Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Правовое содержание инвестиций и инвестиционной деятельности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Правовое содержание инвестиций и инвестиционной деятельности
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 2:24:36
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание.

    Введение…………………………………………………………………………..3

    1. Проблемы легальной формулировки инвестиций…………………….…5

    2. Правовое содержание инвестиционной деятельности………………....12

    3. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности………………..…17

    Заключение……………………………………………….………...…………...

    Список литературы……………………………………………………....…….

    Введение

    Инвестиционная тематика является  достаточно актуальной  даже в современных кризисных условиях, и вместе с тем – многоаспектной. По-прежнему представляет интерес изучение таких понятий как «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «инвестиционный процесс», «инвестиционный климат». Понимание экономической  и правовой природы инвестиций и инвестиционной деятельности создает возможности всесторонней научной оценки различных факторов, лежащих в ее основе. Кроме того, разностороннее раскрытие содержания указанных понятий способствует решению проблемы поиска дополнительных источников финансирования инвестиционной деятельности предприятий.

    Повышение инвестиционной активности стало в настоящее время первоочередной задачей экономической политики  республики. На  основе  выявления  и анализа  основных проблем регулирования инвестиционной  деятельности в РСО-А, а также  разработки наиболее эффективных путей их преодоления,  должна строиться инвестиционная политика республики, которая в условиях экономического кризиса приобретает принципиально  новое содержание. Ситуация осложняется еще и общей политической нестабильностью  в кавказском регионе. В связи с этим, перед властями республики  стоит  достаточно трудная задача - не просто не позволить свести инвестиционную активность на нет, но  помимо этого еще сохранить и повысить инвестиционный имидж  и привлекательность республики  как для внутренних, так и для внешних инвесторов. А добиться этого можно только путем проведения  взвешенной, обоснованной  и последовательной  политики, учитывающей все современные реалии, опирающейся на четко разработанную правовую базу, с использованием наиболее эффективных механизмов и методов активизации инвестиционных процессов. Особое значение при этом приобретают  механизмы обеспечения  и защиты  прав  и интересов  инвесторов.

    Вопросы инвестиций и правового регулирования инвестиционной деятельности освещаются в трудах широкого круга экономистов и юристов. Среди них: Жилинский С.С. «Понятие «Инвестиции» в современном российском законодательстве». (Законодательство. 2005 г.№3), Отнюкова Г.Д. (Об инвестициях и инвестиционной деятельности. «Закон»,2006г.№3 ), Доронина, Г, Семилютина Н.Г. «Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства.» ( «Журнал российского права». 2005. №9), Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. «Инвестиционное право.» (Учеб. Пособие.2006г) ,  Лопатенко В.Г. «Основные тенденции инвестиционной деятельности в российской экономике». ( Закон и право.- 2006.- № 6),  Абрамов С.И. «Инвестирование.» ( М.- 2000.), Токаева С.К. «Финансовые основы функционирования инвестиционного рынка.»( Владикавказ.- 2005.) и др.[1]


    1. Проблемы легальной формулировки инвестиций.

                   Несмотря  на  многолетнюю историю инвестиций и множество законов, регулирующих инвестиционную деятельность,  до сих пор нет единой дефиниции инвестиций.

                   Как указывает    С.С. Жилинский,  в легальных определениях инвестиций имеются существенные разночтения, что совершенно недопустимо, так как подобная несогласованность способна породить разного рода недоразумения в правоприменительной практике и, как следствие, снизить инвестиционную активность в стране.1

                   Так, согласно п.1 ст. 1 Закона РСФСР от 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в  РФ» инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

                 Г.Д.Отнюкова обращает внимание на противоречия в содержании этого понятия. Согласно рассматриваемому определению инвестиции - это получение дохода (прибыли) и достижение положительного социального эффекта.  При этом средства в качестве инвестиций вкладываются не только в объекты предпринимательской деятельности, но и в иную деятельность, не приносящую дохода. Следовательно, цель - получение прибыли оказывается вроде бы не обязательной для квалификации средств как инвестиции.        

