Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности воспитания трудных подростков и их социализация

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Особенности воспитания трудных подростков и их социализация
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 2:24:00
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение

    Глава 1. Психологические особенности трудных подростков

    1.1. Причины возникновения девиантного поведения у подростков

    1.2. Характеристика трудных подростков

    Глава 2. Социально-педагогическая деятельность педагога с трудными подростками

    2.1. Основные виды и формы работы социального педагога с трудными подростками

    2.2. Профилактика отклонений среди  подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта

    Глава 3.  Социализации городских трудных подростков

    3.1.  Безнадзорные подростки как наиболее проблемная группа городских трудных подростков

    3.2. Профилактика наркомании

    Заключение

    Список литературы











    Введение


    В условиях изменения современного российского общества (да и мира в целом) особенно важен вопрос о воспитании подрастающего поколения, привития им духовно-нравственных ценностей, формирования правового сознания и предупреждения неправомерного поведения. Современные подростки испытывают постоянное действие стрессовых ситуаций, а это вызывает агрессивность по отношению к родителям, близким и к обществу.

    С точки зрения некоторых исследователей (например, Е.Н.Кондрат), в современных российских условиях, связанных с трансформацией общественного устройства, отклоняющееся поведение в среде несовершеннолетних все более принимает формы массового явления, что ставит эту проблему в число наиболее актуальных проблем современной науки.

    Поэтому вполне логичным становится вопрос о месте ценностей в жизни подростков с «нестандартным» поведением. В изменившейся социальной ситуации человек стремится выработать в себе и принять такие ценности, жизненные ориентиры, которые позволили бы ему найти свое место в различных системах взаимодействия и самоопределиться. Формируясь в индивидуальном опыте субъекта, личностные ценности отражают не столько динамические аспекты самого индивидуального опыта, сколько инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта, присваиваемого индивидом.

    С точки зрения В.Б. Ольшанского, ценность порождена не индивидом, а обществом. Так же, как ценности интегрировали социальную систему, они интегрируют данную личность отдельного человека. Особенно важно наблюдать и корректировать это у подростков, чья психика легко восприимчива ко всему новому и необычному.

    Проведенный мной анализ научно-педагогической литературы и массовой практики содержательного наполнения свободного времени детей и подростков позволяет выделить виды деятельности, обеспечивающие эффективность работы с трудными подростками в рамках свободного времени. Большинство отечественных и зарубежных ученых определяют свободное время досуга и творческой деятельности вне учёбы в школе или другом образовательном учреждении и связывают его с деятельностью, используемой для самостоятельного удовлетворения потребностей и развития способностей подростка.

    Подростки приобретают социальный опыт и реализуют себя как личности в таких общественных институтах воспитания, как клубы по месту жительства, которые являются частью учреждений дополнительного образования. Но иногда таких клубов нет, и тогда дети оказываются предоставлены сами себе. Это не всегда хорошо…

    Ведь от того, в каких условиях будет развиваться подрастающее поколение, какой жизненный опыт и образ жизни будет освоен детьми, подростками и молодёжью, зависит демографическое будущее страны, численность экономически активного населения и здоровье новых поколений.

    Объект: современная молодежь и трудные подростки.

    Предмет: средства, методы, формы воспитания и  социализации трудных подростков.

    Цель работы – рассмотрение различных методов, применяющихся для социализации трудных подростков, и актуальность этих методов в современном обществе.








    Глава 1. Психологические особенности трудных подростков

    1.1.   Причины возникновения девиантного поведения у подростков


    Именно подростковый период играет чуть ли не самую важную роль  в становлении личности, поскольку именно тогда на основе предшествующих генетических стадий складываются основные свойства личности, особенности и некоторые ценности. Формируется более или менее устойчивая самооценка, которая в дальнейшем в качестве одного из основных внутренних компонентов регуляции личностью своего поведения и деятельности будет определять степень самостоятельности, независимости этой личности в самых разнообразных и сложных ситуациях взаимоотношений с людьми.

