Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Психологический театр как форма пропаганды здорового образа жизни

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Психологический театр как форма пропаганды здорового образа жизни
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 2:24:55
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение                                                                                                  стр. 3

    Глава I.Анализ  проблемы здоровья школьников с точки зрения

    различных исследователей                                                                     стр. 7

    1.1 Состояние здоровья школьников в последние

    десятилетия                                                                                             стр. 7

    1.2 Поведенческие риски                                                                        стр. 9         

    1.3 Программы, направленные на профилактику ЗОЖ                          стр. 14

    1.4. Психологический театр – интерактивное  направление

    работы с подростками                                                                            стр. 17

    Глава II. Организация и методы психодиагностики

    информированности школьников по вопросам ЗОЖ                                     стр. 23                     

    2.1 Диагностика информированности школьников по

    вопросам ЗОЖ                                                                                        стр. 23

    2.2 Результаты и их обсуждение                                                             стр. 25

    Выводы                                                                                                   стр. 37

    Рекомендации                                                                                          стр. 39

    Заключение                                                                                              стр. 41

    Список использованной литературы                                                     стр. 43

    Приложение                                                                                            










    Введение

             Здоровье детей и подростков сегодня становится все более актуальной темой. Расширение диагностических возможностей, становление школьной психологии позволяют выявлять особенности развития детского организма на всех этапах пребывания ребенка в школе. Полученная в результате исследований информация, как правило, неутешительна и тревожна.

             Одной из причин данной ситуации является то, что в современных школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных формированию социальных навыков или отдельных их элементов. Предполагается, что «жизнь всему научит», и, хотя в этом есть определенная доля истины, авторы полагают, что направленное обучение способам успешной социализации позволило бы избежать многих проблем. 

             Несколько лучше обстоит дело с приобщением к здоровому образу жизни. На уроках биологии, физической культуры, БЖ и других педагоги обучают основам поведения, направленного на сохранение собственного здоровья.      Оба этих направления (сохранение здоровья и приобретение необходимых социальных навыков) объединяются, как правило, в работе школьных психологов, одной из задач которых является организация профилактики и преодоления учащимися школьной и в дальнейшем социальной дезадаптации.

             Проблема сохранения здоровья школьника является предметом большого числа психологических работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Ей, в частности, посвящены специальные монографии (Ананьев Н. А., Ямпольская Ю. А., Байер К., Зайцев Г. К., Куинджи Н. Н., Поленова М. А. и др.) и значительное число экспериментальных работ.

             В последние 10-15 лет в России широко развернулись психологические исследования, в которых раскрываются отдельные стороны сохранения здоровья детей (Зелинская Д. И., Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова), но практически не существует исследований, посвященных раскрытию вопросов выявления возможностей использования психологического театра в развитии у учащихся здоровьесберегающих навыков.

             В связи с этим наше исследование было посвящено раскрытию проблемы выявления возможностей использования психологического театра в развитии здоровьесберегающих навыков у учащихся и повышении их информированности  по вопросам ЗОЖ

             Анализ литературы показал, что актуальность проблемы определяется не только ее малой разработанностью, но и большой теоретической и практической значимостью для предотвращения  роста заболеваемости школьников и развития наркомании, табакокурения и алкоголизма.

             Актуальность исследования обусловлена раскрытием необходимости создания и совершенствования программы, направленной на предупреждение злоупотребления вредными веществами, повышение информированности школьников по вопросам ЗОЖ и развитие здоровьесберегающих навыков.

             Цель нашего исследования – разработать формы и методы профилактики ЗОЖ, выявить возможности психологического театра в профилактике ЗОЖ и разработать рекомендации, направленные на предупреждение злоупотребления вредными веществами, повышение информированности учащихся по вопросам ЗОЖ и развитие здоровьесберегающих навыков.

             В соответствии с целью формируется наша рабочая гипотеза:

    высокое качество профилактики ЗОЖ возможно при использовании в тренинговой программе форм психологического театра.

             Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:

    1. Изучение научно – теоретической и психологической литературы по теме исследования;

    2. Подбор методов исследования, позволяющих выявить начальный уровень информированности учащихся по вопросам ЗОЖ;

    3. Разработка и проведение программы, направленной на профилактику ЗОЖ;

    4. Разработка рекомендаций, направленной на развитие здоровьесберегающих навыков и повышение информированности учащихся по вопросам ЗОЖ и предупреждения злоупотребления вредными веществами.

             Наша рабочая гипотеза предполагает выбор в качестве объекта исследования учащихся седьмых классов.

             В качестве предмета исследования мы выбрали ЗОЖ.

             Методологической основой нашего исследования являются положение философии о взаимосвязи причины и следствия, труды психологов по данной проблеме (Ананьев Н. А., Ямпольская Ю. А., Байер К., Зайцев Г. К., Куинджи Н. Н., Поленова М. А. и др.)

             Для достижения поставленной цели использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ и синтез, беседа, тестирование, анкетирование.

             В исследовании нами использовались следующие методики:

    1. Анкета "Курение".

    2. Анкета "Алкоголь".

    3. Анкета "Наркомания".

    4. Тест "Наркомания".

    5. Тест "СПИД".

             Базой исследования является школа №115 г. Москвы.

             Научная новизна исследования заключается в разработке программы, направленной на предупреждение злоупотребления вредными веществами, повышение информированности учащихся по вопросам ЗОЖ, развитие здоровьесберегающих навыков.

             Практическая значимость: разработаны рекомендации для учителей и родителей, направленные на повышение информированности учащихся по вопросам ЗОЖ, развитие здоровьесберегающих навыков, предупреждение злоупотребления вредными веществами.

    Данное исследование проводилось в три этапа, каждый из которых преследовал определённые цели.

    I этап (сентябрь 2008 г. – ноябрь 2008 г.) — изучение и анализ литературы по проблеме, разработка концепции и методики исследования.

    II этап (ноябрь 2008 г. – февраль 2009 г.) — проведение опытно-экспериментальной работы.

    III этап (февраль 2009 г.) — анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов.

    Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.























    Глава I. Анализ проблемы здоровья школьников с точки зрения различных авторов


    1.1. Состояние  здоровья школьников  в последние десятилетия

        В последнее время все чаще и чаще поступает информация о снижении здоровья школьников, о том, что все больше детей приобщается к употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ, курению.

        Очевидно, поэтому большинство работ, посвященных состоянию здоровья современных школьников, начинаются с перечисления «страшных» показателей, иллюстрирующих негативную динамику этого процесса. В соответствии с этими показателями современный школьник стал меньше ростом, хуже видит, сутулится, страдает нервно – психическими расстройствами, сердечно – сосудистыми заболеваниями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. При этом ухудшение его здоровья происходит как от года к году, так и от класса к классу, - иными словами, десятиклассник 2000 года уступает по медицинским показателям десятикласснику 1970 года, и оба они уступают первоклассникам, которые учились одновременно с ними [13; 27; 30; 48].

             Какие бы объяснения этому не давались, следует учесть, что ухудшение здоровья школьников не является особенностью, характерной только для последних 20-30 лет. Согласно статистике московских городских школ за 1911\12 учебный год, «количество слабых детей непрерывно растет с первого класса к старшим группам; в первых классах слабые дети составляли 35%, в средних-39,8% и в старших - 44,2%» [4, 13]. В течение последних ста лет, независимо от наличия или отсутствия экологических катастроф, социально – экономических потрясений и непроверенных лекарств, школьник неуклонно от класса к классу теряет здоровье. Это может быть обусловлено необходимостью проводить большую часть времени в сидячем, малоподвижном положении, нарушающем обмен веществ, имеющий   более энергичный характер и требующий интенсивных движений [30, 16]; состоянием школьной среды [27, 17]; личностью учителя [20]; педагогическими технологиями [27, 16].

