специализируются на предоставлении различных услуг в области лизинга и консалтинга, и имеют сильные позиции в различных отраслях. Между ними существует множество различий в корпоративной культуре, методах найма и работы, отраслевой специализации и т. п. Но, поскольку основой их работы является стратегия и операции, а большинство консультантов обладают подготовкой, которая позволяет им работать в практически любой сфере и на различных проектах, они были отнесены в одну группу.

    Важной составной является выбор ценовой стратегии предприятия.

    На правильный выбор и назначение цены на услуги ООО «-» влияют множество факторов, которые можно подразделить на две части: внутрен­няя, выражающаяся в конечном счете в издержках производства, и внеш­няя, к которой относятся: конкуренция, положение, занимаемое товаром на рынке, характер спроса, общехозяйственная конъюнктура, политика органов государственной и местной власти, другие факторы, перечисленные в таблице 3.

    Таблица 3 – Показатели цены и качества применительно к стратегии маркетинга (по Ф. Котлеру)

    Цена Качество

    Высокая

    Средняя

    Низкая

    Высокое

    Стратегия премиальных наценок

    Стратегия глубокого про­никновения на рынок

    Стратегия повышен­ной ценностной зна­чимое) и

    Среднее

    Стратегия завышенной цены

    Стратегия среднего уров­ня

    Стратегия доброкаче­ственности

    Низкое

    Стратегия ограбления

    Стратегия показного бле­ска

    Стратегия низкой ценностной значимо­сти


    Исходя из того, что ООО «-» собирается оказывать высококачественные услуги и по средней цене, то в этом случае ценовой стратегией будет являться – стратегия глубокого проникновения на рынок.

    Рассмотрим порядок формирования затрат ООО «-», исходя из особенностей их расходов при осуществлении лизинговых операций.

    По экономическому содержанию лизинг относится к прямым инвестициям, в ходе исполнения которых лизингополучатель обязан возместить ООО «-» инвестиционные затраты (издержки), осуществленные в материальной и денежной формах, и выплатить вознаграждение.

    Так как, ООО «-» с целью приобретения предмета лизинга привлекает кредитные средства, то все расходы лизингодателя, связанные с выполнением обязательств по кредитному договору, непосредственно связаны с приобретением предмета лизинга. Исходя из этого расходы, производимые ООО «-» как по выплате процентов по кредитному договору, так и непосредственно по погашению основной суммы долга по договору, являются затратами, связанными с приобретением предмета лизинга, и, следовательно, относятся к инвестиционным затратам.

    Необходимость изменения принципиальных подходов к формированию информации о затратах ООО «-» обусловлена также наличием таких расходов лизингодателя, которые не могут быть отнесены на счета учета затрат лизингодателя, а должны покрываться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. К таким расходам, в частности, могут быть отнесены расходы по оплате услуг по договору обучения специалистов лизингополучателя.

    Для определения стратегических установок в области конкурентной позиции, необходимо провести SPASE –анализ.

    Проникновение лизинговых услуг для малых предприятий г. Тюмени, должно обеспечиваться такими средствами, как личная продажа, реклама, продвижение услуги и организация общественного мнения, представленные в таблице 4.

    Таблица 4 - Элементы коммуникации маркетинга ООО «-»


    Отправитель

    Канал

    Получатель

    Задача

    Личная продажа

    Представитель ООО «-»

    Персональный

    Администрация малого предприятия

    Непосредственная продажа

    Реклама

    ООО «-»

    Средства массо­вой коммуника­ции (газеты, радио, ТВ), листовки, визитки, реклама в Интернете

    Малые предприятия, звено распределения, потребители

    Доносить аналогич­ные сбытовые сооб­щения. Воздейство­вать на мнения, вы­зывать интерес, при­водить к покупкам

    Продвижение товара на рынок

    ООО «-» или ее предста­витель

    Персональный, часто использу­ются посредни­ки

    Одно или несколько малых предприятий, звено распределения

    Оживлять спрос и личную продажу, ин­дивидуальные сбы­товые сообщения

    Информационно-престижная деятель­ность

    ООО «-». Отправитель часто неопознаваем

    Персональный. Средства массо­вой информации

    Заинтересованные группы

    Создавать благопри­ятные условия для других функций. От­носиться как к внут­ренним, так и к внешним заинтересо­ванным группам


    Далее необходимо определить стратегию позиционирования.

    Очевидно, что при выборе дальнейшей стратегии необходимо оперировать конкретными элементами программы, являющимися производными от целей данного этапа.

