Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: ОРД 17

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: ОРД 17
  • Предмет:
    Другое
  • Когда добавили:
    22.03.2012 11:30:26
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:


    Содержание

    1.Понятие и виды содействия граждан органам, осуществляющим ОРД

    § 1.1. Понятие и классификация лиц, содействующих оперативно-розыскным органам……………………………………………………………………………………………3

                § 1.2. Основания и условия для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности………………………………………………………………………...4

    § 1.3. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность……………………………………..7

    2. Практическое задание……………………………………………………………………….11

                § 2.1. Поручение о проведении ОРМ………………………………………………….11

                § 2.2. План ОРМ………………………………………………………………………...12

    Список литературы……………………………………………………………………………..13

    § 1.1. Понятие и классификация лиц,

    содействующих оперативно-розыскным органам

    В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»  отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий. [1] Таким образом, участниками оперативно-розыскной деятельности, помимо должностных лиц и оперативных сотрудников, могут быть и иные частные физические лица. Это граждане, участвующие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (содействующие оперативно-розыскному органу), лица, изучаемые, и лица, защищаемые в оперативно-розыскной деятельности, а также субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Ч. 1 ст. 17 освещает важный элемент оперативно-розыскной деятельности, который связан с тем, что отдельные лица могут оказывать содействие оперативным подразделениям в подготовке и (или) проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. В свою очередь, на лиц, задействованных в оперативно-розыскной деятельности по контракту и без такового, накладывается обязательство сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, т.е. не разглашать сведения оперативного характера. Кроме того, лица, давшие согласие на участие в оперативно-розыскных мероприятиях, не имеют права предоставлять заведомо ложную информацию оперативным органам в лице оперативных сотрудников.

    По мнению ряда ученых, лицом, содействующего оперативно-розыскному органу, является всякий дееспособный человек, привлеченный к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий, т.е. предоставляющий информацию оперативно-розыскному органу (оперативнику) или иным образом участвующий в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности и в данной связи наделенный соответствующими полномочиями, который подлежит социальной и правовой защите, а также ответственности в случае нарушения взятых обязательств.[2]

    «Привлечение» означает побуждение лица принять участие в осуществлении ОРМ. Отсюда следует, во-первых, что предложение о сотрудничестве должно исходить, как правило, от оперативно-розыскного органа; во-вторых (самое существенное), что окончательное решение о возможности задействования лица в ОРМ принимает только оперативно-розыскной орган (в лице своих должностных лиц), но не привлекаемое лицо.

    В зависимости от различных критериев среди привлекаемых лиц выделяют несколько групп:

    По степени участия в ОРД различают основную группу (агент, доверенное лицо и др.) и дополнительную (специалист, переводчик и др.).

    По форме оказания содействия оперативно-розыскным органам привлекаемые лица классифицируются на тех, кто содействует только негласно (агент), только гласно (доверенное лицо, дружинник и др.) и в смешанной форме (специалист, переводчик и др.).

    По способам (этапам) задействования деление производится на лиц, подготавливающих ОРМ и непосредственно участвующие в его проведении.

    По длительности содействия (в зависимости от срока решения конкретной задачи ОРД) различают разовое оказание помощи, кратковременное содействие (например, участие в оперативно-розыскном обеспечение производства по конкретному уголовному делу) и сотрудничество на долговременной основе (как правило, агент).


    § 1.2. Основания и условия для привлечения лица к участию

    в оперативно-розыскной деятельности.


    Единственным основанием для привлечения лица к участию в оперативно-розыскной деятельности является исходящая из принципов ОРД и нормативно определенная законодателем объективная необходимость достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности. Правовую основу гласного содействия составляют оперативно-розыскной закон, иные законы, а также нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, детализирующие указанный закон применительно к специфике своего ведомства.

    Закон официально закрепляет за гражданами возможность реализовать свое право на оказание помощи органам внутренних дел в решении задач борьбы с преступностью путем сотрудничества с оперативными аппаратами этих органов, признавая социальную необходимость и значимость подобного сотрудничества. Однако это не означает обязательную реализацию названного права во всех случаях изъявления отдельными лицами такого желания. Решение данного вопроса - прерогатива органов внутренних дел. Следовательно, реализация права граждан на содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно - розыскной деятельности возможна только при обоюдном согласии.

    Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, может быть гласным, анонимным и негласным (конфиденциальным).

    Гласное содействие оказывается лицом при подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий, в ходе которых это лицо не требует (или не требуется) сохранения в тайне его участия в данных мероприятиях, а в последующем при необходимости оно может дать свидетельские показания по уголовным делам. Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно - розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок и других мероприятий.