             Любопытно, что в начале и середине XX века дети из состоятельных семей выгодно отличались по уровню здоровья от своих сверстников из семей бедноты. Последние десятилетия развития системы образования нивелировали эти различия. Мониторинг физического развития школьников Москвы в 90-е годы выявил негативные изменения в физическом статусе детей из социально наиболее благополучных семей, обучающихся в гимназиях, лицеях и др. Установлено, что при интенсификации учебного процесса, увеличении объема учебной нагрузки, что характерно для современных гимназий, уже в первом классе у детей наблюдается не только отчетливый рост отклонений в нервно – психическом здоровье (до 54%), но и нарушения зрения (54%), заболевания органов пищеварения (30%), нарушения осанки и стопы (38%) [1; 22; 36; 48].

             Интересно, что большинство начальных стадий заболеваний, начало злоупотребления психотропными веществами приходится на подростковый возраст. В чем же причина этого?















    1.2. Поведенческие риски



       В подростковом возрасте особенно сильно желание освободиться от контроля и постоянного руководства со стороны взрослых, от необходимости выполнять «взрослые» правила и нормы. Особенно привлекает то, что не дозволено.  «Запретным плодом», который наиболее сладок, в этой ситуации становится наркотик. Подростки часто стремятся доказать в группе сверстников свою «крутизну»; употребление в этих целях наркотиков представляется им очень сильным аргументом. Если же в подростковой группе кто–то начинает принимать наркотики, то не каждый подросток сумеет оказаться от их приема, так как именно группа сверстников становится для подростка источником норм, ценностей, стандартов поведения.

             Увы, широкая доступность наркотиков стала реальность нашей жизни. Без особого труда наркотики можно найти на молодежных вечеринках, школьных дискотеках, в местах молодежных «тусовок». Сегодня от риска употребления наркотиков не застрахован никто, даже семьи, считающиеся по традиционным меркам благополучными. И все–таки, почему один подросток становится наркоманом, а другой – нет?

       Соловов А. В. отнес к основным причинам наркомании:

    - Любопытство.

    - Давление группы, отсутствие навыка отказа.

    - Попытка решить семейные или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками.

    - Сенсация, возможность привлечь внимание.

    - Скука, неумение интересно проводить свободное время [38, 16].

             Причин много, в том числе и неблагополучная обстановка дома, в семье, и ничем не занятое свободное время и множество других причин. Например, миф о «легких» наркотиках и даже дань моде. Каждый из наркоманов по-своему приходит к этому. Вот только уйти, расстаться с наркотиками очень трудно. Кроме того, многие родители просто не знают признаков этого заболевания, не замечают начальной стадии болезни, спохватываются, когда уже все запущено. Поэтому важно не «проспать» период начала употребления подростком наркотиков.

          Наркоманом может стать любой человек, употребляющий наркотики. Однако, как пишет Г. К. Зайцев, -  среди подростков-наркоманов чаще всего встречаются люди со слабым характером, избегающих любых физических или психологических нагрузок, нуждающиеся в притоке легкой, развлекающей информации. У них часто развивается зависимость от группы, основой которой являются совместные развлечения и наслаждения.

             Другой тип характеров подростков-наркоманов проявляется в склонности к «сильным» ощущениям. Наркотическое опьянение для них – это способ «разрядиться», «ударить по мозгам». Есть и такие, кто придает чрезмерное значение преданности своей компании, «западает» на любые виды групповой деятельности. Внедрение ими наркотика в группу – средство для ее сплочения.

             Еще одна категория подростков – те, кто любят покрасоваться перед сверстниками, быть в центре внимания. На самом же деле они нередко испытывают сильную неуверенность в себе и используют наркотик для повышения активности, преодоления страха, как способ «казаться больше, чем есть на самом деле» [10, 26].

             Характерно, отмечает Н. Н Куинджи, что и подростки и даже двадцатилетние клиенты не становятся взрослыми ни психологически, ни физически. Например, мальчики – наркоманы с двухгодичным стажем не становятся мужчинами, а девочки – нормальными женщинами. Наркомания ведет к импотенции и необратимым гормональным изменениям в растущем организме [19, 56].

             Те, кто не лечится, живут три – пять лет, те, кто пытается лечиться, дотягивают до десяти. Практика показывает, что надежные результаты снятия зависимости реально возможны в двух случаях: либо при выявлении подростковой наркомании на самых ранних стадиях, либо у взрослых, состоявшихся людей. У них есть с чем сравнить. Они уже видели радости жизни, испытывали счастливые мгновения достижения целей  и они хотят вернуть свою нормальную прошлую жизнь. А подросткам даже и не с чем сравнивать.

             Вот пример, описанный К. Байером: один мальчик рассказывает, что испытывает неописуемый кайф от героина, ему даже кажется, что он плывет по морю на белом красивом пароходе. И лишь с огромным трудом удалось объяснить ему, что если бы не наркотик, он бы мог отправиться в такое плавание наяву, испытать множество прекрасных моментов, стать счастливым человеком. Этот 14–летний паренек никак не мог поверить в такую возможность, он познал иллюзорное короткое счастье и хотел лишь его повторения. А по сути – приближения своей гибели [2, 31].

             За мгновениями удовольствия обязательно наступает депрессия. Хорошие виденья сменяются страшными картинками. Появляются мысли о самоубийстве. Разрушается психика. Финал один. Если человек не кончает жизнь инвалидом, то умирает от передозировки.    

          Человек, начавший употреблять наркотики в подростковом возрасте, редко становится родителем (в связи с резким сокращением продолжительности жизни и нарушением репродуктивной функции).

             Дети наркоманов часто рождаются с уже сформировавшейся зависимостью от наркотиков. Кроме того, у этих детей чаще, чем у других, имеются пороки развития внутренних органов и конечностей. Помимо физических отклонений у детей наркоманов имеется большой риск психических заболеваний. Среди часто болеющих и плохо успевающих в школе детей значительный процент составляют дети из семей наркоманов и алкоголиков.

             Следует добавить, что эти дети, как правило, сами становятся наркоманами.

    Ученые не могут еще установить, почему наркотики так быстро включаются в обмен веществ человека и становятся необходимой частью него. Но уже доказано, что наркотики воздействуют на центр в головном мозге, который отвечает за “поощрение”. При этом происходит выброс дофамина в кровь и человек чувствует возбуждение.
    Но наркотики отрицательно воздействуют на организм человека. Прежде всего, они снижают болевой порог чувствительности. Это равносильно снятию “службы охраны”.
            Наркотики воздействуют на дыхательный центр и хеморецепторы, которые отвечают за количество О2 в крови, не реагируют на углекислый газ и происходит кислородное голодание организма. Наркоманы часто умирают от паралича дыхательного центра в результате передозировки.
    Наркотики также влияют на кашлевой центр. Кашель – защитная реакция организма, но у наркоманов отключается защитный механизм кашля. Наркотики способствуют угнетению сосудодвигательного центра, а вследствие этого снижению кровяного давления и замедлению пульса. По этой причине ухудшаются функции сердечно-сосудистой системы, функции всех клеток слабеют, и весь организм дряхлеет, как в старости.
    Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения, у наркоманов притупляются все вкусовые и обонятельные ощущения, снижается аппетит, уменьшается выработка ферментов, желчи, желудочного и кишечного соков. Пища не в полной мере переваривается и усваивается. Наркоманы обрекают себя на хроническое голодание и имеют дефицит веса. Но также происходит и спазм гладкомышечной мускулатуры кишечника, что приводит в длительным запорам (5 – 10 дней). И все это время в организме происходят процессы гниения и разложения.
           При наркомании угнетаются половые потребности и возможности. У девушек развиваются атрофические процессы, и они не могут даже заниматься проституцией из-за потери необходимых для этого качеств. У юношей происходит быстрое угасание потенции. У наркоманов обычно не бывает детей, а среди родившихся часты случаи уродств.

