Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР) по теме: Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:29:34
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Содержание

    Введение. 3

    Глава 1. Информация и информационные услуги. 5

    1.1. Понятие и виды информации. 5

    1.2. Понятие информационной услуги. 9

    Глава 2. Рынок информационных услуг. 11

    2.1. Понятие и структура рынка информационных услуг. 11

    2.2. Участники рынка информационных услуг. 19

    2.3. Анализ состояния отдельных сегментов рынка информационных услуг в России  21

    2.3.1. Рынок информационных технологий. 21

    2.3.2. Рынок образовательных услуг. 25

    2.3.3. Состояние рынка информационных услуг для мониторинга. 31

    товарных рынков. 31

    2.3.4. Рынок правовой информации. 38

    Заключение. 40

    Список используемой литературы: 42


    Введение

    Развитие и широкое применение информационных технологий  является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение информационных технологий имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления.

    Важным результатом распространения информационных технологий и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

    Несмотря на высокие темпы развития информационных технологий в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения). Вместе с тем недостаточное развитие рынка информационных услуг в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования информационных технологий в экономике, развития производства в данной сфере. К числу таких негативных факторов относятся несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных информационных систем; недостаточное развитие информационных технологий в области государственного управления, неготовность органов государственной власти к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами; отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли и др.

    Осознание важности обеспечения доступа к качественной и оперативной информации и, как следствие, необходимости развития рынка информационных услуг  на государственном уровне уже произошло. В 2002г. была принята целевая программа «Электронная Россия», призванная обеспечить такое развитие.

    Все эти факторы предопределяют актуальность исследования проблемы роли информации и развития рынка информационных услуг.

    Объектом исследования выступает рынок информационных услуг.

    Цель работы – проанализировать роль информации в экономике и состояние рынка информационных услуг в России.

    Для реализации цели поставлены задачи:

    1. рассмотреть понятие и виды информации и информационных услуг;

    2. дать понятие рынка информационных услуг и определить его структуру;

    3. проанализировать состояние рынка информационных услуг.

    Теоретическую базу исследования составили работы Петровой Е.А., Кабалинского Д., Родионова И.И., статистические данные Росстата и рейтингового агентства «Эксперт РА».










    Глава 1. Информация и информационные услуги

    1.1. Понятие и виды информации

    С переходом к рыночной экономике повышается значение (а следовательно, и стоимость информации). Информация все чаще выступает товаром на рынке, прежде всего в таком его сегменте как рынок информационных услуг. Однако далеко не любая информация может выступать товаром. В связи с этим необходимо определиться, что собой представляет информация, какие виды информации выделяют.

    Согласно федеральному закону от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"[1] информация –это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

      Это общее определение информации, которое охватывает любые сведения, независимо от их назначения, сферы применения и других признаков. Что касается информации, которая выступает в качестве товара на рынке, то это не любые сведения, а как правило, имеющие целевое назначение. В этой связи информацию можно определить следующим образом.

    Информация – это данные, просеянные для конкретных людей, проблем, целей и ситуаций. Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и др.[2]

      Кроме того, отдельно выделяется понятие экономической информации. Это - знания, сведения, данные, порождаемые в сфере экономики и управления ею, а также создаваемые в результате изучения этой сферы. Информация экономическая отражает макроэкономические процессы, движение труда, товаров и капитала, состояние и тенденции рынка, производства и потребления[3].

    Строгой классификации информации не существует. Различают информацию статистическую, производственно-экономическую, коммерческую, деловую, конъюнктурную, банковскую, биржевую, справочную (в т.ч. о налогах, ценах и тарифах), научно-экономическую, нормативную (регулирующую правовые отношения в экономической сфере) и др.

      Четкие границы между перечисленными видами информации отсутствуют. Так, понятие "деловая информация" может охватывать: экономическую и статистическую информацию (числовую экономическую, демографическую, социальную) в виде динамичных рядов, моделей и оценок; коммерческую информацию - сведения о компаниях, фирмах, их объединениях, а также о ценах, финансовом положении компаний, их связях, сделках, продукции и пр.; биржевую и финансовую информацию - сведения о курсах валют, учетных ставках, котировках ценных бумаг, инвестициях, ценах.

      Статистическая информация включает, как правило, данные государственной статистики, переписей населения, динамичные ряды (данные, характеризующие изменения во времени того или иного параметра), результаты социологических исследований, опросов общественного мнения и т.п. По степени обработки (обобщения) И.э., циркулирующую на информационном рынке, традиционно принято группировать следующим образом: первичная статистическая информация (данные т.н. первичного учета) - экономические, демографические, социальные сведения, собранные непосредственно в обследованных объектах; статистическая информация, обработанная для определенных исследовательских целей - подвергшаяся сортировке, систематизации, объединению в динамичные ряды и пр.; эти процедуры выполняются по определенным методикам и ориентированы на последующий анализ и синтез обрабатываемой информации; информация, характеризующая текущее состояние исследуемого объекта, позволяющая прогнозировать его вероятное развитие (например, на основе анкетирования предприятий, торговых организаций, банков, крупных сельскохозяйственных структур).

      Весьма широкий круг сведений объединяет, как правило, информация, которую называют банковской. Это: специальная информация с оценками рейтингов банков (для клиентов и партнеров); справочная информация, используемая в банковской работе, - адреса, регистры ходов, счета клиентов и партнеров и т.д.; биржевая и финансовая информация, содержащая текущие и ретроспективные данные о котировках ценных бумаг и курсах валют в различных банках; специализированная информация для инвесторов; коммерческая информация общего назначения, содержащая адресно-справочные данные, сведения о ключевых руководителях, а также общие финансовые сведения - размеры уставных фондов, активов и пр.

    Мировые информационные ресурсы в имеющейся литературе обычно подразделяются на три сектора:

    • сектор деловой информации;

    • сектор научно-технической и специальной информации;

    • сектор массовой потребительской информации.

      Сектор деловой информации подразделяется в свою очередь на следующие группы:

    • биржевая и финансовая информация — информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями;

    • статистическая информация — числовая, экономическая, демографическая, социальная информация в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом;

    • коммерческая информация — информация о компаниях, фирмах, корпорациях, направлениях их работы, финансовом состоянии, ценах на продукцию и услуги, связях, сделках, руководителях;

    • деловые новости в области экономики и бизнеса.

