Некоммерческий сектор,
призванный реализовывать социальные, культурные, благотворительные цели, играет
крайне важную роль в рыночной экономике. Резкое повышение значения
некоммерческой сферы для развития национальной экономики требует переоценки
всего традиционно сложившегося подхода к ее месту и роли в системе
хозяйствования. В условиях расширения и совершенствования рыночных отношений
экономические проблемы функционирования некоммерческих организаций приобретают
все большее теоретическое и практическое значение как в России, так и за рубежом.
На протяжении длительного
времени российская экономическая наука подразделяла национальное хозяйство на
производственную и непроизводственную сферы, исходя из процессов создания,
распределения и перераспределения национального дохода. К непроизводственной
сфере относили такие отрасли как «культура и искусство», «наука и научное обслуживание»,
«здравоохранение», «социальное обеспечение» и т.д. Термин «непроизводственный»
объяснялся тем, что данная сфера не только не возмещает использованные фонды,
но и не производит имеющую самостоятельное движение продукцию.
В настоящее время
использование понятий производственной и непроизводственной сферы утратило свою
актуальность, что вызвано, прежде всего, пересмотром ряда экономических
категорий.
Любую сферу экономики
можно считать «производительной», так как она занимается созданием различного
рода благ, материальных или нематериальных. Под производством нематериальных
благ чаще всего подразумевается процесс создания духовных, интеллектуальных,
культурных и иных ценностей, направленных на сохранение и расширение образовательного,
трудового потенциала общества, формирование условий всестороннего развития
личности, воздействие на общественное сознание.
Результаты
нематериального производства имеют различные формы проявления. Они могут
выступать в качестве индивидуальных (образование, лечение и др.) и
общественно-полезных эффектов (повышение культурного уровня и др.). В конечном
счете, производство нематериальных благ является одним из решающих факторов
роста производительности труда в материальном производстве. В соответствии с
этим в экономической литературе вместо понятий производственной и
непроизводственной сферы все чаще используются понятия коммерческого и
некоммерческого сектора, получившие широкое распространение после принятия
Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Согласно ГК РФ, к
коммерческому сектору относятся различного рода предприятия, основной целью
которых является получение прибыли. Некоммерческая сфера, наоборот, объединяет
организации, которые не рассматривают в качестве основной цели своей
деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между
участниками. Их работа направлена на достижение культурных, образовательных,
научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей. Разнообразные
цели деятельности некоммерческих организаций В.Э. Гордин объединяет в одну задачу
роста «социального капитала общества». Под «социальным капиталом» автор
подразумевает такую «систему общественных взаимоотношений, которая предполагает
разнообразные формы взаимопомощи и сотрудничества членов отдельных социальных
общностей».[1]
Итак, миссия
некоммерческих организаций отражает важнейшие социальные задачи того или иного
региона. Вместе с тем, формулировка миссии отнюдь не запрещает некоммерческим
организациям заниматься прибыльными направлениями работы, но статус таких
организаций требует использования полученной прибыли исключительно на цели
развития основной некоммерческой деятельности предприятия.
На данную особенность
указывают также Л.Н. Демидова, И.М. Шейман и Л.И. Якобсон, рассматривая ограничение
по распределению прибыли или имущества среди учредителей, доноров,
управленческого корпуса и персонала в качестве ключевого критерия
функционирования некоммерческих структур.[2]
В-третьих, в случае
ликвидации неприбыльной организации ее имущество не распределяется между
заинтересованными лицами (кредиторами, сотрудниками и др.), а направляется для
продолжения заявленной некоммерческой деятельности. Таким образом, имущество некоммерческой
организации служит общественно-полезным целям независимо от того, действует или
нет некоммерческая организация.
Итак, ограниченное
использование прав собственности некоммерческих организаций служит гарантией
выполнения социальных задач. Однако отсутствие возможности в полной мере
реализовать право собственности не позволяет им активно диверсифицировать свою
деятельность и менять ассортимент производимых благ, что делает неприбыльные
организации менее устойчивыми на рынке, по сравнению с
частнопредпринимательскими структурами. Ограничение на распределение доходов в
некоммерческих организациях приводит к снижению стимулов для эффективного функционирования
неприбыльных структур по сравнению с коммерческими предприятиями.
Заинтересованность сотрудников, управленцев, учредителей, попечителей в
развитии основной деятельности некоммерческой организации обеспечивается в
основном нематериальными выгодами, что не всегда приводит к ожидаемым
результатам.
Кроме того, специфика
хозяйственного механизма некоммерческих организаций требует применения особых
показателей для оценки эффективности их деятельности. В отличие от прибыльных
предприятий анализ эффективности работы некоммерческих организаций носит двойственный
характер. Помимо экономической оценки, большое значение придается анализу
социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей
деятельности некоммерческой организации.
Некоммерческие
организации занимают ведущее место во многих странах. Это обусловлено целями их
деятельности, направленными на решение важных социальных вопросов в обществе. В
России к некоммерческим, согласно ст. 50 части первой ГК РФ и ст. 2 Закона РФ
«О некоммерческих организациях», относятся государственные и негосударственные
организации.
Это учреждения,
ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие
партнерства, государственные корпорации и т.д.
Значительную часть
некоммерческих организаций в России составляют государственные некоммерческие
организации.[3]
Экономические вопросы
развития некоммерческого сектора приобретают в рыночных условиях большое
значение. Выполняемые некоммерческим сектором задачи делают его успешное
функционирование крайне необходимым для жизни общества. Развитие
некоммерческого сектора происходит под воздействием национальных особенностей.
Если в России некоммерческая сфера находится только в стадии становления, то за
рубежом она получила уже широкое распространение.
В последние годы четко
прослеживается тенденция роста влияния государства на деятельность неприбыльных
организаций. Правительство активно привлекает некоммерческие структуры к
реализации федеральных и муниципальных программ, предоставляя ответные формы
государственной поддержки, а также использует методы государственного
регулирования и контроля над работой неприбыльного сектора. Рост организаций,
сотрудничающих с правительством, также обостряет в экономике процессы
дифференциации между неприбыльными структурами, ориентированными на реализацию государственной
политики, и чисто государственными организациями.
Изучение опыта работы
некоммерческого сектора развитых стран является особенно актуальным для России,
где неприбыльный сектор находится только в стадии становления.
Первые шаги в области
институционализации организаций некоммерческого сектора в нашей стране относятся
к октябрю 1990 г., когда был принят закон СССР «Об общественных объединениях».
Данный закон, впервые в истории СССР, заменил существующий до того
разрешительный порядок формирования общественных организаций на
регистрационный, тем самым предоставив широкие возможности для развития
некоммерческих организаций. Однако данный закон носил предельно общий характер
и не определял основные формы деятельности общественных объединений, что привело
к возникновению большого числа неясностей в работе некоммерческого сектора.
Для решения назревших
проблем в 1995-1996 гг. был выпущен ряд законов, регулирующих деятельность
некоммерческих организаций. К блоку новых законов относятся федеральные законы
«О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях», новый закон «Об общественных объединениях».
Данные законы можно рассматривать как базовые, определяющие основные понятия для
различных направлений деятельности некоммерческого сектора. Принятие данных
законов привело к быстрому развитию неприбыльной сферы в стране.
По данным Госкомстата России
на 1 января 2008 г. число некоммерческих организаций в России достигло 484949,
из них общественных и религиозных организаций – свыше 144 тыс., потребительских
обществ и учреждений потребкооперации – более 74 тыс., фондов – свыше 17 тыс.20
Российский третий сектор активно занимается удовлетворением запросов населения.
В 2007 г. клиентами некоммерческих структур, по данным исследования Центра развития
демократии и прав человека, стали около 30 млн. человек, т.е. практически
каждый пятый гражданин России. Кроме того, некоммерческий сектор активно
способствует созданию новых рабочих мест в экономике.
Только в 2006 г. им было создано более 2 млн. рабочих мест, а также привлечено на добровольной основе свыше 3
млн. чел.22. По оценкам экспертов в российской неприбыльной сфере на 1 января 2006 г. было занято около 4% рабочей силы страны. Как следствие, третий сектор вносит достаточно
большой вклад в создание валового внутреннего продукта. Так, на долю
неприбыльной сферы в 2006 г. приходилось 2% ВВП.
Таким образом, для
некоммерческого сектора России характерны тенденции быстрого роста и
усиливающегося влияния на развитие национальной экономики.
