Содержание
1.
Значение
терминов «герой», «персонаж»
2.
Персонаж
и характер
3.
Структура
литературного героя
4.
Система
персонажей
1.
Значение терминов «герой», «персонаж»
Слово «герой»
имеет богатую историю. В переводе с греческого «heros» означает полубог, обожествленный
человек. В догомеровские времена (X–IX век до н.э.) героями в Древней Греции
назывались дети бога и смертной женщины или смертного и богини (Геракл, Дионис,
Ахилл, Эней и т.д.). Героям поклонялись, в честь них сочиняли стихотворения, им
воздвигали храмы. Право на имя героя давало преимущество рода, происхождения.
Герой служил посредником между землей и Олимпом, он помогал людям постигнуть
волю богов, иногда сам приобретал чудесные функции божества.
Такую
функцию, например, получает прекрасная Елена в древней греческой храмовой
легенде-сказке об исцелении дочери друга Аристона, царя спартанцев. Этот
безымянный друг царя, как повествует легенда, имел очень красивую жену, в
младенчестве бывшую весьма уродливой. Кормилица часто носила девочку в храм Елены
и молила богиню избавить девочку от уродства (Елена имела в Спарте собственный
храм). И Елена пришла, и помогла девочке.
В эпоху
Гомера (VIII в. до н.э.) и вплоть до литературы V века до н.э.
включительно слово «герой» наполняется иным значением. В героя превращается уже
не только потомок богов. Им становится любой смертный, достигший выдающихся
успехов в земной жизни; любой человек, сделавший себе имя в сфере войны,
нравственности, путешествий. Таковы герои Гомера (Менелай, Патрокл, Пенелопа,
Одиссей), таков Тесей Вакхилида. Авторы называют этих людей «героями» потому,
что те прославились определенными подвигами и вышли, тем самым, за рамки
исторического и географического.
Наконец,
начиная с V века до н.э., в героя превращается уже не только человек выдающийся,
но любой «муж», как «благородный», так и «негодный», попавший в мир
литературного произведения. В качестве героя выступает также ремесленник,
вестник, слуга и даже раб. Подобное снижение, десакрализацию образа героя
научно обосновывает Аристотель. В «Поэтике» – глава «Части трагедии. Герои
трагедии» – он замечает, что герой может уже не отличаться «(особенной)
добродетелью и справедливостью». Героем он становится, просто попадая в
трагедию и переживая «ужасное».
В
литературоведении значение термина «герой» весьма неоднозначно. Исторически это
значение вырастает из обозначенных выше смыслов. Однако в теоретическом плане
оно являет новое, преображенное содержание, которое читается на нескольких
смысловых уровнях: художественной реальности произведения, собственно
литературы и онтологии как науки о бытии.
В
художественном мире творения героем называется всякое лицо, наделенное
внешностью и внутренним содержанием. Это не пассивный наблюдатель, но актант,
реально действующее в произведении лицо (в переводе с латинского «актант»
означает «действующий»). Герой в произведении обязательно что-то созидает,
кого-то защищает. Главная задача героя на этом уровне – это освоение и
преображение поэтической реальности, построение художественного смысла. На
общелитературном уровне героем является художественный образ человека,
обобщающего в себе наиболее характерные черты действительности; проживающего
повторяемые схемы бытия. В этом плане герой является носителем определенных
идейных принципов, выражает замысел автора. Он моделирует особый оттиск бытия,
становится печатью эпохи. Классический пример – это лермонтовский Печорин,
«герой нашего времени». Наконец, на онтологическом уровне герой образует особый
способ познания мира. Он долженствует нести людям истину, знакомить их с
многообразием форм человеческой жизни. В этом плане герой – это духовный
проводник, проводящий читателя по всем кругам человеческой жизни и указывающий
путь к истине, Богу. Таков Вергилий Д. Алигьери («Божественная комедия»), Фауст
И. Гете, Иван Флягин Н.С. Лескова («Очарованный странник») др.
