Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Совершенствование финансового планирования на предприятии

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Совершенствование финансового планирования на предприятии
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 2:25:28
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    1. Организационно - экономическая характеристика предприятия УСНО ПО «-». 37

    2.  Оценка состояния имущества УСНО ПО «-». 41

    3. Оценка финансового состояния предприятия УСНО ПО «-». 48

    4.  Применяемая в УСНО ПО «-» система финансового планирования. 55

    5. Недостатки, выявленные в деятельности предприятия. 60

    6. Совершенствование  организационной структуры УСНО ПО «-» в целях оптимизации финансового планирования. 63

    7. Внедрение процедуры финансового контроллинга и бюджетирования в деятельность УСНО ПО «-»  68

    8. Создание отдела автоматизации финансового планирования. 78

    Заключение. 81

    Список использованных источников литературы.. 84

    Приложение 1. 89

    Приложение 2. 90


    1. Организационно - экономическая характеристика предприятия УСНО ПО «-»


    Рассмотрим характеристику ПО «Киришинефтеоргсинтез» или «-». Это динамично развивающееся предприятие, установленная мощность которого 17,3 млн тонн в год. По объему переработки Киришинефтеоргсинтез входит в пятерку крупнейших заводов страны. Равномерная загрузка производственных мощностей подтверждает стабильность положения предприятия как составляющего звена нефтяной компании «Сургутнефтегаз».

    Киришинефтеоргсинтез производит все виды топлива, продукцию, пользующуюся большим спросом в нефтехимической и лакокрасочной промышленности, на предприятиях бытовой химии и в строительной индустрии. Продукция завода, почти 80% которой экспортируется, конкурентоспособна, высококачественна и отвечает требованиям стандартов и законов об охране окружающей среды. Стратегический план инновационного развития Киришинефтеоргсинтез до 2008 года предусматривает получение дизельного топлива Евро-4 с содержанием серы 10 ррт, а также высокооктановых бензинов с содержанием бензола менее 1%. Следует подчеркнуть, что наше предприятие выпускает около 40% всего производимого в России экологически чистого малосернистого дизельного топлива.

    Торговая марка - хорошо известна более чем в пятидесяти странах мира. О престиже завода на рынке сбыта говорит то, что спрос на продукцию завода многократно превышает предложение. Топлива, производимые предприятием, закупаются для реализации практически всеми крупнейшими компаниями, работающими в Северо-Западном регионе России. Все самолеты, выполняющие международные рейсы из аэропорта «Пулково», заправляются киришским авиакеросином. Все синтетические моющие средства, производимые в России, и более 10% CMC, выпускаемых в Европе, изготавливаются на основе продукции нашего завода. Гидроизоляционные и кровельные материалы «Изофлекса» знают по всей стране: от Санкт-Петербурга до Владивостока и от Мурманска до Сочи. Среди наиболее известных объектов, где была применена эта продукция, можно отметить здание Центробанка, Дом Правительства России, ракетно-космический комплекс на Байконуре, Храм Христа Спасителя, аэропорт «Пулково», Московская кольцевая автодорога, здание Главного Штаба (Санкт-Петербург), Эрмитаж, здание Адмиралтейства, мосты через Обь и Енисей.

    Из всей совокупности переходных процессов, успешно пройденных объединением «Киришинефтеоргсинтез», наиболее затратоёмким оказался переход на принцип рыночных отношений, который осуществляется практически с 90-х годов. За изменение системы хозяйствования на предприятии пришлось заплатить снижением  объёмов переработки нефти и удорожанием товарной продукции. И только рациональное использование  всего потенциала  предприятия, проведение целенаправленной и активной политики на  рынке труда и капитала, товаров и услуг  позволило свести эти затраты к минимуму, оставаться на отечественном и зарубежном рынках в числе наиболее прогрессивных нефтеперерабатывающих заводов.

    Исторический экскурс,  анализ насущных проблем и прогнозные оценки  развития  ПО «Киришинефтеоргсинтез» дают возможность с оптимизмом смотреть в будущее отечественной нефтепереработки и нефтехимии на Северо-Западе Российской  Федерации. Уверенность придают нацеленность объединения на эффективную интеграцию с мировым рынком, на единение труда с капиталом, на нововведения в технической, организационной, управленческой и других сферах деятельности. За последние годы предприятие  расширило  номенклатуру и существенно улучшило ассортимент  продукции, пустило и освоило ряд новых промышленных объектов, еще более повысило экологическую безопасность производства, ввело в эксплуатацию большое количество объектов социальной сферы.

    Планы ПО "Киришинефтеоргсинтез " во многом сориентированы на углубление и всестороннее развитие экономических отношений, демократических преобразований  в стране. Без выполнения этих условий  оптимизм  относительно будущего  отечественной  нефтепереработки и нефтехимии может оказаться фантазией. Непоследовательное проведение реформы хозяйственного механизма, несомненно, может только  усугубить  положение отечественных производителей нефтепродуктов. В  этой  части  особую обеспокоенность вызывает усиливающийся диктат транспортных структур, которые правительством РФ отнесены к естественным монополиям. Поэтому  хотелось бы видеть от правительства  последовательной  политики  по поддержке отечественных производителей нефтепродуктов на мировом рынке - через систему  налогов, таможенных пошлин и.т.п. Без таких мер дополнительные расходы  могут привести  к неприемлемому для общества росту цен на нефтепродукты.

    Хотя планы  УСНО ПО «-»  во многом  сориентированы на последовательное проведение в стране экономических и демократических преобразований, но основные надежды возлагаются  на коренные изменения в технике и технологии производства, совершенствовании  организации и стимулирования труда, поиск эффективного менеджмента, активизацию маркетинга, создание интегрирующих структур управления производством, компьютеризацию управленческих решений, реструктуризацию капитала в инфраструктуре производства, повышение эффективности  инвестиционной деятельности профессионализм персонала,  расширение творческих связей.

    Инновационная деятельность предприятия является составной частью        процесса "Стратегическое управление". Владельцем процесса является генеральный директор, руководителем – директор технический.

    Основная цель предприятия, определенная его Миссией, находит свое воплощение в Стратегии развития предприятия  на основе анализа сильных и слабых сторон деятельности, внутренних и внешних угроз.

    Разработка Стратегии развития предприятия ведётся высшим руководством с привлечением Генерального проектировщика,  профильных институтов, специализированных  организаций. Стратегия развития предприятия согласовывается руководством компании ОАО "Сургутнефтегаз" и является основным документом, определяющим цели и пути развития на ближайшие 5-10 лет.

    Ответственность за разработку и принятие стратегических решений несет генеральный директор.

    Задачи, определенные в стратегии, входят в основу разработки конкретных  целей, которые отражаются в плане "Инновационная стратегия развития предприятия на 5-10  лет".

    Инновационная стратегия развития предприятия включает в себя мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности конечной продукции предприятия на мировом и внутреннем рынках за счет повышения качества продуктов,  снижения их себестоимости и получения максимальной прибыли – основного источника финансирования технического перевооружения предприятия.

    Дальнейший анализ проведем на примере Управления по строительству новых объектов. Управление занимается внедрением нового оборудования на завод глубокой переработки нефти (гидрокрекинг).

      

    2.2.  Оценка состояния имущества УСНО ПО «-»


    Для проведения оценки состояния имущества УСНО ПО «-» составим сводный аналитический баланс за первое полугодие 2008 г. (Таблица 2.1).

    Сводный сравнительный аналитический баланс исследуемого предприятия разра­ботанный на основе управленческого баланса УСНО. С его помощью проанализирована структура актива и пассива исследуемых объектов и проведена оценка удельного веса каждой группы актива и пассива в общем итоге баланса, а также соотношения между отдельными группами. Ключевым этапом данного раздела анализа является выявление сте­пени соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, собственного и заемного капитала, покрытия собственным капиталом величи­ны внеоборотных активов.

    Для общей оценки финансового состояния предприятия следует сгруппировать статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива) как выше указывалось. Чтение баланса по таким систематизированным группам ведется с использованием методов горизонтального и вертикального анализа. [51, с. 524]

    Из анализируемой таблицы 2.1 видно, что кредиторская задолженность на конец периода почти в 2,2 раз превышает дебиторскую, что свидетельствует о нехватке средств для покрытия обязательств. По данным данной таблицы, видно, что на конец периода года имущество предприятия снизилось на 6490 тыс. руб. или на 3 %. Это произошло за счет снижения оборотного капитала на 6578 тыс. руб. (или на 9%). Наконец периода основной и оборотный капитал в общей величине имущества предприятия составляют соответственно 64,85% и 35,15 %. Соотношение улучшилось в пользу основного капитала (внеоборотных активов).