            Относительно этого Жилинский С.С. справедливо ставит вопрос: чтобы соответствовать цели, указанной в этом законе, обязательно ли получение прибыли (дохода) должно сопровождаться достижением положительного социального эффекта или каждый из результатов достаточен сам по себе? Поставленный вопрос очень важен, поскольку вложения не всегда приносят прибыль, а наличие статуса инвестиций может в каких-то ситуациях быть принципиальным.1

               Отнюкова Г.Д. также указывает, что данное понятие слишком громоздкое: по сути, здесь перечисляются все возможные виды имущества и имущественных прав. При этом исчерпывающий перечень объектов гражданских прав, которые могут функционировать на рынке, в частности предлагаться в качестве инвестиций, содержится в ст. 128 ГК РФ. В этот список включены вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

                 Сопоставление норм инвестиционного и гражданского законодательства позволяет прийти к выводу: в качестве инвестиций могут выступать любые объекты гражданских прав, имеющие денежную оценку. Но, во-первых, не обязательно все объекты гражданских прав имеют таковую с самого начала их существования. Но, становясь инвестициями, они такую оценку должны получить. Инвестируя имущество, инвестор осуществляет акт отчуждения имущества, составляющего инвестиции. Однако следует обратить внимание на то, что, по крайней мере, в момент отчуждения, отчуждаемое имущество подлежит денежной оценке, поскольку, подобно случаям с денежным капиталом, акт отчуждения носит временный характер и рано или поздно при нормальном развитии производства инвестор должен иметь разумные основания рассчитывать на возвратность инвестированных средств, если не в первоначальной форме, то в форме денежного эквивалента.

                  Во-вторых, объекты гражданских прав, которые нельзя выразить в денежном эквиваленте, не могут приобрести качество инвестиций. К последней группе относится большинство названных в ст. 128 ГК РФ нематериальных благ: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, право на имя, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона (ст. 150 ГК РФ).1

                Поэтому  можно утверждать, что в указанном законе дается слишком широкое толкование объектов, которые могут выступать в качестве инвестиций.

                   В Федеральном законе 1999 г. об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений перечень короче: денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности для получения прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. По мнению Г.Д.Отнюковой  это определение более удачно.

              В эту категорию законодатель вложил единство трех составляющих:

    - имущества (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку),

    - деятельности (вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности)

    - и преследуемых целей (в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта).

                  Конечно, формулировка "достижение иного полезного эффекта" и здесь  выглядит слишком расплывчатой, но она позволяет учитывать и инвестирование инвестиционных проектов прямо не преследующих целей достижения прибыли, но приносящих ощутимый общественно полезный результат. Из этого понятия следует, что инвестиции могут быть и некоммерческими, направленными на достижение иного эффекта, а не только для получения прибыли. Некоммерческие (социальные) инвестиции поступают главным образом из средств государственных бюджетов, что, в конечном счете, способствует общему благу - развитию системы образования стране, развитию личности, ее творческого потенциала и т.д.1

                 Еще  один спорный момент - отграничение понятий инвестиций и инвестиционной деятельности. Некоторые ученые определяют инвестиции как передачу денежных средств или иного имущества в денежной оценке одним  лицом, именуемым инвестором, другому лицу-реципиенту инвестиций с целью извлечения прибыли.2Однако данная формулировка представляется не совсем корректной. Прежде всего, потому, что передача, вложение есть действия, направленные на что-либо, т.е. это деятельность, тогда как инвестиции есть то, что передается, вкладывается. Поэтому данное определении характеризует инвестиционную деятельность, а не инвестиции.

                  Инвестиции можно квалифицировать на основании различных критериев: организационных форм, объектов инвестиционной деятельности, характеру участия в инвестировании, видах собственности на ресурсы.

                    Исходя из организационных форм, выделяются такие типы инвестиций, как инвестиционный проект и инвестиционный портфель.

                      Первый тип инвестиций означает наличие определенного объекта инвестиционной деятельности и реализации, как правило, одной формы инвестиций. Федеральный  закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяет инвестиционный проект   как обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

                     Реальные инвестиции, как правило, чаще осуществляются в форме инвестиционных проектов. Инвестиционная стратегия любого предприятия состоит из пакета проектов. Так, среди направлений банковской деятельности в настоящее время широкое распространение получили проектное финансирование и инвестиционное кредитование, связанные с финансированием инвестиционных проектов.

                     Инвестиционная деятельность любого предприятия связана с формированием инвестиционного портфеля, включающего любые формы инвестиций. Инвестиционный портфель представляет собой целенаправленно сформированную совокупность объектов реального и финансового инвестирования, предназначенных для осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с разработанной инвестиционной стратегией предприятия. Особое значение при этом имеют исследования рыночной конъюнктуры инвестиционного рынка, что очень важно для инвесторов, так как принятие неадекватных инвестиционных решений может привести к снижению доходов, а иногда и к потере рынка.

