Содержание
Введение.. 3
1. Актуальность защиты социального здоровья населения в
современных условиях России.. 4
2. Группы населения, нуждающиеся
в социально-медицинской помощи.. 6
2.1.
Медико-социальные аспекты защиты инвалидов. 8
2.2. Система
медико-социального обслуживания пожилых людей. 13
3. Трехуровневая система оказания
медико-социальной помощи и ее содержание.. 20
Заключение.. 22
Литература.. 24
Основная
цель социальной защиты – сохранение здоровья и жизни клиентов. Любые услуги,
так или иначе, защищают здоровье и жизнь людей, поэтому вполне естественно, что
среди форм социальной защиты населения предусмотрены медицинские услуги. Эта
форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями
здравоохранения и населением.
При
реализации социально-медицинской функции социальный работник обязан
организовать работу по профилактике здоровья, помогать овладевать основами
первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами,
организовать работу по планированию семьи, формировать ответственное отношение
к репродуктивному и сексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к
семейной жизни, развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового
образа жизни.
Помимо
должностных обязанностей специалист должен знать:
-
Конституцию Российской Федерации;
-
федеральное, региональное законодательство и другие нормативные акты,
действующие на территории области, района, касающиеся вопросов социальной
защиты населения;
-
документы, регламентирующие деятельность по оказанию медико-социальных услуг.
Соцработник
должен использовать весь комплекс законов и правовых норм, направленных на
оказание помощи населению, в своей практической деятельности.
Государство
обеспечивает право граждан на охрану здоровья, предоставляет населению
доступную медико-социальную помощь. Медицинская помощь – это право человека на
лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях.
Осуществление права на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируется
Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Но
из-за финансовых трудностей система государственного здравоохранения уже не в
состоянии выполнять в полном объеме те функции, которые выполняла раньше.
Уменьшается объем бесплатных услуг, ограничивается доступность этого вида
медицинской помощи. В то же время растет число заболевших такими болезнями, как
туберкулез, дифтерия, венерические болезни, появились новые (СПИД, наркомания).
В таких условиях обеспечить неимущее население необходимым минимумом
медицинских услуг – это задача социальных работников. Социально-медицинские
услуги – это мостик между медицинскими и социальными службами.
Повысился
риск скатывания общества к эгоизму, самоизоляции, бездуховности. Одиночество и
духовная разъединенность – еще одна гроза неимущим гражданам. На фоне нищеты
невнимание окружающих воспринимается особенно болезненно, ведет к депрессии –
вплоть до самоубийства. Психопрофилактика депрессивных состояний – тоже
относится к сфере социально-медицинских услуг.
В
таких условиях подготовка кадров социально-медицинского сервиса имеет огромное
значение. В нашей стране уже начата подготовка соцработников с медицинским
профилем, что соответствует специализациям: "Социально-медицинские
технологии работы с населением", "Трудотерапия и реабилитация",
"Клиническая психология" и др.
Бакалавры
и специалисты социальной медицины будут оказывать социально-медицинскую помощь
населению, т.е. они являются организаторами-консультантами, менеджерами
социально-медицинской защиты пенсионеров, одиноких, многодетных, сирот,
инвалидов, лиц, пристрастившихся к алкоголю и наркотикам, а также всех тех, кто
попал в кризисную ситуацию социального или медицинского характера и чей доступ
к медицине стал ограниченным.
Социально-медицинская
работа представляет собой одно из важнейших направлений в деятельности
социальных учреждений и занимает особое место в практическом здравоохранении.
Увеличение
доли пожилых и престарелых в структуре населения, числа больных хроническими
заболеваниями, одиноких стариков с особенностями их образа жизни и вытекающими
отсюда социальными проблемами, выдвигает новые требования к оказанию
социально-медицинской помощи. Пожилые и старые люди наряду с непосредственной
медицинской помощью не в меньшей степени нуждаются в мероприятиях
социально-медицинской реабилитации.