    Таблица 2.1

    Структурный анализ активов и пассивов баланса УСНО ПО «-» за первое полугодие 2008 г.

    Наименование показателя

    Код

    Абсол.вел. (тыс.руб.)

    Относит. вел., %

    Изменения

    Нач.года

    Кон.года

    Нач.года

    Кон.года

    абсол.

    по структуре

    в % к величине 2006 г.

    в % к изм. итога бал.

    Актив

    внеоборотные активы

    Нематериальные активы

    110

    32

    33

    0,02%

    0,02%

    1

    0,00%

    3

    -0,02

    Основные средства

    120

    19576

    18678

    10,45%

    10,33%

    -898

    -0,12%

    -5

    13,84

    Долгосрочные финансовые вложения

    140

    97416

    97416

    51,99%

    53,85%

    0

    1,87%

    0

    0,00

    Отложенные налоговые активы

    145

    0

    1086

    0,00%

    0,60%

    1086

    0,60%


    -16,73

    Прочие внеоборотные активы

    150

    202

    101

    0,11%

    0,06%

    -101

    -0,05%

    -50

    1,56

    Итого внеоборотные активов

    190

    117226

    117314

    62,56%

    64,85%

    88

    2,29%

    0

    -1,36

    оборотные активы

    Запасы

    210

    13593

    39794

    7,25%

    22,00%

    26201

    14,74%

    193

    -403,71

    Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

    220

    238

    299

    0,13%

    0,17%

    61

    0,04%

    26

    -0,94

    Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

    230

    0

    0

    0,00%

    0,00%

    0

    0,00%


    0,00

    Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12месяцев после отчетной даты)

    240

    32416

    20363

    17,30%

    11,26%

    -12053

    -6,04%

    -37

    185,72

    Краткосрочные финансовые вложения

    250

    3000

    1188

    1,60%

    0,66%

    -1812

    -0,94%

    -60

    27,92

    Денежные средства

    260

    20821

    1846

    11,11%

    1,02%

    -18975

    -10,09%

    -91

    292,37

    Прочие оборотные активы

    270

    92

    92

    0,05%

    0,05%

    0

    0,00%

    0

    0,00

    Итого оборотных активов

    290

    70160

    63582

    37,44%

    35,15%

    -6578

    -2,29%

    -9

    101,36

    Итого активов

    300

    187386

    180896

    100,00%

    100,00%

    -6490

    0,00%

    -3

    100,00













    Наименование показателя

    Код

    Абсол.вел. (тыс.руб.)

    Относит. вел., %

    Изменения

    Нач.года

    Кон.года

    Нач.года

    Кон.года

    абсол.

    по стр-ре

    в % к величине 2006 г.

    в % к изм. итога бал.

    Пассив

    Капитал и резервы

    Уставный капитал

    410

    1367

    1367

    0,73%

    0,76%

    0

    0,03%

    0

    0,00

    Добавочный капитал

    420

    24229

    24229

    12,93%

    13,39%

    0

    0,46%

    0

    0,00

    Резервный капитал

    430

    205

    205

    0,11%

    0,11%

    0

    0,00%

    0

    0,00

    Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

    470

    104149

    106297

    55,58%

    58,76%

    2148

    3,18%

    2

    -33,10

    Итого собственных средств

    490

    129950

    132098

    69,35%

    73,02%

    2148

    3,68%

    2

    -33,10

    долгосрочные обязательства

    Займы и кредиты

    510

    0

    0

    0,00%

    0,00%

    0

    0,00%


    0,00

    Отложенные налоговые обязательства

    515

    255

    2969

    0,14%

    1,64%

    2714

    1,51%

    1064

    -41,82

    Итого долгосрочных обязательств

    590

    255

    2969

    0,14%

    1,64%

    2714

    1,51%

    1064

    -41,82

    краткосрочные обязательства

    Займы и кредиты

    610

    0

    0

    0,00%

    0,00%

    0

    0,00%


    0,00

    Кредиторская задолженность

    620

    56154

    44901

    29,97%

    24,82%

    -11253

    -5,15%

    -20

    173,39

    Доходы будущих периодов

    640

    1027

    928

    0,55%

    0,51%

    -99

    -0,04%

    -10

    1,53

    Резервы предстоящих расходов

    650

    0

    0

    0,00%

    0,00%

    0

    0,00%


    0,00

    Прочие краткосрочные обязательства

    660

    0

    0

    0,00%

    0,00%

    0

    0,00%


    0,00

    Итого краткосрочные обязательства

    690

    57181

    45829

    30,52%

    25,33%

    -11352

    -5,18%

    -20

    174,92

    Итого заемных средств

    590+690

    57436

    48798

    30,65%

    26,98%

    -8638

    -3,68%

    -15

    133,10

    Итого пассивов

    700

    187386

    180896

    100,00%

    100,00%

    -6490

    0,00%

    -3

    100,00

    Рабочий капитал

    290-690

    12979

    17753

    6,93%

    9,81%

    4774

    2,89%

    37

    -73,56

    Величина собственных средств в обороте

    490-190

    12724

    14784

    6,79%

    8,17%

    2060

    1,38%

    16

    -31,74

    Оборотный капитал УСНО ПО «-» на конец года в основном представлен запасами: они увеличилась на 26201 тыс. руб. или на 193 % и составили 39794 тыс. руб. или 22 % в общей величине имущества. В общей величине имущества доля дебиторской задолженности составляет 11,26 %. (20363 тыс. руб.), она снизилась по абсолютной величине на 12053 тыс. руб., или на 37%, доля денежных средств составляет 1,02 %.(1846 тыс. руб.), она снизилась более чем в 10 раз.

    Из данных таблицы 2.1 видно, что источниками формирования имущества УСНО ПО «-» в основном является собственный капитал, его удельный вес составляет на конец года 73,02 % от общей величины источников формирования имущества. Собственный капитал на конец года увеличился на 2148 тыс. руб. или на 2% за счет увеличения нераспределенной прибыли в отчетном году. Заемный капитал на конец года снизился на 8638 тыс. руб. и доля его в общей величине источников уменьшилась на 3,68% и составила 15%. Можно сделать выводы, что УСНО ПО «-» имеет достаточно собственного капитала для формирования имущества. Заемный капитал практически полностью представлен только кредиторской задолженностью.

    Изучив состав и структуру имущества УСНО ПО «-» за первое полугодие 2007 г. по данным сводного сравнительного аналитического баланса, видно, что общая стоимость имущества предприятия, включая деньги и средства в расче­тах, в течение всего анализируемого периода незначительно снизилась. Причем данное снижение про­исходило главным образом за счет снижения оборотных акти­вов.

    В составе имущества в течение анализируемого периода также происходили незначительные из­менения. Если на начало периода доля оборотных средств, среди которых наи­больший удельный вес занимали запасы и затраты составляла 37,44%, то к концу периода она незначительно уменьшилась на 2,29% и составила 35,15%.

    Положительным моментом является то, что величина собственного капитала значительно больше величины заемного капитала, размер собственных средств выше иммобилизованных активов, что в комплексе сигнализирует о стабильном финансовом положении предприятия.

    Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:

    В течение периода политика предприятия в части формирования имущества была направлена на поддержание стабильной структуры имущества.

    Структура активов отличалась значительным превышением внеоборотных средств над оборотными активами. Структура пассивов отличалась значительным превышением собственного капи­тала над заемным капиталом.

    Обязательства предприятия в основном представлены задолженностью по статье кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам.

    Произошедшие незначительные изменения не могут повлиять на финансовое состояние предприятия в среднесрочной перспективе.

    Следующим этапом методики финансового анализа является оценка финансового состояния предприятия УСНО ПО «-».

     

    2.3. Оценка финансового состояния предприятия УСНО ПО «-»


    Оценку финансового состояния предприятия УСНО ПО «-» проведем с использованием управленческой отчетности УСНО.

    Для начала проанализируем показатели финансово-экономической деятельности УСНО ПО «-», начиная с 2004 г., которые приведены в таблице 2.2.

    Таблица 2.2

     Показатели финансово-экономической деятельности УСНО ПО «-»

    Наименование показателя

    2004 г.

     2005 г

    2006 г.

    2007г.

    На 1.04.2008

    На 1.07.2008

    Стоимость чистых активов эмитента, руб.