    Рассматривая личность подростка, надо обратиться, прежде всего, к ядру этой личности, которое связано с таким важнейшим психическим качеством как духовность. Потому что это высшее проявление сущности человека.

    Стержнем, ядром в структуре личности является сформированная в ней ценностно-нормативная система, направленность личности, ее отношение к социально-значимым объектам и явлениям. Ценность – это личностная значимость того или иного явления, предмета, стороны действительности.

    Определение ценностного аспекта сознания как ценностно-нормативного находит свое отражение в трудах разных ученых, по сути отождествляющих нормы и ценности или отмечающих их значительное сходство. Это сходство состоит в том, что и ценностные представления, и нормы поведения не только выступают в качестве ориентиров или регуляторов поведения, но и являются средством, обеспечивающим самоутверждение личности.

    Более обоснованной представляется точка зрения об инструментальной роли социальных норм по отношению к принятым в обществе ценностям и нормам. Ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, тогда как нормы тяготеют преимущественно к средствам и способам ее осуществления[1]. Система ценностей строится по принципу иерархии: человек может варьировать порядок реализации ценностей, жертвовать одними ценностями ради других, более значимых для него. Система норм основывается на внутренней монолитности: человек следует ей всецело о полностью, принимая все ее элементы, в результате чего нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная. В формировании личностно-мотивационной структуры деятельности ценности как целевые ориентиры определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности, в то время как нормы – его средний «оптимум».

    В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он ещё далеко не во всём отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма. Быстрое возмужание, физическая крепость порождают дополнительные обязанности, которые подросток получает в школе и дома. В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать часто тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующихся популярностью взрослым женщинам.

    С точки зрения Е.П. Белинской, И.В Куликовой, отрочество – это возраст реальной маргинальности, возраст поисков идентичности, основанной не на актуальном положении подростка в обществе, но на его будущем, еще не подтвержденном реальными достижениями, положении в социуме. Иными словами, это возраст создания идентичности, отнесенной в будущее (перспективной идентичности).

    Но не всегда авторитетом для подростка становятся «правильные» люди. Часто кумирами становятся криминальные личности, в которых дети видят опасность, мужественность, харизму…. В качестве примера можно привести распространенное подражание подростков героям блатных песен. Дезадаптированные подростки характеризуются отклонениями в нравственном, морально-волевом, а также, в ряде случаев, и физическом развитии. Воспитание и перевоспитание дезадаптированных детей — это длительный педагогический процесс, характеризующийся непрерывностью, систематичностью воздействия воспитательных средств в различных сферах деятельности подростков.

    Зачастую в следствие такого подражание страдает не только психика подростка, но и физическое состояние. Действительно, алкоголь, курение и наркотики еще никого не сделали крепче. Кроме того, состояние здоровья - не только результат длительного неблагополучного воздействия социально- экономических и экологических факторов, но и ряда педагогических факторов, таких как: стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки); ранее начало дошкольного систематического обучения; технологии индивидуально-мотивированной оздоровительной деятельности

    трудных подростков в клубах по месту жительства и проверка её эффективности.

    Несоответствие программ и технологии обучения функциональным и возрастным особенностям детей, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса тоже не приводит ни к чему хорошему. Недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; провалы в существующей системе физического воспитания и частичное разрушение служб школьного врачебного контроля не способствуют укреплению здоровья.

    Сохранение здоровья, формирование здорового образа жизни, увеличение физической и познавательной активности, овладение основами физической и спортивной культуры, рекреативно-оздоровительное времяпрепровождение подростков в их свободное время являются сегодня задачами государственной важности для всех социальных институтов.


    1.2.   Характеристика трудных подростков

    Социологические критерии «трудности» подростка на сегодняшний день не достаточно глубоко исследованы, что неизбежно приводит к путанице в определениях.  Между тем, именно понятие «трудных подростков» вызывает наибольший интерес, так как объединяет такие социологические категории, как «девиантный» (со знаком минус), «делинквентный подросток» и в силу этого часто используется в психологической и социологической литературе.