В
социально-медицинской защите нуждаются семьи, имеющие инвалидов и больных с
тяжелыми хроническими заболеваниями, пострадавшие от радиоактивного загрязнения
среды обитания, а также неполные, многодетные, молодые и остронуждающиеся
семьи.
Защита
и оказание различных видов социальной помощи, укрепление и развитие семьи,
помощь в обеспечении благоприятных условий для выполнения семьей своих основных
функций осуществляется в специальных центрах "Семья" или в отделениях
медико-социальной помощи при территориальных лечебно-профилактических
учреждениях.
Вопросы
медицинской помощи решаются на уровне первичной медико-санитарной помощи,
которая оказывается специалистом по медико-социальной работе высшего или
среднего уровня совместно с врачом.
Соцработник
медицинской ориентации должен курировать семьи, имеющие в составе лиц,
злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики, семьи, где дети испытывают
жестокое обращение и насилие, угрожающее их здоровью и развитию.
Граждане,
взрослые и дети, имеющие психологические затруднения, испытывающие
психологические стрессы, склонные к суицидным поступкам, дети и подростки
девиантного поведения, семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом –
все эти социальные группы входят в компетенцию соцработника, и вопросы по
оказанию им медико-социальной помощи должны решаться как на приеме у медико-социального
врача, так и при индивидуальной патронажной работе в семье с участием
консультантов психолого-педагогического и психолого-педагогического и правового
профиля.
Своевременное
выявление детей из неблагополучных, асоциальных семей, диспансерное наблюдение
с момента рождения, направление в ясли, детский сад, при необходимости в
санатории, школы, специальные коррекционные учреждения дает возможность оказать
таким детям медицинскую, социально-бытовую помощь. В нашем регионе существуют
разнообразные Центры социально-реабилитационной помощи семье и детям в городе
и районах области.
Для
социальной поддержки материнства и детства принята областная целевая программа
"Здоровая женщина – здоровый ребенок" на 2003-2007 гг.
В
компетенцию медико-социального работника входят воппросы, связанные с
нетрудоспособностью больных, направленных в санатории из больничных учреждений
после хирургического заболевания или оперативного вмешательства, участников
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидов, пострадавших от
радиационного воздействия, эвакуированных из населенных пунктов, подвергшихся
радиоактивному загрязнению и других категорий лиц.
Рассмотрим
две основные группы населения, нуждающиеся в непосредственной медицинской
помощи и в мероприятиях социально-медицинской реабилитации.
2.1. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов.
Соцработнику
необходимо знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус
инвалида. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН "О правах
инвалидов". Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в
России. Особое значение имеют законы "О социальном обслуживании граждан
пожилого возраста и инвалидов" (1995 г.) и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995 г.).
Еще
ранее, в июле 1992 г. Президент РФ издал Указ "О научном обеспечении
проблем инвалидности и инвалидов". В октябре этого же года были изданы
указы "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов",
"О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности".
Этими
нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к
инвалидам и инвалидов с обществом.
20
июля 1995 г. был принят Государственной Думой Федеральный Закон "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Он определяет
полномочие органов государственной власти в области социальной защиты
инвалидов, целью которых является обеспечение инвалидам равных с другими
гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и
других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ; раскрывает права и
обязанности органов медико-социальной экспертизы; определяет режим труда
работающих инвалидов; разрабатывает индивидуальные и комплексные программы
реабилитации инвалидов; принимает решения, обязательные для государственных
органов, предприятий и организаций независимо от форм собственности (ст.4
Закона).
Закон
устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам,
возмещение затрат, отношения инвалида с реабилитационными органами социальной
защиты инвалидов.
Закон
обязывает создавать условия для инвалидов, позволяющие им свободно и
самостоятельно пользоваться общественными местами, учреждениями, транспортом
(ст.15 Закона).