    Анонимное содействие осуществляется путем предоставления информации, когда лицо, ее предоставляющее, не желает раскрывать свое имя и участвовать в дальнейшем в уголовном процессе. Анонимная информация может передаваться по телефону, в письменной форме, в процессе непосредственной встречи с сотрудником органа внутренних дел или через посредника.[3]

    Конфиденциальность содействия устанавливается при условии выраженного желания гражданина. Как правило, вовлекаемый в оперативно - розыскной процесс сам должен выступить инициатором конфиденциальности своих отношений с органами внутренних дел. Однако это не исключает случаев, когда орган внутренних дел в лице своих штатных должностных лиц из тактических соображений целесообразности или безопасности предлагает гражданам, привлекаемым к подготовке или проведению оперативно - розыскных мероприятий, конфиденциальность такого содействия. Конфиденциальность означает, прежде всего, что сведения о лицах, оказывающих подобное содействие, не подлежат оглашению. Это обеспечивается рядом мер, предусмотренных ведомственными нормативными актами МВД РФ.

    Конфиденциальное содействие может быть кратковременным либо длительным (устойчивым). Конфиденциальное сотрудничество наступает с момента взаимной договоренности и прекращается по желанию одной из сторон или при наличии иных оснований.

    Формы конфиденциального сотрудничества с органами внутренних дел могут быть различными. Конфиденциальное сотрудничество граждан с органами внутренних дел по контракту означает, что эти лица ведут по заданиям органов внутренних дел активную разведывательно-поисковую деятельность, причем получение за это вознаграждений и других выплат является для них одним из источников существования. Главная отличительная черта конфиденциального сотрудничества на контрактной основе - длительность, устойчивость отношений между гражданином и органом внутренних дел. Кроме того, оказывающий содействие органам внутренних дел на контрактной основе должен отвечать ряду специальных требований, которые определяются ведомственными нормативными актами МВД РФ. Конфиденциальное сотрудничество гражданина может осуществляться также на бесконтрактной основе и выражаться в предоставлении органам внутренних дел имеющейся у него информации, принадлежащих ему служебных или жилых помещений для осуществления оперативно - розыскных мероприятий, в консультировании по различным вопросам, связанным с осуществлением ОРМ, оказании различных услуг и др.

    Федеральным законом установлено, что конфиденциальное сотрудничество может осуществляться с любым совершеннолетним дееспособным лицом независимо от гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений. Привлекаться к сотрудничеству могут как граждане России, так и иностранных государств и лица без гражданства. Привлекаться к сотрудничеству могут отдельные граждане.

    Законом органам внутренних дел запрещено использовать конфиденциальное содействие по контракту с довольно обширной группой лиц: депутатами (имеются в виду выборные представители законодательной власти всех уровней), судьями, прокурорами, адвокатами, священнослужителями и полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений. Из этого перечня видно, что запрет распространяется на выборных представителей законодательной и судебной властей, а также лиц, в силу своей профессии обладающих определенной информацией "профессионального характера". Однако важно отметить, что конфиденциальное сотрудничество с указанной категорией лиц не исключается полностью. Оно возможно, но лишь на бесконтрактной основе.

    Одним из условий конфиденциального сотрудничества является согласие лица на участие в оперативно - розыскном процессе. Причем получение такого согласия недопустимо путем использования незаконных способов и методов. Оно должно быть добровольным и исключать физическое и психическое насилие. Согласие может выражаться как в устной, так и в письменной формах. Основной письменной формой получения согласия лица на конфиденциальное содействие органам внутренних дел в осуществлении ими ОРД является контракт. Контракт - это договор между органом внутренних дел и отдельным гражданином, в котором находят отражение срок, цель сотрудничества, права и обязанности обеих сторон, условия возможного продления срока договора или досрочного расторжения, сумма или характер вознаграждения конфиденту. Контракт от имени органа внутренних дел подписывают соответствующие руководители, перечень которых определяется ведомственными нормативными актами МВД России.

    На лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД, Федеральным законом возлагаются обязанности сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно - розыскных мероприятий, и не предоставлять заведомо ложную информацию.

    Конфиденциальное сотрудничество граждан с органами внутренних дел должно использоваться только для решения задач оперативно - розыскной деятельности. Организационные и тактические аспекты конфиденциального сотрудничества граждан с органами внутренних дел определяются ведомственными нормативными актами МВД РФ.


    § 1.3. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

    Согласно ч. 2 ст. 18 ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает положение о том, что государство гарантирует лицам, изъявившим согласие содействовать по контракту оперативным органам, правовую защиту, связанную с правомерным выполнением указанными лицами общественного долга или возложенных на них обязанностей.[4]

    Так, ч. 3 ст. 18 указанного закона говорит о том, что, если возникает реальная угроза противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а равно членов их семей и близких, то эти органы обязаны принять все необходимые меры по предотвращению противоправных действий, а также установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Кроме того, защиту жизни, здоровья и других интересов граждан осуществляют и другие правоохранительные органы, нередко во взаимодействии с оперативными подразделениями.