    Наркотики, попадая во внутреннюю среду организма, оказывают сильнейшее воздействие, прежде всего на головной мозг. С течением времени у человека появляются психическая, физическая зависимости и изменение чувствительности к наркотику (толерантность).
         Быстрое привыкание к наркотикам имеет свою специфику. Развитие психической зависимости от наркотика определяется воздействием на зоны поощрения, при которых возникают положительные эмоциональные состояния. Таким образом, употребление наркотика становится наиглавнейшим стимулом в получении положительных эмоций, а при отсутствии наркотика человек чувствует психологический дискомфорт.
            Механизмы формирования физической зависимости от наркотиков до конца еще не ясны. Есть предположения, что они включаются в обменные процессы как необходимый и самостоятельный элемент на уровне регуляции функций жизнедеятельности организма. В процессе развития болезни происходит привыкание к наркотику. Он уже не вызывает того состояния, которое было в начале. Появляется абстинентный синдром. Физиологическое явление привыкания к дозе наркотика называется – толерантностью.
          Состояние наркомании характеризуется тремя свойствами:

    1. Непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами.

    2. Стремление увеличивать дозы.

    3. Зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействия наркотиков.

    Так называемый синдром наркомании возникает лишь в результате принятия наркотического средства. Этапы этого процесса в основном следующие:

    • начальная эйфория, часто весьма кратковременная;
    • толерантность носит временный характер. Постепенно организм реагирует слабее;
    • зависимость;
    • абсистенция (синдром отнятия), наступает через 12–48 часов после прекращения принятия наркотика.

     Проблема наркомании достаточно страшна, поэтому необходимо рассмотреть все возможности, направленные на искоренение этого зла из жизни людей.


    1.3. Программы, направленные на профилактику ЗОЖ

       В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, та как, выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска [36, 56]. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем.

             Приобретение навыков социализации, в том числе направленных на сбережение собственного здоровья, - замечательная задача, которую декларирует, хотя не всегда выполняет, школа. Вместе с тем в последние годы появились профилактические программы для школьных психологов, преследующие именно эту цель. Для успешности профилактической работы школьные психологи используют программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте под редакцией И. В. Дубровиной, программу допинг – профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста Н. А. Сирота и В. М. Ялтонского, а также ряд других [1; 36; 48].

             Реже встречаются аналогичные по целям программы, предназначенные не для психологов, а для педагогов. Такие программы чаще всего охватывают только начальные классы. Последнее приводит к тому, что, обладая безусловными достоинствами, такие программы, как «Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников» А. Г. Макеевой и И. В. Лысенко, «Школа безопасности» А. А. Усачева и А. И. Березина [22; 36], не способны в необходимой мере повлиять на проблему школьного здоровья и успешной социализации.

             На протяжении нескольких лет многие авторы работают над различными вариантами тренинговых профилактических программ, в которых роль ведущего выполнял бы педагог. Так, изданная в 1997 году книга для классных руководителей и учителей физической культуры в начальной школе «Физическое развитие и психическое здоровье», была посвящена формированию у учащихся коммуникативных знаний навыков, а также представлений о своем физическом и психическом Я. В последующие годы были опубликованы статьи В. Родионова, посвященные формированию навыков поведения в экстремальной ситуации («Самозащита по Карлссону», 1998), борьбы со стрессом («Расслабимся перед экзаменами», 1999); М. Ступницкой – об умении находить компромиссные варианты поведения («Попробуйте пойти на компромисс», 2000) и другие [30, 16].

             Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание сообщенного взрослым «правильного ответа». При этом следует помнить, что игра – это средство, которое изначально входило в арсенал педагогов и только потом – психологов. Упоминание о приемах и технике обучения в процессе ролевых игр можно найти в трудах А. С. Макаренко, который вначале своей карьеры наблюдал «дворянские игры» в кадетских корпусах. Затем эти приемы и техника получили развитие и теоретическое обоснование у американских психологов в 1940-1960-х годах, в первую очередь, у Альберта Бандуры. Далее они нашли широкое признание в 1980-1990-х годах в американской программе под названием «Life Skills International» [37, 54].

             Государственные программы профилактики ЗОЖ включают в себя работу телефонов доверия.

    Да, работа телефона доверия достаточно хорошее дело, однако и достаточно дорогое. Мы видим одну из возможностей профилактики ЗОЖ в использовании форм психологического театра в работе тренинговых программ по профилактике ЗОЖ.

    В педагогической среде в системе мер борьбы с зависимостью профилактика играет ведущую роль. Если реабилитация  наркомана предполагает ломку структуры, очень устойчивой и выгодной, то профилактика имеет возможность естественно войти в процесс развития личности, скорректировать его.
             Как известно, медики и представители органов правопорядка имеют дело с конечным результатом. Самое основное происходит в школе, в том числе, и ориентация на определённый образ жизни. Поэтому упор профилактической деятельности делается на позитивные изменения в школе.

     «Разумные решения» позитивно отражаются на успехах в жизни. К разумному решению можно отнести ориентацию на ЗОЖ, формирование которого необходимо начинать с 7 лет.

    Целью профилактики зависимости является устранение «факторов риска» наркотизации, формирование личности, устойчивой к воздействию этих факторов. Человек, устойчивый к возникновению зависимости, это человек, развитый навстречу влиянию «факторов риска», подготовленный к ним. Он здоров и убежден в необходимости здоровья. Ему доступны его собственные чувства и желания, он осознает свои проблемы, слабые места, а также присущие ему элементы зависимого поведения. Он достаточно компетентен, успешен в социальной сфере.

             В школе речь идет о первичной профилактике зависимости, которая ориентируется на самый широкий круг людей, как правило, без аддиктивного опыта, нацелена на борьбу с предпосылками зависимого поведения.











    1.4. Психологический театр – интерактивное  направление работы с подростками

             Социальные и психологические изменения последнего времени, происходящие как в семье, так и в обществе, привели к тому, что дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, им все трудней становится устанавливать и поддерживать контакты. Современные подростки менее отзывчивы к проявлению чувств, не понимают и не учитывают индивидуальные особенности и интересы других людей, и все больше детей страдают от одиночества и изоляции. Все это может привести к проблемам со здоровьем, а также к злоупотреблению психотропных веществ. Поскольку ведущими факторами, толкающими к употреблению табака, алкоголя и наркотиков являются именно давление группы, попытка решить семейные или школьные проблемы, установить дружеские отношения со сверстниками, возможность привлечь внимание.

    Все это привело к необходимости искать  формы работы, направленные на формирование навыков общения и самовыражения. Одной из самых интересных на наш взгляд форм является психологический театр,  занятия которого направлены на достижение нескольких целей: формирование и развитие навыков общения и межличностного взаимодействия, а также формирование эмоциональной децентрации и развития  эмоционального (сенсорного) опыта.

    Как отмечают Неверина К. К и Левитова А. Р., целями психологического театра являются:

     - выявление истинной причины неудач, одиночества, тайных страхов или душевного недомогания человека;
    - обрисовывание подсознательной программы, руководящей человеком;
      - знакомство с разными ролями, личностями, живущими в человеке;
      - коррекция внутренней программы: смена роли;
      - попытка быть другим в новой среде - в данной группе [24, 47].

    Занятия психологического театра  целесообразно организовывать в особый урок с элементами тренинга (социально-психологического, общения; личностного роста и др.), сказкотерапии, арт-терапии...

    Данные занятия  могут рассматриваться как нестандартный урок, который представляет собой импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру:
    -разминка;
    -основная часть;
    -заключительная часть.

    Работа в режиме тренинговой группы отличается рядом специфических особенностей. В частности, активность участников носит особый характер, поскольку они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для отработки личностных качеств, умений, установок, проявляющихся в первую очередь, в общении. На занятии делается акцент на создание атмосферы безопасности и доверия, и поэтому не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнения.

    Член группы принимает участие в играх добровольно, т.е. имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. Задача ведущего: постараться организовать занятие так, чтобы все хотели в нем участвовать. Ведущий также побуждает участников к рефлексам - на доступном данному возрасту уровне.

    Правила поведения на занятиях менее регламентированы, в том числе снижен внешний контроль.

