Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Управленческий учёт в торговле

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Управленческий учёт в торговле
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 2:25:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Теоретические основы организации управленческого учета в торговле…..6

    1.1 Организация управленческого учета………………………………………..6

    1.2 Проблемы построения системы управленческого учета в торговле……..10

    2. Организация управленческого учета в ООО «Связной»…………………...14

    2.1 Характеристика предприятия……………………………………………….14

    2.2 Организация управленческого учета в ООО «Связной»………………….19

    2.3 Проблемы организации управленческого учета в ООО «Связной» и возможные пути их решения……………………………………………………24

    Заключение……………………………………………………………………….31

    Список литературы………………………………………………………………33



    Введение


    Управление компанией является непростой задачей, тем более в нынешних условиях кризиса. В такой ситуации необходимо своевременно (ежедневно, ежечасно) получать информацию для принятия управленческих решений. От этого зависит эффективность деятельности, а в настоящее время и жизнеспособность компании.

    Деятельность по сбору и обработке внешней и внутренней информации, т.е. о самом предприятии и об окружающей его среде, и представляет собой систему управленческого учета.

    Внедрение системы управленческого учета полезно как малым, так и крупным предприятиям. Различия заключаются лишь в массивах данных и конечных показателях, при этом принципы построения системы управленческого учета остаются едиными для всех. Любого руководителя крупного холдинга или малого предприятия интересует статистика продаж, предпочтения покупателей, оборачиваемость товара, т.е. анализ продаж проводится независимо от масштабов деятельности. При этом неправильный выбор негативно отразится на обеих компаниях. Таким образом, для эффективного управления и принятия грамотных экономических решений компания должна разработать систему управленческого учета, которая является одним из решающих факторов успеха в сегодняшней конкурентной среде.

    Тема управленческого учета в торговле становится все более актуальной. Расширение деятельности, выход на новые рынки, усложняющаяся организационная структура - все это характерно для многих российских предприятий. Закономерно желание руководителей не терять контроль над процессами, происходящими в их бизнесе, более того - это насущная необходимость для удержания лидирующих позиций и усиления конкурентоспособности на рынке. Именно управленческий учет называют сегодня одним из наиболее эффективных инструментов, помогающих принимать правильные управленческие решения.

    В настоящее время интерес к проблемам управленческого учета все возрастает, не смотря на то, что специалисты в этой области пришли к единому мнению о сущности и роли управленческого учета в управленческой среде российских предприятий.

    Цель данной работы – осветить проблемы управленческого учета в компаниях розничной торговли в современных экономических условиях, показать пути решения этих проблем.

    Для достижения поставленной цели необходимо поставить ряд конкретных задач:

    1.   изучить нормативные документы, специальную учебную, научную литературу;

    2.   раскрыть понятия “Децентрализация управления”, “Организационная структура” и “Центры ответственности”;

    3.   осветить проблемные вопросы по организации управленческого учета в группе компаний;

    4.   рассмотреть организацию управленческого учета на примере ООО «Связной»;

    5.   выявить ошибки в организации управленческого учета в ООО «Связной»;

    6.   выработать предложения по повышению эффективности организации управленческого учёта и системы управления в ООО «Связной».

    Предметом исследования работы является система управленческого учета и проблемы его развития в предпринимательских структурах с целью теоретического осмысления и выработки соответствующих рекомендаций по дальнейшему совершенствованию управленческого учета.

    В качестве объекта исследования избрана деятельность розничных торговых организаций - ООО «Связной». В ходе выполнения работы будет проанализировано фактическое состояние учета в данной организации, а также даны рекомендации по совершенствованию управленческого учета.

    Методологической и теоретической основой исследования послужили научные труды российских и зарубежных ученых-экономистов по проблемам развития и организации управленческого учета, законодательные и нормативные акты в области бухгалтерского учета, а также контроля в организациях розничной торговли Российской Федерации, были использованы источники учебной и периодической литературы («Управленческий учет»), данные электронных информационных порталов, посвященные организации управленческого учета.

    В первой главе отражены теоретические основы организации управленческого учета, т.е. децентрализация управления, организационная структура компании, организация учета по центрам ответственности, виды центров ответственности, проблемы организации управленческого учета в группе компаний.

    Во второй главе представлена характеристика ООО «Связной», организация в нем управленческого учета, а также рассмотрены ошибки по его ведению и даны рекомендации по их исправлению.



    1. Теоретические основы организации управленческого учета в торговле


    1.1 Организация управленческого учета


    Под организацией управленческого учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации, осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и управления производственной деятельностью. Ответственность за организацию управленческого учета в организациях несут руководители организаций. В зависимости от объема учетной работы они могут:

    - учредить службу управленческого учета как структурное подразделение, возглавляемое соответствующим руководителем;

    - ввести в штат бухгалтерии должности специалистов по управленческому учету (бухгалтеров-аналитиков).

    Для обеспечения рациональной организации управленческого учета большое значение имеет разработка плана его организации. План организации управленческого учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота, план счетов и их корреспонденции, план отчетности, план технического оформления учета, план организации труда работников бухгалтерии.

    В плане документации указывается перечень документов для учета хозяйственных операций и составления расчетов потребности в бланках. При этом организации могут использовать типовые формы первичных учетных документов или применять формы документов, разработанных самостоятельно.

    Основой организации первичного учета в организациях является график документооборота. Под документооборотом понимают путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, и указываются порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.