Однако расширение
российской неприбыльной сферы происходит в условиях острого финансового
дефицита и низкого уровня развития материальной базы. Согласно проведенному
исследованию А.И. Суворова, 85% некоммерческих организаций не имеют в своем
бюджете расходов на развитие предприятия. Все получаемые доходы целиком идут
только на покрытие их текущих расходов. Следовательно, возможности развития российских
некоммерческих организаций существенно ограничены.[4]
Организационно-правовые
формы некоммерческих организаций в России крайне разнообразны. Их регулирование
осуществляется на основе двух законов РФ – Закона РФ «О некоммерческих
организациях» (1996 г.) и Закона РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.).
Некоммерческие
организации в России могут существовать в организационно-правовой форме
учреждения, фонда, автономной некоммерческой организации, некоммерческого
партнерства, ассоциации (союза), государственной корпорации, общественной
организации, общественного движения и др.
Учреждение. Значительную
часть некоммерческих организаций в некоммерческой сфере составляют учреждения.
Особенность учреждения состоит в том, что оно не является собственником своего
имущества и владеет им на праве оперативного управления. Собственником
имущества выступает учредитель (государство, профсоюзы и т.д.), который
контролирует сохранность переданного учреждению имущества. Учреждение не имеет
право совершать какие-либо операции с данным имуществом без согласования с собственником.
Учредитель в свою очередь обязан в полном или частичном объеме финансировать
деятельность учреждения (государственные учреждения финансируются из
соответствующих бюджетов). Кроме того, учредитель несет субсидиарную
ответственность по долгам учреждения (в случае неуплаты долгов, кредиторы имеют
право выставить счета учредителю учреждения). В России в форме учреждения
действуют большинство ВУЗов, организаций культуры, медицинских организаций.
Фонд. Фонд может
учреждаться физическими и юридическими лицами на основе добровольных
имущественных взносов для некоммерческих целей.
В отличие от учреждения,
которое владеет имуществом на правах оперативного управления и не несет полную
ответственность по своим долгам, фонд является собственником своего имущества и
полностью отвечает по своим обязательствам. Фонд имеет право активно заниматься
предпринимательской деятельностью и выступает в большинстве случаев как финансовый
институт (размещает средства на счетах банков, страховых компаний, в ценные
бумаги). Обязательным органом управления фонда является попечительский совет,
который осуществляет надзор за деятельностью фонда, расходованием финансовых
средств.
Фонд является очень
распространенной и разнообразной формой некоммерческих организаций. Из всего
многообразия фондов можно выделить четыре основные вида фондов (Приложение 2).
1) Частные фонды – фонды,
учрежденные за счет средств одного или нескольких частных лиц (Фонд Сороса,
Фонд Маккартуров, Фонд Рокфеллера, Фонд Г. Вишневской и др.).
2) Корпоративные фонды –
фонды, учрежденные одной или несколькими компаниями в некоммерческих целях (благотворительных,
культурных, образовательных).
Корпоративные фонды могут
учреждаться как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Фондами коммерческих
организаций являются Фонд IBM, Фонд Coca Cola, которые осуществляют поддержку
проектов в сфере культуры и образования. К фондам некоммерческих организаций
относятся, в частности, фонды при российских учреждениях культуры. Одним из
примеров таких фондов является Фонд Развития Большого Театра, созданный в 1991 г. как самостоятельное юридическое лицо для реализации культурных и реставрационных проектов
театра. Вслед за ним в 1994 г. Большой Драматический Театр им. Г.А.
Товстоногова в Санкт-Петербурге основал Фонд БДТ, целями которого стали создание
условий долгосрочной финансовой стабильности театра, обеспечение социальной
поддержки его сотрудников, оказание финансовой помощи в реализации творческих проектов
театра, модернизации сценических постановочных средств и в капитальном ремонте
здания. За счет средств фонда проводятся постановки новых спектаклей,
творческие вечера ведущих актеров, организуются гастроли и др. Другими
примерами являются Фонд Мариинского театра, Фонд Вахтангова и др.
3) Общественные фонды
(фонды местных сообществ – community foundations) – это фонды, образованные за
счет средств местных сообществ (города, региона) для поддержки благотворительной,
общественной деятельности на своей территории через выдачу грантов, а также
через консультирование и иную помощь. На сегодняшний день в России действует
пятнадцать общественных фондов3.
Первый общественный фонд
в России был создан в 1998 г. в г. Тольятти.
Основу его деятельности
составляют корпоративные и частные пожертвования, муниципальные и
государственные средства, гранты зарубежных организаций, составившие в 2008 г. в сумме 6,2 млн. руб. За время своей работы фонд организовал 21 конкурс и профинансировал 250
проектов на сумму 6,18 млн. руб. Фонд проводит постоянный мониторинг нужд и проблем
местных жителей на своей территории и учитывает их в своей деятельности.
Благополучателями фонда стали уже более 50 тыс. чел.
Правление Фонда
(грантовый комитет) и попечительский совет состоит равно из представителей
коммерческих и некоммерческих организаций, органов государственной власти. В
экспертный совет и деятельность Фонда вовлекаются также широкие слои населения.
На сегодняшний день Фонд
является лидером общественной жизни г. Тольятти, признаваемым местным бизнесом,
властью и некоммерческими организациями. Он стал первым общественным фондом,
который начал накопление собственного капитала и в настоящее время довел его до
довольно значительной суммы (3 млн. руб.). По оценкам руководства, Фонд выйдет
на полное самообеспечение в течение трех лет.
4) Государственные фонды
– это фонды, учрежденные государственными органами власти для решения
социальных проблем и задач. К государственным фондам относятся бюджетные и
внебюджетные фонды, такие как Фонд обязательного медицинского страхования,
Пенсионный фонд, Фонд занятости, дорожные фонды и др.
Российский Фонд Культуры
(РФК) (первоначальное название – Советский Фонд Культуры) был учрежден 12
ноября 1986 г. как общественное объединение под патронажем президента СССР.
Цель деятельности РФК –
финансовая, материальная и организационная поддержка инициатив граждан и
общественных объединений в области культуры и художественного образования,
развитие негосударственных организаций, действующих в указанных областях.
Стратегия деятельности
РФК – преобразование культурных ценностей в культурные инициативы, содействие
Государственной политике РФ в области культуры и формирование представлений о
ней, как об образе жизни, основе экономической и политической деятельности
государства.
Принципы работы РФК:
– Разделение деятельности
Фонда на культурную, направленную на реализацию программ, и финансовую,
нацеленную на увеличение активов Фонда;
– конкурсный отбор
проектов, обеспечение их квалифицированной и независимой экспертизой;
– самостоятельность в
определении финансовой политики и стратегии;
– открытость и гласность
в культурной и финансовой политике Фонда.
Источники финансирования
РФК:
1) Государственные.
Государство оказывает существенную финансовую, материальную и организационную
поддержку деятельности Фонда на основании Указа Президента РФ «О
государственной поддержке Российского Фонда Культуры» от 6 января 1996 г. РФК является одним из исполнителей федеральной целевой программы «Развитие и сохранение
культуры и искусства Российской Федерации».
2) Привлеченные. Наряду
со спонсорством, благотворительностью, большую роль в привлеченном финансировании
составляет организация и проведение РФК лотереи «Пари–Париж». РФК с 1990 г. является действительным членом Европейской ассоциации государственных лотерей (штаб-квартира
в Лозанне (Швейцария)).
3) Собственные. Доходы от
услуг туристического агентства «Престиж-Тур», учрежденного РФК. «Престиж-Тур»
ориентирован на организацию путешествий по историко-культурным маршрутам в
различных странах мира.[5]
Автономная некоммерческая
организация. Автономная некоммерческая организация создается так же, как и
фонд, физическими и юридическими лицами на основе добровольных имущественных
взносов.
Однако автономная
некоммерческая организация специализируется исключительно на предоставлении
платных услуг в области образования, культуры, науки и т.д. Автономная некоммерческая
организация может оказывать как некоммерческие, так и предпринимательские
услуги, которые на практике подчас сложно разграничить. Автономная
некоммерческая организация является очень популярной формой, так как она
позволяет получать высокие доходы от оказания услуг, при этом имея льготный налоговый
статус. В Санкт-Петербурге одной из известных автономных некоммерческих
организаций является АНО «Рыдник». Основным направлением ее деятельности
являются услуги по благоустройству территорий (улиц, дворов, подъездов и др.)[6]
Некоммерческое
партнерство. Некоммерческое партнерство создается физическими и юридическими
лицами для содействия входящим в него членам в деятельности, направленной на
достижение общественных благ. Финансовой базой некоммерческого партнерства
являются первоначальные взносы учредителей, регулярные членские взносы и доходы
от предпринимательской деятельности. В ответ на членские взносы члены получают
право на пользование услугами некоммерческого партнерства. Наиболее распространенным
примером некоммерческого партнерства является биржа (фондовая, валютная и др.).
