Содержание
Введение
----------------------------------------------------------------------------------
3
1. Общие положения финансов коммерческих организаций:
1.1.
Финансы
предприятия. Их сущность, функции, управление ---------- 5
1.2.
Принципы
организации финансов коммерческих организаций и предприятий
--------------------------------------------------------------------- 12
1.3.
Финансовые
отношения предприятия. ------------------------------------- 14
1.4.
Финансовая
отчетность предприятий.-------------------------------------- 17
2. Финансовый анализ предприятия ООО «ТРИАЛ»:
2.1.
Вертикальный и
горизонтальный анализ баланса
------------------------ 20
2.2.
Показатели
операционного анализа
----------------------------------------- 26
2.3.
Анализ
рентабельности и деловой активности ---------------------------- 27
Заключение. -------------------------------------------------------------------------------
31
Список используемой литературы ---------------------------------------------------
33
Приложения -------------------------------------------------------------------------------
34
Введение
В условиях рыночной
экономики основными инструментами регулирования экономических процессов
становятся стоимостные категории, среди которых важное место занимают финансы.
Последние активно используются в качестве инструмента регулирований экономики,
как на уровне государства, так и на уровне субъектов, функционирующих в разных
сферах и отраслях экономики. При этом состояние финансов отражается на их деятельности.
Именно устойчивость финансов, их наличие и стабильность характеризуют благосостояние
государства, субъектов предпринимательской деятельности граждан.
Финансы выражают собой
часть денежных отношений, возникающих по поводу распределения стоимости
валового национального продукта путем формирования и использования финансовых
ресурсов для удовлетворения общественных потребностей.
Поскольку финансовые
отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений,
принимающих особые формы финансовых ресурсов, то последние выступают
материально-вещественным воплощением финансов как экономической категории.
Финансы коммерческих
организаций и предприятий являются основным звеном финансовой системы,
охватывают процессы создания, распределения и использования валового
внутреннего продукта в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального
производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и
национальный доход.
В ходе предпринимательской
деятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные
финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализации
продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных
финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их
распределением и использованием.
В сфере хозяйствования,
именно благодаря финансам, являющимися инструментом стоимостного распределения
валового внутреннего продукта, обеспечивается удовлетворение постоянно меняющихся
воспроизводственных потребностей. Без финансов невозможно обеспечить
кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать
отраслевые и территориальные пропорции в экономике, стимулировать развитие
производства.
1.
Финансы
предприятия. Их сущность, функции, управление.
Финансы предприятий – это
относительно самостоятельная сфера системы финансов государства. Именно в этой
сфере формируется основная часть финансовых инструментов.
Финансы предприятий
являются основным звеном финансовой системы, они функционируют в сфере
материального производства, где в основном создается национальный продукт и
национальный доход.
Финансы предприятия - это
финансовые отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в
процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств,
их распределения и использования.
Финансы предприятий
выполняют три функции:
- обеспечивающую;
- распределительную;
- контрольную.
Обеспечивающая
функция финансов предприятий предполагает, что предприятие должно
быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными
средствами при соблюдении очень важного принципа: все расходы должны
быть покрыты собственными доходами. Временная дополнительная
потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных
источников. При этом оптимизация источников денежных средств - одна из главных
задач управления финансами предприятий, поскольку при излишке средств
снижается эффективность использования, а при недостатке возникают финансовые
трудности, которые могут привести к серьезным последствиям. Кроме того,
оптимизация источников денежных средств - один из путей получения
максимального финансового результата.
Распределительная
функция финансов предприятий тесно связана с обеспечивающей функцией.
Распределительные отношения также серьезно влияют на конечные результаты.
Распределяемая выручка от реализации продукции частично направляется на
возмещение затрат предприятия (потребленные средства производства и
заработная плата), а другая часть ее представляет его прибыль. Прибыль
распределяется между предприятием и бюджетом.
Финансовый механизм этих
отношений включает:
- зависимость
заработной платы от полезности производимой продукции и поступления платежей
за нее;
- обоснованное
распределение прибыли между предприятием, торговлей и банками, при котором
большая часть должна доставаться производителю;
- объективную
реальность нормативов распределения прибыли между предприятиями и
бюджетами различных уровней, а также внебюджетными фондами, предполагающую
долговременность и стабильность;
- обоснованность
отчислений на накопление (развитие производства) и потребление;
- достаточность
средств на социальные нужды, на научно- исследовательские работы,
на подготовку кадров и другие цели.
Контрольная функция
финансов предприятий связана с применением различного рода стимулов и
санкций, а также соответствующих показателей.