    Основными критериями трудности подростка, на взгляд автора работы, являются особенности его поведения, не находящие поддержки и одобрения в обществе:

    - склонность к правонарушениям и преступлениям;

    - конфликтность;

    - ярко выраженная агрессия по отношению к окружающим;

    - демонстрация приверженности к ценностям противоправных; преступных неформальных групп – одежда, сленг, поступки, суждения;

    - отказ от исполнения социальных норм;

    - показное неисполнение/нарушение социальных норм;

    - «уличность», как результат интернализации и трансляции тинэйджером норм подростковой уличной субкультуры.


    Глава 2. Социально-педагогическая деятельность педагога с трудными подростками

    2.1 Основные виды и формы работы социального педагога с трудными подростками

    Трудные жизненные ситуации рассматриваются исследователями наряду с такими понятиями, как «критические события», «негативные жизненные события», «стрессовые жизненные события», «травматические события». Всех их объединяет то, что они предъявляют к людям, испытывающим их, повышенные требования, вынуждают прилагать усилия и подключать дополнительные возможности для преодоления, ограничивают активность, то есть  являются стрессорами[2].

    Повседневные трудные жизненные ситуации, несмотря на их кажущуюся тривиальность и обыденность, для человека, попавшего в них, также являются стрессорами. Эти ситуации тесно связаны с опытом человека и с его психологическим реагированием на них. Для преодоления подобного рода ситуаций человек использует определенные способы поведения или копинг (совладающее поведение). Совладающее (копинг) поведение рассматривают, во-первых, как результат процесса, направленного на продуктивную адаптацию личности в стрессовых ситуациях, во-вторых, как относительно постоянную предрасположенность человека отвечать на стрессовые события определенным образом, в-третьих, как транзактный процесс или обмен между человеком и окружением с акцентом на его процессуальных характеристиках, в-четвертых, как личностное свойство, определяющее способность человека противостоять негативному воздействию трудных ситуаций.

    Немаловажную роль в определении эффективности совладающего поведения играют ресурсы и возможности, которыми личность обладает или может использовать для преодоления трудной ситуации.

    Трудновоспитуемость можно определить как невосприимчивость ребенка к положительному социальному опыту. То есть такие дети не могут использовать положительный опыт в своем взаимодействии с людьми.  Известно, что развитие личности в онтогенезе происходит по преимуществу под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же ребенок не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требований родителей, учителей, то это рассматривается взрослыми как сопротивляемость педагогическим воздействиям, как трудновоспитуемость.

    Несмотря на то, что в литературе имеются содержательные исследования, посвященные проблеме трудновоспитуемости[3],[5], психологические критерии, отражающие сущность этого явления, конкретные методы диагностики и тем более коррекции развития личности трудных детей определены еще недостаточно.

    Работа педагогов с трудными подростками часто осуществляется стихийно, по методу проб и ошибок. При этом к детям, психологическая природа отклоняющегося поведения которых совершенно различна, применяются одинаковые методы воспитания. В тех случаях, когда учитель, организуя педагогические воздействия, не знает истинных причин трудновоспитуемости ученика, а пытается ликвидировать только внешние признаки этого явления, перевоспитание подростка не происходит. Иными словами, причиной неудач педагогов в работе с трудными учениками часто является то, что в практике воспитания пока еще не применяются диагностические методы определения трудновоспитуемости, основанные на психологических критериях этого явления.

    Воспитательный процесс представляет собой совместную деятельность воспитателя и воспитуемого, поэтому причина сопротивляемости подростка учителю может быть заложена в каждом из компонентов системы «учитель — ученик» и в их взаимодействии. Например, отрицательное поведение ученика может быть обусловлено не только его личностными качествами, но и возникать как естественная реакция подростка на неумелые воспитательные воздействия. Поэтому констатируя то, что ученик ведет себя недисциплинированно, мы еще не вправе делать какой-либо определенный вывод об уровне его нравственного развития, наличии отрицательных качеств личности. Необходимо прежде всего вскрыть детерминанты отклоняющегося поведения подростка и разработать основанные на них приемы диагностики, поскольку нечеткость параметров трудновоспитуемости зачастую приводит к несостоятельности педагогических рекомендаций.