В ответ на членские взносы со стороны физических и юридических лиц, биржа
предоставляет им места для осуществления сделок, возможности участия в торгах и
др.
Некоммерческое партнерство
«Торговая гильдия» учреждено в Новосибирске в 1998 г. для решения следующих задач:
–создание механизма
некоммерческого сотрудничества торговых предприятий на основе общности
интересов;
– развитие и укрепление цивилизованных
методов торговли;
– объединение усилий для
повышения значимости цивилизованной торговли;
– выявление проблем
торговых организаций и поиск путей их решения;
– формирование позитивной
корпоративной этики.
Основные направления
деятельности:
1) Юридические
консультации для членов партнерства.
2) Обучение,
переподготовка и подбор персонала, отвечающего современным требованиям
торгового бизнеса.
3) Помощь в продвижении
товаров и услуг участников партнерства.[7]
Ассоциация (союз).
Ассоциации (союзы) являются объединениями исключительно юридических лиц, как
коммерческих, так и некоммерческих.
Коммерческие организации
создают такие объединения для координации их предпринимательской деятельности,
а также представления и защиты общих имущественных интересов. Некоммерческие
организации могут учреждать ассоциации (союзы) также для защиты общих
имущественных интересов и различных некоммерческих целей. Имущество ассоциации
формируется за счет взносов учредителей и регулярных членских взносов.
Характерным признаком
ассоциаций (союзов), в отличие от других форм некоммерческих организаций,
является запрет на ведение предпринимательской деятельности. В противном случае
ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Большинство
ассоциаций образуются по отраслевому признаку. Например, ассоциации авиаперевозчиков,
ВУЗов, медицинских учреждений.
Ассоциация музейных
работников создана для достижения следующих целей:
– формирование
общественного сознания на основе культурно-исторических ценностей России;
– координация действий
членов Ассоциации для защиты интересов музейного дела и культурного достояния
России;
– участие в формировании
и реализации государственных, общественных, собственных и иных программ,
отвечающих интересам членов Ассоциации.
Основные задачи
Ассоциации:
1) Содействие и координация
выставочной, экскурсионной, образовательной деятельности.
2) Развитие
негосударственных форм поддержки музеев.
3) Организация взаимного
обмена информацией о деятельности музеев России.[8]
Государственная
корпорация. Государственная корпорация учреждается Российской Федерацией на
основе имущественного взноса для осуществления различных общественно-полезных
функций. В отличие от государственного учреждения, государственная корпорация
является собственником своего имущества и полностью отвечает по своим обязательствам
всем своим имуществом. Эта форма некоммерческих организаций является новой,
введенной в действие только в 1999 г., но уже получившей распространение. Одним
из примеров государственной корпорации является корпорация по управлению
накопительной частью пенсий населения. Уставной деятельностью данной
государственной корпорации является размещение пенсионных отчислений населения
в доходные ценные бумаги (в основном государственные) для получения стабильного
дохода.[9]
Общественная организация.
Общественная организация создается гражданами и общественными объединениями,
имеющими статус юридического лица, в добровольном порядке для защиты общих
интересов и достижения совместных целей. Общественная организация может регистрироваться
и приобретать права юридического лица, либо функционировать без государственной
регистрации и приобретения прав юридического лица. Деятельность общественной
организации основана на системе членства, которая предполагает документальное
оформление прав и обязанностей членов, регулярную уплату установленных членских
взносов и др. Источниками формирования имущества общественной организации являются
взносы учредителей, членские взносы, доходы от предпринимательской деятельности
(если общественная организация имеет права юридического лица).
В последние годы в России
большую популярность получили такие виды общественных организаций как клубы и
общества друзей различных некоммерческих организаций (учреждений культуры,
образования и др.). В сфере культуры к таковым относятся Клубы друзей
Государственного Эрмитажа, Русского музея, Московского художественного
академического театра (МХАТа) и др. В большинстве случаев общества друзей
существуют как внутренние подразделения отделов развития учреждений культуры.
В Клуб друзей Эрмитажа,
объединяющий такие крупные коммерческие компании, как Кока Кола, Самсунг
Электроникс, ИБМ, БалтОНЭКСИМ Банк, ИНГОССТРАХ и др., может вступить как
физическое, так и юридическое лицо. Для физических лиц существуют четыре
категории членства. Каждый человек, внесший 100, 200, 500 американских долларов
и выше, вправе считаться простым или привилегированным членом Клуба друзей
Эрмитажа. Для юридических лиц разработано большее число категорий членства,
которые значительно отличаются по суммам – от 2000 до 100000 американских
долларов. и выше. Предприятия и организации могут стать простыми и почетными
корпоративными членами, рядовыми и официальными спонсорами или покровителями Эрмитажа.
Все взносы в Клуб Друзей носят целевой характер. Другими словами, сам вкладчик
определяет направления расходования средств, например, на реставрацию музейных
помещений, экспонатов, образовательные программы и т.д. Со своей стороны, музей
предоставляет своим членам ряд привилегий. Так, все юридические лица получают
Почетный Диплом “Коллективного Члена Клуба Друзей Эрмитажа”, а для руководителей
компании выдаются персональные карточки, дающие право на бесплатное посещение
музея и участие в клубных мероприятий. Кроме того, названия организаций,
внесших значительные благотворительные средства, включаются в список “Спонсоры
и благотворители Государственного Эрмитажа” в годовом отчете, выставочных
каталогах музея и средствах массовой информации, а также заносятся на Доску
Почетных Спонсоров Эрмитажа. Официальным спонсорам и покровителям музея предоставляется
приоритетное право на проведение корпоративных мероприятий в стенах Эрмитажа и
участие руководителей компаний в Совете Клуба Друзей. Для индивидуальных членов
привилегии ограничиваются получением персональной карточки и регулярной
информации об открытиях выставок, проведении концертов и клубных мероприятий.[10]
Общественное движение.
Общественное движение – это форма общественного объединения, основанная на
системе участия. В отличие от общественной организации, общественное движение
носит массовый характер и не имеет системы членства. Система участия позволяет
заинтересованным лицам оказывать содействие общественному движению в различных
формах (денежной, материальной, трудовой и др.) без обязательного
документального оформления. Общественное движение так же, как и общественная
организация может существовать без государственное регистрации. В качестве
примера общественного движения можно привести Общественное Движение «Здоровый
город, здоровье москвичей». Целью Движения является создание новой организационной
модели, позволяющей превратить Москву в город, который активно формирует и
постоянно улучшает физическую и социальную среду, организует свои ресурсы таким
образом, чтобы жители могли помогать друг другу в улучшении жизни и
максимальном раскрытии своих возможностей.
Общественное
Благотворительное Движение «Золотой Пеликан» возникло в Санкт-Петербурге в 1994 г. Основной целью работы является содействие осуществлению инициатив предприятий, организаций,
учреждений и отдельных граждан, направленных на развитие социально-культурных
программ для инвалидов и малоимущих семей.
Главные задачи
деятельности:
1) Осуществление
совместно с государственными и общественными организациями экспертизы и
конкурсного отбора программ, проектов и мероприятий, направленных на решение
проблем инвалидов и малоимущих семей.
2) Привлечение
дополнительных, внебюджетных источников финансирования программ, проектов и
мероприятий, прошедших конкурсный отбор.
3) Создание системы
финансирования социально-культурных программ для инвалидов и малоимущих семей.
4) Формирование
положительного общественного мнения к идее Благотворительности и Милосердия
среди различных слоев населения.
5) Координация
деятельности предпринимателей в области благотворительности.
Благотворительные
программы Благотворительного Движения:
1) «Лицей» – обеспечение
условий для получения инвалидами высшего образования, их социальной
реабилитации и использования их творческого потенциала в интересах общества.
2) «Фортуна» –
профилактическое лечение и реабилитация детей- инвалидов от 3 до 11 лет.
3) «Пилигрим» –
привлечение внимания общественности к проблемам инвалидов-автолюбителей,
проведение соревнований и оказание помощи инвалидам-автолюбителям в решении их
повседневных проблем.