             Курс ориентирован на работу с бессознательным и включает в себя синтез таких направлений, как психоанализ, нейролингвистическое программирование (НЛП), трансперсональные методики и др., что помогает человеку избавиться от старой роли, мешающей ему быть счастливым. 

    Поиск бессознательной программы достигается с помощью эффекта эмоционального раскрепощения:
     - психодрама (решение конфликта через заданную ситуацию);
     - ролевой тренинг, психологические игры, гипнорефлексотерапия;
     - аналитические наблюдения, периодическое тестирование, собеседование...

    Благодаря психотренингу у человека развивается творческое мышление, помогающее найти выход их тупика, повышается психоэнергетический потенциал, оптимистичность, корректируются судьбоносные аспекты, образуется круг единомышленников, реализуется внутренний потенциал, решается быстрее ставшая привычной жизненно-важная проблема...

    Программа психологического театра представляет собой знакомство с миром чувств и эмоций путем участия в театральных постановках. Сценарии создает сам участник группы, здесь не используются готовые формы. Кроме того, у каждого есть возможность стать не только автором,  режиссером, но и актером, художником-декоратором. Родители по желанию могут включаться в творческий процесс, имея возможность наблюдать за происходящим со стороны и самим становиться полноправным участником коллективного действа.    

            Предупреждение зависимостей в жизни ребенка является серьезным делом. Очень важно, чтобы в определенный момент появился взрослый, способный предостеречь от неизвестной опасности. Данная программа предполагает работу с группой детей и может быть включена в деятельность различных учреждений, работающих с детьми. Занятия программы могут быть включены в общеобразовательную программу школы, работу клуба по месту жительства и других учреждений.
       Принципы организации работы психологического театра:
    • Чрезвычайно важно, чтобы реализация программы профилактики зависимостей проходила последовательно и имела статус политики школы, клуба.
    • Осведомленность участников реализации программы психологического театра относительно проблемы зависимости.
    • Обмен информацией между учреждениями системы профилактики наркомании – должна быть доступна информация о распространенности в данной местности нарковеществ, которые с наибольшей долей вероятности могут приниматься молодыми людьми впервые (табак, алкоголь, марихуана и т.д.) – для этого следует обратиться за консультацией в местное наркологическое учреждение, а также к юристам.
         Требования к ведущему имеют два момента.
    Человек, непосредственно рассказывающий детям о наркотиках, должен располагать достоверной информацией о распространенных в данной местности веществах. Кроме того, чтобы дети стали слушать, он должен выглядеть авторитетно в их глазах. Это человек, который приходит и рассказывает о серьезной опасности, он одновременно и герой, и враг, и, соответственно, будет вызывать сложные чувства в аудитории. Чтобы важный разговор состоялся, необходимо серьезно отнестись к подготовке работы театра.
              От ведущего тренинговых занятий требуются знания и опыт ведения групп с детьми / подростками. Желательно наличие психологического образования.
               Работа по программе профилактики зависимостей в рамках работы психологического театра имеет три аспекта.
    Информирование.
              Разговор о наркотиках в детской или подростковой аудитории имеет целью сообщение реальной информации о том, с чем ребенок или подросток уже может столкнуться в своей жизни. Как правило, это оправдано начиная с 3-4-5 классов средней школы. В этом возрасте (переход из начальной школы в среднюю) дети обладают большей самостоятельностью и, соответственно, должны научиться принимать на себя большую ответственность. Естественное любопытство 10-12-летних детей, не сдерживаемое строгими рамками контроля взрослых, может стать причиной первой пробы наркотика, а может быть удовлетворено в процессе корректно построенного разговора с компетентным взрослым. В первом случае наркотик привлекает загадочностью, мифами о невероятных ощущениях или запретностью. Во втором случае ребенок получает полную информацию (и позитивную, и негативную) и осознанно принимает решение.
           Необходимо, чтобы человек, информирующий детей о наркотиках, располагал реальной информацией о предмете. Кроме того, очень важно то, как будет подаваться эта информация. Осведомленность – это хорошее приобретение, но знания могут быть использованы в различных целях.       Известно, например, что антинаркотическая пропаганда в среде подростков приводит к парадоксальным результатам – то, о чем так много говорят, привлекает исследовательский интерес. Кроме того, прямой запрет, запугивание может подстегнуть мотив самоутверждения, сепарации от взрослого. В своем окружении дети имеют множество источников информации о наркотиках, в том числе реальные подтверждения сказанному. Поэтому неточности и явные искажения в рассказе лектора могут привести к тому, что ребенок просто перестанет его слушать.
               Информация должна быть адекватной возрасту детей – она должна быть понятной и интересной. Особое внимание следует уделить наглядному материалу – особенно материалу для занятий с младшими школьниками. Это могут быть красочно оформленные проспекты уроков, видео-ролики (оптимальная длительность – 10 минут).
            Формирование навыков конструктивного общения.
    Это двоякий процесс:
    - Во-первых, тренинг навыков общения,
    - Во-вторых, формирование у каждого ученика положительной самооценки, чувства собственного достоинства.
              Эти два процесса непосредственно связаны между собой: социальная компетентность – необходимый момент ощущения самоценности, а позитивное отношение к себе – важнейшее условие успешности в социальной сфере.
    Комплексное воспитание, взращивание положительно чувства самоценности, самоуважения – с одной стороны. Выработка у детей таких качеств, как умение общаться, самостоятельность, разнообразие интересов, активность, устойчивость к стрессам, конфликтам и способность справиться с ними – с другой. Все это относится к качествам, которые препятствуют проявлению зависимостей у человека.
                Укрепление уз, связывающих ребенка с социумом (семьей, школой и др.)
    Ученик формируется как партнер, друг, коллега, союзник, самостоятельный и умеющий легко вступать во все виды человеческих взаимоотношений.
            Доказано, что люди, живущие в прочной сети эмоциональных связей, меньше предрасположены к зависимостям. Поэтому-то так важно, чтобы ребенок заблаговременно учился находить свое место в группе, чтобы он вновь и вновь испытывал серьезное отношение к нему значимых для него людей, например, преподавателей, соучеников, родителей, - это дает ребенку, подростку чувство безопасности, уверенности в себе. Это дает ему постоянную возможность признавать себя, открыто и честно относиться к своим чувствам и потребностям. Тогда он может выносить свои личные стремления и чаяния в круг обсуждения, без страха выражать себя.
              Очень важно, чтобы уже с младшей ступени дети получали содействие своему праву голоса и опыт активного участия в жизни семьи (совет семьи, взаимопомощь, активное участие в домашних делах), в жизни школы (участие в совместных обсуждениях, в оформлении помещения школы и школьной площадки), в широком общественном жизненном пространстве (кружки, секции, соревнования, конкурсы, места для игр, встреч молодежи, общественные объединения, участие в принятии управленческих решений в квартире, района, государстве, целом мире).
            Вышеназванные аспекты – информирование, формирование навыков эффективного общения (и связанное с ним приобретение опыта позитивного самовосприятия) и укрепление уз, связывающих ребенка с социумом – составляют концептуальную основу каждого занятия по программе.








    Глава II. Организация и методы психодиагностики информированности школьников по вопросам ЗОЖ

    2. 1. Диагностика информированности учащихся по вопросам ЗОЖ

         Для того чтобы провести экспериментальную работу, мы поставили главную цель исследования: – разработать формы и методы профилактики ЗОЖ, выявить возможности психологического театра в профилактике ЗОЖ и разработать рекомендации, направленные на предупреждение злоупотребления вредными веществами, повышение информированности учащихся по вопросам ЗОЖ и развитие здоровьесберегающих навыков.

             Гипотезой исследования послужило предположение о том, что высокое качество профилактики ЗОЖ возможно при использовании в тренинговой программе форм психологического театра.

             Объектом исследования явились учащиеся 7 классов.

    Предметом исследования явился здоровый образ жизни.

