С О Д Е Р Ж А Н И Е
Ведение. 2
1. Возникновение и развитие древневосточных государств. 3
2. Государственный строй стран Древнего Востока. 8
Заключение. 15
Список источников. 16
Ведение
Древний Восток в истории –
это не столько географическое, сколько историко-культурное, цивилизационное
понятие.
Именно на Древнем Востоке
впервые в истории развития человечества появились и развились социальные и политические
институты, государство и право, мировые религии.
Восток в древности был
представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций
(индо-буддийской, ассирийско-вавилонской, конфуцианско-китайской), однако
отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер
развития стали главными определяющими чертами их типологического сходства в
отличие от динамично развивающихся античных стран, а затем и стран Западной
Европы, преемника античной цивилизации.
Рассмотрим в данной
работе особенности возникновения древневосточных государств и процессы
формирования государственного строя в странах Древнего Востока.
Исследовательскую базу
составили труды ученых по истории, истории государства и права зарубежных
стран, истории Востока, а также источники законодательства стран Востока.
Работа состоит из
введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
По мнению
русского историка последней трети XIX века Л.И.Мечникова[1], первыми в истории великими
культурами (он предпочитал цивилизации именовать культурами) стали следующие
четыре: египетская; ассирийская (ассиро-вавилонская, или Сирия двух рек,
Двуречье); индийская; китайская.
В современной
историографии цивилизаций
и культур существуют и другие подходы, которые толкуют историю либо как
историю локальных культур и цивилизаций (8 культур немецкого историка и
философа О.Шпенглера, 27 цивилизаций в мировой истории по подсчетам английского
историка А.Тойнби), либо как движение по одному пути в силу наличия единых истоков,
«всеобщей основы».
Наибольший вклад в
обсуждение этой «всеобщей основы» внесен немецким философом К.Ясперсом, автором
трактата «Истоки истории и ее цель»[2],
главной целью которого он считал содействие «углублению нашего осознания
современности». Ясперс выделяет несколько факторов: задача организации
ирригационных сооружений, их регулирование в долинах Нила, Тигра и Евфрата,
Инда и Хуанхэ, с необходимостью ведущее к централизации управления и созданию
автократического (самодержавного, деспотического) государства, открытие письменности
(Шумер, Египет, Китай, финикийцы); возникновение городов и монументальной
архитектуры, ускоривших формирование социальных объединений и властное их
регулирование со стороны государства; возникновение народов, осознавших свое
единство, с общим языком, общей культурой и общими мифами, позднее –
возникновение мировых империй как способ защиты от вторжений кочевых народов
(ассирийцы, египтяне, затем государство нового типа у персов и, возможно, по
их образцу у китайцев и индийцев).
История
Древнего Двуречья, точнее Междуречья (Месопотамии) Тигра и Евфрата, отмечена
наиболее ранним и высоким уровнем развитости земледельческой и управленческой
культуры. В конце 4-го тысячелетия сюда пришли шумеры. До сих пор неясно, откуда
они появились – из Египта, Малой Азии или Индии, вытеснив местных жителей
(протошумеров). Пришельцы освоили болотистую, но весьма плодородную почву
долины двух рек, научились усмирять нерегулярные и временами катастрофические
разливы Евфрата с помощью разветвленных ирригационных сооружений. Они создали –
задолго до греков и римлян – города-государства, такие, как Киш (на севере), Ур
и Урук (на юге) во главе с военным вождем. Вождь именовался энси («господин
сооружений»), поскольку имел наряду с военными также строительные и иные
полномочия и обязанности. Кроме того, в городах имелись народные собрания[3].
На территории
современного Египта приблизительно 5 тыс. лет назад сложилось единое государство,
ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации, которая просуществовала
3 тысячелетия, то есть дольше, чем вавилонская или шумеро-аккадская. Здесь, как
и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема,
благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды социальных
потрясений и т.д.
Еще одной
важной особенностью египетской цивилизации явилось то, что она была детищем
одного этноса. Об этой ее особенности удачно сказано в фундаментальном труде
Л.Н.Гумилева «Этногенез и биосфера земли»: «В Древнем Египте объединенные
хаттские племена сложились в могучий этнос и создали разветвленную социальную
систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы,
торговцы, земледельцы и нищие батраки. Система усложнялась по мере
столкновений с иноземцами. Завоевания в Нубии и Сирии производили
профессиональные войска, договоры с Вавилоном (и хеттами) заключали опытные
дипломаты, а каналы и дворцы строили специалисты-инженеры, обучавшиеся с
детства. Разветвленная система пережила вторжения гиксосов и возродилась...
