СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................... 3
Глава 1.
Морально-психологическое обеспечение как вид обеспечения деятельности Вооруженных
Сил................................................................................................ 5
1.1. Основы
морально-психологического обеспечения..................................... 5
1.2. Особенности морально-психологического
обеспечения боевой деятельности………………………………………………………………………..16
Глава 2. Основы
морально-психологической подготовки разведывательных подразделений………………………………………………………………………18
2.1. Уяснение
задач, оценка обстановки и морально-психологического
состояния
личного состава разведывательных подразделений…………………18
2.2.
Подготовка предложений на организацию морально-психологической
подготовки
разведывательной операции…………………………………………22
2.3.
Планирование морально-психологической подготовки……………………24
2.4.
Постановка задач по морально-психологическому обеспечению………...26
Заключение…………………………………………………………………………28
Список
литературы………………………………………………………………...29
Любой вид воинской деятельности
осуществляется одновременно в двух сферах: и материальной, и духовной. Война
это всегда борьба, противоборство не только материальных, физических, но прежде
всего духовных, морально-психологических сил человека, общества, государства. Именно
поэтому проблема обеспечения необходимого морально-психологического состояния
войск так остро ставится в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Актуальность темы работы определяется
ролью морального фактора как важнейшего и неотъемлемого слагаемого боевой
готовности и боеспособности вооруженных сил, мощи государства. Это
специфическое состояние общественного сознания, выражающее степень готовности и
способности общества и армии стойко переносить все испытания войны и, не
утратив воли к борьбе, достигнуть поставленных целей.
Содержание морального фактора
определяется:
- совокупностью политических,
нравственных, правовых, исторических, философских, религиозных и других знаний,
идей, взглядов, чувств; силой и направленностью воли;
- отношением людей к целям и
характеру войны, проявляющимся в их деятельности и поведении.
Самое совершенное оружие и боевая
техника в руках морально и психологически неподготовленных к бою людей
превращается в груду металла или без труда достается противнику.
Анализ современных войн и военных
конфликтов подтверждает тенденцию к возрастанию требований к
морально-психологическому состоянию военнослужащих. При равном соотношении сил
и средств, одинаковой технической оснащенности войск рассчитывать на успех
может только та армия, личный состав которой в морально-психологическом отношении
превосходит противника, способен сохранять психологическую устойчивость и волю
к победе в любой обстановке.
Морально-психологическое состояние
определяет морально-психологи-ческую готовность и способность личного состава
успешно действовать в условиях высокого динамизма, маневренности,
скоротечности, расширения пространственного размаха боевых действий,
предельного напряжения сил сторон и массовых потерь.
Оно обеспечивает психологическую
устойчивость войск в обстановке ожидания применения противником средств
массового поражения. Ожидание опасности, неопределенность - одно из самых
характерных, сложных и труднопереносимых психологических состояний. Выдержать
связанные с этим состоянием морально- психологические нагрузки, сохранив
ясность мысли и твердую волю, значит сохранить боеспособность.[1]
После применения противником
высокоточного оружия, систем залпового огня, особое значение приобретает
снижение боевых психологических потерь, быстрое восстановление
морально-психологической устойчивости и способности личного состава продолжать
выполнение боевых задач. Массовые, непрерывно возрастающие физические потери,
заражение местности, пожары, завалы, нарушения системы управления и
жизнеобеспечения, острейший дефицит медицинской помощи и другие факторы будут
оказывать деморализующее воздействие, могут лишить людей способности думать,
понимать, управлять собой, и тем самым, вывести из строя целые подразделения
(части).
Целью данной работы является
определение основных теоретических положений морально-психологического
обеспечения деятельности ВС РФ и направлений деятельности по МПО личного состава разведывательных подразделений.
Глава 1.
Морально-психологическое обеспечение как вид обеспечения
деятельности
Вооруженных Сил
1.1. Основы морально-психологического обеспечения
Как вид обеспечения, морально-психологическое обеспечение (МПО) осуществляется соответствующими
управлениями, отделами и службами под единым руководством командующего (командира),
при организующей роли штаба в целях достижения необходимого морально-психологического
состояния личного состава Вооруженных Сил в ходе решения всех боевых, учебно-боевых
задач и в процессе повседневной жизнедеятельности войск (сил). Непосредственными
организаторами и исполнителями МПО являются органы воспитательной работы.
МПО организуется и осуществляется на
следующих уровнях[2]:
1. Оперативно-стратегическом, в который
входят объединения, группы войск, округа и виды ВС.
2. Оперативно-тактическом, который
затрагивает части и соединения.
Силы и средства МПО, органы его
управления содержатся по штатам мирного времени, но работают и готовятся с
учётом вероятного развития событий.