    В соответствии с основными причинами, вызывающими негативные проявления в поведении, можно выделить четыре группы детей. Первую группу представляют подростки, причиной трудновоспитуемости которых являются отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, чрезмерно выраженные индивидуально-типологические особенности, вплоть до акцентуации характера, психопатий. Для выявления таких детей существуют хорошо разработанные методы психодиагностики. Педагогу достаточно знать об особенностях поведения учеников этого типа трудновоспитуемости[6],[7], чтобы своевременно направить их к патопсихологу или психоневрологу и затем организовать для них комплекс медико-педагогических воздействий.

    Следующую, довольно большую группу составляют подростки, у которых сопротивляемость требованиям воспитателя вызвана педагогически неверными формами воздействия. Например, если учитель, общаясь с подростками, не учитывает возрастные особенности учеников, то протест против норм и правил, навязываемых таким педагогом, будет вполне закономерным. Аналогично следует оценивать и те случаи, когда недисциплинированность подростка является своеобразным ответом на нетактичность учителя, невнимание к эмоциональному состоянию ученика, переживаниям, вызванным неблагоприятно сложившейся ситуацией (например, неблагополучие или несчастье в семье ученика; возникновение незначительных дефектов его внешности; трудности в общении с одноклассниками). Трудновоспитуемость такого типа является ситуативной, «ложной», и подростки этой группы не нуждаются в специальных воспитательных воздействиях. Напротив, именно педагог должен пересмотреть свою позицию и найти выход из создавшейся ситуации.

    Третью группу составляют подростки, отклоняющееся поведение которых обусловлено значительными пробелами в овладении моральными и этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений и особенно навыков нравственного поведения. Это, по сути, педагогически запущенные подростки, которые в силу бесконтрольности и попустительства со стороны взрослых не привыкли сдерживать свои импульсивные порывы, считаться с желаниями окружающих. Такие ученики нарушают нормы и правила поведения не потому, что отрицают их ценность, а потому, что не научились еще владеть своим поведением, не могут отказаться от сиюминутных желаний ради выполнения должного. Обычно такие подростки осознают свои недостатки и хотят избавиться от них, но им не хватает силы воли. Задача педагога в данном случае должна состоять в том, чтобы усилить уже имеющийся внутренний мотив ученика внешними стимулами. Иными словами, необходима постоянная кропотливая работа, направленная на заполнение тех пробелов в воспитании, которые были допущены ранее. Систематический контроль со стороны педагога, постоянная поддержка подростка в его стремлении овладеть своим поведением приносят положительные результаты.

    Четвертую группу подростков, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена изменениями личности, связанными с искажением представлений о своих взаимоотношениях с окружающими, можно назвать «собственно трудновоспитуемыми». В отличие от педагогически запущенных, которых надо довоспитывать, то есть дополнить их морально-этические знания и сформировать у них личностные качества, которых им недостает, «собственно трудновоспитуемые» подростки требуют иного подхода, предполагающего переделку их нравственных представлений и качеств личности, перевоспитания.

    Подростки этой группы не принимают замечаний и требования педагогов, как бы справедливы они ни были. Несмотря на то, что поведение таких учеников явно противоречит существующим нормам, они не желают менять его, отказываются от помощи в учебе и вообще отрицают необходимость какого-либо вмешательства в их жизнь. На критические отзывы одноклассников и взрослых трудный ученик отвечает либо равнодушием, либо вызывающим поведением, всем своим видом показывая несогласие с негативной оценкой окружающими его поведения и личности в целом. Самое сложное здесь заключается в том, что ученик уверен в своей правоте. Он действительно не видит своих отрицательных качеств и всегда может оправдать свои даже самые неприглядные поступки. То, что подросток видит себя и свои отношения с окружающими совсем в ином свете, чем это есть на самом деле, приводит к сопротивлению ученика педагогическим воздействиям.

