1. Анализ статьи из журнала «Педагогика» (за 2006-2009
гг.) и статьи из журнала «Вопросы психологии» (за 2006-2009 гг.) 3
2. Дать определения следующим терминам, используя 3-4
учебника по педагогике: обучение, образование, воспитание, педагогическая
деятельность, дидактика, методы обучения, методы воспитания, содержание
обучения, содержание образования, социализация, содержание воспитания,
депривация, дезадаптация, педагогическая технология. 8
3. Дайте характеристику нормативных документов о школе
(закон РФ «Об образовании», Устав школы, БУП, Государственный образовательный
стандарт). 14
4. Заполнить в электронном виде тест Кеттелла. Составить
характеристику своей личности. С какими результатами Вы не согласны?. 16
5. Заполните таблицу «Методы воспитания», используя
художественные произведения 18
Список литературы.. 19
Приложение №1. 20
Щебланова Е.И.,
Аверина И.С., Задорина Е.Н. “Методика экспресс-диагностики способностей детей
6-7 лет” (Журнал «Педагогика» 2008г).
В статье обсуждается
проблема диагностики уровня интеллектуального развития детей. Отмечается, что,
к сожалению, решение этой проблемы часто бывает произвольным, без какого-либо
психолого-педагогического обоснования. Для ориентировочного суждения об
интеллекте детей необходимо иметь методику, которая позволила бы соблюсти ряд
обязательных для диагностики интеллекта условий:
1. Стандартизация условий
испытаний, что позволит избежать субъективности в подборе заданий и обеспечить
всем детям равные возможности.
2. Оценка разных сторон
интеллекта, что уменьшит влияние его “натасканности”.
3. Надежность и
валидность методики при сравнительной простоте применения и небольших затратах
времени.
Цель работы авторов состояла
в разработке и апробации методики экспресс-диагностики интеллектуальных
способностей (МЭДИС) детей 6-7 лет, поступающих в 1 класс школы. Разработка
указанной методики осуществлялась на основе известных зарубежных тестов
познавательных способностей - KFT 1-3 K. Хеллера с сотрудниками.
Показателями сложности
заданий служило количество правильных ответов на них, полученных при апробации
KFT и МЭДИС в группах испытуемых не менее 100 человек. МЭДИС была разработана в
двух эквивалентных по сложности и содержанию формах А и Б.
Каждая форма МЭДИС
состоит из 4 субтестов по 5 заданий возрастающей сложности. Перед выполнением
каждого субтеста проводится тренировочное выполнение двух заданий, аналогичных
тестовым.
Задания МЭДИС, как и в
зарубежной тестах, представлены в виде рисунков, что позволяет тестировать
детей независимо от их умения читать.
1 субтест направлен на
выявление общей осведомленности учащихся, из словарного запаса. Среди 5-6
изображений предметов требуется отметить названный экспериментатором (“ботинок”
“статуя”).
2 субтест дает
возможность оценить понимание ребенком количественных и качественных
соотношений между предметами и явлениями: больше-меньше, выше-ниже,
старше-моложе и.т.д. В первых заданиях соотношения однозначны, в последних -
надо выбрать предмет больше другого, но меньше третьего.
3 субтест выявляет уровень
логического мышления, аналитико-синтетической деятельности ребенка. Причем в
заданиях на исключение лишнего используются как изображения конкретных
предметов, так и фигуры с различным количеством элементов.
4 субтест направлен
на диагностику математических способностей. В него включены математические
задания на сообразительность, в которых использован различный материал:
арифметические задачи, задачи на пространственное мышление, на определение
закономерностей и т.д. Для выполнения ребенок должен уметь считать до 10 и
производить сложение и вычитание.
МЭДИС может
использоваться индивидуально и в группах по 5-10 человек. Следует учесть, что
обстановка группового тестирования может оказаться крайне неблагоприятной для
некоторых детей: с повышенной тревожностью, растерявшихся от новой обстановки и
т.д. В таких случаях рекомендуется повторить тестирование с помощью другой
формы теста или заполнить его индивидуальным психолого-педагогическим
обследованием. При планировании тестирования важно учитывать не только время,
которое необходимо для выполнения заданий, но и время для раздачи и объяснения
материала. Общее время выполнения теста составляет 20-30 минут.
Результаты тестирования
должны рассматриваться в комплексе с другими показателями: данными
собеседования с ребенком, сведениями от родителей, показателями интересов
ребенка и т.д.
Дети, получившие более
высокие баллы по МЭДИС, демонстрировали более высокий уровень обобщения понятий,
более развитую речь, большую осведомленность и т.д. Однако уровень творческого
мышления, как и следовало ожидать, был в меньшей степени связан с уровнем
интеллектуального развития. Поэтому при использовании МЭДИС рекомендуется
отбирать детей не только с высокими, но и со средними для данного возраста
показателями и обязательно дополнять тестирование собеседованием с ребенком.
Мешкова Т.А. “Природа
межиндивидуальных различий темповых характеристик у детей 7-8 лет” (Журнал
«Вопросы психологии» 2007г).
В статье представлены
результаты исследования различий индивидуального темпа (удобного и
максимального темпа работы) на узком возрастном контингенте близнецов. В
эксперименте участвовали монозиготные (35 пар-МЗ) и дизиготные (29 пар-ДЗ) 7-8
лет и одиночнорожденные того же возраста (29 чел.) - все первоклассники, все
правши.