Морально-психологическое обеспечение
деятельности Вооруженных Сил это комплекс согласованных мероприятий (организационных,
воспитательных и учебных), осуществляемых всеми органами военного управления и
должностными лицами армии и флота с целью формирования необходимого для эффективного
выполнения боевых и учебно-боевых задач в мирное и военное время
морально-психологического состояния личного состава Вооруженных Сил.
Сущность морально-психологического обеспечения
0заключается в том, что оно призвано охватить большую часть нематериальной
сферы подготовки и ведения войны, операций, применения Вооруженных Сил в
различных конфликтах и миротворческих акциях, обеспечения
морально-психологической безопасности России, ее Армии и Флота, их
боеспособности и боевой готовности. Этот вид обеспечения должен охватить практически
всю духовную сферу воинской деятельности, все уровни психики военнослужащих и
гражданского персонала: и сознательный (рациональный), и
эмоционально-чувственный, и подсознательный. Он должен обеспечить подготовку и
надежное функционирование психики в самых экстремальных условиях воинской
службы как в мирное время так и в боевой обстановке.
Содержанием МПО является воздействие
на те структурные компоненты личности и психологии воинского коллектива, от
которых зависит необходимое морально-психологическое состояние военнослужащих и
ВС в целом.
Наиболее общими целями МПО выступают[3]:
- формирование у личного состава
Вооруженных Сил системы морально-нравственных ценностей, правил, норм и
принципов поведения, нравственных мотивов, побуждений и стремлений овладеть
боевой специальностью, качественно выполнять учебно-боевые задачи, быть готовым
к умелым действиям в боевой обстановке;
- развитие у военнослужащих и
гражданского персонала психологической устойчивости, повышение функциональной
надежности их психики, подготовка их сознания и психики к быстрому переключению
на боевой режим работы, немедленному выполнению боевых задач в любой, самой
сложной обстановке;
- формирование глубокого понимания
военнослужащими, гражданским персоналом, всем населением страны необходимости и
общественной значимости воинской службы, обеспечения безопасности и обороноспособности
Российской Федерации, создания и содержания боеготовых Вооруженных Сил;
- воспитание у личного состава
уважения к Конституции, законам, общевоинским уставам, гордости за
принадлежность к Армии и Флоту России, своему виду (роду) войск, соединению,
части; создание на этой основе и постоянное поддержание в Вооруженных Силах
высокого уровня правопорядка, организованности, воинской и трудовой дисциплины,
здоровой морально-нравственную атмосферы;
- выработка у личного состава Вооруженных
Сил способности противостоять информационно-психологическому воздействию со
стороны любых противников государства и не допускать его.
Принципы организации МПО: оперативность;
объективность и взвешенность; доступность изложения и восприятия; целеустремленность;
системность; охват всех категорий военнослужащих, учет их особенностей;
разнообразие форм и методов; участие всех категорий должностных лиц.
Общие задачи, решаемые в ходе МПО
деятельности ВС[4]:
1. Достижение необходимого
морально-психологического состояния личного состава ВС, его готовности к
выполнению служебных обязанностей как в мирное так и в военное время.
2. Изучение и прогнозирование
морально-психологического состояния военнослужащих и гражданского персонала в
различных условиях, разработка на этой основе рекомендаций для принятия решений
соответствующими командирами (начальниками).
3. Обеспечение сплоченности воинских коллективов
частей и подразделений, развитие дружбы и войскового товарищества, укрепление
единоначалия, сознательной воинской дисциплины и правопорядка, достижение
высокой исполнительности и организованности.
4. Активное противодействие
постоянному массированному информационно-психологическому воздействию
противника на войска (силы) и население страны, нейтрализация его отрицательных
последствий.
Эти задачи решаются в ходе
информационно-воспитательной, социально-правовой, культурно-досуговой, социально-психологической
работы, психологической подготовки, психологического сопровождения боевой
деятельности войск и информационно-психологического противодействия.
Информационно-воспитательная работа осуществляется
в целях формирования у военнослужащих высоких моральных качеств на основе утверждения
в их сознании и поведении общественно-значимых идеалов, мотивов, интересов и
высоких духовных потребностей. Именно ИВР определяет содержательную сторону МПО
и включает[5]:
- постоянное отслеживание и анализ
военно-политической обстановки в мире, стране, на стратегическом направлении, в
регионе дислокации и на этой основе выработку оценки политической и
социально-экономической ситуации в районе дислокации, отношения органов местной
власти и населения к военнослужащим, подготовку выводов и рекомендаций
командованию для принятия управленческих решений;
- непрерывное и оперативное
военно-политическое информирование личного состава, разъяснение Указов
Президента Российской Федерации, приказов и распоряжений Министра обороны РФ,
его заместителей, главнокомандующих, командующих, командиров и начальников,
стоящих перед войсками (силами) задач, участие в организации их выполнения;
- изучение и распространение в
войсках (силах) социально-политической информации, обобщение результатов
исследований состояния общественного мнения, настроений, запросов и интересов
военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, координацию
информационно-воспитательной работы воспитательных структур;
- организацию и проведение
общественно-государственной подготовки личного состава войск (сил);
- активное взаимодействие с
государственными органами и общественными организациями в целях
военно-патриотического воспитания военнослужащих, допризывной молодежи, населения
в регионах дислокации войск (сил).