    Цели:

    1. Выведение лизинговых услуг ООО «-» на лидирующие     позиции в представлениях целевых потребителей  и  стимулирование их в приобретении в лизинг компьютерного оборудования и программного обеспечения;

    2.  Увеличение числа потребителей (малых предприятий);

    3.  Создание контингента постоянных клиентов;

    5.  Напоминание о существующем ассортиментном предложении услуг.

    Для достижения поставленных стратегических установок и целей следует использовать следующие методы:

    1.          «Возвышение объекта»;

    2.          «Создание благожелательного отношения»;

    3.          «Отстройка от конкурентов».

    При создании обращений важно определить те функции лизинговых услуг, которые следует подчеркнуть на данном этапе программы:

    -    гарантия положительного результата, основанная на научном подходе к сущности лизинговых услуг и информационных технологий;

    -    самый широкий ассортимент лизинговых услуг и программного обеспечения;

    -     лицензированное компьютерное обеспечение;

    -    обслуживание на самом высоком уровне.

    Кроме того, в качестве аргументов в рекламных обращениях необходимо использовать информацию о мотивации клиентов. Как показал опрос, акцент необходимо делать на рациональные мотивы, придавая фактическим сведениям информационную значимость и снижение трудоемкости учетных работ.

    Выбранные для ключевого обращения аргументы позволяют совместить сложившиеся стереотипы клиентов о целесообразности использования автоматизированных систем учета, анализа и планирования.

    Таким образом, будет произведена корректировка позиции ООО «-» в сознании целевой аудитории. Ошибочное сверхпозиционирование необходимо исправить с помощью стратегии позиционирования по преимуществу.

    Таким образом, после того, как определены стратегические цели и задачи ООО «-» по внедрению лизинговых услуг, необходимо определить стратегические действия, которые должно выполнять ООО «-». Они перечислены в таблице 5.

    Таблица 5 – Стратегические действия ООО «-»

    Стратегические действия предприятия

    Основные страте­гические установки

    Ниша – деятельность малых предприятий

    Расширение рынка с помощью внедрения лизинговых услуг

    Утверждение положения на рынке лизинговых услуг г. Тюмени

    Отстаивание своей доли прибыли

    Поддержание при­были, снижение издержек

    Затраты на марке­тинг

    Возрастающие

    Высокие

    Высокие, но уменьшаю­щиеся

    Сокращающиеся

    Низкие

    НИОКР

    Исследования и проек­тирование

    Доработка комплекса услуг

    Усовершенствование, модернизация

    Модернизация

    Поиск замены

    Распределение услуги

    Нет

    Неравномерное

    Интенсивное

    Интенсивное

    Селективное

    Установление цены

    Пробная

    Высокая

    Средняя

    Низкая

    Самая низкая

    Услуга

    Проектирование, опытные образцы

    Основной вариант

    Усовершенствованный

    Дифференцирован­ный

    Селективный

    Обобщая весь вышеизложенный материал, концептуальная идея программы стратегических установок приобретает следующие очертания: ООО «-» предлагает новейшие информационные технологии, которые дают гарантированно высокий результат при использовании автоматизированных баз данных.

    Таким образом, предпринимательство является сегодня активным участником экономических процессов, формирует новый, мобильный сектор, способный дать импульс экономике.

    46% руководителей оптимистично оценивают перспективы развития своего бизнеса, стратегическая цель видится им в обеспечении динамичного развития своего предприятия. Чуть меньше предприятий (44%) рассчитывает на стабилизацию своей деятельности и создание условий для дальнейшего роста. Тем не менее, 10% опрошенных в качестве основной цели указали обеспечение выживания компании (рис 4.).


    Рис. 4. Стратегические установки ООО «-»


    На выживание ориентированы все без исключения предприятия, деятельность которых близка к банкротству. Такой же стратегии придерживается треть предприятий, финансовое состояние которых является плохим. Чуть более половины предприятий с удовлетворительным и плохим финансовым состоянием надеются стабилизировать деятельность и создать условия для его развития бизнеса в будущем.

    2.3. Совершенствование стратегических установок в ООО «-»

    Как видно из приведенных выдержек, подход к форме и содержанию Миссии чрезвычайно разнообразен, а в ряде случаев напоминает рекламное обращение. Примерно такой базой знаний ООО «-» обладало перед первой попыткой формулирования Миссии Компании, которая была предпринята в декабре 2000г. Организационно эта попытка была оформлена в виде Методических Указаний, разработанных в соответствии с ISO 9001. Методическими Указаниями было определено, что первую редакцию Миссии готовит управление маркетинга, впоследствии Миссию рассматривают, и утверждает Правление. Все эти положения были выполнены и в феврале 2000г. появился документ под названием «Миссия ООО «-» на период до 2007 года». Основные недостатки заключались в нечеткости, двояком толковании некоторых положений. Причины недостатков заключались в том, что разработка Миссии осуществлялась в промежутке между решением текущих вопросов, а так же в попытке включить в этот документ все, что кажется  сегодня важным.