    Задачи исследования:

    1. Изучение научно – теоретической и психологической литературы по теме исследования;

    2. Подбор методов исследования, позволяющих выявить начальный уровень информированности учащихся по вопросам ЗОЖ;

    3. Разработка и проведение программы, направленной на профилактику ЗОЖ;

    4. Разработка рекомендаций, направленной на развитие здоровьесберегающих навыков и повышение информированности учащихся по вопросам ЗОЖ и предупреждения злоупотребления вредными веществами.

    В эксперименте учувствовало 96 человек.

    Исследование проходило на базе СШ №115 г. Москва.

    Для того чтобы определить  точность и глубину поставленной проблемы мы применили следующие методы исследования: наблюдение, беседы, тесты.

    Наблюдение. Сущность применяемого в нашем исследовании наблюдения заключается в том, чтобы точно и полно фиксировать факты, которые позволяют судить о наличии заболеваемости у подростков. Метод наблюдения давал возможность фиксировать конкретные события, факты, позволяющие определить внутренние психические процессы. 

    Диагностические методики:

    1. Анкета «Курение»

    2. Анкета «Алкоголизм»

    3. Анкета «Наркомания»

    4. Тест «СПИД»

    5. Тест «Наркомания».

    Анкета "Курение"

    Анкета состоит из 10 вопросов и направлена на выявление уровня знаний учащихся по вопросам курения.

    Анкета "Алкоголизм".

    Анкета состоит из 9 вопросов и направлена на выявление уровня знаний учащихся по вопросам алкоголизма.

    Анкета "Наркомания".

    Анкета состоит из 5 вопросов и направлена на выявление уровня знаний учащихся по вопросам наркомании.

    Тест "СПИД"

    Анкета состоит из 10 вопросов и направлена на выявление уровня знаний учащихся по вопросам СПИДа. Предложен в 1995 г. Н. Реммом.

    Тест "Наркомания".

    Опросник состоит из 9 вопросов и направлен на выявление уровня знаний учащихся по вопросам наркомании. Предложен в 1990 г. П. Астафьевым.






    2.2. Результаты и их обсуждение

    Общеизвестно, что здоровье каждого человека формируется с детства и в зависимости от того, как оно сохраняется и укрепляется за годы обучения зависит здоровье населения страны. Медико-социологическое исследование проблем образа жизни и различных его аспектов включают анализ состояния здоровья учащихся и распространенности негативных поведенческих и других привычек, оказывающих вредное воздействие на здоровье.

    Работу по формированию здоровьесберегающих навыков, повышению информированности учащихся по вопросам ЗОЖ и предупреждению злоупотребления вредными веществами мы начали с выявления наличного их уровня у респондентов контрольной и экспериментальной групп.

             По специально разработанной анкете, включающей в себя 16 вопросов, было опрошено 96 учеников школы. Все респонденты были подростками 13 - 14-летнего возраста. 62% опрошенных считают себя практически здоровыми. 38 % отмечают у себя различные отклонения в состоянии здоровья. 94 % респондентов перенесли болезнь Боткина, 94 % - детские инфекции, у 25 % - внутричерепное давление, 6,25 % - бронхит, 3,2 % - ангину, 3,2 % - гайморит, 3,2 % - аппендицит. 87,5 % из них состоят на диспансерном учете у врача.

                   По данным опроса отягощенная наследственность имеется у 15,6 % детей, родители которых болеют различными хроническими заболеваниями.        На вопрос «Занимаетесь ли Вы оздоровлением, закаливанием своего организма?» 4 % учащихся ответили положительно, все они занимаются дома утренней гимнастикой.

                   62,5 % респондентов применяют различные народные средства лечения и профилактики.

                   Период обучения в школе является критическим в отношении формирования у подростков многих негативных привычек: табакокурения, употребления спиртных напитков, наркотиков, низкой физической активности (гиподинамии), нарушений режима дня, питания, отдыха и других.

                   Исследования выявили, что 5 % юношей и 4,5 % девушек курят табак. 9,5 % курящих  приобщились к курению в стенах школы. По данным анкетирования, - распространенность другой вредной привычки – употребления алкоголя – составляет 18,7 %. 12,5 % из них предпочитают пиво, 6,25 % - вино. У 53,1 % подростков выявлен низкий уровень физической активности. В спортивных группах занимаются всего 18,5 % опрошенных лиц, 25 % учащихся занимаются физической культурой в основной группе физической подготовке не более 2-х часов в неделю на школьных уроках.

                   К месту учебы пешком добираются 76,2 % учеников, 23,8 % - пользуются автотранспортом. На свежем воздухе пребывают больше 1 часа в день – 15,6 %, полчаса в день – 15,6 %. 81,8 % школьников тратят один и более часов в день на просмотр телепередач, на компьютерные игры.

                   Респондентам были известны следующие методы оздоровления и укрепления здоровья: 59,3 % назвали физические упражнения и спорт, 9,3 % - обливание холодной водой. 31,4 %  ответили, что не знают никаких методов оздоровления организма.

                   68,8 % подростков впервые получили знания о ЗОЖ в семье, 31,2 % - в школе. Из факторов риска 18,7% подростков назвали употребление наркотиков, 9,3%-употребление алкогольных напитков, 6,25 % - табакокурение.

                   Анкета содержала и вопросы, касающиеся проблемы СПИДа. О СПИДе не знали 12,5 % респондентов. Остальные ответили так: половой путь передачи назвали 68,7 %, через кровь – 50%.

                   В результате наших исследований установлено, что образ жизни современных учеников довольно однообразен: все свое свободное время сегодняшние подростки тратят на компьютерные игры, просмотр передач. На пешие прогулки и пребывание на свежем воздухе большинство опрошенных  затрачивали меньше часов, чем на компьютерные игры и передачи.

                   К сожалению, школьники не уделяют должного внимания проблемам сохранения и укрепления здоровья, недостаточно занимаются оздоровлением своего организма, ведут малоподвижный образ жизни, употребляют алкогольные напитки и курят табак.

                   В результате анализа полученных данных, видно, что наличный уровень знаний учащихся по вопросам здорового образа жизни достаточно низок и составляет максимум 55 %.

             Мы заинтересовались, насколько велика осведомленность учеников в области спиртных напитков. Оказалось, что мальчики знают названия почти 60 спиртных напитков, а девочки - наполовину меньше. Стали уточнять, в каком возрасте произошло приобщение к алкоголю, и получили тревожную картину: у 54% оно началось в 13 - 14 лет, у 18% - в 7 - 8 лет, а 3% - в 4 - 5 лет! И все впервые попробовали вкус алкоголя в семейном кругу! 75% учеников употребляют спиртные напитки по праздникам и семейным торжествам. В большинстве случаев первая рюмка бывает выпита с благословения родных. Таким образом, кадры будущих алкоголиков нередко готовятся в семье.

             Основными причинами приобщения к алкоголю дети назвали неблагоприятные отношения между родителями, алкогольные традиции в семье, отсутствие одного из родителей, раннее приобщение к алкоголю.

                   И хотя приобщение к алкоголю начинается достаточно рано, тем не менее учащиеся имеют достаточно низкий уровень знаний по вопросам алкоголизма (смотри таблицу №1).

    Та же ситуация наблюдается и в области курения. Учащиеся приобщаются к этой пагубной привычке с раннего возраста, однако уровень их информированности по этому вопросу составляет 61% (смотри таблицу №2).

    Таблица №1.

    Количество респондентов, имеющих высокий уровень знаний по теме «Алкоголизм» (анкета «Алкоголь»)     (%)

    Контрольная группа

    Экспериментальная группа

    До проведения программы


    После провед. Программы

    До проведения программы

    После провед.

    Программы


    58 %


    77 %


    54 %


    91 %

     

    Таблица №2.

    Результаты анкеты «Курение»     (%)

    Контрольная группа


    Экспериментальная группа


    До проведения программы

    После провед.