Термин
«герой» часто соседствует с термином «персонаж» (иногда эти слова понимают как
синонимы). Слово «персонаж» французского происхождения, однако имеет латинские
корни. В переводе с латинского языка «регзопа» – это особа, лицо, личина.
«Персоной» древние римляне называли маску, которую надевал актер перед
выступлением: трагическую или комическую. В литературоведении персонажем
называется субъект литературного действия, высказывания в произведении.
Персонаж представляет социальный облик человека, его внешнюю, чувственно
воспринимаемую персону.
Однако герой
и персонаж – далеко не одно и то же. Герой являет собой нечто целостное,
законченное; персонаж – частичное, требующее пояснения. Герой воплощает в себе
вечную идею, предназначается к высшей духовно-практической деятельности;
персонаж просто обозначает присутствие человека; «работает» статистом. Герой – это
актер в маске, а персонаж одна только маска.
2.
Персонаж и характер
Персонаж
легко превращается в героя в том случае, если получает индивидуальное,
личностное измерение или характер. По Аристотелю, характер соотносится с
проявлением направления «воли, каково бы оно ни было».
В современном
литературоведении характер – это неповторимая индивидуальность персонажа; его
внутренний облик; то есть все то, что делает человека личностью, что отличает
его от других людей. Иначе говоря, характер – это тот самый актер, который
играет за маской – персонажем. В основе характера находится внутреннее «я»
человека, его самость. Характер проявляет образ души со всеми ее поисками и
ошибками, надеждами и разочарованиями. Он обозначает многогранность
человеческой индивидуальности; раскрывает ее нравственный и духовный потенциал.
Характер
может быть простым и сложным. Простой характер отличается цельностью и
статичностью. Он наделяет героя незыблемым набором ценностных ориентиров;
делает его либо положительным, либо отрицательным. Положительные и
отрицательные герои обычно разделяют систему персонажей произведения на две
враждующих группировки. Например: патриоты и агрессоры в трагедии Эсхила («Персы»);
русские и иностранцы (англичане) в повести Н.С. Лескова «Левша»;
«последние» и «множества» в повести А.Г. Малышкина «Падение Дайра».
Простые
характеры традиционно объединяются в пары, чаще всего на основе
противопоставления (Швабрин – Гринев в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина,
Жавер – епископ Мириэль в «Отверженных» В. Гюго). Противопоставление
заостряет достоинства положительных героев и умаляет заслуги героев
отрицательных. Оно возникает не только на этической основе. Его образуют и
философские оппозиции (таково противостояние Йозефа Кнехта и Плинио Дезиньори в
романе Г. Гессе «Игра в бисер).
Сложный
характер проявляет себя в непрестанном поиске, внутренней эволюции. В нем
находит выражение многообразие душевной жизни личности. Он открывает как самые
светлые, высокие стремления души человеческой, так и самые темные, низменные ее
порывы. В сложном характере закладываются, с одной стороны, предпосылки для
деградации человека («Ионыч» А.П. Чехова); с другой – возможность его
будущего преображения и спасения. Сложный характер очень трудно обозначить в
диаде «положительный» и «отрицательный». Как правило, он стоит между этими
терминами или, точнее, над ними. В нем сгущается парадоксальность,
противоречивость жизни; концентрируется все самое загадочное и странное, что
составляет тайну человека. Таковы герои Ф.М. Достоевского Р. Музиля, А. Стриндберга
и др.
3.
Структура литературного героя
Литературный
герой – персона сложная, многоплановая. Он может жить сразу в нескольких
измерениях: объективном, субъективном, божественном, демоническом, книжном (Мастер М.А. Булгакова).