Если предприятие
своевременно рассчитывается с бюджетом, банками, поставщиками, оно тем
самым улучшает свои конечные результаты, повышает эффективность производства
и использования средств. В противном случае оно вынуждено платить штрафы,
пени, неустойки, возникает напряженное финансовое положение, ухудшаются
конечные результаты. Одной из форм финансового контроля является
использование ряда финансовых показателей. Главным из них является
стабильное наличие средств у предприятия. Именно в этом проявляется
взаимодействие контрольной функции финансов с первыми двумя. К другим
финансовым показателям относятся: задолженность поставщикам, банку, бюджету,
работникам, обеспеченность оборотных средств соответствующими источниками,
убытки, ликвидность, платежеспособность и др.
Одной из важнейших
составляющих управление финансами является финансовая стратегия. Финансовая
стратегия предприятия - это программа обеспечения предприятия
необходимыми денежными средствами и, следовательно, нормальной финансовой
устойчивости в целях оптимизации получаемой прибыли. Именно это и является
главной стратегической целью финансов предприятия. Финансовая стратегия может
быть генеральной и оперативной.
Генеральная стратегия
разрабатывается на год и большую перспективу, а оперативная - на месяц,
квартал, полугодие. Кроме того, может быть стратегия достижения
определенных целей, т.е. отдельных задач.
Главные факторы,
влияющие на финансовую стратегию предприятия, которые должны быть объективно и
всестороннее учтены при ее разработке, следующие:
- действующий
финансовый механизм, существующие условия финансового рынка, рыночной
экономики в целом;
- производственные,
маркетинговые и финансовые возможности предприятия.
Цели финансовой
стратегии должны быть сопоставимы с возможностями предприятия.
Оперативная
финансовая стратегия предприятия должна базироваться на учете всех денежных
средств, используемых предприятием, другими словами, всех валовых
доходов 'и расходов предприятия за определенный период.
Оперативная финансовая
стратегия позволяет определить обеспеченность предприятия денежными
средствами на любую конкретную дату в ближайшее время и наметить
соответствующие меры.
Реализация
финансовой стратегии должна осуществляться на основе сочетания
жесткого централизованного финансового стратегического руководства и
гибкого своевременного реагирования на изменившиеся условия.
Задачи финансовой
стратегии:
- определение
финансового состояния предприятия на основе анализа;
- оптимизация
оборотных средств предприятия, т.е. запасов и источников формирования;
- определение доли и
структуры заемных средств и их эффективности;
- оптимизация
инвестиций и источников средств для развития производства;
- прогнозирование
прибыли предприятия;
- оптимизация
распределения прибыли;
- оптимизация
налоговой политики с максимальным учетом возможных льгот и недопущение штрафов
и переплат;
- определение
направлений вложения высвобождающихся денежных средств с целью получения
максимальной прибыли, в том числе приобретение ценных бумаг смежных
предприятий;
- анализ применяемых
и выбор наиболее эффективных форм безналичных расчетов, в том числе с
использованием векселей;
- разработка ценовой
политики применительно как к выпускаемой, так и к покупаемой продукции с учетом
финансового состояния предприятия;
- определение
политики внешнеэкономической деятельности.
2.
Принципы
организации финансов коммерческих организаций и предприятий.
Финансовые отношения
коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах,
связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная
самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность,
обеспечение финансовыми резервами.
Принцип хозяйственной
самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области
финансов. Хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности
самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования,
направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли. Однако о
полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как государство
регламентирует отдельные стороны их деятельности. Законодательство
устанавливает взаимоотношения коммерческих организаций и предприятий с
бюджетами разных уровней.
Реализация принципы самофинансирования
– одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое
обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование
означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции,
выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за
счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих
кредитов.
Принцип материальной
заинтересованности – объективная необходимость этого принципы обеспечивается
основной целью предпринимательской деятельности – извлечение прибыли.
На уровне отдельных
работников предприятия реализация этого принципа может быть обеспечена высоким
уровнем оплаты труда. Для предприятия этот принцип может быть реализован в
результате проведения государством оптимальной налоговой политики, созданием
экономических условий для развития производства. Интересы государства могут
быть соблюдены рентабельной деятельностью предприятий, ростом производства и соблюдением
налоговой дисциплины.
Принцип материальной
ответственности означает наличие определенной системы ответственности за
ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Предприятия,
нарушающие договорные обязательства, расчетную дисциплину, сроки возврата полученных
кредитов, налоговое законодательство и т.п., уплачивают пени, штрафы, неустойки.
Этот принцип реализован в настоящее время наиболее полно.
Принцип обеспечения
финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательской деятельности,
сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В
условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя,
который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную
им программу.
Реализацией этого
принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов,
способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты
хозяйствования. Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех
организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из
неё налога и других обязательных платежей в бюджет.