    114 291

    115 149

    121 036

    130 977

    132 263

    133 127

    Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, %

    3,96

    43,33

    36,98

    44,20

    32,71

    36,94

    Отношение суммы краткосрочных обязательств к капиталу и резервам, %

    42,36

    42,36

    35,76

    44,00

    31,82

    34,69

    Покрытие платежей по обслуживанию долгов

    8,78

    0,09

    1,28

    29,19

    8,85

    4,40

    Уровень просроченной задолженности, %

    0,00

    0,00

    0,00

    0,00

    0,00

    0,00

    Оборачиваемость дебиторской  задолженности, раз 

    1,72

    2,09

    19,27

    4,97

    0,06

    1,17

    Доля дивидендов в прибыли %

    0,00

    0,00

    0,00

    0,00

    0,00

    0,00

    Производительность труда (руб./чел.)

    33 067

    39 351

    69 376

    96 425

    29 178

    28759

    Амортизация к объему выручки %

    13,9

    15,1

    10,8

    9,1

    8,3

    9,1


    Для наглядности составим соответствующие графики:

    Рисунок 6 - Стоимость чистых активов эмитента, руб.

    Рисунок 7 – Производительность труда в УСНО ПО «-» 


    Рисунок 8 – Прочие показатели финансово-экономической деятельности УСНО ПО «-»


    Отрицательным моментом является сокращение производительности труда, скачкообразное изменение покрытия платежей по обслуживанию долгов. По остальным показателям наблюдается положительная динамика за анализируемый период.

    Проанализируем динамику выручки:

    Таблица 2.3

    Динамика выручки УСНО ПО «-»

    Наименование показателя   

    2004 г.

    2005 г.

     2006 г

    2007 г.

    1.04.2008

    1.07.2008

    Объем   выручки   от основного вида деятельности (работ, услуг), тыс. руб.

    74 708

    75 160

    109 095

    146 662

    8 090

    15649

    Доля от общего объема  выручки, %                             

    92,3%

    90,8%

    90,9%

    91,1%

    66,4%

    66,6%

    Отрицательным моментом является снижение доли выручки от основной деятельности.

    Показатели, характеризующие прибыльность УСНО ПО «-» за соответствующий отчетный период, приводятся в виде следующей таблицы.

    Таблица 2.4

    Показатели прибыльности УСНО ПО «-»

    Наименование статьи затрат

    2006 г.

    2007 г.

    1 кв. 2008 г.

    На 01.07 2008 г.

    Выручка, тыс. руб.

    120 021

    161 029

    12 182

    23 870

    Валовая прибыль, тыс.руб.

    20 847

     25 494

    4 467

    8 858

    Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)), тыс.руб.        

    5 863

    10099

    2 014

    2 148

    Рентабельность собственного капитала %

    4,44

    7,77

    1,53

    1,61

    Рентабельность активов, %

    3,56

    7,71

    1,15

    1,19

    Коэффициент чистой прибыльности %

    4,88

    6,27

    16,53

    9,00

    Рентабельность продукции (продаж),%

    17,37

    15,83

    16,53

    37,11

    Оборачиваемость капитала

    0,99

    1,24

    0,09

    0,18


    Рисунок 9 - Показатели прибыльности УСНО ПО «-»


    Таким образом, положительными моментами является рост рентабельности продаж, а отрицательными – снижение рентабельности собственного капитала и рентабельности активов, снижение оборачиваемости капитала.

    Ниже в таблице приведены показатели, характеризующие ликвидность УСНО ПО «-» за последние 5 лет:

    Таблица 2.5

    Показатели ликвидности УСНО ПО «-»

    Наименование показателя

    2003 г.

    2004 г.

    2005 г.

    2006 г.

    2007 г.

    Собственные оборотные средства, руб.    

    -644

    -2207

    -2338

    2 671

    13751

    Индекс постоянного  актива

    1,01

    1,02

    1,02

    1,03

    1,14

    Коэффициент текущей  ликвидности

    0,99

    0,95

    0,98

    1,10

    1,24

    Коэффициент быстрой  ликвидности

    0,46

    0,50

    0,58

    0,63

    0,43

    Коэффициент автономии собственных средств

    0,37

    0,70

    0,70

    0,74

    0,70


    Построим соответствующий график.

    Рисунок 10 - Показатели ликвидности УСНО ПО «-»


    Положительными моментами являются:

    - рост собственных оборотных средств;

    - рост индекса постоянного актива;

    - рост коэффициента текущей ликвидности.

    Отрицательными моментами является снижение коэффициентов быстрой ликвидности и автономии собственных средств.

    В целом можно отметить стабильность, финансовую устойчивость, прибыльность рассматриваемого предприятия

     

    2.4.  Применяемая в УСНО ПО «-»система финансового планирования


    В УСНО ПО «-» финансовым планированием деятельности занимается заместитель генерального директора по экономике проектов. Ориентируясь на ежемесячные планы продаж продукции и услуг предприятия, финансовый директор составляет плановые бюджеты доходов и расходов на планируемый период.

    Так как рассматриваемое предприятие не является достаточно крупным, то у него частично ограничены возможности для полноценного финансового планирования

    По истечение отчетного периода помимо составления обязательной бухгалтерской отчетности, на предприятии составляются отчеты доходов и расходов, в которых отражаются плановые и фактические показатели. Форма данного отчета приведена в Приложении 2. По данным этого документа можно составляется сводная таблицу, отражающую отклонения плановых и фактических данных помесячно.

    На основании данной таблицы проводится соответствующий финансовый анализ.

    Экономическая сущность системы планирования, существующей в УСНО ПО «-» сводится к тому, что на основе отчетных данных за прошлые периоды, имеющейся текущей информации, утвержденных норм, нормативов и тарифов составляется годовой бюджет доходов и расходов по каждому направлению деятельности (основная, финансовая, инвестиционная). Далее эти направления сводятся в общий итоговый бюджет доходов и расходов.

    При этом основное внимание уделяется финансовому планированию в разрезе проектов УСНО ПО «-».

    Для непосредственного перехода к составлению финансового плана предприятия (в данном случае это только бюджет доходов и расходов) необходимо сначала составить локальные плановые показатели и сметы по отделам предприятия и статьям расходов. Плановые показатели доходов определяются на основании планируемых проектов в УСНО ПО «-». После согласования доходов с расходами определяется итоговый плановый финансовый результат помесячно и по итогам работы за год. При этом при необходимости могут корректироваться как планы доходов по проектам (как правило, в сторону увеличения) и планы расходов (как правило, в сторону снижения).

    Плановые доходы складываются из планируемых проектов УСНО ПО «-», уровня цен и рентабельности.

    Плановые и фактические расходы при финансовом планировании в управленческом учете УСНО ПО «-» складываются из следующих статей (Таблица 2.6):


    Таблица 2.6

    Плановые и фактические расходы при финансовом планировании в управленческом учете УСНО ПО «-»

    № п/п

    Вид деятельности

    Вид расходов

    1

    Основная

    - Материальные затраты

    - Транспортные расходы

    - Расходы по доставке

    - Таможенные платежи

    - Заработная плата и налоги

    - Представительские расходы

    - Реклама

    - Аренда

    - Командировочные расходы

    - Стационарная и мобильная связь, Интернет

    - Канцелярские расходы

    - Прочие налоги

    - Амортизация

    - Текущий ремонт

    - Содержание автотранспорта

    - Прочие расходы

    2

    Финансовая

    - Услуги банков

    - Проценты по кредитам

    - Проценты по займам

    - Лизинговые платежи

    3

    Инвестиционная

    - Реализация активов.


    Плановые и фактические доходы при финансовом планировании в управленческом учете УСНО ПО «-» складываются из следующих статей (Таблица 2.7):


    Таблица 2.7

    Плановые и фактические доходы при финансовом планировании в управленческом учете УСНО ПО «-»

    № п/п

    Вид деятельности

    Вид доходов

    1

    Основная

    - Поступления от проектной деятельности, продаж товаров и услуг

    - Прочие поступления

    2

    Финансовая

    - Проценты по выданным кредитам

    - Проценты по выданным займам

    3

    Инвестиционная

    - Поступления от реализации активов


    Кроме того, на рассматриваемом предприятии нет специализированного программного обеспечения, которое позволило бы оперативно и своевременно составлять плановую финансовую отчетность. Заместитель генерального директора по экономике проектов пользуется только бухгалтерской программой (1С: Предприятие) и стандартными офисными приложениями (Excel, Word и другие).

    Расчёт плановой заработной платы персонала производится на основе утвержденных должностных окладов, надбавок и премий к ним. Начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог) планируются исходя из планового количества работников, их фонда оплаты труда и ставки единого социального налога. Материальные затраты планируются исходя из планового объема продаж, установленного уровня рентабельности и факторов сезонности, норм расхода материалов, сметных цен.

    Транспортные расходы планируются на основании заключенных договоров и выведенной нормы расходов на один килограмм доставляемого груза.