                       По объектам инвестиционной деятельности капитальные вложения подразделяются на долгосрочные реальные инвестиции (капитальные вложения), направленные на создание и воспроизводство основных фондов, на материальные активы, а также на нематериальные активы. Сюда же относятся краткосрочные инвестиции в оборотные средства (товарно-материальные запасы, ценные бумаги и т.д.; а также финансовые инвестиции в государственные и корпоративные ценные бумаги).1

                    По характеру участия в инвестировании особо выделяются прямые инвестиции, означающие прямое вложение средств в материальный объект, и непрямые инвестиции, предполагающие наличие посредника (портфельные инвестиции).

                    В литературе выделяются следующие критерии, характеризующие инвестиции как прямые:

    ·   Критерий личного участия инвестора в бизнесе, т.е. деятельности предприятия, куда вкладывается капитал.

    ·   Критерий контроля, используемый в случаях инвестиций в акции АО. При этом не столь важно. Сколько акций  приобретает инвестор и каков объем сделки, важно, позволяет ли инвестору приобретение хотя бы одной акции заполучить контроль над деятельностью АО.

    ·   Требование определенного контроля со стороны государства, государственных органов с целью защиты частных интересов (инвестора), так и интересов всего обществ. 1

                   Портфельные инвестиции, как правило, связываются с операциями на рынке ценных бумаг.

                       Кроме того, некоторые экономисты обозначают при квалификации инвестиций отдельно: начальные инвестиции; инвестиции, направленные на выживаемость предприятия в будущем; инвестиции для экономии текущих затрат; инвестиции, вкладываемые для сохранения позиций на рынке; инвестиции в повышение эффективности производства; инвестиции в расширение производства (экстенсивные); инвестиции в создание новых производств (инновационные); реинвестиции.

                 Таким образом,  несмотря на все многообразие  подходов к определению инвестиций в законе и в доктрине, можно, на наш взгляд, согласиться с С.С.Жилинским, определяющим инвестиции как  имеющие денежную оценку объекты гражданских прав, предназначенные (выделенные) для внесения в любой, не имеющий противоправного характера объект деятельности с целью получения положительного социального эффекта.


          2. Правовое содержание инвестиционной деятельности.

                 Термин "инвестиционная деятельность" неоднократно встречается как в нормативных актах, так и в литературе. Вместе с тем вопрос, как о ее сущности, так и содержании во многом остается открытым.

                  В литературе инвестиционная деятельность определяется различным образом. Некоторые юристы понимают инвестиционную деятельность как совокупность действий по вложению и реализации инвестиций. Таково, например, мнение В.А. Бублика, который отмечает, что инвестиционной "следует признавать деятельность... инвесторов, связанную с вложением и долгосрочным использованием... инвестиций". Другие авторы, напротив, говоря об инвестиционной деятельности, ограниченно рассматривают ее только как процесс вложения (инвестирование). Так, в частности, Н.И. Клейн понимает под последней "деятельность, направленную на размещение... денежных и иных имущественных средств с целью получения прибыли". Доктринальное определение инвестиционной деятельности зачастую необоснованно сужается и сводится исключительно к сфере финансовых инвестиций. Однако следует учитывать, что вложение инвестиционных ресурсов предусматривает не только их размещение в виде различных финансовых инструментов. Инвестиционные средства могут и должны вкладываться и нефинансовые активы - непосредственно в основные фонды, а также в нематериальные активы, т.е. в «реальный сектор экономики», непосредственно производство. Таким образом, можно отметить, что ни законодательно, ни в теории не проводится различий между вложениями инвестиций и деятельностью по реализации полученных средств. 1

                      Законодательное определение инвестиционной деятельности дается  в Законе РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (с изменениями от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г., 10 января 2003 г.), где под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций или инвестирование и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Недостатком этого определения, как считает Отнюкова Г.Д., является то, что не раскрывается содержание этих действий, не видна цель этой деятельности.1

                 Более удачно, по ее мнению, инвестиционная деятельность определяется в  Законе об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений - «вложение инвестиций или инвестирование и совокупность практических действий по реализации инвестиций в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта" (ст. 1). В данном случае инвестиционная деятельность понимается именно как совокупность инвестирования и действий по использованию инвестированных средств, отражается инвестиционная деятельность от начала ее осуществления – вложение средств в качестве инвестиций - до получения прибыли (иного полезного эффекта) как цели и конечного результата.

