Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Форма правления

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Форма правления
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    21.03.2012 2:26:01
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание


    Введение. 3

    Глава 1. Форма правления: понятие и виды.. 6

    Глава 2. Монархия и ее признаки. 10

    2.1. Понятие монархии. 10

    2.2. Признаки монархической формы правления. 11

    2.3. Становление конституционной монархии в России. 13

    Глава 3. Республика и ее признаки. 18

    3.1. Историческое развитие республики. 18

    3.2. Основные признаки республики. 19

    Заключение. 22

    Список использованной литературы.. 25

    Приложение. 27



    Введение


    «Форма правления», как и любое иное понятие в теории государства и права, отражает устойчивые взаимосвязи между различными политико-правовыми явлениями и процессами. Будучи одним из главных элементов более общего понятия «форма государства», понятие «форма правления» отражает структуру и порядок и порядок образования высших органов государственной власти, раскрывает влияние этих факторов на эффективность их деятельности.

    Республика (в переводе с латинского - общественное дело) - это такая форма правления, при которой верховная власть в данном государстве осуществляется выборными органами.

    Республика — форма правления, при которой государственная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т. п.) или единоличному органу, избираемому на определенный срок.[1]

    При этом следует отметить, что в процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

    Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так. в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, a в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской.

    Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократический аппарат.

    Особо следует сказать и об империях, которые явились такой сложной формой государственного устройства, которая создавалась насильственно при различной степени зависимости объединяемых территорий от верховной власти.

    Тема о монархической форме правления государства является актуальной для современного общества и заботит умы многих людей, особенно в свете событий последних лет. Именно поэтому я выбрала эту тему.

    Целью моей курсовой работы является исследование насущных проблем общества и определение способов достижения этой безусловно важной для всех нас задачи. Помимо этого данная работа позволила мне:

    Усвоить комплекс общественно-теоретических знаний

    Получить общее представление о теме - Монархическая форма правления

    Раскрыть понятие каждого вида монархической и республиканской формы правления.

    Данная тема освещена в литературе достаточно широко. Поэтому для меня не составило большого труда подобрать и проанализировать необходимую литературу.

    Литература, используемая при написании данной работы относится в основном к литературе, носящей теоретический характер, в которой содержатся актуальные на сегодняшний день темы, касающиеся всего права (экономики, политики), которые в следствии своего широкого охвата практически всех отношений затрагивают такую немаловажную тему, как - Монархия как форма правления. Исторический опыт и современные проблемы. Такой литературой являются книги, учебники, брошюры, под издательством таких авторов, А.С. Пиголкин, Ильин И.А., Манов Г.Н., Нерсиянец В.С. 

    Для углубленного понимания сущности темы использовалась специальная литература о истории, современности, будущего вопроса, а также о развитии его в других странах.

    Для более полного понимания темы были использованы также и источники правотворческой литературы. На основе правотворческих источников строятся доказательства актуальной проблемы, а также приводятся примеры для наиболее полного понимания сущности темы.

    Также использованы различные справочники для вывода и применения определений в ходе самой работы над темой.

    Кроме того, при создании и написании работы использовались материалы и сведения, полученные в течение учебного процесса.




    Глава 1. Форма правления: понятие и виды


    Прежде всего, надо отметить, что в теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в обществе. Форма государственного управления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношений с населением. К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или Президент), законодательный орган, правительство. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

    В настоящее время отечественная теория государства и права может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание формы правления, как одной из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития.

    Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства и каково их строение; какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами; как стоятся отношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере высшие органы государства позволяют обеспечивать права и свободы гражданина.

    По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские.

    Под формой правления мы понимаем систему формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего  общества.

    Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто абстрактная теоретическая категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.[2]

    Определяются две основные формы правления — монархия и республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования. Вот что писал о классификации форм правления В.М.Хвостов:

    "Наиболее правильной представляется нам следующая классификация. Основное подразделение государств зависит от того, каковы свойства так называемого высшего органа в государстве. При этом высшим органом именуется тот из органов государства, который 1) приводит в движение государственный механизм и поддерживает это движение и 2) которому принадлежит власть окончательно санкционировать изменения правопорядка в государстве. С этой точки зрения мы получаем два основных типа государства: монархию и республику. Если воля высшего органа есть воля одного только лица, то мы имеем монархию; если высшим органом является коллегия лиц, то мы получаем республику. Этому делению не противоречит то обстоятельство, что и в республике может быть единоличный орган в составе высшего правительства — президент. Дело в том, что президент республики не есть высший орган государства в указанном выше смысле, тогда как монарх имеет это свойство высшего органа. Это проявляется в том, что президент отвечает за свои действия, тогда как монарх безответствен; далее, в том, что конституция может быть изменяема и без согласия президента, тогда как в монархиях по крайней мере изменения статей закона, касающихся прав самого монарха, нуждается в санкции монарха; наконец, палаты в республиках могут собираться и без созыва со стороны президента, а в монархиях парламент обыкновенно не приступает к отправлению своих функций помимо монарха".[3]

    Монархия была характерна для аграрного строя (по К.Марксу — рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций), хотя и в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному строю (по К.Марксу— буржуазная революция) нередко сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и установлением республиканской формы правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени. Примечательно, что монархия иногда восстанавливается в отдельных странах после более или менее длительного периода республиканского правления. Например, в Испании монархия пала в 1931 году, а в 1947 году фашистской диктатор Ф. Франко объявил о ее восстановлении, однако реально король Хуан Карлос I воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 году, причем в 1973 году активно защитил становящуюся демократию от попытки фашистского путча.

    Более того, сегодня мы не всегда можем с легкостью определить, с каким государством — монархическим или республиканским — имеем дело. Например, в Малайзии часть субъектов федерации представляют собой монархии, а другая часть — республики. Глава государства в Федерации (Янь ди-пертуан агонь, что означает примерно Верховный правитель) — выборный, но избирается монархами субъектов федерации из своей среды на пятилетний срок. Похожая ситуация и в Объединенных Арабских Эмиратах. Здесь мы видим элементы и монархии (глава государства должен быть монархом), и республики (однако он избирается на срок). В учебниках и другой специальной литературе такую форму правления обычно называют выборной монархией. В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна.

    Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

    Следовательно, понятие формы государства охватывает:

    а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

    б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

    в) методы и способы осуществления государственной власти.

    Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция — требование молодой буржуазии, монархия — уступка феодалам.




    Глава 2. Монархия и ее признаки

    2.1. Понятие монархии


    Организация высших органов государственной власти, их структура, компетенция, порядок образования в современных странах обнаруживают заметное многообразие. Классификация форм правления позволяет выявить их достоинства и недостатки с целью совершенствования деятельности государственного механизма.

    В теории государства и права существуют различные классификации, которые опираются на разные критерии (основания). Так, одна из первых классификаций форм правления принадлежит древнегреческому мыслителю Аристотелю. В качестве критериев типологии он выделял цели правления и количество правящих. При этом Аристотель выделил три правильные формы (монархию, аристократию, политик)) и три неправильные (тиранию, олигархию, демократию).[4]

    Используя политические идеи Аристотеля, Платона, Полибия, Цицерона, известный итальянский мыслитель Я. Макиавелли поделил формы правления: 1) на "дурные во всех отношениях" (тирания, олигархия, охлократия) и 2) те, которые "хороши сами по себе" (монархия, аристократия, демократия). Критерием типологии форм правления у Н. Макиавелли является круговорот добра и зла. Хорошие формы правления, достигая своего совершенства, по мнению мыслителя, клонятся к упадку, переходят в свою противоположность и наоборот. Так, монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией, аристократия уступает свое место демократии, которая в свою очередь перерастает в охлократию (власть толпы).