    Таможенные платежи, представительские и командировочные расходы, канцелярские расходы, содержание автотранспорта и прочие расходы также планируются, исходя из средних затрат прошлых периодов.

    Расходы на рекламу планируются непосредственно директором предприятия исходя из краткосрочной стратегии развития компании на ближайший квартал и действующих расценок на рекламу.

    Прочие налоги и амортизация планируются бухгалтером предприятия исходя из полученной информации по другим статьям доходов и расходов.

    Услуги связи (стационарная и мобильная связь, Интернет), и аренда планируются исходя из существующих тарифов по данным платежам.

    Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря, капитальный ремонт объектов планируются технологом предприятия.

    Доходы и расходы по финансовой деятельности УСНО ПО «-» планируются директором предприятия на основании заключенных договоров по выданным и полученным кредитам и займам, договорам с банком на рассчетно-кассовое обслуживание.

    Рассмотрим далее недостатки и пути совершенствования системы финансового планирования в УСНО ПО «-».

     

    2.5. Недостатки, выявленные в деятельности предприятия


    В ходе проведенного исследования системы финансового планирования были выявлены следующие недостатки финансового планирования в УСНО ПО «-»:

    1.   Организационная структура УСНО ПО «-» не совсем удовлетворяет потребностям финансового планирования на рассматриваемом предприятии. В УСНО ПО «-» отсутствует должность финансового директора, а функции финансового планирования хоть и возложены на заместителя генерального директора по экономике проектов, но фактически выполняются в различных подразделениях предприятия. Так, например, заместитель генерального директора по экономике проектов и информационно-аналитический отдел подчиняются техническому директору, планово-экономический отдел – исполнительному директору, а отдел бухгалтерского учета – генеральному директору предприятия.


    2.   Бюджет по балансовому листу (плановый бухгалтерский баланс) на предприятии не составляются, что является отрицательным моментом. Также не составляется плановый бюджет движения денежных средств (кэш-фло), и платежный календарь. Т. е., на предприятии не существует комплексной системы бюджетирования. Кроме того, на предприятии:

    - не составляются бюджеты по ЦФО (подразделениям) предприятия, и соответственно, не определяется вклад (прибыльность и рентабельность) каждого подразделения в общий объем прибыли предприятия;

    - нет взаимосвязи между составляемыми бюджетами, т. е. используются разрозненные данные из разных источников;

    - нет взаимосвязи между информацией бухгалтерского и управленческого учета, что приводит к дублированию операций и росту трудоемкости;

    - нет взаимосвязи бюджетов с системами ценообразования, документооборота; внедрения новых проектов, существующими лимитами и нормами расходов (в том числе нет увязки переменных расходов с различными базами); проектирования;

    - отсутствует возможность использования функции «Что если», т. е. использования механизма задания различных условий для моделирования промежуточных и конечных результатов;

    - не предусмотрено создание нескольких вариантов (сценариев) бюджетов по проектам;

    - нет возможности архивирования и создания резервных копий всей информации;

    - невозможность оперативного предоставления управленческой отчетности в нужное время руководству, т.е. в режиме реального времени получать любую информацию, необходимую для принятия решений на соответствующем уровне управления;

    - отсутствие единой комплексной системы обработки и анализа данных.

    - отсутствие координации между отделами и подразделениями, что также приводит к неудобству, а главное к низкой скорости обработки информации.

    - отсутствие полноценной автоматизированной системы, что влечет за собой низкую скорость обработки информации

    3.   На предприятии отсутствует отдел отдела автоматизации финансового планирования. Нет службы, которая могла бы взять на себя функции автоматизации процессов финансового планирования, подготовки управленческой отчетности для аналитиков и директоров.

    4.   В УСНО ПО «-» отсутствуют регламентные документы по финансовому планированию и бюджетированию, в результате чего процессы финансового планирования затягиваются, часто сложно назначить ответственных сотрудников и осуществлять текущий и стратегический финансовый контроль.

    5.   В УСНО ПО «-» не проводится систематический финансовый анализ основных показателей. Данный анализ составляется только в рамках подготовки бухгалтерской отчетности, что не позволяет оперативно управлять финансами предприятия.

    6.   Мало внимания в УСНО ПО «-» уделяется обучению соответствующих сотрудников в области финансового планирования и контроля, не проводится их аттестация и мотивированная оценка деятельности.

    7.   Проблема отсутствия системы получения оперативной информации о финансовом состоянии по мнению руководства УСНО ПО «-» является важнейшей из проблем на настоящий момент и требует первоочередного решения.

    Рассмотрим далее основные рекомендации по совершенствованию финансового планирования на предприятии УСНО ПО «-».



    3.  Разработка рекомендаций по совершенствованию финансового планирования на предприятии УСНО ПО «-»

     

    3.1. Совершенствование  организационной структуры УСНО ПО «-» в целях оптимизации финансового планирования

    Как было отмечно выше, организационная структура УСНО ПО «-» не совсем удовлетворяет потребностям финансового планирования на рассматриваемом предприятии.

    Соответственно, можно рекомендовать руководству УСНО ПО «-» рассмотреть вопрос о введении должности финансового директора в качестве заместителя руководителя УСНО. На данного директора должны быть возложены все основные функции в области финансового планирования и контроля на предприятии. В подчинении финансовому директору следует перевести все основные подразделения, связанные с управлением финансами в УСНО ПО «-». Можно ввести на предприятии Отдел (департамент) финансового управления. В качестве финансового директора можно делегировать полномочия Заместителю генерального директора по экономике проектов.

    Информационно-аналитический отдел, возможно, потребуется объединить с планово-экономическим отделом предприятия и добавить им дополнительно функционал внутреннего финансового контроля. Отдел автоматизации финансового планирования можно создать как отдельное подразделение предприятия.

    Функции службы внутреннего контроля УСНО ПО «-» должны включать в себя:

    - мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля;

    - исследование финансовой и управленческой информации по проектам и отделам;

    - контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля УСНО ПО «-»;

    - контроль исполнения платежной дисциплины;

    - контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства УСНО ПО «-»;

    - проверка достаточности и соответствия действующим нормативным актам и учредительным документам системы внутренних регламентов и процедур контроля (приказов, распоряжений, инструкций и др.);

    - анализ внешних факторов и оценка их влияния на деятельность предприятия;

    - организация подготовки к проведению внешнего контроля, проверок налоговых и других контрольных органов.

    Служба внутреннего контроля должна иметь следующие права:

    • проверять первичные документы, учетные регистры, планы, сметы и другие документы по финансово-хозяйственной деятельности;

    • обследовать территорию предприятия, складские, производственные, хозяйственные и служебные помещения, объекты строительства;

    • требовать проведения и проводить лично полную и частичную инвентаризацию имущества и обязательств предприятия, при необходимости опечатывать сейфы, кассы, склады, архивы и другие места хранения ценностей и документов;

    • наблюдать за правильностью отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и управленческом учете;

    • подготавливать предприятие к внешнему аудиту и налоговому контролю, представлять при необходимости имущественные интересы предприятия в суде и арбитражном суде.

    Служба внутреннего контроля должна нести ответственность за:

    • обоснованность и своевременность представления заключений о состоянии бухгалтерского и управленческого учета и отчетности, о соответствии учредительных и внутрихозяйственных документов действующему законодательству;

    • обоснованность представленных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского и управленческого учета, материальной ответственности должностных лиц, распределения прибыли, создания и использования средств различных фондов и др.;

    • правильность консультаций, оказываемых учредителям, руководителям, специалистам и работникам аппарата управления предприятия по вопросам организации производства, системы управления, ведения бухгалтерского и управленческого учета, налогового и хозяйственного законодательства.

    Практика внутреннего контроля свидетельствует, что на тех предприятиях, где созданы и эффективно функционируют службы внутреннего контроля, значительно выше уровень сохранности имущества, использования ресурсов, организации бухгалтерского и управленческого учета и достоверности отчетности.

    Следовательно, внутренний контроль — это система, которая осуществляет сбор и оценку контрольно-аналитической информации, сопоставляя ее с принятыми критериями, нормами, правилами и определяет мнение по экономической эффективности производственных и финансово-хозяйственных операций экономического субъекта. Полученная и обработанная информация позволяет руководству принимать обоснованные решения при выборе альтернативных вариантов, предложенных службой внутреннего контроля.


    Структура и подчиненность отдела финансового управления может выглядеть следующим образом (остальные подразделения согласно действующей организационной структуры):









    Рисунок 11 - Отдел (департамент) финансового управления УСНО ПО «-»


    Это позволит объединить под одним руководителем все функции финансового планирования и контроля в УСНО ПО «-», обеспечивать руководителей необходимой информацией для осуществления планирования деятельности предприятия и принятия оптимальных управленческих решений.