Для измерения моторного
темпа использовалось несколько методик: простые автоматизмы -
1. “Темпинг-1” (Т-1) - постукивание карандашом по столу 10 с. Фиксируется количество ударов.
2. “Темпинг-2” (Т-2) - нажимание клавиши микрокалькулятора большим пальцем 10 с. Фиксируется число нажатий.
3. “Скалка” (Скл) -
катание круглого карандаша ладонью по столу взад и вперед 10 с. Фиксируется
число парных движений.
методики, требующие
развитие тонкой моторики пальцев руки и зрительно-двигательной координации.
4. “Стержни” (Стр) -
вставить 16 стержней в гнезда (игра “Сою” фиксируется время выполнения.
5. “Нанизывание” (Низ).
На вставленные стержни (4) надеть 32 круглые шарики (игра “Реверси”). Фиксируется
время.
6. “Фишки” (Фш) -
перевернуть 32 круглые фишки. Фиксируется время.
7. “Письмо” (Мсм) -
пишется ряд диагностических палочек на клетчатой бумаге в течение 20 с.
Фиксируется количество написанных палочек.
8. “Артикуляция (Арт) -
порядковый счет в слух от 1 до 50. Фиксируется время.
В дальнейшем все
показатели моторного темпа выражались в единообразных единицах - количестве
однотипных движений или действий в минуту.
Эксперимент строился так,
что вначале предлагалось все задание выполнить в удобном темпе, приятном для
ребенка. Чтобы избежать ориентировки на включение секундомера, время
фиксировалось незаметно. После давалось задание выполнить то же самое в
максимально возможном темпе при включенном секундомере.
методики, на измерение
сенсорного темпа:
9. “Метроном” -
измеряется предпочитаемый ритм звуковых щелчков метронома (частота ударов от 40
до 220/ мин). Методика была заимствована из работы Фришайзен-Келлер.
Сравнение группы по
средним величинам показало, что значимые различия здесь отсутствуют. Таким
образом, по параметрам темпа близнецы не отличаются от одиночнорожденных, а
группа МЗ не отличается от группы ДЗ.
На группе детей 7-8 лет
не удалось подтвердить данные Фришайзен-Келлер о значительном влиянии генотипа
на удобный темп темпинга. Отчетливые наследственные влияния обнаружены только
для максимального темпа движений. Такое расхождение в результатах, скорее всего,
связано с разницей в возрастном составе испытуемых. В настоящее время известно,
что генотип - средовые отношения могут значительно отличаться в зависи-мости от
возраста, а в работе Фришайзен-Келлер возрастной контингент близнецов очень
широк.
По данным корреляционного
анализа, показатели удобного и максимального темпа выполнения простых
двигательных автоматизмов практически не связаны друг с другом.
В основе удобного и
максимального темпа выполнения более сложных движений, требующих развития
тонкой моторики и зрительно-двигательной координации, видимо, лежит единый
фактор, связанный с уровнем общего двигательного развития.
1. Обучение - целенаправленный
процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению
знаний. Одна из основных категорий педагогики.
Обучение, процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков
деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.
Обучение - процесс
взаимосвязанной деятельности преподавателей (преподавание) и обучающихся
(учение), проходящий в рамках педагогической системы.
Обучение -
совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой
осуществляется развитие личности, её образование и воспитание.
2. Образование —
процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Образование — целенаправленная
познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их
совершенствованию.
Образование —
это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты
и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие —
накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому».
Образование —
процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей
личности…
3. Воспитание - процесс
целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её
к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Воспитание - преднамеренное
воздействие взрослого человека на ребенка, имеющее целью довести его до той
доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего
назначения человека на земле».
Воспитание - навыки
поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Воспитание - целенаправленная
содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая
максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст
современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной
жизни, достойной Человека.
4. Педагогическая деятельность – это самостоятельный
вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению
передача социального опыта, материальной и духовной культуры.
Педагогическая деятельность - это деятельность
взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание
подрастающего поколения.
Педагогическую
деятельность - воспитывающее и обучающее воздействие учителя на
ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное
развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и
самосовершенствования.
5. Дидактика — составная
часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности,
принципы и средства обучения.
Дидактика — раздел педагогики, излагающий
общую теорию образования и обучения.
Дидактика — это крупная отрасль педагогики,
разрабатывающая теорию образования и обучения.
Дидактика — часть педагогики, разрабатывающая
проблемы обучения и образования.
6. Методы обучения – это
совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и
учителя в процессе обучения.
Методы обучения - система последовательных
взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания
образования.
Методы обучения - это пути и способы, с
помощью которых достигается сообщение и усвоение знаний, формирование навыков и
умений, выработка высоких морально-боевых и психологических качеств.
7. Методы воспитания -
это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для
решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с
учителем - воспитателем.
Методы воспитания - общественно
обусловленные способы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и
детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений,
общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.
Методы воспитания - совокупность способов и
приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и
сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и
совершенствования.
8. Содержание обучения –
это все то, чем должен овладеть учащийся на занятиях по языку.
Содержание обучения - это, прежде всего процесс передачи
знаний, формирования умений, навыков.
Содержание обучения -
система целей через учебный материал, реализующаяся в педагогической
деятельности в процессе моделирования содержания обучения системно и
технологично.