      Биржевая и финансовая информация изменяется постоянно. Следовательно, и предоставление ее потребителю должно осуществляться в реальном масштабе времени.

    Требования к оперативности предоставления потребителю коммерческой информации ниже, чем требования к предоставлению биржевой и финансовой информации. Обычно коммерческая информация обновляется ежедневно или еженедельно.

    Важность коммерческой информации в условиях рынка и конкуренции весьма высока. Эта информация используется непосредственно бизнесменами и предпринимателями при решении следующих задач:

    • выбор поставщиков, партнеров и размещение заказов;

    • выход на рынок с новым товаром;

    • поиск покупателей;

    • слияние и приобретение компаний;

    • маркетинговые исследования по анализу рынка.

      Сектор научно-технической и специальной информации включает документальную библиографическую, реферативную и полнотекстовую информацию о фундаментальных и прикладных исследованиях, а также профессиональную информацию для юристов, врачей, инженеров и т. д.

    Сектор массовой потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т. д.).

    Информация, зафиксированная на материальных носителях и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах), образует информационные ресурсы. Под информационной системой понимается организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы[4]. Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

      Современные информационные системы могут доставлять потребителю информацию как в традиционном виде - книги, периодические и продолжающиеся издания, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), так и в виде баз и банков данных на электронных носителях. В конечном счете, все определяется особенностями его информационных потребностей, кругом его профессиональных интересов, необходимой степенью оперативности и актуальности, непосредственным поводом обращения к информационной системе, наконец, его техническими возможностями.

    1.2. Понятие информационной услуги

      Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами[5].

      При этом под информационным продуктом (продукцией) понимается документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей[6].

      Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителям следующие виды услуг:

    • непосредственный доступ к базам данных — режим on-line;

    • пакетный доступ к базам данных — режим off-line;

    • базы данных на дискетах и компакт-дисках;

    • консультации, оказываемые специалистами в области информационных ресурсов;

    • обучение доступу к мировым информационным ресурсам.

      Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.

    Необходимо отметить, что информация является основой принятия решений во всех сферах человеческой деятельности. Она способствует повышению эффективности труда в различных областях. Это обстоятельство определяет тот факт, что потребителями (пользователями) информационных услуг выступают специалисты, работающие практически во всех сферах производства.

    Таким образом, с переходом к рыночной экономике и повышением роли прогнозирования экономического развития возросло значение информации. В общем, информация представляет собой совокупность любых данных и сведений. Однако в экономическом смысле под информацией понимаются данные, специально подготовленные и обобщенные для определенных людей, решения конкретных проблем и задач. Только такая информация представляет собой информационный продукт, представляет экономическую ценность и может выступать в качестве товара на рынке. 


     


    Глава 2. Рынок информационных услуг

    2.1. Понятие и структура рынка информационных услуг

             Рынок информационных услуг - сегмент рынка, в рамках которого осуществляется купля-продажа информационных продуктов (книг, баз данных, программ для ЭВМ, информационной техники) и информационных услуг (предоставление литературы в библиотеке, документов в архиве, доступа к базам данных)[7].

    В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информа­ционных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:

    1. Техническая и технологическая составляющая. Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.

    2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. Прежде всего, это следующие нормативные акты:

    - Закон "Об информации, информатизации и защите информации".

    -Закон "Об авторском праве и смежных правах".

    -Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

    -Закон " О правовой охране топологий интегральных схем".

    3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структу­ры, помогающие находить нужную информацию.

    4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. В нашей стране, претерпевающей серьез­ные экономические изменения, организационный фактор государственной политики стано­вится особенно актуальным. Следовательно, формирование информационного рынка и решение всех сопутствующих этому процессу проблем наше государство во многом должно взять на себя. С этой целью принята федеральная целевая программа «Электронная Россия».[8] Основными целями Программы являются создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей. По словам первого заместителя Министра РФ по связи и информатизации Андрея Короткова объем российского рынка информационных услуг и программного обеспечения вырастет к 2010 г. – в 5–6 раз в результате реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия"[9]. Доля сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в экономике к 2010 г. составит 2%, парк персональных компьютеров у населения вырастет к 2010 г. в 4 раза (в настоящее время он составляет 11 млн. штук), а используемых бизнесом – в 6 раз, количество пользователей Интернета вырастет к 2006 г. по сравнеию с 2000 г. более чем в 8 раз. Следует отметить, что развитие российского рынка информационных услуг во многом предопределяется государственным регулированием. Как будет в дальнейшем показано многие организации в сфере информационных услуг существует и динамично развиваются именно благодаря государственным заказам.

    В нашей стране в силу переходных процессов в экономике и начавшейся информати­зации общества пока отсутствует единое мнение относительно инфраструктуры информа­ционного рынка. Рассмотрим некоторые из них.

    Так отдельные специалисты различают три взаимодействующие области современного информационного рынка: рынок собственно информации; рынок электронных сделок; рынок электронной коммуникации[10].

             Наиболее разветвленной частью информационного рынка во всем мире (в частности, в России) следует признать "область информации". В нее входит ряд крупных, активно развивающихся секторов, главным из которых: сектор экономической информации, охватывающий биржевую и финансовую информацию, статистическую и коммерческую информацию, деловые новости в сфере экономики и бизнеса и т.п.; сектор научно-профессиональной информации, включающий научно-технической, юридической, производственной и другой информацию; сектор массовой, потребительской информации - новости о различных фактах, событиях жизни общества, ориентированные на "домашнее", а не служебное использование, такие, в частности, как сведения о погоде, расписании транспорта, покупках и продажах товаров и услуг и т.п.; сектор социально-политической информации, специально предназначенной для обеспечения органов власти и управления разных уровней.

             Мировая практика развития информационного рынка свидетельствует, что предпринимательская и управленческая деятельность более всего нуждается в оперативно поставляемой информации об общей экономической конъюнктуре; статистической информации экономического и социального характера, необходимой для анализа и прогноза среднесрочных и долгосрочных тенденций; деловых новостях о событиях, происходящих на рынках; правовой информации, регламентирующей хозяйственную деятельность; коммерческой информации об участниках рынка - предприятиях-поставщиках и покупателях, о продукции.