Эффективность ИВР достигается[6]:
- конкретным планированием, умелым
определением сил и средств ИВР, творческим их применением, своевременной
постановкой задач;
- целеустремленной организацией ИВР в
подразделениях и частях;
- непрерывным изучением и
прогнозированием военно-политической и социально-экономической обстановки,
своевременным реагированием на ее изменения;
- подготовкой справочных материалов
для командиров и участвующего в ИВР актива, их своевременным инструктированием;
- постоянной связью с военнослужащими
и членами их семей, проведением воспитательных мероприятий с учетом их запросов
и настроений;
- поддержанием постоянной связи с
органами военного управления, государственными и общественными организациями;
- организацией устойчивого
руководства ИВР.
Социально-правовая работа осуществляется
с целью разъяснения и реализации в войсках (силах) установленных законами и
иными правовыми актами обязанностей, прав и льгот военнослужащих, членов их
семей, гражданского персонала Вооруженных Сил; создания в воинских и трудовых
коллективах социальных и правовых условий, которые способствуют более
эффективному решению задач боевой готовности, выполнению возложенных на них
обязанностей.
СПрР организуется и проводится на
основе существующего законодательства, положений общевоинских уставов, приказов
и директив Министра обороны Российской Федерации.
Эффективность СПрР достигается
активным разъяснением и последовательным проведением в войсках (силах) социальной
и правовой политики в области оборонного строительства, создания необходимых
условий для реализации установленных законами обязанностей, прав и льгот
военнослужащих, воспитания у них высокой ответственности за выполнение
воинского долга, военной присяги и воинских уставов.
Основные задачи социально-правовой
работы:
- изучение и прогнозирование
социальной обстановки в воинских и трудовых коллективах, выработка и проведение
в жизнь практических мер по обеспечению здоровой моральной атмосферы среди
военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;
- организация и проведение правового
воспитания различных категорий военнослужащих и гражданского персонала
Вооруженных Сил, включающего проведение занятий по правовой подготовке, систему
правового информирования и консультационную работу;
- обучение командного состава
правовым основам служебной деятельности;
- выявление социально-психологических
причин происшествий, преступлений, нарушений воинской дисциплины; выработка
конкретных психологических мер по предупреждению глумлений и издевательств,
неуставных взаимоотношений, самоубийств, уклонений от воинской службы и других
происшествий и преступлений; участие в осуществлении практических мер
психологической работы по сплочению воинских коллективов, укреплению правопорядка,
организованности и воинской дисциплины;
- методическая помощь и координация
работы офицерского собрания, совета прапорщиков, женсоветов и профсоюзных
организаций;
- анализ состояния воинской
дисциплины и правопорядка, выработка предложений и рекомендаций по ее
укреплению, работа по их реализации;
- организация и совершенствование контрольной
деятельности внутрипроверочных комиссий и комиссий общественного контроля.
Осуществляться СПрР должна в тесном
единстве с другими видами воспитательной работы.
Культурно-досуговая работа организуется
и осуществляется в интересах воспитания личного состава средствами литературы, искусства
и отдыха.
Она включает:
- воспитание преданности народу и
Отечеству, верности воинскому долгу средствами литературы и искусства;
- приобщение личного состава к
общечеловеческим и национальным культурным и нравственным ценностям,
эстетическим нормам, лучшим традициям армии и флота;
- изучение и удовлетворение
культурных интересов военнослужащих и развитие их творческих способностей;
- создание условий для полноценного
отдыха и культурного общения в целях поддержания на высоком уровне
морально-психологического и физического состояния личного состава;
- участие в проведении мероприятий по
информированию военнослужащих, а также в спортивно-массовой, оздоровительной,
туристической и экскурсионной работе.
Формы и методы деятельности Домов
офицеров, офицерских клубов, Домов культуры, клубов, библиотек, музеев,
ансамблей песни и пляски определяются конкретными условиями обстановки, спецификой
решаемых войсками (силами) задач, местом дислокации, имеющимися
культурно-творческими силами и материально-техническими возможностями.
КДР должна служить средством
духовно-нравственного возвышения и творческого развития военнослужащих, вестись
на строгой научной основе, способствовать выполнению всех учебно-боевых задач
через создание у них необходимого эмоционально-психологического настроения. Непременным
условием её организации является тесная связь с другими видами работы и воспитания.