9. Содержание образования - совокупность
систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, отражающая
определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки.
Содержание образования – образовательная среда,
способная вызывать личностное образовательное движение ученика и его внутреннее
приращение.
Содержание
образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств
личности, необходимым условием, которого является особым образом организованная
деятельность.
10. Социализация —
становление личности — процесс усвоения индивидом
образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний,
навыков,
позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Социализация —
общенаучный термин, обозначающий процесс приобщения индивида к социуму,
включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах,
утверждению себя и выполнению социальных ролей.
Социализация -
есть процесс социального развития личности как активного усвоения индивидом
социальных ценностей и социальных норм групп и общества в целом и формирование
их в осознанную систему социальных установок, определяющей позиции и поведение
индивида в социальной среде (желательные компоненты).
Социализация — психологическая адаптация, процесс
формирования социальных связей и взаимоотношений, направленных на создание
комфортного существования собаки в окружающем мире.
11. Содержание воспитания – это сконцентрированное выражение
системы социальных идей о значимости (ценности) явление и процессов окружающей
действительности, овладение которыми позволяет воспитанникам включаться в
освоение и преобразование мира человеческой культуры.
Содержания
воспитания - классификация задач по видам деятельности учащихся.
Содержание
воспитания - результат воспитания, способствующий формированию социальности
человека, т.е. готовности к участию в сложной системе социальных отношений, в
экономической, политической и духовной сферах.
12. Депривация — психическое состояние, при котором люди испытывают
недостаточное удовлетворение своих потребностей.
Депривация -
сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов,
наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при
нарушении работы основных органов чувств.
Депривация — психическое состояние,
возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях
продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей
удовлетворения жизненно важных ее потребностей.
13. Дезадаптация -
какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно
меняющимся условиям внешней или внутренней среды.
Дезадаптация -
нарушение приспособления организмов к условиям существования.
Дезадаптация – нарушение процесса приспособления
организма человека, обусловленное в основном психологическими проблемами к
условиям и требованиям окружающей среды.
Дезадаптация - одно из определений отторжения от
структур (групп, коллективов) <большого> общества, выпадения из его
коммуникативных сетей.
14. Педагогическая
технология — совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов
обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном
процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.
Педагогическая
технология - система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации
учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основой,
целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения,
воспитания и развития воспитанников.
Педагогическая технология - это продуманная во всех
деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением
комфортных условий для учащихся и учителя.
Закон РФ «Об образовании»:
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс
воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)
установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается
достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется
соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых
конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Устав школы
Устав школы -
установленный школой свод правил, регулирующих правовое положение школы, ее
взаимоотношения с другими организациями и гражданами, деятельность школы, ее
права и обязанности в сфере образования, внутреннюю организацию школы.
Действующее
законодательство предоставляет правомочия образовательным учреждениям (с
согласия учредителя) самостоятельно определять структуру, органы управления и
формы самоуправления учреждением. При этом главным определяющим правовым
документом и для образовательного учреждения и для его учредителя
является устав учреждения. Следовательно, первым шагом к легитимации
управляющего совета является изменение устава общеобразовательного
учреждения (далее – школы).
Поскольку устав
государственной или муниципальной школы разрабатывается и принимается на
местном уровне (уровне субъекта федерации) в соответствии с тем видением миссии
и назначения школы, которые разработчики устава намереваются претворить в
жизнь, постольку не может (по крайней мере, не должно) быть и полностью
одинаковых уставов у разных школ.
БУП
Базисный
учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации — нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их
изучение по ступеням общего образования
и учебным
годам.
Разработан на
основе федерального компонента
государственного стандарта общего образования
и является основой для разработки региональных
(национально-региональных) учебных планов и учебных планов образовательных
учреждений.
В базисном
учебном плане предложено годовое распределение часов,
что дает возможность образовательным учреждениям
перераспределять нагрузку в течение учебного
года, использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Для образовательных учреждений с
русским и родным (нерусским) языком обучения предложены примерные
учебные планы с традиционным (недельным)
распределением учебных часов.
Государственный образовательный стандарт
Государственный
образовательный стандарт (ГОС) – социальная норма образования и образованности,
разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ. Включает
федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС
определяет в образовательном порядке обязательный минимум содержания основных
образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся,
требования к уровню подготовки выпускников.
Тест Кеттелла (16PF-опросник) (см. приложение 1). Обработка данных производилась при помощи
качественного и количественного анализов.
Средние
значения по тесту Р.Кеттелла (16PF-опросник)
№
|
Назван.параметра
|
Сред.знач.
|
А
|
Общительность
|
7.25
|
B
|
Интеллект
|
8.65
|
C
|
Эмоц.устойчивость
|
5.55
|
E
|
Доминантность
|
7.05
|
F
|
Экспрессивность
|
5.55
|
G
|
Нормативн.поведен.
|
4.65
|
H
|
Соц.смелость
|
6.65
|
I
|
Чувствительность
|
8.4
|
L
|
Подозрительность
|
6.45
|
M
|
Практичность
|
6.1
|
N
|
Дипломатичность
|
6.15
|
O
|
Уверенность в себе
|
5.5
|
Q1
|
Радикализм
|
5.35
|
Q2
|
Конформизм
|
6.55
|
Q3
|
Самоконтроль
|
5.5
|
Q4
|
Эго-напряженность
|
5.6
|
F1
|
Тревожность
|
6.64
|
F2
|
Экстраверсия
|
6.63
|
F3
|
Эмоциональность
|
3.33
|
F4
|
Независимость
|
6.025
|
Распределение
результатов по тесту Р.Кеттелла
По результатам данной
таблицы можно выделить высокие значения по шкалам: А (общительность), В
(интеллект), Е (доминантность), I
(чувствительность).