    Дополнительно следует сделать следующее:

    - пересмотреть должностные обязанности и функционал сотрудников данного отдела с целью исключения дублирующих и ненужных функций;

    - оптимизировать систему мотивации сотрудников данного отдела с учетом определенных целей и задач отдела;

    - определить уровень взаимозаменяемости в отделе;

    - определить порядок взаимодействия с другими отделами и службами предприятия;

    - создать систему внутреннего документооборота;

    - разработать внутренние регламентные документы по финансовому планированию: Положения о бюджетировании и финансовой структуре, определить перечень статей управленческого учета, список Центров финансовой ответственности (ЦФО), оптимизировать Учетную политику предприятия;

    - определить план и график работы отдела на год вперед;

    - при необходимости составить график обучения и повышения квалификации сотрудников отдела.


    3.2. Внедрение процедуры финансового контроллинга и бюджетирования в деятельность УСНО ПО «-»

     

    Контроллинг – совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, единая система направления на достижение стратегических целей компании.

    В основе финансового контроллинга лежит финансовое стратегическое планирование, предвидение реального положения предприятия на рынке на перспективу, согласование оперативного и стратегического менеджмента.

    При разработке системы контроллинга, следует учитывать, что она интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему.

    Достижение целей контроллинга в УСНО ПО «-» может обеспечиваться эффективным оперативным менеджментом, хорошей мотивацией труда работников, разработкой и внедрением автоматизированной системы финансового планирования.

    Так как финансовый контроллинг подразделяется на стратегический и оперативный, то в УСНО ПО «-» можно рекомендовать начать со стратегического контроллинга. Для этого руководству предприятия следует сформулировать основные финансовые цели УСНО ПО «-», порядок управление ими и направления достижения поставленных целей. В задачи оперативного контроллинга в УСНО ПО «-» должны входить бухгалтерский и управленческий учет, анализ, планирование и управление финансовыми результатами деятельности фирмы, осуществление контроля, выявление и устранение текущих трудностей, совершенствование мотивации коллектива для повышения финансовых результатов деятельности. В его рамках осуществляется один из основных принципов рационального ведения дела – проверка работы каждого подразделения по соотношению " прибыль – затраты".

    Особое значение при внедрении системы контроллинга в УСНО ПО «-» должно быть уделено внедрению системы бюджетного контроля.

    В УСНО ПО «-» бюджетный контроль должен осуществляться по 5 основным ступеням (Рисунок 12).

    Система бюджетного контроля должна:

    · всецело поддерживаться руководством УСНО ПО «-»;

    · иметь в качестве основного ориентира цели и стратегию;

    · быть своевременно подготовлена;

    · включать в свою орбиту менеджеров всех уровней;

    · быть гибкой и изменяться в соответствии с условиями внешней и внутренней среды УСНО ПО «-»;

    · быть доступной и понятной для всех, кто ее использует.

    В УСНО ПО «-» необходимо назначить ответственных сотрудников, которые отвечали бы за статьи доходов и статьи расходов. Также можно предложить создать на предприятии Бюджетный комитет для ежемесячного или ежеквартального утверждения проектов и бюджетов предприятия (операционная и финансовая деятельность УСНО ПО «-») и Технический совет, который определял бы необходимость и целесообразность приобретения оборудования и технологий в рамках осуществления проектов (инвестиционная деятельность УСНО ПО «-»).























    Рисунок 12 - Ступени бюджетного контроля в УСНО ПО «-»


    Контроль исполнения бюджета можно проучить одному из экономистов Планово-экономической службы или Информационно-аналитического отдела. Контроль расходов должен осуществляться на постоянной основе ежедневно.

    Также следует обеспечить возможность ответственным сотрудникам получать постоянную оперативную информацию о реальных затратах в рамках всех проектов УСНО ПО «-».

    Дополнительно в целях контроля затрат и прибыли предприятия, в УСНО ПО «-» в управленческом учете следует ввести разграничение затрат на постоянные и переменные (система «директ-костинг») и определять точку безубыточности по каждому проекту.

    Таким образом, контроллинг будет выступать средством серьезного улучшения деятельности предприятия, причем настолько оперативно, что позволит принимать предупредительные меры к явлениям, угрожающим его развитию.

    Что касается внедрения комплексного бюджетирования в УСНО ПО «-», то необходимо отметить следующее.

    Очень много проблем и неудобств в деятельности УСНО ПО «-» спровоцировано отсутствием комплексной автоматизированной системы бюджетирования, на основание чего руководством бюро было принято решение об автоматизации этой системы. Сегодня на рынке представлен довольно широкий спектр систем бюджетирования, среди которых можно найти подходящий по функциональности и цене программный продукт как для небольших предприятий, так и для многофилиальных компаний и корпораций, к числу которых мы и относимся.

    С учетом рассмотренных аспектов бюджетирования и выявленных плюсов и минусов существующей системы финансового планирования в УСНО ПО «-» можно выделить следующие направления совершенствования системы бюджетирования на предприятии:

    1. Выработка основных требований к системе бюджетирования. В ходе изучения специальных материалов, выявления потребностей предприятия в области бюджетирования, было определено, что система должна иметь следующие функциональные возможности:

    - возможность формирования и получения вех видов бюджетов: операционных, функциональных, финансовых (БДР, БДДС, ББЛ);

    - возможность текущего и перспективного планирования;

    - возможность планирования по нескольким вариантам развития и сравнения их между собой, скользящее планирование;

    - возможность обеспечить гибкую настройку бюджетной модели холдинга. Изначально требовалось автоматизировать индивидуальную бюджетную модель, которая уже была разработана специалистами холдинга. Мы знали, что модель будет часто меняться, поскольку предприятие реагирует на изменение рынка. Поэтому система бюджетного управления должна оперативно перестраиваться под новые требования менеджмента;

    - оперативное получение необходимой информации сотрудниками соответствующих отделов в режиме реального времени; возможность автоматической рассылки отчетов;

    - возможность объединения в отчетности фактических данных с планируемыми, проведения анализа «план-факт», сравнения данных за различные периоды времени;

    - взаимосвязь всех процессов планирования (продажи, себестоимость, закупки, запасы, персонал, маркетинг, логистика, финансы и пр.);

    - предоставлять знакомые (существующие на предприятии) пользователям инструменты ввода бюджетных данных;

    - возможность ведения управленческого учета. Система должна обеспечивать трансформацию данных бухгалтерского учета в данные управленческого учета. Это позволит избежать ведения двойного учета (бухгалтерского и управленческого) и минимизировать затраты на ввод данных;

    - возможность формирования необходимого перечня управленческих отчетов, а также формирования собственных пользовательских отчетов и показателей на основе имеющейся информации;

    - возможность использования функции «Что-если»;

    - возможность выгрузки информации (экспорт данных) в Excel;

    - наличие встроенного блока системы документооборота или возможность настройки взаимодействия с аналогичной системой;

    - возможность формирования графических отчетов;

    - возможность администрирования (запрет на изменение плановых данных), т. е. фиксация согласованных планов или значений отдельных статей с целью предотвращения их несанкционированного изменения;

    - возможность разграничения прав доступа к информации;

    - возможность визуализации расхождений (фильтрация или цветовое выделение критичных расхождений между планом и фактом);

    - обеспечение надежного хранения и резервирования данных;

    - иметь центральную базу данных для ведения бюджетов. Это позволяет организовать единое информационное пространство холдинга и устранить проблему противоречия данных в управляющей компании и филиалах;

    - обеспечивать обработку и хранение больших объемов данных;

    - возможность доступа к базам данных за прошлые периоды;

    - возможность хранения истории изменения документов, отчетности;

    - возможность обеспечения разграничения прав доступа пользователей к данным и поддерживать регламент согласования и утверждения бюджетов.

    2. С учетом указанных требований к возможностям будущей системы бюджетирования в УСНО ПО «-» были выделены следующие общие требования к техническому заданию по созданию автоматизированной системы по планированию и бюджетированию (техзадание-минимум):

    - Взаимосвязь процессов. При внедрении автоматизированной системы по планированию и бюджетированию должна быть обеспечена взаимосвязь всех процессов, взаимодействующих друг с другом (проекты, продажи, закупки, логистика, маркетинг, управление персоналом, финансы). Данная взаимосвязь должна быть обеспечена как на уровне формирования плановых показателей, так и на уровне формирования фактических данных в сравнении с плановыми.