    Программы

    До проведения программы

    После провед. Программы


    63 %


    89 %


    59 %


    97 %

    Еще опаснее обстоит дело с информированностью в области наркомании. Наличный уровень знаний учащихся по вопросам наркомании составляет 45,5% (смотри таблицы №3 и 4).

    Более детальный анализ ответов детей по тесту "Наркомания" показывает основные западающие звенья в знаниях учащихся по данной тематике. С результатами можно ознакомиться в таблице №4

    Таблица №3

    Количество респондентов, имеющих высокий уровень знаний по теме «Наркомания» (тест  «Наркомания») (%).


    Контрольная группа


    Экспериментальная группа

    До проведения программы

    После проведения программы

    До проведения программы

    После проведения

    Программы


    44%


    75%


    47%


    91%


    Особенно опасно то, что 57,5% учащихся считает, что пятикратное употребление наркотиков несет незначительную опасность для здоровья, хотя, по данным наркологов, уже пятикратное употребление опиатов вызывает зависимость.

    45,5 % учащихся считают, что можно употреблять наркотики и не стать наркоманом. 73,5 % респондентов не считало употребление анаши наркоманией. Это несет большую опасность, поскольку все больше и больше подростков пробуют анашу, считая это абсолютно безопасной забавой. «К ней не бывает привыкания», - говорят они.

    Однако привыкание наблюдается. А потом и дозировка растет. Сегодня одна папироса на троих, завтра одна папироса на одного, послезавтра – несколько папирос в день. А там и марихуану захочется попробовать. Особенно, если вовремя рядом окажется наркоделец, надевший личину друга, способного помочь в любой ситуации. Учащиеся считают, что вдыхание паров из аэрозольного флакона - это не наркомания.

    .Не менее тревожна и картина, которую мы увидели проанализировав ответы испытуемых по теме "СПИД".

    Информированность испытуемых по вопросам СПИДа составляет 38,5% (смотри таблицу №5).

    Таблица №5.

    Количество респондентов, имеющих высокий уровень знаний по теме: «СПИД» (Тест «СПИД») (%).


    Контрольная группа


    Экспериментальная группа

    До проведения программы

    После провед. Программы

    До проведения программы

    После провед. Программы


    37 %


    71 %


    40 %


    86 %


    Дети считают, что в Московской области ВИЧ - инфицированных не более 10 человек. Это показывает, что они до сих пор считают СПИД болезнью низших слоев: наркоманов, проституток. Дети считают, что эта проблема их никогда не коснется, что еще больше усугубляет проблему, поскольку ведет к неосмысленному поведению.

    Учащиеся до сих пор считают, что СПИД передается через укусы комаров, пользование общей посудой, одним туалетом. Они хорошо знают, что секс без презерватива является достаточно опасным, и при этом большинство из них не используют презервативы, поскольку считают, что они снижают порог ощущений. Школьники считают, что больные СПИДом выглядят болезненно и угнетенно. Однако практика показывает, что большинство больных СПИДом достаточно веселые и активные люди. Поэтому эти данные не могут не настораживать, поскольку известно, что уровень информированности непосредственно влияет на образ жизни учащихся. Известно, что люди, осведомленные в вопросах здорового образа жизни больше берегут свое здоровье и не прибегают к использованию табака, алкоголя и тем более наркотиков для снятия напряжения.

    Данные результаты привели к выводу о том, что необходимо повысить уровень информированности учащихся и развивать их здоровьсберегающие навыки. С  целью выявления условий эффективности данной работы, мы ввели две группы – контрольную и экспериментальную.

    В контрольной группе уроки по  развитию здоровьесберегающих навыков проводились педагогом через учебные занятия, на которых применялись следующие методы: лекции, беседы, диспуты, деловые и ролевые игры, то есть уроки проводились как обычно.

    В экспериментальной группе уроки по повышению информированности по вопросам ЗОЖ и развития здоровьесберегающих навыков проводились через внеучебные занятия, на которых большее количество времени уделялось интерактивным методам обучения, в частности использовались средства психологического театра.

    После проведения программы уже 79% учащихся стали заниматься ежедневной утренней гимнастикой. У 26% учащихся вырос уровень физической активности. 17,6% стали заниматься в спортивных секциях.


    Таблица №4.

    Результаты теста «Наркомания»  (%)

    Вопросы

    Контрольная группа

    Экспериментальная группа

    До пров.

     Программы

    Пос. пр.

    Програм.

    До пров.

    программы

    Посл. пров.

    программы

    1.






    2.



    3.



    4.



    5.






    Опасно ли 5-кратное употребление наркотиков

    а) абсолютно неопасно.

    Б) незначительно. Опасно

    В) очень опасно

    Действительно ли употребление наркотиков может привести к летальному исходу

    а) нет никакой связи

     б) редкий случай

    в) закономерный. Исход

    Можно ли употреблять наркотики и не стать наркоманом.

    а) да

    б) нет

    Употребление анаши – это наркомания?

    а) да

    б) нет

    Можно заразиться СПИДом, используя 1 шприц, “черпак” если в компании кто-то ВИЧ – инфицированный

    а) да

    б) нет



    9

    54

    37



    1

    73

    26


    43

    57


    23

    77



    99

    1




    4

    30

    66


          

    0

    27

    73


    16

    84


      63     

          37



    100

    0

                 

     


             8

             61

             31



              2

              70

              28


             48

             52


             30

             70



             98

              2

            


        0

             11

             89



              0

              6

              94


             2

            98


             100

               0



            100

              0

             Дети стали больше времени проводить на свежем воздухе. "Раньше я все свободное время проводил возле компьютера. Даже стал замечать, что у меня чаще стала болеть голова, и уставали глаза, но я думал, что это от перегрузок в школе. А потом, когда на занятии мы посчитали время, которое я затрачивал на оздоровление организма, понял, что всему виной мой образ жизни. Сейчас уж лучше я лишний час погуляю, чем в старости буду болеть. О своем здоровье надо заботиться с детства", - сказал Сергей К. после работы в тренинге.


    После проведения программы у учащихся повысился уровень информированности по вопросам ЗОЖ, что можно увидеть на таблицах №1, 2,  3, 4, 5 и в диаграммах №1, 2, 3, 4. 

    Диаграмма №1

    Среди членов экспериментальной группы были и те, кто курил, выпивал. Зачастую алкоголь для них являлся средством занять свободное время,

    они с друзьями выпивали несколько раз в неделю, разговоры в компании вращались вокруг «пьяных» тем.

    По их мнению, раньше невозможно было весело провести праздник, совершенно не выпивая. Даже перед тем, как пойти на дискотеку, ребятам было необходимо употребить «допинг». Случались и ситуации, когда наутро после «веселья» они ощущали чувство вины или досады, поскольку успели «набедокурить» либо сами, либо их друзья.


    После участия в экспериментальной группе они стали употреблять спиртное намного реже, некоторые отказались от него совсем. Данная ситуация произошла потому, что в волонтерской группе они нашли новых друзей, увлеченных одним общим делом, нашли себе занятия по душе. Игорь П. сказал: «Раньше мы бы гуляли на улице и искали, чем заняться. Если удавалось наскрести денег, покупали бутылочку и выпивали на лавочке. Сейчас мне это не интересно. Лучше я приду сюда и займусь чем-нибудь увлекательным». Алексей Л. отметил: «Если бы все мои друзья ходили в клуб со мной, я бы бросил пить. А так, у них остались прежние интересы и поэтому, когда встречаешься с ними, приходится не выделяться. Однако и встречаться с ними стал очень редко, потому что уже не интересно».

    А Илья, участвовавший в тренинговой программе, сказал: "Раньше я думал: какое же застолье без выпивки всласть?.. Исстари так заведено! Наши деды выпивали, да еще как, и ничего… Пей до дна, как положено! Не нарушай традиций! Тем более что спиртное впервые попробовал дома. Родители налили на Новый год… Теперь то я понимаю, что так делать нельзя. Алкоголь вообще нельзя пробовать до 19 лет, это тормозит умственное развитие. Интересно, насколько умнее бы я был, если бы не пил?..".