Все принципы организации
финансов предприятий находятся в постоянном развитии и для их реализации в
каждой конкретной экономической ситуации применяются свои формы и методы,
соответствующие состоянию производительных сил и производственных отношений в
обществе.
3.
Финансовые
отношения
Финансовые отношения предприятий состоят из
четырех групп:
• с другими предприятиями и организациями;
• внутри предприятий;
• внутри
объединений предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией,
внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;
• с финансово-кредитной системой — бюджетом,
внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, биржами, различными
фондами.
Финансовые отношения с другими предприятиями и
организациями. К ним относятся отношения: с поставщиками, покупателями,
строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом,
внешнеторговыми организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Это
самая большая группа по объему денежных платежей. Отношения предприятий друг с
другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных
ценностей дли хозяйственной деятельности. Роль этой группы первична, так как
именно в сфере материального производства создается национальный доход,
предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль. Главная проблема
Финансовые отношения внутри предприятия. Указанные отношения
включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а
также отношения с работниками и собственниками. Отношения между подразделениями
предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных
средств и др. Их' роль состоит в установлении определенных стимулов и
материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств.
Отношения с работниками и собственниками — это выплаты заработной платы,
премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание
денег за причиненный ущерб, удержание налогов.
Финансовые
отношения внутри объединений, предприятий. Финансовые отношения с вышестоящими
организациями включают отношения по поводу образования и использования
централизованных денежных фондов, которые необходимы в условиях рыночных
отношений. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения
оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в
том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое . перераспределение денежных
средств способствует оптимизации средств предприятий. Финансово-промышленные
группы создаются с целью объединения финансовых усилий в направлении развития и
поддержки производства, получения максимального финансового результата. Здесь
могут быть и централизованные денежные фонды, и коммерческий кредит друг другу,
и просто финансовая помощь. То же самое касается и отношений между предприятиями
в условиях холдинга.
Отношения с финансово-кредитной системой. Прежде всего к ним относятся
отношения с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами, связанные с
перечислением налогов и отчислений.
Налоговая система России пока несовершенна и не
способствует нормальной производственной деятельности. Мировой опыт показывает,
'по снизить высокие темпы инфляции можно только через поддержку производства и
развитие инвестиций. На это должна быть направлена в основном налоговая, а
также кредитная и таможенная политика. В частности, во многих странах определенная
часть или весь прирост производства налогами на облагается. Это выгодно и предприятию,
и государству, так как налоги от таких предприятий поступают в полном объеме,
а через год они резко увеличиваются.
Финансовые отношения предприятий с банками
строятся как в части организации безналичных расчетов, так и в отношении получения
и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных
расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение
предприятий.
Банки в настоящее время оказывают предприятиям
ряд так называемых нетрадиционных услуг: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст.
В то же время могут быть созданы самостоятельные компании, специализирующиеся
на выполнении указанных функций, с которыми у предприятий возникают непосредственные
отношения, минуя банк.
В отношениях предприятий с банками существует ряд
серьезных проблем. Практика безналичных расчетов примитивна: предоплата,
бартер, наличные деньги, большие неплатежи. Кредит дорогой, поэтому его
удельный вес при формировании оборотных средств предприятий низкий (в среднем
не более 10%). Долгосрочный кредит на финансирование инвестиций практически не
применяется. Нетрадиционные банковские услуги также не получили серьезного
развития.
Отношения со страховым звеном финансовой системы
состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а
также страхование имущества предприятия.
Финансовые отношения предприятий с фондовым
рынком предполагают операции с ценными бумагами. Фондовый рынок в России в
настоящий момент развивается достаточно уверенными темпами.
4.
Финансовая
отчетность предприятий.
Законодательство требует
от крупных корпораций, какими, в частности, являются многие АО, предоставления
всесторонней информации о состоянии дел. Все АО обязаны вести книги, в которых
фиксируются совершаемые сделки, составлять годовой отчет, бухгалтерский баланс,
счет прибылей и убытков.
Открытое АО обязано
ежегодно публиковать в средствах массовой информации:
• годовой отчет,
бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков;
• проспект эмиссии акций
общества (в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации);
• информацию о проведении
общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном Федеральным законом
"Об акционерных обществах";
• списки аффилированных
лиц общества с указанием количества и категории (типов) принадлежащих им акций;
• иные сведения,
определяемые Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при
Правительстве Российской Федерации.
Эти правила действуют и в
отношении закрытых АО в случае публичного размещения ими облигаций или иных
ценных бумаг.
Ниже охарактеризованы
основные бухгалтерские документы.