Факторы H, L направлены в сторону повышения баллов – 6.65 и 6.45.
Фактор G (нормативное поведение) имеют
тенденцию к снижению баллов – 4.65.
Факторы ( F, O, M, N, O, Q1, Q2, Q3, Q4)
имеют средние значения.
Дополнительный фактор F3 (сензитивность) имеет низкое
значение - 3.3.
Классификация методов воспитания
|
Традиционные методы
|
Нетрадиционные
|
Антипедагогические
|
Произведения Л. Воронковой
|
сказка «Кот в сапогах»
|
Сказка “Одолеем Бармалея”
|
Сказка «Два жадных медвежонка»
|
сказка «Принцесса на горошине»
|
Сказка «Бибигон»
|
1. Закон РФ «Об
образовании» ( в послед.редакции)
2. Борытко, Н.М.,
Моложавенко, А.В., Соловцова, И.А. Педагогика / Н.М.Борытко, А.В. Моложавенко,
И.А.Соловцова – М.: Академия, 2008.
3. Джуринский, А.Н.
История образования и педагогической мысли /А.Н.Джуринский – М.,2004.
4. Коменский, Я.А.
Великая дидактика.- М., 1982.
5. Марцинковская, Т.Д.
История психологии /Т.Д.Марццинковская – М.: Академия, 2008
6. Мухина, В.С.
Возрастная психология /В.С.Мухина – М.: Академия, 2008.
7. Немов, Р.С. Псхология.
Кн. 1,2, 3. /Р.С.Немов. – М.,2007.
8. Педагогика /Под ред.
Л.П.Крившенко. – М., 2006-2007.
9. Педагогика /Под ред.
П.И.Пидкасистого. – М., с 1998 по 2008 гг.
10. Пидкасистый, П.И.
Педагогика: Учебное пособие для непедаг.вузов /П.И.Пидкасистый – М.: Юрайт,
2008.
11. Подласый, П.
Педагогика в 2-х частях /П.Подласый – М., 2007.
12. Психология /Под ред.
А.В.Петровского. – М., 2007.
13. Реан, А.А.,
Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика /А.А.Реан,
Н.В.Бордовская, С.И.Розум – СПб.:Питер, 2008.
14. Сластенин, В.А. и др.
Психология и педагогика /В.А.Сластенин - М.: Академия, 2008.
15. Харламов, И.Ф.
Педагогика /И.Ф.Харламов – М., 2007.
1. Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал:
а) да; b) не уверен; с) нет.
2. И готов отвечать на каждый вопрос так искренне, как
только возможно:
а) да; b) не уверен; с) нет.
3. Я бы предпочел временами жить в доме, который
находится:
а) в обжитом городе; b) нечто среднее; с) одиноко в глухих
лесах.
4. Я чувствую в себе достаточно сил, чтобы справиться со
своими трудностями:
а) всегда; b) обычно; с) редко.
5. Я чувствую некоторое беспокойство при виде диких
животных, даже если они находятся в прочных клетках:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
6. Я воздерживаюсь от критики людей и их высказываний:
а) да; b) иногда; с) нет.
7. Я делаю саркастические (язвительные) замечания по
поводу людей, если они этого, по-моему, заслуживают:
а) обычно; b) иногда; с) никогда.
8. Мне больше нравится классическая, чем эстрадная музыка:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
9. Если бы я увидел дерущимися соседских детей, то я:
а) дал бы им возможность договориться самим; b) не уверен; с)
рассудил бы их.
10. При общении с людьми я:
а) с готовностью вступаю в разговор; b) нечто среднее; с)
предпочитаю спокойно оставаться в стороне.
11. По-моему, интереснее быть:
а) инженером-строителем; b) не уверен; с) драматургом.
12. Я остановился бы на улице скорее, чтобы посмотреть на
работу художника, чем слушать, как ссорятся люди:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
13. Обычно я могу ладить с самодовольными людьми, несмотря
на то, что они хвастаются или слишком много о себе воображают:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
14. По лицу человека всегда можно заметить, что он
нечестный:
а) да; b) не уверен; с) нет.
15. Было бы хорошо, если бы отпуск (каникулы) был более
продолжителен, и каждый был бы обязан его использовать:
а) согласен; b) не уверен; с) не согласен.
16. Я предпочел бы работу с возможно большим, но
непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом:
а) согласен; b) не уверен; с) не согласен.
17. Я говорю о своих чувствах:
а) только если это необходимо; b) нечто среднее; с) охотно,
когда представится возможность.
18. Время от времени у меня возникает чувство
неопределенной опасности или внезапного страха по непонятным причинам:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
19. Когда меня неправильно критикуют за что-то, в чем я не
виноват, я:
а) не испытываю чувства вины; b) нечто среднее; с) все же
чувствую себя немного виноватым.
20. За деньги можно купить почти все:
а) да; b) не уверен; с) нет.
21. Моим решением руководит больше:
а) сердце; b) сердце и разум в равной степени; с) разум.