    При разработке плана счетов для управленческого учета необходимо иметь в виду, что действующий в настоящее время план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина РФ от 31.10.01г. №94н, позволяет осуществлять учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции одновременно для целей финансового и управленческого учета. При этом допускается использование однокруговой (монистической) и двухкруговой (дуалистической) систем учета производственных затрат.

    Однокруговая система учета затрат может осуществляться:

    - без использования специальных счетов управленческого учета;

    - с использованием системы счетов управленческого учета.

    Однокруговую систему учета затрат целесообразно использовать в малых и средних организациях, поскольку она основана на использовании одинаковых оценок в финансовом и управленческом учете, и вследствие этого возможности контроля затрат ограничены.

    Двухкруговую систему учета затрат целесообразно использовать в крупных организациях. При данной системе финансовый и управленческий имеют самостоятельные планы счетов. Возможен также вариант выделения для управленческого учета обособленных счетов.

    Для согласования данных финансового и управленческого учета используют переходные и зеркальные счета. Переходные счета обеспечивают перенос информации из финансового учета в управленческий и из управленческого – в финансовый. Зеркальные счета обеспечивают численное согласование данных финансового и управленческого учета и выявление возможных расхождений.

    В плане отчетности указываются: перечень отчетных форм, отчетный период, за который составляется та или иная форма отчета, сроки представления отчетности, наименование служб и подразделений, а также фамилии должностных лиц, получающих отчеты способ представления отчетов и фамилии работников, отвечающих за составление отчетности, с точным указанием выполняемых работ. План отчетности, как правило, состоит из двух частей. В первой части содержатся необходимые сведения по отчетности, представляемой вышестоящим пользователям, во второй – по отчетности, получаемой от нижестоящих подразделений организации.

    В плане технического оформления учета указывается, какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использоваться в организации. Помимо использования вычислительных машин в соответствующих организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и разного рода средств механизации измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков (газовых, электрических и т.п.).

    В плане организации труда работников бухгалтерии определяется структура данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ. В средних организациях в состав службы управленческого учета можно включить следующие группы (отделы): планирования, материальную, учета затрат труда и его оплаты, производственно-калькуляционную, учета продажи продукции, аналитическую.

    Группа планирования составляет главный бюджет, охватывающий основную деятельность организации; бюджеты структурных подразделений организации и другие частные бюджеты (бюджеты продаж, закупок, производственный и т.п.); операционный бюджет, который детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков; финансовый бюджет, прогнозирующий денежные потоки организации на планируемый период; специальные бюджеты для отдельных видов деятельности или программ.

    Материальная группа:

    - осуществляется выбор поставщиков материальных ресурсов, контроль за поступлением, хранением и использованием этих ресурсов;

    - разрабатывает нормы расхода сырья и материалов на осуществление производственной деятельности, нормы запасов сырья и материалов на складах;

    - принимает участие в выборе типовых и разработке новых форм первичных документов и учетных регистров для учета поступления, наличия и отпуска всех видов сырья и материалов;

    - разрабатывает формы отчетов о расходе сырья и материалов;

    - осуществляет выбор цен для оприходования и расхода сырья и материалов.

    Группа учета затрат труда и его оплаты осуществляет нормирование труда, определяет расценки оплаты труда, контролирует использование фонда заработной платы, принимает участие в разработке форм первичных документов, учетных регистров и отчетов по труду и заработной плате.

    Производственно-калькуляционная группа определяет перечень центров затрат и центров ответственности, устанавливает статьи затрат по каждому центру затрат, разрабатывает формы учетных регистров и отчетов по затратам и выпуску продукции, осуществляет калькулирование себестоимости продукции по центрам затрат и по организации в целом и контроль за эффективным использованием производственных ресурсов.

    Группа учета продажи продукции определяет порядок учета выпуска и продажи продукции, состав покупателей, исчисляет фактические затраты по продаже продукции, себестоимость проданной продукции по ее видам, зонам продажи и т.п., разрабатывает формы отчетов по продаже продукции, выявляет прибыль и рентабельность по продаже отдельных видов продукции, структурным подразделениям, организации в целом.

    Аналитическая группа осуществляет анализ эффективности деятельности по каждому центру затрат, структурному подразделению и организации в целом, выявляет резервы повышения эффективности использования всех видов ресурсов по всем подразделениям организации и организации в целом, принимает участие в разработке бюджетов организации.


    1.3 Проблемы построения системы управленческого учета в торговле


    Любая фирма в ходе своей деятельности должна принимать решения быстро и безошибочно, основываясь на тех данных, которые у нее имеются. Особенно это относится к торговым предприятиям, где каждый день задержки может стоить денег. "Кто владеет информацией - владеет миром", - как говорят великие. Соответственно, если коммерческое решение базируется на неправильной информации, то оно с большой вероятностью может оказаться неверным. Вследствие этого компания может понести убытки. Плюс ко всему, фирма обязана делиться своей информацией с вышестоящими коллегами. А от того, какие данные будут предоставлены, зависит правильность принятия ими решений. Получается такая пирамида, где каждый конкретный сотрудник влияет на благополучие всей компании.