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ может
состоять из трех частей: вербального отчета, цифровых данных, аналитических
материалов. Если документ публичный, в нем не следует указывать
конфиденциальные сведения, разглашение которых может причинить АО существенный
ущерб. Отчет о состоянии дел (годовой отчет) — это описание хода коммерческой
деятельности и фактического положения общества. Он может иметь любую структуру,
но должен по меньшей мере информировать о:
• существенно важных
делах АО за истекший хозяйственный год, в том числе (для АО научно-технического
профиля) и области исследований и разработок;
• намеченных перспективах
развития общества.
Этот минимум информации
нужно предусмотреть в корпоративном акте об организации отчетности в АО.
Отчет издается на высоком
полиграфическом уровне, иллюстрируется фотографиями, диаграммами и схемами,
показывается география работы. Обший объем отчета от 40 до 100 листов формата
не менее А4.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
представляет собой сопоставление активов и пассивов АО. Баланс должен отражать:
статьи активов в основном капитале (нематериальные, материальные и финансовые
активы); оборотные средства (фонды, товарные запасы, требования по долговым
обязательствам и иное имущество, ценные бумаги, кассовую наличность, активы в
кредитных учреждениях, чеки); статьи, разграничивающие учет между смежными
отчетными периодами; пассивы в собственном капитале (уставный капитал, резерв
каптала, отчисление части прибылей/убытков на следующий финансовый год, годовое
сальдо), отчисления в резервный фонд (для перечисления в пенсионный фонд,
покрытия налогов и прочих обязательств); обязательства (долговые обязательства,
займы кредитных учреждений, обязательства по поставкам и услугам, по отношению
к фирмам, дочерним и имеющим долевое участие в данном АО, по налогам, векселям
и пр.).
Учетные регистры,
перечень и взаимосвязь, строение, технику записи АО избирает самостоятельно.
Правила ведения учетных регистров, утвержденные Министерством финансов РФ,
носят рекомендательный характер.
Для оценки имущества при
составлении баланса применяются: принцип определения стоимости имущества на
конкретную дату, принцип индивидуальной оценки, принцип недопустимости
завышения активов и занижения пассивов.
Годовые балансы часто
грешат неверностью стоимостных оценок активов, вследствие чего имущественное
положение и доходность предприятия искажаются или скрываются. Если есть
подозрение, что стоимость занижена, то акционеры (не менее 10% от общей численности)
вправе поставить вопрос о назначении специальных аудиторов.
СЧЕТ ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ
представляет собой сопоставление доходов и расходов за хозяйственный год. Он
может быть представлен в виде самостоятельного документа либо быть частью
бухгалтерского баланса.
ПРИЛОЖЕНИЕ К БАЛАНСУ дает
разбивку его статей, счета прибылей и убытков, а также разъясняет методику его
составления и оценки имущества.
Если АО не представило
или отказалось представить финансовую отчетность, могут последовать;
приостановка финансовых операции; изъятие документов, свидетельствующих о
сокрытии или занижении прибыли, либо их осмотр и фиксация содержания должностным
лицом налогового органа. Кроме того, подлежит взысканию вся сумма сокрытой или
заниженной прибыли и дополнительно налагается штраф в размере этой же суммы.
При повторном нарушении взыскивается штраф в двойном размере.
За отсутствие учета
прибыли или неверное его ведение либо за несвоевременную подачу отчетных данных
с АО взыскивается 10% от суммы налогов или других обязательных платежей.
На должностных лиц,
виновных в нарушении финансовой отчетности, также налагается юридическая
ответственность - в виде штрафов, размер которых зависит от установленной на
данный момент минимальной оплаты труда.
2. Финансовый анализ предприятия ООО
«ТРИАЛ»:
Таблица 1. Горизонтальный
анализ баланса.
АКТИВ
|
2006
|
2007
|
абсолютное
|
относит.