4) «Мастерство» –
развитие творческих способностей детей с ограниченными физическими
возможностями, детей-сирот, профориентация, оказание помощи в трудоустройстве
выпускникам детских домов, создание новых рабочих мест для инвалидов и
малоимущих семей.
5) «Перспектива» –
социальная реабилитация инвалидов, не имеющих возможности передвигаться, посредством
общения через компьютерные сети, доступа к источникам информации. Создание
условий для молодежи с наиболее тяжелыми формами инвалидности, но с сохраненным
интеллектом, получить образование или специальность.
6) «Волшебная колесница»
– проведение благотворительных концертов артистов театра, кино и эстрады, а
также выставок, фестивалей, теле и радио марафонов. Создание театра «Золотой
Пеликан».
7) «Добрыня» – оказание
гуманитарной, технической, финансовой помощи общественным организациям и
физическим лицам.
8) «Зеленый мир детства»
– экологическое воспитание детей, создание зеленых зон вокруг детских домов,
спецшкол, интернатов.[11]
1.2. Общие особенности экономики и
менеджмента некоммерческих организаций
Некоммерческие
организации в силу специфических уставных целей своей деятельности выделяются
рядом особенностей экономики и менеджмента.
Среди теоретических
концепций, посвященных особенностям экономики и менеджмента некоммерческих
организаций, можно выделить теории «производства общественных благ», «невыполненного
контракта», «контроля стейкхолдеров».[12]
Согласно теории
«производства общественных благ», специфика экономики и менеджмента некоммерческих
организаций следует из самих причин появления некоммерческих организаций – они
возникают вследствие неэффективности коммерческих структур в производстве
общественных благ.
Общей отличительной
особенностью общественных благ, по сравнению с частными благами, является
наличие двух свойств – неконкурентности и неисключаемости, т.е. отсутствие
соперничества в потреблении и невозможность воспрепятствовать к потреблению
данного блага. Если получение выгод от потребления частных благ, к которым
относится большинство товаров и услуг, одним покупателем делает невозможным получение
таких же выгод другим покупателем, то использование
Стейкхолдеры –
заинтересованные группы, оказывающие влияние на деятельность организации (потребители,
спонсоры, благотворители, местные сообщества и др.)
В данных зарубежных
концепциях к некоммерческим относятся негосударственные организации. Несмотря на
различия трактовок понятия некоммерческих организаций в России и за рубежом,
иностранный опыт управления некоммерческими организациями культуры приобретает
большое значение в период становления рыночной экономики в России как для
негосударственных, так и государственных некоммерческих организаций культуры общественного
блага одним потребителем содержит в себе возможность получения от подобного
блага таких же выгод всеми другими потребителями.
Это ограничивает
возможности введения рыночной платы за пользование общественными благами.
Производство общественных
благ сопровождается внешними эффектами, которые заключаются в появлении
издержек или выгод, не учтенных в ценах и выпадающих на долю третьих лиц.
Некоммерческая сфера предоставляет населению различные общественные блага,
потребление которых приводит к таким положительным макроэкономическим
результатам, как повышение культурного, интеллектуального, нравственного
потенциала общества; рост уровня производительности в отраслях экономики и т.д.
В некоммерческой сфере к
общественным благам можно отнести всемирные научные достижения, культурное
наследие человечества и др. Так, мировое культурное наследие обладает
свойствами неконкурентности и неисключаемости. Обращение дополнительного
человека к культурному наследию не влияет на потребление остальных людей, а
также не может быть ограничено. Уникальная книга, картина или музыкальное
произведение остаются достоянием всех членов общества и последующих поколений,
и потому возможно их совместное и неоднократное использование.
В отношении общественных
благ потребители часто обладают неодинаковой информацией – «покупатели, в силу
различных предпочтений и уровней дохода, придают информации различное значение,
а также видят разную эффективность потребления общественных благ». В
результате, производители испытывают сложности в получении достоверной
информации о спросе на общественные блага. В условиях неопределенности
коммерческое производство общественных благ затруднено и приводит к снижению
или отсутствию предложения со стороны предпринимателей. Таким образом,
отрицательные последствия информационной асимметрии препятствуют ведению
предпринимательства в этой сфере.[13]
Социальный маркетинг.
Необходимым условием выпуска общественных благ является использование
социального (некоммерческого) маркетинга (вида маркетинга, направленного на формирование
общественных ценностей). Применение некоммерческого маркетинга дает возможность
производителям стимулировать потребление общественных благ у различных групп
населения.
Так, для некоммерческих
организаций культуры как разновидности некоммерческих организаций вполне
справедливы положения данной теории.
В силу наличия
информационной асимметрии на рынке культурных услуг некоммерческие организации
культуры активно используют социальный маркетинг. Значение последнего особенно
важно для сферы культуры, где «категория информации приобретает более широкий контекст,
включающий не только данные о товарах и услугах, но и возможность приобщить к
искусству, развить вкус к нему, благодаря чему спрос на продукцию сферы
культуры быстро возрастает»27. Социальный маркетинг в сфере культуры, таким
образом, нацелен не только на стимулирование потребления, но и на подготовку
самого потребителя.
Фандрейзинг. Доступ к
общественным благам всех групп населения, независимо от уровня доходов, не
позволяет в большинстве случаев производителям устанавливать на общественные
блага такие цены, которые обеспечивали бы прибыль. В результате доходы от
выпуска общественных благ могут не покрывать всех расходов, связанных с их
производством. В таких условиях крайне важным становится применение
фандрейзинга, направления менеджмента по привлечению и аккумулированию внешних источников
финансирования, таких как благотворительные и спонсорские взносы, гранты,
государственные субсидии и т.д.
Поскольку большинство
услуг некоммерческих организаций относится к общественным благам, такие
организации не могут находиться на самофинансировании и требуют применения
фандрейзинга.[14]
Добровольчество.
Ограниченность ресурсов производителей общественных благ определяет специфику
трудовых отношений в этой области. Большое значение приобретает
добровольчество, система трудовых отношений, построенная на механизме
нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и
иные общественно-полезные цели. Важную роль добровольчество играет в
некоммерческой сфере.
В некоммерческих
организациях труд волонтеров обычно сводится к работе с посетителями, помощи в
проведении мероприятий, сбору внешней информации и т.д.[15]
В ряде случаев социальный
маркетинг, фандрейзинг и добровольчество могут быть использованы
производителями в ущерб потребителям из-за отрицательных последствий
информационной асимметрии.
Согласно данной теории, в
ряде случаев рыночный механизм не обеспечивает эффективного контроля за
деятельностью производителей, в связи с чем последние могут намеренно завышать
цену при низком качестве продукции, что приводит к ухудшению благосостояния
клиента. Таким образом, со стороны производителя может иметь место нарушение
обычных контрактных обязательств, что называется «невыполненным контрактом».
Потребители являются
более защищенными, если они работают с некоммерческими организациями.
Некоммерческие структуры законодательно ограничены в возможностях внутреннего
распределения доходов между работниками и должны направлять полученные средства
на развитие основной деятельности организации, что контролируется со стороны общества.
Преимуществом некоммерческих производителей является то, что рыночный контроль
в них подкрепляется дополнительной защитой потребителя другим, более сильным
«контрактом» – официальным обязательством организации перед обществом
направлять все свои доходы на развитие некоммерческой деятельности.
Это обязательство
реализуется на практике с помощью законодательного ограничения на распределение
доходов некоммерческих организаций среди учредителей, управленческого корпуса и
персонала. Согласно Гражданскому Кодексу РФ и закону РФ «О некоммерческих
организациях», доходы некоммерческих организаций должны направляться на
развитие их основной уставной деятельности. В случае использования доходов на
иные цели, они подлежат обложению налогом на прибыль, как и для коммерческих предприятий.
Кроме того, в такой ситуации некоммерческая организация рискует потерять свой
юридический статус и может быть преобразована в коммерческую организацию.
К примеру, в сфере
культуры и в сфере образования некоммерческие организации ограничены в
возможностях использования доходов на цели, отличные от целей развития
организации. Кроме того, в российской сфере культуры и сфере образования
законодательное ограничение на распределение прибыли дополняется в большинстве
случаев контролем со стороны государства. Отечественные некоммерческие
организации культуры и образования действуют чаще всего в
организационно-правовой форме государственного учреждения. Культурные и
образовательные учреждения владеют имуществом на праве оперативного управления
и финансируются полностью или частично из государственного бюджета. В силу
того, что имущество государственных учреждений является собственностью государства,
все доходы от этой собственности рассматриваются как доходы государственного
бюджета, и распределение учреждениями полученных доходов должно согласовываться
с органами государственной власти.