    Та же ситуация происходит и с курением. Паша Б. сказал: «Раньше я курил по


    полторы пачки в день. Сейчас вот уже две недели держусь.
    Хочу быть здоровым сам, и чтобы у меня было здоровое потомство».

    Изменилось отношение участников тренинга и к наркомании. Вот высказывания некоторых из них:

    «Более склонны к употреблению наркотиков молодые люди, испытывающие стресс и чувство одиночества. Они думают наркотиком облегчить свое состояние, но это страшная ошибка, потому что прием наркотиков лишь усугубляет все имеющиеся проблемы и приносит страшную боль во время ломки, неуклонно приближая человека к смерти».

    «Наркомания гораздо опаснее неизлечимых болезней, так как она не только убивает человека, употребляющего наркотики, но и приносит

    огромную боль и страдания его близким» Повысился и уровень информированности по вопросам СПИДа. Сейчас дети знают, что СПИД - реальная угроза каждому, кто не заботится о своем здоровье.

    Как показал анализ результатов контрольной и экспериментальной групп, более высокого уровня информированности достигли дети, занятия с которыми проводились с использованием психологического театра, что


    подтверждает нашу гипотезу: повышение качества профилактики ЗОЖ возможно при использовании в тренинговой программе форм психологического театра.


    Выводы

    Ухудшение  здоровья школьника происходит как от года к году, так и от класса к классу.

             В последние годы в структуре заболеваемости детей и подростков школьного возраста все большее значение приобретают социальные и поведенческие факторы. Особенно высок уровень опасных для здоровья поведенческих рисков у подростков, та как, выходя из-под опеки взрослых, они оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска [14]. Подобная неподготовленность может проявиться в неумении избежать вредных привычек, вовремя сказать «нет», даже просто последить за своим здоровьем.

             Общеизвестно, что здоровье каждого человека формируется с детства и в зависимости от того, как оно сохраняется и укрепляется за годы обучения зависит здоровье населения страны. Медико-социологическое исследование проблем образа жизни и различных его аспектов включают анализ состояния здоровья учащихся и распространенности негативных поведенческих и других привычек, оказывающих вредное воздействие на здоровье.

                   Исследования, проведенные в сентябре 2004 г., выявили, что 5% юношей и 4,5 % девушек курят табак. 9,5 % курящих  приобщились к курению в стенах школы.    По данным анкетирования, - распространенность другой вредной привычки – употребления алкоголя – составляет 18,7 %. 12,5 % из них предпочитают пиво, 6,25 % - вино. У 53,1 % подростков выявлен низкий уровень физической активности. В спортивных группах занимаются всего 18,5 % опрошенных лиц, 25 % учащихся занимаются физической культурой в основной группе физической подготовке не более 2-х часов в неделю на школьных уроках.

             После проведения программы уже 79% учащихся стали заниматься ежедневной утренней гимнастикой. У 26% учащихся вырос уровень физической активности. 17,6% стали заниматься в спортивных секциях

    Уровень информированности учащихся по вопросам курения в сентябре 2003 г. составлял  61%, по алкоголизму - 56%, по наркомании - 45, 5%, по СПИДу - 38, 5%, что, естественно, привело к выводу о необходимости проведения программы, направленной на профилактику ЗОЖ. Мы использовали в работе программы формы психологического театра.

             Результаты показали, что использование форм психологического театра обеспечивает повышение качества профилактики ЗОЖ. Так, уровень информированности учащихся по вопросам курения в контрольной и экспериментальной группах соответственно составил 89% и 97%, по вопросам алкоголизма - 77% и 91% соответственно, по вопросам наркомании - 75% и 91% соответственно, по вопросам СПИДа - 71 и 86% соответственно.        

    Это подтверждает нашу гипотезу: повышение качества профилактики ЗОЖ возможно при использовании в программе работы форм психологического театра.












    Рекомендации

    Профилактика ЗОЖ - одна из основных проблем, остро стоящих в современном обществе. С каждым днем сводки передают о проблемах, связанных с наркоманией, алкоголизмом, курением, и просто неправильным образом жизни. Многих этих проблем можно избежать, если вовремя стимулировать детей на активный образ жизни, информировать о том, какую угрозу здоровью несет злоупотребление психотропными веществами. Поэтому главные рекомендации сегодня должны относиться семье подростков.

    Мы предлагаем обратить внимание на следующее:

    1. При выявлении ранних изменений личности человека, испытывающего тягу к алкоголизму, курению, употреблению психотропных веществ попытаться "установить" психологический заслон.

    2. Регулярно, ненавязчиво проводить антиалкогольную пропаганду всеми доступными средствами массовой информации с привлечением специалистов и "потерпевших", вышедших из данного состояния (болезни).

    3. Обратить внимание на наличие у ребенка  ряда признаков, проявление которых должно стать поводом для более внимательного отношения к подростку и его проблемам: лживость, изворотливость подростка; следы от уколов и порезов (особенно на руках); «зашифрованные» телефонные разговоры с незнакомыми лицами; увеличение требуемой подростком суммы денег на карманные расходы; исчезновение из дома денег или ценностей; неизвестные вам и ранее не встречающиеся порошки, капсулы, таблетки; смятая фольга, иглы или шприцы, узкие полые трубки; папиросы (особенно «Беломор») в пачках из – под сигарет; «стеклянные глаза» – расширенные или суженые зрачки; неожиданные перемены настроения от оживленного состояния к вялому; раздражение, агрессивность, вспыльчивость или чрезмерная болтливость; потеря аппетита, снижение веса; потеря интереса к прежним увлечениям, к учебе, к спорту, к друзьям; резкое изменение круга общения; нехарактерные признаки сонливости; необычные пятна, запахи или следы на теле и одежде подростка; невнятная речь; частичный беспричинный кашель; внешняя неопрятность.

    4. Школьным работникам мы рекомендуем использовать формы психологического театра по теме ЗОЖ, поскольку они позволяют поднять качество пропаганды ЗОЖ.




















    Заключение


             Здоровье детей и подростков сегодня становится все более актуальной темой. 

             Сегодня в каждой школе наблюдается рост числа учащихся, употребляющих алкоголь. Проблема курения школьников приводит к необходимости введения штрафов, поскольку большинство курильщиков уже не способны обойтись без сигареты во время занятий. Ежегодно увеличивается количество учащихся, склонных к употреблению наркотиков. А по данным тестирований, проведенных наркодиспансером и Центром СПИД, процент информированности подростков по вопросам наркомании и СПИДа оставляет желать лучшего.

             Что является причиной этого? Несомненно, одной из причин является несовершенство программ, направленных на профилактику ЗОЖ, что ведет к необходимости их пересмотра.

             Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание сообщенного взрослым "правильного ответа".

             Однако даже в ходе проведения педагогами тренинговых программ наблюдается эффект "социальной желательности", что, безусловно, снижает качество профилактики ЗОЖ.          В связи с этим было необходимо усовершенствовать данные программы. В своей работе мы решаем эту проблему через модификацию тренингов и введение в них психологического театра. Целью нашего исследования явилось выявление возможностей использования психологического театра в профилактике ЗОЖ. 

    На основе изученной литературы, касающейся данной проблемы, мы выдвинули гипотезу: высокое качество профилактики ЗОЖ возможно при использовании в программе работы форм психологического театра.

    С целью подтвердить или опровергнуть выдвинутую нами гипотезу мы разработали комплексное психологическое исследование, направленное на изучение возможностей психологического театра в профилактике ЗОЖ.

    Результаты проведенного исследования в основном подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Это, в свою очередь, позволило нам дать свои рекомендации учителям и родителям учащихся.

    В своем исследовании мы не претендуем на полноту освещения всех сторон проблемы. В ней еще много неизученных сторон, исследование которых мы планируем продолжить в будущем.

    Список использованной литературы

    1. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. Здоровье и развитие современных школьников //Школа здоровья.1994. №1.