|
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
изменение тыс. руб
|
изменение %
|
Нематериальные активы (04, 05)
|
1024
|
1024
|
0
|
0,00
|
Основные средства (01, 02, 03)
|
327579
|
341455
|
13876
|
4,24
|
здания, машины и оборудование
|
|
|
|
|
ИТОГО по разделу I
|
328603
|
342479
|
13876
|
4,22
|
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
|
Запасы
|
17294
|
19822
|
2528
|
14,62
|
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10,
12, 13, 16)
|
16338
|
18866
|
2528
|
15,47
|
готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41)
|
956
|
956
|
|
0,00
|
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)
|
7055
|
14041
|
6986
|
99,02
|
Денежные средства
|
208694
|
105081
|
-103613
|
-49,65
|
в том числе: касса(50)
|
1
|
0
|
-1
|
-100,00
|
расчетные счета (51)
|
208271
|
105081
|
-103190
|
-49,55
|
валютные счета (52)
|
422
|
|
-422
|
-100,00
|
Прочие оборотные активы
|
31277
|
104772
|
73495
|
234,98
|
ИТОГО по разделу II
|
264320
|
243716
|
-20604
|
-7,80
|
БАЛАНС ( СТРОКИ 190 + 290 + 390 )
|
592923
|
586195
|
-6728
|
-1,13
|
ПАССИВ
|
|
|
|
|
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
|
|
|
|
|
Уставный капитал (85)
|
10
|
10
|
0
|
0,00
|
Добавочный капитал (87)
|
74749
|
74749
|
0
|
0,00
|
Непокрытый убыток прошлых лет (88)
|
134992
|
134992
|
0
|
0,00
|
Непокрытый убыток отчетного года (88)
|
|
7663
|
7663
|
|
ИТОГО по разделу III
|
209751
|
217414
|
7663
|
3,65
|
VI. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
|
|
|
задолженность перед персоналом организации (70)
|
6909
|
2549
|
-4360
|
-63,11
|
задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69)
|
2263
|
978
|
-1285
|
-56,78
|
задолженность перед бюджетом (68)
|
49444
|
11524
|
-37920
|
-76,69
|
авансы полученные (64)
|
189455
|
318613
|
129158
|
68,17
|
прочие кредиторы
|
3101
|
0
|
-3101
|
-100,00
|
Прочие краткосрочные обязательства
|
35000
|
35117
|
117
|
0,33
|
ИТОГО по разделу VI
|
383172
|
368781
|
-14391
|
-3,76
|
БАЛАНС (сумма строк 490+ 590+690)
|
592923
|
586195
|
-6728
|
-1,13
|
Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени
зависит от целесообразности и правильности
вложения финансовых ресурсов в активы. В процессе функционирования предприятия и величина активов, и их структура
претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об
имевших место качественных изменениях в
структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и
горизонтального анализа отчетности.
Общая стоимость основных средств выросла на 13876 тыс.руб. (т.е. на 4,24%). Рост довольно
незначительный, мог быть вызван инфляционными процессами.
За отчетный год уменьшилась стоимость
оборотных средств предприятия на 2060 тыс. руб., или на 7,80 %. Но их доля в общей
стоимости имущества сократилась и составила
на конец года 59,796%. Это обусловлено отставанием темпов прироста мобильных
активов по сравнению с темпами прироста всех совокупных активов.
Наблюдается увеличение стоимости запасов на предприятии (на
14,62%).Данная тенденция является негативным фактором
Таблица
2. Вертикальный анализ баланса.
АКТИВ
|
2006
|
доля в балансе
|
2007
|
доля в балансе
|
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
Нематериальные активы (04, 05)
|
1024
|
0,17%
|
1024
|
0,17%
|
Основные средства (01, 02, 03)
|
327579
|
55,25%
|
341455
|
58,25%
|
здания, машины и оборудование
|
|
|
|
|
ИТОГО по разделу I
|
328603
|
55,42%
|
342479
|
58,42%
|
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
|
|
|
|
|
Запасы
|
17294
|
2,92%
|
19822
|
3,38%
|
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10,
12, 13, 16)
|
16338
|
2,76%
|
18866
|
3,22%
|
готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41)
|
956
|
0,16%
|
956
|
0,16%
|
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)
|
7055
|
1,19%
|
14041
|
2,40%
|
Денежные средства
|
208694
|
35,20%
|
105081
|
17,93%
|
в том числе: касса(50)
|
1
|
0,00%
|
0
|
0,00%
|
расчетные счета (51)
|
208271
|
35,13%
|
105081
|
17,93%
|
валютные счета (52)
|
422
|
0,07%
|
|
0,00%
|
Прочие оборотные активы
|
31277
|
5,28%
|
104772
|
17,87%
|
ИТОГО по разделу II
|
264320
|
44,58%
|
243716
|
41,58%
|
БАЛАНС ( СТРОКИ 190 + 290)
|
592923
|
100,00%
|
586195
|
100,00%
|
ПАССИВ
|
|
|
|
|
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
|
|
|
|
|
Уставный капитал (85)
|
10
|
0,002%
|
10
|
0,0017%
|
Добавочный капитал (87)
|
74749
|
12,61%
|
74749
|
12,75%
|
Непокрытый убыток прошлых лет (88)
|
134992
|
22,77%
|
134992
|
23,03%
|
Непокрытый убыток отчетного года (88)
|
|
|
7663
|
1,31%
|
ИТОГО по разделу III
|
209751
|
35,38%
|
217414
|
37,09%
|
VI. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
|
|
0,00%
|
|
0,00%
|
задолженность перед персоналом организации (70)
|
6909
|
1,17%
|
2549
|
0,43%
|
задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69)
|
2263
|
0,38%
|
978
|
0,17%
|
задолженность перед бюджетом (68)
|
49444
|
8,34%
|
11524
|
1,97%
|
авансы полученные (64)
|
189455
|
31,95%
|
318613
|
54,35%
|
прочие кредиторы
|
3101
|
0,52%
|
0
|
0,00%
|
Прочие краткосрочные обязательства
|
35000
|
5,90%
|
35117
|
5,99%
|
ИТОГО по разделу VI
|
383172
|
64,62%
|
368781
|
62,91%
|
БАЛАНС (сумма строк 490+ 590+690)
|
592923
|
100,00%
|
586195
|
100,00%
|
Таблица 3. Горизонтальный
анализ отчета о прибылях и убытках.