    В части 5 ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» отражена стимулирующая норма: лица, сотрудничающие с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, либо оказывающие им помощь в расследовании и раскрытии преступлений или в установлении лиц, их совершивших, могут получить соответствующее вознаграждение.[5] Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются. Целесообразно объявлять вознаграждения за помощь и содействие, за предоставление информации в ориентировках на розыск преступников, совершивших или совершающих тяжкие преступления, на розыск без вести пропавших, особенно детей, а также на установление личности по трупам, прежде всего, несовершеннолетних. Отчасти по причине нереализации отмеченного в законе правила современный розыск, в частности, скрывшихся от следствия и суда обвиняемых (подозреваемых), а также лиц, уклоняющихся от отбытия наказания, имеет крайне негативные результаты.

    Так, в ч. 6 ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан. Указанные лица, как и все граждане РФ, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

    Кроме того, законодатель распространяет социальную и правовую защиту не только на лиц, сотрудничающих с оперативными органами, но и на членов их семей, если они подвергаются опасности. Законодатель отмечает, что при возникновении угрозы допускается проведение специальных мероприятий по их защите в порядке, определяемом законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

    Для пояснения важности положения приведенной нормы приведем следующий пример: лицо, ранее входившее в преступную группировку, решило сотрудничать с правоохранительными органами и активно помогает им в ее изобличении. Члены преступной группировки узнают о таком сотрудничестве и, чтобы заставить его молчать, похищают жену и ребенка данного гражданина. Для предотвращения данной ситуации органы, проводящие оперативно-розыскные мероприятия, обязаны обеспечить надежную защиту не только лицу, сотрудничающему с оперативным органом, но и его близким.

    В части 8 ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» излагаются стимулирующие социально-правовые нормы, стоящие на защите надлежащего обеспечения доступными средствами деятельности граждан, содействующих оперативным органам на том или ином основании. Так, ч. 8 ст. 18 рассматриваемого нормативно-правового акта гласит, что в случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с оперативными органами, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семье пострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, положено выплатить единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего и в установленном законодательством РФ порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца.

    В частях 9 и 10 ст. 18 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» отражена программа социально-правового регулирования правил защиты граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а именно: при получении лицом, сотрудничающим по контракту с оперативными органами, травмы, ранения, контузии или иного увечья в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшей работы по обозначенному профилю, указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законодательством РФ порядке назначается пенсия по инвалидности. В части 10 ст. 18 содержится дополнительная норма: при одновременном возникновении в соответствии с законодательством РФ нескольких оснований для указанных единовременных выплат в случаях, установленных настоящей статьей, выплаты осуществляются по одному основанию по выбору получателя.[6]

    Подводя итог общему содержанию ст. 18, отметим, что государство в лице исполнительного органа, наделенного полномочиями осуществления оперативно-розыскной деятельности, заинтересовано в разных формах борьбы с преступностью и решения других специальных задач, возложенных на них, в том числе связанных с обеспечением национальной безопасности. Органы, осуществляющие ОРД, заинтересованы развивать корпус лиц, которые содействуют оперативным органам. Более того, полагаем, что без рассматриваемого института мы уже оказались бы заложниками преступного элемента. Такую позицию косвенно подтверждает и содержание п. 32 ст. 11 Закона РФ «О милиции», согласно которого возможно привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей.[7]

    Определенным самостоятельным нормативным правилом является положение ч. 4 ст. 18, где отмечается, что если лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно участвует в раскрытии преступлений, стремится к возмещению причиненного ущерба или иным образом компенсирует нанесенный вред, то оно освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. Такая позиция дает возможность человеку, преступившему грань дозволенного и совершившему преступление, не повлекшее тяжких последствий, раскаявшемуся и возместившему ущерб или иным образом загладившему свою вину, избежать уголовной ответственности, если он дает согласие на привлечение его к сотрудничеству с оперативным органом и активно участвует в тех или иных оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на раскрытие преступлений. При этом необходимо отметить, что данная норма не будет распространяться на лиц, которые совершают преступления повторно или пытаются прикрыть свои действия ложным оказанием помощи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Представляется, что в категорию лиц, совершивших противоправные деяния без тяжких последствий, исходя из сути нормы, заложенной в ч. 4 ст. 18, при деятельном раскаянии и желании сотрудничать с оперативными органами должны войти и лица, совершившие преступления, не являющиеся членами преступных групп.[8]


    § 2.1. Поручение о проведении ОРМ

    Начальнику


                          (наименование

    по Иркутской области

     органа дознания,


    звание, фамилия, инициалы)


    ПОРУЧЕНИЕ

    о производстве отдельных следственных действий
    (оперативно-розыскных, розыскных мероприятий)

    В моем производстве находится уголовное дело № 0000, возбужденное 09.08.2010 г. по факту того, что неустановленное лицо 09.08.2010 г., обнаружен неопознанный труп мужчины с признаками насильственной смерти (наручники на руках, колото-резанные раны в области спины) – описывается фабула совершенного преступления.