В результате, культурные
и образовательные учреждения предпочитают юридически разграничивать
некоммерческую и предпринимательскую деятельность. Подобное разделение
деятельности достигается двумя способами.
Первый, для ведения
предпринимательской деятельности при учреждении создается отдельное
предприятие, контрольный пакет акций которого принадлежит учреждению.
Второй, учреждение
предоставляет свои площади, торговые марки и другие права компаниям,
занимающимся коммерческой деятельностью, а те, в свою очередь, отчисляют от
полученной прибыли определенный процент.
В качестве примера
разделения коммерческой и некоммерческой деятельности в учреждении культуры
можно привести опыт Государственного Эрмитажа. В 1990-е гг. на территории музея
было создано коммерческое предприятие «ЭСП», объединяющее сувенирные и книжные
магазины, кафе и буфет для сотрудников. По договору с Эрмитажем стал работать
банк “Петровский”, наделенный правом проводить валютно-обменные операции на территории
музея и обязанный перечислять на счет Эрмитажа 50% прибыли, полученной от этой
деятельности. Кроме того, музей приобрел контрольный пакет акций транспортной
компании “Хэпри”, осуществляющей монтаж, упаковку и транспортировку материалов,
в том числе и музейных экспонатов.[16]
На общественный контроль,
или «контроль стейкхолдеров», как главную особенность экономики и менеджмента
некоммерческих организаций, указывают многие специалисты.
Данный контроль, по их
мнению, содействует доверию организации, определяет социальную значимость ее
работы и необходимость ее финансирования. Социальная значимость, или социальный
эффект, отражает результаты деятельности некоммерческой организации, не
связанные с получением материальных выгод, а направленные на рост
благосостояния общества.
Менеджмент некоммерческих
организаций культуры также опирается на контроль со стороны стейкхолдеров. В
качестве стейкхолдеров могут выступать благотворители, фонды, профсоюзы и т.д.
В большинстве случаев контрольные функции стейкхолдеров реализуются через
попечительские советы в некоммерческих организациях культуры.
Среди функций
попечительского совета в учреждении культуры наиболее важными являются
управленческие, финансовые и контрольные.
Управленческие функции
включают определение стратегии развития организации культуры, планирование
основных направлений деятельности, анализ результатов работы. Финансовые функции
предполагают финансовое планирование, а также непосредственное привлечение
различных источников финансирования от населения, коммерческого сектора и
государства.
Контрольные функции
заключаются в осуществлении надзора за использованием основных фондов,
движением финансовых средств и т.д.
В состав попечительского
совета чаще всего входят представители коммерческого сектора, органов
государственной власти и др., которые проявляют интерес к развитию деятельности
того или иного учреждения культуры.
Как правило,
попечительский совет формируется из тех лиц, которые оказали поддержку
деятельности организации культуры либо в момент ее создания, либо в процессе ее
работы. Однако состав попечительского совета может меняться в силу объективных
причин, а также решений большинства членов попечительского совета.
Попечители, в отличие от
персонала учреждения культуры, выполняют свои функции на добровольной и
безвозмездной основе. Таким образом, отсутствие прямой заинтересованности в
экономических результатах деятельности учреждения культуры сводит интересы
данных лиц не к максимизации прибыли учреждения, а к успешному выполнению им
своей миссии.
В качестве мотивов
обращения к попечительству можно рассматривать поднятие своего престижа в
обществе, завоевание прочной репутации на рынке и доверия со стороны
потребителей, доступ к закрытым источникам информации, услугам организаций
культуры и др.
В качестве первого шага к
созданию законодательных документов о попечительстве некоммерческих организаций
можно рассматривать Указ президента «О дополнительных мерах по поддержке
общеобразовательных учреждений в РФ» 1998 г. Новый Указ объявил о необходимости создания при школах попечительских советов с целью привлечения внебюджетных
средств. Принятие подобного документа в отношении учреждений культуры могло бы не
только способствовать привлечению дополнительных источников финансирования, но
и развить саму идею попечительства в отечественной сфере культуры.
Обобщая теоретические
концепции зарубежных ученых, можно выделить общие особенности деятельности и
управления некоммерческих организаций культуры. Это применение социального
маркетинга, фандрейзинга, добровольчества и наличие контроля со стороны
стейкхолдеров.[17]
Специфика хозяйственного
механизма некоммерческих организаций культуры требует применения особых
показателей для оценки эффективности их деятельности. В отличие от коммерческих
предприятий анализ эффективности работы некоммерческих организаций носит
двойственный характер. Помимо экономической оценки, большое значение придается анализу
социальных результатов, которые отражают степень достижения основных целей
деятельности некоммерческой организации.
К показателям социальной
эффективности можно отнести социальный индекс Вайсброда, коэффициент социальной
рентабельности.
Социальный индекс
(дословно индекс общественности) PI (publicness index) был введен американским
ученым Вайсбродом для определения уровня производства социальных эффектов в
некоммерческих организациях.
Согласно Вайсброду,
индекс отражает «взаимосвязь между видами финансовых поступлений предприятия и
характером предоставляемых им услуг или производимой продукции».
Иными словами, социальный
индекс рассчитывается как отношение финансовых поступлений от создания
общественных благ к доходам от выпуска частных благ. Доходы от создания
общественных благ в некоммерческие организации выступают в форме
благотворительных вкладов, грантов, государственных дотаций и т.п. К выпуску
частных благ относится реализация товаров, услуг и работ; а также членские и
спонсорские взносы. Членские и спонсорские взносы являются своеобразной формой реализации
товаров, услуг, работ в некоммерческие организации. В ответ на спонсорский
вклад организация культуры предлагает рекламу, PR-мероприятия и др., тогда как
в обмен на членские взносы – набор своих товаров и услуг.
В качестве единиц
измерения индекса выступают его абсолютные значения. Социальный индекс
принимает значения от 0 до бесконечности.
Индекс равен нулю в
коммерческих организациях культуры, которые полностью существуют за счет
выпуска частных благ, т.е. взносов своих членов или средств от реализации
потребительских товаров и услуг.
Бесконечно большие
значения социального индекса характерны для некоммерческих организаций
культуры, занимающихся исключительно созданием чистых общественных благ, т.е.
вся деятельность которых направлена на достижение социальных эффектов. В связи
с этим данные структуры финансируются только за счет благотворительных вкладов,
пожертвований, грантов и субсидий.
Социальный индекс можно
использовать для оценки уровня самофинансирования организаций культуры. Если
индекс равен нулю, то организация культуры находится на полном
самофинансировании. Чем больше значение социального индекса, тем ниже уровень самофинансирования
некоммерческие организации.
Социальный индекс
Вайсброда был рассчитан для музеев Москвы и Санкт-Петербурга по данным 2008 г.
Расчеты показали, что
среди исследуемых музеев самым высоким уровнем самофинансирования обладает
Государственный Эрмитаж с самым низким значением социального индекса (PI =
2,2). В Эрмитаже в 2008 г. 69% всех поступлений составили благотворительные
взносы, пожертвования, гранты фондов и бюджетные средства, а 31% – входная плата
в музей, экскурсионное и лекционное обслуживание, доходы от выездных выставок и
коммерческой деятельности68. Таким образом, 69% бюджета образовали финансовые
поступления от производства общественных благ, а 31% – доходы от выпуска
частных благ. Социальный индекс Эрмитажа в этом случае равен 2,2.
Самое большое значение
социального индекса (PI=19) среди исследуемых музеев принадлежит Русскому
Музею, 95% поступлений которого в 2008 г. составили бюджетное финансирование, благотворительные взносы и гранты. В данном случае финансовые поступления от
производства общественных благ достигли 95% бюджета, тогда как доходы от
выпуска частных благ – только 5%. Социальный индекс Русского Музея в 8,6 раз
выше индекса Эрмитажа, что свидетельствует о низком уровне самофинансирования
Русского Музея, по сравнению с Эрмитажем.
Другим показателем
социальной эффективности является коэффициент социальной рентабельности SR. Он
рассчитывается по аналогии с показателем экономической рентабельности как
отношение денежной оценки социального эффекта к затратам на производство
данного социального эффекта.