Однако в своих отношениях с обществом, природой, другими людьми (всем тем, что
противоположно его личности) литературный герой всегда бинарен. Он получает два
облика: внутренний и внешний. Он идет двумя путями: интровертирующим и
экстраверти-рующим. В аспекте интроверзии герой – это «обдумывающий заранее»
(воспользуемся красноречивой терминологией К.Г. Юнга) Прометей. Он живет в
мире чувств, грез, мечтаний. В аспекте экстра-верзии литературный герой
«действующий, а потом обдумывающий» Эпитемей. Он живет в реальном мире ради его
активного освоения.
На создание
внешнего облика героя «работает» его портрет, профессия, возраст, история (или
прошлое). Портрет наделяет героя лицом и фигурой; преподает ему комплекс
отличительных особенностей (толстоту, худобу в рассказе А.П. Чехова
«Толстый и тонкий») и ярких, узнаваемых привычек (характерное ранение в шею
партизана Левинсона из романа А.И. Фадеева «Разгром»).
Очень часто
портрет становится средством психологизации и свидетельствует о некоторых
чертах характера. Как, например, в известном портрете Печорина, данного глазами
рассказчика, некоего странствующего офицера: «Он (Печорин – П.К.) был среднего
роста; стройный тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение,
способное переносить все трудности кочевой жизни <…>. Его походка была
небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак
скрытности характера».
Профессия,
призвание, возраст, история героя педалируют процесс социализации. Профессия и
призвание дают герою право на общественно полезную деятельность. Возраст
определяет потенциальную возможность тех или иных действий. Рассказ о его
прошлом, родителях, стране и месте, где он живет, придает герою чувственно
осязаемый реализм, историческую конкретность.
Внутренний
облик героя складывается из его мировоззрения, этических убеждений, мыслей,
привязанностей, веры, высказываний и поступков. Мировоззрение и этические
убеждения наделяют героя необходимыми онтологическими и ценностным ориентирами;
дают смысл его существованию. Привязанности и мысли намечают многообразную
жизнь души. Вера (или отсутствие таковой) определяет присутствие героя в
духовном поле, его отношение к Богу и Церкви (в литературе христианских стран).
Поступки и высказывания обозначают результаты взаимодействия души и духа.
Весьма важную
роль в изображении внутреннего облика героя играет его сознание и самосознание.
Герой может не только рассуждать, любить, но и осознавать эмоции, анализировать
собственную деятельность, то есть рефлексировать. Художественная рефлексия
позволяет писателю выявить личностную самооценку героя; охарактеризовать его
отношение к самому себе.
Особенно ярко
индивидуальность литературного героя отражается в его имени. С выбора имени
начинается бытие героя в литературном произведении. В имени оплотняется его
внутренняя жизнь, оформляются психические процессы. Имя дает ключ к характеру
человека, кристаллизует определенные качества личности.
Так,
например, имя «Эраст», происходящее от слова «эрос», намекает в повести Н.М. Карамзина
на чувствительность, страстность и аморальность Лизиного избранника. Имя
«Марина» в известном цветаевском стихотворении воссоздает изменчивость и
непостоянство лирической героини, которая словно «пена морская». Зато
придуманное А. Грином прекрасное имя «Ассоль» отражает музыкальность и
внутреннюю гармонию дочери Лонгрена.
В составе
философии (у о. Павла Флоренского) «имена – суть категории познания личности».
Имена не просто называют, но реально объявляют духовную и физическую сущность
человека. Они образуют особые модели личностного бытия, которые становятся
общими для каждого носителя определенного имени. Имена предопределяют душевные
качества, поступки и даже судьбу человека. Так, условно все Анны имеют общее и
типичное в благодати; все Софьи – в мудрости; все Анастасии – в воскресении.