             Существенная доля названной информации может быть представлена на информационном рынке только при помощи электронных коммуникаций, а ее эффективное использование возможно при совершении сделок в электронной форме. Рынок электронной сделок включает: системы электронной банковских операций; электронные биржи; системы заказа билетов и резервирования мест в гостиницах, заказа товаров и услуг.

             В России электронные банковские операции внедряются при помощи западных технологий. Одним из примеров может служить система SWIFT, позволяющая коммерческим банкам сразу по подключении к ней принимать участие в электронных международных расчетах. Кроме того, формируется система электронных банковских операций между ЦБ России, его территориальными отделениями, центральными банками стран СНГ и ведущими коммерческими банками. Некоторые коммерческие банки используют западные системы осуществления операций по кредитным карточкам международных и американских фирм, таких, как VISA, Mastercard, American Express.

             На рынке электронных коммуникаций выделяют различные системы средств связи и общения людей. Сюда входят сети передачи данных, электронная почта (E-mail), системы, объединяющие владельцев микро-ЭВМ, электронная "доска объявлений", телеконференции и т.п. Кроме того, информационный рынок включает такие специальные виды продуктов и услуг, как сбор, подготовка и обработка информации, услуги библиотек и архивов, данные метеорологической, космической, геоинформации, поставляемые соответствующими службами, разработки информационных систем, программного и лингвистического обеспечения.

             В работе Петровой Е.А. рассмотрены несколько подходов к определению структуры информационного рынка.[11]

    Так, например, предложено инфраструктуру информационного рынка представить пятью секторами:

    •   научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

    •   объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

    •   услуги образования — все виды обучения;

    •   управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, ста­тистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;

    •   бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

    В этой инфраструктуре, как отмечено в указанной работе Петровой Е.А. отсутствуют три основных аспекта, харак­терных для информационного общества:

    •   технический — вся аппаратно-техническая база информатики;

    •   программный — все программные продукты информатики;

    •   коммуникационный — все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче

    информации, все виды телефонной и факсимильной связи.

    Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанци­онных информационных услуг:

    - высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользова­телю информацию по его сфере деятельности;

    - услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;

    - домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для элек­тронных платежных операций и покупок.

    Существует также подход к определению инфраструктуры информационного рынка следующим образом (см. рис. 1.)

    Рисунок 1

    Инфраструктура рынка информационных услуг

    1-й сектор—деловая информация, состоит из следующих частей:

    •   биржевая и финансовая информация — котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками явля­ются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компа­нии, банки;

    •   статистическая информация — ряды динамики, прогнозные модели и оценки по эко­номической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются госу­дарственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

    •   коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям рабо­ты и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специаль­ные информационные службы.

    2-й сектор —информация для специалистов, содержит следующие части:

    •   профессиональная информация — специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

    •   научно-техническая информация — документальная, библиографическая, рефератив­ная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

    •   доступ к первоисточникам — организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

    3-й сектор—потребительская информация, состоит из следующих частей:

    •   новости и литература — информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

    •   потребительская информация — расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

    •   развлекательная информация — игры, телетекст, видеотекст.

    4-й сектор—услуги образования, включает все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие сис­темы, методики обучения и пр.

    5-й сектор —обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

    •   программные продукты — программные комплексы с разной ориентацией — от про­фессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспе­чение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типо­выми математическими методами и др.;

    •   технические средства — компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтех­ника, сопутствующие материалы и комплектующие;

    •   разработка и сопровождение информационных систем и технологий — обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуаль­ных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, со­здание и сопровождение баз данных;

    •   консультирование по различным аспектам информационной индустрии — какую при­обретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятель­ность и т.д.;

    •   подготовка источников информации — создание баз данных по заданной теме, облас­ти, явлению и т.п.

    Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информа­ционных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.

    2.2. Участники рынка информационных услуг

    Основными поставщиками информационных услуг на мировом информационном рынке являются центры - генераторы баз данных (ЦГБД), центры-распределители информации на основе баз данных (ЦОБД), шлюзовые информационные службы, службы передачи данных и телекоммуникаций, информационные брокеры, а также другие структуры, обслуживающие конечных потребителей. Большинство ЦГБД на Западе действуют в сфере деловой (коммерческой) информации, в России - в сфере научно-технической информации. ЦОБД на Западе, как правило, специализированы; они осуществляют обработку баз данных и оказывают платные услуги: предоставление доступа к большим базам данных в режиме диалога, т.н. пакетный поиск информации для весьма широких кругов пользователей, распространение баз данных на компакт-дисках и др. В России аналогичные задачи традиционно решаются крупными ЦГБД, такими, как ВИНИТИ, ВНТИЦ, ИНИОН и т.д. Доступ российских потребителей к зарубежным ЦОБД сегодня может быть осуществлен по многим каналам (в первую очередь через компьютерную сеть Интернет).

      Специализированные коммерческие шлюзовые службы доступа находятся на стыке между службами информационного обеспечения и системами телекоммуникации. Эти службы позволяют потребителям подключаться к тысячам баз данных, не меняя режима работы. Широкое развитие в России получили системы доступа к базам данных на основе собственных ЦОБД или путем подключения к существующим ЦОБД; это связано с открытием в 90-х гг. ведомственных сетей и с биржевым бумом, выведшим на Р. и. множество информационно-коммерческих сетей, предлагавших свои услуги преимущественно в форме обеспечения доступа к различного рода коммерческим предложениям. Многие конечные потребители, не имея необходимого опыта и квалификации для проведения эффективного информационного поиска, обращаются к информационным посредникам (брокерам). Это организации или лица, специализирующиеся на платном информационном обслуживании клиентов и использующие для этих целей внешние организации.

      Весьма существенная часть информационных услуг поставляется на Р.и. через такие традиционные каналы, как библиотеки, архивы, информационные подразделения организаций и предприятий. В России они чаще всего взаимодействуют со своими потребителями на коммерческой основе, однако общее удорожание информационных продуктов и услуг приводит к становлению коммерческих отношений. Достаточно развитые собственные информационные службы создаются в коммерческих структурах - банках, финансово-промышленных группах и т.д.