Особое
внимание Закон уделяет образованию инвалидов, гарантирует необходимые условия
для получения образования и профессиональной подготовки; обеспечивает занятость
инвалидов, создает специальные рабочие места для трудоустройства, необходимые
условия труда (ст.20-24 Закона).
Рассмотрены
в Законе и вопросы материального обеспечения и социально-бытового обслуживания
инвалидов. Предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья; льготное
обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение и путевками в дома отдыха,
льготы на услуги связи и по проезду в транспорте, предоставляется скидка не
менее 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг.
Соцработник
должен быть готов оказать инвалиду помощь медико-социального характера. Он
должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу,
которая устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты
трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки их реабилитации.
23
октября 2003 г. был принят Федеральный Закон № 132-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ по вопросам
реабилитации инвалидов". Программа реабилитации инвалидов утверждается
правительством РФ. Эта программа является обязательной для исполнения
соответствующих органов государственной власти, органов местного
самоуправления, а также организаций.
Реабилитация
инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления
способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную
компенсацию ограничений жизнедеятельности в целях социальной адаптации
инвалидов, достижение ими материальной независимости и их интеграции в
общество.
Основные
направления реабилитации инвалидов включают в себя:
-
восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию,
протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
-
профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в
трудоустройстве;
-
- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую,
социально-бытовую адаптацию;
-
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Все
услуги предоставляются инвалидам бесплатно за счет средств Федерального
бюджета.
Помимо
федеральных законов существуют и ведомственные акты. Приняты: Закон "О
социальной защите инвалидов в Омской области" и областная целевая
программа "Социальная поддержка инвалидов" на 2004-2008 гг. Они
обеспечивают реальные гарантии прав инвалидов на территории Омской области.
Реализация
государственной политики в отношении инвалидов осуществляется через
государственные структуры, неправительственные организации, общественные обединения.
В
Омске существует множество общественных организаций, которые занимаются
социальной адаптацией инвалидов, медицинской, педагогической адаптацией,
трудоустройством.
Оказывается
помощь в реабилитации в областной организации Всероссийского общества глухих
(ВОГ), в областной организации Всероссийского общества слепых (ВОС).
предоставляют материальную помощь инвалидам-военнослужащим в организации
инвалидов "Согласие", в организации "Союз ветеранов, инвалидов и
участников боевых действий в Чеченской республике "Воин"".
Существует
общество инвалидов- казаков Омской области; Омское региональное общество
"Милосердие"; Межрегиональная общественная организация-
реабилитационный клуб "Сибирский оптималист"; Омская общественная
организация тяжелых инвалидов "Лювена", где оказывают правовую защиту
и множество других общественных организаций, благотворительных фондов,
учебно-производственных предприятий, спортивно-оздоровительных клубов,
действующих в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им
равных с другими гражданами возможностей. Права инвалидов на создание
общественных организаций закреплены в ст.33 Федерального Закона "О социальной
защите инвалидов в РФ".
Также
немаловажное значение имеет социальная работа с семьями, имеющими
детей-инвалидов.
Выполнение
федеральных и региональных программ призвано обеспечить необходимые условия для
индивидуального развития и реализации возможностей детей-инвалидов.
Образовательные
учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами
здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование
детей-инвалидов, получение среднего профессионального и высшего образования.
Для детей-инвалидов создаются специальные дошкольные учрежде6ния, коррекционные
школы. Содержание детей осуществляется из средств бюджета соответствующего
субъекта РФ (ст.18 Закона).
В
Омской области существует Центр по работе с детьми-инвалидами
"Подсолнушки", где проводят развивающее обучение. Открыты коррекционные
школы для умственно-отсталых детей, для обучения и содержания слепых, глухих
детей, детей с нарушениями речи.
Для
оздоровления детей-инвалидов, восстановления и компенсации нарушенных или
утраченных функций организма открыты центры восстановительного лечения в каждом
административном округе города, реабилитационные центры.