22. Большинство людей были бы больше счастливы, если бы
они были ближе друг к другу и поступали так же, как все:
а) да; b) не уверен; с) нет.
23. Иногда, когда я смотрю в зеркало, мне трудно
разобраться, где у меня правая, а где левая сторона:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
24. При разговоре я предпочитаю:
а) высказывать свои мысли так, как они приходят мне в голову;
b) нечто среднее; с) сначала сформулировать получше свои мысли.
25. После того как меня что-то сильно рассердит, я
довольно быстро успокаиваюсь:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
26. При одинаковом рабочем времени и заработке было бы
интереснее работать:
а) плотником или поваром; b) не уверен; с) официантом в
хорошем ресторане.
27. На общественные должности меня выбирали:
а) очень редко; b) иногда; с) много раз.
28. «Лопата» относится к — «копать», как «нож» относится
к:
а) «острый»; b) «резать»; с) «указывать».
29. Иногда я не могу заснуть потому что какая-нибудь мысль
не выходит из головы:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
30. В своей жизни я почти всегда достигаю поставленных
целей:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
31. Устаревший закон следует изменить:
а) только после глубокого основательного обсуждения; b) не
уверен; с) как можно скорее.
32. Я чувствую себя «не в своей тарелке», когда мне
приходится работать над чем-нибудь, что требует быстрых действий, результаты
которых могут повлиять на других людей:
а) верно; b) нечто среднее; с) неверно.
33. Большинство знакомых считают меня интересным
рассказчиком:
а) да; b) не уверен; с) нет.
34. Когда я вижу неряшливых, неопрятных людей, я:
а) принимаю их такими, как они есть; b) нечто среднее; с)
испытываю отвращение и возмущение.
35. Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно
оказываюсь в центре внимания группы людей:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
36. Я всегда рад оказаться среди людей, например, в
гостях, на танцах, коллективной встрече:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
37. В школе я предпочитал (или предпочитаю):
а) заниматься музыкой, пением; b) нечто среднее; с)
выпиливать и мастерить что-либо.
38. Если меня назначают руководителем чего-либо, я
настаиваю на том, чтобы мои указания выполнялись, иначе я отказываюсь от этой
работы:
а) да; b) иногда; с) нет.
39. Важнее, чтобы родители:
а) помогали детям развивать свои чувства; b) нечто среднее;
с) обучали детей сдерживать свои чувства.
40. Участвуя в групповой деятельности, я бы предпочел:
а) постараться улучшить организацию работы; b) нечто среднее;
с) следить за результатами и соблюдением правил.
41. Время от времени у меня появляется потребность в
интересной физической деятельности:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
42. Я предпочел бы скорее общаться с вежливыми людьми, чем
с грубоватыми и любящими возражать:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
43. Я чувствую себя очень униженным, когда меня критикуют
в присутствии группы людей:
а) верно; b) нечто среднее; с) неверно.
44. Если меня вызывает начальство, то я:
а) пользуюсь случаем, чтобы попросить о чем-то нужном мне; b)
нечто среднее; с) боюсь, что это связано с какой-нибудь оплошностью в моей
работе.
45. В наше время требуется:
а) больше спокойных, солидных людей; b) не уверен; с) больше
«идеалистов», планирующих лучшее будущее.
46. При чтении я сразу замечаю, когда автор произведения
хочет меня в чем-то убедить:
а) да; b) не уверен; с) нет.
47. В юности я принимал участие в нескольких спортивных мероприятиях:
а) иногда; b) довольно часто; с) многократно.
48. Я поддерживаю порядок в моей комнате, все вещи всегда
лежат на своих местах:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
49. Иногда у меня возникает чувство напряжения и
беспокойства, когда я вспоминаю, что произошло в течение дня:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
50. Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми
я разговариваю, интересуются тем, что я говорю:
а) да; b) не уверен; с) нет.
51. Если бы пришлось выбирать, то я предпочел бы быть:
а) лесником; b) не уверен; с) учителем средней школы.
52. На праздники и дни рождения я:
а) люблю делать подарки; b) неопределенно; с) считаю, что
делать подарки — довольно неприятная вещь.
53. «Усталый» относится к «работе», как «гордый» к:
а) «улыбка»; b) «успех»; с) «счастливый».
54. Какой из следующих предметов по существу отличается от
двух других:
а) свеча; b) луна; с) электрический свет.
55. Друзья меня подводили:
а) очень редко; b) иногда; с) довольно часто.
56. У меня есть качества, по которым я определенно выше
большинства людей:
а) да; b) не уверен; с) нет.
57. Когда я расстроен, я стараюсь скрыть свои чувства от
других:
а) верно; b) нечто среднее; с) неверно.
58. Я склонен посещать зрелищные мероприятия и
развлечения:
а) чаще, чем раз в неделю (т. е. чаще, чем большинство); b)
примерно раз в неделю (т. е. как большинство); с) реже, чем раз в неделю (т. е.
реже, чем большинство).
59. Я считаю, что возможность вести себя непринужденно
важнее, чем хорошие манеры и уважение к существующим правилам поведения:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
60. Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту,
опыту и положению:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
61. Мне трудно говорить или декламировать перед большой
группой людей:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
62. У меня хорошее чувство ориентировки в незнакомом месте
(мне легко сказать, где север - восток - юг - запад):
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
63. Если кто-нибудь рассердится на меня, то я:
а) постараюсь его успокоить; b) нечто среднее; с)
раздражаюсь.