             Потребители информационных продуктов и услуг различаются по задачам, которые они решают, выходя на Р.и. В самом общем виде принято выделять два рынка потребления - деловой (называется рынком типа "бизнес бизнесу") и потребительский ("домашний", или бытовой). Каждый из них в свою очередь подразделяется на множество частей (секторов). Так, в России основными пользователями баз данных являются: посреднические структуры и лица; промышленные предприятия; представительства зарубежных фирм и СП; государственные учреждения; банки; биржи. В целом во всем мире (в России в т.ч.) становление и развитие Р. и. не только вовлекает в работу с информацией все больше материальных, финансовых и людских ресурсов, не только превращает информацию в самостоятельный фактор экономического развития, но и служит важнейшей предпосылкой формирования информационного общества, способного обеспечить человеку одно из его важнейших прав - право на информацию.


    2.3. Анализ состояния отдельных сегментов рынка информационных услуг в России

    2.3.1. Рынок информационных технологий

    Быстрый рост рынка информационных технологий – результат успешного стимулирования государством развития высокотехнологического сектора. Начало реализации программы «Электронная Россия», прямые закупки государственными структурами оборудования и программного обеспечения, их заказы на разработку программных решений стали одним из ключевых факторов ускоренного развития ИТ-компаний. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», около 25% выручки ведущих компаний данного сегмента рынка формировалось за счет государственного заказа.[12]

    Доказательством такого положения явилось то, что в 2004г. по причине старта административной реформы доходы компаний значительно снизились. Динамика доходов девяти ведущих ИТ- компаний в 2004 г. снизилась почти вдвое: до 27, 4% против 52,4 % годом ранее. Глубокое реформирование структуры правительственных органов, начавшееся в марте 2004г., по крайней мере, на полгода затормозило финансирование казалось бы уже состоявшихся контрактов. Изменение бюджетов, пересмотр приоритетов развития ведомств, кадровые перестановки привел к тому, что значительная часть проектов была либо отложена на следующий год, либо переконфигурирована, либо просто отменена.

    Негативный эффект от административной реформы в первую очередь почувствовали лидеры ИТ-рынка, поскольку репутация, портфель выполненных заказов, масштаб бизнеса делали их главными контрагентами государственных структур. Доля госзаказа в их доходах куда более значительна, чем у менее крупных компаний. Сокращение таких подрядов крайне болезненно отразилось на динамике их доходов. ИТ - компании в прошедшем году росли ниже рынка. Согласно исследованиям «Эксперт РА», совокупный объем реализации 80 ведущих корпораций, работающих на рынке информационных технологий, в 2004г. вырос на 32,2 % до 160 млрд. рублей, что на 5,8 процентного пункта быстрее, чем у самых крупных участников рынка.

    Последствия административной реформы не только подорвали бизнес отдельных компаний, но и качественно изменили сам рынок. В секторе информационных технологий довольно давно наблюдается закономерность: чем ниже «уровень предела», тем более высокими темпами развивается бизнес. В 2004 году эта неприятная особенность проявилась еще ярче. В условиях нестабильного государственного заказа компании сворачивали затратные высокотехнологичные проекты и перестраивались на более доступные сегменты бизнеса – дистрибуцию и сервисные услуги. Объем выручки компаний только от дистрибуторской деятельности за год увеличился почти вдвое. Как следствие доля этого направления в общем объеме рынка возросла на 7 процентных пунктов и составила уже 47,2 %. В результате темп прироста выручки от отдельных видов деятельности ИТ-компаний в 2004г. выглядел следующим образом.[13]

    Таблица 1

    Темп прироста выручки ИТ-компаний от различных видов деятельности

    Виды деятельности ИТ-компаний

    Темп прироста выручки,%

    2003/2002

    2004/2003

    Дистрибуция, поставка оборудования и ПО в рамках интеграционных проектов

    60

    80

    Услуги в области ИТ

    41,8

    46

    Разработка ПО

    39

    35

    Производство оборудования

    8

    11,6


    Так, например, в 2004 году ведущим направлением деятельности для холдинга НКК стала дистрибуция. На её долю в общем объеме реализации группы пришлось 76% (как объясняют в самой компании, связано это было с процессами реорганизации, происходившими с двумя другими направлениями – системной интеграции и производством оборудования). А у компании R-Style доля выручки от дистрибуции увеличилась с 32,5 до 58,3%.

    В наибольшей зависимости от государства оказались производители оборудования. Этот сектор и раньше не отличался высокой динамикой роста, а срыв государственного заказа привел к его резкому замедлению. В таких условиях успеха добились организации, ориентированные не только на государство, но и на частный капитал.

    Без активного влияния государства не обходится и такой сектор ИТ-рынка как разработка программного обеспечения. Инвестиции правительственных органов в создание собственной инфраструктуры способствовали началу активного развития российских разработок в сфере создания программного обеспечения. С одной стороны, такая поддержка способствует росту этого направления. Выручка компаний, специализирующихся в сегменте ПО, за год увеличилась на 35%. С другой стороны, можно представить себе масштаб бедствий для программистов, если государство по какой-либо причине прекратит инвестирование проектов по разработке ПО. Скорее всего, компании предполагают такой поворот событий, но при этом не собираются расставаться со своими компетенциями. Они в своей деятельности также учитывают и рыночные запросы, создают массовые продукты, и находят новые ниши, разрабатывают решения под индивидуальные задачи клиента. И с каждым годом таких решений становится все больше. Доля проектного программного обеспечения в выручке программистов составляет 3,8%.

    Сравнительно благополучно административные передряги пережил сектор ИТ-услуг. За год его прирост составил 46%. По своим темпам это направление уступает только сектору дистрибуции. Однако основным потребителем здесь опять же является государство. По уровню спроса на услуги ИТ-компаний со стороны отраслей и сфер экономики государственные структуры стоят на втором месте после предприятий связи. Более половины доходов компаний, специализирующихся в этом сегменте рынка, приходятся на интеграционные услуги. Однако сейчас проявляется и другое направление сервисной деятельности. Постепенно растет доля доходов ИТ-компаний от предоставления консалтинговых услуг. Центр роста в совершенствовании корпоративных систем управления смещается от крупнейших компаний в средний бизнес. Поэтому спрос на управленческий консалтинг, внедрение программных комплексов управления бизнесом и развития сервисов увеличивается достаточно динамично. В результате консалтинговое направление деятельности ИТ-компаний, специализирующихся в оказании услуг, уже сейчас занимает после интеграции второе место.