                 В целом, можно выделить ряд существенных признаков инвестиций и инвестиционной деятельности:

    ·   воплощение инвестиций в материальных и нематериальных объектах хозяйственного оборота;

    ·   принадлежность указанных объектов инвестору на определенном титуле, создающем возможность их использования в качестве инвестиций;

    ·   наличие или потенциальная возможность денежной оценки;

    ·   наличие предпринимательской или инвестиционной ценности, в качестве которой может рассматриваться возможность использования данных объектов в процессе предпринимательской деятельности или возможность получения дохода прибыли);

    ·   наличие предпринимательского риска неполучения дохода и утраты вложенного капитала;

    ·   ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­придание материальным или нематериальным благам статуса инвестиций путем фиксации этого факта в договоре;

    ·   наличие сроков внесения инвестиций, предусмотренных нормативно-правовыми актами или инвестиционными соглашениями.1

              Отнюкова  Г.Д. выделяет также такие особенности:

    1. Долгосрочность инвестиционных правоотношений.

    2. Целевое использование средств получателем инвестиций, возможность инвестора контролировать их использование.

    3. Направленность деятельности инвестора  на получение прибыли в процессе реализации коммерческих инвестиций. В связи с этим процесс вложения инвестиций рассматривают в качестве разновидности предпринимательской деятельности. Однако инвестиции могут осуществляться лицами, не занимающимися предпринимательской деятельностью и носить разовый характер. Например, приобретение гражданином акций.

    4. Поэтапность инвестиционной деятельности. Условно можно выделить несколько этапов:

    ·   Организационный - принимается решение об инвестициях, идет подготовка документов (бизнес-плана, инвестиционной программы, инвестиционного проекта), генерируются идеи для будущих проектов, собирается первичная информация происходит формулирование общего замысла проекта, осуществляется первичный отбор. Первая стадия считается завершенной, если окончательно сформулирована инвестиционная проблема, выявлены наиболее перспективные инвестиционные идеи и возможности их реализации, рассмотрены, учтены и предварительно отобраны все возможные альтернативы, выяснены временные рамки.

    ·   Инвестиционный – практически реализуется инвестиционные проекты, создаются объекты инвестиционной деятельности.

    детально изучаются все отобранные проекты. На данном этапе проверке подлежат расчеты, касающиеся затратной и доходной частей проекта, рассматриваются подготовленная техническая и финансовая документация, техногенные воздействия на окружающую среду, экономические перспективы и последствия для компании. Цель - рассмотреть все риски, связанные с проектом, найти наиболее экономически грамотные решения для достижения поставленных целей, оценить эффективность и приступить к разработке бизнес-плана инвестиционного проекта. Принимаются   окончательные  решения об осуществлении инвестиционного процесса. На этом этапе  завершается подготовка бизнес-плана проекта, формируется круг потенциальных кредиторов, проводится необходимая  информационная подготовка. Также  в рамках данного этапа осуществляются более подробное знакомство с бизнес-планом и остальными документами компании, подписание необходимых договоров и принимаются решения об открытии кредитной линии.

                 Об удачном окончании второй стадии можно судить по подписанным документам, полученным финансовым средствам. По ее завершении начинается выполнение работ.

    ·   Предпринимательский (эксплуатационный) - достижение момента окупаемости проекта и последующий период. На этом этапе выполняются строительные работы, завозится и монтируется оборудование, производятся пусконаладочные работы. Объект начинает функционировать и выпускать продукцию (оказывать услуги) в соответствии с разработанным бизнес-планом. Важным моментом является мониторинг реализации, который обычно заключается в оценке ключевых показателей (индикаторов) процент введенных в строй мощностей, соответствие фактических затрат плановым и т.п.1

               Ерков дополняет этот список еще одной стадией - постинвестиционной, или так называемый аудит проекта, которая основывается на критериях, использовавшихся для отбора данного проекта, - полученная выгода от реализации, снижение рисков и т.п. 1

    5.Соответсвующая правовая форма осуществления инвестиционной деятельности.