Наименование показателя
|
Код стр.
|
На 01.01.2006
|
На 01.01.2007
|
абсол. изменение
|
относит.изменение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Выручка (нетто)от реализации товаров, продукции, работ, услуг
(за минусом НДС, акцизов и аналогичных, осязательных платежей)
|
10
|
430677
|
289133
|
-141544
|
-32,87%
|
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
|
20
|
412490
|
261518
|
-150972
|
-36,60%
|
Коммерческие расходы
|
30
|
|
|
|
|
Управленческие расколы
|
40
|
|
|
|
|
Прибыль (убыток) от продаж (010-020-030-040)
|
50
|
18187
|
27615
|
9428
|
51,84%
|
Проценты к получению
|
60
|
|
|
|
|
Проценты к уплате
|
70
|
|
|
|
|
Доходы от участия в других организациях
|
80
|
|
|
|
|
Прочие операционные доходы
|
90
|
377
|
2760
|
2383
|
632,10%
|
Прочие операционные расходы
|
100
|
6695
|
4054
|
-2641
|
-39,45%
|
Прочие внереализационные доходы
|
120
|
15073
|
18270
|
3197
|
21,21%
|
Прочие внереализационные расходы
|
130
|
9119
|
33640
|
24521
|
268,90%
|
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (строки
050 + 060 -070 + 080 - 090 - 100 )
|
110
|
11896
|
26322
|
14426
|
121,27%
|
Прибыль (убыток) отчетного периода ( строки 110 + 120 - 130 )
|
140
|
17823
|
10952
|
-6871
|
-38,55%
|
Налог на прибыль и другие аналогичные обязательные платежи
|
150
|
6238
|
7854
|
1616
|
25,91%
|
Прибыль (убыток) от обычной деятельности (140-150)
|
170
|
11585
|
3098
|
-8487
|
-73,26%
|
Таблица 4. Вертикальный
анализ отчета о прибылях и убытках.
Наименование показателя
|
Код стр.
|
На 01.01.2006
|
%
|
На 01.01.2007
|
%
|
1
|
2
|
Выручка (нетто)от реализации товаров, продукции, работ, услуг
(за минусом НДС, акцизов и аналогичных, осязательных платежей)
|
10
|
430677
|
100,00%
|
289133
|
100,00%
|
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
|
20
|
412490
|
95,78%
|
261518
|
90,45%
|
Коммерческие расходы
|
30
|
|
|
|
|
Управленческие расколы
|
40
|
|
|
|
|
Прибыль (убыток) от продаж (010-020-030-040)
|
50
|
18187
|
4,22%
|
27615
|
9,55%
|
Проценты к получению
|
60
|
|
|
|
|
Проценты к уплате
|
70
|
|
|
|
|
Доходы от участия в других организациях
|
80
|
|
|
|
|
Прочие операционные доходы
|
90
|
377
|
0,09%
|
2760
|
0,95%
|
Прочие операционные расходы
|
100
|
6695
|
1,55%
|
4054
|
1,40%
|
Прочие внереализационные доходы
|
120
|
15073
|
3,50%
|
18270
|
6,32%
|
Прочие внереализационные расходы
|
130
|
9119
|
2,12%
|
33640
|
11,63%
|
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (строки
050 + 060 -070 + 080 - 090 - 100)
|
110
|
11896
|
2,76%
|
26322
|
9,10%
|
Прибыль (убыток) отчетного периода (строки 110 + 120 - 130)
|
140
|
17823
|
4,14%
|
10952
|
3,79%
|
Налог на прибыль и другие аналогичные обязательные платежи
|
150
|
6238
|
1,45%
|
7854
|
2,72%
|
Прибыль (убыток) от обычной деятельности (140-150)
|
170
|
11585
|
2,69%
|
3098
|
1,07%
|
2.2.
Показатели операционного анализа
Коэффициент валового дохода показывает, какую долю валовый доход
занимает в выручке предприятия. Расчет коэффициента производится по формуле
Валовый доход
Выручка
Коэффициент валового дохода:
2006 год = 18187/ 430677 = 0,0422 = 4,22%
2007 год = 27615/ 289133 = 0,0955 = 9,55%
Коэффициент операционной прибыли показывает эффективность основной
(операционной) деятельности предприятия вне связи с финансовыми операциями и
нормами фискального регулирования, принятыми в стране. Расчет этого
коэффициента осуществляется по формуле:
.