    В ноябре 2000 г. уточнение Миссии было построено по другому. Во- первых, ООО «-» в качестве базовой схему построения Миссии, по приведенной ниже структуре:

    • Философия и этика ведения бизнеса. Система ценностей.

    • Клиенты организации.

    • Предоставляемые услуги.

    • Области деятельности и рынки. География рынков.

    • Обязательства по стабильности существования и развитию в части клиентов, услуг, рынков и технологий.

    • Технологии. Отношение фирмы к внедрению передовых технологий.

    • Концепция управления. Преимущества в сравнении с конкурентами.

    • Заботы фирмы об общественном лице и регионе где ведется бизнес.

    • Обязательства перед работниками. Забота о них. Ценность работника для фирмы.

    Во - вторых, Приказом по Компании была назначена рабочая группа из состава руководящих работников Компании. Одной из задач группы была определена задача формулирования Миссии. В состав рабочей группы был введен координатор рабочей группы, который, имея определенную подготовку в области стратегического планирования и авторитет в Компании, выполнял методические и организующие функции. Рабочая группа предварительно обсудила на своих заседаниях все аспекты приведенной схемы документа и договорилась о содержательной стороне. Это выразилось в формальном ответе на поставленные в схеме вопросы. После конспективного изложения коллективного мнения документ занял более двух страниц печатного текста.

    Естественно, в такой редакции документ не мог удовлетворить требований, обычно предъявляемого к Миссии - краткость, лаконичность. Обычно консалтинговыми компаниями рекомендуется методами мозгового штурма доводить текст до «удобоваримого» состояния. В этом случае обеспечивается выбор лаконичных формулировок, а кроме того обеспечивается согласование точек зрения различных работников и выработка обобщенного взгляда на организацию. На собственном опыте ООО «-» убедился в том, что наибольшие трудности при разработке Миссии заключаются в различном видении работниками Компании её настоящего и будущего. В этом случае мозговой штурм превращается в излишнюю трату времени.

    Поэтому рекомендую отойти от рекомендуемых схем и приведение текста к лаконичному виду поручить координатору рабочей группы. Координатор рабочей группы должен обеспечить неформальное обсуждение подготовленного варианта с работниками Компании, имеющими склонность к аналитическому мышлению.

    Также основным недостатком миссии ООО «-» являлось то, что она носила краткосрочный характер, поэтому необходимо сформулировать миссия, ориентированную на долгосрочную перспективу.

    Рекомендуется следующий текст к утверждению:

    Философия Компании заключается в обеспечении соответствия собственных целей и долговременных интересов общества.

    ООО "-" необходимо реализовать идеологию “Общей судьбы”, что предполагает сочетание интересов работников, учредителей и клиентов. Для компании одинаково важна прибыль для учредителей и доходы работников, а так же взаимовыгодная совместная деятельность с поставщиками (имеется в виду владелец недвижимости) и полное удовлетворение потребностей клиентов.

    Концепция бизнеса, реализуемого Компанией, заключается в многопрофильном оказании услуг, обеспечивающих потребности широкого круга покупателей.

    Концепция управления ООО «-», обеспечивающая преимущество перед другими подобными агентствами, заключается в концентрации ресурсов.

    Данный текст отражает сегодняшнее видение Компании и может быть изменен. Во всяком случае, Миссия будет планово пересматриваться в ноябре 2006 года или ранее при наступлении каких- либо форс-мажорных обстоятельств.

    В заключении необходимо отметить, что разработка Миссии организации обеспечивает достижение нескольких целей:

    1) Стратегическая установка дает субъектам внешней среды представление об организации, её философии, сферах бизнеса, принципах и т.д. Другими словами является общественно- политической характеристикой (визитной карточкой) предприятия.