                       Таким образом, следует отличать понятия инвестиций и инвестиционной деятельности. Прежде всего, потому, что передача, вложение есть действия, направленные на что-либо, т.е. это деятельность, тогда как инвестиции есть то, что передается, вкладывается.



    3.   Объекты и субъекты инвестиционной деятельности.

     

                  Согласно ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», объектами  капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

                    Закон не ограничивает ни виды имущества,  которые могут выступать в качестве объектов инвестиционной деятельности, ни формы собственности на него. Инвестирование может осуществляться посредством вложения инвесторами денежных средств и имущества, принадлежащих им на основе различных правовых титулов, при этом наибольшими возможностями при осуществлении инвестиций обладают инвесторы, владеющие имуществом на основе права собственности, наиболее широкого по своему содержанию вещного права.

                   В Российской Федерации признаются и равным образом защищаются различные виды собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Согласно ст.ст. 212-215 ГК РФ, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

                       Инвестор может вкладывать денежные средства, другое имущество в качестве инвестиций в объекты:

    ·   «чужой» предпринимательской деятельности, например, вложение средств  одним хозяйствующим обществом в уставный капитал другого. Средства инвестора поступают в состав действующего предприятия лица, привлекающего инвестиции. При создании хозяйствующего общества взносы инвесторов- учредителей формируют имущественный комплекс создаваемого юридического лица. Объектами инвестиционной деятельности в этих случаях выступают имущественные (обязательственные) права участников общества по отношению к юридическому лицу, акции.

    ·   Собственной предпринимательской деятельности, например, предприниматель, приобретает оборудование и другие основные средства для модернизации своего производства.

              Отдельные нормативные акты могут также ограничивать сферу инвестирования. Так, Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 г. N 185 был утвержден Список подакцизных товаров, на производство которых не может быть направлен инвестиционный проект, реализуемый резидентом          Особой экономической зоны в Калининградской области. В этот список входят: спирт этиловый из всех видов сырья; спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов) и др.

                       Особое значение имеют нормы, вводящие общее ограничение инвестирования объектов, деятельность которых не соответствует законодательству Российской Федерации (например, предприятий, занимающихся явно незаконной деятельностью, предприятий, не выполнивших все предусмотренные законом формальности и т.д.), а так же утвержденным в установленном порядке стандартам (прежде всего, имеются в виду строительные, экологические, противопожарные, санитарно-эпидемиологические и иные нормы и правила) (ч.2 ст. 4ФЗ). В связи с этим,  представляется правильным установление в законе требования обязательной экспертизы инвестиционных проектов, предусмотренное ст. 14 Закона об инвестиционной деятельности , где указывается, что  сметная стоимость инвестиционных проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, подлежит проверке на предмет эффективности, достоверности и оценки обоснованности использования средств соответствующих бюджетов, направляемых на капитальные вложения.

             При этом под сметной стоимостью понимается стоимость, определяемая сметными документами в соответствии с проектом (рабочим проектом); она представляет собой цену инвестиционного проекта - основание для планирования и финансирования. Она состоит из прямых расходов и накладных расходов и плановых накоплений. Для исчисления сметной стоимости применяются сметные цены. Закон требует проверки следующих критериев сметной стоимости: эффективность, достоверность, обоснованность использования средств соответствующих бюджетов. 1

             Под эффективностью понимается относительный эффект, результативность проекта, отношение вложенных средств к полученному результату. Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования предлагаются три типа показателей эффективности инвестиционного проекта:

    - показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

    - показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;

    - показатели экономической эффективности (в узком смысле этого термина), учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

             При определении экономической эффективности инвестиционных проектов предстоящие затраты и результаты оцениваются в пределах расчетного срока, в базисных, мировых, прогнозных и расчетных ценах (последние учитывают уровень инфляции). При этом используются такие показатели, как чистый дисконтированный доход (интегральный эффект), внутренняя норма доходности, срок окупаемости и др.

               Эффективность реализации проектов должна определяться с учетом необходимых затрат на реализацию проекта, предполагаемой прибыли или социального эффекта проекта, сроков окупаемости и сроков реализации проекта, соответствия его местным социально-экономическим условиям, уровню развития инфраструктуры. Эффективность проекта означает уровень соответствия проекта целям и результатам его участников. Следует различать эффективность проекта в целом и эффективность участия в проекте.

                Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Безусловно эффективность проекта не должна оцениваться только с точки зрения его коммерческой выгоды, следует учитывать и общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;

              Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.