Коэффициент операционной
прибыли:
2006 год = 17823/ 430677
=0,0276 = 2,76 %
2007 год =10952 / 289133
=0,0414= 4,14%
Эффективность операционной
деятельности растет.
Прибыльность продаж (коэффициент
чистой прибыли) является
итоговой характеристикой прибыльности основной деятельности предприятия за
период времени. Расчет этого показателя производится по формуле:
.
Прибыльность продаж:
2006 год = 11585 / 430677
= 0,0269 = 2,69%
2007 год =3098 / 289133 =
0,0107 = 1,07%
Данное снижения коэффициента
объясняется ростом по сравнению с предыдущим периодом общих, административных и
внереализационных издержек.
Рентабельность активов и собственного капитала.
Операционная
прибыль
Рентабельность активов =
Активы
Рентабельность
активов - это комплексный показатель, позволяющий оценивать результаты основной
деятельности предприятия. Он выражает отдачу, которая приходится на рубль
активов компании.
2006 год = 11896 / 592923
= 0,0201= 2,01%
2007 год =14426 / 586195
= 0,0246= 2,46%
Чистая
прибыль
Рентабельность собственного капитала =
Собственный
капитал
Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования
только собственных источников финансирования предприятия. При расчете этого
показателя используется чистая прибыль предприятия в сочетании с величиной
собственного капитала предприятия.
2006 год = 11585 / 74759
= 0,155= 15,5 %
2007 год =3098 / 74759 =
0,0414= 4,14 %
Рентабельность
оборотных активов.
Чистая
прибыль
Рентабельность оборотных активов =
Оборотные
Активы
Рентабельность оборотных
активов показывает отдачу каждого рубля, вложенного в оборотные активы.
2006 год = 11585 / 264320
= 0,0438= 4,38 %
2007 год =3098 / 243716 =
0,0127= 1,27 %
Уменьшение рентабельности
продаж ООО «ТРИАЛ» характеризует важнейший аспект деятельности компании –
реализацию продукции (уменьшение), а также оценивает долю себестоимости в
продажах. Данный показатель отражает только операционную деятельность
предприятия.
За отчетный период рентабельность
активов снизилось, что является отрицательной тенденцией, низкие значения
рентабельности активов характеризуют низкую эффективность использования активов
компании.
Чем ниже значение рентабельности
оборотных активов, тем менее эффективно используются оборотные средства.
Анализ деловой активности
предприятия:
Общая капиталоотдача (фондоотдача)
= выручка от реализации / средняя стоимость имущества
2006 год: = 430677
/ (592923 + 586195) / 2 = 0,73
2007год: = 289133 /
(592923 + 586195) / 2 = 0,49
Отдача основных производственных средств и
нематериальных
выручка от реализации
Активов =
------------------------------------------
средняя стоимость
ОПФ и НА
2006 год: = 430677 / (328603+ 342479) / 2 = 1,28
2007 год: = 289133 / (328603+ 342479) / 2 = 0,86
Оборачиваемость всех оборотных активов =
выручка от
реализации
--------------------------------------------------------
средняя стоимость Оборотных
Активов
2006 год: = 430677
/ (264320+ 243716) / 2 = 1,69
2007 год: = 289133 / ( 264320 + 243775 ) / 2 = 1,14
Оборачиваемость оборотных
фондов снизилась, это является негативным фактором, который свидетельствует о
необходимости вложения финансовых ресурсов в оборотные активы, о неиспользовании
возможных резервов по ускорению оборачиваемости оборотных активов.
Оборачиваемость запасов =
выручка от реализации
-------------------------------------
средняя стоимость запасов
2006 год: = 430677 / (17294+19822 )
/ 2 = 23,2
2007 год: = 289133 / (17294+19822) /
2 = 15,58
Оборачиваемость запасов снизилась, это является
негативным фактором, который свидетельствует о необходимости вложения средств
в запасы, возможно это приведет к появлению длительных остатков на складах
пред-
приятия. То есть данные средства недостаточно
эффективно используются.
Оборот к собственному
капиталу =
выручка от реализации
= ---------------------------------------------------------
средняя величина собственного капитала
2006 год: = 430677 / 74759 = 5,76
2007 год: = 289133 / 74759 = 3,87
Оборот к
собственному капиталу также снизился.
Практически все
коэффициенты говорят о том, что деловая активность предприятия снизилась,
уменьшилась эффективность использования имеющихся ресурсов и средств.