64. Встречаясь с несправедливостью, я скорее склонен
забыть об этом, чем реагировать:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
65. Из моей памяти часто выпадают несущественные
тривиальные вещи, например, названия улиц, магазинов:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
66. Мне бы понравилось жизнь ветеринара, лечение и
операции на животных:
а) да; b) не уверен; с) нет.
67. Я ем со вкусом, не всегда так аккуратно и тщательно
как другие люди:
а) да; b) не уверен; с) неверно.
68. Бывают времена, когда у меня нет настроения видеть
кого бы то ни было:
а) очень редко; b) нечто среднее; с) довольно часто.
69. Иногда меня предупреждают о том, что в моем голосе и
манерах слишком проявляется возбуждение:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
70. В юности, если я расходился во мнении с родителями, то
я:
а) оставался при своем мнении; b) нечто среднее; с)
соглашался с их авторитетом.
71. Я предпочел бы заниматься самостоятельной работой, а
не совместной с другими:
а) да; b) не уверен; с) нет.
72. Мне бы больше понравилась спокойная жизнь в моем духе,
чем слава и шумный успех:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
73. В большинстве случаев я чувствую себя зрелым
человеком:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
74. Замечания в мой адрес, которые позволяют себе
некоторые люди, меня больше расстраивают, чем помогают:
а) часто; b) иногда; с) никогда.
75. Я всегда способен управлять проявлением своих чувств:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
76. Начиная работу над полезным изобретением, я бы предпочел:
а) разрабатывать его в лаборатории; b) нечто среднее; с)
заниматься его практической реализацией.
77. «Удивление» относится к «странный», как «страх»
относится к:
а) «смелый»; b) «тревожный»; с) «ужасный».
78. Которая из последующих дробей отличается от двух
других:
а) 3/7; b) 3/9; с) 3/11.
79. Кажется, некоторые люди игнорируют и избегают меня,
хотя я не знаю, почему:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
80. Отношения ко мне людей не соответствуют моим добрым
намерениям:
а) часто; b) иногда; с) никогда.
81. Употребление нецензурных выражений вызывает у меня
возмущение, даже если не присутствуют лица другого пола:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
82. У меня определенно меньше друзей, чем у большинства
людей:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
83. Я бы очень не хотел находиться в таком месте, где нет
таких людей, с которыми можно поговорить:
а) верно; b) нечто среднее; с) нет.
84. Люди иногда считают меня небрежным, хотя и думают, что
я приятный человек:
а) да; b) не уверен; с) нет.
85. Волнение перед выступлением в присутствии многих людей
я испытывал:
а) довольно часто; b) иногда; с) почти никогда.
86. Когда я нахожусь в большой группе людей, то я
предпочитаю молчать и предоставляю слово другим:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
87. Я предпочитаю читать:
а) реалистические описания военных и политических сражений;
b) нечто среднее; с) роман, где много чувств и воображения.
88. Когда люди пытаются мною командовать, то я поступаю
как раз наоборот:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
89. Начальник или члены моей семьи критикуют меня только
тогда, когда к этому действительно есть повод:
а) верно; b) нечто среднее; с) неверно.
90. На улицах или в магазинах мне не нравится, когда
некоторые люди пристально разглядывают других:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
91. Во время длительной поездки я бы предпочел:
а) читать что-нибудь серьезное, но интересное; b)
неопределенно; с) провести время, беседуя с кем-нибудь из пассажиров.
92. В ситуациях, которые могут стать опасными, я громко
разговариваю, хотя это выглядит невежливо и нарушает спокойствие:
а) да; b) не уверен; с) нет.
93. Если знакомые плохо обращаются со мной и показывают
свою неприязнь, то:
а) меня это совершенно не трогает; b) нечто среднее; с) я
расстраиваюсь.
94. Я смущаюсь, когда меня хвалят или говорят мне
комплименты:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
95. Я бы предпочел иметь работу:
а) с постоянным окладом; b) нечто среднее; с) с большим
окладом, который бы зависел от моей способности показать людям, чего я стою.
96. Чтобы быть информированным, я предпочитаю получать
сведения:
а) в общении с людьми; b) нечто среднее; с) из литературы.
97. Мне нравится принимать активное участие в общественной
работе:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
98. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда,
когда должное внимание будет уделено всем мелочам:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
99. Даже самые незначительные неудачи иногда меня слишком
раздражают:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
100. Сон у меня всегда крепкий, я никогда не хожу и не
разговариваю во сне:
а) да; b) не уверен; с) нет.
101. Для меня интереснее работа, при которой:
а) нужно разговаривать с людьми; b) нечто среднее; с) нужно
заниматься счетами и записями.
102. «Размер» так относится к «длине», как «нечестный» к:
а) «тюрьма»; b) «нарушение»; с) «кража».
103. «АБ» так относится к «ГВ», как «СР» относится к:
а) «ПО»; b) «ОП»; с) «ТУ».
104. Когда люди ведут себя неразумно, то я:
а) молчу; b) не уверен; с) высказываю свое презрение.
105. Если кто-нибудь громко разговаривает, когда я слушаю
музыку:
а) могу сосредоточиться на музыке, не отвлекаться; b) нечто
среднее; с) чувствую, что это портит мне удовольствие и раздражает.