                 Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего проект, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.

                  Оценка эффективности проекта должна осуществляться на всех этапах его как разработки, так и реализации. Однако в первую очередь, перед началом реализации проекта оценивается эффективность его сметной стоимости, то есть отношения заложенных в смете затрат к ожидаемому результату.

                       Под достоверностью сметной стоимости понимается высокая степень точности сметных показателей, позволяющая на их основе делать выводы о результатах реализации инвестиционного проекта, а так же надежность показателей сметной документации и реалистичность самого проекта, а так же расчета его доходов и расходов.

                  При оценке обоснованности использования средств соответствующих бюджетов обращается внимание на необходимость использования для конкретных проектов именно бюджетных средств и невозможность реализации этого проекта только за счет привлечения частных инвестиций, а так же необходимость самих капитальных вложений для соответствующего субъекта (Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования).

          В ходе оценки обоснованности использования средств соответствующих бюджетов большое значение имеет бюджетная эффективность проекта.

             Порядок проведения проверки и выдачи заключений об эффективности, о достоверности и об оценке обоснованности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения проверки и выдачи заключений об оценке обоснованности использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

                           Финансирование проекта  допускается только при наличии положительных заключений об эффективности, о достоверности и об оценке обоснованности использования средств соответствующих бюджетов, направляемых на капитальные вложения.                                  

                   Инвестиционное законодательство ограничивается лишь перечислением основных участников и не содержит критериев, по которым следует относить лиц к субъектам инвестиционной деятельности. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть российские физические и юридические лица, иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства, а также государства и международные организации. В условиях рыночной экономики основными участниками инвестиционных правоотношений являются субъекты предпринимательской деятельности, круг которых достаточно широк. Предпринимательскую деятельность ведут коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. В установленных законом пределах предпринимательской деятельностью вправе заниматься и некоммерческие организации. В соответствии со ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы

                    Так, в Законе РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (с изменениями от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г., 10 января 2003 г.)  указывается, что  субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. В соответствии с ФЗ ««Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторами могут быть и иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы). Их правосубъектность определяется их национальным законодательством. Статус организации с иностранными инвестициями может получить и российская коммерческая организация.

                   Инвесторы-субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Это лица, способные самостоятельно вести деятельность, связанную с реализацией инвестирования то принятия решения до получения прибыли. Особенно это характерно для инвестиций в форме капитальных вложений: на всех этапах - инвестор может действовать самостоятельно от своего имени, не передавая своих функций другим лицам.

           В качестве инвесторов могут выступать:

    ·   органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

    ·   граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

    ·   иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

                       Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

                 Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

        Инвесторы имеют равные права на:

    ·   осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами;

    ·   самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;

    ·   владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных;

    ·   передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    ·   осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    ·   осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                   Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

                 В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

                    Подрядчики являются непосредственными исполнителями деятельности, в которую осуществляются капитальные вложения. Отношения подрядчика и заказчика (в зависимости от лица, являющегося заказчиком) могут оформляться договором подряда, государственного или муниципального подряда. Согласно ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. Как правило, капитальные вложения физическими и юридическими лицами осуществляются в строительную деятельность, проектные и изыскательские работы, а так же в некоторые иные виды деятельности.

                 Государственный и муниципальный контракт регламентируются статьями 763-768 ГК РФ. Согласно ст. 763, подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

                      Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. Пользователи объектов капитальных вложений - это, по сути, выгодоприобретатели данных правоотношений. То есть, субъекты, для удовлетворения потребностей которых и создаются объекты капитальных вложений.1

                    В случае если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании в порядке, установленном законодательством РФ.

                   Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.

                 Участниками правоотношений, возникающих в сфере инвестиционной деятельности, являются также государство (Российская Федерация), субъекты РФ, муниципальные образования. Реализуя публичные интересы общества, государство воздействует на коммерческую деятельность, регулирует и контролирует ее; кроме того, государство, субъекты РФ и муниципальные образования организуют деятельность подведомственного им хозяйства, т.е. в хозяйственной деятельности этих субъектов преобладают организационные элементы, ими принимаются решения о создании и ликвидации субъектов хозяйственной деятельности, управлении собственностью, определении режимов хозяйствования.