Социально-психологическая работа осуществляется
в целях оптимизации жизни и деятельности воинских коллективов, малых групп и
индивидуального поведения военнослужащих в интересах выполнения
военно-профессиональ-ных задач. Она включает:
- организацию индивидуальной и
групповой деятельности военнослужащих, целенаправленное управление
социально-психологическими процессами;
- обеспечение психологической готовности
личного состава войск (сил) к вооруженной защите Отечества;
- формирование психологической
устойчивости личного состава в ходе выполнения задач боевой готовности, боевого
дежурства (боевой службы), боевой подготовки;
- оптимизацию управленческой деятельности
органов военного управления.
Основными задачами являются:
- изучение и анализ
индивидуально-психологических характеристик военнослужащих различных категорий,
социально-психологических характеристик воинских коллективов, войск в целом;
- прогнозирование наиболее вероятного
развития социально-психологических процессов в воинских коллективах, поведения
отдельных военнослужащих, групп и категорий военнослужащих в той или иной
ситуации, возникающей в процессе выполнения поставленных перед войсками задач;
- выработка для органов военного
управления конкретных предложений и рекомендаций, участие в реализации
практических мер по управлению социально-психологической обстановкой в войсках,
морально-психологическим состоянием личного состава в интересах поддержания
боевой готовности, выполнения поставленных задач, подготовки объединений, соединений
и частей, укрепления правопорядка, организованности и дисциплины;
- социально-психологический анализ
стиля управленческой деятельности в воинских коллективах, выработка
предложений, рекомендаций и реализация практических мер по укреплению
единоначалия, авторитета командных кадров.
Психологическая подготовка это целенаправленный
процесс формирования у военнослужащих и воинских коллективов психологической
устойчивости к отрицательному влиянию факторов современного боя и
психологических качеств, обеспечивающих эффективную боевую деятельность в любых
условиях.
Основные задачи психологической
подготовки:
- психологическая адаптация к
факторам боевой обстановки;
- формирование представлений у
личного состава о предстоящей операции (боевых действиях), возможных действиях
противника и изменениях обстановки;
- обучение методам саморегуляции
психических состояний;
- обеспечение устойчивости навыков
владения оружием, боевой техникой и способов боевого поведения.
Психологическая подготовка делится на
общую (общую для всех видов и родов войск), специальную (подготовка к боевой
деятельности военнослужащих конкретного вида или рода войск) и целевую
(подготовка к конкретному виду боя, к конкретной боевой задаче).
Психологическое сопровождение это
комплекс непрерывно осуществляемых мероприятий по формированию, укреплению и
развитию у военнослужащих психологических качеств, обеспечивающих высокую
психологическую устойчивость и готовность выполнить боевую задачу в любых условиях.
Психологическое сопровождение
организуется во всех видах боевых действий войск (сил) на основании решения
командира (начальника).
Целью ПСБД является достижение
высокой боевой активности военнослужащих, способности переносить высокие
нервно-психические нагрузки и сохранять боеспособность в любых условиях.
При этом решаются следующие задачи:
- формирование психологической
готовности военнослужащих, частей и подразделений вступить в бой, применить
оружие и боевую технику в его экстремальных условиях;
- поддержание психологической устойчивости
военнослужащих, подразделений и частей к воздействию устрашающих и психотравмирующих
факторов боя, позволяющей сохранять высокую боевую активность;
- выработка для органов военного
управления предложений и рекомендаций по управлению социально-психологическими процессами
в войсках (силах), поддержанию здорового морально-психологического состояния
личного состава, обеспечивающих выполнение поставленных задач;
- предупреждение психических
расстройств, оказание психологической помощи в боевой обстановке и
восстановление психических и физических сил военнослужащих.
ПСБД достигается:
- своевременным и целенаправленным
проведением комплекса мероприятий по психологической подготовке, формированию у
военнослужащих высоких морально-боевых качеств;
- управлением
социально-психологическими процессами в войсках (силах);
- прогнозированием психологических
потерь в предстоящих боевых действиях;
- психологической профилактикой и
реабилитацией военнослужащих.
ПСБД включает :
- целевую подготовку психики военнослужащих
к выполнению конкретных учебно-боевых и боевых задач;
- осуществление профилактических
мероприятий по снижению боевых психических потерь, сохранению боевой активности
военнослужащих;
- психокоррекцию, оперативную
психологическую помощь;
- психологическую реабилитацию
военнослужащих, получивших боевые психические травмы (БПТ);
Объектом
информационно-психологического противодействия является сознание и психика
личного состава и населения.
Необходимость выделения этого вида
МПО объясняется необходимостью подготовки сознания и психики военнослужащих к
боевым действиям с учетом и адекватным реагированием на осуществляемое
психологическое воздействие со стороны противостоящих сил, нейтрализацией
отрицательных последствий этого воздействия.