    Несоответствие реально сложившейся ситуации и представления подростка о ней проявляется даже в учебной деятельности, хотя критерии оценки знаний достаточно однозначны. Формально признавая факт неуспеваемости, ученик не признает это как свой неуспех, как свой недостаток. Причину неудач в учебе подросток ищет во внешних обстоятельствах: чрезмерной сложности программного материала, несправедливости учителей и т.п. Неадекватное отношение ученика к результатам своей учебной деятельности становится причиной нарастающего сопротивления подростка педагогическим воздействиям, направленным на повышение его успеваемости, что расценивается педагогом как проявление недисциплинированности.


    2.2. Профилактика отклонений среди  подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта

    В ходе анализа литературы по исследуемому вопросу выявлено положительное влияние занятий физической культурой и спортом на учебную деятельность, построение межличностных отношений. Негативное отношение к табакокурению, употреблению спиртных напитков и наркотикам усиливается, когда спортивная деятельность становится действительно заинтересованным, увлеченным досуговым занятием учащихся. Однако, в содержательном плане занятия физической культурой в средних образовательных учреждениях, которые обычно сводятся к монотонной физической нагрузке, устарели и не привлекают подростков, не удовлетворяют их базисных потребностей.

    По различным данным, многие (88,5 %) подростки, которые регулярно занимаются физической культурой, на вопрос об отношении к наркотикам, высказывают резко отрицательное мнение. Они считают, что их не следует принимать, это проявление слабости и пороков людей. В то же время, отдельные (11,5 %)  школьники, говорили о том, что в некоторых случаях, таких как полоса невезения в жизни, получение удовольствия или создания дружеской атмосферы в компании - наркотики принимать все-таки можно.

    При этом, у большинства (57,6 %) «трудных» подростков показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности значительно ниже нормы. У них отмечается низкая толерантность к физической нагрузке и замедленный период восстановления. Типичные недостатки поведения таких подростков - грубость, невыдержанность, отрицательное отношение к учебе, негативизм, обособленность, замкнутость, конфликтные отношения с окружающими, потребление наркотических веществ. 25,2 % «трудных» детей росли избалованными, 17,8 % респондентов жили в нездоровой атмосфере семьи, 16,1 % детей чувствовали себя отверженными. Наиболее часто встречаются: истероидный тип акцентуаций – 37,2 %, гипертим – 25,6 % и гипотим – 20,5 %.

    Одним из важнейших факторов, влияющих на формирование личности подростка, являются подростковые поведенческие реакции: группирование со сверстниками, стремление выйти из-под опеки взрослых, чувство протеста и оппозиции. В ответ на излишнее «давление взрослых»,  «трудный» подросток демонстративно начинает курить, употреблять психоактивные вещества, в том числе наркотики и алкоголь, копировать поведение взрослых без должной критичности к некоторым его проявлениям.  

    60,3 %  подростков «группы риска» испытывают трудности в общении со взрослыми, 45,2 % пробовали разрешить свои проблемы с помощью алкоголя, у 56,4 % учащихся - пьющие родители. У 91,0% сформировалось мнение, что употребление наркотических веществ является вполне допустимым. В сознании современных подростков прочно укоренилось представление о возможности использования наркотических веществ, что является очень тревожным фактором и требует повышенного внимания родителей, педагогов и общественности в целом.

    Физическое и психоэмоциональное состояние «трудных» подростков характеризуется низкими темпами прироста показателей, отражающих общую выносливость, силу и скоростно-силовые способности, наличием взаимосвязи двигательного потенциала с психоэмоциональным состоянием. У подростков с низким и ниже среднего уровнями физической подготовленности отмечается недостаточная психическая устойчивость (47,4 %),  низкая умственная работоспособность (43,6 %),  повышенный уровень тревожности (37,2 %).