    - Отчетность. При внедрении автоматизированной системы по планированию и бюджетированию должны быть настроены входные и выходные формы отчетности, согласованные УСНО ПО «-» с учетом проведенного детального обследования предприятия. В отчетности должна быть обеспечена возможность детализации необходимых данных до нужного уровня. Должна быть определена строгая последовательность заполнения необходимых форм бюджетирования и планирования. Выходные формы отчетности должны позволять сравнивать между собой плановые и фактические данные. Необходимые показатели должны формироваться как в натуральном, так и в денежном выражении. Сравнение показателей должно осуществляться в абсолютном и относительном выражении.

    - Основные функции. Автоматизированная система планирования и бюджетирования должна (Рисунок 13):











    Рисунок 13 - Основные функции автоматизированной системы планирования и бюджетирования

    3. Общая система бюджетирования для УСНО ПО «-» должна функционировать как совокупность взаимосвязанных операционного, инвестиционного и финансового бюджетов. Для этого следует разработать соответствующую классификацию бюджетов для УСНО ПО «-» (Таблица):

    Таблица 3.1

    Классификация бюджетов для УСНО ПО «-»

    № п/п

    Наименование  основного бюджета

    Наименование  второстепенных бюджетов

    1

    Операционный бюджет

    Бюджет проектов (продаж), Бюджет запасов готовой продукции, Бюджет производства, Бюджет незавершенного производства, Бюджет запасов сырья и материалов, Бюджет закупок, Бюджет прямых материальных затрат, Бюджет затрат на оплату труда, Бюджет затрат на энергоресурсы, Бюджет общепроизводственных расходов, Бюджет внепроизводственных расходов, Бюджет затрат по статьям калькуляции, Бюджет затрат по видам затрат, Бюджет налогов и сборов, Бюджет доходов и расходов по операционной деятельности, Бюджет дебиторской задолженности, Бюджет кредиторской задолженности.

    2

    Инвестиционный бюджет

    Бюджет капитальных вложений и инвестиций, Бюджет реализации внеоборотных активов, Бюджет долевых инвестиций, Бюджет инвестиционных поступлений, Бюджет инвестиционных выплат.

    3

    Финансовый бюджет

    Бюджет финансовой деятельности, Бюджет кредитов и займов, Бюджет движения собственного капитала, Бюджет выданных займов, Бюджет краткосрочных финансовых вложений.

    4

    Сводный бюджет

    Бюджет неоперационных доходов и расходов, Бюджет прибылей и убытков, Бюджет движения денежных средств, Платежный бюджет, Прогнозный баланс, Целевые и контрольные показатели деятельности.


    Классическая бюджетная модель, отображенная на рисунке 14, была переработана в бюджетную модель, которая удовлетворяет информационные потребности менеджмента УСНО ПО «-» (рисунок 15).

    В данной бюджетной модели, помимо традиционных бюджетов выделен прогнозный бюджет движения дебиторской и кредиторской задолженности, кредитный план, бюджет НИОКР и бюджет капитальных расходов.

    В УСНО ПО «-» инвестиционный бюджет поделен на две части: бюджет НИОКР и бюджет капитальных вложений. Это связано с тем, что у данного предприятия проектное производство и бюджет продаж во многом зависит от будущих результатов проектов и разработок. К тому же на их проведение выделяются значительные средства, расходованием которых необходимо управлять.

    4. Далее специалистам УСНО ПО «-» следует провести анализ и выбор автоматизированной системы бюджетного управления.

    Рисунок 14 - Классическая бюджетная модель

    Рисунок 15 - Бюджетная модель

     

    3.3. Создание отдела автоматизации финансового планирования

    Создание собственного отдела автоматизации финансового планирования при использовании необходимых программных продуктов позволит оптимизировать и усовершенствовать финансовое планирование в УСНО ПО «-».

    Сотрудники отдела должны разработать и внедрить необходимое программное обеспечение для Отдела финансового управления, что позволит:

    - выявить истинную картину распределения затрат по ЦФО УСНО ПО «-»;

    - более качественно определять стоимость каждого проекта;

    - избегать перекрестного финансирования проектов;

    - определять экономическую эффективность работы отделов предприятия;

    - обеспечить руководителей УСНО ПО «-» финансовой информацией об экономической эффективности принимаемых решений;

    - осуществлять планирование и анализ финансовой деятельности УСНО ПО «-».

    Как уже отмечалось выше, проблема отсутствия системы получения оперативной информации о финансовом состоянии предприятия по мнению руководства УСНО ПО «-» является важнейшей из проблем на настоящий момент и требует первоочередного решения.

    Разрозненная информация трудно поддается общей обработке, восприятию и анализу. На ее обработку уходит очень много времени. Поэтому руководители отделов УСНО ПО «-» не имеют возможности получать информации о промежуточных результатах работы в текущем месяце, а значит, не могут постоянно влиять на ход работы.

    Из вышесказанного вытекают следующие задачи, решение которых поможет решить указанную проблему с созданием отдела автоматизации финансового планирования:

    - создать базу данных для ввода хранения поиска, обработки, анализа и выдачи информации потребителям;

    - создать систему определения стоимости каждого проекта;

    - обучить персонал и руководителей УСНО ПО «-» работе с новым функционалом.

    Мероприятия по созданию отдела автоматизации финансового планирования в УСНО «-» отмечены в таблице 3.2.

    Таблица 3.2

    Мероприятия по созданию отдела автоматизации финансового планирования в УСНО ПО «-»

    Наименование мероприятия

    Содержание

    Создание совокупности иерархически связанных баз данных

    Будет использована для хранения, информации о ресурсах, затратах УСНО ПО «-», видах проектов услуг, другую информацию, необходимую для перераспределения затрат между отделами и проектами бюро, определения стоимости проектов.

    Обучение

    Обучить совместно с отделом финансового управления других сотрудников УСНО ПО «-», связанных по роду деятельности с планированием.

     

    Реализация проекта позволит: централизовать функции управления финансами в УСНО ПО «-»; интегрировать в единой для системы базе данных все аспектов деятельности бюро и, как следствие, исключить повторный ввод и дублирование информации, обеспечение комплексного характера использования информации для целей проведения анализа и выработки управленческих решений должностными лицами; обеспечить сохранность и длительное хранение информации в удобном для использования виде.

    Эффективный анализ результативности работы УСНО ПО «-» и планирование бюджета на следующий год невозможны без накопления статистического материала за предыдущие годы и текущий год. К таким данным относятся: информация по проектам (доходы и расходы), информация по финансовому состоянию и прибыльности УСНО ПО «-», динамика расходов по отделам, информация об общехозяйственных расходах и пр.

    Другим результатом, имеющим долгосрочный эффект, будет являться использование базы данных по учету себестоимости при составлении бюджета очередного проекта в рамках УСНО ПО «-», предусматривающего учет изменений величин затрат. Вся необходимая информация будет храниться в базе данных системы, постоянно накапливается и, при необходимости, легко может быть использована для анализа и планирования работы предприятия.

    Появится возможность проведения финансовой оценки сразу нескольких проектов и рассмотрения нескольких вариантов финансового планирования деятельности УСНО ПО «-».

    Сама процедура внедрения системы откроет широкие возможности для повышения квалификации руководящих работников УСНО ПО «-». Руководители смогут более глубоко разбираться в характере и особенностях затрат, связанных с обеспечением деятельности их отделений.

    Все это позволит еще больше усовершенствовать финансовое планирование в УСНО ПО «-».


    Заключение


    Содержание финансового планирования представляется как заранее определенная возможность маневрирования экономическими процессами образования, распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений и, на этой основе, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Основная цель внутрипроизводственного финансового планирования – обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств и в конечном итоге достижение прибыльности предприятия.

    Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой – с уменьшением числа неиспользованных возможностей.

    Финансовое планирование базируется на определенных принципах и выполняет следующие основные функции: контрольная, обеспечивающая и распределительная. В последние годы наибольшее распространение на практике получили три метода финансового планирования: метод процента от реализации, расчетно-аналитический метод, бюджетное планирование.

    Без составления прогнозов финансово-хозяйственной деятельности предприятия невозможно оценить его будущую рентабельность и, соответственно, целесообразность функционирования в будущем. Кроме того, нельзя внести коррективы и максимально увеличить прибыль, если не проанализировать доходы от реализации продукции и затраты на её выпуск.

    Во второй главе дипломной работы были рассмотрены особенности финансового планирования на примере УСНО ПО «-», которые позволяют сделать следующие выводы. Анализ имущества и финансового состояния позволили отметить стабильность, финансовую устойчивость, прибыльность рассматриваемого предприятия.