В качестве примера
рассмотрим выборочную вакцинацию населения в одном из регионов. В данном случае
социальный эффект будет проявляться в снижении уровня заболеваний населения
региона, при этом выгоды получат те лица, которые не прошли вакцинацию, но
остались здоровыми из-за сокращения масштабов распространения вируса. Таким
образом, денежная оценка социального эффекта будет измеряться разницей
стоимости затраченных медицинских услуг региона, где не проводилась вакцинация,
и региона, где вакцинация имела место, при условии, что регионы равноценны по
своим характеристикам. Затраты на производство социального эффекта измеряются
расходами на проведение вакцинации в регионе.
Однако, в отличие от
показателя экономической рентабельности, коэффициент социальной рентабельности
не всегда поддается исчислению.
Измерение денежной оценки
социального эффекта и затрат, связанных с его производством, в большинстве
случаев является крайне сложной задачей.[18]
Проявление социального
эффекта от потребления культурных, образовательных и других некоммерческих
услуг растянуто во времени и находит свое отражение в различных отраслях
экономики. Повышение образовательного, культурного уровня приводит к росту
потребления в социально-культурной сфере, повышению производительности труда в
сфере материального производства и т.д. Показатель социальной рентабельности
наиболее применим для программ социально-экономического развития региона
страны, разработанных государственными и негосударственными
научно-исследовательскими институтами. Их результативность может быть оценена
отношением изменения душевых (семейных) денежных доходов населения региона
после ее внедрения к затратам на ее разработку и реализацию. Однако показатель
социальной рентабельности может активно использоваться и в сфере
здравоохранения, где процессы и результаты оказания медицинских услуг поддаются
количественной оценке.
На практике показатель
социальной рентабельности находит свое применение при оценке проектов, имеющих
социальную значимость. Так, благотворительные фонды при проведении экспертизы
отбираемых проектов часто используют данный показатель.[19]
В силу того, что основной
целью деятельности некоммерческой организации является не извлечение прибыли, а
реализация общественно-полезных функций, оценка инвестиционных проектов
некоммерческой организации носит ярко выраженную специфику.
Процедура оценки
инвестиционных проектов некоммерческой организации имеет две составляющие:
экономическую и социальную.
Экономическая
составляющая основывается на анализе финансовых выгод от реализации проекта, а
социальная составляющая – на оценке социальных результатов от выполнения
проекта.
Анализ экономических
результатов инвестиционных проектов некоммерческой организации базируется на
тех же показателях, что и для коммерческих предприятий. Это коэффициенты
простой нормы прибыли, чистой приведенной стоимости, индекс доходности, период
окупаемости вложенных средств, показатель внутренней нормы прибыли.
К показателям оценки
социальных результатов инвестиционных проектов относятся коэффициент социальной
рентабельности, показатель чистой приведенной социальной стоимости, индекс
социальной доходности, коэффициент внутренней нормы социальной доходности.
При оценке инвестиционных
проектов некоммерческой организации наиболее привлекательными являются проекты
с наибольшими значениями социальной рентабельности. Однако в большинстве
случаев проекты с высокими значениями социальной рентабельности являются
экономически убыточными проектами. При этом важно, чтобы социальная
рентабельность проекта компенсировала финансовую нерентабельность проекта, т.е.
сумма экономической и социальной рентабельности была выше нуля. Для подобной оценки
целесообразно использовать показатель общей рентабельности проекта TR (или
общей нормы доходности).
Показатель общей
рентабельности есть сумма экономической и социальной рентабельности, т.е.
чистая прибыль от реализации проекта суммируется с денежной оценкой социального
эффекта от проекта и относится к затратам, связанным с его выполнением.
Таким образом, в целях
финансовой стабильности некоммерческая организация должна принимать к
реализации проекты с показателем общей рентабельности выше нуля. Тем не менее,
возможны ситуации, когда некоммерческая организация реализует проекты с
отрицательной или нулевой общей рентабельностью, т.е. когда финансовые убытки
от проекта перекрывают социальные выгоды. В этом случае финансовая стабильность
некоммерческой организации должна обеспечиваться за счет государства, благотворительных
организаций и т.д.
Коэффициенты
рентабельности являются достаточно наглядными показателями и удобными для
анализа проектов некоммерческих организаций. Однако они не учитывают временной
стоимости поступлений от проекта, что имеет большое значение, если доходы от
проекта сильно растянуты во времени. В этом случае важную роль играет
показатель чистой приведенной социальной стоимости NPSV (Net Present Social
Value).
Определение социальной
ценности проекта по годам сталкивается с теми же проблемами, что и измерение
социального эффекта. В связи с этим на практике пользуются упрощенным методом.
Так, в случае оказания медицинских, образовательных услуг на бесплатной или
льготной основе социальная ценность измеряется полной ценой оказываемых услуг
или разницей между полной и льготной ценой.
Ставка дисконта, с точки
зрения некоммерческой организации, отражает альтернативные направления вложения
средств и принимается на уровне доходной ставки по краткосрочным казначейским
обязательствам как наименее рисковым ценным бумагам. С точки зрения
благотворителей, коэффициент дисконтирования отражает альтернативную доходность
благотворительных взносов. Благотворители имеют возможность вложения средств в
портфель ценных бумаг, а затем использования доходов для прямого приобретения
некоммерческих услуг. Таким образом, с точки зрения благотворителей ставка
дисконтирования равна доходности от вложений в акции коммерческой фирмы,
предоставляющей подобные услуги.
При анализе
инвестиционных проектов некоммерческой организации нельзя однозначно требовать
положительных значений коэффициента чистой приведенной стоимости, так как сумма
затрат, связанных с реализацией проекта, может превышать приведенную социальную
стоимость проекта. В этом случае необходимо проанализировать также финансовые
поступления от проекта, т.е. рассчитать показатель чистой приведенной денежной стоимости
проекта.
Таким образом, для общей
оценки инвестиционных проектов некоммерческой организации можно использовать
коэффициент общей чистой приведенной стоимости TNPV (Total Net Present Value).
TNPV = NPV + NPSV[20]
Автономная
некоммерческая организация «Центр по юридической защите прав граждан
и туристских организаций — «ТУРЗАЩИТА» учреждена и осуществляет
свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской
Федерации “О некоммерческих организациях” № 7-ФЗ от
12 января 1996 года, другими правовыми актами, регламентирующими
деятельность некоммерческих организаций и Уставом.
АНО «Центр
по юридической защите прав граждан и туристских организаций —
«ТУРЗАЩИТА», является по своей организационно-правовой форме автономной
некоммерческой организацией.
Полное
наименование организации
—
на русском языке — Автономная некоммерческая организация «Центр
по юридической защите прав граждан и туристских организаций —
«ТУРЗАЩИТА»,
— на английском языке — The
independent noncommercial organization on legal
protection
of citizens and the tourist organizations «Protection of tourism».
— Сокращенное
наименование организации
—
на русском языке — Центр «ТУРЗАЩИТА»,
—
на английском языке — «TOURISM PROTECTION».
Автономная
некоммерческая организация «Центр по юридической защите прав граждан
и туристских организаций — «ТУРЗАЩИТА», в дальнейшем именуемая
Организацией, является не имеющей членства некоммерческой организацией,
созданной на добровольной основе в целях создания благоприятных
условий по обеспечению юридической защиты граждан Российской Федерации и их
интересов.
Организация
является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации
в установленном законом порядке, имеет в собственности обособленное
имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом; являясь
некоммерческой организацией, Организация не ставит своей целью
извлечение прибыли.
Государство
не несет ответственности по обязательствам Организации. Организация
не несет ответственности по обязательствам государства.
Учредители
не отвечают по обязательствам созданной ими Организации,
а Организация не отвечает по обязательствам своих учредителей
и созданных Организацией юридических лиц.
Организация
использует имущество для целей, определенных в Уставе. Организация вправе
заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения
общественно полезных целей, ради которых она создана, и соответствующей
этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности Организация
вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
Организация
имеет круглую печать и угловой штамп со своим наименованием, эмблему,
собственную символику и другие реквизиты.
Организация
может создавать филиалы и представительства в Российской Федерации
и за рубежом, не являющиеся юридическими лицами и действующие
на основании утвержденных для них положений. Филиалы
и представительства наделяются имуществом Организации, которое учитывается
на отдельном балансе и на балансе Организации.
Организация
в интересах достижения целей, предусмотренных настоящим Уставом, может
создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации
и союзы, создавать хозяйственные товарищества, общества и иные
организации, быть участником организаций иных организационно-правовых форм,
создаваемых как на территории Российской Федерации, так и в зарубежных
государствах.