    Зачастую руководство больше внимания обращает, как правило, на такие проблемы, как: снижение налоговой нагрузки путём использования различных схем; создание структур под отдельных людей; рост объёмов продаж с отставанием во внедрении систем детального учёта продукции; открытие или приобретение некоторого числа юридических лиц с узкой географической или производственной специализацией; становление бухгалтерского и налогового учёта; “политические” вопросы и так далее. После того, как сформированный таким образом бизнес входит в стадию зрелости, руководство начинает больше внимания уделять “тонким” вопросам. Одновременно с этим оно приходит к пониманию того, как много денег в период становления “ушло в песок” из-за отсутствия эффективной системы управленческого учёта. На этапе относительной “зрелости” бизнеса возникают и конфликты с акционерами, которые хотят отделиться и забрать свою “долю”, которую в таких условиях бывает сложно определить.

    При построении системы управленческого учета в группе компаний возникает ряд проблем, основной из которых является отсутствие достаточной информации для принятия решений: поступающие из дочерних компаний отчеты содержат информацию о деятельности отдельно взятых компаний, но не о состоянии дел в группе компаний в целом.

    К основным проблемам можно также отнести неоперативность сбора информации из управляемых компаний и ее неунифицированность. Компании имеют разные планы счетов и учетные политики, различные отчетные формы, кодификаторы, справочники и системы автоматизации. Специалистам головной компании сложно собрать и структурировать этот разрозненный информационный поток, поэтому они не могут выстроить единую картину финансово-экономического положения группы компаний в целом.

    Кроме того, не следует забывать, что система управления состоит из различных подсистем, которые относятся к одному из трех уровней управления: стратегическому, тактическому или оперативному. Эффективное управление группой компаний является результатом слаженного функционирования всех этих подсистем. Постановка систем стратегического управления, бюджетирования и др. начинается с системы качественного сбора и обработки управленческой информации, а это одна из задач управленческого учета. Именно информация управленческого учета, является базой для принятия грамотных управленческих решений на всех уровнях. Даже если внутри каждой отдельной компании налажена система управленческого учета, получение требуемой информации на уровне группы компаний зачастую оказывается довольно сложной задачей.

    Управленческий учет в группе компаний имеет особенности по сравнению с управленческим учетом на отдельно взятом предприятии. Помимо традиционных задач, решаемых с помощью управленческого учета на уровне предприятия, на уровне группы компаний дополнительно возникают специфические задачи, для решения которых необходимо построить систему управленческого учета, отвечающую потребностям и специфическим задачам группы компаний. Систему можно считать эффективной в том случае, если менеджмент группы компаний в любой момент будет иметь актуальную, полную, достоверную, хорошо структурированную информацию о деятельности каждой компании внутри группы и группы компаний в целом.

    Российский бухучет регулируется ПБУ и другими нормативными актами. Что касается управленческого учета, то порядок его ведения зависит только от специфики работы предприятия. У крупной компании, состоящей из нескольких предприятий, или у средней фирмы, разделенной в целях оптимизации управления на несколько юридических лиц, неизбежно возникают проблемы консолидации управленческих данных, которые поступают из разных подразделений. Для того чтобы избежать этих проблем, у всех юридических лиц необходимо, во-первых, привести управленческие планы счетов в соответствие друг с другом, а во-вторых, обеспечить одинаковую структуру и содержимое аналитических справочников учета. В противном случае финансисты каждой дочерней компании будут составлять отчетность по собственным правилам и для ее консолидации придется анализировать первичные документы.

    Таким образом, для того чтобы получить достоверную информацию о работе компании, необходимо организовать единую базу первичных данных, которая могла бы использоваться для составления как бухгалтерской, так и управленческой отчетности. Анализ проблем организации управленческого учета в организациях, изучение научной и учебно-методической литературы позволяют сделать следующий вывод: построение эффективной подсистемы управленческого учета, должно базироваться на применении рациональной методологии, которая послужит фундаментом методики, включающей управление по центрам ответственности и местам возникновения затрат, расходов и доходов посредством бюджетов, использование управленческой отчетности и современных компьютерно-информационных систем.



    2. Организация управленческого учета в ООО «Связной»


    2.1 Характеристика предприятия


    Семь лет стабильной и динамичной работы на рынке мобильной связи России позволили ООО «Связной» занять одно из лидирующих мест в области дистрибуции, оптовой и розничной торговли сотовыми телефонами, аксессуарами; оказания сервисных услуг и завоевать статус крупного и надежного партнера.

    Компания «Связной» работает напрямую с лучшими мировыми вендорами: Motorola, Samsung, Siemens, Nokia, Sony Ericsson и др. Компания предлагает клиентам товары гарантированного качества, прошедшие всю необходимую сертификацию. Компания поддерживает деловые отношения со всеми крупнейшими операторами сотовой связи России (МТС, Билайн, Мегафон). Розничные продажи осуществляются через собственную сеть магазинов.

    Профессиональные консультанты, работающие в каждом салоне, готовы дать исчерпывающие ответы на любые вопросы относительно товаров и услуг, учитывая пожелания и требования клиента. Система обслуживания предусматривает индивидуальный подход к каждому клиенту.

    Деятельность:

    - торговля мобильными телефонами и аксессуарами к ним;

    - является дилером GSM операторов;

    - предлагает клиентам только сертифицированные товары;

    - предоставление своей гарантии на приобретаемые товары;

    - оформление кредитов на товары через банки Хоум кредит, ОТП Инвестсбербанк, Русский стандарт, Альфа-банк;

    - прием платежей по погашению кредитов;

    - обслуживание по картам оплаты;

    - прием платежей таких операторов как МТС, Мегафон, Билайн. Алтайсвязь;

    - услуги квалифицированных консультантов (оказание информационных услуг);

    - обмен б/у телефонов;

     - оптовая торговля.