В
областном центре восстановительное (с пансионатом) лечение проводят
амбулаторное и стационарное лечение болезней костно-мышечной системы,
центральной нервной системы, органов дыхания и др. проводят психологическое
сопровождение, диагностику, здесь обслуживаются все дети и подростки города и
области.
Социальное
обеспечение и социальная работа с инвалидами базируется на необходимости
обеспечения им равных возможностей в реализации прав и свобод, устранении
ограничений в их жизнедеятельности. Необходимо, чтобы они чувствовали себя на
равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.
2.2. Система медико-социального
обслуживания
пожилых людей.
С
возрастом потребность в медицинской помощи увеличивается. В силу естественного
старения организма проявляется ряд хронических заболеваний, растет число лиц,
нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов,
геронтологов, гериатров. Определить степень участия в трудовой деятельности
вышедшего на пенсию человека, помочь ему адаптироваться к новым условиям,
содействовать формированию адекватного образа жизни – это задачи
медико-социального специалиста.
Соцработник должен знать:
-
основы психологии личности и социально-психологические аспекты помощи лицам
пожилого возраста;
-
основы российского законодательства о льготах и преимуществах, установленных
для граждан пожилого возраста.
Социальный
работник обязан четко и неуклонно выполнять требования федерального и
регионального законодательства, нести ответственность в соответствии с трудовым
законодательством РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих
обязанностей, ведущее к ущемлению прав и законных интересов граждан; за
разглашение конфиденциальных сведений, ставших ему известными в связи с
исполнением служебных обязанностей.
Основные
принципы социального обслуживания граждан сформулированы в Федеральном Законе
"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (17
мая 1995 г.).
Настоящий
закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого
возраста, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии, исходя
из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.
Основные
принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого
возраста изложены в ст. 3 Закона: соблюдение прав человека и гражданина;
предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
обеспечение равных возможностей в получении услуг и их доступности; ориентации
социального обслуживания на индивидуальные потребности и др.
Социальное
обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация
питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической
и натуральных видов помощи, помогать в организации досуга) (ст. 1. Закона).
Социальные
службы должны заботиться о физическом здоровье пожилых людей, призывать их (и
способствовать созданию условий) заниматься спортом. Практика показывает, что
благоприятно сказывается на здоровье пожилых людей участие в соревнованиях,
марафонских забегах, лыжных гонках и т.д.
Однако
больному человеку, естественно, не марафонов. По данным специальных исследований,
проведенных Институтом геронтологии АМН, 25-30% стариков прикованы к постели).
Старение и, связанные с ним, ухудшение здоровья, болезни предопределяют
необходимость оказания постоянной медицинской помощи, обслуживания на дому, помещения
престарелых или больных в дома или больницы специализированного профиля.
Граждане
пожилого возраста и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной
посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности
самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, имеют право
на социальное обслуживание.
В
ст.16 настоящего закона содержатся формы социального обслуживания, они
включают:
1.
Социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание).
2.
Полустационарное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания
учреждений социального обслуживания.
3.
Стационарное обслуживание (дома-интернаты, пансионаты и др.).
4.
Срочное социальное обслуживание.
В
соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.04.1997 г. № 480 "Об утверждении
Положения о министерстве труда и социального развития РФ" Минтруд России
организует совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов РФ создание и развитие сети комплексных и
специализированных государственных, муниципальных, частных и иных социальных
служб, в т.ч. полустационарных, стационарных и других учреждений социального
обслуживания населения.
Стационарное
обслуживание и социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам
предоставляются на условиях и в порядке, установленных ФЗ от 10.12.95 г. №
195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ" и ФЗ
"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
В
домах-интернатах общего типа, психоневрологических интернатах, реабилитационных
центрах, домах милосердия, геронтологических центрах социальные услуги
предоставляются гражданам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе,
обеспечиваются условия жизнедеятельности, проводятся мероприятия медицинского,
социального, психологического характера.