Организация
осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации
и других государств.
Место
нахождения Организации: Российская Федерация, город Москва, улица Варварка, дом
14, офис 114.
Учредители
Организации утверждены общим собранием учредителей.
Основными
целями деятельности Организации являются:
- создание
комфортной среды и условий наибольшего благоприятствования для реализации
программ содействия социальной и экономической стабильности, защиты
интересов и социальной поддержки граждан Российской Федерации, в том
числе находящихся вне пределов РФ, а так же создание условий для
профессиональной деятельности специалистов Учредителей в области
международного права, страхового и финансового рынков;
- выражение, продвижение
и защита общих интересов Учредителей Организации на основе совместно
выработанной стратегии развития во взаимоотношениях
с государственными органами, различными туристическими, финансовыми,
юридическими, страховыми и иными объединениями как на территории РФ,
так и на территории других государств Мира;
- создание
положительного общественного мнения об Организации, осуществление
её конструктивного взаимодействия с органами государственной власти,
объединениями предприятий работающих в сфере туризма, финансов, страхового
дела и другими субъектами рынка, проведение активной рекламной
деятельности в интересах Учредителей Организации, поддержки постоянной
связи со средствами массовой информации для разъяснения
её целей и задач;
- проведение
исследований и анализов состояния, тенденций и проблем развития
национального туристического и страхового рынка, подготовка информационных
и аналитических материалов для Учредителей Организации, заинтересованных
лиц и общественности, осуществление мероприятий по консультационному
и информационному обеспечению Учредителей Организации;
- участие
в совершенствовании законодательной и нормативной базы в области
национального туристического и страхового рынка путем подготовки
законопроектов, регламентирующих туристическую деятельность и юридические
аспекты правовой защищённости граждан РФ за рубежом, а также участие
в обсуждении подобных актов и подготовка по ним заключений;
- оформление
отношений и представление интересов Учредителей Организации в органах
государственной власти, туристических, страховых объединениях, профессиональных
и финансовых союзах и ассоциациях участников туристического,
страхового и финансового рынка, оказание помощи Учредителям Организации
и гражданам РФ, в том числе находящихся вне пределов РФ, в защите
их прав, участие в рассмотрении споров между членами Партнерства,
а также между членами Партнерства и потребителями их услуг;
- содействие
российским гражданам и юридическим лицам, находящимся за пределами
РФ, в решении вопросов, возникающих у них в связи
с нарушением их прав и охраняемых Законом интересов
третьими лицами;
- содействие
в организации художественно-театральной, кинематографической
и гастрольной деятельности, в том числе театрально-концертных
шоу-программ, фестивалей российского и зарубежного искусства, выступлений
отдельных творческих коллективов и исполнителей;
- содействие
в развитие программ юридической и информационной поддержки граждан,
решению проблем их безопасности за рубежом, снабжению
их информацией как о добросовестных, так и о недобросовестных
предприятиях работающих на туристическом рынке и рынке
трудоустройства, оказание посреднических, консультационных, юридических
и иных услуг по поводу трудоустройства за рубежом;
- содействие
в привлечении инвестиций в систему создания центров защиты прав
российских туристов за рубежом, формирование инвестиционных портфелей;
- информационная,
методическая, консультационная и техническая поддержка российских туристов
и консульских служб МИД РФ;
- постоянное
совершенствование перечня и качества услуг, оказываемых Организацией своим
учредителям.
В соответствии
с целями Организации ее основными видами деятельности являются:
- участие
в деятельности и создании на территории Российской Федерации
и за рубежом юридических лиц в организационно-правовых формах,
предусмотренных действующим законодательством;
- создание
филиалов и открытие Представительств Организации как на территории
Российской Федерации, так и за ее пределами;
- учреждение
средств массовой информации и осуществление издательской деятельности;
- свободное
распространение информацию о деятельности Организации;
- создание
комитетов, секций и других внутренних организационных структур Общества;
- привлечение
для работы российских и иностранных специалистов, самостоятельное
определение формы, системы, размера и вида оплаты труда, включая оплату
в безналичной иностранной валюте и в натуральной форме;
- развитие
международного сотрудничества в области туризма, проведение
системного анализа и разработки концепции проекта единой
национальной программы проблем безопасности граждан РФ находящихся
вне пределов Российской Федерации;
- организация
и проведение расследований на территории иностранных государств
по фактам несчастных случаев, связанных с гражданами Российской
Федерации при пребывании их на территории других стран
в туристических и деловых поездках, в период временной работы
на территории данных стран;
- разработка
механизма создания благоприятных финансовых условий для аккредитации
в каждой из стран, где отдыхают граждане РФ, Представительств
Организации для возможности оказания оперативной юридической, финансовой
и (или) консультативно-организационной помощи гражданам РФ;
- научнометодическая
и издательская, информационноиздательская и рекламная деятельность;
- учебно-консультационные
услуги по экономическим, правовым, финансовым, техническим
и иным вопросам деятельности предприятий и организаций,
подготовка бизнес-планов инвестиционных проектов, учебно-консультационные
услуги гражданам РФ по вопросам временного трудоустройства
за рубежом;
- осуществление
учебного процесса по подготовке, переподготовке, повышению квалификации
специалистов в области юриспруденции, гастрольно-концертной деятельности,
администрирования и туристического бизнеса;
- сбор,
анализ, обработка и распространение информации о передовом
отечественном и зарубежном опыте в сфере международного туризма,
а так же временного трудоустройства граждан РФ за рубежом;
- закупки
и продажи научно-технической продукции, операции по экспорту
и импорту научно-технической продукции, информации и услуг, бартерным
и компенсационным сделкам;
- обеспечение
патентно-лицензионной деятельности, организация делового и
экологического туризма;
- внешнеэкономическая
деятельность, разрешенная действующим законодательством
и нормами международного права;
- другая
деятельность, не запрещенная законодательством Российской Федерации.
Отдельными
видами деятельности, перечень которых определяется специальными федеральными
законами, Организация может заниматься только при получении специального
разрешения (лицензии). Виды деятельности, требующие лицензирования,
не будут осуществляться до получения лицензии.
Организация
может иметь в собственности или в оперативном управлении здания,
сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства
в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество,
а также может иметь в собственности или в бессрочном пользовании
земельные участки.
Организация
отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое
по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание.
Источниками
формирования имущества Организации в денежных и иных формах являются:
—
добровольные имущественные взносы и пожертвования;
—
гранты или иные финансовые обязательства, связанные с осуществлением или
вытекающие из целей Организации и его основных видов деятельности;
—
выручка от реализации товаров, работ, услуг;
—
доходы от хозяйственной деятельности;
—
дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим
ценным бумагам и вкладам;
—
доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
—
другие, не запрещенные законом, поступления.
Собственностью
Организации является созданное им, приобретенное или переданное гражданами,
предприятиями, организациями, учреждениями имущество, включая денежные
средства, акции, другие ценные бумаги и права на интеллектуальную
собственность.
Все имущество
Организации, доходы от хозяйственной деятельности являются
ее собственностью и не могут перераспределяться учредителями
Организации. Организация осуществляет владение, пользование и распоряжение
своим имуществом в соответствии с его назначением и только для
выполнения уставных задач и целей.
Учредители
Организации не обладают правами собственности на имущество
Организации, в том числе на ту его часть, которая образовалась
за счет его взносов и пожертвований.
Внешнеэкономическая
деятельность Организации осуществляется для реализации целей, определенных уставом,
и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Средства
Организации расходуются на реализацию ее уставных
целей и задач.
Доходы
Организации, если таковые образуются в результате его деятельности,
расходуются только на достижение целей, определенных уставом, и не
могут распределяться между ее учредителями.
Организация
ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке,
устанавливаемом законодательством Российской Федерации. Финансовый год
Организации устанавливается с 1 января по 31 декабря.
Организация несет ответственность за сохранность управленческих,
финансово-хозяйственных, по личному составу и других документов.
Организация
вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории
Российской Федерации с соблюдением требований законодательства РФ.
Создание
филиалов и открытие представительств на территории иностранных
государств осуществляются в соответствии с законодательством этих
государств, если иное не предусмотрено международными договорами
Российской Федерации.
Филиалы
и представительства не являются юридическими лицами, наделяются
имуществом Организации и действуют на основании утвержденных
ею положений. Имущество филиалов и представительств учитывается
на их отдельном балансе и на балансе Организации.