    2) Работа над формулированием стратегической установке и сам документ способствует единению внутри организации, созданию корпоративного духа. Миссия создает условия для более эффективного управления организацией, является отправной точкой для разработки стратегических планов, организационной структуры.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Метод «мозгового штурма» требует следующие виды обеспечения:

    5)   Организационное обеспечение, заключающееся в выборе ведущего, формировании групп генераторов идей и экспертов, организации их работы в соответствии с правилами и принципами метода;

    6)   Методологическое обеспечение, т.е. обучение специалистов принципам, правилам и содержанию этапов метода и практическому освоению всех необходимых процедур;

    7)   Психологическое и мотивационное обеспечение, включающее психологическую настройку и стимулирование творческой работы специалистов, привлекаемых в группы генераторов идей, и экспертов с учетом особенностей этих групп;

    8)   Информационное обеспечение, заключающееся в подготовке информационно-справочных и методических материалов для формулирования проблемы, постановки задач, а также анализа выдвинутых идей.

    Цель ООО «-» – построение эффективной бизнес-структуры, сфокусированной на оказание услуг в области информационных технологий и консалтинговых услуг.

    Проведенный стратегический анализ позволяет предложить ООО «-» следующие мероприятия:

    1) Продвижение и сбыт по направлению электронной коммерции и готовым сайтам.

    2) Изготовление и распространение электронных учебников и учебных фильмов, исходя из запросов потребителей.

    3) На основе стратегического исследования оценить целесообразность внедрения в ООО «-» лизинга компьютерной техники и программного обеспечения.

    На данный момент в ООО «-» первоочередной стратегической установкой является внедрение лизинговых операций. Для составления стратегического плана ООО «-» в работе был  выявлен спрос на лизинговые услуги на рынке г. Тюмени. Наиболее перспективным сегментом с точки зрения компаний, занимающихся дополнительным образованием в области финансового и инвестиционного анализа являются средние и небольшие производственные предприятия и компании сферы услуг. Большая часть фирм малого бизнеса, очевидно не имеет достаточного количества свободных средств для привлечения консультантов и оплаты повышения квалификации.

    Расчет целесообразности внедрения лизинговых операций показал, что при 117 лизинговых операций ООО «-» сработает безубыточно и уже в первый год получит дополнительной прибыли от внедрения лизинговых операций в размере 420 000 руб.

    Для разработки стратегии выхода на рынок лизинговых услуг были структурированы цели ООО «-».

    При разработке стратегий, были предложена стратегия дифференциации, стратегия глубокого проникновения на рынок лизинговых услуг, стратегия конкурентной позиции и стратегия позиционирования. В целом можно сказать, что ООО «-» имеет все возможности для внедрения лизинга оргтехники и программного обеспечениям.

    Таким образом, лизинговые операции ООО «-» станут дополнением к традиционным источникам средств для удовлетворения инвестиционных потребностей предприятия, особенно малых. Применение лизинга позволит активизировать инвестиционный процесс, улучшить финансовое состояние предприятия, повысить конкурентоспособность.

    В целом отметим, что данная активно развивающаяся отрасль является перспективной. Однако деятельность в ее рамках сопряжена с гибким приспособлением к изменению законодательства и технологий и соответствующим колебаниям спроса (как в количественном, так и в качественном измерении).

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, -Спб, 2005.

    2. Голубков Е.П. Какое принять решение? Москва «Экономика», 2000.

    3. Гроув С. Эндрю Высоко эффективный менеджмент. Москва, 2006.

    4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.: Фирма «Гардарика»,2006.

    5. Лебедев О.Т. Основы менеджмента. Санкт-Петербург Издательский дом «МиМ», 2007.

    6. Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. Москва, 2002.

    7. Макаров С.Ф. Менеджер за работой. Москва, 2009.

    8. Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: 2001.

    9. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.:«Акалис», 2006.

    10. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.:«Интел-Синтез», 2007.

    11. Шегда А.В. Основы менеджмента. Москва, 2008.

    12. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ., Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Банки и биржи, 2004.

    13. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. Москва:«Интел-синтез»,2007.

    14. Менеджмент организации. / Под редакцией З.П. Румянцевой. Москва, 2006.

    15. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Изд-во «Триада.Лтд»,2006

    16.Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб., 2009.





    [1] Голубков Е.П. Какое принять решение? Москва «Экономика», 2000.

    [2] Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. Москва, 2002.

    [3] Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, -Спб, 2006

    [4] Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. Москва, 2002.

    [5] Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. – М.:«Интел-Синтез», 2007

    [6] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. – М.: Фирма «Гардарика»,2006.

    [7] Рейльян Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: 2001.

    [8] Лебедев О.Т. Основы менеджмента. Санкт-Петербург Издательский дом «МиМ», 2007.

    [9] Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб., 2009.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Мозговой штурм, как метод групповой работы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.