    Основной задачей профилактической работы с трудновоспитуемыми подростками является вовлечение их в занятия интересным делом, а именно таким, как: спортивные игры, единоборства, атлетическая гимнастика, футбол, баскетбол — которые пользуются большей популярностью среди учащихся, чем другие виды деятельности (результаты анкетного опроса репрезентативной выборки). Учитывая определенный интерес данного контингента к физической культуре и спорту, содержание проводимых государством программ (поддержки спорта) необходимо рассматривать как единство трех взаимосвязанных компонентов. Первый — подбор средств и методов, способствующих вовлечению трудных подростков в спортивные секции с последующим формированием интереса к систематически занятиям; второй — коррекция нравственного, психического и физического здоровья; третий — освоение подростками способов, методов физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в избранных видах спорта.

    При планировании учебно-воспитательного процесса с занимающимися учитывается уровень их педагогической запущенности, что позволяет выбрать оптимальные средства и условия, подобрать необходимый комплекс педагогических воздействий на личность подростков, сделать процесс перевоспитания управляемым.

    Степень педагогической запущенности определяется путем изучения индивидуальных карт, заполненных учащимися, преподавателями (тренером), родителями. При составлении планирующей документации, учебного плана, конспектов уроков учитываются мотивы прихода подростков в секцию, отрицательные наклонности, интерес к определенным видам спортивной деятельности.

    Учитывая, что воспитание и перевоспитание трудновоспитуемых подростков — длительный процесс, планирование учебно-воспитательной работы осуществляется по этапам.

    На первом этапе основное внимание обращается на исправление отрицательных качеств личности с последующим воспитанием трудолюбия, честности, настойчивости, инициативности, формирования интереса к избранному виду спортивной деятельности, повышение общей физической подготовленности.

    На втором этапе, когда преобладающим стимулом к занятиям становится увлеченность, большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым подростком. Учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание таких качеств как самообладание, выдержка, смелость, смекалка, умение контролировать свои поступки. Средства физического воспитания направлены на совершенствование общей и специальной физической подготовленности в избранном виде спорта.

    На третьем этапе предусматривается развитие и совершенствование у занимающихся навыков самовоспитания и контроля в основных видах деятельности (учебной, спортивной, общественно-значимой).

    Учет динамики положительных изменений в нравственном и физическом развитии осуществляется путём наблюдений за воспитанниками, а также изучения индивидуальных карт, заполненных педагогами.

    Глава 3.  Социализации городских трудных подростков

    3.1  Безнадзорные подростки как наиболее проблемная группа городских трудных подростков


    В биологии и психологии есть психофизиологическое разграничение на детей и подростков, подростков и взрослых. Л. С. Выготский различает три точки подросткового созревания: органическое, половое (психологическое) и социальное. Он пишет: «Мы наблюдаем сначала половое созревание, затем органическое и лишь спустя некоторое время – социальное. Данное расхождение и обусловило возникновение подросткового периода»[8]. Подростковый период характеризуется во-первых, интенсивным физическим и физиологическим развитием тела, в результате взаимовлияния гормонов роста и половых гормонов; во-вторых особым состоянием нервной системы, когда нервные процессы часто преобладают над торможением.

    Психологические трансформации, характерные для подросткового периода происходят на фоне онтогенетических изменений в организме, то есть обусловлены ими. Здесь можно говорить о выделении сущностных черт «подростковой психики», субъективных состояний подросткового сознания и поведенческих реакций, связанных с нестандартным, во многом стихийным, часто асоциальным или криминальным восприятием, а также отношением к окружающим людям, общественным нормам.

    Ведущей деятельностью подростка является его общение со сверстниками. Здесь главная тенденция заключается в переориентации общения с родителей и учителей на сверстников. Причем происходит все это довольно резко.

    Общественная оценка поведения подростков заключается в сравнении его с определенной нормой: поведение проблемного характера часто называется девиантным, отклоняющимся.