Показатели,
рассмотренные выше, являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности
хозяйственной деятельности. И все они говорят о том, что в 2007 году на
предприятии снизилась эффективность хозяйственной деятельности по сравнению с
2007 годом. А в целом можно сказать, что имущество, находящееся в
распоряжении предприятия, используется недостаточно эффективно, неполно.
Имеются значительные резервы для более рационального размещения источников
средств предприятия, которые приведут к увеличению показателей прибыли
предприятия и увеличат рентабельность.
Заключение.
В настоящее время финансы
российских предприятий находятся в сложном положении.
Важнейшие пути укрепления
финансов и задачи финансовых служб предприятий следующие:
разработка стратегической
финансовой политики и путей ее реализации;
системный и непрерывный
финансовый анализ, постоянная оценка финансового состояния предприятия,
определение на этой основе; тактики реализации стратегических целей с учетом
существующей ситуации;
разработка и реализация
финансового, кредитного и кассового планов, плана финансового оздоровления (при
необходимости), планирование денежных потоков, разработка других планов;
использование бюджетирования в годовом планировании;
обеспечение ликвидности
предприятия за счет комплекса соответствующих мероприятий, среди которых
следует выделить:
оптимизацию источников
оборотных средств и структуры капитала предприятия в целом с учетом
использования величины финансового рычага (заемных средств) и стоимости
капитала на основе его средневзвешенной цены;
управление финансовым
циклом на основе оптимизации времени обращения запасов, дебиторской и
кредиторской задолженности, обеспечение ускорения оборачиваемости средств в
соответствии с их кругооборотом как фактора повышения рентабельности собственных
средств;
улучшение организации
оборотных средств, их нормирования, приведение запасов в соответствие с их
нормативами, повышение эффективности их использования;
управление дебиторской
задолженностью с целью оптимизации ее размера и объема продаж и сокращения
безнадежных долгов;
более широкое внедрение
коммерческого кредита и вексельного обращения с целью оптимизации источников
денежных средств и воздействия на банковскую систему;
управление процессом
реализации продукции с целью оптимизации объема продаж в соответствии с
принятой стратегией и на этой основе определение наиболее эффективных для
предприятия форм безналичных расчетов;
осуществление мер по
эффективному использованию производственных фондов и созданию соответствующей
структуры имущества предприятия с целью обеспечения удовлетворительной
структуры баланса; мобилизацию финансовых ресурсов, контроль за эффективным их
использованием и сохранностью; направления а области увеличения прибыли и
обеспечения рентабельности; разработка и реализация плана повышения рентабельности,
увеличения прибыли; анализ взаимодействия и взаимосвязи "затраты — выручка
— прибыль"; оптимизация затрат предприятия на основе анализа их поведения
и методов включения их в себестоимость; внедрение управленческого учета с целью
максимизации прибыли на основе использования производственного рычага, маржинального
анализа, точки безубыточности, зоны финансовой безопасности; факторный анализ
прибыли и рентабельности; анализ и управление факторами рентабельности
собственных средств: рентабельностью продаж, оборачиваемостью средств,
структурой капитала.
Предприятия решают и
другие задачи, осуществляют соответствующие мероприятия в зависимости от
внешних и внутренних условий их деятельности, стратегических целей, проводимой
политики, складывающейся ситуации.
Список используемой
литературы:
1.
ГК РФ, М 2007
2.
Бухгалтерский
учет. Под ред. П.С.Безруких. - М., Бухгалтерский учет 2004
3.
Бакаев А.С.
Годовая бухгалтерская отчетность организации: подходы и комментарии к
составлению. – М: - Бухгалтерская отчетность. 2005г.
4.Баканов
М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Москва: Финансы и статистика, 2005 г.
5.Балабанов
А. И., Балабанов И. Т., Финансы. - СПб: «Питер», 2000.
6.
Ефимова О.В.
Финансовый анализ. М.: “Бухгалтерский учет”, 2005г.
7.
Ковалев В.В.
Финансовый анализ М. 2003
8.
Коласс Б.
Управление финансовой деятельностью предприятия. - М.2002
9.
Ковбасюк М.Р.
Анализ финансовой деятельности предприятия / Финансы и статистика, 2004г.
10.
Крейпипа М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы
оценки. М: ДиС, 1997 год.
11.
Коллектив
авторов, Справочник финансиста предприятия. – 3-е изд., доп. и перераб. –
М.:ИНФРА – М, 2001
12.
Липчиу Н.В.
Финансы организаций - М.:Магистр, 2007.
13.
Максютов А.А.
Экономический анализ: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА,
2005
14.
Панков Д.А.
Современные методы анализа финансового положения. – Финансы, 2005г.
15.
Романовский М.Н., Финансы предприятий, Учебник -
М.:Финансы и статистика, 2004.
16.
Финансовое планирование и контроль: пер. с англ./ под
ред. М.А. Подкока - Москва: Перспектива, 1996 г.