    Завершив структурную перестройку, государственные органы вернулись к активному внедрению ИТ-решений и массовой закупке оборудования. Эффектом от реализации этого отложенного спроса станет заметное ускорение развития ИТ-рынка в 2005-2006гг.

    По состоянию на 2004г. крупнейшими компаниями в сфере информационных технологий стали следующие (табл.2).

    Таблица 2

    Крупнейшие ИТ-компании на российском рынке

    Компания

    Объем реализации в 2004г. (млн.руб.)

    Объем реализации в 2003г. (млн.руб.)

    Темп прироста (%)

    Объем реализации в 2004г.     (млн.долл.)

    1

    НКК (Национальная компьютерная корпорация)

    17 671,2

    14 394,8

    22,8

    613,2

    2

    Группа компаний IBS

    15 127,4

    12 253, 0

    23,5

    524,9

    3

    Группа компаний R-Style

    12 719, 5

    10 110,6

    25,8

    441,3

    4

    Группа компаний Ланит

    11 400, 0

    7 890,0

    44,5

    395,6

    5

    «Техносерв А/С»

    10 881,5

    7 964, 5

    36,6

    377,6

    6

    Группа компаний Verysell

    10 730,0

    7 540, 0

    42,3

    372,3

    7

    «Открытые технологии – 98»

    6 432,2

    8 039,7

    - 20,0

    223,2

    8

    «НТ компьютер»

    6 018,4

    3 072,6

    95,9

    208,8

    9

    «КРОК инкорпорейтед»

    5 828,0

    4 747,7

    22,8

    202,2


    2.3.2. Рынок образовательных услуг

    В 2005г. в стране продолжалось реформирование системы образования, направленное на обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения, текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, установление социально приемлемого соотношения платных и бесплатных образовательных услуг при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования. Показатели деятельности организаций образования представлены в таблице.

    Таблица 3

    Отдельные показатели деятельности организаций образования[14]


    2005г.

    В % к
    2004г.

    Справочно

    2004г.

    в % к
    2003г.

    Государственные и муниципальные дневные общеобразовательные учреждения





    Число учебных заведений, единиц

    60764

    97,3

    62474

    98,0

    из них:





    гимназии

    1278

    102,6

    1246

    102,5

    лицеи

    916

    105,0

    872

    103,3

    Численность учащихся, тыс.человек

    15111,6

    93,9

    16097,8

    93,3

    из них:





    в гимназиях

    865,6

    98,4

    879,8

    99,5

    в лицеях

    552,9

    101,5

    544,7

    100,9

    Негосударственные дневные общеобразовательные учреждения





    Число учебных заведений, единиц

    726

    102,5

    708

    100,1

    Численность учащихся, тыс.человек

    72,3

    103,0

    70,2

    102,2

    Государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения





    Число учебных заведений, единиц

    2692

    102,1

    2637

    100,4

    Численность студентов, тыс. человек

    2461,9

    98,3

    2503,6

    100,1

    Прием, тыс. человек

    810,9

    95,1

    852,5

    98,9

    Выпуск, тыс. человек

    647,6

    96,0

    674,7

    100,6

    Государственные и муниципальные высшие учебные заведения





    Число учебных заведений, единиц

    648

    97,9

    662

    101,2

    Численность студентов, тыс. человек

    5946,0

    101,5

    5860,1

    104,7

    Прием, тыс. человек

    1362,7

    98,4

    1384,5

    98,1

    Выпуск, тыс. человек

    973,7

    104,7

    930,4

    108,2

    Негосударственные высшие учебные заведения





    Число учебных заведений, единиц

    413

    101,0

    409

    104,3

    Численность студентов, тыс. человек

    1079,3

    105,4

    1024,1

    119,1

    Прием, тыс. человек

    268,0

    97,6

    274,6

    118,5

    Выпуск, тыс. человек

    173,3

    118,5

    146,2

    125,3

    В 2005г. уменьшилось число государственных дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 6,4%) и некоторым ростом сети негосударственных дневных общеобразовательных учреждений и негосударственных высших учебных заведений. Прием в средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2004г. на 41,6 тыс.человек, или на 5%. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в техникумах 310,6 тыс. студентов, или 38,3% от общего числа принятых (в 2004г. - соответственно 329,6 тыс., или 38,7%). Cократилось  и число государственных высших учебных заведений на фоне все продолжающегося роста  числа негосударственных высших учебных заведений. Соответственно, с ростом числа высших учебных заведений на протяжении последних 10 лет происходит непрекрающийся рост числа лиц, имеющих высшее образование.

    Таблица 4[15]

    Основные показатели состояния высшего образования


    1990

    1995

    1996

    1997

    1998

    1999

    2000

    2001

    2002

    2003

    2004

    Число высших учебных заведений

    В том числе:

    514

    762

    817

    880

    914

    939

    965

    1008

    1039

    1046

    1071

    Государственных и муниципальных

    514

    569

    573

    578

    580

    590

    607

    621

    655

    654

    662

    негосударственных

    -

    193

    244

    302

    334

    349

    358

    387

    384

    392

    409

    Численность студентов в вузах (тыс.чел)

    В том числе

    2825

    2791

    2965

    3248

    3598

    4073

    4742

    5427

    5948

    6456

    6884

    В государственных и муниципальных всего (тыс.чел.)

    2825

    2655

    2802

    3046

    3347

    3728

    4271

    4797

    5229

    5596

    5860

    На 10000 чел. Населения

    190

    179

    189

    206

    227

    254

    292

    329

    361

    388

    408

    В негосударственных (тыс.чел.)

    -

    136

    163

    202

    251

    345

    471

    630

    719

    860

    1024

    Принято студентов в вузы, тыс.чел.

    В том числе

    584

    681

    729

    814

    913

    1059

    1292

    1461

    1504

    1644

    1659

    В государственные и муниципальные

    584

    629

    674

    748

    832

    946

    1140

    1263

    1300

    1412

    1384

    В негосударственные

    -

    52

    55

    66

    81

    113

    152

    198

    204

    232

    1076

    Выпущено специалистов из вузов, тыс.чел.

    В том числе

    401

    403

    428

    458

    501

    555

    635

    720

    840

    977

    1076

    Из государственных и муниципальных, всего (тыс.чел.)