    Ключевыми социальными характеристиками города, которые влияют на формирование личности ребенка, предоставленному самому себе, являются:

    - территориальная концентрация расселения людей (высокая плотность населения);

    - разнообразие производственной и внепроизводственной деятельности;

    - как следствие предыдущего пункта, социальная и стратификационная неоднородность различных групп горожан.

    - повышенный уровень культурной деятельности, более развитая социальная инфраструктура.

    Город определяется как особая географически-экономически-социальная целостность, а также общность людей по поселению, совокупность социальных процессов внутри этого локального сообщества.

    Городская культура более анонимна в плане межличностных контактов, характерна снижением роли территориально родственных связей, наличием множества стереотипов, неустойчивостью статуса и мобильностью личности в ней, а также слабостью традиций и социального контроля. В городской среде влияние социально-психологических детерминант девиантного поведения значительно усиливается, что еще раз говорит о необходимости изучения социализации трудных подростков в условиях крупного города, а именно неформального института улицы, девиантной субкультуры.

    К индикаторам социального статуса состоявшегося взрослого человека можно отнести различные свидетельства социальной успешности:

    - рейтинг уважения – «меня уважают…»;

    - финансовое состояние и атрибуты финансового благополучия – «у меня есть дорогая машина, я одеваюсь в дорогих бутиках (dressing up);

    - владение дорогими вещами.

    Подросток тоже хочет иметь все это. Городской подросток социализируется в не только рамках семьи и школы, но также института улицы (а не отдельных неформальных подростковых и, чаще всего, делинквентых групп, как считает ряд социологов). Избирая в силу ряда причин уличную социализацию, подросток обычно приобретает общественный статус трудного, который, как показывает авторское исследование, далеко не всегда связан с делинквентностью или потенциально преступным поведением.

    Улица являет собой давно сложившийся социальный институт, который выполняет функцию социализации, но, если судить с классической точки зрения, он не формализован, то есть транслируемая им нормативно-поведенческая модель не находит формализованного (нормативного) закрепления в обществе.

    Здесь регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.

    Поэтому необходимо пристальное изучение молодежной уличной культуры с целью привития так называемым «уличным» подросткам (то есть тем, кто не был захвачен спортом, клубами, развивающим досугом) положительных социальных норм. Потому что безнадзорные подростки,--это не всегда плохо. В большинстве случаев они просто не определились в том, по какому пути идти дальше.


    3.2 Профилактика наркомании


    23,1 % подростков, участвующих в анонимных исследованиях, допускают возможность совмещения занятий спортом и вредных привычек. Ещё 12,3 % затрудняются ответить на эти вопросы и лишь 64,6 % высказались отрицательно. Приведенные результаты исследования позволяют заключить, что многие из числа опрошенных подвержены увлечению вредными привычками, на фоне чего отмечается потенциальная готовность к употреблению наркотиков в той или иной форме в силу недостаточного уровня осведомленности об их пагубном влиянии на организм человека. Основными источниками информации о вреде наркотиков являются семья (42,2 %), телевидение  (9,2 %) и учебное заведение (7,7 %), что необходимо учитывать при планировании программ антинаркотической пропаганды.

    Организация учебной деятельности школьников, учащейся и студенческой молодежи, направленная на профилактику наркомании, других вредных привычек и пропаганду здорового образа жизни, успешно была реализована в общеобразовательных школах России в рамках образовательной модели профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта. Были разработаны и внедрены следующие мероприятия:

    - факультатив «Олимпийский идеал здоровья» с использованием элементов антинаркотической пропаганды;

    - конкурс «Здоровый стиль жизни или наркотики – твой выбор»
    для учащихся средних общеобразовательных школ и юных спортсменов;

    - конференция учащейся молодежи «Спорт и здоровый образ жизни»;

    - беседы по олимпийскому образованию;

    - спецкурс для студентов вузов физической культуры «Меры предупреждения, средства и методы борьбы с наркоманией среди детей и подростков средствами физической культуры и спорта».