ИПП проводится с целями:
- нейтрализовать
информационно-психологическое воздействие со стороны какого-либо государства в
мирное время, вероятного противника в угрожаемый период и реального противника
в боевой обстановке;
- изменить в свою пользу соотношение
морально-психологических сторон поддерживать его на уровне, необходимом для
успешного ведения боевых действий, операций, войны.
ИПП включает:
- анализ морально-психологической обстановки
в стране, в стратегических районах, на операционных направлениях, в районах
операций, боевых действий, пунктах дислокации и т.д.
- отслеживание, сбор, анализ и
обобщение данных о возможностях отдельных стран и групп государств осуществлять
информационно-психологическое воздействие на наши войска и население;
- прогнозирование вероятного
характера и возможных последствий осуществляемых противником психологических
операций, информационно-психологического воздействия на личный состав ВС и население
России;
- срыв (ослабление результатов)
психологических операций противника стратегического, оперативного, тактического
масштабов с участием всех видов ВС, родов войск и сил специального назначения;
- противодействие постоянному
массированному идеологическому, информационно-психологическому, другим видам
воздействия на сознание и психику военнослужащих, гражданского персонала ВС и
населения страны;
- нейтрализацию негативных последствий
осуществленного противником воздействия на сознание, мораль и психику
военнослужащих;
- психоэнергетическое противоборство и
другие виды нетрадиционного воздействия на сознание и психику человека;
- подготовку сил и средств для осуществления
информационно-психологического противоборства.
ИПП организуется и осуществляется
постоянно (как в мирное так и военное время) во всех видах деятельности войск
(сил) на основании решения командующего, командира (начальника).
Такова краткая характеристика
структурно-содержательной стороны морально-психологического обеспечения в
целом.
1.2. Особенности морально-психологического обеспечения
боевой
деятельности войск
Самой общей и наиболее главной целью
МПО в военное время будет создание и поддержание такого
морально-психологического состояния личного состава ВС и населения страны, которое
позволит добиться успеха в войне.
С обострением ситуации, в угрожаемый
период и в боевой обстановке МПО будет иметь, дополнительно к задачам мирного времени,
следующие задачи[7]:
- формировать у военнослужащих
необходимое для боя морально-психологическое состояние, перевести их сознание и
психику на боевой режим работы, постоянно наращивать моральное превосходство
над противником;
- поддерживать способность
военнослужащих переносить длительные боевые, эмоционально-психологические
нагрузки, действовать в бою осознанно и эффективно;
- осуществлять своевременную психодиагностику,
психокоррекцию, психореабилитацию личного состава, получившего боевые
психические травмы;
- максимально снизить боевые
психические потери;
- активно осуществлять
информационно-психологическое противодействие в целях снижения результативности
(срыва) психологических операций противника[8].
Основное содержание МПО в этот период
составляют психологическое сопровождение боевой деятельности и
информационно-психологическое противодействие. Созидательная работа сохранится
и усилится, но задача не допустить деморализации своих войск (сил), уберечь их
от психологического поражения будет наиболее актуальной.
В целях избежания повторов считаю возможным
ограничиться тем, что содержательное наполнение всех направлений работы по МПО
в военное время осуществляется исходя из специфики вида (рода) ВС, особенностей
ведения операций (боевых действий) на различных ТВД (в регионах) с учетом особенностей
своих войск и войск противника, а также остальных факторов влияющих на морально-психологическое
состояние войск.
2.1.
Уяснение задач, оценка обстановки и морально-психологического
состояния личного
состава разведывательных подразделений
При уяснении задач командир, его
заместитель по воспитательной работе должны понять: замысел старшего
начальника, место и роль подразделений в его осуществлении; цель морально-психологической
подготовки в предстоящей разведывательной операции; задачи, решаемые силами
и средствами старшего начальника.
Оценка обстановки и морально-психологического
состояния включает:
- изучение и анализ
политико-экономических условий и особенностей района разведывательной операции
и качественного состава его населения; морально-психологического состояния разведывательных
подразделений противника и своих.
Оценка проводится в полосе (зоне)
ответственности и по направлениям сосредоточения основных усилий разведывательных
подразделений на всю глубину операции.
К основным принципам оценки
морально-психологического состояния сторон и прогнозирования вероятного
характера его изменения относятся: объективность и реалистичность подходов;
всесторонность и комплексность анализа; строгая обоснованность оценок и
выводов; единство морально-психологического и военного анализа.