    Основной целью деятельности организации является расширение рынка сотовой связи, а также извлечение прибыли.

    Миссию компании можно сформулировать следующим образом: максимальное удовлетворение потребностей самого широкого круга клиентов в услугах сотовой связи, отвечающих самым последним веяниям моды, а также оказание консультационных услуг в данной области по самым приемлемым ценам, за счет применения новейших технологий и техники, индивидуального и чуткого подхода высоко квалифицированных в области техники работников к каждому клиенту и при обеспечении справедливого отношения к своим сотрудникам.

    ООО «Связной» активно выступает за соблюдение законодательных и этических норм, правил деловых коммуникаций, а также честную конкурентную борьбу между всеми участниками рынка.

    Проанализируем товарооборот ООО «Связной», рассчитаем базисные и цепные темпы роста и прироста (табл. 1).

    Таблица 1


    Товарооборот ООО «Связной»   (в действующих ценах)

    Год

    Товарооборот, тыс. руб.

    Абс. отклонение, тыс. руб.

    Темп роста, %

    Темп прироста, %

    2005

    23237

    -

    -

    -

    2006

    28505

    5268

    122,7

    22,7

    2007

    30310

    1805

    106,3

    6,3

    2008

    57043

    26733

    188,2

    88,2

    2009

    66518

    9475

    116,6

    16,6

    Итого

    -

    43281

    х

    х


    Объем товарооборота торговой фирмы ООО «Связной»  в действующих ценах возрос за 2005-2009 гг. на 43281 тыс. руб. или более чем в 2,8 раза. За пять лет объем товарооборота в организации  увеличивался ежегодно в среднем на 30,1%.

     Рассмотрим динамику изменения объема товарооборота торговой фирмы ООО «Связной»  на графике в действующих и сопоставимых ценах (рис. 1).


    Рис. 1 - Динамика объемов товарооборота торговой фирмы ООО «Связной»за 2005-2009 гг.


    Выручка за 2008 год составляет 57043 тыс.руб., рост к 2007 г. составляет 88,2%, в 2009 году – 66518 тыс. руб., что на 16,6% больше уровня 2008 года.

    В силу наличия разветвленной системы видов деятельности, в организации в настоящее время работает более ста человек. При этом основную массу работающих со­ставляют менеджеры, непосредственные продавцы товара и рабочие производства.

    Диффе­ренцированная численная характеристика работников торговой фирмы ООО «Связной»представлена в таблице 2.

     

    Таблица 2

    Численность работников торговой фирмы товарооборота торговой фирмы ООО «Связной»

    Группы персонала

    2005 г.

    2006 г.

    2007 г.

    2008 г.

    2009 г.

    Административно-управленческий персонал

    6


    8

    9

    10

    12

    Менеджеры

    3

    4

    4

    5

    7

    Рабочие

    29

    31

    32

    45

    42

    Обслуживающий персонал

    18

    20

    25

    31

    32

    Работники неосновной деятельности

    -

    5

    9

    13

    14

    Итого работников предприятия

    56

    68

    79

    104

    107







    Рис. 5. Динамика численности торговой фирмы ООО «Связной» за 2005-2009 гг.


    На протяжении рассматриваемого периода произошло увеличение общей численности работников торговой фирмы ООО «Связной»  на 51 чел. или на 91% в связи с открытием подсобного производства. Намечается устойчивая тенденция к увеличению числа работников, занятых в сфере розничной торговли, что является убедительным доказательством увеличения объема продаж и развития торгового процесса.

    Оценка эффективности использования основных фондов торговой фирмы ООО «Связной» осуществляется путем сравнения показателей фондоотдачи и фондоемкости, представленных в табл. 3.

    Таблица 3

    Показатели эффективности использования основных средств

    Показатели

    2005 г.

    2006 г.

    2007 г.

    2008 г.

    2009 г.

    Объем реализован­ной продукции за минусом НДС, тыс. руб.

    23237

    28505

    30310

    57043

    66518

    Среднегодовая стои­мость основных фондов, тыс. руб.

    6351

    8950


    9390

    9414

    7990

    Среднегодовая численность, чел.

    56

    68

    79

    104

    107

    Фондоотдача, руб./руб.

    3,66

    3,18

    3,23

    6,06

    8,33

    Фондоемкость, руб./руб.

    0,27

    0,31

    0,31

    0,17

    0,12

    Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

    113,4

    131,6

    118,9

    90,5

    74,7


    Балансовая стоимость основных фондов к концу 2009 г. снижается. Руководство объясняет большие объемы продаж стремлением к оптимизации структуры основных фондов и к повышению эффективности их использования.

    На рис. 2 графически представлено изменение показателей эффективности использования основных фондов торгового предприятия.


    Рис. 7 -  Динамика показателей эффективности использования основных средств


    Из таблицы 3  и рисунка видно, что фондоотдача за анализируемый период увеличилась в 2,3 раза, а фондоемкость снизилась на 56%, что свидетельствует об эффективном использовании основных производственных фондов на предприятии.


    2.2 Организация управленческого учета в ООО «Связной»


    ООО «Связной» осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности, ведет статистическую отчетность в порядке, определяемом действующим законодательством, предоставляет данные в Государственную Налоговую Инспекцию по месту своей регистрации, и несет ответственность за их своевременное предоставление и достоверность.

    Управленческий учет ведется на базе программы 1С: Бухгалтерия 7.7.