106. Меня лучше характеризовать как:
а) вежливого и спокойного; b) нечто среднее; с) энергичного.
107. В общественных мероприятиях я принимаю участие только
тогда, когда это нужно, а в иных случаях избегаю их:
а) да; b) не уверен; с) нет,
108. Быть осторожным и не ждать хорошего лучше, чем быть
оптимистом и всегда ждать успеха:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
109. Думая о трудностях в своей работе, я:
а) стараюсь планировать заранее, прежде чем встретить
трудность; b) нечто среднее; с) считаю, что справлюсь с трудностями по мере
того, как они возникнут.
110. Мне легко вступить в контакт с людьми во время
различных общественных мероприятий:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
111. Когда требуется немного дипломатии и умения убедить,
чтобы побудить людей что-либо сделать, обычно об этом просят меня:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
112. Интересно быть:
а) консультантом, помогающим молодым людям выбирать
профессию; b) нечто среднее; с) руководителем технического предприятия.
113. Если я уверен, что человек несправедлив или ведет
себя эгоистично, я указываю на это, даже если это связано с неприятностями:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
114. Иногда я говорю глупости ради шутки, чтобы удивить
людей и посмотреть, что они на это скажут:
а) да; b) не уверен; с) нет.
115. Мне бы понравилось быть газетным критиком в разделе
драмы, театра, концертов:
а) да; b) не уверен; с) нет.
116. У меня никогда не бывает потребности что-нибудь
рисовать или вертеть в руках, ерзать на месте, когда приходится долго сидеть на
собрании:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
117. Если кто-нибудь говорит мне что-то неправильное, то я
скорее подумаю:
а) он — лжец; b) не уверен; с) по-видимому, он плохо
информирован.
118. Я чувствую, что мне угрожает какое-то наказание, даже
когда я ничего плохого не сделал:
а) часто; b) иногда; с) никогда.
119. Мнение о том, что болезнь также часто бывает от
психических, как и от физических факторов, сильно преувеличено:
а) да; b) не уверен; с) нет.
120. Торжественность и величие традиционных церемоний
следует сохранить:
а) да; b) не уверен; с) нет.
121. Мысль о том, что люди подумают, будто я веду себя
необычно или странно, меня беспокоит:
а) очень; b) немного; с) совсем не беспокоит.
122. Выполняя какое-либо дело, я бы предпочел работать:
а) в составе коллектива; b) не уверен; с) самостоятельно.
123. У меня бывают периоды, когда мне трудно избавиться от
чувства жалости к себе:
а) часто; b) иногда; с) никогда.
124. Часто я слишком быстро начинаю сердиться на людей:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
125. Я всегда могу без труда изменить свои старые привычки
и не возвращаться к прежнему:
а) да; b) не уверен; с) нет.
126. Если бы зарплата была одинаковой, то я предпочел бы
быть:
а) адвокатом; b) не уверен; с) пилотом или капитаном судна.
127. «Лучшее» так относится к «наихудшее», как «медленное»
к:
а) «быстрое»; b) «лучшее»; с) «быстрейшее».
128. Каким из приведенных ниже сочетаний следует
продолжить буквенный ряд РООООРРОООРРР...:
а) ОРРР; b) ООРР; с) РООО.
129. Когда приходит время осуществить то, что я планировал
и на что надеялся, я обнаруживаю, что уже пропало желание делать это:
а) верно; b) нечто среднее; с) неверно.
130. Большей частью я могу продолжать работать тщательно,
не обращая внимания на шум, создаваемый другими:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
131. Иногда я говорю посторонним вещи, кажущиеся мне
важными, независимо от того, спрашивают ли они об этом:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
132. Много свободного времени я провожу в разговорах с
друзьями о прошлых развлечениях, от которых я получал удовольствие:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
133. Мне нравится устраивать какие-нибудь смелые
рискованные выходки «смеха ради»:
а) да; b) не уверен; с) нет.
134. Вид неубранной комнаты очень раздражает меня:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
135. Я считаю себя общительным открытым человеком:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
136.В общении я:
а) свободно проявляю свои чувства; b) нечто среднее; с) держу
свои переживания «про себя».
137. Я люблю музыку:
а) легкую, живую; b) нечто среднее; с) чувствительную.
138. Красота поэмы восхищает меня больше, чем красота
хорошо сделанного оружия:
а) да; b) не уверен; с) нет.
139. Если мое удачное замечание остается незамеченным
окружающими, то я:
а) смирюсь с этим; b) нечто среднее; с) даю людям возможность
услышать его еще раз.
140. Мне бы понравилось работать фотокорреспондентом:
а) да; b) не уверен; с) нет.
141. Нужно быть осторожным в общении с незнакомыми, так
как можно, например, заразиться:
а) да; b) не уверен; с) нет.
142. При поездке за границу я бы предпочел быть под руководством
экскурсовода, чем самому планировать маршрут:
а) да; b) не уверен; с) нет.
143. Меня справедливо считают упорным и трудолюбивым, но
не слишком преуспевающим человеком:
а) да; b) не уверен; с) нет.
144. Если люди пользуются моим хорошим отношением в своих
интересах, то я не возмущаюсь этим и вскоре об этом забываю:
а) верно; b) нечто среднее; с) неверно.
145. Если при обсуждении какого-либо вопроса среди
участников возникает ожесточенный спор, то я предпочитаю:
а) увидеть, кто же «победил»; b) нечто среднее; с) чтобы спор
разрешился мирно.