    Однако современные формы правления по сравнению с античными и средневековыми претерпели значительные изменения, стали более сложными, хотя и сохранили некоторые базовые признаки. Обобщая историческую практику эволюции форм правления, можно выделить несколько классификаторов, которые использовались различными авторами и позволяли выделять специфику тех или иных форм правления. [5]

    Монархия (в переводе с греческого - единовластие) - это форма пожизненного и единоличного правления, при которой верховная государственная власть передается по наследству.

    Монархическая форма правления весьма разнообразна, причем настолько, что на каждый из указанных признаков можно найти исключения. В силу этого ряд монархических государств не вполне соответствуют предложенному определению. Рассмотрим подробнее основные черты монархий.


    2.2. Признаки монархической формы правления


    Вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку - монарху. Это означает, что от монарха зависит окончательное решение абсолютно любого вопроса; монарх принимает решения от своего имени; может образовать или упразднить любые органы, назначить любое лицо на любую должность и т. д. Юридических ограничений для полномочий монарха нет, и это наиболее последовательный для данной формы правления вариант. Однако власть монарха может ограничиваться, и очень существенно, иными, в первую очередь представительными органами государства, конституцией. За монархом вообще могут оставаться лишь символические полномочия. Такие монархии называются ограниченными, о них речь пойдет ниже.

    Монарх пользуется титулом (король, царь, император, фараон, князь, герцог и т. д.), имеет право на получение из государственной казны денежных средств на содержание себя самого и своей семьи (дворцы, прислуга, охрана и т. д.).

    Монарх получает власть, как правило, по наследству, в большинстве случаев наследником являлся старший сын правившего монарха. Пребывание у власти каким-либо определенным сроком заранее не ограничено. История государственности и современная конституционная практика знают различные способы возведения на престол или его завоевания. В современных федеративных монархиях, например в Объединенных Арабских Эмиратах, в Малайзии, монарх может избираться правителями субъектов федераций. Так, в Малайзии он выбирается сроком на 5 лет из числа султанов 9 штатов. Именно путем выборов на более чем трехсотлетний срок воцарилась в 1613 г. на российском троне династия Романовых. Истории известны и факты приглашения монарха. Власть можно также захватить и силой, завоевав то или иное государство или совершив дворцовый переворот. Основное в характеристике монархической формы правления - народ не имеет отношения к формированию власти (прежде всего - главы государства).[6]

    Правление монарха осуществляется с помощью министров, чиновников, советников, ответственных перед ним.

     Власть монарха осуществляется по собственному праву, а не в порядке делегации или поручительства от народа.

    В монархической форме правления существует признак  юридической безответственности главы государства, согласно которой монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления.

    Этими признаками обладает классическая форма монархии (ею является абсолютная монархия).

    При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограниченна конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.[7]


    2.3. Становление конституционной монархии в России


    К концу XVII в. и России начинает складываться абсолютная монархия, которая возникла не сразу после образования централизованного государства, установления самодержавного строя, т.к. самодержавие еще не есть абсолютизм. Для последнего требуется ряд условий и предпосылок.

    Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Однако это не единственный признак. Сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктаторами XX в. И все же это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходим переходный период от феодальной к капиталистической системе. Этот переход в разных странах происходил в разные исторические периоды, сохраняя при этом общие черты. Все общие признаки абсолютной монархии были присущи российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности:

    если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостногоправа), то абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

    если социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие.

    Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни Экспансионистские устремления выразились, прежде всего в стремлении к расширению своей территории и выходу к морям. Другим направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения, принявшая наиболее жестоки( формы в XVIII в.[8] Наконец, усиление роли государства про явилось в детальной, обстоятельной регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и социальных групп. На ряду с этим происходила юридическая консолидация правящего класса, из разных феодальных слоев сложилось сословие дворянства.

    Идеология абсолютизма может быть определена как «патриархальная». Глава государства (царь, император) представляется как «отец нации», «отец народа», который любит и хорошо знает, чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, поучать и наказывать. Отсюда стремление контролировать все, даже малейшие проявления общественной и част ной жизни: указы первой четверти XVIII в. предписывают населению, когда гасить свет какие танцы танцевать на ассамблеях, в каких гробах хоронить, брить или побрить бороды и т.п.