При оценке политико-экономических
условий района операции и качественного состава его населения анализируются
следующие вопросы:
- на территории какого (каких)
государства (государств) расположен район операции. Отношение этого
государства к военно-политическим союзам;
- в состав какого операционного,
стратегического направления он входит;
- общественно-политическое устройство
страны, социальный и национальный состав населения, его вероисповедания и
уровень религиозности;
- отношение населения к войне и
войскам сторон;
- наличие политических партий и
общественных организаций, их военно-политические ориентации, степень
возможного влияния на население района;
- особенности национальной
психологии, обычаи, нравы населения;
- общая экономическая характеристика
района;
- особенности инфраструктуры,
наиболее крупные объекты промышленности, транспорта, связи;
- сеть теле- и радиовещания,
полиграфическая база;
- наличие групп (поселений),
незаконно проникших с территорий сопредельных государств, их поведение,
влияние на коренное население региона;
- степень подверженности населения
пропаганде, психологическому воздействию противника.
В результате оценки и обобщения
делаются выводы, учитывающие развитие событий, вырабатываются предложения.
При оценке
морально-психологического состояния разведывательных подразделений противника
анализируются следующие вопросы:
- государственная принадлежность
войск и сил, особенно при коалиционном составе. Наличие противоречий между
представителями различных государств;
- национальный состав. Характер
отношений между военнослужащими различных национальностей. Приверженность
военнослужащих национальной ограниченности, чувству национальной
исключительности, другим национальным предрассудкам;
- социально-классовый состав
соединений и частей. Характер отношений между рядовым, сержантским и
офицерским составом;
- система комплектования разведывательных
подразделений. Соотношение между кадровыми профессионалами и призванными из
резервов;
- возрастные характеристики
категорий военнослужащих (офицеры, сержанты, рядовые);
- опыт воинской службы и боевых
действий. Уровень боевой обученности личного состава, знание ими района боевых
действий;
- вероисповедания личного состава,
вероятность межконфессиональных противоречий;
- состояние воинской дисциплины,
организованности и порядка. Уровень исполнительности и законопослушания
различных категорий военнослужащих, характер правонарушений;
- морально-психологические и
профессиональные качества руководящего командного состава противника
(образование, опыт, характер, темперамент, воля и т.д.);
- степень идеологической обработки
личного состава (отношение к войне, к правительству, уверенность в своей
правоте и т.п.);
- состояние психологической
готовности к ведению боевых действий;
- боевой настрой, уверенность в
своих силах, оружии, технике, фундаментальная надежность психики и т.д.;
- наличие и готовность сил и
средств психологической борьбы к проведению разведывательной операции.
С учетом особенностей группировки разведывательных
подразделений противника, региона могут анализироваться и другие факторы,
оказывающие влияние на МПС противника.
При оценке
морально-психологического состояния своих разведывательных подразделений
анализируются следующие вопросы[9]:
- социальный и национальный состав разведывательных
подразделений;
- уровень религиозности личного
состава, наличие религиозных противоречий между верующими военнослужащими,
принадлежащих различным конфессиям;
- характер взаимоотношений между
военнослужащими различных национальностей;
- возрастные характеристики
различных категорий военнослужащих, уровень их общеобразовательной подготовки;
- опыт воинской службы, боевых
действий, уровень боевой обученности и боевой слаженности, знание личным
составом района боевых действий;
- укомплектованность офицерским
составом и специалистами, определяющими боевую способность;
- состояние морально-психологической
готовности личного состава к выполнению боевых задач в самых экстремальных
условиях;
- состояние информированности
военнослужащих разведывательных подразделений;
- степень подверженности
военнослужащих психологическому воздействию противника, возможности разведывательных
подразделений по организации защиты личного состава от этого воздействия.
В результате анализа и оценки морально-психологической
обстановки и состояния разведывательных подразделений, делаются основные
выводы для:
1. Подготовки предложений командиру
для выработки замысла и принятия решения.
2. Подготовки распоряжения по
организации морально-психологической подготовки.
3. Планирования и организации морально-психологической
подготовки.
4. Определения основных мероприятий
по противодействию информационному и психологическому воздействию противника.
Может также прогнозироваться
морально-психологическое состояние личного состава на случай ухудшения
экологической обстановки в результате воздействия оружия и боевой техники на
объекты атомной, химической и др. промышленности, а также влияние климата,
погоды, смены часовых поясов на самочувствие и боевую готовность личного
состава.
Для оценки морально-психологической
обстановки и состояния личного состава используются[10]:
- информация штабов, других органов
военного управления (разведсводки, информационные бюллетени, сборники,
пресс-бюллетени и т.п.);
- донесения и доклады органов
воспитательной работы, взаимодействующих частей;
- средства массовой информации,
государственные и местные органы власти, общественные объединения;
- документы, захваченные у
противника, в том числе в результате специального поиска, протоколов допросов
военнопленных и другие источники.
При оценке морально-психологической
обстановки заместитель командира по воспитательной работе заслушивает
предложения, анализирует справочно-информационный материал.
На основе оценки морально-психологической
обстановки делаются выводы о способах и методах работы по организации морально-психологической
подготовки.
2.2.