    401

    395

    415

    436

    471

    515

    579

    648

    753

    860

    930

    На 10 000 чел. Населения

    27

    27

    28

    29

    32

    35

    39

    44

    52

    60

    65

    Из негосударственных

    -

    8

    13

    22

    30

    40

    56

    72

    87

    117

    146

    Таким образом, на протяжении последних 10 лет происходит постепенный рост количества высших учебных заведений, причем темпы роста негосударственных учебных заведений значительно превосходят государственные. Пик роста приема в государственные высшие учебные заведения (ВУЗы) приходился на 2000г., в котором прием был больше уровня 1999г. на 21%. В дальнейшем наблюдалась снижение темпов роста приема в государственные ВУЗы. В 2005г. прием в ВУЗы сократился на 22 тыс.человек (на 2%) и составил 1362,7 тыс.человек.

    Прием на обучение в государственные ВУЗы за счет бюджетов всех уровней составил 609,7 тыс.человек и сократился по сравнению с 2004г. на 19 тыс.человек, или на 3%. В 2005г. с полным возмещением затрат на обучение было принято 753,0 тыс.человек, или 55,3% от общего числа принятых (в 2004г. - 755,9 тыс., или 54,6%). Платных образовательных услуг в 2005г. было оказано населению на 147,0 млрд.рублей, или на 6,5% больше, чем в 2004 году (см. рисунок 2).

    Рисунок 2

    Прием в государственные высшие и средние
    специальные учебные заведения в 2005 году
    тыс.человек

    С переходом к системе платного образования отмечается рост конкуренции на рынке образовательных услуг. Образовательная деятельность все больше приобретает характер коммерческой деятельности. Однако качество образования и квалификация выпускаемых специалистов от этого страдают. Это приводит к снижению ценности российского образования.

    Первоочередной задачей, которая стоит перед российскими учебными заведениями, в целях дальнейшего развития рынка образовательных услуг – обеспечение признания российского образования за рубежом. РФ уже присоединилась к Болонской конвенции, цель которой – унификация системы и стандартов образования. С переходом российского образования на международные стандарты эта проблема исчезнет, что откроет дополнительные перспективы для расширения рынка за счет притока студентов из-за рубежа.

    2.3.3. Состояние рынка информационных услуг для мониторинга

    товарных рынков

    Рынок информационных услуг России представлен достаточно обширным рядом информационных систем. Бытует мнение, что наиболее перспективная информационная технология - это Интернет. Действительно, в Интернете можно найти самую разнообразную справочную информацию. Однако поиск информации в сети Интернет в он-лайновом режиме требует определенных профессиональных навыков, значительных временных и финансовых затрат, ограничивает круг заинтересованных пользователей только пользователями Интернета (в среднем это примерно 2% от числа владельцев компьютеров), но самое главное в Интернете отсутствует полная систематизированная и структурированная информация о товарных рынках регионов. Таким образом, Интернет-технология не является оптимальной и перспективной для создания доступной и развитой региональной рыночной информационной среды.

    Поэтому краткому рассмотрению подвергнем только специализированные информационные системы, которые «по определению» призваны решать задачи маркетинга и/или экономического мониторинга. Существующий ряд таких систем можно условно разбить на 4 основные группы в зависимости от структуры информации и возможностей ее использования. Перечислим их в порядке возрастания качества информации и расширения возможностей применения пользователями.

    Первая группа систем предоставляет простейшие возможности просмотра почтовых и связных реквизитов предприятий и основных видов их деятельности.

    Следующая группа дает более обширную информацию, включая сведения о поставляемой и потребляемой продукции.

    Третья группа систем позволяет не только просматривать информацию о предприятиях и поставляемой ими продукции, но также самостоятельно ее добавлять или изменять.

    Четвертая группа - более сложные системы, предоставляющие возможность дальнейшего автоматизированного использования накопленной информации в производственной деятельности, например, в учете коммерческих предложений и заявок и их реализации.

    Все информационные системы о товарных рынках, как правило, содержат информацию о почтовых и связных реквизитах предприятий. Они используют различный набор данных для описания предприятия. Однако практически всегда встречается общепринятый набор данных: код ОКПО, название, страна, город/пункт, почтовый индекс, адрес в городе/пункте, телефон, телефакс, телекс. Иногда встречается расширенный набор данных, включающий дополнительно информацию: E-Mail (электронная почта), тип собственности, год создания, годовой оборот, количество работающих, сфера деятельности, банковские реквизиты, дополнительные сведения.

    На информационном рынке России имеется большой ряд просмотровых систем с минимальной для потребителя информацией о почтовых и связных реквизитах предприятий и видов деятельности. К ним относятся такие базы данных, как «Предприятия и учредители Москвы», «Банки и предприятия Москвы», «Банки и предприятия Санкт-Петербурга», «Предприятия Армении», «Фолиант», «Адрес-Европа». Системы этой группы предоставляют пользователю порядка 15-20% представляющей интерес информации, практически ничего не сообщая о продукции, что явно недостаточно для субъектов товарных рынков. Все остальное им нужно искать в других системах.

    Следующая группа систем предоставляет пользователю более расширенную информацию, включающую сведения не только о реквизитах предприятия, но и о производимой ими продукции. Назовем такие системы, как COMPASS», «Регистр WA-2», РАУ-ПРЕСС, «ВПК-Бизнес», «Рынок промышленной продукции России», «Спрос и предложение предприятий Волгограда и Волгоградской области», «Подмосковье», «Экспортеры и импортеры России», «Товары и услуги 95/96».

    Недостатком перечисленных систем является ограниченность (не более 30% от информационной потребности) информации о поставляемой продукции. Другое существенное ограничение связано с отсутствием в этих системах возможностей для пользователя самостоятельно накапливать актуальную информацию о поставщиках продукции.

    Системы третьей группы не только удовлетворяют информационную потребность пользователей на более высоком уровне (30 – 40%), но и предоставляют уже некоторые возможности для самостоятельного ведения информации.

    Наиболее простой в этой группе является специализированная система «Безопасность», которая разработана в 1996 году и предназначена для поиска данных о поставщике выбранной продукции и услугах в рамках тематики, определенной ее названием. Описание продукции в системе состоит из неформализованного описания сферы деятельности и двухуровневого каталога. В системе предусмотрено ведение и накопление данных о предприятиях самим пользователем без какого-либо изменения двухуровневого каталога (т.е. без изменения описания продукции).