обновленной мощью. Но с XI в. до н.э. пошел процесс упрощения и
сопротивляемость системы упала. С 950 г. до н.э. власть над Египтом попала в
руки ливийцам. В 715 г. до н.э. господство перешло к эфиопам, которые
проиграли войну с Ассирией, и азиаты оккупировали Египет, который сам уже
перестал защищаться. Саисская династия освободила страну и держалась на копьях
эфиопов и ливийцев. В 550 г. до н.э. пала и она, после чего в Египте последовательно
господствовали парсы, макеДоняне, римляне, арабы, берберы, мамлюки и турки. И
из всех социальных групп уцелели к I в. н.э. только земледельцы-феллахи. И небольшая
кучка эллинизированных горожан-коптов»[4].
Для
политического устройства египетского общества, как и многих других
древневосточных обществ, характерны следующие черты: политическая власть
сосредоточена в одном центре; права и собственность разных общественных групп
определяются центральной властью; сам принцип собственности слабо гарантирован
властью; в обществе и государстве преобладает произвол, суть которого в том,
что властвует облеченный властью человек, а не существующий закон (деспотизм
фараона).
В истории
Древней Индии можно выделить следующие периоды: протоиндийская, или хараппская,
цивилизация (конец 4-го – середина 2-го тысячелетия до н.э.), ведическая цивилизация
(1500-600 гг. до н.э.), последующий магадско-маурийский период (V в. до н.э. – II в. н.э.). Последний
период получил название от государства Магадха и империи Маурьев (основана в
321 г. до н.э. царем Чандрагуптой I в Северной и Центральной Индии).
О хараппской
цивилизации известно лишь из археологических материалов. В ней насчитывалось
140 городов (3 из них были крупными). Улицы прокладывались прямые и длинные –
34 фута в ширину и полмили в длину. Дома возводились из обожженного кирпича с
комнатами, кухней и ванной. Имелись также сооружения с бассейнами, в которых
совершались ритуальные омовения.
После
вторжения индоариев центр переместился в бассейн Ганга, откуда арии заселили
центральную часть полуострова, колонизовали территорию острова Шри-Ланка и
через Гималаи проникли в Китай. Арии помимо вероятного включения местных богов
в свой пантеон научились у местных жителей строительству ирригационных
сооружений, приручению слонов, выведению новых пород скота. Индия в этот период
становится страной воинов и священнической знати, страной искусных
ремесленников, умелых купцов, менял и актеров. По некоторым сведениям, древние жители
еще в хараппские времена имели торговые отношения с Месопотамией и Средней
Азией.
Древний Китай
был основан на трех крупных реках – Сыцзянь, Янцзы (голубая) и Хуанхэ (желтая),
которые текут с запада на восток, впадая в Тихий океан.
Первые очаги
цивилизации городского типа сложились в долине реки Хуанхэ, имеющей длину 3000
миль (от Тибета до океана), где проживали иньские племена, руководимые
племенными вождями – ванами. Эта река, местами стремительная и своенравная,
доставляла множество хлопот выносимыми на поверхность плодородными слоями
почвы. Вначале китайцы (это название произошло в средние века от названия
племени киданей, самоназвание китайцев – хаки) жили обособленно в силу
природных барьеров, что и способствовало формированию самобытной и
продолжительной речной цивилизации.
Древнейшая
документированная политическая история Китая начинается только с XVI в. По мнению ряда
историков, она начинается с династии Шан, которая правила около шести веков начиная
с 1583 г. до н.э. Ее возвышение связывают с покорением соседнего племени.
Правитель победившего племени стал именоваться ваном (царем), управляющим
всеми речными городами-государствами из своей столицы. Основными формами
собственности в этот период стали царская и общинная. Общинное землевладение
было организовано таким образом, чтобы распределять его плоды между разными
секторами потребления – царским, общинным и частным[5].
Земли делили
на две категории – общественное поле и частное поле. Частные поля не являлись
частной собственностью, и продукция с них шла на обеспечение свободных общинников
и тех семей, которые их непосредственно обрабатывали. Общественное поле
возделывалось совместно, и весь собранный урожай поступал старосте общины для
последующей переправки его самому царю.
Первые города-государства
возникают в Месопотамии, в регионе Двуречья рубеже 3-го-2-го тысячелетия до
н.э. Они управлялись верховными правителями двух видов – военными вождями (энси)
и жрецами (лугалями), которые вначале избирались собранием горожан или советом
старейшин. Подобным же образом – путем собраний и выборов – решали свои дела и
боги, которые исчислялись десятками, но группировались при одном верховном.
Непрерывный характер войн сделал должность энси постоянной, в его компетенцию
стали входить дела судебного разбирательства, забота о культовых сооружениях и
городском хозяйстве. В его распоряжении находилось также дворцовое имущество и
казна.