    Деятельность организации регламентируется Учетной политикой, Положением о материальной ответственности, должностными инструкциями и т.д.

    Система информационного обеспечения и отчетности характеризуется компьютерной поддержкой и автоматической обработкой документов.

    Информация, которая частично собирается в отделе бухгалтерского учета и контроля и частично в финансово-экономическом отделе является тождественным бухгалтерскому учету.

    Первичная информация поступает с нарушением сроков и порядка представления. Вследствие чего, принятие управленческих решений осуществляется на основании данных предыдущих периодов при отсутствии оперативной информации о текущем периоде. Планирование и анализ также основаны на данных бухгалтерского учета, который в свою очередь отличается несвоевременностью обработки данных и неполнотой их поступления.

    Отсутствие постоянного контроля за текущим финансовым состоянием предприятия и, как следствие, неправильное распределение ресурсов.

    Отчетность формируется в программах Exel, базы данных.

    Менеджеры анализируют следующее:

    - отчет по выручке,

    - отчет по выручке от продаж в кредит,

    - отчет по подключениям БиЛайн, МТС, Мегафон,

    - отчет по платежам,

    - отчет о состоянии складских запасов,

    - отчет о планируемых закупках,

    - отчет об общих, коммерческих и административных расходах,

    - отчет об исполнении плана продаж.

    Розничная точка, являющаяся объектом учета, выступает по отношению к предприятию в качестве комиссионера. По каждому комиссионеру определяется материально-ответственное лицо. Отгрузка товаров в розничную торговую сеть (на комиссию) не считается реализацией. Аналитический учет по контрагентам (комиссионерам) во многих программных продуктах значительно сложнее, чем по складу.

    Бухгалтерия отвечает главным образом за выбор учетной политики и организацию учетной деятельности. Она также ответственна за достоверное отражение в учете хозяйственных операций, предоставление данных учета внутренним и внешним пользователям, правильность ведения налогового учета. В ее структуру включены секторы внутреннего аудита. К ее основным функциональным обязанностям относятся: управление финансами, учет материалов и прочего имущества, начисление амортизационных отчислений, финансовая отчетность и налоги и т.д. При этом в составе бухгалтерии нет аналитической службы, которая проводила бы оценку текущего финансово-экономического состояния предприятия, источников финансирования, инвестиционных потоков. Такая служба отсутствует и в структуре планово-экономического отдела. Расчет стоимости новых заказов, сравнение плановых и фактических показателей проводятся экономической службой, финансовая деятельность контролируется бухгалтерией, которая констатирует ход движения финансовых ресурсов, управляет ими и подводит итог. Таким образом, прогнозирование финансово-экономического состояния организации, операционный анализ его производственной деятельности отсутствуют. Оценка экономического состояния проводится по фактическим данным, когда повлиять на них уже нельзя.

    На ООО «Связной» для учета затрат используется 44 счет "Расходы на продажу". Предприятие списывает на этот счет брак материалов, ТМЦ, канцтовары, списание основных средств и амортизации. Основанием для отнесения той или иной суммы затрат к коммерческим расходам являются такие первичные документы, как платежные поручения и выписки банка, акты приемки работ.

    Управление материальными запасами (товар в данном случае) в своей первой фазе сопряжено с классификацией затрат, связанных с хранением ТМЦ. Затраты на поддержание запасов, т.е. связанные с владением запасами:

    1. Коммерческие затраты:

    а) Проценты;

    б) Страхование;

    в) Налоги на капитал, вложенный в запасы (налог на имущество).

    2. Затраты на хранение:

    а) Содержание складов;

    б) Операции по перемещению запасов.

    3. Затраты, связанные с риском потерь вследствие:

    а) Устаревания;

    б) Порчи;

    в) Замедления темпов потребления данного продукта.

    Затраты, связанные с дефицитом запасов, т.е. возникающие при отсутствии необходимых ТМЦ:

    а) Расходы на связь;

    б) Расходы на разъезды;

    в) Оплата агента;

    г) Дополнительные расходы, связанные с малыми размерами партий;

    д) Премии за быструю доставку, а также связанные с малыми размерами партий.

    Группировка затрат по видам расходов включает в себя две классификации: по экономическим элементам и по калькуляционным статьям. Группировка по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости в целом и включает в себя 5 основных групп расходов:

    материальные затраты;

    расходы на оплату труда;

    отчисления в фонд социальной защиты;

    амортизация основных средств;

    прочие денежные расходы.

    Каждая из этих групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на составные части и рассчитываются независимо от того, где они произведены.

    44 счет затрат в ходе деятельности ООО «Связной» корреспондирует со счетами:

    Дт 44-3 Кт 71-1 - отражается операция оплаты за счет подотчетных сумм стоимости оказанных услуг.

    Дт 44 Кт 02 - отражается списание сумм амортизации основных средств.

    Дт 44 Кт 10 - отражение фактической себестоимости материалов и тары, израсходованных при доставке товара.

    Дт 44 Кт 70 - отражается начисленная заработная плата грузчикам.

    Дт 44 Кт 69/68 - отчисления из заработной платы.

    Дт 90 Кт 44 - отражена сумма коммерческих расходов по реализованным ТМЦ.

    В соответствии с инструкцией по применению плана счетов рекламные расходы учитываются на счете 44, нормативы на рекламу поставлены в зависимости от объема работ включая НДС. В учете делаются записи:

    Дт 44 Кт 76/60 - затраты по рекламным услугам.

    Дт 19 Кт 76/60 - учтен НДС по оказанным рекламным услугам.