    Более сложной является система «Промышленность России и СНГ», созданная в 1994 году фирмой «АСУ-Импульс». Эта информационно-поисковая система ориентирована на базу данных, наполненную документами. Описание продукции в системе – двухуровневое, список отраслей и неформализованный текст с перечислением набора всей продукции, производимой предприятием. Сбор информации для распространяемой базы данных о поставщиках осуществляется путем анкетирования предприятий. Однако ряд факторов существенно ограничивает круг пользователей этой системы. Главные из них – это сложность используемого в системе языка запросов и недостаточная степень подробности используемой в системе неструктурированной информации о продукции.

    Система «ИПС Бизнес-карта» создана в 1996 году и предназначена для формирования выборок, поиска, печати и редактирования информации о предприятиях и их продукции. Описание продукции в ней двухуровневое: список отраслей и неформализованный текст с перечислением набора всей продукции, производимой предприятием. Информация о предприятии чрезвычайно подробна. Она состоит из стандартного набора данных, к которому добавлено: подчиненность, объем выпускаемой продукции, информация об экспорте и импорте, грузооборот, используемые сырье и материалы, остаточная стоимость и износ основных фондов, даты получения лицензий, даты регистрации и перерегистрации, номер регистрации, зарплата, дополнительные услуги, код структуры, количество филиалов, корреспондентские отношения, наличия подвижного состава, данные по товарообороту, данные по пассажирообороту.

    В классификацию не включен ряд достаточно широко распространенных информационно-поисковых систем, которые в большей степени могут быть отнесены к специализированным электронным доскам объявлений спроса/предложения и соответственно главным образом решают задачу обмена информацией, а не задачу системного отражения потенциала товарного рынка. К наиболее ярким и известным представителям таких систем могут быть отнесены системы РИАР и ММЦ, которые имеют развитую филиальную сеть в регионах России и хороши для информационного обмена, но не способны решать задачу системного экономического мониторинга региона.

    Из приведенного краткого обзора видно многообразие подходов к решению одной и той же задачи различными разработчиками компьютерных информационных систем. Однако в большинстве перечисленных систем наблюдается изначально заложенная техническая ограниченность накопления, хранения, актуализации и распространения информации о продукции. Все эти системы преимущественно обеспечивают распространение информации о почтовых и связных реквизитах предприятий, а задача распространения информации о продукции, как бы, не является существенной. Причина этого - не безразличие разработчиков к этой задаче, просто она является достаточно сложной и на ее решение требуется гораздо больше времени, усилий и финансовых затрат, что делает ее коммерчески мало привлекательной.

    Практика показывает, что расходы на создание качественных информационных систем столь велики, что многие разработчики упрощают задачу, принципиально ограничиваясь созданием и поддержанием информационно стабильных баз данных, что исключает возможность применения этих информационно-поисковых систем для целей экономического мониторинга. В тоже время, мощности современных компьютеров позволяют формировать мощные политематические базы данных и быстро обрабатывать сложные контекстные запросы.

    Так как от наличия и развития информационных технологий в немалой степени зависит состояние отечественного и регионального товаропроизводства, то для становления качественных компьютерных информационных систем о товарных рынках требуется поддержка органов государственного и территориального управления.

    В целях формирования рациональной структуры товарных рынков Минэкономики России разрабатывает Комплексную программу развития инфраструктуры товарных рынков России до 2005 года.

    В рамках программы планируется создание федеральной системы обеспечения товаропроизводителей и торговых посредников оперативной информации о спросе, предложении, запасах, ценах, тарифах применительно к технико-экономическим характеристикам продукции и условиям ее поставки (партии, сроки, виды оплаты и т.п.). В рамках программы планируется решить вопросы, связанные с созданием информационно-маркетинговых центров, банков данных, автоматизированных рабочих мест рыночников-аналитиков, разработкой методического и программного обеспечения функциональных задач, механизмов информационного обмена.

    В качестве базовой информационно-поисковой системы в настоящее время принята система «Контрагент-М», которая при удачном структурировании информационных массивов также не свободна от принципиальных недостатков, снижающих ее ценность, - информационно-динамичные базы данных формируются, поддерживаются и актуализируются административно путем ежемесячной передачи информации (файл, интернет, электронная почта, бандероль, проводник поезда и пр.) главному администратору системы, а, следовательно, актуализация данных в лучшем случае будет отставать от текущего состояния рынка и не позволит осуществлять адекватные маркетинговые исследования и экономический мониторинг в регионе.

    Наиболее полно требованиям формирования открытой политематической информационной среды как рыночной инфраструктуры, призванной решать задачи:

    ·   обеспечения органов исполнительной и законодательной власти наиболее полной, систематизированной и актуальной информацией для оперативного экономического мониторинга региона с целью принятия обоснованных управленческих решений,

    ·   создания региональных банков производственных и товарных ресурсов, спроса и предложения о продукции и услугах с возможностью динамичного, оперативного и достоверного обновления и корректировки информации,

    ·   создания условий объективной оценки конъюнктуры на межрегиональных рынках для выработки оптимальных решений управления производством,

    ·   возможность разработки оптимальных и эффективных схем комплексных (клиринговых) расчетов по встречным поставкам продукции и услуг

    отвечает разработанная для целей развития межрегионального сотрудничества региональная информационно-поисковая справочно-аналитическая система РИПСАС.

    Ядро программного комплекса РИПСАС представляет собой гибкую систему формирования и поддержания взаимоувязанных политематических баз данных, быстрого поиска и удаленного получения информации по различной тематике, необходимой пользователю. Система аппаратно демократична и обеспечивает функционирование на компьютерах, начиная с уровня AT-286. Информация структурирована, снабжена справочником встроенных в систему классификаторов, рубрикаторов и ключевых слов. Информационно динамичные базы данных формируются и актуализируются самими участниками системы. К особенностям системы следует отнести открытость и доступность информационных ресурсов для любого заинтересованного пользователя, гибкость системы с возможностью ее настройки под задачи конкретного пользователя. Технология позволяет за один сеанс связи в течение одной минуты получить ответы на интересующие пользователя запросы.

    Являясь по своим целям чисто обслуживающей системой, РИПСАС по организационной структуре и направлениям деятельности отвечает актуальным потребностям формирующегося рынка информационных и консультационных услуг и обеспечит реальную информационную поддержку развитию реального сектора экономики.