                   Существенная особенность государства как субъекта гражданского правоотношения состоит в том, что возможность быть стороной такого отношения не обусловливается наличием у него статуса юридического лица. Нормы, определяющие участие в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются к государственным органам в силу самого факта вступления в эти отношения. Однако вступать в гражданские правоотношения непосредственно государство не может.. От имени Российской Федерации и субъектов РФ, а также муниципальных образований органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде. Как субъект гражданского права, государство через свои уполномоченные органы вступает в самые разнообразные отношения, его договорные и внедоговорные обязательства являются весьма обширными.

                 Также для обозначения субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность, в литературе используется термин "коллективные" или "институциональные" инвесторы. Под таковыми обычно понимаются "финансовые институты, привлекающие средства большого числа инвесторов для объединения их в единый денежный пул с последующим размещением на рынке ценных бумаг и (или) инвестированием в объекты недвижимости". Деятельность коллективных инвесторов характеризуется двумя признаками:

    - привлечение инвестиций осуществляется посредством заключения соответствующих инвестиционных договоров - пенсионного, акционерного банковского вклада и др.;

    - инвестирование имущества в деятельность иных субъектов оборота осуществляется также на основании договоров инвестиционного характера, как правило, акционерного и облигационного займа.

                  К категории коллективных инвесторов следует отнести следующих субъектов:

    - коммерческие банки;

    - управляющие компании инвестиционных фондов;

    - акционерные инвестиционные фонды;

    - негосударственные пенсионные фонды;

    - доверительные управляющие (ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг).

                    В зависимости от предмета деятельности, среди коллективных инвесторов можно выделить две группы:

    1)   Коллективные инвесторы, осуществляющие, кроме инвестиционной, еще и иные виды деятельности - универсальные коллективные инвесторы. К категории универсальных инвесторов следует отнести коммерческие банки, профессиональных участников рынка ценных бумаг - брокеров и управляющих.

    2) Коллективные инвесторы, не осуществляющие иных, кроме инвестиционной, видов деятельности - специализированные коллективные инвесторы. К ним относятся акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.

                   Первые осуществляют свою деятельность на основании общей, например банковской, лицензии, и инвестиционная деятельность не является для такого субъекта единственным источником прибыли.

                    Для осуществления инвестиционной деятельности в качестве специализированного коллективного инвестора необходимо наличие специальной лицензии (лицензии инвестиционного фонда и т.д.), и инвестиционная деятельность при этом является единственным источником прибыли.1

                При этом преимущества реализации инвестиционного интереса через коллективных инвесторов видятся в следующем:

    - объединение инвестиций, полученных от множества инвесторов, позволяет принять участие в инвестировании на более выгодных условиях с экономической точки зрения и более защищенных - с юридической (возможность получения контрольного пакета акций, право на информацию о деятельности общества и т.д.);

    - инвестиционную деятельность осуществляют субъекты, обладающие специальной правоспособностью, которые не вправе осуществлять иную деятельность, кроме прямо определенной лицензией;

    - оценка инвестиционной привлекательности, равно как и защита уже осуществленных инвестиций, производится на профессиональном уровне;

    - риск неисполнения обязательств по инвестиционным договорам, заключенным коллективным инвестором, принимает на себя последний.

                Таким образом, как видим, законодатель достаточно широко определяет круг  объектов и субъектов  инвестиционной деятельности, что представляется мало оправданным.

                В качестве объектов могут выступать различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, причем не ограничивается форма собственности на них.  Однако перечень остается открытым, о чем свидетельствуют  слова «другие  объекты собственности», « различные виды имущества». Представляется более правильным установление на законодательном уровне определенных критериев отнесения имущества к объектам инвестиционной деятельности. Тем более что составление реестра объектов, разрешенных для инвестиций, задача неразрешимая и, прежде всего в связи с  появлением новых неизвестных ранее объектов для инвестирования. 1

                   К числу субъектов  могут относиться  не только собственно инвесторы (субъекты гражданского  и предпринимательского права, направляющие свои средства в строительство и реконструкцию объектов недвижимости или в определенный вид (форму) предпринимательской деятельности), но и те субъекты, которые осваивают капитальные вложения или получают пользу в результате освоения капитальных вложений.

           Более правильным будет отнесение к числу инвесторов субъектов гражданского  и предпринимательского права, направляющие свои средства и имущество на возведение недвижимости или вид (форму) предпринимательской деятельности.