    Дт90 Кт44 -рекламные расходы отнесены на себестоимость продукции.

    На ООО "Медведь" 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" отнесены к группе финансово-результативных счетов. Сюда же входит и итоговый счет прибылей и убытков: 99 "прибыли и убытки". Эти три бухгалтерских счета составляют единый блок взаимосвязанных счетов, информация которых используется для формирования показателей отчета о прибылях и убытках.

    Счета 90 и 91 отнесены к составляющим. По их кредиту отражаются доходы, а по дебету - расходы. При превышении доходов над расходами разница списывается в виде прибыли на кредит счета 99, а при превышении расходов - в виде убытка на дебет счета 99. Для отражения отдельных составляющих финансового результата от продаж к счету 90 открываются субсчета: 90-1 "выручка от продаж"; 90-2 "Себестоимость продаж";

    В течение месяца по счету 90 составляют бухгалтерские проводки:

    Дт 90-2 Кт 41 - на сумму проданных товаров по себестоимости;

    Дт 62 Кт 90-1 - на сумму выручки от продажи по ценам реализации;

    Дт 90-2 Кт 44 - на сумму коммерческих расходов.

    По дебету счета 90 отражается полная (коммерческая) себестоимость реализованных товаров, а по кредиту - выручка от реализации. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток от продаж за месяц. Эта сумма записывается заключительным оборотом отчетного месяца:

    Дт 90-9 Кт 99 (в случае прибыли);

    Дт 99 Кт 90-9 (в случае убытка).

    До конца отчетного года никаких списаний по субсчетам счета 90 не делается. В декабре отчетного года после списания финансового результата за указанный месяц внутри счета 90 производятся заключительные записи по закрытию всех субсчетов. По дебету и кредиту счета 90 отражается одно и то же количество проданных товаров, но в разной оценке: по дебету - по себестоимости, по кредиту - по ценам реализации.


    2.3 Проблемы организации управленческого учета в ООО «Связной» и возможные пути их решения


    Руководитель предприятия, желающий иметь полную и достоверную финансовую информацию о своём бизнесе, а также экономист, обеспечивающий своего руководителя такой информацией, должны понимать, какие проблемы могут встать на их пути.

    Хотя основное внимание на этапе постановки управленческого учёта специалистами уделяется технической стороне (разработка или настройка компьютерных программ, выявление параметров управленческого учёта), всё же наиболее сложной задачей является получение достоверной информации в нужном разрезе. В связи с этим даже самые совершенные для конкретной организации методики могут подвергаться значительным ограничениям в связи с тем, что требуемая информация не может быть получена оперативно и в нужном разрезе.

    Исходя из практики ведения управленческого учета, можно сказать, что основная проблема в ООО «Связной» заключается в отсутствии четких стратегических целей. Если цели не определены, это приводит к неверному определению решаемых задач. Необходим правильный выбор менеджера проекта. Большой проблемой является неправильное распределение ролей.

    Необходимо знать, как деятельность того или иного человека/подразделения сказывается на деятельности компании, какой человек отвечает за то или иное направление деятельности компании или конечный результат, в чьей компетенции решить тот или иной вопрос или проблему. Постоянный контроль и перераспределение зон ответственности – одна из важных обязанностей руководителя.

    Часто определяются нереальные цели и сроки, а также неэффективное планирование и документирование проекта. Проект может оказаться неуспешным из-за отсутствия действенных механизмов контроля. Встречаются случаи недостоверности и несвоевременности предоставления информации, а также намеренная фальсификация данных.

    Например, Компания открыла сеть салонов в г. Рязянь. Т.к. необходимо было снизить расходы на инкассирование торговых точек через банк, было принято решение, что выручку будут собирать экспидиторы офиса. В базу 1С происходит не вся выгрузка документов с торговых точек, поэтому видеть всё положение дел в онлайн режиме не предоставляется возможным. Документы в офис поступают с задержкой в 7 дней в силу удаленности от Москвы. Когда в первый раз с т.т. не пришла инкассация, был следующий аргумент: “Деньги лежат в сейфе, ключ был у напарника, а напарник на выходном, поэтому выручка не была сдана экспидитору”. Когда во второй раз были привезены документы, то опять не были сданы деньги. Торговой точке было сказано, чтобы они сдали инкассацию в срочном порядке, на что ответным действием продавца стала кража наличных в размере 170 тыс. руб. Продавец в розыске. Отсюда вывод, что не нужно было экономить на расходах по инкассированию торговых точек. Если бы деньги сдавались в банк через инкассатора, у продавца было бы меньше соблазна совершить кражу, да и поступление денежных средств на счет компании было бы видно через 2 – 3 дня после сдачи выручки торговой точкой.

    Управленческий учет, осуществляемый в ООО «Связной», характеризуется разрозненностью информации, которая частично собирается в отделе бухгалтерского учета и частично в финансово-экономическом отделе. Информационная система разомкнута, первичная информация поступает с нарушением сроков и порядка представления. Вследствие чего, принятие управленческих решений осуществляется на основании данных предыдущих периодов при отсутствии оперативной информации о текущем периоде. Планирование и анализ также основаны на данных бухгалтерского учета, который в свою очередь отличается несвоевременностью обработки данных и неполнотой их поступления.