    Необходимо признать, что проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной проблемой, которая требует незамедлительных действий со стороны государства. В нашем обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы, как социальной стабильности общества, так и здоровью нации. Проблема наркомании не всегда вычленяется как самостоятельная, зачастую рассматриваясь в общем контексте преступности. Переломить такое положение необходимо и сделать это возможно при привлечении всех основных структур общества и государства - от правоохранительных органов до органов здравоохранения и образования.




    Заключение

    В рамках анализа проблемы воспитания и социализации трудных подростков мною был сделан вывод, что эта проблема национального масштаба. Она требует решения с помощью самых разнообразных средств: привлечению подростков в спортивные кружки, организации досуговых мероприятий, проведению бесед с родителями.

    Особо важным моментом я  считаю работу по профилактике наркомании среди подрастающего поколения.

    Основные формы работы в рамках образовательной модели профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта, которые сейчас проводятся и находятся под патронажем правительства, это:

    1. Разъяснительные и просветительные мероприятия: уроки здоровья для учащихся школ, лекции и семинары для студентов вузов физической культуры, педагогов и учащихся  школ, выступления на родительских собраниях, показ фильмов, участие в антинаркотических акциях.

    2. Привлекательная личностно-ориентированная физкультурно-спортивная деятельность.

    3. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с подростками, входящими в группу риска: индивидуальное и динамическое наблюдение, оказание педагогической помощи родителям и подросткам, консультативная работа.

    Кроме того, необходима работа с такой группой, как «безнадзорные дети». Основные направления работы: формирование позитивного имиджа здорового человека в обществе и установок на сохранение здоровья;  повышение уровня информированности учащейся молодежи путем использования различных форм и методов профилактической работы; развитие поведенческих навыков, способствующих сохранению здоровья. И, самое важное, это изучение уличной молодежной культуры с целью привития подросткам положительных социальных ценностей.




























    Список литературы:


    1. Зверева Г. Л. Девиантная субкультура молодежи как предмет социологического анализа / Культура и образование как основы становления и развития молодежи: социологические аспекты / Вторые Уральские молодежные чтения: Всероссийская научная конференция. Сб. науч. статей. – Екатеринбург: УрАГС, 2007.  С.18-23.

    2. Зверева Г. Л. Родительская семья как фактор социализации детей-девиантов /Конкурентноспособность России и качество жизни. Материалы ХХIII международной научно-практической конференции. – Урал. соц.-экон. институт АТиСО. Челябинск. 2006. С. 304-312

    3. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежной. М., 1972. 371 с.

    4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977. 165 с.

    5. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972. 333 с.

    6. Невский И. А. Трудный успех. М., 1981. 126 с.

    7. Патологические нарушения поведения у подростков: Труды Ленинградского научн.-исслед. психоневрол. ин-та им. В.М. Бехтерева. Л., 1973. 105 с.

    8. Перфильева И. В. Антинаркотическая профилактика средствами физической культуры и спорта: Материалы итоговой и научно-методической конференции преподавателей и сотрудников по итогам научно-исследовательской и учебно-методической работы. – Волгоград: ВГАФК, 2005.

    9. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1985. № 6. С. 26—30.

    10. Филонов Л. Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981. С. 338—362.

    11. Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 316—337.






    [1] отмечает Л. И. Иванько

    [2] К.Муздыбаев, 1998

    [3] Зюбин Л. М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М., 1974. 86 с.

    [4] Невский И. А. Трудный успех. М., 1981. 126 с.

    [5] Филонов Л. Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981. С. 338—362.

    [6] Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977. 165 с.

    [7] Патологические нарушения поведения у подростков: Труды Ленинградского научн.-исслед. психоневрол. ин-та им. В.М. Бехтерева. Л., 1973. 105 с.


    [8] Выготский Л.С. Педология подростка. Соб. соч. М., 1984. С. 78-79.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности воспитания трудных подростков и их социализация ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.