Подготовка предложений на организацию морально-психологической подготовки разведывательной
операции
На основе замысла командира и оценки
морально-психологической обстановки и состояния личного состава разведывательных
подразделений заместитель по воспитательной работе готовит предложения по
организации морально-психологического обеспечения разведывательной операции,
которые содержат:
- выводы из оценки
морально-психологической обстановки района операции и состояния личного
состава разведывательных подразделений;
- цель и основные направления морально-психологической
подготовки операции;
- последовательность проведения мероприятий
морально-психологичес-кой подготовки;
- привлекаемые силы и средства для
решения задач морально-психоло-гической подготовки;
- основные меры по защите своих разведывательных
подразделений от информационно-психологического воздействия противника;
- выводы из анализа и
прогнозирование морально-психологического состояния разведывательных
подразделений, возможных психологических потерь, других негативных последствий
воздействия боевой обстановки на сознание и психику военнослужащих.
Командир в решении определяет цель,
задачи и основное содержание морально-психологической подготовки, порядок и
способы их выполнения; основные вопросы взаимодействия в интересах морально-психологической
подготовки и вопросы защиты разведывательных подразделений от информационно-психологического
воздействия противника.
Заместитель по воспитательной
работе (начальник органа воспитательной работы) принимает решение по
выполнению задач с учетом особенностей по этапам разведывательной операции,
организует и осуществляет планирование и взаимодействие в интересах МПО.
Принимая решение на выполнение задач
заместитель по воспитательной работе (начальник органа воспитательной
работы) определяет:
- что необходимо сделать в первую
очередь, исходя из выводов и анализа обстановки;
- направления сосредоточения основных
усилий;
- основные направления
информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной и
культурно-досуговой работы,
- порядок обеспечения разведывательных
подразделений техническими средствами;
- меры по защите своих подразделений
и противодействию информационно-психологическим операциям противника;
- порядок проведения социологических
исследований;
- организацию управления, порядок
оказания помощи подчиненным разведывательным подразделениям, контроль и
проверку исполнения отданных распоряжений по морально-психологическому обеспечению.
2.3.
Планирование морально-психологической подготовки
Морально-психологическая подготовка
планируется заместителем по воспитательной работе (начальником органа
воспитательной работы) во взаимодействии со штабом, с участием должностных
лиц оперативных групп, взаимодействующих подразделений.
Планирование заключается в детальной
разработке всех составляющих в соответствии с принятым на операцию решением
командующего (командира).
При планировании разведывательной операции
могут применяться методы последовательной или параллельной работы или их сочетание.
Метод последовательной работы
является основным при подготовке к операции при наличии достаточного времени.
При этом планирование морально-психологической подготовки осуществляется
последовательно.
Метод параллельной работы
применяется при ограниченных сроках подготовки операции. При этом
планирование морально-психологической подготовки организуется и осуществляется
одновременно во всех звеньях органов воспитательной работы. В этом случае
заместитель командира по воспитательной работе может отдавать предварительные
распоряжения (указания) или ориентировать их о предстоящих действиях.
В ходе ориентирования заместитель по
воспитательной работе доводит:
- краткие выводы из оперативной и
морально-психологической обстановки, сведения о противнике, его силах и
средствах психологических операций, характере их возможного применения;
- задачи объединения (в пределах
необходимого) цели и задачи морально-психологической подготовки, поставленные
командующим (командиром).
Кроме того, отдает указания о
проведении первоочередных мероприятий, сроках подготовки расчетов и
предложений для принятия решения, планирования и разработки директивы
(распоряжения) по морально-психологической подготовки.[11]
Мероприятия по
морально-психологическому обеспечению планируются с учетом размаха и
особенностей проводимой операции, театра военных действий, характера решаемым
задач. При планирования морально-психологической подготовки определяются:
· цели и задачи морально-психологической
подготовки, порядок их доведения до разведывательных подразделений и их органов
воспитательной работы;
· мероприятия по видам морально-психологической
подготовки разведывательных подразделений, последовательность и способы их
выполнения;
· привлекаемые силы и средства морально-психологической
подготовки, порядок их размещения, использования и управления с пунктов
управления;
· порядок и сроки представления
информации о морально-психологическом обеспечении;
· порядок расстановки офицеров органа
воспитательной работы;
· перечень, содержание и сроки
разрабатываемых документов;
· организация и содержание
взаимодействия с органами государственной власти и управления, органами
воспитательной работы разнородных разведывательных подразделений, союзных
армий, ФСБ, ФПС, МВД,ФАПСИ;
· мероприятия по восполнению
некомплекта военнослужащих в органах воспитательной работы различных звеньев,
их подготовке к работе, перемещению и порядок восстановления потерь;
· порядок и содержание работы по
оказанию помощи органам воспитательной работы и осуществлению контроля за
организацией и проведением мероприятий морально-психологической подготовки;
· управление морально-психологической
подготовкой.