    Государство, возникшее в начале XVIII в., называют «полицейским» не только потому, что именно в этот период была создана профессиональная полиция, по и потому, что государство стремилось вмешиваться во все мелочи жизни, регламентируя их.

    Для системы властвования, установившейся в эпоху абсолютизма, характерны довольно частые дворцовые перевороты, осуществляемые дворянской аристократией и дворцовой гвардией. Означало ли это ослабление и кризис системы абсолютной монархии? Видимо, нет. Легкость, с которой происходила смена монархов, свидетельствует о том, что в установившейся и укрепившейся системе абсолютистской монархии личность монарха уже не имела особого значения. Все решал сам механизм власти, в котором каждый член общества и государства был только «винтиком».

    Для политической идеологии абсолютизма характерно стремление к четкой классификации социальных групп и индивидов: личность растворяется в таких понятиях, как «солдат», «заключенный», «чиновник»и т.п. Государство с помощью правовых норм стремится регламентировать деятельность каждого подданного. Поэтому для абсолютизма характерен еще один признак — обилие писаных юридических актов, принимаемых по каждому поводу. Государственный аппарат в целом, отдельные его части действуют по предписанию специальных регламентов, иерархию которых замыкает Генеральный регламент.[9]

    В сфере экономической идеологии господствующей становится философия меркантилизма, ориентирующая экономику на превышение экспорта над импортом, накопление, бережливость и государственный протекционизм.

    Областью зарождения капиталистических элементов (без проявления которых невозможно установление абсолютизма) в России стали мануфактурное производство (государственное и частное), барщинное помещичье производство, отходные промыслы и крестьянская торговля (областью накопления капитала, разумеется, оставалась и купеческая торговля).

    Правящим классом оставалось дворянство. В период формирования абсолютной монархии происходила консолидация этого сословия. Особое положение феодальной аристократии (боярства) уже в конце XVII в. резко ограничивается, а затем и ликвидируется. Важным шагом в этом направлении являлся акт об отмене местничества (1682 г.). Аристократическое происхождение утрачивает свои позиции при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже эти принципы будут оформлены в Табели о рангах (1722 г.).

    Дворяне составляли значительную часть в структуре на рождающегося бюрократического класса: в верхних его слоях (сенаторы, руководители коллегий, канцелярий, приказов, губернаторы, вице-губернаторы) они были монополистами. Подавляющее большинство высших чиновников (от коллежских советников до асессоров) также состояло из дворян. Нижние чиновники в массе своей были выходцами из разночинных слоев.

    Оформление новых социальных групп проходило на фоне ломки старых сословно-представительных учреждений. Последний Земский собор проходил в середине XVII в.[10] После этого созывались сословные собрания, на которых обсуждались различные вопросы: о денежной системе, ценах, местничестве и пр. (60—80-е гг. XVII в.). Ликвидация сословно-представительных органов была обусловлена позицией центральной администрации, реформой финансовой системы и вооруженных сил.

    Характерным для абсолютизма является стремление рационально регламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такое вмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодатель стремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать ее социальные действия.

    Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722г.).[11]

    Бюрократизация государственного аппарата проходила на разных уровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессами дальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезают остатки иммунитетных феодальных привилегий и последние частновладельческие города. Центральные органы управления, такие, как Боярская Дума и приказы, прежде, чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительную эволюцию. Боярская Дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие дела в государстве, к концу XVII в. превращается в периодически созываемое совещание приказных судей. Она становится контрольным органом, наблюдавшим задеятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

    Процесс централизации затронул и систему местных органов: с 1626 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления (губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы.

    Абсолютная монархия — форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти. В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты и происходит максимальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы более не собирались, вместо них правительство созывало сословные совещания (1660. 1667, 1682 гг.). Но и они перестали собираться уже с начала XVIII в. В 1721 г. Сенат совместно с Духовным Синодом преподнес Петру 1 титул императора. Россия становится империей.