    В ходе проведенного исследования системы финансового планирования были выявлены следующие недостатки финансового планирования в УСНО ПО «-»:

    1. Организационная структура УСНО ПО «-» не удовлетворяет потребностям финансового планирования на рассматриваемом предприятии.

    2. На предприятии не существует комплексной системы бюджетирования.

    3. На предприятии отсутствует отдел отдела автоматизации финансового планирования.

    4. В УСНО ПО «-» отсутствуют регламентные документы по финансовому планированию и бюджетированию, в результате чего процессы финансового планирования затягиваются, часто сложно назначить ответственных сотрудников и осуществлять текущий и стратегический финансовый контроль.

    5. В УСНО ПО «-» не проводится систематический финансовый анализ основных показателей.

    6. Мало внимания в УСНО ПО «-» уделяется обучению соответствующих сотрудников в области финансового планирования и контроля, не проводится их аттестация и мотивированная оценка деятельности.

    7. Проблема отсутствия системы получения оперативной информации о финансовом состоянии по мнению руководства УСНО ПО «-» является важнейшей из проблем на настоящий момент и требует первоочередного решения.

    В третьей главе дипломной работы были составлены основные рекомендации по совершенствованию финансового планирования на предприятии УСНО ПО «-».

    1. Было предложено провести совершенствование организационной структуры УСНО ПО «-» в целях оптимизации финансового планирования. Это позволит объединить под одним руководителем все функции финансового планирования и контроля в УСНО ПО «-», обеспечивать руководителей необходимой информацией для осуществления планирования деятельности предприятия и принятия оптимальных управленческих решений.

    2. Было предложено осуществить внедрение процедуры финансового контроллинга и бюджетирования в деятельность УСНО ПО «-». Контроллинг будет выступать средством серьезного улучшения деятельности предприятия, причем настолько оперативно, что позволит принимать предупредительные меры к явлениям, угрожающим его развитию. Были выделены следующие направления совершенствования системы бюджетирования на предприятии:

    1). Выработка основных требований к системе бюджетирования.

    2). Определены общие требования к техническому заданию по созданию автоматизированной системы по планированию и бюджетированию (техзадание-минимум).

    3). Была определена классификация бюджетов и бюджетная модель для УСНО ПО «-».

    Специалистам УСНО ПО «-» следует провести анализ и выбор автоматизированной системы бюджетного управления.

    Создание собственного отдела автоматизации финансового планирования при использовании необходимых программных продуктов позволит оптимизировать и усовершенствовать финансовое планирование в УСНО ПО «-».

    Все указанные мероприятия, проводимые в комплексе, позволят усовершенствовать финансовое планирование в УСНО ПО «-».


    Список использованных источников литературы

    1. Акулич О. В. Финансовый учет. / О. В. Акулич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 289 с.

    2. Акулов В. Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие/В. Б. Акулов. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004. – 228 с.

    3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. / М. М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика, 2003. – 242 с.

    4. Аньшин В. Бюджетирование в компании: Современные технологии постановки и развития: Учеб. пос. / В. Аньшин. – М.:Дело, 2005. – 240 с.

    5. Аткинсон Э. А., Банкер Р. Д., Каплан Р. С., Янг М. С. Управленческий учет. / Э. А. Аткинсон, Р. Д. Банкер, Р. С. Каплан, М, С. Янг. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2005. – 406 с.

    6. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. / И. Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 233 с.

    7. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. / И. Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 384 с.

    8. Баранникова Н. П. Справочник финансиста предприятия. / Н. П. Баранникова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 559 с.

    9. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. / Л. Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2004. – 260 с.

    10.   Белолипецкая В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерзлякова. – М.: Ин-фра-М, 2003. – 298с.

    11.   Бобылева А.З. Финансовый менеджмент/А.З. Бобылева.-М.: Норма-Инфра-М., 2001.-427с.

    12.   Божко П. Особенности управленческого учета на российских предприятиях. / П. Божко. // Финансовый директор. - №2. – 2003. – с.16

    13.   Бримсон Д. Процессно-ориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании. / Д. Бримсон. – М.: Вершина, 2006. – 336 с.

    14.   Бурцев В.В. Методология и практика анализа движения денежных средств на предприятии / В. В. Бурцев // Управленческий учет. - №5. – 2006 г.

    15.   Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник/М.И. Бухалков.-М.: ИНФРА-М – 2008.-400 с.

    16.   Бухалков М.И. Планирование на предприятии. Учебник. – М.; Инфра-М, 2007. – 416 с.

    17.   Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. / М. А. Вахрушина. - М.: Финстатинформ, 2000. - 533 с.

    18.   Веснин В.Р. Основы финансового анализа и финансового менеджмента на предприятии в условиях рынка / В.Р.Веснин.– М.: Общество «Знание» России,2003.–521с.

    19.   Волков О. И. Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. Волкова О.И. – М.: ИН-ФРА-М, 2001. – 416 с.

    20.   Головизнина А.Т., Архипова О.И. Бухгалтерский управленческий учет. / А. Т. Головизнина, О. И., Архипова. – М.: Издательство КноРус, 2003 – 80 с.

    21.   Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. – М.: Высшее образование, 2007. – 609 с.

    22.   Давыденко Е.А. Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятия // Финансовый менеджмент. – 2005. - №2. – С. 54-59

    23.   Добровольский Е. Бюджетирование шаг за шагом/Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П. и др. – СПб.: Питер Пресс, 2008.

    24.   Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2000. - 560 с.

    25.   Жуков И. Н. Управленческий учет – база для принятия решений. / И. Н. Жуков. // Управленческий учет и финансы, 2006. - № 1. – с. 2-8

    26.   Ильин А.И. Планирование на предприятии. — Мн: ООО «Новое знание», 2004. — 635 с.

    27.   Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ. ред. А.И.Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2005. –416 с.

    28.   Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. / В. Э. Керимов. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. – 268 с.

    29.   Кинг А. Тотальное управление деньгами/А. Кинг. – СПб.: “Полигон”, 2003.-312с.

    30.   Ковалёв В.В. Финансы фирмы: Учебник для ВУЗов /В.В. Ковалев.– М.: Инфра-М, 2006. – 416 с.

    31.   Ковалев В.В., Соколов Я.В. Основы управленческого учета: Учебное пособие. / В. В, Ковалев, Я. В. Соколов. - СПб.: Питер, 2000.

    32.   Колчина Н.В. Финансы предприятий. Учебник для вузов/Н.В. Колчина.-М.:Юнити, 2003.-428с.

    33.   Кондраков Н. П., Иванова М. А. Бухгалтерский управленческий учет. / Н. П. Кондраков, М. А. Иванова.- Инфра-М, 2006. – 386 с.

    34.   Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент/М.Н. Крейнина.— М.: ДИС, 2007.— 320 с.

    35.   Кузнецова Е.В Финансовое управление компанией/Е.В. Кузнецова.-М.: ДиС, 2008.-426с.

    36.   Куксов А. Планирование деятельности предприятия/ А.Кусков // Экономист. –2002.-№ 6. – С. 61-67.

    37.   Кунц Г. Основные предпосылки эффективного планирования. – М.: Наука, 2002. – 244 с.

    38.   Липсиц И.В., Черкасов В.А. Краткий опорный конспект лекций по курсу «Экономика фирмы» и методические рекомендации для преподавателей. – М.:ГУ-ВШЭ, 2004. – 234 с.

    39.   Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие/О.Н. Лихачева.-М.: Издательство: ТК Велби, 2003.-264с.

    40.   Маховикова Г.А. Планирование на предприятии: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007. – 144 с.

    41.   Мещеряков А. И. Постановка управленческого учета в торговой компании. / А. И. Мещеряков. // Менеджмент в России и за рубежом, 2003. - №1.

    42.   Мочалова Л.А. Концепция финансового планирования в корпорациях/Л.А. Мочалова// Финансовый менеджмент.-2004.- №3.-С. 32-35.

    43.   Немировский И.Б. Бюджетирование. От стратегии до бюджета - пошаговое руководство / И. Б. Немировский. – М.: Вильямс ИД, 2006. – 512 с.

    44.   Николаева С. А. Управленческий учет. / С. А. Николаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 402 с.

    45.   Одинцова Л.А. Планирование на предприятии. – М.: Академия, 2007.

    46.   Пашигорева Г.И., Савченко О. С. Системы управленческого учета и анализа. / Г. И. Пашигорева, О. С. Савченко. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 245 с.

    47.   Рогова Е.М. Основы управления финансами и финансовое планирование: Учеб. пос. / Е. М. Рогова. – М.: Вернера Регена, 2006. -256 с.