146. Я предпочитаю планировать что-либо самостоятельно,
без вмешательства и предложений со стороны других:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
147. Иногда чувство зависти влияет на мои действия:
а) да; b) не уверен; с) нет.
148. Я твердо верю, что начальник может быть не всегда
прав, но он всегда имеет право быть начальником:
а) да; b) не уверен; с) нет.
149. Когда я думаю обо всем, что еще предстоит сделать, у
меня появляется чувство напряженности:
а) да; b) иногда; с) нет.
150. Когда зрители мне что-либо кричат во время игры, меня
это не трогает:
а) верно; b) нечто среднее; с) неверно.
151. Интереснее быть:
а) художником; b) не уверен; с) организатором культурных
развлечений.
152. Которое из следующих слов не относится к двум другим:
а) любые; b) некоторые; с) большинство.
153. «Пламя» так относится к «жар», как «роза» относится
к:
а) «шип»; b) «красивые лепестки»; с) «аромат».
154. У меня бывают яркие сновидения, мешающие мне спать:
а) часто; b) иногда; с) практически никогда.
155. Если на пути к успеху стоят серьезные препятствия, я
все-таки предпочитаю рискнуть:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
156. Когда я нахожусь в группе людей, приступающих к
какой-то работе, то само собой получается, что я оказываюсь во главе их:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
157. Мне больше нравится в одежде спокойная корректность,
чем бросающаяся в глаза индивидуальность:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
158. Мне больше нравится провести вечер за спокойным
любимым занятием, чем в оживленной компании:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
159. Я не обращаю внимания на доброжелательные советы
других, даже когда эти советы могли бы быть полезными:
а) иногда; b) почти никогда; с) никогда.
160. В своих поступках я всегда стараюсь придерживаться
общепринятых правил поведения:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
161. Мне не очень нравится, когда смотрят, как я работаю:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
162. Иногда приходится применять силу, потому что не всегда
возможно добиться результата с помощью убеждения:
а) верно; b) нечто среднее; с) неверно.
163. В школе я предпочитал (предпочитаю):
а) русский язык и литературу; b) не уверен; с) математику или
арифметику.
164. Меня иногда огорчало, что обо мне за глаза отзывались
неодобрительно без всяких к этому причин:
а) да; b) не уверен; с) нет.
165. В разговоре с простыми людьми, которые всегда
придерживаются общепринятых правил и традиций:
а) часто вполне интересен и содержателен; b) нечто среднее;
с) раздражает меня, потому что ограничивается мелочами.
166. Некоторые вещи настолько раздражают меня, что
предпочитаю вообще не говорить на эти темы:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
167. В воспитании важнее:
а) относиться к ребенку с достаточной любовью; b) нечто
среднее; с) выработать нужные привычки и отношение к жизни.
168. Люди считают меня положительным, спокойным человеком,
которого не трогают превратности судьбы:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
169. Я считаю, что общество должно руководствоваться
разумом и отбросить старые привычки или ненужные традиции:
а) да; b) не уверен; с) нет.
170. Думаю, что в современном мире важнее разрешить:
а) вопросы нравственности; b) не уверен; с) разногласия между
странами мира.
171. Я лучше усваиваю материал:
а) читая хорошо написанную книгу; b) нечто среднее; с)
участвуя в обсуждении вопроса.
172. Я предпочитаю идти своим путем вместо того, чтобы
действовать в соответствии с принятыми правилами:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
173. Прежде чем выдвигать какой-либо аргумент, я
предпочитаю подождать, пока не буду убежден, что я прав:
а) всегда; b) обычно; с) только если это целесообразно.
174. Мелочи иногда невыносимо «действуют мне на нервы»,
хотя я и понимаю, что они не существенны:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
175. Под влиянием момента я редко говорю вещи, о которых
потом очень сожалею:
а) верно; b) не уверен; с) неверно.
176. Если бы меня попросили участвовать в шефской
деятельности, то я бы:
а) согласился; b) не уверен; с) вежливо сказал, что занят.
177. Которое из следующих слов не относится к двум другим:
а) широкий; b) зигзагообразный; с) прямой.
178. «Скоро» так относится к «никогда», как «близко» к:
а) «нигде»; b) «далеко»; с) «где-то».
179. Если я невольно нарушил правила поведения, находясь в
обществе, то я вскоре забываю об этом:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
180. Меня считают человеком, которому обычно в голову
приходят хорошие идеи, когда нужно разрешить какую-либо проблему:
а) да; b) не уверен; с) нет.
181. Я способен лучше проявить себя:
а) в трудных ситуациях, когда нужно сохранить самообладание;
b) не уверен; с) когда требуется умение ладить с людьми.
182. Меня считают человеком, полным энтузиазма:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
183. Мне нравится работа, которая требует перемен,
разнообразия, командировок, даже если она связана с некоторой опасностью:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
184. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю
на том, чтобы все делалось по возможности правильно:
а) верно; b) нечто среднее; с) неверно.
185. Мне нравится работа, требующая добросовестного
отношения, точных навыков и умений:
а) да; b) нечто среднее; с) нет.
186. Я отношусь к типу энергичных людей, которые всегда
заняты:
а) да; b) не уверен; с) нет.
187. Я уверен в том, что не пропустил ни одного вопроса и
на все ответил как следует:
а) да; b) не уверен; с) нет.