    Глава 3. Республика и ее признаки


    3.1. Историческое развитие республики

    Одновременно с монархией развивалась и альтернативная ей форма правления - республика. Несмотря на то что термин "республика" происходит от лат. respublicum, что означает общественное дело, республиканская форма правления зародилась в городах-государствах Древней Месопотамии в IV - III тысячелетиях до н. э. В них власть осуществлялась выборными органами власти - собранием и советом (возглавляемым правителем). В собрании, которое избирало правителя, участвовали все полноправные граждане города-государства.

    В дальнейшем  республика  приобретает различные  конкретно-исторические формы существования. В античности она достигла своего расцвета в Афинской демократической республике (V - IV вв. до и. э.) и Римской аристократической республике (V - II вв. до н. э.), а в средневековье сохранилась в форме городов-республик в условиях господства монархического правления.'[12]

    Широкое распространение республиканская форма правления получила после буржуазно-демократических революций в XVII - XVIII вв. в государствах-нациях.[13] Эти революции были направлены против абсолютной монархии и стремились установить республику как форму правления, основанную на иных, чем монархия, принципах: народном суверенитете, выборности, гарантированности естественных прав, разделении властей и т.д.

    В настоящее время республика является преобладающей формой правления в современных государствах.[14] Современные республики существенно отличаются друг от друга не только названием своих высших органов власти, принципами их взаимодействия, но и социальной эффективностью: одни из них политически стабильны и экономически развиты, а другие переживают кризисы, потрясения, конфликты.


    3.2. Основные признаки республики

    Несмотря на конкретно-национальные формы существования, республика обладает устойчивыми признаками, отличающими ее от монархической формы правления:

    1. выборностью высших органов государственной власти населением, включая и главу государства;

    2. срочностью властных полномочий: органы верховной власти избираются на определенный срок;

    3. принадлежностью власти народу, от имени и по поручению которого действуют созданные органы государственной власти;

    4. разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную;

    5. гарантированностью прав граждан со стороны государства;

    6. взаимной ответственностью государства и личности перед правом;

    7. контролем общества за верховной властью с помощью негосударственных организаций. Таким образом, республика - это форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением на свободных выборах и на определенный срок.

    Республика как форма правления прошла в своем развитии достаточно длительную эволюцию. Организация верховной власти в конкретной стране зависела от целого ряда факторов, которые определяли структуру высших органов государственной власти, порядок их формирования и взаимодействия. Среди этих факторов следует отметить: размеры территории, географическое положение, зрелось гражданского общества, этнический состав, культуру, религию, внешнее окружение, влияние иной культуры и др.[15]

    Всякий раз возникала такая разновидность республики, которая в , наибольшей мере способствовала адаптации общества к сложившимся условиям. Причем если эти условия изменялись достаточно существенно, то происходила смена разновидности республиканского правления.

    Ток, например, с момента провозглашения независимости 4 июля 1776 года и до принятия Конституции в 1787 г. США были парламентской республикой. Выбор парламентской формы правления был обусловлен влиянием, Англии, которая была метрополией тринадцати американских колоний и развивало традиции парламентаризма. Однако неспособность парламентской республики эффективно реагировать на разнородные и быстроменяющиеся интересы различных по уровню экономической, социальной и культурной; зрелости штатов привела к необходимости изменения формы правления и установления с принятием Конституции США 17 сентября 1787 года президентской республики, оказавшейся наиболее стабильной системой власти среди современных государств.

    Все многообразие современных республик можно с определенной долей условности классифицировать на два основных вида: президентскую и парламентскую и производную от них - смешанную форму республики. В качестве основания для типологии республики выступают следующие признаки:

    1. парламентский и внепарламентский способ избрания главы государства;

    2. режим взаимодействия законодательной и исполнительной власти;

    3. кому принадлежит юридическая инвеститура правительства, то есть кто и как формирует правительство и перед кем оно ответственно.