Полустационарное
и нестационарное обслуживание характеризуется многообразием форм и видов
обслуживания (дома ночного пребывания, комплексные центры, центры или отделения
дневного и временного пребывания и другие). Основной их задачей является
индивидуализация предоставляемого комплекса услуг с учетом потребностей в них
клиентов социального обслуживания.
В
центре срочного социального обслуживания осуществляется неотложная помощь
разового характера, например – экстренная медико-психологическая помощь.
В
Омской области действует множество учреждений, чья деятельность направлена на
такую категорию клиентов, как престарелые. Имеет Геронтологический Центр – это
социально-медицинское учреждение, которое осуществляет мероприятия не только
медицинского и социального характера, но и проводит научно-практическую и
организационно-методическую работу в областях геронтологии и гериатрии. В МУ
Центра социального обслуживания пенсионеров "Надежда" работает
медико-реабилитационное отделение, дают консультации медики и психологи.
Существуют комплексные центры социальной помощи и обслуживания ("Пенаты"
Центрального АО), дома-интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для
ветеранов войны и труда.
Конечно
же, пожилые люди хотят жить в своем доме, в привычной обстановке. Расширяющаяся
помощь на дому позволяет пожилым людям жить дольше в собственном доме,
отодвигает сроки их переселения в дома для престарелых. Надомные услуги,
гарантированные государством (в ст. 18 Закона № 122-ФЗ) в нашей стране становятся
все более разнообразными.
В
отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан, страдающих
психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением
активной формы), тяжелыми заболеваниями в поздних стадиях[1],
осуществляется социально-медицинское обслуживание на дому.
Социально-медицинское
обслуживание предоставляется специализированными отделениями при муниципальных
центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
Отделения осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральными законами
и иными нормативными актами муниципального образования.
Основные
направления деятельности отделения:
1.
Оказание гражданам квалифицированного общего ухода, доврачебной медицинской
помощи на дому.
2.
Наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан и проведение
мероприятий, направленных на профилактику обострений у них хронических
заболеваний.
3.
Оказывает услуги: экстренную доврачебную помощь, вызов врача на дом;
сопровождение обслуживаемых граждан в учреждение органов здравоохранения и
посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации; проведение медицинских
процедур (измерение температуры, артериального давления, наложение компрессов,
осуществление перевязок, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение
очистительных клизм); осуществление подкожных и внутримышечных введений
лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащего врача; оказание
санитарно-гигиенической помощи; забор материалов для проведения лабораторных исследований
и другие услуги.
В
своей работе социальный работник руководствуется действующим законодательством
РФ, Положением об отделении социального обслуживания, должностными инструкциями.
Постановлением
Правительства РФ от 17.03.2003 г. № 158 предусматривается оказание пенсионным
Фондом России адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам, получающим
трудовую пенсию по старости. Согласно этому постановлению ПФР взял на себя роль
страхователя: обязательным условием является стандарт лечебных услуг – ПФР
платит за каждого пожилого россиянина 525 руб. в год, не менее этой суммы
должно вносить на медицинское обслуживание неработающих пенсионеров и региональные
администрации. Благодаря этой программе можно будет наладить строгий учет
оказанных старикам услуг, рассчитать "стоимость" каждого заболевания
и не только навести порядок в медицинском страховании пожилых людей, сделать
пенсионеров выгодными для государства больными, но и пополнить бюджет
пенсионера.
Социологические
исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения
благосостояния престарелых являются: совершенствование пенсионного обеспечения,
развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых
и улучшение условий проживания в них.
Для
оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима
трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним
специальным образованием и персонала, добровольно помогающего ухаживать за
престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными.
Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное
участие специалистов всех трех уровней.