    Вся информация, содержащаяся в базах данных, доступна для поиска и анализа, по запросам пользователей возможно формирование самых произвольных выборок и отчетных аналитических форм. Концептуальной основой проекта РИПСАС является свободное информационное взаимодействие всех заинтересованных участников информационной среды, обеспечивающее создание единого структурированного информационного пространства и консолидацию интересов и потенциала властных структур, промышленности, бизнеса и средств массовой информации.

    2.3.4. Рынок правовой информации

    Правовая информация представляет собой сведения о принятых и действующих правовых актах, практике их применения, комментарии специалистов к действующим правовым актам.

    С провозглашением России правовым государством значение правовой информации все более возрастает.

    Правовая информация представлена:

    - в официальных источниках опубликования. К ним относят Российскую газету, Собрание законодательства РФ, Собрание актов федеральных министерств и ведомств, Сборник международных договоров РФ и ряд других.

    - в различных периодических изданиях, как правило, по тематике данного издания.

    - в различных сборниках законов либо отдельных изданиях законов, публикуемых книгоиздателями.

    - на официальных сайтах органов государственной и муниципальной власти.

    - в справочно-правовых системах.

    С развитием компьютерных технологий все большее распространение приобретают именно справочно-правовые системы, так как они обеспечивают удобство поиска и работы с правовой информацией. В таких системах собран воедино не только огромный массив законодательных актов, но и судебная практика, комментарии ведущих специалистов.

    В настоящее время на российском рынке наибольшее распространение получили справочно-правовые системы «Консультант плюс» и «Гарант» (табл. 5).

    Таблица 5

    Доли компаний на рынке правовой информации[16]


    Доля на рынке (%)

    Консультант плюс

    72

    Гарант

    24,6

    Иные компании

    3,4


    Своим развитием компания консультант плюс также во многом обязана государственным заказам. Согласно информации о компании, опубликованной на официальном сайте, компанией «Консультант плюс» заключены договоры о сотрудничестве в области правовой информации с большим количеством органов федеральной власти, региональных государственных органов и муниципальных органов власти.

    Заключение

    Подведем основные итоги работы.

    С переходом к рыночной экономике и повышением роли прогнозирования экономического развития возросло значение информации. В общем, информация представляет собой совокупность любых данных и сведений. Однако в экономическом смысле под информацией понимаются данные, специально подготовленные и обобщенные для определенных людей, решения конкретных проблем и задач. Только такая информация представляет собой информационный продукт, представляет экономическую ценность и может быть реализована на рынке информационных услуг.  Стоимость информации включает в себя: время руководителей и подчиненных, затраченное на сбор информации, а также фактические издержки, связанные с анализом рынка, оплатой машинного времени, использованием услуг внешних консультантов и др.

    Рынок информационных услуг представляет собой сегмент рынка, в рамках которого осуществляется купля-продажа информационных продуктов и информационных услуг. Поскольку информационный рынок в России только формируется единого мнения относительно его структуры в экономической науке не сложилось. Рынок информационных услуг предполагает не только торговлю и посредничество, но и производство, в частности программных продуктов. В работе было выделено 5 сегментов информационного рынка:

    - деловая информация,

    - информация для специалистов,

    - потребительская информация,

    - услуги образования,

    - информационные технологии.

    Несмотря на значительное отставание от мирового уровня развития, рынок информационно-аналитических услуг в Российской Федерации является одним из наиболее динамично развивающихся в настоящее время.

    Информационные продукты и услуги позволяют решить большинство вопросов, способных повлиять на развитие компании:

    § Основание и развитие бизнеса — куда выгоднее вложить средства и как это сделать,

    § Положение дел в отрасли,

    § Поиск собственного потребителя и/или подходящего сегмента,

    § Поиск региональных и/или зарубежных поставщиков,

    § Маркетинговая стратегия завоевания рынка,

    § Оценка конкурентной среды.

    Анализ состояния отдельных сегментов информационного рынка привел к выводу о том, что во многом его развитие определяется государственным регулированием и стимулированием. Большинство  компаний зависят от государственных заказов, которые составляют основную часть их выручки. Отсутсвие госзаказов или изменение их структуры сразу сказывается на результатах деятельности компании и на положении дел в отрасли в целом. Положительным аспектом является принятие  и реализация целевой программы «Электронная Россия», что приводит к увеличению объемов рынка информационных услуг.


    Список используемой литературы:

    1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г., N 8, ст.609.

    2. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене"// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. N 28, ст. 3347

    3. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. N 5 ст. 531.

    4. Кабалинский Д. Информационные технологии // Эксперт – 2005 - № 38 – с. 184 -185.

    5. Петрова Е.А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития. М.: Гелиос, 2004. 121 с.

    6. Прохоров А. рынок информационных технологий в 2000-2002гг. // Передовые технологии. Итоги и прогнозы.Компьютер-пресс.-Б.М.-2002.-№1-с.8-22.

    7. Российский статистический ежегодник 2005.

    8. Рынок информационных услуг и продуктов /И.И. Родионов, Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев. - М: МК-Периодика, 2002. - 549 с.

    9. Толковый словарь Бизнес и право. М., 2005. 986 с.

    10.   www.gks.ru

    11.   www.consultant.ru

    12.   #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Статья 2 // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г., N 8, ст.609.

    [2] Толковый словарь Бизнес и право. М., 2005. с. 186.

    [3] Там же. С. 187.

    [4] Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Статья 2 // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г., N 8, ст.609.

    [5] Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", Глава I, Статья 2 // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 июля 1996 г. N 28, ст. 3347

    [6] Там же.

    [7] Толковый словарь бизнес и право. М., 2005. с. 263.

    [8] Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. N 5 ст. 531.

    [9] #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] См. Толковый словарь Бизнес и право. М., 2005. с. 263-264.

    [11] Петрова Е.А. Современный информационный рынок: микроэкономический анализ закономерностей формирования и развития. М.: Гелиос, 2004. С. 14-26.

    [12] Эксперт. 2005. № 38. С. 184.

    [13] Источник: «Эксперт РА»

    [14] Официальный сайт Росстата www.gks.ru

    [15] Источник: данные Российского статистического ежегодника 2005. с. 277-278.

    [16] Источник www.consultant.ru

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Роль информации в современной экономике и рынок информационных услуг ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.