    В конечном счете видовые различия республиканской формы правления связаны с поиском баланса между законодательной властью, олицетворяющей идею представительства интересов различных групп населения, и исполнительной властью, призванной эффективно реагировать на возникающие проблемы и оперативно их разрешать. Сбалансированность эффективности и представительности в различных моделях республиканского правления достигается определенным сочетанием режимов взаимодействия властей, порядком их формирования и механизмом согласования и реализации общезначимых и частных интересов.[16]



    Заключение


    «Форма правления», как и любое иное понятие в теории государства и права, отражает устойчивые взаимосвязи между различными политико-правовыми явлениями и процессами. Будучи одним из главных элементов более общего понятия «форма государства», понятие «форма правления» отражает структуру и порядок и порядок образования высших органов государственной власти, раскрывает влияние этих факторов на эффективность их деятельности. Понятие «формы правления» отражает способы организации верховной государственной власти, структуру и компетенцию ее органов, принципы взаимоотношений между органами власти и взаимоотношений между органами власти и взаимодействия с населением. Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в промышленно развитых европейских странах, таких как Великобритания, Бельгия. Швеция. Дания, Норвегия, Испания и т.д.

    Исходя из вышесказанного, форму правления можно определить как способ формирования высших органов государственной власти, определяющий их компетенцию, структуру и принципы взаимоотношений, степень участия населения в их образовании.

    Монархия является одной из наиболее древних форм правления, зародившихся еще в раннеклассовых обществах. Исторически первой монархией была империя месопотамского царя Саргона I (2371 - 2230 гг. до н. э.). Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия стала основной формой правления в средние века. Несмотря на буржуазно-демократические революции XVII - XVIII вв., монархии продолжали оставаться преобладающей формой правления.

    В современном мире монархия является широко распространенной формой правления. Достаточно сказать, что из 30 западноевропейских стран монархиями являются 10, в Азии четвертая часть государств " монархии, в Африке из 53 государств монархии - 3, в Северной Америке монархическая форма правления в Канаде, в Латинской Америке монархия установлена в Белизе. Большинство мелких островных государств в Карибском море также являются монархиями.[17]

    Естественно, что монархическая форма правления не оставалась неизменной на протяжении исторического развития общества. Так, в промышленно развитых странах, таких как Бельгия, Голландия, Испания, Япония, Швеция, Дания, монархия сохранила лишь традиционные, в основном формальные черты, а на Востоке, в странах Персидского залива (например, в Бахрейне, Катаре, Саудовской Аравии и др.), монархия не претерпела существенных изменений по сравнению с классической монархической формой правления.

    В процессе работы мы выяснили, что монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть передается по наследству.

    Монархия не оставалась неизменной, поскольку испытывала на себе влияние различных факторов, и в первую очередь таких как: зрелость гражданского общества и тип культуры, которые определяли ее конкретно-исторические формы. В зависимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках главы государства; б) режима взаимодействия различных органов высшей государственной власти;, в) того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монархии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделяется на два подвида - дуалистическую и парламентарную монархии.

    Республиканская форма правления характерна для современных конституционных государств с демократическим политическим режимом, однако необходимо иметь в виду два момента. Во-первых, республики существовали и в рабовладельческом обществе, и при феодализме, правда, на ограниченной территории: как правило, это были города - республики. Во-вторых, за внешне демократической республиканской формой правления вполне может стоять авторитарный режим. Сама идея демократии и республики как наиболее демократической формы правления приобрела большую популярность в XX в. И распад колониальной системы, за незначительными исключениями, повлек за собой образование именно республик в Азии, Африке, Латинской Америке. Многие страны, однако, ни по уровню экономического развития, ни по уровню культурного развития оказались не готовы к восприятию демократических идей и возвратились к авторитаризму.

    Таким образом, после рассмотрения различных форм правления возможно уточнить понимание принципиальных вопросов организации и деятельность государственного аппарата. Проблема формы правления - это прежде всего проблема признания или непризнания разделения властей, способов формирования и соотношения органов законодательной и исполнительной власти, проблема их ответственности перед народом.