Чиновники в
городах-государствах древнего Шумера и затем древнего Аккада (на севере
Двуречья) создали надежную систему учета и контроля за налоговыми и иными
поступлениями. Все деловые документы сохранялись в архивах. Как и в
древнеегипетском государстве, в Шумере был очень высок престиж профессии
писцов. Они были озабочены не только ведением деловой переписки и составлением
документов. В силу особой сложности чтения и толкования клинописного письма –
один знак имел по 8-10 смыслов и значений – на писцов нередко возлагалась роль
чтецов и истолкователей текстов, переводчиков на дипломатических переговорах и
т.д.
О чиновниках
Вавилонского царства дошли весьма скудные сведения. Правитель дворца (нубанда) выполнял
многочисленные и очень важные общегосударственные функции (роды деятельности) и
управленческие задачи: контролировал публичные службы, содействовал
организации земледельческих и ирригационных (осушительных и обводнительных)
работ, управлял дворцовым хозяйством царя, считался «всеобщим нотариусом»,
ведал сбором налогов и надзирал за выполнением всех повинностей.
Управление на
местах осуществляли наместники (исакку), областные правители (гиакканаку) и
вожди родо-племенных общин. Судьи нередко совмещали свои специальные
миротворческие функции с административными. Царь считался в этой иерархии
верховным правителем и верховным судьей с правом помилования.
Имеются также
свидетельства, что в Месопотамии задолго до римского императора Диоклетиана
были попытки регулировать рыночные цены. Первые царские указы относятся к XXIV в. до н.э. Законы
Хаммурапи[6]
появились за 13 веков до первой римской кодификации права.
Египет как
государство изначально строилось на религиозных началах. Название «Египет»
(страна бога Птаха, главного в пантеоне девяти богов в Мемфисе, столице Нижнего
царства) этой стране дали греки, однако сами жители называли ее Кемет, что в
переводе означает Черная земля. Каждый год в начале июня главная река Хапи
(Нил) разливалась и поднималась на высоту 10 метров, затопляя всю долину. В
ноябре вода спадала и оставляла после себя черный слой плодородного ила, с чем
и связано название страны.
Свои
общественные учреждения и порядки египтяне считали изначально созданными
богами. Согласно хронологии жреца Манефона, основанной на священных текстах, до
земных правителей Египтом вначале правили боги, затем полубоги. Боги и земные
правители выступают при этом одновременно властелинами и учредителями законов.
Египетские
визири – главные помощники царей – начиная с Древнего царства выступают в роли
жрецов Истины, что соответствовало возложенным на них судейским обязанностям
наряду с административными и жреческими.
Когда-то в
древности страна состояла из небольших храмовых городов-государств, имевших
своих богов и управлявшихся по своим законам. В этих городах поклонялись разным
богам богу Солнца Ра, богине небес Нут, символу плодородия и одновременно
земному воплощению души Осириса быку Апису, доброжелательному богу воды,
заботившемуся о душах умерших, богу-крокодилу Себеку. Богами плодородия были
Исида и Осирис[7].
Приблизительно
52 века назад после продолжительного существования многих мелких и враждующих
царств на территории современного Египта сложилось единое государство, которое
стало важным элементом древнеегипетской цивилизации.
Характерной
особенностью внутриполитической жизни была борьба за власть и влияние между
фараонами, жрецами и крупными вельможами. Фараон чаще всего воспринимался как
сын и наместник бога на земле, пользующийся его непререкаемым авторитетом, но
в то же время послушный его воле и символическим указаниям. При этом напоминать
ему о божественных велениях были вправе только люди определенного сословия и
религиозно-культового ранга, то есть верховные жрецы храмов.
В Древней
Индии, в VI в. до н.э. в долине Ганга существовало не менее 16 царств.
Наиболее могущественным и хорошо организованным было царство Магадха. Царь
Магадхи Аджата Шатру принимает учение престарелого основателя новой религии.
Тело Будды сжигают, а пепел собирают десять монастырей, в том числе из Санчи,
где имеется большая ступа (захоронение).
После
вторжения Александра Македонского в Индию здесь в ускоренном темпе возникла
(после 327 г. до н.э.) империя Чандра-гупты, основателя династии Маурьев,
который правил 21 год и значительно расширил свои владения. Империя Маурьев
простиралась от реки Брахмапутра до гор Гиндукуша и Герата. Внук Чандра-гупты,
император Ашока (268-232 г.г.), стал первым объединителем Индии. Его борьба за
трон сопровождалась кровопролитными битвами, и после ее завершения Ашока
провозгласил отказ от насилия и обратился в буддизм.