              На наш взгляд не совсем правильно признавать в качестве инвестора всех и любых субъектов гражданского права, так или иначе соприкасающихся в своей деятельности с инвестированием.     Пользователи и потребители объектов инвестиционной деятельности не могут и не должны признаваться инвесторами по российскому гражданскому и предпринимательскому праву, поскольку их интересы носят совершенно иной характер по сравнению с интересами инвестора.

    Заключение.


     На  основе проделанной работы  укажем, что  инвестиции и инвестиционная деятельность  в экономическом развитии как страны  в целом,  так и региона  – это те составляющие, без которых невозможно нормальное  и  адекватное функционирование рыночной  экономики. Как указывают некоторые теоретики, это своего рода мотор, движущая сила прогресса техники и технологии.   И при этом, особо  отметим, что  основное назначение инвестиций не только в получении максимальной прибыли конкретным инвестором, но и, как справедливо указывает Жилинский, достижения   максимально положительного социального эффекта. В частности, здесь можно говорить о создании новых источников пополнения бюджета, новых рабочих мест и  т.д.

                  Естественно, эффективность инвестиционных процессов невозможна без должной правовой регламентации.   


    Список использованной литературы.

    1. Конституция РФ.

    2. Гражданский кодекс РФ (с изменениями и дополнениями).

    3. Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (с изменениями от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г., 10 января 2003 г.).

    4. ФЗ от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля , 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г.).

    5. Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: Центр экономики и маркетинга.- 2000.

    6. Анискин Ю. Инвестиционная активность и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - № 4.

    7. .Амунц Д.М. Государственно-частное партнерство. Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовоемких проектов//Справочник руководителя учреждения культуры.- 2005.- №12.

    8. Аксаков А. Законодательное обеспечение инвестиционной политики // Проблемы теории и практики управления. – 2002. - № 4 .

    9. Басов А. Тенденции развития инвестиционного и налогового законодательства субъектов Российской Федерации // Право и экономика. – 2002. - № 9.

    10. Бубенщикова А.Д. Финансово-правовые стимулы инвестиционной деятельности // Теория финансовых правоотношений. – 2005. - №3.

    11. ВычеровП.А.,ДорошенкоЮ.А. Методы государственного регулирования инвестиционного процесса.//#"../../Рабочий%20стол/РњРћР•/index.shtml">Социально-экономические проблемы развития России и процессы глобализации: потенциал возможного.      Cборник    научных     трудов.-2007г.

    19. Мороз С.П. Принципы инвестиционного права // Журнал российского права. – 2003. - № 3.

    20. Правовое обеспечение инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации. Стенограмма Парламентских слушаний от 28. 05. 2008 года



    [1] Наиболее полно авторы помещены в разделе “Список литературы”

    1 Жилинский С.С. Понятие «Инвестиции» в современном российском законодательстве.// Законодательство.- 2005 г.-№3.С.

    1 Жилинский С.С.Указ. работа.- С.16.


    1 Жилинский С.С. Указ. работа. -С. 14.

    1 Отнюкова Г.Д. Об инвестициях и инвестиционной деятельности. // Закон.-2006г.-№3.-C.18.

    2 Доронина. Г. СемилютинаН.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства.// Журнал российского права.- 2005.- №9.С.14

    1 Доронина. Г. СемилютинаН.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства.// Журнал российского права.- 2005.- №9.С.14


    1 Доронина Н.Г.,СемилютинаН.Г.Указ. работа.- С.14

    1 Фархутдинов И.З.,Трапезников В.А. Инвестиционное право. Учеб. Пособие.- М. - 2006г.-С.165

    ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­1 Отнюкова Г.Д. «Об инвестициях и инвестиционной деятельности».// Закон. -2006г. - №3.-С.19.


    1  Смушкин А.Б.Комментарий к ФЗ от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».-М.-2006.- С.120.

    1 Отнюкова Г.Д. Указ. работа.- С.19. 

    1 Смушкин А.Б.Комментарий к ФЗ от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». - М.-2006. -С.125


    1 Смушкин А.Б.Комментарий к ФЗ от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». - М.-2006. -С.127


    1 Смушкин А.Б.Комментарий к ФЗ от 25.02.1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». - М.-2006. -С.128.


    1 Майфат А.В.Гражданско-правовые конструкции инвестировапия.-М.- 2006.-С.163.



    1 Смушкин А.Б.Указ. работа. - С.153.


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Правовое содержание инвестиций и инвестиционной деятельности ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.