    2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М., 1997.

    3. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья.- М., 2000.

    4. Беличева С. А., Родионов В. А. Информация о деятельности Центр психосоциальной работы при Консорциуме «Социальное здоровье России»//Вестник психосоциальной и  коррекционно-реабилитационной работы. 1999. №1.

    5. Брягунов И.П.Беседы о здоровье школьников. М., 2000

    6. Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Что губит нас…О проблеме алкоголизма, наркомании и табакокурения. – М., 1990.

    7. Джексон Адам. Десять секретов Здоровья / Перев. с англ.- М. 2006.

    8. Дунаевский В.В. Стяжкин В.Д. Наркомании и токсикомании. Л., 1990

    9. Заикин М., Никитин А., Спасибо, не курю. – М., 1990.

    10. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г.     Твое здоровье. Укрепление организма. СПб., 2000

    11. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб.,1998.

    12. Зайцев Г.К., Эргардт Е.Г. Ребята, растите здоровыми!- СПб.,2000.

    13. Зелинская Д. И. О состоянии здоровья детей России//  Школа здоровья. 1995. №2.

    14. Козык Н.И. Занятия в « Школе Здоровья»// Начальная школа. -2006.-№8.

    15. Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма.- М., 1991.

    16. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М. 1986.

    17. Куинджи Н.Н Валеология: Пути формирования здоровья школьников -Москва 2001.

    18. Краков И.Г.Наркомания: мифы и действительность.- М., 1990.

    19. Куинджи Н., Поленова М. А. Влияние школы на состояние здоровья, формирование репродуктивной функции девочек//Школа здоровья. 1995. №4

    20. Лебедева Н. Т. Школа и здоровье учащихся. Минск, 1998.

    21. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Кн. Для учит.- М., 1992.

    22. Макеева А. Г., Лысенко И. В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников.

    23. Мороз О.П. группа риска, - М., 1990.

    24. Неверина К.К., Левитова А. Р. Особенности психологического театра.// Новые психологические техники. – М., 2004.

    25. Педагогика здоровья. – М., 1990.

    26. Посоветуйте, доктор! (Все о здоровом образе и долголетии). - М., 2000

    27. Пособие  для учителей начальной школы. Спб., 1969.

    28. Педагогика здоровья/ Под ред. В. Н. Касаткина. М., 1999.

    29. Периодическое издание «Здоровье» 2007-2009 гг

    30. Родионов А. В., Родионов В. А.    Физическое развитие и

    психическое здоровье. М.: МКО, «Теис», 1997.

    34. Сердюкова Н.Б. Наркотики и наркомания – М.: Феникс 2000

    35. Сиверина В. Т. Якоб  Леви Морено и психодрама. – М., 2003.

    36. Сирота Н. А., Ялтонский В. М.      Программа допинг – профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста (программа подготовки лидеров – сверстников). М., 2000.

    37. Соловов А. В. Наркомании: причины, виды, последствия, профилактика. Казань, 1999.

    38. Соловов А. В. Навыки жизни. Программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет. М., 2000

    39. Степанов В.Г. Шаги к здоровью.- Якутск 1989.

    40. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей.- Москва. 1982.

    41. Тонкова – Ямпольская Р.В. Черток Т.Я. Ради здоровья детей. – М. 1985.

    42. Укрепления здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской научно- практической конференции (Казань, 4- 6 апреля 2000 г.). М., 2000.

    43. Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность.- М., 1990.

    44. Формирование здорового образа жизни молодежи (медико – социальные аспекты) / А.В. Мартыненко. Ю.В. Валентик, В.А. Полесский и др. – М., 1988.

    45. Хрипова А.Г., КолесовД.В. Биология, Человек и его здоровье: Учеб.для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М., 1996.

    46. Цузмер А.М. Петришина О.Л. Загорская В.Н. и др. Биология: Человек и его здоровье: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учеб. заведений. – М.. 1997.

    47. Шевченко Л.А. От охраны здоровья к успеху в учебе// Начальная школа. -2006.- №8.

    48. Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей//Издание 2-е, переработанное и дополненное/ Под научн. ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПб., 2001.

    Приложение 1

    Тест «Наркомания»

    1. Опасно ли 5-кратное употребление наркотиков

    а) абсолютно неопасно.

    б) незначительно. Опасно

    в) очень опасно

    2. Действительно ли употребление наркотиков может привести к летальному исходу

    а) нет никакой связи

     б) редкий случай

    в) закономерный. Исход

    3. Можно ли употреблять наркотики и не стать наркоманом.

    а) да

    б) нет

    4. Употребление анаши – это наркомания?

    а) да

    б) нет

    5. Можно заразиться СПИДом, используя 1 шприц, “черпак” если в компании кто-то ВИЧ – инфицированный

    а) да

    б) нет

    Приложение 2

    Тест «СПИД»

    1. Сколько выявлено ВИЧ – Инфицированных в Московской области?

    пока ни одного

    10 человек

    свыше 250

    2. ВИЧ – это…

     вирус

    Простуда

    Болезнь

    3. ВИЧ является причиной СПИДа?  

    4. СПИД - это состояние, при котором иммунная система больше не в состоянии защищать организм от болезней, так как это было при здоровом состоянии организма.                   

    5. ВИЧ \ СПИД передается  через 

    общие иглы при употреблении наркотиков

    Поцелуй

    Рукопожатие

    секс без презерватива

    Чихание

    Укусы комаров

    6. ВИЧ существует в

     материнском молоке

    в крови

    во влагалищных выделениях

    в сперме

    во всем вышеперечисленном

    7. Сейчас уже существует лекарство от СПИДа?  

    8. Для предотвращения ВИЧ \ СПИДа необходимо:

    пользоваться презервативами или воздерживаться от секса

    9 .Для предотвращения ВИЧ \ СПИДа необходимо                                             быть осмотрительным, кто твой сосед

    Нельзя плавать в общественных бассейнах

    Наркоманы должны пользоваться одноразовыми шприцами

    9. Саша и Дима вместе употребляют наркотики. Саша вводит наркотик  в вену, и не меняя иглы, передает шприц Диме. Может ли Дима заразиться ВИЧ – инфекцией?

     Приложение 3.

    Тест «Наркомания»

    Оцените следующие утверждения как правильные или неправильные.

    1. Любой существующий в мире наркотик является потенциальным ядом, опасным для здоровья.

    2. Алкоголь и транквилизаторы никогда не следует принимать вместе.

    3. Марихуана – это новый наркотик.

    4. Вам может стать очень плохо от вдыхания клея, но это не смертельно.

    5. Дым сигареты с марихуаной связывают с повышенным риском возникновения бронхита, рака легких.

    6. Вдыхание паров из аэрозольного флакона не рассматривается как наркомания.

    7. Марихуана на сегодняшний день является проблемой наркологии номер один.

    8. Одновременное употребление успокоительных средств и алкогольных напитков может вызвать необратимые изменения в головном мозге.

    9. Некоторые из успокоительных препаратов – это таблетки, которые приписывают как снотворные таблетки, мышечные релаксанты и транквилизаторы.


    Приложение 4.

    Анкета «Алкоголизм»

    1. Спиртные напитки в большинстве случаев действуют на человека возбуждающе?

    2. Алкоголь в любом количестве вреден для организма?

    3. Все алкогольные напитки – водка, коньяк, пиво – поступают в организм одинаково быстро?

    4. Если выпить крепкого кофе или принять холодный душ, это ускорит процесс отрезвления?

    5. Одно и то же количество алкоголя влияет на всех одинаково?

    6. Пьянство и алкоголизм это одно и то же?

    7. Если одновременно принять спиртное и какой-нибудь успокаивающий препарат, действие то и другого резко усилится?

    8. Если выпить разные алкогольные напитки, то не опьянеешь?

    9. Алкоголь усваивается таким же образом, как и пища?





Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Психологический театр как форма пропаганды здорового образа жизни ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.