В
компетенцию специалистов высшего уровня (соцработники с высшим образованием)
входит получение полной информации о социальном положении населения, создание
банка данных, в котором находятся сведения не только об общей численности
обслуживаемого населения, но и количество проживающих на данной территории
семей, из которых необходимо выделить неполные семьи, многодетные,
малообеспеченные, семьи с ребенком-инвалидом, имеющие наркологического больного
и другие.
Для
успешной социальной работы специалиста медико-социальной направленности очень
важно определить социально-экономическую обстановку региона, составить и
внедрить программу медико-социальной помощи населению, отладить систему
взаимодействия с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений,
координировать деятельность медико-социальной службы со смежными
вневедомственными организациями, решать ряд организационных вопросов.
Основными
функциями медико-социального работника среднего звена являются непосредственная
патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной
медико-социальной помощи инвалидам, одиноким, больным хроническими
заболеваниями; содействие в обеспечении медикаментами, перевязочными и
гигиеническими средствами; организация консультативной помощи правоведов,
психологов; санитарно-просветительная работа и обучение само- и взаимопомощи;
формирование здорового образа жизни; осуществление социально-бытовой помощи
одиноким престарелым и инвалидам; выявление нуждающихся в ортопедической
технике, протезах.
Социально-медицинская
работа третьего уровня выполняется добровольцами: представителями Общества
Красного Креста и других организаций, которые оказывают физическую, моральную,
психологическую помощь в социальной работе.
Как
мы видим, конечной целью всех усилий социальной работы является охрана здоровья
и жизни обслуживаемых лиц. Социальный работник должен четко понимать, что любой
аспект социальной работы касается сохранения здоровья и содействия ему. Все
прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека,
на его настроении и воле к жизни.
От
чего зависит состояние здоровья тех групп населения, которые нуждаются в
социально-медицинской помощи, их самочувствие?
Прежде
всего, от условий жизни, жизнедеятельности, социальных связей.
Определяющее
значение в обеспечении жизнедеятельности населения имеет социальная политика. И
основной задачей социальной защиты является реализация установленных законом
социальных прав и социальных гарантий гражданам.
Конституция
указывает (Ч.2, ст. 41) на обязанность государства финансировать федеральные
программы охраны и укрепления здоровья населения. Права отдельных групп
населения гарантируются государством особо. В основах законодательства об
охране здоровья граждан (1993 г.) гарантии в области охраны здоровья
установлены: семье (ст.22); беременным женщинам и матерям (ст.23); несовершеннолетним
(ст.24); гражданам пожилого возраста (ст.26); инвалидам (ст.27); гражданам при
чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах (ст.28).
Есть
много проблем, не решенных законодательством или не реализуемых в практической
деятельности. Но сдвиги в лучшую сторону уже происходят. Законодательство
совершенствуется и одним из эффективных механизмов реализации государственной
политики в оказании медико-социальной помощи населению являются федеральные и
региональные программы.
Для
социальной поддержки материнства и детства в нашем регионе принята областная
целевая программа "Здоровая женщина – здоровый ребенок". Приняты
законы "О социальной защите инвалидов в Омской области" и областная
целевая программа "Социальная поддержка инвалидов" на 2004-2008 гг.
Одним из приоритетов социальной политики области остается охрана здоровья
населения. Для приведения в соответствие с федеральным законодательством
внесены изменения в законы Омской области "Об охране здоровья населения
Омской области" и "О лекарственном обеспечении населения и порядке
осуществления фармацевтической деятельности на территории Омской области".
Социальному
работнику необходимо знать все правовые документы для оказания квалифицированной
медико-социальной помощи, при соответствующем отношении к пожилым людям,
инвалидам, ко всем нуждающимся в помощи их жизнь может быть достаточно
полноценной.
1. Основы
социальной работы: Учебник / Под ред. П.Д.Павленок. – М., 2002.
2. Социальный мир.
– 2003. - № 4(40).
3. ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ" (ред. от 23.10.2003 г.)
4. ФЗ "О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от
10.01.2003 г.)
5. ФЗ "Основы
законодательства РФ об охране здоровья граждан".