Руководители
филиалов и представительств назначаются Правлением Организации
и действуют на основании доверенности, выданной Организацией.
Филиалы и представительства
осуществляют деятельность от имени Организации.
Ответственность
за деятельность филиалов и представительств несет Организация.
Общее собрание
учредителей Организации начинает осуществлять свою деятельность лишь после
учреждения Организации.
Общее
собрание учредителей Организации имеет следующие права:
—
утверждает устав Организации;
—
избирает Коллегиальный Высший Орган управления Организации — Правление
организации, Председателя Правления — сроком на пять лет.
Общее
собрание учредителей правомочно, если в нем принимают участие все
учредители Организации.
Все решения
принимаются большинством голосов из числа учредителей, участвующих в общем
собрании Организации.
Высшим
органом управления Организации является Коллегиальный Высший Орган управления
Организации — Правление Организации, которое в 3-х дневный срок
с момента регистрации Организации передает все права управления
в Организации Председателю правления, к исключительной компетенции
которого относится:
—
внесение и утверждение в устав изменения и дополнения;
—
выборы приоритетных направлений деятельности Организации, утверждение
долгосрочных программ ее деятельности;
—
назначение состава контрольно-ревизионной комиссии и досрочное прекращение
ее полномочий;
—
назначение и снятие с должности Генерального директора Организации,
его заместителей, главного бухгалтера Организации;
—
утверждение бюджета и сметы расходов Организации в объеме средств,
предоставляемых учредителями;
—
назначение сроков проведения очередных и внеочередных ревизий финансовой
и хозяйственной деятельности Организации;
—
утверждение состава Правления Организации;
—
принятие решения о реорганизации Организации;
—
утверждение заключения контрольно-ревизионной комиссии;
—
принятие решения о ликвидации Организации;
—
утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
—
утверждение финансового плана Организации и внесение в него
изменений;
— создание
филиалов и открытие представительств Организации;
—
участие в других организациях.
Правление
Организации формирует общее собрание учредителей Организации. Новые члены
правления Организации вводятся в его состав по приглашению
продолжающих работу членов правления Организации.
Выход
из членов правления Организации возможен:
—
по личному заявлению члена;
—
по решению большинства остальных членов правления Организации.
Председатель
Правления помимо основных полномочий, без доверенности осуществляет действия
от имени Организации, заключает сделки в пределах своей компетенции,
представляя его интересы перед всеми органами и организациями по всем
делам и вопросам, вытекающим из деятельности Организации, заключает
договоры, открывает в банках расчетный и другие счета, установленных
учредительными документами, издает приказы и дает указания, обязательные
для всех работников Организации.
Порядок
образования, созыва, работы, а также полномочия Правления определяются уставом.
В Организации
создается единоличный исполнительный орган — Генеральный директор.
Генеральный
директор руководит текущей деятельностью Организации, организует исполнение
решений Правления, а также решает вопросы, которые не составляют
исключительную компетенцию Общего собрания учредителей, определенную уставом.
Генеральный
директор назначается Председателем Правления Организации. При назначении
Генерального директора с ним заключается контракт сроком
на 2 (два) года, который подлежит досрочному расторжению
в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Генеральный
директор подотчетен Высшему Коллегиальному Органу Организации- Правлению
Организации и организует выполнение его решений.
Генеральный
директор несет ответственность перед Организацией за результаты
и законность деятельности.
Генеральный
директор без доверенности осуществляет действия от имени Организации,
подписывает документы, представляя ее интересы перед всеми органами
и организациями по всем делам и вопросам, вытекающим
из деятельности Организации, распоряжается имуществом Организации,
заключает трудовые договоры, пользуется правом распоряжения средствами
и имуществом Организации с учетом ограничений, установленных
учредительными документами, издает приказы и дает указания, обязательные
для всех работников Организации.
В компетенцию
Генерального директора входит:
—
материально-техническое обеспечение уставной деятельности Организации
в пределах собственных средств;
—
привлечение для осуществления уставной деятельности дополнительных источников
финансовых и материальных средств;
—
представление Общему собранию учредителей ежегодного отчета о поступлении
и расходовании средств;
—
организация проведения очередных и внеочередных собраний учредителей;
—
утверждение структуры управления деятельностью Организации, штатного расписания
и должностных обязанностей;
—
назначение заместителей Генерального директора и их досрочное освобождение
от должности;
—
решение кадровых и других вопросов, не относящихся к исключительной
компетенции Правления Организации.
Генеральный
директор вправе по собственной инициативе внести предложения на созыв
внеочередного заседания Правления Организации для принятия решения
по неотложному вопросу.
Генеральный
директор имеет право передавать свои полномочия либо их часть своим
заместителям.
В случае
невозможности исполнения Генеральным директором своих обязанностей — его
функции временно, до назначения нового Генерального директора, переходят
к Председателю Правления.
Полномочия
Генерального директора и порядок его деятельности определяются уставом.
В Организации
создается Наблюдательный совет, возглавляемый Председателем Наблюдательного совета, который назначается
Председателем Правления и двумя сопредседателями, назначенными
Председателем Наблюдательного
совета.
Деятельность Наблюдательного
совета осуществляется
на основании Положения, утверждаемого Генеральным директором Организации
по согласованию с Председателем правления Организации,
и включает в себя вопросы формирования стратегии научной деятельности
Организации; контроль за ходом научно-исследовательских работ, в том
числе, в рамках финансовой, технической и научной помощи (грандов);
рекомендует кандидатов в аспирантуру, а также утверждает темы кандидатских
и докторских диссертаций; рекомендует к изданию монографические
работы; решает наиболее важные вопросы научно — исследовательской,
издательской, учебной и методической деятельности.
В состав Наблюдательного
совета входят лица из числа профессорско-преподавательского
и научного состава Организации, а также ведущие российские
и зарубежные научные и практические работники, деятели культуры,
политические деятели, депутаты и сенаторы.
Порядок
деятельности Наблюдательного совета устанавливается Положением, утверждаемым
Общим собранием.
Контроль
за финансовой деятельностью Организации осуществляет Ревизионная комиссия.
Ревизионная
комиссия избирается сроком на 2 (два) года. Заседания Ревизионной
комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного
раза в год.
Руководство
Ревизионной комиссией осуществляет ее Председатель, избираемый
на заседании Ревизионной комиссии.
Ревизионная
комиссия:
—
контролирует финансовую и хозяйственную деятельность исполнительного органа;
—
осуществляет ревизию расходования денежных средств и материальных
ценностей;
—
проверяет сроки и правильность прохождения дел, работу
с предложениями и
—
заявлениями в исполнительном органе;
—
осуществляет контроль за подготовкой отчетов об исполнении сметы
доходов и расходов. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности
Организации проводится не реже одного раза в год.
Организация
ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Организация
предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной
статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам
в соответствии с законодательством Российской Федерации
и уставом.
Реорганизация
Организации осуществляется в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации. Реорганизация может быть осуществлена
в форме слияния, присоединения, разделения, выделения
и преобразования.
Ликвидация
Организации производится по решению правления Организации, судебных, либо
иных, уполномоченных на то органов.
Орган,
принявший решение о ликвидации Организации, назначает по согласованию
с органом, осуществляющим государственную регистрацию, ликвидационную
комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации.
С момента
назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия
по управлению делами Организации.
Ликвидационная
комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации
Организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами.
По окончании
срока для предъявления требований кредиторами и завершении расчетов
с ними ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс,
который утверждается Общим собранием учредителей или органом, принявшим решение
о ликвидации.
Оставшееся
после удовлетворения требований кредиторов имущество либо стоимость его
подлежит распределению между учредителями в пределах размера
их имущественного взноса.
Остальная
часть имущества, стоимость которого превышает размер имущественных взносов
учредителей, направляется на цели, для достижения которых Организация была
создана и (или) на благотворительные цели.
При
реорганизации или прекращении деятельности Организации все документы
(управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и др.)
передаются в соответствии с установленными правилами его
правопреемнику.
При
отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие
научно-историческое значение, передаются на государственное хранение
в архивы («Мосгорархив»), документы по личному составу (приказы,
личные дела, карточки учета, лицевые счета и т.п.) передаются
на хранение в архив административного округа, на территории
которого находится Организация. Передача и упорядочение документов
осуществляются силами и за счет средств Организации в соответствии
с требованиями архивных органов.
Организация
считается ликвидированной с момента внесения соответствующей записи
в Государственный Реестр.