    48.   Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учет и бюджетирование: принципы и практика: Учеб. пос. / О. В. Рыбакова. – М.:РАГС, 2006. – 332 с.

    49.   Савчук В.П. Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия/ В.П.Савчук.-М.: Инфра, 2006.-156с.

    50.   Савчук В.П. Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловых ситуаций/В.П. Савчук. – Киев: Издательский дом “Максимум”, 2004.-412с.

    51.   Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 639 с.

    52.   Сергеев И.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии/И.В. Сергеев, А.В. Щипицын.-М.: Финансы и статистика, 2007.-288с.

    53.   Уорд К. Стратегический управленческий учет. / К. Уорд. - М.: Олимп-Бизнес, 2002. – 193 с.

    54.   Финансовый менеджмент. Бланк. И. А. – М.: Инфра-М, 2008. – 526 с.

    55.   Финансовый план предприятия/Под ред. П. Петрова, А. Т. Чеблокова.-М.: Финансы и статистика, 2002.-312с.

    56.   Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 416 с.

    57.   Хоуп Д. Финансовый директор новой эпохи.: Пер. с английского. – М.: Вершина, 2008.

    58.   Хоуп Д., Фрейзер Р. За гранью бюджетирования.: Пер. с английского. – М.: Вершина, 2007.

    59.   Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования/В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова, В.В. Гамаюнов.– М.: Финансы и статистика, 2008.-334с.

    60.   Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. / Е. А. Черныш. – М.: ПРИОР, 2005. – 486 с.

    61.   Шеремет А. Д. Управленческий учет: Учеб. пос. по экон. спец./ Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ФБК ПРЕСС, 2000. – 512 с.

    62.   Шуляк П.Н. Управление финансами/ Учебное пособие – М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2000. - 752с.



    Приложение 1

    Система планирования операций предприятия в рыночной экономике

    Показатель

    янв.07

    фев.07

    мар.07

    1-й квартал

    Отклонение

    апр.07

    май.07

    июн.07

    2-й квартал

    Отклонение

    1-е полугодие

    Отклонение

    План

    Факт

    План

    Факт

    План

    Факт

    План

    Факт

    руб.

    %

    План

    Факт

    План

    Факт

    План

    Факт

    План

    Факт

    руб.

    %

    План

    Факт

    руб.

    %

    Основная деятельность

    Доходы

    Поступления от продаж товаров и услуг

    4541

    4087

    3812

    4003

    4811

    5112

    13164

    13202

    38

    100%

    4612

    4321

    3811

    4210

    5112

    5812

    13535

    14343

    808

    106%

    26699

    27545

    846

    103%

    Прочие поступления

    25

    16





    25

    16

    -9

    64%

    5

    5





    5

    5

    0

    100%

    30

    21

    -9

    70%

    Расходы

    Материальные затраты

    2612

    2351

    2090

    2299

    2758

    2896

    7460

    7546

    86

    101%

    2638

    2374

    2110

    2322

    2786

    2925

    7534

    7621

    87

    101%

    14994

    15167

    172

    101%

    Транспортные расходы

    209

    188

    167

    184

    221

    232

    597

    604

    7

    101%

    211

    190

    169

    186

    223

    234

    603

    610

    7

    101%

    1200

    1213

    14

    101%

    Расходы по доставке

    25

    23

    20

    22

    26

    28

    72

    72

    1

    101%

    25

    23

    20

    22

    27

    28

    72

    73

    1

    101%

    144

    146

    2

    101%

    Таможенные платежи


    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    -

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    -

    0

    0

    0

    -

    Заработная плата и налоги

    1306

    1175

    1045

    1149

    1379

    1448

    3730

    3773

    43

    101%

    1319

    1187

    1055

    1161

    1393

    1463

    3767

    3811

    43

    101%

    7497

    7583

    86

    101%

    Представительские расходы

    5

    5

    4

    5

    6

    6

    15

    15

    0

    101%

    5

    5

    4

    5

    6

    6

    15

    15

    0

    101%

    30

    30

    0

    101%

    Реклама

    7

    6

    5

    6

    7

    7

    19

    19

    0

    101%

    7

    6

    5

    6

    7

    7

    19

    19

    0

    101%

    37

    38

    0

    101%

    Аренда

    9

    8

    7

    8

    10

    10

    26

    26

    0

    101%

    9

    8

    7

    8

    10

    10

    26

    27

    0

    101%

    52

    53

    1

    101%

    Командировочные расходы

    5

    5

    4

    5

    6

    6

    15

    15

    0

    101%

    5

    5

    4

    5

    6

    6

    15

    15

    0

    101%

    30

    30

    0

    101%

    Стационарная и мобильная связь, Интернет

    52

    47

    42

    46

    55

    58

    149

    151

    2

    101%

    53

    47

    42

    46

    56

    59

    151

    152

    2

    101%

    300

    303

    3

    101%

    Канцелярские расходы

    4

    4

    3

    4

    4

    5

    12

    12

    0

    101%

    4

    4

    3

    4

    4

    5

    12

    12

    0

    101%

    24

    24

    0

    101%

    Налоги

    26

    24

    21

    23

    28

    29

    75

    75

    1

    101%

    26

    24

    21

    23

    28

    29

    75

    76

    1

    101%

    150

    152

    2

    101%

    Амортизация

    63

    56

    50

    55

    66

    70

    179

    181

    2

    101%

    63

    57

    51

    56

    67

    70

    181

    183

    2

    101%

    360

    364

    4

    101%

    Текущий ремонт

    5

    5

    4

    4

    5

    6

    14

    14

    0

    101%

    5

    5

    4

    4

    5

    6

    14

    15

    0

    101%

    29

    29

    0

    101%

    Содержание автотранспорта

    6

    5

    4

    5

    6

    6

    16

    16

    0

    101%

    6

    5

    4

    5

    6

    6

    16

    16

    0

    101%

    32

    32

    0

    101%

    Прочие расходы (почта, праздники и пр.)

    5

    5

    4

    4

    5

    6

    14

    14

    0

    101%

    5

    5

    4

    4

    5

    6

    14

    15

    0

    101%

    29

    29

    0

    101%

    Итого сальдо по основной деятельности

    227

    198

    341

    184

    229

    301

    797

    683

    -114

    86%

    235

    382

    305

    354

    484

    953

    1024

    1688

    664

    165%

    1821

    2372

    550

    130%

    Финансовая деятельность

    Доходы

    Проценты по выданным кредитам

    68

    68





    68

    68

    0

    100%

    52

    52





    52

    52

    0

    100%

    120

    120

    0

    100%

    Проценты по выданным займам

    2

    2





    2

    2

    0

    100%







    0

    0

    0

    -

    2

    2

    0

    100%

    Расходы

    Услуги банков

    15

    15

    15

    15

    15

    15

    45

    45

    0

    100%

    15

    15

    15

    15

    15

    15

    45

    45

    0

    100%

    90

    90

    0

    100%

    Проценты по кредитам

    12

    12





    12

    12

    0

    100%







    0

    0

    0

    -

    12

    12

    0

    100%

    Проценты по займам

    52

    52

    52

    52

    52

    52

    156

    156

    0

    100%

    61

    61

    61

    61

    54

    54

    176

    176

    0

    100%

    332

    332

    0

    100%

    Лизинговые платежи







    0

    0

    0

    -







    0

    0

    0

    -

    0

    0

    0

    -

    Итого сальдо по финансовой деятельности

    -9

    -9

    -67

    -67

    -67

    -67

    -143

    -143

    0

    100%

    -24

    -24

    -76

    -76

    -69

    -69

    -169

    -169

    0

    100%

    -312

    -312

    0

    100%

    Инвестиционная деятельность

    Доходы

    0

    0

    0

    -

    0

    0

    0

    -

    0

    0

    0

    -

    Поступления от реализации активов







    0

    0

    0

    -

    48

    48





    48

    48

    0

    100%

    48

    48

    0

    100%

    Расходы

    0

    0

    0

    -

    0

    0

    0

    -

    0

    0

    0

    -

    Реализация активов







    0

    0

    0

    -







    0

    0

    0

    -

    0

    0

    0

    -

    Итого сальдо по инвестиционной деятельности

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    -

    48

    48

    0

    0

    0

    0

    48

    48

    0

    100%

    48

    48

    0

    100%

    Итого прибыль

    218

    189

    274

    117

    162

    234

    654

    540

    -114

    83%

    259

    406

    229

    278

    415

    884

    903

    1567

    664

    174%

    1557

    2108

    550

    135%

    Приложение 2 «Бюджет доходов и расходов УСНО ПО «-», в тыс. руб.»


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Совершенствование финансового планирования на предприятии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.