    Например. На торговой точке при пересчете товара были выявлены расхождения. Составлен соответствующий документ “Акт расхождений”. Документ приходит в офис с задержкой в 1 день. По положению “О материальной ответственности” к акту расхождений должны быть приложены объяснительные материально-ответственных лиц (продавцов). Об этом сообщается на торговую точку. Объяснительные приходят спустя 2-3 дня. Далее менеджер розничной сети должен принять решение о том, какой товар зачесть пересортом, какой оприходовать, какой списать на расходы организации, а какой погасить за счет МОЛ. И на этих документах ставит визу с соответствующим решением. На принятие менеджером решения уделяется 3 дня, но зачастую это не соблюдается. Далее документы передаются в бухгалтерию для проведения операций в базе на основании визы менеджера. В итоге, торговая точка может видеть актуальные остатки по товару спустя 7-10 дней. Отсюда возникают противоречия по поводу проведения этих расхождений в базе по причине того, что за эти 10 дней торговая точка могла забить в продажу тот товар, что числиться в недостаче в силу несоответствия кода на товаре. Также будут неактуальны цены на товар, т.к. переоценка товара происходит каждые 2-3 дня. А если продавцы меняются сменой, а если инвентаризация? Это тянет за собой исправление ряда документов – это трудоемко и отнимает много времени.

    Порядок и сроки предоставления документов отражены в Положении “О материальной ответственности”, но здесь, в первую очередь, играет человеческий фактор, непонимание значимости и срочности проведения в базе документов.

    Компании, входящие в ООО «Связной», использовали различные локальные электронные базы данных. В связи с этим получение оперативной и достоверной информации по всей группе было весьма затруднено. Данная проблема решается с помощью налаженной системы управленческой отчетности и четкого регламента документооборота: в течение нескольких дней в строго оговоренные сроки все компании группы представляют в головную компанию свою управленческую отчетность для консолидации. Наиболее эффективным способом ведения управленческого учета в группе компаний является использование единой распределенной базы данных управленческого учета.

    Для получения консолидированной управленческой отчетности необходимо вести обособленный учет внутригрупповых операций (т.е. операций между компаниями группы). При ведении управленческого учета в обособленных автоматизированных системах данная проблема обычно решается с помощью специфических форм управленческой отчетности, в которых отдельными строками выделяются операции внутри холдинга, учитываемые особым образом при консолидации. В случае ООО «Связной» (при использовании единой информационной базы) данная задача решается проще: при отражении в системе внутригрупповой операции ей присваивается соответствующий аналитический признак, который затем автоматически учитывается в соответствии с настроенными процедурами при составлении консолидированной отчетности.

    Внешняя и внутренняя среда компании постоянно изменяются, это заставляет топ-менеджмент оперативно принимать управленческие решения. Бухгалтерские отчеты в таких условиях оказываются бесполезными. Информация, которая в них содержится, недостаточна, иногда некорректна и обычно приходит с опозданием. Выход один — использовать ещё одну систему учета, которая будет отражать положение дел «как есть».

    В качестве внутреннего нормативного документа в организации необходимо разработать положение об управленческом учете.

    По вопросу совершенствования управленческого учета в ООО «Связной» можно предложить следующие меры: необходимо как можно быстрее реагировать на изменения на рынке и поведение конкурентов. Недостатком в поведении данной организации я считаю то, что предложенные работниками отчеты, руководством изучаются не сразу, что в общем оправдано нехваткой времени. Выходом из этой ситуации может являться доклад руководству о сложившихся ситуациях в устной форме на основании письменного отчета. Для того чтобы сотрудники не теряли времени, ожидая решения руководства, лучше всего сделать собрание на котором эти вопросы сразу же обсуждались и работник имел представление как ему следует поступать и какие меры следует принять первоначально. Также руководству следует избегать постановки перед работником задач, которые могут быть неправильно поняты. То есть задачи нужно ставить четко, чтобы работники понимали, что должно быть итогом их деятельности. Руководитель должен сам четко представлять, для чего нужно принимать определенные решения, каков должен быть результат.

    В конце периода фактические данные необходимо сравнивать с бюджетными для анализа и оценки текущей деятельности. В этот период выясняется насколько выполнен план, где были допущены ошибки. Что нужно в следующий раз учесть, чтобы добиться желаемого результата. Я считаю, что для данной организации необходимо составлять бюджет продаж. Прогноз объема продаж является отправной точкой и наиболее критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. Бюджет продаж должен составляться на основе данных, согласованных с высшим руководством. Этот план должен быть реальным. Должна иметься реальная возможность достичь запланированного уровня. Так как организации необходимы средства не только для ведения своей деятельности, но и для удовлетворения собственных нужд, необходимо составить бюджет административных расходов, который представлял бы собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с основной деятельностью организации.

    Коммерческому отделу следует обратить внимание на расширение сети, открытие новых торговых точек. Для этого нужно проводить меры по поиску новых торговых площадей, просчитывать заранее прибыльность торговой точки, разрабатывать мини бизнес-план, в котором должен быть максимально точный прогноз рыночной ситуации развития новой торговой точки. В связи с этим нужно провести мониторинг и анализ конкурентов, расположенных на линии открытия торговой точки. Совместно с финансовым отделом просчитать затраты на открытие, рекламу и примерное время окупаемости.

    Так как арендная плата составляет внушительную статью расходов, юридическому отделу рекомендуется заняться составлением писем арендодателям с вопросом уменьшения арендной платы на фоне долговременного и надежного партнерства.

    Дилерскому отделу рекомендуется следить за своевременным и правильным начислением вознаграждения компаниями-операторами сотовой связи и в зависимости от сумм вознаграждения выступать с предложениями о регулировании продаж конкретного оператора.