План подписывается заместителем по
воспитательной работе и утверждается командующим (командиром).
2.4. Постановка задач по
морально-психологическому обеспечению
Задачи разведывательным
подразделениям доводятся директивами, приказами, распоряжениями, графическими
боевыми документами, сигналами боевого управления. При необходимости могут
выдаваться распоряжения по отдельным направлениям морально-психологической
подготовки. Способы доведения задач определяются командирам (по АСУ, средствами
закрытой связи или устно с обязательным документальным подтверждением, а также
офицерами связи).
Директивы, распоряжения должны быть
краткими, предельно ясными, исключающими различное их толкование.
Директивы обычно пишутся в
произвольной форме, а распоряжения по установленной форме.
В директиве (распоряжении) по
морально-психологическому обеспечению указываются:
· краткие выводы из оперативной и
морально-психологической обстановки;
· цели и задачи морально-психологической
подготовки при подготовке и в ходе операции;
· основные мероприятия по
направлениям морально-психологической подготовки применения разведывательных
подразделений;
· организация использования местных
средств массовой информации, полиграфической базы, учреждений культуры и религиозных
учреждений;
· порядок обеспечения разведывательных
подразделений печатными изданиями, техническими средствами морально-психологической
подготовки, их ремонта и восстановления;
· порядок и сроки представления
донесений и информации о морально-психологической обстановке;
· порядок подготовки, перемещения и
восстановления потерь органов воспитательной работы.
В распоряжениях по морально-психологической
подготовки указываются:
- краткие выводы из
морально-психологической обстановки;
- основные задачи морально-психологической
подготовки, решаемые данным подразделением;
- время размещения (развертывания),
маршруты и порядок перемещения;
- организация связи, охраны и
обороны;
- вопросы материально-технического
обеспечения, ремонта и восстановления технических средств морально-психологической
подготовки;
- срок готовности к выполнению
поставленных задач.
В первую очередь задачи доводятся до разведывательных
подразделений, которые решают главные задачи, начинают действовать раньше
других или которым остается меньше времени для подготовки к операции.
Ответственность за доведение задач морально-психологической
подготовки до разведывательных подразделений возлагается на заместителя командующего
(командира) по воспитательной работе.
Морально-психологическое
обеспечение (МПО) представляет собой комплекс мероприятий, согласованных по
целям и задачам, последовательности, привлекаемым силам и средствам, проводимых
командующими и органами военного (боевого) управления по созданию и поддержанию
морально-психологического состояния личного состава войск (сил), необходимого
для успешной подготовки и проведения операции (боя).
Содержание и конкретные задачи МПО
определяются на основе законов Российской Федерации, указов и распоряжений
Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства
Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской
Федерации, директив Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации,
указаний Главного управления воспитательной работы Министерства обороны
Российской Федерации, а также решениями командующих (командиров), с учетом
особенностей и способов ведения боевых действий, реального состояния войск
(сил).
Морально-психологическое обеспечение
включает: информационно-воспитательную, психологическую, военно-социальную и
культурно-досуго-вую работу, противодействие информационно-психологическому воздействию
противника.
Морально-психологической подготовки разведывательных
подразделений отличается от работы в других частях особенностями в оценка обстановки
и морально-психологического состояния личного состава разведывательных
подразделений, подготовкой предложений на организацию морально-психологической
подготовки разведывательной операции, планированием морально-психологической
подготовки и особенностями в задачах по морально-психологическому обеспечению
разведчиков.
Список литературы
1.
Арзамаскин Ю.Н.,
Бублик Л.А., Караяни А.Г., Черкасов А.В. Морально-психологическое обеспечение
деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Концептуально-методологические основы. - М.:ВУ, 1997.
2.
Калинчук Л.В.,
Караяни А.Г., Логинов И.П. Технологии морально-психологического обеспечения:
актуальные проблемы теории и практики. -М.:ВУ, 1997. - 88 С.
3.
Мисюра В.Ф.
Управление психологическими состояниями военнослужащих в условиях воинской
деятельности. - М.:ВАФ, 1994.-59 С.
4.
Наставление по
морально-психологическому обеспечению операций (боевых действий) ВС РФ. - М.,
2000.
5.
О морально-психологической
подготовке личного состава (Практика работы). - М.: ВСППИ ВС, 1992.
6.
Основы теории и
практики психологической борьбы. Учебник. -М., 1993.-552 С.
7.
Психолого-педагогические
проблемы деятельности командных кадров. Учебное пособие. - М.:ВАФ, 1993. - С.202-243.
8.
Теория и практика
воспитательной работы в Российской армии. Теоретический труд. - М.:ВАФ,1994.
9.
Тютченко А.М.
Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. -
М.:ГАВС,1994.-43 С.
10.
Шведин Б.Я.
Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. Учебное пособие.
- М.: ВПА, 1989.