    Можно также отметить то, что республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними

    В последние годы происходят изменения в теоретическом понимании формы правления, поскольку появляются такие модели организации высших органов государственной власти, которые не представляется возможным с полной уверенностью отнести к той или иной группе в соответствии с традиционными классификациями. Республика как форма правления доказала исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути, большинство государств облекаются именно в названные формы.


    Список использованной литературы


      Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001.

      Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. - М.: Спарк, 2000.

      Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000.

      Исаев И.А., История государства и права России, М., Юристъ, 1996.

      Никулин В.В., Слезин А.А., История России: события и проблемы, Тамбов, ТГТУ, 1997.

      Щетинов Ю.А., История России. XX век, М., Издательская фирма Манускрипт, 1995.

      История буржуазных конституций. - М., 1986.

      Жидков О.А. История буржуазного права. - М., 1971.

      Всеобщая история государства и права. /Под ред. К.И. Батыра. - М., 1997.

      История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. - М., 1998

      Жильцова Е. И. Егорова Ж. Н., Сухолет И. Н. Политическое и духовное развитие современного общества. -М. 1993.

      Иванов, А. Н. Костюков, В. Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. Омск: 1995г.

      Ильин И. А. О государственной форме // Сов. государство и право. 1991. №11.

      Мухаметшин Ф. Х. // «Государство и право» №3. 1994.

      Нерсиянец В. С. "Гражданское общество и правовое государство", журнал "Государство и право".

      Общая теория права и государства: Учеб. /Под. ред. Лазарева В. В. - М., 1994.

      Основы теории государства и права. под ред. Пиголкина А. С. -М. 1982.

      Теория государства и права. под ред. Марченко М. Н. -М. МГУ. 1987.

      Теория государства и права. - ч. 1 / Под ред. Венгерова А. Б.. - М., 1995.

      Теория государства и права: Курс лекций. /под редакцией Н. И. Мазутова. - М.: Юрист 1997г.

      Теория права и государства. Под ред. Г. Н. Манова. Учебник для вузов. - М.: Издательство БЕК, 1996г.

      Бачилло Н.Л. «Факторы, влияющие на государственность» // Государство и право. 1993г. №7.

      Илбинский И.П., Крылов Б.С., Михалева Н.А. «Новое федеративное устройство России» // Государство и право. 1992г. №11.

      Пастухов В.Б. «Становление российской государственности и конституционный процесс, политический аспект» // Государство и право. 1993г. №2.

      Тихомиров Ю.А. «Государственность: крах и воскрешение?» // Государство и право. 1992г. №9.

      Чиркин В.Е. «Нетипичные формы правления в современном государстве» // Государство и право. 1994г. №1.



    Приложение


    Форма правления в России





    [1] Общая теория права: Учеб. - М., 1998

    [2] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. — М.: Издательство "Интерстиль", 1998.

    [3] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998.

    [4] Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. С. 130.


    [5] Мухаметшин Ф. Х. // «Государство и право» №3. 1994. Стр. 49-59


    [6] История государства и права зарубежных стран. Ч.2. /Под ред. Крашенинниковой Н.А. и Жидкова О.А. - М., 1998. С. 89-92.


    [7] Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000.С. 184-187.


    [8] Никулин В.В., Слезин А.А., История России: события и проблемы, Тамбов, ТГТУ, 1997. С. 54.


    [9] Никулин В.В., Слезин А.А., История России: события и проблемы, Тамбов, ТГТУ, 1997. С. 55.

    [10] Тихомиров Ю.А. «Государственность: крах и воскрешение?» // Государство и право. 1992г. №9. стр. 16,17.

    [11] Исаев И.А., История государства и права России, М., Юристъ, 1996.

    [12] Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб., 1997

    [13] Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 1999

    [14] Петров B.C. Сущность .содержание и форма государства. М., 1971

    [15] Лузин В.В. Формы правления в современных государств: Учеб. пособие. Н.Новгород, 2000

    [16] Современное государство и право. Вопросы теории и истории. -Владивосток., 1992 / В содерж.: В.П.Федоров - Современные идеи правового государства, В.И.Дымченко

    [17] Мухаев Р.Т. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. С.132.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Форма правления ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.