    Финансовому отделу провести анализ рентабельности по товарным группам по каждой торговой точке и определить лидирующие позиции, на которые следует обратить особое внимание менеджерам-логистам при осуществлении подтоварки торговых точек.

    Для улучшения финансового положения организации необходимо разработать бизнес-план финансовой стабилизации предприятия путем комплексного использования всех внутренних и внешних механизмов финансовой стабилизации.

    Кроме того, необходимо начать вести учет по хозяйственным и канцелярским расходам, предварительно составив смету расходов на одну торговую точку.

    Следуя предложенным рекомендациям, компания ООО «Связной» сможет повысить прибыльность и укрепить свои позиции на рынке сотовой связи в Москве  и стать одной из крупнейших розничных сетей региона.



    Заключение


    Подводя итоги курсовой работы, нужно сказать о том, что на сегодняшний день в нашей стране существует большое количество нерешенных вопросов и противоречий в сфере управленческого учета. В современных условиях хозяйствования ведение управленческого учета в организациях розничной торговли способствует активному проявлению самостоятельности, обоснованному принятию управленческих решений и ориентации на конечные результаты хозяйственной деятельности. Управленческий учет осуществляет не только фиксирование прошлых затрат и их документальное отражение, анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, но и позволяет экономически обосновать процесс принятия управленческих решений. Поэтому не случайно в его сферу входят вопросы, связанные с экономикой, управлением, планированием, анализом, и контролем деятельности организаций.

    Исследуя проблемы учета, следует внимательно воспринять аргументы тех ученых, которые осознают объективную потребность в совершенствовании управления в условиях рыночной экономики с ее неопределенностью, нестабильностью цен, сбыта, возможностью банкротства, необходимостью эффективного развития организации, совершенствования ее деятельности. Управление в этих условиях может быть эффективным только при условии объединения всех управленческих функций, их нацеленности на решение поставленных задач на стадии изучения рынка, составления перспективных, текущих и оперативных планов, организации их выполнения, в процессе учета, контроля и анализа достигнутых результатов, регулирования нежелательных отклонений от плановых заданий и т.п.

    Итак, можно сказать, что основная цель, поставленная во введении достигнута – освещены проблемы управленческого учета в компаниях розничной торговли в современных экономических условиях.

    Также были решены следующие задачи:

    1. изучены нормативные документы, специальная учебная, научная литература;

    2. раскрыты понятия “Децентрализация управления”, “Организационная структура” и “Центры ответственности”;

    3. освещены проблемные вопросы по организации управленческого учета в группе компаний;

    4. рассмотрена организация управленческого учета на примере ООО «Связной»;

    5. выявлены ошибки в организации управленческого учета в ООО «Связной»  и выработаны предложения по повышению эффективности организации управленческого учёта и системы управления.

    В данной курсовой работе исследованы формирование и представление организации управленческого учета по центрам ответственности. Показаны преимущества и недостатки децентрализованной структуры управления подразделениями. Обосновано место сегментарной отчетности в системе бухгалтерской отчетности, представлена характеристика ООО «Связной», организация в нем управленческого учета, а также рассмотрены ошибки по его ведению и даны рекомендации по их исправлению.

    В последние годы интерес к управленческому учету среди менеджеров высшего и среднего звена неуклонно возрастает. Общепризнанно, что управленческий учет является необходимым инструментом для управления организацией, позволяющим повысить качество и оперативность принимаемых управленческих решений, максимизировать ожидаемый результат и эффективно контролировать риски хозяйственной деятельности. Активно растет спрос на услуги консалтинговых компаний по постановке систем управленческого учета.


    Список литературы


    1.   Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. / М.А. Вахрушина – М.: Финстатинформ, 1999. – 359 с.

    2.   Друри К. Введение в управленческий и производственный учет / К. Друри –М.: АУ – ДИТ, 1998 – 558 с.

    3.   Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. Для вузов. - Юристъ, 2003. – 618 с.

    4.   Ивашкевич В.Б. Организация управленческого учета по центрам ответственности и местам формирования затрат / Бухгалтерский учет. – 2000. - № 5. – с. 56-59.

    5.   Карпова Т.П. Управленческий учет / Т.П. Карпова– М.: ЮНИТИ, 1998-384 с.

    6.   Ластовецкий В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности / В.Е. Ластовецкий – М.: Финансы и статистика, 1998. –162с.

    7.   Николаева О.Е. Шишкова Т.В. Управленческий учет / О.Е. Николаева – М.: УРСС, 2000 – 368 с.

    8.   Раметов А.Х. Управленческий учет по сегментам деятельности предприятия / Бухгалтерский учет / А.Х. Раметов – 2000. – № 20, с.

    9.   Шеремет А.Д. Управленческий учет / Под ред. А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. – 512с.

    10.    Экономический анализ: теория и практика, 2009, №3 //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант-Плюс».

    11.    Экономический анализ: теория и практика, 2008, N 12 //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант-Плюс».

    12.    Консультант, 2008, N 11 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант-Плюс».

    13.    Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании, 2008, №4 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант-Плюс».

    14.    Аудит и налогообложение", 2009, №2 //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант-Плюс».

    15.    Бухгалтер и закон, 2009, №2 //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант-Плюс».

    16.    Финансовая газета, 2009, №9 //Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] /Компания «Консультант-Плюс».


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Управленческий учёт в торговле ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.