    Мужчине на вид  40-45 лет, нормального телосложения, среднего роста, носит очки, русые волосы, одет в брюки темного цвета, куртку темного цвета, спортивную обувь белого цвета, документов не обнаружено.

    В целях исполнения требований ст. 73 УПК РФ и руководствуясь п. 4 и 6 части второй ст. 38 и (или) частью первой ст. 152 УПК РФ,

    ПРОШУ:

    Поручить подчиненным Вам сотрудникам отдела ОС:

    1.   провести  комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление  личности обнаруженного мужчины.

    2.   провести  комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление  личности родственников, знакомых обнаруженного мужчины, их причастности  к совершенному преступлению. Обеспечить явку данного лица к следователю для производства следственных действий.

    3.   провести  комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление  свидетелей преступления, их причастности  к совершенному преступлению. Обеспечить явку данного лица к следователю для производства следственных действий.

    4.   Предоставить в СС результаты ОРД, полученные в рамках расследования уголовного дела № 0000.


           Прошу Вас направить ответ в установленный законом срок. За дополнительной информацией обращаться к следователю.

    Приложения

    Нет

     

    Следователь СС по Иркутской области


                      И.И. Иванов



    § 2.1. План проведения ОРМ по уголовному делу № 0000

    оперативно – розыскные мероприятия

    Исполнитель

    Срок выполнения

    Отметки о выполнении

    1

    провести  комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление  личности обнаруженного мужчины

    Петров П.П.

    04.10.2010 г.


    3

    Направления в СС ответа на поручения с целью установления дополнительных свидетелей, предоставление иных сведений,

    Петров П.П.

    04.10.2010 г.


    4

     Запросить характеризующий материал на интересующих лиц

    Петров П.П.

    08.10.2010 г.


    7

    Предоставление в СС результатов ОРД

    Петров П.П.

    08.10.2010 г.


    Перечень действий не является исчерпывающим

    О/у  отдела                                                                                                                                        Петров П.П.

    Список литературы:

    Нормативно-правовые акты:

    1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 дек.

    2. Уголовный кодекс РФ: федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собр. законодательства РФ. –  1996. –  №25. –  Ст. 2954.

    3. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18 декабря 2001г. №174-ФЗ // Собр. законодательства РФ. –  2001. –  № 24. –  Ст. 1011.

    4. О милиции: Федер. закон от 18.04.1991 N 1026-1// Ведомости СНД и ВС РСФСР. –  1991. –  № 16. –  Ст. 503.

    5. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ // Собр. законодательства РФ. –  1995. № 33. Ст. 3349.

     

    Специальная литература:

    1. Классическая литература: тактика обыска и выемки ∕ под ред. В.В. Андреева. – М.: НОРМА, 2007. – 356 с.

    2. Дубягин Ю.П.Комментарий к ФЗ «Об ОРД» ∕∕ Ю.П. Дубягин. –  М.: Феникс, 2009. –  248 с.

    3. Иванченко Д.Б. Правоохранительные органы ∕∕ Д.Б. Иванченко. –  Томск: Литера, 2008. –   350 с.

    4. Классическая литература: ОРД в РФ ∕ под ред. В.В. Андреева. – М.: НОРМА, 2007. – 356 с.

    5. Михайлычев Е. А. Руководство по розыску и расследованию неочевидных убийств ∕∕ Е.А. Михайлычев. –  М.: Прима, 2008. –  466 с.

    6. Уголовный процесс: сборник учебных пособий ∕ отв. ред. Галикова Н.Ф. –  М.:

    ГУК МВД России, 2002. – 180 с.




    [1] Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.


    [2] Дубягин Ю.П.Комментарий к ФЗ «Об ОРД». М., 2009. С. 113.

    [3] Михайлычев Е. А. Руководство по розыску и расследованию неочевидных убийств. М., 2008. С. 368.


    [4] Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

    [5] Там же.

    [6] Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

    [7] О милиции: Федер. закон от 18.04.1991 N 1026-1// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

    [8] Иванченко Д.Б. Правоохранительные органы. Томск, 2008. С. 116.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - ОРД 17 ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.