Администрация
в правление Маурьев была организована в виде военно-бюрократической пирамиды:
страна поделена на 5 провинций с прямым административным управлением в виде назначенных
чиновников, с использованием шпионов из числа торговцев, бродячих актеров и
других зависимых от правителей лиц. Чиновники были главными контролерами в
сборе налогов. В распоряжении этих провинциальных правителей были мелкие
должностные лица, осуществлявшие непосредственный контроль над местным
населением. Каждый город управлялся комитетом из 30 человек, разделенным на
шесть отделений (департаментов).
При Ашоке была проявлена
забота о распространении торговых связей по всей стране и построены хорошие
дороги. Армия насчитывала свыше 600 тыс. воинов, в нее входила кавалерия и 9
тыс. боевых слонов.
В Древнем
Китае император (ван) располагал всей полнотой военной и законодательной
власти, а также высшей судебной власти. Он производил назначения на все высшие
должности. Основными ведомствами имперского управления были финансовое,
военное, контрольное, а также ведомство церемоний, императорского двора и
дворцовой стражи. Самыми привилегированными были министерство финансов
(налоговое), военное и надзора, которые возглавлялись наиболее могущественными
из высших чинов и носили название гуны. Министр образования сочетал функции
верховного жреца с заведованием императорским университетом[8].
Еще в эпоху
династий Шан и Западного Чжоу возникла большая потребность в грамотных
чиновниках, что привело к созданию прослойки специально подготовленных людей помимо
имеющихся слоев и классов, названной сословием ши (ученый-чиновник). При этом
произошло перераспределение на лестнице чинов, насчитывавшей впоследствии до 9
рангов и 18 степеней.
Функции
жрецов поначалу исполняли чиновники из сословие ши. У чиновников по традиции и
в силу сложившихся моральных правил имелось право и возможность критиковать
государя и его нерадивых министров. Бывало и так, что чиновник, написав резко
обличительный доклад, «спокойно готовился к смерти и нередко бывал казнен».
Чиновники с
самого начала стали мощной опорой для правителей, стремившихся возвысить свою
власть над знатью при помощи централизации и профессионализации управления.
Аналогичную роль выполняли сборники законов и распоряжений. Первый сборник
законов датируется ориентировочно X в., а в следующем столетии царь Ли-ван вводит
постоянные налоги и пытается сделать главной опорой не знать, а чиновников.
Его свергают в ходе восстания, однако сын его доводит реформу по ограничению наследственной
знати до конца. Аналогичные мероприятия с некоторыми новациями приходятся на
правление первого императора Цинь Ши-хуанди.
Итак,
самые ранние государственные формы, или протогосударства, стали
складываться в древневосточных цивилизациях – в Древнем Египте, Древней Индии,
Древней Месопотамии, Древнем Китае – еще в IV-III тысячелетии до н.э. в ходе
разложения общинно-родовой организации.
Практически все страны
Древнего Востока представляют собой деспотии – монархическая форма правления с
неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего
единоличным законодателем и высшим судьей.
Восточная деспотия – это
централизованное государство, с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим
надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту
административного аппарата.
Высшая законодательная
власть и исполнительная власть была одним из важных признаков широких
полномочий вождя (царя). Рано сложился и централизованный многоступенчатый
бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем.
Во главе древневосточного
государства стоял царь, которому принадлежала верховная, светская и духовная
власть. Центром управления являлся царский двор, где основные должности
занимали члены царского рода. Для большинства стан Древнего Востока было
характерно наличие трех ведомств: финансового, военного и общественных работ.
1.
Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1: Учебник по специальности «История».
– М.: Высшая школа, 1994.
2. Всеобщая история государства и права. Учебник/Отв. ред.
К.И.Батыр. – М.: Былина, 1999.
3. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства:
Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – 2-е изд.
– М.: 1989.
5. Законы вавилонского царя Хаммурапи//Хрестоматия по
истории Древнего Востока. Ч.1. – М.: 1980.
6. История государства и права зарубежных стран. Часть
1. Учебник для вузов/Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О.А. –
М.: Издательство НОРМА, 1996.
7. История
Древнего Востока/Под ред. В.И.Кузищина. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.:
Высшая школа, 2003.
8. Крамер
С. История начинается в Шумере/Пер. с
англ. 2-е изд. – М.: 1991.
9. Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические
реки: Географическая теория развития современных обществ/Пер. с фр. – М.:
1996.
10. Хрестоматия по
всеобщей истории государства и права. Учебное пособие/Под
ред.З.М.Черниловского. – М.: 1994.
11. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и
права. – М.: Юристъ, 1996.
12. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. – М.: 1949.