В литературе
имя героя также есть духовная норма личностного бытия; устойчивый тип жизни,
глубоко обобщающий действительность. Имя соотносит свое внешнее, звукобуквенное
начертание с внутренним, глубинным смыслом; предопределяет поступки и характер
героя, разворачивает его бытие. Герой раскрывается в тесной связи с общей идеей
и образом своего имени. Такова «бедная», несчастная Лиза, Наташа Ростова, Маша
Миронова. Каждое личное имя здесь – это особый литературный тип, универсальный
путь жизни, свойственный только данному конкретному имени. Например, путь
Лизы – это
путь тихого, трогательного бунта против моральных норм, против Бога (хотя
Елизавета – «почитающая Бога»). Путь Натальи – это путь простых природных
влечений, которые прекрасны в своей естественности. Путь Марии – это путь
«золотой середины»: путь служащей госпожи, сочетающей в себе и величавость, и
покорность.
Другими
словами, имя преобразует «житие» литературного героя, определяет способ
движения последнего в житейском море.
Яркую
иллюстрацию философии П.А. Флоренского представляет сюжет повести А.Н. Некрасова
«Приключения капитана Врунгеля». Яхта «Победа» со знаменитым капитаном
(Врунгелем) отправляется в международную регату, организованную Энландским
клубом. Врунгель проявляет твердую уверенность в победе и действительно первым
приходит к финишу. Но победа достается ему дорогой ценой. Новое имя (две первые
буквы отваливаются в начале путешествия и превращают яхту в «Беду») присваивает
судну статус обреченного. «Беда» идет к победе через приливы и отливы, пожары и
айсберги. Ее задерживает регламент регаты, таможенная полиция, крокодилы и
кашалоты. Она подвергается атакам натовского флота и организованной
преступности. И все – благодаря второму имени.
4. Система
персонажей
Литературный
герой – лицо ярко индивидуальное и в то же время отчетливо коллективное, то
есть порожденное общественной средой, межличностными отношениями. Он редко
представляется изолированно, в «театре одного актера». Герой расцветает в
определенной социальной сфере, среди себе подобных. Он включается в «список
действующих лиц», в систему персонажей, возникающую чаще всего в произведениях
крупных жанров (романах). Героя могут окружать, с одной стороны, родственники,
друзья, соратники, с другой – враги, недоброжелатели, с третьей – иные,
посторонние ему люди.
Система
персонажей представляет собой строгую иерархическую структуру. Герои, как
правило, различаются на основе их художественной значимости (ценности). Их
разделяет степень авторского внимания (или частота изображения), онтологическое
предназначение и функции, которые они исполняют. Традиционно выделяют главных,
второстепенных и эпизодических героев.
Главные герои
всегда «на виду», всегда в центре произведения. Они обладают твердым характером
и сильной волей. И потому активно осваивают и преображают художественную
реальность: предопределяют события, совершают поступки, ведут диалоги. Главным
героям свойственна хорошо запоминающаяся внешность, четкая ценностная
ориентация. Иногда они выражают основную, обобщающую идею творения; становятся
«рупором» автора.
Количество
персонажей, находящихся в центре литературного повествования может быть разным.
У И.А. Бунина в «Жизни Арсеньева» мы видим только одного главного героя. В
древнерусской «Повести о Петре и Февронье» в центре – два действующих лица. В
романе Дж. Лондона «Сердца трех» главных героев уже трое.
Второстепенные
герои находятся рядом с главными героями, но несколько позади их, на заднем
плане художественного изображения. Героями второго ряда, как правило, являются
родители, родственники, друзья, знакомые, сослуживцы героев первого ряда.
Характеры и портреты второстепенных персонажей редко детализируются; скорее – проявляются
пунктирно. Эти герои помогают главным «раскрываться», обеспечивают развитие
действия.
Такова,
например, мать бедной Лизы в одноименной повести Н.М. Карамзина. Таков Казбич М.Ю. Лермонтова
из повести «Бэла».
Эпизодические
герои находятся на периферии мира произведения. Они не совсем имеют характеры и
выступают в роли пассивных исполнителей авторской воли. Их функции чисто
служебные. Они появляются только в одном избранном эпизоде, почему и называются
эпизодическими. Таковы слуги и вестники в античной литературе, дворники,
возчики, случайные знакомые в литературе XIX века.